Методика Андроновой - Арутюнян. Лечение заикания по методу арутюнян

Почему меня так заинтересовал этот метод, потому что, цитирую:
"Л.З. Арутюнян - ученый и практик, посвятивший всю свою жизнь работе с заикающимися. Профессор Л.З. Арутюнян была неоднократным участником Международных конференций по проблемам их лечения. В 2001 году она получила благодарственное письмо от Папы Римского Иоанна Павла II и впоследствии удостоилась личной встречи с ним . Л.З. Арутюнян является автором книги «Как лечить заикание». Методика лечения заикания запатентована автором."

Методика называется "Устойчивость нормализации речи заикающихся"

Для начала немного слов о методике со слов автора, плюс свои комментарии:

основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи, и желание скрыть дефект.

"триада" действительно присутствует, думаю это основные характеристики заикания:

речевые судороги - происходит тогда когда мы хотим что - то сказать, и вдруг, понимаем что нормально сказать не сможем, не сможем и все, хоть стреляй, это действительно так, но, есть один недочет, это не судороги,
просто мышцы шеи и речевого аппарата работают не в нужном русле, т.е. они работают на заикание, Вы научили себя говорить так, непроизвольно, но научили, говорить заикаясь, и Ваши мышцы работают на заикание, это как учиться все детство писать слева на право, а потом Вам вдруг говорят что правильно писать справа на лева, и что, когда мы увидим "кривой" почерк - это судороги!?

постоянное состояние тревоги - помню как сейчас, всегда и везде, как только нужно говорить, все... . Состояние тревоги порождает страх речи, страх, что все узнают что я заикаюсь , забегу чуть-чуть вперед, это главный враг, человека который заикается, его необходимо побороть, а чтобы его побороть нужно всем дать понять что Вы заикаетесь, сильно, но работает, отнеситесь к заиканию не как какому то пороку, это же не горб на спине, это просто чуть - чуть другая речь, местами прерывистая, местами не четкая, не больше, но Вы ведь учитесь и не сегодня, зато завтра научитесь говорить так же как все.

желание скрыть дефект - каждый раз когда мы пытаемся скрыть свое заикание, мы делаем только хуже, потому что каждое не сказанное слово, предложение увеличивает нашу уверенность что мы заикаемся, и увеличивает силу заикания. Подумайте, сколько раз было в Вашей жизни, что Вы даже не попробовав решили что Вы не скажите нормально, а почему бы не попробовать, ведь возможно получиться!? И получиться, пусть не сразу, но обязательно получиться, ведь у других получается... Это важный психологический момент. Всегда пробуйте, всегда тренируйте свою речь, пробуйте сказать так как Вы хотите а не как получается !!!

Основываясь на теорию Н.П. Бехтеревой, автор рассматривает заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС) и считает конечной целью работы - формирование нормального устойчивого состояния, которое, как всякое устойчивое состояние стремится к самосохранению и самоподдержанию. Это позволяет говорить о возможности безрецидивного лечения заикания. Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.

Полностью согласен с автором, что заикание - это действительно некая форма устойчивого патологического состояния (УПС) , в чем это проявляется!? Думаю у каждого из Вас в жизни как минимум один раз был день нормальной речи, что для Вас самих это было сюрпризом, так бы всегда, но на следующий день снова имеет место заикание - это и есть УПС, т.е. как пишет Н.П. Бехтерева: "в мозге есть некий механизм, стабилизирующий его работу, и поведение человека. Он непрерывно проверяет, а все ли идет правильно - в соответствии ли с определенным стереотипом. Скажем, человек не выключил свет перед уходом или не закрыл кран в ванной, и появляется чувство: что-то не так. "
Таким образом, Ваше заикание - это тот самый стереотип , Вы можете пробовать идеально сказать какую - нибудь скороговорку, потратить на это весь день, вы добьетесь успеха, но на следующий день у Вас не получиться сказать без заикания, т.е. организм вернулся в исходное состояние, в то, которое он считает нормой.
Отсюда прорисовывается первая Ваша задача, переопределить стереотип, а делается это очень просто, нужно тренироваться говорить как Вам нужно, говорить без заикания, и постепенно организм (головной мозг) будет переопределять стереотип с речь с заиканием на речь без заикания (т.е. стремится сформировать, как пишет Л.З. Арутюнян нормальное устойчивое состояние, которое бы стремилось к самосохранению и самоподдержанию )!И как Вы понимаете, избавиться от заикания не получиться за пять минут, в зависимости от тяжести Вашего заикания, от нескольких недель до месяцев или даже лет.
И последнее "Системный подход ", избавиться от заикания приемом урегулирования Вашего дыхания, или путем расслабления каких - то мышц шеи или прикусывая язык и т.д. у Вас не получиться, т.к. это очень сложный механизм образования звуков, где все, все стороны речевой системы должны работать как одно целое, и только тогда, Вы сможете нормально говорить и ни как иначе. Вот тут самое время вспомнить про наши мысли, наши мысли это команда нашего мозга нашему организму, поэтому чтобы все стороны Нашей речевой системы работали как одно целое и в правильном русле, думайте положительно, ведь наши мысли, это установка нашему организму. Объясняю на пальцах, когда перед речью Мы думаем: "Сейчас я скажу заикаясь" , наш организм делает все (определенным образом подключаем мышцы шеи, дыхание и т.д. чтобы мы сказали заикаясь), когда мы думаем:"я скажу не заикаясь " , наш организм начинает работать таким образом чтобы Наша речь была без заикания.

