Какие согласные относятся к шипящим. Парные и непарные согласные звуки. Шумные согласные звуки

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква - это то, что мы пишем и видим, а звук - это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них - это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков , которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.
  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ - только мягкими.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности . Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , [‘zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь» , например:

  • мужь;
  • нессши;
  • часъ;
  • уюти и пр.

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

  • тревожь;
  • шить;
  • рожь и т. д.

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями . Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие - мягкими.

Работа со скороговорками

Скороговорки - это отличная разминка для детей , которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Видео

Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

1. Прочитай.

Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

(И. Эренбург)

  • Каким назван дождик? Почему?
  • Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.

2. Назови предметы.

  • Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
  • Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие - мягкие?

Страничка для любознательных

Шипящие

Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].

(В. Иванова)

3. Прочитай.

      У ежа ежата, а у ужа ужата.
      Смешные шутки у Саши и Мишутки.

  • Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
  • Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.

4. Прочитай.

      Два щенка щека к щеке
      щиплют щётку в уголке.

      У четырёх черепашек
      по четыре черепашонка.

  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
  • Как звучат звуки [щ"] и [ч"]: твёрдо или мягко?
  • Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.

5. Прочитай. Когда так говорят?

      Хорошая работа два века живёт.
      Работе время, потехе час.

  • Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

рабо́та

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.

6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.

  • Какой предмет мы называем словом карандаш ? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш ?

Тема урока «Шипящие согласные звуки».

Цели: проводить наблюдения над особенностью произношения шипящих звуков; формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами; учить работать с текстом; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

    создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);

    содействовать формированию навыков грамотного письма;

    развивать у учащихся связную устную и письменную речь.

    привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Ход урока:

    Организационный момент.

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем свой урок.

Мы с русским языком идём в дорогу.

А настроение хорошее берём в подмогу.

Настроение каково?

ВО-О-О!

Слайд 1.

Дети, сегодня нас ждёт необыкновенное путешествие в страну мультипликации. Мы оказались на чудесной сказочной поляне. Где же мы?

Слайд 2

Нарисована страна
Милых кругленьких зверьков
Из конца в конец она
В тыщу кроличьих прыжков.

Так к кому в гости мы попали?

Правильно. Нас пригласили к себе Смешарики. (Слайд3 )

    Актуализация знаний.

Итак, начинаем путешествие.

Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош! (Слайд4)

Ребята, Крош любит шутить, он такой весельчак. Спрятал тему нашего урока, зашифровал её. Давайте поиграем с Крошем в его игру. (Слайд5)

На доске предложения:

    Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Волки рыщут, пищу ищут.

Как называются эти предложения?

Как читают скороговорки?

Давайте произнесём сначала медленно, а потом быстро.

Трудно было произносить? Кто догадался, какие звуки учат произносить эти скороговорки?

    Целеполагание

Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? (Слайд 6) (Шипящие согласные звуки)

Какие цели поставим? (Научиться правильно произносить шипящие согласные; научиться различать их в словах)

Познавательная задача урока: что такое шипящие согласные звуки.

(Слайд7)

    Работа по теме урока.

1. Организация восприятия и осмысление новой информации, то есть усвоение исходных данных .

    1. Работа по учебнику.

Упр. 1 (с. 104)

Прочитайте.

О чём этот текст?

Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

Все встанем. Представили себя воздушным шариком . Начинаем сдуваться, издаём звук. А теперь мы – жуки . Пожужжали. Какие звуки мы произносили? Твердые они или мягкие?( Слайд 8, 9)

2.Первичная проверка понимания. Слайд 10

Эти задания придумал для вас Ёжик.

Слайд 11

Работа со скороговорками . (Одну списать в тетрадь , подчеркнув буквы, которыми обозначены шипящие звуки. )

Слайд 12

Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!

Она, действительно, очень любит читать книги. И вот однажды она читала своё любимое стихотворение, а бабочки играя, прикрыли несколько слов в нём. Давайте прочитаем этот отрывок и вставим нужные слова. Слайд13-16

Молодцы! Вы справились. Как довольна вашими ответами Нюша.

