Сухопутные войска молдавии. Разворот от нато: как выглядит современная армия молдавии. Поставки вооружения, военной техники и иностранная военная помощь

4 сентября 1990 года Верховный Совет Молдавской ССР принял Постановление о приостановлении действия на территории МССР Закона СССР от 12 октября 1967 года «О всеобщей воинской обязанности».

Первым этапом образования Национальной армии Молдавии как независимого государства был указ Президента Молдавии №193 от 3 сентября 1991 года «Об образовании Вооруженных Сил». Согласно Конституции Молдавии 1994 года и Концепции национальной безопасности военная безопасность страны обеспечивается её вооружёнными силами.

В 1997 году боеспособные вооружённые силы насчитывали чуть более 11 тыс. человек. Число резервистов, которые могли быть призваны в ряды вооружённых сил, около 300 тыс. человек.

В 1998 году пригодными к военной службе считались более 1,145 млн человек. После визита в январе 1999 году в Кишинёв генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. до 6,5 тыс. человек.

3 октября 2007 года в Кишинёве прошла торжественная церемония открытия Центра информирования и документирования НАТО. Индивидуальный план действий партнёрства Молдавия—НАТО предусматривает реформирование всей системы безопасности и обороны страны на принципах НАТО и перевод Национальной армии Молдавии до 2010 года на стандарты Североатлантического альянса.

Специфическое государственное устройство Молдавии и наличие в ее составе непризнанной приднестровской Молдавской республики определяет наличие в этой стране двух не зависящих друг от друга, а в недалеком прошлом и воевавших между собою вооруженных сил.

Официальный сайт Министерства обороны Молдовы http://www.army.gov.md/


Десантные части и соединения

Армия Молдовы невелика по численности личного состава, но и в ней нашлось место и десантной части.

Батальон специального назначения "Фулджер" ("Молния") был сформирован 1 ноября 1992 года. Перед батальоном были поставлены следующие задачи:

    Уничтожение стратегических объектов противника

    Специальные операции

    Разведка

    Контртеррористические операции

    Поисково-спасательные миссии

    Психологические операции.

С 1996 года батальон принимал участие в ряде специальных международных программ: таких как Cooperative Osprey (1996), Cooperative Nugget (1997), Best Effort (1998), Blue Shield (1999) , Cooperative Dragon (2000), Cooperative Key (2001).

Батальон состоит из двух рот: роты специального назначения и парашютно-десантной роты. Бойцы проходят воздушно-десантную подготовку, хотя с этим и были серьёзные проблемы.

В составе батальона около 200 солдат и сержантов и 43 офицера. Личный состав комплектуется из числа военнослужащих срочной службы.



Для того чтобы люди был счастливыми- им нужна сильная Родина» сказал Леонид Кеоский в 5 веке д. н. э..

На протяжение трех статей я рассказываю читателям о политике двойных стандартов НАТО и закулисной военной политикe Молдавии, которая по сути уже не является молдавской, а чистейшей воды про НАТО- вской. В этой статье шагом за шагом увидим, кто именно был заинтересован в снижении боеспособности армии Молдовы и что за этим стоит.

Географическое положение Молдовы.
Молдавия расположена на крайнем юго-западе Восточно-Европейской равнины , во втором часовом поясе , и занимает бо́льшую часть междуречья Днестра и Прута , а также узкую полосу левобережья Днестра в его среднем и нижнем течении. Не имея выхода к морю, страна географически тяготеет к причерноморскому региону, при этом у Молдавии есть выход к Дунаю (протяжённость береговой линии - 600 м).
На севере, востоке и юге Молдавия граничит с Украиной , на западе - с Румынией . Площадь страны составляет 33,7 тыс. км². Территория Молдавии простирается с севера на юг на 350 км, с запада на восток - на 150 км. Крайние точки страны: на севере - село Наславча (48°29" с. ш.), на юге - село Джурджулешты (45°28" с. ш.), на западе - село Крива (26°30" в. д.), на востоке - село Паланка (30°05" в. д.).

Население

По оценочным данным, на 1 января 2008 года население Республики Молдова составило 3572,7 тыс. чел. (без ПМР и муниципия Бендеры). В 2007 году в Молдавии проживало в среднем 3576,90 тыс. человек
Население Республики Молдова, по данным переписи 2004 года, составило 3395,6 тыс. человек (данные переписи не учитывают население территорий, администрируемых непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой). Из них 3158,0 тыс., или 93,3 % населения, - православные. Плотность населения составляет 111,4 чел. на км².


