Учим себя программировать. Специальные методы НЛП. Нейролингвистическое программирование

Во все времена человек стремился найти приемы и техники того, как он может влиять на окружающих людей, при этом добиваться от них желаемого. В некоторой степени завесу тайны открывает нейролингвистическое программирование, которое на сегодняшний день является популярным. Оно базируется на идее о том, что человека делают его в некоторой степени поддающимся манипуляциям. Примеры НЛП можно проследить повсюду.

Человек обладает мышлением. Его формированием зачастую занимаются родители, учителя и общество в целом. Если понимать, каким образом человек запрограммирован, можно на него влиять. Также учитываются особенности функционирования мышления. Можно абсолютно не знать человека, но воздействовать на его мышление таким образом, что будет естественно вписываться в его процесс.

Сайт психологической помощи сайт понимает, что многие читатели хотели бы знать тайные секреты влияния. Однако нейролингвистическому программированию нужно обучаться постоянно, ведь даже последователи данной теории не все тайны пока еще раскрыли.

Каждый день человек является объектом для программирования. Его, как робота или компьютер, пытаются запрограммировать на определенные действия, которые желательны не ему самому, а другим людям, которые его программируют. Как они это делают? Основными методами являются манипулирование на страхе или повторения. Когда вам страшно, вы не контролируете себя, а значит, делаете то, что обычно делаете, поддаваясь панике. Если вам постоянно повторять одно и то же, то со временем вы привыкнете к этой мысли и согласитесь с тем, что вам говорят или что с вами делают.

Человека можно запрограммировать на определенные действия через идею, которую вы выражаете словами письменно или устно. Говорите человеку только то, какую идею вы хотите внедрить в его голову. Со временем на подсознательном уровне он запомнит ее и будет действовать в соответствии с внедренной мыслью. Здесь применяется принцип: все, что вы делаете, видите, говорите, слышите и т. д., формирует ваше будущее. А здесь формируется будущее посредством слова, смысл которых вы хотите внедрить в голову другого человека.

Большинство людей легче воспринимают конкретную ситуацию – картинку или образ происходящего, а не философскую мысль. Другими словами, лучше демонстрировать картинку или создавать такую ситуацию, чтобы она запомнилась человеку и осталась у него в подсознании.

Более того, люди не любят длинные речи или тексты. Больше запоминаются короткие выражения, слоганы или фразы. Поэтому если вы хотите воздействовать на людей словом, говорите поменьше, используя четкие и ясные выражения.

Что такое нейролингвистическое программирование?

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – недавно появившееся понятие, которое обозначает набор техник и приемов, которые главным образов сказываются на деятельности мышления человека таким образом, что он начинает выполнять нужные действия. Обычно люди обращаются к НЛП с желанием управлять и манипулировать другими людьми. На самом деле психологи сомневаются в эффективности данных методик. Конечно, на человека можно воздействовать помимо его воли. Однако он продолжает оставаться свободным человеком. Если он останется бдительным и не захочет поддаваться , тогда никакие НЛП-техники на него не подействуют.

Первоначально нейролингвистическое программирование было направлено на изменение человека самого себя. Человек может достичь успеха и сделать свою жизнь такой, какой она ему будет нравиться, если воспользуется специальными техниками и начнет воздействовать на самого себя.

В НЛП используется множество приемов, среди которых популярными являются:

  1. Использование слова. Люди еще не полностью осознали значение слова, которое на самом деле несет очень сильное влияние.
  2. Подстройка на уровне невербалики.

Каждый читатель должен понять, что его мозг является своеобразным компьютером, в который закладывались определенные шаблоны, стереотипы, убеждения, страхи, комплексы, эмоции, опыт и пр. Все это теперь влияет на поведение человека, его стратегию делания выбора и принятия решений, образ жизни и т. д. Если человек недоволен своей жизнью или собой, то он должен понять, что в первую очередь все проблемы находятся у него в голове. Можно с помощью специальных приемов настроить себя на , чтобы помешать остальным программам, которые уже сделали человека несчастным, действовать.

Техники нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование было разработано Бендлером, Эриксоном и Гриндером. Изначально техники использовались в психиатрической практике для устранения страхов, фобий, стрессовых состояний и пр. Однако НЛП получило популярность среди обычных людей, которые тоже захотели самостоятельно воздействовать на свое подсознание.

Следует брать ответственность на себя за те последствия, которые возникнут в результате нейролингвистического воздействия на окружающих. Техниками НЛП можно как принести пользу, так и навредить.

Очень распространенными становятся техники в рекламе, где специалисты пытаются обойти все преграды и защитные психологические механизмы. В первую очередь учитывается, каким образом человек воспринимает информацию, а затем уже используются соответствующие слова:

  • На визуалов (людей, которые воспринимают информацию преимущественно глазами) воздействуют такие слова, как «посмотри», «обрати внимание», «обрати свой взор» и пр.
  • На аудиалов (людей, которые преимущественно воспринимают информацию через уши) воздействуют такие слова, как «послушай», «услышь», «прислушайся» и пр.
  • На кинестетиков (людей, которые привычно воспринимают информацию через тактильные ощущения) воздействуют такие слова, как «потрогай», «мягкий», «ощути» и пр.

Нейролингвистическое программирование может изменить жизнь человека. Все зависит от того, на что человек направляет силы. Можно избавиться от страхов и негативных эмоций. Можно повысить свою самооценку. Можно отработать новые навыки успешной коммуникации. Можно изменить свое отношение к конкретным явлениям или жизни в целом.

На примере возникновения чувства ревности рассмотрим, как действует нейролингвистическое программирование:

  1. Сначала человек себе представляет картины измены своего партнера. То есть действует визуальный канал.
  2. Затем человек начинает представлять себе охи и вздохи во время измены (аудиальный канал).
  3. Развивается ревность (кинестетический канал).

Чтобы изменить свое ощущение, нужно на первом или втором этапе изменить сценарий:

  1. К примеру, на этапе визуализации нужно осознавать, что картинки являются ложными, недоказанными, неправдивыми.
  2. На этапе аудиального восприятия нужно представить, что любовники занимаются половым актом под юмористическую программу или мультяшную музыку.
  3. Уже на третьем этапе ревности не возникнет, если первые два этапа были проделаны правильно.

НЛП предлагает множество техник, которые должны позволить достичь поставленной цели. Приведем некоторые из них:

  • «Засветить пленку» — когда нужно отпустить или забыть какое-то воспоминание. Нужно каждый раз делать картинку воспоминаний все более светлой, пока она полностью не исчезнет.
  • Чтобы вспомнить о том, что было забыто, нужно как можно чаще прокручивать в голове воспоминание, «сгущать краски», выдвигать предположения, что было, так делать до тех пор, пока воспоминание не будет изъято.
  • «Двадцать лет спустя» — когда нужно снизить силу теперешних переживаний. Для этого нужно представить себя, место или другого человека спустя двадцать лет и обратить внимание на то, какие теперь возникают ощущения к нему (к ситуации).

