Дети вундеркинды рано проявившие свои необычайные способности. Дети-вундеркинды в России: примеры. Знаменитые вундеркинды-дети. Какие бывают таланты

«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», - писал философ Дидро. Выдающийся же генетик Владимир Эфроимсон утверждал, что одарённость даётся одному из тысячи, развивается у одного из миллиона, а настоящим гением становится лишь один из 10 миллионов.

В день рождения первого вундеркинда, «мальчика из Любека», Кристиана Хейнекена, сайт вспоминает, как сложилась жизнь у семи одаренных детей, чьи особые способности поражали ученых из многих стран.

Кристиан «Миракул» Хейнекен

6 февраля 1721 года в семье архитектора Пауля Хейнекена и владелицы магазина художественных изделий Катарины Елизаветы родился долгожданный сын.

Любящие родители вскоре заметили у мальчика необычные способности. Малыш, которому еще не было и года, буквально схватывал не лету каждое услышанное слово и повторял. Уже к 10 месяцам Кристиан мог цитировать пять первых книг Библии, а к двум годам он знал уже все факты библейской истории. Слава об удивительном ребенке быстро вышла за пределы Любека, его родного города. К трем годам мальчик с жадностью изучал географию, биологию, математику и географию. Он изъяснялся на латыни и французском языке.

С трехлетним мудрецом даже пожелал встретиться сам датский король Фридрих IV, который даровал маленькому гостю орден после того, как тот прочитал ему лекцию по истории. Монарх был глубоко поражен услышанным и прозвал Кристиана «Миракулум», что в переводе с латыни означает «чудо».

К несчастью, здоровье у гениального ребенка было плохим. Ученые предполагают, что он страдал цилиакией. В последние месяцы жизни вундеркинд болезненно воспринимал громкие звуки, все время просил, чтобы его переодели, на его теле стали появляться опухоли. Когда ему было 4 года, он скончался. Последними словами Кристиана были: «Боже Иисусе, забери мой дух…»

Кристиан Хейнекен. Аллегорический портрет. (Художник Christian Fritzsch), 1726 Фото: Commons.wikimedia.org

Вольфганг Амадей Моцарт

Одного из самых популярных классических композиторов смело можно назвать вундеркиндом. Вольфганг Амадей стал самым молодым членом Болонской филармонической академии за всю её историю, а также самым молодым кавалером ордена Золотой шпоры.

Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей. Неизвестный художник, предположительно Пьетро Антонио Лоренцони, 1763 год Фото: Commons.wikimedia.org

У сына скрипача придворной капеллы с ранних лет проявился музыкальный талант. В 4 года он уже играл на клавесине, а в пять стал сам сочинять маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. Его родитель, быстро разглядев способности мальчика, захотел представить его музыкальному миру как исполнителя-виртуоза. В 6-летнем возрасте Вольфганг начал давать концерты, а через пару лет закончил написание своей первой симфонии. Когда Моцарту было 12 лет, римский император Иосиф II заказал ему оперу. За несколько недель мальчик написал «Мнимую простушку».

К 35 годам Вольфганг Амадей Моцарт познал и славу, и горечь безденежья. Он умер в декабре 1791 года. Современные историки полагают, что причиной смерти стали хронические заболевания: суставный ревматизм, почечная недостаточность, болезнь Шёнлейна—Геноха, осложнённая острым инфекционным заболеванием, каковым, помимо «ревматической воспалительной лихорадки», могла быть стрептококковая инфекция.

Уильям Сайдис

Эксцентричный вундеркинд, за которым в будущем будут буквально охотиться журналисты, родился в Нью-Йорке 1 апреля 1898 года. Его родителями были эмигранты из Российской империи.

Уильям Джеймс Сайдис был самым известным вундеркиндом начала XX века. Фото: Public Domain

Когда мальчику не было еще и двух лет, он научился читать и стал с жадностью поглощать одну книгу за другой. К восьми годам он уже знал несколько иностранных языков - латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий. Более того, он придумал свой язык - Vendergood. Всего за свою жизнь Сайдис выучил около 40 языков, с которых мог свободно переводить. Его IQ оценивался в районе от 250 до 300. Это наивысший зафиксированный IQ в истории.

Уильям стал самым молодым студентом в истории Гарварда.Фото: Commons.wikimedia.org

В семь лет Уильям сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии, но, несмотря на то, что он удачно прошел испытания, его не зачислили из-за юного возраста. В 11 лет ситуация была исправлена, и он стал студентом Гарварда. В 1910 году мальчика приглашали читать лекции по четырёхмерному пространству в Гарвардском математическом клубе, а научные светила предрекали ему блестящую карьеру. Так, к примеру, профессор Массачусетского технологического института Дэниэл Ф. Комсток пророчил Уильямсу грандиозную карьеру учёного-математика. Однако этому не суждено было сбыться. Несмотря на то, что Сайдис стал профессором, еще не достигнув 20 лет, он работал бухгалтером. Последние годы, он жил отшельником, увлекался коллекционированием.

В 46 лет он умер от кровоизлияния в мозг.

Паша Коноплев

В 1980-е годы частым героем газетных публикаций был одаренный мальчик Паша Коноплев. Удивительный ребенок в 3 года уже умел читать и производить в уме сложные вычисления. Когда ему было 8 лет, как-то по дороге из школы, он решил сложную физическую задачу, результат которой показали академику Колмогорову. Тот резюмировал: «Красивое решение».

