Группа для малышей. Предметно-развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Для ребенка детский сад, несомненно, является такой новой средой, с новым окружением и новыми отношениями.

Вхождение ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных, сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др.), то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка. Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни дошкольника раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего, со сверстниками.

Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей третьего года жизни является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе.

При создании предметно-развивающей среды мы ориентировались на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который предлагает нам предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Отрыв от дома и близких ребенку людей, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.

Работая с детьми раннего возраста в нашем детском саду, на собственном опыте мы пробуем решить проблему адаптации посредством создания в группе предметно-развивающей среды. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, как в физиологическом, так и в психологическом плане, а для этого нужна особая атмосфера.

В создании такой благоприятной атмосферы огромную роль играют все помещения. В нашей группе оформлена игровая среда: «жилая комната», «кухня», уголок ряженья. Также мы разбили свою группу на следующие центры развития: уголок природы, зона двигательной активности и уголок физического развития, музыкальный уголок с различными видами театров, уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, дидактический стол с центром развивающих игр.


При создании предметно-развивающей среды мы учитываем все факторы, которые прописаны в ФГОС, а именно, что предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Игра для наших малышей - основной вид деятельности. Дети очень любят играть в «жилой комнате» и «кухне». Как девочки, так и мальчики с большим удовольствием готовят куклам обед. Затем рассаживают своих гостей за столом и предлагают отведать угощение. Игровая среда постоянно пополняется и меняется в зависимости от времени года и игровых ситуаций.

Многие ребятишки очень любят примерять на себя роль доктора. В нашем «медицинском кабинете» для этого есть все необходимое: халат, ящичек с медицинскими инструментами, аптечка с лекарствами, а также множество всевозможных пузырьков с микстурами. Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, мы показываем детям значимость той или иной профессии в жизни детей, учим детей не бояться доктора, а прививаем понимание того, как необходима эта профессия для оказания медицинской помощи людям.

Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализуется их потребность в игровой и двигательной активности.





Отдельное место в группе занимает уголок природы, в котором есть макеты аквариума, деревенского дворика с домашними животными и птицами, леса с дикими животными. В пластиковых контейнерах хранятся сосновые и еловые шишки, желуди, мелкие камешки, ракушки, песок, которые мы не просто рассматриваем, но и используем практически. У нас в группе есть комнатные растения, которые соответствуют возрасту детей. Дети могут протирать крупные листья у фикуса, опрыскивают и поливают ярко цветущие растения.

Для создания в группе психологического комфорта в течение всего дня, избегания обыденности обстановки, мы сформировали фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеку художественного слова на все режимные моменты.

В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, а так же развивают фонематический слух и чувство ритма у малышей. С детьми мы играем в такие музыкальные игры, как «Кто в гости пришёл?», Помоги мама найти своего детёныша по голосу», «Угадай, на чём играю?», «Что звучит?» и т.д.



Наши малыши любят проводить время в уголке изобразительной деятельности. Больше всего им нравится лепить из пластилина и рисовать с помощью трафаретов, штампиков, печатей, раскрашивать картинки. Наши маленькие фантазеры создают свои первые шедевры, которые мы затем демонстрируем родителям в нашем мини-музее изобразительного творчества.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге - одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. Особую роль в приобщении детей к книге отводим книжному центру. При оформлении центра учитывается реализуемая Образовательная программа, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.





Большое внимание в работе с малышами мы уделяем развитию речи. Для более эффективной работы в этом направлении мы организовали уголок по речевому развитию в котором мы разместили игры по развитию мелкой моторики, речевого дыхания. Развитие речи детей раннего возраста происходит и посредством драматизации, поэтому мы используем в своей работе и различные виды театров.

Есть у нас в группе и уголок физического развития, в котором размещены разнообразные спортивные снаряды и атрибуты для подвижных игр: мячи разных размеров, обручи, скакалки, кегли, кольцебросы. Здесь также хранятся массажные коврики, атрибуты для закаливания и сюжетно-ролевых игр, изготовленные заботливыми руками наших родителей из подручных материалов. После сна маленькие спортсмены выполняют гимнастику с использованием этих предметов.


Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.

Одной из основных целей адаптации детей к детскому саду является снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности (агрессивности, враждебности, проявления инфантильных форм, таких как сосание пальца), повышенной возбудимости, раздражительности и двигательного беспокойства ребенка. Мы используем игрушки-засыпалочки для сна, чтобы ребенок мог заснуть с домашней игрушкой.

Предметно-развивающая среда в нашей группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.

Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло наших сердец и с удовольствием бежать в детский сад, думаю, что основная задача адаптационного периода будет выполнена

Дети - цветы, что цветут среди нас,

Как бы не трудно нам было подчас.

Дарят они нам свою красоту,

Детскую радость и веру в мечту!

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать о том, что современная развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.

Спасибо за внимание! Творческих успехов вам в обновлении развивающей предметно-пространственной среды в ваших группах!





Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки (ничего подобного не будет ни в один последующий период жизни! Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста.


Основные принципы используемые для создания предметно – развивающей среды. научности надежности и безопасности гигиенического соответствия опоры на зону ближайшего развития возрастного и гендерного соответствия; совмещения игровой и познавательной деятельности детей; постепенного усложнения обучающих заданий и условий игр.

















Центр для сюжетно – ролевых и ситуативных игр "Жилая комната", "Кухня"














Уголок «Моя семья» Родители приносят свои семейные фотографии, и теперь дети в любой момент могут обратить свой взгляд на фотографию и вспомнить маму и папу. Это способствует тому, что малыш не чувствует себя одиноким, брошенным. Рассматривая фотографии, мы беседуем с ребятами, расспрашиваем их, активизируя речь детей.








Гендерный подход «Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по-своему - прекрасны! из книги «Мы мальчики, мы девочки» автор Татаринцева. Интерьер группы составлен соответственно возрастному и половому составу детей.


В игровой зоне для мальчиков - разместили крупный конструктор, большие машины, гараж, подъемный кран, детские инструменты (молоток, плоскогубцы, отвертки и т.д.). Во второй - игровой зоне для девочек - обустроены парикмахерская, размещены куклы, коляски и т. д


Созданная в группе предметно - развивающая среда вызывает у детей и родителей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его. Наша группа обогащает малышей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.


Программа «От рождения до школы Н.Е.Веракса, Москва, Просвещение г. Методические пособия для педагогов Теплюк С.Н. Дети раннего возраста. М., Мозаика – Синтез, Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышление. - М., Просвещение Смирнова Л.А. Развитие речи у детей 2 – 3 лет. М., Мозаика – Синтез, Гербова В.В. Занятия по развитию речи. М., Мозаика – Синтез, Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. М., Мозаика – Синтез, Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.- М., Просвещение Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры. - М., Просвещение Венгер А.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., Просвещение Используемые программы:





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25 «Алёнушка»

С. Осинова Зеленодольского муниципального района РТ.

Доклад

«Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»

Выполнила: Хабипова Наталья Николаевна

У ребёнка есть страсть к игре,

и её надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является так же среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

В раннем возрасте интенсивно развивается центральная нервная система малышей, формируется мозг («учится» отражать окружающий мир), психика - как отражательная способность мозга. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у маленького ребенка эмоциональный отклик, а так же активизирующий слух, зрение, тактильную чувствительность, т.е. все виды восприятий.

Цель создания развивающей среды в дошкольном учреждении – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности. При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Предметно – пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной деятельности.

Подбор материалов, особенности его размещения должны носить научно – обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей раннего возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении.

Нет определённых жёстких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утверждённых перечней оборудования. Педагог имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна.

Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Особенное влияние предметно – развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребёнка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Хотя ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, однако именно в это период зарождается сюжетно-ролевая игра. Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развернутые и содержательные сюжеты.

В группе имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр.

Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, диван, кровать, набор столовой и чайной посуды, предметы домашнего обихода, коляски для кукол, также имеются «парикмахерская», «магазин», «больница». Предлагая детям поиграть в сюжетные игры, мы способствуем развитию желания играть вместе со сверстниками, а так же формируем начальные навыки ролевого поведения(понимать роль в игре).



Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т.д.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой.

Зона двигательной активности.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей.

В игровом обиходе детей должны также находиться различные строительные материалы. При сооружении различных построек ребенок ищет способы расположения и соединения деталей. Желательно в группе иметь для строительства легкие детали различных геометрических форм. Ценность крупных легких строительных деталей в том, что малыши, действуя с ними, разнообразно перемещаются по всей комнате. С огромным удовольствием сооружают вместе с воспитателем поезда и корабли и отправляются в путешествие.


Наряду с двигательной активностью дети нуждаются и в отдыхе. Для этого в группе нужно выделить место, где бы стоял маленький диван или пуфик.


Центр «Песок-вода»

В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.



В уголке природы подобраны растения в соответствии с возрастом детей, которые размещены на уровне роста детей. Это позволяет детям наблюдать за тем, как ухаживают за цветами взрослые. Имеется всё необходимое оборудование для ухода за растениями, календарь погоды, настольные игры, детская художественная литература с красочными иллюстрациями, которые позволяют малышам замечать красоту природы в разные времена года, предметные картинки различных серий.


Так как развитие активной речи является основной задачей раннего возраста, то в книжном уголке подобраны предметные и сюжетные картинки, наборы сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.



Уголок ИЗО

Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки.

Дидактический стол

Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов.


Музыкальный центр

Дети в восторге от нашего музыкального центра . Здесь есть такие музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, пианино, балалайки, бубны, погремушки, колокольчики, трещотка. Создана картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.



Театральный уголок

Наших воспитанников мы знакомим с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные) для фланелеграфа, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо, театр резиновых игрушек, волшебный сундучок. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.


Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

Предметно – развивающая среда

в группах раннего возраста

Подготовила: Лобанова Марина Николаевна,

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 153» г. Магнитогорска

Развивающая предметная среда (ПРС) совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности.

Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика - отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

Исследования показали, что окружающая ребенка среда выступает в интеграле взаимодействия трех составляющих:

 развивающего общения ребенка со взрослым;

 развивающей предметно-пространственной и игровой среды;

 развивающих видов детских деятельностей.

Предметно-развивающая среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивание путей передвижения».

Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам:

1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития:

Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества:

Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10-15 детей раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.

3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания:

Оборудование группы должно способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.

4. Принцип надежности и безопасности:

Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка.

5. Принцип гигиенического соответствия:

Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.

6. Принцип вариативности (удобства и комфортности в использовании):

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта.

7. Принцип возрастного и гендерного соответствия:

Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность - в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищенно, но и комфортно.

Важную роль в жизни малыша играет правильное зонирование групповых помещений.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами.

Например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста:

Уголок сюжетно-ролевой игры:

Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, берут на себя роль, распределяют игровой материал (с помощью взрослого), выполняя те или иные игровые действия.

Уголок « Песок и вода »:

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещение.

Центр развивающих игр:

Развивающие игры оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, кинематических ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти.

Зона двигательной активности:

Повышению двигательной активности способствует, прежде всего, продуманное расположение оборудования и игрушек. Например, полки с игрушками нужно располагать так, чтобы одна из них была на уровне роста, другая выше, а третья ещё выше. При таком расположении у ребёнка появляется необходимость подняться на носочки, потянуться, чтобы достать игрушку, а потом убрать на место.

Уголок театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Книжный уголок:

В ясельной группе каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех), чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги на витрине следует время от времени менять. Если воспитатель видит, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, ее нужно на время убрать, а потом снова выставить; тогда дети с новым интересом будут рассматривать ее.

Центр конструирования:

Конструирование - всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Физкультурно-оздоровительный центр:

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Уголок уединения:

Он должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился - можно вылезать и снова включаться в общую суету.

Музыкальный уголок:

В раннем возрасте в лучше применять метод объяснительно-иллюстративный . Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукопадражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т.д.). В свою очередь, ребенок усваивает эти способы, и впоследствии будет играть сам.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны - позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

Список использованной литературы:

1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: AkademiA, 2000. - 414, c.

2. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] /К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.

3. Руководство играми детей в дошкольном учреждении [Текст]: Из опыта работы. /Под. ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

4. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

5. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие [Текст]/ Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. -119 с.

6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания [Текст] / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.развивающие игры - Воспитание гуманных чувств... речи. - наблюдение за предметным миром Игры в музыкальном уголке...

  • Задачи программы: Группа раннего возраста: вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем

    Документ

    Взрослых с детьми Самостоятельная детская деятельность Группа раннего возраста - наблюдение фрагментов конкретных видов труда... деятель ность в условиях специально созданной предметно -развивающей среды (детские мини-мастерские, студии).

  • Программа родительского клуба «Ромашка» Для детей раннего возраста

    Программа

    Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад №29» (анкеты... саду» (DVD диск) Ознакомление родителей с предметно -развивающей средой группы Руководитель клуба «Ромашка» 2 Изготовление почтового...

  • Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №2676»

    Образовательная программа

    Безопасность Труд Предметно развивающая среда в группе раннего возраста Дидактический стол Центр развивающих игр Игровые... детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно -развивающей среды . - Организация...

  • Фотографии из архива детского сада № 70, г. Белгород

    Современная предметно-развивающая среда в группах раннего возраста

    Потребность в группах для детей раннего возраста не утратила своей актуальности. Возрождение ясельной системы осуществляется как на основе лучших традиций прошлого, так и современных концепциях.

    В настоящее время группы раннего возраста в детском саду занимают особое место, их ласково называют «ясли». Сегодня это «открытая система» взаимодействия педагогического коллектива и семьи, лишенная «заорганизованных» методов работы, а детский сад - не просто место пребывания детей, а центр семейно-общественного воспитания и культуры.

    Изменилось качество жизни и воспитания малышей в условиях яслей и детского сада, поднялся имидж детского образовательного учреждения как развивающей, прогрессивной, современной системы, необходимой для детей первых лет жизни.

    Качество жизни в условиях детского сада - это вся совокупность условий, позволяющая обеспечить психофизическое благополучие ребенка.

    Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

    Развивающими можно назвать предметную среду, общение и виды деятельности ребенка , если они позволяют реализовывать генетические задачи развития на каждом этапе раннего детства.

    Окружающая среда в широком смысле - весь социальный и природный мир, окружающий ребенка.

    Окружающая среда в узком смысле - то пространство, предметный мир, в котором живет ребенок.

    Развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн (эстетичность) и возрастную функциональность. Комфорт составляет совокупность бытовых удобств: благоустроенность и уют. Вот почему комфортность рождает покой, радость, чувство удовольствия и вызывает желание находиться в приятной обстановке.

    Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки (ничего подобного не будет ни в один последующий период жизни!). В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика - отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

    Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у маленького ребенка эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность, т.е. все виды рецепций (восприятия). Вспомним, трижды обличаемый «госпитализм», описанный профессором Н.М. Щеловановым, заключался в том, что дети в доме малютки, ухоженные, накормленные, но лишенные впечатлений, отражательно-яркой окружающей среды, погибали или становились умственно отсталыми. Именно Н.М. Щелованов обратил внимание на необходимость педагогики раннего детства, спасающей здоровье и интеллект маленького ребенка.

    «Движущие силы психического развития ребенка, - писал А.В. Запорожец, - заключены не в недрах сознания малыша и не за его черепной коробкой, а в его реальных взаимоотношениях с окружающим предметным миром и социальной средой, в процессах детской деятельности, в ходе осуществления которой и возникают движущие причины умственного развития ребенка».

