Функции политики которые способствуют. Понятие политики, её функции и роль в жизни общества и государства. Политическая идеология: понятие и типология


Функции политики - это основные направления ее влияния на общество

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества . Она осуществляется благодаря тому, что политика опре деляет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности . Формулируя ценностно-значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции . Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации . Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации . Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отно шения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция . Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности.

Выделим основные функции политики в обществе . К ним относятся:

Управленческая (политическое руководство обществом);
интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
теоретико-прогностическая, цель которой - выработка концепции, курса развития общества;
артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
социализации личности - функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

38.Партии в Украине: партийный спектр Украины.

Итак, на сегодня партийная система Украины характеризуется как переходная от атомизированы со значительным количеством начисленных маловлиятельных партий в стабильной системы поляризованного плюрализма.

Современный правый политическое движение в Украине активизировался в ноябре 1990 года, когда министерством юстиции Украины было зарегистрировано Украинскую республиканскую партию. На заре независимости, в 1991 -1992 годах казалось, что политическое господство перейдет от коммунистов к политическим партиям национальной ориентации, а сегодня они даже не представлены в парламенте самостоятельной силой.

Сегодня к этим партиям можно отнести к 30 политических партий, которые с политическими партиями начала XX века объединяет идейный и духовный связь - борьба за независимую, соборную, независимую Украину. Эти партии заявляют, что стоят на страже украинской национальной идеи, украинской государственности, национальной демократии. Национализм для них - совокупность идей, взглядов, политической практики национально-освободительных движений, соперничающих за право коренной нации на создание собственного национального государства, как Всеукраинское объединение "Батькивщина", ВО "Свобода", Конгресс украинских националистов, Народный Рух Украины, Народный Рух Украины за единство, Партия Христианско-Демократический Союз.

Современный левое движение в Украине восстановился 1991 года, когда Министерство юстиции зарегистрировало Коммунистическую партию Украины. Однако 30 августа 1991 года, после провала путча Государственного комитета по чрезвычайному положению. Президиум Верховной Рады Украины запретила деятельность КПУ. Но уже в октябре 1991г. на обломках КПУ возникла Социалистическая партия Украины. Наиболее системно вопросы общей политики выражены в 12 партий левого направления: Прогрессивная социалистическая партия Украины; Коммунистическая партия Украины; Демократическая партия Украины; Социал-демократическая партия Украины; Республиканская партия Украины; Партия регионов; СДПУ (О); Всеукраинская политическая партия "Братство"; Социалистическая партия Украины (СПУ); Партия защитников Отечества; Партия пенсионеров Украины; Коммунистическая партия рабочих и крестьян.

В многопартийной системе современной Украины в центристских партий можно отнести к 50 партий. Большинство партий этого направления считают себя сторонниками либерализма - идеологии свободы предпринимательства и торговли, парламентского строя, плюралистической демократии, широких свобод в политической, экономической и других сферах жизни общества.


39.Политическая элита Украины, политическое лидерство в Украине: состояние и особенности развития.

Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Полити́ческое лидерство - процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Постепенное расслоение номенклатуры, формирования зародышей предпринимательского класса, освобождение массового сознания от патерналистских, эгалитарных и национально-романтических иллюзий создает благоприятную почву для появления предпринимательской и современной политической и административной элиты. Общенациональным лидером считается президент как высшее должностное лицо в государстве.

В Украине всегда существовала проблема национальной политической элиты, способной решать сложные государственно задачи в конкретной исторической ситуации.

Коммунистический режим уничтожил не только национальные слои, но и социальную почву для воспроизведения национальной элиты, способной по-современному мыслить и действовать. Роль элиты в тоталитарном обществе выполняла номенклатура, черты которой в значительной степени не соответствовали современной элитарной модели, существовавшей в демократических цивилизованных странах.

Исключительно бюрократический механизм формирования номенклатурных кадров не предусматривал спроса на профессиональных политиков с высокими интеллектуальными качествами, а в основном был ориентирован на лиц, преданных системе, определенном номенклатурном клановые и способных к тонким аппаратных манипуляций.

