Основные технологии в доу фгос. Использование инновационных технологий в детском саду

В основных государственных документах, которые касаются образовательных учреждений, часто фигурируют педагогические технологии. Классификация, таблица, отличительные признаки представлены ниже.

Постулаты современного образования

Идеология, используемая в современной школе, предполагает выделение трех основных моментов формирования гармонически развитой личности:

  • поиск эффективных средств для развития подрастающего поколения;
  • превращение школы в перспективный фактор усовершенствования российского общества;
  • совершенствование российской образовательной системы путем внедрения новых образовательных технологий

Инновации как средство развития российских школ

Что собой представляют Классификация (таблица по ФГОС) практически не отличается от классической системы, в ней представлены все те же инновационные методики, применяемые педагогами на разных ступенях обучения школьников. Классно-урочная система занятий предполагает применение учителями определенных программ по предмету, поэтому классификация педагогических технологий обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной учебной дисциплины.

Что такое технологии?

Само слово «технология» имеет различные трактовки. Например, в общем смысле - это прописанный детально путь проведения определенной деятельности на основе выбранного метода. Относительно образовательных педагогических технологий заметим, что речь идет о построении деятельности учителя таким образом, что в нее включены действия, выполняемые в строгой последовательности, с обязательным выдвижением прогнозируемого результата.

Особенности технологий

Методологическая система должна отвечать на следующие вопросы: «Как учить?», «Чему учить?», «Зачем учить?».

Образовательная технология предполагает результативное обучение. Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий:

  • строгое и однозначное выявление цели обучения;
  • выбор содержания, структурирование материала;
  • оптимальность организации учебной деятельности;
  • приемы, методы, средства обучения.

Кроме того, должна быть учтена квалификация педагога, сформирована объективная методика выставления оценок.

Признаки педагогических технологий

Что представляет собой классификация педагогических технологий по Селевко? В таблице, предложенной автором, учтены определенные признаки:

  • гарантированность достижения поставленной цели, эффективность процесса обучения;
  • экономичность резерва учебных часов;
  • оптимизация деятельности педагога и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки;
  • использование разнообразной электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники;
  • конструирование и использование различных дидактических пособий и наглядных материалов.

На что ориентированы педагогические технологии?

Ниже представлена таблица: «Педагогические технологии». Классификация основана на определенных параметрах:

  • формирование положительной мотивации к образовательному процессу;
  • интенсификация коммуникативной среды;
  • развитие личности, которая способна к исследовательской и учебной деятельности, последующему продолжению обучения, осознанному профессиональному выбору;
  • охрана здоровья школьников.

Специфика технологий в педагогике

Классификация по ФГОС образовательных технологий в зарубежной и отечественной педагогике осуществляется разными авторами абсолютно по-разному. В связи с тем, что по новым образовательным стандартам на первый план выходит то есть, сама личность ребенка, в качестве приоритетных выделяют следующие технологии:

  1. Дифференцированное обучение. Что собой представляют подобные педагогические технологии? Классификация, таблица в ДОУ составлена в учетом психологических особенностей детей, основывается на разноуровневом подходе к каждому малышу. При составлении учебного материала, воспитатель ориентируется на мотивацию познавательной активности своих подопечных. Опытный педагог включает в свою профессиональную деятельность элементы дифференциального подхода, предлагаемого Н. П. Гузиком.
  2. Проектная деятельность. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение данной методики в отдельный блок. Именно в процессе проектирования у современных дошкольников и учеников образовательных учреждений формируется умение работать в команде. Учитель выступает в роли наставника, поэтому подрастающее поколение получает возможность саморазвиваться, понимать свою роль в современном обществе. Ребята, освоившие проектную технологию, более успешны в учебе, они быстрее адаптируются у современных реалиях.
  3. Игровые технологии. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение игры как эффективного средства обучения и воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте. В процессе игровой деятельности ребята получают навыки общения, обобщают и систематизируют новые знания.

Но это далеко не вся таблица: «Педагогические технологии». Классификация постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему. Среди последних веяний - интерактивные технологии. Учитывая требования ФГОС, была модернизирована таблица «Педагогические технологии». Классификация по Г. К. Селевко теперь подразумевает и групповые обучающие методики. Благодаря им происходит формирование в условиях общеобразовательной школы толерантной, коммуникабельной личности, имеющей лидерские качества. Подобные технологии существенно увеличивают эффективность усвоения школьниками программного материала.

