Дикие и домашние животные. Урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные Прилагаемый готовый раздаточный материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яркополенская ОШ» Кировского района Республики Крым

Конспект открытого урока

по окружающему миру

на тему: «Животный мир.

Животные – часть живой природы.

Дикие и домашние животные»

2 класс

Составила: учитель начальных классов

Станиславская Валентина Николаевна

с. Яркое Поле, 2016 г.

Тема. «Животный мир. Животные – часть живой природы. Дикие и домашние животные»

Цели и задачи урока:

1.Формировать понятия о животном мире, о том, животные – часть живой природы, о существовании диких и домашних животных, умение различать их.

2. Воспитывать уважение к окружающей природе, а именно к животному миру, домашним и диким животным, любовь и бережное отношение к ним.

3. Развивать наблюдательность, умение делать логические выводы на основе различных источников информации, собственного опыта наблюдений.

Тип урока:

    По дидактическим целям - урок усвоения и комплексного применения знаний.

    По форме проведения – урок-исследование.

Понятия: животный мир, дикие животные, домашние животные.

Приёмы и методы: словесные (объяснения, диалог, монолог); наглядные (таблицы, демонстративно-наглядные пособия)

Оборудование: таблицы с изображением домашних и диких животных, дидактических материал, экран, ноутбук, мультфильм.

.Структура урока

1.Орг. момент (0,5 мин.)

2. Целеполагание (1 мин.)

3. Актуализация опорных знаний (7-8 мин.)

4. Введение в тему (5 мин.)

5. Изучение нового материала (18 мин.)

6. Закрепление (2 мин.)

7. Практическая работа (исследование) (8 мин.)

8. Обобщение изученного (2,5 мин.)

9. Комментированное оценивание (1,5 мин.)

10 Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока.

    Приветствие.

Здравствуйте, дети.

    Целеполагание. Проблемный вопрос:

Отгадайте загадки

Все ли названные вами животные проживают рядом с человеком и зависят от него?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с животным миром, научимся различать диких и домашних животных.

    Актуализация опорных знаний

Вопросы беседы

    Назовите известные вам хвойные деревья

    Почему их так называют?

    Какие ещё деревья, кроме этих, вы знаете?

    Отличаются ли они по внешнему виду?

    отличаются ли их плоды?

    Что такое листопад?

    Как изменилась окраска листьев с приходом осени?

    Чем отличаются дикорастущие растения от культурных и наоборот?

    Перечислите правила сбора лекарственных растений.

    Введение в тему

Беседа

1. Как вы думаете, что ещё, кроме растений, существует в природе? (животные)

2. Почему животные относятся к живой природе? (они двигаются, питаются, производят потомство).

3. Назовите животных, которые вам известны. (Называют. / Если есть соответствующие изображения, то вывешиваются на доску).

4. Распределите названных вами животных на две группы «дикие» и домашние».

5. Так на какие две группы делятся животные? (дикие и домашние)

Просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляет сама по себе»

1..Как дикие животные стали домашними?

Что дали древнему человеку одомашненные животные?

Как изменилась деятельность человека с появлением домашних животных?

    Изучение новой темы

1. Слово учителя

Ребята, мы уже выяснили, что кроме растительного мира существует и мир животный. Он очень многообразен. Некоторые животные, например, ёж, вскармливают детёнышей молоком. Разнообразно и питание животных. Некоторые животные питаются растительной пищей. Другие, тот же ёж, всеядны, третьи являются хищниками.

2. Предлагаю вам поработать исследователями и заполнить таблицу

3. Работа в группах

Распределите животных по способу питания

1 группа – травоядные

2 группа – всеядные

3 группа – хищники.

(работа с иллюстративным материалом).

    Работа в группах

Заполнить таблицу, распределить животных по группам

    Слово учителя

Что дают человеку домашние животные?

Жизнь животных подвержена сезонным изменениям, то есть разное время (лето, осень, зима, весна) происходят изменения в их жизни.

