Значение гуманистической психологии. Основные направления гуманистической психологии

Гуманистическая психология.

Новая ситуация, сложившаяся в мире в связи с последствиями первой и в особенности второй мировой войн, безумие фашизма обратили психологическую мысль запада к новой проблематике – смысла (или бессмысленности) бытия, свободы (или несвободы) личности, одиночества (или неодиночества) человека, его ответственности, жизни и смерти – к проблемам, разрабатывавшимся в философии экзистенциализма. Помимо того, что эта философия повлияла на многих неофрейдистов (К.Хорни, Э.Фромм и др.), она вызвала к жизни новую психологию, пересмотревшую базовые основания предшествующей и во многих отношениях противопоставившую себя как бихевиоризму, так и психоанализу прежде всего в понимании подлинной природы человека. Это направление в целом часто обозначается как экзистенциально-гуманистическая психология.

В 1964 г. в США состоялась первая конференция по гуманистической психологии. Ее участники пришли к выводу, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент психологические силы) не видели в человеке того, что составляет его сущность как человека. Бихевиоризм и психоанализ рассматривали человека с естественнонаучных позиций: у Фрейда человеческая нравственность и духовность рассматривались не как самостоятельные реалии, а как следствие сложностей психосексуального развития и, соответственно, вторичные, производные от влечений и их судьбы; в бихевиоризме же (за исключением социобихевиоризма, который формировался в те же годы, что и гуманистическая психология) такие вещи как свобода, достоинство человека и др. не только не рассматривались, но были объявлены фикциями, т.е. искусственно созданными и не имеющими отношения к реальным понятиям. Гуманистическая психология обозначила себя как третья сила, противопоставленная бихевиоризму и психоанализу.

Принципы гуманистической психологии.

Принцип целостности.

Личность является целостным образованием, не сводимым к своим составляющим. То, что происходит в любой части целого, затрагивает всю личность. Целостность Я создает уникальный характер переживаний каждого человека. Именно поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.

Принцип позитивности.

Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем акцент переносится на изучение здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными внутренними ресурсами их решения. Жесткому внешнему детерминизму противопоставлены самодетерминация и самодомтаточность.

Принцип развития.

Этот принцип призван объяснить наличие внутренних потенций. Как любое существо человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию и реализации. К.Роджерс приводит такую аналогию: зерно, брошенное в землю, растет, развивается и дает плоды (результаты). Точно также и каждый человек: природа дает силы для роста, развития и саморегуляции, т.е. для выбора своего единственного, неповторимого пути, который приведет к приумножению добра в этом мире. Следовательно, самое главное – это актуализация человеческого потенциала. Развитие не имеет предела. Человек обладает огромным творческим потенциалом, но, для того, чтобы он был реализован, человек должен быть активен.

Принцип активности .

Человек – не жертва обстоятельств, ранее приобретенных навыков, переживаний детства. Он от природы самодетерминирован, сам творит свою судьбу, свободен в выборе своей жизни и несет ответственность за свой выбор. Гуманистическая психология отказалась от идеи насилия и давления на личность. Все, что идет из вне и не совпадает с внутренними потребностями личности, блокируется, рано или поздно дает о себе знать в нервных срывах, болезнях, разрыве с близкими.

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории, ее объединяют некоторые общие положения и личностная ориентация в практике – в психотерапии и педагогике.

Возникновение названия и формулирование основных принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу . В центре гуманистической психологии – понятиестановления личности , представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психологическое здоровье.

Обозначим, вслед за Маслоу, основные отличия гуманистической психологии от первых двух сил.

Прежде всего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определенности, т.е. равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его высшие взлеты, высшие творческие достижения.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения.

Основные положения гуманистической психологии :

Человек должен изучаться в его целостности

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее уникален, чем статистические обобщения

Человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

Жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

Человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

Человек – активное, интенциональное, творческое существо.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность , т.е. творческая направленность, которая врожденна всем, но во многом утрачивается большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, детский взгляд на мир.

Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда – обратный путь; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики, пора показать здоровую). Подлинное же здоровье – не в медицинском, а в экзистенциальном смысле – означает творческий рост и саморазвитие.

Сердце концепции Маслоу – его представление о человеческих потребностях . Маслоу показал, что так называемые базальные потребности человеку заданы и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх)6

    Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.)

    потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения)

    Потребности, связанные с любовью и принятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым)

    потребности, связанные с уважением и самоуважением

    потребности, связанные с самоактуализацией

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как стремление стать всем, чем возможно; это – полное использование и раскрытие талантов и способностей человека. Это - потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь – также формы творчества.

Характеристики «самоактуализирующейся личности».

    объективное восприятие действительности

    принятие себя, других, мира такими, какие они есть

    неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте

    способность переносить одиночество и потребность в обособлении

    творческие способности

    естественность поведения, отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия

    дружелюбные отношения к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик.

    Способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо

    нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении

    относительная независимость от физической и социальной среды.

    сознание различия между целью и средством: умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе

    Крупномасштабность психического содержания и деятельности (Эти люди преподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями.)

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, а процесс) немногие – менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведет радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности.

Равным образом это относится и к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

В целом же, если же человек не выходит на уровень самоактуализации (самоактуализирующаяся личность), оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма; он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. – все это не соответствует подлинной человеческой природе, все это – проявления психического нездоровья в том его понимании, в котором оно рассматривается гуманистической психологией.

Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает других, принимает природу, неконвенционален (т.е. независим от условностей), прост и демократичен, обладает чувством юмора (причем философского плана), склонен к переживанию вершинных чувств типа вдохновения и т.д.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов ХХ века – Карла Рождерса .

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но и продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Тенденция актуализации - причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально все переживания, весь опыт оценивается (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний организм старается избегать. Термин организм в данном случае означает человека как единое телесно-духовное существо. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура Я, т.е. самосознание. Проблема же, по Роджерсу, заключается в том, что вместе с формированием Я у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что способствует актуализации, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые не соответствуют пришедшим из вне идеалам. Я-концепция (т.е. представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Рождерс обозначает термином «неконгруэнтность »; это означает - на уровне проявлений – тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью внешних ориентиров – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., т.к. неконгруэнтность в той или иной степени свойственная человеку любого возраста и социального положения. Однако конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Основной причиной неврозов, с точки зрения Роджерса, является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы:

    сформировать у человека новый более адекватный образ самого себя

    сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале.

Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием. Другими словами, психическое здоровье – это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс, - безусловное позитивное отношение к ребенку, «Безусловное принятие »; ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что он делает, тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, полностью функционирующим.

Как практик Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение прежде всего в индивидуальной и групповой психотерапии. Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как недирективную, что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера – атмосфера безусловного принятия. В дальнейшем Роджерс обозначил свою психотерапию кактерапию, центрированную на клиенте ; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы; важнейшую роль играла открытость самого терапевта, его движение в направлении понимания проблем клиента, проявление этого понимания, т.е. важным оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта.

Наконец, Роджерс развивал терапию, центрированную на человеке , принципы которой(главное внимание – человеку как таковому, не социальным ролям или идентичности) распространялись за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп – встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку «стать полностью функционирующей личностью». Ее свойства, в понимании Роджерса, во многом напоминают свойства ребенка, что естественно – человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до переориентации на условия получения одобрения.

Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла . Его подход носит названиелоготерапия, т.е.терапия, ориентированная на обретение смысла жизни (в данном случае логос означает смысл). В основу своего подхода Франкл ставит триосновных понятия :

    свобода воли,

    воля к смыслу,

    смысл жизни.

Т.о., Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм, по сути, отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) и воли к власти (Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд в свое время полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

По Франклу этот вопрос естественен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний, типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя – к другому человеку или к смыслу; смысл по Франклу существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических; психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансцененция » и считает самоактуализацию лишь одним из ее моментов.

Это стремление человека может быть названо волей к смыслу . Франкл уделяет особое вниманиеситуации смыслоутраты и поиска смысла в безнадежных ситуациях (он сам был узником Освенцима). Франкл приходит к выводу, что страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (они же – методы терапии ): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.

Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием».

Так, в ряде исследований, было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов.

Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора – Франкл считал юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Направление, развиваемое Франклом, как и гуманистическую психологию, трудно назвать теорией в традиционном естественнонаучном понимании. Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях, возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться – иногда до святости, - если сохраняется смысл жизни.

Последнее обновление: 07/06/2015

Гуманистическая психология появилась в 1950-х года как реакция на психоанализ и бихевиоризм, занимавшие в то время доминирующее положение.Психоаналитики сосредоточивали своё внимание на понимании бессознательных мотиваций, которые управляют поведением, а бихевиористы изучали процесс обусловливания, по их мнению, определявший поведение. Гуманистические мыслители же считали, что и психоанализ, и бихевиоризм слишком пессимистичны, ибо делают упор на негативные эмоций и не принимают во внимание роль личного выбора.

Гуманистическая психология фокусируется на потенциал каждого человека и подчеркивает важность роста и самореализации. Фундаментальной для гуманистической психологии является убеждённость в том, что люди добры по своей природе и что именно психические и социальные проблемы приводят к отклонениям от этой естественной тенденции.

Гуманизм предполагает также, что для человека характерна деятельность и что благодаря своей воле он преследует цели, которые помогут ему реализовать собственный потенциал. Эта потребность в самоактуализации и личностном росте представляет собой ключевой, с точки зрения психологов-гуманистов, фактор мотивации поведения. Люди постоянно ищут новые способы вырасти и стать лучше, узнать что-то новое и реализовать свои возможности.

В конце 1950-х годов Абрахам Маслоу и другие психологи организовали несколько встреч, на которых обсудили возможность формирования профессиональной организации, посвященной гуманистическому подходу к психологии. Они согласились, что такие темы, как самореализация, творчество и индивидуальность, а также связанные с ними вопросы должны стать ключевыми для нового подхода. Так, в 1961 году они создали Американскую ассоциацию гуманистической психологии.

В 1962 году Абрахам Маслоу опубликовал книгу «По направлению к психологии бытия» (Toward a Psychology of Being), в которой описал гуманистическую психологию как «третью силу» в психологии. Первой и второй были бихевиоризм и психоанализ соответственно.

Тем не менее, не стоит думать об этих направлениях как о конкурирующих между собой. Каждая ветвь психологии вносит вклад в наше понимание человеческого разума и поведения. Гуманистическая психология добавила ещё один аспект, который делал представление о личности целостным.

Гуманистическое движение оказало огромное влияние на развитие психологии и способствовало появлению новых подходов к работе с психическим здоровьем человека. Психологи стали по-новому понимать поведение и мотивы человека, что привело к развитию новых методов психотерапии.

К основным идеям и концепциям в рамках гуманистического движения относят такие понятия, как:
самооценка;

  • свободная воля;
  • и т.д.

Основные сторонники гуманистической психологии

Наибольшее влияние на процесс формирования и развития гуманистического направления в психологии оказали работы таких психологов, как:

  • Ролло Мэй;
  • Эрих Фромм.

Важные события в истории гуманистической психологии

1943 - Абрахам Маслоу описал свою иерархию потребностей в своей статье «Теория человеческой мотивации», опубликованной в Psychological Review;

1961 - видные гуманисты того времени сформировали Американскую ассоциацию гуманистической психологии и начали выпускать «Журнал гуманистической психологии»;

1971 - Американская ассоциация гуманистической психологии становитсяодним из подразделений АПА.

Критика гуманистической психологии

  • Гуманистическую психологию часто считают слишком субъективной - важность индивидуального опыта затрудняет объективное изучение и измерение психических проявлений. Можем ли мы объективно сказать, что кто-то самоактуализировался? Конечно, нет. Мы можем полагаться только на собственную оценку своего опыта, данную индивидом.
  • Кроме того, результаты наблюдений не поддаются проверке - точного способа измерить или количественно оценить исследуемые свойства не существует.

Сильные стороны гуманистической психологии

  • Одно из главных достоинств гуманистической психологии заключается в том, что она отводит человеку большую роль в управления и определении состояния собственного психического здоровья, по сравнению с остальными школами.
  • Она также принимает во внимание воздействие окружающего мира. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на наших мыслях и желаниях, гуманистическая психология также подчёркивает также важность влияния на наш опыт окружающей среды.
  • Гуманистическая психология продолжает оказывать влияние как на терапию, так и на образование, здравоохранение и другие сферы нашей жизни.
  • Она помогла побороть некоторые из стереотипов о психотерапии и сделала её приемлемым вариантом для обычных здоровых людей, которые желают исследовать свои способности и потенциал.

Гуманистическая психология сегодня

Сейчас центральные понятия гуманистической психологии можно встретить во многих дисциплинах, включая другие отрасли психологии, образование, терапию, политику и пр. Например, на гуманистические принципы во многом опираются трансперсональная и позитивная психология.

