СПП с придаточными обстоятельственными.doc - Конспект урока по русскому языку на тему " Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (9 класс, русский язык). СПП с придаточными обстоятельственными, их виды (конспект)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Конспект

урока русского языка по теме

«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

с аспектным анализом

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Класс: 9

Цели урока: образовательные:

Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;

Формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;

Развитие пунктуационных навыков;

Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

развивающие:

Развитие навыков монологической речи;

Развитие навыков парной и групповой работы;

Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Формирование умений анализировать полученную информацию;

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование: компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать - узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».

Ход урока

    1.Организационный момент.

Сегодня нас с вами ждет большая и интересная работа. Я прошу Вас помочь мне своими знаниями и активностью на уроке. В первой части урока мы будем работать с рабочими листами. Перед вами на партах лежат листочки «Мои достижения на уроке». Оцените свою готовность к уроку по пятибалльной шкале.

Кто оценил себя на «5»? На «4»? На «3»? Молодцы!

Ребята, вы проходите большую и сложную тему «Сложноподчиненное предложение» И начали знакомиться с видами придаточных. Давайте проверим, что известно вам по теории данного вопроса, используя прием «Верно-неверно». Я прошу вас взять рабочие листы, где на первой странице, вы отметите простым ответом да или нет верные и неверные утверждения. Работаем быстро, у вас 1,5 минуты. (Правильные ответы на слайде. Самопроверка)

2. Актуализация знаний

Я хочу загадать вам синтаксическую загадку. На слайде и в рабочих листах вы видите незаконченные предложения, скажите можно ли составить схему предложения и определить вид придаточного, если оно незакончено. Молодцы! Можно. Давайте попробуем это сделать.

Я желаю вам, чтобы….

День, который перевернет вашу жизнь, ….

Когда человек счастлив, он улыбается……

Кто догадался, что мы повторяли этим упражнением? Правильно, место придаточного в сложном предложении и виды придаточных предложений.

Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств.Стр.1 на рабочем листе

Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия ).

3. Изучение нового материала

Давайте проверим, насколько развита у вас память.

Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.

Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.

Ребята, а кто из вас догадался, как мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Наша задача – выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.

4.Работа с учебником Прочитайте материал на стр.278

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

- Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).

Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).

5.Первичное закрепление

1.Прием « Кластер».

Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). «Виды придаточных»Итак, СПП с придаточными обстоятельственными Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»

2. Путешествие по Ставропольскому краю (предложения об истории Ставропольского края)

П рочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными определительными

    в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными

    в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными

3.Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.Стр.4 на рабочем листе

4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.

1.Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)

2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин) (места)

3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). (цели)

4. Оттого я присмирел , что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)

6. Итог урока

Мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Перед вами схема. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.

Значения

Обстоятельства

в простом предл.


Придаточные

обстоятельственные

7. Домашнее задание .

Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.

8. Рефлексия

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету. ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Разработала учитель русского языка МБОУ СОШ № 7 г. Конаково Хицкова Ирина Николаевна

Цель: - получить понятие о СПП с придаточными обстоятельственными; - начать формировать умения определять типы обстоятельственных предложений; - совершенствовать пунктуационные навыки при употреблении СПП.

Ход урока:

