Национальная идея в рк что нас объединяет. Национальная идея казахстана. Национальная идея - свет и маяк в развитии общества

Под крышей Казахстана в мире и согласии проживают более сотни национальностей, объединенных одной историей и одним будущим. «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш «Мәңгілік ел», наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков», - сказал президент Нурсултан Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана. Скорее всего, каждый казахстанец понимает, что достигнуть поставленной цели, войти в топ-30 самых развитых стран мира мы сможем, лишь объединив усилия каждого гражданина. Такие амбициозные задачи нам по плечу, считает представитель Ассамблеи народа Казахстана Лео Шик, который поделился своим мнением касательно национальной идеи с нашими читателями.

- Лео Богданович, как вы считаете, единение народа Казахстана - уже реальность или к этому мы еще стремимся?

Я считаю, что Казахстан - наш общий дом. Благодаря мудрой политике Главы государства в нашей стране созданы все условия для мирной и дружной жизни в межнациональном и межконфессиональном согласии. Для единения казахстанцев в республике сделано много. Самое главное, я считаю, что Конституция начинается со слов «Мы, народ Казахстана». А это обстоятельство уже говорит о единении всех граждан. В главном документе нашего государства декларируется основной принцип - равенство перед законом. Ни один житель республики не ущемлен, вправе пользоваться всеми предоставленными благами.

- Поскольку мы заговорили о Конституции, как вы считаете, в полном объеме соблюдаются интересы представителей различных национальностей?

Наверное, только в Казахстане создан уникальный инструмент урегулирования межнациональных отношений, которому раньше не было аналогов в мире. Я говорю об Ассамблее народа Казахстана. В эту организацию входят представители всех национальностей и этносов, населяющие просторы современного Казахстана.

Как показывает практика, ассамблея стала действительно функциональным органом. Только вдумайтесь: в Парламенте РК девять депутатов назначаются из числа ее представителей! Несомненно, что они учитывают интересы казахстанцев разных национальностей на законодательном уровне. Это обстоятельство как раз и говорит о единении народа.

Ассамблея нашла свое развитие в создании домов дружбы, которые одобрил наш президент. Могу сказать, что в Восточном Казахстане работают девять домов дружбы, объединяющие представителей 105 национальностей. К тому же созданы школы возрождения национальных культур и языков. В них желающие изучают казахский, свой родной, и английский языки. В послании «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства еще раз акцентировал внимание на этом вопросе. Так что в Казахстане делается много по сравнению с другими государствами. Результатами такой работы являются мир и межэтническое согласие.

По инициативе нашего президента за одним столом собирались представители всех мировых конфессий. На мой взгляд, это большое достижение - собрать всех их под одной крышей. Религия, как известно, играет большую роль в жизни людей, она находится в душе каждого человека.

- Глава государства говорил о необходимости принятия Патриотического акта. Лео Богданович, а что для вас означает независимость Казахстана?

Независимость Казахстана - это многовековая мечта народа, населяющего огромную территорию, и тех людей, которые пришли под кров государствообразующей нации - казахов. Гостеприимный Казахстан стал для нас родным домом.

Независимость нашего государства позволяет нам в полной мере реализовывать себя в жизни, становиться людьми, профессионалами. Мы имеем возможность развивать свою вековую культуру, изучать свои языки, соблюдать свои традиции. Поэтому независимость дорога не только коренному населению, но и всем представителям единого народа Казахстана. Суверенитет позволяет нам всем вместе проводить долгосрочное планирование, строить планы на семь пятилеток вперед и войти в число самых развитых стран мира. Независимость гарантирует нам достижение всех поставленных целей.

- В прошлом году в Казахстане много говорилось об истории. Как сказал в послании народу президент, нас объединяет общая судьба, прошлое. Лео Богданович, вы ощущаете общность судьбы и ее объединяющее влияние?

Касательно общности истории я могу сказать по своему лично пережитому опыту. Судьба моего этноса - немцев - была по-своему трагичной. После того как мы были выселены в Казахстан, нас эта земля приняла как своих. Я здесь получил образование и признание, смог реализоваться в жизни. Многое нас связывает с Казахстаном, все тяжелое время мы прошли вместе. Казахи протянули нам руку помощи. В свою очередь люди других национальностей внесли свой огромный вклад в развитие и становление современного Казахстана. Мы все вместе строили и строим свое будущее. Мы вместе прошли и пережили годы Великой Отечественной войны, защитили Москву.

В последующем прошли историю всеобщего подъема народного хозяйства. Казахстанская целина поднималась всеми народами. Приезжие из других регионов СССР впоследствии остались здесь и посвятили свою жизнь служению и труду на казахской земле. И сейчас ставится вопрос о том, чтобы интенсивными методами поднимать сельское хозяйство с внедрением всех новейших достижений. Нам необходимо пересмотреть свои взгляды на жизнь, в обществе должны быть созидатели, а не люди, которые пытаются легко прожить и ничего не оставить для потомков. Нам не рисуют безоблачный рай, а говорят, что нужно всего достигать поэтапно и только своим трудом.

Следите за нашими новостями на

Еще один важнейший исторический этап в становлении новой системы ценностей и разрешении противоречий общественного сознания - поиск и определение основы нового мировоззрения, общенациональном казахстанской идеи. В процессе становления независимого Казахстана казахская национальная идея трансформировалась в казахстанскую национальную идею, вобрав в себя все богатство первой. Предстоит понять казахстанскую идею как форму разрешения социальных противоречий, ценностно-нормативное определение, как экзистенциал, включающий универсальное и итегративное содержание, способствующее внутреннему единству, устойчивости и стабильности нашего транзитного общества - и одновременно окрашенный внутренним светом убежденности, личностного согласия, одобрения всех тех, кто образует весь поликультурный народ Казахстана. Понятно, что при исследовании темы «казахская национальная идея» логично обратиться к опыту других народов, перед которыми на определенных этапах истории стояла аналогичная задача. Необходимо обобщать и изучать опыт других стран и народов по поиску национальной идеи, Это необходимо, но только для того, чтобы выявить характеристические черты, сущность казахстанской идеи. Для обоснования национальной идеи нужно определить ее основные субъекты, интересы которых она должна отстаивать и защищать в рамках единого унитарного государства. В действительности, существует казахстанская идея, отстаивающая и защищающая интересы интегрирующей казахской нации и других этносов как вполне определенного государственного единства .