Правящая элита в Украине на этом этапе общественного и государственного развития оказалась несостоятельного к быстрым комплексных реформ из-за того, что:

1) состояла в основном из выходцев социально-классовых групп, которые объективно боялись потерять власть;

2) не обладала кадрами, которые отличались высокой активностью, решительностью и современной управленческой компетентностью;

3) испытывала сильного сопротивления со стороны антигосударственных и антиреформистських сил;

4) расстройство механизмов общественного контроля привел к углублению моральной деградации части ее представителей, оказалось в распространении таких явлений, как клептократия, коррупция и нарциссизм;

5) определяющим в политическом курсе был принцип «главное не реформы, а сохранение государственности и национально-культурное возрождение».

Элиту этого периода можно назвать идеологической том, что ее деятельность в основном направлялась на разъяснение необходимости реформ, а не на их решительно осуществления. Этой элите не удалось осуществить основных реформистских приоритетов: принять новую конституцию, вывести страну из экономического кризиса, провести административную реформу.

На смену идеологической элите пришла технократическая элита, представители которой рекрутированы из промышленно-предпринимательских кругов центральных и южных регионов Украины, а также прагматическое ориентированных политиков разных политических сил. Доминантой политического курса технократической элиты стала реализация национальной идеи в государственно-политическом и экономическом аспектах.

40.Политическая этика: определение и содержание.

Политическая этика - это область, аспект общей этики, исследует моральные принципы политики и власти (в широком смысле), профессиональной этике субъектов политической деятельности (в узком смысле).

Этика ответственности - это когда главным является не процедура, а последствия.

Юридическая этика в целом исследует юридический процесс, который включает даже те моменты, когда отсутствуют действия юриста. То есть на основе законов логики, особенно юридической логики, можно вывести закономерности юридической этики, дойти ожидаемого результата. Иными словами, юридическая этика обосновывает существование и вне сознания, чувствами и профессиональной деятельностью юриста, хотя основой является эффективность реализации юристом норм права.

Правовая этика свойственна не только специалистам в области права, но и тем лицам, которые находятся в определенных правовых отношениях. Например, гражданин Украины, пересекая границу в качестве туриста, следовательно, Этика права выполняет своеобразную функцию. Она рассматривает не право, я. человека в праве, анализирует ценностное отношение человека к праву. Это отношение предполагает такую ​​оценку человеком правовых реалий, которая всегда индивидуально выбрана и внутренне свободный, оценку, которая имеет нравственный характер и связана с представлением человека о свободе, справедливости, добре и зле, о долге перед другими и перед собой.

41.Политическая идеология: понятие и типология.

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённогообщественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка.

Политическая идеология - сложное и противоречивое духовное образование. Она призвана раскрыть специфику двух видов развития - политического и идеологического - и одновременно показать их взаимодействие, влияние политики на идеологию и идеологии на политический процесс. Научное осмысление сущности идеологии началось тогда, когда получили развитие идеологии либерализма, консерватизма, а впоследствии и марксизма. Никогда политика без идеологии не существовавшую (и не будет существовать), ибо идеология необходимым структурным элементом политики. В

1) Возникновение политической идеологии связывается с необходимостью легитимации власти (Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето). То есть с помощью идеологии чиновники обосновывают законность и справедливость существующих социальных институтов, общественного строя и своей власти в обществе. Благодаря идеологии уже на уровне идей возникает взаимном элиты и масс.

2) К. Маркс и Ф. Энгельс в своей совместной работе "Немецкая идеология" отмечали, что идеология - это: а) идеалистическая концепция, согласно которой мир предстает как воплощение мыслей, принципов; б) тип мышления, когда осознается зависимость личных идей от материальных идей (интересов) классов; в) ложное, иллюзорное отражение действительности в политических, философских, религиозных, нравственных и других формах. Итак, согласно тезису Маркса, идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих и оценивают социальную действительность с позиций интересов конкретных классов, скрывая отношения господства и подчинения.

3) К. Мангейм (1893-1947) в своем труде "Идеология и утопия" не разделял марксистскую ортодоксии и отмечал, что общественное бытие не сводится к экономическим отношениям в сфере материального производства. Поэтому идеология - это не обязательно сознательное надувательство. Идеология - это обоснование, апология (защита) существующего строя. Она способна соединять людей, аккумулировать их политическую энергию, и, при определенных условиях, возможные идеологические диверсии.

4) Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет во второй половине XX в. требовали отказа от "идеологии", поскольку идеология не может содержать объективных реальных знаний. Такие знания дает только наука, а идеология выражает субъективные социально-классовые интересы

5) Р. Арон отмечал, что идеология выражает историческую перспективу, стремление будущего. Поэтому идеология не может быть истинной или ложной. Это проект будущего, в который постоянно вносятся коррективы. Поэтому идеология скорее непрерывный диалог, чем-то окончательно доказано, утверждено.

9) Идеология - результат массового сознания (неоанархисты).

В науке существует множество политических идеологий.

Традиционно выделяют 5 основных идеологий:

консерватизм,

либерализм,

социал-демократия,

коммунизм,

национализм.

Консервати́зм (от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

Либерали́зм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека . Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка.

Социал-демократия - социальная политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы .

Коммуни́зм (коммуна от лат. commūnis - «общий») - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства .Коммунизм - общее название учений, провозглашающих целью отмену частной собственности и освобождение человека и общества от экономического и социального гнёта.

Национали́зм (фр. nationalisme ) - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях сгосударственной властью.

Политику можно рассматривать с точки зрения классового и с точки зрения деятельностного подхода.

Классовый подход характеризует политику как сферу борьбы классов, связанную с государством.

Деятельностный подход является более современным по сравнению с классовым и характеризует политику следующим образом.

Политика – отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлений деятельности.

Политика – стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение власти между группами внутри государства.

Политика – такой уровень властных отношений, благодаря которому обеспечивается целостность всего общества и больших общностей в отдельности.

Политика – деятельность, связанная с управлением государства. Это умение, искусство управлять государством.

Роль искусства в политике предопределяется вероятностным характером политического процесса (неполнотой информации о его исходных условиях, возможностью проявления непредвиденных факторов, неопределенностью конечных результатов и т.д.). Поэтому политика как искусство предполагает мудрое решение вопросов, тонкое маневрирование, верный психологический расчет, гибкость в политических решениях. Однако искусство политической деятельности невозможно без меры. Мера – предел допустимого, предел возможного. Если меры нет, политика может перерасти в политиканство, господство амбиций, властолюбия и интриги.

Элемент игры также присутствует в политике. Строго говоря, игра является имитацией деятельности, а не самой деятельностью.

В отечественной политологии политику делят на внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов, связанных с решением проблем, существующих в государстве (создание рабочих мест, решение проблем здравоохранения, образования и т.д.).

Внешняя политика – целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений (социальная политика, инвестиционная политика и т.д.)

В зарубежной политологии политику делят на четыре составляющие.

  • 1. Экстракционная политика черпает в обществе человеческие и материальные ресурсы для государственных целей. Она включает налоги, составляющие доход государства, призыв на военную и альтернативную службу и прочие меры, мобилизующие талант и труд людей на выполнение заданий, связанных с достижением поставленной цели.
  • 2. Регулирующая политика оказывает влияние на социальные слои, политические институты и политическую ситуацию в целом с помощью правовых норм и управляющих воздействий.
  • 3. Дистрибутивная политика направлена на распределение материальных и духовных благ в обществе, в том числе по программе социального обеспечения и благотворительности.
  • 4. Процедурная политика определяет структуры и процедуры, связанные с государственным управлением и политической системой.

Функции политики.

Прогностическая состоит в определении перспектив общественного развития, в создании различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества. Эта функция включает в себя прогнозирование как положительных, так и отрицательных последствий политической деятельности правящей элиты.

Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. Политика призвана обеспечивать целостность политической системы, стабильное и динамичное развитие общества даже при смене правящих режимов.

Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом.

Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Этот идеал должен содержать ответы на вопросы: «Какое общество мы имеем?», «К какому стремимся?». Идеал включает и систему политических ценностей, ориентирующих людей не созидательную социальную деятельность и их духовное обогащение.

Воспитательная нацелена на активное включение человека в политическую жизнь, на его социализацию. Участие в политике способствует интеллектуальному и духовному развитию индивида, его утверждению в жизни как самостоятельной и творческой личности.

Инновационная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения. Это означает, что политика, опираясь на лучшие достижения прошлого, должна создавать вместе с тем новые формы социальной ориентации жизни, формировать предпосылки для более возвышенного развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Субъекты политики.

