Варяг - бронепалубный крейсер российского императорского флота. Варяг (бронепалубный крейсер) Российские бронепалубные крейсера

Бронепалубные крейсера

Бронепалубный крейсер «Жюрен де Ла Гравьер» - 1 ед.

«Жюрен де Ла Гравьер» (Jurien de la Graviere ) Лор 11.1897/26.7.1899/1902 - искл. 1922

5595 т, 137x15x6,3 м. ПМ - 3, 24 ПК, 17 000 л.с.=22,5 уз. 600/886 т уг. Броня: палуба 65 - 35 мм, орудийные щиты 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 511 чел. 8 - 164 мм/ 45, 10 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.

Большой, но слабо вооруженный крей­сер. Обладал плохой маневренностью и на испытаниях (продолжавшихся более года) так и не развил проектной 23-узловой скорости. Во время Первой мировой войны действовал на Адриатике, в Ионическом и Эгейском морях. С 1920 года - стационер в Сирии.

Бронепалубный крейсер «Гишен» - 1 ед.

«Гишен» (Guichen ) СНзЛ 10.1895/15.5.1898/1901 - искл. 1921

8151 т, 133(пп)х17х7,5 м. ПМ-3, 36 ПК, 25 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: 100 - 40 мм, казематы 60 - 40 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 625 чел. 2 - 164 мм/45, 6 - 138 мм/45, 10 - 47 мм, 5-37 мм, 2 ТА 450 мм.

Океанский «истребитель торговли» с большим радиусом действия, но с очень слабым для его размеров вооружением. В 1914 году нес патрульную службу в Ат­лантике от Ла-Манша до Марокко, с 1915 года находился на Средиземном море. В 1917 году частично разоружен и затем использовался как быстроходный транс­порт. В 1919 году оперировал на Черном море, участвуя в интервенции против Со­ветской России.

Бронепалубный крейсер «Шаторено» - 1 ед.

«Шаторено» (Chateaurenault ) ФШ 5.1896/12.5.1898/1902 - погиб 14.12.1917

7898 т, 135(вл)х17х7,4 м. ПМ - 3, 14 ПК, 23 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: палуба 100 - 60 мм, казематы 60 - 40 мм, щиты орудий 54 мм. Эк. 604 чел. 2 - 164 мм/45, 6-138 мм/45, 10 - 47 мм, 5 -37 мм.

По характеристикам аналогичен крей­серу «Гишен», но отличался иной компо­новкой и силуэтом. На испытаниях в 1899 году проявилась сильная вибрация, из-за чего вновь был отправлен на верфь. Исправление всех дефектов продолжалось с октября 1899 по сентябрь 1902 года. Во время Первой мировой войны нес пат­рульную службу в Ла-Манше, охотился за немецким вспомогательным крейсером

«Мёве» в Южной Атлантике, использовал­ся на Средиземном море как быстроход­ный транспорт. Потоплен в Ионическом море двумя торпедами, -выпущенными подлодкой UC -38.

Бронепалубный крейсер «Д"Антрекасто» - 1 ед.

«Д"Антрекасто» (D " Entrecasteaux ) ФШ 9.1894/12.6.1896/1899 - искл. 1922

7995 т, 117(пп)х17,8х7,5 м. ПМ - 2, 5 ПК, 14 500 л.с.=19,2 уз. 650/980 т уг. Броня: палуба 100 - 30 мм, башни 230 мм, казе­маты 52 мм, рубка 250 мм. Эк. 559 чел. 2 - 240 мм/40, 12-138 мм/30, 12 - 47 мм, 6 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Оригинальный корабль с тяжелой ба­шенной артиллерией и умеренной ско­ростью. Предназначался для действий в отдаленных районах: подводная часть корпуса была обшита деревом и покры­та медью, погреба боезапаса имели сис­тему охлаждения. К 1914 году скорость крейсера не превышала 17 узлов. До 1916 года действовал на Средиземном море, неоднократно обстреливал турец­кие позиции в Палестине и Сирии. За­тем оперировал в Ла-Манше, сопровож­дал конвои до Мадагаскара. Снова пе­решел на Средиземное море, где использовался преимущественно как вой­сковой транспорт. С 1919 года служил учебным судном в Бресте, позже был разоружен и подарен Бельгии, а в 1927 году продан Польше. Являлся блокши­вом, разобран на металл после 1938 года.

Бронепалубный крейсер «Декарт» - 1 ед.

«Декарт» (Descartes ) СНзЛ 8.1892/27.9.1894/7.1896 - искл. 1920

3960 т, 96,3(пп)х13х6,5 м. ПМ - 2, 16 ПК, 8500 л.с.=19 уз. 543 т уг. Броня: палуба 60 - 20 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 70 мм. Эк. 421 чел. 4- 164 мм/45, 10-100 мм, 8-47 мм, 4 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Устаревший крейсер, предназначенный для колониальной службы. Однотипные «Паскаль», «Катина» и «Протэ» списаны в 1910 - 1911 годах. «Декарт» в 1914 – 1917 годах находился в Вест-Индии, причем дважды получал повреждения в результа­те столкновений с торговыми судами. В 1917 году прибыл в Лорьян, разоружен и поставлен на прикол. Снятые с крейсера тяжелые пушки были отправлены на сухо­путный фронт, а мелкие установлены на мобилизованных патрульных судах.

Бронепалубные крейсера типа «Фриан» - 3 ед.

«Фриан» (Friant ) Брест 1891/17.4.1893/4.1895 - искл. 1920

«Дю Шайла» (Du Chayla ) Шер 3.1894/10.11.1895/2.1898 - искл. 1921

«Кассар» (Cassard ) Шер 1894/27.5.1896/2.1898 - искл. 1924

3960 т, 96,1(пп)х13,7х6,25 м («Фриан»: 94x13x6,3 м). ПМ - 2, 20 ПК, 10 000 л.с.= 19 уз. 577 - 600 туг. Броня: палуба 80 - 30 мм, орудийные щиты 30 мм, рубка 100 мм. Эк. 393 чел. 6- 164 мм/45, 4 - 100 мм, 10 - 47 мм, от 5 до 9 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Старые корабли, близкие по типу к русскому бронепалубно­му крейсеру «Светлана». Всего было построено 6 единиц, но три из них- «Бюжо» (Bugeaud ), «Шаслу-Лоба» (Chasseloup - Laubat ) и «Д"Асса» (D " Assas ) - исключили из боевого состава флота еще до Первой мировой войны.

«Фриан» в 1914 году находился на о. Ньюфаунленд, затем перешел на Средиземное море, в 1915 - 1916 годах был стационером в Марокко. В 1918 году использовался в качестве плав­базы подводных лодок на о. Мудрое. «Кассар» и «Дю Шайла» служили преимущественно на Средиземном и Красном морях, в 1917 году осуществляли поиск германских рейдеров в Индий­ском океане. В ноябре 1918 года «Дю Шайла» принимала участие в последней боевой операции против турецких войск в Ли­ване, в 1919-м находилась на Черном море. К концу войны во­оружение этого корабля состояло из двух 164-мм, четырех 75-мм и четырех 47-мм пушек; остальную артиллерию отправи­ли на сухопутный фронт.

Бронепалубный крейсер «Д"Эстрэ» - 1 ед.

