План-конспект по психологии на тему: Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт". Тренинг для учеников «группы риска» «Положительный образ «Я

Профориентационная работа с детьми «группы риска» в современном образовательном пространстве

Баянова Н.В., социальный педагог

МБОУ «Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»

Важность профессионального, а в широком смысле и социального самоопределения подрастающего поколения ставит серьёзные задачи перед организаторами профориентационной работы в школе. Профориентация - это система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Однако профориентация в современных условиях не всегда достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труду. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Отсутствует индивидуальный подход к личности выбирающего профессию. Как же правильно выстроить работу по подготовке к сознательному выбору с детьми «группы риска», которые требуют особого, индивидуального подхода.

Кто они дети «группы риска»? Это дети, которые живут в асоциальной среде и испытывают пренебрежительное или агрессивное отношение к себе и/или окружающим. Это дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Дети, имеющие асоциальное поведение, вредные привычки и правонарушения, пропуски без уважительной причины. Такие учащиеся, не всегда умеют организовать свою деятельность, часто эти дети могут быть агрессивными, замкнутыми, безразличными, неуверенными в себе, иметь неадекватную реакцию. Также у детей ГР чаще всего отсутствуют культурные навыки, мотивация к образованию и развитию, представление о себе как о члене социума.

Кроме выше перечисленных особенностей учащихся ГР, необходимо выделить проблему, касающуюся профориентационной работы с такими ребятами. Заключается она в том, что дети «группы риска» преимущественно ориентируется на мнения именно своего окружения и поэтому часто пренебрегают интересами других людей (успешных одноклассников, педагогов и родителей), мнение взрослых не является для них авторитетным и эту позицию достаточно сложно переломить. Ещё одна распространённая проблема детей ГР не заинтересованность и не занятость, в каких-либо видах внеурочной деятельности.

Первоочередной задачей перед педагогами стоит заинтересовать, привлечь ребёнка ГР к внеурочной деятельности, учитывая его интересы и возможности (можно рассмотреть варианты внеурочной занятости, предлагаемые в городе - творческие, спортивные и др.). Также, очень важно выстраивать работу с детьми ГР таким образом, чтобы ребёнок и его семья могли доверять педагогам.

Для того чтобы понимать профессиональную расположенность ребёнка, необходимо иметь полную информацию о его интересах и возможностях выявить это можно посредством:

Бесед с классным руководителем (получение информации, касающейся отношения ребёнка к труду и т.д. на основе результатов диагностики «Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания»);

Бесед с педагогом-психологом (результаты проф.диагностик, тренинговых занятий по профориентации учащихся);

Бесед с социальным педагогом (индивидуальные особенности социализации ребёнка (успехи, проблемы и недостатки, результаты бесед о профессиональном и жизненном самоопределении));

Бесед с родителями (организация труда школьника в семье, его личная ответственность и отношение к трудовой деятельности, интересы и возможности);

Анкетирования «Выявление интересов ребёнка» и др.

Профориентационная работа с данной категорией учащихся ведётся многосторонняя с привлечением нескольких структур ОУ. Это и классные руководители, (классные часы, диспуты), психологи (консультации, диагностики, индивидуальная и групповая работа), организаторы (привлечение к общественной деятельности, самоуправление), социальный педагог (помощь в социализации, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение) учителя-предметники (взаимодействие с одноклассниками, учителем, интеллектуальные способности). Каждая структура имеет немаловажное влияние, ведь только взаимодействие может привести к успешной реализации профессионального интереса ребёнка.

Ещё одним важным фактом в работе с учащимися ГР является создание ситуации успешности во время образовательного процесса. Необходимо найти в ребёнке положительные стороны и взаимодействовать с ним одобряя и поддерживая его интересы и возможности, учитывая индивидуальные особенности каждого, тем самым улучшая самооценку и коммуникативные навыки обучающегося.

