Основные этапы истории стран Балтии: формирование политических традиций. Страны балтии

Просмотры: 1 389

Чем же привлекательна Прибалтика для туриста? В первую очередь, европейским уровнем жизни. Во вторую очередь, своим северным очарованием! Литва, Эстония и Латвия - на сегодняшний день, единственные из стран бывшего СССР, которые вступили в Евросоюз, поэтому эти страны попадают под Шенгенское соглашение.

Что такое - Современная Прибалтика? Ранее — «Terra Marianna», что переводится как - приморская земля, а ныне - капли янтаря, сосны, белый песок, мятежные волны и размеренный ритм жизни, народные традиции, мягкий климат и огромное количество лечебных курортов.

В Прибалтике не слишком жаркое лето, а зима проходит с умеренным похолоданием. Это привлекает внушительное количество туристов в течении всего года. Стоимость курортного лечения намного ниже, чем, к примеру, в Карловых Вараха, а качество - ничуть не хуже.

ЛАТВИЯ

Северо-Восток Европы, побережье Балтийского моя. граничит с двумя государствами Балтии - Литвой и Эстонией. А ещё С Белоруссией и Россией. Столица государства - Рига. Самые крупные города - Сигулда и Даугавпилс. Популярные города-курорты - Лиепая, Юрмала, Вентспилс. Население государства - свыше двух миллионов человек. Государственный язык - латышский, а валюта - евро (был. лат).

ЛИТВА

Юго-Восток Европы, побережье Балтийского моря. граничит с Латвией, Польшей и Белоруссией, а так же Калининградской областью Российской Федерации. Столица государства - Вильнюс. Самые крупные города - Каунас, Тракай, Шауляй. Популярные города-курорты - Неринга, Бирштонас, и Паланга. Население - около полумиллиона человек. Государственный язык - литовский, а валюта - лит.

ЭСТОНИЯ

Северо-Запад Европы, омывается Финским заливом и Балтийским морем. Страна граничит с Россией и Латвией. Этому государству принадлежит свыше полутора тысяч островов! Самые крупные острова - Хийумаа и Сааремаа.
Эстония - это один большой курорт! Здесь отели и санатории строятся везде, где только есть подходящие условия и климат. Те, кто любит уединённый и спокойный отдых, могут отдохнуть на острове. Те, кто просто хочет отдохнуть от городской суеты, могут устроиться на хуторе или на ферме в «глубинке».

Население насчитывается в полтора миллиона людей. Столица государства - Таллин, государственные язык - эстонский, а валюта - евро.

КЛИМАТ

В Прибалтике климат разнообразный, несмотря на то, что протяжённость региона всего шестьсот километров. Например, в Друскининкае в начале апреля уже начинается тёплая «майская» погода. На островах действует морской климат. Температура в регионах так же отличается. На острове Сааремаа в феврале всего минус три градуса, а на Нар-ве - минус восемь. В июле температура на островах, примерно семнадцать градусов, такая же и на самом континенте. На западе температура немного ниже. Влажность в Прибалтике составляет от четырёхсот семидесяти, на приморской равнине, до восемьсот миллиметров ртутного столба на Видземской возвышенности.

Литва отличается наиболее контрастными перепадами температур: в зимний период - до минус пяти градусов, а летом - до двадцати двух градусов тепла.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Не так далеко от Украины находится Прибалтика, но удобнее всего ехать через Россию, Белоруссию, Польшу. Можно даже совместить несколько стран в одном туре, что очень удобно и выгодно.
Самый быстрый и простой способ добраться до Литвы - самолётом. Напрямую через Киев можно прилететь в Вильнюс, по времени это занимает не более полутора часов. А можно и через Ригу. Так же, из Украины в Литву ходят поезда. Поезда курсируют в Литву из Харькова, Киева и Львова.
Удобно и недорого до Вильнюса ходят поезда из Белоруссии, а именно из Минска и Гомеля. Из Киева до Литвы поезд едет примерно двадцать часов, а некоторые маршруты ещё длиннее и в среднем занимают полутора суток.