Сегодня казахская идея трансформировалась и осуществилась в форме Казахстана как суверенного национального государства. На карте мира 20 лет назад появилось суверенное независимое государство, заявившее о себе во весь голос на международной арене, ставшее полноправным партнером демократического сообщества государств. Но решение этой грандиозной задачи поставило Казахстан перед новой проблемой: используя могучий потенциал казахской национальной идеи, сформировать казахстанскую идею, способную объединить, интегрировать все этносы-диаспоры республики в эпоху глобализации. Национальная идея должна вытекать из всей логики национальной истории и культуры и опираться на общечеловеческие ценности и конституцию страны. Она определяет контуры будущего, являясь детерминацией будущим. Обобщая исторический опыт, выявляя тенденции исторического развития, идея выходит за пределы данного опыта. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сформулировал следующие пять принципов, лежащих в основе национальной идеи Казахстана: 1) фактическое и юридическое равенство всех этносов республики; 2) казахский народ является государствообразующим этносом, поэтому он несет ответственность перед другими этносами, а другие этносы должны относиться с пониманием к самовыражению казахской нации; 3) религиозная идентичность и толерантность народов; 4) воспитание казахстанского патриотизма; 5) развитие малого и среднего бизнеса, формирование казахстанского среднего класса. Все другие этносы должны глубоко осознать, что у героического и стойкого казахского народа, составляющего в настоящее время более 65% от общей численности населения страны, нет сегодня желания доминировать над ними. Казахстанская идея - это идея демократической открытости, социальной справедливости, символ формирования нового духовно-нравственного пространства и возрождения на ее основе национального самосознания каждого этноса, созидания сильной и цивилизованной независимой государственности как гаранта согласия, мира и благополучия. Казахстанская национальная идея призвана способствовать внутреннему единству, устойчивости и стабильности общества, сплочению и взаимопониманию, тем самым укреплению независимой государственности. Она должна содействовать разрешению противоречий между интересами различных этносов, конфессий, социальных слоев с тем, чтобы образовалась социально-экономическая, политическая, а главное - духовно-нравственная целостность, составляющая весь казахстанский народ. Решающая роль принадлежит этносу-доминанте. Осуществив в форме национального суверенитета давнюю свою мечту, казахскую народную идею «Атамекена», казахи обнаружили, что на их долю выпала поистине историческая миссия: объединить в крепкое демократическое культурное единство все этносы-диаспоры, которые живут в Казахстане, считают его своей родиной, искренне и глубоко любят древнюю землю казахов и не хотят покидать ее ни сегодня, ни завтра. Диалог различных этносов, основанный на национальной идее, есть основа формирования казахстанского народа, который предполагает, поэтому волю к сотрудничеству, взаимопониманию и согласию, прежде всего высокотолерантного казахского народа. По мере дальнейшего развития Казахстана как независимого государства будет возрастать интегрирующая роль казахской нации в системе межэтнических отношений страны . Поэтому в исследовании нашей темы направляющим ориентиром будет изучение национального суверенитета как фактора консолидации полиэтнического и поликультурного казахстанского общества и соотношение идеи национального суверенитета и казахстанской национальной идеи. Перед лицом наступающей глобализации национальная идея должна вдохновлять и нацеливать на укрепление национальной независимости и идеологической безопасности страны, суверенитета, сохранение самобытной, уникальной культуры казахов в ее диалоге с культурами других этносов в рамках унитарного государства. Казахская культура содержит богатейший консолидирующий духовно-нравственный потенциал. Национальная идея способна объединить, сплотить все этносы Казахстана в единый народ. Для американцев такой вдохновляющей идеей является успех, возможность продвинуться по социальной лестнице любой ценой. Диалог в современных условиях - приоритетная форма разрешения конфликтов и противоречий, способ, каким самоустраивается современный мир, стремясь к согласию и взаимопониманию. В последнее время очень часто апеллируют к диалогу, но важно не только провозглашать его и декларировать, но и действительно вступать в диалог, осознавая его различные типы и уровни. Вот такой глубинный диалог и есть тот способ, с помощью которого казахская национальная идея может обрести статус казахстанской, интегрирующей все этносы в единый народ, способный не только сохранить свою культурную и национальную идентичность в процессе глобализации, но и стать необходимым структурирующим фактором ее осуществления. Только национальная идея может стать реальной силой, способствующей вхождению в мировое сообщество с чувством национальной гордости, с сознанием собственной значимости и весомости. Идеология включает также ряд национальных интересов, определяющих политику государства на ближайшие годы. Это, прежде всего, экономический рост и культурный подъем самой казахской нации; возрождение аула, сельской местности. Национальные интересы предполагают разработку специальных социальных программ поддержки материального и духовного развития казахов и других этносов. Система идей и интересов структурируется согласно принципу диалога. Такая идеология будет содействовать укреплению национальной независимости и безопасности, гражданской и культурной идентичности Казахстана, поможет стране не только выстоять и сохранить свое национальное лицо в условиях нарастающей глобализации, но и стать предпосылкой ее трансформации, успешного осуществления под знаком «другой глобализации». У Казахстана есть, что предъявить миру. Особенно значимым становится опыт взаимопонимания и взаимосогласия множества этносов и конфессий, явленный миру независимым и суверенным Казахстаном .

