Тест умственного развития взрослых. Тест Векслера — методика использования Что означает в тестировании осведомленность

Тесты интеллекта (лат. intellects - понимание, познание) - тесты общих способностей.

Представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода . Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Т. и. являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.

Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.).

Этот эмпирически образовавшийся ряд тестов («очищенных» от измеряющих мышечную силу, остроту слуха и зрения, время реакции и других переменных) достаточно четко отграничен от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей - тестов личности , направленных на изучение интересов, эмоций, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях.

Первые Т. и. были созданы Ф. Гальтоном , стремившимся охватить «измерением и числом операции ума» (1879). Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анализа данных по индивидуальным различиям.

Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла , положившими начало широкому использованию «умственных тестов». Исследованиями Дж. Кэттелла, а за ним - многих европейских психологов и клиницистов были заложены основы современных Т. и., прообразом которых является широко известная Бине - Симона умственного развития шкала , разработанная в 1905 г.

Мощным стимулом развития Т. и. явились предпринятые уже в начале XX в. статистические работы по природе интеллекта, целью которых являлось установление взаимосвязей между показателями, полученными у различных обследуемых с помощью разнообразных тестов (Ч. Спирмен, 1904, 1927; Л. Тэрстоун, 1931, 1947).

Родившийся в этих исследованиях факторный анализ способствовал появлению комплексных тестовых батарей , широко используемых в современной психодиагностике (ВЕКСЛЕРА ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ШКАЛЫ).

Полученные с помощью Т. и. результаты выражаются количественно в виде интеллекта коэффициента (IQ) , на психологической интерпретации которого следует остановиться подробнее. Это необходимо потому, что за интерпретацией количественного показателя интеллекта стоят различные подходы к пониманию природы измеряемого явления.

1. Шкала умственного развития Бине-Симона.

И.К. = умственный возраст/хронологический возраст.

2. Шкала измерения интеллекта Векслера.

Адаптирован сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

Для обследования лиц старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (WISC), адаптированный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973).

Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5).

Вербальные субтесты:

на общую осведомленность,

понятливость,

арифметический субтест,

нахождение сходства,

воспроизведение числовых рядов,

словарный.

Невербальные субтесты:

цифровые символы,

нахождение недостающих деталей в картине,

кубики Коса,

последовательные картинки,

сложение фигур.

2. Шкала прогрессивных матриц (тест Дж. Равена)

Методика предназначена для оценки уровня интеллектуального развития. Предложена Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году.

Методика исходит из теории Спирмена и его понимания значения фактора «g» интеллекта, который проявляется в способности понимать отношения между абстрактными фигурами.

Методика представляет собой набор из 60 графических композиций (матриц) с пропущенным элементом. Задания сгруппированы в 5 серий, каждая по 12 одноименных по возрастающей трудности матриц.

В первых сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более трудных, предполагается использование аналогий, перестановок, изменений образца и других логических связей.

Задача обследуемого выбрать недостающий элемент из 6-8 предлагаемых вариантов. Методика может применяться индивидуально и в группе. Время выполнения методики - 30 мин.

Трудность заданий возрастает от начала к концу серии, а также от первой серии (А) к пятой (Д).

Методика выполняется следующим образом: перед началом обследования каждому обследуемому раздается стимульный материал и регистрационный бланк.

3. Гудинаф тест «Нарисуй человека».

Методика - Ф.Гудинаф (1926 г.) - для исследования уровня интеллектуального развития детей и подростков в возрасте от 3 до 13 (в модификациях -до 15) лет.

Исследуемого просят как можно лучше нарисовать на листе бумаги мужчину . Время исследования не ограничивается.

Целесообразно наблюдать за поведением испытуемого во время рисования и особенностями самого процесса рисования.

Оценка уровня интеллектуального развития проводится по разработанной Ф.Гудинаф шкале, содержащей критерии выполнения 51 элемента рисунка.

Имеются возрастные нормы, сопоставленные с умственным возрастом. Надежность методики высокая, но чем старше ребенок, тем менее надежным указателем его умственного развития является рисунок.

4. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

Школьный тест умственного развития (ШТУР)* предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения.

Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.

Тест включает шесть наборов заданий (субтестов):

1. "осведомленность" (2 субтеста),

2. "аналогии",

3. "классификация",

4. "обобщение",

5. "числовые ряды".

Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.