Население Республики Молдова многонационально и поликультурно. Основная часть населения, или 75,8 %, (по данным переписи 2004 г.) - молдаване . Проживают также: украинцы - 8,4 %, русские - 5,9 %, гагаузы - 4,4 %, румыны - 2,2 %, армяне - 0,8 %, евреи - 0,7 % . Национальное представительство молдаван в вооруженных силах- 85%.

Вооруженные силы Молдовы после распада СССР

4 сентября 1990 года Верховный Совет Молдавской ССР принял. Постановление о приостановлении действия на территории МССР Закона СССР от 12 октября 1967 года «О всеобщей воинской обязанности». Первым этапом образования Национальной армии Молдавии как независимого государства был указ Президента Молдавии №193 от 3 сентября 1991 года «Об образовании Вооруженных Сил». Согласно Конституции Молдавии 1994 года и Концепции национальной безопасности военная безопасность страны обеспечивается её вооружёнными силами.
По состоянию на июль 1992 года, общая численность молдавских вооруженных сил оценивается в 25,000-35,000, в том числе полицейских, резервистов и добровольцев. После распада СССР Молдавии досталось 32 (по другим данным 34) истребителя «МиГ-29» с 86-го истребительного полка Черноморского флота СССР (аэродром Маркулешты) который после распада СССР перешел под юрисдикцию Молдовы.
23.06.1992 - 1 самолет предположительно сбит в ходе Приднестровского конфликта.
1992 г. - 1 самолет Молдова уступила Румынии. В документах не фигурирует цена самолета. По словам председателя специальной парламентской комиссии Юрия Стойкова, бывшие высокопоставленные военные Молдавии признали, что самолет уступили "в счет долгов Молдовы Румынии за оказанную помощь во время военного конфликта 1992 г."
1994 г. - 4 самолета продано Йеменской Республике.
1997 г. - 21 самолет (из них лишь шесть пригодны для полетов) продано США. 17 января 2005 года бывший министр обороны страны Валериу Пасат был приговорен к 10 годам тюрьмы за продажу самолетов Соединенным штатам. Он был обвинен в том, что в результате этой сделки, государство потеряло более 50 миллионов долларов.
В начале 1994 года молдавская армия (только части МО) состояла из 9800 человек в составе 3 мсбр, 1 артбригады и 1 разведывательного батальона. На вооружении имелось, кроме прочего, 18 122-мм и 53 152-мм буксируемых артсистемы, 9 "Нон", 17 "Фаготов", 19 "Конкурсов", 27 9П149 "Штурм-С", один СПГ-9, 45 орудий МТ-12, 30 ЗУ-23-2 и 12 С-60. ВВС Молдавии в 1994 году состояли из 1300 человек в 1 иап, 1 вертолётной эскадрилье и 1 зрбр. На вооружении имелся 31 истребитель МиГ-29, 8 Ми-8, 5 военно-транспортных самолётов, включая один Ан-72, и 25 ЗРК С-125 и 65 ракет С-200. В 1998 году пригодными к военной службе считались более 1,145 млн человек.
На 2007г . численность Национальной армии Республики Молдова оценивается в 6,5 тыс. военнослужащих и 2 тыс. человек гражданского персонала. Она состоит из сухопутных войск и ВВС/ПВО. В боевом составе имеются:
- 1-я мотопехотная бригада (Бельцы): по штатам военного времени 1500 чел., в мирное время 785 человек;
- 2-я мотопехотная бригада «Штефан чел Маре» (Кишинев): по штатам военного времени 1600 чел., в мирное время 915 человек;
- 3-я мотопехотная бригада «Дачия» (Кагул): по штатам военного времени 1500 чел., в мирное время 612 человек;
- артиллерийская бригада «Прут» (Унгены) по штатам военного времени 1000 чел., в мирное время 381 человек;
- полк связи (Кишинев);
- батальон специального назначения «Фулджер» (Кишинев);
- инженерно-саперный батальон (Негрешты);
- батальон материально-технического обеспечения (Бельцы);
- батальон охраны и обслуживания Министерства обороны (Кишинев);
На вооружении ВС состоит (оценка 2007г.):
- БМД-1 и машины на их базе - более 50;
- БТР-60 (БТР-60ПБ и др.) - порядка 200;
- БТР-80 -11;
- БТР-Д -11;
- МТ-ЛБ – более 50;
- 2С9 «Нона-С» - 9;

