Методика подготовки детей к школе - упражнения, уроки, тексты, занятия. Диагностические методики для подготовки ребенка к школе

В практической педагогике методики подготовки к школе представлены достаточным разнообразием, чтобы каждый детский сад, центр развития или родитель самостоятельно смогли определиться, какой из них придерживаться. Под методикой понимается совокупность принципов, методов и технологий, объединённых общей логикой и имеющих определённые теоретические предпосылки.

С точки зрения родителей, не будет интересно и необходимо вдаваться в подробности методологии и педагогики, так что можно ограничиться лишь перечислением общих принципов методик, чтобы выяснить, чем различные методики подготовки к школе отличаются друг от друга и в каких ситуациях применение той или иной методики представляется наиболее эффективным.

Подготовка к школе – это одна из ведущих функций дошкольного образования. Она может быть реализована как в рамках образовательной программы ДОУ, в специализированных коммерческих и некоммерческих организациях, занимающихся развитием и подготовкой дошкольников, при помощи услуг репетитора или же в домашних условиях силами самих родителей. Родителям не надо иметь педагогическое образование, чтобы понять, как правильно и эффективно заниматься со своим ребёнком и полноценно использовать некоторые методики подготовки к школе.

Однако не забывайте, что в любом случае нужно проконсультироваться с педагогом и детским психологом, чтобы ненароком не нанести ребёнку вред. Особенно это касается тех родителей, которые слишком уж сильно «гоняют» ребёнка по азам чтения, правописания, математики и другим предметам, забывая, что дошкольное образование должно быть природосообразным, соответствовать естественным возможностям и потребностям ребёнка.

Методики подготовки к школе должны содержать в себе не только упражнения для развития конкретных навыков и умений , не только «сухие» знания, но и методы общего, всестороннего развития . Также не стоит забывать и о психологической готовности ребёнка к школе, которая реализуется не путём заучивания чего-либо, а через социализацию ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Именно этот аспект подготовки к школе в домашних условиях наиболее уязвим, ведь детям-одиночкам, не посещающим детский сад, бывает в дальнейшем очень сложно адаптироваться к школе.

Однако самостоятельно применять методики подготовки к школе вы можете в то время, когда ребёнок по разным причинам не посещает детский сад, когда у вас есть время и желание самостоятельно позаниматься с ребёнком, не нагружая его, а наоборот, всячески поддерживая его развитие. Например, в тот промежуток времени, когда дети выпускаются из детского сада в мае месяце, а посещение школы начинается только в сентябре. К тому же, у большинства родителей это время совпадает с отпуском.

Какие самые популярные методики подготовки к школе для использования в домашних условиях?

Методика раннего развития семьи Никитиных

  • Общие принципы методики подготовки к школе Никитиных:

Методику воспитания детей супруги Никитины вынесли из собственного педагогического и семейного опыта, а также путём наблюдений за воспитанием детей в разных семьях. Они констатировали, что родителям свойственно ударяться в две крайности, занимаясь ребёнком дома – это либо заорганизованность, либо заброшенность. В первом варианте ребёнка постоянно таскают в разные кружки, с ним занимается десяток репетиторов, он одновременно учит английский, занимается танцами, плаванием и игрой на фортепиано. Конечно же, о полноценном детстве в таком случае можно забыть. Другая ситуация противоположная: ребёнок предоставлен сам себе, и растёт «как трава у дороги», без дополнительных занятий и стимуляции развития. Конечно же, очевидно, что обе эти ситуации вредны для ребёнка.

Основные принципы методики подготовки к школе Никитиных, выражаются в следующих постулатах: развитие должно быть свободным и творческим . Дети занимаются когда хотят и чем хотят, чередуя интеллектуальные и творческие занятия с обязательными занятиями спортом.

Спортивная атмосфера в методике Никитиных играет основополагающую роль: так как ребёнок от природы физически активен, то родители должны обязательно обеспечить его необходимыми возможностями, следуя его желаниям и предпочтениям. В вашем доме должны быть спортивные снаряды, вы должны обеспечить ребёнку возможность посещать спортивную секцию по его вкусу, и, конечно же, вы сами должны вести спортивный и здоровый образ жизни.

Кроме того, родители должны следить за развитием ребёнка и мягко и ненавязчиво стимулировать его . То есть, не заставлять ребёнка учить азбуку, а как бы невзначай покупать ему кубики с алфавитом, предлагать игры для изучения слов и прочее. В контексте подготовки к школе, это означает, что родителям не следует делать из поступления в школу культ, нужно просто добиться того, чтобы к моменту поступления ребёнок уже сам овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками в удобной и приемлемой для него форме.

  • Плюсы методики подготовки к школе Никитиных:

Методика свободная, с большим упором на творчество и физическое развитие. По методике Никитиных много информации, книг, много прекрасных развивающих интеллектуальных игр и пособий, найти и применять которые не сложно.

  • Минусы методики подготовки к школе Никитиных:

Главный минус заключается в том, что не все дети горят желанием самостоятельно заниматься, даже если для этого созданы все необходимые условия. Основополагающей задачей родителей в этом случае становится обеспечение стойкого интереса ребёнка к проводимым занятиям. Этого можно добиться, если никогда не создавать атмосферу принуждения ребёнка к занятиям и никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Но, увы, есть такие дети, которых всё же сложно заинтересовать, и не всем родителям под силу добиться того, чтобы ребёнок захотел что-либо делать сам. Особенно это касается физического развития – для детей с флегматичным темпераментом или со слабым здоровьем, например, такие активные занятия спортом могут не подойти.

Подготовка к школе по методике Зайцева

Методика Зайцева включает в себя оригинальный подход к обучению письму, чтению, русскому и английскому, а также правописанию. Она широко применяется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, и может быть реализована в домашних условиях.

  • Общие принципы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика Зайцева широко эксплуатирует визуальное восприятие информации и в корне отличается от большинства подобных методик, являясь по-настоящему новаторской. Её главное кредо – обучить ребёнка всему необходимому, учитывая его индивидуальные особенности и без вреда для здоровья . Таким образом, методика Зайцева может применяться для обучения даже особенных детей, имеющих отклонения в развитии, как в физическом, так и в интеллектуальном. Методика Зайцева имеет очень хорошие рекомендации, как от педагогов и психологов, так и от физиологов, врачей, педиатров.

  • Плюсы методики подготовки к школе Зайцева:

Пособия и материалы, необходимые для занятий по методике, представлены большим разнообразием и широкодоступны. Методика активизирует различные каналы восприятия информации, что избавляет ребёнка от «заучивания», помогая ему сберечь своё здоровье, сэкономить время.

  • Минусы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика лучше реализуется в условиях групповой работы, чем при индивидуальных занятиях дома.

Если вы начали придерживаться методики Зайцева только при обучении чтению, например, то следует использовать её же и для всех остальных аспектов обучения.

Применительно к подготовке к школе, методика Зайцева не рекомендуется (то есть, её не следует начинать применять непосредственно перед школой) – у детей, которые обучаются с помощью методики Зайцева, могут быть некоторые проблемы с адаптацией к школьной программе, так как традиционная подача материала в школах отличается от подачи информации по методике Зайцева.

Подготовка к школе по методике Монтессори

Это одна из наиболее популярных на сегодняшний день методик комплексного раннего развития и подготовки к школе, которая есть на слуху у всех родителей. Её повсеместно используют в детских садах и в специальных центрах, также её можно использовать и дома самостоятельно.

  • Общие принципы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори очень лояльна к детям, её ещё называют методикой саморазвития и самовоспитания. Очень много внимания уделяется развитию мелкой моторики и ощущений ребёнка (тактильных, вкусовых, обонятельных, а не только зрительных и слуховых). Родитель или педагог в этой системе занимают чёткую второстепенную позицию, только лишь помогая ребёнку и мягко направляя его, когда он в этом нуждается.

  • Плюсы методики подготовки к школе Монтессори:

Прочитав книги для родителей по системе Монтессори, каждый может сам придумывать согласующиеся с данной концепцией упражнения и игры для своих детей. Здесь не обязательно применять какие-то специальные пособия, наборы и другие материалы. Идеально методика Монтессори подходит для тех, у кого несколько детей – младшие дети тянутся к тем, кто старше, и старшие сами могут обучать малышей. Относительно подготовки к школе, ребёнок-школьник может стать идеальным учителем своего братика или сестрёнки.

  • Минусы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори предполагает то, что родитель не просто оставит ребёнка развиваться так, как ему угодно, а будет создавать для него полноценную развивающую среду. Чтобы понять что это такое и суметь её сформировать, нужно подойти к этой методике основательно и не жалеть своего времени на постижение её азов . Недостаточно просто купить развивающие игрушки, созданные «по системе Монтессори» — тогда это не будет полноценным следованиям её принципам, так как данная система включает в себя целую философию, которую необходимо постичь.