    Физкультминутка.( Слайд17 )Совунья предлагает вам отдохнуть. Она любит организовывать утреннюю зарядку. Её девиз - «Даешь здоровый и веселый образ жизни!» (Музыкальная физкультминутка)

А мы идём в следующий дом.

    Продолжение работы по теме урока.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.

VIII . Словарная работа. Слайд18

Вот ещё мы видим домик,
И сердечко на двери,
А внутри полно бумаги,
На бумаге той стихи.
Он романтик, он мечтатель,
Он боится высоты
Гор он ярый созерцатель,
С Нюшей- музой красоты.
Чтобы было вдохновенье,
Совершит крутой вираж,
Что же это за творенье?
Ну конечно же – Бараш.

Бараш предлагает вам пословицу. Прочитай её .

Слайд19

    Знакомство с новым словом.

Всякая работа легка, коли с охотой ее делаешь.

Сколько в слове слогов?

Какой ударный?

Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

Разделите слово для переноса.

Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

2. Работа по развитию речи.

Устно- составить предложение с новым словарным словом.

3. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Слайд 20 .

В этом доме пахнет мёдом,

Вокруг дома огород.

Не знакомый с гололёдом,

Танцор диско в нём живёт.

Лучше нету землеведа,

Он талантлив там и тут

Добродушного медведя

Все Копатычем зовут.

Копатыч очень деятельный медведь, трудолюбивый, щедрый. Он очень любит своих друзей и с их помощью надеется проверить ваши знания о шипящих согласных.

Работа в парах. Слайд 21 .

В этой сказочной стране все дружат, помогают друг другу в трудные минуты, вместе радуются и вместе грустят. А ведь это здорово, когда у тебя есть друзья.

Задание: восстановить стихотворение. Подчеркнуть шипящие. Придумать название к стихотворению.

1 .Утром дед спросил у внучки

Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

Я не белоручка! (7 шипящих)

2 .День пришёл весенний дружный.

Выбегаю на крыльцо.

Солнце в небе, солнце в луже.

Оба светят мне в лицо. (3 шипящих)

3 . Щука проглотила щётку,

Щётка ей щекочет глотку.

Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?(5 шипящих)

Слайд 22

Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус.

Ну конечно же – Лосяш!

Посмотрите, ребята, сколько книг. Лосяш их все перечитал. Он знает много чего интересного. А для вас он приготовил такое задание.

Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими согласными

Игра «Чёрное-белое»

Слайд 24 .

Пин приготовил для вас ребусы .

Он из груды металла может собрать все, что угодно, и это «все, что угодно» будет как угодно работать. Результат предугадать практически невозможно. Но для него главное не результат, а процесс. Слайды 25-27 .

IX . Рефлексия . Слайд 28.

Закончите предложения:

На уроке я узнал …

Самое интересное задание было …

Затруднение у меня вызвало …

Я могу себя похвалить за …

X . Подведение итогов урока.

Слайд 29 .

Смешарикам очень понравилась ваша работа на уроке, и они приготовили для вас подарки. Это раскраски с героями любимого мультфильма.

Но перед вручением они хотели бы ещё раз услышать о шипящих звуках:

Какие согласные звуки называются шипящими?

Сколько их?

На какие группы делятся шипящие?

Вот мы всех зверят узнали,
Круглых, словно шарики,
И скажите нам в финале,
Их зовут Смешарики! Перечислите всех смешариков в чьих именах есть шипящие звуки. (Крош, Ёжик, Нюша, Бараш, Лосяш, Кар-Карыч, Копатыч) Слайд 30

Детям вручают подарки-раскраски от Смешариков.

Какое настроение у вас в конце урока? (Слайд 31) .

Спасибо за урок!
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

Коровы - пищат

сороки - трещат

мыши - летают,

медведи - мычат,

петухи - пасутся,

дятлы – стучат,

рычат,

спят



В русском языке согласные буквы имеют несколько классификаций. Разберем их отдельно.

Твердые и мягкие, парные, непарные

Все буквы русского алфавита, кроме гласных (а, о,у, э, ы, е, ю, я, ё, и), а также твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков являются согласными. Только согласные звуки могут делиться на мягкие и твердые.