152-мм пушки-гаубицы Д-20 – около 40;
- 152-мм пушки 2А36 «Гиацинт-Б» - 21;
- 122-мм гаубицы М-30 – 18;
- РСЗО 9П140 «Ураган» -11;
- 120-мм минометы М-120 – 60;
- 82-мм минометы разных типов -79;
- 100-мм противотанковые пушки МТ-12 «Рапира» - 45;
- самоходные ПУ 9П149 ПТРК «Штурм-С» -27;
- самоходные ПУ 9П148 ПТРК «Конкурс» -19;
- ПУ ПТРК «Фагот» -71;
- СПГ-9 «Копье» - порядка 140;
- ЗУ-23-2 – 32;
- 57-мм зенитные пушки С-60 – 12;
- ПЗРК «Стрела2», «Стрела-3» - примерно 120.
Численность личного состава ВВС и войск ПВО Национальной армии Республики Молдова 1,05 тыс. человек (2007г.). В боевом составе имеются:
- авиационная база «Дечебал» (Маркулешты): ок. 450 человек, 5 Ми-8 и 6 неиспользуемых истребителей МиГ-29. По состоянию на 2007 год на аэродроме в Маркулештах осталось 6 истребителей МиГ-29. Все в рабочем состоянии.
- отдельная смешанная авиационная эскадрилья (Кишинев): ок 200 человек, 5 Ан-2, 3 Ан-24 и Ан-26, 3 Ан-72, 5 PZL-104 «Вильга-35» и 1 Як-18Т, 3 Ми-8, 4 Ми-2;
- правительственное авиазвено: пассажирские самолеты Ту-134 и Як-42;
-зенитная ракетная бригада «Дмитрие Кантемир» (прикрывает Кишинев): 470 человек, 12 ПУ ЗРК С-200, 18 ПУ ЗРК С-75, 16 ПУ ЗРК С-125.

Положение на 2010 год
Согласно данным IISS The Military Balance на 2010 год Сухопутные войска Республики Молдова имели в своем распоряжении следующую технику:


Тип

Производство

Назначение

Количество

Примечания

Боевые машины пехоты

Бронетранспортёры

Реактивные системы залпового огня

Артиллерийские системы

Противотанковое вооружение

противотанковая пушка

зенитная установка калибра 23 мм

зенитная пушка калибра 57 мм

Войска ПВО практически обескровлены- системы ПВО списаны на 80 % по техническому состоянию и срокам службы, а также по причине низкой подготовки офицеров –ракетчиков, качества обучения в Военной Академии Молдовы и Военных академиях Румынии.
Такое же состояние наблюдается и авиации. Отсутствие летательных аппаратов, увольнение офицеров с опытом летной и летно-боевой работы привело к катастрофическому положению части. Летный учебный центр при Кишиневском аэродроме, не дает достаточно летной и боевой практики курсантам, на спортивных самолетах.
В настоящий момент штатная численность вооруженных сил Молдовы колеблется вокруг 15 тысячи человек. Из них Национальная Армия – 6 тысяч человек, погранвойска без учета штатных сотрудников СИБ – 3 500 человек, корпус карабинеров 5 тысяч человек. Департамент гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций – 1500 человек. В состав ВС входят также военно-обученный резерв Национальной Армии, пограничных войск, корпуса карабинеров и все военизированные формирования Департамента гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций.
Мобилизационные ресурсы из резерва, численностью около 300 тыс. человек не могут считаться боеспособными и подготовленными к мобилизации, ввиду его рассеянности по странам Европы и низком морально- психологическом состоянии.
После визита в январе 1999 году в Кишинёв генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. до 6,5 тыс. человек.
В дальнейшем именно НАТО будет инициатором различных вариантов «военных реформ» в Молдавии. Руководство НА и МО Молдовы, бездумно принявшие эти модели реформ, по сути снизили обороноспособность страны а армию довели до грани развала к 2011. Подобные действия говорят о грубом нарушении национальных интересов и обороноспособности страны, что подразумевает уголовную ответственность.

