Стенография словарь сокращений. Стенография - что это такое? Основы и знаки стенографии. Написание стенографических символов

Итак, вы приготовились слушать лекцию. Ваша рука по привычке потянулась к ручке и бумаге. И правильно! Потому что, слушая, вы делаете записи - различные пометки, отчеркивания, подчеркивания, выносите на поля ключевые слова, символы, вопросы, возникшие к лектору, которые нужно уточнить после лекции.

Все это уже вошло в привычку многих из вас. И, действительно, если бы вы не делали записей, ваша работа на лекции как слушателей была бы менее эффективна. Отсюда всем известное правило эффективного слушания лекции, обязательно записывать ее содержание, выделяя в ней главное!

Конечно, необходимость писать возникает не только на лекции. Необходимость записывания - это правило любого слушания информации. И человек записывает со времен возникновения письменности. Еще Д. И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад.

Появившиеся средства звукозаписи не избавили человека от необходимости писать. И сегодня пишут все! Пишут школьники; конспектируют студенты; груды бумаг исписывают следователи и адвокаты; наготове держит ручку и блокнот помощник руководителя. Даже домашняя хозяйка и та спешит записать услышанные по радио и телевидению рецепты приготовления блюд. Все пишут! Но,- увы, не успевают! Выигрывает здесь тот, кто владеет приемами скорописи! Необходимо, овладев приемами скорописи, научиться записывать живую речь, так сказать, брать ее на кончик пера! Как можно достичь этой цели?

Прежде всего, мы будем говорить, конечно, о том, как записывать лекции. Но навыки быстрой записи вам пригодятся везде.

К сожалению, часто во время лекции можно услышать: "Пожалуйста, говорите помедленней. Я не успеваю записывать". И такие слова слышит почти каждый преподаватель. Студенты не успевают записывать! Некоторые лекторы нашли выход - превратили лекцию в диктант! Но это не самый лучший выход. Потому что диктант - это чтение заготовленного текста - это мертвая, не одухотворенная мыслью речь, во время которой работает только язык, а мозг отключается и отдыхает. А чтобы мозг не отключался, язык и мозг должны работать в одном темпе. Конечно, лекция не может и не должна полностью исключать элементы диктанта. Но диктовать надо только основные положения - выводы, определения понятий и правил. Короче говоря, лекция должна быть живой. Кстати, все самое интересное никогда не говорится под диктовку. Оно произносится только в живой речи. Поэтому выход из ситуации, нужно искать не в том, чтобы превращать лекцию в диктант, а в том, чтобы овладеть приемами скорописи, научиться записывать живую речь. В конце концов, жизнь - это не лекция. И когда вы станете специалистами, никто не будет разговаривать с вами в темпе диктанта, ожидая, когда вы законспектируете сказанное. Нужно избавляться от школьной привычки - записывать речи под диктовку. Надо научиться записывать живую речь! И учиться этому надо сейчас, во время лекций и на лекциях.

Итак, проблема заключается в том, чтобы научиться приемам скорописи, выработать у себя умение брать информацию на кончик пера живьем! А сделать это сегодня очень не просто. Все вокруг нас движется все быстрее и быстрее. Объемы информации огромные. Соответственно, и наш мозг адаптируется, и все быстрее поглощает информацию, быстрее делает выводы. А за мозгом должна поспевать и наша речь. А за нашей речью и пишущая рука слушателя. Да, все это не легко! Посудите сами. Сюжет в теле новостях сегодня очень редко продолжается более трех минут. Понаблюдайте, и вы увидите. На все сообщения, которые в течение дня поступили со всего мира, хватает 30 минут (включая и рекламу). И человеческий мозг мгновенно поглощает всю эту информацию без каких-либо проблем. Но как записать-то все то, что успевает схватить наш мозг? Ведь мысли не записанные - "это найденный и потерянный клад"!

По последним данным, наш мозг успевает схватывать смысл воспринимаемой информации со скоростью 480 слов в минуту! И это не предел. Есть мнения, что скорость эта много выше отмеченной. Вслед за мозгом все быстрее становится наша речь. И сегодня, чтобы удержать внимание слушателя, надо говорить быстро. Американские психологи открыли, что, оказывается, внимание среднего американца может удерживаться на одном и том же не более 6 минут. Затем мозг просто переключается или отключается. Необходимо колоссальное терпение, чтобы слушать медленную речь. Ведь наш мозг привык к скорости. Медленно говорящий оратор способен довести слушателей до исступления. Слушать его речь, это то же самое, что ждать, когда схватится цемент. Поэтому, современные специалисты по риторике советуют выступать в таком же темпе, в каком работают наши мозги.

Однако скорость человеческой речи пока существенно ниже скорости работы мозга. Люди разговаривают сегодня в среднем со скоростью 120 слов в минуту. Ведущие телевизионных программ новостей говорят со скоростью от 165 до 195 слов в минуту. (Попробуйте, сами проверьте сказанное, - засеките время и подсчитайте количество слов произнесенных в течение определенного количества времени). Большинство ораторов говорит значительно медленнее - около 100 слов в минуту. Что же получается? Думаем мы со скоростью 460 слов в минуту, говорим со скоростью 120 слов в минуту. А с какой скоростью мы пишем? Можем мы записать хотя бы 120 слов в минуту (я уж не говорю о том, чтобы записывать 460 слов в минуту)? Просто удивительно, как мы в наше время можем обходиться без скорописи! А между тем она появилась еще на заре возникновения письменности. Древние параллельно с развитием письменности разрабатывали различные варианты быстрого письма, над которыми ученые до сих пор ломают головы. Первые системы скорописи возникли в Древней Греции и в Древнем Риме. Благодаря этому, до нас дошли речи знаменитых греческих и римских ораторов, записанные их слушателями. Сегодня в рамках каждого языка существуют такие системы. Однако у нас в наше время гораздо больше людей, которые овладели приемами скорочтения, нежели приемами скорописи. Специалисты объясняют это устаревшей громоздкой системой стенографии. Сейчас разрабатываются ее новые варианты.

Стенография - способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь. Какие это способы? Прежде всего, это сокращение слов и словосочетаний за счет некоторых изменений начертания алфавитных знаков и их соединений. Такие стенографические начертания букв позволяют увеличить скорость письма в десятки раз по сравнению с обычным. Но здесь необходимо долго упражняться. Желающие должны вооружиться терпением и специальными учебниками, и в течение некоторого времени практиковаться в написании этих начертаний, тренировать в себе соответствующий навык.

