Зачем был создан земский собор. Созыв первого земского собора, его роль в политической жизни руси

В феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV впервые был созван центральный сословно-представительный законосовещательный орган – Земский собор. Впоследствии (до середины XVII в.) использование земских соборов для решения важнейших государственных вопросов стало обычной практикой. Данный орган власти нельзя отождествлять с западноевропейскими сословно-представительными учреждениями (парламентами, генеральными штатами, кортесами, сеймами), так как земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя.

В соборе 1549 г., названном «Собором примирения», принимали участие Боярская Дума, церковные иерархи и представители дворянства. На первом же заседании государь обвинил бояр в «неправдах», злоупотреблениях и «нерадении». Бояре повинились и слезно умоляли о прощении, царь простил их и призвал всех жить в мире и согласии. В ходе Собора были приняты решения о судебной реформе, о подготовке к войне с Казанским ханством, об «устроении» местного самоуправления.

Судебник 1550 г.

В 1550 г. по решению Земского собора 1549 г. был принят новый Судебник. Он во многом повторял те положения, которые уже существовали в Судебнике Ивана III г., но учитывал накопившуюся юридическую практику и был значительно расширен.

За счет дворецких, казначеев, дьяков и всяких приказных людей расширялся состав судебной власти. Из юрисдикции бояр и наместников изымались помещики. Дворяне и купцы могли избирать специальных людей – целовальников, которые участвовали в наместничьем суде. Права наместников были урезаны также и тем, что обязанность взимания налогов переходила к выборным людям – излюбленным головам (старостам), чем подготавливалась отмена системы кормлений. Был установлен порядок подачи жалоб на наместников и волостелей. Служилые люди, являвшиеся опорой царской власти, защищались от попадания в холопство. Резко сократились и судебные привилегии удельных князей.

Новым в Судебнике было и понятие антигосударственной деятельности – «крамолы», к которой относились тяжкие уголовные преступления, заговоры, мятежи. В первых статьях этого свода законов устанавливались суровые наказания за мздоимство и умышленное неправосудие.

Касался Судебник и положения зависимых крестьян. Их прикрепление к земле усилилось, так как, несмотря на то, что право Юрьева дня сохранялось, плата за пожилое увеличивалась.

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV – начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, – поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI–XVII вв. это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод – Разрядный, поимкой преступников – Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы и др.



Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья – это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк – чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие – это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители.

Стоглавый собор

В 1551 г. состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений – «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым. Этот церковный Собор принял следующие основные решения: 1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России; 2) о создании общерусского пантеона святых; 3) о принятии единого монастырского устава; 4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение; 5) о регламентации (создании канонов) церковного искусства – иконописи и книгописания; 6) об учреждении училищ для священников; 7) о методах борьбы с ересями; 8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участвовавших в Соборе. Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда. Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а Стоглав стал одним из самых важных церковно-юридических документов.

— сбор представителей разных слоев населения Российского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Слово «земский» означало «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»).

Такие собрания созывали для обсуждений важнейших вопросов внутренней и внешней политики Московского государства, также по делам, не терпящим отлагательств, к примеру, разбирали вопросы о войне и мире, налогов и сборов, преимущественно для военных нужд.

В XVI столетии только начинался процесс формирования этого общественного института, изначально он не был четко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, состав земских соборов в течении долгого времени также не были регламентированы.


Первым принято считать земский собор 1549 года, продолжавшийся на протяжении двух дней, был он созван для решений вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». На соборе выступал государь, бояре, позднее состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам.

Также есть мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями разных сословий между собой).

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». (К. Лебедев)

Как все происходило («Степенная книга»)

1549 год — под влиянием окружения царь Иван IV решился на новый в русской истории шаг — созыв первого Земского собора. «На двадцатом году возраста своего, — сказано в Степенной книге, — видя державу в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина». Когда выборные съехались, царь в воскресный день вышел с крестом на Лобное место и после молебна стал говорить митрополиту:

«Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощником и любви поборником. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет; родственники обо мне не заботились, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были, сами себе саны и почести похитили моим именем и во многих корыстных хищениях и бедах упражнялись. Я же был словно глухой и не слышал, и не имел в устах моих обличения по молодости моей и беспомощности, а они властвовали».