Апробация теста проводилась на выборке учащихся 6-8 классов московских школ (411 человек).

Эквивалентность форм А и Б по отдельным субтестам и общему баллу оценивалась по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена. Для отдельных субтестов они были в пределах от 0,64 до 0,74, для общего балла г = 0,83.

Надежность теста определялась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,60 до 0,88. Для общего балла Г = 0,93 и Г= 0,90.

Определялся еще один вид надежности - гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий. Они представлены в таблице 1.

Валидность теста определялась путем сопоставления успешного его выполнения со школьной успеваемостью. Коэффициенты ранговых корреляций для отдельных форм были: R А = 0,57, R в = 0,54.

Еще один способ определения валидности - с помощью сопоставления успешности выполнения ШТУР и теста интеллекта Р.Ахмтауэра. Коэффициент корреляции оказался равным 0,75.

5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).

IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов, используются задачи закрытого типа).

I. Логический отбор (LS) - исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий - 20. Время выполнения - 6 мин.

II. Определение общих черт (GE) - исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий - 20, время их выполнения - 6 мин.

III . Аналогии (AN) - анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий -- 20, время выполнения - 7 мин.

IV . Классификация (KL) - оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий - 16, время выполнения - 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

V. Задания на счет (RA) - оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения - 10 мин.

VI . Ряды чисел (ZR) - анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения - 10 мин.

VII . Выбор фигур (FS) - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на ч Количество заданий - 20. Время bi нения - 7 мин.

VIII . Задание с кубиками (W) исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII-м субтестом. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения - 9 мин.

IX . Задания на способность доточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы - 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Напр., ряд, где требуется найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Правильным решением будет выбор слова «зебра». Время выполнения 20 заданий - 6 мин.

Всего в IST обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки школьные, таким образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта.

IST имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST 70 - четыре формы.

IST разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.

При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» - речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.

Коэффициент ретестовой надежности IST (интервал повторного исследования - 1 год) - 0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм - 0,95, надежности частей теста (метод расщепления) - 0,97.

Критериальная валидность по корреляции с успеваемостью - 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития - 0,62 (выборка валидизации - 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели текущей валидности и прогностической валидности, определенной по методу контрастных групп.

6. Тесты интеллекта Г. Дж. Айзенка (Узнай свой собственный коэффициент интеллекта.М.: «АЙ КЬЮ». 1993.)

Содержит 8 самостоятельных тестов различных сторон интеллекта.

Чикагские тесты основных умственных способностей - первый опыт создания комплексных батарей способностей.

Комплексная батарея Тестов различных способностей DAT издана в 1947 г. для нужд средней школы, нашла применение в выявлении профессиональной ориентации учащихся. Включает измерение качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе.

  • Словесное мышление.
  • Числовые способности.
  • Абстрактное мышление.
  • Скорость и точность восприятия информации.
  • Техническое мышление.
  • Пространственные отношения.
  • Использование языка.

Эта батарея хорошо оценивает возможности индивидов в учебной деятельности общего характера.

- GATB - использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим постам.

Таким образом, GATB в большей степени ориентирована на применение в промышленности, a DAT - в учебных заведениях.

Обе батареи представляются достаточно пригодными для использования в практике психологической службы.

Батарея тестов общих способностей измеряет 9 способностей:

  • Общие умственные способности;
  • Вербальные способности;
  • Счетные способности;
  • Пространственное восприятие;
  • Восприятие формы;
  • Скорость восприятия;
  • Ручная ловкость;
  • Пальцевая моторика.
  • Психология: личность и бизнес

Используют для измерения уровня развития интеллекта.

Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 лет. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненные более легкими однотипными заданиями.

Кроме того, в шкалу действия включен дополнительный субтест "Лабиринты".

Причем при проведении исследования субтест "Понимание" может быть заменен "Запоминанием цифр", а субтест "Лабиринт" субтестом "Кодирование". При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.

Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.

Субтест "Лабиринт" состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (найти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.
Испытания нужно проводить в хорошем настроении.
Субтест № 1 «Осведомленность».
Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Успешность выполнения субтеста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры. Оценка за «Осведомленность» характеризует испытуемого с точки зрения его образованности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ.

Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям №№ 1,2,3. Если все три задания - №№ 4,5,6 выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5 неудачах подряд.

1.1.Сколько у тебя ушей?