Но я вовсе не призываю вас заняться стенографией. К счастью, необходимость записывать речь слово в слово, т.е. со скоростью 120 слов в минуту, бывает крайне редко. Как правило, стенографическая запись используется лишь при документализации официальных разговоров. Но если вы все-таки хотите записывать лекцию и другие виды устной речи слово в слово, т.е. от 100 до 120 слов в минуту, то тогда, конечно, можете обратиться на курсы стенографии или к указанной ниже литературе. И в течение пары месяцев, быть может, вы овладеете ее приемами. На практике же бывает достаточно составления конспектов речи и разработки собственной системы значков, символов для обозначения, сокращения и быстрой записи устной речи. Но при этом полезно изучить и использовать различные сокращения, принятые в современной системе стенографии. Тогда не нужно будет что-то выдумывать, изобретать. Хотя, конечно, можно и нужно вводить и свои собственные значки, символы, обозначения. Какие, например, можно использовать приемы сокращения, принятые в стенографии?

  • Как и в обычном письме в стенографии применяются сокращения для часто употребляемых слов, но только в еще большем объеме. Это, например, сокращения за счет обозначения часто употребляемых слов какими-либо символами: аплодисменты - (); если - ?, а также - ?, аэро - ?, важный - ? и т.д.
  • Часто используются общезначимые символы. Так, уже в школе при изучении математики, никто не пишет словами такие понятия, как треугольник, угол, параллельно, перпендикулярно, что и требуется доказать и т.д. Их записывают символами: ?, L, ¦, + ч.т.д. и т.д. Легко догадаться, что все перечисленные символы могут быть использованы в записях, сокращая их, а иногда делая и более образными и выразительными.
  • Часто используются в стенографическом письме общепринятые сокращения, которые содержатся в различных словарях, например, в - век; вв. - века; г - год; гг. - года; п. - пункт; пп. - пункты; т - товарищ; тт. - товарищи; инж - инженер; ж.д. - железная дорога; д-р - доктор; М - Москва. Поэтому изучайте их и используйте.

Но общий словарь сокращений не может отразить потребности всех. Ведь много слов связано с различными областями знаний, профессиями, интересами. Поэтому важно знать основные принципы построения сокращений, чтобы создавать свои.

  • Самые короткие сокращения создаются из одного алфавитного знака: Б - быть; Г - год; ГГ. - года; Д - должен и т.д. На основе этого принципа складываются и временные сокращения. Например, на лекции о Толстом его фамилию пишут Т. На лекции о стенографии вместо этого слова пишут букву С. Если сегодня на лекции мы часто употребляем слово, скажем, лекция, то вместо него можно писать букву Л.
  • Большая группа сокращений образуется началом слова, двумя-тремя знаками: ОБ - общество; НАР - народ; БИБ - библиотека; ДР. - другой; ЯЗ - язык; рев - революция.
  • Иногда к началу слов приписывают окончание, т.е. пишутся только те алфавитные знаки, которые начинают и завершают слово: семр - семинар; ун-т - университет; сестр - семестр; к-рый - который; нек-рый; пр-п - принцип; о-во - общество; сп-б - способ; рб-ть - работать; прав-во - правительство; пр-во - производство; рук-во - руководство; закон-ство - законодательство.
  • Иногда пишется лишь корневая часть слова, а приставка и окончание опускаются.
  • Часто сокращения образуется с помощью аккордных знаков (в слове опускаются все согласные, кроме первых): УНВР - университет; НРД - народ; ББЛ - библиотека; ЛКЦ - лекция.
  • В устойчивых словосочетаниях очень удобно использовать сокращения одним концом слова: Проф-зация - профсоюзная организация; Вер-суд - верховный суд.
  • Сокращаются и часто употребляемые многословные выражения: НЕМБ - не может быть; КАКИНБ - как бы то ни было; ДОЛБ - должен быть.
  • Способы сокращения чисел. Самый рациональный способ - обозначение чисел цифрами. К порядковым числительным справа приписывается Й: 1-й; 2-й и т.д. Большие числа - миллион, миллиард и т.д. пишутся аккордными знаками - млн.; млрд. Дробные числа пишутся безотрывно: числитель - малая цифра на линии, знаменатель через линию: ?, ?, ?. Слова - половина, треть, четверть пишутся как знаменатели: /2, /3, /4.
  • Помимо текста устной речи, например, лекции вам необходимо также успевать записывать и свои пометки к нему, свои мысли, сомнения, вопросы, соображения, отражающие ваше отношение к нему. Для их сокращения тоже существуют специальные обозначения и символы.

    Вот, например, некоторые обозначения, которые часто используются разными людьми и их смысловое значение:

    !!! Важно, очень важно, обратить внимание.
    ? Сомнение, вопрос.
    = Равенство, итого, сумма.
    >< Более, менее.
    Сумма, итог.
    SS Общий итог.
    ?? Стиль, сомнительность или неясность.
    VS Вставка, дополнение.
    Z Красная строка.
    NB Хорошо заметить.
    :> Повтор, противоречие в рассуждениях и пр.
    VV Наоборот.
    PS Приписка, написанное после.
  • Существует также целая группа знаков для сокращения слов и их сочетаний во время последующей работы с текстом записи, т.е. после того как она уже написана. Это различные так называемые корректурные знаки, позволяющие вносить в текст записи различные изменения: вставки дополнительного текста, удаления существующих частей текста, замена старого текста новым. Корректурные знаки - это система графических знаков, служащих для указания места и характера исправления ошибок. Они подразделяются на следующие группы:

    • знаки перестановки частей текста;
    • знаки замены, выкидки и вставки;
    • знаки изменения пробелов;
    • знаки абзацного отступа, красной строки;
    • знаки исправления технических дефектов набора.

Используя все эти сокращения, следует иметь в виду, что всякое их применение оправдано только тогда, когда они прочно усвоены. Конечно, это совсем не обозначает, что вы должны засесть и сразу выучить все сокращения. Это дело времени и практики. По мере создания такой системы постепенно все обозначения будут усвоены.

Необходимо, чтобы все сокращения и принятые вами символы имели свой постоянный смысл. Это должна быть система значков, символов и сокращений, которой вы будете пользоваться, быть может, всю свою жизнь. И сейчас на лекциях вы должны начать отрабатывать эту систему, тренировать и вырабатывать эти навыки.

Арсенал значков следует постоянно пополнять, вводя новые (соответственно получению новых знаний и узнаванию новых слов и понятий). Иной раз может быть принята явно временная символика (полезная для какой-то определенной работы, и которой вам, может быть, больше не придется заниматься). В этом случае нужно где-то, может быть на полях, записать о своем нововведении, чтобы в последствии не запутаться.

И вот, что еще очень важно! Нужно не только помнить о значении того или иного значка, но и знать, где и как его поставить. Иначе пройдет время, - и смысл значка будет не ясен. Представьте себе, например, такой случай. Один фотолюбитель отметил вопросительным знаком, записанный им в беседе рецепт фото проявителя:

Амидоловый проявитель

Возвратившись к своей записи спустя какое-то время, он долго не мог вспомнить значения своей пометки - "?". Боялся использовать рецепт. А между тем этот значок появился для обозначения возникшего ранее сомнения, потому, что в рецепте не было указано, какой использовать сульфит - безводный или кристаллический. В этом случае добавление к значку "?" слов "Какой сульфит" или постановка знака сомнения в точном по смыслу месте (т.е. непосредственно после слов "Сульфит натрия") избавило бы от недоразумения. Тогда знак вопроса относился бы не ко всему рецепту, вызывая сомнения в его правильности, а лишь к сульфиту.