И, обращаясь к находившимся на площади боярам, царь Иван бросил им запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя? Я же чист от крови сей, ожидайте воздаяния своего».

После, поклонился на все стороны, Иван IV продолжал: «Люди Божие и нам дарованные Богом! Молю вашу веру к Богу и к нам любовь. Теперь нам ваших прежних бед, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать».

Тем же самым днем Иван Васильевич пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: «Алексей! Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и грубящих своим насилием бедным и немощным; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей праведных от бояр и вельмож».

Результат первого Земского собора

Никаких других сведений о первом Земском соборе не дошло до наших дней, однако по целому ряду косвенных признаков можно увидеть, что дело не могло ограничиться одним выступлением государя, а возбуждено было и много практических вопросов. Иван IV велел боярам помириться со всеми христианами государства. И в действительности, в скором времени после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях.

На Стоглавом соборе в 1551 г. Иван Васильевич сказал о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 г. и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Это означает, Земский собор 1549 г. обсуждал целый ряд законодательных мер, с целью перестройки местного управления.

Этот план начался ликвидацией в срочном порядке всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. Как результат этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI столетия настоящим бичом русской жизни.

Земский собор. (С. Иванов)

О множестве злоупотреблений бояр-наместников при выполнении своих обязанностей сообщается во всех источниках той эпохи. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван Васильевич пытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе. Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению государя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1549 г. Но грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносимой в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, сочтя для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.

В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. На нем был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года.

Земским собором называется высшее сословно-представительское государственное учреждение, которое представляло собой собрание представителей большинства слоёв населения (исключение составляли крепостные крестьяне) для обсуждения административных, экономических, а также политических вопросов.

Созыв самого первого Земского собора в 1549 году (двадцать седьмого февраля) совпал с началом периода реформ царя Ивана Четвёртого (Грозного). На нём рассматривались два основных вопроса: отмена кормлений, а также злоупотребления чиновников на местах. Собор возникает в качестве общегосударственного аналога городских советов, которые раньше существовали в больших уездных городах. Первый Земский собор объединил в себе высшее духовенство (члены Освященного собора), бояр и удельных князей (Боярскую думу), зажиточных горожан, а также придворных царя. Заседание проходило по чинам, а принятые решения фиксировались как полностью единогласные. Состоял Земский собор из двух палат. В первую входили: казначеи, окольничие, дворецкие, а также бояре. А во вторую: большие дворяне, княжата, боярские дети и воеводы. Собор продолжался два дня. За это время трижды выступил царь, бояре и, наконец, состоялось боярское заседание.

Данный первый Земский собор прозвали «Собором примирения» , так как именно он ознаменовал изменения русского государства в сословную монархию через формирование сословно-представительного центрального учреждения, в котором значительную роль играло дворянство. Однако при этом аристократия обязана была поступиться своими привилегиями в пользу простого слоя населения. Данный собор также стал известным благодаря составлению (исправлению и дополнению) нового Судебника, который был утверждён уже в июне 1550 года.

Также одновременно с проведением Земского Собора происходили и заседания Церковного собора, по решению которого было установлено после рассмотрения их жития празднование шестнадцати святых.

Ещё одним новаторством, введённым на Земском соборе в связи с решением «давать суд», обратившемуся с челобитным на бояр, стала Челобитная изба. В неё не только поступали челобитные на государево имя, но и принимались решения. Данная Изба стала своего рода контрольным органом и апелляционным ведомством, которое надзирало над остальными учреждениями.

Земский собор* 1 (11) октября 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства.

В XVII в. большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой - объединенного польско-литовского государства. Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией - католичество. Увеличение феодальных повинностей, религиозные притеснения православных украинцев вызвали недовольство польским господством, которое в середине XVII в. переросло в освободительную войну украинского народа.

Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 г. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий. Одержав ряд побед над польскими войсками, повстанцы взяли Киев. Заключив перемирие с Польшей, Хмельницкий в начале 1649 г. отправил своего представителя к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину под власть России. Отклонив эту просьбу из-за сложного внутреннего положения в стране и неподготовленности к войне с Польшей, правительство в то же время начало оказывать дипломатическую помощь, разрешило ввоз на Украину продовольствия и вооружения.