ЭТИКЕТ ТРАДИЦИИ

Общение и правила поведения в Прибалтике мало чем отличаются от общепринятых европейских правил. Жители приветствуют сдержанность и вежливость; лучший знак внимания для женщины - букет цветов; как и дни рождения, так же пышно, отмечаются и именины.
За прогулку в общественном месте с бутылкой алкоголя в руках, могут оштрафовать. Бутылки с алкогольными напитками следует помещать в непрозрачные пакеты. Так же, после десяти вечера, алкоголь можно распивать или покупать только в баре или ресторане.
Посещая местные храмы, рекомендуется облачиться в скромные и закрытые одежды.

ДОСТОПРИМЕЧАЕТЛЬНОСТИ

Прибалтика способна обеспечить туристу незабываемые впечатления и насыщенный отдых: в санатории можно поправить здоровье и расслабиться; на пляже - позагорать и понежиться на мягком песке; в горах - подышать свежим воздухом и увидеть множество достопримечательностей. Ведь у каждой страны Прибалтики богатая и интересная многовековая история …

— Литва.

Страна яркая и эмоциональная, да и население такое же! Прекрасные памятники Вильнюса, творческий Каунас, уютный приморский городок Клайпеда, край озёр Тракай, великолепный городок Паланга, а прогуляться медленно можно по Куршкой косе - невероятно живописное местечко! Дворец Радвилов, Музей янтаря, Художественный музей … Всего и не перечислить! Литва - современная страна, где прекрасно уживаются памятники архитектуры и мегаполис, скульптуры и прекрасно развитая инфраструктура, зелёные леса и целебные источники. И, безусловно, что покорит туриста, так это дивная природа! Обязательно попробовать в местном кафе: ведерей, жемайчу, цеппелиней.

— Латвия.

Эту страну не зря называют - жемчужиной Прибалтики. Латвия прекрасная старинной архитектурой Рики, бескрайними пляжами Юрмалы, можно даже поучаствовать на одном из множества фестивалей. Чтобы послушать классическую музыку, можно посетить Домский собор; а с площадок церкви Святого Петра, открывается прекрасная панорама, где виден весь Старый город, словно на ладошке. Удивительный край, который восхищает сосновыми лесами, просторами полей и дивным очарованием природы - ничто не может оставить равнодушным! Обязательно попробовать в местном кафе: янов сыр, буберте, зивью пудиньш.

— Эстония.

Страна отличается неповторимой размеренностью. И размеренность здесь царит повсюду. Народ практичный, спокойный, рассудительный, отчего и кажется туристам, что Эстония - страна загадочная. Здесь можно полюбоваться старинными замками, прогуляться по узеньким средневековым улочкам, посетить остров Саарем и пройтись по широкому проспекту Таллина. Конечно, ценителям природной красоты, здесь очень понравится. Тем более, что Эстония - это именно та страна, в котроой можно увидеть всё и сразу: маленькие яркие кафешки, уютные улочки, фешенебельные отели, булыжную мостовую, старинные храмы, поместья и замки и великолепную природу. Обязательно попробовать в местном кафе: сладкий суп, вере пакёогид, мулигикапса.

СУВЕНИРЫ

Отдохнув в Прибалтике, можно привести оттуда вязаные весщи, такие как шарфик, варежки, носки или шапку. Богата Прибалтика сувенирными сладостями, изделиями из янтаря и косметическими средствами. Не оставят равнодушными и изделия ручной работы: игрушки, ножи, посуда. Особенно красиво и необыкновенно смотрится посуда, изготовленная из можжевельника, которая очень приятно пахнет сладковатым запахом. Такая посуда является визитной карточкой Саарем.