1 Два.
2.Пара.

1.2.Как называется этот палец?

1: Указательный.

1.3.Сколько ног у собаки?

1: Четыре.

1.4.От какого животного мы получаем молоко?

1: От коровы (или козы или верблюда).

1.5.Что нужно сделать, чтобы вода закипела?

1: Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть.

1.6.В каком магазине продают сахар?

1: В продовольственном (или другом где могут продавать сахар).

1.7.Сколько копеек в пятаке?

1: Пять.

1.8.Сколько дней в неделе?

1: Семь.

1.9.Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?

1: Петр Первый.

0: Строители.

?: Ленин. (верно, город раньше назывался по имени Ленина, а кто его основал?)

1.10.Что такое пара?

1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе.

0: Пара ног (или предметов).

?: это количество. Парочками ходят в детском саду. (Верно. Так значит, что такое пара?)

1.11.Назови мне четыре времени года?

1: Зима, лето, осень, весна (в любом порядке).

1.12.Какого цвета рубины?

1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного).

0: Рубинового.

1.13.Где садится солнце?

1: На западе. (При указании рукой на запад или при ответе «за горизонтом»: «Верно, но какое это направление?).

0: За тучу (или горы, или др.)

1.14.Для чего нужен желудок?

1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищу своим соком. Перерабатывает пищу.

1.15.Почему нефть или масло плавают на воде?

1: Потому что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче.

?: Легкая. (Да, но монета тоже легкая, а не плавает).

1.16.Кто написал «Евгений Онегин»?

1: Пушкин или Чайковский.

1: Годовщина победы в Великой Отечественной войне. День Победы над фашистами.

1.18.Что такое SOS?

1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о бедствии. Сигнал, когда корабль тонет. «Спасите наши души».

1.19.Каков примерно рост среднего человека?

1: 150-180 см.

1.20.Где расположена Италия?

1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море.

0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Около Франции. На острове.

1.21.Сколько килограммов в центнере?

1: 100 кг.

1.22.Как называется столица Греции?

1: Афины.

1.23.Из чего получают скипидар?

1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы).

0: Из спирта, бензина или нефти.

1.24.Сколько километров от Москвы до Владивостока?

1: 8-11 тыс. км.

1: через каждые 4 года. В високосном году.

0: Зимой. В феврале.

?: В этом (или таком-то году). Если год високосный спросить: «А когда еще будет?»

1.26.Кто открыл Южный полюс?

1: Амундсен.

Что такое барометр?

1.27.1: Прибор для измерения атмосферного давления. Прибор, предсказывающий погоду.

0: Измеряет температуру.

?: Для измерения погоды.

1.28.Что такое иероглиф?

1: Письменные знаки некоторых странах (Египте, Китае, Японии и др.) или у древних. Вид или знак письменности. Буквы в Китае (или др.).

0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы.

1.29.Кто такой Александр Македонский?

1: Великий полководец древности. Древнегреческий полководец. Завоеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Глава греко-македоно-персидской державы.

0: Великий русский полководец.

?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев. Полководец Македонии.

1.30.Что такое конфискация?

1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собственность государства по приговору суда (или в административном порядке, или по закону). Отбор имущества по закону.

?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или принудительное) изъятие имущества.

Описание методики

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

История создания

Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дало Векслеру олчок толчком к созданию в 1939 г. Шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью - Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B).

Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:

  • выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
  • они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;
  • результатыты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму - Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R.

Модификации

Используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  • тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  • тест WISC (echsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  • тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет. В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы будем рассматривать в дальнейшем.
(15 часов)

Занятие №1 (1 час 30 минут)

Подготовительный этап (30 мин).

Цели:

    установление контакта с подростком, побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение у подростка уверенности в себе;

    формирование желания сотрудничать с психологом и что-то изменить в своей жизни, формирование психологом коррекционной программы, поиск способов решения проблемы.

    Беседа-интервью с подростком, выявление глубины проблемы;

    Сбор информации об учащемся;

Диагностический этап (60 минут)

Цели:

    выявление факторов риска;

Тест “Учебная мотивация” (автор Г.А.Карпова). (20 мин)

Цель: выявление интересов подростка.

Тест “Анализ семейной тревоги” (Э.Г.Эйдемиллер) (40 мин)

Цель: определение уровня эмоционального контакта подростка с членами семьи.