Для улучшения профориентационной работы, детей ГР, обучающихся в 9 классах, возможно привлечение:

К научной деятельности (участие в научно-практических конференциях);

Участие в школьных олимпиадах (обж, физическая культура);

Участие в спортивных соревнованиях;

Участие во внеклассных мероприятиях (организация конкурсов, акции);

Участие в общественной деятельности (например, даже самые простые, маленькие поручения: работники службы охраны на школьных мероприятиях, помощь в подготовке актового зала, встреча гостей в холле, волонтёрские движения и т.д.), это необходимо для наилучшего взаимодействия между всеми участниками образовательного пространства.

После привлечения ребёнка ГР к различным видам деятельности, можно определить спектр его возможностей (ребёнок обладает ораторским искусством, художественными способностями, навыками конструирования, умело обращается с инструментами, владеет навыками работы с деревом, металлом, имеет хорошие спортивные данные и т.д.).

Учитывая все полученные результаты необходимо в дальнейшем работать индивидуально с учащимся ГР и его семьёй, помогая сделать правильный выбор профессионального обучения.

В нашем образовательном учреждении индивидуальная профориентационная работа направлена на учащихся «группы риска» 9 классов, поскольку это дети, которые не могут пойти в 10-11 класс, в связи со слабой успеваемостью. Таким ребятам мы рекомендуем учреждения средне-специального, профессионального образования (в 2015-2016 уч.г. таких детей ГР на параллели было 4 человека, поэтому преобладал индивидуальный подход, который дал положительный результат, все учащиеся определились с выбором получения профессии по интересам и успешно поступили в профессиональные лицеи и техникумы).

В рамках профориентационной работы, в этом учебном году совместно с учащимися 8-9 классов был посещён Братский экономический форум, где были представлены основные предприятия города; Фестиваль Русала, где можно было увидеть деятельность металлургического завода с другой, более интересной и творческой стороны.

Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что слабым местом в данном направлении является отсутствие прямого взаимодействия с учебными заведениями (средне-профессиональными), возможно есть необходимость приглашать работников и консультантов данных учреждений в школу, проводить экскурсии на производствах, создавать ученические производственные бригады, оказывать содействие в организации летней трудовой практики. Вести работу через раздачу информационных брошюр, рекомендовать родителям посещение дней открытых дверей, посещение семинаров по профориентации.

Таким образом, можно подвести итог профориентационной работы с учащимися в условиях непрерывного образовательного процесса:

Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры (уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям);

Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные для учащихся ГР);

Анкетирование;

Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:

Проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);

Лектории для родителей;

Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

Анкетирование родителей учащихся;

Помощь родителей в организации профессиональных проб на предприятиях;

Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Индивидуальный характер любого профориентацион-ного воздействия (учёт индивидуальных особенностей учащегося, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

Направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО

Московский Государственный Университет Пищевых Производств

Тема: «Составление сценария тренинга»

Ображей А.В.

Группа: 11-ИУК-10

Преподаватель:

Арутюнова Н.И.

Москва 2014

Тренинг - это необычные ситуации с некоторыми ограничениями - правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. Любой тренинг проходит в группе и использует групповой ресурс. Однако, даже самый богатый потенциал группы не будет раскрыт, если психологическая обстановка в ней далека от уважительной, доверительной и безопасной. Для создания именно такой благоприятной обстановки и необходимы правила.

Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек. Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует также помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.

Правила тренинга предлагаются, обсуждаются и вводятся в самом начале работы курса и задают определенный формат общения, который содействует достижению конкретных поставленных перед тренингом целей. Обычно тренер предлагает ряд достаточно стандартных правил, и группа обсуждает их. Важно, чтобы правила принимались группой добровольно и с пониманием их реального смысла и оправданности. Это с самого начала заложит основы доверия. Чаще всего проблем с принятием правил не возникает, так как стандартные правила тренинга просты, проверены временем и практикой, и интуитивно понятны своей сутью и смыслом.

Правила тренинга:

1.Правило единой формы обращения

Главное, чтобы при этом все, включая тренера, находились в равных условиях: называть кого-то одного на «Вы» и по отчеству, в то время как все остальные говорят «ты» и пользуются только именами, недопустимо.

