Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. Готовность к школьному обучению

Диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе (Авторы М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова, под ред. Л.Е. Журовой)

Бланк обследования


МБОУ «Инжавинская СОШ» Караваинский филиал 2012-2013 уч. год.

п/п

Фамилия,

имя


Месяц, год рожде

ния


1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Примечания 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

I этап – фронтальное обследование
Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка , умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок «–» в дополнение к баллу.
Задание 2

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);

В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится «–».
Задание 3

Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)

2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
Задание 4

Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга».

Текст задания. Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.


2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата.

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов – задание не выполнено.


Задание 5

Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно;

0 баллов – сравнение проведено неверно.


Задание 6

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

Оценка выполнения задания:


3 балла – линия проведена правильно (к зверям);
2 балла – линия проведена к птицам;
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

Оценка выполнения задания:

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.


Задание 8

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – наличие ошибок в один звук;

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек».
II этап – индивидуальное обследование
Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.
Задание 5- II

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: «Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»

Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?»

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.
Задание 6-II

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы еще раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа: «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов» или «Птицы и белки живут на деревьях»), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.
Задание 7-II

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет». Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Если ребенок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. За отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания ставится 0 баллов.


Задание 8-II

Детям, не справившимся в ходе групповой работы с заданием 8, предлагается дополнительное задание. «В слове «мак» три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где «живет» каждый звук». Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова.

Затем учитель предлагает ребенку назвать каждую картинку к заданию 8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живет в этом домике .

Если ребенок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребенком произносит каждое слово и ведет указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живет в этом домике?»

Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется, ставится 2 балла.

Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием – оценка не изменяется, 0 баллов.

Данные педагогической диагностики позволят вам с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.


Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению 
Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ. Необходимость новых разработок объясняется следующими причинами:

Обследование не должно быть слишком длительным, чтобы уложиться во временные рамки записи детей в школу (апрель – май);

Функциональная готовность и тестовые батареи не дают сведений о мотивационной готовности детей к школе;

Программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

Отбор этих необходимых и достаточных методов обследования, позволяющих поставить «диагноз подготовленности к школе, – по справедливому замечанию Ю. Сыэрда, – в большой мере зависит от теоретической концепции, которая является исходной при расшифровке сущности подготовленности к школе».  

Данная программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер, по которому судят о психологической готовности ребенка к школьному обучению.


Аффективно-потребностная сфера:

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и просят в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом волнующем месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно выбирают сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: дети хватаются то за одно, то за другое.

Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника», которая понимается как новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее из сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. В специальных экспериментальных исследованиях по изучению этого новообразования кризиса 7 лет было установлено, что в игре «в школу» дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.).

В случае несформированности этого образования дети, наоборот, играя «в школу», выбирают роль учителя, а вместо конкретной учебной деятельности – игру «в перемены», разыгрывание прихода в школу и ухода из нее и т.д.

Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. Вместе с тем в том же исследовании было показано, что некоторые эксперименты могут быть заменены специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный эксперименту результат. В частности, это относится к экспериментальной игре, позволяющей определить «внутреннюю позицию школьника».

В связи с вышесказанным беседа, направленная на определение «внутренней позиции школьника», включает вопросы, косвенным образом помогающие определить наличие познавательной и учебной мотиваций у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или , наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.


Произвольная сфера:

Методика «Домик»

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:


1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно проводит линии;

4) отвлекается ли во время работы;

5) что говорит и о чем спрашивает во время рисования;

6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему следует предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неверное изображение деталей в пространстве рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна за другую.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5–6 лет из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию, редко безукоризненно справляются с заданием. Если же испытуемый 10 лет допускает более 1 ошибки, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
Методика «Да и нет»

Методика применяется для исследования умения действовать по правилу. Она является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». Для этой методики взята только первая часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет». После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Ошибками являются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.
Интеллектуальная и речевая сферы:

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решения задачи и т.д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении этого процесса обобщения.

Уровень развития обобщения, проявляющийся при определении обучаемости, желательно дополнительно исследовать и другими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рассматривается отечественными исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе.

Для диагностики готовности к школьному обучению разработана оригинальная методика, отвечающая условиям, в которых проводится обследование детей, а именно: исследование должно занимать как можно меньше времени; вместе с тем созданная методика отвечает основным принципам построения методов диагностики обучаемости.


Методика «Сапожки»

Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, т.е. проследить, как для решения задач он пользуется правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса общения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления.

Таким образом, методика «Сапожки» помогает анализировать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки, которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.


Методика «Последовательность событий»

Методика «Последовательность событий» предложена А.Н. Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены. Предназначена она для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно сделать без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.
Методика «Звуковые прятки»

Методика «Звуковые прятки» предназначена для проверки фонематического слуха. Ребенку предлагают поиграть «в прятки» со звуками.

Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором произнес слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

Описанная диагностическая программа валидна, надежна и обладает прогностической значимостью. Программа может быть использована при обследовании детей в детских садах, группах предшкольной подготовки, начальной школе. Программа рассчитана на детей в возрасте с 5 лет 6 месяцев. Применять ее для более раннего возраста недопустимо.


Дополнительные тесты для выявления уровня готовности ребенка

к обучению в школе
Ориентационный тест школьной зрелости


Цель. Определение общего уровня готовности ребенка к школьному обучению, в том числе уровня сформированности умения действовать по предлагаемому образцу или опираться на него мысленно, по памяти.

Материал. Бланк теста школьной зрелости.

Тест состоит из трех заданий (субтестов).

1. Рисунок человечка

Инструкция к проведению. Психолог обращается к ребенку: «Попробуй нарисовать человечка. Так, как тебе захочется. Такого, какого сможешь». Ребенок может спросить: «Рисовать девочку или мальчика?» или: «Можно я нарисую куклу?» и т.п. Следует ответить: «Рисуй кого хочешь».

2. Копирование слов, написанных письменными буквами

Инструкция к проведению. Психолог предлагает ребенку выполнить задание: «Перед тобой написаны два слова. Попробуй их точно скопировать, списать. Ты еще не умеешь писать? Ничего страшного, тогда просто срисуй их. Постарайся срисовать (списать) так, чтобы было похоже»,

3. Копирование узора из точек

Инструкция к проведению. Психолог говорит ребенку: «Посмотри, здесь нарисован узор из точечек. Попробуй нарисовать точно так же, скопировать». (Можно добавить: «Представь себе, что ты их сфотографировал. Что бы у тебя тогда получилось?»)

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются особенности выполнения заданий. Результат каждого оценивается по пятибалльной системе (1 - высший балл, 5 - низший балл), затем вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям.

Задание 1

1 балл. Нарисованная фигура имеет голову, туловище и конечности. Голова не больше туловища и соединена с шеей. На голове есть волосы (возможно, они закрыты каким-либо головным убором) и уши, на лице - глаза, нос и рот. Рука имеет пятипалую кисть. Ноги внизу отогнуты. Человечек одет во что-либо. Его фигура нарисована так называемым синтетическим (контурным) способом, когда она вся (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных завершенных элементов. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. В отличие от синтетического способа при аналитическом, например, сначала рисуется туловище, затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.

2 балла. То же, но отсутствует синтетический способ рисования. Отсутствие трех деталей (шея, волосы, один палец руки) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура имеет голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища (головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание 2

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован заданный образец. Буквы превышают размер образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание 3

1 балл. Точное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем в два раза. Рисунок должен располагаться параллельно образцу.

2 балла. Число и расположение точек соответствуют образцу. Можно не учитывать отклонение не более чем трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем в два раза. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть более двадцати и менее семи. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляют причины отставания в развитии, а дают количественную характеристику, то в особых случаях требуется индивидуальное психическое исследование ребенка в клинических условиях.

Если испытуемый по всем заданиям теста Керна-Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с ним нет необходимости дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9 баллов (если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями), обладают средним уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки, (например, балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3 - за второе и 4 - за третье), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представить себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10-15 баллов (10-11 баллов - нижняя граница среднего развития, 12 - 15 баллов - развитие ниже нормы).


              1. Вербальный тест Ярослава Йирасека

Цель. Выявление уровня словесно-логического мышления, социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций.

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь - 0 баллов, неправильный ответ -5 баллов.

2. Утром мы завтракаем, а днем...?

Обедаем. Мы едим суп, мясо - 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы - 3 балла.

3. Днем светло, а ночью...?

Темно - 0 баллов, неправильный ответ - 4 балла.

4. Небо голубое, а трава...?

Зеленая - 0 баллов, неправильный ответ - 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... - это что?

Фрукты - 1 балл, неправильный ответ - 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) - 0 баллов, неправильный ответ - 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города - 1 балл, станции - 0 баллов. Неправильный ответ - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показатель на часах)?

Хорошо показано - 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно - 3 балла. Не знает часов - 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка- это...?

Щенок, ягненок - 4 балла, только один ответ из двух - 0 баллов. Неправильный ответ - 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем похожа, что в них общего , одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть хвост, когти(достаточно одного подобия) - 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) - 1 балл. На курицу - 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановиться после окончания езды) - 1 балл. 1 причина - 0 баллов, неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) - 1 балл

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака - 3 балла (один из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди) 1 подобие - 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) - 3 балла. Одно подобие - 2 балла. Неправильный ответ - 0 баллов

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка, резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки - 3 балла. Винт закручивается, а гвоздь забивается, или у винта - гайка - 2 балла. Неправильный ответ – 0 баллов

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание... - это?

Спорт, физкультура - 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания - 2 балла неправильный ответ - 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль - 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться - 2 балла неправильный ответ - 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) - 4 балла, 1 или 2 различия - 2 балла, неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) - 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

2 причины (чтобы быть здоровыми, закаченными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы не были толстыми и т.д.) - 4 балла, 1 причина - 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда люди уклоняются от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить - 2 балла Неправильный ответ - 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма - 5 баллов. Тот другой, должен был бы уплатить штраф - 2 балла. Неправильный ответ - 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более

2 группа - плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от минус 1 до минус 10

5 группа - менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13 считаются готовыми к школьному обучению.


Тест на проверку вазомоторной активности

Оборудование: три картонки с фигурами, напечатанными или нарисо­ванными тушью, пол-листа белой бумаги, карандаш, секун­домер.

Инструкция: «Возьми этот карандаш. Нарисуй на этой бумаге фигу­ру, такую же, как эта (фигура 1). Очень хорошо. Теперь нарисуй другую, такую же, как эта (фигура 2). Теперь пос­ледняя (фигура 3)».

Максимальное время на каждую фигуру - 1 минута.

Результат: настоящий квадрат или с двумя сторонами чуть боль­ше, со всеми прямыми углами; ромб с хорошо прорисо­ванными углами; и третья фигура вполне узнаваема - 3 балла.

Квадрат с 2 прямыми углами, а остальные фигуры узна­ваемы - 2 балла.

Все 3 фигуры несовершенны, но различаются между со­бой - 1 балл.

Все 3 фигуры (попытки) одинаковы или одна фигура выдумана - 0 баллов.


Тест на проверку зрительной памяти
Материал: 40 x 60 или 50 x 80 см, где изображены: чашка, машина, кошка, рука, ключ, башмак и груша. Размер фигур – от 10 до 20 максимум, без соблюдения пропорций. Предметы должны быть узнаваемы, но не представлять собой серию. Приклеить или нарисовать фигуры в беспоряд­ке, без симметрии, не по линейке.

Инструкция: «На другой стороне этого картона - интересные картинки. Я поверну картонку, а ты посмотришь на картинку, ничего мне не говоря. Потом я спрячу картинку, а ты мне скажешь, что увидел».

Показать картон в течение 30 секунд и, повернув белой стороной, спрятать. «Что ты увидел?» Если ребенок робкий, добавьте «Скажи-ка, что ты увидел? А еще что?»

Результат:

Если названы все 7 фигур - 3 балла.

Если названы от 4 до 6 фигур - 2 балла.

Если названы 2 или 3 фигуры - 1 балл.

Если названа 1 фигура или никакой - 0 баллов.


Тест на проверку двигательной координации и сопротивляемости к смещению при копировании фигур
Материал: пол-листа белой бумаги.

Инструкция: экспериментатор садится справа от ребенка, рисует в воздухе указательным пальцем 1-ю фигуру и говорит: «Хорошенько смотри, что будет делать мой палец (воспроизводит в воздухе фигуру 1). А сейчас сделай то же своим пальчиком. А теперь сделай так. (Воспроизводит в возду­хе фигуру 2). А сейчас это (фигуру 3). Очень хорошо. А сейчас возьми карандаш и нарисуй на бумаге каждую из этих фигур, которые рисовал в воздухе пальчиком». Если ребенок робкий и делает большие паузы, то его следует подбадривать словами: «Очень хорошо. Теперь сделай эту».

Результат:

Хорошее воспроизведение всех 3 фигур - 3 балла.

