Требования к лекции, семинару и практическому занятию. Критерии оценивания качества проведения преподавателем лабораторного занятия в техническом вузе в условиях компетентностного подхода в учреждениях СПО

Обеспечение качества дополнительного образования осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия .

Существует ряд методик оценки качества учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Один из них- квалиметрия . «Квали» означает «качество», «метрео»- «мерить», «измерять». Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности двадцать параметров, по которым проходит оценивание. Каждый из двадцати показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков:

1. Оценка содержания учебного материала:

·Научность, доступность,

·Актуальность материала и его связь с жизнью,

·Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации,


·Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.

2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения:

·Рациональность и эффективность использования времени занятия,

Оптимальность темпа занятия, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.

·Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно- методического комплекта, дидактического материала, технических средств обучения, оборудования кабинета.

·Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их ЗУН.

·Место и роль оценки ЗУН.

·Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

·Использование валеологичеких технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия.

3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения:

·Общая эрудиция педагога.

·Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога.

·Тактичность и демократичность общения педагога с учащимися.

4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии:

·Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.

·Уровень развития специальных умений и навыков.

·Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии.

5.Оценка целей и результатов проведённого занятия.

·Реальность, чёткость постановки целей и их выполнения.

·Степень обучающего воздействия проведённого занятия на учащихся в ходе занятия.

·Степень воспитательного воздействия занятия на учащихся.

·Степень воздействия занятия на развитие учащихся.

6.Самоанализ занятия педагогом

Применение данной методики в отношении оценки качества конкретного типа занятия возможно исключение из списка отдельных показателей. Также допустимо корректировать список оценочных показателей, дополняя или сокращая его, вводя другие показатели вместо предложенных выше.

Для определения степени проявления каждого из двадцати признаков качества занятия устанавливается три уровня оценки:

0-признак не проявляется (низкий уровень), 1- проявляется частично

(средний), 2- проявляется в полной мере (высокий).

Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя, и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Управление качеством образования и в частности главной его составляющей – образовательным процессом, можно рассматривать с трех позиций:

1. Управление определяется как деятельность по реализации целей образовательной организации

В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие:

  • функциональный состав (планирование, организацию, контроль и руководство);
  • целевое назначение (организация совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей);
  • наличие субъектов образовательной деятельности

В этом случае мы имеем в качестве цели управления получение вполне определенного предметного результата.

2. Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.

В этом случае мы имеем в качестве цели управления целенаправленное воздействие на объект (образовательный процесс) управления и как результат изменение последнего или процесс воздействия на другого человека, также приводящий к изменению последнего. В этом определении признается активность только за управляющим, а управляемый воспринимается как прямой исполнитель, который следует некой навязанной норме. Однако если в управлении присутствует воздействие (диалог) субъектов друг на друга, неминуемо происходят изменения и в управляемых и управляющих.

3.Управление рассматривается как взаимодействие субъектов.

Суть взаимодействия состоит в непрерывности прямого и обратного воздействий субъектов реализующих образовательный процесс (руководство - преподаватель) и предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых. В результате происходит смена состояний взаимодействующих субъектов. Проявлением взаимодействия является общение и деятельность Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления является не работник, а целостная учебная ситуация, что важно в двух аспектах:

  • Во-первых, в этом случае работник становится конструктором ситуации совместно с руководителем.
  • Во-вторых, появляется другое видение роли и места преподавателя в образовательном процессе.

Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом. К этому обязывает нас и «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования», т. в п. 24. сказано: «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Понимание процессов проектирования, организации и проведения учебного занятия и проведение квалифицированного анализа можно рассматривать как предпосылку выработки эффективных управленческих решений, как необходимое условие достижения успеха в решении поставленных задач. От степени развития компетенции руководителя в вопросах контроля и анализа зависит решение повседневных задач управлением образовательной организации по изменению ситуации и соответственно качество результатов образовательной организации.

Алгоритм педагогического анализа учебного занятия на уровне образовательной организации

  • рассмотрение учебного занятия, как части общей системы;
  • выявления факторов, определяющих эффективность данного (или данных) учебного занятия;
  • определение обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий;
  • оценка результатов проведения учебного занятия;
  • установление и устранение основных причин недостатков в управлении педагогическим процессом;
  • формулирование замечаний, выводов и предложений по совершенствованию учебного занятия.

Через посещение и анализ уроков можно контролировать:

  • обучающую, развивающую, воспитывающую направленность урока;
  • мотивационное обеспечение урока;
  • способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю педагогической деятельности;
  • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций, направленного на усвоение материала);
  • формы и методы, применяемые на занятиях; рациональное применение методов обучения; их соответствие целям и задачам занятия;
  • организацию развития средствами предмета общих учебных умений и навыков;
  • организацию самостоятельной работы; её содержание дифференциацию;
  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

В график внутреннего контроля необходимо ввести мероприятия в соответствии с формой аудита учебного занятия.

