Сколько атомных станций кндр. У кима за пазухой: что известно о ракетно-ядерной программе кндр. Ракеты кндр могут долететь до сша

С момента открытия в 1965 году первого ядерного реактора на территории КНДР в мире не утихают споры о том, насколько опасна политика Кореи. Пхеньян регулярно делает заявления о том, что в республике разрабатывается и испытывается оружие массового поражения, которое будет использовано в случае угрозы строю. Однако эксперты не сходятся во мнениях, насколько на самом деле велика мощь Северной Кореи. Вопросы также возникают относительно того, получает ли страна помощь извне – и если да, то кто стал союзником в создании оружия, способного вызвать неисчислимые жертвы.

Военный потенциал КНДР

Северная Корея входит в двадцатку беднейших стран земного шара. Причин этому много, и одной из них считается политический строй чучхе, направленный на милитаризацию страны.

Нужды армии стоят в экономическом плане на первом месте, и это приносит плоды: войско Северной Кореи – наиболее многочисленное в мире.

Но количество солдат – не гарантия успеха . Недостаточное финансирование приводит к тому, что в армии используется устаревшая техника и оружие.

При этом правительство Северной Кореи с 1974 года утверждает, что в стране ведутся непрерывные работы по созданию ядерного оружия. С 2004 года Пхеньян проводит испытания, и это становится дополнительной причиной для недовольства стран, пытающихся уладить конфликт. КНДР утверждает, что оружие создается исключительно в оборонительных целях, но подтвердить правдивость заявлений сложно.

На военном параде в 2015 году в Пхеньяне продемонстрировали термоядерное оружие – водородную бомбу. О том, что она существует, правительство утверждало десять лет, но мировая общественность скептически относилась к информации. В январе 2017 года в Китае зафиксировали мощное землетрясение недалеко от границы с КНДР. Власти Пхеньяна объяснили это испытанием водородной бомбы, а затем ее наличие подтвердили данные внешней разведки.

Источники финансирования

Вопрос о том, откуда у КНДР ядерное оружие, тесно связан с экономическим состоянием страны. Испытания требует денег, при помощи которых удалось бы решить большинство гуманитарных и энергетических проблем полуострова. Это вызывает мысли о финансовой помощи со стороны. Официальным партнером Северной Кореи считается Китай, но за время правления Ким Чен Ына отношения между странами ухудшились. КНР не одобряет ядерных экспериментов, проводимых Пхеньяном.

Предполагают, что на мировую политическую арену выйдет новый союз – КНДР и Россия, но твердых оснований для этого нет. Ким Чен Ын оказывает уважение президенту Путину, но ответных «любезностей» со стороны Москвы не стало больше. Это значит, что финансирование осуществляется из внутренних источников.

Эксперты предполагают, что деньги на разработку ядерного оружия получают за счет таких отраслей:

  • социальной;
  • сельскохозяйственной;
  • энергетической;
  • тяжелой промышленной.

В СМИ поступают заявления о том, что Северной Корее энергетический кризис. Электричество в жилых домах включают только на 3-4 часа в день, остальное время люди вынуждены обходиться без электроэнергии. Ночные снимки КНДР из космоса подтверждают эту информацию. Рядом с электрифицированной территорией Китая и Южной Кореи Северная выглядит сплошным темным пятном. Начало этого явления совпало со стартом ядерной программы.

Заявления о том, что жители КНДР голодают, не обоснованы. В последнее десятилетие наблюдается экономический ростр страны, который отразился и на продовольственном состоянии. Правительство отменило карточки, по которым до этого выдавало норму продуктов. Так что информация о том, что ракеты создаются за счет голодных корейцев, не подтверждается.

Ядерный потенциал Северной Кореи

Времена, когда угрозы о наличии оружия массового поражения считались блефом, позади. Наличие мощного оружия у КНДР – подтвержденный факт. Более того, аналитики утверждают, что в Корее достаточно материалов для создания от 6 до 12 новых ракет.

Однако их производство связано с рядом трудностей:

  • материалы, которые требуются для комплектации ядерных боеголовок, не производятся в Северной Корее, необходим их импорт в страну;
  • даже при создании новых зарядов остается проблема со строительством носителей для них;
  • отходы, полученные при производстве ядерного топлива, не вывозятся из страны, а условия их безопасного хранения можно соблюсти только при небольших объемах.

Однако все эти сложности не удерживают КНДР от того, чтобы продолжать эксперименты. На сегодняшний день подтверждено как минимум шесть взрывов в разных частях страны, в основном – на границе с Россией, Китаем и Южной Кореей. Пхеньян утверждает, что их больше. Официальная линия правительства – оборонительная. Находясь под угрозой Соединенных Штатов, КНДР может позволить себе только одну позицию: уравновешивания сил. На последнее агрессивное заявление Вашингтона Ким Чен Ын ответил, что КНДР нанесет удар, если в этом будет необходимость.

В статье поговорим об испытании ядерного оружия в Северной Кореи, а также о других странах, которые могут представлять угрозу. Подробно рассмотрим этот вопрос со всех сторон, а также изучим ядерные испытания в Корее и поговорим о потенциале других стран.

Ракетно-ядерная программа КНДР

Так условно называется комплекс исследовательских работ по созданию ядерных зарядов в Все данные основываются на официальных документах или заявлениях правительства страны, так как разработки скрыты. Власть заверяет, что все испытания носят исключительно мирный характер и направлены на изучение космоса. Зимой 2005 года о ядерном оружии заявила официально и через год уже произвела первый взрыв.

Известно, что после войны США регулярно угрожали Северной Корее тем, что могут применить ядерное оружие. Правитель Ким Ир Сен, находясь под защитой СССР, был спокоен в этом отношении, пока не узнал, что США планировали сбросить на Пхеньян 7 ядерных зарядов во время Корейской войны. Это послужило мощным толчком к тому, что в Кореи начались исследования ядерной энергии. Принято считать 1952 год началом ядерной деятельности КНДР. Действовала страна совместно с СССР, который оказывал немалую помощь. С 1970-х годов началась разработка ядерного оружия в Северной Корее. Были заключены договора с Китаем, который пустил исследователей на свои полигоны.

В 1985 году под сильным давлением со стороны СССР КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия.

Первое испытание

Осенью 2006 года власти страны заявили о том, что было успешно проведено первое ядерное испытание. В официальном заявлении говорилось о том, что это было подземное испытание, которое послужит миру и стабильности на Корейском полуострове. Исследование проходило на полигоне Пунгери, который располагается на северо-востоке республики, меньше чем в 200 км от границы с Россией. Подземный толчок вызвал землетрясения в Японии, США, Австралии, Южной Корее и России.

После этого вопрос о том, есть ли ядерное оружие у Северной Корее, больше не стоял. Власти КНР были предупреждены за 2 часа до взрыва. Мировые державы, включая Россию и Китай, а также высшие эшелоны власти Евросоюза и НАТО критически отнеслись к тестированию ядерного оружия. Политические лидеры открыто высказывали свое недовольство. Из-за этого вооружение которой заслуживает внимания, сразу же пришла в боевую готовность.

