Школьное образование в финляндии. Система образования в финляндии

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

  • нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс
  • верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования

Равенство:

  • школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.


Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

  • всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

  • родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

  • учеников.

Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.


Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

  • учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

  • равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).


  • Бесплатность:

Кроме самого обучения, бесплатны:

  • обеды
  • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность
  • школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.
  • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

  • Индивидуальность:

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.


На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

  1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
  2. – Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
  • Практичность:

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.


В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

  • Доверие:

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

С этим принципом тесно связаны два других:

  • Добровольность:

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.


В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

  • Самостоятельность:

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.


Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Школа, школа, ты мне снишься

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».


Чему учимся?

1–2 кл.: изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 кл.: начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

7-9 кл: финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».


Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.


Мелочи школьной жизни:

  • территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
  • дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
  • форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
  • в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
  • домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
  • обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
  • в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:


«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.

Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.


Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Школьное образование

Финская система школьного образования лидирует в европейских рейтингах последние 16 лет. Когда в начале XXI века Финляндия превратилась в мирового лидера в области школьного образования, это стало неожиданностью и для всего мира, и для самих финнов. Сейчас средний балл финских старшеклассников по чтению, математике и научной грамотности — один из самых высоких среди стран-участниц PISA

В Финляндии сумели провести реформы образования, результатом которых, по мнению многих, стала «школа будущего». Там произвольно комбинируют предметы и пропагандируют «расслабленную концентрацию внимания». Никакого принуждения, только стимулирование тяги к знаниям. Ева Резван рассказывает об одной из самых модных и обсуждаемых систем среднего образования в мире.

Еще тридцать лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Ее изучают, ей следуют. Ее даже почти не критикуют, что случается крайне редко в нашем беспокойном информационном пространстве, ведь вся критика легко разбивается о высочайшие показатели авторитетных рейтингов. Почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»). Парадоксально, но для того, чтобы добиться ощутимых успехов в реформе образования, Финляндия применила мудрость, заимствованную из культуры своего идейного антипода — Китая. В восточных единоборствах есть понятие «расслабленная концентрация внимания».

Это значит, что для достижения максимальной эффективности, человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение — это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание

Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Психологическая безопасность, создание возможностей и штучное отношение к индивидуальности открывают в детях поразительный потенциал, который в масштабах нации дает удивительные результаты.

Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.

Если вы помните, в советской школе двойки в качестве итоговой оценки были исключением. Но не потому, что учителя были такими добрыми и внимательными, а потому что им не хотелось портить отчетность. Здесь фактор отчетности не так важен, но в систему заложен определенный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют дополнительные занятия, помогают с домашней работой. В общем, всеми силами дотягивают слабенького до среднего уровня.

Однако если ребенок выше среднего уровня, умный, способный и учеба ему дается легко, то здесь и выплывают 25%, которые условно относятся к недостаткам системы. Одаренный ребенок, как правило, получает недостаточную нагрузку. Его потенциал оказывается невостребованным, и дальнейшее развитие уже находится полностью в компетенции родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы.

Среднего школьного уровня далеко не достаточно, чтобы претендовать на высшее образование, и родителям приходится организовывать дополнительные занятия самостоятельно

Кстати, стоимость таких занятий совсем недешевая — средняя цена часа с репетитором составляет 40-60 евро. Тут же проявляется еще одно достоинство финской школы (да и государства в целом): проблемы не замалчиваются. Сейчас идет широкая дискуссия о том, как можно улучшить ситуацию. Причем учителя на местах не ждут готовых решений «лучших умов», чтобы потом взять под козырек и приступить к исполнению. Поскольку финский учитель обладает достаточной свободой в выборе методики преподавания, корректировка начинается практически сразу, как выявляется проблема.

