Конфликт между учениками в классе. Школьные конфликты: как уладить без последствий

Приветствую моих дорогих читателей! Конфликты в школе — актуальная тема. Поговорим об этом.

Школьные конфликты

Почему после первого месяца учебы многие дети идут в школу, как на каторгу? Причину в первую очередь следует искать в школьных конфликтах.

Конфликты в школе бывают разные. Но каким бы странным это не казалось, чуть ли не самым главным является конфликт между учеником и преподавателем. Ведь в школе дети балуются, часто не слушаются, а иногда и уроки отказываются выполнять.

Учитель, конечно, делает замечание, пытается как-то повлиять. А затем, в конце концов, вызывает родитетей. Вот здесь и кроется опасность. Если отец или мать не найдут понимания с учителем, то это может негативно отразиться на самом школьнике.

Например, если мать во время общения будет проявлять агрессию, говорить, что ее сын или дочь самые лучшие, или вообще будет доказывать, что обвинения несправедливы. То это может не понравиться учителю.

В итоге создается треугольник: учитель — ученик — родители. Однако ребенок в этой ситуации, при выяснении отношений «сдвигается» в сторону. А уже потом при общении с учеником у преподавателя подсознательно будет появляться неприятный образ его мамочки.

Вот так банальная стычка между учеником и преподавателем перерастает в большую проблему, в которую будут втянуты и все родственники. А закончится все может тем, что мальчика или девочку придется переводить в другой класс или даже другую школу.

Что же делать родителям?

В первую очередь, во избежание конфликтной ситуации, взрослым нужно спокойно без проявления эмоций выяснить, почему ребенок так себя вел и не реагировал на замечания педагога. Кроме того, непосредственно при разговоре не нужно стыдить виновника, а лучше обсудить это без него. А затем поговорить с ребенком в спокойной домашней обстановке.

Важно отделить фактический материал, то есть сам конфликт и его причину от отношения к этому окружающих. То есть всех заинтересованных – родителей, преподавателя, ученика. Если даже учитель повел себя некорректно, то ребенку об этом совсем необязательно говорить, ведь потом он может этим манипулировать.

Ну, и очень опасный момент, когда учитель ругает ученика за непослушание при всем классе.

Отличники и двоечники

Одинаковых детей не бывает, они все разные и . Не одинаковы и их поступки. Так уже повелось, что в классе всегда есть «сильные», «середнячки», «хвосты». О таком условном делении классный руководитель хорошо знает.

И так получатся, что отличников он всегда хвалит, ставит в пример другим. Больше всего о достижении учительских любимцев придется выслушивать двоечникам.

Обычно, в классах есть и такие, кого называют «изгоями». Особенность таких детей — обособленная от других жизнь. Понятное дело, «изгоев» одногодки недолюбливают, а иногда свое негативное отношение проявляют с применением жестокости.

А еще в классах есть лидеры, обычно их два. Почему-то уж так сложилось, что лидер есть, как у отличников, так и у двоечников. То есть выходит, что один позитивный, другой — негативный. Понятно, что сосуществовать мирно эти лидеры и те, кто их наследует, вряд ли будут. Поэтому конфликтных ситуаций опять же не избежать.

Однако опустить руки и спокойно наблюдать за спорами между группами нельзя. Поэтому педагогу самостоятельно нужно переосмыслить свои действия и не выделять отличников или, так сказать, своих любимцев среди других.

И, бесспорно, прилагать усилия, чтобы постоянно объединять всех детей, сделать все возможное, чтобы они почувствовали себя единым классом.

Школьные драки

Больше всего детей сплачивают школьные драки. К сожалению, такого явления не избежать. А касается это, прежде всего, мальчишек. Но чего удивляться: взрослые мужчины решают свои проблемы с помощью кулаков, а здесь вспыльчивые и энергичные дети.

Однако такие «разборки» не всегда имеют серьезный характер. Любящие мамы это, конечно, не понимают и как только узнают о чем-то таком, сразу пытаются узнать, кто посмел поднять руку на их чадо. Доходит до того, что они даже устраивают скандалы родственникам того или другого мальчишки, мол, как он посмел ударить моего ребенка.

В действительности же такие действия неприемлемы, поэтому вряд ли принесут хотя бы какой-то позитивный результат. Скорее наоборот — усилится раздор не только между школьниками, но и между их родителями.

Поэтому, прежде всего, нужно спокойно разобраться в том, почему возник конфликт.

Возможно, он вообще был несерьезным, и уже завтра ребята опять станут лучшими друзьями и будут сидеть за одной партой. Если уж и встречаться с теми или другими родителями, то не для того, чтобы кричать друг на друга, а чтобы обсудить поведение и воспитание обоих детей.