  • 1-я группа включает основные социальные общности (индивиды, социальные группы, слои, классы, нации, народы). Каждый из этих социальных субъектов обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики.
  • 2-я группа включает социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Это политические институты, к которым относится государство, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам 1-ой группы, т.к. создаются для выражения политических интересов различных социальных групп (классов, наций, народов).

№1)Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
№2)Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?
1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия
№3) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение котрого пронумеровано.
1) В Новгороде действует специальный центр общественного движения "Женский парламент", где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из Росси и зарубежных стран.2) Администрация Новгородской области выделила "Женскому парламенту" 120 тыс. рублей. 3) Радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы " Развитие лидерских качеств женщины". 4) Можно надеяться на то, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.
определите, какие положения текста носят
А) ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, Б) ХАРАКТЕР ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ
№4)Установите соответствие между конкретной нормой и видом социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Конкретная норма Вид социальной нормы
А) общественные объединения должны 1) Правовая
быть зарегистрированы государственным органом 2) моральная
Б) запрещается деятельность общественных
объединений,цели которых направлены на разжигание
межнациональной розни
В) члены общественной организации обязаны уважать
членов других организаций
Г) свобода деятельности общественных объединений
гарантируется законом
№5) Из приведенных ниже понятий все,за исключением одного, относятся к функциям политики.
Стабилизация, косолидация сил, поиск истины, управление, поддержание порядка.
Найдите и укажите понятие, "выпадающее" из общего ряда.
№6) Отличительным признаком конституции как нормативного документа является
1) общеобязательность
2) обеспеченность силой государственного принуждения
3)высшая юридическая сила
4) соответствие принятым в общ-ве представлениям о добре и зле
№7) Верны ли следующие суждения о признаках любого госуд-ва?
А. Признаком любого госуд-ва явл. разделение и независимость властей.
Б. Признаком любого госуд-ва явл. выборность всех ветвей власти.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
№8)Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном госуд-ве?
1) " Парламент одобрил проект школьной реформы,предусматривающей увеличение бюджетного финансирования школ, расположенных в муниципальных округах"
2) "Глава госуд-ва пригласил представителей местных органов самоуправления для обсуждения вопроса повышения эффективности их деятельности"
3) "Городской суд приступил к рассмотрению иска муниципалитета к заводу,сбросившему отходы производ-ва в реку в черте города"
4) "Новый законопроек связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы. Значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень"
№9)Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократ. обществе?
1)разработка народно-хозяйственных планов
2) управление деятельностью исполнительных органов
3) назначение руководящих кадров промышленных предприятий
4) пропаганда своих взглядов в средствах массовой информации

Структура конфликта состоит из следующих элементов: субъект – объект – инцидент = конфликт. Где:

Субъект – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта.

Объект – это конкретная причина, движущая сила конфликта.

Инцидент – это формальный повод для начала столкновения сторон. Конфликт может выполнять как позитивные, так и негативные функции. В свободных обществах, где конфликт считается нормой, существуют разнообразные механизмы его урегулирования. В тоталитарном обществе единственным способом его разрешения является ПОДАВЛЕНИЕ СИЛОЙ. Подавление самого конфликта ведет к накоплению и обострению старых и новых противоречий, что, в свою очередь, может привести к серьезным социальным потрясениям (революциям, гражданским войнам, радикальным реформам).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – открытое столкновение двух или более субъектов и участников политического процесса, причинами которого являются несовместимые интересы, цели и ценности.

Особенности политического конфликта:

1. затрагиваются интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом;

2. в ходе конфликта осуществляется борьба за власть, отстаиваются властные полномочия.

Различают 2 основных вида политических конфликтов:

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ – происходят в рамках существующего режима: между правительством и парламентом, м.б. смена неугодных лидеров или правящей элиты, могут приобретать форму заговора или дворцового переворота, роспуск парламента, уменьшение властных полномочий и т.п.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ - конфронтация проходит по линии «власть – общество», они делятся на 2 подвида: структурно-ролевые – за повышение личного и группового статуса в политической структуре общества (борьба за расширение прав и свобод, за возможность участвовать в полит. жизни, сюда же можно отнести борьбу партий и фракций в парламенте); режимно-политические – свержение или радикальное изменение политического строя.

Политические конфликты происходят из-за различия в оценках мнении, из-за разных представлений по поводу социального и политического развития общества.

