Украинские ракетные двигатели начали замещать российские. США решили покупать ракетные двигатели у Украины. (1 фото)

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Завод "Мотор Сич" производит двигатели для транспортных самолетов и вертолетов

Украинские власти планируют прекратить военное сотрудничество с Россией, заявил в пятницу первый вице-премьер Украины Виталий Ярема.

В конце марта, как сообщали украинские СМИ, поставки оружия и военной техники в Россию уже заморозил концерн "Укроборонпром".

Исполняющий обязанности главы концерна Юрий Терещенко признал, что Украина понесет экономические потери, однако задался в этой связи вопросом: "Но разве разумно вооружать армию противника?".

В пятницу Ярема говорил о том же: "Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, - это полное безумие".

В то же время далеко не вся продукция военного назначения, которую Россия выпускает в кооперации с Украиной, может быть использована Москвой в случае конфликта с южным соседом. Трудно представить, например, что Россия сможет задействовать в нем межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В "Воевода" ("Сатана" по классификации НАТО).

Последние производились на заводе в Днепропетровске, и их до сих пор обслуживают украинские специалисты. Эти ракеты все еще являются основой ядерного щита России.

Пример с "Воеводой" демонстрирует, что прекращение Украиной военно-технического сотрудничества с Россией может стать для Москвы болезненным.

Запорожские и николаевские моторы

Что Украина поставляет и чинит для российского ВПК

  • межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В "Воевода" ("Сатана" по классификации НАТО)
  • вертолетные двигатели (до 70% потребности российских ВВС)
  • газотурбинные моторы для военных кораблей

При этом эксперты по-разному оценивают зависимость России от украинского ВПК в том, что касается обслуживания "Воевод". По мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, эта зависимость весьма велика.

В интервью "Независимой газете" он заявил, что если отношения с Украиной будут разорваны, то придется либо самим заниматься обслуживанием самой мощной российской МБР, либо искать замену этим ракетам.

С другой стороны, в случае "Воеводы" сотрудничество с украинцами уже в любом случае близится к завершению, так как срок службы ракет подходит к концу, и им на смену готовятся МБР российской разработки.

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, российские специалисты вполне смогут заменить своих украинских коллег в том, что касается обслуживания "Воевод".

Многие российские эксперты полагают, что наиболее чувствительное место в военном сотрудничестве России и Украины - это не выпускавшиеся в Днепропетровске баллистические ракеты, а производимые в Запорожье двигатели для российских вертолетов и транспортных самолетов, а также выпускаемые в Николаеве газотурбинные моторы для российских военных кораблей.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption "Воеводы" в российской армии до сей поры обслуживаются специалистами из Украины

Как подчеркивает Макиенко, запорожское предприятие "Мотор Сич" выпускает до 70% всех двигателей для российских вертолетов.

В то же время, как отмечает военный эксперт Илья Крамник, завод более половины своих комплектующих получает из России, а российский рынок является для предприятия одним из основных.

Похожая ситуация, по его словам, наблюдается и в случае с николаевским заводом "Зоря" - "Машпроект": здесь налицо как зависимость российских корабелов от украинской продукции, так и заинтересованность украинских двигателестроителей в заказах из России.

Обоюдоострая угроза

Российские эксперты признают, что в случае разрыва Киевом военного сотрудничества ситуация с двигателями для вертолетов и военных кораблей будет для России болезненной.

По оценкам Макиенко, для того, чтобы заменить продукцию "Мотор Сич" российскими аналогами потребуется 3-4 года и миллиардные инвестиции.

При этом эксперт отмечает, что найти быструю замену украинским двигателям будет невозможно, и возникнет очень тяжелая ситуация. Илья Крамник также полагает, что российским вертолетостроителям не останется ничего другого, как снизить объемы выпускаемой продукции.

Однако российские аналитики уверены, что украинские власти не пойдут дальше деклараций. Эксперты из России подчеркивают, что разрыв военного сотрудничества будет иметь обоюдоострый характер, и социальная цена за разрыв связей с Россией в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры может оказаться неприемлемо высокой.

Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, - это полное безумие Виталий Ярема,
первый вице-премьер Украины

Они отмечают, что следствием такого шага Киева может стать банкротство ряда украинских предприятий, подчеркивая при этом важность РФ для украинской оборонки: украинский военный экспорт в Россию, составляющий около 40% от общего украинского экспорта военной продукции, по некоторым оценкам, достигает 1 млрд долларов в год.

В России скептически относятся и к заявлениям властей Украины о том, что украинские оружейники смогут переключиться на иные, "восточные", как говорят в Киеве, рынки, указывая, что едва ли украинский ВПК в его нынешней форме способен предложить какие-то новые продукты, помимо обслуживания ранее поставленной техники.