Учиться по обычной школьной программе Паша не мог. Вскоре из первого класса он перешел сразу в четвертый. Но и там мальчик был изгоем. Ему крайне сложно было находить общий язык со сверстниками. «Ребята меня гонят, я не знаю их правил», - жаловался вундеркинд.

В 15 он стал студентом московского вуза, а в 18 — аспирантом. Трагедия Павла заключалась в том, что его психика не выдержала нагрузок. Молодой человек попал в психиатрическую больницу. В 29 лет он умер. Причиной его смерти стал тромбоз легочной артерии.

Ника Турбина

Не дожила до 30 лет и Ника Турбина. О юном даровании впервые написали газеты в 1981 году. Первоклассница писала такие стихи, что взрослые порой не могли сдержать слез. По рассказам близких, маленькая Ника с детства испытывала проблемы со сном. Во время таких приступов бессонницы 4-летняя девочка просила маму записывать за ней стили, которые, по её собственным словам, ей говорил Бог.

Когда Нике было 9 лет, в свет вышел первый сборник ее стихов. Фото: Commons.wikimedia.org

Когда ей было 9 лет, то в свет вышел первый сборник ее стихов «Черновик», предисловие к которому написал известный поэт Евгений Евтушенко. Эта книга позже была переведена на 12 языков. В 10 лет она завоевала премию «Золотой лев» на международном поэтическом фестивале «Поэты и Земля». О девочке писали и за рубежом. С ней захотел встретиться Иосиф Бродский, в гости к которому Ника ездила в США.

В 1990 году у Нике произошел нервный срыв. Девочка уехала в Швейцарию, где познакомилась с профессором, который вскоре стал ее мужем. Когда они поженились Нике было 16 лет, а жениху - 76 лет. Отношения у них не складывались, девушка начала злоупотреблять алкоголем и однажды приняла решение вернуться в Россию.

Когда ей было 27 лет, Ника трагически погибла. При туманных обстоятельствах она сорвалась с подоконника.

Надя Рушева

В октябре 1982 года советский астроном Людмила Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала Rusheva - в честь Нади Рушевой, юной художницы, чей талант раскрылся, когда той было всего 5 лет.

Надя начала рисовать с пяти лет.Фото: Commons.wikimedia.org

Девочку никто специально не учил писать, читать и рисовать. В 5 лет она научилась этому самостоятельно. Когда ей исполнилось 7 и она пошла в школу, девочка стала рисовать регулярно. Как-то за вечер она создала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Когда она училась в 5 классе, прошла ее первая персональная выставка. Позже ее работы экспонировались не только в Москве и Ленинграде, но и за рубежом: в Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. на выпустила иллюстрации к «Войне и миру» и «Мастеру и Маргарите»

Когда Наде было 17 лет, она неожиданно скончалась от кровоизлияния в мозг.

Евгений Кисин

«Для меня каждая нота имеет свой цвет. Ре, например, белая. Причём минорные краски ярче мажорных. Ре-мажор - ярко-белая, а ре-минор, как снег. Начало третьего концерта Рахманинова, словно зимняя снежная дорога», - сказал в интервью «АиФ» пианист-виртуоз Евгений Кисин.

В 80-х его называли ребёнок-вундеркинд. Уже 6 лет он поступили в музыкальную школу им. Гнесиных. Евгений убежден, что «учить надо только тех, кого нельзя не учить». Уже в 10 лет он играл Моцарта с оркестром, а в 11 - дал свой первый сольный концерт. Когда Кисину было 12, он исполнил 1 и 2 концерты Шопена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

Сегодня Кисин - один из самых известных пианистов мира.

«Сегодня я даю от 40 до 50 концертов в год, из них около 10 сольных. Также примерно год работаю над очередной программой. Подготовка нового произведения занимает несколько месяцев, ну а потом, от концерта к концерту, исполнение улучшается. Как правило, занимаюсь каждый день», - рассказывает музыкант.

Или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно - чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте.

Ниже представлен список вундеркиндов , то есть людей, которые, как правило, до 15 лет проявили способности, сопоставимые со способностями высококвалифицированных взрослых специалистов в соответствующих областях.

Математика и наука

Джордж Биддер . Уже в 4 года он поражал окружающих, производя в уме сложнейшие вычисления. Например, на такую задачу «Как долго будет наполняться цистерна емкостью в 1 куб. милю со скоростью 120 галлонов в минуту?» спустя две минуты был дан ответ: 14 300 лет 285 дней 12 часов и 46 минут. Что интересно, решая её, мальчик учел все високосные годы за этот период! К счастью, с годами Биддер не утратил своих способностей. Но в великого математика он не превратился, так как применял свой талант в другой области - он стал известнейшим инженером в Англии и очень состоятельным человеком. А его способности помогали ему моментально производить сложнейшие инженерные расчеты.

Андрей Александров , родившийся в 2000 г. в Москве, в два года открыл самый простой способ построения магических квадратов нечетного порядка.

Мигель Мантилья , родившийся в Мексике, уже в два года мог ответить на вопрос: «Какой это был год, если 4 февраля припало на пятницу?» Ответ давался менее чем через 10 секунд.

Джордж Ватсон , родившийся в Букстеде в 1785 году, считался почти полным идиотом во всем, за исключением счета и запоминания. Хотя он не мог ни читать, ни писать, но в уме производил самые сложные математические подсчеты и мог без колебания ответить на любые вопросы о том, какой день недели был во время того или иного исторического события. Если случалось, что эта историческая дата припадала на годы его жизни, он мог ещё сказать, где он был в то время и что за погода тогда стояла. Он мог также описать и назвать все церкви и трактиры в каждой деревне и городке соседнего графства.

Грегори Смит , родился в 1990 году, научился читать в возрасте двух лет и поступил в университет в 10 лет. Мальчик не только занимается точными науками, но и путешествует по миру как активист движения за защиту прав детей. Грегори является основателем движения International Youth Advocates, которое занимается достижением понимания между детьми во всем мире. Одаренный мальчик был удостоен разговора с Биллом Клинтоном и Михаилом Горбачевым, а также произнес речь с трибуны на одном из заседаний ООН. За свою деятельность он четырежды номинировался на получение Нобелевской премии, правда, так и не получил ее. Из последних достижений его можно назвать получение водительских прав

Медицина

Акрит Ясвал , родился в 1993 году в Индии, где его называют самым умным, так как его IQ достигает 146. Публичное внимание Акрит привлек в 2000 году, когда случайно провел свою первую «хирургическую» операцию. Ему было семь лет, его пациентке - соседской девочке - восемь. Из-за ожога девочка не могла разжать кулак, и Акрит, не имея специальных медицинских навыков, смог провести необходимые действия и вернул подвижность пальцам своей восьмилетней пациентке. После этого случая мальчик пошел учиться на доктора в Chandigarh College и сейчас является самым молодым студентом среди всех в Индийских вузах.

Искусство

Является знаменитостью среди определенных кругов ценителей абстрактной живописи, свои работы начала «творить», когда ей еще не исполнилось двух лет. Однажды директор галереи Brunswick Street Gallery в Мельбурне Марк Джемисон на встрече с одним из фотографов увидел снимки произведений неизвестного ему автора, и согласился включить их в программу ежегодной выставки. Были напечатаны буклеты, дана реклама в профильных журналах, и только после этого он узнал, что автор картин - дочь фотографа, двухлетняя Аэлита. Программу выставки было решено не менять, и картины Аэлиты увидели свет.

Музыка

Клеопатра Стратан , родилась в октябре 2002 года в Кишиневе в семье певца Павла Стратана. Девочка является самой юной исполнительницей, достигшей коммерческого успеха, после выпуска альбома La virsta de trei ani («В возрасте 3-х лет»). В своем более чем юном возрасте она имеет опыт двухчасового выступления перед большой аудиторией в концертном зале, получает за это деньги, получила премию MTV как самая юная исполнительница.

Литература

Изобразительное искусство

Примечания

Литература

  • Hollingworth, Leta S. (1975). Children Above 180 IQ: Standford-Binet Origin and Development. New York: Arno Press. ISBN 0-405-06467-5 ..
  • Radford, John (1990). Child Prodigies and Exceptional Early Achievers. New York: Free Press. ISBN 0-02-925635-6 ..
  • Winner, Ellen (1996). Gifted Children: Myths and Realities. New York: Basic Books.

Большинство людей стремится достичь совершенства в своей профессиональной области - некоторые добираются до карьерной вершины в зрелом возрасте, но другие настолько талантливы, что в детстве порой превосходят взрослых. Перед вами - список из десяти современных вундеркиндов, достигших успеха в различных профессиях.

1. Микаэла Фудолиг

Микаэла Ирэн Фудолиг поступила в Филиппинский университет в 11 лет, а в 16 лет она окончила его с отличием, получив степень бакалавра физических наук - она стала выпускником, произносящим прощальную речь. В настоящее время Микаэла работает профессором в том же университете и занимается эконофизикой - математическим моделированием поведения в системах и биологическими системами.

2. Акрит Ясвал

Акрит Пран Ясвал из Индии стал известен, когда выполнил свою первую хирургическую операцию - ему было тогда всего семь лет. Хотя он в то время ещё не был врачом, но уже имел репутацию медицинского гения в узком кругу знакомых. Его восьмилетний приятель получил сильные ожоги на руке, и Акран отделил ему пальцы.

В возрасте 12-ти лет Акран поступил в медицинский университет, а к 17-ти годам заработал магистерскую степень в области прикладной химии. Сегодня он занимается поисками лекарства от рака.

3. Тейлор Уилсон

Тейлор Рамон Уилсон стал самым молодым человеком в мире, создавшим рабочий фузор - устройство, предназначенное для реакций ядерного синтеза. В возрасте 10-ти лет он сконструировал ядерную бомбу, а фузор сделал, когда ему исполнилось 14. В мае 2011-го года Тейлор получил премию на Международной научно-технической ярмарке Intel за детектор переходного излучения.

В феврале 2013-го года он выступил на конференции TED-2013, где рассказал о своих идеях относительно автономных подземных ядерных реакторов деления. Тейлор разработал компактный ядерный реактор, который, по его словам, способен генерировать 50 МВт электроэнергии, причём заправлять устройство необходимо только раз в 30 лет.

