Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы. Адаптация к школе после летних каникул. Низкий уровень адаптации

И.А. Галкина (канд.психол.наук)

Начало обучения детей в школе – интересный, но трудный период, как для первоклассников, так и их родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка, возрастают требования к нему, появляются новые обязанности. От того, насколько успешно прошла адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость и даже здоровье. Адаптация ребёнка к школе – это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности. При поступлении в школу ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Появляется новая социальная группа сверстников – класс, в которой нужно научиться общаться и взаимодействовать. Теперь необходимо выполнять множество новых правил и задач: на уроках – спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут подряд, на переменах – соблюдать дисциплину, а приходя из школы – делать домашние задания. Данный период совпадает еще и с кризисом 7 лет, поэтому ребенку требуются дополнительные силы, чтобы привыкнуть к изменениям, происходящим в его жизни. Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной жизни. Это может проявляться в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях, частых перепадах настроения, появлении агрессии и нежелания ходить в школу.

Можно выделить три вида адаптации: психологическую, социальную и физиологическую . Психологическая адаптация связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния. Социальная адаптация связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями. Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане: новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе. В этой статье мы дадим несколько советов родителям, которые, надеемся, облегчат процесс адаптации ребенка к школе.

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

    Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.

    Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.

    Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.

    Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.

    Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.

    Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.

    Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Что необходимо выполнять родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:

    Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.

    Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.

    Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.

    По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.

    Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать цели.

    Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.

    Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным.

    Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.

    Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно. Сколько продлится этот сложный период - нельзя сказать однозначно. Это зависит от темперамента ребенка, уровня его готовности к школьному обучению, атмосферы в семье, педагогов, коллектива сверстников.

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

    Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября - октября.

    Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень успеваемости, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с учителем и многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.

    Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе.

Для того чтобы адаптация прошла спокойно и быстро, желательно, заняться подготовкой детей к школе заранее. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологическая подготовка к школьному обучению: «Радуюсь знанию и общению» ,которая рассчитана на детей в возрасте от 5,5 до 6,5-7 лет. Срок обучения детей по программе – 9-10 месяцев; время обучения – 2 часа в неделю. Программа базируется на многолетнем опыте работы автора с дошкольниками по данному направлению. Особенностью программы является совмещение различных психологических направлений в работе с детьми возраста подготовительной группы для достижения основной цели – качественной гармоничной готовности ребенка к школьному обучению. Программа опирается на представление о необходимости объединенных усилий семьи и учреждения, в котором осуществляется подготовка к школе . Особенности программы: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, чуткость к эмоциональным состояниям ребенка, контакт и консультативные беседы с родителями, вариативность содержания и форм проведения занятий (использование развивающих практических заданий, творческих упражнений, наглядности и т.д.). Цель программы заключается в том, чтобы сформировать высокий уровень всесторонней готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Задачи программы объединяются в три категории:

1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы ребенок, освоив программу, имел всестороннюю гармоничную готовность к обучению в школе:

    потребность в познании, самопознании и саморазвитии;

    положительную я-концепцию, уверенность в себе, открытость к конструктивному общению со сверстниками и взрослыми;

    интеллектуальные показатели готовности (преобладание понятийных форм мышления в познании мира и пространства);

    базовые параметры нейропсихологической готовности и зрелости (сформированность произвольной регуляции психических функций, слухового и зрительного восприятия, пространственных и зрительно-пространственных представлений);

    эмоционально-личностные параметры готовности, проявляющиеся в преобладании позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам, жизнедеятельности.

2. Развивающие задачи заключаются в том, чтобы создать условия для:

    развития потенциальных возможностей ребенка, не задействованных ранее в обучающей среде детского сада или семьи;

    развития и закрепления базовых эмоциональных составляющих процесса познания и обучения таких, как радость и удивление;

  • творческого осмысления процесса познания.

3. Воспитательные задачи заключаются в том, чтобы способствовать формированию у детей уважительного отношения к школе, одноклассникам, семье и своей Родине.