Подобные случаи отмечают и опытные литераторы. "Кому из редакторов не приходилось ломать голову, бесплодно размышляя над таинственным значением вопросительных знаков, начертанных их же собственной рукой" .

Очень важно иметь способы, надолго закрепляющие значение символических пометок. Одним из таких способов являются, например, отдельные вкладные листки или (если пометок мало) один листок ко всей тетради в целом, на котором поясняются принятые условные обозначения. В качестве такого образца можете посмотреть, например, книги Павла Таранова из серии "Звезды мировой философии": Золотая философия; Философия 45 поколений; Энциклопедия высокого ума; Мудрость трех тысячелетий. В каждой книге на седьмой странице даны условные обозначения, принятые автором в данной книге. Конечно, это предназначено для читателя. А вкладной лист можно прикладывать к любой странице текста записи и уточнять немного позабытые некогда использованные обозначения.

Не забывайте выносить свои сокращения на поля или вкладной лист с принятыми обозначениями, символами, сокращениями. И еще, просматривайте свои записи, как только появится возможность, чтобы уточнить содержание ваших сокращений и обозначений. Особенно в первое время, пока вы еще не запомнили их значение.

Есть и другой способ быстрой записи речи - это использование аудио и видео техники. Средства звукозаписи стали настолько совершенны, что не представляет проблем записать любое выступление. Но, к сожалению, техника имеет привычку часто выходит из строя, а, кроме того, в самые необходимые моменты ее как всегда и нет под рукой. А ручка и клочок бумаги найдутся всегда и везде.

Кроме перечисленных правил важную роль играет умение ОФОРМЛЯТЬ ТЕКСТ ЗАПИСЕЙ, пользоваться системой всевозможных выделений, подзаголовков. Недаром говорят: порядок в записи - порядок в голове.

Форма записи текста влияет на:

  • Логику изложения и содержание текста речи (порой неумелая запись до того изменит первоначальный смысл сказанного, что и вовсе не узнаешь его).
  • Удобство пользования записью.
  • Скорость записи.

Все это, в конечном счете, отражается на уровне ваших знаний.

В этом деле есть свои ПРАВИЛА:

  1. Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его обозреваемость: глаз сразу "схватит" больше строк текста.
  2. Нужно вести запись текста лекции, (или какого-либо конспекта) только с одной стороны листка тетради (например, с внешней). Тогда внутреннюю сторону листка тетради, оставшуюся чистой, можно использовать для личных пометок в ходе лекции для выражения своего отношения к обсуждаемому материалу и вопросов к преподавателю, которые следует выяснить или уточнить после лекции, а также при самостоятельной последующей работе с лекционным материалом.
  3. Записи полезно датировать.
  4. Запись (ее части и связи между ними) полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей важное их достоинство.

Отсутствие выделений, расчленения и разграничения в тексте ведет в последствии к трудной обозреваемости записи, а при ее чтении - к небыстрому улавливанию логических связей. Может быть, во время лекции и написания ее конспекта они еще осознаются, но в последствии при неверном оформлении записи они могут "ускользнуть" от вас. Тогда ваши записи превратятся в ненужный мертвый капитал.

Подчеркивая, отчеркивая и выделяя текст рамками, вехами и т.п., можно пользоваться не одним цветом, а разными. Можно, например, цветом отделить главное в записи от второстепенного в ней.

Однако здесь есть еще одно правило. В процессе первой записи, т.е. во время конспектирования, записывания живой речи в большинстве случаев все выделения следует делать теми же чернилами, которыми пишется весь текст. Потому что это влияет на скорость записывания. Выделения цветом - это последующий этап проработки записи.

Необходимо, чтобы все выделения, разграничения, сокращения имели свой постоянный смысл. Для этого необходимо, чтобы со временем вы выработали и взяли на вооружение собственную неизменную систему выделений, сокращений, обозначений.

Какие же существуют ПРИЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЙ и РАЗГРАНИЧЕНИЙ ТЕКСТА, кроме использования заголовков, подзаголовков и пунктов плана? Они хорошо знакомы, хотя часто о них забывают. Это - абзацные отступы, пробельные строки между отрывками текста, нумерация основных положений текста; это - подчеркивания и отчеркивания, ключевые слова, вехи, рамки.

  • Абзацные отступы - красная строка, отступ в начале строки. Они сигнализируют о переходе к новой микро теме.
  • Пробельные строки - промежуток между строками текста, расчленяющий его и повышающий его удобочитаемость.
  • Номера - порядковые числа, присвоенные тезисам, формулам, основным положениям в ряду других элементов текста.
  • Подчеркивания, отчеркивания. Первые употребляются в тексте, вторые - на полях сбоку текста (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т. п.). Правильно подчеркнуть - значит найти в тексте главное, нужное, полезное. Это умение не приходит само собой, без длительной тренировки. Подчеркивают лишь то, что действительно требует выделения. Иначе может получиться так, что подчеркнутым окажется весь текст, все его строки. Это равносильно отсутствию, какого бы то ни было подчеркивания.
  • Подчеркивать и отчеркивать текст можно, например, следующим образом:

    • одна жирная черта обозначает трудное место;
    • две - важное, ценное;
    • волнистая - сомнительность или неясность.
  • Ключевые слова - это слова, которые содержат разгадку смысла, понимания текста, овладения им. Необходимо сразу, как только сделана выписка, выделять в ней ключевые слова. Их выносят на поля, сверху или сбоку, или подчеркивают цветом отличным от того, которым написан основной текст, привлекая этим к ним внимание. Впоследствии эти ключевые слова определят те рубрики, в которые попадет данный материал.

    Вехи - горизонтальные черточки, проставляемые на полях, разделяющие части текста по смыслу.

    Рамки. В них обычно заключают символические выражения, формулы, зависимости, реже - правила, законы, определения.

Очевидно, что все перечисленные способы расчленения текста могут применяться совместно, комбинированно. Любое из выделений в каждом отдельном случае можно усилить другим. Например, заголовок написать прописными буквами и подчеркнуть, формулы заключить в цветные рамки и пронумеровать. Но использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания! От записи не должно рябить в глазах.

  1. И еще одно очень важное правило. Иногда можно слышать, как один студент спрашивает у другого конспект лекции, которым пользовались его товарищи не один год как творческим наследием своих предшественников. Но вы должны знать: чужой конспект лекции не работает! Почему? Потому что каждый конспект носит индивидуальный характер, отражает черты личности его автора. Один считает важным отметить и записать одно, другой - иное. Сильный студент не придаст значения ряду положений лекции, уже хорошо знакомых ему, поэтому в его конспекте не появятся нужные для других записи и заметки. Напрашивается вывод: слушать и записывать лекцию нужно самому! Важнее получить не готовые уже сделанные кем-то выводы, а прийти к ним самостоятельно с помощью лектора.

Все эти правила нужно использовать не только при записи содержания живой речи - лекции, при деловом общении, на совещании и пр., но и также выписок из книг, журналов и газет, о которых мы будем говорить позже.

Памятка: как записывать лекцию

  • Слушать и записывать лекцию нужно самому. Каждый конспект лекции имеет индивидуальный характер. Поэтому чужой конспект "не работает".
  • Не старайтесь записывать лекцию слово в слово. Ваша запись - конспект, а не стенограмма лекции.
  • Пишите разборчиво. Неряшливая запись "не работает".
  • Оставляйте в тетрадях широкие поля для дополнительных заметок.
  • Ведите запись текста лекции только с одной стороны листа тетради. Оставшуюся чистую сторону листа используйте для личных пометок, отражающих ваше отношение к тому, что и как говорится преподавателем, вопросов, которые следует уточнить или выяснить, символов и т.п., а также при самостоятельной последующей работе с лекционным материалом.
  • Желательно ввести некую систему условных знаков и обозначений, которые сокращали бы текст записываемой лекции и пометок к ней.
  • Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его обозреваемость.
  • Запись (ее части и связи между ними) полезно расчленять, разграничивать и выделять разными средствами. Рациональная неоднородность записей - их важное достоинство.
  • Интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания новых строк (например, исправления ошибок и надписывания сверху правильного).
  • Текст надо записывать только ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, выделений при последующей работе.
  • Записи полезно датировать.
  • Использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания. От записи не должно рябить в глазах.
  • Необходимо, чтобы все выделения, разграничения и сокращения имели свой постоянный смысл. Поэтому желательно выработать некую систему условных значков, которые могли быть использованы для выделения, разграничения и сокращения текста записываемой лекции.
  • Арсенал значков следует постоянно пополнять, вводя новые, соответствующие получению новых знаний и узнаванию новых слов и понятий.
  • Важно не только помнить значение того или иного значка, но и знать, где и как его поставить. Иначе пройдет время - и смысл значка, поставленного в тексте, будет не ясен.
  • Одним из способов, надолго закрепляющих значение символических пометок, являются специальные отдельные вкладные листы или (если пометок мало) один листок ко всей тетради (книге, статье, разделу) в целом. В них автор записи поясняет принятые им условные обозначения и сокращения.
Стенография – это скоростное письмо, которая написано специальными знаками, сокращениями слов и словосочетаний. С помощью стенографического письма становится возможным вести синхронные записи устной речи, а также рационализировать технику письма. Скорость письма при помощи стенографических знаков превосходит в 4-7 раз скорость обычного письма.

Искусство существовало еще во времена Древнего Египта- речи фараонов записывали условными знаками. От египтян этот вид искусства перебрали римляне и греки, которые имели в своем обществе скорописцев. Первое зафиксированное в истории применение стенографии было отмечено еще в Древнем Риме 5 декабря 63 года до н.э. Как свидетельствует историк древности Плутарх, именно в этот день решалась судьба заговорщика Катилины на заседании римского сената, где с обвинением выступал Катон младший.

Особый метод искусства стенографирования был изобретен грамматиком Тироном в I веке до н.э. и получил название «тиронский значок». Значки этого метода были образованы из римских прописных букв и их упрощением. Соединяя такие значки друг с другом, получалось своеобразное слияние, а для некоторых гласных букв употреблялись символы . Некоторые из букв алфавита опускались, но без определенной системы. Римлянские скорописцы употребляли такие значки при записях речей и протоколов на заседаниях. Во времена империи искусство стенографии начали изучать в школах, а после этого стенографию использовала даже христианская церковь.

Падение искусства стенографии отмечалось вместе с падением римской империи, но при этом оно продолжало существовать еще до времен Каролингов, после чего полностью исчезло. Количество знаков было большое от 5 до 8 тысяч. Рукописи, которые были написанными тиронскими значками, сохранились до наших дней. После исчезновения тиронских значков, английский монах Тильбери сделал попытку составить новую латинскую стенографию (XII век). В средние века речи записывали сокращенным алфавитом, который потом перерабатывался и дополнялся. Искусство стенографии с новой силой появилось в конце XVI века в Англии, а, уже начиная с XVII века, оно получило широкое распространение на континенте. Самого высокого развития стенография получила во Франции, Англии, в Северо-американских Соединенных Штатах, в Швейцарии, Германии и Австро-Венгрии.

Термин «Стенография » был введено Дж. Уиллисом в 1602 году в Англии. С 17 века в мире было предложено близко 3 000 самых разных систем этого вида искусства , которые перерабатывались и дополнялись. Сегодня их существует несколько десятков и наблюдается тенденция к их сокращению.

Современная стенография различает две системы – геометральные и курсивные. В курсивной системе, знаки для согласных берут из обычного письма, которые сочетают с помощью соединительной линии. В геометральной системе знаки состоят из геометричных фигур и сочетают без соединительной линии. И тот и другой тип стенографии разработан в Англии: курсивная система разработана в 1789 году С. Бордли, а геометральная – в1602 году Дж. Уиллисом.

Геометральная система применяется для языков, в которых короткие слова (испанский, французский, английский), а курсивную систему обычно применяют для языков с длинными словами (немецкий, скандинавский). В стенографии различают фонетическую т орфографическую систему. Фонетическая система построена на сокращении слов с выбрасыванием неслышимых звуков-букв, а орфографическая система придерживается орфографии обычного письма. Русская система была построена на ударном принципе, то есть, из срединных гласных слова выбрасывали лишь ту, на которую падало ударение.


Учебник по
стенографии .

Глава I. АЛФАВИТ И СЛИТНЫЕ ЗНАКИ
§6. Сокращённое обозначение слов.
Сокращенная запись слова его началом

В стенографии часто используют прием сокращенной записи слов их началом - первым слогом с добавлением последующей согласной (если слог оканчивается на гласную). Например: машина - маш, народ - нар, магазин - маг и т.д. Иногда сокращение пишут немного длиннее, если надо отличить одно сокращение от другого, сходного с ним, например: кандидат - кан, канцелярия - канц и т.д.

Местоимение НАШ с последующим сокращенным словом пишут безотрывно, образуя фразеограмму:

Производные слова:

Упражнение 13. Застенографируйте, добейтесь беглого чтения стенограммы, подчеркните сокращения, несколько раз напишите упражнение под диктовку.