Проблемное обучение

Данная методика основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Учащиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей.

Применение в современной образовательной системе перспективно-опережающего обучения допускается ФГОС второго поколения. Ребята учатся решать проблему разными способами, применяя конкретные знания в зависимости от специфики сложившейся ситуации. Каждый ребенок при таком подходе получает возможность на самостоятельное определение путей решения задач.

Технология педагогических мастерских

Что собой представляет таблица «Педагогические технологии»? Классификация всех методов и приемов, результативность которых доказана на практике, учитывает детского возраста, методологию предмета.

Исследования в современной школе

Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий. В условиях школьной лаборатории ребята учатся определять количественное содержание в различных плодах и продуктах аскорбиновой кислоты, выявлять индивидуальные особенности пищевых продуктов. При проведении исследований, в качестве наставника к ребятам прикрепляется педагог. Опытный учитель только сопровождает эксперимент, предоставляет своему подопечному необходимую теоретическую информацию, учит практическим навыкам. Среди инноваций отметим технологию решения изобретательских (исследовательских) задач ТРИЗ. Для того чтобы учащийся мог самостоятельно искать способы решения задачи, поставленной ему педагогом, сначала он изучает научные литературные источники. Вместе с учителем молодой исследователь ставит задачи, определяет актуальность, выдвигает гипотезу своих опытов. Важным этапом в любой проектной и экспериментальной деятельности является обработка полученных результатов, сравнение их с первоначальной гипотезой.

Какова классификация современных педагогических технологий? Таблица, предложенная Селевко, содержит универсальные методики. Они в равной степени подходят для всех образовательных областей. Например, разновидностью ИКТ - технологий являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Ребята получают навыки работы с разнообразными источниками информации, самостоятельно составляют свои образовательные маршруты.

Педагогика сотрудничества

С целью реализации гуманно-личностного подхода к ученику, в современных школах создаются все условия для осознанного выбора ребятами направления для своей будущей профессиональной деятельности.

Коллективные творческие дела были особенно популярны во времена существования традиционной советской системы образования. Ребята целыми классами помогали людям пожилого возраста убирать дрова, носить воду. В настоящее время данная технология возвращается в образовательные учреждения в виде Педагоги вместе со своими воспитанниками стараются бескорыстно помогать тем людям, которые нуждаются в их помощи. МАО (методика активного обучения) представляет собой сумму педагогических приемов и действий, которые направлены на организацию учебной деятельности. С помощью определенных средств создаются условия, которые мотивируют ребят к инициативному, самостоятельному и творческому изучению нового материала в процессе образовательной деятельности.

Нюансы традиционных методик

Традиционные технологии основываются на объяснительном и иллюстративном варианте обучения. В случае применения такой технологии педагог в своей работе уделяет особое внимание передаче готового учебного материала. При подготовке к урокам педагог занимается поиском самых эффективных способов изложения новых знаний, наглядности, которая сопровождает его рассказ. Изложение информации, которая определяется границами учебной программы, в основном предполагает монолог педагога. Именно по этой причине часто в учебном процессе появляются многочисленные проблемы:

  • незначительные навыки самостоятельной деятельности школьников;
  • низкая культура общения;
  • отсутствие развернутого полноценного ответа школьников на рассматриваемый вопрос;
  • минимальное внимание аудитории, отсутствие желания работать в команде.

Причина кроется вовсе не в нежелании детей работать и учиться, а в специфике самой педагогической технологии. Учитель вынужден рассказывать материал, предусмотренный учебным планом, ребенок учит информацию, получает за ответ оценку. В класс педагог приходит с готовым заданием, его задача в подчинении класса определенному режиму, вовлечении ребят в учебную деятельность. Ни о каком индивидуальном развитии личности в таком случае речи не идет. Для того чтобы всеми воспитанниками был усвоен минимальный объем информации, происходит многократное повторение материала, используется промежуточный, итоговый виды контроля.