Ещё один ощутимый минус – отсутствие в методике подвижных и ролевых игр . Кроме того, система Монтессори крайне демократична, и это приносит вред как раз-таки процессу подготовки к школе, ведь многим детям, воспитывавшимся по этой методике, потом не хватает умения соблюдать дисциплину.

Так что, в контексте подготовки к школе, требуется не применение системы Монтессори, а, скорее, её коррекция в тех случаях, если ваш ребёнок развивается с раннего детства именно по ней.

Прищепёнок Наталья Сергеевна,

методист Муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

«Готов ли наш ребёнок к школе?» , — этот вопрос волнует, наверное, всех современных родителей бывших малышей. Ещё чуть-чуть - и произойдёт тот волшебный переход во во взрослый мир, вход в который находится под вывеской «Школа».

И неизвестно, чьего тут присутствует больше волнения: детского ли, родительского ли. Современные дети информационно более наполнены, чем их папы и мамы в этом же семилетнем возрасте, потому им легче вступать в новую систему информации, предлагаемую школой. Родители, а особенно бабушки и дедушки, всё же продукты своей эпохи, что в то же время и очень хорошо: они ответственно относятся к сборам своего чада в Страну Знаний.

Чтобы снизить уровень тревожности старшего поколения («Готов? Не готов? Как он там будет?»), предлагаю простой и даже весёлый способ для всеобщего успокоения и создания уверенности в том, что можно выпускать своё дитя в долгое плавание по волнам обучения. Игры! Вот что нам поможет! Игра - деятельность для старшего дошкольника привычная - ведущая, как говорят психологи. Вот на основе игры и покажем ребёнку, что не так страшна учёба, как её малюют. Мало того, учёба может быть и очень интересной! Так, все вместе, играя, и перейдём постепенно к настоящему учению - в комфорте и с увлечением!

Интеллектуально к школе готовы? Всегда готовы!

Помимо эмоциональной (мотивированного «Хочу в школу!») и социальной (умение жить и обучаться в коллективе) готовности, ребёнок должен быть подготовлен к школе интеллектуально. Если дошкольник умеет концентрировать внимание, выстраивать логические связи, у него достаточно развита память и движения рук - значит, интеллектуальная готовность на уровне.
В познавательной деятельности, которая для школьника одна из основных, ведущую роль играют познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение. Все они взаимосвязаны, и сложно выделить какое-то более важное, чем остальные.

Вот, например, память. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. Хорошая память значительно облегчает процесс запоминания нового материала, ребёнок меньше тратит времени на домашние задания. Человек с хорошей памятью более грамотный, так как запоминает правильное написание слов и предложений при чтении книг.

Произвольная память начинает формироваться у ребёнка в возрасте пяти лет, однако целенаправленное запоминание зависит от вида деятельности, которую выполняет ребёнок. При этом эффективность запоминания увеличивается, если задание предполагает не пассивное восприятие, а активное выполнение мыслительных операций. Наиболее благоприятные условия для формирования произвольной памяти создаются в процессе игровой деятельности. Чем особенно хороши такие игры - они одновременно могут служить как средством развития необходимого для будущего первоклассника качества, так и средством диагностики наличия его у ребёнка.

Игры на развитие памяти

Рассмотрим некоторые варианты игр. Взрослый предлагает ребёнку в течение 10-15 секунд запомнить пары картинок. Затем картинки убираются, и ребёнку предлагается вспомнить парные картинки. Для запоминания можно использовать как карточки с рисунками - конкретными или абстрактными, с изображениями геометрических фигур разного цвета и формы, так и сюжетные картинки.

Ещё одно игровое упражнение: в течение полутора минут ребёнок запоминает игрушки на полке, затем выходит из комнаты или просто отворачивается, а взрослый меняет местами или убирает часть игрушек. Ребёнок оценивает изменения.

Данная игра хороша тем, что её проведение может быть разнообразным. В качестве объектов игры могут выступать настоящие игрушки или предметы — дома или в детском саду, а в мобильном варианте игры (в поездке, в очереди в поликлинику - одним словом, в нестационарных условиях) предметы могут быть заменены их изображениями, выполненными на карточках из картона.

Используя карточки, можно сыграть и в такой вариант развития памяти: взрослый заранее составляет пары карточек из цветного изображения предмета (а предметы должны быть знакомые детям, те, что окружают их ежедневно) и его схематического образа. Затем показывает ребёнку пары (сначала цветное, затем схематичное изображение в каждой паре) - по 3 секунды на каждую карточку. Далее вариантов два: по порядку показываются карточки со схематичным изображением, а ребёнку предлагается вспомнить и назвать парный предмет. А можно наоборот: сначала показывать карты с цветным изображением, а ребёнок будет вспоминать и называть схематичные изображения. Помимо памяти, в ходе использование карточек со стилизованными графическими изображениями у детей развивается ассоциативное воображение.

Следующая игра. Возьмите 12 цветных карточек и выложите любые из них на столе в три ряда. Ребёнку предлагается запомнить картинки, затем закрыть глаза. Взрослый меняет расположение картинок или убирает одну-две картинки. Ребёнок, открыв глаза, должен назвать, что изменилось или чего не стало. Повторите это задание три-четыре раза. Затем закройте все картинки листом бумаги и предложите вспомнить и назвать картинки: в каком-либо одном ряду слева направо или справа налево; в одном из столбиков сверху вниз или снизу вверх; назвать картинку, которая находится в одном из углов, между какими-либо другими картинками; на разных уровнях относительно других картинок. Для усложнения игры можно предложить ребёнку побыть ведущим самому и задать вам сложные вопросы.

В следующей игре могут принять участие несколько детей. Возьмите 4 карточки, на каждой из которых нарисованы разные фигуры. Ведущий поочерёдно, в течение 10 секунд, показывает детям карточки. После показа каждой из четырёх карточек дети зарисовывают увиденные ряды фигур на бумаге. За каждую правильно зарисованную карточку ребёнок получает 1 балл. У кого больше всех баллов, тот и побеждает.

И ещё одна игра-тест. Для неё нужны четыре комплекта карточек, по две в каждом комплекте, на которых нарисованы предметы одного вида, по-разному расположенные, с добавлением других предметов. Например, карточки с одеждой: на первой - шляпа, фуражка, панамка; на второй головные уборы меняются местами и добавлено платье. Покажите ребёнку одну из карт для запоминания, затем уберите её. Далее покажите парную карту и попросите назвать, какие предметы изменили своё местоположение, каких не стало или какие добавились. Дополнительные задания к этой игре: назвать предметы на карточке одним словом; определить, какой предмет лишний, например, в нашем примере лишним будет платье - оно не головной убор.

Будь внимателен!

Наверное, нет на свете такого человека, который бы ни разу не переживал из-за отсутствия внимания - у себя или у своего ребёнка. А родители школьников просто уверены: внимание - основа хорошей учёбы!

Внимание ребёнка такая интересная штука, которая не существует сама по себе, вне его действий. Есть только одно средство его развития - деятельность, которая должна побуждать ребёнка к развитию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания. Нельзя просто приказать ребёнку быть более внимательным. Он сосредоточен только до тех пор, пока интерес его не угаснет. Поэтому в процессе интересной игры дети могут оставаться внимательными достаточно долго.

Игры на развитие внимания могут быть такими: правильно расположить предметы в клеточках рядов по данному образцу; найти десять отличий на двух с первого взгляда одинаковых рисунках; найти среди четырёх пар изображений с минимальными отличиями одинаковые пары. Благодаря целенаправленному руководству взрослых во время игры, у детей должна развиться наблюдательность, позволяющая за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик. В процессе занятий с использованием таких игр способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается.

Движение - не только жизнь, но и ум

Поэтичная фраза о том, что талант человека на кончиках пальцев, на самом деле не метафора. Действительно, большие полушария мозга тесно связаны с нервными окончаниями в кистях и пальцах рук. Развитие мозга происходит, в том числе, и под влиянием кинетических импульсов от рук, поэтому ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него быстрее развиваются память, внимание, связная речь.

Игровые методики развития движений рук способствуют и формированию аккуратности, сосредоточенности, усидчивости. Игровые моменты особенно хороши наличием определённой интриги, увлекающей ребёнка при выполнении задания. Например:

— дорисовать вторую половину предмета, обвести предметы по точкам, начиная от точки, не отрывая руки;

— выполнить действия (4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево), чтобы получились рисунки - и определить, что же получилось в итоге;

— раскрасить только те нарисованные рядом с предметом геометрические фигуры, из которых этот предмет состоит; нарисовать геометрические фигуры, на которые похожи предметы;

— сделать все предметы одинаковыми, дорисовав недостающие детали; продолжить ряд, рисуя по клеточкам, уловив предварительно закономерность расположения фигур.

Всегда привлекают, а мозг начинает работать ещё быстрее. Интеллект развивается и опосредованно, и непосредственно. Обеспечивается осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение.