Кому продать?

С такими оценками в Киеве не могут согласиться. По мнению эксперта киевского центра Разумкова Алексея Мельника, несмотря на всю болезненность разрыва военной кооперации с Россией, в создавшихся условиях этому шагу нет альтернативы.

При этом эксперт отмечает, что Россия сама более 10 лет назад взяла курс на создание автономного цикла производства вооружений, так что в какой-то момент кооперация с Киевом для Москвы все равно потеряла бы актуальность.

Мельник считает, что, отказавшись от связей с Россией, Украина вполне сможет утвердиться на новых рынках, включая и страны НАТО.

Эксперт также подчеркивает, что помощь украинскому ВПК в этой непростой ситуации окажут более активные закупки военной техники со стороны министерства обороны Украины, о чем заявляют украинские власти.


19 ноября президент Украины Петр Порошенко, поздравив громадян с 20-летием первого полета в космос гражданина независимой Украины, назвал страну «космической державой».

Порошенко сообщил, что 20 лет назад «произошло историческое событие для независимой Украины»: в космос на борту американского космического корабля «Колумбия» отправился Леонид Каденюк. «С тех пор Украина успешно подтверждает свои позиции космической державы», - написал Порошенко на своей странице в Facebook.

На счет успешности позиций и космической державы - вопрос спорный, тем не менее, кое-чего Украина, действительно, добилась.

Так, на днях стало известно, что европейская -носитель Vega с украинским двигателем успешно стартовала 8 ноября 2017 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Маршевый жидкостной РД-843 - основной двигатель четвертой ступени этой ракеты-носителя. Он разработан государственным предприятием КБ «Южное» и изготовлен на «Южмаше». По информации Государственного космического агентства Украины (ГКА), предыдущий девятый пуск РН в рамках программы Vega был осуществлен весной - 7 марта 2017 года.

А 12 ноября уже с американского космодрома Уоллопс (штат Вирджиния) состоялся успешный пуск модернизированной ракеты-носителя среднего класса Antares-230 с транспортным космическим кораблем Cygnus. Транспортник доставил на Международную космическую станцию (МКС) 3229 кг груза по заказу NASA. Как сообщила пресс-служба Укркосмоса, в подготовке и проведении пуска принимали участие украинские специалисты. Главным разработчиком ракеты-носителя является американская компания Orbital АТК, однако основную конструкцию первой ступени создают украинские предприятия - КБ «Южное» и «Южмаш» в кооперации с «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), «ЧЕЗАРА», «РАПИД» (Чернигов) и др.

Известно, что изначально на первой ступени РН Antares-230 стояли двигатели AJ-26 - лицензированная в США модификация советского двигателя НК-33 для использования на американских носителях. У данной части ракеты три «родителя»: непосредственно частная компания США Orbital Sciences, российский СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова) и украинское КБ «Южное». Украинцы участвовали в разработке и контроле изготовления на заводе «Южмаш» ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования.

После аварии, произошедшей при запуске в октябре 2014 года, было объявлено об замене двигателя первой ступени AJ-26 на двигатель РД-181 - разработанный химкинской компанией «НПО Энергомаш» специально для «Антареса», причем за его основу был взят двигатель РД-191 от «Ангары». То есть подмосковное предприятие в этом проекте занимается поставками РД-181 (по контракту НПО «Энергомаш» поставит Orbital ATK с 2017 по 2018 год 14 двигателей) и их адаптацией к носителю, а Украина по-прежнему решает задачи в части изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания. По словам гендиректора химкинского предприятия Игоря Арбузова, российские и украинские эксперты раздельно работали на американском космодроме по программе подготовки к первому запуску и продолжают «не пересекаться».

По четвертой ступени AVUM лёгкой РН, совместно разрабатываемой с 1998 года Европейским космическим агентством (ESA) и Итальянским космическим агентством (ASI), у украинцев действует уже довольно старый контракт, отмечаетнаучный руководитель Института космической политики Иван Моисеев .

Это европейская ракета впервые вывела на орбиты полезную нагрузку в 2012 году, и с тех пор периодически летает, доставляя в основном спутники дистанционного зондирования Земли. В 2018 году запланировано три запуска, и пока ничто не указывает на то, что европейцы хотят отказаться или заменить этот носитель. Antares летает реже, но по обеим программам украинцы выполняют свои обязательства и получают за это твердую валюту. У нас любят говорить о том, что украинские ВПК и космическая отрасль находятся в глубоком упадке, тем не менее, производство тех же двигателей РД-843 там сохраняется.