Второе испытание

Весной 2009 года прошло второе испытание, мощность которого была намного больше. После взрыва на 9 языках международное радио Кореи вещало о том, что их народ вышел в поддержку испытания оружия, так как регулярно появляется угроза со стороны США. Корея же, в свою очередь, просто проводит решительные меры для возможной защиты своей территории.

При этом Южная Корея присоединилась к странам, которые негативно отнеслись к такому положению дел. Правительство США даже выдвинуло санкции против КНДР. В ответ власти сказали, что, если будут проводится массовые досмотры, Корея воспримет это как начало войны.

Третье испытание

Зимой 2013 года республика публично заявила о том, что намерена провести ещё одно испытание. В феврале исследователи из США заметили подземные толчки, локализация которых находилась примерно в области ядерного полигона Северной Кореи. В ООН было объявлено об обнаружении странного сейсмического явления, имеющего признаки взрыва. В тот же день власти Северной Кореи заявили об успешно проведенном эксперименте. 12 декабря 2012 года исследователи КНДР вывели на орбиту новый спутник, из-за чего начался кризис в стране. Отношения США, Южной Кореи, Японии и Северной Кореи сильно накалились.

Все еще думаете, есть ли ядерное оружие у Северной Кореи и сколько его? Будет полезно узнать, что в 2015 году официально заявил, что у страны есть водородная бомба. Аналитики с уверенность сказали, что, скорее всего, разработки в этом направлении ведутся, но готовых боезарядов ещё нет.

В январе 2016 года власти Южной Кореи поделились информацией о том, что КНДР якобы готовится к испытанию водородной бомбы. Разведчики говорили о том, что в Северной Корее наладилось производство трития, необходимо для создания бомбы, а также строится новый подземный тоннель. Зимой 2017 года по приказу Ким Чен Ына был проведён первый взрыв термоядерной бомбы возле китайской границы. Эту информацию подтвердили китайские исследователи. Осенью того же года официально была подтверждена информация о том, что КНДР владеет водородной бомбой.

Четвертое испытание

Зимой 2016 года снова о себе напомнила Северная Корея. Ядерная держава провела еще один взрыв и вскоре заявила о том, что прошло первое успешное Однако эксперты со всего мира проявили некоторое недоверие к этим словами и усомнились, что взорвана была именно водородная бомба. Они настаивали, что взрыв должен был быть мощнее в несколько сотен тысяч млн. тонн. Он был приравнен к тому, что случился 2009 года. По мощности его сравнивали с бомбой, взрывавшейся в Хиросиме.

Пятое испытание

Осенью 2016 года утром на территории страны произошел мощный сейсмический взрыв. Эпицентр находился в населенном пункте, недалеко от полигона Пунгери. Геологи США классифицировали сейсмические толчки, как взрыв. Чуть позже КНДР официально заявила об успешном проведении пятого испытания ядерного оружия.

Шестое испытание

3 сентября 2017 года были зафиксированы мощнейшие подземные толчки на территории Северной Кореи. Их заметили сейсмические станции множества стран. В этот раз ученые сошлись во мнении, что взрыв был наземный. Он произошел днем по местному времени в районе полигона Пунгери. Официально власти Кореи заявили об успешном испытании боеголовки с ядерным зарядом. Мощность взрыва была невероятной и в 10 раз превышала ту, которая была осенью 2016 года. Через несколько минут после первого толчка Геологическая служба США зафиксировала ещё один. Со спутника были видны множественные оползни.

Страны

Когда у Северной Кореи появилось ядерное оружие, она вступила в так называемый «Ядерный клуб», состоящий из государств, которые владеют разным количеством такого оружия. Список стран, которые законно владеют мощностями: Франция, Китай, Великобритания, Россия и США. Нелегитимными владельцами являются Пакистан, Индия и Северная Корея.

Надо упомянуть, что Израиль официально не считается владельцем ядерного оружия, но многие мировые эксперты уверены, что у страны есть собственные секретные разработки. Однако многие государства в свое время занимались разработкой такого оружия. К тому же, не все подписали Договор о нераспространении в 1968 году, а многие из тех, кто подписал его - не ратифицировали. Именно поэтому угроза по-прежнему существует.

США

Перечень стран с ядерным оружием начнем с США. Основа мощи ее заключается в баллистических ракетах на подводных лодках. Известно, что на данный момент США имеет более 1500 боезарядов. После Второй мировой войны производство оружия резко усилилось, но в 1997 году было прекращено.

Россия

Итак, список стран с ядерным оружием продолжает Российская Федерация, которая владеет 1480 боеголовками. Также она имеет боезапасы, которые могут использоваться в морских, стратегических, ракетных и авиационных войсках.

В течении последнего десятилетия количество оружия в России значительно уменьшилось благодаря подписанию договора о взаимном разоружении. РФ, как и США, подписывала еще договор 1968 года, поэтому она входит в список стран, владеющих ядерными боезапасами легитимно. При этом наличие такой угрозы позволяет России достойно отстаивать свои политические и экономические интересы.

Франция

Насколько сильна армия Северной Кореи, мы уже поняли, но что на счет европейских стран? Франция, например, владеет 300 боеголовками, которые можно применять на подводных лодках. Также страна имеет около 60 мультипроцессоров, которые могут быть использованы в целях военной авиации. Запас оружия этой страны кажется ничтожно малым по сравнению с объемами США и России, но и это весомо. Франция очень длительное время боролась за независимость в плане разработки собственного оружия. Исследователи пытались изобрести суперкомпьютер, проводили испытания ядерного оружия. Но всё это длилось до 1998 года, после чего все разработки были уничтожены и прекращены.

Великобритания

Эта страна владеет примерно 255 единицами ядерного оружия, из которых более 150 находятся в полной готовности для использования на подводных лодках. Неточности в количество оружия Великобритании вызваны тем, что принципы политики запрещают размещать подробную информацию о качестве вооружения. Страна не пытается увеличить свой ядерный потенциал, но и ни в коем случае не собирается его понижать. Здесь ведется активная политика сдерживания использования смертельного оружия.

Китай, Индия, Пакистан

О том, сколько ядерного оружия у Северной Кореи, мы поговорим позже, а пока обратим внимание на Китай, который владеет примерно 240 единицами ядерного оружия. По неофициальным данным считается, что на территории страны есть около 40 межконтинентальных ракет и около 1000 ракет малой дальности. Правительство не дает никаких точных данных о количестве оружия, уверяя, что оно будет поддерживаться на минимальном уровне для гарантирования безопасности.

Также власти Китая утверждают, что они никогда не применят оружие такого типа первыми, а если его и придётся использовать, то оно не будет направлено на страны, у которых ядерного вооружения нет. Что и говорить, мировое сообщество очень положительно реагирует на такие заявления.

Ядерное оружие Северной Кореи мы уже рассмотрели, а что на счет на такой многогранной страны, как Индия? Эксперты считают, что она относится к государствам, которые владеют смертельным оружием нелегитимно. Считается, что военный запас состоит термоядерных и ядерных боеголовок. Еще есть баллистические ракеты, ракеты малой и средней дальности. Несмотря на то, что страна владеет ядерным оружием, на мировой арене никак это не обсуждается и не предоставляется никакой информации, что расстраивает мировое сообщество.