Модель поведения формируется в детстве. Будет ли ребенок в школе конфликтовать, можно определить, наблюдая за ним в семье. Ведь именно здесь формируется модель поведения сына или дочери.

В семьях тоже не обойтись . То, как их улаживают, видят дети, и соответственно впитывают это в себе. А затем применяют. И, если в семье проблемы решаются путем разговоров и компромиссов, то в случае подобной ситуации, ребенок поступит так же.

Конфликты родителей и детей в семье

Семьи разные, поэтому иногда дети могут вынести из семьи агрессивный тип поведения. Конечно, педагог не это должен поддерживать, но категорически бороться с таким поведением тоже не стоит.

Нужно просто понять: то, что другие считают неприемлемым, для юного человека является нормой. А потому, если мальчику или девочке на это указать, то они не будут понимать, в чем их обвиняют. Ведь в их семье такая модель поведения — норма. Единственное, что остается — понимание и корректный подход.

Но в любом случае поведение детей, каким бы оно ни было, нужно уважать! Если у школьника возникает какой-то конфликт, он, по примеру отношений в своей семье, пытается мирным путем выйти из этой ситуации.

Но такие хорошие намерения не всегда устраивают других участников разлада. Особенно, если эти дети вынесли из своей семьи агрессивную модель поведения. Конечно, это приводит к огорчению ребенка. Он понимает, что спокойно решить проблему вряд ли удастся, поэтому старается отыскать другие выходы.

Обычно, если у мальчика или девочки возникают проблемные ситуации, например, их кто-то обижает, то первое, что они делают — обращаются за помощью к учителю. Хорошо, если тот не игнорирует такие просьбы. Однако известно, что педагог ни всегда может уделить внимание всем ученикам, а если и помогает, то не всегда сразу.

Родителям о своих школьных проблемах дети тоже не рассказывают откровенно. В конечном итоге, такие дети не видят никакого нормального способа решения вопроса, поэтому прибегают к агрессивным действиям.

А это не решает проблем, а, наоборот, их обостряет. Поэтому мы снова и снова возвращаемся к взрослым, то есть к родителям. Именно они должны постоянно знать все о своих детях и всячески им помогать, одновременно, оставаясь «невидимкой». То есть незаметно корректировать их действия.

В этом видео дополнительная информация: конфликты в школе

Друзья, ждем в комментариях ваши примеры из жизни

В числе школьных конфликтов – и конфликты между учащимися. Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А. И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле слабых сверстников.

Истоки агрессивного поведения школьников связаны с дефектами воспитания. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие . Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

Конфликты отдельных подростков со сверстниками служат кульминацией их неблагополучия. В ряде психологических исследований показано, что неблагополучие подростка в отношениях с одноклассниками прямо обусловлено важной особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим определенных требований к его поведению . В работах Т. П. Гавриловой и В. Н. Лозовцевой отмечено, что импонирующие подросткам качества личности сверстников в принципе не отличаются от качеств, привлекающих их во взрослых людях, причем решающее значение для них имеют, во-первых, нравственные качества, в которых выражаются отношение к человеку вообще и товарищу в частности, и, во-вторых, специфический комплекс волевых черт и физических достоинств, составляющих своеобразный «идеал мужественности» подростка. Не только мальчики, но и девочки хотят быть смелыми, стойкими, иметь твердый характер. У мальчиков также очень ценится физическая сила. Наличие или отсутствие этих качеств у подростка в значительной степени определяет и его авторитетность в коллективе, и благополучие в личных отношениях, и, наконец, становится он образцом для одноклассников или нет.

Изучая группу подростков одного класса на протяжении трех лет, психологи установили: непринятые одноклассниками ребята, наряду с разными непривлекательными особенностями, страдают одним общим недостатком – отсутствием чувства товарищества. Этот недостаток не компенсируется в глазах подростков ничем, поэтому даже отличник (или хороший спортсмен) может оказаться в одиночестве.

Важнейшие нормы этого «кодекса» – равенство, честность, уважение, верность, помощь товарищу. Подростки 11–12 лет дружно осуждают сверстников, не соблюдающих требование «вести себя на равных», противопоставляющих себя коллективу. Вместе с тем подростки очень ценят умение постоять за себя, а стремление защитить себя с помощью взрослых вызывает осуждение.

Овладение нормами дружбы – важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Поэтому одна из главных педагогических мер преодоления конфликтов заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища, настоящего коллективиста. Психологи установили, что хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Важно отметить, что решающее значение имеет при этом высокий нравственный смысл совместной деятельности. Кроме того, организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков .

Выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками. Описание этих факторов мы приведем, следуя А. Я. Анцупову :
«Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. Психологом А. В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние на систему межличностных отношений в группе и коллективе содержания, целей и ценностей совместной деятельности. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется нынешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня…» Школа является неотъемлемым и важным структурным элементом социума. От родителей ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Из многих других источников школьники знают о различных проблемах жизни, по-своему переживают их, проецируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Исследование, проведенное под руководством В. И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик – ученик» возникают в таких ситуациях:
из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11 %;
из-за отсутствия взаимопонимания – 7 %;
в связи с борьбой за лидерство – 7 %;
из-за противопоставления личности ученика коллективу – 7 %;
в связи с общественной работой – 6 %;
у девочек – из-за мальчика – 5 %.
Считают, что конфликтов у учеников не было – 11 %.

Как же реагируют школьники на эти конфликты? Оказалось, что 61 % школьников испытывали чувство ненависти к одноклассникам.

Это свидетельствует о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно. Основные причины ненависти к сверстникам:
подлость и предательство – 30 %;
подхалимаж, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей – 27 %;
личная обида – 15 %;
ложь и высокомерие – 12 %;
соперничество между одноклассниками – 9 %.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновении конфликтов таковы:
причина агрессии: «желание выделиться» среди сверстников – 12 %;
источник агрессии: «бессердечие и жестокость взрослых» – 11 %;
«все зависит от взаимоотношений в классе» – 9,5 %;
в агрессивности ученика «виновата семья» – 8 %;
агрессивные школьники – дети с психическими отклонениями – 4 %;
агрессивность – явление возрастное, связанное с избытком энергии – 1 %;
«агрессивность – плохая черта характера» – 1 %;
«в классе были агрессивные ученики» – 12 %;
«в классе не было агрессивных учеников» – 34,5 %.

Конфликты между учениками в школе возникают в том числе и из-за проступков, нарушения общепринятых норм поведения. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
курение – 50 %;
употребление спиртных напитков – 44 %;
грубость, хамство в общении – 31 %;
употребление нецензурных выражений – 26,5 %;
ложь – 15 %;
неуважение учеников друг к другу – 13 %;
половая распущенность – 10 %;
мелкие кражи – 10 %;
драки – 10 %;
хулиганство – 10 %;
наркомания – 6 %;
издевательства над младшими и слабыми – 6 %;
азартные игры на деньги – 3 %.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация .

Учителя довольно часто оказываются свидетелями конфликтов между учащимися и, обладая достаточной властью, могут в них вмешиваться.

Но стоит ли вмешиваться буквально в каждый конфликт? Наверное, нет. Школа - своеобразная модель жизни, где, увы, конфликты неизбежны. Поэтому в школе учатся и мирно жить, и конфликтовать с достоинством.

Итак, в некоторые конфликты учитель обязан вмешаться, а от вмешательства в другие ему, наоборот, лучше воздержаться.

В какие именно необходимо вмешиваться, а в какие не стоит? Чётких указаний относительно этого нет, и быть не может. Каждый раз на этот сложный вопрос учитель отвечает по-новому, исходя из своего жизненного опыта.

Однозначно можно утверждать следующее. Если конфликт угрожает здоровью учащихся или препятствует плодотворной учебной работе, то вмешательство необходимо.

(91) Это случилось на уроке литературы в 8 классе. Студентка-практикантка плохо управляла классом, дети занимались своими делами. Вдруг один учащийся стал теребить дневник другого. Завязалась драка. Студентка не смогла её остановить. Учеников разняли силами класса. Один из школьников получил лёгкие телесные повреждения, поэтому с происшедшим впоследствии разбирался участковый милиционер. Впрочем, в конце концов, всё обошлось.

В школе необходимо проводить профилактическую работу по предупреждению подобных инцидентов, по крайней мере, в условиях урока.

Подобная профилактика в психотерапевтических группах состоит в том, что их участники заранее договариваются о таком правиле: в группе можно вести себя как угодно, но рукоприкладство категорически запрещено. На уроках в школе должно действовать аналогичное правило. Если дети примут правило о запрещении рукоприкладства как своё, а не как навязанное извне, то многих обострений конфликтов на уроке можно будет избежать.

Наконец, конфликт в рассмотренном выше случае возник, в частности, из-за плохой организации деятельности учащихся на уроке. Следовательно, одним их пунктов профилактики конфликтов на уроках будет чёткая организация учебного процесса.

Природа конфликтов между учащимися зависит от их возраста. Если, например, среди подростков нередко бывают драки, то среди старшеклассников и студентов вузов драки, по крайней мере, на занятиях исключены; конфликтность проявляется в психической сфере.