Конечно, двигатели на четвертой ступени РН Vega не самые мощные, но для украинских предприятий их изготовление - это уже отлаженная вещь, и не будем забывать, что двигатель - это самый сложный узел в ракете.

- Какие комплектующие для производства РД использует Украина?

В принципе что-то из комплектующих и из элементной базы они должны закупать в России, но в отличие от производства спутников та же элементная база двигателей достаточно широко распространена и ее легко можно купить в другом месте. То есть, здесь нет жестких требований, которые предъявляются, например, к элементной базе спутников. Что касается наиболее технологичных вещей - аппаратуры, автоматики, радиоуправления и т. д., то значительную часть изделий для российской космической промышленности делала именно Украина в рамках политики СССР по разделению труда.

Учитывая состояние космической отрасли, украинцы могут принять участие в каких-либо еще проектах с иностранным участием?

Для Украины единственный выход - развивать кооперационные связи, чтобы продолжать получать деньги и сохранить промышленность в более-менее работоспособном виде. Вообще, конечно, Киев периодически озвучивает грандиозные планы по покорению космоса, но их возможность крайне ограничена, хотя надежда на реализацию приемлемых решений у Украины все-таки есть.

Так, бразильское космическое агентство трижды безуспешно пыталось запустить ракету-носитель легкого класса VLS-1 - в 1997, в 1999 и в 2003 годах. Последняя авария привела к гибели 21 человека и к уничтожению стартовой площадки. После этого работы над ракетой были заморожены, но желание летать в космос у бразильцев не пропало, и они решили сотрудничать с Украиной. Но, видимо, в связи с изменившейся политической ситуацией на Украине и сложностями в реализации проекта ракетного комплекса «Циклон-4» (в его состав входят ракета-носитель «Циклон-4» и наземный комплекс, обеспечивающий проведение на космодроме работ по подготовке и запуску РН и полезной нагрузки) летом 2015 года Бразилия в одностороннем порядке денонсировала (отменила) договор.

Теперь канадская компания Maritime Launch Services (MLS) планирует построить космодром у восточного побережья страны при участии украинцев. Вообще у Украины с Канадой, где проживает большая украинская диаспора, вроде бы идут серьезные переговоры по строительству объекта недалеко от города Кансо - чтобы выводить украинской ракетой «Циклон 4М» (Cyclone 4M) спутники весом до 3?350 килограммов.

Вообще использование космодрома в Канаде - второй шанс для Украины в решении проблемы со стартовой площадкой и шанс реально стать космической державой. В принципе, они могут организовать производство ракет для вывода малых спутников, и тем самым создать конкуренцию японцам и американцам, потому что рынок вывода малых аппаратов на орбиту довольно быстро растет. Но это - не близкая перспектива, тем более, сейчас хватает игроков на рынке, которые хотели бы делать ракеты для запуска именно малых аппаратов.

- «Южмаш» находится в сложном финансовом положении. На сегодняшний день предприятие имеет задолженность по заработной плате в размере около 80 млн. грн. (примерно 175 млн руб.) только по официальным, потому и не очень достоверным подсчетам, - говоритпреподаватель Военного университета Министерства обороны РФ Владимир Карякин . - И только благодаря некоторым контрактам - по Antares и еще ряду проектов - летом 2017 года предприятие начало переходить, по признанию главы профсоюзного комитета «Южмаша» Валерия Васильева, «с однодневки на три рабочих дня».

Из-за того, что на Украине ежедневно делается масса популистских и откровенно завиральных заявлений, складывается впечатление, что там ничего не могут, однако, к счастью, все-таки какое-то производство сохраняется, которое дает людям рабочие места. Пусть даже и путем, которым сейчас идет «Южмаш», а именно - возвращением к производству троллейбусов (речь идет о партии троллейбусов «Днепр-Т103» для Днепропетровска и Запорожья) и сборке шасси для самолетов Ан. Производство ступени для американской ракеты и сборка двигателя для ракеты Vega - это практически единственное профильное дело предприятия, приносящее реальные деньги. Ведь РН летает - в июне 2015 года она вывела европейский спутник Sentinel-2A, предназначенный для дистанционного наблюдения за Землей, в сентябре 2016 года - четыре спутника SkySat оператора, принадлежащего Google, и первый перуанский спутник PeruSAT-1.