«Д"Эстрэ» (D " Estrees ) Рош 3.1897/27.10.1897/1899 - искл. 1922

2428 т, 95x12x5,4 м. ПМ - 2,8 ПК, 8500 л.с.=20,5 уз. 345/470 т уг. Броня: палуба 40- 20 мм. Эк. 235 чел. 2-138 мм/45, 4 - 100 мм, 8-47 мм, 2 - 37 мм.

Крейсер 3 класса для колониальной службы. Однотипный «Инфернэ» потерпел крушение 22.11.1910. «Д"Эстрэ» в 1914 году нес патрульную службу в Ла-Манше, с 1915-го находился на Средиземном море, в 1916- 1918 годах базировался на Джи­бути и действовал в Красном море. После окончания войны слу­жил на Дальнем Востоке.

Бронепалубный крейсер «Лавуазье» 1 - ед.

«Лавуазье» (Lavoisier ) Рош 1.1895/17.4.1897/4.1898 - искл. 1920

2318 т, 100,6x10,6x5,4 м. ПМ - 2, 16 ПК, 6800 л.с.=20 уз. 339 т уг. Броня: палуба 40 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 100 мм. Эк. 269 чел. 4-138 мм/45, 2-100 мм, 10 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.

«Колониальный» крейсер 3 класса с артиллерией ГК, распо­ложенной в спонсонах. Однотипные корабли «Линуа» и «Гали­лей» были списаны в 1910 - 1911 годах. Начало Первой миро­вой войны застало «Лавуазье» в Исландии, где он обеспечивал охрану французских рыболовных судов. Затем нес патрульную службу в Ла-Манше, в феврале 1915 года перешел в Порт-Саид, действовал в Восточном Средиземноморье. С сентября 1916 года был стационером в Марокко, в июле 1918-го вновь пере­веден на Средиземное море. В 1919 году вернулся во Фран­цию, разоружен и в следующем году списан.

Бронепалубные крейсера типа «Сюркуф» - 3 ед.

«Сюркуф» (Surcouf ) Шер 5.1886/10.1888/1890 - искл. 1921

«Космао» (Cosmao ) Бордо 1887/8.1889/1891 - искл. 1922

«Форбэн» (Forbin ) Рош 5.1886/14.1.1888/2.1889-искл. 1919

2010/2450 т, 95(вл)х9х5,2 м. ПМ - 2, 6 ПК («Космао» 5 ПК), 5800 л.с.=20,5 уз. 300 т уг. Броня: палуба до 40 мм. 4 - 138 мм/ 30, 9-47 мм, 4 ТА 355 мм.

Старые крейсера 3 класса, часто классифицировались на авизо. «Сюркуф» в 1914- 1918 годах базировался на Брест, нес патрульную и дозорную службу в Ла-Манше и Бискайском заливе. «Космао» и «Форбэн» большую часть военного време­ни находились в марокканских водах, причем последний в 1917- 1918 годах использовался в качестве плавбазы под­водных лодок.

Ждём не дождёмся его назад с реконструкци

«Аврора» - российский бронепалубный крейсер I ранга типа «Диана». Принимал участие в Цусимском сражении. Крейсер «Аврора» получил всемирную известность, подав сигнал холостым выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 г. В период Великой Отечественной войны корабль принимал участие в обороне Ленинграда. После окончания войны продолжил службу в качестве учебного судна-блокшива и музея, встав на стоянку на р. Неве в Санкт-Петербурге. За это время «Аврора» стала кораблём-символом российского флота и ныне является объектом культурного наследия России.

Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа («Диана» и «Паллада»), строился по кораблестроительной программе 1895 г. с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств». Крейсера типа «Диана» стали одними из первых бронепалубных крейсеров России, при разработке проекта которых учитывался, в первую очередь, опыт зарубежных стран. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).

К началу XX в. внешнеполитическое положение России было довольно сложным: сохранение противоречий с Англией, рост угрозы со стороны развивающейся Германии, усиление позиций Японии. Учёт этих факторов требовал усиления армии и флота, то есть постройки новых кораблей. Изменения в кораблестроительной программе, принятые в 1895 г., предполагали постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два (затем - три) - «карапасных», то есть бронепалубных. Впоследствии эти три бронепалубных крейсера стали типом «Диана».

Основой для разработки тактико-технических элементов (ТТЭ) будущих крейсеров стал созданный С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлись новейший (спущен на воду в 1895 г.) английский крейсер HMS Talbot и французский бронепалубный крейсер D’Entrecasteaux (1896). В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. 20 апреля 1896 г. Морской технический комитет (МТК) утвердил технический проект бронепалубного крейсера I ранга.

31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований. Л. Л. Поленов, однако, считает, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 г. При этом первой в 10 ч. 30 мин. торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича. Серебряную закладную табличку закрепили между 60-м и 61-м шпангоутами, и подняли на специально установленных флагштоках флаг и гюйс будущего крейсера.

Крейсера типа «Диана» должны были стать первыми в России серийными крейсерами, но достичь единообразия среди них не удалось: на «Аврору» установили иные, нежели на «Диану» и «Палладу», машины, котлы, рулевые устройства. Электроприводы для последних были заказаны трём разным заводам в порядке эксперимента: так можно было узнать, какие приводы окажутся наиболее эффективными, чтобы затем их можно было устанавливать на другие корабли флота. Так, электроприводы рулевых машин «Авроры» заказали фирме «Сименс и Гальке».

Стапельные работы были начаты осенью 1897 г., и они затянулись на три с половиной года (во многом из-за неготовности отдельных элементов корабля). Наконец, 24 мая 1900 г. корпус был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Вслед за этим началась установка главных машин, вспомогательных механизмов, общекорабельных систем, вооружения и прочего оборудования. В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла, новинку, которой не успели оснастить остальные два корабля этого типа. Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, последние - 14 июня 1903 г.

В непосредственном строительстве крейсера (с момента постройки и до окончания ходовых изменений) участвовали четыре строителя: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский, Н. И. Пущин и А. А. Баженов.

Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн рублей.

Корпус «Авроры» имеет три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую), а также баковую надстройку. На всём периметре броневой палубы, которая называлась жилой, расположена платформа, ещё две ― на оконечностях корабля.

Главные поперечные переборки (ниже броневой палубы) делят внутреннее пространство трюма на тринадцать отсеков. Четыре отсека (носовой, котельных отделений, машинных отделений, кормовой) занимают пространство между броневой и батарейной палубами и обеспечивают непотопляемость корабля.

Наружная стальная обшивка имела длину 6,4 м и толщину до 16 мм и крепилась к набору двумя рядами заклёпок. В подводной части корпуса стальные листы крепились внакрой, в надводной ― встык на подкладных планках. Толщина листов обшивки фальшбортов достигала 3 мм.

Подводная часть корпуса и его надводная часть на 840 мм выше ватерлинии имели миллиметровую медную обшивку, которая, чтобы избежать электрохимической коррозии и обрастания, крепилась на деревянную обшивку из тика, закреплённую на корпусе с помощью бронзовых болтов.

В диаметральной плоскости на горизонтальном киле был установлен фальшкиль, имевший два слоя и изготовленный из двух пород деревьев (верхний ряд ― из тика, нижний ― из дуба).

На крейсере имелось две мачты, основания которых крепились к броневой палубе. Высота фок-мачты ― 23,8 м; грот-мачты ― 21,6 м.

Конструкция бронепалубного крейсера предполагает наличие сплошной карапасной палубы, защищающей все жизненно важные части корабля (машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов). Её горизонтальная часть на «Авроре» имеет толщину 38 мм, которая увеличивается до 63,5 мм на скосах к бортам и оконечностям.

