Сюрикэн: смертоносная звезда японских ниндзя. Холодное оружие и вооружение: ножи, мечи (sword), топоры и кинжалы Метательные звездочки

История холодного оружия специального назначения в России - воистину многогранна. Нож - неотъемлемая часть «гардероба» спецназа в России. Однако, удивителен тот факт, каким разнообразным может быть этот гардероб. Сами разведчики в беседах признаются, что если дело дошло до огневого контакта с противником, или что еще хуже - до рукопашной схватки, то операция смело может считаться раскрытой.

Однако, те же спецназовцы признаются, что иногда, в отдельных случаях и ситуациях, «поработать руками» всё же - самый лучший вариант. Именно тогда в игру идут спецсредства, без шума и пыли нейтрализующие любого противника.

Об истории

Само понятие «ножа» для советской армии не было новинкой - несмотря на то, что использовать холодное оружие в пылу сражений бойцов учили в основном вместе с винтовкой, оснащая огнестрельное оружие так называемыми «штык-ножами», опыт обращения с холодным оружием как с отдельным видом вооружения у советской армии имелся. Как самостоятельная боевая единица в руках солдата нож активно начал использоваться советскими солдатами в период Советско-Финской войны, а своего звёздного часа достиг в период Великой Отечественной.

В те годы ситуация на фронтах была такова, что довольно часто атаки с той или с другой стороны заканчивались самой настоящей кровавой рукопашной схваткой, в которой в ход шло всё что угодно - от прикладов винтовок и касок до палок и ножей. Не секрет, что некоторые виды вооружения, из-за отсутствия собственных наработок и по большей части, из-за нехватки времени, в Советском Союзе просто копировали с зарубежного.

Именно таким детищем и стал, изготовленный на базе форменного штык-ножа 1919 года один из первых советских ножей НА-40. Присваивать труднопроизносимое название ножу не стали и расшифровывалось название просто - Нож Армейский, а цифра 40 означала ничто иное, как год принятия на вооружение. Именно НА-40 стал основным рабочим инструментом советских солдат в ближних боях, а так же стал надёжным соратником для доброй сотни подразделений, задействованных в диверсионных операциях.

Эксперт в области холодного оружия и мастер по художественной ковке Олег Звонарёв в интервью «Звезде» рассказал несколько интересных фактов из истории советского ножа: «Что касается конкретно этого ножа, то он - типичный представитель хорошего копирования, а если быть еще точнее, то хорошего изготовления на основе уже существующих образцов.

Нож требовал минимального ухода, заточка довольно длительное время сохранялась даже в условиях весьма сурового использования, а в рукопашной схватке НА-40 мог дать фору самым хорошим немецким клинкам. Нередки были случаи, когда немцы забирали у убитых красноармейцев ножи и в последствии использовали их сами. Нельзя сказать, конечно, что нож был идеально изготовлен - рукоять, бывало, слетала в пылу схватки, но это самое серьёзное, что с ним могло тогда приключиться. Советские разведчики, например, называли этот нож «стрелой» из-за стремительных линий, и в рапортах о выполнении задания зачастую так и писали: Объект был поражен стрелой разведчика», - заявил эксперт.

«Сюрикэны» рядового Торсунжакова

Использование советским войсками и отрядами специального назначения холодного оружия было оправдано - приспособления для скрытной (бесшумной) стрельбы хоть и имелись, но в силу недостаточного развития технологий выстрел маскировали лишь частично, и, несмотря на значительно более низкий уровень шума, всё равно привлекали внимание к стрелявшему. Холодное оружие для передовых отрядов стало настоящей палочкой выручалочкой, но никто даже и подумать не мог, что помимо ножей и штыков, разведчики будут пользоваться... сюрикэнами.