    Сообщение цели. Повторение.
- Сегодня мы изучаем придаточные обстоятельственные, а какие-то виды придаточных вы уже знаете. Давайте вспомним их: 1) Какие три большие группы придаточных по значению мы выделяем? (опред, изъясн, обстоят) 2) Какие из них вам уже знакомы? (опред, изъясн) - Для того чтобы проверить ваши знания об этих придаточных и умение определять вид придаточного, небольшая проверочная работа. Задание: заполнить таблицу, анализируя предложенные предложения. № предложения
1 вариант: 1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое. 2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами. 3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие. 4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. № предложения
2 вариант: 1.Я догадывался, что брат привез мне. 2.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. 3.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать. 4.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор.
- После проверки сообщу оценки, но уже сейчас можете уяснить для себя, усвоили ли вы тему «Придаточные изъяснительные и определительные» или нет. (Проверка по проекции на экране)
- Для кого не составило труда определить вид придаточного? Молодцы, значит вы готовы к изучению нового. - А теперь скажите, пожалуйста, какой еще вопрос вы бы задали для более глубокого анализа данных предложений? (вопрос о средстве связи: союз или союзное слово) - А как отличить, союз или союзное слово перед нами?
    Новый материал.
А теперь мы готовы к изучению нового материала, записываем тему урока. - С какими второстепенными членами соотносятся придаточные обстоятельственные? - Следовательно, нам понадобится сегодня вспомнить кое-что об обстоятельствах. - См. на экран: на какие вопросы отвечают обстоятельства данных видов? Виды обстоятельств
- Замечательно, я вижу, что вам нетрудно будет сегодня запомнить информацию о придаточных обстоятельственных. - Давайте сравним информацию об обстоятельствах с информацией о придаточных обстоятельственных, см. учебник - Что бы вам хотелось отметить? (+ сравнения, уступки, следствия) - Есть случаи, в которых будет невозможно задать вопрос. Какие?
    Первичное закрепление.
Чтобы закрепить полученные о СПП с придаточными обстоятельственными знания, комментированное письмо. Задание : записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного. 1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (обр.дей) 2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. (места) 3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (места) 4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (услов) 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (услов) 6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (причин) 7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. (цели) 8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей. (цели) 9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. (уступки) 10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (след)
    Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа. Задание : записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.

Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.

Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели) 1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»
    Итоги урока
См. на схемы и определяем вид придаточного обстоятельственного (не глядя в учебник). На экране появляются поочередно схемы. , (когда…). - образа действия и степени , (где…). - места , когда(). - времени , если(). - условия , потому что(). - причины , чтобы(). - цели , словно(). - сравнения , хотя(). - уступки , так что(). - следствия
    Д\З упр.по учебнику или составляем текст, аналогичный представленному в самостоятельной работе.

Открытый урок
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
(9 класс)
Цель: усвоение знаний СПП с придаточным обстоятельственными.
Задачи урока: практические
­ уметь находить придаточные обстоятельственные в СПП,
­ отрабатывать навык постановки знаков препинания,
­составлять схемы предложений со всеми видами придаточных,
­совершенствовать монологическую и диалогическую речь,
­повторить опознавательные признаки сложного предложения, закрепить знания по
разделам «Фонетика», «Орфография», «Синтаксис».
Ход урока.
1.Организационный момент.
I. Слово учителя. Мотивация.
Мне бы хотелось, чтобы эпиграфом к нашему уроку стал афоризм: «Берите полной
пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего –
мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь
практическими делами». Но чтобы добиться целей, поставленных перед собой, каждому из
нас необходима уверенность. Послушайте мудрую притчу «Всё в твоих руках» и сделайте
для себя вывод.
Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в котором жил великий
мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в
городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы
мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее
между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу­ка я у мудреца: скажи, мудрейший,
какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я
сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и
бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о,
мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был
умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”
– Друзья, все в ваших руках!
2Фонетико­орфографическая разминка. «Я выбираю…»
Загляни, как Пушкин встарь, в толковый и орфографический словарь…
(«Своя игра»)
Раздел
русского
языка
фонетика
орфографи
я
синтаксис
Цель разминки: повторить и закрепить знания учащихся, усвоенные при изучении
разделов: фонетика, орфография, синтаксис.
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
3
3
5
5
5