2.Правило актуального общения

Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

3. Правило конфиденциальности

На любом тренинге, даже если он всего лишь учит правильному написанию налоговых отчетов, люди оказываются гораздо более уязвимы, чем в повседневной жизни. Даже если тренинг не предполагает раскрытие сколь-либо глубоких чувств и переживаний, участник всё же в той или иной форме демонстрирует свою профессиональную и личностную зрелость и компетентность и не может не понимать, что другие участники его так или иначе оценивают. Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: в группе все находятся в равных условиях, а вот вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы признается недопустимым.

4.Правило персонификации высказываний

Любые высказывания вида: «Все знают, что…», «Мы все считаем…» всегда являются либо продуктом предельно субъективного, шаблонизированного мышления, либо попыткой манипуляции. Ни то, ни другое не продуктивно само по себе и уж безусловно мешает достижению целей тренинга. Поэтому автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен».

5.Правило искренности и уважительности

Чрезмерная тактичность редко идет на благо человеку в осознании и разрешении его проблем. Поэтому обратная связь должна быть искренней, но уважительной.

6.Правило пунктуальности

Для того, чтобы успеть качественно выполнить и освоить все содержание программы, необходима пунктуальность. Все участники должны являться вовремя и стремиться соблюдать регламент. Это также прописывается в правилах.

7.Правила пользования мобильными телефонами

Целесообразно сразу же договориться выключать телефоны на время тренинга или по крайней мере включать беззвучный режим - но как правило, включенные телефоны запрещены категорически. Это важно также и потому, что исключает возможность видео и аудио записи без ведома других участников и тренеров.

Это основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе.

Социально-психологический тренинг «Сплочение»

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

· Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

· Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

· Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

· Осознание себя командой.

Состав участников: 15-20 человек.

Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут;

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

1. Организационный момент - 4 минуты

2. Вступление - 5 минут

3. Цель задачи - 3 минут

4. Разминка - 10 минут

5. Основная часть - 2 часа 20 минут (140 минут)

6. Подведение итогов, обсуждение- 30 минут

7. Завершение- 3 минуты

Ход тренингового занятия:

1. Разминка Упражнение «Пожалуйста»

2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

3. Упражнение «Постройтесь по росту!»

4. Упражнение «Печатная машинка»

5. Упражнение «Поезд»

6. Упражнение «Опустить предмет»

7. Упражнение «Переправа»

8. Упражнение-игра «Тик-так»

Вступление: Здравствуйте. Сегодня проведем тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка:Упражнение «Пожалуйста»

Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Упражнение «Печатная машинка»

Цель : Выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение «Поезд»

Цель : Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Упражнение «Опустить предмет»

Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Подведение итогов, обсуждение:

· Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

· Какие чувства испытывали?

· Что нового узнали о себе, о группе?

· Как будете использовать эти знания?

· Чему научились?

· Как это пригодиться в будущем?

· Что было важным?

· Над чем вы задумались?

· Что происходило с вами?

· Что нужно развивать на будущее?

Под социально-психологическим тренингом понимается комплекс методов психологического воздействия, направленных на приобретение знаний, опыта, развитие умений и формирование социальных установок в области межличностного общения. Это своеобразная подготовка человека к общению, направленная на развитие его коммуникативной компетентности. В результате у человека повышается адекватность восприятия себя, партнеров по общению, в целом ситуации в группе.

Активная включенность позволяет участникам проверить собственные представления относительно отношений, эмоций и поведенческих реакций других людей, дает им возможность осознать особенности своего поведения.

Особо эффективными приемами является создание таких ситуаций и упражнений, которые подразумевают под собой донесение необходимой информации и знаний путем грамотного воздействия через осознание участников. психологический тренинг социальный общение

Кроме этого эффективным методом является принцип исследовательской творческой позиции. Основой этого приема, служит то, что в процессе тренингового обучения участники самостоятельно обнаруживают, осознают и открывают для себя различные закономерности и идеи, берущие свое начало из психологии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Составление программы обучающего корпоративного тренинга "Сплочение поликультурного коллектива международной компании" - из важнейших процессов в становлении профессионального коллектива.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2009

    Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности. Цели, задачи, условия реализации тренинга. Содержание учебного плана, его реализация через систему методических упражнений.