По завершению программы дети легко и с удовольствием переходят к систематическому школьному обучению и быстро привыкают к новым условиям .

От того, как пройдет адаптация ребенка в первом классе, будет зависеть его настроение, отношение к школьной жизни, желание учиться и даже физическое самочувствие. Окажите всю необходимую помощь своему ребенку в этот нелегкий период, поддержите его, и вы увидите, с какой радостью он будет ходить в школу, и как будут раскрываться его способности.

Как правильно пережить школьную адаптацию вместе со своим ребенком - первоклассником? Такая проблема волнует многих родителей, чьи дети стоят на пороге школы. Адаптация (лат. "adapto" приспособление, привыкание) - процесс, через который проходит практически каждый человек, попадая в новые условия, например, в связи с переменой места жительства или деятельности. У детей наиболее ярко адаптационные процессы проявляются во время их перехода к школьному обучению. Еще вчера - это дошкольник, маленький ребенок, которого надо опекать, а сегодня - уже школьник и ему предъявляются достаточно сложные требования: без опозданий приходить на уроки, выполнять самостоятельно домашние задания, четко придерживаться школьных правил. И много еще чего необходимо выполнять маленькому ученику, для этого от него требуется максимальное приспособление к новым условиям! Вот поэтому специалисты предупреждают родителей:

Чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстро и безболезненно, надо заранее подготовиться к школьному обучению.

Все, что важно знать о школьной адаптации

По мнению психологов особенности адаптации (сроки, характеристика) определяются многими факторами. Специалисты считают важными из них:

Если про значимость семейных отношений и правильное воспитание родители знают достаточно хорошо, то про совокупность психологической, физиологической и социальной готовности детей большинство из них имеет смутное представление. Учителя начальных классов отмечают, что в семьях порой не дооценивают эти виды готовности, направляя все свои силы на специальную подготовку (умение читать, писать, считать). Есть даже такие мамы и папы, которые не до конца понимают, что через адаптационный период проходят все маленькие школьники, и считают, что их чаду это не грозит. Между тем, один ребенок (подготовленный) адаптируется несколько дней, а у другого привыкание займет несколько месяцев. Характерны и изменения в поведении первоклашек: одни становятся капризными, раздражительными, другие - вялыми, уставшими, третьи - наоборот, агрессивными, возбужденными. Близким необходимо поддержать ребенка в этот момент, понять его настроение и помочь преодолеть все трудности привыкания. А для того, чтобы родителям было легче определить состояние младшего школьника в адаптационный период, можно использовать простой тест, помогающий и понаблюдать за своим учеником, и выявить проблемы приспособления к школьной жизни. Родителям предлагается определить позиции своего ребенка по следующим показателям:

Высокий уровень адаптации

Для высокого уровня будут характерны такие поведенческие реакции первоклассника, как:

  • позитив по отношению к школе;
  • соответствующее восприятие школьных правил и указаний педагога;
  • легкое освоение программного материала;
  • стремление к изучению более сложных знаний;
  • заинтересованность в уроках;
  • самостоятельное выполнение домашних заданий;
  • стремление к выполнению классных поручений;

Средний уровень адаптации

Этот уровень считается нормой, так как большинство детей адаптируются к школьным условиям именно таким образом. Для него характерны:

  • позитивное отношение к учебе без отрицательных переживаний;
  • усвоение учебного материала при его подробном и наглядном изложении;
  • овладение учебной программой;
  • самостоятельное решение типовых задач;
  • выполнение заданий, указаний под контролем учителя;
  • проявление высокой сосредоточенности только при выполнении интересного задания;
  • подготовка к урокам и выполнение домашних заданий под контролем взрослых;
  • добросовестное выполнение поручений класса;
  • хорошие взаимоотношения с одноклассниками.