Занятие №2 (1 час 30 минут)

Продолжение психодиагностики (1 час 30 мин)

Тест Семейная социограмма” (автор Э. Г. Эйдемиллер) (10 мин.)

Цель: выявление семейных межличностных отношений.

Тест “К чему люди стремятся в жизни” (20 мин)

Цель: измерение ценностной ориентации подростка.

Тест “Агрессивность” (30 мин)

Цель: определение эмоционального состояния.

Самооценка (30 мин)

Цель: изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятии.

Занятие №3 (1 час 30 минут)

Продолжение диагностической работы.

Цели:

    диагностика особенностей развития личности;

    выявление факторов риска;

    формирование общей программы психокоррекционной работы.

Цель: определение уровня интеллектуального развития учащегося.

Тест “СМОЛ” (30 мин)

Цель: выявление типа личности подростка, его характерологических особенностей.

Тест Шмишека (30 мин)

Цель: определение типа акцентуации характера.

Занятие №4 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Конфликт

Цель:

    введение в понятие “конфликт”, осознание собственной конфликтности, получение опыта активной борьбы.

Реквизит:

    распечатка – памятка “Способы разрешения конфликта”;

    карточки с ситуациями конфликта;

Шеринг – разговор о внутренних переживаниях, самочувствии, эмоциях и т.д.

карточки с изображением солонки и стола, вилки и ложки, парты и пенала.

1. Шеренг о самочувствии, о настроении. (10 мин)

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Молекула” (20 мин)

Инструкция: Подростку предлагается двигаться с закрытыми глазами по комнате в такт музыке, прислушиваясь к своим внутренним переживаниям.

3. Основная часть.

Беседа с подростком по понятию “Конфликт” 15 мин.):

Как только человек начинает делать свои первые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное время дома или раньше в детском саду. Что называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт – это отношение между двумя или несколькими людьми, при котором один из них, оба или несколько чувствуют гнев и считают, что другая сторона виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда люди в некорректной форме передают друг другу чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая другого человека.

Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты чувства другого человека.

Как разворачивается конфликт?

К чему он может привести?

Какое наблюдается поведение у людей в конфликтной ситуации?

Можно ли избежать конфликта?

Упражнение “Конфликт рук” (10 мин)

Инструкция: Подростку предлагается закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и вложить в них свою энергию. Ничего не говоря, познакомившись с руками сидящего рядом человека, побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их, вложив в них силу, помириться с помощью рук, попрощавшись, открыть глаза.

Рефлексия:

Расскажи, что происходило с тобой в разные моменты “общения” с чужими руками.

Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты почувствовал его?

Что хотелось сделать? Нравится ли тебе конфликтовать с кем бы то ни было?

Упражнение “ В стране вещей” (20 мин)

Инструкция: Необходимо разобраться в конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя роль того или иного предмета (карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал)

Рефлексия:

В какой роли тебе было комфортнее? Почему?

Упражнение “Закончи предложение”

Конфликт – это плохо, потому что…

Конфликт – это хорошо, потому что…

Вывод: Конфликты полезны, при умении их конструктивно разрешать.

Беседа с подростком о том, умеет ли он разрешать конфликт? Если да, какие способы он использует?

Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что нового ты узнал сегодня на занятии?

Было ли оно полезным для тебя?

Что ты понял, какие выводы смог сделать?

Что ты будешь использовать в жизни из того, что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?

Занятие №5 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Стресс

Цели:

    формирование понятия о стрессе, его причинах, способах борьбы с данным явлением;

    выработка индивидуальной психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.

Реквизит: бумажный стаканчик, бумага и письменные принадлежности.

1. Шеренг о настроении. (10 мин)

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Фокусировка” (10 мин)

Инструкция: Подростку предлагается удобно расположиться в кресле. Отдавая себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела, почувствовать его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо сосредоточиться на своем теле, по команде “Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” – на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интервалами 10-12 секунд.

3. Основная часть

Упражнение “Стаканчик”(30 мин)

Инструкция: Психолог ставит на ладонь мягкий одноразовый стаканчик и говорит: “Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него ты можешь положить то, что для тебя действительно важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем очень дорожишь” На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у подростка. Важно обсудить, что почувствовал подросток, и что ему хотелось сделать.

Когда у человека могут возникнуть такие же чувства?

Кто ими управляет?

Куда они деваются потом?