Важным приемом в НЛП является раппорт – подстройка человека под собеседника с целью установления с ним контакта доверия и доброжелательности. Делается это путем занимания позы, выполнения жестов и мимики, которую делает человек.

Нейролингвистическое программирование предлагает людям действовать так, как будто желаемый результат уже был достигнутым, реальным. Это позволяет человеку избавиться от многих зажимов и внутренних страхов. Считается, что человек совершает максимально благоприятное действие на сегодняшний момент и исходит всегда из благих побуждений. Отрицательный результат не является чем-то плохим, а показывает возможность человека в следующий раз действовать по-другому, поскольку у него есть потенциал.

Еще одним приемом НЛП является «Якорь» — это когда человек у себя или у другого индивида желает вызывать определенное состояние при помощи условного раздражителя. Так, человек постоянно совершает какое-то действие, говорит слово или наблюдает предмет, при этом испытывая положительные эмоции. После нескольких повторений данного процесса можно уже просто сказать слово, сделать действие или посмотреть на предмет, чтобы возникли положительные эмоции как условный рефлекс.

Примеры нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование получило свою популярность в рабочей сфере, где люди желают воздействовать и достигать желаемых результатов. Так, наиболее популярными сферами становятся управление, торговля, реклама и даже политика. Однако есть люди, которые применяют НЛП и в любовных отношениях, так, например, известно такое направление, как пикап, который предлагает различные способы привлечения девушек быстро.

Зачем программировать людей на что-либо? Каждый человек хочет иметь влияние на окружающих, чтобы они делали то, что хочет он. Конечно, лишь единицы имеют такого рода влияние. Но если хорошо постараться, то можно и самому приблизиться к такому рода контакта с окружающими, чтобы они начали исполнять ваши пожелания.

Как запрограммировать людей своими словами? Самое простое и легкое правило: вы должны говорить лишь то, что непосредственно касается вашего желания. Не говорите того, чего бы вы не хотели, чтобы воплотилось в реальность. Помните, что все ваши слова являются программами, которые впечатываются в голову вашего собеседника и потом реализовываются через его поступки. Чего вы хотите? О том и говорите. Обо всем остальном забудьте. Ни слова не говорите о том, чего бы вы не хотели видеть в своей жизни.

Неужели можно таким способом запрограммировать человека? Можно. Ведь говорят же, что «если постоянно говорить другому, что он свинья, то вскоре он захрюкает». Здесь действует тот же самый принцип: вы постоянно говорите об одном и том же, чем и программируете человека на исполнение вашего желания. И не беспокойтесь по поводу того, что вначале человек не хочет вам подчиняться. Вначале всегда происходит сопротивление. Но потом человек свыкается с мыслью о том, что вы ему говорили, после чего он сам начинает думать о том же, на что вы его программировали.

Итог

Нейролингвистическое программирование предлагает множество техники и приемов. Это отдельное направление, которое нужно изучать, чтобы быть гуру и уметь управлять как своей, так и чужой жизнью.

Влияние одного собеседника на другого являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Ведение разговора с применением технологий нейролингвистического программирования или НЛП может очень помочь вам в повседневной жизни.

Разговор с фразами НЛП можно определить как обмен мнениями с целью достижения взаимоприемлемого соглашения в вашу пользу. К такой программированной устной речи следует относить не только определенным образом согласованные и организованные контакты заинтересованных сторон, но встречу, беседу, разговор по телефону (телефонные переговоры).

К применению фраз НЛП прибегают, когда имеется желание найти выгодное решение проблемы, поддержать деловые контакты, дружеские отношения, когда отсутствует ясная и четкая регламентация для решения возникших проблем, когда вы осознаюте, что любые односторонние действия становятся неприемлемыми. Разговор с встроенными фразами по методике НЛП состоит из выступлений и ответных выступлений, вопросов и ответов, возражений и доказательств.

При таком диалоге стороны имеют прямо противоположные цели, в этом случае задачей каждого из собеседников является завершение разговора договоренностью, служащей его интересам. Проявлять твердость в главном, будучи гибким, обсуждая второстепенные вопросы – это основная задача, стоящая перед вами. Уступить в малозначимом и настоять на основном, пойти на компромисс в одном вопросе в обмен на уступку в другом – в этом нам помогут правильно вставленные фразы НЛП.


Учитывайте, что вам придеться воздействовать на людей, имеющих различный опыт ведения таких бесед, темперамент, статус, образование. В соответствии с этим, большим разнообразием отличается и сам ход построения разговора. Беседы могут протекать легко или напряженно, собеседники могут договориться между собой без труда или с большим трудом, или вообще не прийти к какому-либо соглашению.

Искусство введения необходимой фразы НЛП состоит в том, чтобы показать своему партнеру путь к решению его задачи через совершение действий, выгодных вам. Это требует глубоких знаний в области коммуникации, компетентности в применении техник общения НЛП, умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Всегда помните, что любые технологии НЛП – это процесс осуществления эффективных межличностных коммуникаций, это использование наработанных навыков коммуникативной риторики, с учетом характера личности партнера. Важнейшей составной частью построения фразы НЛП является общение сторон, их эффективная межличностная коммуникация. И здесь, обязательным является соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности, убеждения, так далее (например, «Добрый день», «Рад нашему знакомству», «Прошу вас», «Благодарю вас за плодотворную встречу», «Представьте себе, что…»).

Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик собеседников. От того, насколько хорошо у участников беседы развиты коммуникативные способности (умение легко и быстро устанавливать контакты с собеседником, вести разговор) – зависит успех незаметного воздействия. Коммуникативный аспект фразы или слова НЛП является определяющим и потому, что разговорный процесс рассматривается, как составная часть речевой коммуникации (прежде всего, диалог и аргументация), как умение эффективно использовать речевое воздействие для достижения поставленных целей.

Коммуникативная компетенция участников диалога, таким образом, рассматривается - как умение сохранять вербальную устойчивость (корректное и психологически правильное речевое общение) и уверенность в любых ситуациях, владение техникой межличностной коммуникацией, основу которой составляет теория и практика диалога НЛП, искусство ведения беседы, владение аргументацией.

Успешному общению в процессе беседы с фразами НЛП, во многом, способствуют – обладание навыками эффективной речевой коммуникации. От того, какие фразы используются вами в процессе разговора, зависит: первоначальное отношение к собеседнику, принятие собеседниками информации, убедительность аргументации. Получается, что без знаний общепринятых норм речевой коммуникации, даже самый искусный специалист НЛП не сможет добиться успеха на обычных переговорах.

