Сообщение "особенности организации совместной деятельности как компонента образовательного процесса" план-конспект занятия на тему. Организация совместной деятельности Что представляет собой способ организации совместной деятельности

Способ организации совместной деятельности

В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой, которые зависят от характера организации и рода её деятельности. Рассмотрим следующую классификацию организаций˸

1. Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

2. Коммерческие и некоммерческие . К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли. Некоммерческие в качестве основной цели определяют удовлетворение общественных потребностей.

3. Бюджетные и небюджетные . Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств.

4. Общественные и хозяйственные . Общественные организации строят свою деятельность на базе удовлетворения потребностей членов своего общества.

5. Формальные и неформальные . Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид организаций можно выделить социально-экономические организации . Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся˸

· межличностные, бытовые отношения;

· отношения по уровням управления;

· отношения к членам общественных организаций.

К экономическим связям относятся˸

· материальное стимулирование и ответственность;

· прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Организации можно классифицировать также по способу совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура должна быть чисто внешней формой объединения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как объединение отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения).

Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия.

Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для ᴇᴦο членов.

Эффективность совместного труда обусловлена не столько качеством межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единои̌, общей конечной цели.

Способ организации совместной деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способ организации совместной деятельности" 2015, 2017-2018.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Ситуация №1 Диалог между мамой и администратором салона «Чародейка» Цель: закрепить умения распределять роли и проигрывать их до конца, правильно вести диалог с взрослыми. Ситуация № 2 Заказ подарка – праздничного торта. Цель: закрепить умение распределять роли между детьми и культурно вести диалог со сверстниками. Ситуация № 3 Заказ цветов ко дню рождения Цель: закрепление умения детьми распределять роли, правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения. Ситуация № 4 Заказ такси Цель: закреплять навыки культурного общения по телефону, развивать диалогическую речь, речевую активность, умение соотносить движения со словами.
Коммуникативная Ситуация №1 Диалог между мамой и администратором салона «Чародейка» - Алло! Добрый день. Это администратор салона «Чародейка»? - Да, вы позвонили в салон «Чародейка». - Скажите, пожалуйста, в вашем салоне есть мастер по детским причёскам? - Да. У нас очень хороший мастер по детским причёскам. - Будьте добры, запишите нас, пожалуйста, на завтра, на 10 часов утра к этому мастеру на стрижку и укладку. Моя фамилия…. - Хорошо, я вас записала. Приходите, мы вас ждём. До свидания. - Спасибо. Всего доброго. Ситуация №2 Заказ цветов ко дню рождения. Диалог между мамой и администратором цветочного магазина: - Алло! Здравствуйте. Это стол заказов цветочного магазина? - Добрый день. Администратор стола заказов цветочного магазина вас внимательно слушает. - Мы хотим заказать у вас букет цветов ко дню рождения девочки 5 лет. Какие цветы вы нам посоветуете? - Думаю, что для девочки 5 лет подойдут белые ромашки, нежные фиалки, нежно-розовые розы и колокольчики. Букет на должен быть большим. - Спасибо за совет. Составьте букет по вашему усмотрению. - На какое число вам необходим букет? - нам он нужен на завтра к 10 часам утра. - Ваш заказ принят. Приходите завтра к 10 часам утра. До свидания. - Спасибо за внимание. Всего вам доброго. Ситуация №3 Заказ подарка – праздничного торта. Диалог между мамой и администратором кондитерского магазина: - Алло! Здравствуйте. Это стол заказов кондитерского магазина? - Добрый день. Вас слушает администратор стола заказов. - Мы хотим заказать на завтра большой торт ко дню рождения с взбитыми сливками, украшенный цветами. - Вы идёте на день рождения к ребёнку или взрослому? - Мы идём на день рождения к девочке 5 лет. - Можем вам предложить украсить торт сюжетом сказки, мультфильма. - Хорошо пусть это будут герои из мультфильма про Лунтика. - Заказ принят. Можете его забрать завтра в 11 часов утра. До свидания. - Спасибо. До свидания Ситуация №4 Заказ такси. Диалог между папой и диспетчером таксомоторного парка: - Алло! Добрый вечер. Это диспетчер таксомоторного парка? - Здравствуйте, диспетчер вас слушает. - Примите, пожалуйста, заказ на завтра на 12 часов дня по адресу (ребёнок называет свой домашний адрес), наш телефон…. - Куда вы поедете? - Мы поедем по адресу….. - Заказ принят. Номер такси вам назовут по телефону перед выездом. Рады вам услужить. - Спасибо! До свидания. Цель для всех ситуаций: Закреплять умения детей правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения по телефону.

35. Разработайте план руководства конкретной дидактической игрой на первом этапе в старшем дошкольном возрасте (игра, возрастная группа по выбору студента).

План руководства дидактической игрой «О правах - играя»

Вид игры: домино

Правила игры: Ребенку необходимо взять паровозик и прикрепить к нему вагончики согласно цветовой табличке и объясняет значение каждой картинки самостоятельно или с помощью взрослого.

Дидактические задачи: расширение представлений детей о правовых знаниях, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование у детей знания о правах ребенка; развитие правового мировоззрения и нравственных представлений.

Этап руководства

Подготовительный - Познакомить детей, в интересной и занимательной форме, с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав ребенка».

Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.

Знакомство детей с конвенцией о правах ребенка;

Рисунки детей о правах ребенка;

Чтение произведений;

Беседа по содержанию стихотворения;

Рассматривание иллюстраций с разъяснением каждой картинки

Составление альбома «Права ребенка» -А. Барто "Одиночество"

Иллюстрации о правах ребенка

Альбом «Права ребенка»

Конвенция о правах ребенка

Обучающий - учить детей применять на практике знания о правах ребенка;

Учить анализировать информацию, сопоставлять;



Развивать логические способности, активизировать речь - Беседа перед игрой и разъяснение значения каждого права;

Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала;

Беседа о правилах игры;

Беседа после игры, направленная на анализ игровой деятельности

Тематический альбом «Права ребенка»;

Этап Самостоятельной игры -Развивать самостоятельность детей;

Создать условия для реализации знаний о правах в игровых взаимоотношениях со сверстниками. - чтение произведения;

Напоминание правил игры;

Беседа после игры. – Книга «Права ребенка» (автор Е. Шабельник)

Советы по ходу игры.

Творческий - обогащать информационное поле детей по данной теме;

Стимулировать желание детей играть в дальнейшем в игру;

Формировать умение детей соответствовать правилам игры. - прогнозирование результатов;

Подведение итогов - вопросы;

Иллюстрации.


Разработайте план руководства режиссерской игрой в младшем дошкольном возрасте (упражнение по выбору студента).

Группа: IIмладшая.

Цель занятия: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».

Задачи:

  • Образовательные :
    • учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию;
    • учить детей быть актерами во время игры;
    • совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;
    • учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.
  • Развивающие :
    • развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму);
    • развивать воображение, память, произвольное движение рук.
  • Воспитательные :
    • учить детей любить сказки и сопереживать их героям;
    • учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми.

Предшествующая работа:

  • Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».
  • Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».
  • Заучивание потешек, русских народных песенок.
  • Загадывание загадок о животных.

Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле

Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.

План работы:

I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин.
II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин.
III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите?
Дети: Мышку.
Воспитатель: А как мышка пищит?
Дети: Пи-пи-пи.
Воспитатель: А вот и зайчик. Какого он цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала?
Дети: Ква-ква-ква.
Воспитатель: Молодцы. Но вот появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась?
Дети: Хитрая и рыжая.

Воспитатель: А кто же еще там так громко воет?
Предлагаемые ответы детей: Наверное, волк.
Воспитатель: А давайте вместе посмотрим, кто сегодня еще пришел к нам в гости.

Дети смотрят за ширму и находят волка и медведя.

Воспитатель: Так как выл волк?
Дети: У-у-у.
Воспитатель: А медведь как рычит?
Дети: Р-р-р.
Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с ними поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь?

Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.

Воспитательная система строится на основе проектной деятельности по определенной теме. Организация совместной деятельности организуется по следующей структуре:

1. Организация первого круга - утреннее приветствие - обмен новостями - планирование деятельности или темы по модели «трёх вопросов» (начало темы) или решение проблемных задач, специальных заданий, игровая деятельность по теме проекта

2. Организация работы в центрах - презентация центров - выбор деятельности каждым ребенком - работа в центрах развития (совместно со взрослым, совместно с другими детьми, индивидуально)

3. Организация второго круга - подведение итогов работы в центрах детьми - сюрпризная деятельность (театральные игры, постановки, инсценировки, индивидуальные выступления)

4. Каникулы (по окончании темы) (физкультурные досуги, развлечения, праздники).

Работа с семьёй (оснащение центров к теме проекта дидактическим, игровым материалом, создание книжек - малышек, оформление и создание газет, выставок, практическая помощь в работе в центрах, организация чаепития, участие в неформальных праздниках (День воздушного шарика, день Тигра и т. п.)

ДИНАМИКА РОСТА МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ- ПРИМЕРЫ:

Физическое развитие - Физическое воспитание в детском саду. Э.Степаненкова - Программа оздоровления детей в ДОУ. Л. Банникова - "Расту здоровым" В.Зимонина - Программа "Здоровье" (МДОУ ЦРР ДС 25) Социально-личностное - Основы безопасности детей дошкольного возраста О.Князева, Р.Стеркина - "Я-человек" С.Козлова - "Маленькие Россияне" Н.Арапова - Пискарёва - "Свет Руси" Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет. - "Развитие представлений о человеке в истории и культуре" И.Мулько. - Трудовое воспитание в детском саду. Т.Комарова, Л.Куцакова, Л.Павлова Познавательно- речевое Развитие речи детей 3-7 лет. Т.Гризик -Формирование ЭМП в детском саду. Н.Арапова- Пискарёва Математика в детском саду. В.Новикова - "Живая экология" А.Иванова -"Дошкольнику - об истории и культуре "России" Г.Данилина Художественно-эстетическое - Программа эстетического воспитания 2-7 лет. Т.Комарова, А.Антонова, М.Зацепина -"Природа и художник" Т.Концева - "Ладушки" И.Каплунова, И.Новоскольцева "Музыкальные шедевры" О.Радынова Программное обеспечение: - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - "Детский сад 2100"

СООБЩЕСТВО ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КАК СОВОКУПНЫЙ СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «…быть «не рядом», «не надо», а вместе!» Модель взаимодействия сообщества


ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ - Повышение уровня квалификации педагогов ДОУ - Контроль за качеством деятельности педагога - Создание условий для сотрудничества, сотворчества, соуправления - Работа по созданию позитивного имиджа ДОУ Администрация Педагог

ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ Совместное участие в реализации проекта - Совместное участие в выставках, вернисажах, конкурсах - Участие в праздниках, досугах, развлечениях, акциях. - Участие в наполнении развивающей среды группы - Благоустройство игровых площадок, территории ДОУ Родитель - Совместное интегрированное планирование деятельности по всем направлениям развития - Создание благоприятных социально - эмоциональных условий для комфортного пребывания ребенка в группе - Изучение закономерностей развития ребёнка, сбор данных, составление отчетов о развитии детей. - Обеспечение условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья на основе личных данных каждого ребенка. Педагог - Обеспечение условий для реализации воспитательно - образовательного процесса - Наблюдение, беседы, участие в совместной деятельности - Контроль за качеством освоения программ Администрация Ребенок

ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ - Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы, ДОУ - Отчёт о продвижении ребёнка - Педагогическое просвещение родителей - Организация и проведение неформальных встреч - Сбор данных о ребёнке: здоровье, интересы, особенности характера любимые занятия и т. п. - Оказание консультативной помощи родителям Педагог - Изучение запросов родителей - Соцопросы, анкетирование, тестирование - Предоставление дополнительных образовательных услуг - Согласованность действий по обеспечению качества жизнедеятельности и воспитательно - образовательного процесса Администрация Родитель

ОТКРЫТОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОУ Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями является одним из условий успешной реализации воспитательной системы ДОУ. Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Включенность семьи в жизнь ДОУ, преемственность и единство требований семьи и ДОУ, взаимоотношения родителей в семье, стиль воспитания в семье, родительское сообщество Пространство развития родителей Пространство развития ДОУ Педагоги Пространство развития педагогов Ребенок Пространство развития ребенка Система мотивации и стимулирования, мастерство и профессионализм, сотрудничество, сотворчество, педагогическое сообщество (социально - психологический климат в коллективе, сплоченность) Предметно - развивающая среда, интеграция специалистов, образовательное пространство, дополнительное образовательное пространство, социальная ситуация развития, медико - социально - психолого - педагогическое сопровождение, детское сообщество

Как уже было упомянуто выше, в число теорий, на которых основано данное исследование, входят формы организации совместной деятельности, выработанные Л.И Уманским. Ученый выделял три основных типа совместной деятельности _ Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - "Просвещение", 1980.:

* Совместно-взаимодействующий;

* Совместно-индивидуальный;

* Совместно-последовательный.

При совместно-взаимодействующей форме организации совместной деятельности все участники рабочей группы выполняют одну на всех общую работу, при этом не существует разделения обязанностей между членами коллектива - все участники идентичны по своей роли в рабочем процессе. В качестве примера этого типа совместной деятельности можно привести перенос большого количества кирпичей или строительных блоков группой рабочих на носилках, когда к общему результату причастен каждый из грузчиков, кто прикладывал усилия, поднимая и перенося носилки. В этом случае все они выполняют одну работу общими усилиями и способны совершить бульшую работу, чем каждый из них в одиночку. Важно отметить, что при таком способе организации работы оценивается лишь общий результат, и в случае с переносом тяжестей важным будет лишь факт перемещения требуемого общего количества груза.

В совместно-индивидуальном типе организации совместной деятельности все участники занимаются идентичной деятельностью и, по сути, выполняют одну и ту же работу, однако, в отличие от совместно-взаимодействующего типа, оценивается вклад каждого человека. Ту же самую работу по переносу большого количества кирпичей, рассмотренную выше в качестве примера к совместно-взаимодействующему типу, можно также организовать с применением совместно-индивидуального типа. В этом случае процесс труда будет выглядеть следующим образом: каждому из грузчиков будет предоставлена свобода в выборе количества переносимых за один рейс кирпичей и числа этих рейсов, однако итоговое вознаграждение станет персонифицированным и будет напрямую зависеть от общего количества кирпичей, перенесенных каждым рабочим.

Совместно-последовательный тип организации деятельности проще всего представить в виде конвейера, когда объект трудовой деятельности переходит от одного сотрудника к следующему. Если рассматривать процесс переноски кирпичей, то окажется, что его также можно организовать с использованием совместно-последовательного типа. Для этого необходимо будет расставить грузчиков друг за другом таким образом, чтобы они составляли одну цепь, а кирпичи при этом передавались последовательно от одного работника к другому, перемещаясь от начальной точки до требуемого места. Однако стоит отметить, что в реальной жизни совместно-последовательная форма применяется с некоторым усложнением, а именно в сочетании с принципом разделения труда, когда при переходе к очередному звену цепи объект трудовой деятельности претерпевает заранее определенные изменения таким образом, что к финальной стадии рабочего процесса выходит конечный продукт - это и есть классический пример конвейера. Стоит однако отметить, что применение этого типа организации влечет за собой необходимость в отработанной технологии, строго описывающей этапы деятельности.

Помимо вышеперечисленных типов П.В. Малиновский также выделил совместно-творческий тип совместной деятельности _ Малиновский П. В. Идейно-теоретические и методологические основы организационно-управленческих игр //Управленческие нововведения и игропрактика.--М.: Институт социологии АН СССР. - 1990. - С. 75-102., который возникает в процессе объединения нескольких людей, например, для создании общего произведения искусств или в процессе решения сложной проблемы, требующей умственного труда нескольких профессионалов из различных областей, такой как создание инновационной продукции.

Все перечисленные типы схематично изображены на рисунке 1.5:

Четыре перечисленных типа совместной деятельности лягут в основу данного исследования, так как являются обоснованными результатами множества наблюдений и экспериментов социологов, изучающих внутригрупповое взаимодействие. По многочисленным наблюдениям ученых, именно эти типы, во многом, определяют то, какое будет выстраиваться взаимодействие между членами группы в процессе общей деятельности. Кроме этого, ценным фактом с точки зрения практического менеджмента является и то, что по мнению авторов теории о формах организации совместной деятельности, любую работу группы можно организовать одним из приведенных типов. В последующих частях работы будет сделана попытка найти связь между приведенными формами организации совместной деятельности и описанными ранее типами организационных культур в соответствие с концепцией OCAI Камерона и Куинна, а также будет проведен поиск возможного объяснения наличия такой связи, если она действительно обнаружится.