Таким образом, казахская национальная идея представляется казахстанской национальной идеей, введенной в научный оборот в качестве важнейшего объяснительного принципа для изучения сложных проблем устойчивого развития Казахстана в условиях глобализации. Речь сейчас может идти о казахстанской идее как форме разрешения межэтнических противоречий, как способе межэтнической интеграции и согласия на основе умелого сочетания интересов казахской нации и других национальных диаспор в рамках единого унитарного государства, где формируется единый сплоченный казахстанский народ. Перечисленные выше сегодняшние устремления, жизненные императивы и цивилизационные идеалы казахстанцев могут отражать содержание национальной идеи Казахстана, по крайней мере, на ближайшие десятилетия. Выдвигаемая формулировка национальной идеи, консолидируя и сплачивая все полиэтничное общество, усиливая вектор гражданской идентификации, решая важнейшие социально-экономические и политические проблемы укрепления государства, формирования новой системы ценностей, будет способствовать укреплению позиций Казахстана во все более глобализирующемся мире. В предложенной форме национальная идея может выступить реальным практическим механизмом мобилизации всей страны перед лицом современных вызовов глобализации. На новом историческом витке доминантой общественного сознания в Казахстане становится идеал согласия, взаимопонимания и толерантности всех этносов и социальных слоев, индивида и общества, личности и государства. Толерантное сознание и культура согласия. Эти термины позволяют вникнуть в суть самых злободневных проблем современного Казахстана и в проблему разрешения противоречий общественного сознания. Политика Президента Нурсултана Назарбаева обеспечила Казахстану прочное место в ряду молодых демократических государств мира и создала репутацию и авторитет одного из самых перспективных в плане демократического продвижения - а, следовательно, и общественно-политического согласия стран на постсоветском пространстве. Можно сказать, что решение внутренних проблем Казахстана и созданная им модель полиэтнического общества может, в известном смысле, послужить образцом для международного сообщества и присоединения других стран к культуре согласия и толерантности. Когда речь идет о единстве и согласии, в первую очередь, это касается межэтнического и межкультурного взаимодействия. Являясь полиэтническим, поликультурным государством, Казахстан рассматривает это обстоятельство как важнейшую ценность, обогащающую спектр возможностей для развития страны. Более 130 этносов живут в мире и согласии, не зная раздоров и столкновений. Во многом это великая заслуга казахского этноса, имеющего толерантное сознание. Для нас важно осознать, что тема толерантного сознания и культуры согласия отнюдь не исключает проблематики противоречий и конфликтов. Согласие достигается именно через разрешение противоречий и трудностей, а не путем их замалчивания и регулирования. Перспектива культуры согласия и сосуществования этносов в Казахстане, формирования толерантного сознания, прежде всего, связана с взаимодействием доминирующих в стране казахского и русского этносов. У них есть основательная база для глубинного межкультурного диалога и взаимопонимания. Казахстан оказался между Европой и Азией. Поэтому он по своему статусу является евразийской страной, частью евразийской цивилизации. Здесь следует особо отметить, что по евразийскому пространству проходит граница между крупнейшими мировыми религиями - исламом и христианством, представляющими вероисповедания двух суперэтносов: туранского и славянского. На первый взгляд может показаться, что естественным путем развития современного Казахстана оказывается его вхождение в тюркско-исламский мир, с которым его связывает многовековая общность национальных корней, языков, традиций, обычаев .

В настоящее время главной задачей казахстанской внутренней политики становится не только сохранение и укрепление межэтнического согласия, но сохранение, упрочение, прежде всего, религиозной толерантности, межконфессионального диалога и согласия. Активным проводником современных форм пространства межконфессионального общения стала молодая столица независимого Казахстана, предпринявшая ряд неординарных инициатив, можно сказать, исторического, вселенского характера. Эта идея поистине достойна великого предназначения юной столицы Казахстана, расположенной в самом сердце древних казахских степей, в центре Евразии, на пересечении дорог Востока и Запада, Юга и Севера, Европы и Азии. Следуя традициям толерантности, Астана выстроила небывалую стратегию межконфессионального диалога как основы духовного согласия и взаимопонимания народов планеты Земля. Опыт Казахстана - неопровержимое свидетельство того, что диалог и взаимопонимание могут стать реальной платформой демократического государства, в котором полиэтничность воспринимается как национальное богатство. Культура согласия и сосуществования народов требует больших усилий, интенсивного труда, неисчерпаемой энергии.

Таким образом, за годы независимости в Казахстане произошла радикальная трансформация общественного сознания. Смена социокультурной и политической парадигмы, формирование новых экономических структур и сильной президентской власти, развитие демократии, гражданского общества и социального государства, востребованность инициативы и предприимчивости граждан, отказ от патернализма, вхождение Казахстана в мировое сообщество как полноправного субъекта международных отношений - все эти глобальные перемены стали возможными только потому, что сформировалась новая система ценностей. Казахстан, занявший прочные позиции в мировом цивилизационном пространстве, набирает темпы социально-экономического и духовно-культурного развития. Трансформация общественного сознания продолжается, обещая раскрыть новые потенциалы творческой, социальной активности казахстанцев, ориентированных на созидание гражданского общества и демократического государства с приоритетами духовности, нравственности, человечности. Казахская культура и казахское национальное самосознание стали тем центром мировоззрения, вокруг которого объединились все остальные этносы республики, проявляя толерантность и духовное согласие. Подлинным триумфом казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия, разработанной и воплощенной в жизнь Президентом Республики Н.А. Назарбаевым, стали регулярно созываемые в Астане съезды лидеров мировых и традиционных религии, ставшие реальной диалоговой площадкой, вызывающей широкий резонанс мировой общественности. В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» отмечается необходимость реализации Стратегии посткризисного развития Казахстана до 2020 года через Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития республики, ускоренную диверсификацию национальной экономики. Для этого необходимо, прежде всего, духовно-нравственное возрождение и развитие человека, его сознания, субъектности, менталитета, конкурентоспособности.