На всех этапах ведения разговора с фразами НЛП важно следовать общепринятым нормам речевой коммуникации, а не выдумывать, что-то невероятное. В начале беседы следует избегать фраз выражающих:

1. неуверенность, обилие извинений - «Извините, если я вам помешал», «Если у вас есть время меня выслушать…»

2. неуважение, пренебрежение к собеседнику - «Давайте с вами быстренько рассмотрим», «Я проходил случайно и заскочил к вам»

3. фразы «нападения» - «Что за безобразие твориться?»

Благоприятному началу разговора способствуют:

1. несколько приятных фраз личного характера, легкая шутка - «Иван Иванович, очень рад Вас видеть/рад с Вами познакомиться»;

2.необычный вопрос, анекдотический случай, сравнения, личные впечатления;

3. вопросы, нацеленные на побуждение интереса к предстоящей теме обсуждения.

После обмена приветствиями и несколькими корректными фразами, собеседники переходят к основному этапу разговора. Данная стадия состоит из аргументации вашей позиции. Однако в любых разговорах не исключена возможность обмана и может оказаться, что ваш собеседник так же является искусным манипулятором, то есть человеком, который пользуется вашими «слабостями» для достижения своих целей. Для этого он применяет следующие распространенные методы:

1. Намеренный обман. Если вы чувствуйте, что ваш партнер приводит фальшивые факты:

Нельзя употреблять фразы, которые могут его оскорбить «Ваши факты недостоверны!», «Вы пытаетесь ввести меня в заблуждение»

Объясните собеседнику, что вы ведете дальнейший разговор независимо от того, доверяете вы ему или нет, но собираетесь проверить все его фактические заявления. Такого рода заявления нужно делать в очень корректной форме с соответствующими в таком случае извинениями.


2. неясные полномочия

Прежде чем приступать к диалогу, спросите партнера:

«Какими именно сведениями вы располагаете в данном случае?»

Получив уклончивый ответ - предупредите партнера:

«В таком случае, мы оставляем за собой право пересмотреть ваш статус» или

«При сложившихся обстоятельствах, мы не можем говорить о конкретных вещах. Прошу вас организовать встречу с лицом, обладающим реальными сведениями»;

Если вы заметили, что ваш собеседник использует манипулятивную тактику ведения разговора, нужно открыто заявить ему об этом и подвергнуть сомнению законность и желательность такой тактики при проведении конструктивного диалога. В ситуации, когда ваш партнер стремиться делать только то, что обеспечит ему максимальную выгоду - начинать беседу следует с рассмотрения тех моментов, которые у вас и у вашего собеседника не вызывают возражений.

Во время обсуждений и аргументации своей позиции не надо пытаться убедить собеседника в ошибочности его точки зрения или пытаться запутать его. Такое поведение может вызвать у него только раздражение. Старайтесь не употреблять в речи неоправданно:

- специальные и иностранные слова; они возможны лишь тогда, когда вы правильно их произносите, точно знаете их смысл и уверены, что ваш собеседник тоже их знает;

- жаргонные слова;

- шаблонные выражения: «Честное слово!», «Такова жизнь», другие;

- просторечия и диалектизмы;

- уменьшительно-ласкательные суффиксы – запрещается употреблять в технологиях НЛП!

- циничные выражения, вульгарные шутки;

- общеупотребительные цитаты: «Быть или не быть, вот в чем вопрос».

Необходимо приспосабливать аргументацию к личности своего собеседника, употреблять терминологию, которая понятна ему, избегать простого перечисления фактов. Используйте более корректные и психологически приемлемые фразы. Корректные фразы НЛП - «Вы не находите, что…», «Сейчас вы сможете убедиться, что», «Вам, конечно, известно, что…», «Согласны ли вы с тем, что…», «Вы сможете добиться…», «Не думаете ли вы, что…». После этого в конце предложения ставятся установочные фразы НЛП - «Я считаю…», «Вы, конечно, еще об этом не знаете», «Вы поймете позже, что…», «Мы вам поможем…», «Все же вы должны признать, что…»

В процессе такого диалога и аргументации следует поощрять критику вместо того, чтобы отбиваться от нее; используйте в диалоге с вашим собеседником вопросы НЛП - «Какие обстоятельства мешают вам принять во внимание мое предложение?», «Что мешает вам согласиться с данным предложением?» а не утверждения - «Этот факт не подлежит сомнению!», «Моя позиция верна так как…» Помните, утверждения вызывают сопротивление, и беседа может перерасти в спор; вопросы - вызывают ответы.
Ни в коем случае не поддавайтесь настроению, не раздражайтесь, если ваш партнер возражает. Не прерывайте его словами: «Послушайте» или «А знаете» - это фразы разрушители НЛП. Если ваш собеседник считает свое мнение истиной и не желает его менять, какие бы убедительные аргументы ему не пришлось услышать, процесс обсуждения перерастает в спор НЛП. Цели ведения спора НЛП: обсуждение всех возможных вариантов решения проблемы, разоблачение ложных слухов, желание расколоть участников спора на две непримиримые группы, завести решение в тупик, другие.

При ведении спора с фразами НЛП важно: четко определить предмет и цель спора, оперировать одинаковыми понятиями, последовательно и ясно излагать свое мнение, если возникает настоящее несогласие – выслушайте собеседника до конца, чтобы понять, с чем именно вы не согласны. Даже сознавая свою правоту, будьте сдержаны в словах и выражениях, говорите кратко, осмотрительно, хладнокровно – это единственная возможность убедить собеседника.

Возражайте, но не обвиняйте. При возражениях используйте корректные фразы НЛП - «Я думаю…», «Я могу ошибаться…», «Я не вполне уверен…», «Мне кажется…». Далее следуют фразы-запреты - «И речи быть не может!», «Ошибаетесь!», «Вы не правы!», «Это не имеет отношения к делу!». Существует три варианта окончания спора НЛП:

1. вы проиграли спор – признайте это, не демонстрируйте свое неудовлетворение результатом обсуждения, это может привести к разрыву дальнейших отношений и к отчуждению со стороны собеседника. «Признаю, я был неправ», «Моя точка зрения была ошибочной»


2. вы выиграли спор – будьте скромны и спокойны. Ставьте корректные фразы - «Благодарю вас, что выслушали меня» «Благодарю вас, что приняли мое предложение».

3. продвижения в споре не происходит – постарайтесь прекратить обсуждение по данному вопросу и дать разговору другое направление. После достижения согласия по всем существенным вопросам, возникшим в процессе беседы, а также, когда вы видите, что ваш собеседник полностью удовлетворен приведенными доводами - следует переводить разговор к этапу принятия окончательного решения.

Рассмотрим два пути ускорения манипуляции над собеседником.