Учителя старшего возраста привыкли к такой методике работы, они убеждены в том, что только путем «зубрежки» можно передать подрастающему поколению прочный запас знаний, умений, практических навыков. Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что 73 % педагогического состава убеждены, что важно установить контакт. Дети отмечают необходимость самостоятельной деятельности, в их понимании педагог должен стать помощником и наставником, а не «надзирателем».

Заключение

Те требования, которые выдвигает современное общество к педагогу, образовательному процессу, предполагают применение инновационных методик и приемов работы. Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают выбор таких методик работы, которые бы способствовали гармоническому развитию школьников. Ушли в прошлое те времена, когда учитель был главным действующим лицом на уроке. ФГОС предполагают активное участие в образовательном процессе самого школьника, помощь ему в поиске эффективных путей для повышения интеллектуального уровня, выбора направления для будущей профессиональной деятельности. Все разновидности образовательных педагогических технологий, классификация по ФГОС которых представлена в ОУ, помогает учителю успешно справляться с задачами, поставленными перед ним Министерством образования РФ.

В настоящий момент в дошкольных образовательных учреждениях, к которым относятся детские сады компенсирующего типа, комбинированного типа, общего развивающего типа или присмотра и оздоровления, происходит постепенное обновление устоявшихся педагогических подходов. Детей начинают воспитывать и обучать в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС), используя для этого и преобразованный методический инструментарий, и практические инновационные технологии. Так какие же наработки качественно отличают современные методы, способы и приемы от того, что знала педагогическая и воспитательная школа ранее?

Приоритеты

Депутаты ГД РФ и чиновники из Министерства образования и науки, прямо или косвенно участвующие в разработке общефедеральных стандартов, закрепляют за воспитателем роль человека, способного раскрыть в ребенке многогранную индивидуальность. Это возможно только при комплексно-тематическом подходе к построению деятельности.

Формы обучения должны сменять друг друга с регулярной периодичностью, а воспитание – не прекращаться ни на минуту, даже если речь идет о режимных моментах (например, подготовке ко сну, приеме пищи, совершении гигиенических процедур и пр.). Именно такая концепция помогает добиться развития следующих навыков, которые Минобразования считает необходимыми для дальнейшей социализации дошкольника в обществе и формирования предпосылок к успешной учебе:

  • социально-коммуникативные;
  • познавательные;
  • речевые;
  • художественно-эстетические;
  • физические.

Именно поэтому одним из наиболее важных понятий становится термин «амплификация» – в контексте ДОУ он означает максимально полное обогащение ребенка за счет проживания периода детства как самостоятельного, а не подготовительного этапа.

Посещение детского сада должно вылиться в обнаружение резервов, скрытых в каждом дошкольнике, и придание им рациональной направленности по принципу: «Учиться самому, а не учиться на объяснениях других». В этом педагогу и помогают новые образовательные технологии.

Развивающее обучение

В соответствии с этим методом сегодня выстраивается деятельность едва ли не всех дошкольных учреждений. Он представляет собой целую педагогическую систему, противопоставленную традиционному комплексу обучения и воспитания. Если в последнем дети обычно теряют тягу к приобретению новых знаний и исследованию окружающего мира, то в данном случае все приемы направлены именно на то, чтобы сохранить в них этот запал.

Создателями концепции стали теоретики советской психологии, работавшие в тандеме, – Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов. В 1960-70-х годах они разработали новую образовательную технологию, базирующуюся на том, чтобы заложить в детские головы умение не только рассуждать в контексте имеющихся фактов, но и выстраивать более обобщенные и абстрактные причинно-следственные связи.

Развивающее обучение в ДОУ, хотя и продолжающее прибегать к сравнению, анализу и вынесению заключений на основе эмпирических знаний (наглядных наблюдений и внешних образов), также ставит задачу по формированию фундаментальных содержательных теоретических выводов, которые затем можно будет вспомнить и применить самостоятельно.