КУХНЯ РЕСТОРАНЫ

Казалось бы, Литва, Эстония и Латвия - страны соседствующие, но при этом, и их национальные блюда, и их обычаи, сильно отличаются.
— Эстония.
Эстонская кухня характеризуется широким использованием молока и салаки. Оба компонента включены во многие блюда. Одних только рецептов супов можно насчитать свыше двадцати; суп черничный, суп ячневой, суп с клёцками, суп хлебный, суп пивной и так далее. Салаку ловят в огромном количестве у берегов Эстонии, а потом её маринуют, жарят, варят, тушат, запекают …Но самым вкусным блюдом из салаки является - соус, который подают к картофелю.
— Латвия.
Страна, которая обожает картофель! Латыши готовят её с яйцами, с салакой, со свеклой, с сельдью … Её добавляют в супы, в салаты, в гарниры … И множество всевозможных блюд из картофеля можно попробовать в местных кафе.
— Литва.
Картофель в этой стране пользуется ещё большей популярностью, чем в Латвии. Наряду с самым распространённым мясом - свининой, литовцы готовят множество вкусных блюд. Картофелю здесь слагают гимны и оды, как много всего можно из него приготовить. Например: жемайчу - это блинчики картофельные с мясом; ведорей - это свиная кишка, фаршированная шпиком и тёртым картофелем; плокштайнис - это пудинг из картофеля. Ну и самое вкусное - это цеппелинай, цеппелины - пельмени с картошкой конусообразной формы. И казалось, что тут сложного, всего два компоненты - картофель и свинина, но готовиться их очень сложно. И ведь смогли же литовцы цеппелинами покорить весь мир! В старину, когда ещё не было электрических тёрок и мясорубок, мужчины большой литовской семьи усиленно тёрли мелко картофель, а женщины замешивали картофельное тесто - в этом было что-то, по-семейному, уютное, тёплое и радушное.

КАК СЭКОНОМИТЬ?

Прибалтика - отдых для тех, кто хочет сэкономить. Правила экономии - традиционные. Жильё лучше всего бронировать по мере надобности, и не на всё время отдыха, дабы не лишать себя свободы в перемещении.

Самый лучший способ сэкономить - обменяться жильём. К примеру, пообщавшись с туристами с соседней страны, которые так же, проводят отпуск и собираются переместиться, например, из Эстонии в Латвию или наоборот. Но этот способ обмена должен быть безвозмездным.

Если хочется много и часто ездить, то лучше делать это по ночам. Таким образом, можно и больше увидеть и сэкономить на проживании и больше мест посетить. Бывалому туристу, как правило, много и не требуется: очки для сна, тишина, удобное место для сна.

Если путешествовать целой компанией, то плата за жильё обойдётся в мизерную сумму.

Самая лучшая экономия - купить продукты и приготовить их самостоятельно. Или, поискать аутентичные ресторанчики и кафешки, которые расположены далеко от туристического места.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Латвия - спокойная страна, где можно передвигаться ничего не боясь днём и ночью, за исключением портов, «блошиных рынков» и вокзалов. В Риге и Юрмале воду можно пить спокойно прямо из-под крана. В других же районах, лучше воду кипятить или фильтровать.
Эстония. Литва.

Так же, низкий уровень преступности, и всё же, от неожиданностей никто и никогда не застрахован, поэтому обычные меры безопасности, лучше соблюдать.

Прибалтика.

Туристические возможности Прибалтики

Природа Прибалтики довольно разнообразна, количество природных ресурсов на душу населения превышает среднеевропейские показатели. На одного жителя Прибалтийских государств приходится в 10 раз больше земли, чем в Нидерландах, в 10 раз больше возобновляемых водных ресурсов, чем в среднем в мире. Лесных массивов в сотни раз больше на человека, чем в большинстве европейских стран. Умеренный климат и стабильные геологические условия защищают территорию от катаклизмов, а ограниченное количество полезных ископаемых - от интенсивного загрязнения территории различными отходами добывающей промышленности.

Туры и отдых

Эстония Латвия Литва Дания

Прибалтика лежит в умеренном поясе, на севере и западе омывается Балтийским морем. На климат большое влияние оказывают атлантические циклоны, воздух из-за близости моря всегда влажный. Благодаря влиянию Гольфстрима зима теплее, чем в материковых районах Евразии.

Прибалтика достаточно привлекательна для экскурсионного туризма. На её территории сохранилось большое количество средневековых построек (замков). Почти все города Прибалтики избавленны от суеты присущей любому даже областному городу России. В Риге, Таллине и Вильнюсе прекрасно сохранились исторические части города. Все страны Прибалтики, такие как Латвия , Литва , Эстония и Дания пользуются неизменной популярностью у Российских туристов, желающих попасть в атмосферу средневековой Европы.

Гостиницы прибалтики гораздо более европезированны по качеству предоставления услуг с достаточно демократичными ценами.

Прибалтика это часть Северной Европы, соответствующая территориям Литвы, Латвии, Эстонии, а также бывшей Восточной Пруссии. После объявления в 1991 году Латвией, Литвой и Эстонией о выходе из состава СССР, словосочетание «прибалтийские государства» обычно обозначает то же самое, что и «прибалтийские республики» СССР.

Прибалтика имеет выгодное географическое положение. Выход к Балтийскомо морю и близость развитых стран Европы с одной стороны, и соседство на востоке с Россией с другой стороны, делает этот регион "мостом" между Европой и Россией.

На южном берегу Балтики на прибалтийском побережье выделяются важнейшие элементы: Самбийский полуостров с отходящими от него Вислинской косой и Куршской косой, Курляндский (Курземский) полуостров, Рижский залив, Видземский полуостров, Эстонский полуостров, Нарвский залив и Кургальский полуостров за которым открывается вход в Финский залив.

Краткая История Прибалтики

Наиболее ранние по времени записи - у Геродота. Он упоминает невров, андрофагов, меланхленов, будинов, относимых сегодня к днепро-двинской культуре которые, обитали на восточном побережье Свевского (Балтийского) моря, где разводили хлебные злаки и собирали по берегу моря янтарь. В целом же античные источники небогаты сведениями о прибалтийских племенах.

Интерес античного мира к Прибалтике был достаточно ограничен. С берегов Балтики с её низким уровнем развития Европа получала в основном янтарь и другой поделочный камень. В силу климатических условий ни Прибалтика, ни лежащие за ней земли славян не могли дать какого либо существенного количества продовольствия Европе. Поэтому, в отличие от Причерноморья - Прибалтика не привлекала античных колонизаторов.

В начале XIII века в жизни разноплеменного населения всего южного побережья Балтийского моря наступают существенные изменения. Прибалтика попадает в зону долговременных стратегических интересов соседних государств. Захват Прибалтики происходит практически мгновенно. В 1201 году крестоносцы основывают Ригу. В 1219 году датчане оккупируют русскую Колывань и основывают Таллин.

На протяжении нескольких веков разные части Прибалтийских государств переходили под разное правление. Ими управляли и Русские в лице Новгородских и Псковских князей которые сами погрязли в междуусобных войнах, и Ливонский орден до своего распада и дальнейшего вытеснения из Прибалтики.

По заключённому Петром 1 в Ништадте в 1721 году мирному договору со Швецией Россия вернула утраченные часть Карелии, часть Эстляндии с Ревелем, часть Лифляндии с Ригой, а также острова Эзель и Даго. При этом Россия приняла на себя обязательства в отношении политических гарантий населению, вновь принимаемому в русское подданство. Всем жителям гарантировалась свобода вероисповедания.

К началу Первой мировой войны в Прибалтике крупнейшими административно-территориальными образованиями России были три прибалтийские губернии: Лифляндская (47027,7 км?) Эстляндская (20246,7 км?) Курляндская (29715 км?). Временное правительство России приняло положение «Об автономии Эстляндии». Хотя новая граница между Эстляндской и Лифляндской губерниями при Временном правительстве демаркирована не была, её линия навсегда разделила по линии реки уездный город Валк, причём часть железной дороги Петроград-Рига оказалась заходящей на территорию смежной губернии, практически не обслуживая её саму.

Вхождение Эстонии, Латвии и Литвы в состав СССР начинается с утверждения VII сессии Верховного Совета СССР решений о принятии в состав СССР: Литовской ССР - 3 августа, Латвийской ССР - 5 августа и Эстонской ССР - 6 августа 1940 года, на основании заявлений от высших органов власти соответствующих прибалтийских государств. Современные Эстония, Латвия и Литва считают действия СССР оккупацией с последующей аннексией.

В ночь на 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы во главе с Витаутасом Ландсбергисом провозгласил независимость Литовской республики. 16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР принял «Декларацию о суверенитете Эстонской ССР». О независимости Латвии Верховный Совет Латвийской ССР объявил 4 мая 1990 года.

Балтское население Прибалтики и русские имели давние, многовековые, добрососедские контакты, начало которых относится к самому основанию Русского государства в IX в. Достаточно вспомнить основание в 1030 г. великим князем Ярославом Мудрым крепости Юрьев вблизи Чудского озера (ныне – город Тарту в Эстонии). Эти земли были вассалами Киевской Руси, затем – Новгородской республики. Русские княжества содействовали культурному развитию этого края, принесли в Прибалтику православное христианство. Однако в период феодальной раздробленности русских земель Прибалтика вышла из сферы нашего влияния.

В 1219 г. датчане предприняли крестовый поход и захватили север Эстонии, но уже в 1223 г. местное население подняло восстание против датчан и призвало на помощь русские княжества. Русские пришли на помощь, но последовавшее в 1223 г. поражение русских войск от монголов на Калке заставило нас перебросить силы из Прибалтики на защиту русских земель. В результате к 1227 г. войска Дании и Ордена меченосцев вновь захватили Эстонию. По договору 1238 г. Эстония была разделена между Данией и Орденом: датчанам достался север, а немцам – юг Эстонии. Крестоносцы занимались систематическим истреблением эстов, насильно обращая их в католичество и убивая несогласных. Это повлекло серию восстаний против немецко-датского господства, но без русской помощи эти восстания были обречены на неуспех, а Россия тогда сама находилась под монголо-татарским игом.
По договору 1346 г. датский король продал свои эстонские владения Ливонскому Ордену, который с тех пор владел всей Эстонией.

Приход немцев в Прибалтику начался с территории современной Латвии. В 1197 – 1199 гг. немецкие рыцари предприняли удачный поход, высадив свою армию с моря в устье Западной Двины, и завоевали часть Лифляндии. В 1201 г. ими была основана крепость Рига. В то время латы были вассалами русских княжеств и пользовались их защитой, а в верховьях Западной Двины располагались крепости Полоцкого княжества. В результате уже в 1207 г. разгорелся первый военный конфликт между Орденом меченосцев и Полоцким княжеством.

В результате долгих войн и набегов немецкие рыцари утвердились на землях Латвии и Эстонии, объединившись в Ливонский Орден. Орден вёл очень жестокую, кровавую политику по отношению к местному населению. Так, балтский народ пруссов, родственный современным латышам и литовцам, был немецкими рыцарями истреблён полностью. Латы и эсты были насильно обращены в католичество.

Государство Ливонского Ордена на территории Латвии и Эстонии просуществовало до Ливонской войны, начатой окрепшим Русским государством при Иване Грозном для защиты русских земель от угрозы со стороны крестоносцев и для защиты местного населения от немецкого произвола. В 1561 г. после военных поражений от русских войск великий магистр Готхард Кетлер принял титул герцога Курляндского и признал себя вассалом Польши. По итогам Ливонской войны, завершившейся в 1583 г., Эстония и север Латвии (Лифляндия) отошли Швеции, а юг Латвии (Курляндия) стал вассальным владением Польши.

Великое княжество Литовское, Русское и Жамойское, как полностью называлось это государство, существовало с XIII века по 1795 г. Ныне на его территории находятся Литва, Белоруссия и Украина. По наиболее распространённой версии Литовское государство было основано князем Миндовгом около 1240 г., который объединил литовские племена и начал поступательно присоединять раздробленные русские княжества. Эту политику продолжили и потомки Миндовга, особенно – великие князья Гедимин (1316 – 1341), Ольгерд (1345 – 1377) и Витовт (1392 – 1430). При них Литва присоединила земли Белой, Чёрной и Красной Руси, а также отвоевала у татар матерь городов русских – Киев. Официальным языком Великого княжества был русский (именно так он назывался в документах, украинские и белорусские националисты именуют его, соответственно, «староукраинским» и «старобелорусским»).