В Пакистане, по мнению экспертов, есть около 200 боеголовок. Однако это лишь неофициальные данные, поскольку точной информации нет. Общественность очень жестко отреагировала на все испытания ядерного оружия в этой стране. Пакистан получил массу экономических санкций почти от всех государств мира, кроме Саудовской Аравии, так как она была связана с ним договорами о поставке нефти.

Вооружение которой явно достаточное, по-прежнему является основной мировой угрозой. Правительство не хочет предоставлять никакой приблизительной информации о количестве оружия. Известно, что есть ракеты средней дальности и мобильный комплекс ракет «Мусудан». Из-за того, что КНДР регулярно проводит испытания своего оружия и даже публично заявляет, что оно в стране есть, на нее регулярно накладываются экономические санкции. Уже давно ведутся шестисторонние переговоры между странами, но несмотря на все это, Корея не собирается прекращать свои исследования.

Что касается упомянутых переговоров, то они начались ещё в 2003 году. Участниками стали США, Россия, Япония, Южная Корея. Первые три раунда переговоров, которые происходили в 2003-2004-х годах не принесли никакого практического результата. Четвертый раунд прошел без участия Пхеньяна - столицы КНДР. Случилось это из-за нового кризиса в отношениях КНДР с Америкой и Японией.

На всех этапах переговоров речь идет об одном и том же - чтобы страна свернула свою ядерную программу и уничтожила созданное оружие. США предлагали Корее экономические выгоды и полную гарантию того, что агрессии и угроз с их стороны больше не будет. Однако, когда все страны-участниц потребовали, чтобы КНДР полностью свернула всю свою деятельность, да ещё и под контролем МАГАТЭ, Корея решительно отказалась.

Позже страна всё-таки смягчила свои условия и согласилась временно заморозить свои исследования в обмен на поставку мазута на максимально выгодных для Кореи условиях. Однако к этому моменту США и Японии было уже недостаточно заморозки, они хотели полного прекращения ядерной программы. Естественно, КНДР такие условия не приняла.

В последствии США удалось договориться с Кореей о временной заморозке всех испытаний за хорошее вознаграждение. Однако после этого страны-участницы стали требовать самого желанного - полностью прекратить и уничтожить все разработки. В который раз Корея отвергла такие условия.

Переговоры длятся до сих пор, и ситуации происходят аналогичные: как только КНДР идет на уступки, от неё требуют ещё больше. Корея, в свою очередь, ни под каким предлогом не соглашается свернуть ракетно-ядерную программу.

Начало исследованиям в области ядерной энергетики в Северной Корее было положено в 1956 г., когда между КНДР и СССР было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. В 1964 г. также при содействии СССР был основан научно-исследовательский центр в Енбене, а чуть позже введен в эксплуатацию 5-мегаваттный ядерный реактор. Примерно в то же время, по мнению ряда экспертов, КНДР и были начаты работы по применению ядерной энергии в военных целях.

В течение последующих нескольких десятков лет в КНДР была сформирована разветвленная ядерная инфраструктура, включающая в себя, в частности, Колледж ядерной физики при Университете им. Ким Ир Сена и Колледж ядерной физики в составе Технологического университета им. Ким Чхека в Пхеньяне, Исследовательский центр атомной энергии, урановый рудник и обогатительное предприятие в Пакчхоне, Исследовательский центр атомной энергии и Научный университет в Пхенсоне. Также на территории КНДР были открыты и введены в эксплуатацию ряд урановых рудников.

Вместе с тем, в 1985 г. КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в 1991 г. - с Республикой Корея - соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны, а в 1992 г. - с МАГАТЭ - договоренность о допуске к ядерным объектам сотрудников агентства. Согласно результатам последовавшей проверки, КНДР действительно вела работы по производству необходимого для производства боевых зарядов оружейного плутония. В том же - 1992-м - году руководство страны отказало МАГАТЭ в проведении инспекций в местах складирования отработаного ядерного топлива, а в следующем и вовсе выступило с заявлением о намерении выхода из ДНЯО.

11 июня 1993 г. опубликовано совместное заявление КНДР и США. Документ, в частности, указывал, что КНДР приостанавливает выход из ДНЯО, а США создают Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО) для замены северокорейских газографитных реакторов на легководные (ощутимо снижающие возможность использования нарабатываемого в них плутония в военных целях).

1-3 сентября 1993 г. в КНДР состоялись переговоры с делегацией МАГАТЭ о "пристрастности" инспекций последнего.

1 марта 1994 г. группа экспертов МАГАТЭ прибыла в КНДР для проверки установленного на ядерных объектах контрольного оборудования агентства.

15 мая 1994 г. КНДР выступила с заявлением о начале замены графитовых стержней в реакторе в Ионбене.

21 октября 1994 г. опубликовано рамочное соглашение КНДР и США по решению ядерной проблемы и урегулированию двусторонних отношений. Документ, в частности, обязывал США предпринять меры по строительству в КНДР АЭС на двух легководных ядерных реакторах общей мощностью 2 млн квт, а также - еще до завершения строительства первого реактора к 2003 г. - обеспечить поставку в КНДР жидкого топлива в объеме 500 тыс. т в год. От КНДР было получено обязательство заморозки и демонтажа имеющегося газографитного реактора. Помимо этого, согласно документу, гарантировал сохранение КНДР в качестве участницы ДНЯО.

1 ноября 1994 г. КНДР объявлено о приостановке строительства реакторов с графитовыми замедлителями мощностью 50 тыс. квт и 200 тыс. квт.

В марте 1995 г. официально утвержден Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО).

31 августа 1998 г. КНДР осуществила испытательный запуск трехступенчатой баллистической ракеты, пролетевшей над территорией Японией, а затем упавшей в акваторию Тихого океана.

В 1999 г. КНДР дала согласие на установление до 2003 г. моратория на подобные запуски.

В 2001 г. администрацией США КНДР внесена в список стран, подозреваемых в нарушении запрета на исследования в области биологического оружия.

29 января 2002 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим в послании к конгрессу страны КНДР охарактеризованы в качестве составной части "оси зла" наряду с Ираком и Ираном. Руководством Северной Кореи в ответ заявлено о равносильности такого высказывания объявлению войны.

В марте 2002 г. в Нью-Йорке постоянным представителем КНДР в ООН проведены две встречи со специальным представителем США на корейских мирных переговорах Джеком Притчардом. В адрес последнего, в частности, было сделано сообщение о том, что вопрос о возобновлении переговоров двух стран "рассматривается в благожелательном свете".

7 августа 2002 г. в КНДР силами КЕДО начато строительство фундамента для одного из легководных реакторов. Вместе с тем, строительные работы, финансируемые Республикой Корея и Японией, ограничились возведением железобетонного каркаса реактора (чему в определенной степени способствовало изменение политики США в отношении КНДР после смены президентов).

В октябре 2002 г. КНДР уведомила США, что более не намерено придерживаться соглашения о решении ядерной проблемы. Помимо этого, Северной Кореей было признано многолетнее тайное осуществление программы в нарушение упомянутой договоренности.