Успешная модель не была бы таковой, не имей она своеобразного системного подхода к решению непростых задач. Вместо того чтобы загрузить способных учеников до потери пульса, как сделали бы, например, в Китаеили Южной Корее, школа «переформатирует» учебные предметы таким образом, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную активность детей.

Прежде всего, учебный день перестают делить на уроки. Жесткая схема, когда 45 минут отводятся на, допустим, математику, следующие — на родной язык и так далее, заменяется единым обучающим пространством.

У учителя есть план того, чему он должен научить детей. Но как именно он это сделает, педагог выбирает сам, произвольно комбинируя предметы

Природоведение легко может объединиться с родным языком или литературой. Тут же могут быть сделаны акценты на математику и искусство. Таким образом, давление на школьника уменьшается. Зато происходит вовлечение в миросозерцание, развитие умственных способностей и умения думать комплексно.

Эта практика уже сегодня широко используется в начальной школе. Параллельно обсуждается идея применять ее и в старших классах. Собственно, таким образом достигается ненасильственная диверсификация учеников согласно их способностям и возможностям. Не принудительным делением на сильные и посредственные группы, а путем создания возможностей, когда пытливый ум сам в состоянии взять столько знаний, сколько ему нужно.

Модель, в которой не нужно применять сверхусилий для достижения результата, не всегда понятна тем, кто вырос в иной системе координат. «Боже, какой ужас!» — вот характерное впечатление от школы русских родителей, живущих в Финляндии. Даже выдающиеся результаты на всемирных школьных Олимпиадах не могут конкурировать со сложившимся мировоззрением.

Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

В Советском Союзе был такой слоган: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». В Америке он звучит иначе: «Не можешь — твоя проблема, не хочешь — твоя проблема». А для Финляндии актуальное третье прочтение: «Не можешь — научим, не хочешь — твоя проблема». Вот это желание учиться, отданное на откуп самому ребенку, и есть самое сложное для принятия взрослыми. Мне, честно говоря, совершенно непонятно, каким образом у меня дети ухитряются учиться. Домашних заданий не так много. Но ребята отлично ориентируются в школьных предметах, плюс еще находят время на спорт и иностранные языки.

Иностранные языки в финской школе начинают учить с третьего класса. Каждый ученик может выбрать язык на свое усмотрение. Но чтобы обучение началось, должна набраться группа не менее 12 человек. Самыми распространенные, как и везде, английский, немецкий и французский. Если первым языком выбран не английский, то в четвертом классе его нужно будет учить уже принудительно.

Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает 7-е место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран

Многие директора школ настраивают родителей, что английский — это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык — родной лишь для 6% населения.

В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас прослеживается тренд на увеличение числа изучающих его школьников.

Родной язык плюс четыре иностранных — вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник

Конечно, не все смогут свободно рассуждать о литературе и философии на любом из выученных языков, но на бытовые темы разговор поддержать может каждый.

Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

Для меня мистика, как они это учат. Для меня изучение языка — это бесконечная долбежка, отработка произношения, заучивание и повтор лексики. Здесь же я зубрежки вообще не вижу. И гораздо меньше упора на грамматику. Я даже не вижу, чтобы дети начинали учить язык с алфавита. Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивается словарный запас. По моим наблюдениям, каждый следующий язык, по крайней мере в индоевропейской группе, дается все легче и легче.

Чтобы добиться таких потрясающих результатов, финская методика использует принцип познания родного языка младенцами. Ведь никому из родителей не приходит в голову учить новорожденного буквам или грамматике. Ребенок просто погружается в разговорную среду и в течение приблизительно двух лет осваивает устную речь. Примерно так же поступают и финские учителя, создавая прикладной контекст, который в ненавязчивой форме дает необходимые навыки. Кроме того, свою лепту в поразительное финское многоязычие вносит телевидение. Все программы и фильмы, как правило, не дублируются, а идут на языках оригинала.

Любая мировая система образования не живет в вакууме. Она, прежде всего, служит целям общества, в котором существует. Финская система на самом деле довольно прагматична и не тратит деньги на то, в чем не нуждается.