Единого мнения, откуда же возникли экзотические японские метательные ножи в форме звёздочек - до сих пор не существует. Одни эксперты утверждают, что сюрикэны появились в распоряжении советских солдат сразу после русско-японской войны в качестве трофеев, другие утверждают, что маленькие японские убийцы появились лишь за год-два до войны. Так или иначе, массового применения в виду экзотичности самих «устройств» сюрикэны не получили.

Однако, в конце 1942 года из диверсионных отрядов всё чаще начали приходить донесения, в которых сюрикэны фигурировали как более смертоносное оружие, чем обычный советский нож. Историк и коллекционер холодного оружия, отставной офицер спецназа Виктор Красильников в интервью «Звезде» рассказал, где и кем использовались японские метательные ножи: «Первые сюрикэны, точнее, первые упоминания о их использовании, относятся к 1942-1943 году. Диверсионные группы во время Ржевско-Вяземской операции тогда их использовали. Говорят, что хира-сюрикэны (острые такие четырехконечные метательные «звездочки») были изготовлены кем-то из добровольцев еще в мирное время и просто лежали как диковинный сувенир, однако, с наступлением войны - очень пригодились».

«С помощью сюрикэнов, при должной сноровке, можно было запросто «снять» часовых без шума и пыли. Рядовой Красной Армии Торсунжаков во время Ржевско-Вяземской операции вообще отличился тем, что обладал уникальным умением: всаживал сюрикэн в район шейного позвонка фрицам и моментально мог нейтрализовать почти любого врага. О других случаях использования сюрикэнов я тоже слышал, но там уже были больше метательные ножи, нежели изготовленные по древним рисункам японские штуковины». - заявил эксперт.

Стреляющий друг разведчика

Послевоенные годы стали настоящим раздольем для оружейных изобретателей любого толка - пистолеты, винтовки и прочие смертоносные устройства изобретались десятками. Холодное оружие в свою очередь претерпевало лишь незначительные изменения - да и как развивать обычный с виду нож, в котором основным полем для работы является рукоять да лезвие? Однако, и на этот случай у советских оружейников были приготовлены сюрпризы.

Трудно сказать достоверно, как именно в голову тульского оружейника Хлынина пришла идея о создании стреляющего ножа. Историки и эксперты в области необычного стрелкового вооружения утверждают, что повлияло, скорее всего, изучение немецких трофеев: таких как стреляющая пряжка и прочих необычных стреляющих изделий. Так или иначе, нож разведчика специальный (или НРС), разработанный Хлыниным - до сих пор остается, пожалуй, самым необычным колюще-режущим и стреляющим одновременно предметом, принятым на вооружение.

Создание этого образца вооружения для нужд спецназа Минобороны и КГБ СССР позволило убить сразу двух зайцев: во-первых, появился эффективный предмет, с которым разведчик мог действовать даже без оружия, во-вторых появилась возможность по изучению практически неосвоенной ниши специального персонального оружия, в разработке которого были задействованы целые НИИ.

Руководитель студии художественной ковки и коллекционер-историк Виктор Новопольцев рассказал в интервью «Звезде» некоторые факты из истории самого необычного ножа в мире: «Поскольку этот нож - оружие комбинированное, то это подразумевает, что из него еще и пальнуть можно, если совсем прижмёт. Для того, чтобы не только резать, но еще и стрелять, в нож встроили небольшой ударно-спусковой механизм, а для самой стрельбы приспособили боеприпас СП-3, который кроме ножа используется в специальных бесшумных пистолетах».

«Это специальный патрон с отсечкой пороховых газов, стрельба из которого осуществляется в условиях естественной среды почти бесшумно. Патрон 7,62х38мм с близкого расстояния способен при удачном попадании убить, а при не совсем удачном - практически смертельно ранить противника. К тому же, помимо уникального спускового механизма, нож отлично годится для «полевой» работы - строгать дерево, перепиливать тонкие стальные прутья, «колючку» и прочие заградительные сооружения этим ножом можно без особого труда - для таких целей на обухе предусмотрена специальная пилка».