3-5 октября 2002 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли совершен визит в КНДР, в ходе которого были представлены свидетельства продолжения Северной Кореей собственной ядерной программы. КНДР было признано возобновление разработок из-за невыполнения обязательств США по строительству легководных реакторов.

17 октября 2002 г. лидером КНДР Ким Чен Иром сделано заявление о разрешении инспекторам МАГАТЭ на проведение проверки ядерных объектов страны.

21 октября 2002 г. государственным секретарем США Колином Пауэллом сделано заявление о том, что соглашение о переоснащении ядерной программы КНДР утратило силу в связи с нарушениями условий документа этой страной.

21-25 октября 2002 г. КНДР выступила с заявлением о собственном праве на создание ядерного оружия, но и одновременно заявила о готовности свертывания ядерных программ в обмен на помощь и договор с США "о ненападении".

13 декабря 2002 г. КНДР объявлено о возобновлении ядерной программы и о намерении вернуться к строительству ядерного реактора. Руководством Северной Кореи был подчеркнут вынужденный характер такого шага ввиду прекращения поставок мазута из США.

25 декабря 2002 г. КНДР приступила к удалению печатей с одного из заводов по изготовлению топливных стержней.

6 января 2003 г. МАГАТЭ выступило с ультимативным требованием в адрес КНДР о сворачивании ядерной программы.

7 января 2003 г. США заявлено о согласии на ведение переговоров с КНДР, но лишь при условии выполнения Северной Кореей международных обязательств.

12 марта 2003 г. МАГАТЭ на рассмотрение СБ ООН переданы материалы о нарушении КНДР обязательств о прекращении работ по созданию ядерного оружия.

13 марта 2003 г. официальным представителем МИД КНДР Ли Кван Хуком сделано заявление о том, что Пхеньян "в состоянии нанести сокрушительный удар по американским интересам во всем мире", а также обладает баллистическими ракетами, "способными поразить вражеские цели на любом расстоянии".

5 апреля 2003 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим было дано обещание добиваться решения комплекса проблем, связанного с ядерной программой КНДР, мирным и дипломатическим путем. Одновременно Северная Корея выступила с предупреждением о том, что не намерена признавать законность каких-либо резолюций СБ ООН, принятых в связи с ядерной программой Пхеньяна.

12 апреля 2003 г. КНДР заявлено о согласии на переговоры с США в многостороннем формате, если Вашингтон откажется от своего враждебного подхода.

18 апреля 2003 г. КНДР заявлено о том, что в стране "на завершающей стадии успешно ведутся работы по ядерной программе, вплоть до переработки 8 тыс использованных стержней реактора".

12 мая 2003 г. КНДР в одностороннем порядке вышла из соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны (заключенного в 1992 г. с Республикой Корея).

В июне 2003 г. США добиваются полного прекращения работ в рамках КЕДО по строительству легководного реактора, ссылаясь на отказ КНДР подписать протокол о компенсациях на случай инцидентов на будущей АЭС.

9 июля 2003 г. государственное разведывательное агентство Республики Корея представило в парламенте страны данные о проведении КНДР порядка 70 испытаний "устройств для ядерных взрывов" на полигоне, расположенном в 40 км к северо-западу от Йонбена. Помимо этого, по сведениям агентства, в КНДР завершена переработка 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора в Йонбене (и, таким образом, Пхеньяном получен оружейный плутоний для производства боевых зарядов).

14 июля 2003 г. министром иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Юн Ен Гваном было заявлено, что у Южной Кореи отсутствуют достоверные подтверждения тому, что Северной Кореей завершена переработка использованных стержней ядерного реактора в Йонбене.

3 cентября 2003 г. парламентом КНДР принята резолюцию о том, что у страны не остается иного выбора кроме "активного наращивания ядерных сил сдерживания для защиты от возможных ядерных ударов со стороны США". Помимо этого, в резолюции было отмечено, что, учитывая "крайне враждебное отношение Вашингтона", Северная Корея "не видит смысла в продолжении шестисторонних переговоров до пересмотра США своей позиции".

23 сентября 2003 г. КНДР отвергла резолюцию 47-й Генеральной конференции МАГАТЭ по свертыванию своих ядерных программ и отказалась вернуться к выполнению своих обязательств по ДНЯО.

2 октября 2003 г. КНДР объявлено об успешном завершении переработки 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора и направлении извлеченного из них оружейного плутония на укрепление собственных "сил ядерного сдерживания". По мнению некоторых экспертов, полученного плутония достаточно для изготовления 4-6 боевых зарядов.

20 октября 2003 г. во время саммита форума АТЭС в Бангкоке президентом США Джорджем Бушем - младшим в адрес КНДР было выдвинуто предложение об отказе от ядерной программы в обмен на предоставление США и другими государствами гарантий безопасности, однако отвергнута возможность подписания с Северной Кореей договора "о ненападении".

13 февраля 2004 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли, на основании признания пакистанского ученого Абдулы Кхана о передаче последним ядерной технологии КНДР, сделано заявлено о том, что "ядерная программа КНДР существует дольше и развита сильнее, чем считали" США.

22 мая 2004 г. в американской газете "Нью-Йорк таймс" была опубликована статья, согласно которой в 2001 г. КНДР осуществлена продажа Ливии применяемого в вооружениях урана (а МАГАТЭ, в свою очередь, располагает доказательствами того, что этот уран был поставлен из КНДР).

7 июня 2004 г. КНДР было заявлено о намерении наращивать собственные "силы ядерного сдерживания", поводом к чему послужил подземный эксперимент с использованием субкритической массы плутония, проведенный США 25 мая 2004 г. на полигоне в штате Невада.

30 июня 2004 г. генеральным секретарем правящей либерально-демократической партии Японии Синдзо Абэ на встрече с помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли было заявлено, что Япония готова компенсировать КНДР недостающую часть энергетических ресурсов в обмен на конкретные шаги по замораживанию ядерной программы в рамках общего плана предоставления Северной Корее гуманитарной помощи.

24 июля 2004 г. в СМИ КНДР были опубликованы материалы, характеризующие предложение США о свертывании ядерной программы страны в обмен на экономическую помощь "фиктивным". "Предложения США не достойны дальнейшего рассмотрения", - заявляет руководство КНДР.

10 февраля 2005 г. КНДР заявлено о выходе из шестисторонних переговоров (с участием России, США, Республики Корея, Китая и Японии) по выходу из кризиса, сложившегося вокруг ее ядерной программы, и впервые признано наличие собственного ядерного оружия. Согласно сообщению МИД КНДР, ядерные вооружения страны являются "всецело оборонительными" и будут оставаться "силой ядерного сдерживания".

И его окрестности семь ядерных зарядов. После этого в 1956 году КНДР и СССР подписали договор о подготовке специалистов-ядерщиков. Нередко исследователи называют началом ядерной деятельности Северной Кореи 1952 год, когда было принято решение о создании Исследовательского института атомной энергии. Реальное создание ядерной инфраструктуры началось в середине 1960-х гг.

В 1959 году КНДР заключила договоры о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии с СССР КНР и начала строительство исследовательского центра в Нёнбёне , где в 1965 году был установлен советский реактор ИРТ-2000 мощностью 2 МВт. Реактор ИРТ-2000 - это исследовательский легководный реактор бассейнового типа с водно-бериллиевым отражателем нейтронов . В качестве топлива в этом реакторе применяется сравнительно сильно обогащённый уран . По-видимому, такой реактор нельзя использовать для наработки материалов для ядерного оружия - например, для производства плутония .

Работы по созданию ядерного оружия были начаты в 1970-е годы. В 1974 году КНДР вступила в МАГАТЭ . В том же году Пхеньян обратился за помощью в создании ядерного оружия к Китаю ; северокорейские специалисты были допущены на китайские полигоны .

КНДР и МАГАТЭ

В апреле 1985 года под давлением СССР и в расчёте на строительство с его помощью атомной электростанции КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия . В награду за это в 1986 году СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт (с некоторой вероятностью - на нём и был наработан весь имеющийся в распоряжении КНДР плутоний). Было также подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440 .

В 1990 году это соглашение было уточнено, и вместо четырёх легководных реакторов было принято решение поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640. Также был подписан контракт о поставке Советским Союзом топливных сборок на сумму около 185 тыс. долларов. С июня того же года на атомных объектах страны начались инспекции МАГАТЭ , после того как США заявили о выводе своего тактического ядерного оружия с территории Южной Кореи. В период с 1992-1994 гг. было проведено шесть инспекций, результаты которых вызвали некоторые сомнения со стороны МАГАТЭ.

«Северокорейский ядерный кризис»

11 февраля 1993 года генеральный директор МАГАТЭ Х. Бликс выступил с инициативой о проведении в КНДР «специальной инспекции». Десять дней спустя министр по атомной энергии КНДР проинформировал МАГАТЭ об отказе его страны разрешить эту инспекцию, а 12 марта - о решении отказаться от ДНЯО . В июне этого же года КНДР в обмен на обещание США не вмешиваться в её дела приостановила свой выход из договора, но через год, 13 июня 1994 года, вышла из МАГАТЭ.

Согласно рассекреченным данным, в 1994 году президент США Клинтон совместно с министром обороны Уильямом Перри рассматривал возможность нанесения ракетного удара по ядерному реактору в Йонбёне , однако, после того как были запрошены аналитические данные у председателя объединённого комитета начальников штабов ВС США генерала Джона Шаликашвили , стало ясно что подобный удар может привести к полномасштабной войне с большим количеством американских и южнокорейских потерь, а также огромными потерями среди гражданского населения, в результате чего администрация Клинтона была вынуждена пойти на невыгодные, с её точки зрения, "Рамочные соглашения " с Северной Кореей .

США и КНДР

Процессы подготовки Соединённых Штатов к военной акции против КНДР были «спущены на тормозах» визитом бывшего президента США Джимми Картера к лидеру КНДР Ким Ир Сену в Пхеньяне в 1994 году , на котором было достигнуто соглашение о замораживании северокорейской ядерной программы . Это событие стало переломным моментом, переведшим кризис в переговорную плоскость и обеспечившим его дипломатическое разрешение. В октябре 1994 года , после длительных консультаций, КНДР подписала с Соединёнными Штатами «Рамочное соглашение», по которому Северная Корея взяла на себя некоторые обязательства, например:

  • прекращение строительства и использования реакторов и предприятий по обогащению урана ;
  • отказ от извлечения плутония из топливных сборок реакторов;
  • вывод ОЯТ за пределы страны;
  • принятие мер к демонтажу всех объектов, чье назначение тем или иным способом говорит о распространении ядерного оружия.

В свою очередь, власти США взяли на себя обязательство:

Приход к власти 43-го президента США Буша (младшего) привёл к обострению отношений между двумя странами. Реакторы на лёгкой воде так и не были построены, что не мешало США выдвигать в адрес КНДР всё новые и новые требования . Буш включил Северную Корею в «страны-изгои », а в октябре 2002 года заместитель госсекретаря США Джеймс Келли заявил, что КНДР ведёт обогащение урана. Через какое-то время США приостановили поставки топлива для северокорейских электростанций , а КНДР 12 декабря официально объявила о возобновлении ядерной программы и выдворении инспекторов МАГАТЭ. К концу 2002 года в КНДР, по данным ЦРУ , было накоплено от 7 до 24 кг оружейного плутония . 10 января 2003 года КНДР официально вышла из ДНЯО.

Шестисторонние переговоры

В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России , Южной Кореи и Японии . Первые три раунда (август 2003 года, февраль и июнь 2004 года) не принесли особых результатов. А от участия в четвёртом, намеченном на сентябрь, Пхеньян уклонился в связи с очередным обострением американо-корейских и японо-корейских отношений .

На первом раунде переговоров (август 2003 года) США стали добиваться не только свёртывания северокорейской ядерной программы, но и ликвидации уже созданной в КНДР ядерной инфраструктуры. В обмен США соглашались дать гарантии безопасности КНДР и оказать экономическую помощь Пхеньяну, поставив ему, в частности, два легководных реактора. Однако США и Япония требовали свёртывания ядерной программы КНДР под контролем МАГАТЭ или комиссии пяти держав. КНДР на такие условия не согласилась .

На втором раунде (февраль 2004 года) КНДР согласилась заморозить свою ядерную программу под контролем МАГАТЭ и в обмен на поставки мазута. Однако теперь США при поддержке Японии требовали не замораживания, а полной ликвидации ядерных объектов КНДР под контролем МАГАТЭ. КНДР отвергла подобные предложения .

Надежда на успешное разрешение ядерного кризиса на Корейском полуострове впервые появились на третьем раунде шестисторонних переговоров,которые проходили в период с 23 по 26 июня 2004 года, когда США согласились на «вознаграждение за замораживание». В ответ на это, Северная Корея заявила, что готова воздержаться от производства, испытаний и передачи ядерного оружия и заморозить все объекты, имеющие отношение к ОМУ. США выдвинули проект передачи ядерных объектов КНДР под временное международное управление комиссии пяти держав или МАГАТЭ. В дальнейшем предлагалась ликвидация северокорейских ядерных объектов под международным контролем. Но Северная Корея не согласилась и с этим вариантом. МИД КНДР выразил неудовлетворение результатами переговоров .

Взрыв

9 сентября 2004 года южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо) неподалеку от границы с Китаем . На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырёх километров.

13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб , взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС Самсу (в Янгандо берут начало две крупнейшие реки этого региона Амноккан и Туманган).

Южнокорейские эксперты сомневаются в том, что это был ядерный взрыв. По их мнению, взрыва могло не быть вообще, а выброс дыма в атмосферу - следствие крупного пожара. По некоторым сообщениям, в районе может находиться завод по производству компонентов ракет, и причиной взрыва могло стать воспламенение ракетного топлива или детонация боеголовок.
По другой информации, в этом районе сосредоточены военно-стратегические объекты, в частности недавно построенная ракетная база Йонджори, представляющая собой подземный ракетный полигон, где в глубоких тоннелях хранятся и испытываются баллистические ракеты , способные долететь до территории Японии.