С 1385 г. между Литвой и Польшей было заключено несколько уний. Литовская шляхта стала перенимать польский язык, польскую культуру, переходить из православия в католичество. Местное население подвергалось притеснениям по религиозному признаку. На несколько веков раньше, чем в Московской Руси, в Литве (по примеру владений Ливонского Ордена) было введено крепостное право: православные русские крестьяне стали личной собственностью полонизированной шляхты, перешедшей в католичество. В Литве полыхали религиозные восстания, а оставшаяся православная шляхта взывала к России. В 1558 г. началась Ливонская война.

В ходе Ливонской войны, неся ощутимые поражения от русских войск, Великое княжество Литовское в 1569 г. пошло на подписание Люблинской унии: Украина полностью отходила от княжества Польше, а сохранившиеся в составе княжества земли Литвы и Белоруссии входили с Польшей в состав конфедеративной Речи Посполитой, подчиняясь внешней политике Польши.

Результаты Ливонской войны 1558 – 1583 гг. закрепили положение Прибалтики на полтора века до начала Северной войны 1700 – 1721 гг.

Присоединение Прибалтики к России в ходе Северной войны совпало с проведением Петровских реформ. Тогда Лифляндия и Эстляндия вошли в состав Российской Империи. Сам Пётр I пытался невоенным способом наладить отношения с местным немецким дворянством, потомками немецких рыцарей. Первыми были присоединены Эстония и Видземе (по итогам войны в 1721 г.). И лишь спустя 54 года по итогам третьего раздела Речи Посполитой Великое княжество Литовское и герцогство Курляндское и Семигальское вошли в состав Российской Империи после подписания Екатериной II манифестов от 15 апреля и 19 декабря 1795 г.

На момент присоединения Лифляндии и Эстляндии на прибалтийской территории большую часть дворянства составляли именно немцы. Это объясняется тем, что орденское рыцарство до XVI в. регулярно пополнялось пришельцами из Германии. Вопреки опасениям, никакого ущемления в правах со стороны Петра I и последующих царей не наблюдалось, скорее наоборот, экономическую и судебную системы урегулировали постепенно. В Эстляндии и Лифляндии после включения в состав России был сохранён местный законодательный корпус, в губерниях, ранее входивших в состав Великого княжества Литовского (Виленская, Витебская, Гродненская, Минская, Могилёвская губернии) было сохранено действие литовского Статута 1588 г. Дворянство Прибалтики без каких-либо ограничений получило права и привилегии российского дворянства. Более того, остзейские немцы (преимущественно – потомки немецких рыцарей из Лифляндской и Курляндской губерний) были если не более влиятельной, то, во всяком случае, не менее влиятельной, чем русские, национальностью в Империи: многочисленные сановники Империи имели остзейское происхождение. Екатерина II провела ряд административных реформ касательно управления губерниями, прав городов, где самостоятельность губернаторов возросла, однако фактическая власть, в реалиях времени, находилась в руках местного, прибалтийского дворянства.

К 1917 г. прибалтийские земли делились на Эстляндскую (центр в Ревеле – ныне Таллинн), Лифляндскую (центр – Рига), Курляндскую (центр в Митаве – ныне Елгава) и Виленскую губернии (центр в Вильно – ныне Вильнюс). Губернии характеризовались большой смешанностью населения: к началу XX в. в губерниях проживало около 4 миллионов человек, примерно половина из них была лютеранами, около четверти – католиками, и около 16% - православными. Губернии населяли эстонцы, латыши, литовцы, немцы, русские, поляки, в Виленской губернии была относительно высокая доля еврейского населения.

Следует отметить, что в Империи население прибалтийских губерний никогда не подвергалось какой-либо дискриминации. Наоборот, в Эстляндской и Лифляндской губерниях крепостное право было отменено, например, гораздо раньше, чем в остальной России, – уже в 1819 г. При условии знания русского языка для местного населения не было никаких ограничений при приёме на государственную службу. Императорское правительство активно развивало местную промышленность. Рига делила с Киевом право быть третьим по значимости административным, культурным и промышленным центром Империи после Санкт-Петербурга и Москвы.

С большим уважением царское правительство относилось к местным обычаям и правовым порядкам.