Национальная идея является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. В течение ряда лет она не сходит со страниц газет и журналов, становится предметом теле- и радиопередач, анализируется ученым сообществом на научных конференциях и в дискуссионных клубах.

Национальная, или употребляемый нами в определенном смысле термин «общенациональная», идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Один из основных вопросов при разработке проблемы национальной идеи - о том, как она может быть сформирована или, как говорят, найдена. Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке.

Актуальность и приоритетность исследования и разработки общенациональной идеи определяется тем, что она является системообразующим началом консолидации казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях глобализации.

Следует сказать, что приведенное определение национальной идеи лежит в русле концепции, получившей название «национальное строительство» (nation-building), смысл которой состоит в формировании единой нации из полиэтнического по своему составу общества. Далеко не у всех, однако, концепция национального строительства вызывает одобрение. Многие политологи и политики считают, что построение единой нации в полиэтническом обществе невозможно, так как этническая идентичность людей всегда будет довлеть над их идентичностью с государством и с представителями других этнических групп.

По их мнению, в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами. Поэтому национальная идея Казахстана суть не что иное, как национальная идея казахов, или казахская национальная идея. Национальная идея должна стать основой возрождения казахов как нации. В результате этого подхода коренной этнос получил в общественном мнении, а затем и в науке, название титульной нации. В литературе по национальному вопросу такой подход называется «этнокультурным пониманием нации». Такое название вытекает из того, что элиты коренного этноса, выступая от его имени как защитники интересов народа, во главу угла ставят этническую культуру, в первую очередь язык. При этом особую роль они возлагают на государство, которое должно оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и в то же время возводить ее в статус фундамента культуры многонационального общества.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что национальная идея не может быть идеей только одного народа, в полиэтническом государстве. В Казахстане национальная идея должна быть по существу общенациональной идеей, направленной на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии гражданской нацией.

Сегодня в Казахстане эти два подхода к пониманию национальной идеи являются доминирующими. Сторонники казахской национальной идеи имеют своих союзников практически полностью, что вполне естественно среди самих казахов. Поборниками другого подхода к национальной идее являются, как правило, представители некоренных этнических групп, хотя среди его приверженцев немало и казахов.

Приверженцы казахской национальной идеи отстаивают особое положение казахов среди всех национальностей Казахстана, отдают приоритет интересам одного, но главного, с их точки зрения, этноса. В противоположность этому сторонники гражданской национальной идеи считают, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. В основе национальной идеи, с их точки зрения, должен лежать не приоритет одного, пусть даже самого крупного, коренного этноса, а равенство их всех как составных частей единого согражданства Казахстана. Противоположность двух подходов к национальной идее, титульного и гражданского, порождает идейный конфликт их адептов. Следует отметить, что подобное противоречие характерно не только для Казахстана, с ним сегодня сталкивается большинство постсоветских обществ, где население отличается этнической разнородностью. Более того, противоречие между этнокультурным и гражданским пониманием национальной идеи и нации характерно для многих государств современного мира.

Практически во всех новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтнического населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Во многих государствах сохраняются различные противоречия между самым крупным этносом (группой самых крупных этносов) и другими, более мелкими этносами. Перед правительствами большинства современных государств с мультиэтническим составом населения стоит принципиальный вопрос: как решать реальное противоречие между гражданским и этнокультурным пониманием нации и национальной идеи?

Как показывает реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира, в решении этого противоречия доминирует принцип «и - и», а не «или - или». Следовательно, речь идет о том, что в разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать обе концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, отбрасывая другую.

Каким образом разрешается противоречие этих концепций в Казахстане? Этим способом является формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса, который является для Казахстана титульным. Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит называет этот способ построения нации одним из самых распространенных в мире, моделью «доминирующего этноса».

В Казахстане отсутствие зрелого гражданского общества связано с тяжелым наследием тоталитарного прошлого страны, оказывающим негативное воздействие, в том числе на процессы национального строительства. Здесь же мы усматриваем причины того, что казахстанское общество, рассмотренное (мысленно, разумеется) автономно, в отрыве от государства, не может до сих пор предложить и разработать общенациональную идею, которая стала бы основой гражданской национальной идентичности.

В ситуации, когда гражданское общество не созрело до такого уровня, чтобы стать ведущей социальной силой процесса формирования гражданской нации в Казахстане, роль ведущего субъекта национального строительства берет на себя государство. Именно государство своей национальной политикой чисто практически, как говорится, на ощупь, без достаточного теоретического обоснования со стороны научного сообщества, пытается воплотить в жизнь модель гражданской, казахстанской нации на основе государствообразующего казахского этноса. Тем самым государство пытается разрешить противоречие гражданской и этнокультурной концепций нации в Казахстане на основе принципа «и - и».

Не только национальная политика, но также экономическая, социальная, культурная, образовательная и все иные виды управления общественными отношениями в Казахстане определяются государством при незначительном участии негосударственных институтов как представителей нарождающегося гражданского общества. Государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию Казахстана, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне как центральной, так и региональной, и местной власти. При этом заметную роль в национальной политике государства играют компромиссы между интересами казахской части населения и остальных этнических групп Казахстана.