О каких сезонных изменениях в жизни животных вы уже знаете? (перелётные птицы, изменение окраса).

Рассказ учителя о сезонных изменениях в жизни домашних и диких животных.

VI . Закрепление изученного материала

    Защита групповой работы.

VII . Практическая работа.

Распределить животных по группам

    По среде обитания.

    По образу питания.

    Самостоятельная работа (записать в тетрадь названия трёх диких и трёх домашних животных)

VIII . Работа в парах.

Подготовить короткое сообщение по картинкам на тему «Что дают человеку домашние животные?

IX . Комментированное выставление оценок

X . Домашнее задание стр. 101-104, прочитать. Приготовить иллюстрацию дикого или домашнего животного, подготовить стихи или загадки о животных.

Животный мир, безусловно, очень огромен и разнообразен. Он манит своей неизведанностью и красотами. Очень интересны домашние и дикие животные для детей. Малышам, несомненно, нужно рассказывать о жизни зверей, их повадках и особенностях, о том, как им живется в условиях дикой природы. Немаловажным и очень актуальным вопросом является правильное содержание животных в домашних условиях, а также их роль в нашей с вами жизни.

Окружающий мир: домашние и дикие животные

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название - дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие - вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель - выживание.

Домашние животные

Как вы понимаете, домашние - это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца), материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные - это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Для жителей мегаполисов домашние питомцы - это, скорее, члены семьи, о которых заботятся, с которыми играют, ездят отдыхать. Так что жизнь домашних животных в городских условиях совершенно не связана с принесением какой-то пользы для человека. Скорее, наоборот, люди заботятся о комфортном проживании зверюшек, перед которыми не стоит сложная задача добычи пропитания.

Роль домашних животных в жизни человека

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняю и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики - это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, которые К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других.

Однако было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили о том, что абсолютно все домашние животные произошли от диких. Но в процессе своей целенаправленной деятельности человек отбирал среди них самые лучшие экземпляры с нужными характеристиками, пока не добился выведения определенных сельскохозяйственных пород. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится своем "обеде" самостоятельно. Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Исторический экскурс

Начали еще десять-пятнадцать тысяч лет назад, в тот период, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. После охоты нередко прибивались раненные, слабые особи, отставшие от стада. Такие животные оставались рядом с людьми, которые за ними ухаживали, обеспечивая защиту и еду. А те, в свою очередь, давали продукты питания. Случалось и так, что волчата, выросшие возле человеческих селений, настолько привыкали, что навсегда оставались с людьми и даже ходили с ними на охоту. Так постепенно человек и обзавелся домашними животными, которые впоследствии стали приносить ему пользу.

Приручение зверей было нелегким делом. Ведь когда-то в домашних условиях человек содержал антилоп, гепардов, журавлей, туров, кабанов, муфлонов и архаров. Люди смотрели за ними и ухаживали. Животные постепенно менялись. Конечно, процесс был очень долгим.

Дикие животные

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни.

Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, рыси, лоси, зайцы, тюлени, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

Жизнь диких животных зимой

Особенно страдают дикие животные зимой. В этот период им приходится достаточно сложно. Связано это, прежде всего, с тем, что становится намного меньше еды, да и добывать ее сложнее, когда земля укрыта толстым слоем льда и снега. Конечно, все звери приспособлены к таким природным условиям. Тем не менее все равно им очень сложно порой выживать. В зимнее время часть животных меняет цвет шерсти (лисы и зайцы), другие впадают в спячку, как барсуки и медведи, третьи делают себе запасы на холодный период, как белка. Каждый готовится к приходу холодов по-своему.

Дикие животные зимой живут очень по-разному. Одних спасают запасы еды и теплые домики (белка), другие спят, расходуя летние жировые запасы (медведи), а третьи добывают еду даже в холодное время.

Значение диких зверей в жизни людей

Дикие и домашние животные однозначно приносят пользу для людей. Роль домашних видов мы уже обсудили ранее. Давайте теперь поговорим о диких зверях.