Думаю вводных слов и определений хватит!
Дальше принцип методики.
Основной принцип, цитирую: "Формирование у пациентов нового речедвигательного навыка, а не коррекция отдельных проявлений дефекта ".
Интересно узнать Ваше мнение как Вы себе представляете "Формирование у пациентов нового речедвигательного навыка ", мне видится это выглядит так: Вам в руку дают переключатель, на нем две кнопки, отвечающих за два режима, первый - речь с заиканием, второй - речь без заикания. Только ни какого переключателя у Вас в руке не будет, это должно быть внутри. А теперь представьте, Вам нужно выступать перед публикой и в самый ответственный момент у Вас не получается переключиться, по разным причинам, может переключатель сломался, может Вы кнопки перепутали... Весело получается, только вам будет не до веселья!

А как автор предлагает это делать, цитирую: "Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги с первых дней занятий, но и наладить элементы просодии и закрепить навыки бессудорожной речи... обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе... уделяется повышенное внимание работе над интонацией... "

Как это возможно!? Что, я начинаю щелкать пальцами и у меня пропадет заикание, устраняться речевые судороги с первых дней занятий , что автор понимает под фразой "с первых дней занятий" - 2 года + !? А мимика то здесь причем!?

Резюмируя, хочу сказать, что автор не смотря на то что ее метод далек от идеала хорошо разбирается в заикании, и имеет действительно большой опыт по этому вопросу, но одного ей не хватает, чтобы понять человека который заикается, нужно самому заикаться, только тогда Вам откроется заикание "изнутри", ее метод может быть применим только в одном случае, в идеальном, когда с Вами делают что-то такое, что Вы сразу, с первых дней начинаете говорить без заикания, не могу сказать что это может быть, терапия иголками, или..., но одно я знаю точно достигнуть такого результаты при помощи пальцев, или ног,или рук или даже головы не получиться, не стыковочка получается, сначала автор пишет про УПС а потом хочет вот так просто научить вас говорить.

А теперь спрошу Вас, зачем Вам платить большие деньги чтобы Вам вешали лопши на уши, когда заикание лечиться обычной тренировкой речи, хотите тест, возьмите слово, при котором постоянно заикаетесь и каждый раз пробуйте его сказать без заикания, заикаясь, нервничая, дергаясь, не выговаривая до конца, но пытайтесь, возьмите слово которое употребляете минимум раз 10 в сутки, и каждый раз пробуйте его сказать как нужно, даю гарантию у Вас получиться.

Т.е. заикание лечиться заиканием , это главное отличие методики Арутюнян и моей. Только есть одно но, когда вы лечите свое заикание заикаясь, Вы должны обязательно стараться сказать без заикания , Все мысли, на подобии: " я не смог сказать нормально, я скажу заикаясь и т.д. " "выкиньте" из своей головы, и думайте только положительно , ставьте себе задачу сказать без заикания !!!