Показатели и критерии

Организация учебного занятия:

  • Наличие обязательной учебной документации (рабочая программа, КТП, инструкционные карты)
  • Ведение журнала (соответствие КТП и инструкции по ведению журнала, своевременность выставления оценок)
  • Наличие плана занятия
  • Распределение времени учебного занятия
  • Учебно-методическое обеспечение занятия (использование оборудования, учебников, дидактических материалов и др.)

Поддержание дисциплины:

  • Выполнение организационной подструктуры занятия (оргмомента)
  • Осуществление дисциплинарного контроля в ходе учебного занятия
  • Формирование благоприятного психологического микроклимата на занятии

Мотивация и целеполагание:

  • Формулировка целей занятия (обучающих, воспитательных, развивающих)
  • Соответствие содержания занятия дидактическим единицам данной темы (государственный стандарт, рабочая программа)
  • Обеспечение мотивации процесса обучения

Изложение учебного материала:

  • Преподаватель логичен и последователен
  • При изложении учебного материала преподаватель выделяет ключевые понятия (элементы, термины, определения)
  • Речь преподавателя доступна студентам, темп изложения оптимальный
  • Преподаватель акцентирует внимание студентов на междисциплинарных связях
  • Преподаватель реализует профессиональную значимость учебного материала
  • Преподаватель реализует дифференцированный подход к обучению
  • Преподаватель дает возможность студентам самостоятельно сделать выводы
  • Преподаватель поддерживает активность студентов на занятии
  • Преподаватель осуществляет контроль усвоения студентами учебного материала

Формы и методы работы:

  • Соответствие форм и методов обучения целям учебного занятия
  • Использование на занятии активных форм и методов обучения
  • Проведение занятия с использованием современных педагогических технологий
  • Использование на занятии современных информационных и коммуникационных технологий

Подведение итогов и организация рефлексии:

Выдача домашнего задания

Подведении итогов занятия

Организация и проведение рефлексии (степень достижения поставленных целей)

Вопрос, связанный с контролем (анализом) качества по проектированию, организации и проведению учебного занятия рассматривается в соответствии со стандартизированными бланками по каждому типу учебных занятий.

старший методист, преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ Юридический колледж г. Москвы

Чистякова Ольга Александровна


Пути повышения качества проведения учебных занятий

в учреждениях СПО.

ФГОУ СПО «Новооскольский

Каждому учителю надо быть прежде всего добросовестным преподавателем своего

учебного предмета

Основные пути повышения качества проведения учебного занятия в учреждениях СПО – это совершенствование отдельных элементов методической системы обучения – методов, форм и средств обучения.

Учебное занятие – это форма воплощения методической системы обучения, звено целостного педагогического процесса.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Учебное занятие является ведущей составной частью образовательного процесса, при котором реализуется весь комплекс образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения в соответствии с требованиями учебной программы . Во время учебного занятия преподаватель в течение установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью студентов.

Учебное занятие – это сложный и ответственный этап учебного процесса, ибо от качества отдельных занятий, в конечном итоге, зависит общее качество подготовки специалиста. Дать хороший урок – дело не простое. Многое зависит от понимания и выполнения преподавателем требований к учебному занятию, которые определяются целями, задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Цели учебного процесса подразделяются на дидактические (обучающие), воспитательные и развивающие.


Дидактические (обучающие) цели :

– реализация ведущих принципов обучения;

– четкость знания;

– связь нового с предыдущим;

– умелый отбор методов, приемов, средств обучения;

– умелая организация урока.

Воспитательные цели :

– профессиональная направленность;

– воспитание сознательности;

– формирование общечеловеческих ценностей;

– соблюдение педагогического такта;

– правильный отбор материала.

Развивающие цели :

– развитие познавательной активности, самостоятельности;

– развитие памяти, внимания, воображения;

– развитие логического мышления.

Подготовка преподавателя среднего специального учебного заведения к занятиям начинается с календарно-тематического планирования на весь учебный год. Планируется изучение каждого раздела и темы и составляется план проведения каждого занятия. Хорошо продуманное планирование всего курса и каждого занятия в отдельности обеспечивает высокую эффективность и ритмичность учебной работы. Выбор оптимального сочетания различных методов обучения способствует глубокому и прочному усвоению студентами программного материала, а также творческому использованию приобретенных знаний в практической деятельности. Поурочное планирование является одним из главных этапов общего планирования учебного процесса. Согласно современным представлениям, методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленные на достижение учебно-воспитательных задач, а методический прием – часть метода, его элемент, выражающий лишь отдельные действия преподавателя и студента в процессе обучения. В настоящее время существуют различные классификации методов обучения.