    реферат , добавлен 11.06.2011

    Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    Особенности проявления эмпатии у взрослых. Понятие социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг развития эмпатии и его возможности. Диагностика эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Проведение контрольного эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Исследование содержания и методов социально-психологического тренинга. Выявление степени взаимопонимания среди сотрудников трудового коллектива предприятия ООО "АРТ-ТУР". Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Психологические нюансы и тонкости общения. Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию.

Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения

ребенка группы социального риска:

  1. Техника указаний (директив)

Прямые и четкие указания. Должны касаться определенных действий.

Три вида директив:

  • указание делать что-то (выслушать говорящего до конца )
  • указание делать нечто иначе, чем до сих пор (комментировать не соседа, а действия соседа)
  • указание не делать того, что делалось до сих пор (не приходить в группу пьяным)

Бывают полезны в ситуациях, угрожающих безопасности; подчеркивающих ведущую роль специалиста; ссор между подростками.

  1. Техника «Дискуссия»

Обсуждение в группе широкого круга проблем, касающихся их жизни и задач. Дискуссия может преследовать разные цели:

  • коррекция ложных представлений о ценностях, о эффективных методах влияния, о распределении обязанностей, планировании времени;
  • обучение приемлемым формам межличностной коммуникации, где специалист регламентирует ход дискуссии и использует ситуацию для коррекции неэффективного поведения;
  • формирование адекватных представлений о том ли ином аспекте семейной жизни, учебной жизни, быта и др.
  1. Техника «Обусловленное общение».

Группа терапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные отношения вводится новый, необычный для группы элемент (определенные правила взаимодействия).

Пример: техника, предложенная С. Кратохвилом,: «конструктивный спор» или «честная борьба». Техника применяется в конфликтных ситуациях. Перед тем, как ее ввести, подростков обучают навыкам эффективной коммуникации («я-высказывания», активное слушание).

Правила «честной борьбы»:

  • нельзя откладывать прояснение конфликта, приступать сразу же;
  • начинающий спор должен ясно представлять себе цель;
  • обе стороны должны принимать активное участие в споре;
  • спор касается только того предмета, с которого он начался (без отсылок к прошлому, обобщений и др.)
  • не допускается применение «болезненных» аргументов (указание на физические недостатки; неудачи).
  1. Техники, формирующие умения и навыки

Ставятся задачи формирования определенных умений и сообщаются критерии, с помощью которых можно судить о том, в какой мере навык удался. Тренинги.

Примеры навыков: терпимость к другому; навык задавания вопроса, просьбы; навык распознавания своих эмоций и контроля...

  1. Техники саморегуляции
  1. Техники обмена ролями

Проигрывать роли тех, с кем находишься в конфликте. Используются методы проигрывания альтернативного сценария (отвернуться и продолжать говорить спиной; реплики в сторону )

Предварительный просмотр:

«Работа с детьми «группы риска»

  1. Ананьева Т. Комната друзей: Психологическая коррекция общения детей с

Повышенным уровнем школьной тревожности // Школьный психолог. 2009. № 10.

2. Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом: Коррекционно-развивающая про-

Грамма // Школьный психолог. 2009. № 22.

  1. Бесчастная Е. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения

Социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. 2009. № 9.

  1. Битянова М. Трудности подросткового возраста // Воспитательная работа в школе.

2008. № 7.

5. Воробьёва К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вос-

Питания // Воспитание школьников. 2008. № 7.

  1. Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание

школьников. 2008. № 6.

  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2008.
  2. Дубинина Т. Как вести себя с «трудным» ребёнком? // Классный руководитель.

2008. № 3.

9. Каменная В. Программа воспитания «Подросток» // Классный руководитель. 2008.

№ 4.