Вот случай скрытого хронического конфликта.

(92) Учащийся 11 класса, отличник, из благополучной семьи, чрезмерно обидчив и высокомерен. Он учится в классе, где учащиеся ценят знания, любят учиться. Учение даётся ему легко, он занимает первые места на олимпиадах. Престиж и авторитет ученика среди одноклассников довольно высок. И всё же, постепенно этот ученик настроил против себя весь класс.

И неудивительно, вот пример иллюстрирующий его отношение к одноклассникам. На перемене, когда в классе было много ребят, он сказал учителю литературы о своих одноклассниках: ”Что вы на них тратите нервы и силы? Эти дураки не знают, и никогда не будут знать литературу, сколько их не учи!”. Его отношения с одноклассниками оказались настолько испорченными, что в последствии он отказался от посещения школьного выпускного вечера.

Печально, что школа опоздала с педагогической коррекцией недостатков характера этого ученика. Жизнь его научит, только бы совсем не сломала.

(93) На занятии по философии муж и жена, оба студенты, сидят на задней парте. Кажется, вместе они образуют маленький уютный мирок, куда едва-едва доходит голос преподавателя. Рядом с этой студенткой, за соседней партой, отделённый лишь узким проходом между партами, сидит другой студент. Он проявляет активность, громко говорит на всю аудиторию, часто выступая при этом невпопад. Поэтому он невольно вторгается в уютный мирок студентов-супругов, и, тем самым, очень раздражает студентку.

Она неоднократно просила его замолчать, но студент не унимался, а лишь отмахивался от неё. Преподавателю чрезмерная активность студента тоже порядком надоела. Конечно, с одной стороны хорошо, что студент работает, думает, а с другой, преподаватель был бы рад, если студент умерил свою активность, так как его высказывания часто не имеют отношения к делу. Поэтому когда студентка в очередной раз попросила своего соседа замолчать, преподаватель неосторожно хихикнул, как бы поощряя такое действие.

Фактически, преподаватель дал разрешение на конфликт, показав, что он на стороне студентки. Разгорелся пустой, молниеносный конфликт на эмоциональном уровне. Через две минуты студентка плакала, а удивлённые, в связи с неожиданным поворотом событий, участники и свидетели конфликта не знали, что и делать.

Ответственность за этот конфликт лежит на преподавателе. Если ему мешал шумный студент, то, нужно было разбираться с ним самому, а не сталкивать слушателей друг с другом. Преподавателя отчасти извиняет то, что его поведение было не вполне осознано.

Случай, когда на занятии одна студентка унизила другую.

(94) Одна из участниц этого конфликта обладает аномалией характера (по-видимому, эпилептоидная акцентуация). Она чрезмерно авторитарна, и в связи с этим способна на грубость. Мышление её ригидно, основано на штампах.

Вот образец её поведения. Начинается занятие. Преподаватель - либерал, в начале занятия дисциплины не требует: студенты люди взрослые, сами постепенно успокоятся и станут слушать. А пока в аудитории очень шумно. И вдруг, наша студентка громко, на всю аудитории закричала: ”Ну-ка, всем замолчать! Какое вы имеете право галдеть!” Да так сердито, что даже преподаватель подчинился её требованию и замолчал. К счастью для всех эта студентка не староста, иначе она была бы несносным тираном.

Об особенностях характера студентки приходится говорить потому, что будь на её месте какой-то другой человек, то, наверное, ничего не случилось бы, тогда и говорить не о чём.

А случилось вот что. На занятии по психологии решалась задача, не имевшая однозначного ответа. По поводу решения были высказаны три различных мнения. Одно из них высказано преподавателем, другое довольно бестолковое мнение, высказано упомянутой выше студенткой, и третье мнение, достаточно обоснованное, было высказано ещё одной студенткой. Каждая сторона, естественно, отстаивала своё мнение. Спор затянулся чуть больше, чем следовало бы.

И вот, под конец спора (трансакции В → В, о трансакциях см.§ 12) упомянутая выше студентка громким голосом и безапелляционным тоном сказала другой: ”Ну, Катя, какая же ты непонятливая! Неужели так трудно понять то, что я тебе объясняю?!” (пересекающаяся трансакция В → Ре, обидная реплика, приглашение к конфликту). Преподаватель-либерал сориентировался не сразу и не защитил обиженную студентку.

После нетактичной реплики деловой спор прекратился сам собой. Явного конфликта не было, но без серьёзных последствий не обошлось.

Обиженная студентка не хотела и не могла быть статистом на занятиях по психологии, ей нравилось проявлять учебную активность. Но, проявляя активность, она не чувствовала себя защищённой от грубости и нетактичности. Единственный для неё выход в данной ситуации, - вообще перестать посещать занятия по психологии. Она так и поступила.