Хорошее воспроизведение 2 фигур и посредственное од­ной или посредственное воспроизведение всех 3 фигур - 2 балла.

Плохое воспроизведение всех фигур, но с возможностью отличить их друг от друга, или посредственное воспроизве­дение 2 и смещенная 1 фигура - 1 балл.

Перемещение 3 или 2 фигур или одинаковое, неразли­чимое воспроизведение всех 3 - 0 баллов.

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА 1.

ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Ф.И.ученика____________________________

Дата рождения_____________дата проведения______________________

I . СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

А.Эмоционально- волевая готовность.

Тест «Весёлый – грустный» (М.Н.Ильина «Подготовка к школе»)

Цель: изучение уровня тревожности и страхов по отношению к школе и процессу обучения.

Инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть картинки: « На рисунках изображены дети, у которых нет лиц (пустое место вместо лица). Опиши, какое должно быть выражение лица у этих детей - весёлое или грустное и почему».

Результат______________________________________________________________________________

Б. Самооценка, уверенность в себе.

Проективная методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Цель: определить особенности самооценки ребёнка и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем – средние, но ещё хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке – самые плохие дети и т.д.» После этого ребёнку даётся картинка мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Экспериментатор просит поставить эту картинку на ту ступеньку, которой 2.

сам ребёнок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам себя поставишь?». При этом обязательно выясняется, почему ребёнок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребёнку предлагают поместить картинку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, папа, бабушка, брат, сестра, учительница и т.д.

Результат________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II . РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

А. Память.

1.Слухоречевая память

Цель: выявить уровень кратковременной слухоречевой памяти.

Инструкция: послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В аквариуме плавают рыбы, ползают раки и лежат красивые ракушки».

Если ребёнок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение ещё раз. Если необходимо, даётся третья попытка.

Шкала оценок :

Высокий уровеньесли после первого раза повторено 7-9 слов.

Выше среднего – если после второго раза повторено 6-8 слов

Средний – если после третьего раза повторено 6-8 слов.

Низкий – после третьего раза повторено меньше 6 слов.

Результат_________________уровень

2. Зрительная память.

Цель: выявить уровень кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: перед ребёнком положить таблицу с 9 картинками на 20-30 секунд, затем убрать и попросить ребёнка назвать всё, что он запомнил, в любом порядке. Правильным является любое смысловое соответствие и оценивается в 1 балл. Если встречается неточное или частичное воспроизведение информации, например, «которым гладят» вместо «утюг», то такой ответ оценивается 0,5 баллов.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

А


Шкала оценок
:

Высокий уровень – 8 -9 баллов

Выше среднего – 6-7 баллов

Средний – 4-5 баллов

Ниже среднего – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Б. Речевое развитие.

1. Состояние звукопроизношения

Диагноз логопеда________________________________________________________

2. Словарный запас.

Цель: определить уровень словарного развития.

Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово…(называем первое слово)». Если ребёнок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.

Велосипед, гвоздь, книжка, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Шкала оценок :

2 балла – если ребёнок даёт описание близкое к научному.

1,5 балла – если ребёнок словесно описывает предмет, например: « Велосипед – на нём катаются, у него бывает два колеса, а бывает три». Или: «Это – чтобы на нём кататься». «Зонтик – чтобы прятаться от дождя».

1 балл – если ребёнок понимает слово, но не может объяснить его только с помощью жестов или рисунка.

0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребёнок отказывается его объяснять или даёт неправильное объяснение)

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговая оценка: 4.

Высокий уровень – 20-18 баллов

Выше среднего – 17-12 баллов

Средний – 11-6 баллов

Низкий – 5-0 баллов

3.Составление рассказа о предмете.

Инструкция: послушай рассказ про любимую игрушку мальчика Васи. « Моя любимая игрушка – котёнок. У него пушистая коричневая шёрстка. У котёнка зелёные хитрые глазки, остренькие ушки и длинный пушистый хвост, на шее – красный бантик. Я люблю с ним играть». Составь рассказ о своей любимой игрушке.

Моя любимая игрушка_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Шкала оценок :

Высокий уровень – если ребёнок составил связный, последовательный описательный рассказ о любимой игрушке с использованием 2-3 простых и 1-2 сложных предложений.

Средний – если ребёнок составил рассказ только из простых предложений.

Низкий – ребёнок затруднялся в составлении рассказа, составил 1-2 простых предложения с помощью учителя.

Результат_____________________уровень

В. Мышление.

1.Наглядно-образное мышление.

Инструкция: Ребёнку в ряду из 4 картинок предлагается выбрать лишнюю и объяснить, почему он сделал именно этот выбор. За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. Если ребёнок говорит, что лишних картинок нет, но, подумав, даёт правильный ответ, то задание оценивается в 1 балл.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Шкала оценок : 5.

Высокий уровень – 8 баллов

Выше среднего – 6-7 баллов

Средний – 4-5 баллов

Ниже среднего – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Результат__________________уровень

2.Абстрактное мышление.

Инструкция: задать ребёнку вопрос: «Чем отличаются друг от друга…?»

Лужа и ручеёк

__________________________________________________________

Доска и стекло

__________________________________________________________

Девочка и кукла

__________________________________________________________

Птица и самолёт

__________________________________________________________

За каждый правильный научно - обоснованный ответ начисляется по 2 балла (правильным может считаться любой верный ответ, характеризующий различия предметов, например «доска – непрозрачная, а стекло – прозрачное» или «доску можно пилить пилой, стекло резать стеклорезом» и др.)

Шкала оценок :

Высокий уровень – 8 баллов

Выше среднего – 6 баллов

Средний – 4 балла

Ниже среднего – 2 балла

Низкий – 0 баллов

Результат__________________уровень

Г. Мелкая моторика руки.

1. Зрительно-моторная координация.

Цель: выявить уровень развития зрительно-мотрной координации дошкольников.

Инструкция: попросить ребёнка на свой чистый лист бумаги перенести рисунок изображённый на образце так, чтобы получилось очень похоже.

Шкала оценок :

Высокий уровень - всё выполнено абсолютно идентично образцу.

Выше среднего – зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу, можно прочитать все буквы.

Средний – у всех есть общее сходство с образцами, распознаётся 4 буквы, положение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.

Ниже среднего – зрительно-моторная координация развита слабо. Распознаются не более трёх букв, рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьёзный дефект изображения, который не может быть объяснён просто неразвито- стью графических навыков ребёнка (количество кружков не соответствует образцу, вместо плавной линии–острый угол и т.д.)

Низкий – значительное нарушение зрительно - моторной координации,

рисунок грубо не соответствует образцу, вместо букв каракули.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.


Результат_______________уровень

2.Владение ножницами, ручкой.

Цель: выявить умение владеть ножницами, ручкой.

Задание: вырезать грибок, обвести рисунок по контуру.

Шкала оценок :

Высокий уровень - рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами, задание выполнено очень аккуратно.

Средний - рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением, о чём свидетельствуют недостаточно ровные контуры, зигзаги.

Низкий - рука развита плохо, карандашом, ножницами работает с большим трудом, контуры предметов серьёзно искажены, не соответствуют образцу.

Результат____________________уровень

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговые показатели

Показатели развития

Уровни достижений ребёнка

высо-кий

выше среднего

сред-ний

ниже среднего

низкий

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Самооценка.

Эмоционально-волевая готовность.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Память.

Слухоречевая.

Зрительная.

Речевое развитие.

Состояние звукопроизношения.

Словарный запас.

Составление рассказа о предмете.

Мышление.

Наглядно-образное.

Абстрактное.

Мелкая моторика руки.

Зрительно-моторная координация.

Владение ножницами, ручкой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Психологическая и социальная готовность к школе (со­ответствующий уровень обводится кружком)

A. Желание учиться в школе

1. Ребенок хочет идти в школу.

2. Особого желания идти в школу пока нет.

3. Идти в школу не хочет. Б. Учебная мотивация

1. Осознает важность и необходимость учения, собствен­ные цели учения приобрели или приобретают самостоятель­ную привлекательность.

2. Собственные цели учения не осознаются, привлека­тельна только внешняя сторона учения (возможность об­щаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).

3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

B. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1 . Достаточно легко вступает в контакт, правильно вос­принимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

■2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные зат­руднения в общении, в понимании ситуации.

Г. Организованность поведения

1. Поведение организованное.

2. Поведение недостаточно организованное.

3. Поведение неорганизованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и соци­альной готовности к школе

Выше среднего, средний: Ниже среднего:

Низкий:

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических

Функций

А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат

1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопро-изношении нет, речь правильна, отчетлива.

2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование лого­педом).

3. Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение лого­педа).

Б. Мелкие мышцы руки

1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет каран­дашом, ножницами.



2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, нож­ницами ребенок работает с напряжением.

3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

В- Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, ко­ординирует движения, подвижен, ловок.

2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориен­тации в пространстве, координации движений, недостаточ­но ловок.

3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Г. Координация в системе глаз - рука

1 . Может правильно перенести в тетрадь простейший гра­фический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимае­мый на расстоянии (с классной доски).

2. Графический образ, зрительно воспринимаемый на рас­стоянии, переносится в тетрадь с незначительными иска­жениями.

3. При переносе графического образа, зрительно воспри­нимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выде­ленных объектов в картинках-нелепицах, картинках с мно­жеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значи­мых психофизиологических функций

Выше среднего, средний: большинство показателей го­товности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей готовности оце­нивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей готовности оценива­ется 3-м уровнем.

3. Развитие познавательной деятельности

A. Кругозор

1. Представления о мире достаточно развернуты и конк­ретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в кото­ром живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б. Развитие речи

2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические по­грешности, она недостаточно выразительна.

3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего од­носложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

B. Развитие познавательной активности, самостоятель­ности

1 . Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низ­кий, при выполнении заданий требуется постоянная вне­шняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаружи­вается, любознательность не проявляется.

Г. Сформированное™ интеллектуальных умений (анали­за, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со сти­мулирующей помощью взрослого.

3. Задания выполняются с организующей или направляю­щей помощью взрослого, ребенок может перенести освоен­ный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, срав­нения, выделения главного, установления закономернос­тей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов дея­тельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности

1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет резуль­тат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выби­рает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности пре­одолевает только при психологической поддержке.

3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные ус­ловия решаемой задачи в процессе работы теряются, ре­зультат не проверяется, прерывает деятельность из-за воз­никающих трудностей, стимулирующая, организующая по­мощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности

1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставлен­ной цели, он может сам сопоставить все полученные ре­зультаты с поставленной целью.

2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может ви­деть это неполное соответствие.

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставлен­ной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

Ж. Темп деятельности

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Обведите номер позиции, соответствующей уровню готовности ребенка

I. Психологическая и социальная готовность к школе

А) Желание учиться в школе

1. Ребенок желает учиться

2. Особого желания учиться не имеет

3. Учиться не хочет

Б) Учебная мотивация

1. Понимает важность и необходимость обучения, собственная цель обучения приобретает самостоятельную привлекательность

2. Собственная цель обучения не осознается, привлекает только внешняя сторона обучения

3. Цель обучения не осознается, ничего привлекательного в школе ребенок не видит

В) Умение общаться и адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Ребенок легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, действует в соответствии

2. Контакт и общение затруднены, реакция на ситуацию не всегда правильная

3. Трудно вступает в контакт, имеет осложнения в общении, в понимании ситуации

Г) Организованность поведения

1. Поведение организовано

2. Недостаточно организованое

3. Поведение неорганизованное

II. Развитие школьно-значимых психофизических функций

А) Фонематический слух:

1. Нарушений в фонематическом (звуковом) строении речи нет, речь правильная, четкая

2. В произношении звуков есть отдельные недостатки (требуется помощь логопеда)

3. Преобладают звуковые нарушения (занятия логопеда обязательны)

Б) Мелкая моторика рук

1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами

2. Рука развита недостаточно, есть напряжение во время работы с карандашом и ножницами

3. Рука развита плохо

В) Пространственная ориентация, координация движений

1. Ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижный, движения скоординированы

2. Есть отдельные признаки недоразвитости ориентации в пространстве и координации движений

3. Ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок малоподвижный, неуклюжий

III. Развитие познавательной деятельности

Интеллектуальная готовность - это овладение простейшими формами мышления (понятиями, суждениями) умственными операциями (анализом, синтезом, сравнением); она обеспечивается развитием любознательности, инициативы, самостоятельности; формированием умений и навыков учебной деятельности (планировать работу, работать в определенном темпе)

А) Уровень осведомленности

1. Представление ребенка о мире достаточно развито и конкретное. Ребенок может рассказать о своей стране, городе, времени года, о растениях, о животных.

2. Представление ограничено непосредственным окружением

3. Знания даже о непосредственном окружении ограничены, бессистемные

Б) Развитие речи

1. Речь выразительная, грамматически правильная

2. Ребенок имеет осложнения в подборе слов, в передаче собственных мыслей, речь недостаточно выразительная

3. Ответы односложные, в речи много ошибок, предложения не заканчиваются, слова из ребенка надо «вытаскивать»

В) Познавательная активность и самостоятельность

1. Ребенок активный, задачи выполняет с интересом, не нуждается в дополнительных внешних стимулах

2. Ребенок недостаточно активный и самостоятельный, круг интересов узкий, требует дополнительных стимулов

3. Во время выполнения заданий необходима постоянная дополнительная стимуляция, интереса к окружающему миру не проявляет, уровень активности и самостоятельности низкий

Г) сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, видение закономерностей и т.д.)

1. Ребенок может определить содержание (даже глубинное), анализирует, обобщает, видит и осознает при сравнении предметов и явлений различия, устанавливает закономерные связи

2. Задачи, требующие определенных умений, выполняет после стимулирования взрослого

3. При выполнении задач ребенок нуждается в учебном пособии и подсказках, воспринимает тяжело, самостоятельного переноса усвоенных средств деятельности на выполнение подобных задач нет

Д) Контроль деятельности

1, Умеет сопоставить результаты деятельности с определенной целью

2. Самостоятельно ребенок не может увидеть соответствие результата и цели

3. Результаты деятельности совсем не соответствуют поставленной цели, но ребенок этого не видит

Е) Темп деятельности

1. Соответствует требованиям возрастной группы: укладывается в определенное время

2. Ниже среднего показателя для определенной группы

3. Гораздо ниже определенного лимита. Выполняется меньше трети объема
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Данная диагностика адресована логопедам, психологам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

Диагностика составлена для работы с детьми 6-7 лет и учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Обследование является первичным и осуществляется с письменного согласия родителей или лиц их заменяющих.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является: создание модели взаимодействия в процессе диагностической и коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение и определить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи. По итогам диагностического обследования специалистами планируются коррекционно-развивающие занятия в рамках рабочих программ.

Преимущества комплексной диагностики по сравнению с отдельными консультациями специалистов:

  • методики подобраны таким образом, чтобы дать максимум полезной информации. Они дополняют друг друга и не содержат повторяющихся элементов;
  • во время проведения обследования одним специалистом второй наблюдает за процессом и отмечает особенности выполнения ребёнком заданий (скорость, реакции на критику, принятие помощи, доступность контакту и т. п.).

Все это дополняет результаты диагностики и позволяет представить наиболее полную картину.

Перед началом обследования педагог-психолог и учитель-логопед выступают на собрании родителей будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, а так же, возрастной психологии. В ходе собрания родителям предлагается анкета, направленная на выявление особенностей семейного воспитания и степени готовности родителей к участию в диагностическом и коррекционном процессе Приложение № 1.doc

По окончании собрания родителям выдаются памятки.

Цель диагностики: выявление уровня готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Задачи:

  • создание эффективной системы взаимодействия в работе специалистов (психолог/логопед) для синхронной диагностики и коррекции познавательного, речевого и личностного развития детей, позволяющих им успешно освоиться с ролью ученика;
  • содействие развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
  • создание перечня рекомендаций для родителей по результатам обследования.

Ожидаемые результаты

  • Личностные: выявление уровня развития эмоционально-волевой и познавательной сфер, психических функций, коммуникативных навыков, умений соблюдать инструкцию.
  • Метапредметные : выявление уровня развития умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Предметные : диагностика уровня школьной зрелости и оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
Используемые методики и упражнения Цели Форма проведения
1. Методика “Лесенка”.

2. Сказка “Школа для животных”.

3.Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова и предложения.

Выявление:

Личностных УУД;

Мотивации к обучению;

Умение определять количество слогов в слове и слов в предложении.

Групповая

(8 - 10 детей)

Психолог

1. Тест школьной зрелости Керна-Йирасика (“Рисунок человека”, копирование фразы, срисовывание точек).

2. Упражнения по развитию языкового анализа на уровне слова.

- Определение уровня школьной зрелости;

Выявление уровня развития мелкой моторики;

Умение определять место звука в слове;

Умение определять количество звуков в слове;

Подгрупповая

(3 - 5 детей)

Психолог

1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) тестовая беседа, С. А. Банков.

2. “Четвёртый лишний”.

3. Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой.

- Выявление уровня психосоциальной зрелости.

Выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

Выявление особенностей речевого развития у дошкольников.

Индивидуальная

Проводят одновременно оба специалиста.

Презентация.ppt

Логопедическое обследование в группе (Приложение № 4)

Исследование навыков языкового анализа на уровне слова и предложения.

Инструкция 1: Определи, сколько частей в слове, и нарисуй линии под картинкой.

Образец: ____ , ____ ____ , ____ ____ ____

Инструкция 2: Определите количество слов в предложении, и нарисуй линии под картинкой.

Дружные дети слепили снеговика. Ваня лепил снеговика.

Образец: ____ ____ ____ .

Логопедическое обследование в подгруппе. Приложение №4.doc

Исследование навыков языкового анализа на уровне слова.

Инструкция 1: Определите место звука [К] и закрасьте, синим карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова). Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.

Инструкция 2: Определите место звука [А] и закрасьте красным карандашом прямоугольник (начало, середина, конец слова).

Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.

Инструкция 3: Нарисуйте простым карандашом столько кружков, сколько звуков в названиях картинок.

Одно слово разбирается коллективно, а по карточкам работают самостоятельно.

Индивидуальное логопедическое обследование.

Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).

Методика включает четыре серии.

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:

Проверка фонематического восприятия;

Исследования состояния артикуляционной моторики (Слайд № 4).

Исследование звукопроизношения (Слайд № 5 - 14).

Проверка сформированности звуко - слоговой структуры слова (Слайд № 15).

Серия 2 – Исследование словаря и навыков словообразования (Слайд № 16 – 19).

Серия 3 – Исследование грамматического строя речи (Слайд № 20 – 21).

Серия 4 – Исследование связной речи (Слайд 22).

Исследование связной речи.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция : посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Пересказ прослушанного текста.

Инструкция : сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Результаты исследования трёх занятий фиксируются в протоколе обследования Приложение № 5.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации Power Point. В презентации присутствует скрытый файл с таблицей для заполнения результатов обследования устной речи.

Психологическое обследование в группе.

1. Исследование мотивации к обучению. Сказка “Школа для животных”.

Проводится в групповой форме. У каждого ребенка на столе протокол обследования № 1, набор цветных карандашей (синий, коричневый, жёлтый, розовый, черный). Приложение № 6.doc

Инструкция 1: Сейчас я прочту вам сказку, слушайте внимательно.

По окончании прослушивания, ребята должны определить, на какого животного они больше похожи. Приложение № 7.doc

Инструкция 2: Выберите, кто вам больше симпатичен из этих учеников. Каждый ученик имеет свой цвет: лошадка – синий, медвежонок – коричневый, белочка – желтый, котенок – розовый, зайчик – черный.

А теперь возьмите карандаш того цвета, который соответствует выбранному вами герою на листочке и закрасьте кружок в нижнем левом углу листа.

2. Исследование самооценки. Методика “Лесенка”.

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. На классной доске нарисована лесенка.

Инструкция : Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок”.

Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего: ступенька 1 – завышенная самооценка. Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Ступенька 4 – заниженная самооценка Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.

Психологическое обследование в подгруппе.

1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика.

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Тест состоит из 4-х частей:

1. Тест “Рисунок человека”

3. Срисовывание точек.

4. Опросник.

Опросник мы предлагаем внести в индивидуальное обследование.

1. Тест “Рисунок человека”.

Инструкция: Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь.

Во время рисования недопустимо поправлять ребенка “Ты забыл нарисовать уши”, взрослый, молча, наблюдает.

2. Копирование фразы из письменных букв.

Инструкция : Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь.

На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:

Он ел суп

3. Срисовывание точек.

Инструкция : Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать такие же рядом.

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Индивидуальное психологическое обследование.

1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя и отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

2. “Четвёртый лишний” (Дидактические карточки). Презентация.ppt

Цель : выявление способностей детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, уровень развития категориального мышления, способность речевого обобщения выделенных признаков.

Инструкция : Посмотри на картинку. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать, одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет.

Ребенку предлагается 4 карточки. Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать свой выбор. Если ребенок неверно обосновал свой выбор, то ему предлагается дополнительная карточка.

Результаты исследования трёх занятий фиксируются в сводном протоколе. Приложение № 8.doc Индивидуальное обследование проводится с использованием презентации PowerPoint.

Литература

  1. Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов – М.; АРКТИ, 2002.- 136 с.
  2. В.И.Екимова, А.Г.Демидова.- Всё идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников. – 2-е изд., исп. и доп. – М.:АРКТИ,2009. – 88 с. (Школьное образование).
  3. В.Л.Шарохина. – Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008. – 48 с. (Психологическая служба)