С помощью игр на развитие движений рук можно развить и пространственное воображение, и ориентацию в пространстве, и словарный запас, давая ребёнку задание нарисовать предметы в определённых местах листа: в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, между, и т. п. Получается буквально: развитие человека - в его руках! Только маленькому человеку обязательно должны помочь большие, родители и педагоги.

«Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает»

Эта фраза Наполеона должна заставить задуматься родителей будущих школьников: а всё ли они сделали для того, чтобы будущая карьера их чада получила хороший старт в начальной школе? Пусть пока мы не знаем, кем будет в профессиональном плане наш ребёнок. Мы точно знаем, что правильная речь пригодится ему, кем бы он ни стал.

Но это в будущем. А сегодня он должен так ясно строить свою речь, чтобы слова не мешали, а, наоборот, помогали выстраиваться в правильную перспективу мыслям.

Готовность к школе неразрывно связана с уровнем развития речи. Взрослые должны обязательно оценить: чётко ли ребёнок выговаривает слова; может ли назвать и обозначить основные окружающие его предметы, способен ли участвовать в общем разговоре, легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, рассказать историю, описать произошедший с ним случай, может ли объяснить, для чего служат различные вещи, умеет ли пользоваться предлогами, правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики? В случае недостаточного уровня развития речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним… поиграть!

Цицерон говорил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Конечно, он прав, но правы и мы, когда хотим, чтобы наши дети хотели учиться говорить правильно. А это значит, что надо их в этом заинтересовать. Прежде всего, игрой. Согласитесь, что старание в игре даст намного больше результата.

Игровые задания должны идти от простых к более сложным: от составления логического связного рассказа по карточкам, которые надо разложить по последовательности действий, до сочинения рассказов по картинкам со сложными сюжетными изображениями.Внесите в игру момент соревновательности: за каждое правильно и качественно выполненное задание можно давать детям жетоны, например, в виде звёздочек. Так дети будут приближаться к тому, чтобы стать настоящими «звёздными ораторами».

Задания могут быть, например, такими:

— используя карточки с изображениями предметов, животных, назвать их уменьшительно; распределить по родам; изменять слова по числам;

— составить предложения по картинкам;

— рассмотреть картинку, послушать или прочитать подходящие к ней слова и составить рассказ по картинке, используя эти слова;

— рассмотреть 4 сюжетные картинки, изображающие героев в последовательности действий, знакомых ребёнку, разложить картинки в правильной последовательности и составить по ним рассказ;

— рассмотреть жанровую картинку и составить предложения со словами, выделяя и называя предлоги в предложениях;

— взять картинки с предметами, обладающими противоположными признаками (кислый лимон - сладкая конфета, смелый лев - трусливый заяц, широкая кровать — узкая скамейка и т.п.) и назвать данные антонимы.

Грамотность нужна всем, кто хочет достичь успеха. Люди с богатым словарным запасом и правильной, образной речью чаще добиваются успеха во всём, ведь такого человека окружающие воспринимают как более умного и компетентного. Грамотность можно формировать, начиная с изучения алфавита. Затем приобретается умение распознавать место звука в слове, вычленять звуки, необходимые для дальнейшего обучения чтению. От правильного понимания таких понятий, как звук, слог, слово, предложение дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов - повествованию, описанию, рассуждению; от простых слов дети — к составлению логических цепочек по карточкам с изображениями.

Так, например, одна из игр — «Парочки» — развивает ещё и логику, и причинно-следственное мышление. Добавление к сюжетным картинкам карточек с предметами, связанными по смыслу с сюжетом, будет основой для составления рассказов. С помощью данной игры можно начать выводить ребёнка на новый уровень мышления - эвристический, используя метод, который Джанни Родари назвал «Бином фантазии». Если предложить ребёнку две карточки с нарисованными на них предметами, абсолютно не связанными между собой по смыслу (например, топор и зонт, утка и дом), то мозг будет стараться найти связь между этими предметами, и у ребёнка будет развиваться творческое воображение. Более сложный вариант этого метода — «Полином фантазии», когда берутся уже три слова, не связанных между собой по смыслу (например, жёлудь, щука, замок).

Перефразируя высказывание известного специалиста в области ораторского искусства Фрэнка Снелла, хочется сказать: не допускайте того, чтобы через речевые недостатки вашего ребёнка педагоги нарисовали ложную картину его способностей. Заставьте речь ребёнка работать на него.

Мир вокруг нас

Чтобы не потерять себя в этом мире, надо многое о нём знать. Особенно начинающему школьнику. Знания эти нужны и для развития самостоятельности, ведь теперь ваш ребёнок уже не просто малыш, а ученик, который должен хорошо ориентироваться в окружающей действительности, сам (!) никуда не опаздывать, и вообще - в буквальном и в переносном смысле — не теряться в этом мире!

Что же сделать, чтобы увеличить качественный и количественный объём знаний ребёнка об окружающей действительности? Конечно же, поиграть с ним!

Например: сделать 12 маленьких карточек с сюжетами, принадлежащими разным временам года, и одно большое поле с четырьмя секторами, «подписанными» символами разных времён года (зима - снежинка, лето - солнышко и т.п.). Задача для ребёнка: догадаться, какому времени года принадлежат маленькие карточки с сюжетами и разложить их на соответствующие сезонные сектора на большом поле. В качестве дополнительного задания можно попросить ребёнка рассказать о любимом времени года.

Ваш подросший малыш теперь обязательно должен ориентироваться во времени, чтобы не опаздывать в школу. А ведь часы бывают разными. Научите будущего школьника разбираться в них. На маленьких карточках напишите время цифрами, как на электронных часах. Возьмите часы со стрелками (или сделайте их игровой, но движущийся макет). Задача: поставить с помощью стрелок на часах время, написанное на карточках. Также задание можно выполнять зеркально: взрослый ставит время на часах со стрелками, ребёнок находит это же время среди карточек.

Для следующего задания необходимо сделать 18 карточек с изображениями деревьев, кустарников, овощей, фруктов, грибов, цветов, плодов деревьев - объектов флоры. На большом поле расположить картинки, на которых находятся объекты, объединяющие всех этих представителей в группы: лес, овощные грядки, корзина грибов, букет цветов, плодоносящий сад, банки с вареньем из ягод. Задание: определить группы растений и разложить маленькие карточки в соответствии с ними. Назвать ещё несколько растений каждой группы.

Игры из серии «Дополни ряд» и «Что лишнее?». Для этого задания также необходимы карточки с изображениями, из которых составляются логические ряды. Задание - убрать из ряда лишний предмет, сказав, по какому именно признаку он лишний, или, наоборот, дополнить ряд.

Задание, связанное с миром фауны. Подготовить пары карточек с изображениями животных: по два представителя дикой природы, домашних животных, птиц, рыб, насекомых и т.д. Карточки перемешать. Ребёнок должен разобрать все карточки по парам и объяснить, почему его решение было именно таким.

Игры эти учат ребёнка совершать мысленный переход от отдельного к общему, который называют обобщением, выделять существенные признаки изучаемого понятия. У детей формируется умение делать выводы из фактов или явлений.

Чтобы подвести результаты наших игровых мини-диагностик, можно отражать ответы детей в специальной таблице. За каждое выполненное без ошибок задание ребёнок получает по три балла. Если задание выполнено с помощью взрослого, то баллов будет два. Если же задание не выполнено до конца, то ставится один балл. Далее баллы суммируются и делятся на количество предложенных заданий. Итог: три балла - у вашего ребёнка высокий уровень развития памяти, можно совершенствоваться дальше. Два балла - средний уровень развития, можно позаниматься дополнительно. Один балл - требуются обязательные дополнительные занятия.

Математика - царица мышления

Несмотря на то, что при подготовке ребёнка к школе каждому из мыслительных процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно запоминание нового материала. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. А для развития мышления — полезно заниматься математикой. Ещё Ломоносов говорил, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци считал, что счёт и вычисления — основа порядка в голове. Он же, кстати, первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности и указал на значимость развивающего обучения.

Так как же развить с помощью этой царицы наук ещё не знакомого с ней ребёнка? Нам на помощь снова приходит игра!Рисуем плакат с цифрами от 1 до 20, выполненными разными шрифтами и разных размеров и цветов. Задание: посчитать от 1 до 20 по порядку, затем от 20 до 1. Посчитать с 7 до 13, с 9 до 3 и т.д.

Подбираем или рисуем картинки, на которых можно что-нибудь посчитать: воздушные шарики, ель с шишками, лист рябины, божью коровку, лук со стрелами, аквариум с рыбками, клумбу с цветочками и т.п. Затем просим ребёнка определить, что можно посчитать на этих картинках, и, соответственно, сосчитать, разложив маленькие карточки с цифрами около каждой картинки. Можно внести в эту игру элемент соревновательности, если взять несколько картинок и предложить их нескольким участникам - кто быстрее и правильнее сосчитает всё, что можно, на этой картинке.

Рисуем на плакате цифры от 5 до 10, вычерчивая под каждой цифрой по два квадратика. Задание: с помощью маленьких карточек определить состав чисел 5,6,7,8,9,10.