4. Камерон Томпсон

Камерон Томпсон - математический гений из Северного Уэльса. Когда ему было четыре года, он поправил своего учителя, сказавшего, что нуль является наименьшим числом, заявив, что тот забыл об отрицательных числах. В возрасте 11-ти лет он получил степень по математике в Открытом университете Великобритании. В том же возрасте мальчик успешно сдал два выпускных экзамена в математической школе и был показан по ВВС как один из гениальных подростков. К сожалению, у Камерона есть трудности в учёбе из-за болезни Аспергера, но, тем не менее, он является одним из юных математических гениев в мире.

5. Джейкоб Барнетт

Джейкоб Барнетт - американский математик. Когда ему было два года, ему поставили диагноз - тяжёлый аутизм: врачи говорили, что тот не сможет говорить, читать и совершать мелкие бытовые действия. В три года оказалось, что врачи крупно ошиблись - Джейкоб мог рассказать алфавит в прямом и обратном порядке.

В этом же возрасте во время посещения планетария Джейкоб ответил на вопрос ведущего о том, почему луны Марса такой странной формы. Он поступил в Университет Индианы в Индианаполисе в возрасте 10-ти лет.

Во время работы над своей докторской диссертацией Барнетт утверждал, что в один прекрасный день сможет опровергнуть теорию относительности Эйнштейна. В настоящее время он работает над диссертацией в области квантовой физики.

6. Марк Тянь Боэдихарджо

Марк Тянь Боэдихарджо родился в Гонконге, он - самый молодой человек, поступивший в Гонконгский университет: ему тогда было девять лет. Он учился по специальной программе, где особое внимание уделялось математике и статистике, в то же время он сдал в школе восемь выпускных экзаменов.

Сейчас у Марка есть два диплома, степень бакалавра в области математических наук и магистра философии в области математики, которую он получил в 2011-м году - на год раньше, чем предусматривает учебный план. В настоящее время он получает степень доктора философии математики в Соединенных Штатах.

7. Приянши Сомани

Приянши Сомани из Индии обладает удивительной способностью проводить в уме сложнейшие математические вычисления. В шесть лет она освоила устный счёт, а в 11 заняла первое место на соревновании «Mental Calculation World Cup»: Приянши обошла 36 других конкурентов из 16-ти стран, вычислив квадратный корень из десяти шестизначных чисел за рекордные 6 минут и 51 секунду. В довершение всего, она оказалась единственным участником в истории конкурса, не допустившим ни одной ошибки при сложении, умножении и извлечении квадратных корней.

Приянши стала новым мировым рекордсменом в извлечении квадратных корней в уме в январе 2012-го года, когда вычислила квадратный корень из десяти шестизначных чисел за 2 минуты и 43 секунды.

8. Аким Камара

Аким Камара - скрипач из Берлина. Он начал играть на скрипке в два года и отличается замечательной памятью о музыке, которую слышал ещё в пеленках. Его учитель заметил его естественный «музыкальный слух» и начал преподавать мальчику уроки музыки дважды в неделю. Играть на скрипке Аким научился исключительно быстро, всего за шесть месяцев обучения, и дебютировал в декабре 2003-го года в возрасте трёх лет на рождественском концерте.

9. Итан Бортник

Итан Бортник - музыкант, автор песен и актёр. Когда ему было три года, он начал играть на клавесине, а в возрасте пяти лет - писать музыку. Его дебютное выступление состоялось на «The Tonight Show» с Джеем Лено в 2007-м году, после чего мальчик неоднократно выступал в дальнейшем.

Итан вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса как самый молодой сольный исполнитель в мире. Он также является самым молодым хедлайнером, который когда-либо выступал в Лас-Вегасе - концерт состоялся, когда Итану было десять лет.

10. Таниш Мэттью Авраам

Таниш Мэттью Авраам - один из самых молодых членов Менса, куда он вступил в возрасте четырёх лет. Его гениальность проявилась в четыре месяца, когда тот стал просматривать детские книги и правильно отвечать на вопросы об их содержании.

При вступлении в Менса он получил результат в 99,9% по стандартизированному тесту IQ Менса. В пять лет Таниш закончил пять курсов математики образовательной программы Стэндфордского университета для одаренной молодёжи всего за шесть месяцев.

В шесть лет он поступил в среднюю школу, а затем в колледж - по всем предметам его средний бал никогда не опускался ниже 4.0. Также он часто публикует эссе на вебсайте Лунного института НАСА.

Какому родителю не хочется, чтобы его ребенок был самым умным, самым талантливым и способным, словом – особенным? Вундеркинды или особо одаренные дети несомненно являются гордостью родителей и педагогов. И все казалось бы прекрасно, но… Почему вундеркинды становятся несчастными? Куда пропадают чудо – дети, когда взрослеют? Как правильно воспитать одаренного ребенка?

Кто такие вундеркинды?

В переводе с немецкого «вундеркинд» означает чудо – ребенок. Это особо одаренные дите, обладающие удивительными способностями быстрее, легче и раньше других детей усваивать различную информацию, навыки, науки. Такие успехи вызваны значительным опережением средних темпов возрастного развития. С физиологической точки зрения считается, что это результат более скорого развития нервной системы из-за повышенного уровня гормонов, в первую очередь, надпочечников и гипофиза.

Такое явление выходит за рамки понятия нормы, но по причине того, что никакого вреда детскому организму не причиняет, то патологией не считается.