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ зависят от вида конфликта и типа политической системы. В демократических обществах возможно: 1. привлечение посредников; 2. приход к консенсусу; 3. существуют законодательные правила урегулирования конфликтов.

30.Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления. Основные направления внешней политики РБ.

Внешняя политика – это направления, принципы и формы деятельности государства и других субъектов международного права на мировой арене, регулирующие их отношения между собой, а также со всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика является частью международных отношений. Она тесно связана с внутренней политикой.

Основными субъектами внешней политики являются: государство, его институты, политические лидеры, а также главы государств. Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главным определяющим регулятором которого выступают обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права.

Цели внешней политики:

1.Обеспечение безопасности данного государства.

2.Усиление его потенциала – материального, экономического, политического, военного, интеллектуального.

3.Рост престижа государства в международных отношениях.

Функции внешней политики:

1.Представительско-информационная.

2.Торгово-организаторская.

3.Оборонная.

Средства осуществления внешней политики:

Идеологические (различные формы пропаганды, информация, культурные контакты);

Политические (дипломатические отношения, участие в международных организациях, подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и т.д.);

Экономические (торговля, экспорт, предоставление лицензий и т.д.);

Военные (национальная безопасность, наличие армии, вооружения, военное давление, диктат).

Основные направления внешней политики РБ определяются суверенитетом страны, геополитическим положением, интеграцией с Россией, многовекторностью взаимоотношений с государствами планеты.

Основные направления внешней политики:

Развитие союзных отношений с Российской Федерацией;

Приверженность интеграции в рамках СНГ, Евразес;

Активное участие в общеевропейских политических и экономических процессах, нормализация отношений с ЕС;

Содействие укреплению региональной и глобальной безопасности, сотрудничество с международными организациями, ООН;

Разностороннее взаимодействие с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Приоритет во взаимоотношениях с Китаем, Ираном, Венесуэлой, Кубой, Вьетнамом.

Функции политики

Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности, реализация значимых общественных запросов;

3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их):

4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);

5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности)

Функции политики в обществе обусловливают ее роль и значение как Количество их нестабильно. Чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована. Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни. Социальные функции политики, которые она выполняет в данном случае, не совсем ей свойственны. Она чересчур вмешивается во все сферы вплоть до его подмены. Благодаря такому воздействию, резко ограничиваются возможности для самореализации личности. Такое явление характерно для обществ, которые развиваются с помощью политико-идеологических методов. Они могут достичь больших успехов, несмотря на ограниченный круг ресурсов. В таких обществах применением насилия и внушением страха формируется внешняя мотивация работы. А (потребности, интересы) не учитываются совсем.

Функции политики в современном социуме тоже многочисленны. Но можно выделить лишь несколько основных, без которых общество не способно развиваться нормально.

  1. Функция обеспечения его стабильности и целостности. Суть ее состоит в том, что политика определяет на будущее проекты, ориентиры и вектор Также она обеспечивает ресурсами для выполнения запланированного.
  2. Функция мобилизации совместной деятельности и ее эффективности. Политика формулирует цели постепенного развития, которые имеют цену и значимость. Чтобы обеспечить их реализацию, она мотивирует индивида, предоставляя ему возможности для того, чтобы он с помощью власти мог удовлетворить свои социальные потребности или изменить статус в обществе.
  3. Регулятивная и управленческая функции политики. Это значит, что она выражает касающиеся власти и имеющие значимость потребности и интересы разных общественных групп. Тем самым политика с помощью принятия решений в своей сфере влияет на них и гарантирует их взаимодействие. Также воздействуя на заинтересованность отдельных групп, она посредством социального насилия и принуждения управляет процессами в обществе, регулирует их.
  4. Функция рационализации. Выражается в том, что политика создает общие механизмы и правила для представления и реализации интересов конкретного индивида или групп. Тем самым она цивилизованно предупреждает или улаживает возможные противоречия и конфликты, то есть рационализирует их.
  5. Функция Она проявляется во включении личности в в наделении ее опытом, способностями к преобразовательным действиям, к эффективному выполнению своих ролей. При этом для реализации интересов групп и индивидов открываются огромные возможности.
  6. Гуманитарная функция. Она выражается в том, что личность приобретает гарантии своих прав и свобод. Кроме того, в обществе обеспечивается мир, порядок и организованность.

Конечно, это не все функции политики. Они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Так, например, политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков