Презентация что такое хвоинки 1. Презентация к уроку "Что такое хвоинки? в жаркий солнечный день в еловом лесу
Надежда Жукова
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?»
Конспект урока
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема: «Что такое хвоинки?»
Цель : создать условия для открытия учащимися нового знания о том, что хвоинки – это видоизменённые листья.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
Знать, что хвоинки – это листья хвойных деревьев;
Различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
Различать лиственные и хвойные деревья.
Метапредметные результаты:
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
Работать в группах;
Оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
Осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.
Межпредметные связи: Русский язык. Литературное чтение. Музыка.
Формы работы на уроке : фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:
учебник "Окружающий мир" 1 класс (авт. А. А. Плешаков); «Рабочая тетрадь» по окружающему миру для 1 класса (автор А. А. Плешаков);
нарисованные помощники: Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха
на магнитной доске буквы для слов ЕЛЬ, СОСНА; ШИШКА;
картинки с изображенными деревьями (клен, береза, осина, рябина, дуб, коробочка с трафаретами листьев этих деревьев (по 2 разного цвета);
шишки ели и сосны, еловые и сосновые веточки (вариант 1- по возможности на каждой парте, вариант 2- по количеству подгрупп, веточка лиственного дерева обязательно с листьями (береза, осина, рябина, мелкие кусочки белой бумаги.
плакат для начальной школы «Деревья России»
проектор, компьютер, экран;
физминутка «Елочка»
презентация «Что такое хвоинки».
ХОД УРОКА
Этапы урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Чтоб природе другом стать, тайны все ее… (узнать)
Все загадки разгадать - научитесь (наблюдать)
(Учащиеся знакомы со стихотворением и «помогают» учителю.)
Молодцы, ребята! И мы с вами вновь отправляемся в удивительное путешествие, чтобы познать тайны и загадки окружающего нас мира. А чтобы найти ответы на удивительные вопросы, которые нам задает окружающая природа, нужно быть внимательными и любознательными. Все внимательны? Все хотят узнать и изведать что-то неизвестное и новое для нас? (Да.) Тогда начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний.
А у нас гости. Кто же это? (Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.) (Слайд 1)
И, конечно же, как всегда, у нашего Муравьишки много вопросов. Поможем ему?
Какое сейчас время года?
Что происходит осенью?
Какие изменения мы наблюдаем в растительном мире?
Идя в школу и возвращаясь домой, вы видите, как падают с деревьев листочки. И никто не знает, что листочки о чём-то говорят друг с другом. Давайте послушаем (слайд 2):
Опавшей листвы
разговор еле слышен:
Мы с клёнов…
Мы с яблонь…
Мы с вязов…
Мы с вишен…
С осинки…
С черёмухи…
С берёзы…
Везде листопад:
На пороге - морозы!
О чём шепчутся листья?
Как называется явление природы, когда осыпаются листья?
Чего боятся листочки?
Мудрая Черепаха, собрала листочки и принесла их нам. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Раз, два, три, листик дерево найди!». У меня в коробочке листья, а на доске вы видите картинки, где изображены деревья. Я раздам вам листочки, а потом буду открывать картинки. Если, ваш листик, с этого дерева, вы должны выйти к доске и приклеить его. Каждый листочек должен оказаться на своем дереве.
(Учитель по очереди переворачивает картинки с изображением деревьев лицевой стороной к ученикам. По команде: «Раз, два, три – листик дерево найди!» игра начинается. Ученики, у которых лист этого дерева, выбегают вперёд, объясняют, по каким признакам определили дерево, потом садятся на место. Листочки одного итого же дерева могут быть у 2-3 учеников. У двух учеников – веточки ели и сосны.)
3. Создание проблемной ситуации.
Ребята, все листики оказались у своих деревьев? У кого еще остались листики? Покажите их нам? Ребята, как называются эти листики? На каких деревьях они растут? (Дети дают разные ответы: что это не листики, это иголки, они растут на елке и не опадают осенью).
Как много разных ответов. Муравей Вопросик запутался и никак не может понять, есть ли у елочки листья? Давайте попробуем во всем разобраться.
4. Освоение нового материала.
Вот изображение ели и сосны (слайд 3)
Это деревья?
Назовите и покажите части дерева? Сравните ель с дубом. (Один ученик проводит сравнение у доски)
Итак, ель и сосна-это деревья. Только у одних деревьев листья имеют вид пластинок, это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья - хвойными. (слайд 4)
Ель и сосна – хвойные деревья, и их листики – хвоя. (слайд 5). К хвойным деревьям также относятся лиственница и кедр. (слайд 6)Семена таких деревьев – шишки.
Исследовательская деятельность.
Перед вами на столе лежат две веточки: сосны и ели. Посмотрите на них внимательно. Чем они схожи? А в чем их отличие? (Общее: хвоинки, зеленого цвета, колются, покрыты восковой пленкой. Отличие: иголки сосны длинные, ели короткие. У ели хвоинки крепятся по одной, а у сосны - по две.)
А теперь сравним шишки (слайд 7). Покажите еловую шишку, теперь положите шишку ели на еловую ветку, а шишку сосны на сосновую. (Общее: в шишке находятся семена. Отличие: форма и расположение на веточке). В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева.
Молодцы, ребята. Мудрая Черепаха напомнила мне, что пора немного отдохнуть. Вот ее загадка: «Зимой и летом одним цветом». (Ель, сосна). А Муравей Вопросик приготовил для вам веселую физминутку «Елочка».
5. Физминутка «Елочка»
Опыт.
Какую загадку нам загадала Мудрая Черепаха? Действительно, иголочки ели и сосны зимой и летом всегда зеленые. А почему же так происходит? Ведь на лиственных деревьях листочки желтеют и опадают. Мы постараемся найти ответ и на это вопрос.
Мне нужны два помощника. Один будет держать веточку рябины. А другой веточку сосны. Представим, что это снег. Он все падает и падает на наши веточки (Учитель сверху рассыпает листочки белой бумаги). Что происходит с веточкой рябины? («Снег» задерживается на листочках, и веточки очень сильно сгибается). Действительно, на листочках рябины, осины, березы и других лиственных деревьев снег задерживается. И под его тяжестью веточки дерева могут сломаться. Поэтому лиственные деревья «сбрасывают» осенью свои листочки. Так они готовятся к зиме.
А теперь посмотрим на веточку ели. Что мы видим? («Снег» не задерживается на хвое. А падает вниз.) Правильно. Иголочки хвойных деревьев покрыты восковой пленкой, поэтому снег «соскальзывает» и не задерживается на ветвях. А значит, и «сбрасывать» свои иголочке на зиму хвойным деревьям не к чему. И Хвоя таких деревьев остается зеленой круглый год.
Правда, есть одно хвойное дерево, которое в отличие от всех своих родственников, все –таки сбрасывает хвоинки на зиму. Это лиственница. (слайд 8) Осенью ее хвоинки желтеют и опадают, как листочки березы, осины, клена. Поэтому ее и назвали лиственница.
6. Закрепление изученного материала.
Ребята, нашли ответы на все вопросы, которые нужно было сегодня разгадать.
Что же мы сегодня с вами узнали? (Есть хвойные деревья. Это ель, сосна. Их листья-иголочки, называют хвоей. Они остаются зелеными и не опадают осенью. Только у одного хвойного дерева иголочки опадают - это лиственница.)
Даже ёлку мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки-
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
И сейчас мы с вами нарисуем веточки ели и сосны. А также посмотрим, какие деревья у нас лиственные, а какие хвойные. (Работа в тетрадях)
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Давайте вспомним все, чтобы и Муравьишка запомнил все и больше не задавал вопросы про ель и сосну.
(Есть лиственные и хвойные деревья. У лиственных листья в виде пластинок, они желтеют осенью и опадают. У хвойных деревьев листья в виде иголочек, их называю хвоя. Они остаются зелеными круглый год, и не опадают осенью. Только лиственница теряет свои иголочки. Ель и сосна - хвойные деревья. У ели иголочки короткие и прикрепляются к веточки по одной. А шишки у нее длинные. У сосны иголочки длинные, прикрепляются к веточке по две хвоинки, а шишки круглы).
Молодцы, Муравей вопросик очень вам благодарен.
А вот Мудрая Черепаха говорит, что расстроилась, ведь мы так и не сыграли в ее игру до конца. Два листочка так и не нашли свое дерево. У кого были эти листочки. Выходите к доске. Найдите, какому дереву они принадлежат. (Выходят ученики, прикрепляют иголочки к ели, сосновые к сосне и поясняют свой выбор.)
Мудрая Черепаха тоже благодарит вас. И дарит вам листочки с шишками. Посмотрите перед вами листочек, где нарисованные три шишки: большая, средняя и маленькая. Если при выполнении задании вам все было понятно, вы без труда с ними справились - обведите большую шишку. Если при выполнении некоторых заданий у вас возникли трудности, если вы не знали, как ответить на некоторые вопросы – обведите шишку среднего размера. Если же вам было тяжело, если вы не смогли выполнить предложенные задания и не знали ответы на мои вопросы - обведите маленькую шишку.
Наше очередное путешествие подошло к концу. Но в окружающем мире еще много тайн и загадок, которые нам предстоит узнать и разгадать. И уже на следующий урок мы с вами отправимся в новое приключение вместе с нашими помощниками: Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
«Что такое хвоинки?» «Окружающий мир» 1 класс
«Что такое хвоинки?» «Окружающий мир» 1 класс
Отгадайте загадки.
Белый низ, зеленый верх -
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши...
березки.
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках - горчинка.
Что за деревце?
Рябинка
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это...
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит...
липа
Клейкие раскрылись почки -
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? - Это...
тополь
Как одним словом можно назвать эти деревья?
Лиственные.
Кусты и деревья, листочки на ветках.