Если советская педагогика готовила всех поголовно «для Оксфорда», что до сих пор считается ностальгическим идеалом в нашей стране, то финская задача состоит в том, чтобы подготовить всех для профессиональной жизни.

Вряд ли кто-то вел подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов»

Более того, специалистов высокого класса — врачей, ученых, юристов — нужно лишь определенное количество. А кассиры, продавцы, уборщики, сантехники и медсестры даже в постиндустриальном обществе востребованы гораздо больше. К тому же без этих специальностей цивилизованное общество быстро потеряет человеческий облик.

Для выживания социуму нужно разнообразие. Но для того, чтобы это разнообразие обеспечить, нет необходимости в поголовном высшем образовании. Зато есть необходимость в твердом интеллектуальном среднем уровне и грамотно привитых гуманистических ценностях. А также в возможностях достичь большего при наличии потенциала и желания. И это как раз то, что прекрасно обеспечивает финская модель.

Дошкольное образование

В Финляндии дети идут в школу только когда им исполняется семь лет. Но то, что происходит с ними до этого момента, — не менее важно. И нет, они не учатся читать, писать и решать уравнения. Они строят башни из кубиков и играют во дворе. На каких принципах строится финское дошкольное образование, выяснил редактор The Guardian Патрик Батлер .

Тесты PISA оценивают результаты школьного образования. Но работа над этими результатами начинается задолго до того, как дети поступают в первый класс.

Главное в раннем обучении в Финляндии — то, что оно начинается поздно. В финских детских садах акцент делают не на математику, чтение или письмо, а на творческие игры.

Дети не получают никакого формального образования, пока им не исполнится семь и они не пойдут в начальную школу. Это может удивить родителей, которые считают, что образование — это конкурентная гонка. «Мы считаем, что дети до семи лет не готовы к школе, — говорит Тина Марджониеми (Tiina Marjoniemi), глава детского центра Franzenia в Хельсинки. — Им нужно время, чтобы играть, бегать и прыгать. Это время для творчества».

Главная цель первых лет образования — здоровье и благополучие каждого ребёнка

В дошкольных центрах детей готовят к школе, но не в академическом смысле. Их учат общаться, дружить, уважать других, подходяще одеваться.

Можно подумать, что воспитатели в финских садах бездельничают: не учат детей читать и писать, а просто позволяют им играть сколько захочется. На самом деле нужно проделать большую работу, чтобы правильно организовать процесс игры. «Свободная игра» чередуется с играми под руководством воспитателя. Сотрудники центра наблюдают за тем, какие навыки дети проявляют, как развиваются. В детском саду Franzenia с детьми работают 44 сотрудника. В младшей группе (до трёх лет) — по одному взрослому на четырёх детей, в старшей — на семерых.

«На раннем этапе развития игра должна вовлечь ребёнка в процесс обучения, — говорит Дэвид Уайтбрэд, директор Центра по изучению игры в области образования, развития и обучения Кембриджского университета. — Однажды, увлёкшись заданием, которое ему нравится, будь это ролевая игра или сборка конструктора, он почувствует мотивацию совершенствоваться. Ему захочется в следующий раз справиться с более сложной задачей».

В детском саду ребёнок хочет построить более высокую башню, а в школе — написать диктант без ошибок

Во время игры ребёнку приходится быть внимательным и настойчивым, он учится принимать решения и справляться с проблемами. В четыре года эти навыки больше говорят о будущих академических успехах ребёнка, чем умение читать.