Официальные американские источники полагают, что ядерного взрыва не было. В то же время американские разведслужбы отмечали странную активность в районе ядерных объектов страны.

Отказ от переговоров

16 сентября 2004 года КНДР заявила, что не будет участвовать в шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме до прояснения ситуации с секретными урановыми и плутониевыми разработками в Южной Корее. В начале сентября Южная Корея признала, что в 2000 году ею было получено небольшое количество обогащённого урана. По утверждению официальных лиц, все эксперименты носили сугубо научный характер и вскоре были полностью свёрнуты.

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН , что Северная Корея уже превратила в ядерное оружие обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами.

При этом дипломат отверг сообщения о приготовлениях КНДР к возобновлению ракетных испытаний как «непроверенные слухи». Односторонний мораторий КНДР на испытания баллистических ракет был введён в 1999 году, в 2001-м его продлили до 2003 года. В 1998 году КНДР провела испытание баллистической ракеты, которая перелетела через Японию и упала в Тихий океан .

21 октября 2004 года тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что «разведка не может сказать, располагает ли КНДР ядерным оружием».

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые открыто заявил о создании в стране ядерного оружия : «Мы - за шестисторонние переговоры, однако вынуждены прервать своё участие в них на неопределённый срок - до тех пор, пока не убедимся, что созданы достаточные условия и атмосфера, позволяющие надеяться на результаты диалога. Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма».

Международная реакция

Реальных доказательств того, что КНДР действительно осуществляет военную ядерную программу и, тем более, уже создала ядерную бомбу, на тот момент не было. Поэтому высказывались предположения, что руководство КНДР таким заявлением просто намеревалось продемонстрировать, что оно никого не боится и готово противостоять потенциальной угрозе со стороны США - в том числе ядерным оружием. Но поскольку северные корейцы не представили доказательств его существования, то российские эксперты сочли это заявление очередным проявлением политики «шантажа с элементами блефа» . Что касается МИД РФ, то его представители назвали отказ КНДР от участия в шестисторонних переговорах и намерение наращивать ядерный арсенал «не соответствующими выражаемому Пхеньяном стремлению к безъядерному статусу Корейского полуострова».

В Южной Корее в связи с заявлением КНДР было созвано срочное заседание Совета безопасности страны. Южнокорейский МИД призвал КНДР «возобновить участие в переговорах без каких-либо условий».

Государственный секретарь США Кондолиза Райс в марте 2005 года предложила КНР оказать экономический нажим на Пхеньян путём прекращения поставок нефти и угля, что было бы равносильно торгово-экономической блокаде . По оценкам экспертов, доля КНР в оказании Северной Корее экономической помощи составляет, по разным данным, от 30 до 70 %.

Южная Корея была против того, чтобы прибегать к санкциям и отказываться от оказания КНДР гуманитарной помощи или от совместных экономических проектов. Официальный представитель правящей партии «Уридан » даже потребовал от США предоставить доказательства своих обвинений в том, что КНДР экспортирует ядерные материалы, либо прекратить «заниматься пропагандой», поскольку такая политика может вызвать серьёзные проблемы между Южной Кореей и США.

Впоследствии выяснилось, что США исказили данные, которые они ранее предоставляли другим странам в отношении северокорейской ядерной программы. В частности, в начале 2005 года США проинформировали Японию, Южную Корею и Китай о том, что КНДР поставила в Ливию гексафторид урана - исходный материал в процессе обогащения урана, который может быть использован и для создания боевого ядерного заряда. Однако, как сообщила газета «Вашингтон пост », КНДР на самом деле поставляла гексафторид урана в Пакистан - не зная о его дальнейшей переправке в Ливию .

Главное, что смогла сделать Япония, - перекрыть поток валютных поступлений в КНДР от живущих в Японии корейцев, путём создания ряда бюрократических барьеров. 22 марта 2005 года Пхеньян потребовал исключить Японию из участия в шестисторонних переговорах, поскольку Япония «полностью следует американской политике и не вносит какого-либо своего вклада в переговоры».

Одновременно КНДР поспешила выразить свою солидарность с Сеулом, отношения которого с Японией резко испортились из-за территориальных претензий Японии на южнокорейский остров Токто , подчеркнув даже возможность военной поддержки Сеула .

Возобновление переговоров

В июле 2005 года после длительных неофициальных консультаций КНДР согласилась вернуться за стол шестисторонних переговоров по ядерной программе в Пекине. В качестве условия КНДР выдвинула одно требование - чтобы США «признали Северную Корею в качестве партнёра и относились к ней с уважением».

Четвёртый раунд переговоров прошёл в июле-августе 2005 года, когда участникам впервые удалось договориться о принятии совместного документа. 19 сентября 2005 года было принято Совместное Заявление о принципах денуклеаризации. За Северной Кореей признавалось право на мирное использование ядерной энергии, а все участники переговоров соглашались обсудить вопрос о поставке КНДР легководного ядерного реактора. Помимо подтверждения КНДР обязательств свернуть ядерную программу, вернуться в ДНЯО и под инспекции МАГАТЭ, в документе содержались заявления о намерении нормализации отношений между КНДР и США, и между Северной Кореей и Японией .

В ходе пятого раунда переговоров (9-11 ноября 2005 года) Северная Корея заявила о готовности приостановить испытания ядерного оружия. Пхеньян пообещал отложить испытания ядерного оружия в качестве первого шага в рамках программы постепенного превращения Корейского полуострова в безъядерную зону.

Однако после того, как 10 декабря 2005 года посол США в Сеуле Александр Вершбоу сказал, что коммунистический строй в Северной Корее можно назвать «криминальным режимом», КНДР заявила, что рассматривает слова американского посла как «объявление войны», и призвала Южную Корею выслать Вершбоу из страны. Пхеньян также заявил, что высказывание посла способно свести на нет все достигнутые ранее договорённости относительно ядерной программы КНДР.

Уже 20 декабря 2005 года Центральное телеграфное агентство Кореи сообщило, что Северная Корея намерена активизировать ядерные разработки на основе графитовых реакторов, с помощью которых можно получать оружейный плутоний. Власти Пхеньяна объяснили свои действия прекращением в 2003 году программы строительства АЭС на двух легководных реакторах в Синпхо (восточное побережье КНДР) международным консорциумом «Организация содействия развитию ядерной энергетики Корейского полуострова» (КЕДО) под эгидой США: «В условиях, когда администрация Буша прекратила поставку легководных реакторов, мы будем активно развивать самостоятельную ядерную энергетику на основе графитовых реакторов мощностью 50 и 200 мегаватт».
Одновременно Северная Корея планировала построить собственный ядерный реактор на лёгкой воде и реконструировать два завода, которые смогут производить большое количество ядерного топлива.

Этим заявлением КНДР фактически денонсировала свои прежние обещания отказаться от всех ядерных программ в обмен на гарантии безопасности и экономическую помощь.

Заявление явилось реакцией на введение США санкций против северокорейских компаний, которые были обвинены в поставках ракет и изготовлении фальшивых долларов, а также на принятие ООН резолюции по правам человека в КНДР.