Лиственный лес это, помните, детки.
1 класс стр. 19
Задание: обозначь желтым цветом лиственные деревья.
Что общего у лиственных деревьев?
У этих деревьев листья имеют вид пластинок.
Ель обыкновенная
Сосна обыкновенная
Как можно одним словом назвать эти деревья?
Хвойные
Чем хвойные деревья отличаются от лиственных?
У хвойных деревьев вместо листиков иголочки – хвоинки.
Что такое хвоинки?
Хвоинки - это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно
прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи.
Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови.
Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 19
Задание: обозначь зеленым цветом хвойные деревья.
Хвойные деревья называют «вечнозелеными».
Почему?
Толкование слова « вечный»
- Бесконечный во времени.
- Не перестающий существовать.
- Постоянный, неизменный.
Гипотеза.
У хвойных деревьев хвоинки не меняются, живут столько же, сколько и дерево.
За ответом отправляемся на прогулку в хвойный лес.
Наша гипотеза не подтвердилась. Хвойные деревья меняют свои хвоинки, но не все сразу, а постепенно.
У ели хвоинки меняются через
У сосны хвоинки меняются через
2 – 3 года.
6 – 7 лет.
Практическая работа.
Наблюдение 1. Рассмотрите общий вид сосны и ели.
Сравните расположение веток у этих деревьев.
У сосны ветви подняты высоко от земли, они тянутся вверх, к солнцу.
Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Проблемный вопрос.
Как вы можете объяснить такое расположение веток на сосне и ели?
Ель любит тень. Еловые леса темные, густые. В них всегда тихо. Ветры и метели не долетают в глубину леса из-за густой хвои. Поэтому клесты и выводят своих птенцов в январе месяце именно в еловых лесах.
Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 20 № 2
Нарисуйте дерево сосны или ели по желанию.
Наблюдение 2. “Ветки”.
Рассмотрите ветки ели и сосны и определите,что у них общего и чем они различаются.
сосна
И на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному.
У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравните хвоинки деревьев.
сосна
Длина хвоинок у деревьев разная.
У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 20 № 3.
Задание: дорисуйте веточки сосны и ели.
Наблюдение 3. “Шишки”.
Рассмотрите шишки деревьев.
Шишки сосны меньше по размерам,
чем шишки ели и круглее.
Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 20 № 1.
Задание: нарисуйте шишку сосны или ели по желанию.
Страничка для любознательных.
Сибирский кедр - хвойное дерево. Его высота может достигать 44 метров.
Продолжительность жизни 500 -850 лет
Хвоя у кедра растет пучками,
по 5 хвоинок в пучке.
Из древесины кедра делают карандаши.
Кедровые орехи вкусные и очень полезные.
Лиственница - это единственное листопадное хвойное дерево. В пучке по 30 - 50 хвоинок. Лиственница листопадное, но не шишкопадное дерево. На лиственницах, в отличие от других хвойных пород созревшие шишки, после выпадения семян, висят годами.
Можжевельник – хвойный кустарник.
Это растение-долгожитель. В благоприятных условиях можжевельник живет от 600 до 3000 лет.
г. Катав - Ивановск
Урок окружающего
мира в 1 «Д» классе
Учитель: Берсенева О. В.
Опавшей листвы Разговор еле слышен: - Мы с клёнов… - Мы с яблонь… - Мы с вязов… - Мы с вишен… - С осинки… - С черёмухи… - С дуба… - С берёзы… Везде листопад: На пороге - морозы! Ю. Капотов
Её всегда в лесу найдёшь. Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем .
У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви - только на макушке .
ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?
ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?
Учебная задача: узнаем, какие деревья называются хвойными, научимся сравнивать ель и сосну.
Окружающий мир 1 класс
Назовите знакомые вам деревья
Сосна
Сосны больше других деревьев любят свет,
поэтому их ветви подняты высоко от земли,
они тянутся к свету; ели же стоят, опустив
колючие ветви почти до земли.
Ельник
Это еловый лес. Его называют ельник.
В еловом лесу деревья стоят близко друг
к другу, поэтому он густой и тенистый.
В сумрачном еловом лесу верится, что
именно здесь жили баба Яга и Леший и
другие герои сказок, потому что даже
в жаркий солнечный день в еловом лесу
прохладно и темно.
Сосновый бор
Это сосновый лес. Его называют – сосновый бор.
Сосновый бор - это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Легко и свободно дышится в сосновом лесу, светло и сухо
в нём. Древесина – дар сосны. Она используется в строительстве кораблей и жилищ.
Одинаковые ли
иголки
на этих ветках?
Назовите от каких
деревьев ветки
Иголки на этих ветках
называются хвоинки
Это от
сосны
Это от ели
Определите, какие
шишки от сосны, а
какие от ели
Что такое хвоинки?
- Хвоинки - это действительно листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки даже зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи.
Это дерево осенью желтеет и сбрасывает
листья, как это делают лиственные деревья.
Отсюда такое название – лиственница.