Мое мнение такое: этот инструмент создавался не столько как нож, сколько в качестве последнего шанса на выживание. Посудите сами: дульный срез ножа закрыть плотной резиновой шторкой, чтобы пыль и влага не скапливались, спуск максимально упростили. Всё указывает на то, что создатели сделали всё возможное, чтобы нож в критический момент на 100% сработал как по часам и не подвёл. Про режущие качества ножа я уже молчу. С ним можно спокойно выжить и в тайге некоторое время».

«Часто мне задают вопрос, а почему же всего один ствол то у ножа? Ну, ответ на этот вопрос простой: как оружию для последнего выстрела, который решает судьбу носителя, ножу ни к чему два ствола. Произвести второй выстрел в условиях активной стрельбы и вообще боя, я думаю, противник не даст. Поэтому тут либо пан, либо пропал. Хотя, на последующих стреляющих ножах боезапас всё же увеличили», - заявил эксперт.

Боевой «Хамелеон»

Тула - Родина необычного вооружения. От противотанкового до холодного - тульские оружейники делают всё. В 90-х годах, уже имея некоторые наработки в области специального оружия и снаряжения, в тульском Военно-артиллерийском училище разрабатывают специальный четырехзарядный стреляющий нож «Хамелеон». В разработке нового ножа туляки применяют весь свой багаж знаний - от использования передовых материалов для изготовления, до крайне простой и надёжной схемы спускового механизма.

Эксперт в области стрелкового вооружения и ветеран спецназа Виктор Снегирь в интервью «Звезде» делится интересными фактами из жизни тульского стреляющего ножа: «Работал с ним всего несколько раз, но тезисно могу охарактеризовать так: надёжен, удобен, не подведёт. Патроны 5,45мм брали от пистолета ПСМ. От ножа разведчиков «Хамелеон» отличается во-первых количеством носимых боеприпасов для выстрела. Их там четыре против одного у НРС. Ну, так сказать, шансы на выживание повышает. (смеется). А если серьёзно, помимо хороших качеств самого полотна ножа, которым можно пилить, строгать и довольно сильно резать, нож можно неплохо замаскировать под какое-нибудь ненужное приспособление и при необходимости быстро выхватить. Благо рукоять способствует хорошему хвату. Знаю, что есть еще модификация для подводных боевых пловцов. В ней уже используются патроны игольчатого типа - как у автомата АПС, например. Однако же, сухопутный вариант ножа получился таким, что после выстрела... с расстояния примерно метров в 25-27, боеприпас 5,45х18мм пробивал титановую пластину толщиной 1,5-2мм. Это, знаете ли, весьма недурственный показатель, который в боевых условиях гарантировал бы поражения цели». - заявил эксперт.

Эксперименты над созданием передового оружия в России, по сути, никогда не останавливались. Достоверно известно, что даже в непростые для страны 90-е годы разработка стреляющих, специальных, малогабаритных и тактических ножей для спецназа армии и флота шла полным ходом. С большой долей вероятности можно утверждать, что наработки и результаты, полученные именно в этот период, лягут в основу нового боевого холодного оружия для российского спецназа. И что-то подсказывает, что демонстрация передового холодного оружия специального назначения для российской армии - дело ближайшего будущего.

Сюрикэн (яп. 手裏剣дословный перевод:лезвие, скрытое в руке») — японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Внешний вид сюрикэнов отражает интерес японцев к мистицизму. то различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы

Ниндзя известные мастера метания сюрикенов, или как их ещё называют, «звёздочек». Метать их намного проще, чем ножи, но без отработки правильной техники и тут не обойтись. Многие в детстве делали сюрикены из металлических пластин или граммофонных пластинок, так что они знают, какой непредсказуемой может быть траектория полёта плоского метательного предмета.

