Презентация что такое хвоинки 1. Презентация к уроку "Что такое хвоинки? в жаркий солнечный день в еловом лесу

Надежда Жукова
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?»

Конспект урока

Класс: 1

Предмет: окружающий мир

Тема: «Что такое хвоинки?»

Цель : создать условия для открытия учащимися нового знания о том, что хвоинки – это видоизменённые листья.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

Знать, что хвоинки – это листья хвойных деревьев;

Различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

Различать лиственные и хвойные деревья.

Метапредметные результаты:

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

Работать в группах;

Оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

Осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.

Межпредметные связи: Русский язык. Литературное чтение. Музыка.

Формы работы на уроке : фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:

учебник "Окружающий мир" 1 класс (авт. А. А. Плешаков); «Рабочая тетрадь» по окружающему миру для 1 класса (автор А. А. Плешаков);

нарисованные помощники: Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха

на магнитной доске буквы для слов ЕЛЬ, СОСНА; ШИШКА;

картинки с изображенными деревьями (клен, береза, осина, рябина, дуб, коробочка с трафаретами листьев этих деревьев (по 2 разного цвета);

шишки ели и сосны, еловые и сосновые веточки (вариант 1- по возможности на каждой парте, вариант 2- по количеству подгрупп, веточка лиственного дерева обязательно с листьями (береза, осина, рябина, мелкие кусочки белой бумаги.

плакат для начальной школы «Деревья России»

проектор, компьютер, экран;

физминутка «Елочка»

презентация «Что такое хвоинки».

ХОД УРОКА

Этапы урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать, тайны все ее… (узнать)

Все загадки разгадать - научитесь (наблюдать)

(Учащиеся знакомы со стихотворением и «помогают» учителю.)

Молодцы, ребята! И мы с вами вновь отправляемся в удивительное путешествие, чтобы познать тайны и загадки окружающего нас мира. А чтобы найти ответы на удивительные вопросы, которые нам задает окружающая природа, нужно быть внимательными и любознательными. Все внимательны? Все хотят узнать и изведать что-то неизвестное и новое для нас? (Да.) Тогда начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

А у нас гости. Кто же это? (Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.) (Слайд 1)

И, конечно же, как всегда, у нашего Муравьишки много вопросов. Поможем ему?

Какое сейчас время года?

Что происходит осенью?

Какие изменения мы наблюдаем в растительном мире?

Идя в школу и возвращаясь домой, вы видите, как падают с деревьев листочки. И никто не знает, что листочки о чём-то говорят друг с другом. Давайте послушаем (слайд 2):

Опавшей листвы

разговор еле слышен:

Мы с клёнов…

Мы с яблонь…

Мы с вязов…

Мы с вишен…

С осинки…

С черёмухи…

С берёзы…

Везде листопад:

На пороге - морозы!

О чём шепчутся листья?

Как называется явление природы, когда осыпаются листья?

Чего боятся листочки?

Мудрая Черепаха, собрала листочки и принесла их нам. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Раз, два, три, листик дерево найди!». У меня в коробочке листья, а на доске вы видите картинки, где изображены деревья. Я раздам вам листочки, а потом буду открывать картинки. Если, ваш листик, с этого дерева, вы должны выйти к доске и приклеить его. Каждый листочек должен оказаться на своем дереве.

(Учитель по очереди переворачивает картинки с изображением деревьев лицевой стороной к ученикам. По команде: «Раз, два, три – листик дерево найди!» игра начинается. Ученики, у которых лист этого дерева, выбегают вперёд, объясняют, по каким признакам определили дерево, потом садятся на место. Листочки одного итого же дерева могут быть у 2-3 учеников. У двух учеников – веточки ели и сосны.)

3. Создание проблемной ситуации.

Ребята, все листики оказались у своих деревьев? У кого еще остались листики? Покажите их нам? Ребята, как называются эти листики? На каких деревьях они растут? (Дети дают разные ответы: что это не листики, это иголки, они растут на елке и не опадают осенью).

Как много разных ответов. Муравей Вопросик запутался и никак не может понять, есть ли у елочки листья? Давайте попробуем во всем разобраться.

4. Освоение нового материала.

Вот изображение ели и сосны (слайд 3)

Это деревья?

Назовите и покажите части дерева? Сравните ель с дубом. (Один ученик проводит сравнение у доски)

Итак, ель и сосна-это деревья. Только у одних деревьев листья имеют вид пластинок, это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья - хвойными. (слайд 4)

Ель и сосна – хвойные деревья, и их листики – хвоя. (слайд 5). К хвойным деревьям также относятся лиственница и кедр. (слайд 6)Семена таких деревьев – шишки.

Исследовательская деятельность.

Перед вами на столе лежат две веточки: сосны и ели. Посмотрите на них внимательно. Чем они схожи? А в чем их отличие? (Общее: хвоинки, зеленого цвета, колются, покрыты восковой пленкой. Отличие: иголки сосны длинные, ели короткие. У ели хвоинки крепятся по одной, а у сосны - по две.)