Необихевиоризм

Еще в 1913 г. У. Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями показал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул: поведение предполагает переработку стимула в организме . Этим была поставлена новая проблема для бихевиористов. Попытка преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме "стимул - реакция" за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию, составили различные варианты необихевиоризма. В нем разрабатываются также новые модели обусловливания, а результаты исследований получают широкое распространение в различных областях социальной практики.

Основы необихевиоризма заложил Эдвард Чейз Толмен (1886-1959). В книге "Целевое поведение животных и человека" (1932) он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствуют уотсоновскому пониманию поведения по схеме "стимул - реакция".

Он предложил вариант бихевиоризма, получивший название целевого бихевиоризма . По Толмену, любое поведение направлено на достижение некоторой цели. И несмотря на то, что приписывание целесообразности поведения предполагает обращение к сознанию, тем не менее Толмен считал, что можно обойтись и в данном случае без ссылок на сознание, оставаясь в рамках объективного бихевиоризма. Поведение, по Толмену, это целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, выражающейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями.

Толмен различал пять основных независимых причин поведения: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение, возраст . Поведение - это функция этих переменных. Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, обозначенных им как промежуточные переменные. Именно они связывают между собой стимулирующую ситуацию и наблюдаемую реакцию. Тем самым формула классического бихевиоризма должна была быть преобразована из S - R (стимул - реакция), в формулу S - O - R , где "О" включает в себя все, что связано с организмом . Определяя независимые и зависимые переменные, Толмен получил возможность дать операционализированные описания ненаблюдаемых, внутренних состояний. Свое учение он назвал оперантный бихевиоризм . И еще одно важное понятие ввел Толмен - латентное научение, т.е. такое научение, которое не поддается наблюдению в то время, когда оно происходит. Поскольку промежуточные переменные являются способом операционного описания ненаблюдаемых внутренних состояний (например, голода), то эти состояния можно было уже изучать с научных позиций.

Выводы, полученные из наблюдений над животными, Толмен распространял на человека, разделяя тем самым биологизаторские позиции Уотсона.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес Кларк Халл (1884-1952). По мнению Халла, мотивами поведения выступают потребности организма, возникающие в результате отклонения от оптимальных биологических условий. При этом Халл вводит такую переменную, как побуждение, подавление или удовлетворение которой выступает единственной основой для подкрепления. Другими словами, побуждение не определяет поведение, а только придает ему энергию. Им были выделены два вида побуждения - первичные и вторичные. Первичные побуждения связаны с биологическими потребностями организма и относятся к его выживанию (потребности в еде, воде, воздухе, мочеиспускании, термической регуляции, половых сношениях и др.), а вторичные - связаны с процессом научения и соотносятся с окружающей средой. Устраняя первичные побуждения, они могут сами выступить насущными потребностями.

Применяя логический и математический анализ, Халл старался выявить связь между побуждением, стимулами и поведением. Основной причиной любого поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, определяет его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность обуславливает характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Важнейшим условием образования новой связи, по Халлу, является смежность стимула, реакций и подкрепления, которое снижает потребность. Сила связи (потенциал реакции) зависит от количества подкреплений.

Вариант оперантного бихевиоризма был разработан Б.Ф. Скиннером . Подобно большинству бихевиористов, Скиннер полагал, что обращение к физиологии бесполезно для изучения механизмов поведения. Между тем его собственная концепция "оперантного обусловливания" сложилась под влиянием учения И. П. Павлова. Признавая это, Скиннер разграничил два типа условных рефлексов. Он предложил отнести условные рефлексы, изучавшиеся павловской школой, к типу S. Это обозначение указывало на то, что в классической павловской схеме реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула (S) , т.е. безусловного или условного раздражителя. Поведение же в "скиннеровском ящике" было отнесено к типу R и названо оперантным. Здесь животное сначала производит реакцию (R), скажем, крыса нажимает на рычаг, а затем реакция подкрепляется. В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа К и выработкой слюноотделительного рефлекса по павловской методике. Таким образом, Скиннер предпринял попытку учесть (с бихевиористских позиций) активность (произвольность) приспособительных реакций. R – S.