Боевая рубка защищена спереди, по бокам и сзади бронелистами толщиной 152 мм, что позволяло защитить её даже с кормовых курсовых углов; сверху ― бронелистом толщиной 51 мм из маломагнитной стали.

Вертикальное бронирование толщиной в 38 мм имеют снарядные элеваторы и приводы управления там, где нет броневой палубы.

Котельная установка состояла из 24 котлов системы Бельвиля образца 1894 г., которые были расположены в трёх отсеках (носовом, кормовом и среднем котельном). По бортам крейсера были проложены трубы магистрали главного паропровода к главным паровым машинам. Вспомогательных котлов «Аврора», как и прочие корабли типа, не имела. Ввиду этого подача пара к вспомогательным механизмам осуществлялась через паропровод от главных котлов.

Над всеми тремя котельными отделениями стояла дымовая труба высотой 27,4 м. Для обеспечения работы котлов в корабельных цистернах содержалось 332 т пресной воды (для нужд экипажа ― 135 т), которая могла быть пополнена с помощью опреснительных установок системы круга, суммарная производительность которых доходила до 60 т воды в сутки.

Для размещения угля на «Авроре» имелись 24 угольные ямы, расположенных в межбортовом пространстве у котельных отделений, а также 8 угольных ям запасного топлива, находившихся между броневой и батарейной палубами на протяжении машинных отделений. Эти 32 ямы могли вмещать до 965 т угля; нормальным запасом топлива считались 800 т угля. Полного запаса угля могло хватить на 4000 миль плавания со скоростью 10 узлов.

Главными двигателями являлись три паровых машины тройного расширения (суммарная мощность ― 11600 л.с.). Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость (в ходе испытаний «Аврора» достигла максимальной скорости в 19,2 уз, что в целом превысило максимальную скорость «Дианы» и «Паллады» на испытаниях). Конденсация отработанного пара осуществлялась тремя холодильниками; имелся также конденсатор пара вспомогательных машин и механизмов.

Движители крейсера ― три трёхлопастных бронзовых гребных винта. Средний винт был винтом левого вращения, правый вращался против часовой стрелки, левый ― по часовой стрелке (вид с кормы на нос).

Водоотливная система

Задача системы: откачивать основную массу воды из отсеков корабля после заделки пробоины. Для этого автономно использовались по одной турбине (подача воды ― 250 т/ч) в оконечностях, в МКО ― циркуляционные помпы холодильников и шесть турбиной подачей воды по 400 т/ч.

Осушительная система

Задача системы: удаление воды, оставшейся после работы водоотливных средств или скопившейся в корпусе из-за фильтрации, заливания подшипников, отпотевания бортов и палуб. Для этого на корабле имелась магистральная труба из красной меди, имевшей 31 приёмный отросток и 21 разобщительный вентиль. Само осушение осуществлялось тремя насосами системы Вортингтона.

Балластная система

На «Авроре» имелось по одному кингстону системы затопления в оконечностях и по два в средних водонепроницаемых отсеках, управление которыми осуществлялось с батарейной палубы. Приводы кингстонов затопления были выведены в жилую палубу.

Пожарная система

Под броневой палубой вдоль правого борта была проложена красномедная труба пожарной магистрали. Для подачи воды использовались два насоса Вортингтона. Отводы от магистральной трубы находились на верхней палубе, переходя в медные поворотные рожки для присоединения пожарных шлангов.

Шлюпочное вооружение

  • два 30-футовых паровых катера;
  • один 16-весельный барказ;
  • один 18-весельный барказ;
  • один 14-весельный катер;
  • один 12-весельный катер;
  • два 6-весельных вельбота;
  • два яла.

Все гребные суда обслуживались поворотными шлюпбалками, а паровые катера - заваливающимися.

Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа и на размещения флагмана соединения с его штабом. Нижние чины спали на подвесных койках, расположенных в носовой части корабля. 10 кондукторов спали в пяти двухместных каютах на броневой палубе, офицеры и адмиралы - в помещениях между носовой и средней дымовыми трубами.

Запас продовольствия был рассчитан на два месяца, имелась холодильная камера и холодильная машина.

Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность - 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела - при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.

На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы - до 7000 м, скорострельность - 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 - при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов. На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.

Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно. Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть - в отделении подводных аппаратов.

В минное вооружение включались также 35 сфероконических мин заграждения, которые могли быть установлены с плотиков или шлюпок и катеров корабля. По бортам «Авроры» вывешивались на специальных трубчатых шестах противоминные сети заграждения, если крейсер находился на якоре на открытом рейде.

Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» - прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире - красного.

Наблюдение осуществлялось с помощью зрительных труб и биноклей.

Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.

Затянувшиеся ходовые испытания позволили «Авроре» совершить свой первый выход в море лишь 25 сентября 1903 г. Крейсер был направлен на Дальний Восток по маршруту Портленд - Алжир - Специя - Бизерта - Пирей - Порт-Саид - порт Суэц. Достигнув Джибути в конце января 1904 г. соединение контр-адмирала А. А. Вирениуса узнало о начале войны с Японией и отправилось назад, на Балтику, куда прибыло к апрелю 1904 г.

После возвращения на Балтику «Аврора» была включена в состав 2-ой эскадры Флота Тихого океана, которая должна была отправиться как можно скорее во Владивосток, чтобы, во-первых, помочь кораблям 1-ой Тихоокеанской эскадры, и, во-вторых, разбить японский флот и установить господство в Японском море. Крейсер поступил под командование вице-адмирала З. П. Рожественского, и 2 октября 1904 г. в составе его соединения покинул Либаву, тем самым начав длительный переход на Тихий океан.

7 октября крейсер и его соединение почти достигли берегов Великобритании, которая являлась политическим противником России в борьбе с Японией и союзником последней, - поэтому З. П. Рожественский приказал привести все корабли в состояние повышенной боевой готовности. В районе Доггер-Банки соединение обнаружило неопознанные суда (оказавшиеся британскими рыболовецкими судами) и обстреляло их. Причём под огонь броненосцев попали также «Аврора» и «Дмитрий Донской». Этот так называемый Гулльский инцидент вызвал в итоге крупный международный скандал.

К 1 маю 1905 г. эскадра З. П. Рожественского достигла бухты Ван-Фонг, откуда вышла в последний переход к Владивостоку. Ночью 14 мая 50 кораблей соединения вошли в Корейский пролив, где несколькими часами позже произошло Цусимское сражение. В ходе этого сражения «Аврора» действовала в составе Крейсерского отряда контр-адмирала О. А. Энквиста. Из-за выбранного З. П. Рожественским построения кораблей «Аврора», как и прочие крейсера своего соединения, в первые 45 мин сражения (с 13 ч. 45 мин. до 14 ч. 30 мин.) участия не принимала. К 14 ч. 30 мин. девять японских крейсеров выбрали своими целями транспортные корабли русской эскадры, и «Аврора» вместе с флагманским крейсером «Олег» вступили с ними в бой. По мере возможности им также помогали «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской» и «Светлана». Однако разгром русской эскадры был уже неизбежен. С наступлением ночи 15 мая разрозненные корабли русской эскадры предприняли отдельные попытки прорыва во Владивосток. Так, «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» предприняли такие попытки, но неуспешно. Уклоняясь от торпедных атак японских миноносцев, эти корабли получили приказ О. А. Энквиста повернуть на юг, тем самым покинуть зону боя и Корейский пролив. К 21 мая эти три крейсера с почти закончившимися запасами топлива смогли достичь Филиппинских островов, где в порту Манила были интернированы американцами. Во время Цусимского сражения «Аврора» получила серьёзные повреждения; 10 человек экипажа было убито, ещё 80 - ранено. Единственным погибшим в бою офицером крейсера оказался его командир капитан 1-го ранга Е. Г. Егорьев.