Если говорить о формах использования этой новой образовательной технологии в ДОУ более конкретно, то она проявляется через:

  1. Позиционирование ребенка как полноценного субъекта деятельности на всех ее этапах. Он сам преимущественно осуществляет целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов, или рефлексию. Воспитателю отводится роль наставника, который следит за тем, чтобы поставленные познавательные задачи соответствовали возрасту и способностям дошкольника, а их формирование по итогу было достигнуто.
  2. Метод проблематизации, при котором дети становятся соучастниками полноценного научного поиска, выдвигая свои предположения и гипотезы.
  3. Коллективно-распределительную мыследеятельность. Малыши на начальной ступени учатся вести диалог с оппонентами, эффективно взаимодействовать с товарищами для реализации общей цели, излагать мнения, культурно отстаивать правильные пути решения, основываясь на пока еще элементарных аргументах и доказательствах. Этот прием позволяет работникам ДОУ выпускать ребят, умеющих вести межличностное общение и подвергать информацию критической оценке.

Следующая новая педагогическая технология появилась в дошкольных образовательных учреждениях благодаря Борису Павловичу Никитину – советскому и российскому педагогу 20 века и одному из основоположников методики раннего развития.

Суть данного метода заключается в развитии детского потенциала посредством самых разных игр, ведь именно эта форма деятельности привлекает малышей больше остальных за счет наличия атмосферы свободного и радостного творчества и, напротив, отсутствия принуждения. Игровые технологии Никитина полностью соответствуют новым ФГОС, введенным в ДОУ, ведь здесь происходит формирование всех необходимых образовательных и воспитательных компетенций, а также осуществляется экспериментирование с различными материалами и ресурсами. Это может быть конструктор, кубики, карты, планы, вкладыши Монтессори, раскраски, машинки и пр.

В рамках ФГОС в ДОУ применяются следующие новые образовательные игровые технологии (по классификации С. Л. Новоселовой):

  • спонтанные, требующие поддержки со стороны воспитателя, поощрения инициативы и обеспечения необходимого времени и пространства дошкольникам;
  • экспериментаторские (с природными объектами, людьми, игрушками и даже компьютерными средствами);
  • сюжетные самодеятельные (ролевые, режиссерские, театрализованные и пр.);
  • обучающие (дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные);
  • досуговые (забавы, развлечения, празднично-карнавальные);
  • обрядовые (семейные, культовые, сезонные);
  • тренинговые (сенсо-моторные, адаптивные).

Важно, чтобы по завершении игры группа во главе с педагогом провела анализ выполненных действий и достигнутых результатов.

Достаточно вспомнить ход учебно-игрового взаимодействия, обсудить смоделированную ситуацию и соотнести ее с реальной жизнью. Если все это будет делаться правильно, систематично и вкупе с дидактическими упражнениями, данная новая технология сделает образовательный процесс в ДОУ намного содержательнее.

ИКТ

Как воспитателям придать занятиям по математике яркость и эмоциональность, сделав их интересными для каждого ребенка?

Как привлечь внимание современных дошколят, в жизнь которых уже прочно вошло телевидение и даже Интернет?

Федеральный государственный стандарт учел и эти вопросы, а потому обязал ДОУ оснащать помещения необходимыми средствами для обучения и воспитания, о чем говорится в главе III пункте 3.3.4 официального документа. Здесь же сказано, что предметно-пространственная среда должна обязательно включать в себя техническое оснащение, под которым в том числе имеются в виду и новые информационно-коммуникационные технологии.

Благодаря современной компьютерной технике и мультимедийным устройствам, делающим возможным сопровождение материала насыщенными иллюстрациями, увлекательными видеозаписями и уникальными звуковыми файлами, познавательная деятельность начинает играть для ребят новыми красками. С помощью воспитателей, которые должны не только уметь обращаться с новыми информационными технологиями, но и знать распространяющиеся на них санитарные и пользовательские нормы, дошкольники в ДОУ:

  • Выполняют интерактивные задания на «электронных досках».
  • Создают коллективные презентации в «Power Point» и других специализированных программах.
  • Развивают каналы восприятия (зрительный, слуховой, логический и пр.).
  • Получают возможность оказываться в различных электронно-смоделированных ситуациях и средах (технология виртуальных путешествий, интегрированных занятий и пр.).
  • Обучаются грамоте на базе новых программных комплексов по развитию связной речи. Обычно такая методическая продукция состоит из диска, на котором записан фонетический материал (например, неречевые, звукоподражательные и речевые звуки, раздел с обучением построению предложений и т.п.), и пособия для образовательного учреждения. Она также может включать в себя ресурсы для логопедических и коррекционных занятий.