Низкий уровень адаптации

Характерен для детей, на которых могут воздействовать определенные обстоятельства, например, ошибки воспитания (избалованность или, наоборот, отверженность ребенка), неблагоприятная семейная обстановка (разлад среди близких, пьющий родитель), непосещение детского сада, особенности нервной системы (гиперактивность, повышенная возбудимость или, наоборот, заторможенность). Дети с низким уровнем адаптации проявляют:

  • отрицательное или безразличное отношение к школе;
  • оправдание своего нежелания учиться жалобами на здоровье;
  • преобладание подавленного настроения;
  • частые нарушения дисциплины;
  • плохое усвоение учебных предметов;
  • неумение самостоятельно работать с учебником;
  • выполнение домашней работы только под нажимом взрослого;
  • постоянная помощь взрослых для понимания и усвоения новых знаний;
  • пассивность и уклонение от классных поручений;
  • непопулярность среди сверстников.

Школьная дезадаптация

Как крайне отрицательный и тяжелый момент в адаптационный период - школьная дезадаптация, которая проявляется в следующем поведении ученика:

  • неумение организоваться во время учебы;
  • полное отсутствие мотивации к учебе;
  • неумение регулировать внимание, процессы мышления, памяти;
  • нежелание приспособиться к темпам школьной жизни;
  • повышенная утомляемость, трудное вечернее засыпание и утреннее пробуждение;
  • постоянные жалобы на учителей и одноклассников, как причина нежелания учиться;
  • неуспешность в учебе.

Важно: Уважаемые родители! Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом привыкает к школе, и определили низкий уровень адаптации, постарайтесь воспользоваться рекомендациями специалистов, чтобы помочь первокласснику адаптироваться в новых условиях, как можно быстрее.

Как правильно подготовиться к школе

Чтобы близким было проще найти походы к маленькому ученику в непростой для него адаптационный период и поддержать его, специалисты разработали ряд важных рекомендаций. А если ребенок еще дошкольник, то рекомендации пригодятся для организации . Психологи утверждают, что степень адаптации зависит от того, насколько хорошо развиты все виды готовности (психологический, физиологический и социальный ). Что важно знать и стараться соблюдать в семейном воспитании?

Психологическая готовность

Школьные учителя постоянно напоминают родителям, что успешность обучения опирается на сформированность всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи) и их волевой регуляции. Практически все взрослые понимают важность психического развития детей и отправляют их в центры подготовки к школе, где с ребятками интенсивно занимаются квалифицированные педагоги. А дома порой забывают об этом, считая, что 2 - 3 раза в неделю достаточно для подготовки к школе. Между тем, работа над формированием психических процессов должна продолжаться и дома, так как мотивацию к учению надо постоянно поддерживать и совершенствовать. Это поможет маленькому ученику быстро адаптироваться к школе, легко усваивать учебные предметы и предотвратит переутомление, снижение интереса к учению. Учителя также отмечают, что важно поработать не только над развитием памяти, внимания, мышления, но и над умением управлять эмоциями, так как у младшего школьника процессы возбуждения пока еще преобладают над процессами торможения. Значит, надо научить первоклассника правильно реагировать на адекватные оценки, осознанно подчиняться правилам школы, управлять собственной работоспособностью, переключаясь с одного вида деятельности на другой.

Физиологическая готовность

Родителям важно знать, что во время учебных или домашних занятий физическая нагрузка на школьника увеличивается, так как они должны сидеть довольно длительное время в неподвижной позе, внимательно слушать, напрягать зрение, слух, много работать рукой. В этом плане двигательная активность первоклашек понижается, а потребность в движении остается прежней. Из-за такого несоответствия возникают проблемы в физиологической адаптации детей, учащимся необходимо время, чтобы адаптироваться. Поэтому специалисты выделяют несколько этапов привыкания:

В виде так называемой "физиологической бури" , которая приходится на первые три недели пребывания в школе. В этот момент нарастает максимальное напряжение детского организма и всех его систем, так как первоклассник сталкивается с большими нагрузками в виде сложных требований, новых учебных предметов, увеличения учебного времени. В частности, этим медики объясняют повышение заболеваемости у ребят, обострение хронических заболеваний, нарушение сна, снижение аппетита, именно в сентябре, после начала учебы.