Методика проведения: ученик выбирает раздел и оценку, которую хочет получить за это
задание. Продолжительность ответа 1минута. (Оценка заносится в рабочий лист
ученика. За урок будет выставлена оценка – средний балл за все задания на уроке)
Задание по фонетике.
«3»­1.Сколько букв и звуков в слове сильдерей (9 букв,8 звуков)
2.Назовите мягкие согласные в слове Татьяна.(Т, Й)
3.Сделайте транскрипцию слова солнце.
«4»­1.Сколько букв и звуков в слове считалка (8 букв, 7 звуков)
2.Дайте характеристику первого звука в слове ель (Й­согл,мяг, непарн, зв, непарн)
3.Дайте характеристику первого звука в слове щука (щ­согл, мягк, непарн,
глух,непарн)
«5»­1.Назовите только твердые непарные звуки (ш, ц,ж)
2.В каком слове букв больше, чем звуков (короткий, воробьи, ширина, свет, дума)
3.Составьте схему « Звуки русского языка»
Задание по орфографии.
«3»­1. Объясните правописание корня слова прикасаться.
2. Объясните правописание корня слова прорастать.
3.Почему и какая пишется в словах приставка: пришел, прибежал, приехал.
«4»­1.Найдите слово, в корне которого после шипящей пишется о (пережевывать,
жесткий, обжора, пшенный, печенка)
2.Найдите слово, в котором в суффиксе пишется одна н (стеклянный, временный,
оловянный, бессмысленный, шерстяной).
3.Найдите слово, в котором пишется после ц буква ы (цилиндр, цинга, циклоп, на
цыпочках, цифра)
«5»1. Найдите слово, в котором нет двойной согласной –с­ (режиссер, ассоциация,
профессия, компромиссы, ресурсы)
2.Найдите слово, которое пишется слитно (пол­Европы, пол­лимона, полуоборот,
пол­России, пол­апельсина)
3.Объясните все орфограммы в слове перевоплотиться. Перевоплощение Плотничанье
Плотный Уплотнение
Задания по синтаксису.
«3»­1.Тип односоставного предложения. На фабрике изготовляют детские игрушки.
(неопр.­личн)
2. Тип односоставного предложения. Почему не идешь отдыхать?(опред.­личн)
3.Чем осложнено предложение Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности.
«4»­1.Дайте определение СПП с придаточным определительным.
2.Дайте определение СПП с придаточным изъяснительным.
3.Укажите вид связи в словосочетании ветка рябины (управ), лист клена, ремень
солдата.(управ)
«5» 1.Укажите в каком словосочетании вид связи примыкание (летел над пропастью,
почуял снег, плетется рысью (примык.), его лошадка, растущий организм)
2.Определите вид придаточного. Картина, которую я вижу перед собой, напоминает
мне детство.(опред)
3.Определите вид придаточного На той березе, которая росла возле дома, мы
прибили скворечник.(опред)
3.Актуализация знаний.
Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали?
Предложение
ПП
ССП
СПП
СП
БСП

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных
предложений?
Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение –
согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление –
СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство (не показываю) – примыкание –
СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)
4. Продолжи предложения. Составь сложные предложения по началу, схемы,
определи вид придаточных.
Я желаю вам чтобы……
Пусть будет у вас день который…..
Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать:
чем оно интересно?
Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во
двор очень увлечённо поиграть в футбол.
в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)
вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)
несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)
во двор ­ обстоятельство места (куда? в какое место?)
поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)
увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)
5. Формулировка темы и цели урока.
А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы
уроков, «включите ассоциации» и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.
Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?
Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.
3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор
зависит от вопроса)
Выдвижение гипотезы
Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?
Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы
обстоятельств.
Проверка гипотезы.
Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.
Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (ученики у доски)
Когда солнце село, птицы продолжали петь. (времени)