Находясь в Маниле в течение четырёх месяцев, экипаж «Авроры» своими силами проводил ремонтно-восстановительные работы. 10 октября 1905 г., получив сообщение об окончании войны с Японией, на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг и гюйс; американцы возвратили ранее сданные орудийные замки. Получив предписание вернуться на Балтику, «Аврора» достигла Либавы 19 февраля 1906 г. Здесь прошло освидетельствование состояния корабля. После этого силами Франко-Русского, Обуховского заводов и Кронштадского военного порта прошёл ремонт крейсера и его артиллерийского вооружения. Уже в 1907 - 1908 гг. «Аврора» смогла принять участие в учебных плаваниях.

Примечательно, что отечественные военно-морские конструкторы ещё в 1906 г., т.е. когда «Аврора» только вернулась в Либаву, оценили новый качественный уровень развития кораблестроения других стран. Главным инспектором кораблестроения К. К. Ратником было составлено предложение с целью изучения новинки того времени - турбинного двигателя - воздержаться от немедленной постройки крупных кораблей с такой энергетической установкой, а установить их на «Аврору» и «Диану» либо построить крейсер водоизмещением до 5000 т по типу крейсера «Новик». Однако это предложение выполнено не было.

Когда в сентябре 1907 г. была введена новая классификация кораблей российского флота, то согласно ей (крейсера теперь подразделялись на броненосные крейсера и крейсера, а не по рангам и в зависимости от системы бронирования) «Аврора», равно как и «Диана», была отнесена к крейсерам.

В 1909 г. «Диана» (флагман), «Аврора» и «Богатырь» были включены в состав «Отряда судов, назначенных для плавания с корабельными гардемаринами», и после высочайшего смотра Николаем II отправились 1 октября 1909 г. в Средиземное море, в акватории которого находились до марта 1910 г. За это время было проведено множество различных учений и занятий. 1911 - 1913 гг. «Аврора» оставалась учебным кораблём, совершив дальние плавания в Таиланд, на о. Ява.

В июле 1914 г. накопившийся узел противоречий между странами двух блоков - Антанты и Германии с её союзниками - разорвался, и началась Первая мировая война. В середине августа почти после десятилетнего перерыва «Аврора» была включена в состав боевых кораблей, её зачислили во 2-ую бригаду крейсеров. Все корабли этой бригады были построены ещё перед русско-японской войной, поэтому командование стремилось использовать их лишь в качестве дозорной службы.

В ноябре-декабре 1914 г. «Аврора» обследовала фарватеры, ведшие из Финского в Ботнический залив. Зиму «Аврора» и «Диана», которая также была включена в состав этого соединения, провели в Свеаборге, где за это время прошли некоторую модернизацию. Затем - опять дозорная и шхерная служба.

Лишь во время кампании 1916 г. «Авроре» довелось принять участие непосредственно в боевых действиях. В это время крейсер состоял в распоряжении командования Морского корпуса, где на ней сдавали экзамены по управлению кораблем. За этот год 75-мм орудия крейсера были переоборудованы таким образом, чтобы иметь возможность вести огонь по низколетящим малоскоростным самолётам, чего хватало для успешной стрельбы по самолётам времён Первой мировой войны. Так, находясь в Рижском заливе «Аврора» успешно отражала атаки с воздуха.

Но на корабле требовалось провести ремонт, почему 6 сентября 1916 г. «Аврора» прибыла в Кронштадт. В сентябре её перевели в Петроград к достроечной стенке Адмиралтейского завода. За время ремонта было заменено второе дно в районе МКО, получил новые котлы и отремонтированные паровые машины. Было подвергнуто модернизации и вооружение крейсера: был увеличен наибольший угол возвышения 152-мм орудий и соответственно максимальная дальность стрельбы; подготовлены места для установки трёх 76,2-мм зенитных орудий системы Ф. Ф. Лендера, которые, однако, установили лишь в 1923 г.

27 февраля 1917 г. на Адмиралтейском и Франко-Русском заводах, силами которых производился ремонт, началась забастовка. Командир «Авроры» М. И. Никольский, желая предотвратить бунт на корабле, открыл по попытавшимся сойти на берег матросам огонь из револьвера, за что в итоге был застрелен восставшей командой. С этого момента командиры корабля избирались судовым комитетом.

С 24 октября 1917 г. «Аврора» принимала участие непосредственно в революционных событиях: по приказу Временного революционного комитета (ВРК) в этот день крейсер поднялся вверх по течению Большой Невы от достроечной стенки завода к разведенному юнкерами Николаевскому мосту, заставив последних его оставить. Затем электрики «Авроры» свели проёмы моста, тем самым соединив Васильевский остров с центром города. На следующий день все стратегические объекты города находились в руках большевиков. По договорённости с секретарём ВРК В. А. Антоновым-Овсеенко «Аврора» «незадолго до начала приступа Зимнего дворца по сигнальному выстрелу Петропавловки даст пару холостых выстрелов из шестидюймовки». В 21 ч. 40 мин. выстрел орудия Петропавловской крепости последовал, и спустя пять минут «Аврора» произвела один холостой выстрел из носового 152-мм орудия, сделавший её знаменитой. Однако штурм Зимнего дворца с эти выстрелом напрямую никак не связан, так как начался позже.

В конце октября 1922 г. началась расконсервация крейсера, чтобы в дальнейшем его использовать в качестве учебного корабля для Балтийского флота. В праздничный день 23 февраля 1923 г., несмотря на то, что «Аврора» была ещё технически неготова, на крейсере был поднят флаг и гюйс. За июнь 1923 г. корпус корабля был значительно отремонтирован, несколько позже он был перевооружён, в том числе были переделаны артиллерийские погреба и элеваторы. Так, «Аврора» получила десять 130-мм орудий (вместо 152-мм), два 76,2-мм зенитных орудия системы Лендера, две пары 7,62-мм пулемётов «Максим». 18 июля провели ходовые испытания, и уже осенью крейсер принял участие в маневрах кораблей Балтийского флота.

Но канонизация «Авроры» началась ранее. 3 августа 1923 г. шефство над крейсером взял Центральный Исполнительный Комитет, т.е. верховный орган государственной власти. Это сразу же повысило идеолого-политический статус корабля, возведя его в ранг символа революции.

В 1924 г. «Аврора» совершила свой первый дальний поход под советским флагом: крейсер обогнул Скандинавию, достиг Мурманска и Архангельска. Вплоть до 1927 г. корабль участвовал в различных походах (преимущественно в территориальных водах СССР). 2 ноября 1927 г. в честь 10-летней годовщины революции «Аврору» наградили единственной на тот момент государственной наградой - орденом Красного Знамени:

« Президиум, с искренним восхищением вспоминая в дни 10-летия Октябрьской революции борьбу крейсера «Аврора» на передовых позициях революции, награждает его орденом Красного Знамени за проявленные им отличия в Дни Октября.