В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой, которые зависят от характера организации и рода ее деятельности. Рассмотрим следующую классификацию организаций:

      Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

      Коммерческие и некоммерческие . К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли. Некоммерческие в качестве основной цели определяют удовлетворение общественных потребностей.

      Бюджетные и небюджетные . Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств.

      Общественные и хозяйственные . Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей членов своего общества.

      Формальные и неформальные . Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид организаций можно выделить социально-экономические организации . Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

    межличностные, бытовые отношения;

    отношения по уровням управления;

    отношения к членам общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

    материальное стимулирование и ответственность;

    прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Организации можно классифицировать также по способу совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура может быть чисто внешней формой объединения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как объединение отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения).

Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия.

Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов.

Эффективность совместного труда обусловлена не столько качеством межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели.

9.3. Психология группы

Группа, объединяя то или иное число людей, не представляет собой простую их сумму. В группе всегда возникают качественно особые явления, которые называются «групповыми эффектами». Они характеризуют группу как целое. Такими эффектами, например, являются групповое настроение, психологический климат в группе, коллективная воля, групповые нормы поведения и др.

Группа – совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в не лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.

Выделяют большие и малые объединения людей. Это деление основывается на особенностях контактов между их членами. В больших группах (нация, демонстрация, члены определенного спортивного общества) контакт между всеми людьми, их составляющими, не обязателен. В малых группах (бригада, спортивная команда, семья) каждый член группы лично знает всех других ее членов и может вступать с ними в контакт. Все члены группы непосредственно общаются друг с другом. В больших и малых группах выделяют организованные (официальные, формальные) и неорганизованные (неформальные) группы. Они различаются способами возникновения. Организованные группы образуются для осуществления определенных общественных целей, их существование подтверждено официальными документами. Неорганизованные группы (дружеские компании, товарищи по играм, толпа, очередь) возникают стихийно, как бы сами собой. Их никто специально не создает, никто не руководит ими официально. Причиной их появления служат общие потребности, интересы, взгляды, симпатии, а нередко и просто случайно возникшие условия встречи.

Малая организованная группа – ближайшее социальное окружение, первичная микросреда, оказывающая влияние на человека.

Социально-психологические особенности малой организованной группы: наличие общей цели, совместная деятельность, организационное строение, общение, групповые нормы, деловые и личностные отношения.

Цель . Цели различаются по социальному смыслу (общественно значимые, групповые, личные) и по отношению к перспективе (перспективные, ближайшие, конкретные). Общественно значимые цели – это те, достижение которых полезно всему обществу; групповые и личные цели связаны с интересами одной группы людей или одного человека. Между общественно незначимыми целями, с одной стороны, и групповыми или личными, с другой, возможна двоякая связь: личные или групповые цели соответствуют общественным интересам (например, победа в лично-командных соревнованиях); групповые или личные цели противоречат интересам общества, они асоциальны. Перспективные цели связаны с будущим, конкретные – краткосрочны, строятся на месяц, неделю, день. Наличие в группе перспективных, общественно значимых целей, принятых ее членами и воспринимаемых ими как свои личные, благоприятно для развития группы.

Совместная деятельность . Главной причиной развития малой организованной группы и эффективного ее функционирования является совместная деятельность, направленная на достижение целей. Совместная деятельность – это общий труд, обучение и проч., в которых имеют место взаимные действия и взаимная зависимость участвующих лиц. Совместная деятельность может быть взаимосвязанной и взаимонесвязанной. При взаимосвязанной деятельности действия одного участника невозможны без одновременных или предшествующих действий других членов группы. Такова деятельность экипажа самолета, хирурга и его ассистентов во время операции, певцов в хоре. При взаимонесвязанной деятельности каждый член группы вносит свой вклад в достижение общей цели, действуя индивидуально. Это характерно, например, для учебной группы, трудового коллектива. Совместная деятельность приучает членов группы считаться с индивидуальными особенностями других участников труда, оказывать им помощь, подчиняться общим требованиям.

Организационное строение группы. Малая организованная группа характеризуется определенной структурой, то есть устойчивой совокупностью связей и отношений между ее членами. В структуре выделяются внешняя (формальная) и внутренняя (неформальная) подструктуры.