Когда Ваш собеседник говорит: «Мне нужно еще раз все основательно обдумать», вы применяете:

1. прием «прямого ускорения» - «Мы уже пришли к соглашению?» «Вы согласны?» Однако, данный прием не очень эффективен, так как вероятность ответа «да» и «нет» составляет - 50%.

2. прием «косвенного убеждения» с помощью фраз НЛП - «Представьте себе, что…», «В случае, если…», «Предположим, что …», «А что бы вы предпочли…», «К какому выводу пришли бы вы в этом случае?» В этом случае вопросы НЛП воспринимаются мягче, не несут элемента принуждения. Собеседник отвечает на вопрос, а его мысли переключаются с решения, которое предстоит принять, то есть он временно освобождается от психологического давления ответственности. Завершая разговор, необходимо: подвести итоги, определить сроки, в которые вы должны выполнить то, о чем договорились. Здесь, так же как и в начале беседы и на всех этапах, важна та атмосфера, на которой вы расстаетесь. Поэтому, не забудьте:
1) поблагодарите собеседника - «Благодарю вас за беседу/проведенное время»;

2) сделать искренний комплемент вашему собеседнику - «Было приятно с вами общаться».

После этого следуют фразы прощания: «Успехов», «До встречи», «Удачи».

Хотя сейчас существует множество литературы по НЛП, образовательных тренингов и курсов, которые объясняют как правильно влиять на собеседника, на что следует обращать внимание в процессе разговора, какие фразы помогут успешно манипулировать им. Однако, мы вам советуем углубить ваши знания в таких дисциплинах, как Риторика, Психология, Языкознание, Страноведение, Этика и других смежных науках. Но, мало иметь только теоретические знания для проведения беседы с элементами НЛП, нужно не боятся применять эти знания на практике и накапливать практический опыт. Ведь, единых шаблонов проведения беседы НЛП не существует, так как поведение участников диалога зависит от множества составляющих: их темперамента, статуса, психологии, культурного уровня, опыта, а также от национального менталитета.



Общими же, при проведении всех диалогов НЛП, остаются рекомендации:

Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника,

Никогда не говорите человеку, что он не прав,

Если вы не правы, признайте это быстро и решительно,

Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника,

Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех.

В заключение хотелось бы сказать, что правильность построения фраз НЛП, культура речи и эффективность общения при беседе нередко связаны напрямую. Все, что касается норм и рекомендаций по повышению эффективности НЛП, можно определить известной максимой: «Говорите не так, чтобы вас можно было понять, а говорите так, чтобы вас нельзя было не понять». В конце приведем конкретные примеры из практики:
Способ 1.
Банальная фраза - "Друг, устрой себе переменку и сделай мне кофе". Как бы досадно вашему собеседники от такой наглости, он всё же пойдёт на кухню и сделает кофе, так, как фраза сказанная вами состоит из двух тезисов, а именно "...устрой себе переменку" и "... сделай мне кофе". Вы сначала сказали то, что нужно ему, а затем то, что необходимо вам. Мозг вашего собеседника воспринимает построенную, вами фразу так: "Если Я хочу отдохнуть мне нужно сделать кофе".
Поэтому, чтобы добиться в разговоре с собеседником своего, при построении фразы в начале предложения давайте то, что нужно собеседнику, например: "Владимир, Я хочу предложить тебе заработать немного денег, поменяв мне трубы в квартире". Таким образом, Вы предлагаете собеседнику заработать денег и в тоже время дали ему понять, что это нужно сделать очень дёшево. Использовать такую технику построения фраз можно и в рекламных объявлениях.

Способ 2.
Вам нужно получить номер телефона понравившейся девушки. Как это сделать, чтобы не было "осечки"? Вариант такой: Можно подойти к ней исказать следующую фразу: "Девушка можно Я попрошу моего знакомого, чтобы он зашёл к Вам завтра в середине дня, для того чтобы спросить номер Вашего телефона, чтобы Я мог Вам позвонить" Испугавшись такого сложного сценария на завтрашний день Вы, в большинстве случаев, сразу получите номер телефона.

В этой ситуации действует такой принцип: молодой человек намеренно создал для девушки очень сложный сценарий, на завтрашний день, для получения номера. Девушка после услышанного сразу представила, как завтра какой-то молодой человек придёт к ней на работу, да ещё в обеденное время, что-бы спросить номер телефона. ..."как это сложно"-представит она и в большинстве случаев даст телефон сразу, что бы избежать всю сложность.

Способ 3.
Существуют слова такие, как: всегда, снова, постоянно, каждый раз и т. д.
Слыша эти и подобные слова по отношении к себе, человек, в большинстве случаев, пытается быстро сделать так, как ему говорят.
Например, диалог мужа и жены - "Дорогой твои грязные носки снова лежат в зале, а не в грязном белье, ты всегда их здесь оставляешь, ты всегда этим меня пытаешься разозлить, ты постоянно забываешь об этом?" Таким приёмом девушка старается "накалить-усложнить" обстановку, чтобы быстро получить нужный её результат. После выслушивания в свой адрес большого количества таких слов молодой человек постарается, как можно быстрее разрешить эту проблему. Использование таких слов в разговоре, в большинстве случаев, поможет быстро решить нужные Вам вопросы так, как необходимо. Способ 4:
Следующий пример добиться желаемого результата в разговоре с собеседником это частичное повторение окончания его фразы, т. е. чтобы добиться нужного Вам результата попробуйте повторить окончание его фразы с добавлением своей. Собеседник воспримет Вашу фразу, как свою, так как ней была использована часть сказанного им предложения.

Способ 5:
Все предложения и фразы, начинающиеся со слов: Пожалуйста, будьте любезны, уважаемый и т. д. непременно помогут добиться желаемого результата в диалоге.

Способ 6:
Ещё один пример, который можно применить в общении это голосовое ударение на нужное Вам слово. Например: "По сколько зверей каждой пары Моисей взял с собой в ковчег? На фразе "... каждой пары..." делается ударение голосом более громко, тем самым заставляя собеседника остановить внимание на этом, отвлекая от основной цели. В большинстве случаев отвечающий даст правильный ответ, но Моисей никогда не был в ковчеге, зверей брал в ковчег Ной и называется он Ноев ковчег. Большинство людей, которым задаётся этот вопрос знают, что ковчег Ноев, но их намеренно сбили с цели ударением на другое словосочетание. .

Практики НЛП давно уже поняли - самые-самые богатые, сочные и полезные ресурсные со­стояния находятся на той полке библиотеки, где лежат - сконструированные референции.

То есть, не наш личный опыт (он зачастую, увы, беден), а опыт других людей, но ещё лучше, если это будет опыт - вообще вымышленных персонажей - героев легенд и мифов, как древних (волшебные сказки), так и современных (кинематограф).