Следующим этапом, длящимся три - четыре недели, специалисты считают пока еще "нестойкое приспособление" .В это время организм начинает вырабатывать защитные реакции на трудные условия привыкания, "буря" снижается. Чтобы у школьника выработались дополнительные ресурсы, помогающие в адаптационный период, родителям не надо паниковать, требовать высоких оценок, ревностно сравнивать с другими учениками. Наоборот, надо проявить терпение и помочь своему ребенку укрепить защитные силы организма, например, предоставить больше возможностей для отдыха, правильно организовать чередование занятий и прогулок, предложить отвлекающие мероприятия (игры, чтение веселых книг со школьным содержанием, просмотр мультиков, рассказы о собственном школьном детстве, в выходные дни экскурсии).

Главным этапом специалисты считают "относительно устойчивое приспособление" , когда детский организм реагирует на учебные нагрузки уже с меньшим напряжением, вырабатывает подходящие варианты приспособления к новым условиям, например, моторика руки становится более развитой, работоспособность и усидчивость увеличивается, развивается зрительно - пространственная координация "глаз и рука" дружат между собой.

Социальная готовность

Социальная адаптация младших школьников предполагает стремление первоклассника принять на себя более сложную социальную роль - роль школьника.Считается, что это заключительный этап адаптации, так как ученик уже умеет выстраивать свои отношения в коллективе одноклассников, признает авторитет учителя, приобрел некоторые навыки учебной деятельности, познакомился с критериями самооценки. Поэтому, если стремление к новой социальной роли отсутствует у ребенка, родителям в адаптационный период надо помочь ему адаптироваться. Специалисты предлагают:

  • Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, нужные для успешной учебы, (умение слушать и слышать учителя, планировать свою работу, самостоятельно искать пути, анализировать полученный результат, исправлять, если есть ошибки), можно использовать игры и упражнения, например, "Найди лишний предмет", "Отыщи клад по плану", "Да и нет не говорите", "Чего не хватает" и многие другие.
  • Для создания успешной позиции среди одноклассников, необходимо научить ребенка устанавливать контакты с другими ребятами, контактировать с учителем, быть общительным и интересным для одноклассников. В этом также помогут игровые задания, участие в школьных мероприятиях, праздниках, семейные вечера, чтение книг (веселые рассказы В. Драгунского, Н. Носова, И. Пивоваровой и др.), беседы с детьми.
  • Очень важно сформировать у младшего школьника умение адекватно оценивать свои действия и действия одноклассников (по знаниям, умениям, интересам). Такое умение поможет создать устойчивую учебную мотивацию и снизить тревожность школьника по поводу необоснованных притязаний на более высокую отметку, обиды за то, что не похвалили и т. д. Это поможет не только ребенку, но и родителям, которые порой предъявляют к школьнику высокие требования.

Важно: эмоциональные состояния (позитивные или негативные), выраженные учащимися, которые адаптируются к школе, будут главным показателем того, как идет их привыкание к учебе, одноклассникам, нормам поведения.

Что могут сделать родители, чтобы помочь первокласснику адаптироваться в школьной обстановке. Специалистами разработаны рекомендации, которыми можно воспользоваться в семье.

Важно: Уважаемые родители! Помните, что адаптация к школе - сложное время в жизни маленького школьника. Перед началом учения каждый ребенок испытывает волнение и тревогу, так как он вступает в новую жизнь. Ваша задача - помочь ему справиться со всеми трудностями адаптационного периода, тогда и учение станет для него интересным и увлекательным делом.

Дошколята обычно с нетерпением ждут, когда же начнется школьная жизнь. Они рвутся к новым знаниям, школьной жизни, возможности почувствовать себя самостоятельнее. Но бывает, что процесс школьной адаптации у детей нарушается, появляются сложности в обучении. Психологи все чаще говорят о таком явлении, как школьная дезадаптация. Психолог для ребенка поможет справиться с любыми возрастными и социальным сложностями на пути развития.

Ребенок, придя в первый класс, встречается с новыми друзьями, знакомится с новыми взрослыми. Это сложный период. Ребенку нелегко научиться со всеми устанавливать контакты, соблюдать школьную дисциплину. Психологи говорят, что в шестилетнем ребенке еще не сформировалась личность, способная легко привыкнуть к школьному коллективу и обязанностям.