Личный состав и офицерские кадры
Избитое выражение- кадры решают все. Рассмотрим реальное а не парадное положение дел в этой области. Подготовка офицерских кадров для Национальной Армии в массовом порядке осуществляется в военном Колледже МО «Александру чел Бун» (в настоящее время Военная Академия). Многие военные кадры Молдовы готовятся в военных учебных заведениях за границей, в первую очередь в странах НАТО, это Румыния, единично Турция, Франция Великобритания, Германия, США и так далее. Более 250 человек проходили обучение в России, Украине и Белоруссии. Однако из-за недальновидности некоторых политиков Молдовы, в разное время военные кадры подвергались чисткам по политическим мотивам. До 2000 г. упор ставился на увольнение из рядов ВС советских офицеров, как носителей советского военного мышления, что не стыковалось с кадровой политикой НАТО. После 2000 г. пошла волна увольнения офицеров имеющих западное образование, на фоне румынофобских настроений В. Воронина. И в том и в другом случае это сильно ударило по морально-психологическому состоянию офицерства. Начиная 1992 и вплоть до 2010 в армии практикуется присвоение офицерских званий бывшим прапорщикам, по клановому и родственному признаку. Это дополнительно ударило по престижности офицерского звания, так как выходцы из этого военного сословия не обладали достаточными военными знаниями и военной культурой. Начиная с 1995 и вплоть до 2009 гг. молодые лейтенанты, выпускники разных учебных заведений массово увольняются с военной службы (до 80%), не видя перспектив ни материального ни карьерного роста. Практика показала, что выпускники румынских учебных заведений не обладают профессиональными навыками для начала карьеры. С 2004г. в армии вводится институт политической полиции преследующий инакомыслящих офицеров. Со сменой правящего класса 2009 институт политической полиции в лице Управления Информаций и Анализа (Военная Разведка МО) поменял вектор действия и продолжает чистку морального духа офицерства. Немаловажную роль в ослаблении морально-психологического состояния армии сыграла и Военная Прокуратура Молдавии. На основе мелких правонарушений многие боевые и грамотные офицеры были репрессированы по сфабрикованным делам, в то время как громкие преступления руководства МО остаются прикрытыми до настоящего времени (пример министра В. Маринуца- допустивший румынские спец. службы до литерных каналов связи МО). Военная реформа 2009-2010 проводимая Альянсом катастрофически сказалась на материальном положении и льготах военнослужащих по контракту. Отсутствие цельной, научно -обоснованной кадровой политики определяет низкое морально-психологическое состояние офицерских кадров.

Контакты с НАТО.

Первые консультации Республики Молдова с Североатлантическим альянсом имели место после принятия Декларации о независимости 20 декабря 1991 и после 1992 носят явно антироссийский акцент на фоне Приднестровского конфликта.
6 января 1994 года, на самом высоком уровне Североатлантического альянса была рассмотрена американская инициатива "Партнерство ради мира", и Президент Республики Молдова выразил личную заинтересованность в этом. 6 марта 1994 года, в Брюсселе Президент Республики Молдова и Генеральный секретарь НАТО, подписали соглашение "Партнерство ради мира". В целях координации более эффективной деятельности НАТО, 16 декабря 1997 года, были создана миссия НАТО в Республике Молдова.
В 1999 году был завершен проект по созданию информационной сети Академии наук с НАТО при финансовой поддержки "Информационная сеть политехнических сообщества" Политехнический университет Молдовы получили финансовую поддержку Альянса. В июне, при поддержке НАТО была создана Ассоциация RENAM с учебно-информационными целями. Таким образом, научные исследователи из Молдовы не только получили стипендии в Италии, Канаде и других странах, но и любые научные открытия стали подконтрольными США. Визит президента В. Воронина в штаб-квартиру НАТО 28 июня 2001 года был очередным еще одним шагом по подписанию нового Меморандума с НАТО, в области технического обеспечению и логистического сотрудничества.

2002 на межправительственном уровне принято решения о дислокации Центра Военной Разведки США (АНБ) на территории МО РМ. С этого момента не только ВС но и политическое руководство страны попадает под техническую и доктринарную зависимость от США. 3 октября 2007 года в Кишинёве прошла торжественная церемония открытия Центра информирования и документирования НАТО. Индивидуальный план действий партнёрства Молдавия-НАТО предусматривает реформирование всей системы безопасности и обороны страны на принципах НАТО и перевод Национальной армии Молдавии до 2010 года на стандарты Североатлантического альянса.

Заключение. Военный конфликт 1992 г., наспех подготовленный иностранными советниками и бездумно внедренный на практике молдавскими политиками, продолжает влиять на массовое сознание населения РМ, определяя регрессию военного института Молдавии. Постоянные военные реформы предлагаемые НАТО, привели вооруженные силы на грань распада, низкой боеготовности и ограниченной функциональности. Высшее руководство МО потеряло обратную связь с воинскими частями. Части практически не осознают значения руководства ГШ и МО. Отутсвтие продуманной кадровой политики МО на протяжении долгих лет привело к недопустимым злоупотреблениям в воспитании офицерских кадров. Нынешнее руководство МО, занятое политическими дефиле потеряло чувство реальности по отношению к младшему офицерскому составу и военнослужащим по контракту в целом. Значение социальных и психологических установок, как основа, сплоченности воинского организма, игнорируется. Бездумное и форсированное принятие чужеземных доктрин, без учета национальных психологических особенностей, привело общество в целом к сомнениям по поводу необходимости вооруженных сил. На данном этапе ВС Молдовы не способны выполнить ограниченные задачи по защите национальных интересов и как европейская военная сила может быть игнорирована. (За исключением ординарных, малозначительных и малочисленных операций в составе ООН или НАТО). Технологически и качественно, вооружение НА не обеспечивает темпов скоротечности современного боя. Морально психологическое состояние личного состава НА, карабинеров, полиции, низкое и не может служить основой для ведения боевых действий более 1 суток. Мобилизационные ресурсы практически не мобилизуемы из-за политической апатии. Молдова по сути находится на завершающем этапе присоединения к НАТО. Следующим прогнозируемым шагом Кишинева будет политическое заявление о том, что Молдова не может обеспечить национальную безопасность и демократические завоевания, вследствие чего Кишинев просит НАТО обеспечить необходимую оборону Молдовы. В дальнейшем именно слабые ВС Молдовы будут главным дестабилизирующим фактором в регионе. Именно коррумпированный западом политический класс Молдовы 1992-2011, привел обороноспособность страны в стадию неадекватности национальным угрозам. Именно политический класс Молдовы 1992-2011 является дестабилизирующим фактором в регионе. Появление третей, стабильной политической силы В Молдове, научно- доктринарно обоснованной, это всего лишь вопрос 2-3 лет. Те кто уже сегодня предлагают себя в Молдавии, в качестве третей политической силы –это мимикрия не заслуживающая внимания. Смутные времена Молдавии продолжатся до 2014 г. Любая возникшая пустота стремится быть заполненной……...