Эти два источника (истории других людей и истории вымышленных персонажей) и есть те самыесконструированные референции или ресурсные состояния, которые помогают нам выжить, победить, стать сильнее в решающий момент и после того.
Волшебная фраза НЛП

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).

Обычно задаётся вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе спра­виться с данной ситуацией?»

Из школьной программы помнится, что некто Пьер Безухов сразу нашёлся, что ответить на этот невысказанный вслух вопрос:

«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на Вас женился».

Пьер Безухов хотел жениться на Наташе Ростовой, но не имел пока что такой возможности. Однако, он сумел сформулировать (и чётко) то ресурсное состояние, которое помогло бы ему справиться с данной ситуацией.

Раз сформулированное ресурсное состояние - вскоре сбывается, и это доказывает, в частно­сти «Война и мир».

Человек получает для себя то, что сформулировал как условие счастья. Что-то даёт ему судь­ба (развязывает узы плохого брака), в чём-то он меняется сам (наконец, осознаёт, что он не так уж глуп, уродлив и плох).

Но многие клиенты НЛП-тренеров на вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе справиться с данной ситуацией?» отвечают, что «не знают, какие бы качества помогли».

И вот здесь вступает в силу одна волшебная фраза, или можно сказать волшебное НЛП-заклинание. Внимание!

Эта волшебная фраза - сродни дзенскому коану! Так же как и дзенский коан, оно - взрывает мозг и привычную логику ибо по своей формулировке оно - неразумно, алогично и лингвистически некорректно. Так и надо - для успеха в деле срывания человека с его привычных петель, с его обычной дурной траектории...

Вопрос-заклинание должен звучать примерно так: «А если бы Вы - знали, какой ресурс вам поможет, то что бы это было?»

Эта волшебная фраза всего лишь разрушает БАРЬЕР НЕДОВЕРИЯ ЧЕЛОВЕКА К САМО­МУ СЕБЕ И СВОЕМУ ОПЫТУ

Всё как в практике дзен. Пока недоверчивое сознание разбирается с бессмыслицей этой пара­доксальной задачки, человек успевает получить от своего бессознательного - чёткий и дель­ный ответ.

Этот ответ может выглядеть по-разному:
как зрительный образ,
как смутное тактильное ощущение,
как фраза, пришедшая ниоткуда,
как странный сон, приснившийся после данного разговора.

Остаётся только включить терпение и подождать. Иногда ответ приходит сразу, иногда - от­сроченно.

Точно такой же методикой НЛП пользуются опытные педагоги, которые, преподавая свой пред­мет, сталкиваются с блоками и комплексами учеников, которые считают, что они «неспособ­ны».

Например, стеснительного и зажатого ребёнка спрашивают: «сколько будет к двум приба­вить восемь?»

Тот, кто работал с детьми, знает - ребёнок может молчать долго, совершенно замкнувшись в себе, боясь ошибиться и «получить» за свою ошибку.

В этот момент педагог-психолог ни в коем случае не давит на ребёнка, а спрашивает: «А если бы ты - знал, каков правильный ответ, то сколько бы это было?»

Практика свидетельствует: ребёнок тотчас же вступает в общение с учителем и называет свой ответ, причём этот ответ почти всегда - правильный!»

***

Итак, Вы не знаете, что помогло бы Вам справиться с Вашей ситуацией?

Ну, а если бы Вы - знали, какой ресурс Вам поможет, то что бы это было?

Для облегчения воображения, попросите человека представить себя всезнающим волшебни­ком или каким-нибудь занудой-отличником (Например, Гермионой Грейнджер) и уже из роли волшебника (или Гермионы) - дать умный совет самому себе.

Потренируйтесь использовать этот дзенский вопрос. Он как кирка выбивает из камня нашего сознания источник драгоценной мудрости, что хранит бессознательное.

Человек может сам справиться со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное состояние. И если его не существует, его следует - выду­мать!

НЛП - стоит ли изучать?

Признаюсь, перед тем, как начать изучение НЛП , меня мучили сомнения… Все-таки управлять другими людьми (а именно такое представление об НЛП у меня сложилось на тот момент) не очень хорошо. Но, с другой стороны, и любопытство не отпускало… Так я и мучилась в сомненьях, пока не поняла, что НЛП – это всего лишь инструмент, и только от того, в чьих руках этот инструмент окажется, зависят последствия его применения. Кстати говоря, многие примеры НЛП сводятся к обыкновенной вежливости, а разве это плохо – вести себя вежливо, чтобы расположить к себе людей? Конечно, далеко не все приемы НЛП так безобидны, но, повторюсь, все зависит от человека, который использует эти приемы.
В любом случае, если вам самим не хочется стать жертвой манипулятора, владеющего техниками НЛП, тогда вам тем более следует познакомиться с азами этой теории.

Для начала предлагаю познакомиться с примерами речевых стратегий НЛП из аудиокниги Натальи Ром "Скрытое управление человеком. НЛП в действии"

В словах, которые используют люди, заключается их представление о мире, о других и о себе. Эти слова несут в себе огромную информацию, и использовать ее можно очень эффективно. Когда вы начинаете использовать ключевые слова, речевые стратегии и метафоры других людей, вы присоединяетесь к их внутреннему миру и становитесь для них своим.

Скрытые команды или Вы могли бы выслушать меня внимательно?

Эта речевая стратегия НЛП очень распространена в повседневной жизни – она является основой вежливой просьбы при обращении к другому человеку. Вместо того, чтобы дать другому приказ «Подай мне соль!» , вы спрашиваете человека, способен ли он выполнить этот приказ: «Вы могли бы подать мне соль?»
Модель этой речевой формулы проста: «Вы могли бы сделать это?» Также можно использовать эту модель с отрицательной частицей «не» - это практически не повлияет на эффективность: «Вы не могли бы сделать это?»
Как вариант можно использовать вопрос «Могу ли я попросить вас сделать это?»

Примеры использования этого варианта:

«Могу я попросить вас подержать эту сумку?»
«Могу я попросить вас открыть окно?»

Обычно в результате использования этой речевой стратегии вы получаете исполнение вашей просьбы (команды), хотя изредка вы можете получить ответ «Не мог бы!» или «Можете попросить».

Слова -ловушки

Другой вариант использования оборотов:

«Знаете ли вы, что…?»
«Понимаете ли вы, что…?»
«Осознаете ли вы, что…?»
«Помните ли вы, что…?»

Например:

«Осознаете ли вы, что чувствуете себя все лучше и лучше?»

Эти вопросы, на первый взгляд, выглядят типичными закрытыми вопросами, поскольку на них легко можно ответить «да» или «нет». Однако, слова «знаете» , «понимаете» , «осознаете» и т.п. обладают очень интересным эффектом. В результате на вопросы с подобными словами вы как правило получаете действие собеседника или более развернутый ответ.