Поэтому сюрикены должны быть компактного размера и достаточно тяжёлыми, чтобы лететь прямо и не отклоняться от своей цели. В Японии существовало огромное количество техник бросков сюрикенов. Каждая школа боевых искусств свято хранила свои секреты и делилась ими только за большие деньги.


Причём у японцев любые приёмы в средневековые времена показывались только один раз. Мастер брал деньги, показывал приём и уходил довольный. А запомнил ты его или нет - это уже твои личные проблемы. Только могущественный японский дайме мог позволить себя нанять постоянного учителя. Сейчас мы расскажем вам основные моменты метания «звёздочек» и «боевых стрелок», сякенов и бо-сюрикенов, если по-научному.

Особенности техники метания сюрикенов

Все бо-сюрикены метаются за счёт оборотной или безоборотной техники. Безоборотная использовалась на коротких дистанциях до 3-5 метров, оборотная - до 10 метров. При этом нужно давать себе отчёт, что бо-сюрикен достаточно лёгкий, и его поражающие способности зависят напрямую от расстояния. Более тяжёлые модели будут лететь дальше и наоборот.

Техника метания бо-сюриков выглядит так:


  • Сначала оружие нужно положить на ладонь и зажать между указательным и большим пальцем. При этом тупой конец должен упереться в основание ладони;
  • Потом нужно тщательно прицелиться в противника;
  • При броске рука должна остановиться чуть выше той точки, в которую вы прицелились, а вы как бы следуете вперёд за метательным снарядом, когда он срывается с ладони.

Для оборотной техники часто затачивали два конца бо-сюрикена, но метали его так же, как и тот, что был с одним заточенным концом. Не знаю, как там древние японцы, а у нас во дворе всегда метали куски заточенной арматуры своим методом. Для этого метательный снаряд просто брался между большим и указательным пальцем, и мощным движением посылался в цель. Летел он очень хорошо, и втыкался в дерево даже не заточенный.

Для того чтобы увеличить шансы попадания арматуры в цель, я соединял два куска крест-накрест, скрепляя их проволокой. Чтобы они не разваливались, приходилось напильником выбирать пазы посередине. Тогда процент втыкания возрастал до 95 %!Сякены или «звёздочки» метались тоже разными методами. На короткой дистанции их бросали прямо, с лезвиями направленными в землю. Тогда бросок получался быстрым и мощным. Только с меткостью на дальних дистанциях в этом случае было слабовато. Другой способ метания сякенов - это когда он бросается плашмя. Кисть в момент броска должна закрутить боевую «звёздочку», чтобы полёт был более эффективным. Сюрикен в этом случае как бы опирается плоскостью на воздух и летит значительно дальше. Правда, поражающая способность оружия будет значительно меньше. Но так как сюрикены затачивались очень тщательно, и бросались чаще всего в лицо, то и этого хватало, чтобы заставить противника отказаться от преследования или нападения.

В японских наставлениях по сюрикен-дзюцу можно найти информацию, что опытный воин должен метнуть пять метательных ножей или звёзд за время стандартного цикла вдоха/выдоха. Согласно другому старинному источнику, пять ножей должны были метаться за 10-15 секунд.

Из своей скромной практики занятий ниндзюцу я замечу, что метать сякены-звёзды гораздо проще и быстрее. Берётся стопка «звёздочек», кладётся на левую ладонь, а правая рука их метает. При должной сноровке «скорострельность» весьма впечатляет. Получивший серию звёзд противник точно уже не захочет нападать. Кстати, в фильмах можно часто увидеть, как сякены втыкаются прямо в лоб противника. Это ничего общего с реальностью не имеет. Лобную кость пробьёт не каждый нож, а про «звёздочки» и говорить нечего. Но, несмотря на это, их всё же часто метали в лоб, чтобы нанести кровоточащие раны. Объясняется это очень просто - кровь будет заливать глаза, перекрывая противнику обзор. Вообще, метая сюрикены в лицо, старались попасть противнику в глаз.