Как мы видим, ни в средневековой истории, ни в истории царского периода не существовало какой-либо напряжённости в отношениях между русским и прибалтийскими народами. Наоборот, именно в России эти народы находили источник защиты от иностранного угнетения, находили поддержку для развития своей культуры и сохранения своей самобытности под надёжной защитой Империи.

Но даже богатая традициями добрососедства русско-прибалтийская история оказалась бессильна перед современными проблемами в отношениях между странами, вызванными периодом коммунистического правления.

В 1917 – 1920 гг. прибалтийские государства (Эстония, Латвия и Литва) получили независимость от России. Тогда же в Прибалтике нашли прибежище многие представители русского дворянства, офицерства, купечества, интеллигенции, вынужденные бежать из России после победы красных в братоубийственной гражданской войне. Но, как известно, в 1940 г. после заключения пакта Молотова – Риббентропа последовало включение прибалтийских государств в состав СССР, что сопровождалось массовыми репрессиями и депортациями по социальному и политическому признаку в отношении местного населения со стороны советских карательных органов. Коммунистические репрессии как в 1940 – 1941 гг., как и фактическая гражданская война в Прибалтике в 1940-е – 1950-е гг. за возвращение стран на путь независимого цивилизованного развития против коммунистов, оставили глубокий болезненный рубец в исторической памяти у эстонцев, латышей, литовцев.

В 1990 г. прибалтийские государства провозгласили восстановление государственного суверенитета. Попытка коммунистов силой удержать власть, бросив танки и ОМОН против мирных демонстраций в Вильнюсе и Риге, не принесла успеха. Коммунизм в Прибалтике пал. К сожалению, многие отождествляют теперь русских и коммунистов. Со стороны прибалтов это влечёт распространение на весь русский народ вины коммунистического правительства, от которого русский народ также пострадал, что вызывает русофобию. Со стороны русских это, увы, вызывает попытки оправдывать преступления коммунистов, которые не имеют оправдания. Но даже при таких отношениях в последние десятилетия стоит отметить, что до сих пор население прибалтийских стран, помимо официального языка, говорит и по-русски. Между Россией и прибалтийскими государствами развиваются экономические, культурные, туристические отношения. Нас связывают родственные связи, многолетняя история и культура. Хочется верить, что в дальнейшем отношения прибалтийских стран и России станут вновь дружественными и добрососедскими, ведь история имеет свойство повторяться не только в чём-то отрицательном…

Прибалтика: описания для путешественников и отзывы туристов. Курорты и отели, карты и достопримечательности Прибалтики. Туры и путевки в Прибалтику.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Древняя Terra Mariana, «приморская земля», современная Прибалтика - это сосны и песок, капли янтаря на пустынных пляжах, мятежные волны Балтийского моря, размеренный ритм жизни и бережно сохраняемые народные традиции.

Внушительное количество лечебных курортов в сочетании с мягким климатом, где лето не слишком жаркое, а зима умеренно холодная, обеспечивает Прибалтику стабильным турпотоком на протяжении всего года: цены на лечение здесь гораздо ниже, скажем, карловарских, результат же - ничуть не хуже. В придачу здесь масса исторических достопримечательностей, интересные музеи, вкусные национальные блюда и неизменное радушие местных жителей.

Прибалтийский туризм - настоящий долгожитель на российском туристическом рынке: некогда поехать в «почти настоящую» Европу - с католическими соборами, развитой инфраструктурой и таким отстранённым от социалистической псевдосерьёзности взглядом на жизнь - почитал за счастье любой советский служащий. Времена изменились, но ощущение принадлежности к элитному осталось за Прибалтикой и по сей день.