С помощью линейки определить длину, ширину, высоту разных предметов, окружающих ребёнка.

Создать из подручных материалов «сюжет» для задачи или подобрать подходящую картинку с таким сюжетом. Задание ребёнку: придумать задачу и решить её с помощью специально изготовленных карточек с цифрами и математическими знаками.

Нарисовать на карточках или подобрать изображения разных предметов, очертаниями похожих на различные геометрические фигуры: мобильный телефон (прямоугольник), картина в квадратной рамке (квадрат), круглые часы, тарелка (круг) и т.п. На других карточках изобразить эти геометрические фигуры. Задание: разложить карточки с фигурами в соответствии с изображениями предметов.

Игра решает множество проблем!

Такая весёлая математика поможет ребёнку не только в развитии элементарных математических представлений, но и в развитии речи и творческого мышления, в освоении окружающего мира, так как любая развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы ребёнка в целом. Именно поэтому педагоги и психологи рекомендуют заниматься с ребёнком подготовкой к школе комплексно, в системе, а не время от времени. Очень важна здесь помощь заботливого взрослого, который вовремя заметит те моменты, которые следует «подтянуть», чтобы ребёнок пошёл в школу готовым к новому витку развития.

Если же взрослым очень некогда, если нет возможности подготовить десятки карточек с картинками и заданиями, то можно воспользоваться тем, что предлагают производители развивающих игр. Главное, выбрать тот обучающий материал, который подготовлен с участием методистов и педагогов, и соответствует современным Федеральным государственным образовательным стандартам. Эти требования тщательно соблюдаются на предприятии одного из российских производителей развивающих игр ОАО «Радуга». Среди пяти сотен игр там есть и такая специальная серия — «Готов ли ребёнок к школе?». В этой серии игры по развитию памяти, внимания, моторики, грамоты, речи, представлений об окружающем мире. Их можно использовать как диагностический материал, так и непосредственно для развития ребёнка. А можно просто поиграть и получить радость от общения и совместного занятия. Главное, не забывать в обычной повседневной жизни об игре, ведь игра решает множество проблем!

Существуют различные методики и программы подготовки детей к школе. Они обязаны в ходе занятий по подготовке ребенка к школе научить его. Главной задачей методик подготовки ребенка к школе является определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. как родителям самостоятельно подготовить ребенка к школе. Такие методики помогут родителям выявить слабые места именно у их ребенка и при подготовке к школе обратить на них особое внимание. Обратите внимание на различные виды методик, это могут быть:

  1. Тесты готовности ребёнка к школе.
  2. Диагностическая методика – модифицированный опросник.
  3. Психологические методики, психологические тесты для определения готовности ребенка к школе.
  4. Методика Колесниковой - непринужденная подготовка к школе Колесникова учитывала возрастные особенности каждого ребёнка, использовала индивидуальный подход, что обеспечивало лучший результат.

Как подготовить ребенка к школе. Как быстро помочь адаптироваться ему в незнакомой обстановке. В этом Вам помогут различные методики по подготовке к школе. Данные методики помогут родителя самостоятельно подготовить своего ребенка к школе. Помогут приобрести первоначальные навыки обучения.

Методика подготовки ребенка к школе выбирается непосредственно родителями. Не стоит брать программу, по которой педагог будет проверять готовность ребенка, и заставлять его заучивать правильные ответы. Заниматься с малышом нужно всю жизнь, постепенно переходя от легких заданий к сложным. Если ребенок ходит в детский сад, это существенно упрощает задачу. Но все же не стоит полностью полагаться на дошкольного воспитателя, у которого в группе больше тридцати детей. Занимайтесь дома чтением и счетом сами. Купите магнитики на холодильник с буквами и цифрами, и каждый раз, когда едите, выкладывайте слова. Считайте в каждом слове слоги и буквы. По количеству слогов определяйте, сколько в слове гласных букв. Потом вычисляйте, сколько согласных. Подсчитывайте все, что видите. Попытайтесь выучить самые простые расчеты, такие как 2+2, 1+3, 2+3, наизусть. Ребенок должен считать по порядку, как минимум, до 20, прямо и в обратную сторону. Не забывайте читать книги, чтобы у ребенка было развито образное мышление и фантазия. Обязательно пересказывайте и обсуждайте прочитанное. Да и в принципе описывайте все, что видите, что бы ребенок понимал понятия расстояния, длины, величины, веса, высоты и т.д. Купите пару книг для подготовки детей к школе. Там собраны все задания, и таким образом, Вы ничего не упустите.

Еще один очень важный момент – еще до того, как отдать ребенка в школу, определите, к чему у него есть склонности, и что ему нравится делать. Ведь как бы хорошо ни относились к ребенку в школе, и какой бы индивидуальный подход не проявлял учитель, он будет обязан работать в рамках школьной программы. Поэтому в Ваших интересах, как можно раньше определить, к каким дисциплинам у малыша есть склонность, и выбрать соответствующую школу или класс. Поэтому еще в дошкольном возрасте Вы должны перепробовать все, и задания на логику, и изучение иностранного, и рисование, и чтение стихов, и все, что только успеваете сделать, чтобы определить то единственное, что дается Вашему чаду лучше всего. Как показывает опыт, даже очень одаренный ребенок с гуманитарным складом ума может сильно отставать в математическом классе и, в конце концов, просто забросить учебу. А ведь мог бы добиться больших успехов, если бы его отдали в школу с углубленным изучением языков и литературы. И в данной ситуации только от родителей зависит, смогут ли они вовремя отыскать у своего чада талант, и развить его.

Будьте активными, пробуйте все новое. Постарайтесь не просто «натаскать» своего ребенка, чтобы он мог выполнить упражнения для подготовки к школе. Развивайте его так, чтобы выполнение всех этих заданий было лишь небольшим дополнением к его знаниям, умениям, таланту и необъятному внутреннему миру.

Смотрите на этом сайте

  • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Онлайн игра

Когда ребенок подготовлен к обучению, сам проявляет инициативу в учебе и внеклассной деятельности, у него не возникнет сложностей в процессе учебы и общении с одноклассниками. Подготовить ребенка к школе в домашних условиях, определить уровень его знаний и мотивационной готовности поможет эта статья.

Родителей будущих первоклассников волнует вопрос, готов ли их ребенок к школе? Ведь очень важно не просто отдать малыша в первый класс, а сделать это вовремя – когда ребенок будет готов к посещению учебного заведения морально и достаточно развит для этого.

Ошибка в определении готовности ребенка может стоить дорого: нежелание посещать учебное заведение, отказ учить уроки, депрессивное состояние, неуправляемое поведение – все это продемонстрирует первоклассник, оказавшийся в школе «не вовремя». Чтобы избежать неприятностей и предупредить психологическую травму у ребенка, родителям следует очень внимательно отнестись к вопросу соответствия уровня его знаний и навыков современным требованиям.

Требования к подготовке ребенка к школе: список

К настоящему времени сформирован целый список того, что должен знать и уметь будущий первоклассник:

  • Уверенно называть свое фамилию, имя и отчество
  • Дату своего рождения
  • Домашний адрес
  • ФИО мамы и папы (бабушек, дедушек и других родственников – по желанию)
  • Место работы родителей
  • Известных в стране поэтов и писателей
  • Праздники
  • Различать понятия: «вперед – назад», «право – лево»
  • Дни недели
  • Цвета и оттенки
  • Времена года (с месяцами)
  • Правила движения на дороге
  • Различать домашних и диких животных, называть их детенышей
  • Называть садовые, лесные, полевые цветы
  • Называть перелетных и зимующих птиц
  • Отличать фрукты от овощей
  • Знать профессии
  • Называть виды транспорта и способ его передвижения
  • Пересказывать услышанное
  • Отвечать на вопросы
  • Составлять рассказ по картинке
  • Придумывать сказки
  • Рассказывать стихи наизусть
  • Описывать по памяти
  • Копировать текст и рисунок
  • Заканчивать предложения
  • Находить лишний предмет, рисунок, слово, букву
  • Разгадывать загадки
  • Считать от 0 до 10 и обратно
  • Знать состав чисел
  • Различать понятия «больше», «меньше»
  • Знать фигуры
  • Писать в клеточках
  • Знать буквы, отличать их от звуков
  • Определять первую и последнюю букву (звук) в слове
  • Подбирать слова на предложенную букву
  • Читать простые слова и слоги
  • Знать, когда заканчивается предложение
  • Обводить по контуру
  • Держать ручку

Несмотря на то, что многим из перечисленных умений ребенок должен обучиться в начальной школе, тестирование перед поступлением в первый класс проводится именно по этим пунктам.



Познавательный интерес, быстрая реакция, нестандартное и логическое мышление будут формироваться у дошкольника, если регулярно проводить с ним математические занятия в игровой форме.

