Современная ракета «Циркон»: технические характеристики и особенности. «Эффективное оружие сдерживания»: как гиперзвуковая ракета «Циркон» усилит возможности ВМФ России Новые ракеты циркон

Почти незамеченным прошло сообщение СМИ от 17 марта о начале испытаний российской гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Однако военно-экспертное сообщество успело его оценить. По сути это означает, что российский ВПК вышел на финишную прямую в деле создания супероружия, которому потенциальным врагам в ближайшее время нечего будет противопоставить.

Гиперзвуковая ракета «Циркон». Характеристики

Разработкой крылатой ракеты «Циркон» с 2011 года занимается «НПО Машиностроения». Ее внешний вид и характеристики строго засекречены, что вполне объяснимо. Известно лишь, что это ракета морского базирования с предполагаемой скоростью 5-6 Мах и дальностью полета 300-400 км. В перспективе скорость может быть увеличена до 8 Мах.

По мнению некоторых экспертов, «Циркон» — это по сути та же российско-индийская сверхзвуковая ракета «БраМос» только в гиперзвуковом исполнении. Если и дальше продолжить ее «родословную», то новая ракета «Циркон» окажется «внучкой» П-800 «Оникс», на базе которой создавалась «БраМос».

Кстати, в феврале прошлого года представители компании Brahmos Aerospace сообщили о готовности создания гиперзвукового двигателя для совместного детища в ближайшие 3-4 года.

Первые результаты испытаний

Первые испытания ракеты «Циркон» были проведены в Государственном летно-испытательном центре (г. Ахтубинск) в 2012-2013 годах. На «роль» носителя был выбран дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Тестирование было продолжено, спустя 2 года, но уже с наземной пусковой установки.

О том, что у России в ближайшее время появится новое грозное оружие стало понятно после успешных испытаний в прошлом году. В текущем году испытания должны завершиться, а через год «Циркон» предполагается запустить в серийное производство.

Проблемы, возникшие в процессе разработки

Чтобы ПКР «Циркон» стала гиперзвуковой ее создателям пришлось изрядно потрудиться. Одна из основных проблем – чудовищный перегрев корпуса во время полета на гиперзвуковой скорости с последующим образованием облака плазмы. Как оказалось, в нем практически «слепнет» одна из основных систем ракеты, отвечающая за самонаведение. Стало очевидным, что для «Циркона» потребуется электронная начинка нового поколения.

Для разгона ракеты было решено использовать прямоточный ракетный двигатель со сверхзвуковым горением на топливе с увеличенной энергетической энергоемкостью – «Децилин-М». Чтобы решить весь комплекс проблем, к разработке изделия были привлечены лучшие российские специалисты в области аэродинамики, двигателестроения, материаловедения и электроники.

Перспективы

Изначально «Цирконы» проектировались, как «убийцы авианосцев» — ракеты морского базирования, которыми оснастят АПЛ 5-го поколения «Хаски». Однако нетрудно предположить, что со временем они смогут стартовать с надводных кораблей, наземных пусковых установок и с борта ударных самолетов.

Оснащение Российской Армии ракетами «Циркон» может серьезно повлиять на соотношение сил. Во-первых, станут еще более уязвимы ударные США. Во-вторых, уникальные скоростные и маневренные характеристики отечественной гиперзвуковой ракеты сведут практически до нуля эффективность американской ПРО.

Гиперзвуковые проекты США и других стран

Однако не стоит списывать со счетов основных российских конкурентов. Еще в начале 2000-х в период президентства Джорджа Буша младшего началась разработка доктрины быстрого глобального удара, где основная ставка делалась на гиперзвуковые крылатые ракеты с дальностью действия 6000 км.

В рамках доктрины уже идут испытания ракеты AHW, а на очереди – проект HTV-2 по созданию ракеты, способной достичь скорости 20 Мах с дальностью поражения 7700 км. В марте прошлого года компания Lockheed Martin начала разработку гиперзвукового беспилотника SR-72.

Гиперзвуковой тренд в центре внимания ВПК Китая. Так год назад были протестированы гиперзвуковые летательные аппараты DF-ZF и Yu-71. В Индии ведутся разработки тактической ракеты класса «земля-земля» Shaurya, достигающей скорости 7 Мах. Не отстает и Франция со своим гиперзвуковым проектом крылатой ракеты «воздух-земля» ASN4G с ядерной боеголовкой и скоростью 8 Мах.

Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.

Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий...

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.

Среди всего многообразия противокорабельного ракетного во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров - 2,8М, на уровне моря - 2М).

ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км - 2,6М).

ЗМ54 “Калибр”.

И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный “Калибр”. Благодаря многоступенчатой компоновке его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго: отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат - число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 “Циркон” - гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.


Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 - 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой - 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе - до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М - следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одно индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”

Длина и диаметр корпуса - стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.