1. Здесь наш второй машинный парк. 2. Нам так важна на строительстве дамбы каждая работающая машина, каждый автомобиль. 3. Сначала мы пошли к начальнику шахты. 4. Как вас снабжали с января по март? 5. Мы прошли практику на строительстве магазина «Ткани». 6. Где администрация нашей фабрики? 7. У начальника строительства автомобиль другой марки. 8. Брату дали другую работу. 9. В нашей школе начата четвертая партия шахматного матча. 10. Вам дали знать, что наши машины прошли на базу в третьем часу дня? 11. Там такое же вещество? 12. Да, вещество там такое же. 13. Здесь капитальное строительство.

Упражнение 14. Бегло прочитайте стенограмму и несколько раз ее перепишите.

Упражнение 15 (графическое). Каждый пример, а затем все упражнение напишите несколько раз.

Стенография

(от греч. στενός «узкий», γράφω «пишу») – применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Стенографические приемы записи слов в Древнем Египте (т.н. демотика) Автором древнеримской стенографии считается Тирон (1 в. до н. э.) одно из изобретений которого – титло – продержалось в кириллице до 18 в. Т.н. «тироновых нот» насчитывалось несколько тысяч.

В нашей стране в 1820 вышла одна из первых книг по стенографии на русском языке «Графодромия, или искусство скорописи» М.А. Корфа. Первая современная система стенографии была введена англичанином Дж. Уиллисом в 1602, который разработал т.н. геометрический принцип стенографии:

Этот принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции. Другое направление в стенографии – курсивное предложил немец Габельсбергер в 1834. Последнего принципа придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки принадлежат флективному строю. Примеры:

Следует разграничить понятие стенография на три составные части:

б. Сокращение слов (См. ) отбрасыванием начала, конца слова (при помощи точки или ), его середины (посредством дефиса или , либо при помощи особых знаков). Например, «структура» – стр-ра, .ктура, стр., стрктра (консонантный принцип); «бог» – БГ, «параграф» – §, «годы» – гг. (идеографический принцип) «светотень» – с/т.

в. Плотность письма (См. ) вызывает позиционное варьирование знаков (одинаковые знаки в разных позициях считаются разными) и вместе с тем стенография приобретает частично слоговой характер: и т.д.

Стенография (особенно «геометрическая» ее разновидность) оказала заметное влияние на создание письменностей для аборигенов Северной Америки (алгонкины, атапаски, эскимосы) и племен Южного Китая (мяо, лису).

Самую раннюю систему стенографии изобрел греческий раб Марк Туллий Тирон в 63 до н.э. для записи речей Цицерона, хотя известно, что еще в 4 в. до н.э. историк Ксенофонт использовал скоропись для записи воспоминаний о Сократе. Сохранился из этой системы один знак (&), часто называемым тироновым знаком, или амперсандом.


Грамматологический словарь . 2011 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Стенография" в других словарях:

    стенография - стенография … Орфографический словарь-справочник

    СТЕНОГРАФИЯ - (греч., от stenos узкий, и grapho пишу). Искусство писать условными знаками, поспевая за речью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТЕНОГРАФИЯ греч., от stenos, узкий, и grapho, пишу. Искусство писать… … Словарь иностранных слов русского языка

    Стенография - Стенография. Курсивные стенографические знаки. СТЕНОГРАФИЯ (от греческого stenos узкий, тесный и...графия), скоростное письмо, основанное на применении специальных систем знаков, сокращений слов и словосочетаний, позволяющих вести синхронную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СТЕНОГРАФИЯ - (от греч. stenos узкий тесный и...графия), скоростное письмо (превосходит скорость обычного в 4 7 раз), основана на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи.… … Большой Энциклопедический словарь

    стенография - тахиграфия Словарь русских синонимов. стенография сущ., кол во синонимов: 9 борзописание (9) … Словарь синонимов

    стенография - (не рекомендуется стенография) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    СТЕНОГРАФИЯ Толковый словарь Ушакова