  1. Кошербаев Р. Трудные подростки: страны разные – проблемы общие // Методист.

2008. № 1.

11. Литвяк С. Как победить детские страхи?: Материалы для педагогов и родителей //

Классный руководитель. 2008. № 4.

  1. Мерзлякова Ж. Общение без агрессии // Воспитание школьников. 2009. № 7.
  2. Молодцова Т. Дезадаптация подростков: анализ и диагностика // Воспитательная

работа в школе. 2009. № 1.

  1. Морева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школь-

ников. 2008. № 5.

  1. Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный пси-

холог. 2010. № 5.

  1. Печникова Л. Психологические и социальные проблемы детей в России // Народ-

ное образование. 2009. № 9.

  1. Подростковый возраст – всё ли в норме?: Комплект диагностических методик для

комплексного обследования учащихся средней школы. М., 2008.

  1. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические

методы, коррекционная работа. Волгоград, 2009.

  1. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, техно-

логии, консультирование, занятия, тренинги. Волгоград, 2009.

  1. Пятаков Е. Агрессия. Лечение через осмысление // Школьный психолог.2010. №13.
  2. Пятаков Е. «Трудный» подросток. Искусство откровенного разговора: Основы пра-

ктической работы по психологической коррекции криминальных установок подро-

стков средствами индивидуальной консультации //Школьный психолог.2009. №13.

  1. Разгоняева Е. Вулкан: Сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии //

Школьный психолог. 2010. № 10.

  1. Савина Н. Анализ причин деликвентного поведения подростков // Воспитание шко-

льников. 2008. № 10.

  1. Сакович Н. Голосуем за жизнь вместе: О профилактике подросткового суицида //

Школьный психолог. 2008. № 8.

  1. Сорокина А. Круг друзей: Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревож-

ными детьми // Школьный психолог. 2009. № 14.

  1. Способы преодоления детской агрессии // Директор школы. 2008. № 7.
  2. Степанов С. Жестокость виртуальная и реальная – трудные поиски взаимосвязи //

Школьный психолог. 2008. № 17.

  1. Стишенок И. «Трудный» ребёнок: Практическое пособие для психологов и родите-

лей. М., 2010. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».

Вып. 32).

  1. Тагирова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подрост-

ками. М., 2008.

  1. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отк-

лоняющегося поведения. М., 2007.

  1. Черникова Т. Трудный подросток: как вести беседу? // Народное образование.2009.

№ 6.

  1. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы шко-

льного психолога: Курс лекций // Школьный психолог. 2009. №№ 17-24.

  1. Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации. М.,2009. (Библиотечка «Первого сен-

тября», серия «Школьный психолог». Вып. 25).

  1. Щепетов В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления //

Классный руководитель. 2008. № 3.

  1. Щербакова Т. История одной сказки // Школьный психолог. 2010. № 12.

(Сказкотерапия в снижении тревожности и страхов детей)

  1. Юдина И. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к

коммуникативному стрессу: Практическое пособие. М., 2007.

Составитель: Дятлова В.Я., заведующая библиотекой ТОГОУ ДОД «Центр

Развития творчества детей и юношества»


Цель: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.

— формировать навыки взаимоуважения;

— формировать представление подростка о положительный образ «Я»;

— способствовать выработке адекватной самооценки;

— формировать навыки общения без оценок.

Упражнение «Ожидание»

Цель: актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия. Психолог раздает подросткам стикеры в виде листочков, на которых ученики пишут свои ожидания озвучивают их и прикрепляют на дерево.

Игра-разминка «Эмоции и ситуации»

Цель: активизация участников для работы в группе, тренировки навыков контроля эмоций.

Материал: мяч.

Участники становятся в круг. Ведущий. Сейчас каждый участник назовет одну эмоцию или чувство и запомнит, что он назвал. Я начинаю: «Радость». Когда все назвали по одной эмоции и запомнили ее, ведущий продолжает упражнение.

Ведущий. А теперь каждый называет какую-то ситуацию и бросает мяч другому участнику, предлагая продолжить предложение и назвать свою эмоцию или чувство. Например: «Когда я работаю на работе, то чувствую радость».