Дезадаптация у первоклассников проявляется в снижении эмоционального фона, появлении усталости. Как правило, это происходит на первых неделях обучения. Связано это с переменами в образе жизни, с возросшей нагрузкой и осенними погодными изменениями. Ребенок становится раздражительным, капризным, отмечается снижение аппетита, нарушения сна. Ему тяжело проснуться утром и сложно уснуть вечером. Длится дезадаптация не более месяца, потом ребенок привыкает к школьной жизни. В школе часто укорачивают школьные уроки, чтобы помочь детям легче адаптироваться.

Как вести себя родителям, чтобы избежать дезадаптации у ребенка?

Необходимо следовать режиму, даже по выходным. Так ребенок легче привыкнет к школьной жизни и не подвергнется нервному срыву.

При выполнении домашнего задания сначала делать письменные, потом устные, так легче осваивать учебный материал.

Во время подготовки домашних заданий делать небольшие перерывы.

Перед школой стоит хорошо отдохнуть. Не нужно во время летнего отдыха загружать ребенка учебными занятиями.

Хвалить ребенка за школьные успехи, повышать его самооценку, подбадривать в учебе.

Дома оборудуем удобное рабочее место для приготовления уроков. Стул должен быть комфортным, сидеть необходимо прямо.

Родителям нужно так организовывать учебный процесс ребенка, чтобы он мог полноценно отдыхать. Хорошо, если первоклассник немного поспит днем после школы, это поможет восстановить силы. На завтрак стоит готовить что-нибудь легкое. Если ребенок не хочет есть в школе, не нужно его заставлять. В период адаптации аппетит снижается. Пусть ребенок ест тогда, когда действительно проголодается. Не все дети едят казенную пищу, ничего страшного, так ребенок лучше пообедает дома.

Прежде чем отдавать ребенка в школу в шесть лет, стоит задуматься, а готов ли он к школьным нагрузкам. Часто ребенок готов учиться, но только в присутствии взрослого. Авторитет учителя для него в этом возрасте непререкаем. А родители в понимании ребенка оказываются за пределами учебной ситуации, поэтому их можно не слушаться. Дома ученик ведет себя по-другому, игнорирует советы взрослых. Это явление временное.

Как родителям понять, что адаптация проходит нормально?

Ребенок здоров, не жалуется на головные боли, имеет хороший аппетит, не выглядит уставшим.

Первоклассник сам просыпается по утрам, чувствует себя отдохнувшим.

Ребенок успешно справляется с домашними заданиями, успевает отдохнуть и погулять.

Чтобы помочь ребенку отдохнуть после школы, можно сделать легкий массаж. Полезны массажные коврики, массаж головы, мочек ушей. Можно заняться легкой гимнастикой.

Задача родителей – быть максимально внимательными и чуткими к ребенку, и тогда первоклассник быстро и легко адаптируется к школьному образу жизни.

Тема выступления для родительского собрания:

«Адаптация ребенка к школе».

Подготовила педагог-психолог Костюшкина Ю.А.

Цель занятия: проинформировать родителей об особенностях

адаптации первоклассников к условиям школы.

Задачи:

Дать знания о понятии адаптации к школе;

Дать представления о видах адаптации;

Оборудование: лекционный материал, буклеты.

Ход мероприятия:

Вступительное слово педагога –психолога:

Есть родители, которые рассуждают примерно так: «Наше дело накормить-напоить, а школа научит!» это заблуждение, как заблуждение и то, что образование заканчивается с получением диплома или защитой кандидатской диссертации. Человек должен учиться всегда – с момента своего появления на свет до последнего вздоха. Хотя мы, к сожалению, имеем множественные примеры выросших детей, не обученных вовремя многому. Доказано, что дети, выросшие в обедненной домашней среде, о которых слабо заботились матери, отличаются низкими достижениями в образовании, а мужчины – низким заработком. Теже кто воспитывался, окруженный любовью и заботой о развитии и дошкольном обучении, отличаются успехами в образовании, относительно высоким доходом. И, что очень важно, получив от родителей эстафету заботы о развитии и образовании детей, они в большинстве случаев передают ее своему потомству.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? Знаем ли почему? А главное – готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам наших детей?

Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.Здесь многое зависит от нас, взрослых, от нашей помощи и нашей поддержки. Понимаем ли мы, взрослые, что учеба – серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Знаем ли, что начало года всегда наиболее трудно, особенно для первоклассников. Причем приспособление к школе не заканчивается через неделю-две, для этого требуется много времени. Поэтому в этом пособии мы хотим рассказать вам о том, как помочь ребенку преодолеть первые ступеньки на школьном пути.

Увы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы не были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания, все это – дополнительные стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создает новые проблемы. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда у ребенка, на которого вы возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Почему так трудно учиться? Почему сотни тысяч девчонок и мальчишек страдают от различных школьных проблем? Мы все больше сетуем на программы, методики, систему обучения. Но важно, чтобы это было не одна новая программа, методика, не один учебник, не жесткие сроки, когда все должны работать как один. Ведь все не могут как один. Они очень разные, наши дети. Один, будет слушать учителя, раскрыв рот и, поглощенный работой, аккуратно выпишет каждую буковку, другой и минуты не усидит спокойно, а мечта об аккуратных буковках так останется нашей мечтой. Один схватывает все на лету, другому придется объяснять не раз и не два. Один выбежит после уроков еще полный сил, а другой от непомерной усталости может уснуть даже на уроке.

Кому-то по силам все школьные нагрузки и в шесть лет, а кому-то полезнее еще годик провести дома или в детском саду. Не потому, что ребенок к учебе не готов, а потому, что он не готов к школе, к тому объему школьных нагрузок, с которыми он должен будет справиться. И дело здесь не только в уровне интеллектуального развития ребенка, сколько в возрастных особенностях его развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья.

Что такое адаптация к школе?

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того,чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс .

Оптимальное время для адаптации детей к школе - 1,5 – 2 месяца.

Некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.

При крайних случаях - весь учебный год.

Виды адаптации.

Различают физиологическую, психологическую и социальную адаптацию.

В физиологической адаптации выделяется три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивого приспособления, период относительно устойчивого приспособления.

    Ориентировочный этап («физиологическая буря») – длится 2-3 недели.

Когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с переходом в среднюю школу, системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением.

    Неустойчивое приспособление («затихание бури») – длится 3-4 недели.

Когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

    Относительно устойчивое приспособление – длится 5-9 недель.

Когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем (умственной работы, психической нагрузки общения).

В среднем на физиологическую адаптацию к школе уходит от 2 месяцев до полугода, а наиболее сложными являются первая - четвертая недели.

Физиологическая адаптация - во многом определяется состоянием здоровья ребенка. По степени приспособленности к школе различают группы детей: проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

У части детей адаптация в школе происходит тяжело . При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Психологическая адаптация детей к школе не менее важна. Именно от этого зависит, насколько ребенок будет готов принимать и понимать новые задачи, а также его желание учиться и понимать знания.

Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностью ребенка к обучению. Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Как только ребенок пошел в школу, чтородители ожидают от своего ребенка: в поведении и в оценках?