Чтобы эти уроки приносили ребенку пользу и радость, родителям следует принять во внимание:

  • возраст ребенка
  • уровень подготовки
  • способность концентрировать внимание
  • интерес к занятиям

Математические занятия – это не однообразные примеры и задачки. Чтобы заинтересовать ребенка и разнообразить уроки математики, в работе с дошкольниками следует использовать такие виды заданий:

  • задачи с геометрическими фигурами
  • математические загадки
  • задачи – шутки
  • головоломки

ВАЖНО: Любое задание должно подбираться индивидуально, с учетом его степени сложности и уровня развития ребенка.



Математические игры

«Домики» . Нарисуйте 3 трехэтажных дома, каждый на отдельном листе. На каждом этаже нарисуйте по 3 окошка. Произвольно нарисуйте шторки в некоторых окнах. Скажите ребенку, что в квартирах, где есть шторки, уже живут люди. Попросите его заселить людей на остальные этажи, чтобы на каждом этаже было поровну жильцов. Пусть он сам дорисует разноцветные шторы в окнах тех квартир, куда он поселил людей. Затем попросите сосчитать, в каком доме жильцов больше.

«Рисунки из геометрических фигур» . Нарисуйте на листе любую геометрическую фигуру. Попросите ребенка придумать рисунок, задействовав в нем предложенную фигуру. Если малыш не понял задание, покажите, например, как легко кружок может превратиться в солнышко, снеговика или колесо автомобиля.



«Соедини цифры». Попросите ребенка соединить цифры линиями. Объясните, что если он правильно сделает это, то увидит рисунок. Для детей младшего возраста используйте картинки с числами до 10, для старших детей – более сложные картинки с числами до 30 или 50.

ВАЖНО: Групповые занятия усиливают интерес ребенка к происходящему. Чувство соперничества, сильно развитое в дошкольном возрасте у большинства детей, не позволит ребенку отвлекаться.

Игра «Соедини цифры»

Занимательные математические вопросы и задачки:

  • Сколько лапок у трех кошек и ножек у двух птичек?
  • Сколько ушек в двух мышек?
  • У мамы Наташи дочка Маша, котик Пушок и пес Дружок. Сколько дочек у мамы?
  • Что тяжелее: 1 кг камней или 1 кг пуха?

У зайчихи пять зайчат

На травке с мамою сидят.

У другой зайчихи – три

Они все белые, смотри!

Сколько будет три и пять?

Груши на землю с веток упали

Плакали груши, слезы роняли

Катя в корзину их собрала

Друзьям своим в садике все раздала:

Два Павлушке, три Сережке,

Маринке и Аринке,

Маше, Наде и Оксане

И одно, конечно, маме.

Посчитай-ка поскорей,

Сколько Катиных друзей?

Пять гусей летели в небе,

Два решили пообедать,

А один – передохнуть.

Сколько же пустилось в путь?

Привела наседка мать

Семь цыплят в сад погулять.

Все цыплятки, как цветочки.

Пять сынков, а сколько дочек?

Четыре синих сливы

На дереве висели.

Две сливы съели дети,

А сколько не успели?

ВАЖНО: Поощряйте интерес ребенка к таким заданиям, хвалите, если он пытается самостоятельно придумать похожие задачки.



Подготовка к школе: развивающие задания для детей по чтению

Чтение – одна из самых важных дисциплин. Чем лучше научится ребенок читать, тем легче ему будет учиться в школе. Цель обучения — объяснить ребенку принципы и правила чтения, добиться от дошкольника уверенного прочтения букв, слогов и коротких слов.

ВАЖНО: В связи с тем, что информация воспринимается детьми младшего возраста несколько иначе, чем взрослыми, проводить обучение чтению нужно только в игровой форме.

План обучения чтению ребенка достаточно прост:

  • Заучите с ребенком буквы в таком порядке: все гласные, твердые звонкие согласные, глухие и шипящие согласные.
  • Добейтесь быстрого и безошибочного определения букв.
  • Научите ребенка читать звуки, то есть произносить уже знакомые ему буквы слитно. Начинайте с простых для прочтения и произношения слогов (на, ма, ла, да) и постепенно переходите к более сложным (жу, ку, гу, фо).
  • Переходите к чтению коротких и состоящих из нескольких простых слогов слов (ма-ма, ба-ба, о-ля, кот, дом).
  • Каждый день немного усложняйте задание, вводите несколько сложных слов.
  • Когда ребенок научится читать слова, переходите к чтению коротких предложений.
  • После того, как ребенок научится читать предложениями, можете использовать в обучении различные развивающие задания.

ВАЖНО: Во время занятий следите за чистотой произношения звуков, объясняйте, в каком месте предложения нужно делать паузы между словами.



Игра «Найди слово» . Предложите ребенку отыскать определенное слово в небольшом незнакомом тексте. Причем сделать это нужно за определенное время (например, за одну минуту).

«Громко, тихо, про себя» . Попросите ребенка читать то тише, то громче, то про себя. По вашим указаниям он должен как можно быстрее переключаться от одного вида чтения к другому. Следите, чтобы при этом не менялся темп чтения.

«Слоги на карточках» . Напишите на карточках слоги таким образом, чтобы из них можно было составить слова. Попросите ребенка помочь потерявшимся слогам отыскать своих друзей и собраться в слова. Играйте в игру ежедневно, постепенно добавляя новые слоги.

«Гласные – согласные» . Пусть ребенок за 30 секунд назовет или напишет как можно больше согласных букв, а затем гласных.

«Ответы на вопросы». Заготовьте несколько простых вопросов по тексту. Предложите ребенку найти ответы на эти вопросы во время прочтения текста.

«Чтение с помехами». Научите ребенка читать независимо от окружающей обстановки. Включайте ненадолго во время чтения музыку или телевизор. Добейтесь того, чтобы ребенок не обращая внимания на изменение звукового фона, продолжал читать.

«Размер букв». Чтение текстов с разными шрифтами не должно быть проблемой для ребенка. Для этого ежедневно предлагайте ему самостоятельно печатать и читать буквы разного размера.

«Слова – перевертыши» . Покажите ребенку слова, которые меняют смысл при прочтении их наоборот: «кот – ток», «воз – зов» и т.п. Объясните, что читать всегда нужно слева направо.

«Чтение сквозь зубы» . Усложните привычное ежедневное чтение необычным веселым заданием: ребенок должен читать, не размыкая зубы. После прочтения текста, необходимо пересказать его.

«Пропустили букву» . Напишите 5 – 10 знакомых ему слов, в каждом из которых пропустите по одной букве. Попросите будущего первоклассника вставить пропущенные буквы в слова.

«Похожие слова». Напишите несколько пар похожих по написанию, но различных по значению слов: «кот – кит», «рука – река», «дом – дым». Попросите ребенка прочитать пары и объяснить значение каждого слова.

«Чтение за минуту» . Предлагайте ребенку ежедневно читать «на скорость» один и тот же текст. Обращайте внимание, что каждый день он читает все быстрее и четче, и за отведенную минуту продвигается все дальше. Для наглядности лучше использовать песочные часы.



Иногда у детей возникают сложности при выполнении развивающих заданий по чтению. Это происходит по следующим причинам:

  • Неуверенность. Чтобы убедиться, что слог или слово прочитано правильно, ребенок перечитывает его несколько раз подряд.
  • Рассеянное внимание. Дошкольники быстро теряют интерес к скучным, по их мнению, занятиям.
  • Недостаточная концентрация внимания. Ребенок не может воспринять все слово, а концентрирует внимание только на нескольких первых буквах или слогах.
  • Маленький запас слов. Незнакомые слова ребенок произносит неуверенно при прочтении.
  • Плохая память. Ребенок не запоминает буквы, звуки, забывает принцип образования слогов и слов.
  • Нарушения речевого аппарата, хронические заболевания ЛОР органов (отиты, увеличенные миндалины).


Видео: Как научить ребенка читать?

Подготовка к школе, развивающие задания для детей по письму

Самые большие трудности у всех без исключения первоклассников возникают при выполнении графических заданий. Происходит это по трем причинам:

  • недостаточный интерес ребенка
  • незрелость мускулатуры кистей
  • неопытность

Чтобы облегчить процесс освоения письма в школе, родителям следует начать заниматься с ребенком еще с раннего возраста. Заинтересовать дошкольника помогут игровые развивающие задания.

«Лабиринт» . Предложите ребенку найти выход из лабиринта мышке, убегающей от кота, или зайчонку, отставшему от своей мамы. При помощи ручки или карандаша нужно указать зверушке верный путь.

«Дорисуй рисунок». Нарисуйте букет цветов и предложите малышу дорисовать вазу для букета, в пустой аквариум пусть поселит рыбок, в доме нарисует дверь. Чем больше подобных заданий выполнит ребенок, тем увереннее он будет держать в руках карандаш.

«Рисунок по точкам» . Попросите ребенка соединить точки между собой таким образом, чтобы получился рисунок. Если у ребенка возникнут сложности при выполнении этого задания, подскажите ему.