Таким образом, в национальной сфере Казахстана мы имеем следующую конфигурацию основных акторов. На крайних полюсах стоят, с одной стороны, казахские элиты, придерживающиеся идеологии титульного понимания нации, а с другой стороны, русскоязычные элиты с идеологией гражданского понимания нации. В центре этой диспозиции - государство, которое своей национальной политикой пытается сблизить и примирить крайности, стремится не допустить конфронтации идеологий, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции.

С позиций институционального анализа проблемы национальной идеи в Казахстане интерес представляет не только исследование диспозиции главных акторов национальной сферы Казахстана и их идеологий, но также и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Разумеется, в Казахстане, как и любой другой стране, наибольшими ресурсами для деятельности в национальной сфере обладает государство. Если же иметь в виду, что в республике гражданское общество находится на ранней стадии своего развития, то нет никаких сомнений в том, что значение государства для регулирования отношений в национальной сфере значительно возрастает.

Если же говорить о других факторах национальной сферы - этнических элитах, то имеющиеся в их распоряжении ресурсы, в первую очередь материальные, невелики. Пожалуй, главным из них является поддержка этнических групп, от имени которых они выступают. В случае, если она сильная, она способствует этнической мобилизации масс, что является серьезным вызовом для государства, стремящегося к поддержанию политической стабильности в обществе. Сегодня уровень этнической мобилизации масс в казахстанском обществе невысок. Иначе говоря, этнические элиты не имеют в настоящее время широкой и устойчивой социальной базы в обществе.

Таким образом, в Казахстане как мультиэтническом обществе имеется объективная потребность для существования и реализации как титульной, этнокультурной концепции нации, так и гражданской концепции. Игнорирование какой-либо из них будет иметь пагубные последствия для общей ситуации в национальной сфере.

В связи с этим мы хотели бы указать на наиболее важные, с нашей точки зрения, потребности и интересы общества и государства в укреплении как гражданской национальной идентичности, так и этнокультурной идентичности казахов.

В первом случае эти интересы и потребности видятся нам следующим образом.

Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной - Республикой Казахстан. Единый казахстанский народ станет реальным воплощением лозунга «Казахстан - наш общий дом». Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, реальной социальной и политической силой. Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана: «Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое».

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, не могут существовать друг без друга.

Говоря о необходимости включения этнокультурной концепции нации в состав общенациональной идеи Казахстана, укажем на следующие причины.

Во-первых, если речь идет о модели национального строительства единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса - казахов, то естественно предположить их особое место в структуре гражданской нации. Речь, разумеется, идет о таком включении этнокультурной концепции в состав общенациональной идеи Казахстана, которое было бы в значительной мере совместимым с гражданской концепцией нации, а не исключало одно другое.

Во-вторых, необходимо иметь в виду характер формируемого в нашей стране народа. Речь идет о том, что казахстанский народ не является по способу своего образования эмигрантской нацией, наподобие той, что существует в Америке (как Северной, так и Южной), Австралии и некоторых других регионах мира. Нация в Казахстане имеет отчетливые этнические и исторические корни, которые связаны в первую очередь с казахами. Этот этноисторический аспект формирования казахстанского народа должен, несомненно, найти свое место в общенациональной идее.

В-третьих, этнокультурный аспект имеет большое значение в плане методологии разработки общенациональной идеи Казахстана. Сама концепция национального строительства предполагает конструктивистский подход к исследованию и разработке национальной идеи. Иначе говоря, элита формирует национальную идентичность и, следовательно, нацию из того мультиэтнического состава населения, от лица которого она выступает. По нашему мнению, не следует абсолютизировать ни гражданскую концепцию нации, ни конструктивистский подход.

Таким образом, включение этнокультурной компоненты в структуру общенациональной идеи Казахстана имеет принципиальное значение для обоснования ее исторической и культурной преемственности. Речь идет, если обратиться к Смиту, о таком реконструировании традиционной культуры казахов, чтобы определенные ее элементы и символы могли органично вписаться в современную культуру.

Подводя итог нашей работы, мы бы хотели отметить, что поиск и разработка национальной идеи - сложная проблема для любого народа. Она является продуктом творчества общества, элит и государства. Для Казахстана принципиальное значение имеет синтез гражданской и этнокультурной концепций нации и национальной идеи. Мы уверены, что именно на этом пути мы обретем национальную идею Казахстана.

Абдумалик НЫСАНБАЕВ, Рустем КАДЫРЖАНОВ


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Крах коммунистической идеологии многие годы стимулировавший развитие различных этносов, проживавших на территории Советского Союза, привел к переосмыслению роли и места идеологии, а также степени ее участия в политических процессах.

В СССР на протяжении многих десятилетий не существовало иной идеологии, кроме коммунизма, которая была представлена соответствующими институтами и влиятельна. Именно в силу того, что идеология имела значительный вес в политической жизни, а также оказывала существенное влияние на процесс принятия политических решений, она стала одним из главных дестабилизирующих факторов.

Перестроечные процессы, непосредственно затронувшие духовную сферу, привели общество в замешательство. Рушился формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификаций, как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне общества в целом.

Поэтому руководство республики совместно с научной общественностью на начальных этапах независимости пытались сформулировать основные принципы общегосударственной идеи, которые должны были служить для предотвращения духовного кризиса и стать важным механизмом сознательного переустройства общества. В противном случае идейный и ценностный вакуум могли бы усугубить системный кризис и затруднить переход к восходящей фазе развития.

В казахстанском обществе дискуссии по поводу создания национальной идеологии, которая обеспечивала бы социальную и общественную целостность и активность полиэтнического народа, идут с момента обретения независимости страны. При этом вопрос стоял не только о переоценке роли идеологии во властных отношениях, но и в трансформации отношения к ней как к инструменту, обеспечивающий ему сплачивание и направление политической энергии людей.