Например, {б}–{б´}: болт-бита, {д}–{д´}: дуб – дело. В первом случае согласный звук твердый, во втором - мягкий.

По твердости-мягкости согласные составляют пары. Таких пар получается 15. Не имеют пару согласные – {ц}, {ж}, {ш}, {ч}, {щ}, {й}. Их в связи с этим называют непарными.

Среди непарных 4 согласные при произношении шипят, то есть являются шипящими. Это – {ж}, {ш}, {щ}, {ч}. При этом {ш} и {ж} всегда твердые, а {щ} и {ч} всегда мягкие. Это нужно просто запомнить.

Таким образом, {ш} и {ж} являются твердыми непарными шипящими согласными звуками.

Особенности употребления «ж» и «ш» в словах

Итак, рассмотрим каким образом эти звуки проявляют себя в словах. Произведем звукобуквенный разбор.

Шорты – {ш о р т ы}. Здесь звук {ш} стоит рядом со звуком {о}. Сомнений в произношении и написании не возникает.

Шёпот – {ш о п а т}. Так как звук {ш} всегда твердый, звук {е} не способен его смягчить, как, например в слове «дети», где {д´} становится мягким. Сомнения возникают при выборе между «ё» и «о». В данном случае для проверки написания подбираем однокоренное слово с «ё» или «е» (шептать).

Что касается звука {ж}, то здесь действует то же правило. Только следует различать корни – жёг и –жог. Для выбора правильного написания обращаемся к контексту.

Например, «Петя ожёг руку». В данном контексте имеется в виду, действие. «Ожёг» - это глагол, поэтому пишется «ё». «У отца был сильный ожог». Тут слово «ожог» - это существительное и пишется оно с «о».

Еще одно правило: «жи-ши всегда пишем через И». Имеется в виду, что после «ж» и «ш» не может писаться «ы». А в целом исключения составляют:

  • иноязычные слова (фишю, жюри);
  • иноязычные имена (Жюль);
  • аббревиатуры (межюрбюро).

В русском языке существует четыре буквы, именуемые шипящими. Это «ж», «ш», «ч», «щ». Существует целый ряд орфографических правил, которые предписывают выбор букв, следующих за шипящими.

Инструкция

  • Шипящими правильнее было бы назвать звуки, а не буквы. Но поскольку буквы используются для записи звуков, то и их называют шипящими. В русском языке таких букв четыре. Это «ж», «ш», «ч», «щ».
  • Иногда к шипящим относят и букву «ц». Но звук [ц] шипящим не является. Хотя если посмотреть правила русской орфографии, то буква «ц» требует к себе столь же внимания, как и вышеупомянутые.
  • Вспомните самые первые правила правописания, которые изучали еще в первом классе. Да, именно с «жи-ши» и «ча-ща» обычно начинается обучение русской грамоте. В последующих классах на уроках русского языка учащимся приходится изучать много правил, в том числе и касающихся правописания слов с шипящими.
  • Одно из таких правил – написание мягкого знака («ь») после шипящих. Так в именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак «ь» не пишется («шалаш», «мяч», «плащ»), а в существительных женского рода – обязательно присутствует («ложь», «мышь», «ночь»). Наречия, оканчивающиеся на шипящий обязательно имеют на конце «ь», кроме слов «уж», «замуж», «невтерпеж». Глаголы во II лице также пишутся с «ь» («читаешь», «умываешься»).
  • Еще одно правило касается выбора букв «о» или «е» («ё»). В окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и «ц» под ударением пишется «о», а в безударной позиции – «е». Например: «плющом», но «овощем»; «крыльцо», но «на крыльце», «большого», но «хорошего». В таких словах, как «пастушок», «зайчонок», «книжонка», обязательно после шипящего пишется «о».
  • А вот в глагольных окончаниях и суффиксах хотя и слышится «о», пишется «е» («ё»): «печет», «выкорчевывать».
  • Будьте всегда внимательны, когда встречаете на письме буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и отчасти «ц». Помните о тех правилах, которые говорят о выборе следующих за шипящими букв.