    СТЕНОГРАФИЯ - СТЕНОГРАФИЯ, стенографии, мн. нет, жен. (от греч. stenos узкий и grapho пишу). Способ письма посредством особых знаков и сократительных приемов, дающий возможность быстро записывать устную речь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    СТЕНОГРАФИЯ - СТЕНОГРАФИЯ, и, жен. Способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь. | прил. стенографический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    СТЕНОГРАФИЯ - жен., греч. скоропись, сокращенное письмо, поспевающее за речами. фическое письмо, скорописное. Стенограф, скорописчик, писец. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    стенография - и, ж. sténographie f. <гр. stenos узкий, тесный + grapho пишу. Скоростное письмо, основанное на применении специальной системы знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись речи и рационализировать технику… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Рывному” письму. Основными направлениями такого приспособления можно назвать: двоякое (сверху и снизу начертание букв) и их особое начертание; заглавные буквы, требующие, как правило, отрыва ручки от бумаги, целесообразно писать как большие строчные. В качестве при- мера, а отнюдь не нормы, можно привести такой вариант упрощенного начертания букв для письма “вязью”: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ы э ю я 3. Использование в определенных пределах приемов стенографии. Стенография (от греч. stenos – узкий, тесный и …графия) – скоростное, основанное на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний письмо, позволяющее вести синхронную запись устной речи и рационализировать технику пись- ма, в том числе и упростить начертание букв. Скорость стенографической записи пре- восходит скорость обычного письма в 4–7 раз, т. е. в чистом виде не позволяет полнос- тью ликвидировать разрыв между скоростью письма и устной речи. Стенография была известна с далекой древности. Один из первых достоверных па- мятников стенографии – надпись стенографическими знаками на найденной в Акрополе в Афинах мраморной плите, относящейся к 350 г. до н. э. В школах Древнего Рима наря- ду с обычным письмом (abecedaria) преподавалось скоростное письмо (notaria, от nota – знак). Римская стенография, применявшаяся до II века, назывались “тироновы ноты” (по имени ее создателя Тирона, I век до н. э.). Термин “стенография” введен в 1602 г. в Англии Дж. Уиллисом. Начиная с XVII века, во всем мире предложено 3000 различных систем стенографии. В настоящее вре- мя их применяется несколько десятков. В современной стенографии различают системы курсивные и геометральные. Знаки для согласных в курсивных системах взяты из элементов обычного письма, сочетае- мых при помощи соединительных линий. Знаки геометральных систем состоят из гео- метрических фигур (круг и его части, прямые различного наклона) и сочетаются без соединительных линий. Оба типа систем изобретены в Англии: геометральная – Дж. Уиллисом (1602 г.), курсивная – С. Бордли (1789 г.). Геометральные системы приняты для языков с относительно короткими словами (английский, французский, испанский), курсивные – для языков с длинными словами (славянские, скандинавские, немецкий). Различают также орфографические и фонетические системы стенографии. Орфог- рафические придерживаются орфографии обычного письма, фонетические системы стро- ят сокращения на выбрасывании букв, соответствующих неслышимым звукам. Русские системы М. А. Терне (1874 г.) и А. И. Сапонько (1913 г.) строились на так называемом ударном принципе – из серединных гласных слова выписывались только те, на которые падает ударение. В большинстве систем согласные и гласные имеют различное обозначение. Для обо- значения согласных в курсивных системах берутся элементы обычного письма, гласные обозначаются при помощи вокализации (и в устной речи гласные играют, в основном, роль вокализации языка, а информативную функцию выполняют согласные), т. е. изме- нения по длине и направлению соединительной волосной линии между знаками соглас- 31 ных, изменение формы этих знаков, в частности их утолщение (нажим), изменения позиции знаков (повышение и понижение относительно линии письма и относительно друг друга). В России были разработаны и использовались разнообразные системы стенографии (пер- вая из них была предложена М. И. Иваниным в 1858 г.). На основе сравнения 7 лучших систем в 1933 г. было принято постановление о введении Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Н. Н. Соколова (1924 г.). ГЕСС – система курсивная, основанная на изучении биомеханических закономерностей письма, на сравнительном учете частотности букв и морфем в обычном письме и частотно- сти знаков в стенографическом письме. Одним из принципов ГЕСС является стандартность начертаний (слово выписывается одним способом). Вокализация основана на изменении позиции знаков относительно друг друга. ГЕСС последовательно совершенствуется и упрощается с целью достижения макси- мальной психологической простоты записи и облегчения обучения стенографии. Для справки и возможного выборочного использования приводится пример стенографи- ческих знаков в разных системах: Тироновы ноты (I век до н. э.) a b c d e f g h i amicu causa Дж. Уиллис (Англия,1602 г.) а b c d e f g h i j k l m n o p dog son sun sin Ф. К. Габельсберг (Германия,1834 г.) b c d f g h j k l m n p q r rr s ss t v w x y z zentrum М. И. Иванин (Россия, 1858 г.) п б р т д в ф з с ц г л м н ж к х ш ч щ а я е ь ГЕСС (1933 г., вариант 1972 г.) б в г д ж з к л м н п р с т ф х ц ч ш щ 2.4. Методы и приемы скоростного конспектирования слов и словосочетаний Эти методы и приемы наиболее индивидуальны и требуют твор- ческого подхода при их выработке и использовании. Общие рекоменда- ции в этом направлении следующие: 1. Обозначение некоторых часто употребляемых слов и словосочета- ний начальными или начальными и конечными буквами. Например: – м. б. – может быть; д. – должен; т. е. – то есть; т. к. – так как; и т. д. – и так далее; и т. п. – и тому подобное; и др. – и другие; и пр. – и прочие; р–м – рассмотрим; п–м – получим; с–т – существует. 2. Сжимание слова путем недописывания гласных как мало инфор- мативных знаков (обеспечивающих, главным образом, вокализацию или 32 благозвучие речи). Ярким примером такого приема является известный и широко применяемый прием “письмо без гласных”. Например, фраза “кто послал тебе письмо без гласных?” можно заменить вполне одно- значно читаемым, но трудно произносимым “кт псл тб псм бз глснх?”. Ряд согласных, образующих слова, вообще более устойчив и несет больше информации, чем гласные. В ряде языков гласные употребляются весь- ма ограниченно, но информативность языка вполне достаточна, но при этом благозвучность таких языков снижается (например, это характер- но для арабских, армянского и других языков). Ярким примером являет- ся армянская фамилия “Мкртчян”. Для сравнения информативности согласных и гласных можно привести ту же фразу, написанную только гласными: “о оа ее ио е аы”. Но при низкой информативности гласных, при их небольшом количестве в алфавите частотность их употребления в текстах выше, что определяет их первоочередное использование уча- стниками популярной игры “Поле чудес”, но отгадка приходит при ис- пользовании согласных. 3. Поскольку при письме без гласных в чистом виде теряется инфор- мация о падежах и других грамматических особенностях записи, можно использовать смешанный прием: сохранять гласные лишь в окончаниях (например, трбвния, тргвля, зрбтная плта и т. п.). 4. Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве (например, отмена частной собственности – отм ча сбствти; несвоевре- менная выплата заработной платы – нсврмая вы зрбтной плты). 5. Пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом (на- пример, работа – р–та; философия – ф–ия; менеджмент – м–нт; марке- тинг – м–нг; коммерция – к–ция и т. п.). 6. Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в конце несколькими буквами (например, конференция – кф, комиссия – кия, количество – клво и т. п.). 7. Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений и союзов (например, который – крый, чтобы – чбы и т. п.). Небезынтересно с точки зрения рассмотренных приемов стремление к скорописи у Чер- нышевского, но он не имел четко разработанной системы скоростного письма. Например, он широко использовал для сокращения слов диакритические знаки (от греч. diacriticos – разли- чительный); знак при букве, указывающий на то, что ее надо читать иначе, чем без него (например, е – ё, и – й в чешском и польском, ć , é, á во французском/). Используя эти знаки, Чернышевский обозначал окончания глаголов, оканчивающиеся на “ел”, “ели”, “али”, пе- телькой над строчкой, местоимения “мне”, “меня” – палочкой с петлей (с), “эта”, “это” – греческой s, “если” – X, “целое” – Z, слово весьма – двухпетлевым знаком (Ґ), “чем” – q. Примеры сокращения слов в дневниках Н. Г. Чернышевского: жизнь – жзь, никогда – но. 33 Кванторизация Этот прием придумал и ввел в математическую запись немецкий математик Георг Кантор. Квантор (от лат. quantum – сколько) – символ математической логики, логическая операция, дающая количественную характеристику области предметов, к которым относится выражение, получаемое в результате ее применения. В обычном языке носителями таких характеристик служат слова типа “все”, “каждый”, “некоторый”, “любой”, “всякий”, “несколько”, “существует”. В формализованных языках для выражения всех подобных характе- ристик оказывается достаточно кванторов двух видов: 1) Квантор общности: каждый, всякий (перевернутая ∀ – начальная буква немецкого слова аlle – все); 2) Квантор существования: ∃ – существует (перевернутая Е – на- чальная буква немецкого слова existieren – существовать). Идея кванторизации выходит за рамки буквального смысла, а озна- чает перевертывание букв, например: ь (или q) – рассмотрим; – получим; – построим; –пусть, от англ. let – пусть и т. п. Применение кванторов зависит от характера текста: технический, экономический, общественно-политический, математический, естествен- но-научный и т. д. Например, в экономических текстах могут приме- нятся такие кванторы: λ – управлять, – контролировать, – резерви- ровать, Ь – руководить, – выявлять и т. п. Словообразование с помощью суффиксов, окончаний Приставки и суффиксы в русском языке служат для словообразова- ния, окончания необходимы для связи слов в предложении. Без приста- вок обойтись невозможно, так как они изменяют смысл слов. Пропу- щенный суффикс или окончание часто можно восстановить по контек- сту (от лат. сontextus – тесная связь, соединение) – законченный в смыс- ловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы. Поэтому при конспектировании именно эти части слов и опускают в первую очередь, но иногда после этого текст превращается в голово- ломку. Если к сокращению необходимо добавить приставку или суффикс, чтобы не тратить много времени, можно воспользоваться приемом, при- меняемым в стенографии: для типовых концовок слова можно приме- 34 нять простые обозначения. Например, ~ – “ение” или “ание”, – “ичес- кий”. Применять эти символы можно как в сочетании с обычным тек- стом, так и с сокращениями всех видов, в частности с кванторами: ∃ – существует, ∃∼ – существование, соц. – социальный, соц1 – социалис- тический. Часто для конспектирования достаточно использовать не конкрет- ное окончание, а какой-то признак речи: существительного, глагола, прилагательного, причастия. Опыт показывает, что достаточно иметь четыре типовые концовки слов: – ~ – признак существительного, – прилагательного, γ – активного причастия (“ущий”, “ающий”), – пассивного причастия (“ованный”, “еванный”), – глагола. Тогда, например, ∃ – существует, ∃~ – суще- ствование, ∃γ – существующий, ∃ – существенный. Сокращения (аббревиатуры) как заменители слов и словосочетаний Аббревиатура (от лат. brevis – краткий) – сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (АТС, прораб). Аббревиация – это продуктивный способ словопроизводства, родившийся в прошлом столетии. Долгое время считалось, что аббревиатуры портят и засоряют язык. И дей- ствительно, опасность аббревиатур существовала, когда этим активно занимались и ув- лекались идеологические, как правило, малограмотные работники, доводя это до сло- вотворческого абсурда (например, один из таких “шедевров” – “Севзапэнергосетьпро- ект”). Между тем трудно представить деловую письменную речь без всевозможных сокращений слов и словосочетаний, а тем более при конспектировании, для которого аббревиатура – эффективное средство, существенно ускоряюшее запись и позволяющее во многих случаях избегать, даже в печатных текстах, повторений слов и словосочета- ний, ставших объектами аббревиации. Проникновение аббревиатур в деловую документацию, деловое письмо и конспекти- рование объясняется следующими причинами: стремлением к экономии места; высокой частотностью отдельных слов и словосочетаний и стремлением избежать повторения; необходимостью краткой записи; пригодностью к скорописи. Существуют лексические и графические сокращения. Различия между ними состо- ят в том, что лексические сокращения являются отдельными словами, у них особое произношение, от них при необходимости могут быть образованы производные слова (например, ТУ – технические условия, ТЗ – техническое задание, т. е., т. к. и т. п.). В настоящее время получили официальное признание, т. е. практичес- ки стандартизированы, следующие виды сокращений при аббревиации: 35 – сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. – город, обл. – область); – названия месяцев и дат; – телеграфные графические сокращения (тчк, зпт – одновременно, пример письма без гласных); – условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см); – сокращения, принятые в планово-учетной документации (Госбанк, квит. №, расч.счет); – традиционные текстовые сокращения, принятые во всех разновид- ностях письма (т. д., т. п., с. г., см., напр., пр., др.); – официальные наименования организаций, учреждений, предприя- тий, их подразделений (СМ, АН, хозчасть, главк, финотдел и т. п.); – названия некоторых материалов (кожимит, лавсан и т. п.); – названия изделий, машин и приборов (мопед, РЭС, РЛС, запчасть и т. п.); – названия документов (ГОСТ, ОСТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ и т. п.); – наименование должностей, ученых званий и степеней (акад., член- кор., проф., доц., д-р экон. наук,ст. науч. сотр., зав., зам., и.о.); А существуют ли принципы, правила, справочники по аббревиации? При написании, восприятии, склонении и согласовании сокращений возникает много вопросов. Ответы на них можно найти в “Словаре сокращений русского языка”. Спра- вочник раскрывает 17000 сокращений русского языка, из них 2700 новых сокращений, указывает произношение и ударение, приводит сведения о склоняемости слова. Новые аббревиатуры продолжают возникать, и весь мир продолжает ими пользо- ваться. Во многих странах мира регулярно выходят “Словари сокращений”, есть даже “Мировой перечень сокращений”. Между тем никакой перечень сокращений не может выполнить задачу разработки правил сокращений. К этому выводу пришел Комитет по документации Международной организации по стандартизации (ИСО). Аббревиатуры принято делить на следующие основные группы: – инициальный тип, т. е. образование по первым буквам полного наименования (ВНИИС, ВНИИКИ). В свою очередь, инициальные аббревиатуры подразделяются на буквенные (ГИБДД) и звуковые (ГОСТ, ЗАГС, СТО); – слоговой тип (прораб, госхоз); – тип простых слов-усечений (спец., зав.); – смешанный тип (Стройбанк, финотдел, хозчасть). Применительно к деловому письменному общению существуют пра- вила аббревиации, которые не встречают возражений ни со стороны лингвистов, ни со стороны практических работников в сфере делопро- изводства. Эти правила следующие: 1. Сокращение не должно совпадать по форме с существующим сло- вом, перекрещиваться с известной моделью словосочетания или совпа- дать с другим сокращением. 36 2. Сокращение должно быть обратимым, т. е. полученное сокраще- ние должно обладать такими свойствами, чтобы его можно было раз- вернуть в полное наименование, эквивалентом которого оно является. 3. Сокращения должны удовлетворять нормам русского произноше- ния. 4. Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий, организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д., пишутся с прописной буквы. 5. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи. 6. Слово год после дат сокращают, оставляя одну букву “г.”, а после нескольких дат ставят буквы “гг.” (точка между ними не ставится). На- пример: 2001 г., 1996–2000 гг. 7. Учебный и финансовый годы пишут через косую черту, сокращая последний год на две первые цифры и употребляя слово год в един- ственном числе. Например, в 1998/99 учебном году. 8. Рубли и копейки сокращаются “руб.” и “коп.”, если они употреб- ляются отдельно. В смешанном числе их сокращают – “р.” и “к.”