Внешняя подструктура определяется приказами, инструкциями, установками, положениями, штатным расписанием и другими официальными документами. Она включает официальных руководителей группы. В приказном порядке, например, в спортивных командах занимают руководящие должности тренер и его заместители. С этой подструктурой связано осуществление официального управления группой.

Внутренняя подструктура возникает в самой группе. Она рождается как бы сама собой, стихийно и нередко выдвигает лидера. Лидер – это член группы, который не предусмотрен штатным расписанием, его не назначают. Он неофициально ведет за собой других членов группы. Так, наряду с официальным руководителем в рабочей группе (бригаде) может быть очень авторитетный работник, влияние которого на поведение рабочих больше, чем влияние бригадира. Вокруг лидера обычно возникают объединения членов группы (группировки). В группе может быть несколько лидеров и несколько группировок.

Внешняя и внутренняя подструктуры могут дополнять группу для ее жизни и плодотворной деятельности. Возможны и расхождения подструктур. Это влечет за собой возникновение разногласий, даже конфликтов и, естественно, неблагоприятно отражается на групповой жизни в целом.

Общение. Взаимодействие в малой организованной группе всегда осуществляется через непосредственное общение ее членов. Вопросы, просьбы, разговоры, беседы, диспуты – все это различные формы общения. Оно – непременное условие существования и развития малой группы. Именно в общении происходит обмен различной информацией и возникает договоренность между членами группы.

В профессиональной деятельности общение обычно носит деловой, заранее продуманный и организованный характер. Оно зависит от сложности решаемых задач и правил деятельности, количества участвующих в ней лиц, степени их подготовленности. Личностное общение – это свободные контакты между людьми, позволяющие удовлетворять потребность человека в общении.

Групповые нормы . Нормы – это правила, которые устанавливаются, одобряются и принимаются как эталон поведения в группе. Групповые нормы определяются нормами общества, его нравственными принципами. В каждой конкретной группе наблюдаются свои дополнения к общим правилам, обусловленные особенностями жизни и деятельности этой общности.

Деловые отношения – проявление формальной подструктуры. Они складываются на основе распределения и выполнения служебных обязанностей и возникают в процессе деятельности. Это «отношения ответственной зависимости», как называл их выдающийся педагог А. С. Макаренко. К деловым отношениям относятся не только отношения руководства и подчинения, но и деловые связи между равными по положению членами группы.

Личностные отношения неформальной подструктуры группы основываются на симпатиях, антипатиях или безразличии между членами группы, на потребностях людей в эмоциональных контактах. Эти отношения обнаруживаются в дружбе, привязанности, товарищеских контактах между одними членами группы и во враждебности, неприязни между другими.

В зависимости от характера совместной деятельности, степени внутреннего единства при ее выполнении можно выделить уровни развития группы:

1. Ассоциация. Люди объединены общей целью, но не все в равной мере принимают ее, деятельность группы осуществляется, хотя действия ее членов разобщены. Группа постоянно нуждается во вмешательстве руководителя. Личностные отношения устанавливаются довольно быстро, но в форме приятельских компаний, они не определяются делом.

2. Кооперация . Более четко выражено единство действий членов группы, существуют единые взгляды на основные ее ценности. Группа обладает реально и успешно функционирующей организованной структурой. Личностные отношения и общение имеют деловой характер, подчинены достижению общих целей. Однако на этом уровне еще не очень значима направленность деятельности группы, и поэтому возможно как положительное ее движение – к коллективу, так и отрицательное – к корпорации.

3. Коллектив. Характерная черта коллектива – сплоченность. Она проявляется в том, что все помыслы, чувства и усилия ее членов объединены стремлением к достижению общей цели. Групповые нормы и ценности реализуются в практических действиях при выполнении совместной деятельности. Деловые отношения максимально слажены, четки, обеспечивают взаимодействие всех членов группы. Каждый член группы чувствует себя ее частицей, удовлетворен своим положением в группе, готов к самоотдаче ради общих интересов дела.

4. Корпорация. Группа характеризуется организационной сплоченностью, четким взаимодействием, но замкнута, оторвана от других групп, ее деятельность направлена на узкогрупповые цели. В корпорациях нет согласованности цели с целями и задачами общества. Групповые цели могут быть даже антисоциальными (например, в религиозных сектах).