Практическое применение бихевиоризма

Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность - прежде всего в области исправления «нежелательного» поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения. В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые по сути дела выступают лишь следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, - поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести. Если вдуматься - не на том ли основана идеология всей тренинговой работы? Хотя, конечно, редкий современный тренер согласится признать себя бихевиористом, напротив - еще наговорит кучу красивых слов об экзистенциально-гуманистических идеалах своей деятельности. Но попробовал бы он осуществлять эту деятельность без опоры на поведение!

Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, - это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.

Критика бихевиоризма

Итак, бихевиоризм оказывается сильно уязвим для критики в связи с тем, что он:

- заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного - внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;

- трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека до уровня автомата, робота, марионетки;

- опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;

- не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;

- не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;

- опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;

- неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;

- недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;

- антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.

Психоанализ

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIXв. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики.

Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгеима. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт пост гипнотического внушения произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895 г.), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842-1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.

Сознание и бессознательное.

Фрейд описывал сознание, предсознание и бессознательное по аналогии с айсбергом.

1.Сознание. 1/7 часть – это сознание в состоянии бодрствования. В него входит все, что помнит, слышит, воспринимает пока находится в состоянии бодрствования.

2.Предсознание – (пограничная часть) – хранит воспоминания о сновидениях, оговорках и др. Мысли и действия, проистекающие из Предсознания дают догадки о Бессознательном. Если вы вспоминаете сновидение, это не значит, что вы выявляете бессознательные мысли. Это значит, что вы вспоминаете закодированные идеи Бессознательного. Предсознание защищает Сознание от воздействия Бессознательного. Оно работает по принципу одностороннего клапана: из Сознания в Бессознательное информацию пропускает, а обратно – нет.

3.Бессознательное. 6/7 – содержит наши страхи, тайные желания, травмирующие воспоминания прошлого. Эти мысли полностью спрятаны и недоступны бодрствующему Сознанию. Это необходимо для защиты: мы забываем прошлый негативный опыт, чтобы освободиться от него. Но невозможно НАПРЯМУЮ заглянуть в бессознательное. Даже сны – это закодированные образы, по Фрейду.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПОВЕДЕНИЯ

Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы, – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти.

Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо –термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.

Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.

Вторая группа – инстинкты Смерти или Тонатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.

Источник – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние.

Цель – инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения.

Объект – означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Пути, ведущие к цели не всегда одни и те же, впрочем как и объекты. Кроме гибкости в выборе объекта, индивидуумы обладают способностью откладывать разрядку на продолжительные отрезки времени.

Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта.

Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по

какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать инстинктивную энергию.

Теория личности.

Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго . Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Рассмотрим поподробнее все три структуры.

ИД. – соответствует бессознательному. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З.Фрейд «Я и Оно»).

Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия . Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и

общества. ОНО подчиняется своим желаниям, проще говоря. Ид стремится к удовольствию и кроме того избегает неприятных ощущений. Ее можно обозначить

Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной

потребности.

Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания

возникает следующая структура – эго.

ЭГО. (Лат. «ego» – «я») – предсознание. Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Из-за этого Эго часто противостоит Ид. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

СУПЕР-ЭГО. – соответствует сознанию. Или Сверх-Я.

Супер-эго – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической силой личности, супер-эго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником».

Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать супер-эго как индивидуальное отражение «коллективной совести», «морального сторожа» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Супер-эго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супер-эго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу

реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Из-за подобных различий Ид и Супер-эго конфликтуют между собой, порождая неврозы. А задача Эго, в таком случае, улаживать конфликты.

Фрейд считал, что все три грани внутреннего мира человека постоянно взаимодействуют друг с другом: «Ид» воспринимает окружающую среду, «Эго» анализирует ситуацию и выбирает оптимальный план действия, «Супер-Эго» корректирует это решения с точки зрения моральных убеждений личности. Но эти сферы не всегда действуют отлажено. Внутренние конфликты между «надо», «могу» и «хочу» неизбежны. Как проявляется внутренний конфликт личности? Давайте рассмотрим простейший жизненный пример: человек находит бумажник с деньгами и паспортом земляка в чужой стране. Первое, что приходит ему на ум – это осознание факта наличия большого количества денежных купюр и личного документа другого человека (здесь сработало «Ид»). Далее идет анализ полученной информации, ведь можно оставить деньги себе, выбросить документы и наслаждаться неожиданно полученными материальными ресурсами. Но! В дело вмешивается «Супер-Эго», ведь в глубине личности это т человек воспитанный и честный. Он понимает, что кто-то пострадал от этой потери и нуждается в обретении своего бумажника. Тут возникает внутренний конфликт: с одной стороны получить довольно крупную сумму денег, с другой – помочь незнакомцу. Пример простейший, но он удачно демонстрирует взаимодействие «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Защитные механизмы эго.