Сохранение и укрепление здоровья

Однако там, где есть компьютер, взрослый не может забывать и о важности формирования принципов здорового образа жизни. Подобные новые технологии, охватывающие комплекс физкультурных мероприятий, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и закладывание основ валеологической культуры (такой, которая подразумевает самостоятельную заботу о собственном теле), носят название «здоровье сберегающих».

Сегодня в ДОУ продолжает применяться большое количество традиционных приемов и методов. Наработки советской педагогической школы действительно отличались эффективностью – большинство детей выходило из садов крепкими, активными и физически выносливыми. Однако позднее некоторые положения все же подверглись пересмотру, в результате чего сейчас воспитатели осуществляют следующие виды деятельности:

  • медико-профилактический (организация медицинских осмотров, контроль состояния ребят, слежение за качеством организации питания, профилактика и предупреждение болезней, соблюдение санитарных и гигиенических норм и пр.);
  • проведение подвижных игр и спортивных занятий, процедур закаливания, прогулок;
  • просвещение родителей и детей (побуждение их к ведению здорового образа жизни, ознакомление с базисными принципами валеологии, расширение знаний о возрастных особенностях развития дошкольников).

Обычно педагоги прибегают к таким конкретным здоровье сберегающим практикам, как:

  • физкультминутки;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • психогимнастика;
  • ритмопластика;
  • игротерапия;
  • ароматерапия;
  • песочная терапия и др.

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования результат.
Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.

Структура
педагогической технологии:

    концептуальная основа (научная база)

    процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно- воспитательного процесса, результаты).


Технология
это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают:
* конкретность и четкость цели и задач;
* наличие этапов:

Первичной диагностики;
- отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
- использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.


Существует несколько подходов к классификации технологий:

- технологии воспитания и обучения
- системно - деятельностный подход.

Наиболее полная классификация принадлежит Г.К. Селевко. Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам.
В целом, наблюдается тенденция развития технологий - от технологий обучения к технологиям развития.
Педагогические технологии можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно- ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии, используемые в работе с детьми:
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2.
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.
К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.

3. Метод проектов.

4. Развитие исследовательских умений.
В воспитательно- образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагогможет использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности:
1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
2. Второй шаг
это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно- речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта
– целеполагание .
Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели гипотеза
это и есть цель проекта ).
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем
как подготовительный этап к будущему.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом
его практическая часть.
Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что- то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно- практической деятельности.
IV этап работы над проектом (заключительный) является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта:
* итоговые игры- занятия,
* игры- викторины,
* тематические развлечения,
* оформление альбомов,
* фотовыставок,
* мини- музеев,
* творческих газет.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико- ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

5.
Технология проблемного обучения в детском саду.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично- поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод )
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы
доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
6. ТРИЗ в ДОУ (теория решения изобретательских задач)
Проблема всех педагогов согласно ФГОС
воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Целью использования ТРИЗ
технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Программа ТРИЗ для дошкольников
это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий ключ к творческому мышлению.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап
это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении. Исследование объекта:
- что- то в нем хорошо, а что- то плохо,
- что
– то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.
Следующий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести
вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи перенести в решете воду в виде льда.
Следующий этап по программе ТРИЗ
это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр
поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Творчество самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.

7. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.

Использование ИАТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

8.
Игровая технология.
Это технология имитационного моделирования.
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей:
Для развития игровых умений создаётся полифункциональный игровой материал, целесообразно использовать сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться 2- 3 месяца.
Этапы педагогической технологии:
1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой «смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события.
3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.
Педагогическая технология организации сюжетно- ролевых игр:
Тематика сюжетно- ролевых игр связана с социальной действительностью.
Этапы технологии:
1 этап:
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
2 этап:
Организация сюжетно- ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
Создание предметно- игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
3 этап:
Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно- ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