Надо сказать, что они тоже полезны для нас, поскольку дают нам:

  • Пищу. Во многих регионах земного шара мясо диких зверей используют в пищу. Дело в том, что дикие представители животного мира более приспособлены к жизни, а значит, более продуктивны. Например, к охотничьим видам можно отнести кабанов, косуль, зайцев, бобров, ондатр, лисиц, волков и многих других. Не стоит забывать о рыбе и птицах. Рыбный промысел вообще широко используется людьми. Кроме разведения рыбы в специализированных хозяйствах, занимаются отловом в морях, реках и океанах.
  • Кожу и мех. Дикие животные - источник красивого натурального меха. Искусственными изделиями их никак не заменить ни по теплоте, ни по красоте. Есть также специальные фермы, где выращивают на мех таких представителей диких видов, как лиса, ондатра, кролик, песец. Все они ценятся за красивый и теплый мех. А количество животных в дикой природе не в состоянии обеспечить нас нужными шкурками. Потому люди стали разводить некоторые виды в искусственных условиях.
  • Лекарственные и парфюмерные вещества, которые используется в фармацевтике и парфюмерии.

Кроме того, дикие животные в любом случае остаются, так сказать, генофондом животноводства. Скрещивая их с домашними видами, можно получить новые породы, обладающие лучшими показателями.

Люди пользуются животными для борьбы с загрязнениями природы. Звери выступают в роли своеобразных индикаторов. Ведь не секрет, что животные очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде, а значит, по их поведению можно судить о загрязнении окружающей среды.

Кроме того, животные помогают человеку в поисках некоторых видов полезных ископаемых, прогнозировании погоды и землетрясений. Можно привести множество примеров. Абсолютно все животные заранее знают о предстоящем землетрясении. Рыбы и медузы, например, могут чувствовать приближение шторма.

И не стоит забывать о том, что звери являются переносчиками семян растений в природе. А это очень важно в круговороте биологических процессов.

Дикие домашние животные

Возрастающие темпы урбанизации привели к тому, что у людей все больше возникает желания общения с дикой природой. Если сто лет назад принято было дома держать только кошек и собак, то сейчас в моде хомяки, зайцы, тушканчики, шиншиллы, выдры, обезьяны, ежи и многие другие представители дикой природы. В достаточной мере реализован проект "Дикие домашние животные". По сути, многие дикие звери стали жить в наших домах, как домашние. И это уже не кажется чем-то необычным и экзотическим. Безусловно, это не совсем те виды, что существуют в условиях дикой природы. Ведь некоторые из них были подвержены скрещиванию для выведения лучших пород. Тем не менее это не те домашние животные, которые жили рядом с человеком ранее.

Вместо послесловия

Дикие и играют большую роль в жизни человечества. В нашей статье мы привели лишь некоторые примеры полезности и необходимости зверей. На самом деле, сфера их влияния на нашу жизнь намного больше. Просто мы не всегда об этом задумываемся и порой наносим природе непоправимый урон своими действиями.

Рис. 2. Тюлень с детенышем ()

Рис. 3 и 4. Верблюд и черепаха - обитатели пустынь (), ()

Все животные прекрасно приспособились к своей среде обитания.

Есть животные - прекрасные строители: пауки, бобры, муравьи (рис. 6-8), и те, которые большую часть жизни проводят в кроне дерева, где спят и питаются листьями, - коалы и ленивцы.

На Земле обитают сумчатые животные. К ним относятся всем известные кенгуру, а также сумчатый дьявол и сумчатая мышь (рис. 9, 10).

Рис. 9 и 10. Сумчатые животные: кенгуру и тасманийский дьявол (), ()

Есть животные с необычной внешностью - утконос, звездорыл (рис. 11, 12), или с необычным названием: ай-ай, перевязка, соня (рис. 13, 14).

Рис. 11 и 12. Утконос и звездорыл (), ()

Рис. 13 и 14. Животные со странными названиями: ай-ай и перевязка (), ()

Самым маленьким млекопитающим на Земле является карликовая белозубка, достигающая в длину всего 1 см и весом 3 грамма (рис. 15).