Кроме того, Казахстан находился на сложном переходном этапе, при котором любое общество испытывает трудности в определении идеологии. Большой отпечаток на негативное восприятие идеологии в национальном сознании казахстанцев наложило семидесятилетнее господство тоталитарного режима и соответствующее ему понимание и использование идеологии. Тогда как идеология, являясь по своей политической природе “орудием” консолидации групп как конкурентов в сфере государственной власти, содержит в себе активное преобразующее и побуждающее начало, так как активизирует и политизирует общественное сознание на основе определенного видения будущего. Ведь целостность общества складывается именно в процессе идеологической борьбы, так как идеологическая полемика дает толчок к постепенному вызреванию гражданского общества и демократии.

Немалую роль в духовно-идеологическом кризисе сыграл, во-первых, конфликт ценностей, носителями, которых выступают различные социальные группы общества. Во-вторых, поколенческий конфликт идеологических ориентаций, так как национальная идея невозможна без преодоления разрыва связи времен и разлома среди живущих сегодня. Поэтому необходимо критическое осмысление прошлого, для осуществления непрерывности истории и предотвращения раскола общества по идеологическим соображениям в настоящее время.

Следующей причиной, препятствующей формированию объединительной идеологии и затрудняющей процесс выявления наиболее жизненных и наиболее распространенных идей в самой народной массе, выступала рельефно выраженная дифференциация казахстанского социума.

В течение десяти лет после обретения независимости отечественные ученые не раз обращали свое внимание к проблеме оформления идеологии в республике. Высказывались различные точки зрения относительно отсчета современного политического процесса, но обоснованной из них, по нашему мнению, является та, в которой предлагалось начинать с 1985 года, так как с ориентации курса государства на перестройку в обществе происходили процессы, направленные на переосмысления советского прошлого. Авторы данного подхода считают, что общественно-политические движения, партии, объединения, появившиеся в тот период, имевшие различную социальную направленность и концентрировавшиеся вокруг национальной идеи, были искусственно ограничены рамками идеи получения суверенитета.

Данное обстоятельство, по их мнению, способствовало отождествлению идеи суверенитета с национальной идеей, хотя последняя намного шире и богаче по содержанию. Но с 1991 года в силу трансформации сферы социально-экономических отношений, основные принципы национальной идеи, рассматриваемые в первом варианте, утратили свою актуальность.

Однако провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. В этот период принципиально изменяется угол зрения на мир, народ и его историю. Все большую силу начинает набирать тенденция пересмотра исторического пути советского государства и нивелирование духовных ценностей, которые могли дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в полиэтническом государстве. Тогда как первым условием существования народа в настоящем и будущем является идея “общей судьбы”.

Если раньше история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР, то в этот период постепенно формируется, с одной стороны, осознание того, что ее следует рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии. С другой же стороны, усиливается точка зрения, в которой Россию обвиняют в имперских устремлениях. Вследствие чего создание объективной картины прошлого рассматривалось как один из главных факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности республики.

В качестве альтернативы предлагались религиозные (отмечается наличие перехода бывших атеистов в религию), национальные идеологии, при этом под “национальной” чаще всего понимали националистическую идеологию. Так, однозначно заявлялось, что “не может занять господствующее положение в государстве национальная идеология, в противном случае это может привести к трайбализму и полигамии”. Однако как первая, так и вторая не были признаны стать основой идеологической консолидации общества, в силу того, что и то и другое вело к господству моноидеологии.

Имело место и отрицание необходимости “навязывания” новых идеологических пут, где само понятие “идеологии” рассматривалось как реакционное и ненаучное. Учитывая большой разброс во мнениях, руководство государства предпринимает попытку дать направление идеологическому развитию общества. Глава государства в своих выступлениях не раз подчеркивал неприемлемость таких идейных течений, как национализм и шовинизм. В связи с этим в 1992 году была обнародована “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”.

В принятой 28 января 1993 г. Конституции была закреплена норма, предполагающая развитие идеологического плюрализма. В этом же году подготовлена и озвучена Президентом страны Н.А. Назарбаевым концепция “Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана”, в которой были выделены следующие цели направления в этой области.

1. Обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ.

2. Развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан.

3. Развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана.

4. Углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике.

Глава государства подчеркнул, что общество современного типа без идеологической системы просто не может существовать. В своей работе он дает определение идеологии как прошедшему проверку временем способу консолидации и мобилизации общества на решение политических и экономических задач, как механизму формирования социального поведения.

В своем выступлении на торжественном заседании, посвященном 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Президент республики признал, что разрыв с социалистическим вариантом развития был вынужденной мерой, но сам по себе такой разрыв ставил перед народом задачу найти достойный эквивалент патриотизму, но серьезного, поработавшему общему делу прогресса СССР.

И.Назарбаев пытается учесть и ставить на первый план задачи консолидации для реализации экономических реформ, чтобы они решили проблему благосостояния всех и каждого. Следует учитывать, что любое общество не существует без идеологии, не бывает в обществе идеологического вакуума, неидеологического состояния.

Однако некоторые контуры новой идеологии, а также принципы, которыми следует руководствоваться при ее создании, можно уже было обозначить.

Во-первых, предлагалось позаимствовать из старых идеологий, старых идеологических школ и воззрений, при этом считали нецелесообразным отказываться и от отдельных воззрений марксизма. Это идеи добра, справедливости, гуманизма. Поскольку сам марксизм есть продолжение истории идеологии, то нет смысла реанимировать сам марксизм, социалистическую идеологию.

Во-вторых, стояла дилемма - должна ли быть новая идеология государственной? Либо она должна быть национальной?