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Молдова является государством, по соседству с которым ведется вооруженный конфликт в Украине, располагая на своей территории иностранной армией РФ, а также неразрешенным вооруженным конфликтом в приднестровском регионе.

ZdG запросила у Министерства обороны информацию об обороноспособности Республики Молдова в этих условиях, но учреждение, однако, отказалось предоставить ответы на ряд вопросов, сославшись на государственную тайну, «несанкционированное разглашение которой может привести к нанесению ущерба интересам и/или государственной безопасности».

Для Министерства обороны (МО) государственной тайной является, в том числе, количество контрактников в Национальной армии или количество военных, покинувших вооруженные силы в последние годы. MО отказалось сообщить нам, сколько денег было выделено и израсходовано в течение последних пяти лет на боевую подготовку служащих Национальной армии, какой амуницией располагает Армия, какие закупки она осуществила в этой области за последние пять лет. «Вы не получили ответы на болезненные вопросы. То есть, в последние годы выделялись весьма несущественные суммы на боевую подготовку, из государственного бюджета не выделялись деньги на закупку амуниции, а сотни военных решили покинуть систему, некоторые из них уехали за рубеж, где условия лучше», – сообщил нам авторизованный источник, со ссылкой на ответ, полученный от властей.

Цифры и информация, которые МО посчитало необходимым нам раскрыть, не вызывают оптимизма. Около 554 миллионов леев составляет приблизительный бюджет МО на 2017 год. Хотя эта цифра почти на 5 миллионов больше, чем бюджет учреждения на 2016 год, она представляет лишь 0,40% от валового внутреннего продукта (ВВП) Республики Молдова, то есть меньше, чем в 2015 г. (0,41%) и в 2016 г. (0,42%). За последние три года сократилось количество военных учений, а также служащих, которые принимали в них участие: в стране или за границей. Если в 2015 году не менее 1504 служащих Национальной армии участвовали в 18 военных учениях, в 2016 году в подобных операциях были задействованы 1268 военнослужащих. В 2017, сообщает МО, в 16 военных учениях примет участие 1151 служащий Национальной армии.

Согласно информации, представленной МО, с октября 2016 года по январь 2017 года на обязательную воинскую службу Республики Молдова было зачислено до 3362 граждан, в том числе 1162 – в Войска карабинеров. Все сотрудники Национальной армии получают зарплату около 5027 леев (около 245 евро) в месяц. «Зарплата военных была увеличена в 2014 году, когда была введена надбавка, приведшая к росту доходов военных почти на 10%. В 2017 году была введена дополнительная выплата в размере 6,5%, которая не повлияла на доходы военных, поскольку это увеличение компенсировало сумму взносов, уплачиваемых военными в социальный фонд», – уточняет МО.

Ноль леев на боевую подготовку военнослужащих

Исследование, проведенное Независимым аналитическим центром Exert-Group в 2015 году, показывает, что в том году самую значимую часть оборонного бюджета составили расходы на персонал – около 62%, расходы на техническое обслуживание – 35%, а капитальные вложения – только 3% от оборонного бюджета. «Малый объем капитальных расходов указывает на отсутствие планов по закупке обмундирования, боевой техники и вооружения. Из презентации оборонного бюджета не ясно, какова доля расходов на подготовку воинских подразделений и наращивание национального оборонного потенциала, что, по сути, является основной задачей Национальной армии в мирное время», – уточняли авторы исследования. Сравнительный анализ оборонного бюджета, осуществленный экспертами, показывает, что военный бюджет Республики Молдова является одним из самых скромных в мире и самым незначительным по сравнению с нейтральными странами, соседними или сопоставимыми по размеру, как в абсолютном выражении, так и в процентном соотношении ВВП.