Студентка не выразила явно каких-либо претензий к преподавателю. Скорее всего, она даже не осознала, что преподаватель виноват: он должен был защитить её, но не защитил. Вся ответственность в данном случае лежит на преподавателе.

Отсюда понятно, что на уроке, при малейших признаках конфликта между учащимися, учитель должен незамедлительно принять меры, а именно, осудить виновную сторону, поддержать пострадавшую сторону. (Впрочем, из этого правила бывают исключения, см. случай (32)).

Часто бывает, что невозможно установить, кто прав, а кто виноват. Тогда нужно осудить обе стороны, не разбираясь, потому что лучше слегка осудить невиновного, чем позволить возникнуть конфликту, в котором сильно пострадают многие, в том числе и сам невиновный.

Иногда учащиеся могут сказать по какому-то поводу о своём товарище, совсем не желая оскорбить его, с лёгкой иронией: ”Вася у нас дурачок, он у нас глупенький”. Все улыбаются и Вася тоже. В данной ситуации необходимо, по крайней мере, психологически отстраниться от подобных шуток, не участвовать в подобных играх учащихся. Они-то могут шутить между собой по-всякому, но учителю такие же шутки ученики, как правило, не прощают, - не тот статус.

Наконец, несмотря на внешнее спокойствие, рассматриваемая ситуация является конфликтогенной, так как Васе подобные шутки могут, в конце концов, не понравиться, и он будет конфликтовать всерьёз. Поэтому рекомендуется пресекать любые шутки между учащимися, где ощущается хотя бы малейший намек, оскорбляющий чью-либо личность.

Опыт передовых учителей богат множеством приёмов, которые помогают строить добрые, щадящие отношения между учащимися на уроке.

Вот один из таких приёмов, позволяющий сразу же, в ходе урока, узнать, насколько хорошо усвоен новый материал.

С учениками нужно договориться, чтобы они при ответе на вопрос учителя, всё ли понятно, сигнализировали глазами: глаза открыты, значит ”понятно”, глаза закрыты, значит ”непонятно”. Такие сигналы - только для учителя. Чтобы соседи, сидящие рядом, не видели их, ученики прикрывают глаза ладонями так, чтобы получилось нечто вроде шор. Теперь каждый ученик сможет сообщить учителю о своих затруднениях, не признаваясь в этом публично .

Сентябрь и школа - слова-синонимы, и это нормально. Школа и труд - тоже нормально. А школа и неврозы , как вам такое сочетание? Увы, они уже давно топают рядышком. Это не новость и не открытие, каждый из нас видит на примере собственных детей и внуков - они, словно космонавты при выходе на орбиту, терпят в школе колоссальные перегрузки . У первоклассника пять уроков в день - обычное дело, старшеклассники проводят в классах 6–7 часов, гимназисты - и того больше. Чувствует ли кто-нибудь из вас, уважаемые взрослые, готовность и способность напряженно работать семь часов подряд? Нам такое не под силу, мы всегда имеем возможность размяться, перекурить, заварить кофейку, рассказать сослуживцам байку или анекдот. Такой возможности у детей нет, их переменки длятся 10 минут, до туалета добежать да из класса в класс перейти - все, что они успевают. И наступает недобрый день, когда что-то ломается, психика не выдерживает: ваш всегда послушный сын огрызается в ответ, беспокойно спит, жалуется на усталость, головную боль, мочится в постель... Да и вид у него такой, что сразу ясно: жизнь не в радость.

В школьной жизни детей психотерапевты отметили три пика обострения их проблем . Первая «волна» приходится уже на конец первого класса : еще осенью бежал в школу с цветами и улыбкой, а зимой слышать о ней не хочет. Вторая «волна» настигает ученика при переходе в пятый класс : начальная школа закончена вполне благополучно, но неожиданно встает множество вопросов. И третья «волна», прямо девятый вал, накрывает ребят 8–9-х классов : у этих вообще все очень сложно...

Можно ли избежать разрушительных школьных штормов, каковы их причины, как помочь ребенку благополучно и без потерь добраться в порт назначения?

Невротики из первого «А»

Нет мира под оливами, и уже в начальной школе могут возникнуть две серьезные проблемы : ребенок не «берет» школьную программу , отстает от сверстников, замыкается. Вторая беда - конфликт с учителем , превращающий его жизнь в постоянную муку.