В чем здесь фокус? Слова типа «знаете» , «понимаете» , «осознаете» являются ловушками для сознания и переключают внимание человека на внутренний поиск ощущений и мыслей, связанных с этими словами. Т.е. человек фокусирует свое внимание на этих словах, а другие слова уходят в подсознание и воспринимаются без критики. Поскольку эти слова характеризуют отражение восприятия во внутреннем мире человека, ответ, как правило, дает именно содержание этой внутренней картины мира.

Так, на вопрос «Вы знаете, что идет в кинотеатрах?» собеседник перечислит все фильмы, которые сейчас идут в кинотеатрах (если, конечно, он об этом знает). На вопрос «Вы замечаете, как улучшается ваше настроение после занятий йогой?» оппонент, скорее всего, ответит «замечаю» или «не замечаю» . Но факт того, что настроение его улучшается, автоматически уйдет в подсознание.

Еще пример использования слов-ловушек:

«Вы обратили внимание, что Иван Иванович сегодня не в духе?»

И не важно, что вы не обратили на это внимание. Главное, что вы уже поверили в эту информацию.

«Вы замечаете, что выполняете это задание все лучше и лучше?»

Это скрытый комплимент собеседнику. Вне зависимости от его ответа, вы уже проинформировали его о том, что он развивается и растет, а заметил он это или нет – не так важно.

«Осознаете ли вы, что стали более уверенным?»

Вопрос предполагает, что вы уже стали более уверенным, просто можете не осознавать этого. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного факт вашей уверенности становится истиной.

Данные приемы очень широко используются в рекламе. Ну вот, например:

«Знаете ли вы, что только у нас, купив одну пару обуви, вы получаете скидку 30% на вторую пару?»

Вы уже осознаете силу этих слов-ловушек?

Практикуете НЛП? Заглянить к нам на форум в тему


(в поисках ресурсного состояния)

В своих материалах об НЛП мы уже не раз говорили о том, что человек может сам справить­ся со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное со­стояние.

Напомню, что НЛП представляет весь массив доступной нам информации как библиотеку референтных переживаний, расположившихся на оси времени.

В библиотеке есть старые поступления - референтные переживания прошлого. Некоторые из них принадлежат нам, а некоторые другим людям - живым или вымышленным. Первые мы называем - действительными , а вторые -сконструированными референциями.

В этой великой библиотеке информации есть и текущие поступления (наше настоящее), только открой глаза и смотри, впитывай.

В этой библиотеке есть даже референтные переживания будущего, что-то наподобие прогно­зов футурологов или фантастических романов, или записей-мечтаний в личном дневнике...

Некоторые книги из этой библиотеки - политы слезами, захватаны шоколадными пальцами - эти книги имеют внутри цветные иллюстрации. Это те референтные переживания, которые мы называем (вслед за ) личностными , они очень эмоциональны и поэтому затрагива­ют нашу - личность.

Другие же книги в этой библиотеке набраны мелким чёрным шрифтом, содержат только диа­граммы и таблицы - этоинформационные референтные переживания. Они содержат только информацию о том, как делать то то и то то, но не содержат эмоций...

И вся эта «библиотека» нужна нам вот для чего: найти вовремя нужное РЕСУРСНОЕ СО­СТОЯНИЕ , чтобы выйти победителем в очередном раунде игры под названием «Мой жиз­ненный квест»...

Сконструированные референции...

Практики НЛП давно уже поняли - самые-самые богатые, сочные и полезные ресурсные со­стояния находятся на той полке библиотеки, где лежат - сконструированные референции.

То есть, не наш личный опыт (он зачастую, увы, беден), а опыт других людей, но ещё лучше, если это будет опыт - вообще вымышленных персонажей - героев легенд и мифов, как древних (волшебные сказки), так и современных (кинематограф).

В общем, НЛП ещё раз доказало полезность двух вещей, которые и так трудно переоценить:

Эти два источника (истории других людей и истории вымышленных персонажей) и есть те самыесконструированные референции или ресурсные состояния , которые помогают нам выжить, победить, стать сильнее в решающий момент и после того.

Волшебная фраза НЛП

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).

Цитаты из книг НЛП, расставляющие приоритеты и показывающие правильное направление в изучении и практиках…

Я прошел долгую дорогу, прежде чем начал танцевать в свете прожекторов

Мохаммед Али
Трансформейшн

Дело в том, что смысл любого сообщения не только в гипнозе, но и в жизни, не в том, что оно, по вашему мнению означает: смысл его в той реакции, которую оно вызывает. Если вы пытаетесь сделать кому-нибудь комплимент, а он чувствует себя оскорбленным, то смысл вашего сообщения это оскорбление. Если вы говорите, что он обиделся, потому что вас не понял, вы оправдываетесь таким образом в вашей неспособности к общению. Но само сообщение было все таки оскорблением. Вы можете, конечно, оправдывать и объяснять происходящее, но вы можете также извлекать из него уроки. Если я что-нибудь сообщаю, а это воспринимается как оскорбление, то в следующий раз я могу изменить мой способ общения. Если же я хочу в дальнейшем оскорблять этого человека, то я в точности знаю, как это делается! Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Если вы примите решение, что у вас ничего не получится, то возможно, так и будет. Есть два способа потерпеть неудачу. Я думаю, вы должны знать, в чем они состоят, чтобы выбрать способ, с помощью которого вы потерпите неудачу, раз уж вы на это решились.
Первый способ – это быть очень жестким. Вы можете провести клиента по всем тем ступеням, которые мы вам продемонстрировали, но без малейшего опыта восприятия, без использования обратной связи от клиента. Это гарантирует вам провал. Это – наиболее распространенный способ провалиться.
Второй способ провалиться – это быть совершенно несогласованным. Если у вас есть такая часть личности, которая действительно не верит в то, что фобию можно вылечить за три минуты, но вы все равно решите испробовать метод, то несогласованность проявится в ваших невербальных реакциях, и это все испортит. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Нейролингвистическое программирование является высшей ступенью по сравнению со всей предыдущей терапией и гипнозом только в том смысле, что позволяет действовать формально и методически, НЛП позволяет вам точно определить, какие изменения в субъективном опыте надо произвести, чтобы достичь определенного результата., как языковая. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Я думаю, что если вы хотите иметь такую интуицию, как у Эриксона, Сатир или Перлса, вы должны пройти через ПЕРИОД тренинга, чтобы это приобрести. Если вы пройдете через такой тренинг, то можете приобрести такую же интуицию, настолько же бессознательную и систематическую, как языковая. Бендлер, Гриндер

Жизнь - игра, чья цель состоит в открытии правил и чьи правила всегда изменяются и никогда не поддаются открытию. Грегори Бейтсон