Рис. 15. Карликовая белозубка ()

Самым большим сухопутным животным является африканский слон (рис. 16).

Рис. 16. Африканский слон ()

Самым большим животным на земле является синий кит (рис. 17), самым быстрым бегуном - гепард (рис. 18), а пловцом - парусник (рис. 19), самый сильный - муравей, а жук носорог может поднимать вес, превышающий его в 850 раз.

Рис. 17. Синий кит ()

Рис. 19. Рыба-парусник ()

Самым высоким животным является жираф (рис. 20), а самым зубастым - садовая улитка. Существуют такие животные, как стеклянная лягушка, летучая собака, рыба-капля, карликовая лошадка (рис. 21-23). И этот список можно продлевать до бесконечности. О них можно узнать из книг, энциклопедий, Интернета, телевидения.

Рис. 21. Стеклянная лягушка ()

Рис. 22. Рыба-капля ()

Рис. 23. Летучая собака ()

Все животные являются частью живой природы. Всех их объединяет то, что они рождаются, дышат, питаются, растут, дают потомство и умирают. В этом они схожи с растениями. Отличаются они от растений образом питания. Животные могут питаться как растениями (травоядные), другими животными (хищники), растениями и животными (всеядные).

Ученые разделили всех животных на группы. Самый многочисленный класс живых существ на Земле - насекомые. На сегодняшний день описано и изучено более 1 млн видов этих существ. Реальное число насекомых может быть в разы больше. Латинское название насекомых переводится как «разделенные на членики». У всех насекомых 3 части: голова, грудь и брюшко (рис. 24).

Рис. 24. Строение насекомых ()

У них может быть от 2 до 10 глаз, но обязательно 6 лапок. Этим они отличаются от всех остальных животных. Орган слуха у насекомых может быть не только на голове, но и на конечностях, как у кузнечика (рис. 25).

Рис. 25. Кузнечик ()

Определять запахи насекомым помогают усики.Дневные бабочки ощупывают цветки передними лапками. Некоторые насекомые (шмели, бабочки) питаются цветочным нектаром и пыльцой, тля высасывает сок растений, жуки-древоточцы - древесину, но все они - растительноядные насекомые (рис. 26, 27).

Рис. 26 и 27. Траурница и тля - растительноядные насекомые (), ()

Божьи коровки охотятся за тлей, стрекозы поедают мух и комаров - потому такие насекомые относятся к хищникам (рис. 28, 29).

Рис. 28 и 29. Насекомые-хищники - божья коровка и стрекоза плоская (), ()

Рыжие лесные муравьи могут питаться всем - насекомыми, нектаром, растениями - потому их называют всеядными (рис. 30). Нужно помнить, что муравьи защищают лес от жуков и гусениц, которые грызут листья. Потому нужно беречь их и не разрушать муравейники.

Рис. 30. Муравьи - всеядные насекомые ()

Есть насекомые, которых человек одомашнил. К ним относится медоносная пчела и тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шелк (рис. 31, 32).

Каждый школьник знает, что на Земле воды намного больше, чем суши. Вода бывает пресная и соленая. Обитает в ней еще один класс животных - рыбы. Тело рыб покрыто чешуей и слизью. У большинства рыб форма вытянута и сжатая по бокам, а голова плавно переходит в туловище и хвост. Дышат рыбы кислородом, который растворен в воде. Питаются они по-разному. Среди рыб есть растительноядные (толстолобик, белый амур (рис. 33, 34)) хищные (щука и окунь (рис. 35, 36)) и всеядные (карась и карп).

Рис. 33 и 34. Растительноядные рыбы: толстолобик, белый амур (), ()

Рис. 35 и 36. Рыбы-хищники: щука и окунь (), ()

Рыбы - самые древние из позвоночных животных (рис. 37).

Рис. 37. Рыба-целакант ()

Размеры их варьируются от 1 см (карликовые бычки) до 10 и больше метров (китовая акула) (рис. 38, 39).