9.
Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».
Примерная структура:
Вводная часть:
создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (например, что произойдёт, если на планете не будет воды?)
Основная часть:
новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.
Заключительная часть:
детям предлагается любая практическая работа.
Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.
Методика подготовки и проведение:
- выбор областей
- учёт программных требований;
- базовое направление;
- выявление основных принципов построения системы занятия;
- продумывание развивающих задач;
- использование разнообразных видов деятельности;
- учет особенностей формирования и развития различных видов мышления;
- использование большего количества атрибутов и наглядного материала;
- использование методов и приёмов продуктивного характера;
- учет личностно- ориентированного подхода.
Более целесообразна интеграция областей «Познавательное и физическое развитие»; «Познавательное и художественно- эстетическое развитие»; «Социально- коммуникативное и речевое развитие»

Литература:
«Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко.
«Инновационная деятельность в ДОУ» К.Ю. Белая.
«200 ответов на вопросы заведующей детским садом» К.Ю. Белая.
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.
«Воспитание здорового ребёнка» М.Д. Маханёва.
«Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошина.
«Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе» И.В. Чупахина, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова.

Что такое современные образовательные технологии и методики в ДОУ? Для чего они нужны? В первую очередь каждая технология направлена на реализацию образовательных госстандартов в

Немного теории

Что значит слово «технология»? Толковый словарь сообщает, что это совокупность методов и приёмов, которые применяются в каком-либо мастерстве, деле, искусстве. А педагогическая технология по Б.Т. Лихачёву - это совокупность психологических и педагогических установок, которые определяют набор и компоновку различных методов, форм, приёмов, а также способов обучения, в том числе и воспитательных средств, то есть это непосредственно методический инструментарий педпроцесса. На данном этапе выделяют множество технологий. Мы рассмотрим самые популярные направления, по которым распределяются в ДОУ. Они получили признание как педагогов, так и родителей.

Современные образовательные технологии и методики в ДОУ

К ним относят следующие:

1. Здоровьесберегающие. Цель - обеспечить малышу все возможности для сохранения здоровья, также формировать у него необходимые знания, умения, навыки по ЗОЖ.

3. Личностно-ориентированная технология.

4. Технология «ТРИЗ» Т.С. Альтшуллера (расшифровка:

5. чтению по кубикам Н.А. Зайцева.

6. Технология проектной деятельности. Цель - развивать и обогащать социально-личностный опыт детей посредством их включения в сферу межличностного взаимодействия.

7. Педагогическая технология М. Монтессори.

Также выделяют многие другие современные образовательные технологии и методики в ДОУ.

Немного о ТРИЗ

Изначально эта технология была разработана Т.С. Альтшуллером для работы в университете радиотехники. Но, как выяснилось позже, некоторые элементы этой методики можно с успехом использовать и в дошкольном учреждении. Известно, что современные направлены на воображения, сообразительности. ТРИЗ сочетает в себе все необходимые для этого элементы. Технология творчества, как её ещё называют, направлена на управление подсознательными процессами при развитии творчества и логики дошкольников. Кстати, многим известный приём рисования «Монотипия» тоже берёт своё начало в ТРИЗ. Выделяют множество приёмов, которые с успехом используются педагогами на занятиях: девятиэкранка, метод мозгового штурма (ММШ), метод «подзорной трубы» и так далее.

Если рассматривать современные образовательные технологии и методики в ДОУ, то с уверенность можно сказать, что ТРИЗ является одной из самых эффективных и разнообразных по своей наполняемости. Использовать её в своей работе нетрудно, к тому же эта технология всегда даёт положительные результаты, ведь все элементы и приёмы являются игровыми, а значит, обучение детей идёт в процессе их ведущей деятельности.

Эмма Мачукова
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций .

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.) . А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология , в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий ,

применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

Здоровьесберегающие технологии ;

технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности;

Развивающие технологии ;

Коррекционные технологии ;

Информационно-коммуникационные технологии ;

Личностно-ориентированные технологии ; игровые технологии .

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей :

Они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом : контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

Они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов - например, хатха-йоги;

Они могут знакомить с культурой здоровья;

Они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

Они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-) .

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются :

по количеству участников : индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу : творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике : включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом :

1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3. «Повествовательные» , посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4. «Конструктивные» , направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы : построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает , кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как : постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

Наблюдения;

Дидактические игры;

Моделирование ситуаций;

Трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение» . Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

4. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды : сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ . Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями , как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

Которые помогают выделять характерные признаки предметов : то есть учат сравнивать;

Которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

Которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

Которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.