(Из постановления ЦИК.) »

В том же году была снята кинофильм-эпопея «Октябрь», где в съёмках приняла участие и «Аврора». Эти два события сделали крейсер ещё более известным.

С 1928 г. крейсер вновь стал учебным кораблём и ежегодно совершал учебные походы на борту с курсантами за границу. В частности, «Аврора» посетила Копенгаген, Свинемюнд, Осло, Берген. Визит в Берген в августе 1930 г. стал для «Авроры» последним заграничным походом из-за изношенности котлов (треть их была выведена из эксплуатации). Крейсеру требовался капитальный ремонт, на который он отправился в конце 1933 г. В 1935 г. по разным причинам, в том числе и потому, что ремонтировать морально и технически устаревший корабль было нецелесообразно, ремонт прекратили. Теперь ставшую несамоходной из-за того, что рабочие завода им. Марти не успели за время ремонта заменить котлы, «Авроре» пришлось стать учебной брандвахтой: её выводили на Восточный Кронштадтский рейд, где на ней проходили практику курсанты первых курсов военно-морских училищ.

По мнению некоторых исследователей, в 1941 г. «Аврору» планировали исключить из состава флота, однако этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Когда создалась угроза выхода немецких войск к Ленинграду, крейсер был немедленно включён в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Ещё в июне 1941 г. курсанты «Авроры» ушли на фронт, затем началось постепенное сокращение экипажа крейсера (к началу войны - 260 чел.), который распределяли на действующие корабли Балтийского флота либо на фронт.

К началу войны «Аврора» имела десять 130-мм орудий, четырёх 76,2-мм зенитных орудий, трёх 45-мм пушек, одного пулемёта «Максим». С июля 1941 г. с «Авроры» начали демонтировать её артиллерийское вооружение и использовать его либо на других кораблях (например, на канонерках Чудской военной флотилии), либо использовать в составе сухопутных батарей. 9 июля 1941 г. из 9 130-мм орудий крейсера сформировали артиллерийскую батарею специального назначения. Из изысканных в арсеналах Ленинграда и Кронштадта орудий вскоре сформировали и 2-ую батарею, и обе были переданы 42-ой армии Ленинградского фронта. В истории обороны Ленинграда они известны как батарея «А» («Аврора») и батарея «Б» («Балтиец» / «Большевик»). Из собственно экипажа «Авроры» в личном составе батареи «А» было лишь малое количество. По наступающему врагу батарея «А» впервые открыла огонь 6 сентября 1941 г. Затем в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26.

Сам же крейсер «Аврора» принял участие в боевых действиях под Ленинградом 8 сентября 1941 г. Оставшемуся на корабле экипажу приходилось отражать налёты немецкой авиации, и 16 сентября, по свидетельствам очевидцев, зенитчикам «Авроры» удалось сбить один вражеский самолёт. При этом «Аврора» постоянно находилась под артиллерийским обстрелом, который время от времени вели немецкие батареи вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда. Всего за время войны крейсер получил не менее 7 попаданий. В конце ноября условия обитания на крейсере стали невыносимыми, и экипаж перевели на берег.

Так о скромном, но всё же значимом участии «Авроры» в обороне Ленинграда высказался нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов:

« Крейсер «Аврора» не представлял серьёзной боевой ценности, но нёс посильную службу все годы войны. На долю отдельных кораблей выпадает долголетняя служба, даже и после того, как они «потеряли» первоначальные боевые качества. Таков крейсер «Аврора».

В середине 1944 г. было решено создать Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Часть нахимовцев планировалось разместить на плавучей базе, которой временно должна была стать «Аврора». Однако по решению А. А. Жданова крейсер «Аврора» должен был быть навечно установлен на Неве, «как памятник активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства». Тут же начались работы по восстановлению водонепроницаемости корпуса крейсера, получившего многочисленные повреждения. В течение более чем трёхлетнего капитального ремонта (с середины июля 1945 г. по середину ноября 1948 г.) были отремонтированы: корпус, гребные винты, бортовые паровые машины, бортовые гребные валы, кронштейны валов бортовых машин, оставшиеся котлы; также было проведено переустройство в связи с новой функцией корабля-плавбазы. (К сожалению, это переустройство негативным образом сказалось на сохранении исторического облика крейсера. Кстати, на это также повлияло участие «Авроры» в роли «Варяга» в одноименном фильме, снятом в 1947 г.) 17 ноября 1948 г. крейсер впервые занял своё место на вечной стоянке на Большой Невке. Сразу же на «Авроре» была размещена выпускная рота нахимовцев. С этого времени и до 1961 г. стало традицией для нахимовцев-выпускников жить и служить на «Авроре».

Постановлением СМ РСФСР №1327 от 30 августа 1960 г. «Авроре» был придан официальный статус корабля-памятника, охраняемого государством. С 1961 г. в музей, который существовал на корабле с 1950 г. по инициативе нескольких офицеров, был открыт свободный вход, а его экспозиция расширена. Вскоре «Аврора» стала одним из популярных мест в городе.

Окончательная канонизация «Авроры», превращение её в корабль-символ произошло в 1967 г., когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 г. «Аврора» вновь произвела холостой выстрел из бакового 152-мм орудия ровно в 21 ч. 45 мин. В феврале 1968 г. крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом - Октябрьской революции. Так, «Аврора», однажды став первым орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. Требовался ремонт-реконструкция. После выработки предложений специально созданной комиссии ремонт начался в августе 1984 г. и продолжался до августа 1987 г. Вместо полной реставрации было решено заменить старый корпус на новодельный. «Реставрация» «Авроры» (однако, располагая оригинальными чертежами, реконструкторам не удалось привести многое в изначальное состояние в виду с многочисленными переоборудованиями крейсера до этого) обошлась примерно в 35 млн рублей.

26 июля 1992 г. на «Авроре» был вновь поднят Андреевский флаг, а корабль нёс службу уже в составе российского ВМФ. 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Военный экипаж крейсера переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала. При этом «Аврора» сохранила статус военного корабля.

21 сентября 2014 г. «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ для капитального ремонта. Ждём его дома, без крейсера непривычно.

Бронепалубные крейсера – вооружение кораблей с 1877 по 1912 гг.

Одной из характерных и отличительных осо­бенностей бронепалубных крейсеров была их за­щита и вооружение кораблей, защита ограничивалась одним «черепашь­им панцирем» на палубе, а также в некоторых случаях так называемым «сотовым настилом». Этот настил покрывал крышу и каждую из от­весных стен «защитной палубы» и состоял из множества мелких ячеек, образованных много­численными перегородками, пересекающимися вдоль и поперек внутри настила. Ячейки эти за­полнялись легким объемистым материалом, на­пример, пробкой, или использовались в качестве угольных бункеров.

Таким образом, они форми­ровали защитную конструкцию бронепалубных крейсеров, которая могла быть разрушена огнем противника без нанесе­ния судну серьезных повреждений и предохра­няла пороховые погреба и склады боеприпасов, расположенные за ней, от попадания в них сна­рядов и осколков. Этот «сотовый настил» изо­брел итальянец по имени Бенедетто Брин, уста­новивший его на линкорах «Италия» и «Лепан- то», построенных между 1875 и 1885 гг.; однако идея не была принята, и на большинстве броне­палубных крейсеров ограничивались только за­щитной палубой и бортовыми угольными бунке­рами - вооружение кораблей хранилось именно в них.

