Методы и формы активизации познавательной деятельности студентов. Способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов

Обучающихся.

Методическое пособие для преподавателей

Составитель:

методист ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум»

Настоящее методическое пособие предназначено для начинающих преподавателей, раскрывающее потенциальные возможности преподавателя в активизации познавательной деятельности обучающихся, а так же новые подходы в преподавании различных дисциплин.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся.


Введение

1.Методы активизации познавательной деятельности

2.Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности

3. Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся

3.1.Создание на уроке учебной проблемной ситуации

3.2.Использование тестов для контроля знаний обучающихся

3.3.Практические работы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

3.4. Использование опорных схем на уроке

Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

Методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы , программированный контроль, фронтальный и

Дифференцированный, текущий и итоговый);

по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и обучающегося (система методов проблемно-развивающего обучения):

и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, через наглядность, через применение на уроках информационных технологий.

Основные приемы активизации познавательной деятельности обучающихся:

1.Создание на уроке учебной проблемной ситуации.

2.Использование тестов.

3.Практические работы.

4.Использование опорных схем.

5.Использование информационных технологий.

6.Использование здоровье сберегающих технологий.

7.Использование исторического материала.

Остановимся на них подробнее.

3.1.Создание на уроке учебной проблемной ситуации

Сообщить готовое, преподавателю быстрее, чем открывать его вместе с обучающимися. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать обучающихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Обучающиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого преподаватель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения - любознательность. Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

3.2.Использование тестов для контроля знаний обучающихся

Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целой группы, так и каждого учащегося в отдельности. Тестирование позволяет:

Учитывать индивидуальные особенности обучающихся;

Проверять качество усвоения материала;

Разнообразить процесс обучения;

Сэкономить время на опрос;

Использовать тесты для компьютеризации обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества обучающихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

3.3.Практические работы как средство активизации познавательной деятельности:

Одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто обучающиеся запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если учащийся что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой само движение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих обучающихся.

3.4.Использование опорных схем на уроке

Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности обучающихся. Опорные схемы педагог может разрабатывать не только самостоятельно, но в этот творческий, познавательный процесс желательно привлекать обучающихся. Опорные схемы лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии, выделяется лучшая модель, корректируется предложенная и создаётся новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

3.5.Использование информационных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся.

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, на различных этапах урока, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности наглядно, красочно, интересно объяснить новый материал, организовать самостоятельную работу с последующей проверкой на этом же уроке. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым преподавателю.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании компьютера на уроке, информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а

динамичными видео - и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при

необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих обучающихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним студентом или группой, мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

Здесь каждый из обучающихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

3.6.Использование здоровье сберегающих технологий.

Одним из главных приоритетов современной системы образования является здоровье обучающихся. В связи с этим необходимо внедрять здоровье сберегающие технологии, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью. Понимая, что активизация познавательного интереса у уставшего, ослабленного обучающегося крайне сложно.

Примерно на 20 минуте урока можно предложить обучающимся встать для поведения разминки.

3.7.Использование исторического материала.

Извечный вопрос: «а как было раньше?» позволяет с успехом использовать исторические материалы. Это оживляет урок и активизирует познавательный интерес. Можно это делать преподавателю, можно давать задание обучающимся. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают в душах обучающихся живой отклик.

В качестве главных героев выступают исторические личности или, для решения задания, необходимо знать какие - либо факты о них.

Всё это стимулирует к самостоятельному поиску нужного материала, развивает познавательный интерес к предмету. Чем интереснее, красочнее представлен материал из истории, тем лучше идёт запоминание. А это сказывается на повышении познавательной активности.

4.Заключение.

Одной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача преподавателя – повышение в структуре мотивации обучающихся удельного веса внутренней мотивации учения.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном уроке, когда обучающемуся интересен предмет изучения.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы независимо от способностей обучающегося. Следует развивать творческие возможности у слабых студентов, не давать остановиться в своем развитии более способным, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества.