В начале 2006 года официальный представитель МИД КНР Кун Цюань подтвердил позицию китайской стороны: нельзя отказаться от дальнейшего продвижения переговорного процесса, от коренной цели - осуществления денуклеаризации Корейского полуострова, от принципов достижения этой цели путём мирных переговоров .

19‑22 марта 2007 года в Пекине прошёл первый этап шестого раунда переговоров, а С 27 по 30 сентября 2007 года в Пекине прошли заседания второго этапа шестого раунда .

Ядерные испытания

В конце сентября 2006 года на подпись президенту США Джорджу Бушу был направлен законопроект, одобренный обеими палатами американского конгресса . Законопроект вводил санкции против Северной Кореи и сотрудничающих с ней компаний, которые, по мнению США, оказывают содействие КНДР в распространении оружия массового уничтожения (ОМУ), ракет и иных технологий доставки ОМУ. Санкциями также предусматривался запрет на финансовые операции и отказ в выдаче экспортных лицензий.

3 октября 2006 года МИД КНДР распространил заявление, в котором говорилось о намерении Северной Кореи «провести ядерное испытание при условии, что безопасность его будет надёжно гарантирована» . В качестве обоснования такого решения было заявлено об угрозе ядерной войны со стороны США и экономических санкциях, имеющих целью удушение КНДР - в этих условиях Пхеньян не видит иного выхода, кроме проведения ядерного испытания. При этом, как отмечалось в заявлении, «КНДР не собирается использовать ядерное оружие первой», а наоборот, «продолжит прилагать усилия по обеспечению безъядерного статуса Корейского полуострова и предпринимать всесторонние усилия в направлении ядерного разоружения и полного запрета ядерного оружия».

В точке с координатами 41°18′ с. ш. 129°08′ в. д. H G Я O L был зарегистрирован подземный толчок c магнитудой 4,2 . Землетрясение было зафиксировано в Южной Корее, Японии, США, Австралии и России.

Как сообщила на следующий день российская газета «Коммерсант», «о планируемом времени проведения испытаний Пхеньян проинформировал Москву по дипломатическим каналам за два часа до взрыва». КНР, которую Пхеньян предупредил об испытании лишь за 20 минут до взрыва, практически сразу поставила об этом в известность партнёров по шестисторонним переговорам - США, Японию и Южную Корею.

Согласно заявлению властей КНДР и мониторингу соответствующих служб окружающих стран, утечки радиации не зафиксировано.

Все ведущие мировые державы, включая Россию и (впервые) Китай, а также руководство НАТО и Евросоюза осудили проведение ядерного испытания в КНДР. Российский президент Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил: «Россия, безусловно, осуждает испытания, проведённые КНДР, и дело не только в самой Корее - дело в огромном ущербе, который нанесён процессу нераспространения оружия массового уничтожения в мире».

Южная Корея отменила отправку в КНДР очередной партии гуманитарной помощи и привела свои вооружённые силы в состояние повышенной боевой готовности.

Как считают американские эксперты, КНДР располагает количеством плутония, достаточным для производства 12 ядерных боеприпасов. При этом эксперты полагают, что КНДР не обладает технологиями, позволяющими создать боеприпас, который можно было бы разместить в головной части ракеты.

Второе испытание

25 мая 2009 года КНДР вновь провела ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва, по оценке российских военных, составила от 10 до 20 килотонн . 27 мая северокорейская радиостанция для заграницы «Голос Кореи» на всех 9 языках своего иновещания (включая русский) сообщила о прошедшем за день до того в Пхеньяне «массовом митинге общественности», на котором секретарём ЦК ТПК Че Те Боком было приведено официальное обоснование проведения ядерного испытания: «Проведенные ядерные испытания являются решительной мерой для защиты высших интересов республики для защиты суверенитета страны и нации в условиях, когда усиливается угроза со стороны Соединённых Штатов Америки ядерного превентивного удара, их происки по применению санкций». Затем в передаче приводилось заявление «представительства Корейской Народной Армии в Панмунчжоне», в котором заявлялось, что, «несмотря на соглашение о перемирии в Корее, по которому запрещено любое блокирование воюющих сторон, Южная Корея присоединилась к инициативе об ограничении ядерных вооружений, а США ввели санкции против КНДР. В заявлении указывалось, что если будут попытки силового распространения инициативы по ограничению ядерного оружия на КНДР, как, например, попытки досмотра морского транспорта страны, то КНДР будет считать это объявлением войны».

Третье испытание

В свете последних событий, касающихся ядерной программы КНДР, вновь выходит на первый план международной политики. Воинственные заявления официального Пхеньяна, которые следуют одно за другим практически каждый день, только подливают масла в огонь. 30 марта КНДР заявила о том, что ее отношения с Южной Кореей «вступили в военную фазу», а все проблемы теперь будут решаться «как в военное время». Если брать в расчет данные формулировки, что Северная Корея фактически объявила войну своему южному соседу. В то же время официально обе стороны конфликта более чем 60-летней давности мирного договора ранее и не подписывали.

Вместе с тем, республика Корея не склонна излишне драматизировать ситуацию. Заявления КНДР в Сеуле расценивают, как продолжение политики словесного шантажа. Министерство обороны Южной Кореи подтвердило тот факт, что в войсках северного соседа не замечено каких-либо признаков подготовки к нападению и необычных передвижений войск. В то же время, несколько дней назад глава туристической организации КНДР, посетивший Китай, заверил обеспокоенных китайских туроператоров в том, что «войны не будет», призвав их присылать в Страну чучхе «как можно больше туристов». Стоит отметить, что пятидневные экскурсии в КНДР с посещением городов Пхеньян, Кэсон, Вонсан, а также гор Кымгансан обходятся желающим почти в 1000 долларов. В стране, которая испытывает острый недостаток иностранной валюты, туризм играет очень важное значение.

Ядерная программы КНДР

КНДР одна из первых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которая развернула секретные работы по овладению военной ядерной технологией. Во многом это объясняется той ситуацией, которая сложилась на Корейском полуострове после завершения Второй мировой войны и которая вылилась в полномасштабную Корейскую войну 1950-1953 годов между Севером и Югом. В эту военную кампанию оказались втянутыми США и их союзники, а также КНР и СССР. Поддержанию напряженности в данном регионе в немалой степени способствовало размещение на территории Южной Кореи американских войск и арсенала американского тактического ядерного морского и воздушного базирования. В свое время у руководства Северной Кореи были серьезные опасения на тот счет, что в ходе возможного военного конфликта на полуострове это оружие может пойти в ход.

Первый правитель КНДР Ким Ир Сен придавал очень большое значение ракетно-ядерным исследованиям. Он одним из первых лидеров стран третьего мира оценил потенциальные возможности нового оружия и не смотря на большое количество трудностей стал добиваться обладания им. Первый наглядный урок ему преподали США, когда нанесли ядерные удары по японским городам Хиросима и Нагасаки. Эти натурные испытания нового оружия произвели на него ошеломляющее впечатление. И наглядно продемонстрировали будущему северокорейскому лидеру, что ядерное оружие - это не «бумажный тигр» и его использование в военных целях может иметь решающее значение в достижении победы над противником. Второй урок Ким Ир Сен получил во время Корейской войны, когда военно-политическое руководство США всерьез рассматривало возможность нанесения ядерных ударов по Северной Корее. Стоит отметить, что лидер КНДР оказался прилежным учеником и создание собственного ядерного оружия стало одной из главных программ КНДР на долгие десятилетия.