Сторонники первого подхода свою точку зрения объясняли тем, что в реальности каждое государство имеет свою государственную идеологию, создает свою политическую, экономическую, правовую идеологию, без которой оно не может функционировать. Кроме того, государственная идеология может конкурировать, соперничать с другими негосударственными неидеологическими системами, но не должна подавлять другие идеологические концепции.

Представители второй линии под “национальной идеологией” понимали систему взглядов и теорий, которая порождается в многонациональном государстве. Вместе с тем, ее определяли как идеологию коренной нации в многонациональном государстве. В случае отнесения национальной в ранг государственной идеологии они предлагали при ее разработке учитывать интересы всех этносов, не замыкаться только лишь в национальных рамках. Однако при этом отмечали, что определенное место в новой идеологии должны занимать народные традиции.

Были выдвинуты следующие требования, по которым идеология должна:

1) включать все приемлемое, прогрессивное, что есть в прошлых и современных идеологиях других стран;

2) быть реалистичной, демократичной и учитывать интересы всех народов, населяющих страну;

3) включать исторические, социокультурные ценности народов республики и в особенности казахского народа;

4) для распространения идеологии нужна система пропаганды.

С 1994 года вектор дискуссии по поводу идеологии Казахстана сместился в другую сторону. Главной точкой споров стала объединяющая идея, также выяснение основных ее целей. Если раньше призывы к миру и согласию были нацелены на сохранение стабильности, то теперь они приобрели наступательный характер, оформились в мировоззрение, которое должно стать общенациональной идеей.

Но несмотря на ряд неудач в попытке сформулировать основные принципы новой идеологии в республике были определены ключевые ценности, на которых могла бы базироваться политическая идеология. Это демократические ценности - права и свободы человека, правовое государство, многопартийность, плюрализм, гибкая социальная политика в сочетании с рыночной экономикой, патриотизм.

Кроме того, в своем выступлении на 2 сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент страны Н. Назарбаев высказал мысль, что “воспитание нравственных основ нашего многонационального общества должно быть возведено в ранг государственной политики”.

При этом он исходил из того, что идеология не является исключительной прерогативой государства и не должна навязываться обществу, так как это противоречит демократии. Поэтому перед обществом, народом, а также государственными структурами ставит задачу об определении идейной платформы консолидации казахстанского общества, которая должна сочетать в себе лучшие достижения человеческой цивилизации.

Для решения этих вопросов и ряда других проблем, обозначившихся в духовной сфере, был создан Национальный Совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, функционировавший на постоянной основе как консультативно-совещательный орган при главе государства, осуществлявший выработку концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики.

Основными направлениями деятельности Совета были оценка современного состояния, тенденций развития и вероятных перспектив социально-политических процессов, формирование системы государственных ценностей, адекватных статусу независимого государства. Принятая в мае 1995 года на очередном заседании Совета “Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан” внесла свою позитивную лепту.

Учитывая, что история выступает памятью народа, откуда черпаются силы, вдохновение для социального творчества и прорыва к будущему, основное внимание было уделено созданию объективной картины прошлого. Это объясняется тем, что в условиях выбора моделей государственности и демократизации общества представители социума постепенно осознают себя субъектом исторического процесса. Вместе с тем именно историческое сознание с самого начала рождения человека приобщает его к определенным ценностям, прививает ему любовь к родине, к культуре своего народа.

Исходя из этого, в концепции были обоснованы принципы и подходы к историческому воспитанию молодого поколения. Одним из основополагающих названы: осторожный подход при оценке тех или иных событий, ненавязывание какой-либо точки зрения, отход от идеологических догм. Вместе с тем предполагалось обеспечить вариативность исторического образования, которое должно было зависеть от региона, социального и национального состава населения.

Как известно, одной из функций идеологии выступает социализация подрастающего поколения, которая направлена на воспитание уважения к своей стране и принятие правил поведения, ведущие к стабильному развитию общества. Благодаря этому главной целью программы являлось то, что каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен был сознавать, что Казахстан - это его родное государство, которое всегда готово прийти ему на помощь, защитить его права. А корневой основой воспитания чувства казахстанского патриотизма призвана была стать идея единства и целостности народа Казахстана.

В подтверждение этому как в первой Конституции Республики Казахстан, так и во второй, было закреплено идеологическое и политическое многообразие, запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.

Вместе с тем, наблюдается изменение в употребляемых дефинициях. Если в первой половине 90-х годов речь в основном идет о формировании либо единой государственной идеологии, либо общегосударственной, то во второй половине спор разгорелся вокруг разработки принципов национальной или общенациональной идеологии, а также национальной идеи.

Национальная идея среди научной общественности рассматривается как неформулируемый элемент национального самосознания, частично выражаемая через национальную идеологию, которая в свою очередь, несмотря на то, что включает в себя экономические, политические, социальные, религиозные положения, отражает всего лишь одну из сторон национальной идеи.

Тогда как общенациональная идеология определяется как система основополагающих ценностей, идей, целей и интересов, позволяющая обеспечить единство ценностных ориентаций индивида и государства, интегрировать множество существующих социальных, конфессиональных, территориальных, этнических и иных групп в нечто целое.

Национальная идеология, в свою очередь, складывается в процессе строительства нации, где составляющей основой ее формирования выступает выявление национальных интересов как совокупности осознанных и сбалансированных потребностей общества, государства. В систему же национальных интересов входят фундаментальные ценности, т.е. человек, семья и общество, их права, свободы, гарантии совершенствования и развития.

В настоящее время речь о национальной идеологии уже не ведется в силу того, что пришли к общему мнению, что у нас в республике до сих пор не сформировалась нация, если ее понимать в либеральном смысле. То есть в западном понимании Казахстан выступает в первую очередь полиэтническим государством, в котором есть государственнообразующий этнос, проживающий на своей территории, и другие этнические группы, но нация в стране еще не сложилась. Исходя из этого, основной упор направлен на выявление принципов национальной идеи.