Игра заканчивается, когда мячик побывает у каждого из участников.

Упражнение «Репортер»

Цель: формирование умения оценивать свои положительные качества. Один из участников группы берет интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь успешного завершения какого-то важного дела, в котором принимали участие подростки.

Обсуждение:

— Трудно было говорить о себе?

— Возможно, вы еще хотели бы сделать доброе дело? Почему?

Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и других.

Подросток садится на стул, стоящий в центре круга, и закрывает глаза. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и шепотом говорит несколько слов о его положительных чертах, за которые он его ценит и любит. Такую «бомбардировку» положительными эмоциями получает каждый участник группы.

Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»

Цель: развитие способности формирования навыков безоценочного общения.

Двое участников «обмениваются личностями»: каждый представляет, что он — другой: для этого копирует его язык, жесты, поведение, высказывания. После того, как они некоторое время (15 мин) общаются таким образом, каждый из двух рассказывает, что он чувствовал, когда видел свое изображение другим. Как он считает, это было похоже или смешно? Что он узнал нового, когда увидел, как выглядит со стороны и т. д.? Затем вся группа обсуждает увиденное. Подростки делают вывод, что умение поставить себя на место другого-очень важный элемент навыка коммуникации. В этом упражнении нужно обязательно придерживаться правил: «Не делай нарочно ничего такого, что могло бы неприятно задеть чувства того, чью роль ты играешь».

Упражнение «Я — уверенный человек»

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 15th Сентябрь, 2015
Вы находитесь:

Актуальность.

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения.

Часто подростки, с которыми мы работаем, напоминают слепых котят, живущих на ощупь. Основная задача при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения, -- это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.

  • Гармонизация эмоциональной сферы подростков;
  • Реабилитация "Я": идентификация с положительными образами, формирование адекватной самооценки;
  • Переориентация поведения.

При проведении тренинговых занятий на педагога-психолога возлагаются следующие функции:

  • Создание безопасной среды.
  • Структурирование хода занятий.
  • Сбор и интерпретация информации.
  • Развертывание групповой дискуссии.
  • Убеждение и переубеждение.
  • Побуждение к активности.

Тема занятия

1 Игры с историями. Содействие переориентации поведения. Содействие формированию адаптивного поведения.

Развитие навыков рефлексии.

1
2 Мое состояние. Актуализация, проживание и трансформация различных эмоциональных состояний. Актуализация и проживание упрямства. 1
3 Эмоциональная тропинка. Демонстрация значимости эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение. 1
4 Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что. Актуализация и осознание личностных ресурсов. Позитивизация образа "Я".

Развитие навыков рефлексии.

1

При составлении программы использовалась литература:

"Я - подросток" психологический тренинг, А.В. Микляева;

"Игры в тигры" сборник игр с агрессивными детьми и подростками, Н.А. Сакович.

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 1.

"Игры с историями".

"Недобрые" зачины.

Цель : содействие переориентации поведения. Содействие формированию адаптивного поведения.

Материалы: карточки с "недобрыми" зачинами, "добрые" и "злые" истории.

Ход работы

Правила работы в группе.

Ведущий предлагает подросткам карточки, на которых написаны "недобрые" зачины. Зачин - это начало истории или сказки. "Недобрый" зачин - это не очень хорошее начало, начало, в котором есть зло, обида, агрессия и другие недобрые чувства. Продолжение может быть разным.

Каждый берет себе произвольно одну карточку (при необходимости - работа в парах или подгруппах). Задача подростков придумать два варианта продолжения "недоброго" зачина. Один с плохим концом, другой -- с хорошим.

Подростки в паре по очереди зачитывают свой зачин и продолжение к нему.

По согласованию с подростками выбирается один из "недобрых" зачинов. Зачин зачитывается для всей подгруппы. Эта группа делится на две подгруппы, и одна из них получает негативное продолжение, а другая - позитивное. Задача - проиграть свой вариант зачина в любом театральном жанре. 10-15 минут подготовки. Подгруппы по очереди показывают свои варианты.