Основная функция тревоги – помогать избегать неприемлемых выявлений у себя инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время. Защитные механизмы помогают осуществлению этой функции. По мнению Фрейда, эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид

двумя способами:

1. Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении

2. Или искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снизилась или отклонилась в сторону.

Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии.

Вытеснение . Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же являясь основой для построения более сложных механизмов. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания . Пример. С тем же бумажником: чтобы не решать проблему, человек потеряет заинтересованность в деньгах: «а зачем они мне? Своими обойдусь».

Проекция . Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления. Пример.

Замещение . В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. (начальник на работе - жена). Мало распространенная форма замещения – направление на самого себя: враждебные импульсы направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.

Рационализация . Другой способ справиться с фрустацией и тревогой – исказить реальность. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто употребляемым видом является рационализация по типу «зелен виноград», берущий название из басни « Лиса и виноград»

Реактивное образование . Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется; в сознании проявляется совсем противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия . Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов. Например, творчество вместо агрессии.

Отрицание . Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например, ребенок, переживающий гибель любимой кошки, верит, что она до сих пор жива. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом.

Итак, мы рассмотрели механизмы защиты психики перед лицом внешней и внутренней угрозы. Из вышесказанного видно, что все они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в результате наше эго теряет энергию и гибкость. Фрейд говорил, что зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности.

Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в настоящее время.

Гуманистическая психология

В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Истоки гуманистической психологии

Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях.

Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах «стимул-реакция». Другие психологи также настаивали на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека.

Корни гуманистической психологии можно проследить и в психоанализе. Адлер, Хорни, Эриксон и Олпорт в противовес позиции Фрейда настаивали на том, что человек - существо прежде всего сознательное и наделенное свободой воли. Эти «отступники» ортодоксального психоанализа видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали в личности человека прежде всего творческую способность человека самому формировать свое Я.

Природа гуманистической психологии

С точки зрения гуманистической психологии, бихевиоризм представляет собой узкий, искусственно созданный и предельно обедненный взгляд на природу человека. Акцент бихевиоризма на внешнем поведении, по их мнению, лишает образ человека подлинного смысла и глубины, ставя на одну доску с животным или машиной. Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе каких-либо причин и полностью определяется стимулами внешней среды . Мы - не лабораторные крысы и не роботы, человека нельзя полностью объективировать, просчитать и свести к совокупности элементарных актов типа «стимул-реакция».

Бихевиоризм не был единственным противником гуманистической психологии. Она также подвергала критике элементы жесткого детерминизма во фрейдовском психоанализе: преувеличение роли бессознательного и, соответственно, недостаточное внимание к сознательной сфере, а также преимущественный интерес к невротикам и психотикам, а не к людям с нормальной психикой.

Если прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств . Сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо. Именно поэтому в ответ на явную ограниченность как бихевиоризма, так и психоанализа, гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека, третью силу в психологии. Она как раз и призвана заняться изучением тех аспектов психики, которые прежде не замечали или игнорировали. Примером такого рода подхода являются работы Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Самоактуализация

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации . Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей . Часто используется в качестве мотивации для каких-либо свершений. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является, по Маслоу, наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены. Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;

3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;

4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;

5) потребность в самоактуализации.

Большая часть работ Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоактуализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Как он обнаружил, таким людям присущи следующие характеристики: (самоактуализировавшиеся)

объективное восприятие реальности;

полное приятие своей собственной натуры;

увлеченность и преданность какому-либо делу;

простота и естественность поведения;

потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному;

интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний**;

доброжелательное и сочувственное отношение к людям;

нонконформизм (сопротивление внешним давлениям);

демократический тип личности;

творческий подход к жизни;

высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у Адлера).

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Обычно это люди среднего возраста и старше; как правило, они не подвержены неврозам. По мнению Маслоу, такого рода люди составляют не более одного процента населения.