    Исследования показали, что окружающая ребенка среда выступает в интеграле взаимодействия трех составляющих:

      развивающего общения ребенка со взрослым;

      развивающей предметно-пространственной и игровой среды;

      развивающих видов детских деятельностей.

    Сказанное позволяет вернуться к понятию «качество жизни» ребенка в условиях детского сада. Оно подразумевает психофизическое благополучие ребенка, складывающееся из четырех объективных реалий: физического (соматического) здоровья; психического здоровья; душевного (эмоционального) комфорта; духовного благополучия (интереса к жизни и познанию окружающего мира).

    Современная модель предметно-пространственной развивающей среды для детей раннего возраста

    Как уже отмечалось, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста - вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу берется как ее содержательная, так и эстетическая (оформительская) стороны.

    Комфортной средой для маленьких детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей.

    Современная наука о визуальном комфорте - энеология (видеоэкология) разработала принципы организации внешнего пространства, необходимые для душевного комфорта человека. Ученые доказали, что на психику человека отрицательно влияют агрессивные цветовые поля, однообразие форм, резко пересекающиеся линии и предметы несоизмеримых величин, а также замкнутые пространства. «Агрессивные» пространства, отличающиеся однообразием и трудными «переходами» с одного режима видения на другой, вызывают тревогу, дискомфорт, так как несут недостаточно зрительной информации. Этим они неприятны, тревожны и вызывают беспокойство. Вот почему для маленького ребенка необходимо формировать «понятную» для него пространственную среду и визуально адекватную возможностям его зрительного поля. В условиях дома маленький ребенок видит только части взрослой мебели: ножки столов, стульев, закрытые, напольные части шкафов.

    При оформлении группового помещения для маленьких необходимо соблюдение определенных правил.

    Цветовое решение группового пространства

    Правило первое

    Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека. Исследования показали, что цвет воздействует на ритм сердца, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Оберегать нервную систему от «агрессии» цветом необходимо особенно в условиях группы, когда много детей присутствуют в едином средовом пространстве.

    Цвет стен, цветовой подбор занавесей и штор на окнах, а также напольные покрытия - линолеум, палас или ковер, ковровые дорожки - должны быть подобраны гармонично, так как их цветовая гамма превалирует в окружающем пространстве. Например, если цвет стен комнаты светло-желтый, или так называемый «цвет слоновой кости», или «какао с молоком», или «чайной розы», то голубые шторы и голубой линолеум на полу будут диссонировать с цветом стен. В данном примере цвет штор и покрытие пола должны соответствовать золотистой «теплой» части цветового спектра. Ковер должен быть светло-бежевого цвета, в крайнем случае - цвета спелой вишни. Шторы могут быть золотисто-желтыми или светло-бежевыми.

    Конечно, можно согласиться с тем, что современный дизайн предполагает и контрастные цветовые сочетания в зависимости от предназначения помещений и их принадлежностей (дом, театр, поликлиника и т.п.).

    Если же иметь в виду ясельные группы, то описанные выше подходы к цветовому оформлению группы диктуются особенностями нервной системы маленьких детей. Они могут уставать от ярких и контрастных больших поверхностей. Это проявляется в нервозности или возбудимости детей. Кроме того, присутствие большого количества игрушек и ярких пособий уже активизирует ребенка, поэтому первое правило гармонии больших поверхностей (стены, пол, шторы) крайне необходимо в помещении маленьких детей.

    Это же правило действенно и для оформления спален, где цвет стен, штор на окнах, напольного покрытия и цвет одеял или покрывал на детских кроватках подобраны по принципу цветовой гармонии. Например, цвет стен светло-зеленый («молодой травы»), дорожки между кроваток кофейного, золотистого цвета, шторы - зеленые, однотонные с атласным тональным рисунком того же цвета (полосы, гирлянды, цветы и пр.); покрывала на кровати желательно выполнить из той же ткани. При подобном дизайнерском решении сочетаются зеленый, золотистый, светло-кофейный цвета, т.е. естественный «природный» колорит зелени, солнца и земли. В такой спальне дети засыпают спокойно и быстро, зеленый цвет дает отдых глазам, способствует выработке гормонов, поддерживающих вегетативную нервную систему; успокаивает сердечный ритм, делает более глубоким и продуктивным дыхание.