Напоследок, несколько замечаний на основе описаний принципов метода, в конце приведу официальную страницу откуда брал информацию:
1) Высокая устойчивость патологического состояния в значительной мере обусловлена тем, что заикающиеся, каждый раз заикаясь, эту устойчивость подкрепляют и усиливают
Для того чтобы не было такого эффекта, при произношении получается заикание нужно пытаться исправить его, я не смириться со своим заиканием!
2) Нужно с первого дня лечения не заикаться
Это не возможно, не зря по тексту раз 10 упоминалось по УПС.
3) Нельзя лечить заикание заикаясь!
Не только можно а нужно, например, Вы только учитесь писать, и как по мнению автора наработать красивый почерк, не писать!? Речь - это такая же система движений простых и сложных, включающих разные процессы, дыхания, моторики, и т.д. как и умение красиво писать, умению владеть своим телом и спорте, цирке, и т.д.
4) Поэтому принципиально важной задачей становится заменить ритуал включения заикания ритуалом включения нормальной речи
Вам нужно лишь обратить процесс вспять!
5) В настоящее время удалось ее решить, и стало реальным взамен рефлекса тревоги формировать в процессе речи рефлекс спокойствия Вы
Наша жизнь настолько разнообразно, что никогда не знаешь какие эмоции, какое волнение придется пережить, когда от вас будут ждать ответа, на вряд ли Ваши слушатели будут ждать пока Вы примените свой рефлекс спокойствия
6) Лечение заикания должно проходить не только в логопедическом кабинете, где пациенты работают как бы на тренажере, а в живом общении, поэтому особую роль в процессе терапии мы отводим функциональным тренировкам (ФТ). По сути весь курс лечения представляет систему интенсивных ФТ с предварительной поэтапной подготовкой к ним. Во время ФТ в естественных условиях общения пациенты последовательно отрабатывают и доводят до автоматизма все элементы и приемы методики, с которыми знакомятся в логопедическом кабинете.
Первые здравые мысли, про это я уже много говорил, не нужно бояться заикаться, заикание нужно лечить (тренировать свою речь) когда оно возникает, а возникает оно в различных жизненных ситуациях.
Такие тренировки очень полезны, и с каждым разом будут приближать Вас к нормальной речи!
7) Заикание неизбежно клиширует речь и личность заикающихся, диктуя свои «обряды», привычки и т.д. При лечении заикания необходимо тщательно выстроить, новое клише, которое отвечало бы новому устойчивому состоянию, свободному от заикания.
Не нужно строить не какое клише, каждый из Вас сможет говорить без всяких привычек, старайтесь как можно меньше придумывать себе привычек и "клише".
8) Стоит подчеркнуть, что для поддержания высокого уровня мотивации несравнимо более эффективны каждодневные, пусть не так заметные стороннему глазу, речевые победы.
Отлично, вторая правильная мысль!

Основой методики Лилии Зиновьевны Арутюнян является замедленная речь. На занятиях тренируется настолько медленный темп речи, что даже при изначально сильном заикании человеку невозможно запнуться.

Чтобы представить себе этот темп, нужно указать, что слог произносится в течение 2-3 секунд. Логопеды называют такую скорость произнесения «темпом подвига». И небезосновательно. Ведь на протяжении курса на таком темпе предполагается общение с людьми, в том числе, с незнакомыми в различных ситуациях: от вопросов на улице до устройства на работу.

Первоначально общение на таком темпе часто вызывает шок. Это разрывает годами сложившиеся шаблоны речевого поведения и помогает преодолеть желание скрыть факт заикания, которое эмоционально является одной из основных причин заикания. Именно страх признать заикание перед другими заставляет все больше и больше зажиматься, суетиться и, в конце концов, приводит к запинкам.

Также в методике требуется о том, почему темп речи такой низкий. Например, ребята, проходящие курс течения, должны в новых ситуациях говорить, что они лечатся от заикания, поэтому говорят так медленно. Это тоже очень сложно, но и оказывает сильное целительное действие. Несколько выступлений перед незнакомыми аудиториями на медленном темпе кардинально меняют состояние. Устойчивое тревожное состояние заикания уступает место спокойствию и уверенности в своих речевых силах.

Регулярное общение на улице по различным вопросам и выступления на медленном темпе позволяют значительно ослабить негативные речевые и эмоциональные стереотипы, сопровождающие заикающегося, а во многих случаях полностью избавить от них. На таком темпе требуется пройти все значимые ситуации общения и пообщаться со всеми людьми из окружения много раз.

После прохождения на медленном темпе всех значимых ситуаций общения скорость речи начинает постепенно увеличиваться и в течение 5-7 месяцев доходит до обычной скорости речи окружающих людей.

Следующим важным элементом методики является движения пальцев рук, которые совершаются на каждом речевом участке специальным способом и служат, по своей сути, метрономом, благодаря которому можно удерживать нужный темп. Движения пальцев рук устанавливают дополнительные связи речи с двигательными зонами мозга, что позволяет перестроить сам ревой акт и выстроить дополнительную основу для речи. На поздних этапах методики движения пальцев рук минимизируются и постепенно устраняются.