«Штриховка» . Просите ребенка выполнять любые упражнения, где необходимо заштриховать рисунок. Эти задания обязательны для отработки графических движений. Во время выполнения следите, чтобы линии направлялись сверху вниз, слева направо.

ВАЖНО: Развитию мелкой моторики у детей способствуют лепка, игры с мозаикой, конструктором, бусами, пальчиковая гимнастика.

Когда ребенок научится уверенно держать в руках карандаш, предлагайте ему обводить по пунктиру. Сразу можно обводить веселые детские картинки, затем – буквы или их элементы.



Подготовка к школе: развивающие задания для речевого развития детей

Легко и непринужденно развивать речь у ребенка можно при помощи веселых заданий и увлекательных игр.

«Экспромт» . Подготовьте 5 – 7 карточек с изображенными на них знакомыми ребенку ситуациями или действиями. Разложите перед ребенком карточки рисунком вниз. Предложите ему выбрать любую карточку и попросите придумать по ней рассказ. Чтобы ребенку было интересно, можно привлечь к выполнению задания других членов семьи и устроить конкурс на лучший рассказ.

«Ассоциации» . Покажите ребенку картинку, на которой изображено какое-либо знакомое ему действие (птицы улетают на юг, женщина покупает хлеб, дети идут в садик и т.п.). Попросите ребенка назвать слова, которые ассоциируются у него с изображением на картинке.

Игра в прилагательные. Попросите ребенка образовать прилагательные из предоставленных слов, ответив на вопросы: «какой», «какая», «какое»?

  • Свет (светлый, светлая, светлое)
  • Дом (домашний, домашняя, домашнее)
  • Дерево (деревянный, деревянная, деревянное)
  • Железо (железный, железная, железное)
  • Снег (снежный, снежная, снежное)
  • Песок (песчаный, песчаная, песчаное)

Синонимы и антонимы . Попросите ребенка подобрать похожие и противоположные по значению слова к произвольно взятым прилагательным.

Добиться чистоты произношения звуков поможет регулярное выполнение логопедических упражнений:

«Злая кошка» . У ребенка открыт рот, в нижние зубы упирается язык, при этом выгнутый так, как кошка выгибает спину, когда злится.

«Карандаш» . Карандаш положите перед ребенком, на уровне его губ, на любую твердую плоскую поверхность. Попросите ребенка установить край языка на нижнюю губу и в таком положении сильно подуть на карандаш. Упражнение считается выполненным, если карандаш покатится.

«Орех» . Ребенок упирает язык то в правую щеку, то в левую. При этом рот закрыт, мышцы щек и языка напряжены.

«Змея» . Рот открыт. Ребенок выдвигает и прячет язык таким образом, чтобы он не коснулся ни губ, ни зубов.

«Часы» . Губы ребенка приоткрыты, улыбаются. Кончик языка касается то правого, то левого уголков губ.

«Зубная щетка» . Кончиком языка имитировать действия зубной щетки. Таким образом необходимо «почистить» нижние и верхние зубки, внутри и снаружи. При этом важно, чтобы нижняя челюсть оставалась недвижимой.

«Забор» . Ребенок 10 – 15 секунд показывает «заборчик» из зубов, как можно шире улыбаясь для этого.

ВАЖНО: Если исправить произношение некоторых звуков не удается самостоятельно, родителям следует обратиться к логопеду.



Домашняя подготовка детей к школе: развивающие игры

Домашняя подготовка к школе подразумевает систематические занятия родителей с ребенком. Важно уделять дошкольнику хотя бы несколько часов в день, превращая обыденные дела и обычные совместные прогулки в увлекательные игры. Родителям следует проявить фантазию, найти индивидуальный подход к своему ребенку, действовать, согласно его интересам.

Вот всего лишь несколько вариантов совместных развивающих игр с дошкольником:

«Назови номер». Во время прогулки просите ребенка называть номера домов и проезжающего транспорта, обозначенные на табличках.

«Сколько деревьев?» Вместе считайте все деревья, которые попадаются вам на пути во время прогулки. Также можно считать проезжающие мимо автомобили, все или определенного цвета (размера, марки).

«Кто поменялся местами?» Поставьте перед ребенком 8 – 10 мягких игрушек, попросите его внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время поменяйте местами несколько игрушек. Когда ребенок повернется, пусть попробует угадать, кто поменялся местами.

«Любимый мультик». Посмотрите вместе с ребенком его любимый мультфильм. Задайте вопросы по его содержанию, попросите ребенка рассказать, о чем он.

«Сказка для бабушки» . Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.

Регулярные занятия лепкой, рисованием, игра в пазлы и мозаику увлекут ребенка и, в то же время, поспособствуют развитию мелкой моторики пальцев.

ВАЖНО: Не торопите ребенка, не злитесь, если что-то удается ему не сразу. Развивающие игры должны не только обучить ребенка, но и стать для него развлечением.



Домашняя подготовка детей к школе: развивающие упражнения

Развивающие упражнения с дошкольниками можно выполнять не только в тетради, сидя за письменным столом, но и на улице. Уроки на свежем воздухе придутся по душе и запомнятся надолго каждому ребенку.

«Времена года».

  • Прогуляйтесь с ребенком по осенней аллее . Покажите будущему школьнику разноцветные листья разных деревьев. Расскажите о временах года и тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением осени, зимы, весны и лета. Пусть ребенок выберет несколько красивых листьев и сохранит их дома, между страничками толстой книги. Когда листочки высохнут, пусть ребенок обведет их по контуру на листе бумаги и раскрасит.
  • В снежные зимние дни выходите вместе кормить воробьев и синичек. Расскажите ребенку о зимующих и перелетных птицах. Дома попросите нарисовать тех птичек, которые понравились больше всего.
  • Весной покажите ребенку первые распустившиеся цветы. Расскажите, что цветы бывают полевые, лесные, садовые. Попросите выполнить звуковой анализ слов: «роза», «подснежник», «лютик», «незабудка».
  • Во время летних прогулок обращайте внимание ребенка на повышение температуры на улице. Объясните, что бывает летняя и зимняя одежда. Пусть ребенок назовет одежду, которую нужно надевать летом, осенью, зимой и весной. Дома попросите ребенка нарисовать лето.

«Аппликация из крупы и макарон» . Предложите ребенку сделать аппликацию при помощи риса, гречки, макарон, манки, гороха и других круп. Подобные упражнения хорошо развивают мелкую моторику. В работе используйте клей ПВА.

«Снежинки» . Научите ребенка вырезать снежинки. На сложенном в 4 и 8 раз листе бумаги попросите его вырезать разные геометрические фигуры. Разверните снежинки и оцените результат.

«Фрукты и овощи из пластилина». Покажите ребенку, как из разноцветного пластилина можно легко слепить фрукты и овощи. Сразу ребенок должен скатать шарик, а уже его превратить в нужный фрукт или овощ. Легче всего сделать гроздь винограда, свеклу или морковь – немного сложнее.



Развивающее занятие «Времена года»

Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: задания, игры, упражнения

Наступление школьной жизни подразумевает, что дошкольный период закончен. Детям приходится быстро адаптироваться в новых условиях, привыкать к учебной нагрузке, знакомиться с учителями и одноклассниками.

Чтобы период адаптации прошел как можно легче, родители и педагоги стараются подготовить ребенка к предстоящим переменам в жизни. Наиболее успешны групповые игры и упражнения.

«Одного цвета» . Двум группам детей необходимо отыскать за 10 секунд наибольшее количество предметов одного цвета. Побеждает та группа, которая отыщет больше предметов.

«Волшебный круг» . Детям предлагают обвести круг по шаблону и дорисовать любые геометрические фигуры таким образом, чтобы получился рисунок. Когда все справятся с заданием, преподаватель устраивает конкурс рисунков.

«Повторюшки». В группе детей из 5 — 7 человек выбирают ведущего. Ведущий выходит вперед и показывает детям любую позу. Дети стараются скопировать эту позу. Новым ведущим становится тот, кому удалось лучше остальных справиться с заданием.

«Да – нет». Вместо ответов «да» ли «нет» на предложенные преподавателем вопросы, группа детей хлопает или топает. Нужно заранее договориться с ребятами, что «да» означает хлопок, а «нет» — топанье ногами. Вопросы можно выбирать произвольно, например:

  • «Цветы растут в поле?» и «Цветы летают в небе?»
  • «Ежик несет яблочко?» и «Ежик лазит по деревьям?»

«Мяу, гав». Дети сидят на стульчиках. Ведущий с закрытыми глазами ходит рядом с детьми, затем садится на руки одному из сидящих ребят и пытается угадать, кто это. Если ведущий угадал, ребенок говорит «мяу», если ошибся – «гав».

ВАЖНО: Подобные занятия и игры помогают формировать у дошкольников навыки общения, развивают уверенность в собственных силах и возможностях, адекватную самооценку, самостоятельность.



Самостоятельно определить, готов ли ребенок к поступлению в школу можно при помощи нескольких простых тестов, результатам которых вполне можно доверять.