Список использованной литературы:

1.Горбунова, А.И., Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся.: М.: Просвещение, 2009.-350с.

2.Замов, Л. В., Наглядность и активизация обучающихся в обучении.: Ростов-на-Дону.: Легион, 2008.-210с.

3.Калмыкова, З.И., Зависимость уровня усвоения знаний от активности обучающихся в обучении.: М.: Дрофа, 2000.-220с.

4.Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении.: М.: Просвещение, 2002.-150с.

В процессе приобретения студентами знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для студентов остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех студентов, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей студентов, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого студента.

В процессе обучения студент также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности студентов. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение студентов к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и студентов, а во втором - о деятельности студентов. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия студентов.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят студентов к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

А.М. Смолкин выделяет несколько приемов активизации познавательной деятельности

метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение студентов к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность студентов на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные студенты. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими студентами. Для остальных студентов такой алгоритм будет служить образцом деятельности. Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем. Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса студентов является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности студента либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса. Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

Степень активности студентов является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным .

Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы студенты могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

Метод самостоятельной работы студентов. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, студенты всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у студентов теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении материала.

Для закрепления навыка работы с литературой дают студентом различные посильные задания.

В группе студенты должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы студенты учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, студенты в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения .

Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами

Организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Здесь есть свои требования:

текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, студенты вынуждены часто переспрашивать)

нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для студентов.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами .

А.Н. Морева их условно делит на три типа:

дидактические материалы для самостоятельной работы студентов с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем;

карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;

карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;

карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий;

дидактические материалы для самостоятельной работы студентов с целью закрепления и применения знаний и умений;

карточка с вопросами для размышлений;

карточка с заданием по схеме (рисунку) выполнить задание;

дидактические материалы для самостоятельной работы студентов с целью контроля знаний и умений;

Возможно использование в нескольких вариантах. Для всей группы - 2-4 варианта и как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

Тестовые задания

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для группы в целом.

В последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда студенты пытаются просто угадать ответ .

Метод проблемного изложения заключается в создание на уроке проблемной ситуации. Студенты не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у студентов приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

выдвижение проблемного вопроса,

создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации;

Решение задач познавательного характера.

Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью студентов .

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач

Все студенты по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцируют - более сложные, творческого характера - сильным студентом, а аналогичные - слабым. При этом у самих студентов на этом не акцентируют внимание. Каждый студент получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению .

Наглядные методы. Одним из таких методов является частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа студентов таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А студенты путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы, например, частично-поисковый лабораторный метод.

Студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы студентом известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Для того, чтобы на уроке высокая познавательная активность сохранилась, нужно:

компетентное и независимое жюри (преподаватель и студенты-консультанты из других групп).

задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя студенты тихие, незаметные на фоне более активных.

Для педагогики проблема деятельности служит основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи учебно-воспитательного процесса.

Научно-теоретическая разработка этой проблемы педагогики может составить основу для множества педагогических исследований и практической деятельности учителей и воспитателей.

Для педагогического процесса, а главное, для построения теории деятельности в педагогике имеют значение положения об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющей мир деятельности людей, поскольку личность, формируемая в этом процессе, тоже характеризуется не только тем, что она делает, но и как она это делает.

В этой концепции находит свое выражение проблема совместной деятельности, что для педагогического процесса весьма важна, так как именно в этой деятельности обнаруживается значение индивидуальной деятельности, приносящей в общую деятельность своеобразие, обогащение в коллективной деятельности. Проблема общения рассматривается как необходимый фактор человеческой деятельности. У индивида-участника общественной деятельности благодаря общению формируется особые человеческие свойства: коммуникация, самоорганизация, актуализация способов образа действий.