Частенько бывает так: к школе малыша готовили, он радовался своему взрослению, охотно демонстрировал ранец и учебники. Но в школе все оказалось по-другому: надо говорить и молчать, ходить и сидеть не тогда, когда хочется, а когда можно и нужно. Новые условия смущают ребенка, он напуган. Бывают ребята с так называемым «психическим» или «психофизическим инфантилизмом» , которые приносят в школу свои игрушки и вместо уроков играют в куклы, машинки, они ходят по классу, когда им захочется, очень удивлены, если их за это наказывают. Опытные учителя обычно справляются с такими ребятами, но лучше все же обратиться к невропатологу за помощью, иногда таким детям даже дается отсрочка на год от школы .

Говорят, в начальной школе родители часто «учатся» вместе со своими детьми: вместе выполняют домашние задания, «подтягивают» его. Это понятно, ребенок еще нуждается и в помощи, и в контроле, но вот тащить в отличники или хорошисты того, кто слабоват, не надо. Нельзя программировать малыша только на высокие отметки , завышать требования к нему. Все знают - выше головы не прыгнешь, у каждого своя планка.

Если перегнуть палку, то у ребенка могут появиться реакции протеста (пропадает интерес к учебе, школе) и невротические реакции : плаксивость, раздражительность, истерика, как только речь заходит об учебе. Вот и решайте, что вам важнее: вырастить здорового ребенка со средним баллом в аттестате или больного отличника.

Особый случай - это дети с замедленным психическим развитием . Если они своевременно не попадают в класс выравнивания, учеба превращается для них в ад. А до интегрированного обучения в наших школах еще далеко...

Детей, у которых сложились напряженные отношения с учителями , немало. Но бывает так, что конфликт и вовсе выходит за рамки класса, за границы понятия «не сошлись характерами».

Директор проверял дневники старшеклассников, давая разнос за небрежность и неаккуратность. Обстановка в классе была нервозной, приближалось родительское собрание. Несколько дневников просмотреть не успел, прозвенел звонок. «А с вами завтра разберусь », - пообещал сурово. Ожидание расплаты, одно лишь предчувствие неизбежного наказания привело девчонку к тяжелейшему нервному срыву : она потеряла речь и 2 месяца не разговаривала, пока ею не занялись психотерапевты.

Девушка написала письмо учителю с признанием в любви . Решиться на такое ей было нелегко - нежная, мечтательна я, фантазерка, она жила в мире своих грез, долгое время была «влюблена» тайно - просто поджидала педагога, наблюдала за ним. Учитель не придумал ничего лучшего, чем прочесть любовное письмо перед классом . Дома девушка горстью выпила все бабушкины таблетки, попала в больницу и долго лечилась от депрессии.

Справедливости ради нужно признать, что приведенные примеры все-таки из ряда вон выходящие, обычно случаются конфликты попроще, не такой разрушительной силы, но все же очень болезненные для ребенка . В большинстве случаев, когда педагог повел себя не лучшим образом, он все-таки идет со временем на попятную, готов к миру, понимая бесперспективность борьбы с ребенком. Но родители, особенно мамы, очень часто к заключению мира не готовы, они оскорблены, возмущены несправедливостью. Так конфликт переходит в новую плоскость: педагог - родитель .

Второклассники катались на ледяной горке. Один упал, выбил передний зуб. Говорят, его толкнул дружок, но вины за собой не признает. На «хулигана» навалилась вся школа: учительница, педсовет, мама пострадавшего объявила перед классом: «Не дружите с ним, он и вас покалечит, бандит».

Виновный страшно переживал: отказался ходить в школу, но и дома оставаться один боялся, плохо спал, стал мочиться и пачкать трусы. Специалист определил - тяжелейший невроз , на месяц освободил ребенка от занятий в школе. Маме и педагогу, к сожалению, так и не удалось найти общего языка, при встрече они вновь обвинили и оскорбили друг друга. Мальчика пришлось переводить в другой класс , где он успокоился, признаки невроза отступили.

Старайтесь ладить с учителем , слышать его и понимать. Никогда не обостряйте мелких конфликтов и ссор, гасите их всеми средствами, ведь речь идет, в конце концов, о благополучии и комфорте вашего ребенка.

Не впадайте в амбиции . Замечено, что чаще всего конфликтуют родители образованные, интеллигентные, но с высоким уровнем притязаний.

Постоянно держите связь с учителем . Забирая ребенка из школы, интересуйтесь не только его успехами, но и тем, как он ладит с другими, как чувствует себя в классе. Обо всех особенностях своего маленького ученика расскажите обязательно: очень робкий, стесняется взрослых, тихо разговаривает или, наоборот, чересчур шумный, неуправляемый, непоседа. Пусть негодование и усталость учителя лучше выплеснутся на вас, чем на вашего ребенка . А вы твердо пообещайте учителю, что разберетесь с малышом. Ваша родительская интуиция вам обязательно подскажет, стоит ли наказывать ребенка за данный проступок или лучше промолчать.