А теперь сравним шишки (слайд 7). Покажите еловую шишку, теперь положите шишку ели на еловую ветку, а шишку сосны на сосновую. (Общее: в шишке находятся семена. Отличие: форма и расположение на веточке). В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева.

Молодцы, ребята. Мудрая Черепаха напомнила мне, что пора немного отдохнуть. Вот ее загадка: «Зимой и летом одним цветом». (Ель, сосна). А Муравей Вопросик приготовил для вам веселую физминутку «Елочка».

5. Физминутка «Елочка»

Опыт.

Какую загадку нам загадала Мудрая Черепаха? Действительно, иголочки ели и сосны зимой и летом всегда зеленые. А почему же так происходит? Ведь на лиственных деревьях листочки желтеют и опадают. Мы постараемся найти ответ и на это вопрос.

Мне нужны два помощника. Один будет держать веточку рябины. А другой веточку сосны. Представим, что это снег. Он все падает и падает на наши веточки (Учитель сверху рассыпает листочки белой бумаги). Что происходит с веточкой рябины? («Снег» задерживается на листочках, и веточки очень сильно сгибается). Действительно, на листочках рябины, осины, березы и других лиственных деревьев снег задерживается. И под его тяжестью веточки дерева могут сломаться. Поэтому лиственные деревья «сбрасывают» осенью свои листочки. Так они готовятся к зиме.

А теперь посмотрим на веточку ели. Что мы видим? («Снег» не задерживается на хвое. А падает вниз.) Правильно. Иголочки хвойных деревьев покрыты восковой пленкой, поэтому снег «соскальзывает» и не задерживается на ветвях. А значит, и «сбрасывать» свои иголочке на зиму хвойным деревьям не к чему. И Хвоя таких деревьев остается зеленой круглый год.

Правда, есть одно хвойное дерево, которое в отличие от всех своих родственников, все –таки сбрасывает хвоинки на зиму. Это лиственница. (слайд 8) Осенью ее хвоинки желтеют и опадают, как листочки березы, осины, клена. Поэтому ее и назвали лиственница.

6. Закрепление изученного материала.

Ребята, нашли ответы на все вопросы, которые нужно было сегодня разгадать.

Что же мы сегодня с вами узнали? (Есть хвойные деревья. Это ель, сосна. Их листья-иголочки, называют хвоей. Они остаются зелеными и не опадают осенью. Только у одного хвойного дерева иголочки опадают - это лиственница.)

Даже ёлку мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки-

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

Мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.

И сейчас мы с вами нарисуем веточки ели и сосны. А также посмотрим, какие деревья у нас лиственные, а какие хвойные. (Работа в тетрадях)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Давайте вспомним все, чтобы и Муравьишка запомнил все и больше не задавал вопросы про ель и сосну.

(Есть лиственные и хвойные деревья. У лиственных листья в виде пластинок, они желтеют осенью и опадают. У хвойных деревьев листья в виде иголочек, их называю хвоя. Они остаются зелеными круглый год, и не опадают осенью. Только лиственница теряет свои иголочки. Ель и сосна - хвойные деревья. У ели иголочки короткие и прикрепляются к веточки по одной. А шишки у нее длинные. У сосны иголочки длинные, прикрепляются к веточке по две хвоинки, а шишки круглы).

Молодцы, Муравей вопросик очень вам благодарен.

А вот Мудрая Черепаха говорит, что расстроилась, ведь мы так и не сыграли в ее игру до конца. Два листочка так и не нашли свое дерево. У кого были эти листочки. Выходите к доске. Найдите, какому дереву они принадлежат. (Выходят ученики, прикрепляют иголочки к ели, сосновые к сосне и поясняют свой выбор.)

Мудрая Черепаха тоже благодарит вас. И дарит вам листочки с шишками. Посмотрите перед вами листочек, где нарисованные три шишки: большая, средняя и маленькая. Если при выполнении задании вам все было понятно, вы без труда с ними справились - обведите большую шишку. Если при выполнении некоторых заданий у вас возникли трудности, если вы не знали, как ответить на некоторые вопросы – обведите шишку среднего размера. Если же вам было тяжело, если вы не смогли выполнить предложенные задания и не знали ответы на мои вопросы - обведите маленькую шишку.

Наше очередное путешествие подошло к концу. Но в окружающем мире еще много тайн и загадок, которые нам предстоит узнать и разгадать. И уже на следующий урок мы с вами отправимся в новое приключение вместе с нашими помощниками: Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

«Что такое хвоинки?» «Окружающий мир» 1 класс

«Что такое хвоинки?» «Окружающий мир» 1 класс



Отгадайте загадки.

Белый низ, зеленый верх -

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши...

березки.


В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках - горчинка.

Что за деревце?

Рябинка


Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это...


Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит...

липа


Клейкие раскрылись почки -

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? - Это...

тополь


Как одним словом можно назвать эти деревья?

Лиственные.


Кусты и деревья, листочки на ветках.

Лиственный лес это, помните, детки.