Чаще всего родители ждут от своих детей высоких оценок и прилежного поведения. Но далеко не всегда дети оправдывают эти ожидания. Особенно это может проявляться в период адаптации к школе.В возрасте 6-7 лет дети особенно чувствительны к реакции родителей и окружающих на их поведение, на их способности и возможности. Неудачи и провалы ребенок воспринимает наиболее остро. Кстати, именно поэтому в первом классе не ставят оценок. Тем не менее, оценить успеваемость ребенка, его поведение можно из отзывов учителя. Если учитель говорит о том, что ребенок невнимателен и мешает вести уроки, ни в коем случае его нельзя ругать. У ребенка необходимо выяснить, почему он ведет себя так? Что ему кажется непонятным? Объясните, как себя вести правильно.То же самое касается изменившегося поведения ребенка дома. Часто бывает так, что дисциплинированный и спокойный ребенок вдруг начинает грубить родителям и не слушаться. При этом, возможно, что такое поведение бывает только дома, а в школе ребенок ведет себя хорошо. Первая реакция родителей на грубость ребенка – наказание.Однако правильным было бы попытаться понять причину такого поведения. Скорее всего, причина кроется в том, что все свои силы ребёнок тратит на «правильное» поведение в школе. Спокойное поведение на уроке, послушание и внимание к предмету требует огромного напряжения, и, приходя домой, ребенок старается расслабиться, надеясь, что родители его поймут и поддержат.Наказывать ребенка в период адаптации к школе категорически нельзя. Но это не значит, что грубость нужно поощрять. Необходимо максимально корректно избегать конфликтных ситуаций. Если ребенок кричит и грубит, не стоит кричать в ответ или тут же применять штрафные санкции. Лучше сказать нейтральную фразу:

- Ты сейчас раздражен, и вряд ли у нас получится разговор. Мы вернёмся к нему, когда ты успокоишься.

Старайтесь лишний раз обнять и поцеловать ребенка. Ваша поддержка никогда не будет лишней. Важнопомочь ребенку справляться с трудностями обучения. В том числе и с домашними заданиями. Но тут есть один нюанс: надо, чтобы сначала ребенок попробовал сам, и только после того, как у него не получилось, обращался за помощью. Если же изначально садиться за уроки вместе, то у ребенка просто не будет привычки к самостоятельной работе.Очень часто родители, которые сами тяжело пережили адаптацию к школе, и, как следствие, все остальные школьные годы к учебному процессу были настроены негативно, свой эмоциональный настрой и отношение к школе могут передать детям, создавая тем самым для ребенка дополнительные психологические проблемы в период адаптации.

Есть и обратная сторона. Излишне и слишком оптимистичное отношение родителей к школе, которое можетпорождать у ребенка толькорадужные представления о школьной жизни. В итоге он совсем не ожидает проблем, а столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе как таковой. Ведь он уверен, что все с поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается: ну как тут не обвинить в происходящем себя. У ребенка падает самооценка, пропадает желание учиться.Гораздо правильнее будет объяснить ребенку всё о преимуществах школы и обучения, знаний и умений, приобретаемых там, однако не забыть упомянуть о том, что это часто бывает трудной задачей. Что с трудностями сталкиваются все, и важно научиться их преодолевать, что вы поможете ему в любой ситуации. В итоге у ребенка сложится и положительное отношение к школе, и понимание предстоящих трудностей. Не всегда проявления стресса и напряжения оказываются деструктивными. В некоторых случаях неряшливые и непослушные дети наоборот начинают проявлять непривычную дисциплину: сами просыпаются и заправляют кровать, не перечат родителям и так далее. Родители не нарадуются таким изменениям, и не подозревают, что это свидетельствопроблем у ребенка. В какой-то корректировке такое поведение не нуждается, и, скорее всего, со временем все вернется «на круги своя». Вот тут-то и потребуется понимание от родителей. Не стоит упрекать ребенка за то, что он вернулся к своему «привычному»поведению.

Социальная адаптация.

При поступлении ребенка в школу, в его жизни появляется много новых людей и появляется новая социальная роль . Для успешной социальной адаптации к школе, ребенку необходимо будет включиться в новые условия школьной жизни, а именно, в отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная работа в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Это очень тяжелый период в жизни первоклассника,в первую очередь потому, что школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, которые не находят решения при использовании прежнего опыта ребенка, а, следовательно, требуют приложения физических и интеллектуальных сил.

В современных условиях усложнению данной ситуации способствуют: снижение воспитательного влияния семьи, быстрый темп жизни общества и поступление множества противоречивых сведений из средств массовой информации. Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Все это подрывает знания младшего школьника об окружающем мире. Нелегко ему будет в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем. В связи с этим требуется обязательная помощь в социальной адаптации к условиям школы не только школьного коллектива, но и родителей первоклашек.