Меры профилактики со стороны педагогов

Будьте осторожны с детьми, особенно с теми, которые «не как все». Не произносите злых слов, щадите их, умейте взять себя в руки . Дети, конечно, не ангелы, с ними бывает трудно ладить и родным, но жизнь сегодня у всех трудна, все мы вздернуты... Суицид и попытки суицида у детей случаются нередко, и причиной их часто становится грубое слово взрослого, не в последнюю очередь - педагога...

Конфликты в пятом классе

Переход в пятый класс - всегда тревожное время для ученика и родителей - все как бы начинается сначала: новые учителя, новые требования, растущие нагрузки. И вчерашний благополучный хорошист вдруг чувствует, что почва уходит из-под ног: не успевает, не справляется, четверки и пятерки вдруг сменяются тройками, вот уже и на собрании «склоняют», а классная подозрительно смотрит: как это ты был отличником?

Бороться с новой ситуацией ребенку трудно, и он отступает - прогуливает уроки, а то и прямо заявляет родителям, что в школу больше не пойдет. «Его словно подменили! » - плачет мама.

Ребенок, конечно, тот же, но обстоятельства стали иными. Учитель начальной школы все-таки особенный человек, почти мама своим детям, и, работая с маленькими учениками, наверняка дает им поблажку, тянет слабеньких, умудряется задержаться на трудной теме, чтобы втолковать непонятное каждому. У предметника такой возможности нет, он дал урок - и ушел, а что ученик не понял - его проблема, доходи своим умом. И родители не всегда помогут, математика в 5–6-х классах - это уже не работа со счетными палочками...

И опять появляются реакции протеста , но это уже не просто уход из школы, как в 1-м классе, чаще это уход из дома, связь с асоциальными компаниями, первые шаги к спиртному , наркотикам, неврозам, депрессивным расстройствам. Особо хочется остановиться на психосоматических заболеваниях . До 5-го класса ребенок был вполне здоров, а тут масса жалоб: боли в животе, в сердце, суставах; каждое утро вдруг среди полного здоровья поднимается высокая температура - до 39 градусов... Мамы бегают по врачам, те в свою очередь назначают обследования: УЗИ, кардиограммы. Но все эти проблемы вторичны, они вызваны ребенком на «защиту» себя, они - расплата за сверхвысокие нагрузки в школе и сверхвысокие задачи, которые ставят перед ребенком родители. «Падение с пьедестала» болезненно и для взрослого, но для ребенка - вдвойне. И здесь вам нужен не педиатр, а психоневролог .

Меры профилактики со стороны родителей

Нельзя ожидать от детей слишком многого только потому, что вам так хочется. Ваши требования к ребенку справедливы, если ему по силам. Что толку требовать от вас, чтобы вы пели, как Карузо? Если папа или мама были отличниками в школе и вуз закончили с «красным дипломом», это совсем не значит, что отпрыск должен повторить ваши успехи. Не понимая этого, давя и требуя, можно успешно превратить ребенка в невротика .

Есть хорошие, нормальные дети, чьи успехи в школе всегда колеблются между тройкой и четверкой. Повод ли это для истерик? В конце концов, тройка тоже оценка. Бывает полезно просто «отпустить вожжи»: время идет, ваш ученик взрослеет, как говорят, берется за ум.

Конфликты в девятом классе

И, наконец, третья «волна» - это подростковый возраст . Это сложное время и для ребят, и для родителей. Идет бурное половое созревание, эндокринная система напряжена.

Утром подросток часто пребывает в прекрасном настроении и ему хочется обнять весь мир; к обеду все становится мрачным, жить не хочется, а вечером как ни в чем не бывало он идет на дискотеку. Такие перепады настроения у подростков и создают почву для поведенческих проблем. Он грубит, огрызается, не терпит нравоучений, уходит с компанией, нередко пробует спиртное, наркотики. Чаще всего это происходит тогда, когда в школе, да и дома, ребенка унижают, оскорбляют или вообще перестают на него обращать внимание . В этом возрасте они нуждаются во внимании не меньше, чем в младшем: врачи отмечают возрастание процента суицидальных попыток , нередко завершенных.

Так что, взрослые, учителя и родители, будьте бдительны! Помните, если ваши отношения с ребенком зашли в тупик, обратитесь вовремя к детскому психоневрологу.

Есть в Минске телефон доверия, отделение пограничных состояний . И, наконец, есть Республиканская психоневрологическая больница в Новинках, где открыта школа, здесь лечат и обучают одновременно.