В Финляндии у каждого ребёнка есть законное право на качественное дошкольное образование. В Franzenia, как и в других детских садах, есть дети из семей с разным достатком. Максимальная плата — 290 € в месяц, для малообеспеченных семей — бесплатно. В дошкольные центры ходят 40% детей до трёх лет и 75% детей от трёх до пяти лет. В необязательный подготовительный класс при школе поступают 98% детей. Эта система сформировалась в 70-х годах, изначально — чтобы матери могли быстро вернуться к работе после рождения ребёнка. Сейчас детский сад стал важным элементом непрерывного образования. «Время, которое дети проводят в подготовительных центрах, концентрируясь на играх и социализации, — самые важные годы», — говорит Яаакко Сало, специальный советник Союза финских учителей (OAJ).

Идея о равенстве лежит в основе образовательной системы Финляндии. Финны убеждены, что их маленькая страна не может позволить себе неравенство или сегрегации в школе или здравоохранении. В Финляндии один из самых низких показателей детской бедности в Европе и один из самых высоких уровней благосостояния. «Цель состоит в том, что мы должны развиваться все вместе», — объясняет Гунилла Холм, профессор образования в Университете Хельсинки.

Финская система решительно противостояла модным течениям в образовании, принятым в развитых странах в 1980-90-х годах. Из соображений равенства здесь запрещены выбор школы, формальные экзамены (до 18 лет) и разделение по способностям. Гимназии отменили несколько десятилетий назад. В школах нет конкуренции, нет рейтингов, нет натаскивания на тесты. И родители дошкольников могут не беспокоиться о том, что их ребёнка не возьмут в школу, потому что он не успел до семи лет освоить чтение, математику и английский.

Российские родители очень рано начинают беспокоиться о том, попадёт ли ребёнок в хорошую школу и получит ли потом высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ, чтобы поступить в хороший вуз. В Финляндии различия в результатах образования между отдельными школами небольшие, и родители редко посылают своих детей дальше, чем в ближайшую общеобразовательную школу. Ученики, как правило, тоже нервничают меньше. Подход «качество, а не количество» означает, что школьные часы короче, а домашняя работа легче. Репетиторы после школы — очень редкое явление. В результате финские дети меньше устают и с радостью ходят в школу.

Удовольствие от процесса — единственная верная мотивация к учёбе.

«Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое».
Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире.
Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.
Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
- нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
- верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.
В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.
7 принципов «средней» ступени финского образования:
1. Равенство
Школ.
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, - в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.
Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.
До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.
Предметов.
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
Родителей.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
Учеников.
Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», - делилась впечатлениями русская мама.
Учителей.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.
Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок - самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро - помощник, до 5 000 - учитель-предметник).
2. Бесплатность
Кроме самого обучения бесплатны:
обеды;
экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» - более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» - кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше - не справишься - ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
Поддерживающее обучение «слабых» учеников - то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
Коррекционное обучение - связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
4. Практичность
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.
5. Доверие
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
6. Добровольность
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
В этом финны тоже видят задачу средней школы - выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист - «учитель будущего».
В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим - час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке - никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.
Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.
7. Самостоятельность
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.
Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.
Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских - «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) - и пасхальных.
Обучение - пятидневка, только в дневную смену. Пятница - «короткий день».
Чему учимся?
1–2 класс:
Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 класс:
Начинается изучение английского языка. В 4 классе - еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины - предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах - игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры - это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.
7–9 класс:
Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе - 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Мелочи школьной жизни
Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.
Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

С недавних пор скандинавские страны стали приоритетными для получения как среднего, так и высшего образования среди детей и их родителей, а так же абитуриентов из СНГ. Одна из таких стран с большим количеством возможностей для обучения — Финляндия. Многих будущих студентов и учеников волнует вопрос — какая система образования в Финляндии и насколько она доступна?

Ступени

Образовательная система Финляндии состоит из трех ступеней:

  • Начальное образование – подразумевает под собою прохождение дошкольного и школьного учреждения;
  • Вторая ступень – училище или колледж;
  • Высшее образование – прохождение институтов и университетов.

Начальное образование

Дошкольное образование в Финляндии начинается только тогда, когда ребенку исполняется 6 лет. Дети в игровой форме обучаются всем необходимым навыкам, которые потребуются им в школе.