Правда позже Маслоу отказался от своей пирамиды, как и от теории потребностей. Из-за того, что не все соответствовали теории - для некоторых индивидов высшие потребности оказывались важнее, чем удовлетворение низших «по полной программе». Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением.

Карл Роджерс . Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке.

Личностно-ориентированная терапия - подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом. Отличается прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента.

Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Самоактуализация

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации . Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке - Роджерс называл это позитивным вниманием, - то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку.Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.

Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

открытость по отношению к опыту любого типа;

намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

чувство свободы в мыслях и поступках;

высокий уровень творчества.

Роджерс подчеркивает, что невозможно достичь состояния самоактуализации. Это процесс, он длится во времени. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью».

Когнитивная психология


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;

> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1%). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» - сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Основные черты

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии пен" хологом решений. Это отличает это направление от психоди* | намической теории, делающей акцент на то, как прошлое 1 воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, | использующей воздействие окружения на личность. |

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистичес*| кое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом»! Ф. Перлзом, В. Франклом. ;|

Их основная методологическая позиция состоит в том, что|| предназначение человека- жить и действовать, определяж| свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психоло-1 гии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности - благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого - вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым рабо­тают психологи этого направления,- мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Кли­ент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения;

метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки»- авторитарной, директивной, и «нижней собаки»- пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманисти-/ ческой психологии используются техники перемены отношен! ния; парадоксальные намерения; переключение; метод убеж».| дении (призыва). Осуществление этих техник требует от пси*.| холога красноречия, точности словесных формулировок/! ориентации на мироощущение клиента. |

Гуманистическое направление практической психологии^ постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента. Щ

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит| в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психо-Д лог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это^ может привести к неспособности слышать клиента, что разч| рушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы рабоя| тать эффективно, не должен начинать работу с предвзятым»! идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.! Практическая работа психолога - это работа с конкретной| индивидуальностью человека. В том числе и с собственно»! индивидуальностью - составной частью его профессиональ»| ной позиции. ,.<|

Психологу необходимо постоянно изучать свои личности, | ные и профессиональные возможности, чтобы избежать ри-1 гидности или излишней свободы в развитии личных понятий^!

Психолог и клиент - два разных человека - встречаются ва| время интервью. Независимо от его успешности оба участии»! ка его, в результате взаимодействия, изменяются. . l|

Сторонников гуманистических теорий индивидуальности в первую очередь интересует то, как человек воспринимает, осознает и объясняет реальные события в собственной жизни. Они описывают феноменологию индивидуальности, а не ищут ей объяснение, ибо теории данного типа периодически называют феноменологическими. Описания индивидуальности и событий в ее жизни тут в основном сконцентрированы на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и т.д..

Самом известными представителями этого подхода к индивидуальности являются американские специалисты А. Маслоу и К. Роджерс. Концепция А. Маслоу мы специально рассмотрим дальше, а теперь коротко остановимся лишь на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая собственную теорию индивидуальности, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие "Я", включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: "Кто я?", "Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?"

Образ "Я", складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее "настоящее Я" и "идеальное Я" согласуются м/у собою.

Главная необходимость человека, по гуманистических теорий индивидуальности - самоактуализация, желание к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главной роли самоактуализации объединяет всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии индивидуальности, невзирая на значительные расхождения во взглядах.

По А. Маслоу, в психологических характеристик самоактуализирующиеся индивидуальности относятся:

Активное восприятие действительности и умение неплохо ориентироваться в ней;

Принятие себя и иных людей такими, какие они есть;

Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении собственных мыслей и ощущений;

Сосредоточение внимания на том, что случается снаружи, в противовес ориентации лишь на внутренний мир, и сосредоточение сознания на своих чувствах и переживаниях;

Обладание чувством юмора;

Развитые творческие способности;

Неприятие условностей, однако без показного их игнорирования;

Озабоченность благополучием иных людей и необеспечение лишь своего радости;

Умение к глубокому пониманию жизни;

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители

А. Маслоу

К. Роджерс

В. Франкл

Ф. Бэррон

С. Джурард

Предмет изучения

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

человек целостен

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

Главной психологической реальностью являются переживания человека

Человеческая жизнь - целостный процесс

Человек открыт к самореализации

Человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название "третьей силы". К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен.

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека.

4. Человеческая жизнь - единый процесс.

5. Человек открыт к самореализации.

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.