Если я приду домой пораньше, я успею поиграть. (условия) с и с. с обратиться к учебнику
Лев рявкнул так громко (как громко? до какой степени громко?), что все вздрогнули.
(степени)
Он бежал так, (как?) как раньше не бегал (образа действия)с. с как
Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы(места)
Лампа заслонена бумажным щитом, (зачем? С какой целью), чтобы свет не разбудил
Серёжу (цели)
Обоз тронулся с места рано, (почему?) потому что было нежарко (причины)
Виды обстоятельств
образа действия или степени
места
времени
условия
причины
цели
Вопросы
как? каким образом?
где? куда? откуда?
когда?
при каких условиях?
почему
зачем?
Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)
Сделайте вывод:
­ придаточных обстоятельственных, вероятно, так же много, как и обстоятельств, и
отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства:
ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;
­ придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи
союзов и союзных слов;
­ придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после
главного и в середине главного предложения;
Давайте обратимся к учебнику стр.
6.Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.
Задание: записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного.
Самопроверка.
Весна.
Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут
ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на
весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от
зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся
красотой родной природы.
Весна.
Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело
бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если
посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда
просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди
приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1­2 ош – «4», 3­5 ош – «3», 6 и более – «2»
2) Запись предложения.
Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть­чуть,
потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.
­ Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)
Задания (подготовка к ОГЭ)

­ Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)
­ Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый
сделает, потратит, приложит)
­ Сделать схему предложения , (если).
­ Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление»,
«примыкание» (например, наши души, потратит минуту,)
3) Дифференцированная работа.
А) Творческая работа в парах.
Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким
образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными.
4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ).
1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
2) Среди предложений 1­3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
времени
1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что­то делать, там меня тормошили
ребята, вместе с ними - хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках
- paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по
деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов
к тому, чтобы жить среди чужих людей.
3) Среди предложений 1­7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
цели
(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в
тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не
попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать,
как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку,
чтобы Овцов споткнулся.
4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

– Спасибо,(1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали
в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы
остановиться у Вас на неделю?
– Нет,(6) нет,(7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(8) потому что у меня совсем
маленькая квартира.
5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых
четверостиший,(3) Ваня страдал.
Взаимопроверка
Ключ Слайд № 13
1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3
Работа с текстом. Выразительное чтение текста

(1)И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий
язык. (2)В нем вся она - наша Россия. (3)В нем все дары ее: и ширь неограниченных
возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и
размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
(4)Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному, и
потому властен все выразить, изобразить и передать.
(6)В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нем
ласковые шорохи и хрусты. (8)В нем травяные шелесты и вздохи. (9)В нем клекот, и грай, и
свист, и щебет птичий. (10)В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и
плески чуть слышные. (11)В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон
человеческий, и зерцало божественных видений…
(12) Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой,
честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем
целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, кажется, что это звучат сами
именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. (13)А
когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, то водворяется молчание,
насыщенное высказанными несказанностями…
(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепетного, рождающегося
предчувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств.
(18)Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский народ,
создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую
зовет его - его язык…
(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его - в его
звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего
правописания. (22)Не любить его, не блюсти его - значит не любить и не блюсти нашу
Родину.
1. Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения связаны общей
темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически.
Материал изложен последовательно, логически связан.
2. Определите тему, идею (основную мысль) текста (Тема текста – Россия нам в дар
дала дивный, могучий, поющий язык;
основная мысль ­ носители русского языка должны достигнуть душевно и духовно
той высоты, на которую его зовет – его язык…)
3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ
(Стиль речи публицистический, в текста явно проступает авторская позиция. И.А.Ильин
поднимает важную проблему бережного отношения к русскому языку. Речь автора
призывная, эмоциональная. Для характеристики русского языка используются синонимы –
выразить, изобразить, передать; речевые повторы, обратный порядок слов (« И еще еще
один дар дала нам наша Россия…»); лексику высокого стиля – «покорен и властен»,
«зерцало божественных видений», « в ризах его органически выросшего правописания»…
Синтаксический строй текста характеризуется использованием рядов однородных членов
«В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи», многосоюзием «В
нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий», синтаксическим параллелизмом «Язык
трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык
парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов», неполными
предложениями).
4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