«Эсмеральда I» считается прототипом броне­палубного крейсера. Она была построена на британской верфи Армстронга для чилийского воен­но-морского флота между 1881 и 1884 гг., и ее не следует путать с броненосным крейсером того же названия, также построенным Армстронгом между 1893 и 1897 гг. и вступившим в строй после того, как «Эсмеральда I» была продана Японии и переименована в «Изуми». Первая «Эс­меральда» имела стальной корпус с закруглен­ными носовыми обводами, с гладкой палубой, без полубака и полуюта, и центральной надстрой­кой, которая вмещала в себя шесть 6-дюймовых (152 мм) орудий в бортовых казематах; кроме того, на носу и на корме находились два 10-дюймовых (254 мм) орудия, укрытые броневыми щитами. Вооружение кораблей завершали семь пулеметов и три торпедных аппарата. Что касается воору­жения и брони, то в этом бронепалубные крей­сера решительно уступали броненосным. Тем не менее, британский военно-морской флот вынуж­ден был размещать боевые суда в своих много­численных заморских колониях и поэтому стро­ил большое число бронепалубных крейсеров, которые были намного дешевле, ибо большой бро­неносный крейсер мог стоить дороже линкора. Военно-морской флот Соединенных Штатов, на­против, не одобрял крейсеров, лишенных брони, хотя впоследствии и построил несколько единиц этого класса. Бронепалубные крейсера имели своих сторонников и на других флотах, как и в британском флоте; сюда относились итальянские, французские, австрийские, немецкие и аргентин­ские военно-морские ведомства.

В 1879 г. британский военно-морской флот принял на вооружение кораблей флота, первый крейсер класса «Комус». Эти суда, классифицировавшиеся как крей­сера третьего ранга (хоть они и имели характе­ристики, свойственные бронепалубным крейсерам, все еще были оснащены мачтами и парусами и имели 1,4-дюймовую (28 мм) частично брониро­ванную палубу, две 7-дюймовые (178 мм) пушки и двенадцать шестидесятичетырехфунтовых орудий и одновинтовую силовую установку, которая позво­ляла судну развивать скорость почти в 14 узлов.

Одиннадцать судов типа «Пелорус» составили еще один класс бронепалубных крейсеров. Они вступили в строй в 1897-1898 гг. и были воору­жены восемью 4-дюймовыми (102 мм) орудиями на индивидуальных установках на главной палубе, восемью 1,8-дюймовыми (47 мм) пушками и двумя надводными торпедными аппаратами, расположен­ными в центре главной палубы. Защитная палуба достигала толщины в 1-2 дюйма (25-51 мм).

Крейсера типа «Хермес», первый из которых вступил в строй в 1899 г., имели водоизмеще­ние 5 600 т и вооружение из одиннадцати 6-дюй- мовых (152 мм) и девяти 3,5-дюймовых (90 мм) орудий в защищенных броней установках по обоим бортам главной палубы, а также защит­ную палубу толщиной в 3 дюйма (76 мм). Это были двухвинтовые суда, развивавшие скорость в 18 узлов и с радиусом автономного плавания в 900 миль при ходе 10 узлов.

Многие бронепалубные крейсера французско­го военно-морского флота имели характерную форму корпуса броненосного крейсера «Дюпюи де Лом» и нескольких других французских бро­неносцев того же периода.

«Таж», вступивший в строй в 1890 г., имел бульбообразный (т. е. «луковицеобразный», с вы­пуклой донной частью) корпус и сужающиеся книзу борта. Кроме 1,9-дюймовой (50 мм) за­щитной палубы он имел еще два 3,9-дюймовой толщины (100 мм) бронированных перекрытия, определявшие границы расположенной в центре главной артиллерийской башни, которая не име­ла покрытых броней стенок и вмещала десять 5,4-дюймовых (138 мм) наводившихся на цель орудий. На главной палубе находились еще вос­емь 6,4-дюймовых (164 мм) орудий, установлен­ных на индивидуальных площадках по обоим бортам. Остальное вооружение состояло из семи неподвижных надводных торпедных аппаратов, по три с каждого борта и один на носу. «Альжиер», «Жан Бар» и «Исли» (1891-1892), относившие­ся к крейсерам второго ранга, имели водоизме­щение в 4 300 т против 7 590 т водоизмещения у «Таж» и находились в числе тех немногих крей­серов, что имели «сотовый настил» на своей 35- дюймовой (90 мм) защитной палубе. Они были вооружены четырьмя 6,4-дюймовыми (164 мм) и четырьмя 5,4-дюймовыми (138 мм) пушками на бор­товых орудийных площадках, плюс двумя 5,4-дюймовыми (138 мм) пушками на носу и на корме. Они также имели двадцать мелких 1,8-дюймовых (47 мм) и 1,4-дюймовых (37 мм) пушек на над­стройках и на марсах смотровые площадки в местах соединения мачт со стеньгами), плюс четыре торпедных аппарата, по паре с каждого борта.

Восемь крейсеров второго ранга типа «Шасслу-Лоба», вступившие в строй четырьмя годами позже, имели по две орудийных площадки на прочных цилиндрических опорах, выдававшиеся за пределы бортов с каждой стороны. Вооружение кораблей состояло из шести 6,4-дюймовых (164 мм) орудий: одного на носу, другого на корме, и четырех на упомянутых выше площадках. Кроме того, суда имели четыре 3,9-дюймовые (100 мм) и пятнадцать 1,8-дюймовых (37 мм) пушек, а также четыре торпедных аппарата.

Русский крейсер «Светлана», построенный во Франции между 1895 и 1897 гг., имел ту же форму корпуса, а также и «сотовый настил». Он был вооружен шестью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями, расположенными так же, как на «Шасслу-Лоба». «Светлана» была первым судном, оборудованным электрическим генератором и элек­тромоторами для поднятия боеприпасов.

Итальянский военно-морской флот купил свои первые бронепалубные крейсера у Армстронга в Великобритании. Это были «Догали», «Босан» и «Пьемонте». Позднее в Италии были построены три крейсера класса «Этна» и суда класса «Лигу­рия» (смоделированные соответственно с «Босан» и «Пьемонте»).

«Пьемонте» был вооружен шестью 6-дюймо­выми (152 мм) орудиями: одно на носу, одно на корме и по два на каждом борту. «Лигурия» тоже имела шесть 6-дюймовых (152 мм) орудий, но они были расположены в трех симметричных парах. Другие суда этого класса, однако, имели по два 6-дюймовых (152 мм) орудия на каждом борту вперемежку с шестью 4,7-дюймовыми (120 мм), пушками, по три с каждой стороны в центре судна. Как «Пьемонте», так и семь крейсеров типа «Лигурия» принимали участие в первой ми­ровой войне, после чего были списаны. С 29 августа 1903 по 18 апреля 1905 г. «Лигурия» совершила кругосветное плавание под командо­ванием герцога Абруцкого. Флот Соединенных Штатов имел сравнительно мало бронепалубных крейсеров. Исключениями являлись частично бро­непалубные «Атланта» и «Бостон» (1886), более крупный «Чикаго» (1889), «Ньюарк» (1891), «Чар­лстон» (1889), «Сан"Франциско» (1890), «Бэлти- мор» (1890), «Филадельфия» (1890), «Коламбиа» и «Миннеаполис» (1894), «Нью Орлеане» (1898), «Олбани» (1900), «Олимпиа» (1895) и шесть судов класса «Чэттануга» (1904-1905).

Суда типа бронепалубных крейсеров «Атланта» были вооружены двумя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями, причем этот крупный калибр был применен также и на «Олим­пии». Интересной особенностью размещения ар­тиллерии на «Атланте» являлось то, что 8-дюй- мовые орудия располагались не по осевой ли­нии, носовое было смещено к левому борту, а кормовое к правому. Две 6-дюймовые (152 мм) носовые и кормовые пушки главной башни были расположены подобным же образом, только на­оборот, тогда как остальные четыре размещались симметрично. Все эти пушки имели броневую защиту, а 8-дюймовые (203 мм) были также за­щищены барбетом в 1,9 дюйма (50 мм) толщи­ной. Защитная палуба была толщиной в 1,2 дюйма (33 мм). «Олимпиа» имела четыре 8-дюй­мовых (203 мм) орудия в двух сдвоенных пово­ротных башнях по осевой линии, защищенных 4-дюймовой (102 мм) броней как во вращающей­ся части, так и на неподвижных барбетах. В добавление к этому судно имело десять 5-дюй­мовых (127 мм) пушек в казематах главной башни на главной палубе, десять 2,2-дюймовых (57 мм) пушек на батарейной палубе и четыре на над­стройке. «Олимпиа» была двухвинтовым судном и ходила двадцать один узел при радиусе авто­номного плавания в 12000 миль. У нее также имелся «сотовый настил» с обеих сторон защи­щенной палубы. Крейсера класса «Чэттануга» имели водоизмещение 3100 т. У них было де­сять 5-дюймовых (127 мм) орудий: одно на носу, одно на корме (оба в защищенных установках) и восемь внутри казематов на пушечной палубе. Торпедных аппаратов у них не было. Выдаю­щейся особенностью судов класса «Атланта» и «Чэттануга» были их очень высокие дымовые трубы и мачты, первоначально рассчитанные на постановку спенкера (трапециевидного продоль­ного паруса).

Малые морские державы тоже имели броне­палубные крейсера, такие как австрийские «Франц Иосиф», «Кайзерин Элизабет», постро­енные в Триесте, и немецкий «Гефион», постро­енный в Данциге. В противоположность этому аргентинский «25 Де Майо», китайские «Хайчи» и «Хайтььен», бразильский «Альмиранте Барозо» и уругвайский «Монтевидео» были построены в Великобритании Армстронгом, международным поставщиком этого типа бронепалубных крейсе­ров. Любопытная деталь: бразильский бронепа­лубный крейсер «Тамандарэ» был построен на военно-морской верфи в Рио-де-Жанейро с по­мощью англичан, но его силовая установка и орудия все были доставлены из Англия. Многие бронепалубные крейсера имели поверх железно­го корпуса деревянную обшивку, покрытую мед­ными листами. Примерами могут служить бри­танские «Пелорус» и «Комус», американские суда типа «Чэттануга», аргентинский «Буэнос Айрес» и бразильский «Альмиранте Барозо».

Бронепалубный крейсер «Варяг»

В середине 1890 х гг. в России пришли к выводу о необходимости строительства бронепалубных крейсеров двух типов: водоизмещением 3000 т (второго ранга) и 6000 т (первого ранга). Последние предназначались на роль дальних разведчиков при эскадрах броненосцев; важнейшими их характеристиками считались высокая скорость и вооружение из 12 шестидюймовых орудий.

Первый крейсер новой кораблестроительной программы российское Морское министерство заказало американской фирме «Чарльз Крамп и сыновья», причем обстоятельства этого заказа до сих пор не вполне понятны. Дело в том, что Крампу удалось избежать участия в объявленном русскими конкурсе. Возможно, свою роль сыграла американская напористость и деловитость, а возможно – чье-то личное корыстолюбие. Так или иначе, но 11 апреля 1898 г. контракт был заключен, причем на весьма выгодных для фирмы-строителя условиях. Американцы добились и увеличения водоизмещения с 6000 т до 6500 т, и применения весьма сложных в обслуживании и недостаточно проверенных котлов Никлосса (зато более легких, чем принятые в нашем флоте типы котлов), и отказа от двух подводных торпедных аппаратов. А несколько забегая вперед, отметим, что после окончания постройки на верфи Крампа «Варяга» и броненосца «Ретвизан» американскому предпринимателю удалось избежать крупных штрафов за несоблюдение оговоренных контрактом сроков.

Строительство нового бронепалубного крейсера началось в Филадельфии в октябре 1898 г. Название «Варяг» ему присвоили Приказом по Морскому ведомству от 11 января 1899 г. Церемония официальной закладки состоялась 10 мая того же года, а уже 19 октября его спустили на воду. Но дальше начались всевозможные задержки. То запаздывали поставки вооружения из России, то на верфи бастовали рабочие. Испытания удалось начать только в мае 1900 г., а 12 июля на мерной линии у Бостона крейсер развил очень высокую скорость – 24,59 узла.

ТТХ крейсера «Варяг»: водоизмещение – 6500 (к 1904 г. – 7022) т; размерения – 127,9/129,8 ? 15,85 ? 6 м; скорость – 23 узла, фактическая дальность плавания экономическим ходом (к 1904 г.) – 3682 мили. Вооружение: 12 152 мм, 12 75 мм, 8 47 мм, 2 37 мм и 2 десантных орудия, 6 торпедных аппаратов. Бронирование: рубка – 152 мм, палуба – 38-76 мм. Экипаж – 570 человек.

В начале 1901 г. корабль приняла прибывшая из России команда, а еще через два месяца он покинул Америку. По прибытии в Кронштадт четырехтрубный красавец-крейсер поучаствовал в ряде мероприятий, включая высочайший (царский) смотр, а затем отправился к месту службы – на Дальний Восток. Но на переходе начались проблемы с котлами, проявились и другие дефекты механизмов. Устранить их не удавалось, и даже предпринятая в Порт-Артуре осенью 1903 г. полная переборка механизмов положения не изменила. Кроме того, корабль имел постоянную перегрузку. В результате скорость новейшего крейсера лишь на короткое время могла доходить до 20 узлов.

«Варяг»

О причинах такого положения дел говорилось немало. Звучали обвинения в адрес фирмы-строителя (схалтурили), механиков крейсера (не имели должной квалификации для обслуживания сложных механизмов), котлов системы Никлосса (крайне ненадежны по конструкции, капризны и сложны в эксплуатации). Вероятнее всего, сыграли свою негативную роль все три фактора.

К началу войны с Японией «Варяг», которым командовал капитан первого ранга В.Ф. Руднев, находился в корейском порту Чемульпо, где вместе с канонерской лодкой «Кореец» нес стационерную службу. Уже после трагических событий 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 г. нередко задавался вопрос: а нужно ли было присутствие достаточно мощного крейсера (он был самым большим и сильно вооруженным среди всех стационеров) вдали от основных сил нашего флота? Но заниматься обсуждением политических коллизий мы не будем…

Днем 8 февраля канлодка «Кореец» с донесениями для русского наместника на Дальнем Востоке Алексеева вышла из Чемульпо и взяла курс на Порт-Артур. Но из Чемульпо в море ведет 30 мильный сложный шхерный фарватер, и путь по нему преградила японская эскадра. К этому времени в Стране восходящего солнца уже приняли окончательное решение о начале войны с Россией, и эскадра контр-адмирала С. Уриу имела четкую задачу: обеспечить высадку десанта. Поэтому японские корабли преградили «Корейцу» путь, а миноносцы даже вышли на него в торпедную атаку. В ответ с русской канлодки прозвучало несколько выстрелов из малокалиберного орудия.