Ниндзя и боевые «звёздочки»


Сякены были вспомогательным и отвлекающим оружием ниндзя. Главным оружием был, конечно, меч. Но, иногда, самураи использовали кусарикаму, хотя звёзды действительно пользовались популярностью именно у средневековых японских шпионов. Вот только применять любое оружие ниндзя вовсе не стремились. Их главной задачей была разведка и шпионаж, часто убийство определённого человека. В любом случае, шпиону было выгоднее отравить жертву, чем устраивать кровавую мясорубку, что обязательно привлекло бы внимание воинов.

Современные школы ниндзя говорят о том, что настоящий воин-тень должен метать сякены из любого положения, неважно, стоит он или бежит по пересечённой местности. Кроме метания, сюрикены использовались для ближнего боя, в качестве колюще-режущих приспособлений, с их помощью прорезали стены в традиционных японских домах, подковыривали гвозди или делали отверстия для наблюдения. Сюрикены часто прятались в складках на одежде ниндзя, особенно популярным считался способ их ношения за отворотами рукавов. Как любое боевое искусство, метание сюрикенов требует концентрации и терпения.


Кроме катаны, среди оружия Японии огромную известность приобрели метательные лезвия, которые были «визитной карточкой» наемных убийц и шпионов ниндзя - сюрикены.

Оружие сюрикен

Зачастую сюрикены называют звездой ниндзя, так как пользовались ими в основном воины ночи. Распространение среди японских наемных убийц они обрели из-за того, что заостренные пластинки, звезды с острыми краями и тонкие лезвия запросто можно скрыть под одеждой и внезапно, исподтишка применить против врага. Взяв сюрикэны необходимой формы в две руки, ниндзя мог не только метать их, но и рассекать и колоть ими в ближнем бою. К тому же, сюрикены помогали при лазании по деревьям и при разведении костра использовались в качестве кресал.

Виды сюрикэнов

Сюрикены разделены на множество типов, обычно это метательное оружие ниндзя классифицируется по двум видам: метательные стрелки бо-сюрикэн, и заточенные звезды или пластины сякен.

Бо сюрикены, в свой черед, бывают в форме палочки (хасидзё), острого клина (кусабигата), веретена (босуйгата), игл (харигата), ножей(тантогата) и т.д. Существует около пятидесяти типов бо.

Бо сюрикен

Наиболее часто ниндзя использовали всем известные метательные «звезды», по другому называемые сякен. Многообразие сякенов очень велико (несколько десятков видов): в форме креста, многоконечные звездочки или свастики, в форме железного кольца (тэккан).

Наиболее интересны среди сякен тэцумари-сюрикэн и мандзи - сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн изготавливали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. На заостренные части мандзи-сюрикэна наносился яд.

Метание сюрикенов

Техника метания сюрикэнов происходит от мастерства метания всевозможных ножей - танто и т.п., и особых стрел для метания утинэ.

Приемы метания сюрикэнов

Бо-сюрикэн метают используя бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок с отсутствием оборота (тёку-дахо). Во время выполнения броска вращение вокруг поперечной оси пытаются полностью исключить. Бодзё-сюрикэн с правильной балансировкой движется практически прямолинейно.

Сякены обычно бросали партиями с высокой скоростью по очереди. При метании необходима подкрутка, что делается с помощью хвата сякэна ближе к краям и движению кисти, который напоминает щелчок пальцами. При таком закручивании движение сякена более точное, а во время броска в горизонтальной плоскости создается эффект крыла, который увеличивает дистанцию полета.

Воин ночи был обязан уметь метать сюрикены не только точно, но и неожиданно, из любой позиции тела.