(Эпитеты: наш дивный, наш могучий, наш поющий язык; метафоры: ризах его
правописания; олицетворения: травянистые вздохи…)
7. Итоги урока.
Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными
или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8­9
сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Этап рефлексии.
В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок
самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые
считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи.
Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к предстоящим
экзаменам в 9 классе
«Знаю», «умею» ­ это 1 балл,
«нет», «не уверен» ­ 0 баллов.
Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат.
Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы
обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Знание теоретического материала: ___________
Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________
Умение конструировать СПП: ____________
Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________
Умение работать с текстом: _____________
­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Оценка

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Составила: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШДС № 15 Довалева Е.И.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Цели:

а) закрепление, обобщение и систематизация изученного об изъяснительных и определительных видах придаточных в СПП

б) развитие общих и специальных умений и навыков грамотного письма, нахождение СПП в речи (письменной и устной), различие типов СПП

в) воспитание культуры речи с использованием СПП

г) совершенствование пунктуационных навыков

Вид урока:

Урок усвоения новых знаний

Оборудование:

Доска, мел, учебники, тетради, тексты, папки с раздаточным материалом, таблицы

Мотивация деятельности учащихся и учителя:

Использовать полученные знания (информацию) для развития собственных идей и формирования словарного запаса

ХОД УРОКА

I . Орг.момент

II. Введение Краткое сообщение, предваряющее тему. Вопрос о том, какая тема пройдена. Зачем? С какой целью?

Сегодня мы продолжаем изучать тему СПП, нам предстоит закрепить имеющиеся знания по данной теме, ознакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными. В ходе урока мы будем учиться находить виды СПП, на примере практической части урока увидим роль СПП в речи. При изучении темы будут использованы схемы, таблицы, с помощью которых, я думаю, тема станет еще более понятной. Итогом темы будет т/а. Каждый этап работы будет соответствовать принципам активного обучения: введению, вовлечению, основной сути, обратной связи. Не забываем, что обратная связь - это основной этап урока.

Итак, первый этап - словарная работа .

Какой корень в этих словах? Корень чин мы встречаем в слове «сочинение». Поработаем над лексическим значением слова. Обратимся к словарю Даля.

Сочинение - «вид творческой, письменной или устной работы», но это слово имеет и другое значение.

Сочинение - это соединение нескольких слов или частей предложения на основе их грамматической равноправности.

Приставка под- употребляется чаще всего при образовании существительных или прилагательных со значением «находящийся в чьем-либо ведении, подчиняющийся кому-либо» (подотчетный, подшефный и др.)

II этап урока. Основная суть. Диалог с учащимися о СПП в форме устного опроса с помощью схем.

Переходим к основной сути нашего урока. Суть его в устном опросе, который пройдет с помощью схем.

Вопросы классу:

  • Давайте вспомним, что называется сложным предложением? Попытайтесь сформулировать определение, используя определительные придаточные, на какие виды делится сложное предложение? (работа с таблицей в папке)
  • Дайте определение, чем отличается ССП от СПП?
  • Дайте определение СПП предложению, пример.
  • Расскажите о структуре СПП.
  • Перечислите средства связи в СПП.
  • Назовите виды придаточных, которые мы изучили на предыдущих уроках.

Закрепим практически усвоенные знания. Изобразите графически 2 вида придаточных ранее изученных.

[ х ], (что) - изъяснительное

[ х ], (какой) - определительное.

Приведите примеры, соответствующие схемам.

Коллективная работа с текстом.

III этап урока. Переходим к 3 этапу нашей работы - вовлечению.

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (образа действия и степени, места, времени, причины, условия, цели).

На какие вопросы они отвечают? Проведем сопоставительный анализ видов обстоятельств и видов обстоятельственных придаточных.

Обратите внимание на таблицу обстоятельственных придаточных, на вопросы, средства связи главного с придаточным предложением в СПП (при помощи союзов и союзных слов).

Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств (уступит., следствия, присоединительные).

Вывод: подобно тому, как в простом предложении есть главные и второстепенные члены: определения, дополнения, обстоятельства, в СПП могут быть 3 основных вида придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Они отвечают на те же вопросы, что и соответствующие второстепенные члены предложения в простом.