Данные, опубликованные на сайте МО за 2009-2013 гг., показывают, что государство выделило и, соответственно, потратило ноль леев (!) на боевую подготовку военных или на приобретение военной техники. При распределении бюджета на 2014-2015 годы эти категории вообще были удалены из отчета. И эти данные подтверждают то, что большая часть бюджета направлена на «содержание персонала». Согласно информации с сайта Агентства по государственным закупкам, в прошлом году Департамент снабжения Министерства обороны потратил миллионы леев только на топливо, на одежду для военных – около 4 миллионов леев, а несколько десятков миллионов были потрачены на приобретение продуктов питания и услуги воздушного транспорта.

Публичные данные показывают, что на балансе Национальной армии Республики Молдова находятся около 200 бронемашин, а военно-воздушные силы представлены шестью легкими самолетами и таким же количеством транспортных вертолетов. В то же время, Армия располагает противотанковыми ракетами – более сотни, артиллерийскими орудиями, минометами и реактивными системами залпового огня. В то время как в Республике Молдова нет ни одного танка, та же публичная информации демонстрирует, что в распоряжении армии приднестровского региона находятся около 20 танков, более 100 артиллерийских систем, 30 орудий, 107 бронемашин и не менее 15 летательных аппаратов. В 2015 году бюджет приднестровской армии составил около 18 миллионов евро, сравнимый с бюджетом Республики Молдова, без учета финансовой поддержки со стороны Российской Федерации.

Ляху: «В отличие от Республики Молдова, они не экономят на патронах»

Ион Ляху, бывший представитель Кишинева, в период с 2002 по 2013 гг., в Объединенной контрольной комиссии, структуре, сформированной из посланников Республики Молдова, приднестровского региона и России, осуществлявшей внедрение Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в регионе, подписанное нашей страной и Российской Федерацией 21 июля 1992 года, скептически относится к обороноспособности Республики Молдова в случае вооруженного конфликта с армией приднестровского региона.

«Посмотрите новости, которые постоянно там появляются. Не так давно мы все были свидетелями того, как они проводили показательные учения – пересечение бронемашинами реки Днестр. Это довольно сложное упражнение. В наличии должны быть машины, хорошо подготовленные экипажи. У них есть парашютисты. До недавнего времени их у них не было, но в последнее время, в течение последних 3-4 лет, у них появились подразделения парашютистов. Сколько их, я не знаю, но они есть. У нас они тоже есть, но, мне кажется, гораздо меньше, и, самое главное, их гораздо меньше готовят. В Приднестровской молдавской республике практически еженедельно выпускается информация о том, что то или иное подразделение проводит военные учения: снайперов, водителей бронемашин, специалистов по обращению с орудиями, танками. То есть, они постоянно в процессе подготовки. В дополнение к этому, самое главное, они постоянно проводят реальные стрельбы. В отличие от Республики Молдова, они не экономят на патронах. Мы вынуждены их покупать, они дорогие, и, естественно, стрельбы редки. Они их не покупают, их ими обеспечивает Россия. Сколько хотят – столько берут. Вот, в этом, я бы сказал, главное различие между приднестровскими и молдавскими вооруженными силами: у них нет нехватки в материалах, будь то оружие, различные устройства или топливо для машин», – уточняет Ляху.

Более оптимистичную позицию выражает военный эксперт Андрей Ковриг, бывший участник вооруженного конфликта на Днестре 1992 года. «Мы, когда говорим об армии с левобережья Днестра, говорим о сепаратистском режиме. Конечно же, мы способны сопротивляться. Это бесспорно. Другое дело, когда вмешиваются другие силы. Есть этот больной ребенок Европы – Российская Федерация – и у него очень большой потенциал. У них есть соответствующие структуры, которые могут быть заброшены на тысячи километров. Вот в этом состоит опасность», – говорит Ковриг. Игорь Кутие, начальник штаба Национальной армии, отказался обсуждать с нами заявления Иона Ляху, сказав, что он занят, и перенаправив нас в пресс-службу МО.