Боевая часть - осколочно-фугасная весом 180 кг.

Расчетная дальность поражения ВЦ - до 200 км.

Скорость - до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).


ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит”

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?

Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука. Основным недостатком - высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 - зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями - для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет - наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы - в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В то же время негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

Вторая проблема - слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.


Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000-10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).

Американская консервативная газета The Washington Times сообщила об испытании в России новейшей гиперзвуковой ракеты "Циркон", которая, по словам автора статьи, представляет собой "квантовый скачок" в создании "асимметричного оружия" для защиты от ядерной атаки . Реакция издания выглядит несколько запоздалой.

Испытания гиперзвуковой ракеты "Циркон" 3М22 идут . Технические характеристики секретны, однако существование ракеты и некоторые результаты испытаний — не тайна. В апреле "Циркон" превысил скорость звука в восемь раз . И еще шесть лет назад гендиректор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов сообщал о разработке ракеты, способной развивать .

По неподтвержденным данным, "Циркон" является гиперзвуковой модификацией сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты — совместной российско-индийской разработки . По аналогии можно предположить, что радиус поражения "Циркона" — .

Как бы то ни было, серийное производство "Цирконов" планируется начать в 2017 году. Первое в мире подобное гиперзвуковое оружие получат тяжелые атомные ракетные крейсеры "Петр Великий" и "Адмирал Нахимов", а затем — многоцелевые атомные .

Наши приоритеты

Новое оружие — плод сложнейших научно-технических разработок. Гиперзвуковыми считаются объекты, летящие со скоростью выше 4500 километров в час, а сопротивление атмосферы никто не отменял. Гиперзвуковой аппарат невозможно разогнать традиционным реактивным двигателем, необходимо использовать ракетно-прямоточные — со сверхзвуковым горением.

После разгона до гиперзвуковых скоростей начинается маневренный полет в атмосфере в условиях высоких температур — аппарат окутывает облако плазмы, которое может сжечь антенны и датчики. При этом бортовое радиоэлектронное оборудование должно устойчиво обеспечивать расчет курса и маневрирование .

О том, что инженерам во многом удалось решить эти проблемы, косвенно свидетельствуют недавние испытания в Индии ракеты BrahMos Aerospace версии "блок-III" с выполнением маневра крутого пикирования . Заметим, что созданные в рамках революционного гиперзвукового проекта технологии сами по себе являются важнейшей "добавочной стоимостью" и будут использованы не только в качестве оружия.

© Фото: пресс-служба компании BrahMos Aerospace


© Фото: пресс-служба компании BrahMos Aerospace

В основу "Циркона" заложена гармоничная концепция BrahMos (трехкратное превышение скорости звука в течение всего полета, надежность управления, высокая эффективность преодоления ПВО-ПРО, огромная поражающая способность — за счет кинетической энергии). Почти наверняка эта концепция будет использована для создания универсальной гиперзвуковой ракетной системы, единой для разных носителей, задач и целей.

В американском Центре стратегических и международных исследований полагают, что, благодаря новейшим разработкам — гиперзвуковой ракете , истребителю-невидимке пятого поколения , перспективному авиационному комплексу , зенитной ракетной системе (ЗРС) , Вооруженные силы России значительно нарастят мощь к 2035 году. Российская государственная программа вооружений включает разработку и поставку в войска принципиально новых образцов гиперзвукового оружия в 2018-2025 годах .

Взгляд со стороны

Ранее британская газета The Times назвала российские противокорабельные ракеты П-800 "Оникс" и "Циркон" 3М22 самой серьезной . Даже сверхзвуковые "Ониксы" способны подлетать к кораблю едва ли не над гребнями волн на скорости, в два раза превышающей скорость звука (в зоне поражения корабельной ПВО они находятся несколько секунд). Гиперзвуковые "Цирконы" просто неуловимы (невидимы в облаке плазмы) для существующих и перспективных систем ПВО-ПРО.

Авианосным ударным группам (АУГ) придется держаться вне зоны их досягаемости, и самолетам не хватит топлива на преодоление этого расстояния, то есть в случае противостояния с Россией британские АУГ могут в одночасье стать бесполезными.

"Циркон" сравнивают с разрабатываемой в США гиперзвуковой крылатой ракетой X-51A Waverider, но и это сравнение оказывается не в пользу американского аналога. В августе 2014 года на Аляске провели испытание гиперзвуковой ракеты Х-43А — через семь секунд полета на скорости около 6,5 тысячи километров в час аппарат сгорел в атмосфере. У "Цирконов" подобных осечек еще не было.

А президент США Джордж Буш-младший подписал директиву, которая делает реальным нанесение быстрого глобального удара (Prompt Global Strike) высокоточными гиперзвуковыми крылатыми ракетами по любому региону мира — в течение 60 минут после принятия решения.