1 класс стр. 19

Задание: обозначь желтым цветом лиственные деревья.


Что общего у лиственных деревьев?

У этих деревьев листья имеют вид пластинок.




Ель обыкновенная

Сосна обыкновенная


Как можно одним словом назвать эти деревья?

Хвойные


Чем хвойные деревья отличаются от лиственных?

У хвойных деревьев вместо листиков иголочки – хвоинки.


Что такое хвоинки?

Хвоинки - это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно

прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи.


Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови.


Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 19

Задание: обозначь зеленым цветом хвойные деревья.


Хвойные деревья называют «вечнозелеными».

Почему?


Толкование слова « вечный»

  • Бесконечный во времени.
  • Не перестающий существовать.
  • Постоянный, неизменный.

Гипотеза.

У хвойных деревьев хвоинки не меняются, живут столько же, сколько и дерево.


За ответом отправляемся на прогулку в хвойный лес.




Наша гипотеза не подтвердилась. Хвойные деревья меняют свои хвоинки, но не все сразу, а постепенно.

У ели хвоинки меняются через

У сосны хвоинки меняются через

2 – 3 года.

6 – 7 лет.


Практическая работа.

Наблюдение 1. Рассмотрите общий вид сосны и ели.

Сравните расположение веток у этих деревьев.

У сосны ветви подняты высоко от земли, они тянутся вверх, к солнцу.

Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.


Проблемный вопрос.

Как вы можете объяснить такое расположение веток на сосне и ели?



Ель любит тень. Еловые леса темные, густые. В них всегда тихо. Ветры и метели не долетают в глубину леса из-за густой хвои. Поэтому клесты и выводят своих птенцов в январе месяце именно в еловых лесах.


Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 20 № 2

Нарисуйте дерево сосны или ели по желанию.


Наблюдение 2. “Ветки”.

Рассмотрите ветки ели и сосны и определите,что у них общего и чем они различаются.

сосна

И на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному.

У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.


Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравните хвоинки деревьев.

сосна

Длина хвоинок у деревьев разная.

У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.


Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 20 № 3.

Задание: дорисуйте веточки сосны и ели.


Наблюдение 3. “Шишки”.

Рассмотрите шишки деревьев.

Шишки сосны меньше по размерам,

чем шишки ели и круглее.

Шишки ели длиннее и вытянутой формы.


Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 20 № 1.

Задание: нарисуйте шишку сосны или ели по желанию.


Страничка для любознательных.

Сибирский кедр - хвойное дерево. Его высота может достигать 44 метров.

Продолжительность жизни 500 -850 лет

Хвоя у кедра растет пучками,

по 5 хвоинок в пучке.

Из древесины кедра делают карандаши.

Кедровые орехи вкусные и очень полезные.


Лиственница - это единственное листопадное хвойное дерево. В пучке по 30 - 50 хвоинок. Лиственница листопадное, но не шишкопадное дерево. На лиственницах, в отличие от других хвойных пород созревшие шишки, после выпадения семян, висят годами.


Можжевельник – хвойный кустарник.

Это растение-долгожитель. В благоприятных условиях можжевельник живет от 600 до 3000 лет.


г. Катав - Ивановск

Урок окружающего

мира в 1 «Д» классе

Учитель: Берсенева О. В.


Опавшей листвы Разговор еле слышен: - Мы с клёнов… - Мы с яблонь… - Мы с вязов… - Мы с вишен… - С осинки… - С черёмухи… - С дуба… - С берёзы… Везде листопад: На пороге - морозы! Ю. Капотов


Её всегда в лесу найдёшь. Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем .

У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви - только на макушке .


ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?

ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?

Учебная задача: узнаем, какие деревья называются хвойными, научимся сравнивать ель и сосну.

Окружающий мир 1 класс


Назовите знакомые вам деревья

Сосна

Сосны больше других деревьев любят свет,

поэтому их ветви подняты высоко от земли,

они тянутся к свету; ели же стоят, опустив

колючие ветви почти до земли.


Ельник

Это еловый лес. Его называют ельник.

В еловом лесу деревья стоят близко друг

к другу, поэтому он густой и тенистый.

В сумрачном еловом лесу верится, что

именно здесь жили баба Яга и Леший и

другие герои сказок, потому что даже

в жаркий солнечный день в еловом лесу

прохладно и темно.


Сосновый бор

Это сосновый лес. Его называют – сосновый бор.

Сосновый бор - это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Легко и свободно дышится в сосновом лесу, светло и сухо

в нём. Древесина – дар сосны. Она используется в строительстве кораблей и жилищ.


Одинаковые ли

иголки

на этих ветках?

Назовите от каких

деревьев ветки

Иголки на этих ветках

называются хвоинки


Это от

сосны

Это от ели

Определите, какие

шишки от сосны, а

какие от ели


Что такое хвоинки?

  • Хвоинки - это действительно листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки даже зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи.

Это дерево осенью желтеет и сбрасывает

листья, как это делают лиственные деревья.

Отсюда такое название – лиственница.