Важно добавить, что методика Арутюнян базируется на постулате, что здоровая красивая речь не живет в напряженном теле, поэтому много внимания уделяется расслаблению, релаксации, тренировке речи как «осознанного выдоха».

Если поставить цель найти способ лечения заикания, то на вас обрушится реклама десятков запатентованных методов. Методика Л. Арутюнян стоит особняком среди них, потому что для многих из них она является фундаментом, на котором другие авторы выстраивали уже свои разработки.

Основой методики Лилии Зиновьевны Арутюнян является замедленная речь. На занятиях тренируется настолько медленный темп речи, что даже при изначально сильном заикании человеку невозможно запнуться.

Чтобы представить себе этот темп, нужно указать, что слог произносится в течение 2-3 секунд. Логопеды называют такую скорость произнесения «темпом подвига». И небезосновательно. Ведь на протяжении курса на таком темпе предполагается общение с людьми, в том числе с незнакомыми, в различных ситуациях: от вопросов на улице до устройства на работу.

Первоначально общение на таком темпе часто вызывает шок. Это разрывает годами сложившиеся шаблоны речевого поведения и помогает преодолеть желание скрыть факт заикания, которое эмоционально является одной из основных причин этого недуга. Именно страх признать заикание перед другими заставляет все больше и больше зажиматься, суетиться и, в конце концов, приводит к запинкам.

Также в методике требуется рассказывать людям о том, почему темп речи такой низкий. Например, ребята, проходящие курс лечения, должны в новых ситуациях говорить, что они лечатся от заикания, поэтому говорят так медленно. Это тоже очень сложно, но и оказывает сильное целительное действие. Несколько выступлений перед незнакомыми аудиториями на медленном темпе кардинально меняют состояние. Устойчивое тревожное состояние заикания уступает место спокойствию и уверенности в своих речевых силах.

Регулярное общение на улице по различным вопросам и выступления на медленном темпе позволяют значительно ослабить негативные речевые и эмоциональные стереотипы, сопровождающие заикающегося, а во многих случаях полностью избавить от них. На таком темпе требуется пройти все значимые ситуации общения и пообщаться со всеми людьми из окружения много раз.

После прохождения на медленном темпе всех значимых ситуаций общения скорость речи начинает постепенно увеличиваться и в течение 5-7 месяцев доходит до обычной скорости речи окружающих людей. Но за этот период пройти нужно очень большое количество ситуаций и не по одному, а по десятку раз, некоторые еще больше. Ключевым моментом здесь является правильное прохождение значимых ситуаций общения – это именно те, которые вызывали наибольшую сложность, страх, неуверенность. Такими ситуациями могут быть общение с начальниками, публичные выступления и т.д.

Следующим важным элементом методики являются движения пальцев рук, которые совершаются на каждом речевом участке специальным способом и служат, по своей сути, метрономом, благодаря которому можно удерживать нужный темп. Движения пальцев рук устанавливают дополнительные связи речи с двигательными зонами мозга, что позволяет перестроить сам речевой акт и выстроить дополнительную основу для речи. На поздних этапах методики движения пальцев рук минимизируются и постепенно устраняются.

Важно добавить, что методика Л. Арутюнян базируется на постулате, что здоровая красивая речь не живет в напряженном теле, поэтому много внимания уделяется расслаблению, релаксации, тренировке речи как «осознанного выдоха».

4 сентября 2015 года состоялась скайп-конференция с участием автора методики устойчивой нормализации речи людей с заиканием Лилиии Зиновьевны Арутюнян.

Два года назад я проходил курс исправления заикания в "Арлилии". И тогда мне повезло увидеть Вас и даже немного поговорить! И чем дальше отодвигается то время, тем лучше я осознаю, с ЧЕЛОВЕКОМ какого масштаба посчастливилось мне встретиться!

Благодаря, в первую очередь, Вам, мне удалось обрести речь - то, что дается большинству просто так, без усилий, в раннем детстве. Я долго шел к этому, и поэтому очень хорошо понимаю ценность этого дара, вернее сказать, он бесценен.

Но, мне кажется, это не самое главное, чему я научился благодаря Вам. Ваша методика учит людей побеждать. Побеждать самого сильного и грозного противника — самого себя. Себя мелкого, эгоистичного, отчаявшегося, обидевшегося на весь мир. И эта победа дает новые силы, окрыляет, вдохновляет на то, чтобы повторять успех каждый день, каждый час, каждое мгновение. Помогает не опускать руки и продолжать идти вперед.