Однако по большому счету, почти любой ребенок способен достичь прекрасных успехов в обучении. И чем младше ребенок, тем легче это ему удается. Ведь ребенок, как губка, с легкостью впитывает разные знания и умения. Например, если все заботящиеся и часто общающиеся с младенцем люди будут разговаривать на разных языках, он без труда изучит их. Как же в таком случае распознать вундеркинда?

Особо одаренные дети помимо несомненных способностей в той или иной области обладают еще и талантом, а главное – тягой к познанию. А это уже от природы. Родителям вундеркиндов практически не приходится сталкиватьсяс капризами и сопротивление со стороны ребенка, когда дело доходит до занятий. Будь то музыка или арифметика, ребенку – вундеркинду это интересно, он упрямо и настойчиво продвигается вперед, удивляя окружающих своими достижениями. Если же родителям приходится проявлять упрямство и буквально заставлять ребенка развивать те способности, которые проявил малыш, если он занимается этим не самостоятельно, а только под давлением родителей или учителя, с трудом преодолевая усталость и вскоре теряя интерес к тому, что родители считают «призванием», то вам как можно скорее следует пересмотреть свои методы «тренировки будущего таланта».

Не надо искусственно создавать вундеркинда, не разрушайтетого внутреннего равновесия, которое определяется гармонным и в первую очередь индивидуальным развитием нервной системы ребенка. В конце концов, не лишайте его детства.

Родительское тщеславие также слепо, как и родительская любовь, и, конечно, признать, что твой ребенок не вундеркинд, особенно, если он на самом деле проявляет какие-то способности, бывает нелегко. Дайте ему возможность заниматься тем, что ему интересно, не форсируйте события. В большинстве случаев, каких-то существенных успехов в той или иной области дети начинаютдостигать в школьном возрасте. Так что помните, дорогие родители, всему сове время.

Если ваш ребенок вундеркинд

Вы заметили у своего ребенка какие-то особенные способности, чрезвычайную любознательность, склонность к проявлению оригинальности в мышлении, высказыванию собственных логических выводов, поражающих вас своей находчивостью и фантазией. Он упорно и, кажется, безустанно занят своими проектами, его интерес неиссякаем, ребенок буквально нуждается в деятельности и умственном напряжении, приобретает новые знания или умения без каких-либо усилий. Поздравляем, у вас растет вундеркинд!

Природа наградила ас талантливым ребенком, оно расслабляться не следует, вам тоже придется потрудиться, и в первую очередь – не испортить творение природы и не навредить своему ребенку. Как правильно воспитывать и обучать вундеркинда? – вот вопрос, которым задаются родители и педагоги. А ведь это совсем не просто. Сколько чудо – детей становились несчастными, а то и неудачниками! Сколько поломали себе жизнь, превратились в одиноких, непонятых людей, даже утрачивали свои неординарные способности из-за неправильного воспитания!

Главной ошибкой родителей является то, что можно сказать, с пеленок они окружают одаренного ребенка атмосферой восхищения и превозношения, преувеличения его особенностей по отношению к другим детям, внушают собственную исключительность, словом, формируют неадекватную самооценку и искаженное восприятие себя среди других людей. Аукнется это ребенку – вундеркинду гораздо позже. В жизни ему не раз придется сталкиваться с настороженным, а иногда недоброжелательным отношением менее умных людей. А, воздвигая дополнительные барьеры, как бы изолируясь в своем ощущении исключительности и давая окружающим лишний раз почувствовать сове несовершенство он лишит себя друзей, любви, вообще радости простого человеческого общения.

Кроме того, привыкая к постоянной похвале, он очень болезненно воспримет любую критику в свой адрес, даже справедливую.

Очень часто родители стараются оградить ребенка от каких-либо забот и обязанностей, от всего, что не касается его исключительных способностей. Вырастает своего рода комнатный цветок, наивный и беспомощный, когда дело касается житейских проблем. А в жизни таких будет не одна. Не загружайте его, конечно, но позволяйте заниматься и другими вещами, кроме обучения.

Кроме того, позволяйте общаться с друзьями, развлекаться и, что очень важно, научите его отдыхать. Хотя мозг вундеркинда способен на гораздо большее, перерывы в напряженной деятельности ему все же необходимы. Позаботьтесь о том, чтобы он хоть изредка менял род занятий, то есть активно отдыхал, ну и конечно, не надо забывать о здоровом сне. Только не давите на ребенка, не запрещайте и заставляйте насильно что-то делать.

Очень распространенный феномен, травмирующий детскую психику: родители дают понять своему одаренному чаду, что ожидают от него только успехов, все больше исключительных достижений и блестящих результатов. Ведь он – особенно одаренный ребенок и просто не может их разочаровать. Родители хотят как можно быстрее чуть ли не вытрясти из чудо – ребенка плоды его труда. Они не терпят никаких расслаблений, никаких промахов или ошибок. Это пугает и напрягает ребенка. В отличие от других детей, он особенно остро и болезненно воспринимает даже самые мелкие неудачи. А брошенные в запале слова: «Ты нас разочаровываешь» или «бездарность», «ты недостаточно над собой работаешь..» и т. д., могут оставить в его детском сердечке глубочайшие раны. Кстати, очень интересно, но если поменять местами немецкие слова w under и kind, «чудо — ребенок» превратится в «детскую рану».