Рис. 38 и 39. Карликовый бычок и китовая акула (), ()

Существует огромное количество удивительных рыб - летучая и лазающая рыбы, опасные пираньи, а также рыба-луна, рыба-камень, рыба-меч, рыба-петух (рис. 40-42). Некоторые виды рыб человек научился разводить на рыбных фермах, например форель.

Рис. 40, 41, 42. Рыба-луна, рыба-камень, рыба-петух (), ()

Еще один класс животных - это амфибии или земноводные. К ним относятся лягушки, жабы, тритоны, саламандры (рис. 43-46). Рождаются они обязательно в воде, а взрослые особи могут обитать как в воде, так и на суше. Их личинки дышат жабрами, а взрослые особи - только легкими. Кожа земноводных всегда голая и участвует в дыхательных процессах. Лягушки кожей даже могут впитывать воду. Температура земноводных зависит от температуры окружающей среды, потому на зиму или в холодное время года они засыпают. Все земноводные являются хищниками.

Рис. 43 и 44. Лягушка и жаба (), ()

Рис. 45 и 46. Тритон и саламандра (), ()

Давным-давно на Земле господствовали рептилии, или пресмыкающиеся. Они первые заселили сушу. Многие рептилии, такие как динозавры, давно вымерли (рис. 47).

Рис. 47. Тираннозавр ()

Современные пресмыкающиеся (ползающие) черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы живут в основном в теплых и жарких странах (рис. 48, 49).

Рис. 48 и 49. Черепаха и крокодил - рептилии (), ()

В РФ также обитают некоторые виды ящериц и змей. Зимой они спят, и потому увидеть их можно только в теплое время года (болотная черепаха, гадюка (рис. 50), прыткая ящерица). Кожа большинства пресмыкающихся - сухая и покрытая чешуйками или щитками. Рептилии могут жить как в воде, так и на суше.

Ученые считают, что именно от мелких динозавров произошла особая группа животных - птицы, например от археоптерикса (рис. 51).

Рис. 51. Археоптерикс - возможный предок птиц ()

Птиц еще называют пернатыми, поскольку у них у единственных есть оперение. Перья защищают птицу от царапин и ударов, от жары и холода, от вымокания и пересыхания. Перья у птиц различные - все зависит от их образа жизни. Скелет птицы состоит из полых костей, он легкий и прочный. Летают птицы с помощью перьев хвоста и крыльев. У птиц нет зубов, но есть костяной отросток - клюв. Форма его может быть различная, по ней можно определить, чем питаются птицы. Птицы распространены на всех континентах. Существуют птицы водоплавающие (лебедь, утка (рис. 52, 53)), хищные (сова, ястреб, орел (рис. 54, 55)), нелетающие (пингвины, киви (рис. 56, 57)), бегающие (страус (рис. 58)). Есть городские птицы, которые приспособились жить вблизи человеческого жилья (голубь, воробей, ворона).

Радость приносят людям и . Прекрасные наши леса, залюбоваться можно освещенными солнцем лужайками, однако насколько одухотворённой становится эта красота, когда между деревьями появится мощный зубр, мелькнет огненно-рыжий мех лисицы или выпрыгнет на поляну стройный олень с раскидистыми рогами или робко выглянет олениха со своим детенышем. Как же людям нужно оберегать эту непревзойдённость живой природы!

Охрана животного мира - дело первостепенной важности. Тем более, что сейчас люди, вооруженные мощной техникой, все больше и больше проникают в ту среду, в котором живут дикие животные, и ставят под угрозу их существование. Установлено, что главная причина гибели многих видов животных - изменения окружающей среды под влиянием деятельности человека. Поэтому сейчас такое внимание уделяется вопросу научно обоснованной охраны животных и окружающей среды.