Поздравляю Вас с днем рождения и желаю Вам крепкого здоровья, много радостных солнечных счастливых дней, а также новых открытий и дальнейших успехов в совершенствовании Вашей замечательной методики. Пусть Вам во всем сопутствует удача!

С огромным уважением и признательностью, Виктор Ижиков

Дорогая Лилия Зиновьевна!

Я очень рад возможности поздравить Вас с юбилеем.

Если бы не Ваше искреннее и бескорыстное служение борьбе со столь серьезным недугом, как заикание, то у меня и у огромного числа других людей не было бы шанса прожить счастливую жизнь, полностью реализовав себя. Я глубоко преклоняюсь перед тем человеческим и профессиональным подвигом, который Вы совершили, уделив столько лет своей жизни помощи нам, своим ученикам, идущим по пути исправления речи.

Желаю Вам доброго здоровья!

Долгих Вам лет жизни. Уверен, что Вас ждет еще множество научных озарений, и горящие глаза Ваших учеников еще очень долго будут с восхищением внимать каждому Вашему слову.
Хочу подарить Вам стихотворение Булата Окуджавы "Песенка об открытой двери...", написанное в 1959 году. Как мне кажется, настроение этого стихотворения очень хорошо передает жизненный настрой всего коллектива "Арлилии" - Центра, названного в Вашу честь.

"Песенка об открытой двери..."
Б.Окуджава

Когда метель кричит, как зверь,
протяжно и сердито,
не запирайте вашу дверь,
пусть будет дверь открыта.

И если ляжет долгий путь,
нелегкий путь, представьте,
дверь не забудьте распахнуть,
открытой дверь оставьте.

И уходя в ночной тиши,
без лишних слов решайте:
огонь сосны с огнем души
в печи перемешайте.

Пусть будет теплою стена
и мягкою - скамейка...
Дверям закрытым - грош цена,
замку цена - копейка!

Низкий поклон Вам.
Коробейников Денис

Многоуважаемая Лилия Зиновьевна!

Для меня стало большим везением и большой честью встретить Вас. Возможно, я сейчас не смогу оценить всего того, что изменилось в моей жизни благодаря Вашей методике. Многое я пойму спустя многие годы. Вы не просто исправляете дефект речи - Вы учите людей добиваться своих целей, учите их быть спокойными, уверенными, добрыми, учите слушать и понимать других людей. Я уверен, что в ближайшем будущем проблема заикания будет решена во всем мире благодаря Вашей методике.

Лилия Зиновьевна, я хочу поздравить Вас с этим замечательным юбилеем! И пожелать терпения, здоровья, долголетия, счастья Вам и Вашей семье. Большое спасибо Вам за Ваш труд, терпение, преданность делу и искреннее желание понять и помочь каждому из нас.

Григорьев Степан

Уважаемая Лилия Зиновьевна, наша семья рада поздравить Вас с Юбилеем!!!

От всей души желаем Вам счастья, исполнения желаний, успехов в Ваших трудах. Пусть на Вашем пути будет как можно больше нацеленных на результат учеников и талантливых последователей.
С удовольствием посвящаем Вам следующее стихотворение:

Суровый, снежный и морозный
Февраль - теплее сразу стал.
Конец зиме холодной, грозной,
Когда Ваш юбилей настал.

Мы все - воспитанники Ваши
В науке сложной - речевой.
За Вас поднять готовы чаши
Под тост хвалебный, громовой.

Мы не за возраст поздравляем,
А за свершенные дела.
Здоровья, радостей желаем,
Чтоб интересной жизнь была.

Чтоб не сюрпризы приносила,
А результат трудов больших.
Чтоб плюс к уменью были силы
Быть очень нужной для других.
Спасибо Вам с земным поклоном.
Всем помогайте много лет,
Служа нам лучшим эталоном.
Вы наш по жизни амулет.

Семья Оськиных-Коротеевых

Дорогая Лилия Зиновьевна!

Собравшись написать поздравления, я неожиданно для себя понял, что с Вашим Днём Рождения я поздравляю не столько Вас, сколько... себя самого и всех тех, кому дорог Ваш труд, знания и мудрый совет, кому Вы подали руку помощи и привели к здоровой и полноценной жизни. Наверное, так происходит, если человек делает какое-то очень большое и доброе дело - он становится очень значимым в глазах тех, кому он помог, и его праздники и успехи уже становятся не только его. Потому прошу простить мне этот "грабёж", но только так и будет честно, если я скажу, что поздравляю всех нас с Вашим 80-летием. И пусть не меньшей, а большей радостью для всех, кому Вы и Ваше дело дороги, станет 18 февраля через 20 лет!