Весной 1649 г. Польша возобновила военные действия против повстанцев, которые продолжались вплоть до 1653 г. В феврале 1651 г. русское правительство с целью оказать давление на Польшу впервые заявило на Земском соборе о готовности принять Украину в свое подданство.

После длительного обмена посольствами и письмами между русским правительством и Хмельницким царь Алексей Михайлович в июне 1653 г. объявил о своем согласии на переход Украины в русское подданство. 1 (11) октября 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.

8 (18) января 1654 г. в Переяславле Великом рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России и вступила в войну с Польшей за Украину. По итогам русско-польской войны 1654-1667 гг. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией (Андрусовское перемирие).

Земский собор 1653 г. стал последним Земским собором, собранным в полном составе.

* Земские соборы - центральное сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века. В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трёх сословий. Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов

Литература :

  1. Зерцалов А. Н. К истории земских соборов. М., 1887
  2. Пушкарёва Н. Земские соборы // Кругосвет. 2001-2009
  3. «Совет всея земли» // Русская идея. 2006
  4. Черепнин Л. В. Земские соборы русского государства. М., 1978

Отечественная история. История России с древнейших времён до 1917 года. Энциклопедия. Том 2. М.: Большая российская энциклопедия, 1996. С. 261 – 262.

Зéмские собóры, соборы, советы, земские советы, цент­ральные общегосударственные сословно-представительные учреждения с законосовещательными функци­ями в середине XVI XVII вв. (в 1610 – 1613 гг. высшие законодательные и исполнительные органы). Разно­видностью Земских соборов были так называемые церковно-земские, войсковые и судебные соборы. Возникли на завершающей стадии образования Рус­ского централизованного государства в форме сословно-представительной монар­хии. К середине XVI в. произошли принци­пиальные изменения в составе и струк­туре Государева двора, местных сословных институтов, повысилось значение Освя­щённого собора.

Первый Земский собор созван в 1549 г. в обстановке значительного социального обострения (Московское вос­стание 1547, выступления служилых дворян и тяглых слоев города и деревни в 1540-х гг.). Заседания Земских соборов проходили в Москве, Владимире (1550), под Москвой (1610 1611), в Ярославле (1611 1612). Созывались царями (очень редко по инициативе сословий) и сословиями (в периоды междуцар­ствия).

На Земских соборах обсуждались и решались важ­нейшие вопросы внутренней и внешней поли­тики России. Земские соборы созывались в ходе коронации Фёдора Ивановича (1584), Алексея Михайловича (1645), при поставлении правительницей Софьи Алексеевны (1682); на Земских соборах избирали на царство Бориса Годунова (1598), Васи­лия Шуйского (1606), Михаила Фёдоро­вича (1613), Ивана V и Петра I (1682); подтвердили низложение царя Василия Шуйского и передачу верховной власти «Се­мибоярщине» (1610); разрабатывали условия избрания на русский трон польского королевича Владислава (1610). Земский собор 1619 санкционировал избрание на Освящён­ном соборе патриархом Филарета, подчеркнув тем самым его реальный статус соправителя царя Михаила Фёдо­ровича. Земские соборы подготовили ряд важней­ших реформ. Земский собор 1549 рассмотрел и утвердил реформу местного управле­ния, наметил другие преобразования. 3 января 1565 Земский собор дал согласие царю Ива­ну IV на введение опричнины. В 1613 – 1622 Земские соборы занимались финансовой и налоговой политикой (решения Земских соборов о взыскании «пятинных», «запросных», «сошных» денег и других сборов и «запасов»), разраба­тывали меры по ликвидации послед­ствий интервенции начала XVII в., регу­лировали поземельные отношения, укрепляли основы феодального землевладения (проведение нового описания и дозоров в уездах, сыск посадских людей – закладчиков и др.). В 1681 – 1682 Земские соборы отменили местничество и наметили военные, финансовые и государственные реформы. На Земских соборах приняты светские и церковные кодексы [Су­дебник 1550, «Стоглав» (1551), Соборное уложение 1649]. На судебных Земских соборах заочно обвинены и осуждены А.Ф. Адашев и Сильвестр, низведён с престола митро­полит Филипп (судебно-церковные Земские соборы 1560, 1568), обвинён в заговоре против Лжедмитрия I и осуждён князь Василий Шуй­ский (судебный Земский собор 1605), приговорён к смертной казни (1607) Илейка Муромец («царевич Пётр»). Деятельность некоторых Земских соборов связана с принятием мер по подавлению казацко-крестьянского восстания во главе с И.М. Заруцким (1614), дви­жений казаков в замосковных и помор­ских городах (1614), Псковского восста­ния 1650. Во внешней политике особое внимание уделялось русско-польским (1566, 1580, 1591, 1610, 1611, 1621, 1622, 1651, 1653, 1683 – 1684) и русско-шведским (1616) отношениям, в том числе нарушениям Речью Посполитой Деулинского договора 1618 и Поляновского мира 1634. В 1642 Земский собор, рас­сматривал вопрос о принятии Азова в состав Российского государства, в 1653 принял решение об объявлении войны Речи Посполитой и о принятии Украины в российское подданство (состоялось в 1654). Так называемые войсковые соборы («собрания», «совещания») и некоторые Земские соборы были посвящены организации походов на Казань (1550, 1552), реформе пограничной службы (1571), военным действиям против войск Крымского ханства (1598, 1604, 1637 и др.), вторже­нию королевича Владислава (1618) и др.