    Правило второе

    При оформлении внутренних помещений некоторые предметы должны контрастировать с основным цветовым решением группы, как бы расцвечивать окружающий малыша предметный мир, делать его эмоционально близким и интересным.

    На стенах можно расположить легкие декоративные полочки, на которых располагаются яркие игрушки. На стене может быть в качестве украшения использовано большое яркое золотистое блюдо хохломской росписи, в высоком манеже располагаются игрушки: розовый поросенок, глазастая неваляшка в красном «платье», цветные гирлянды из шаров, колокольчиков, погремушек, которые не только оттеняют убранство манежа, но и необходимы младенцам до 5–6 месяцев.

    Если же эта группа для детей 2-го года жизни, то яркие игрушки могут располагаться на горке, ленточных или дидактических столиках, в шкафу с театральным барьерчиком и т.п.

    Игрушки постоянно меняются и дополняются через определенное время. Можно с уверенностью сказать: у детей в таких условиях не возникнет «сенсорного голода» из-за отсутствия визуальных (зрительных) впечатлений.

    Итак, повторим: цветовое решение группы связано с превалированием какого-либо цвета, относящегося к одному спектру гаммы, с гармонией одних составляющих и контрастом других.

    Мебель в групповом помещении

    Особо следует остановиться на оборудовании и мебели для детей первых лет жизни. Прежде всего эти изделия должны быть выполнены из экологически чистых материалов, не подвергающихся деформации при гигиенической обработке. Внешнее оформление этих изделий должно быть современным, эргонометрически выдержанным и соответствовать государственным гигиеническим стандартам для детей раннего возраста.

    Предметы мебели, игровые комплексы для детей не должны иметь острых углов. Их форма должна быть приятна для глаз и удобна в повседневном использовании. Это могут быть круглые столики, столики-полукруги, полочки-арочки, а также закругленные бортики - «ленточного» барьера, круглые подиумы, овальные бассейны и т.п.

    Цвет мебели должен соответствовать основной цветовой гамме группы. Это важно.

    Очень важно, чтобы из одного игрового пространства в другое существовали «переходы»: мостик, горка - манеж со спуском, сквозной проход под дидактическим столиком и т.п. Необходим плавный «переход» от одной формы к другой, от одного цвета к близкому по цветовой гамме, с одного видимого игрового «поля» к следующему.

    Это помогает малышу осваивать представления о ближнем и дальнем, сквозном, вертикальном и горизонтальном пространстве.

    Декоративные растения в группе

    Что является «подсказкой» для специалистов, пытающихся создать психологический комфорт, адекватную окружающую среду для маленького ребенка? Это прежде всего матушка-природа! В природе не существует резких прямых линий, каждый цветок, листочек или веточка отличаются своей неповторимостью. Вот почему сейчас в интерьерах детских помещений так часто используются растения, допустимые по гигиеническим и экологическим показателям. Цветущие растения «созвучны» самому раннему детству - малышам, которых ласково называют «цветами жизни».

    Возрастные и гендерные принципы организации развивающей среды

    Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, - в ней не создана развивающая среда для малышей.

    Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

      возрастного состава малышей;

      психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);

      количественного соотношения мальчиков и девочек (их разного соотношения, например, 50 на 50 или 90 на 100);

      социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

      окружающей социальной практики (город, поселок, село и пр.).

    Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Предположим, что в группе половина малышей холерического (сверхподвижного) темперамента. Тогда педагогу будет значительно легче работать, если окружающая среда позволяет рассредоточить детей в локальных игровых пространствах, предполагающих разные занятия - игры с водой и песком, конструирование, раскрашивание картинок и т.д.

    Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает.

    Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле), поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.