На современно этапе в казахстанском обществе на лицо факт раздвоенности идеологической сферы. С одной стороны, присутствует возврат к прошлому, обращение к традициям. С другой стороны, наличествует в нашей жизни современное мышление и вытекающие из него поведенческие схемы, которые в свою очередь пока еще не способны определить нашу деятельность и самосознание. Безусловно, в условиях нашей страны, переживающей транзитный период, подобное смешение неизбежно. Кроме того, как показывают многочисленные примеры, успешная идеологическая модернизация почти всегда выдвигает в центр инструментальную категорию традиции, а затем делает ее содержательной, хотя и открытой для сущностного оспаривания.

Однако в возврате и обращении к традициям есть и положительные моменты, с помощью традиций можно сохранить цивилизационное наследие в качестве бесценного духовного источника для политической и идеологической рационализации, отвечающей задачам нынешним и завтрашним.

В октябре 1998 года Президентом Н.Назарбаевым была озвучена стратегия развития Казахстана до 2030 года. В ней есть попытка осмысления и определения роли государства в решении экономических, социальных, политических, идеологических проблем. Особое внимание уделяется трансформации массового сознания, где основной упор делается на молодое поколение, благодаря их высокой степени адаптированности к новым условиям.

В январе 2001 года глава государства выдвинул пять принципов национальной идеи - равенство многонационального народа Казахстана, образующим этносом является казахский народ, религиозная идентичность народов, воспитание законопослушания у граждан, развитие среднего и малого бизнеса. Главная задача состоит в том, чтобы вдохнуть уверенность народу, дать возможность гражданам государства реализовать огромный созидательный, творческий потенциал.

Исходя из того, что наше общество стоит перед необходимостью решения следующих задач: сохранение политической стабильности и гражданского мира в государстве, обеспечение каждому гражданину республики достойную жизнь на основе продолжения социально-экономических преобразований, выделенные принципы могут быть положены в основу новой консолидирующей идеологии Казахстана.

Ни для кого не секрет, что выявление идеи, которая могла бы консолидировать общество, необходимо для достижения согласия по фундаментальным ценностям. Национальную идею не могут изобрести группа ученых или государственные служащие, она являет собой естественное мироощущение большинства народа, которое сложилось в течение его истории, она должна соответствовать восприятию народа. В ином случае - она не деконсолидирует нацию. Кроме того, следует учитывать, что идеология не создается единовременно, она вызревает, так как Национальная идея любого народа имеет несколько составляющих. Во-первых, систему устоявшихся исторических взглядов большинства народа на свое местоположение в пространстве. Во-вторых, важно, как народ себя представляет во времени, как он смотрит на свое этническое происхождение. Поэтому в казахстанском обществе существует потребность в мировоззрении, которое сплачивало и объясняло бы прошлое и давало смысл жить сегодня и ориентироваться в будущем.

В этом русле первостепенное значение для формирования национальной идеи имеет понимание большинством населения республики, что идеология нужна не только государству, но и, прежде всего, им самим. Ведь идеология это не просто совокупность определенных идей, а система воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию и линию поведения.

Имея духовное начало, идеология, вместе с тем, дает представление населению о направлении движения общества и государства, о смысле государства, так как предполагает формирование общих принципов существования государства, его политики, разделяемым большинством данного общества.

Идеология может стать движущей силой общественного развития, выступая как инструмент политической мобилизации общества. Ее ключевой прикладной аспект заключается в том, что она представляет собой мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому никакое государство не может быть неидеологическим длительный период.

Как известно, национальная идея должна базироваться на фундаментальных принципах. В настоящий же момент одним из базовых для всех слоев населения является максимально эффективное устройство экономики, которое позволяло бы гражданам наиболее полно удовлетворять свои материальные запросы.

В последнее время многие ищут национальную идею, способную синхронизировать усилия разных слоев для развития страны. В то время как ведь каждый хочет достойной жизни, каждый хочет ощущать себя Человеком, иметь для этого определенные гарантии - это и есть то, что объединяет всех граждан. Наряду с этим, эта идея не требует специального названия подобное либерализму, традиционализму и т.д., для гарантии достойной жизни в виде тех или иных социально-ориентированных законов необходимо развитие экономики -иначе, как бы справедливо не делили товары, жизнь многих будет ниже приемлемого минимума.

В свою очередь, развитие экономики, рост благосостояния членов общества возможно лишь при политической стабильности внутри страны, отсутствия конфликтов на межэтнической почве. Ведь для успешного развития общества важна не национальная принадлежность, а психологическое сходство большинства граждан. И в этой ситуации идеей, которая действительно могла бы дать обществу нормально развиваться и которая обеспечивала бы благополучие и безопасность является идея социальной защищенности граждан.

Таким образом, надо безоговорочно признать, что новая национальная идея - это один из самых актуальных вопросов нашей общественной жизни. Разработка принципов национальной идеи должна стимулировать появление национальной идеологии, рождение новых идеалов.

И самым актуальным является то, что надо четко определить, что объединяет членов социума, чтобы найти консенсус в обществе, разработать реальный механизм улучшения социального состояния страны.

Как известно, существует определенная закономерность в переходном обществе, если благосостояние населения на каком-то этапе начинает расти, то его удовлетворенность существующим положением снижается, так как сознание неадекватно и не синхронно реагирует на объективные изменения. Так, у нас сейчас в республике наметился экономический рост, наблюдается улучшение ситуации во многих ее сферах, в то время как большинство населения страны недовольно своим социальным положением. Поэтому в таких условиях стабильность, благосостояние и социальная защищенность населения могут обрести ощутимую ценность.