Наличие умений совершенно необходимо, чтобы деятельность состоялась, без них невозможно ни решать поставленные задачи, ни совершать предметные действия. Совершенствование умений приводит к успеху, а успех, как известно, стимулирует потребность к продолжению деятельности, интерес к ней. Завершается деятельность результатом. Это - показатель развития знаний, умений личности. С результатом сопряжена оценка и самооценка личности, её статус в коллективе, среди близких.

Все это оставляет большой след в развитии личности, ее потребностей, устремлений, её действий, умений и способностей. Принято считать, что субъектом деятельности в учебном процессе является учитель, поскольку именно он строит весь процесс деятельности: ставит цели, организует учебные действия у студентов, побуждает их к действию, корректирует эти действия, подводит к конечному результату. Однако если бы учитель всегда жестко управлял деятельностью студентов, он никогда не достиг бы цели формирования личности ученика, необходимой обществу.

Назначение деятельности учителя - всемирно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и студентов, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса. Вот почему, не утрачивая своей ведущей роли в педагогическом процессе, учитель-воспитатель обязан способствовать тому, чтобы ученик становился субъектом деятельности.

В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с студентом, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение студентов к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к современной деятельности.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на занятиях.
Автор исследовательской работы: Прохорова Ксения Константиновна
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»
По мере реформирования системы образования возникает потребность в разработке различных способов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Еще в 70-е гг. XX столетия проблема поисков методов активного обучения нашла отражение в исследованиях М.И. Махмутова, И.Я. Лернера и других по проблемному обучению . Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся на занятиях.
Предметом исследования является методика использования игровых технологий в процессе обучения учащихся на занятиях.
Гипотеза: системное применение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся, основанных на деятельностном подходе в обучении, окажется более эффективным, повысит интерес учащихся на занятиях, обеспечит активное участие каждого учащегося и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда.
Цель работы: определить эффективность игровых форм обучения на занятиях.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические аспекты данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе;
- раскрыть особенности педагогических игр и игровых технологий;
- определить возможности применения игровых технологий на занятиях;
- выявить успешность применения игр на занятиях для повышения успеваемости.
Поиск новых форм и приемов изучения дисциплин в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения на занятиях. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Значительное место в системе образования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего воспитания учащихся. Применение игровой деятельности на занятиях является важным методическим средством для развития творческих способностей. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, но она требует от играющего энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые технологии в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению высоких результатов обучения, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой .
Формы проведения занятий могут быть различными. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего обучения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям .
При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся преподавателю стоит придерживаться методических рекомендаций:
- занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе занятия - они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.д.;
- занимательные задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета;
- решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях;
- ограниченное количество часов вызывает необходимость организации самостоятельной аудиторной работы с широким использованием занимательного материала;
- важен последовательный переход от простых задач к сложным;
- учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности;
- при неправильном поиске ответа преподаватель должен дать учащемуся правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ;
Существует несколько десятков типов нестандартных занятий. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий .
Вот некоторые из них, используемые мною на занятиях и на внеклассных мероприятиях:
 деловые игры;
 пресс-конференции;
 игры;
 семинары;
 просмотр и обсуждение фильма;
 экскурсии;
 уроки с групповыми формами робот;
 уроки взаимообучения учащихся;
 уроки, которые ведут сами учащиеся;
 творческие отчеты;
 конференции;
 кроссворды;
 викторины.