Винокуров Артём

Уважаемая Лилия Зиновьевна!

Мне очень хотелось бы присоединиться к поздравлениям, которые звучат сегодня в Арлилии. Я могла бы просто написать мое поздравление и прислать его, но я хочу его произнести. Я хочу его озвучить. Ведь год с небольшим назад я, просто, не могла это сделать. За этот год жизнь моя изменилась. Так же, как изменилась жизнь многих людей благодаря Вам, Вашей методике, Вашей увлеченности своим делом, Вашей душевной щедрости, Вашей мудрости. Вот уже много лет Вы без остатка дарите себя Вашим ученикам, и в день Вашего юбилея я желаю Вам много-много сил, здоровья, терпения.

Ведь Вы так нужны тем, кто все еще боится бросить вызов заиканию.

Лилия Зиновьевна, от всей души поздравляю Вас с Юбилеем и желаю, чтобы Вам стократ вернулось то добро, которое вы делаете людям каждый день. Желаю семейного благополучия и гармонии. Спасибо Вам за право голоса, которое Вы нам дарите.

Венеция Катя

Лилия, тобою пленена.
Самая певучая струна,
Красоту твою не обойти,
Продолжай божественно цвести,
Будь счастливой всюду и во всем,
Одаряя светом и теплом.
Пусть будет в жизни все, что нужно,
Чем жизнь бывает хороша:
Любовь, здоровье, счастье, дружба
И вечно юная душа.
Чтоб всегда под счастливой звездою
Нас судьба по дороге вела.
В доме чтоб полноводной рекою
Жизнь спокойно и мирно текла.
Пусть твой дом лишь друзья посещают,
Стороною обходят ненастья,
От души мы добра пожелаем,
Долгой жизни, здоровья и счастья!
Желаем смеха много-много.
Хотим, чтоб в жизни непростой
Тебе широкая дорога
Не стала узкою тропой.
Еще любви тебе желаем
Огромной, чистой, как слеза.
Чтобы все время улыбались
Твои красивые глаза.

Седов Александр

Уважаемая Лилия Зиновьевна!

Поздравляю Вас с Юбилеем! Спасибо за то, что Вы делаете! То, как вы преданны своему делу, не может не восхищать и не быть примером! Вы - настоящий ученый, исследователь, и человек с широкой душой и чутким сердцем! Вы помогаете людям стать уверенными в себе и счастливыми! Здоровья Вам и
вдохновения!

Осипов Антон

Уважаемая Лилия Зиновьевна!

От всей души поздравляю Вас с Юбилеем! Желаю Вам крепчайшего здоровья, благополучия и светлых людей вокруг Вас! Спасибо Вам за то, что Вы возвращаете нам самих себя.

Колтакова Маша

Лилия Зиновьевна!

Не передать словами того уважения, которое мы все к вам испытываем. Да, пожалуй, я скажу за всех, потому что вы не можете вызвать в человеке чего-то другого. Если светильник поставить под сосудом, то он не будет светить людям. А вы светите людям. Делаете людей счастливыми. Не буду писать здесь много слов благодарности. Я просто совершенно искренне желаю вам всего самого хорошего.

Болдин Дима

Уважаемая Лилия Зиновьевна!

От всей души поздравляю Вас с юбилеем. Вы - гениальный человек. Спасибо Вам за всё. Желаю Вам здоровья, и чтобы всё было хорошо!

Харченко Алла

Dzien dobry Pani Profesor,

prosze o przeslanie dokladnych danych Pani oraz Meza, potrzebnych do
uzyskania zaproszenia i wizy. Planowany termin otwarcia osrodka 7 maja
2010 r. Prosze o podanie na jaki adres wyslac Pani Profesor zaproszenie.
Pozdrawiam serdecznie i pilnie czekam na wiadomosc.

Bernadeta Dziekan-Standowicz


Краеугольным камнем методики стал способ лечения заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы. Будучи универсальным, этот способ позволяет решать одновременно несколько важных задач, связанных как с исправлением просодической стороны речи, так и с коррекцией личности заикающихся.

В русле этих представлений мы выдвинули гипотезу, что основой возникновения речевых неплавностей при заикании является нарушение внутренней синхронизации естественного речевого цикла , которое может быть вызвано искажениями в передаче или обработке сигналов обратной связи.