Настоящая же учеба начинается с 7 лет, когда дети отправляются в начальную школу, либо лицей. Если говорить о государственном стандарте, то школьное образование в стране бесплатное, причём для иностранных граждан тоже. Питание здесь также бесплатное, учебный год начинается с августа.
С 3-его класса начинается активное изучение английского языка, а затем по желанию можно выбрать факультативные занятия по изучению второго иностранного языка.

Процесс обучения в общеобразовательной школе длится 9 лет. Система оценивая учеников 10-балльная.

Обучение детей в Финляндии длится по времени столько же, сколько у других современных европейских стран. По этой причине многие российские родители стремятся дать своим детям образование за рубежом, что обусловлено его доступностью, престижностью. Невозможно оставлять без внимания и профессиональную работу высококлассных специалистов.

Видео о дошкольном образовании в Финляндии

Вторая ступень обучения

После того как ученик Финляндии получит основное образование в школе, он может действовать согласно своему выбору: пройти получение профессионального образования и далее работать по специальности или учиться в колледже/гимназии. Первый случай подразумевает посещение для обучения специализированных ПТУ или школ, во втором понадобится максимум усилий, так как обучение сложное. Отбор в ПТУ проходит на основе успеваемости школьника. После профессионального училища, обучение в котором длится от года до четырех лет, можно отправляться работать по специальности.

После обучения в гимназии или колледже необходимо сдать государственные экзамены по финскому языку (либо шведскому), второму государственному языку Финляндии, по выбранному иностранному языку, а так же по математике или гуманитарной дисциплине (на выбор).

Видео о школьном образовании в Финляндии

Система профессионального образования

Высшее образование

В Финляндии имеется два варианта получения высшего образования. Это вузы и университеты, и высшие профессиональные школы. Университеты, специальные институты, число подобных заведений насчитывает порядка 20. Университеты больше сориентированы на научные и исследовательские работы, а вот высшие школы больший упор делают на связь хозяйственной и деловой жизнью определенного региона. Высшие школы больше подходят тем, кто желает получить в Финляндии европейский диплом. Преподавание осуществляется на шведском и финском языках, но есть международные программы, что с каждым годом набирают обороты своего развития. В целом система высшего образования в Финляндии является простой доступной каждому, так что отправиться за поисками европейского качества знаний можно легко.

Финское образование для русских

В Финляндии имеется школа при посольстве России, она даст детям отличное образование, поможет реализоваться. Данная школа имеет свою богатую историю, традиции, они помогут воплотить мечты детей в жизнь.
Школа является отличным центром воспитания детей любого возраста, служит отличным вариантом для полноценного развития. Это начальная школа в Финляндии, где детей обучают развитию, основам знаний. Помимо этого, иностранные граждане из России могут получить среднее и высшее образование в Финляндии.

Для детей на каникулах

Помимо всех представленных возможностей здесь имеется достойная система образования для детей на каникулах.

С детьми школьного возраста, не зависимо от того, являются они учениками средней школы Финляндии или же просто приехали на каникулы, будут работать только высококлассные профессионалы.
Вся программа обучения согласовывается с российской программой, многие финские учебные учреждения предлагают дополнительные курсы для детей, на которых можно подтянуть или начать учить с нуля финский язык. Старшие дети могут посетить и колледж в Финляндии, где они узнают много нового и интересного, а младшее поколение посетит специальную школу с интересными дополнительными занятиями, которые им понравятся.

Бесплатное высшее образование

Для поступления придётся сдавать экзамены, иметь при этом достаточно высокий проходной балл из-за конкурса. Помимо того, можно попробовать обучение по программе на английском языке, многие из которых бесплатны. Для того, чтобы обучаться по такой программе, нужно предоставить свой аттестат, и чем выше в нем балл, тем лучше. Так же необходимо подтвердить наличие финансовых средств, чтобы проживать в стране. И, конечно, вы должны владеть английским языком.
Помимо высшего образования можно найти некоторые колледжи в Финляндии для русских, где можно получить все необходимые знания бесплатно — базовые, дополнительные, что позволит каждому студенту найти своё место и радоваться полученным знаниям.

Главной задачей системы образования Финляндии является обеспечение всех граждан равноправными возможностями в получении доступного образования. Образовательная система работает с постоянной прогрессией от самого низкого к более высокому уровню.

В Финляндии акцент делаю на самом процессе обучения, а не на экзаменах. Уровень среднего образования в Финляндии исключает национальные тесты для учащихся. Вместо этого, преподаватели самостоятельно оценивают знания учащихся по своему предмету, включенному в учебную программу.

Единственный национальный экзамен в Финляндии — экзамен на аттестат зрелости, который проводится в конце общего среднего образования. Дальнейший переход к более высокому уровню образования осуществляется на основе результатов экзамена на аттестат зрелости и вступительных экзаменов в следующее учебное заведение.

Большей частью образование в Финляндии бесплатное. Исключением является начальный или дошкольный уровень образования. Все детские сады в Финляндии платные. Школьное образование не предполагает плату за обучение и питание учеников. Профессиональное образование также является бесплатным, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. В университетах студенты получают углубленные теоретические знания. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Обучение в государственных ВУЗах происходит также на бесплатной основе.

Система образования в Финляндии признана одной из лучших в мире. Качество образования и отсутствие платы за обучение всегда привлекало много студентов из разных стран, в том числе и из России. C середины 2016 года Финляндия вводит платное образование для всех иностранных студентов, обучение которых будет проходить на английском языке. Для тех кто поступает учиться в Финские учебные заведения на финском и шведском языках, обучение по-прежнему остается бесплатным! Студенты, образовательные программы которых ведутся на английском языке обязаны оплачивать обязательный взнос в размере 100 евро за подачу документов, а также оплачивать каждый последующий год своего обучения в Финляндии. Финское законодательство разрешает учебным заведениям самостоятельно устанавливать плату за обучение иностранных студентов. Минимальная ставка на сегодняшний день составляет 1500 евро в год.

Уровни образовательной системы Финляндии выстроены в следующей последовательности:

Ясли и детские сады в Финляндии

В Финляндии существуют муниципальные, частные и семейные детские сады. Все детские сады в Финляндии платные и родители сами решают в каком детском садике будет воспитываться их ребенок. В ясли в Финляндии принимают детей уже с 9 месяцев. Обычно ребенок посещает садик 5 дней в неделю с 7:00 до 17:00. Плата за садик определяется для каждой семьи индивидуально, в зависимости от совокупного дохода семьи и может варьироваться от 30 до 300 евро в месяц. Группы в детских садах обычно формируются по 10 — 20 детей, а для того чтобы каждый ребенок получил достаточное внимание, количество воспитателей составляет примерно 3-4 человека на группу.
В некоторых крупных городах Финляндии мест в детских садах может не хватать. В случае если ребенок не попадает в садик и временно воспитывается родителями дома, государство предлагает материальную компенсацию в размере 500 евро на семью.

Подготовительное обучение в Финляндии

За год до начала общеобразовательной школы, когда ребенку исполняется 6 лет, каждый воспитанник может пройти дополнительную годовую подготовку к школьной жизни. Дошкольное обучение длиться год и предоставляется абсолютно бесплатно по предварительной заявке родителей. Во время подготовительного обучения ребенок также может продолжать посещать детский сад. Подготовительное обучение происходит в подготовительных школах, которые располагаются на территории детских садов или общеобразовательных школ. В подготовительной школе дети знакомятся с азами школьной жизни и начинают изучать такие предметы как природоведение, математика и искусство.