Активным началом работ по ядерной программе можно считать основание в 1964 году научно-исследовательского центра в Йонбене, где наряду с исследованиями в области ядерной энергетики вскоре начались и военно-прикладные исследования. Данный центр был основан при непосредственной поддержке СССР. Уже в 1965 году здесь был введен в эксплуатацию первый исследовательский реактор ИРТ-2000, мощностью в 2 МВт. С 1985 года в Йонбене началось строительство еще одного ядерного реактора, в этот раз его мощность должна была составить 50 МВт. Также в районе Тхончхона было развернуто строительство реактора мощностью 200 МВт. По оценкам специалистов, данные реакторы обладают двойным назначением.

Вопросами ядерной программы в КНДР непосредственно руководит Министерство атомной промышленности, которое входит в состав Государственного административного совета (кабинета министров). Сегодня, когда конструкция простейших ядерных зарядов перестала быть секретом, наиболее критическим элементом военных ядерных программ выступает получение необходимого количества расщепляющихся веществ - плутония или высокообогащенного урана. Для своей ядерной программы Северная Корея выбрала плутоний в качестве основного базового расщепляющегося вещества. Именно поэтому наибольшую практичную ценность имеет информация о том, каким объемом оружейного плутония располагает в настоящее время Северная Корея.


В то же время высокая секретность и закрытость северокорейского общества не дают возможности дать на этот вопрос однозначный ответ. Поэтому здесь можно опираться лишь на информацию спецслужб, которая была передана СМИ и результаты приближенных расчетов. Так, к примеру, для определения примерного объема наработанного в реакторах плутония специалисты часто применяют следующую простую зависимость: в течение суток работающий реактор в состоянии произвести 1 грамм плутония на каждый мегаватт своей мощности. Исходя из этого реактор в Йонбене мощностью в 5 МВт в состоянии произвести 5 гр. плутония в сутки или до 1,8 кг. в год, а 50-мегаватный реактор уже до 20 кг. плутония в год, что достаточно для изготовления 4-5 ядерных боеприпасов.

В течении последних десятилетий в КНДР велись работы по созданию обширной ядерной инфраструктуры, которая включает в свой состав не только научно-исследовательские, но и производственные предприятия. В настоящее время широкой общественности известно местоположение основных ядерных объектов КНДР.

Местоположение объектов ядерной инфраструктуры Северной Кореи

Йонбен
Является фактически главным центром по проектированию и изготовлению ядерного оружия. Исследовательский центр атомной энергии, в состав которого входят: Институт ядерной электроники, Институт ядерной физики, Институт радиационной химии, Институт изотопов, Радиохимическая лаборатория, Критическая сборка мощностью 0,1 МВт, а также 3 реактора: реактор мощностью в 5 МВт, реактор тепловой мощностью в 8 МВт и реактор мощностью в 50 МВт. Также в составе центра действуют завод ядерного топлива, предприятие по переработке изотопов и полигон для испытаний взрывных устройств.

Ядерные объекты в Йонбене


Сунчхон, Унги, Хыннам
Действующие урановые рудники.

Кусон
Предприятие по переработке урана, получение UO2 - диоксида урана.

Наннам
Исследовательский центр ядерной энергии.

Пакчхон
Действующий урановый рудник и обогатительное предприятие, исследовательский центр атомной энергии. Предположительно в данном центре ведутся разработки ядерного оружия.

Пхенсан
Производство диоксида урана, Предприятие по добыче и переработке урановой руды.

Пхенсон
Исследовательский центр атомной энергии и Пхенсонский научный университет.

Пхеньян
Колледж ядерной физики в составе Технологического университета им. Ким Чхека и Колледж ядерной физики при Университете имени Ким Ир Сена.

Хамхын
Университет химической промышленности, занимается подготовкой специалистов в области переработки ядерных материалов.

Анализ ядерной инфраструктуры Северной Кореи свидетельствует о широком фронте работ в данной области. При этом они охватывают все стороны этой достаточно сложной научно-технической проблемы. Обращает на себя внимание и тот, факт что в КНДР были созданы крупные научно-исследовательские центры, которые в состоянии вести не только теоретические, но и практические исследования в данной области. При этом наиболее слабым звеном выглядят имеющиеся в распоряжении КНДР производственные мощности для получения оружейного плутония. Данный недостаток выступает основным ограничивающим фактором для Северной Кореи в вопросе накопления ее военного ядерного арсенала.


Северная Корея, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в декабре 1985 года, но уже в марте 1993 года заявила о своем желании выйти из него. Однако выход затянулся на 10 лет, в течение которых КНДР, если называть вещи своими именами, шантажировала мировое сообщество данным вопросом, используя его как козырь в своей международной политике. 11 января 2003 года КНДР формально освободилась от всех обязательств по ДНЯО.

10 февраля 2005 года Северная Корея впервые официально признала факт наличия ядерного оружия собственного производства. Об этом сообщил МИД страны, который отметил, что ядерное оружие КНДР является «силой ядерного сдерживания» и носит «всецело оборонительный» характер. 9 октября 2006 года в КНДР провели первое подземное испытание ядерного устройства. По информации российских специалистов, мощность подземного взрыва составила 10-15 кт.

Под давлением мирового сообщества КНДР на 3 года приостановила свою ядерную программу, но в итоге вновь возобновила ее 14 апреля 2009 года. По требованию Северной Кореи страну покинули инспекторы МАГАТЭ. 25 мая 2009 года КНДР провела вторые ядерные испытания. По информации Минобороны России мощность испытанного ядерного заряда составила от 10 до 20 кт. Также в мае 2010 года КНДР заявила об успехах в термоядерном синтезе, что может увеличить мощность ее ядерных боеприпасов в сотни раз.


В конце 2012 года Минобороны Южной Кореи выпустило «Белую книгу», в которой были приведены мнения экспертов как из Южной Кореи, так и из США о расширении ядерной программы Северной Кореи. Подвергнув анализу снимки из космоса, эксперты заявили о наличии у КНДР других предприятий по обогащению уран, кроме крупного центра в Йонбене. Также в данной книге содержалась информация о том, что Северная Корея располагает примерно 40 кг. оружейного плутония, который был получен путем четырехкратной переработки отработанных топливных стержней.

Очередному витку обострения международной напряженности на корейском полуострове способствовали третьи ядерные испытания КНДР, которые были проведены 12 февраля 2013 года. Российские спецслужбы оценили мощность взорванного ядерного устройства в 5 кт. После проведения третьих ядерных испытаний риторика КНДР приобрела более агрессивный характер и привела к очередной эскалации конфликта двух Корей, пока что лишь в форме словесных нападок и угроз.

Источники информации:
-http://ria.ru/spravka/20130330/930107861-print.html
-http://www.rg.ru/2013/03/30/kndr-site.html
-http://world.lib.ru/k/kim_o_i/ab.shtml