В пользу предлагаемой гипотезы свидетельствуют также многочисленные случаи улучшения речи людей, страдающих заиканием, при использовании внешней синхронизации (звуковые или тактильные метрономы, сопряженная речь и т.д.

Примечательно, что обеззвученная речь у самых тяжелых заикающихся также свободна от судорог.

Можно предположить, что в долговременную память записывается фоновая активность центральной нервной системы функциональное состояние (ФС), соответствующее эмоциональной напряженности или стрессу в момент возникновения речевой неплавности. Именно ФС, будучи извлеченным из долговременной памяти при коммуникации, вызывает нарушение саморегулировки системы речи и, как следствие, новую речевую неплавность.

Степень системного нарушения работы мозга, с одной стороны, и уровень изменения ФС с другой, определяют тяжесть моторных проявлений заикания в момент его возникновения. В дальнейшем на изменение ФС могут влиять различные экзогенные и эндогенные факторы (болен, торопится, возникли волнующие обстоятельства и т.д.), от чего в значительной степени зависит выраженность заикания в каждый момент для данного индивидуума.

Обсудим теперь, важное для нас понятие «функционального состояния». Мы уже говорили, что любая деятельность человека, в том числе речевая, проходит на фоне функционального состояния (ФС), отражающего фоновую активность центральной нервной системы.

Известно, что эмоциональное напряжение, возникающее в связи с теми или иными обстоятельствами, изменяет ФС и тем самым оказывает влияние на деятельность человека.

Э.Л.Носенко выделяет три группы реакций , характерных для состояния эмоциональной напряженности :

· возникновение тревожности (беспокойства, подавленности, страха, отчаяния);

· изменение моторноповеденческих реакций (появление тремора рук, мускульного напряжения и т.п.);


· изменение в характере протекания мыслительных процессов и в организации интеллектуальной деятельности (ухудшение памяти, снижение пластичности мышления, работоспособности, рост количества ошибок).

В наибольшей степени страдают сложные действия: проявляется неспособность к воспроизведению слабо тренированных навыков и, наоборот, склонность переходить к закрепленным в прежней практике стереотипам. Характерно отсутствие гибкости поведения.

При состоянии эмоциональной напряженности имеет место изменение биоэлектрической активности мозга и физиологических показателей организма (частоты сердечных сокращений, частоты и глубины дыхательных движений и т.д.).

Многие из перечисленных нарушений постоянно имеют место у заикающихся, усугубляясь тем, что у них любой акт коммуникации вызывает эмоциональное напряжение. Значимость речевого акта при этом нередко бывает более высокой, чем значимость ситуации. Постепенно состояние эмоциональной напряженности (и соответствующее ему ФС) в процессе общения приобретает хронический, а следовательно, патологический характер.

Таким образом, заикание это не только речевые судороги, а гораздо более глубокое явление, захватывающее ряд функциональных систем организма и существенно искажающее их работу. Речевые судороги служат лишь исходным моментом этого дефекта. Постепенно заикание обрастает невротическими комплексами, которые, в свою очередь, утяжеляют речевые нарушения, образуя порочный круг. Оно не сводится к простой арифметической сумме речевых (моторных) и психических (личностных) нарушений, а представляет собой качественно новый феномен. В соответствии с концепцией Н.П. Бехтеревой, его можно охарактеризовать как устойчивое патологическое состояние (УПС) .

Со временем происходит «включение дополнительных систем и структур и формирование вторичного устойчивого патологического состояния, еще более далекого от нормы» (Бехтерева Н.П.). Можно предположить, что вторичное УПС складывается в результате постоянного гиперактивного подключения лимбических структур к акту вербальной коммуникации. Именно поэтому сами заикающиеся воспринимают свой дефект в основном не как судорожные проявления, а как состояние постоянной тревоги во время речи (тяжесть произнесения слов, стеснение в груди и т.п.).. По нашему мнению, с момента активного подключения лимбических структур к речи заикание становится трудно обратимым.

Речевые судороги и обусловленные ими психологические изменения у заикающихся, сформированные в течение долгих лет жизни, ведут себя как целостная система, которая стремится к самоподдержанию и самовосстановлению.

В 1913 г. Г.Д.Неткачев в своей книге «Новый психологический способ лечения заикания» представлял этот дефект в виде дерева, корни которого страхи и навязчивые мысли, а судороги это как бы ствол. Образное представление заикания в виде дерева кажется нам удачным. Однако само по себе дерево мы видим несколько иначе с более развитыми корнями, многими ветвями и обширной кроной.