Способы метания сюрикенов

  • Тодзи-но ката - бросок совершался движением сверху вниз той рукой, которая была противоположна ноге, вынесенной вперед.
  • Хон-ути - то же, что и Тодзи-но ката, но рука и нога были одноименные
  • Ёко-ути - бросок сюрикена в горизонтальной плоскости от плеча;
  • Гяку-ути - хон-ути с телом, развернутым боком;
  • Дза-ути - бросок в вертикальной плоскости сидя на коленях;
  • Хандза тодзи-но ката - тодзи-но ката сидя на одном колене;
  • Хандза хон-ути - хон-ути сидя на одном колене;
  • Хандза ёко-ути - ёко-ути сидя на одном колене;
  • Хандза гяку-ути - гяку-ути сидя на одном колене.
  • Нэ-ути - бросок сюрикэна лежа на земле;
  • Дзюдзи-ути - метание сразу двух сюрикенов в разные стороны;
  • Онкэн-ути («спрятанное лезвие») - неожиданный резкий бросок сюрикена из скрытого кармана;
  • Интю-ути - метание лежа в темноте;
  • Хая-ути («скоростное метание») – поочередные броски с большой скоростью правой рукой, левая рука при этом сжимает пачку сюрикенов и большим пальцем выдвигает их для подачи в правую руку.

Часто сюрикены метали сразу по нескольку штук за бросок, что позволяло лишить лишить врага зрения или вонзить сякены в обе ноги.

Сюрикены сложно было метать на дальние расстояния, поэтому они использовались в основном для задержки преследователей или ранения соперника с последующим вступлением в рукопашную схватку.

В основном сюрикены метали в глаза, виски, шею, участки прохождения артерий. Из-за того, что сюрикены часто бросали в голову, тренировались броскам на круглой двадцатисантиметровой мишени.

Сюрикены также выполняли вспомогательные функции – ими пользовались как отмычками, гвоздодерами, ими прорезали отверстия для слежки.

Ношение сюрикэнов

Наемные убийцы носили сюрикены в особом мешочке на поясе а также в многочисленных скрытых отделениях в одежде или рукоятках меча. Ниндзя носил с собой около двадцати-тридцати метательных лезвий.

Жанр статьи - Ниндзя

Отважный ниндзя, весь в черном, сражается с врагами. Он искусно владеет катаной и отражает все атаки, но противников не становится меньше, битва в самом разгаре. И вот, ниндзя загнан в угол, его прекрасный меч выбит из рук, а самый сильный и злой воин собирается его убить. Что же дальше? Не может же крутой ниндзя просто так умереть! Но настает тот самый момент - звездный час сюрикэна. Ниндзя кидает сюрикэн в шею плохому парню, все враги в шоке, он добирается до катаны и побеждает.

Знакомый сюжет, правда? Сюрикэн, судя по многим голливудским фильмам и анимэ, штука ну очень полезная и выручает всегда и всех. Но это оружие использовали не только ниндзя. Каждый воин в Японии имел минимум 8-10 сюрикэнов в дополнение к катане или копью яри.

Метать в противника разные предметы японцы начали еще в XII веке. Судя по старинным летописям, японские бойцы сходились, как говорится, «стенка на стенку» и закидывали друг друга камнями. В армиях существовали особые вспомогательные отряды воинов, призванные осыпать врагов камнями, называлось это действо «индзи-ути», что в переводе означает «метание камней». Воинов, которые участвовали в таких камнеметных боях, называли «мукаи цубутэ-но моно» - «передовые камнеметчики», а их командиров именовали «индзи-но кандзя» - «предводители камнеметчиков».

Такой вид боев еще долго просуществовал в Японии, а параллельно он развивался еще и в своеобразную «забаву» с тем же названием «индзи-ути». Устраивались такие битвы во время праздников. При чем, даже в ходе «игровой» битвы кидать в противника можно было не только булыжниками, но и кувшинами с горючей смесью. Весело было на городских праздниках в Японии, ничего не скажешь.