Между тем в России также успешно испытали гиперзвуковую боеголовку для перспективных межконтинентальных ракет. Гиперзвуковой летательный аппарат (изделие 4202) 25 октября 2016 года стартовал из пускового района Домбаровский в Оренбургской области и достиг камчатского полигона Кура. Успеху предшествовала масштабная программа импортозамещения. Бортовое оборудование, электронные комплексы и система управления гиперзвукового изделия 4202 . Вероятно, гиперзвуковые боевые блоки получит новая тяжелая межконтинентальная ракета "Сармат", бросковые испытания которой начнутся в 2017 году.

Необъявленная гонка высокотехнологичных вооружений продолжается.

Минобороны получит миниатюрную версию гиперзвуковой ракеты «Циркон». В первую очередь ей должны вооружить малые ракетные корабли (МРК) проектов «Каракурт» и «Буян-М». Также ракета будет приспособлена для пусков из специального контейнера. Ранее «Циркон» должен был устанавливаться на атомные крейсера и атомные подводные лодки, а также фрегаты. Появление «легких» гиперзвуковых ракет скажется на тактике действий ВМФ. МРК и субмарины, действуя из засад, не позволят ударным группировкам противника приблизиться к российскому побережью.

В Главкомате ВМФ «Известиям» рассказали, что тактико-технические требования для новой версии «Циркона» уже сформированы. «Миниатюрность» не сильно скажется на основных характеристиках ракеты. По убойной мощи она практически не будет уступать своей «старшей сестре». В первую очередь «Цирконы» должны вооружить МРК проекта 22800 «Каракурт» и МРК проекта 21631 «Буян-М». Оба типа МРК оснащаются крылатыми ракетами «Калибр» и сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс». Появление «Цирконов» на борту малых ракетных кораблей позволят им бороться с любым противником.

Гиперзвуковые противокорабельные (ПКР) «Циркон» - это принципиально новое оружие, которое хоть и относится к неядерным системам вооружений, но приближается к ним по своей мощи. Новые ракеты отличаются от ПКР предыдущих поколений возросшей вероятностью поражения целей типа авианосца - это достигается за счет их неуязвимости, а также мощной боевой части и большой скорости полета. Энергия взрыва способна отправить на дно даже большие боевые корабли.

По настоящему неуязвимым «Циркон» делает его гиперзвуковая скорость. Все работы по проекту «Циркон» носят закрытый характер, но, по открытым источникам известно, что ракета способна разогнаться до 5–10 Махов и поражать цели на дальностях до 300–500 км. Скорость в 2,5 Махов является предельной для современных средств ПВО - противоракеты попросту не могут догнать гиперзвуковые «Цирконы». ПВО ближнего радиуса действия тоже неэффективно: поймать ПКР в прицел зенитной пушки невозможно.

У ПКР есть еще один козырь. Благодаря «умному» применению - когда группа ракет при ударе действует как единый самокоординирующийся рой - удар «Цирконов» становится гарантированно неотразимым.

Наконец, ПКР могут поражать наземные цели с заранее известными координатами. Такие возможности особенно востребованы в прибрежных районах, где МРК и субмаринам придется противодействовать не только кораблям противника, но и помогать своим сухопутным войскам.

«Циркон» приспособлен для стрельбы из существующих пусковых установок, но с МРК и подводных лодок лучше применять малые ракеты, рассказал «Известиям» военный эксперт, редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

Облегченная ракета, скорее всего, будет иметь тот же самый двигатель, но получит чуть меньшую боеголовку, запас топлива и ряд конструктивных элементов, - считает он. - С большой долей вероятности модифицируют и стартовый ускоритель изделия - на «Цирконе» он очень мощный. Новый ускоритель должен будет уменьшить стартовую нагрузку на небольшой для такой мощной ракеты корабль, как МРК.

Гиперзвуковые ракеты на МРК и субмаринах существенно повысят мощь Военно-морского флота, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

Легкий «Циркон» нужен, чтобы новыми ракетами быстро насытить флот, - рассказал он «Известиям». - Программа строительства больших кораблей пробуксовывает, а МРК - это дешевый носитель для «Циркона», который к тому же строится в течение 2–3 лет.

Появление новых гиперзвуковых ПКР скажется на тактике действий ВМФ. МРК и подлодки чрезвычайно трудно обнаружить. Особенно нелегко это сделать около российского побережья, где они находятся под защитой ПВО. Действуя из засады, МРК и субмарины смогут нанести смертельный массированный удар по любому противнику, приблизившемуся к российскому побережью, отметил эксперт.

Тактика применения и вооружение ВМФ постоянно совершенствуется. Так, в прошлом году первый МРК проекта «Каракурт» принял на вооружение два беспилотника «Орлан-10». Дроны ракетным кораблям в первую очередь нужны для скрытой разведки целей.