Тест «Рисуем школу»

Дайте ребенку альбомный лист и цветные карандаши. Попросите будущего первоклассника нарисовать свою школу. Не подсказывайте ребенку, не помогайте, не задавайте наводящие вопросы, не торопите. Пусть он самостоятельно изобразит на бумаге ту школу, которая представляется именно ему.

  • сюжет
  • линии рисунка
  • цветовая гамма

Сюжет:

2 балла – школа расположена в центре листа, на рисунке также присутствуют украшения и декор, деревья, кусты, цветы вокруг школы, ученики и (или) учителя, идущие в школу. При этом важно, чтобы на рисунке было изображено теплое время года и светлое время суток.

0 баллов – рисунок асимметричен (здание школы расположено близко к одному из краев листа), люди на рисунке отсутствуют или изображены грустные дети, покидающие школу; на улице осень или зима, ночное или вечернее время.

1 балл

Линии рисунка:

2 балла – линии объектов без разрывов, тщательно прорисованы, ровные и уверенные, имеют разную толщину.

0 баллов – линии нечеткие, слабые или небрежные, рисунок схематичный; используются двойные или прерывистые линии.

1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.

Цветовая гамма:

2 балла – преобладание ярких и светлых цветов.

0 баллов – рисунок в мрачных тонах.

1 балл – в рисунке есть как темные, так и светлые цвета.

Сумма балов говорит о готовности ребенка к школе:

От 5 до 6 – ребенок готов к школе, он имеет благоприятный настрой по отношению к процессу обучения, будет взаимодействовать с преподавателями и одноклассниками.

От 0 до 1 – ребенок не готов к школе, сильный страх помешает ему нормально учиться, общаться с одноклассниками и учителем.



Определить, ориентирован ли ребенок на посещение школы, учебный процесс, представляет ли он себя школьником в ближайшем будущем, поможет тест Неженовой.

ВАЖНО: Этот тест следует проводить лишь с теми детьми, которые уже посещают подготовительные курсы в школе или хорошо ознакомлены с процессом обучения.

На каждый из представленных вопросов предлагается три варианта ответа: А, Б, В.

А – ориентация на учебу, оценивается в 2 балла

Б – ориентация на обучение поверхностная, не сформирована окончательно, привлекают внешние яркие атрибуты школьной жизни – 1 балл

В – ориентация на школу и обучение отсутствует, ребенок предпочитает внешкольные занятия – 0 баллов

Задавайте ребенку следующие вопросы, предлагая выбрать ответ из трех вариантов:

Ты хочешь ходить в школу?

А – да, очень

Б – не уверен, не знаю, сомневаюсь

В – нет, не хочу

Почему ты хочешь в школу, что тебе там интересно?

Б – хочу, чтобы мне купили красивый портфель, тетради и форму, хочу новые учебники

В – в школе весело, там есть перемены, у меня будут новые друзья, мне надоело в садике

Как ты готовишься к школе?

А – учу буквы, читаю, пишу прописи, решаю примеры и задачи

Б – родители купили форму, портфель или другие школьные атрибуты

В – рисую, играю, леплю из пластилина

Что тебе нравится в школе?

А – уроки, занятия в классе

Б – перемены, учитель, новые парты, вид школы и другое, что не относится непосредственно к процессу обучения и получения знаний

В – урок физкультуры и (или) рисования

Если бы ты не ходил ни в школу, ни в садик, что бы ты делал дома?

А – читал, писал буквы и цифры, решал задачки

Б – играл в конструктор и рисовал

В – ухаживал за котом (или другим домашним животным), гулял, помогал маме



0 – 4 – ребенок не осознает, что пойдет в школу, интереса к предстоящему обучению не проявляет

5 – 8 – присутствует поверхностный интерес к процессу обучения, является начальным этапом формирования позиции школьника

9 – 10 – отношение к школе позитивное, ребенок ощущает себя школьником.

Диагностика общей подготовки детей к школе: тесты

Диагностика общей подготовки детей к школе проводится психологом по специальным тестам. Вот некоторые из них:

Тест «Да – Нет» . Психолог просит ребенка отвечать на вопросы любым способом, главное, чтобы он не использовал слова «Да» и «Нет». Ребенок старается подобрать нужные слова, сосредоточен на том, чтобы не нарушить правила, поэтому его ответы будут максимально правдивыми.

  1. Хочешь в школу?
  2. Любишь сказки?
  3. Любишь мультфильмы?
  4. Хочешь остаться в садике?
  5. Любишь играть?
  6. Хочешь учиться?
  7. Любишь болеть?
  8. У тебя есть друзья?
  9. Знаешь, какое сейчас время года?

При оценке результатов педагог определяет, удовлетворяет ли ответ правилам задания. Ответы: «ага» или «неа» ошибкой не являются. Одна ошибка = 1 б. Все ответы верные – 0 б.

0 – 2 – внимание достаточно развито

3 -5 — развито средне или слабо

5 – 10 – плохое, неудовлетворительное внимание



Определение мотивационной готовности . Психолог задает ряд вопросов, дает ребенку время на размышления и рассуждения, помогает, в случае возникновения затруднений:

  1. Назови свое имя и возраст
  2. Имя, отчество и фамилия мамы и папы
  3. Где ты живешь?
  4. Назови членов своей семьи
  5. Что тебе интересно в твоем городе?
  6. Что делать, если видишь человека, который упал?
  7. Когда на деревьях появляются почки и листочки?
  8. Зачем нужна армия?
  9. Как и где переходишь дорогу? Это правильно?
  10. Как узнать, что недавно был дождь?
  11. Зачем тебе уши и нос?
  12. Хочешь в школу? Что будешь там делать?
  13. Сколько в неделе дней?
  14. Сколько времен года? Месяцев? Назови их
  15. Твои любимые и нелюбимые профессии
  16. Что любишь смотреть по телевизору?
  17. В какой стране живешь? Какие еще знаешь страны?
  18. Если ты разбил колено и пошла кровь, что нужно сделать?
  19. Какая посуда есть у тебя на кухне?
  20. Какие знаешь продукты?
  21. Какие животные домашние, а какие дикие? Чем они отличаются?
  22. Что такое день? Ночь?
  23. Если ты взял у друга поиграть игрушку и потерял ее, что будешь делать?
  24. Посчитай от 1 до 10 и обратно, назови число, которое стоит перед 5 и после 8
  25. Что больше 2 или 3?
  26. Что интересного в школе?
  27. Как ты ведешь себя в гостях?
  28. Почему детям не разрешают играть со спичками и огнем?
  29. Что означает: «Любишь кататься, люби и саночки возить»?
  30. Чем отличаются люди от зверей?
  31. За что платят деньги в магазине, в автобусе, в кино?
  32. Кто такой Гагарин?
  33. Что ты будешь делать, если увидишь, как горит дом?

При оценке результатов оценивается способность ребенка рассуждать, вести беседу.



«Змейка». Тест на определения уровня развития мелкой моторики. За 30 секунд ребенок должен нарисовать в кружочках точки. Чем больше он успеет оставить точек, тем лучше. Одна точка = 1 балл. При подсчете баллов учитываются только те точки, которые попали в кружочек. Не считаются точки на границе.

34 и более – отличное развитие

18 – 33 – выше среднего

12 – 17 – недостаточное развитие

11 и меньше низкий уровень, неудовлетворительный результат.



Если психолог после проведения тестов придет к выводу, что ребенку нужно остаться в саду еще на год, родителям следует прислушаться к мнению специалиста. Возможно, этот год многое изменит в жизни ребенка, за это время он осознает свою роль в школе, проявит интерес к получению знаний.

Видео: Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе

Наступает у детей такой возраст, когда они заканчивают одну фазу своего развития и плавно переходят в другую – из детского сада в начальную школу. На этом не заканчивается детство, но появляется определённая мера ответственности, начинается .

Подготовка ребенка к школе — психические процессы

Если у ребёнка хорошо развиты познавательные процессы (память, мышление, речь, воображение, внимание, восприятие), хорошо и правильно развита эмоциональная сфера (стремление к познанию нового, жизнерадостность, активность, общительность и другие положительные эмоции), то такой ребёнок не будет испытывать затруднений в первом классе школы.

Этот переход для него из детского сада в начальную школу будет безболезненным и познавательным, поспособствует всплеску новых эмоций и впечатлений. Тем более первые навыки учебного процесса уже заложены в детском саду, такие как – чтение, письмо, умение считать.

Большие проблемы возникают у невнимательных и не проявляющих интерес к обучению будущих первоклассников, и они с каждым годом только нарастают.

Информация для родителей — не приспособленные к адаптации дети, которые крутятся на уроках, пропускают занятия, самостоятельно сбегают с уроков становятся «хулиганами и двоечниками», их развитие начинает отставать от общего, желание к обучению полностью исчезает, происходит деградация личности в целом.

Уже в старших группах детского сада родители должны проявлять интерес к знаниям ребёнка.