В западных странах психоаналитики и психотерапевты - самые популярные и посещаемые специалисты, а наш страх перед психиатрией - генетический, происходит из того времени, когда она была карающей. Если все-таки побаиваетесь идти на прием по месту жительства, а потребность такая есть, обращайтесь в коммерческие медицинские учреждения, где ребенка анонимно проконсультирует специалист высокого класса.

Валентина ДУБОВСКАЯ , психиатр, психотерапевт. Татьяна ШАРОВА , наш корр.
Журнал «Здоровье и успех», № 9 за 1997 год.

Мир детских взаимоотношений сложен и противоречив, и очень грустно, если родители смотрят на жизнь ребенка в школе сквозь розовые очки. Приходится признать, что помимо дружбы, общих интересов и увлечений в детском и юношеском коллективе существуют обиды , неприязнь, споры и конфликты. Попробуем разобраться, почему возникают неприятные ситуации, что служит пусковым механизмом, в чем может заключаться помощь взрослых людей и, что немаловажно, когда именно родителям стоит вмешаться в конфликт. Итак, обо всем по порядку.

Что такое конфликт

Конфликты в школе, виды и решения

Мы привыкли к негативному смыслу понятия «конфликт» и обозначаем этим словом вражду и противостояние людей из-за несхожести и несовпадения их интересов, целей и норм поведения . Именно о таком деструктивном виде конфликта мы и поговорим сегодня. Однако справедливости ради надо отметить, что существует и другое определение, в соответствии с которым конфликт представляется важным компонентом развития общества и не приводит к негативным результатам. Это конструктивный конфликт, результатом которого является приобретение всеми заинтересованными сторонами ценного позитивного опыта, очень важного для дальнейшего развития.

Школьное сообщество – это определенный социум, нормальная жизнь которого невозможна без конфликтов и столкновения интересов. Чаще всего возникают конфликты между учениками, а также между учителем и учеником. Реже встречаются конфликты между родителями ученика и учителем. Разберемся, в чем же их особенности.

Конфликт «ученик – ученик»

Конфликты в школе

Причинами развития такой ситуации могут быть обиды, обман, оскорбления , соперничество за авторитет, личная неприязнь или, напротив, симпатия, но безответная. А еще дети часто недолюбливают «учительских любимчиков».

К счастью, чаще всего дети сами разрешают конфликты между собой, тем самым постепенно накапливая опыт общения в коллективе. Но все же помощь взрослых порой бывает очень даже нужна. Однако надо по возможности давать ребенку уроки самостоятельности , поэтому вмешиваться в конфликт не следует до тех пор, пока он полностью не разрешится. Исключение могут составить разве что совершенно экстраординарные случаи, когда без вмешательства старших ситуация буквально заходит в тупик.

Обычно бывает достаточно спокойно поговорить с ребенком, объясняя ему, что в жизни подобных столкновений интересов бывает предостаточно, и надо научиться находить оптимальные пути решения проблемы. Очень важно в доверительной обстановке дать школьнику возможность понять мотивы поведения его оппонента, замечательно, если он сумеет поставить себя на его место и понять, что двигало противником. Тогда в будущем школьник сумеет сделать выводы и научится улаживать конфликты без взаимных оскорблений и обид.

Конфликт «ученик – учитель»

Конфликты в школе

В конфликтах такого рода основную роль играют сложившиеся взаимоотношения между преподавателем и школьником , к тому же видятся они едва ли не каждый день и от данного вида общения никуда не деться. Причиной конфликтных ситуаций может стать чувство неполноценности и недооцененности ученика либо, напротив, его грубость и непослушание. С другой стороны, ученика могут не устраивать завышенные требования учителя, его непостоянство в этих самых требованиях, а также невыполнение учителем своих собственных обещаний.

В таких ситуациях решение проблемы ложится на плечи взрослых людей. В любом случае мудрость старших должна привести к тому, что конфликт не разовьется в серьезную проблему, родители и учитель должны суметь уловить момент назревания конфликта и сделать все возможное для его погашения в самом начале.

Даже если ребенок неправ, даже если он манкирует своими ученическими обязанностями, плохо учится и не выполняет задания, ни в коем случае нельзя повышать на него голос, потому что это вызовет ответную негативную реакцию. Про командный тон лучше забыть. Все дело в том, что непослушного и неконтролируемого ребенка, как и неуверенного в себе и робкого, можно вдохновить на хорошую учебу исключительно верой в его способности и постоянной готовностью прийти на помощь. А самое важное – взрослые обязаны уметь слушать и слышать ребенка, ведь ни один конфдикт не развивается беспочвенно, на все имеются свои, порой глубоко скрытые причины.