Способна ли Украина на нечто большое? Например, вывести свой первый спутник связи «Лыбидь», запуск которого в очередной раз перенесен 2018 год? Слабо верится. Что касается интереса к «Циклону-4», то теоретически такое возможно, ведь трёхступенчатая ракета-носитель лёгкого класса «Циклон-3» была неплохой и надежной РН, которая запускала преимущественно спутники военного назначения. Но насколько «Циклон-4» будет надежной ракетой, и за сколько украинцы согласятся ее производить - это вопросы, которые, на мой взгляд, делают проект с Канадой не реальным.

Украинские двигатели на баллистических ракетах КНДР August 14th, 2017

Помните, недавно пресс-секретаря Белого дома Сара Сандерс заявила , что во время избирательной кампании должностные лица украинского правительства и Национального комитета Демократической партии совместно действовали против будущего президента США Дональда Трампа. Вроде бы ничего особенного заявление, но с учетом, что оно было сделано намного после самих выборов, что то им все же сказать хотели.

И вот еще один "удар" получила Украина от "друга": Причем удар то очень существенный с учетом раскрученного маховика угроз от КНДР.

"Успех КНДР в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет, способных достичь территории США, объясняется наличием у Пхеньяна ракетных двигателей украинского производства", утверждает The New York Times.

Издание со ссылкой на аналитические отчеты и данные американских спецслужб сообщает, что Северная Корея могла приобрести эти двигатели на черном рынке. По мнению The New York Times, это объясняет, как Пхеньяну после серии неудачных испытаний удалось внести кардинальные изменения в конструкцию ракет.

Аналитики изучили фотографии, на которых Ким Чен Ыну показывают новые двигатели, и пришли к выводу, что детали очень похожи на те, что производились в Советском Союзе. Как подчеркивается в материале, производить их могли на ограниченном числе заводов, и наиболее вероятным называется расположенный в Днепре (бывшем Днепропетровске) Южном машиностроительном заводе имени А. М. Макарова (Южмаш). Завод был задействован в производстве баллистических ракет Р-36М (SS-18 Сатана) и долгое время сотрудничал с российским Минобороны и после распада СССР.


Американское издание отмечает, что после 2014 года сотрудничество России и Южмаша было сведено практически к нулю и завод остался без заказов. По мнению экспертов, в связи с тяжелой ситуацией именно днепропетровский завод, скорее всего, поставил комплектующие в КНДР.

"Вероятно, двигатели попали в Северную Корею с Украины. Видимо, незаконно. Вопрос в том, сколько их было и помогает ли Украина Пхеньяну до сих пор. Я очень обеспокоен", - завил эксперт Международного института стратегических исследований Майкл Эллеман.

Он также привел данные расследования ООН, согласно которому шесть лет назад КНДР уже пыталась украсть секретную документацию, касающуюся ракетных вооружений, двигателей и ракетного топлива, с украинского завода.

Газета констатирует, что выводы экспертов подтверждают слова представителей спецслужб, которые давно отмечали, что неожиданный прогресс КНДР в столь технологически сложной сфере не может быть достигнут за счет собственных возможностей. Вероятно, они использовали новые двигатели первый раз в сентябре 2016 года, то есть Пхеньяну удалось за 10 месяцев от промежуточного этапа разработки перейти к запуску межконтинентальных баллистических ракет.

Киев конечно же все опроверг. "Украина никогда не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею. Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах", - подчеркнул секретарь СНБО Украины.

Он отметил, что Украина считает режим Северной Кореи "тоталитарным, опасным и непредсказуемым, и поддерживает все санкции против этой страны".


Северная Корея давно интересовалась разработками КБ Южное - технологиями ракетостроения - и пыталась их заполучить. Об этом "Стране" в легендарном конструкторском бюро. В самом "Южмаше" также отрицают возможность передачи ракетных технологий Северной Корее.

"Предположение авторов публикации и процитированного ими "эксперта" касательно возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности, - говорится в официальном заявлении предприятия. - "Южмаш" никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости не выпускались и не выпускаются. Единственный серийный двигатель, поставляемый в последние годы на экспорт (РД-843 в Италию для европейской ракеты-носителя "Вега"), предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса и по своим характеристикам (в том числе, по силе тяги) не пригоден для использования в баллистических ракетах военного назначения".

В тоже время неофициально в КБ "Южном" говорят, что интерес со стороны северокорейцев к предприятию был.

"Вы представляете, какие деньги здесь могут быть замешаны и какие чины? А тут вам будет инженер о таком рассказывать. Да меня, как муху прихлопнут", - рассказал нам один из бывших сотрудников КБ "Южное".