Сегодня туризм в Прибалтике - это прежде всего «экскурсионка», лечение и «вегетативный» отдых без курортного шума-гама, зато в окружении девственной природы и целебного хвойного воздуха. Рига , Вильнюс , Таллин и древний Кенигсберг таят в себе массу интересных достопримечательностей. Старый город Риги будто сошёл со средневековой гравюры (между прочим, латвийская столица - это один из немногих европейских городов, полностью сохранивших свой исторический облик) - узкие мощёные улочки, кукольные ратуши и соборы, таинственные переулки и мистические подвалы старинных домов. Литва приготовила для внимательных туристов барочные памятники Вильнюса и Каунаса , Эстония удивит готическими церквями и соборами, развалинами монастырей и замков рыцарей Тевтонского ордена, а старый-добрый и совсем родной Калининград посвятит в тайны жизни Иммануила Канта и расскажет о славной истории российского флота.

Недорогое и качественное лечение - ещё одна причина туристического интереса к Прибалтике. Тем, кому нужно лишь слегка «подвинтить гайки» - расслабиться после трудового года, похудеть, посвежеть и похорошеть - прямая дорога в Юрмалу . Для душевного спокойствия здесь имеются великолепные пляжи с чудесным белым кварцевым песком, минеральные источники «для питья и лежаний», лечебные грязи, а помимо прочего - самый большой аквапарк Европы и ежегодный музыкальный фестиваль (а что, как не музыка, способствует стопроцентному довольству жизнью!). Поклонникам уединения и медитаций посоветуем обратить внимание на острова Эстонии: помимо популярного Сааремаа, здесь имеется более тысячи необитаемых островков, где даже самые материалистически настроенные натуры непременно подпадут под очарование тишины, природы и алхимии жизни.

Наконец, тем, кто хочет погулять по балтийскому взморью влажной и тихой осенью, подбирая идеально отшлифованные янтарные осколки, и при этом ну абсолютно не отдаляться от Родины, порекомендуем отправиться в Калининградскую область - самый западный регион нашей с вами необъятной. Подивившись на навечно склонившиеся в причудливых поклонах сосны на Куршской косе, здесь непременно выдохнешь: «Как красива Россия!»

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине.

То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются.

Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации. Почти сразу экономика республик Прибалтики демонстрировала бурный рост.

К примеру, ВВП (по ППС) на душу населения с 1993 по 2008 год там вырос в 3,6 раза, достигнув в Латвии $18 тыс., в Литве $19,5 тыс., а в Эстонии вообще $22 тыс. В то время как в России он вырос только в 2 раза и составил $21,6 тыс. На этом основании правящие элиты Прибалтики, подражая Японии и Южной Корее, с гордостью начали именовать себя Прибалтийскими экономическими тиграми. Мол, дайте срок, всего-то еще несколько лет и тогда мы всем покажем, кто кого кормил в Советском Союзе.

С тех пор прошло целых семь лет, но чуда почему-то не случилось. Да и откуда ему там было взяться, если вся экономика этих республика продолжала существовать исключительно на российском товарно-сырьевом транзите? Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% - фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции - тоже выглядел бледно в виду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах. Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.

Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно в 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд. ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год.

По мере восстановления российской экономики, экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе: порт Рига - 41,1 млн.т.; Клайпеда - 36,4 млн. т.; Таллин - 28,3 млн. т.; Вентспилс - 26,2 млн. т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн. т. угля в год.

Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии.

Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем, этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т., из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн. т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять - почему.

Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) - 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) - 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн. в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.

Кроме нефти, угля и контейнеров Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн. т., и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн. т. которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн. т. удобрений перегружались на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18−19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн. ежегодно!

Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП.

Очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США-ЕС. Позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.

Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.

Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю - четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором.

Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей - громкий лай мелких геополитических карликов - не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.

Даже формальный повод - российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией - является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. т. в 2004 году до 10,3 млн. т. в 2009 и 87,9 млн. т. в 2015. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено».

Как выяснилось, - построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам - в пять раз. По контейнерным - в четыре. По объему генеральных грузов - в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля - на 36%, даже минеральных удобрений - на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации.Тем не менее, по большому счету, всё - халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге - на 13,8%, в Таллине - на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысяч придется сокращать на железной дороге, из которых, как минимум, 500 человек - в ближайшие 2−3 месяца.

Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, - это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.

Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному - торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить - они добились своей цели.

В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад ‑ и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона.

Вместе с этим можно биться об заклад - оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.

  • Tags: ,