Каждый поурочный план занятия является основным элементом общей системы учебно-воспитательного процесса, в свою очередь является вполне самостоятельным звеном в этом процессе.

Творческий подход к работе преподавателя относится к любому из требований к современному занятию, но особенно таким как:

– выбор преподавателем оптимального соотношения рационального и эмоционального в работе со студентами;

– четко следовать плану урока и одновременно готовность и умение гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций;

– создание условий для раскрытия студентами развития личности;

– определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, с учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;

– прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний, формирование умений и навыков на отдельных этапах занятия;

– выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе учебного занятия, выбор обеспечивающий познавательную активность;

– сочетание различных форм индивидуальной и коллективной работы на занятиях;

– развитие самостоятельности студентов в процессе обучения;

– учет возрастных особенностей.

Активное овладение профессиональной деятельностью , творческом, невозможно без интереса к дисциплине, к учебному процессу. Поэтому преподавателю необходимо заинтересовать студентов в первые минуты занятий. Темп и ритм учебного занятия должны быть оптимальными. Первое занятие по физике можно проводить как лекцию, но и можно как рассказ-беседу. Цель урока при помощи занимательных и наглядных опытов пробудить интерес к физике. На первых уроках необходимо привить навыки рецензирования, само и взаимооценки студентам. Не надо забывать, что похвала, поощрение мотивируют дальнейшие успехи, стимулируют желание стать лучше, добиться еще больших успехов. На учебных занятиях должен соблюдаться педагогический такт, необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студента.


Разнообразие форм и методов проведения занятий способствует лучшему усвоению материала студентами. Тщательно спланированная учебная работа преподавателя способствует повышению качества подготовки будущих специалистов, их знаний по дисциплине.

Преподаватель обязан заранее продумать систему уроков по разделам, программный материал распределить по урокам, определить роль и место каждого из них в раскрытии содержания, формирование знаний, умений и навыков по разделу; продумать взаимосвязь между отдельным уроками и другими дисциплинами.

Урок изучения нового материала электромагнитная индукция вначале я называю тему урока, ставлю проблемные вопросы. По ходу объяснения провожу опыты, а студенты самостоятельно объясняют, добавляют. Большой интерес вызывают у студентов бинарные уроки. Мы проводим по физике урок

  • Рахманкулова Галия Алиевна , старший преподаватель
  • Волгоградский государственный технический университет
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • ФИЗИКА
  • ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ
  • КАЧЕСТВО
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

В работе рассматривается основные критерии оценивания открытого лабораторного занятия по физике. Учитывается общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые у студентов в ходе изучения физики в техническом вузе.

  • Формирование профессиональных компетенций студентов средствами самостоятельной работы на практических занятиях по физике
  • Критерии оценивания качества проведения практических занятий по физике в условиях компетентностного подхода
  • Формализм знаний учащихся физико-математического профиля в системе школа - технический вуз
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

Одной из главных направлений модернизации высшего образования стало решение проблемы качества полученных в вузе студентами знаний. Студент не получит качественные знания, соответствующие новым требованиям, если педагог при организации лекционных, лабораторных и практических занятий не учитывает эти требования. Согласно новым требованиям помимо выдачи академического материала по изучаемой дисциплине педагог должен формировать в ходе изучения дисциплины общекультурные и профессиональные компетенции. К примеру, для направления подготовки 18.03.01 «Химическая технология» в ходе освоения дисциплины физика педагог должен формировать следующие компетенции:

ОК-7: способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук

ОК-12: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ПК-7: способен и готов осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции

ПК-8: умеет составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональной (физический) смысл полученного математического результата

ПК-21: умеет планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения

ПК-24: умеет использовать знания основных физических теорий для решения физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе за пределы компетентности конкретного направления.

Качество преподавания физики влияет в дальнейшем на хорошую организацию студента в освоении технических дисциплин и формирование профессиональных компетенций. Качество невозможно без постоянного контроля организации занятий.

Опираясь на работу в которой рассматривается основные требования к оценке качества вузовской лекции, выделим основные критерии оценки лабораторного занятия по физике. На освоение лабораторного практикума студентам, как правило, отводится достаточное весомое количества часов от общего количества, поэтому проводя анализ качества проведения лабораторного занятия можно судить не только о профессиональных качествах педагога, но и о степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.