Правильное ведение сельского, лесного и охотничьего хозяйств, устройства резерватов и заказников, заповедников и национальных парков во многом способствует успешному решению этого важного вопроса. И то, что сегодня в 100 странах мира существует более 1100 охраняемых территорий, которые занимают огромную площадь - более 235 млн. га, что составляет 1,6% всей суши земного шара, дает основания надеяться, что человечество сумеет сохранить своих "младших », а заодно и" старших братьев "- животных. Способствует охране животного мира и международное сотрудничество ученых различных стран в области охраны окружающей среды, в частности животных.

Издавна возбуждали у людей тягу к прекрасному. Совершенство их форм, грациозность и сила движений, разнообразие и красота окраски способствовали развитию эстетических чувств.
Животные влекли, а иногда пугали людей, вызвавших их неослабевающий интерес. Благодаря их полезности или из-за того, что они угрожали жизни и здоровью, животные становились объектом религиозного поклонения. Так возникла фетишизация животных, местами сохранилась до наших времен.

Культ диких животных

В Древнем Египте - самой древней стране земледелия - много животных считали священными. Очень распространенным был культ священного быка Аписа, которого почитали как земное воплощение бога Пта - покровителя искусств и ремесел. Жрецы ухаживали этих животных в построенных для них храмах, а после смерти их бальзамировали, украшали драгоценностями и хоронили в огромных гранитных саркофагах (более 60 т веса) в специальных склепах. В ибис (птицах ряда лелекоподибних) египтяне видели воплощение Тота (первоначально бог Луны, а позже - бог мудрости, покровитель наук).
Большим почетом были окружены и нильские крокодилы: их украшали драгоценными украшениями, кормили отборным пищей. Египетская кобра, или гая, считалась символом мудрости и могущества. Если кто-то, даже непреднамеренно, убивал кошку - тоже священное животное, то за это платил жизнью. А высеченные из камня изображения жука-навозника - скарабея носил почти каждый египтянин. Ведь то, что жук катал шары из навоза, которыми он питается, отождествлялось с движением Солнца по небу, а богом Солнца был Ра - главный из всех богов, творец мира.

Культ быка и коровы был распространен во многих азиатских и европейских странах. Остатки его еще теперь можно встретить в Индии. Мало того, что эти животные свободно гуляют по улицам больших городов, в некоторых местностях во время праздника бога Бега коров моют, чистят, иногда украшают цветами и кладут в постель хозяев, которые в это время спят в сарае на чистой соломе. В Индии до сих пор священными считаются макаки-резусы, которых там так много (до 40 млн.), что они «собирают» немалую долю урожая с полей. В Таиланде, Лаосе, Индии священными являются белые слоны (альбиносы). Из пресмыкающихся объектом поклонения в Индии и кобра или очковая змея, а в некоторых местах Северной Бирмы - королевская кобра, одна из самых опасных ядовитых змей.

Дикие животные как национальные символы

Некоторые животные стали национальным символом страны, их изображения встречаются на гербах и государственных флагах. В Соединенных Штатах Америки такой эмблемой является белоголовый орлан. На гербе Гватемалы красуется квезаль - свободолюбивая птица дивной красоты, а на гербе Новой Зеландии - бескрылая птица киви. На гербах и государственных флагах Австрии, Ирана, ПНР, Эфиопии, Шри Ланка и другие страны изображены орлы и львы - как символы могущества.

Тяга к природе увеличился в наше время, когда многие, проживая в крупных городах, невольно отдаляются от нее. Большое внимание привлекают к себе животных, которые отличаются от других особенностями своего строения или поведения, выделяются размерами, формой тела, окраске, передвижением, численности, своей полезностью или вредностью.

Заповедники для дикой природы

В нашей стране большую роль играют заповедники, которые являются высшей формой охраны природных участков. Сейчас их около 120, а в ближайшие годы предполагается организовать по крайней мере еще 25 заповедников. Тогда их общая площадь составит 12,5 тыс. га. Кроме того, функционируют еще около 1,5 тыс. заповедников и несколько национальных парков. В основном именно благодаря деятельности заповедников и заказников удалось сохранить и восстановить численность 18 очень редких видов животных и около 30 видов птиц.