Обсуждение:

  1. В чем суть "недоброго" зачина?
  2. Менялась ли она в зависимости от хорошего или плохого окончания истории?
  3. Какой вариант продолжения зачина придумывать легче - хороший или плохой?
  4. А может быть "средний" вариант? Приведи пример.
  5. Если рассматривать зачин как начало жизни человека, начало его жизненной истории, как вам кажется, что нужно делать, чтобы получилось позитивное продолжение?

Ведущий рассказывает о том, что мир имеет двойственный характер, есть день и ночь, темное и белое, тепло и холод, жизнь и смерть, добро и зло и т.д. Истории, которые отражают наш мир, так же бывают "добрые" и "злые". У каждого из нас есть возможность переписать любую историю, потому что через человека отражается двойственность мира.

Каждый подросток произвольно получает "добрую" или "злую" историю, которую необходимо полярно заменить. Все добрые герои должны стать злыми, все хорошие поступки должны стать плохими, и наоборот.

Группа делится на пары, и внутри пар каждый по очереди рассказывает переписанную историю.

Обсуждение:

  1. Может ли мир быть только добрым или только злым?
  2. Что нам дает двойственность мира?
  3. Что происходит с историей (сказкой, мифом), если она теряет двойственность и становиться только злой или только доброй?
  4. Если рассматривать сюжет как историю жизни человека, она может быть только злой или только доброй?
  5. Что необходимо сделать, чтобы изменить свою историю, если она приобретает злой характер?
  6. Есть ли люди, обладающие только добрыми чертами характера или только злыми?
  7. Как вам кажется, что такое внутренняя двойственность? Может ли внешне добрый человек переживать сильную агрессию и злость внутри и наоборот?

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

"Мое состояние".

ЦЕЛЬ: актуализация, проживание и трансформация различных эмоциональных состояний; актуализация и проживание упрямства.

Материалы: магнитофон, музыкальные композиции, музыкальные инструменты.

Ход работы

Эксперимент.

Ведущий предлагает провести эксперимент.

Сейчас мы все вместе вспомним какое-нибудь состояние. Кто хочет еще раз прожить свое состояние?

Один из подростков рассказывает о своем состоянии. Желающие его показывают. Затем ведущий предлагает подростку-зрителю принять участие в пластикодраме своего состояния.:

Сейчас ты можешь сделать что-то, чтобы изменить свое состояние. Ты можешь взаимодействовать с ним, менять музыку, вводить новых персонажей, делать что-то еще.

Эксперимент при наличии небольшого количества участников проводится со всеми. После окончания, состояние изменено или дополнено, проводится обсуждение:

Как изменилось состояние?

Что вы делали, чтобы его изменить?

Если ваши действия по изменению состояния перевести на реальную жизнь, что это за шаги? Что необходимо сделать, чтобы изменить состояние постоянной тревоги (злости, агрессии, страха и т.д.).

Ведущий говорит: "Еще Насредин говорил: "Можно подвести осла к ручью, но не один Шайтан не заставит его напиться!". Иногда мы становимся упрямыми, упираемся, нас сложно сдвинуть с выбранной позиции. Иногда мы сталкиваемся с "ослиной" позицией других и не знаем, что же сделать, чтобы сдвинуть человека с мертвой точки. Предлагаю поиграть с этим состоянием".

Группа делится на пары. По очереди каждый в группе будет то Ослом, то Насреддином. Задача Осла - упираться и не двигаться с места. Задача Насреддина - сдвинуть Осла. Подростки становится друг против друга. Осел, расставив ноги, упирается, заняв удобную позицию. Насреддин всеми возможными способами должен его сдвинуть. По сигналу роли меняются.

Монологи. Подростки в паре договариваются, кто Осел, кто Насреддин. Затем каждый, исходя из своей роли, должен произнести монолог. Содержание монолога каждый определяет сам. Что хотелось бы сказать Ослу, которого пытаются сдвинуть с места? Что хотелось бы сказать Насреддину, затратившему столько сил на упрямого Осла?