Обязанность родителей — подготовка ребенка к школе, помощь в осваивании задаваемых материалов, научить играть роль старшего помощника, а не просто роли отца и матери или воспитателей или ещё хуже надзирателя. К школе должны готовиться не только дети, но и их родители.

Чем раньше родители без-пяти-минут первоклассников начнут понимать, что их ребёнок растёт, тем лучше они его смогут . Но не стоит концентрировать внимание на одних предметах обучения и забывать про другие – образование должно быть общеразвивающим.

Часто в школу попадают первоклассники с такими знаниями, с которыми уже можно отправлять ребёнка сразу в третий класс, но тут же у этого же ребенка проблемы с физическими функциями или рассеянность, есть дети, физически развиты как космонавты, а умственно не подготовлены к школе.

Есть дети, с которыми вообще никто никогда не занимался с полным отсутствием интересов, физического и интеллектуального развития.

Лучше всего, для восприятия ребёнка, чтобы помощь со стороны родителей была оказана в игровой форме это и поможет детям в усвоении материалов и укрепит семейные отношения, ребёнок легче адаптируется к школьной программе.

Заблаговременно необходимо провести диагностику будущих первоклассников, прибегнув к услугам психолога или педагога, чтобы выявить сильные и слабые стороны ребёнка, его отношение к обучению, к школе, выявить страхи и предпочтения в предметах.

Занятия с детьми лучше проводить около двух раз в неделю, не переутомляя ребёнка и желательно, чтобы его ничего из постороннего не отвлекало. Ребёнок сам должен видеть мотивацию родителей, что вы хотите помочь ему, настроены приветливо и доброжелательно к нему, а не делаете это потому, что так надо через силу, с усталым, голодным и сонным видом от работы.

Не стоит быть категоричным в проверке заданий, лучше дать время для его выполнения, а потом похвалить ребёнка по итогам выполнения. Скорость выполнения заданий, это индивидуальное качество ребёнка, может он просто медлителен, а может пока еще не достаточно быстро понимает суть задания и способы его решения.

Если ребёнок переутомился то стоит отвлечься и выполнить несложные физические упражнения, способствующие восстановлению физических и умственных способностей, можно прогуляться на свежем воздухе.

Если ребёнок сделал ошибку, то надо дать закончить ему задание и предложить самому проверить работу. Когда уже он сам не может найти ошибку, нужно указать где ребёнок сделал неправильно. И ни в коем случае не оскорблять его самолюбие, не говорить и не думать, что ребёнок лоботряс, бездарь или какой-то не такой. Это окажет негативное воздействие на ребёнка и его психическое состояние.

По мнению многих родителей, и это правильно, что ребёнок должен быть готов к школе физически, интеллектуально, психологически и эмоционально.

Физическая готовность включает себя усидчивость, возможность держать прямо голову без переутомления и болей в шее, развитость мелкой моторики, общее физическое развитие мышц, развитая координация движений и зрительно-двигательная координация, ловкость, точность движений.

Интеллектуальная готовность будущих первоклассников представляет собой накопленный багаж знаний, стремление к познанию нового, развитую наблюдательность, воображение, любознательность, развитую речь, мышление, память. Ребёнок должен уметь правильно задавать вопросы и понимать полученные ответы.

Психологически ребёнок подготовлен, когда он стремится к общению со взрослыми и сверстниками, желает находиться в обществе, умеет действовать коллективно, исполнителен и соблюдает установленные правила.

Эмоциональная готовность будущих учеников – это умение проявлять свои эмоции, поведением, умение организовывать порядок вокруг себя, стремление к преодолению трудностей и достижению результатов, радость ожидания учёбы, отсутствие заниженной самооценки к себе.

Очень важно для родителей с раннего детства развивать у будущих первоклассников мелкую моторику, которая способствует развитию красивого почерка при обучении письму в школе.

Для этого попросим родителей, чтобы ребёнок занимался творчеством, различными манипуляциями с мелкими предметами, научился самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывая шнурки, застёгивая и расстёгивая пуговицы и замки, полезны игры с мячом, с различными конструкторами и мозаиками.

С детьми нужно играть в разные развивающие игры соответствующие их возрасту.

Надо ли готовить детей дошкольного возраста к школе?

По моему мнению, очень необходимо, причем не только детей, но и их родителей.

Должна начинаться задолго до того времени, когда ребенок пойдет в школу, можно сказать, с момента, как он только переступит порог детского сада. Но наиболее активно подготовка ребенка к школе должна вестись в старшей группе.

Цель подготовки к школе - развитие познавательной мотивации, интереса к школе, к чтению.

В дошкольном учреждении создается система подготовки к школе.

Стало доброй традицией первого сентября с детьми старшего возраста проводить экскурсию в школу.

Дошкольники получают сведения о том, зачем нужны знания, размышляют, нужно ли знать родной язык. Во второй половине дня обычно проводится музыкальное развлечение “Путешествие в страну знаний”.

В первую неделю сентября проводится тест “Что я знаю о школе”. Этот тест проводят и в конце учебного года, чтобы сравнить ответы детей.

В течение учебного года время от времени воспитатели разговаривают с детьми про школу, рассказывают об уроках, учат правилам поведения в школе. На базе учреждения часто размещены первые классы школы, и дошкольники с интересом наблюдают за жизнью первоклассников.

В группах проводятся совместные с первоклассниками спортивные мероприятия. Воспитанники посещают помещение классов, где пробуют себя в роли школьника: сидят за партой, пишут на доске, листают букварь.

Все это создает хороший, позитивный настрой по отношению к школе, расширяет знания детей.

Дошкольники также посещают школьную библиотеку, наблюдают за уроками физкультуры, трудового обучения.

В старших группах сада создаются уголки для проведения сюжетно-ролевой игры “Школа”, где находится кукла-школьница, доска, тетради, карандаши, классный журнал, буквы. Это позволяет детям в играх закреплять знания, полученные во время бесед, экскурсий в школу.

Педагоги проводят познавательно-мотивационные комплексы занятий “Я хочу в школу”, которые не только поощряют дошкольников новой , но и развивают процессы познания, коммуникативные способности.

Подготовка ребенка к школе с участием родителей

Подготовка ребенка к школе невозможна без участия родителей. Для них каждый год проводится день открытых дверей “Скоро в школу”. На встрече с родителями приглашают специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, который рассказывает родителям об особенностях языковой подготовки детей, дает советы, как пополнить словарный запас детей, как научить их правильно разговаривать.

Руководитель физического воспитания показывает родителям упражнения для формирования правильной осанки, рассказывает про физическую подготовку дошкольников.

В некоторых детских садах работает заочная школа будущего первоклассника, благодаря которой родители пополняют педагогические знания по темам “Когда начинать готовить ребенка к школе”, “Как сформировать у дошкольников элементарные математические представления”, “Как помочь овладеть чтением и письмом”, “Как выбрать книгу для дошкольника, который начинает читать”, “Как сформировать позитивные отношения к школе” и др.

На сайте дошкольного учреждения почти каждая группа имеет свою страницу. Для воспитанников старших групп педагоги размещают задания для дополнительной подготовки к школе.

Выполняя эти задания, дети не только развивают свои интеллектуальные способности, но и весело и с пользой проводят время вместе с родителями. В конце учебного года проводится родительское собрание, на которое приглашается учитель начальных классов. Он дает полезные советы, советует упражнения, которые можно выполнять с детьми во время летних каникул.

Сегодняшние дошколята через год с улыбками переступят порог школы. Наши дети будут знать, что учеба в школе - это серьезная работа, но в то же время это захватывающее путешествие в страну знаний!

Тест “Что я знаю о школе”

1. Что такое школа? (Школа - это большой красивый дом с классами, со спортивным залом, библиотекой, столовой, медицинским кабинетом. В школе дети учатся.)

2. Что такое урок? (Это время, когда дети учатся чему-либо новому, слушают объяснение учителя, ответы учащихся, выполняющих различные задания и не выходят из класса.)

3. Как узнать, что время начинать урок? (Звенит звонок, коридоры пустеют, дети идут в класс.)

4. Как в школе называется стол, за которым дети пишут? (Парта.)

5. Какая оценка в школе самая высокая? (Самая высокая оценка - “пятерка”. Ее получают внимательные и трудолюбивые дети.)

6. Что такое школьный дневник? (Это специальная тетрадь, куда пишется расписание занятий, задание на дом и куда учитель ставит оценки.)

7. Что такое перемена? (Это свободное время между уроками.)

8. Для чего она нужна? (Она нужна для того, чтобы подготовиться к следующему уроку, выйти из класса, поиграть, поесть.)

9. В школе учатся дети одного возраста или разного? (Разного. Самые младшие из них - первоклассники. Самые старшие учатся в 11 классе.)

10. Где и чем пишет учитель, когда объясняет задание? (На доске мелом.)

11. Как обратить на себя внимание учителя, когда нужно о чем-то спросить на уроке? (Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.)

Если дети правильно ответили:

* на 1-3 вопросы - необходимо уделить много внимания, чтобы дети получили необходимую информацию о школе;