Ростки заикания, на наш взгляд, первые речевые судороги. Они могут появляться сразу и мощно в случаях, когда их причина психотравма, или постепенно подкрадываться, если они развиваются на фоне отстающего речевого онтогенеза и неблагоприятных условий микросоциальной среды. Такое заикание еще легко обратимо.

Мы это неоднократно наблюдали в своей практической работе, это же подтверждает ряд авторов. Отмечается, в частности, что на ранней стадии развития дефект более чем в 50% случаев проходит спонтанно.

Впоследствии речевые судороги становятся одним из мощных корней заикания. Второй корень появляется когда судороги начинают объединяться с чувством беспокойства, которое возникает вместе с актом речи. Такое состояние детьми долго не осознается и проявляется в виде возрастающих капризов, беспокойного сна, плохого настроения. Это момент фиксации дефекта. Осознание факта заикания происходит в разном возрасте, иногда очень рано. Вместе с осознанием недуга появляется его третий корень желание скрыть дефект. Корни заикания рождают ствол страх речи, который, правда, не всегда коррелирует с тяжестью моторных проявлений.

Постепенно «страх как система образов боязливого самочувствия начинает составлять основу личности больного» (78).

Однако вернемся к корням. Повторяясь в течение длительного времени, спазматические задержки продолжают свою разрушительную работу. Они ломают темп и ритм речи. Нарушается психологическое и синтагматическое паузирование. Как всегда при устойчивом патологическом состоянии, многие системы организма начинают работать на болезнь. Обездвиженность заикающихся, внутренняя закрепощенность ломают интонацию, из речи исчезает подтекст. Меняются поза, взгляд, возникает состояние физического напряжения во время речи. В течение многих лет заикания формируются своеобразные мышечные ощущения. Мышцы помнят и хранят тревогу, которая постоянно во время речи сопровождает заикающихся, хотя часто они сами ее не осознают. Эти внутренние ощущения убыстряют темп речи, рождают суетливость. Появившиеся уловки могут исказить грамматический строй речи. Речь разрушается настолько, что затрагивается даже ее минимальная единица синтез слога. Все это ростки основного корня и боковые побеги дерева заикания. Плоды его патологическая личность со значительными вторичными психологическими наслоениями, ведущими к социальной и трудовой декомпенсации и мешающими ее гармоническому развитию.

Переходя к вопросам лечения, остановимся на некоторых общих принципах, которые должны быть учтены в методике коррекции заикания.

Принципы коррекции заикания :

1. Принцип комплексного подхода к лечению заикания. Под комплексностью понимается не просто сочетание терапевтических, логопедических и психотерапевтических приемов, а одновременное воздействие на весь спектр нарушений, образующих в совокупности целостную структуру, стремящуюся к самоподдержанию и самовосстановлению. Нужно уничтожить все «дерево заикания», не оставив ни одной «ветки», ни одного «корешка» – отрубить, выражаясь словами Г.Д. Ухтомского, все «хвосты доминанты».

2. Необходимость (с учетом концепции заикания как УПС – устойчивого патологического состояния) этапа дестабилизации УПС в начале лечения.

3. Проведение вместе с дестабилизацией работы по формированию нового речевого стереотипа (необходим мощный отрыв от заикания). Здесь нужно найти правильную точку приложения сил. Такой точкой, по существу, центральным звеном в цепочке речевых и личностных нарушений представляется триада, которую образуют: а) речевые судороги; б) желание скрыть их, рождающее страх речи; в) чувство постоянной тревоги в связи с актом реч и. Отрыв от заикания только тогда протекает успешно, когда мы действуем сразу по всем трем направлениям.

4. Восстановление у заикающихся нарушенной коммуникативной функции речи в процессе нормального естественного общения. Главный этап лечения заикания начинается, когда больной после окончания интенсивного двухнедельного курса терапии уходит из логопедического кабинета (где он как бы работал на тренажере) в реальную жизнь. Наша же роль в данном случае сводится к тому, чтобы, опираясь на профессиональные знания, указать заикающимся дорогу, следуя которой можно надеяться на успех.

После отрыва от заикания, который продолжается несколько месяцев, мы сосредотачиваем усилия на укреплении нового устойчивого состояния, постоянной шлифовке речи, расширении функциональных тренировок, дальнейшей отработке элементов общения.

И только тогда, когда, новый речедвигательный навык автоматизирован а отношения с окружающими нормализованы, появляется новое устойчивое состояние, нормальное или близкое к норме, и можно считать, что заикание ушло навсегда.