Диалоги (на этом этапе ролями можно поменяться).

Между Ослом и Насреддином должен состояться диалог. В процессе этого диалога Осел и Насреддин должны договориться: что может помочь или заставить осла сделать шаг, то есть, что должэен сделать Насреддин, чтобы справиться с упрямством?

Обсуждение.

  1. В каких ситуациях вы проявляете упрямство?
  2. Что чувствует Осел по отношению к Насреддину?
  3. А Насреддин по отношению к Ослу?
  4. Какие шаги необходимо сделать, чтобы сдвинуться с мертвой точки, уйти с "ослиной" позиции?
  5. В каких случаях и в какой ситуации человек ни за что не изменит позиции?

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 3.

"Эмоциональная тропинка"

Цель: создание условий для развития у учащихся способности анализировать свое эмоциональное состояние на различных этапах развития конфликта; демонстрация значимости эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение.

Материалы: картинки для упражнения "Сюжет".

Ход занятия

Мини-лекция "Эмоции".

Упражнение "Алфавит эмоций". Работа в тетради. Нужно написать названия эмоций и чувств в алфавитном порядке:

А - агрессия

Б - безразличие

Г - горе и т.д.

Упражнение "Сюжет". Ребятам показываются набор мимических изображений (два человека в разных эмоциональных состояниях). Учащиеся делятся на пары. Каждая пара придумывает сюжет о неком конфликте между этими людьми, в котором удалось бы связать как минимум шесть картинок. Рассказ иллюстрируется соответствующими картинками. В итоге получается, что в конфликте мы всегда испытываем не одну, а несколько эмоций.

Упражнение "Эмоциональная тропинка".

Ребята работают индивидуально в тетрадях. Им предлагается начертить "эмоциональную тропинку". Первая точка этой тропинки обозначает момент до начала конфликта (все хорошо), последняя - разрешение конфликта (все снова хорошо). Промежуточные точки обозначают различные этапы конфликта.

Нужно проанализировать какой-либо недавно произошедший конфликт. Для описания конфликта подростку необходимо выделить в нем различные этапы, на которых изменялось их эмоциональное состояние. На "Тропинке" изменение эмоциональных состояний обозначается значками и краткими высказываниями, выражающими их суть.

все хорошо

меня все бесит

я обиделся

я пожалел

все опять хорошо

Индивидуальная работа в тетради:

Как изменение эмоций в конфликте повлияло на его завершение?

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 4.

"Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что"

Цель: актуализация и осознание личностных ресурсов. Позитивизация образа "Я".

Материал: бумага, ручки, карандаши.

Ход работы

Ведущий говорит: "Многие герои отправлялись в путешествие, не зная цели (Федот-стрелец). Так случалось в их жизни, что они попадали во власть других людей и под страхом смерти отправлялись "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что". Сегодня мы с вами отправимся в такое путешествие. Каждый из вас представит, что ему необходимо пойти "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что". Наше путешествие будет проходить по школе. Задача каждого из вас - вернуться из путешествия с тремя вещами. Это могут быть надписи, которые вы увидели где-то и запомнили или переписали, реальные предметы или что-то, что вы увидели и запомнили. Главное, эти три вещи должны иметь для вас какое-то значение. Время путешествия 10 минут".

Возвращение с путешествия. Подростки садятся в круг. Ведущий предлагает по очереди рассказать о своем путешествии и о том, с чем они пришли.

  1. Что значит "пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что"?
  2. Были ли у вас такие ситуации?
  3. Что вы принесли из своего путешествия? Какое значение имеет для вас каждая вещь?
  4. В чем смысл путешествия без цели?

Придумывание истории (сказки). Психолог предлагает подросткам придумать историю, используя три найденные в путешествии вещи.

Обсуждение:

  1. О чем твоя история?
  2. Какое значение имел каждый предмет в твоей истории?
  3. Какие моменты из твоей реальной жизни отражает придуманная история?