Волкер

Несмотря на широко распространенный миф, М. Эриксон не считал, что терапевту достаточно положиться на спонтанную креативность собственного бессознательного. Хотя он и полагался на свои бессознательные способности, однако этому предшествовало многолетнее и очень интенсивное обучение, во время которого он тренировал свое бессознательное. Как считал Эриксон, бессознательные процессы опираются на опыте и обучении. Не важно идет ли речь о навыках типа умения писать, чтения или вождения машины, или же об ограничивающем образце поведения - всё, по его мнению, когда-то было выучено. Как иначе смогли бы мы бессознательно это использовать? Исходный Код НЛП

Используйте свой мозг для изменений

Существует одна вещь, лучше всего остального определяющая, знает ли человек, что такое НЛП. Это не набор техник; это отношение. Это отношение, связанное с любопытством, с желанием узнавать, желанием быть способным воздействовать - и воздействовать стоящим способом. Изменить можно все. Это было сказано Вирджинией Сатир, когда я впервые увидел, как она ведет семинар, - и это абсолютно верно Ричар Бендлер

НЛП том 1

Все больше познавайте нового в старом - сейчас. Вселенная настолько необъятна, насколько развита ваша способность воспринимать ее. Наслаждайтесь вашим путешествием. Бэндлер, Гриндер

Трансформэйшн

[Коммуникация]…….усваивается точно так же, как любой другой навык. Чтобы ему научиться, нужна практика. Полагаю, большинство из вас умеет управлять автомобилем. Если вы не водите автомобиль, вспомните какой-нибудь другой перцептуально-моторный навык, которым вы владеете: езду на велосипеде, катание на роликах или любой атлетический вид спорта. ……
….. Здесь [тренинг] вы будете делать то же, чего требует любой сложный перцептуально-моторный навык: задача будет разложена на маленькие куски или отрезки, чтобы вы могли индивидуально выполнять каждый маленький отрезок, пока не овладеете им. Как только вам удастся превратить каждый отрезок в автоматический, эффективный, бессознательно выполняемый навык, перед вами
открываются новые возможности – другие компоненты задачи. Затем вы доводите новые отрезки до уровня бессознательного, эффективного перцептуально-моторного шаблона, чтобы вам не приходилось обращать на них сознательное внимание. Бэндлер, Гриндер

Сборник статей 1954c, pp. 281-282

Сознательные фантазии не связаны с реальностью, самодостаточны и являются, по сути, эмоционально окрашенными мечтами о желаемом.
Однако бессознательные фантазии принадлежат к иному типу психологического функционирования. Они не самодостаточны и не отделены от реальности. Скорее, это в различной степени сформулированные психологические конструкции, которые бессознательное при наличии возможности готово сделать частью реальности. Они являются не мечтами о желаемом, а реальными намерениями, проявляющимися в подходящее время. М. Erickson

Из лягушек в принцы

Чтобы добиться исключительных успехов в коммуникации, вы нуждаетесь только в трех вещах. Мы открыли, что в поведении психотерапевтических корифеев (и талантливых руководителей, продавцов) существуют три основные стереотипа:

1) Они знают, какого результата хотят добиться.
2) Они достаточно гибки в своем поведении. Вы должны уметь генерировать у себя множество поведенческих реакций, чтобы добиться от человека такого ответа, который вам нужен.
3) Они обладают достаточным сенсорным опытом для того, чтобы заметить, получили ли они ответ, которого добивались.
Если вы обладаете этими тремя способностями, то можете варьировать свое поведение до тех пор, пока не получите нужный ответ.

Бендлер, Гриндер

Паттерны М. Эриксона том II

Следует считать, что некоторый конгломерат событий или объектов (например, последовательность фонем, картина, лягушка или культура) содержит “избыточность” (“паттерн”), если этот конгломерат некоторым способом может быть разделен “чертой” таким образом, что наблюдатель, воспринимающий только то, что находится по одну сторону этой черты, может догадаться (с успехом, превышающим случайный), что же находится по другую сторону черты. Мы можем сказать, что то, что находится по одну сторону черты, содержит информацию (смысл) того, что находится по другую сторону. На инженерном языке можно сказать, что конгломерат содержит “избыточность”. С точки зрения наблюдателя-кибернетика, информация, доступная по одну сторону черты, будет ограничивать ошибочное угадывание (т.е. снижать его вероятность). Бендлер, Гриндер

Экология разума

Процесс создания программ, которые полезны для нас - процесс обучения - это непрерывно идущий процесс изменений . Мы называем этот процесс моделирование . Моделирование происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях поведения. Процесс обучения пониманию и говорению на родном языке это пример процесса бессознательного моделирования. Процесс обучения чтению и правописанию для большинства людей является примером сознательного моделирования. Однако, заметьте: даже в случае сознательного моделирования большая часть того, что мы выучили - это складывание в последовательность и организация паттернов поведения более низкого уровня, которые уже доступны на бессознательном уровне поведения. Например, детей, которых учат правописанию, не учат явно формировать мысленные образы изучаемых слов, т. е. использовать их стратегии визуализации, но те дети, которым удалось научиться писать правильно, применяют этот навык бессознательно. Грегори Бейтсон

Из лягушек в принцы

Мета-модель — вещь действительно упрощенная, но именно она служит основанием всего, что мы делаем. Без нее, и без систематического контроля над ней вы будете работать неряшливо. Различие между теми людьми, которые делают свою работу хорошо, и всеми остальными заключается в наличии контроля за мета-моделью. Она буквально составляет основание всего того, что мы делаем, вы можете быть блестящим остроумным и прекрасно использовать сложнейшие метафоры, но если вы не умеете хорошо собирать информацию, как внешнюю, так и внутреннюю вы не будете знать, что делать. Вопросы мета-модели дают вам нужную информацию немедленно. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Нет несколько организующих положений, которые мы используем для того, чтобы привести себя в состояние, необходимое для занятия терапевтическими видами деятельности.
Первое положение о том, что лучше иметь выбор, чем его не иметь.
Второе положение о том, что лучше иметь подсознательный выбор.
Третье – о том, что люди уже имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте.
И четвертое – это положение о том, что любой и каждый фрагмент поведения имеет свою позитивную функцию в определенном контексте. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Если вы решаете заранее, перед тем, как начать общение, каков должен быть “пригодный” ответ, то вероятность того, что вы его получите, очень мала. Если же вы делаете какой-то маневр, производите какое-то вмешательство, а затем просто переходите в свой опыт восприятия и замечаете, какую реакцию вы получили, то понимаете, что все реакции пригодны к использованию. Нет особенно хороших и особенно плохих ответов. Любой ответ хорош, если он использован, и это следующая ступень в процессе изменения. Единственный способ потерпеть неудачу – это отказаться от дальнейших попыток. Конечно, вы можете повторять одно и то же несколько раз, но это означает, что вы несколько раз потерпите неудачу. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Нейролингвистическое программированиe (НЛП,NLP) является высшей ступенью по сравнению со всей предыдущей терапией и гипнозом только в том смысле, что позволяет действовать формально и методически, НЛП позволяет вам точно определить, какие изменения в субъективном опыте надо произвести, чтобы достичь определенного результата.
Гипноз же в большинстве случаев – совершенно случайный процесс. Если я делаю кому-то внушение, то он сталкивается с проблемой, как его выполнить. А если я – нейролингвистический программист, то даже тогда, когда я использую гипноз, я точно опишу, что я хочу, чтобы человек сделал для выполнения моего внушения. Это единственное важное различие между тем, что мы делаем здесь и тем, что люди делали в течение веков. Но оно действительно очень важное, так как позволяет вам точно предсказать результаты и избежать побочных эффектов. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Мы находим гениев в своей области, определяем полезность подсознательных программ, которую они используют, внедряем эти программы другим людям, проверяя, они ли именно позволяют человеку делать свое дело. Бендлер, Гриндер