По его словам, после развала Советского Союза к украинским ракетостроительным технологиям проявляли интерес различные государства. В частности, КНДР и Китай. "Северная Корея интересовалась именно ракетными двигателями той самой легендарной "Сатаны". Несколько лет назад был грандиозный скандал, связанный с тем, что северокорейские инженеры пытались выкрасть в КБ конструкторскую документацию. Но это вскрылось и инженеров тогда задержали, документацию вернули. Но я не исключаю, что интересующая их документация вполне могла позже оказаться в КНДР. В КНДР нет таких огромных денег на собственные разработки, потому им гораздо дешевле было найти подход к украинской стороне, естественно неофициальный", - заявил экс-сотрудик "Южного".


Отметим, что в официальных источниках также была информация о попытке северокорейской разведки получить ракетные технологии на "Южмаше".

В 2015 году газета "Сегодня" писала о приговоре, который получили за шпионаж северокорейцы: "двое граждан Северной Кореи прибыли в Днепропетровск под видом туристов и стали искать контакты с сотрудниками знаменитого ракетно-космического бюро "Южное". Они охотились за научными диссертациями о технологиях топливных процессов, предлагая за каждую копию по $1 тыс. Имевшие доступ к работам сотрудники КБ, которых корейцы хотели завербовать, сообщили кому следует, и незваных гостей задержала СБУ. Суд дал по 8 лет каждому".

Так возможны ли украинские двигатели на баллистических ракетах Северной Кореи или это все "газетные выдумки"?

Новость с заголовком «По словам исследователей, успех севернокорейских ракет связан с украинским заводом». В тексте утверждается, что аналитики, исследовавшие фотографии севернокорейского лидера, осматривающего новые ракетные двигатели, сделали вывод, что по дизайну они напоминают старые советские, и что они могут быть связаны только с несколькими бывшими советскими странами. По какой-то причине The New York Times решила сфокусироваться именно на заводе ЮЖМАШ в украинском городе Днипро.

Александр Турчинов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), уже опроверг эту информацию. Он сказал, что «Украина всегда придерживается взятых на себя международных обязательств» и что «Украина не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии Северной Корее». По его словам, информация о передаче ЮЖМАШ ракетных технологий Северной Корее «…не имеет под собой никаких оснований, является провокационной по смыслу и скорее всего спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных преступлений». Он таже подчеркнул, что Украина считает режим Северной Кореи «тоталитарным, опасным и непредсказуемым и поддерживает все санкции против этой страны.» Турчинов также отдельно добавил, что с начала агрессии РФ против Украины в 2014 году «Украина полностью прекратила поставки оружия, военной техники и военных технологий в Россию».

ЮЖМАШ также опроверг информацию о передаче Северной Корее ракет. «Факты, изложенные в публикации, не соответствуют действительности. В частности, ЮЖМАШ не только не является основным производителем ракет для РФ, но и вообще не поставляет в РФ ни ракеты, ни их детали и сборочные единицы, в том числе, ракетные двигатели. Предположение авторов публикации … по возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности. ЮЖМАШ никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакой связи с северокорейскими ракетными программами космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения за время независимости Украины на ЮЖМАШ не выпускались и не выпускаются.» , — говорится на официальном сайте ЮЖМАША.

Государственное космическое агентство Украины заявило , что «.. любые обвинения в передаче субъектами космической деятельности Украины товаров или технологий Корейской Народной Демократической Республике, которые способствовали бы развитию баллистических программ, являются абсолютно безосновательными».

К слову, в самом исследовании Майкла Эллемана версия о причастности Украины звучит скорее в виде предположения – “Некоторое количество этих двигателей были возможно получены” («An unknown number of these engines were probably acquired») и даже специально подчеркивается, что исследование не имеет ввиду указать на причастность украинского правительства («This is not to suggest that the Ukrainian government was involved»).

Многие эксперты указывают на схожесть этих обвинений с обвинениями в продаже “Кольчуг” Ираку в 2002 году, некоторые указывают на возможную false flag operation (операцию под ложным флагом) с целью скомпрометировать Украину в качестве надежного международного партнера США и сорвать план по предоставлению Украине летального оружия.

К слову, как сообщают espreso.tv , кому Украина действительно помогает разрабатывать проект ракеты-носителя и программное обеспечение ракетного двигателя — так это Южной Корее. Об этом можно узнать из базы данных международного портала экспортно-импортных операций ImportGenius . Так, согласно информации, размещенной на сайте, в июне этого года украинское предприятие ГП «Спецтехноэкспорт» (входит в структуру концерна «Укробронпром») продало южнокорейской компании Hanwha Corporation программное обеспечение для расчета теплопередачи в камере сгорания жидкостного двигателя ракеты-носителя космического назначения. А в ноябре прошлого — эскизный проект верхней ступени «ракеты-носителя».