. На- пример, 2000 руб., 80 коп., но 2000 р. 80к. Эти сведения, как и в ряде других случаев, приведены не только для осознанного использования аббревиации в процессе конспектирования, но и для грамотного применения при оформлении учебных отчетных материалов, дипломных и курсовых работ, рефератов и т. п.), а также в деловом письме, в делопроизводстве. Гипераббревиация Гипераббревиация (от греч. hyper – над, сверх) – это аббревиатура одной буквой. Существуют два основных приема применения этого спо- соба скоростного конспектирования. 1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (например, К. – конспект, С. – система, А.– аудит и т. п.). Такой способ часто применя- ется в словарях, в частности энциклопедических и особенно в Больших Энциклопедиях. Но применять его допустимо на коротком интервале однородного текста. 2. Способ, который часто называют применением букв в обертке. Например, A – алгоритм, a – анализ, C – система, Э – экономика и т. п.. Чаще всего этот прием используется для сокращенного обозначения терминов. 37 Использование иероглифической записи Иероглифы (от греч. hieros – священный и glyphe – то, что вырезано) – наиболее древ- ние изобразительно-образные знаки египетского письма, применявшегося с конца IV тыся- челетия до н. э. (в отличие от иератической и демотической его разновидностей). Иератизм (от греч. hieraticos – культовый, священный) – обусловленная религиоз- но–каноническими требованиями торжественная застылость и отвлеченность изобра- жений (человеческие фигуры в строго фронтальных позах, с неподвижным взглядом). Термин “иератизм” обычно применяется к искусству древнего мира и средневековья. Демотическое письмо (от греч. demoticos – народный, общедоступный) – об- щедоступная скорописная форма письма, возникшая в VIII–VII веках до н. э., производ- ная от иератического письма. Египетское письмо – одна из древнейших в мире систем письма, имевшая три разно- видности: иероглифическую, иератическую и демотическую. Основной и древнейшей разновидностью были иероглифы, т. е. знаки, изображавшие людей, животных, растения, здания, орудия и др.. Большинство иероглифов были фонограммами, они обозначали либо сочетание 2 – 3 согласных звуков либо отдельные согласные звуки (всего – 24). Гласные звуки в иероглифическом письме совершенно не обозначались (во всяком случае не дошли до нас). Наряду с фонограммами среди иероглифов были и идеограммы, т. е. знаки, обозна- чавщие отдельные слова и понятия. Иероглифическое письмо комбинировало фонограм- мы и идеограммы по определенным правилам. Наиболее употребительными были около 700 иероглифов. Позднее, особенно в греко-римское время, число их возросло до 5000. Из иероглифического письма развился курсив – иератика, знаки последней потеряли первоначальный картинный характер. В VIII–VII веках появился новый курсив – демо- тика, отличавшаяся от иератики большей курсивностью и обилием лигатур, что затруд- няло чтение демотических текстов. Курсив (от лат. cursivus – бегущий) – одно из начертаний рисунка типографского шрифта, характеризующееся наклоном вправо, близким к рукописному; скорописный по- черк латинского и греческого письма, возникший в результате стремления к быстроте и удобству письма, не отнимая пера. Лигатура (от лат. ligatura – связь) – буква или знак фонетической транскрипции, образованный из соединения элементов двух букв или двух транскрипционных знаков в один; соединенное написание двух и более букв, передающих один звук (например, в немецком – ch,sch, в польском – sz,cz). В полиграфии – слитное начертание двух или нескольких письменных знаков (например, E, B). Одними иероглифами писать не очень удобно (хотя это широко и применяется в ряде языков (китайском, корейском, японском, арабских)). А вот использование отдельных элементов такого письма при конспек- тировании может быть весьма эффективным. Иероглифами мы пользуемся уже давно и широко, особенно в мате- матических текстах, но они могут использоваться и в других текстах для замены одним знаком нескольких слов. При конспектировании име- ет смысл использовать простейшие иероглифы как общепринятые, так и придуманные. 38 В группе – общепринятых это, прежде всего: математические и логические символы: +, –, =, х, :, >, <; ⊂ – знак принадлежности, составная часть (например, А⊂ В); ⊃ – знак импликации (от лат.implico – тесно связываю) – одна из логических операций, ей соответствует связка “если, то”; &– знак коньюнкции (от лат. conjunctio – союз, связь) – одна из логи- ческих операций; отражает употребление союза “и” в логических выво- дах; V – знак дизъюнкции; соответствует союзу “или”;  – знак отрицания – одна из логических операций, отражает упот- ребление выражения “неверно, что…”. В качестве удачных примеров применения придуманных иерогли- фов, получивших определенное распространение, можно привести: – противоречие; ∩ – точка зрения; N – наоборот; ⇔– взаимосвязаны; – такой, что и т. п. Использование пиктограмм (пиктографическое письмо) Пиктография (от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho – пишу) – древнейший вид письма – рисуночное письмо – отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктографическое письмо – не письмо в собственном смысле, так как оно не фикси- рует саму речь, а отображает ее содержание, причем обычно мнемонически (напомина- тельно); рисунок или комплекс изображений не предрешает ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертатель- ных графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреп- лять ее во времени. Первоначально для передачи информации применялись другие способы, например пиктографическое письмо, бирки, зарубки, вампумы (нити с нанизанными на них ракови- нами, окрашенными в разные цвета), кипу – узелковое письмо. Система письма характеризуется постоянным составом знаков, причем каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи. Для классификации видов письма важна не форма знака (изобразительно–рисуночная, условно–геометрическая и т. п.), а характер передачи элементов речи. Существуют сле- дующие основные типы письма – идеографический, словесно-слоговый (логографичес- ки-силлабический), собственно силлабический (от греч. syllabe – слог). Слоговое пись- мо (вид звукового или фонетического письма, в котором силлабема (знак) передает зву- чание последовательностей согласных и гласных фонем (от греч. fonema – звук) – ос- новная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным чле- нением речи), и буквенно-звуковой (алфавитный). В пиктографическом письме возможна метафорическая или условная символика (напри- мер, два соединенных сердца – “любовь”, прямоугольник в круге – “нет проезда”. 39 Пиктографическое письмо (точнее, некоторые его элементы) может успешно использоваться при конспектировании, обладая повышенной наглядностью. Примеры пиктограмм при конспектировании: f(x) – фун- кция f(x) возрастает, f(x)↓ – убывает, f(x) – возрастает и ограничена сверху; = –самолет с треугольным крылом и двумя реактивными дви- гателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. Пиктограмма как форма рисуночной записи создает образ, что важ- но для использования механизма зрительной памяти, особенно разви- той у обучающихся. Таким образом, пиктограммы не только ускоряют запись, но и зна- чительно ускоряют и улучшают восприятие конспекта, способствуют запоминанию материала, так как заставляют работать зрительную па- мять и дают возможность воспринимать не слова, а образы. На пиктографическом письме построена вся схемотехника, в частно- сти, в радиоэлектронике. Примеры пиктограмм в схемотехнике: – импульс – конденсатор – потенциал – резистор ∅ – клемма – катушка ∅ – импульсный вход – потенциометр – транзистор – интегральная схема Широко используется пиктографическое письмо и в мнемоническом изображении органов управления в электро- и радиоприборах, напри- мер: – яркость, – контрастность, – громкость. Примеры использования этого письма в химии: – пробирка, – колба, – реторта. Необходимо отметить, что в сфере гуманитарных и социально-эко- номических дисциплин этот прием образования сокращения применя- ется мало, поскольку понятия и категории этих дисциплин в виде ри- сунка изобразить трудно. Хотя следует попытаться и найти варианты использования пиктографического письма, например: – план, – документация, – знак качества. 40