То, что сегодня существуют зубры и в их стадах уже насчитывают сотни особей, - заслуга Беловежского , Приокско-Тераського и Кавказского заповедников. Если до сих пор сохранился кулан , то благодарить за это надо Бадхизькому заповеднике (Туркмения).Старейший из наших заповедников - Баргузинский (северо-восточное побережье Байкала) сыграл огромную роль в значительном увеличении численности соболя.

От окончательного уничтожения речного бобра спасены, созданием Воронежского заповедника . Сохранению выхухоли - редкого пушного зверька - способствует Хоперский заповедник. Древней антилопу - сайгака охраняет заповедник Барса-Кельмес (остров на Аральском море).

Сихотэ-Алинский и Лазовский заповедники - надежное убежище уссурийского тигра, пятнистого оленя и горала, Кандалакшский заповедник - гаги, ценной северной утки, от которой получают высококачественный пух.

Наука в дикой природе

Экологические и природоохранные исследования на Украине в системе АН УССР осуществляются с первых лет ее существования, однако особого масштаба они приобрели в последнее время. Украинские биологи проводят экологические и биогеоценологични исследования в республиканских заповедниках (Черноморском, Аскания-Нова, Карпатском, Полесском и т.д.). С развитием зоологической науки, с открытием новых видов и глубоким изучением организации и происхождении животных, систематика постепенно совершенствовалась, выделялись новые систематические единицы (даже такие крупные, как типы), менялась последовательность размещения отдельных единиц в системе.

Современная система является естественной, поскольку отражает родство организмов и определенные этапы их исторического развития.
Типы в естественной системе размещают в восходящем, поступательном порядке, от простых до сложных, поскольку такой принцип дает возможность отразить основные этапы эволюции органического мира.


Если Вам понравился наш сайт расскажите о нас своим друзьям!

Виды диких животных


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предметный раздел: Предметы естественно-научного цикла.

Предмет: Окружающий мир.

Проект проведён во 2 классе.

Цели:

  • Общеучебные: Формирование навыков использования дополнительной литературы, отбора и систематизации материала; развитие учебной мотивации; использование ИКТ при оформлении результатов работы; формирование навыков публичного представления результатов работы.
  • Образовательная: Расширение знаний у обучающихся о диких и домашних животных, их образа жизни и повадок.
  • Воспитательная : Воспитывать бережное отношение к животным.

Краткое описание выполненного проекта (2-4 предложения):

В ходе работы над проектом учащиеся работали с дополнительной литературой: художественной и научной, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали и придумывали кроссворды, ребусы, загадки, стихи, составляли презентации.

Ребята наблюдали за домашними и дикими животными с целью исследования их образа жизни и повадок; выявляли какие животные появились у человека первыми, через моделирование процессов одомашнивания животных древним человеком.

Дети узнали: группы животных и их признаки; как влияет человек на животных; отличие диких животных от домашних; правила ухода за животными.

Они сумели выполнить частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составить связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

В конце проекта была создана выставка рисунков, мини-сочинений о животных.

По результатам наблюдений собрана папка-копилка «Это интересно» с рабочими материалами, которые можно использовать на уроках.

Тема проекта: Дикие и домашние животные. (слайд 1)

Особенности реализации проекта.

Задачи ученикам: (слайд 2)

Узнать на какие группы можно разделить всех животных.

Выяснить когда и кого человек приручил первым.

Гипотеза (слайд3): представим, что на планете Земля нет домашних животных.

Как вы считаете, нужны ли они людям?

Если да, то кого бы вы приручили первым?

Вам предлагается провести исследование и попытаться ответить на непростые вопросы.

Кроме этого, вы научитесь:

  • работать с научной литературой;
  • составлять презентации;
  • проводить исследования;
  • кратко излагать свои мысли письменно и устно.

Результаты ваших исследований, а также интересные факты из жизни диких и домашних животных, рисунки, мини-сочинения, кроссворды, загадки, ребусы, стихи вы разместите на страницах папки-копилки «Это интересно».

Ход выполнения проекта

(последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности)

1-й урок

1 этап – подготовительный, постановка цели. (10’) (слайд 4)

1. Организационный момент.

  • Распределение учащихся по группам.

Перед работой разобьемся на группы, чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку по цветовому принципу.

(Учитель предлагает детям жетоны разных цветов по количеству страниц предлагаемого проекта: группы животных и их признаки; влияние человека на животных (одомашнивание животных); отличие диких животных от домашних; правила ухода за домашними животными , в зависимости от цвета жетона, который достался ребенку, дети делятся на группы.)

Повторим правила работы в группе. (слайд 5)

  1. Распределить роли в группе (аналитик, экспериментатор, иллюстратор, исследователь).
  2. Выработать правила поведения в группе
    • Доброжелательность
    • Слушать друг друга (я тебя правильно понял…)

II. Формирование темы и цели урока.

На какие группы мы делили животных? (слайд 6)

(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

Какие признаки различных групп животных вы знаете? Приведите примеры. (слайды с 7 по12)

На какие ещё группы можно разделить всех животных? (слайд 13)

(дикие, домашние)

2 этап –составление плана исследования, (15’) (слайд 14)

Для того чтобы составить план, вы должны ответить на вопрос:

Как мы можем узнать что-то новое о том, что мы исследуем?

Для этого мы определим, какими способами мы можем пользоваться, а затем выстроим их по порядку.

План исследования:

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Посмотреть книги о том, что исследуешь.
  3. Спросить у других людей.
  4. Познакомиться с кино – и телефильмами по теме своего исследования.
  5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.
  6. Понаблюдать.

3 этап – обдумывание проекта. (20’)

Вы предложили тему проекта о животных. Каждая группа получит задание. Для этого вы должны задать себе вопросы:

Что я знаю о животных?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о животных?

Запишите свои ответы.

(В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учётом нового распределения на группы).

План действия в группе. (слайд15)

  1. Обсуждение задания (коллективно ).
  2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»).
  3. Оформление задания («иллюстраторы»).
  4. Формулирование выводов («аналитики»).
  5. Применение результатов(«исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

(обсуждение цели урока).

«Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта. В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.

  1. раздел «Животные»
  2. раздел «Влияние человека на животных».
  3. раздел «Отличие диких животных от домашних».
  4. раздел «Правила ухода за домашними животными»

Распределите задания внутри группы.

Внеурочная деятельность .

4 этап – исследование (2 часа)

подбор дополнительной литературы, работа в Интернете, библиотеке.

2-й урок

5 этап – Защита проектных работ. (слайд с 17 по 21)

Обобщение результатов и выводов. (1 час)

3 -й урок

6 этап – анализ успехов (с использованием видеоматериалов, сделанных в ходе защиты), коррекция недостатков. (30 ’)

Приложение 2 – отчёт о работе над проектом.

Приложение 3 – как я работал над проектом.

Прилагаемый готовый раздаточный материал.

(разработанный проект руководителем)

* для учителя (для подготовки к проекту)

  • презентация / «Дикие и домашние животные».
  • видео (мультфильм) «Кот, который гулял сам по себе»;
  • короткометражный фильм «Жизнь с животными» (африканские улитки, пресноводные черепахи 6-й выпуск).

* для учеников:

  • задании;
  • раздаточный материал для каждой группы;
  • альбомные листы для оформления разделов проекта;
  • справочная литература;
  • клей, фломастеры.

Требуемое оборудование для проведения проекта.

(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point, Adobe Photoshop, Интернет.

Компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат.

Работа может быть представлена в электронных форматах: документ Word, демонстрация Power Point или рукописный буклет.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта.

Основные критерии оценки работы: (слайд 22)

  • Самостоятельность при выполнении работы.
  • Яркость оформления и оригинальность материалов с указанием источника.
  • Полнота раскрытия темы.
  • Иллюстрация исследования собственными фото- и видеоматериалами, рисунками, презентациями.

Приложение 4 – бланк жюри.

Приложение 5 – номинации.