Из лягушек в принцы

Мы никому из вас не даем этих советов, но повторим во что бы то ни стало. Видите ли, то, что Дон Хуан хотел сделать для Карлоса (мы, конечно, не хотим этого делать для вас) – так это замотивировать моменты его жизни. Он хотел мобилизовать все ресурсы Карлоса так, чтобы любой поступок, который он совершал, являлся бы результатом реализации всей его потенции, всей личностной силы, которая доступна ему в данный момент времени. А конкретно Дон Хуан сказал Карлосу следующее:

“Каждый раз, когда ты начинаешь колебаться и откладывать на завтра что-то новое, что мог бы сделать сегодня, или сделать что-то, что ты делал уже раньше – все, что ты должен сделать – это бросить взгляд через свое левое плечо. Там ты увидишь мимолетную тень. Эта тень – твоя смерть, и в любой момент она может приблизиться, положить руку на плечо и увести себя. Так что действуй – то, во что ты вовлечен сейчас, может быть твоим последним действием, полностью характеризующим тебя, как последнее твое действие на этой планете”.

Бендлер, Гриндер

Рефрейминг

Любое поведение осуществляется в определенном контексте, а контекст является якорем для определенного набора реакций. Рамка — это другими словами контекст, а замена рамки — переформирование — это помещение в другой контекст.
Иногда вы производите переформирование, меняя актуальный внешний контекст. Гораздо чаще вы меняете внутренний контекст (способ, с помощью которого человек понимает события и вставляет их в определенную рамку),
чтобы получить иную реакцию. Когда вы делаете это в системе, вы учитываете способ функционирования всей системы для того, чтобы вводимое вами изменение было экологичным. Бендлер, Гриндер

Необходимо отметить, что гипноз не стоит использовать для прямого внушения или требования от человека желаемых изменений в личности, эмоциях и поведении. Такой подход обычно бывает бесполезным или же вызывает в лучшем случае лишь кратко¬временные изменения. Поэтому гипноз следует использовать для стимулирования процесса обучения и для психотерапевтической трансформации, необходимой для того, чтобы желаемые изменения происходили естественным образом и были долговременными. Все изменения в структуре личности, в представлениях, эмоциях или поведении должны быть следствием обучения, возникающего во время гипноза, а не прямым результатом конкретного гипнотического внушения. Мудрость М. Эриксона

Сборник статей 1980. Vol. I, 4, р. 114

Когда я намерен узнать что-либо, я бы хотел, чтобы это знание не было искажено несовершенным знанием кого-то другого . М. Erickson

Из лягушек в принцы

Вы нуждаетесь в солидном основании для своих выборов. Один из путей приобретения такого основания – это рассмотрение структуры своего поведения. Соберите точки выбора, которые повторяются для вас, убедитесь, что на каждую точку у вас существует выбор из некоторого множества реакций – и забудьте обо всем этом. И добавьте еще один ингредиент – мета-правило: “Если то, что вы делаете, не срабатывает, попробуйте сделать что-нибудь другое”. Поскольку ваше сознание ограничено, уважайте это и не говорите:”Я смогу теперь делать все то, о чем говорилось на нашем семинаре”. То что вы действительно сможете сделать, так это посвящать первые пять минут каждой третьей беседы следующему: “Перед тем, как начать сегодня нашу беседу, я хотел бы узнать некоторые вещи о вашем когнитивном функционировании. Скажите мне, пожалуйста, какого цвета верхний фонарь светофора?” Оцените репрезентативные системы пациента, чтобы знать, что произойдет в беседе дальше в условиях стресса. Каждый четверг вы можете присоединяться к предикатам первого клиента и отсоединяться от предикатов второго. Это – способ систематического открытия последствий своего поведения. Если вы не организуете свое поведение таким образом, оно остается случайным. Если вы организуете свое поведение и разрешите себе ограничиваться определенными стереотипами,последствия которых вам известны, а затем будете изменять эти стереотипы, вы создадите надежный репертуар реакций на подсознательном уровне. Это – единственный путь, который мы знаем, ведущий к достижению СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ гибкости поведения. Возможно существуют и другие пути. Но так происходит, что нам сейчас известен только один из них. Бэндлер, Гриндер

Полет орла

Существует способ наблюдения себя, в котором нет страха, нет опасности; это смотреть без самоосуждения, без самооправдания, без интерпретации или оценки - просто смотреть. Чтобы ум мог смотреть таким образом, он должен стремиться узнать через своё наблюдение, что есть в действительности. Какая опасность таится в “том, что есть”? Люди склонны к насилию; это и есть на самом деле “то, что есть”; и опасность, которую они несут в этот мир, - результат насилия, следствие страха. В чём опасность наблюдения страха и попыток полностью его искоренить? - в том, что мы сможем создать новое общество, иные ценности? Есть вечная красота в наблюдении, в видении вещей такими, какие они есть, психологически, изнутри; это вовсе не означает, что человек должен принимать вещи такими, какие они есть; это не значит, что человек отвергает “то, что есть” или хочет что-то сделать с ним; именно само восприятие “того, что есть” и приносит свою собственную перемену. Но человек должен владеть искусством такого наблюдения, и искусство “видения” не имеет ничего общего с приёмами интроспекции или психоанализа - это наблюдение без выбора. Джидду Кришнамурти

Из лягушек в принцы

Вы можете устранить любой ограничение, которое представляется уникальным достижением данного человека. Если вы поняли, из каких шагов состоит процесс, то вы можете поменять порядок шагов, изменить их содержание, ввести новый шаг или изъявить один из существующих. Бендлер, Гриндер