IV Следующий этап урока - обратная связь.

Переходим к практической части урока. Пользуясь таблицей, мы попробуем определить вид придаточных обстоятельственных предложений. Начертим их схемы.

Объяснительный диктант

Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

(Когда -- ====), [-- ====] – обст. времени.

Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.

[-- ==== указ. сл.], (где -- ====) – обст. места.

Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.

[-- ====], (чтоб ====) – обст. цели.

Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.

[-- ====], (что ====) – обст. степени.

Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.

[-- ====], (словно -- ==== и ====) – обст. сравнит.

Обратите внимание на средства связи главного с придаточным предложением в диктанте (союз).

А при помощи еще какого средства соединяется главное с придаточным предложением в СПП? (союзное слово)

Давайте усложним задание.

По методу Т.Я.Фроловой сделаем сопоставительный анализ записанных предложений.

Задание следующее: начертить схемы, указать различие в строении и в значении этих предложений.

[Он почувствовал себя по-настоящему счастливым в тот день], (когда вернулся в родной город). [-- ==== указ. слово тот + сущ.], когда (====).

Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда вернулся в родной город.

[-- ====], (когда ====) – придат. времени

Чем отличаются эти предложения? Сделаем вывод.

Вывод: По сути дела, это одинаковые по смыслу предложения, только в одном случае, когда - союзное слово, а во втором - подчинительный союз.

ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Слово учителя. Оценка уровня достижений учащихся.

Сегодня мы продолжали изучать большую и сложную тему. Итогом темы будет т/а. Она важна и интересна. Важность в том, что без таких предложений речь была бы некрасивой, невыразительной, неэмоциональной. Мы в данном случае выглядели бы не лучшим образом.

Домашнее задание: Учебник, стр. 50-51, упр. 107.

3. Как вы думаете, почему именно такие предложения используют для формулировки заданий?

IV Обратная связь.

Возьмите свои учебники по другим предметам. Обращали ли вы внимание, что задания в них формулируются односоставными предложениями?

Выпишите несколько заданий из разных учебников. Выделите грамматические основы в выписанных предложениях.

Укажите, какие предложения используют в формулировках заданий по другим предметам?

Таким образом, мы убедились, что односоставные предложения - предложения с точной и лаконичной информацией; увидели на примерах, что они широко используются в алгебре, геометрии, физике, их любят поэты. И тем самым достигли цели урока. А помог нам в этом учебник.

Слово учителя. Книга, лежащая перед вами, необходима не только в школе, она пригодится и в дальнейшем, когда потребуется найти ответ на какой-либо вопрос, связанный с русской речью, русским языком. Берегите эту книгу, ведь она станет вашим добрым другом и советчиком на долгие годы.


____________________________________________

СПП с придаточными обстоятельственными

Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить рас­ставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.

Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».

Ход урока

Проверка домашнего задания

Рассказать, в чем разница между придаточными изъяснитель­ными и придаточными определительными.

Повторение ранее изученного материала Осложненное списывание

Списать, расставить знаки препинания, определить вид при­даточных.

Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чу­ковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.

Какого вида придаточных вы не встретили в данном упраж­нении? (Обстоятельственных.)

Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоя­тельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сооб­щается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)

Распределительный диктант

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)

Ключи к диктанту:

С придаточным цели;

Уступки;

Времени;

Образа действия и степени;

Условия;

Причины;

Сравнительные;

Следствия.

Самостоятельная работа

Вариант I

Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Опреде­лите вид придаточного в каждом случае.

[...], (когда...).

(Пока...), [...].

[..., (когда...),...].

[... сущ.], (когда...).

[..„(куда...), ...].

[... глаг.], (когда...).

Вариант II

Составьте и запишите СПП, соответствующие данной синтак­сической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.

[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III

Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...

Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант

Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.

Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим вне­запно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы по­дождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заме­тил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и вос­торга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)

IV. Итоги урока

Домашнее задание

Используя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).


Дьяченко Марина Гаврииловна