Шалару: «Нейтралитет стоит дорого»

«Они (приднестровцы, прим. ред.) получают дотации на армию от россиян, зарплаты они получают от россиян. Когда я сравнил бюджеты, они были почти идентичны, но если еще добавить всю помощь, которая поступает, оружие, амуницию, дополнительные зарплаты для офицеров и многое другое, тогда их бюджет будет значительно больше. И у них неограниченный доступ к оружию и амуниции», – подчеркивает Анатолий Шалару, последний министр обороны, занимавший данную должность в Республике Молдова. После его отстранения прошло уже три месяца, но правящая власть так и не назначило ему замену. «Республика Молдова не покупает военную технику, только получила ее от американцев. Почему она не покупает? Потому что считает, что не нуждается в армии. Таков менталитет граждан и власть имущих. Их не интересует, и они не думают регионально, глобально. Они думают сугубо локально», – отмечает бывший министр. Хотя она и не покупает военную технику, а обороноспособность страны вызывает много вопросов, власти из Кишинева, особенно, президент Игорь Додон, выступают против партнерства с НАТО.

«Нейтралитет стоит дорого. За высокомерие и глупость нужно платить. Нейтральные страны тратят на оборону в 5-6 раза больше, чем нормальная страна, которая является членом военного блока. Нам нужен зонт, и его нам может обеспечить только НАТО. Наш нейтралитет никем не признан. По сути, его не существует. Он существует только в Конституции. Нейтралитет – это не отношения между правительством и народом. Нейтралитет – это отношения между Республикой Молдова и остальным миром. Они либо признают нас, либо не признают. На сегодняшний день мы не отвечаем критериям, необходимым для признания нейтралитета, потому что на территории Молдовы находится российская армия. Если страна является нейтральной, на ее территории не должно быть иностранной армии, а у нас она есть. Поэтому, Молдова не может быть нейтральной, поскольку Россия не хочет этого», – заключает бывший министр.

Критически относительно положения дел в сфере обороны настроен и Виорел Чиботару, бывший министр обороны в период с февраля по июль 2015 года. «Мы видим, как деградирует все в рамках Министерства обороны. Мы видим, как на протяжении 2016-2017 гг. значительно снизились меры по укреплению обороны, количество учений, к которым в 2015 году был специальный подход, в том числе усиленная подготовка формирований. Я практически не вижу информации, касающейся учений на уровне бригады, на уровне батальонов в рамках Национальной армии. Есть информация о снижении уровня дисциплины в армии, об увеличении случаев недисциплинированности и неуставных ситуаций. Возросло количество заявлений об уходе из Национальной армии от молодых офицеров, что говорит об абсолютно негативистском подходе к феномену воинского учреждения. Существует полное разочарование среди офицеров Национальной армии, с которыми у меня была возможность пообщаться, что не может не беспокоить», – отмечает Чиботару.

Уже более года идет война на Востоке Украины. В последнее время усиленно ходят слухи, о том, что Россия может открыть "второй фронт" со стороны Преднистровья и захватить Одессу. Учитывая, что Украина запретила российский военный транзит в Молдову по своей территории, а так же заинтересованность России в дальнейшей дестабилизации Украины, эти слухи выглядят вполне правдоподобно. Ухудшает ситуацию, тотальное недовольство украинскими властями населения в целом и одесситов в частноти. Не понятно, как Порошенко надеется улучшить ситуацию назначив на должность Одесского губернатора Михаила Саакашвили, пользующегося у местного населения весьма противоречивой репутацией.
На этом фоне становиться очень важным Украинские отношения с Молдовой-- . Надо отдавать отчет, что Румыния наоборот заинтересована в ослаблении Украины и Молдовы, в целях последующей анексии правобережной Молдовы, а так же некоторых районов Украины--Букавины и Измаильского края. Которые до 1940 года входили в состав Румынского королевства, и где компактно проживают румыны в нескольких районах составляющие подавляющее большенство населения.

Давайте посмотрим что сейчас представляют собой вооруженные силы Молдовы.

Вооруженные силы комплектуются призывниками и добровольцами-контрактниками. Срок службы по призыву – 12 месяцев. Возраст призыва в армию – 18 лет, для добровольной службы – 17. Численность вооруженных сил – 6,5 тысячи военнослужащих и 2,3 тысячи гражданских лиц. Численность мужчин в возрасте от 16 до 49 лет годны к службе по состоянию здоровья около 875 тысяч. Ежегодно до 30 тысяч мужчин достигают призывного возраста. Число обученных резервистов – около 300 тысяч.
Бюджет военного ведомства
30,4 миллиона долларов в годо.
- 1-я мотопехотная бригада (Бельцы): по штатам военного времени 1500 чел., в мирное время 785 человек;
- 2-я мотопехотная бригада «Штефан чел Маре» (Кишинев): по штатам военного времени 1600 чел., в мирное время 915 человек;
- 3-я мотопехотная бригада «Дачия» (Кагул): по штатам военного времени 1500 чел., в мирное время 612 человек;

Каждая Мотопехотная бригада Нацармии Молдовы включает в себя управление и штаб, три мотопехотных батальона (на БМД-1, БТР или на автомобильной технике), гаубичный артиллерийский дивизион, противотанковый дивизион (одна–две батареи противотанковых пушек и батарея противотанковых управляемых ракет - ПТУР), дивизион противовоздушной обороны - батареи зенитных установок (ЗУ) 23-2 и переносных зенитно-ракетных комплексов, роты-разведки, связи, инженерно-саперную, химической защиты, ремонтную, материально-технического обеспечения, батарею артиллерийской разведки и связи; медицинский пункт, оркестр, полигон.