Игровая деятельность на занятиях может использоваться в следующих случаях:
1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: викторины, кроссворды.
2) Как элементы более обширной технологии.
При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.
3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также учащимся можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.
4) Как технология внеклассной работы.
В качестве примера может служить проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.
Таким образом, результативность применения игровых технологий будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством учащихся, так как педагог выступает как передатчик информации. Это приводит к формальному усвоению знаний и не дает развивающего результата. Особенностью традиционного обучения является преимущественно вербальный характер. В силу этого оно эффективно только для той части учащихся, у которых хорошие способности к абстрактному мышлению. Однако многие учащиеся с выраженными задатками наглядно-образного или наглядно-действенного мышления испытывают большие затруднения в учебе. Специфической особенностью традиционного обучения является его массовый характер. Парадокс в том, что истинное и целостное развитие индивидуальности возможно только через человеческую общность. Использование игровых методов помогает избежать указанных недостатков традиционного обучения.
Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся;
5) в составе команды каждый учащийся несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Практика показала, что преподавателю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровое занятие было не только интересно, но и полезно учащимся.
Выявить успешность применения игр на занятиях для повышения успеваемости помает тестирование. В начале занятий проводится входное тестирование, с помощью которого можно определить уровень знаний по предмету. По окончании дисциплины с использованием занятий с элементами игры проводится контрольная проверка уровня знаний, которая показывает насколько эффективно применение таких занятий.

Рисунок 1. Результаты тестирования
В соответствии с представленными данными можно сделать вывод, что применение игровых технологий на практике послужило средством активизации учебно- познавательной деятельности. Количество студентов, выполнивших работу на высоком уровне, увеличилось в 2 раза (с 30 человек на 1 тестировании до 60человек на последнем. Всего в тестировании принимали 70 человек).
В результате проводимой мною работы учащиеся стали более активными, все учащиеся принимают участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении. Оно не должно быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.
Список использованных источников:
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]: / А.А. Вербицкий. -Москва: Высшая школа, 1991.-207с.
2. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: учебное пособие/Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1987.-160 с.
3. Электронная библиотека учебников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studentam.net/content/view/1304/123/
4. refleader.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refleader.ru/polrnajgeqas.html

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

  1. опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
  2. включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
  3. использовать дидактические игры и дискуссии;
  4. использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
  5. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

2.1 Методы активизации познавательной деятельности учащегося

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

Текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

Нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
  • Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.
  • Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.
  • Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

Выдвижение проблемного вопроса,

Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

Создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

Демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:

а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.

2.2 Приемы активизации познавательной деятельности.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

Метод эвристического обучения . Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

  1. Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям, преподаватель проектирует, «моделирует» деятельность свою и учащихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической работы, творческого анализа достижений передовых педагогов.

Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.

Система уроков предполагает включение в учебный процесс изучения темы всех его основных звеньев: сообщение нового материала; систематизация, закрепление и совершенствование знаний учащихся; применение усвоенного учебного материала, формирование у учащихся умений и навыков; контроль ученических успехов учащихся. Планируя систему уроков, преподаватель разделяет материал темы на части соответственно содержанию уроков, и располагает их в порядке изучения.

В перспективно-тематическом плане система уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, а также цель каждого урока.

Методическая характеристика урока отражается в перспективно-тематическом плане. Это определяет методическую направленность подготовки как к теме в целом, так и к каждому уроку.

В перспективно-тематическом плане отражаются также межпредметные связи материала темы.

Записи в перспективно-тематическом плане должны быть краткими, четкими, показывающими, с каким конкретно материалом взаимосвязанных предметов должна быть установлена связь.

В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, ТСО в перспективно-тематическом плане преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта.

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся.

Каким же образом активизировать учащихся на уроке?

Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • Готовность выполнять учебные задания;
  • Стремление к самостоятельной деятельности;
  • Сознательность при выполнении заданий;
  • Систематичность обучения;
  • Стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся, это самостоятельность.

Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные .

Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

  • Отстаивают своё мнение;
  • Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • Задают вопросы друг другу и учителю;
  • Анализируют ответы друг друга;
  • Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
  • Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
  • Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
  • Находят несколько вариантов решения проблемы;
  • Выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
  • Нахождение “ошибкоопасных мест”.

Выделяются уровни познавательной активности:

Уровень I. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

Уровень II. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.

Уровень III. Творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности , например:

1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти методы действуют в органическом единстве.

Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

Словесные методы

  1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
  2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
  3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
  4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Наглядные методы

Частично-поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами).

Практические методы

Частично-поисковый лабораторный метод.

Наша школа является краевой экспериментальной площадкой