Оценка любого лабораторного занятия должна складываться из:

Самооценки преподавателя . Преподаватель дает оценку открытого занятия, с целью дальнейшей работы по ее совершенствованию, аргументирует выбранную методику, выявляет причины падения интереса студентов и т.д.

Оценки комиссии. В ходе проведения лабораторного занятия комиссия оценивает организацию, содержание, методику проведения, руководство работой студентов, профессиональные данные преподавателя и результативность.

Оценки студентами. В ходе анкетирования и беседы со студентами делается вывод о качестве проведенного занятия.

При оценке открытого лабораторного занятия необходимо учитывать следующие критерии:

  1. Оценка организации лабораторного занятия :
    • соответствие темы и объема (количества часов), отводимых на занятие, тематическому плану, представленной в рабочей программе;
    • своевременность начала и окончание занятия;
    • подготовленность и активность студентов на занятии;
    • наличие методических указаний, подготовка лабораторных установок к работе, компьютера и наличие компьютерных программ для обработки результатов эксперимента;
    • наличие инструкции по технике безопасности.
  2. Оценка содержания лабораторного занятия:
    • четкость и лаконичность формулировки цели занятия;
    • профессиональная направленность занятия;
    • точность и достоверность приведенной информации;
    • отражение в заданиях современного уровня развития науки, производства;
    • отражение в методических указаниях заданий на формирование общекультурных и профессиональных компетенций соответствующей данному направлению подготовки;
    • реализация внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;
    • посильность и оптимальность объема изучаемого материала;
    • наличие заданий по формированию умений обработки результатов эксперимента в табличном и текстовом формате.
  3. Оценка методики проведения лабораторного занятия:
    • обоснованность выбора и использования соответствующей методики обучения в соответствии с формируемыми компетенциями;
    • наличие структуры занятия (введение, основная часть, заключение)
    • аргументированность состава заданий работы;
    • ясность и четкость требований к результатам работы;
    • наличие в методических материалах методов статистической обработки материала, графического анализа.
  4. Критерии оценки эффективности деятельности преподавателя на занятии:
    • рациональность и эффективность использования времени занятия;
    • оказание помощи студентам в выполнении заданий и устранение возникших трудностей у студентов;
    • привитие студентам навыков самостоятельной работы;
    • дифференцированное оценивание результатов работы на занятии всех студентов;
    • осуществление текущего контроля выполнения заданий и подготовки отчетов по результатам выполнения.
  5. Критерии оценки деятельности студентов:
    • степень дисциплинированности;
    • степень организованности и заинтересованности студентов;
    • степень познавательной активности студентов;
    • включенность студентов в самостоятельную работу во время занятия;
  6. Критерии оценки профессиональных данных преподавателя:
    • знание дисциплины, профессиональная компетентность;
    • отношение преподавателя к студентам;
    • манера поведения, умение держаться перед аудиторией, умение взаимодействовать со всеми студентами;
    • дисциплинированность;
    • культура речи, дикция.
  7. Критерии оценки результатов лабораторного занятия:
    • степень реализации цели;
    • степень выполнения заданий всеми студентами;
    • качество выполненной работы;
    • степень освоения общекультурных и профессиональных компетенций;
    • наличие оценки работы всех студентов.

Все посетившие занятие оформляют заключение о качестве проведения открытого занятия, в котором оценивается уровень организации занятия, содержание и методика его проведения и т.д. Эти параметры должны быть отражены в итоговой оценке качества проведения занятия по семи представленным критериям, которая выставляется по 3-балльной шкале: 1 – удовлетворительная оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки. 2 – хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы. 3 –высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.

По итогам проведения показательного занятия в выводе должны быть отражены те особенности занятия, которые рекомендуются для: - внедрения в практику других преподавателей,- участия в конкурсах, - проведения на уровне вуза мастер-классов, творческих мастерских и т.п.

Список литературы

  1. Андриенко А.С., Апанасенко О.Н., Мустафина Г.А. и др. Педагогика-Семья-Школа. Монография Том. 12 Воронеж 2007.
  2. Бинеева Ф.Н., Рахманкулова Г.А. Формирование логического мышления студентов технического вуза в преподавании физики [Электронный ресурс] / 10-я научно-практическая конференция проф.-препод. состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ (Волжский, 27-28 янв. 2011 г.) : сб. матер. [тез. докл.] конф. / ВПИ (филиал) ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - C. 204-206.
  3. Рахманкулова Г.А., Кузьмин С.Ю., Мустафина Д.А., Ребро И.В. Формирование инженерного мышления студентов через исследовательскую деятельность: монография / [Б. м.] : Издательские решения [По лицензии Ridero], 2015. - 113 с