Состав Земских соборов формировался путём пред­ставительства от сословных групп, социально-политических и государственных институтов. Представительство было обусловлено статусом лица, определялось выбором или, возможно, назначением (приглаше­нием). Ядром Земского собора и его постоянными частями (куриями) были: Освящённый собор , возглавлявшийся московским митрополитом (с 1589 – патриархом) и включавший архиепископов, епископов, архиманд­ритов, игуменов влиятельных монасты­рей; Боярская дума (в том числе думные дво­ряне и думные дьяки), а также (до начала XVII в.) лица, обладавшие по должности правом боярского суда (дворецкие, каз­начеи, печатник и др.). Основную массу свет­ских феодалов XVI в. представляли различные группы Государева двора (стольники, стряпчие, московские и выборные дворяне, приказные дьяки и др.). От торгово-ремесленного населения на Земском соборе были пред­ставлены привилегированные группы купцов (гости, члены Гостиной и Суконной сотен ). На Земском соборе 1584 впервые присут­ствовали «выборные» от уездного дво­рянства , на Земском соборе 1598 их представитель­ство увеличилось; в заседаниях собора впервые участвовали сотские московских чёр­ных сотен и полусотен. С начала XVII в. раз­вился принцип реальной выборности (выборные от уездных корпораций дво­рянства, от белого городского духовенства, ряда сословных групп служилых людей «по прибору», тяглых горожан и др.). Особую роль в истории Земских соборов («Советов всей земли», 1611 – 1613) сыграли в 1604 – 1605 городовые советы – общесослов­ные местные органы, возникшие на многих территориях России. Начав национально-освободительное движение против интервентов, они активно содействовали образованию Первого ополчения 1611, Народного ополче­ния 1611 – 1612 и борьбе за государственное и национальное воз­рождение. На Земском соборе 1612 – 1613 впервые присутствовали выборные от черносош­ных и дворцовых крестьян . Избирательный собор 1613 был наиболее многочисленным (свыше 800 человек не менее чем от 58 городов) и представительным по составу в срав­нении с предшествующим Земским собором. В 1613 – 1622 Земские соборы действовали почти непрерывно, при этом один состав Земского собора проводил несколько «сессий». В 1632 – 1653 Земские соборы созывались сравнительно редко – по наиболее значительным вопросам внутренней и внешней политики. В этот период активизирова­лась деятельность сословных групп города и усилилось государственное значение сословных совещаний, появились пред­ставители от иноземцев на русской службе (1648). Последние Земские соборы (1682, 1683 – 1684) проходили после смерти царя Фёдора Алексеевича в условиях политического кризиса и борьбы за власть дворцовых группи­ровок. В условиях эволюции государственно-политического строя России к абсолютизму Земские соборы поте­ряли значение к концу XVII в. Исследо­ватели насчитывают около 60 Земских соборов середины XVI – XVII вв. (В.Д. Назаров)