Почему чудо – ребенок не стал чудо – взрослым

Психологи знают, что одаренность и незаурядные способности у детей проявляютсякак бы вспышками. Первая – в трех – четырехлетнем возрасте, иногда чуть раньше. В основном, это проявление незаурядных способностей в области музыки и математики, так как успехи в этих областях не требуют наличия жизненного опыта. Позже, в подростковом возрасте, вундеркинды проявляют свои незаурядные способности в литературе или обнаруживают неординарное конструкторское мышление. Но чаще всего, обращают на себя внимание родителей и окружающих дети, проявляющие свои таланты в раннем детстве. Раннее развитие очень бросается в глаза и зачастую мы восхищаемся не какими-то особенными достижениями, а просто расценивается, как необыкновенность то, как рано ребенок научился делать что-то естественное, но свойственное более старшим детям, а то и взрослым.Так происходит, когда ребенок начинает рано разговаривать, «по-взрослому» серьезно выражать какие-то оригинальные мысли, бегло читать и артистично декламировать недетские стихи, в три года вычитать и умножать, как семилетний ребенок и т. д. И совсем не обязательно, что такой опережающий общепринятое развитие темп, постоянный и пожизненный. Поэтому-то малышей – вундеркиндов гораздо больше, чем школьников – вундеркиндов, а их в свою очередь больше чем чудо – подростков. В большинстве случае, темпы такого «суперразвития» замедляются и со временем, когда все дети достигают этих же результатов свойственных конкретному возрасту, бывшие «особо одаренные дети» ничем не отличаются от своих сверстников.

Конечно, некоторые вундеркинды могут проявлять незаурядные способности в течении всей жизни. Обычно они становятся знаменитыми. Но их во много раз меньше того огромного количества чудо – детей, так и не реализовавших своего потенциала и не превративших детские таланты в призвание.

Несомненно, каждому известны такие имена как Моцарт, который сочинял музыкальные произведения с трех лет; Штраус и Гайдн, сочинявшие с шести лет. С восьми стал рисовать Рафаэль, и начал проявлять свой талант Шопен. Пушкин писал стихи с девяти. С одиннадцати решал сложнейшие задачи Ампер. Похвалу Академии Наук Франции в 15 лет получил Виктор Гюго. Вундеркиндами были и Мечников, Грибоедов, Паскаль, Лейбниц, основатель кибернетики Виннер и Гаусс, который в 25 лет стал лучшим математиком XIX века.

Итак, вундеркиндов знаменитых не только своими достижениями в детстве немало, но все же большинство чудо – детей утрачивают свои способности. Почему?

Помимо естественного угасания ранних способностей связанных с вспышкой в развитии нервной системы ребенка, существует еще такое явление, как усталость от бешеного темпа обучения, навязанного в большинстве случаев родителями. Чувствуя постоянноедавление с их стороны и страх когда-нибудь ошибиться, не оправдать надежд родителей, о которых ему так часто напоминают, ребенок постепенно теряет интерес к тому, что его так занимало.

А бывает и так, что в каком-то возрасте опережая развитие своих сверстников чудо – ребенок утрачивает навыки самостоятельной работы, так как, например, на уроках просто скучает или вообще не посещает занятия с согласия родителей и учителей. А такие паузы в обучении ведут к угасанию суперспособностей, и особо одаренный ребенок никогда не станет особо одаренным взрослым. Подумайте, може, будет лучше перевести ребенка в более сильный класс.

Обратная сторона медали

Как известно, все хорошо в меру. Так что, кроме знаменитости и всеобщего признания незаурядные способности могут привести и к проблемам со здоровьем. У вундеркиндов «со стажем»повышается многократно риск инсульта и гипертонической болезни, а также язвенной болезни и склонность к депрессивным состояниям. А, по мнению психологов, интенсивное развитие каких-то качеств почти всегда приводит к отставанию в каких-нибудь других сферах жизни.

Не редки те случаи, когда очень талантливые, гениальные люди кажутся обычным людям, по меньшей мере, странными. А бывает, что они страдают шизофренией, эпилепсией, невротическими расстройствами, бредовыми идеями. Иногда задаешься вопросом: «Если такова цена гениальности, то не слишком ли она велика?»

Если ваш ребенок не вундеркинд

Совершенно не следует расстраиваться родителям, чьи дети не блистают какими-то непревзойденнымиталантами. Во-первых, это совсем не значит, что они не способны или не умны. Кроме того, чаще всего успехов в жизни достигают люди, продвигающиеся к своей цели «медленно, но верно». Как говорится: «Тише едешь – дальше будешь».

Но конечно, не забывайте, что для нормального умственного развития любого ребенка очень важны внимание и правильное воспитание, в том числе обучение различным навыкам и знаниям.

Ребенку необходимо постоянное общение. Причем не только со взрослыми, у которых он учится, но и с другими детьми. Не следует изолировать их от «непоседливых соседских детей» в окружении одних книг. Пусть он научится науке общения, пусть развивает свои умственные способности, рассказывая или объясняя что-то другим. Не запрещайте ему фантазировать, не ограничивайте какими-то стандартами и стереотипами, пусть делает то, что ему интересно, а не то, что хотелось бы вам.