1.Преподаватель, проводящий занятие:

2. «Методология и методы психолого-педагогического исследования»

3. Форма занятия (лекция, практическое, лабораторное занятие и пр.): практическое

4. Контингент (факультет, курс, группа ): педагогический факультет, 4 курс, 416 группа

5. Тема занятия: «Психолого-педагогические исследования в системе образования, их роль»

6. Основные характеристики качества проводимого занятия:

а) характеризуя данное занятие можно выявить соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины, в лекции четко определены функции как методологии исследования, так и самой исследовательской деятельности,

б) в процессе проведенного занятия преподаватель использовал различные методы и формы работы, активизирующие студентов: опрос, деловую игру «Как формируются научные знания», различные практические примеры, проблемные вопросы, активизирующие знания студентов, написание эссе «Роль знаний в науке и практике»;

в) активность студентов на занятии была достаточно высокой, использовались проблемные задания на выявление роли педагогики и психологии в системе научного знания, определение основных категорий и понятий «наука», «знание», «познание» проходило в форме деловой игры.

г) общее впечатление от занятия: занятие проведено на достаточно высоком научном и практическом уровне, подготовка преподавателя к занятию прослеживается в выборе оптимальных средств и методов обучения.

Подпись преподавателя, проводящего занятие ____________

Подпись магистранта _________________________________

Дата посещения занятия ______________________________

Педагогический факультет

План-конспект занятий в рамках

Научно-педагогической практики

направление: 050100 Педагогическое образование

степень (квалификация) - магистр педагогического образования

профиль: «Социальная педагогика»

Студента 2-го курса магистратуры

Кыневой И.

_________________________

(подпись) .

Руководитель практики

Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент

_________________________

Шадринск, 2013


План-конспект фрагмента занятия

  1. Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
  2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
  3. практическое
  4. Тема занятия: «Теоретические основы коммуникации»
  5. Часть занятия: основная.
  6. Учебные задачи:

Выявить знания студентов о содержании законов и функций теории коммуникации;



Закрепить знания студентов о современных исследованиях в области педагогической коммуникации;

  1. Содержание фрагмента занятия:

Опрос студентов о содержании законов коммуникации;

Использование аналоговых заданий на применение коммуникативных законов в педагогическом процессе образовательных учреждений различного типа;

Опрос студентов о функциях коммуникации;

Написание эссе на темы: «Коммуникация и ее функции в моем школьном опыте», «Функции коммуникации – как я их понимаю» (по вариантам).

  1. опрос, написание эссе, использование проблемных ситуаций.
  2. Активность студентов: высокая.
  3. Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод опроса студентов по выявлению знаний об основных законах и функциях теории коммуникации; были использованы такие методы активизации студентов как: решение проблемной ситуации, написание эссе и пр. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, неравнодушное отношение студентов к содержанию дисциплины, хотя в начале трудно было перебороть волнение и испуг от того, что оказалась в центре внимания достаточно большой группы студентов. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.
  4. Рекомендации преподавателя


_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка ______________

План-конспект занятия

  1. Преподаватель, проводящий занятие (Ф.И.О., степень, звание): Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
  2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
  3. Форма занятия (семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, пр.): лекция
  4. Контингент (факультет, курс, группа): педагогический факультет, 3 курс, 316 группа.
  5. Тема занятия: «Модели и основные элементы коммуникационного процесса» (4 часа)
  6. Часть занятия: вводная, основная, заключительная.

7. Учебные задачи:

Формировать у студентов знания о содержании основных теоретических подходов к определению моделей коммуникации,

Формировать научные представления об основных элементах коммуникационного процесса;

Способствовать овладению студентами совокупностью навыков и умений педагогического общения.

9. Методы и формы проведения фрагмента занятия: лекция-рассказ, использование презентации, использование проблемных ситуаций, примеров, деловая игра «Барьеры коммуникации».

10. Активность студентов: высокая.

11. Самооценка магистранта (трудности, успехи): Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод лекции-рассказа об истории появления коммуникационных моделей с применением мультимедийной презентации. Были использованы такие методы активизации студентов как: деловая игра, примеры из практики и художественной литературы. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, собственное ощущение от значимости моей деятельности. В начале занятия самым трудным для меня было охватить вниманием всю аудиторию, сделать так, чтобы учебный материал был понятен каждому. Однако постепенно, по мере изложения материала, контакт был установлен. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.

  1. Рекомендации преподавателя _____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка ______________

Подпись преподавателя учебной дисциплины _______________

Подпись магистранта ____________________________________

Дата проведения _______________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное

высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»

Педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Индивидуальный план