Общеобразовательная школа в Финляндии

В общеобразовательную школу в Финляндии дети идут с 7 лет и продолжают там своё обучение до 16 — 17 лет. Общее образование в Финляндии обязательно для всех проживающих в этой стране детей. Общее образование в финских школах предоставляется абсолютно бесплатно. Государство полностью обеспечивает учеников учебниками, тетрадями, необходимыми канцелярскими принадлежностями и питанием. Общеобразовательная школа длится 9 лет и делится на два периода: нижняя ступень (классы с 1 по 6) и верхняя ступень обучения (классы с 7 по 9). В школе нижней ступени школьный день короче, чем в школе верхней ступени. Уроки обычно длятся 45 минут. Система оценки знаний в финских школах отличается от российской. Знания оцениваются от 4 до 10 баллов, где 4 - неудовлетворительная оценка, а 10 - наивысший балл. Учебный год в Финляндии начинается в середине августа и заканчивается в конце мая.

Лицеи и Профтехучилища в Финляндии

После окончания общеобразовательной школы начинается второй уровень образования — этап когда выпускник принимает решение получить профессиональное образование в профессионально-техническом учебном заведении, после которого можно сразу начать работать по свой специальности, либо продолжить учебу в лицеи, где акцент делается на подготовку к поступлению в высшее учебное заведение.
Профессионально-технические учебные заведения предлагают учебные программы длительностью 2 и 3 года. После сдачи экзаменов выпускники получают аттестат о среднем профессиональном образовании, после чего каждый может либо начать трудовую деятельность, либо продолжить специализированное обучение в других учебных заведениях. Выпускники профтехучилищ также имеют возможность поступить в высшее учебное заведение, но лишь после прохождения специализированных курсов дополнительного образования и сдачи обязательного экзамена на аттестат зрелости.
Обучение в лицее длится 3 года и заканчивается сдачей экзамена на аттестат зрелости. При поступлении в лицей, необходимо показать достаточно высокую степень подготовленности (учитывается средний балл полученных оценок в общеобразовательной школе). Лицеи в Финляндии обязаны подготовить своих учеников к поступлению в высшие учебные заведения, поэтому имеют академическую направленность и акцент делается на теоретические знания.

Высшее образование в Финляндии

Получить Высшего образование в Финляндии можно либо в профессиональном вузе либо в университете.
Обучение в профессиональном высшем учебном заведении предполагает обучение профессиям, которые требуют углубленных профессиональных знаний и достаточной практики. Профессии приобретаемые в области образования, бизнеса, управления, технологии, транспорта, здравоохранение, культуры, социальной сферы, туризма и сферы обслуживания являются сегодня более востребованными. Обучение длится 3,5-4 года и включает достаточное количество практической деятельности будущих специалистов. По окончанию выпускник получает степень бакалавра. В случае, если выпускник решает продолжить обучение и получить степень магистра в университете, ему необходимо пройти годичный подготовительный курс и после этого отучиться 2 года в университете защитив в конце обучения дипломную работу. Магистратура доступна и на базе политехникумов, но поступить в нее можно только после 3х лет работы в выбранной сфере деятельности.
Университеты же предлагают своим студентам академическое образование. Процесс обучения направлен на приобретение углубленных теоретических знаний и требует изучения большого количества образовательной литературы. Начальной ученой степенью финских университетов также является степень бакалавра, получение которой занимает минимум 3 года. Для получении следующей степени магистра, студент может продолжить обучение в университете еще в течении двух лет. Студенты, отучившиеся в Университете 5 лет и получившие степень магистра, могут продолжить академическое образование в докторантуре. После степени магистра можно получить степень лиценциата, которая потребует еще 2 года обучения. Получение высшей ученой степени в Финляндии - доктора наук, — займет еще 2 года и потребует проведения индивидуального научного исследования и защиты диссертации.
Академический год в высших учебных заведениях Финляндии длится с сентября по май с каникулами с 1 июня по 31 августа.