Артиллерийская бригада «Прут» (Унгены) по штатам военного времени 1000 чел., в мирное время 381 человек;
- полк связи (Кишинев);
- батальон специального назначения «Фулджер» (Кишинев, не путать с батальоном МВД): 321 человек в мирное время, состоит из роты специального назначения и парашютно-десантной роты.
- инженерно-саперный батальон (Негрешть);
- батальон материально-технического обеспечения (Бельцы)--65 человек;
- батальон охраны и обслуживания Министерства обороны (Кишинев);

Молдавские сухопутные войска имеют на вооружении

  • бронетехнику: 44 БМД-1, 9 БТР-Д, 55 бронированных тягачей МТ-ЛБ, 11 БТР-80, 91 TAB-71 (румынская модификация советского бронетранспортера БЕР-60), 43 американских джипа HMMWV.
  • артиллерийские системы: 11 РСЗО «Ураган», 9 120-мм САУ 2С9 «Нона-C», 31 152-мм пушка-гаубица Д-20, 21 152-мм пушка 2А36 «Гиацинт-Б», 17 122-мм гаубиц образца 1938 года (М-30), 7 120-мм американских минометов М120 и 52 американских 82-мм миномета.
  • противотанковое вооружение системы: 71 РТРК «Фагот», 19 9М113 «Конкурс», 27 ПТРК «Штурм», 138 СПГ-9, 36 100-мм противотанковых пушек МТ-12.
  • зенитное вооружение сухопутных войск 26 ЗУ-23-2 и 26 зенитными пушками калибра 57 миллиметров С-60.
Военно-воздушные силы Республики Молдова насчитывают 826 человек.
ВВС состоят из авиабазы «Дечебал» в Маркулешты и отдельной смешанной авиационной эскадрильи в Кишиневе, оснащенной только транспортными самолетами.
Имеют на вооружении шесть МиГ-29, требуют ремонта. В распоряжении ВВС есть транспортные 2 Ан-72, 1 Ан-26 и 1 Ан-2, а также вертолеты – восемь Ми-8МТВ-1 и Ми-8ПС, два Ми-2.

ВВС Молдовы включают в себя противовоздушную бригаду «Дмитрие Кантемир» (Кишинев). Она имеет на вооружении 12 ПУ ЗРК С-200, 18 С-75 и 16 С-125. В настоящее время боеспособными являются только 12 зенитных ракетных систем С-125.


Войска карабинеров МВД Молдовы подчиняются департаменту войск карабинеров. Он насчитывает пять тысяч человек.Внутренние войска состоят из командования войск, бригад (полков) и территориальных батальонов. Они располагают 19 единицами бронетехники.
В бригаде карабинеров специального назначения «Фулджер» (Кишинев) служат около тысячи человек и только военнослужащие-контрактники.

Еще в столице расположены военная академия Alexandru cel Bun и Центральный военный госпиталь.

Неподалеку от Кишинева, в селе Бачой, располагается База хранения и ремонта техники и вооружения Нацармии. В населенном пункте Негрешты дислоцирован инженерный батальон Codru. На военной базе в Унгенах, где ранее располагалась артиллерийская бригада Prut, теперь стоит дивизион 152-мм пушек 2А36 «Гиацинт-Б»: три артбатареи по шесть орудий в каждой (еще три «Гиацинта» постоянно находятся на полигоне «Бульбоака»). Здесь же содержится на хранении дивизион реактивных систем залпового огня (РСЗО) 9П140 «Ураган» - две батареи по четыре установки.

Основной полевой учебной базой армии является полигон «Бульбоака». Полигоны есть также в Бельцах, Кагуле и Данченах.


Пограничные войска Республики Молдова насчитывают 2,4 тысячи человек. Они подразделяются на Северное, Западное, Южное и Восточное региональные управления с восемью пограничными комендатурами и 65 пограничными заставами. Для патрулирования речных участков государственной границы используются два финских катера Finn Fighter, переданных морской пограничной охраной Латвии.


Дунайские силы Молдавии крайне малочисленны и имеют скорее символическое значение. Расположены в порту Джурджулешты. Имеют в своём распоряжении несколько невооруженных катеров различных типов и вспомогательных плавсредств.