При этом от того, как ребёнок покажет себя в коллективе в период адаптации, зачастую зависит его положение в классе на протяжении всего обучения.

Первоклассник должен обладать навыками общения со сверстниками, умением работать вместе и действовать сообща, уметь строить дружеские отношения. Поэтому не стоит ругать своих детей за то, что они часто созваниваются с одноклассниками не по делу, убегают гулять с ними или задерживаются после школы. В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Все это часть социальной адаптации, и не стоит мешать этому процессу.

Кроме того, п оложительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками,и ускоряют и облегчают его социальную адаптацию.

Также, первоклассник должен быть готов выполнять поставленные перед ним новые школьные задачи, уметь сознательно принимать новые требования, предъявляемые учителем, соблюдать правила и нормы поведения, режима

дня, иерархию дел и т. д. В начале школьной жизни выполнение и соблюдение новых правил, являются трудной задачей для первоклассника. Поэтому необходимо понимать, что требования соблюдения школьных правил и норм поведения первоклассником должны быть ему четко и конкретно представлены. Важным условием социальной адаптации детей служат одинаковые требования школы и родителей.

Каждый из родителей проходил обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Но необходимо помнить, что школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни первоклассника.

Сложнее дело обстоит с застенчивыми и замкнутыми детьми. Такие дети часто стремятся брать в школу свои любимые игрушки. Многие родители препятствуют этому, мотивируя тем, что ребенок уже вырос и стал учеником, что школа это не детский сад. Однако делать этого нестоит. Ребенок чувствует себя неуверенно в новой обстановке, а игрушка – как часть старого, привычного

мира – помогает ему чувствовать себя более благополучно. Так что пусть берет игрушку с собой, но только объясните ребенку, что ею играть можно только на переменках.

Не стоит забывать об особенностях адаптации к школе детей с особенностями развития, в частности, гиперактивныхдетей, с задержками в развитии, детей с расстройствами аутистического спектра и др. Родителям таких первоклассников будет значительно сложнее справиться с ситуацией, и им гораздо правильнее будет обратиться заблаговременно к специалистам. Только так родители смогут быть уверенными, что решат проблему наилучшим способом и помогут ребенку прожить период адаптации к школе менее болезненно.

Самое важное в этот период - соблюдение режима дня .Распорядок дня в это время сильно меняется, но это не значит, что от режима можно совсем отказаться.Важно, особенно, в первые месяцы обучения, ребенку организовать сон после уроков . Это оптимальный вариант позволяющий снять нервное напряжение. В любом случае, после школы нельзя нагружать ребенка учебными занятиями, пусть ребенок сначала отдохнет. В идеале - это время нужно провести с ним вместе, занятья тем, что он действительно любит и только после этого можно приниматься за выполнение домашнего задания.

С одной стороны, в первом классе его задавать не должны, с другой - бывает по-разному. Садиться за выполнение домашних заданий перед сном категорически нельзя. Лучше сделать это днем, пик мозговой активности у детей приходится на 15-16 часов. Перед сном лучше всего погулять на свежем воздухе.

Во время адаптации ребенка к школе, да и в остальное время, прогулка должна занимать не менее 3-4 часов в день , именно такую продолжительность советуют врачи. Это лучший способ выровнять баланс статической нагрузки и двигательной активности. Рассчитывать на уроки физкультуры не стоит, 2 часа в неделю – этого не достаточно.Согласно исследованиям, первокласснику необходимо 11 часов полноценного сна . Лучше всего укладывать ребенка в 9 часов вечера.Время подъема необходимо установить такое, чтобы первоклассник успел позавтракать утром, сделать зарядку и окончательно проснуться перед занятиями. Завтрак должен быть полноценным.

Правила, которые помогут ребёнку в общении:

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

    Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

    Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

    Не дерись без причины.

    Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

    Играй честно, не подводи своих товарищей.

    Не дразни никого, не «канючь», не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

    Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

    Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

    Старайся быть аккуратным.

    Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

    Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком:

Не рекомендуемые фразы для общения: - Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.