То, что ты пережил сейчас – это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это пережил, и есть твоя настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у тебя, в том числе и в общении с другими людьми.

Психолог вводит понятия стадий стресса: адаптация, истощение жизненной энергии – внутренние (эмоциональное внутреннее состояние – гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).

Упражнение “Жизнь и смерть” (25 мин)

Инструкция: Подростку предлагается 2 листа бумаги. На одном он пишет “жизнь”, на другом “смерть”. Психолог предлагает подростку подумать и определиться, кому из окружающих людей он отдал бы свои листочки с данными записями?

Рефлексия:

Почему этому человеку ты отдал бы “жизнь”, а этому – “смерть”?

А почему теперь ты решил их оставить себе? Что понял?

Что ты почувствовал сейчас?

Как ты понимаешь, что такое “позитивное” мышление?

Оно необходимо человеку, чтобы управлять стрессом. Как справиться со стрессом?

Подростку предлагается овладеть динамической медитацией (в 5 этапов) для управления стрессом:

    Встать прямо и максимально расслабить тело. Дыхание через нос как можно глубже. Не нужно работать как насос, дыхание должно быть хаотическим и достаточно быстрым. Концентрируйся на собственном дыхании. Тело при этом может начать двигаться – не мешай ему. Движения могут быть любыми.

    Теперь ты должен стать “сумасшедшим”. Ты можешь делать все, что угодно – кричать, прыгать, трястись, танцевать, смеяться, плакать. Не контролируй себя! Наоборот, старайся усилить то, что тебе хочется сделать. Делай все как можно энергичнее, пытайся превратиться в сплошной сгусток энергии.

    Встань прямо и подними руки вверх. Начинай выкрикивать звук “Ха”. При этом у тебя должно создаваться ощущение, что звук резко падает в низ живота. Во время крика старайся выплеснуть из себя все негативные эмоции, исторгнуть все, что мешает, исчерпать себя до дна. Делай это, как можно энергичнее.

    Резко остановись. Замри в этом положении, в каком оказался. Сохраняй неподвижность. Прислушайся к тому, что происходит внутри тебя. Не старайся обнаружить в себе что-нибудь необычное, а просто стань сторонним наблюдателем.

    Начни легко танцевать, кружиться, напевать. Почувствуй благодать и освобождение.

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что полезного узнал сегодня?

Какие выводы сделал?

Занятие №6 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Преодоление застенчивости и неуверенности

Цели:

    Получение опыта преодоления застенчивости и неуверенности;

Реквизит: бумага, цветные карандаши и письменные принадлежности.

2. Заполнение анкеты:

Продолжи предложения:

- Мне бывает стыдно, когда я …

Мне бывает страшно, когда …

Я волнуюсь, когда…

Я не уверен, когда…

Я стесняюсь, когда…

3. Основная часть

Упражнение “Мои эмоции” (10 мин)

Инструкция: Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает (страх, стыд, ужас, неуверенность, застенчивость). Очень хорошо, если ребёнок это проиграет, показывая при этом не только жестами, мимикой, но голосом.

Упражнение “ Автопортрет ” (25 мин)

Инструкция: Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать с положительной стороны. Пусть ребёнок ещё раз опишет этот портрет, но от лица другого человека. Например, «На этом портрете изображён мальчик, который…»

Упражнение “ Разговор по телефону ” (15 мин)

Инструкция: Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, ласково, грубо, напористо, нежно, сердечно и т. д.

Упражнение “ Сказочное волшебство ” (25 мин)

Инструкция: Назовите ребёнку сказочного персонажа с отрицательными чертами характера, пусть ребёнок придумает сказку, в которой этот персонаж становится положительным героем.

Упражнение “ Дневник ” (25 мин)

Инструкция: Научите ребёнка записывать переживания и события, связанные с ним. Пусть ребёнок время от времени их перечитывает. С течением времени некоторые ситуации нам кажутся нелепыми, даже смешными.

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что полезного узнал сегодня?

Какие выводы сделал?

Что именно будешь использовать в жизни?

Памятка для родителей № 1

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.

· Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

· Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.

· Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придает ему уверенность в своих силах.

· Если сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.

· Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

· Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

· Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

· Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

· Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

· Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей № 2

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок не уверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

Не мешайте своему ребенку ошибиться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

Радуйтесь его победам над собой.

Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Занятие №7 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Самооценка

Цели:

    Определить понятия «самосознание» и «самооценка».