Командир «Корейца» капитан второго ранга Г.П. Беляев счел необходимым вернуться в порт и сообщить старшему по чину Рудневу о происшедшем. К этому времени телеграф уже оказался под контролем японцев, а дальности установленной на крейсере радиостанции для связи с Порт-Артуром не хватало. Русским морякам оставалось только ждать развития событий.

Утром японцы передали ультиматум Уриу, в котором содержалось требование командирам российских кораблей: покинуть порт до полудня. В противном случае адмирал грозился атаковать их прямо на рейде. Формально Корея считалась нейтральной страной, и действия японцев являлись нарушением международного права. Поэтому Руднев обратился к командирам других стационеров с просьбой выразить протест по поводу нарушения нейтралитета. Британский, французский и итальянский командиры действительно подписали такой протест, а командир американской канлодки «Виксбург» отказался сделать это без консультаций с Государственным департаментом.

Впрочем, никакой роли протест все равно не сыграл, поскольку Руднев и Беляев приняли решение выйти в море и принять бой. Их целью была попытка прорваться в Порт-Артур, хотя надежды на это практически не имелось – преградивший накануне дорогу «Корейцу» броненосный крейсер «Асама» был больше и сильнее обоих наших кораблей, вместе взятых. Полный состав вражеской эскадры в тот момент оставался неизвестным, а была она весьма многочисленной. В ее состав входили бронепалубные крейсера «Нанива» (флагман), «Такатихо», «Нийтака», «Акаси» и малый бронепалубный крейсер «Тиёда». Плюс посыльное судно и восемь миноносцев, но они участия в бою не приняли.

Когда русские корабли отошли от Чемульпо на несколько миль, японцы, до того державшиеся в стороне от фарватера за небольшими островами, двинулись им на встречу. Адмирал Уриу предложил русским сдаться, но Руднев не счел нужным отвечать на этот сигнал. И тогда «Асама» открыл огонь. «Варяг», а затем и «Кореец» ответили противнику, в бой включились и остальные крейсера противника. Японские корабли (и, прежде всего, «Асама») смогли нанести «Варягу» весьма существенные повреждения, да еще часть пушек российского крейсера вышла из строя от собственных выстрелов. На «Варяге» бушевал пожар, вода, поступавшая в корпус через подводную пробоина привела к возникновению крена, многие орудия замолчали из-за повреждений или выхода из строя расчетов. Среди членов экипажа насчитывались 34 убитых и 68 раненых. Руднев принял решение вернуться в Чемульпо.

Там крейсер был затоплен, а избежавшая в бою повреждений канлодка – взорвана. Их личный состав разместился на иностранных крейсерах – английском «Тэлботе», французском «Паскале» и итальянской «Эльбе». Японцы согласились отпустить русских моряков на Родину, более того, в знак уважения к храбрости противника они разрешили самых тяжело раненых «варяжцев» отправить в береговой госпиталь, где обеспечили недавним противникам вполне квалифицированную помощь.

Вернувшихся в Россию моряков встретили как героев, но за пышными торжественными мероприятиями осталось без внимания, что крейсер затонул на мелком месте. Зато японцы быстро начали на нем судоподъемные работы. Правда, сперва они не увенчались успехом, но в 1905 г. корабль удалось-таки поднять. После капитального ремонта и модернизации он вошел в состав Японского императорского флота под названием «Сойя», и во время службы под флагом Страны восходящего солнца в основном выполнял роль учебного корабля.

Во время Первой мировой войны японцы согласились продать России – союзнице по Антанте – несколько бывших русских кораблей. Нашей стране они требовались для усиления только что созданной Флотилии Северного Ледовитого океана. Так в 1916 г. «Варяг» вернулся под Андреевский флаг. После того как российский экипаж принял его во Владивостоке, крейсер отправился сперва на Средиземное море, затем к берегам Кольского полуострова, в Александровск. Оттуда он в феврале 1917 г. взял курс к берегам Англии, направляясь на ремонт. Но бурные революционные события в нашей стране поставили крест на планах морского командования. После Октябрьской революции корабль захватили англичане, но им старый и находившийся в далеко не лучшем состоянии крейсер оказался не нужен. Впоследствии они продали «Варяг» на слом, но при буксировке он у берегов Шотландии сел на камни был частично разобран на металл на месте крушения. А часть его корпусных конструкций и механизмов до сих пор покоится на дне недалеко от города Странрар.

Из книги Техника и вооружение 2012 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Броненосные крейсера типа «Гарибальди» автора Кофман В. Л.

Испанский крейсер «Кристобаль Колон»Начало короткой карьеры самого неудачливого корабля серии казалось праздничным и безоблачным. 16 мая 1897 года, когда испанский экипаж принимал корабль в порту Генуи, взвившемуся на корме испанскому флагу отсалютовали орудия крепости,

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

Воздушный крейсер В июне 1938 года завершились тактические испытания самолета сопровождения (воздушного крейсера) ДБ-ЗСС (заводское обозначение ЦКБ-54) с двигателями М-85 с винтами фиксированного шага и пулеметно-пушечным вооружением. За основу взяли серийный самолет

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Бронепалубный крейсер «Аврора» Крейсер, которому довелось стать одним из символов революционных событий октября 1917 г. и, пожалуй, самым знаменитым кораблем Российского флота, строилась на заводе Новое Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. «Аврора» была заложена 7 сентября

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

Крейсер «Очаков» К началу ХХ в. на Черном море сложилась следующая ситуация: Российский флот имел заметное качественное превосходство над турецким в линейных силах, но при этом в его составе напрочь отсутствовали современные крейсера. Единственный представитель этого

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсер «Киров» 11 октября 1935 г. в Ленинграде состоялась официальная закладка крейсера «Киров», строительство которого велось по «проекту 26». Это был первый крупный боевой корабль, заложенный в нашей стране после Октябрьской революции и вполне естественно, что ему

Из книги Крейсера типа “Мацусима”. 1888-1926 гг. автора Белов Александр Анатольевич

6. Крейсер «Варяг» Эскадры земные и небесныеКрейсер «Варяг». Для ребят послевоенного поколения, к которому принадлежит автор, слова эти стали синонимом непобедимой силы и несокрушимой доблести, олицетворением верности и надежности. И остались для них такими навсегда, на

Из книги В спецслужбах трех государств автора Голушко Николай Михайлович

Крейсер “Эмден” Легкий крейсер “Эмден"(Проект вооружения 4 двухствольными 150-мм артиллерийскими установками)Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру “Ниобе”, и можно было строить новый корабль ему на замену.Перед

Из книги Арсенал-коллекция, 2012 №05 (5) автора Коллектив авторов

Крейсер “Кенигсберг” “Кенигсберг" перед спуском на воду и на достройке в 1928 г.12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсгафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer “В” (“Ersatz Thetis”), 26 марта 1927 г. состоялась церемония крещения и

Из книги автора

Крейсер “Карлсруэ” 20 августа 1927 г. “Карлсруе” во время спуска на воду27 июля 1926 г. на “Дейче Верке” в Киле заложили крейсер типа “К”. Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер

Из книги автора

Крейсер “Кельн” 7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене заложили третий крейсер типа “К”, с временным названием Kreuzer “D” (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали “Кельн”.Следует отметить, что это был единственный крейсер, построенный между