Не обвиняйте никогда ребенка в медлительности, отсутствии трудолюбия, настойчивости, усидчивости или отсутствии силы воли. Такие качества лучше медленно, постепенно развивать у ребенка, а не требовать сиюминутных изменений и положительных результатов. Кстати, Ньютон и Эйнштейн очень медленно развивались, что не помешало им в дальнейшем перегнать своих сверстников и вообще современников, став знаменитыми при всей своей отсталости в детском возрасте.

Главное правило, которому должны следовать все родители, независимо от проявляемых их чадами способностей, — не лишать ребенка детства и заботиться о его здоровье, в том числе и психическом.

Тест

Вундеркинд ли ваш ребенок?

2. Читает много книг, притом быстро — 2 очка.

3. Сам или с чьей-то помощью приохотился к словарям и энциклопедиям — 2

5. Занимается за закрытыми дверьми, а друзья у него, как правило, старше его — 2 очка.

6. Любит беседовать со старшими, как равный с равными — 2 очка.

7. Задает много разных и оригинальных вопросов, ставя подчас в тупик даже

взрослых — 2 очка.

8. У него у самого готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные

вопросы — 1 очко.

9. Иногда он рассеян, но всегда в состоянии сделать удивительно находчивые обобщения (скажем, при просмотре кинофильма, телевизионной передачи или просто наблюдая за кем — то) — 2 очка.

10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, дает свою оценку явлениям — 1 очко.

11. Со скукой относится к однообразным, ставшим привычными, делам — мытье полов, посуды, выполнение учебных упражнений, не требующих больших усилий — 1 очко.

12. Он весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого — 2 очка.

13. Любит шутить и сам обладает чувством юмора — 2 очка.

14. У него богатый словарный запас, и он умело вводит в разговор различные термины, удивляя при этом уровнем своих рассуждений — 2 очка.

15. Любит сложные игры (шахматы и другие, требующие определенной

сообразительности) — 2 очка.

16. По сути, он еще только в школу собирается, а уже интересуется тем, что изучают старшеклассники — 1 очко.

17. Предпочитает различные занятия, но при этом всегда любит решать все

самостоятельно — 2 очка.

18. Его занимает Вселенная, он интересуется происхождением человека и всем

тем, что касается праистории, т. е. нашего изначального бытия — 2 очка.

19. Пошел в школу и учится без особых усилий, все быстро улавливает и все

понимает и при этом еще имеет свое мнение по многим вопросам — 2 очка.

20. У него весьма развито чувство восприятия к музыке, прикладному искусству, окружающей среде, и во всем он ищет гармонию — 2 очка.

Если вы набрали от 10 до 13 очков, значит, ваш ребенок обладает определенными способностями.

14 и больше очков — у ребенка исключительные способности, и, следовательно, вам надо подумать о том, как дальше организовать его обучение, с тем, чтобы развить их.

Сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок. Раннее чтение, занятия музыкой, знание цифр и другие «мамины радости», ведь после трех – уже поздно!

Некоторые фанатичные родители уверены, что без максимальной нагрузки их ребенок наверняка станет дворником. Но часто талант, проснувшийся слишком рано, становится для ребенка не подарком, а испытанием.

Система образования СССР, к примеру, считалась одной из лучших в мире. За успехами советских чудо-детей восхищенно наблюдал весь мир. Увы, судьбы большинства вундеркиндов того времени сложились трагично...

Паша Коноплев

В 1980-е советские и зарубежные СМИ восторгались невероятными способностями Паши Коноплева. Паша решал сложные математические задачи уже в три года. В пятилетнем возрасте он без чьей-либо помощи научился играть на пианино.


В 8 Паша прекрасно разбирался в физике. В 15 лет был зачислен в университет, в 18 – в аспирантуру. Паша был в восторге от учебы, а родители – от того, что мальчика ждет большое будущее.


Однако в какой-то момент психика юного гения перестала справляться с нагрузками. Начались бесконечные эмоциональные срывы, вспышки агрессии, попытки самоубийства. Родственники поместили его в психиатрическую лечебницу, где «тяжелые» препараты глушили его отчаянье вместе с неординарными возможностями мозга. Из больницы Паша Коноплев уже не вышел, скончавшись от легочного тромба, когда ему было всего 29 лет.

Саша Путря

Судьбу другого юного дарования Саши Путри (1977–1989) также нельзя назвать радужной. За 11 лет своей жизни юная полтавская художница сумела создать более 2 тысяч работ. В 3 года девочка уже прекрасно писала картины.


Саша никогда ничего не копировала, рисовала «из головы» – родителей, родственников, зверей. Особенно много сюжетов было на тему Индии, восточных танцев, бога Шивы.

В 5 лет Саше поставили диагноз «острый лейкоз». Началась тяжелая борьба – осмотры, анализы, больницы. Несмотря на сильнейшие боли, маленькая художница проводила за работой 8–10 часов в день. Перед смертью Саша просила родителей не держать, отпустить ее.


После похорон рисунки Саши Путри увидел весь мир. Всего в десятках стран прошло более 100 её персональных выставок.


Полина Осетинская

Полина Осетинская также прославилась в 80-х годах прошлого века. С шести лет юная пианистка активно гастролировала по стране, собирая в каждом городе огромные залы. Отец, с которым росла девочка, в детстве получил травму руки и не смог стать профессиональным пианистом. Однако решил вырастить великого музыканта из маленькой Полины. Уже к 8-ми годам она играла наизусть 30 часов сложнейших музыкальных произведений.