Военное искусство менялось, и в начале эпохи Сэнгоку, это середина XIII - вторая половина XIV веков, в бой пошли другие снаряды. По форме они напоминали наконечники копий. Назывались «индзи-яри» - «камни-копья». Это и был первый прототип сюрикэнов, а именно их подвида бо- или бодзе-сюрикэнов.

В эпоху Эдо (1603-1867гг.) использовали стальные пластины, которые назывались «метательные камни». Делали их из каленой стали округлой или восьмиугольной формы диаметром 4-5 см и толщиной в 1 см. Описание цубутэ, так их название звучит на японском, встречаются даже в тайных наставлениях ниндзя. Основным оружием они не были, их метали в лицо или другие участки тела, которые не были защищены, или чтобы просто отвлечь соперника. Цубутэ, возможно, были прототипом для другого вида сюрикэнов - сякен.

К середине эпохи Эдо уже появился такой вид искусства, как сюрикэндзюцу. Он образован от более древнего будзюцу - метание копий. Вообще, «сюрикэн» дословно переводится как «лезвие, скрытое в руке». Так что самих сюрикэнов, каковыми мы видим их сейчас, еще не было.

Появились они немного позже, откуда, кстати, не известно. Многие ученые вообще сомневаются, что сюрикэны родом из Японии. Это связано с тем, что искусство владения сюрикэном держится в секрете, как и более точная и подробная информация о школах сюрикэндзюцу. Сохранившиеся до наших дней экземпляры японского происхождения и датированы XVII веком, они принадлежат школе Ганрицу Рю, это первая школа сюрикэндзюцу, которая была упомянута в древних документах.

Плюс этого оружия в том, что оно не занимает много места, легкое по весу, его можно носить с собой в большом количестве и метать на приличные расстояния. Некоторые ниндзя даже прятали сюрикэны на себе, оборачивая их в ткань. Кстати, использовали стальные пластины не только в метании, но и ближнем бою как кастет.

Сюрикэны - это не только привычные всем «звездочки» ниндзя. Это целый класс оружия, его обычно делят на два подкласса: бо- или бодзё-сюрикэн и сякен.

Бо означает «игла», а бодзё - «палка». Сразу понятно, что сюрикэны этого семейства вытянутые. В длину они от 12 до 21 см. Бодзё-сюрикэны бывают самые разные. Название зависит либо от прародителя, например, куги-гата (гвоздь), ари-гата (игла), танго-гата (нож), либо от предмета, на который сюрикэн похож: хиси (палочки для еды), око-гата (копье), мацуба-гата (сосновая иголка). Они бывают и винтовые, и пластинчатые, и клинообразные, в общем, смотря какой мастер и для кого делал это оружие.

У сякен тоже много разновидностей, переводится это название как «меч-колесо». Название каждого вида сякен появилось от вида стали, из которой делали те или иные предметы. Например, монета (хиси ган) или плотницкие инструменты (куги-нуки). Это стальные пластины с отверстием в середине. Во-первых, оно придает полету аэродинамический эффект, а, во-вторых, так просто удобнее носить сюрикэны с собой, как связку ключей. Различают их еще и по количеству лезвий, они бывают крестообразные, трехлучевые, шестиконечные, свастикообразные, «ежики» - в общем, на любой вкус.

Но и это еще не все. Особо выделяется сэмбан-сюрикэн. Это сюрикэн почти квадратной формы с вогнутыми гранями. Его можно назвать близнецом прокладочной шайбы стяжных штырей замковых или крепостных ворот. Ношение сэмбан было менее рискованным, если бы его обнаружили у ниндзя, он мог просто сказать, что идет к соседнему князю ремонтировать ворота как честный работник.

Древние легенды и сказания донесли до нас описание сюрикэнов, а вот точной инструкции или руководства по технике владения этим оружием нет. Каждая школа сюрюкендзюцу учит по-своему, и каждый, кто этим искусством владеет, создает свой собственный стиль. Даже у маленького кусочка стали есть своя философия.

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.