    Обобщение и интеграция представлений как одна из задач развивающей среды

    Оформление предметно-пространственной среды в группах должно подчиняться комплексному подбору игрушек , картинок, иллюстраций и книг. Так, например, в группе детей 2-го года жизни необходимо иметь достаточное количество игрушек одного вида из разного материала. Например, зайчики и мишки должны быть из пластика, резины, поролона, мягко-набивные, из дерева и пр., разного цвета и размера. Это помогает ребенку освоить функцию обобщения, которая играет особую роль в развитии его мышления и речи.

    В группах должны быть картинки (на стенах или подставках), отображающие те игрушки, которые видит малыш и с которыми играет. Необходимы также книги, в которых об этих игрушках рассказывается.

    Так обеспечивается интеграция содержания, поступающая из разных источников среды.

    Она должна соответствовать различным уровням обобщения информации.

    1. Ознакомление с реальным объектом (например, наблюдение за автомобилем, рассматривание растения, предметов домашнего обихода, животных и т.п.). Это первый уровень освоения заданного содержания.
    2.Отражение полученных впечатлений в игрушке и игре (игрушка - особая категория предметов, имитирующих и отражающих в игре малыша окружающую действительность). Это второй уровень освоения содержания.
    3. Отражение наблюдавшегося объекта действительности в рисунке, иллюстрации, на картине или картинке. Это третий уровень освоения.
    4. Отражение наблюдавшихся объектов или событий в художественном слове (рассказ, стихотворение, потешка). Это четвертый уровень освоения содержания.
    5. Отражение объекта или события в продуктивной деятельности (рисунок, лепка, аппликация). Это пятый уровень освоения содержания.

    Логически выстроенные комплексы

    Другой инновационный подход в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста проявляется в его оформлении по принципу логически выстроенных комплексов . Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации), с «музеем» одной картины или классических произведений известных художников на тему природы (И.И. Левитан, И.Э. Грабарь, А.К. Саврасов и др.), животного мира (И.И. Шишкин), сказок (В.М. Васнецов и др.). Интересны для малышей рисунки художников-анималистов (И.И. Чарушин), а также натюрморты, цветы и др.

    С «музеем» сочетается уголок книги и место для изобразительного детского творчества. Локальное игровое пространство «театр» выступает связующим звеном между уголком сказок и домотекой. Здесь же уместно расположить ряжение малышей, а дидактический столик будет более сочетаться с местом для конструирования и строительных игр.

    Из новых технологий можно предложить домотеку, «двойное игровое пространство» (балконное оформление внутри группы), уголок экологического воспитания; выставку классических картин; стенд развития символической функции мышления (плоскостное конструирование); модуль сенсомоторного развития (дидактический стол на вращающейся основе с набором дидактических пособий); подиум творческого конструирования, например, на тему «Улицы города», «Железная дорога», «Зоосад» и др.

    Вместо заключения

    Умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе.

    Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.

    Желательно, чтобы среда для ребенка была достаточно информативна на каждой стадии детства, а деятельность педагога по обогащению среды проходила в присутствии малышей, комментировалась взрослым, который привлекал бы их к посильному участию.

    И, наконец, пожалуй, самое главное. Предметная среда не должна быть самоцелью, создаваться исключительно «для красоты», без учета детской деятельности. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, обогащающаяся новизной.

    Иными словами, окружающая малышей среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая, но и обогащающаяся.

    Вместе с тем очевидно, что предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Значит, развивающее общение - это такое взаимодействие взрослого с детьми, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста.

    Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде.

    Публикация статьи произведена при поддержке салона штор «Портьера», опытные дизайнеры которого готовы спроектировать и изготовить любые шторы . Оформление окон шторами, гардинами, портьерами позволяет создать в помещении необходимую атмосферу – строгого офиса, уютной гостиной, романтичной спальни, веселой детской. Многообразие тканей, представленных в интернет-магазине, полет вашей фантазии, превращенный руками специалистов ателье в настоящее обрамление ваших окон – и ваша квартира, офис или ресторан станут тем местом, куда действительно хочется возвращаться.