    формирование адекватной самооценки младшего школьника.

Реквизит: бумага и письменные принадлежности.

1. Беседа-интервью с подростком, выявление глубины проблемы. (10 мин).

2. Диагностический этап:

Методика «МЭДОС» (20 мин)


Цель : изучить проявление свойств самосознания.
Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов.
Материал : список утверждений, бланк для фиксации ответов.
Список утверждений:
Хочешь быть слишком маленьким
Считаешь себя некрасивым
Считаешь себя нездоровым
Считаешь себя слабее других
Считаешь, что ты глупее других
Считаешь себя не очень способным
Считаешь, что тебе часто не везет
Считаешь ли ты, что у тебя все получается плохо, что ты ничего не умеешь
Думаешь ли ты, что ты плохой мальчик (девочка)
Считаешь, что ты не кому не нужен, тебя не кто не любит, и часто говорят об этом.

Методика «Лесенка» (25 мин)


Цель : определить особенности самооценки младших школьников и представлений о том, как его оценивают другие люди (когнитивную составляющую самооценки).

Опыт выполняется на основе проективной методики, в которой ребенку предлагается выбрать свое место на лесенке и место, куда бы его поставили его родители, а также аргументировать, почему он так думает.
Материал : макеты двух человечков (мальчик и девочка), макет лесенки, лист бумаги для фиксации аргументов ребенка.

Ребенку предлагается мысленно рассадить на лежащей перед ним лесенке детей. «При этом на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затее – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены плохие дети. После этого ребенку дается фигурка человечка и экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению соответствует. Затем ребенку предлагается поместить фигурку на ступеньку, куда по его мнению, его поставила бы мама.
По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции и то как аргументирует эти позиции ребенок.

3. Основная часть

Упражнение Закончи предложение ” (15 мин)

Инструкция: Предлагаем ребенку закончить каждое из предложений.

Я хочу...
Я умею...
Я смогу...
Я добьюсь...
Можно попросить ребенка, объяснить тот или иной ответ.

Упражнение “ Я в будущем ” (25 мин)

Инструкция: Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он хочет быть в будущем. Обсуждая с ребенком рисунок, спросите, как он будет выглядеть, что будет чувствовать, какими будут его отношения с родителями, другими взрослыми, сверстниками, братом или сестрой.

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что полезного узнал сегодня?

Какие выводы сделал?

Что именно будешь использовать в жизни?

Занятие №8 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Развитие коммуникативных навыков
Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГEPOEB» (от 15мин- до 30мин)

Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

Содержание:Подростку предлагается вспомнить гepoев сказки про ВинниПуха и охарактеризовать их. Характеристики записываются на доске.

Пятачок зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик активно навязывает дрyгим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

Ослик Иа не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

Может оказаться, что ребёнок не читал сказку и не видели мультфильм про ВинниПуха. Это необходимо предусмотреть и перед упражнением продемонстрировать им фрагменты мультфильма «ВинниПух идет в гости» и «День рождения Иа».

УПРАЖНЕНИЕ «Проблемы героев» (20 минут)

Цель:Развитие навыка справляться с проблемами поведения

Содержание:Подростку предлагается предлагается подумать и озвучить, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа. Далее обсуждается, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизнь.

Пятачку надо научиться говорить Heт» и отстаивать свою точку зрения. Кролику следует научиться просить и принимать отказ.

Ослику необходимо поверить в собственные силы и нaучиться разрешать ситуации.

УПРАЖНЕНИЕ «УШИ...... НОС» (20 минут)

Цель: Развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

Содержание:Ведущий рассказывает, как важно сохранять спокойствие в ситуации, коrда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик. Можно предложить вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах.

Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду, нужно уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение.

один будет Пятачком, второй Кроликом. Кролик кричит И обвиняет, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар. Eгo задача не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков eгo ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время.

На упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.

После выполнения задания следует обсуждение(Рефлексия) (10 минут)

какие чувства испытывали партнеры в poлях? Трудно ли было выполнить задание и почему? Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика? .

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ...»(5 минут)

Цель:Снятие эмоциональноrо напряжения.

Содержание: Подростку предлагается посидеть на своём стулье так, как сидели бы: король, кyрица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.

Общая рефлексия(5-10 минут)

Занятие №9 (1 час 30 минут)

Занятие