Полина Осетинская концертировала с шести лет

Однако в 13 лет девочка взбунтовалась против постоянной муштры и сбежала из дома. Тогда Полина впервые поделилась с журналистами: ее «гениальность» была следствием регулярных побоев и унижений.


Музыку девочка, тем не менее, не бросила, закончив сначала школу-лицей при Петербургской консерватории, а затем и саму консерваторию. 2008 году у Полины Осетинской вышла книга «Прощай, грусть», где она рассказала о жестоких методах, которые применял ее отец для воспитания маленькой звезды.


Бывший вундеркинд, а ныне обычный человек, профессионал и мама троих детей, Полина Осетинская продолжает успешную концертную деятельность.

Ника Турбина

Очередной советский ребенок-вундеркинд Ника Турбина с четырех лет диктовала маме свои стихи. Девочка выпустила свой первый сборник стихов в девять лет. А в 12 стала обладательницей престижной венецианской награды «Золотой лев».

Ника Турбина читает свои стихи

До этого момента из советских поэтов такой награды была удостоена одна Анна Ахматова (и то – в возрасте за 60).


Стихи Ники звучали по радио, были переведены на несколько языков, ей покровительствовал сам Евгений Евтушенко, о ней говорил весь мир. Но когда Турбина повзрослела, интерес публики к «маленькому чуду» из СССР заметно угас. Привыкшая к славе, Ника переживала это с большим трудом. С подросткового возраста у нее началась череда нервных срывов, появился интерес к наркотикам и алкоголю.


Ника неоднократно пыталась покончить с собой. В возрасте 27-ми лет она ушла из жизни – девушка разбилась насмерть, выпав с балкона 5-го этажа.

Алеша Султанов

Алексея Султанова, родившегося в 1970, все называли юным Моцартом и пророчили ему головокружительный успех. Впервые мальчик коснулся клавиш в год. С двух он мог играть простые мелодии, с пяти – сочинять собственные произведения.


В какой-то момент родители практически перестали выпускать Алешу из-за инструмента, веря, что только изнурительный труд поможет раскрыться его природному дару. Так мальчик лишился детства. К восьми годам вундеркинд уже прекрасно играл Баха, Моцарта, Бетховена, поражая талантом маститых специалистов.


А вот психическое и физическое здоровье ребенка, наоборот, оставляло желать лучшего. В 9 лет у Султанова развилась булимия. В подростковом возрасте психика становилась все более нестабильной – он мог сломать дорогой инструмент в консерватории, нарочно поранить себе руки накануне престижного конкурса.

В 19 лет Алексея признают лучшим из 40 талантливейших пианистов мира. Но парень не мог наслаждаться успехом – его всерьез начал преследовать параноидальный страх смерти. Алексей Султанов был уверен, что умрет от инсульта. Так и случилось. В возрасте 32 лет он перенес сразу пять приступов. Гениальный пианист ослеп на один глаз, его частично парализовало. С большим трудом он частично восстановился, но прожил после этого всего 4 года.

Надя Рушева

Надя Рушева родилась в семье художника в Улан-Баторе, ее назвали Найдан, что значит «вечная жизнь». Но прожила она всего 17 лет и скончалась от врожденной аневризмы головного мозга. Надя Рушева прославилась на всю страну как художница-график. Она начала рисовать в пять лет и посвящала этому занятию все свободное время.


Однажды она слушала, как отец вслух читает ей «Сказку о царе Салтане», и за вечер успела сделать 36 иллюстраций к книге.

В 1964 году, когда Надя была пятиклассницей, прошла ее первая большая выставка рисунков, организованная журналом «Юность». Через несколько лет она сделала иллюстрации для только что появившегося в печати романа «Мастер и Маргарита» – больше двух сотен рисунков.


Надя Рушева умерла внезапно, в 1969 году –дома она наклонилась завязать шнурок, лопнул сосуд и она упала. Похоронили Рушеву на Покровском кладбище в Москве. В 1982 году советские астрономы назвали в ее честь малую планету - Rusheva.

Савелий Косенко

К сожалению, вундеркиндов, сумевших стать успешными во взрослой жизни, можно пересчитать по пальцам. Одним из таких исключений стал Савелий Косенко – одаренный физик, ставший первокурсником московского технического вуза в 11 лет. В том же возрасте ребенок написал учебник по физике и попал в Книгу рекордов Гиннесса.


Институт Савелий с успехом окончил в 16 лет. Возможности «с ветерком» пронестись по всем этапам обучения он, в первую очередь, обязан маме с 2-мя техническими образованиями, которая учила читать, считать и писать его практически в колыбели.

Сейчас Савелий обеспеченный мужчина, гражданин Канады. Он успешно управляет рядом компаний и не любит вспоминать о детстве. Косенко признается, что в учебе «на скорость» он не видит никакого смысла, не говоря уже о том, что дети-вундеркинды часто подвергаются травле, не могут найти друзей, вынуждены конфликтовать с учителями и упускать самое счастливое и беззаботное время. «Я это знаю не понаслышке» – вздыхает бизнесмен.

Судьба бывает жестока не только к детям, которые рано узнали тяготы славы. Множество артистов и музыкантов рано ушли из жизни, не сумев справиться со свалившейся на них всенародной любовью и вниманием. Редакция сайт предлагает вам прочесть об 11 мировых звездах , которые умерли молодыми.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен