Как сделать чтобы ребенок ел. Что делать чтобы ребенок лучше кушал? Питьевой режим ребенка

Эти советы помогут вашему ребёнку научиться есть самостоятельно.

Профилактика проблем с едой

Самое лучшее средство в подобных случаях – это профилактика. Точно так же как дети учатся неправильно произносить слова, и их потом сложно убедить в том, что они не правы, так же не просто доказать им то, что они должны сами кушать ложкой, когда они точно знают, что этого можно и не делать, ведь мама же не оставит голодным. Изо дня в день они постигают науку психологии общения, давления, экспериментальным путём добывая эти знания. Нужно заметить, что все детки разные и абсолютно индивидуальны и сроки, в которые они учатся чему-то. Так же и с обедами – один малыш уже в полтора года ест суп не проливая, другой в два года не может управиться со скользящей с ложки картошки пюре и горько всё это переживает.
Задачи взрослых состоят в том, чтобы:
не перегнуть палку и не нанести вред малышу, репетируя самостоятельную трапезу;
даже если малыш ест сам, проследить за тем, чтобы он не остался голодным (минимальная порция должна таки попасть в животик, чтобы через 30 минут не докармливать малыша сладкими печеньями, творожками или глазированными сырками);
не упустить момент истины и, примерно в годовалом возрасте (плюс минус 2 месяца), когда ребёнок начинает повторять все движения за взрослыми (к примеру, сорока-сорока и ладушки), начать сажать его за взрослый стол (естественно, на безопасном детском стульчике).Вовремя научившись повторять за взрослыми пользоваться собственной тарелкой самостоятельно, он наберётся опыта управления ложечкой или детской вилкой с тупыми зубьями. Его увлечёт этот процесс, он поймёт, что это занимательное и вкусное занятие. Салют из еды постарайтесь терпеливо пережить, всё же контролируя, и поправляя малыша, пока ещё суп не в цветах на подоконнике, а на обоях не нарисовались говядина или кролик. Вы можете помочь малышу научиться кушать аккуратно, садясь рядом или напротив. То, что вы даёте ему, обязательно должно быть вкусным, полезным и безопасным. Будьте уверены, что в рыбке не косточек, что гречка не прилипнет к нёбу, что поданное ему блюдо не горячее.

Еда - не игра!

За столом не должно быть никаких игрушек, иначе сидеть за ним вы будете бесконечно. Любимую Лялю можно покормить после еды в детской, за её собственным столиком. Дисциплине за столом необходимо учиться так же с раннего возраста.
Пусть меню ребёнка будет как можно разнообразнее, одну и ту же кашу каждое утро не будет кушать даже взрослый ребёнок, а если будет, то с неохотой, и в последствии будет ненавидеть её и не станет прикасаться к ней и в школьных столовых.
Берегите своё время и силы для чего-то ещё более важного, чем часовые переговоры съесть ещё ложечку за Барсика. Если ребёнок съел хоть что-то и отворачивается, предложите ему попить или десерт в виде яблочка. Голодным он не останется.

Общий стол - стол для ребенка

Даже самые маленькие участники застолья видят и понимают, что у них в тарелке не то, что едят все остальные. Это вовсе не значит, что годовасику нужно положить жареной картошки с салом, но готовка «отдельно для малыша» очень выматывает (особенно если папа не ест «разогретую» еду, бабушка постится, а старший попросил котлеток). Так долго можно и не протянуть. Старайтесь готовить более полезную пищу, без жарки, специй, полуфабрикатов и консервов. Маленьким важно, что они, сидя за столом со всеми, кушают то же самое и совсем похожи на взрослых.
Иногда даже взрослые (2-3 года) детки просят, чтобы их покормили. Изредка, если видите, что это не баловство, идите у детей на поводу, поцелуйте, обнимите их, вытрите ротик салфеткой. Часто и взрослые просто хотят внимания и заботы, а уж наши малыши и подавно.
Заговора Мария

Помогите ему быть спокойным и проснувшимся, наладьте с ним эмоциональную связь, поймите сигналы, которые он подает, когда хочет есть или спать, разберитесь с его темпераментом и стилем приема нищи.

Помогите ребенку быть спокойным и внимательным

Кормите ребенка, когда он спокоен и внимателен, а не тогда, когда он перевозбужден или устал от плача. Если малыш волнуется, успокойте его. Если сонный - подождите, когда он проснется самостоятельно. Придерживайте малыша во время кормления. Он не должен чувствовать, что вот-вот упадет, но в «о же время ему необходима некоторая свобода маневра. Комфорт ваших объятий поможет ему лучше кушать. Вы же можете помочь ему глотать: выровняйте его голову, плечи и бедра по одной линии; голову малыша чуть-чуть откиньте назад. Помните, что она должна быть выше остального тела, тогда вовремя глотания молочная смесь не затечет ему во внутреннее ухо. Предлагайте ему поесть, легко касаясь соской его щеки или губ. Если ребенок голоден, он охотно потянется к соске, и вам останется только сунуть ее малышу в рот - не следует насильно открывать ему рот и впихивать туда соску. Кормите ребенка плавно и непрерывно, во всем следуя его сигналам. Держите бутылочку (и ребенка) спокойно: пусть молочная смесь из бутылочки течет равномерно с удобной для малыша скоростью. Не нужно постоянно проверять уровень смеси в бутылочке, обтирать ребенку рот, поправлять пеленки или заставлять срыгивать без необходимости. Дайте малышу срыгнуть только тогда, когда его желудок действительно полон воздуха. В этом случае ребенок прекращает есть и выглядит озабоченным. Перерывы в кормлении плохо отражаются на ребенке: он может отказаться от еды, даже если не совсем сыт.
Поговорите с ним, пока он ест. Говорите спокойно, с нотками одобрения, но не пытайтесь развлекать, иначе ребенок заинтересуется настолько, что забудет о еде. Поэкспериментируйте с голосом, определите, какая скорость речи и какой тон голоса помогают младенцу оставаться бодрствующим, спокойным и сосредоточенным. Приблизьте свое лицо к его лицу - он найдет это зрелище захватывающим, потому что в этом возрасте он еще не может видеть слишком далеко. Поэкспериментируйте с прикосновениями: запомните, какие из них помогают ему быть спокойным и внимательным, а какие заставляют нервничать или закрывать глаза.

Читайте сигналы ребенка

Когда ребенок готов к принятию пищи, его глаза открыты шире обычного, а лицо выглядит оживленным. Он сгибает и разгибает ручки и ножки, а когда вы касаетесь его рта, щеки или подбородка, тянется к вашей руке и делает сосательные движения. Ребенок также может складывать руки под подбородком или посасывать пальчики. В конце концов он начинает волноваться. Волнение - это один из последних сигналов голода, поэтому когда вы научитесь читать его ранние сигналы, ему не придется волноваться, чтобы заявить о том, что голоден. Если ребенок волнуется достаточно долго, он разнервничается так, что не сможет как следует поесть. Подход к кормлению у всех детей разный. Одни хотят есть сразу, как только проснутся, и даже не дают вам времени сменить памперсы. Другим перед едой требуется немного отдохнуть.
Давайте ребенку еды ровно столько, сколько он хочет. Немедленно прекращайте кормление, когда малыш сигнализирует о своей сытости. Он может замедлять сосание, отталкивать соску и отворачиваться. Его сосательный рефлекс постепенно затихает. Если вы не отреагировали на его раннее «я сыт», он становится более настойчивым: пинается, извивается, выгибает спину и нервничает. Если малыш во время кормления хочет немного передохнуть, разрешите ему это сделать, а затем снова предложите соску. Ваш ребенок будет часто делать паузу в еде, чтобы посмотреть на вас и пообщаться. Поэтому сидите тихо, разговаривайте с ним, демонстрируйте к нему интерес и внимательно наблюдайте за происходящим. Когда вы снова предложите ему соску, не нужно делать это настойчиво - вы всего лишь проверяете, насколько малыш сыт. Одни дети наедаются быстро, отказываясь делать следующий глоток. Другие делают это медленно, постепенно замедляя сосание и теряя к еде интерес. С уважением отнеситесь к сигналам ребенка: не пытайтесь влить в него остаток молочной смеси, когда он уже сыт. Часто бывает так, что, наевшись, новорожденные сразу засыпают. Однако вам желательно знать, наелся ли ребенок, поэтому гораздо лучше, когда сразу после кормления новорожденный некоторое время еще пободрствует. Кроме того, если малыш оказался в кроватке сонным, но не заснувшим окончательно, это научит его самостоятельно засыпать и поможет избежать проблем со сном позднее.
Голод и сытость сменяют друг друга, и то же самое происходит со сном и бодрствованием. Вот ваш ребенок внимателен и общителен, а вот он хочет, чтобы его оставили одного и дали поспать. Ваше умение распознавать эти сигналы влияет на процесс кормления, потому что качество бодрствования ребенка зависит от качества его сна. Ребенок сообщает, что хочет с вами пообщаться, когда у него сфокусированный взгляд, оживленное лицо, когда он улыбается вам, смотри на вас и спокойно перебирает ручками и ножками. Когда ему требуется отдохнуть, он отворачивается, пинается, извивается, вырывается, отталкивает вас ручкой, изгибает спину, нервничает и плачет. Если вам удастся понять его ранние сигналы об усталости и необходимости отдыха, ребенку будет легче успокоиться и уснуть.

Вам не обязательно быть экспертом. Конечно, сигналы, которые подает ребенок, не сразу становятся четкими и недвусмысленными, и у вас будет достаточно времени пройти долгий путь проб и ошибок, прежде чем вы научитесь их идентифицировать. Со временем вы начнете все лучше понимать желания ребенка, а его сообщения станут гораздо яснее. В своей работе Гейл Прайс, аспирантка кафедры клинической психологии, продемонстрировала, что матери прекрасно понимают, о чем «говорят» их дети. Прайс записала на пленку 40 роликов о впервые рожавших женщинах и их детях. Она разделила их на две группы. Одна группа просмотрела записи кормления собственных детей, а другая нет. Прайс просмотрела записи "вместе с матерями первой группы сразу после выписки и задала один вопрос: «Что ребенок вам говорит?» Аспирантка не давала женщинам никакой предварительной информации о детских сигналах, она просто сидела рядом с ними во время просмотра. Матери быстро соображали, что дети пытаются с ними общаться, и открыто критиковали свое поведение. Они могли видеть, что какие-то их действия успокаивают детей и помогают им кушат, а какие-то только вредят процессу кормления. Одна мать воскликнула: «Я слишком резко заставляла его срыгивать. Выглядит так, как будто я его убиваю. Бедный малыш! Почему ты мне ничего не сказал?» Конечно, матерям ошибки не нравились, но они не очень их расстраивали, потому что женщины видели путь решения проблемы. Например мать, которая считала, что слишком грубо заставляла ребенка срыгивать, заметила, что ее сонный ребенок открывает глаза,-когда она с ним говорит или касается его пальчиков, и не реагирует на покачивания. Она использовала более правильный подход подсознательно.
Когда детей первой группы спустя 4-6 недель принесли на новый осмотр, Прайс обнаружила, что их матери, прошедшие через задание понять, что говорит ребенок, лучше справляются с кормлением, чем матери второй группы, которые не получали такого задания. Матери первой группы чувствовали, что могут отгадать желания своих детей, и реагировали на них соответствующим образом. Другие матери рассматривали детей как загадку и не считали, что их собственное поведение может повлиять на процесс кормления. Какой же вывод? Никто из нас не специалист, но если матерям дать понять, что их дети стремятся общаться, они смогут понять детские сигналы.
Проводя свое исследование, Прайс была лишь аспиранткой, которая многого не знала о детях, как и их рожавшие в первый раз матери.

Контролируйте то, как сосет и глотает ваш ребенок?

Если все идет хорошо, ребенок спокойно лежит у вас на руках, легко двигает ручками и ножками, плавно и размеренно кушает из бутылочки, без труда сосет и глотает. Он не сопит, не кашляет, не давится, не плачет, не пинается, не выгибает спину и не извивается. Если вы все-таки видите некоторые из этих признаков, значит, что-то идет неправильно. Возможно, дело в самой бутылочке или соске: молоко из нее течет либо слишком быстро, либо слишком медленно. Это вполне можно отрегулировать. Однако не исключена вероятность, что у вашего ребенка имеются трудности с сосанием или координированием сосания и глотания. Поделитесь своими опасениями с врачом и не успокаивайтесь до тех пор, пока не получите удовлетворительного ответа и помощи. Если подобное поведение проявляется у ребенка еще в больнице, поговорите с консультантом по лактации. У подобных специалистов есть опыт по оценке схем сосания и глотания у новорожденных, поэтому даже если вы кормите не грудью, а из бутылочки, не стесняйтесь спрашивать. Медико-социальные работники и логопеды также являются экспертами по оценке сосательно-глотательных схем и могут вам помочь откорректировать процесса сосания вашего ребенка. Если у вас не получилось исправить все с первой попытки, не опускайте руки. Когда вы подозреваете, что у вашего ребенка дефект сосательно-глотательных движений, обязательно обратитесь за помощью. Плохой сосательный рефлекс превратит кормление в тяжелое испытание, что станет для вас проблемой на долгое время.

Не закрепляйте бутылочку

Не кладите ребенка спать вместе с бутылочкой. Во время кормления не сажайте его в детский стульчик, даже если вы держите для него бутылочку. Чтобы хорошо есть и чувствовать, что его любят, ребенку во время еды требуются ваши объятия. Если вы оставите его наедине с бутылочкой, ребенок почувствует себя одиноким, ему будет трудно съесть то количество пищи, в котором он нуждается. Дети, чьи эмоциональные потребности не удовлетворяются, склонны съедать слишком много или слишком мало. Укладывая ребенка спать вместе с бутылочкой, вы рискуете подарить ему оталгию, удушье или детский кариес (его еще называют «бутылочным»). Кариес более старшие дети получают, когда засыпают с искусственной смесью во рту (или другой жидкостью, кроме воды). Если ваш ребенок заснул во время кормления, походите немного с ним на руках, чтобы он сглотнул молоко, которое находится у него во рту.

Распределение контроля

  • придерживаетесь графика кормлении;
  • заставляете ребенка съедать определенное количество пищи;
  • прекращаете кормление до того, как он насытится;
  • трясете бутылочку и покачиваете ребенка, чтобы кормление шло определенным образом или на определенной скорости;
  • поторапливаете ребенка закончить с бутылочкой;
  • пытаетесь заставить его съесть больше или меньше, чем он хочет;
  • пытаетесь растянуть периоды между кормлениями;
  • когда ребенок голоден, заставляете его ждать;
  • продолжаете кормить его даже после того, как он подал сигнал «я сыт».

Подобная тактика не заставит малыша кушать лучше, а когда он подрастет, он будет стремиться съедать больше, чем нужно. Более того, ребенок просто не сможет питаться по режиму, потому что когда он кричит и просит есть, это изматывает его и ему сложно оставаться достаточно бодрым, чтобы как следует покушать.
Практика контроля вредна для всех новорожденных, но особенно негативно она сказывается на раздражительных, неорганизованных и склонных к коликам детях. Эти дети уже родились такими, и никто не виноват в том, что их трудно понять и успокоить. Попытка контроля над такими детьми обречена на провал. С другой стороны, если вам повезло иметь покладистого и спокойного ребенка, вы можете успешно контролировать кормления, по крайней мере, некоторое время. Однако если вы продолжите применять тактику контроля, рано или поздно ваш ребенок начнет сопротивляться, и проблемы с его кормлением все-таки начнутся. Если они не начались в течение первых нескольких лет жизни малыша, я обещаю, что проблемы появятся, когда он превратится в тинейджера.
Возможно, сейчас вы начали удивленно оглядываться, гадая, о ком это я говорю. Это означает, что вам и в голову не приходило обращаться с малышом таким образом. И если вы читаете эту книгу, вы настроены на своего ребенка и всегда уважаете его желания. Однако время от времени вы слышите убедительные аргументы в пользу того, что контроль - это хорошо^! правильно. Выполнение родительских обязанностей по часам - порочная практика, но, к сожалению, некоторые родители считают ее единственно верной. Не сойти с верного пути вам поможет знание, почему подобное выполнение родительских обязанностей является вредным и даже разрушительным для ребенка. Тем вашим друзьям и родственникам, которые верят в выполнение родительских обязательств по часам, не обязательно быть в курсе вашей точки зрения, но вы должны знать, что именно неправильно в подобном жестком стиле воспитания.

Пока ребенок маленький, его основная пища - грудное молоко или искусственная смесь. О прикорме позаботилась пищевая промышленность. Первые кашки, пюрешки и соки свободно можно приобрести в соседнем магазине. Но после года малышу этого недостаточно. Вопрос о том, чем накормить ребенка, остро встает перед родителями.

Питание малышей раннего возраста

Чем накормить ребенка в год? Кроха должен есть 5 раз в сутки. Основой рациона остаются молочные продукты (700 грамм ежедневно). Очень полезны кефир и натуральный творог. В первой половине дня давайте постное мясо в виде паровых котлет или фрикаделек. Раз в неделю замените его нежирной рыбой. Яйцо малыш должен получать через день. Также введите в меню жидкие каши (на завтрак) и овощи. Фрукты нарезайте маленькими кусочками.

В 2 года можно перейти на четырехразовое питание. Завтракать лучше всего густой кашей. Обед должен быть самым калорийным. На третьем году жизни можно познакомить малыша с бобовыми, печенью. Овощи тушите кусочками, добавляйте чеснок, лук. Из сладостей допустимы печенье, зефир, пастила, мармелад, какао. С конфетами, пирожными и газировкой подождите до трехлетнего возраста. Если гадаете, чем накормить ребенка на ужин, отдавайте предпочтение легким блюдам: творог, овощи, йогурт с фруктами. Исключите из рациона жареную, соленую и острую пищу, полуфабрикаты.

Питание дошкольника

После трех лет ваше чадо может есть практически все продукты, за исключением грибов и кофе. С ними лучше повременить до 6-7 лет. Приучайте ребенка к полезной пище, избегайте фастфуда. В ежедневное меню включите молоко, хлеб, фрукты и овощи, мясо, масло, соки. Сыр, яйца, рыбу, сметану, макароны давайте малышу 2-3 раза в неделю, колбасные изделия ограничьте до 1 раза. Деликатесы, копчености могут раздражать детский желудок, но по праздникам можно съесть кусочек.

Оптимально четырехразовое питание. На завтрак проще всего приготовить кашу или омлет, а также творог с фруктами. Обед должен состоять из овощного салата (50 г), супа (200 г), мясного или рыбного блюда с гарниром (80 г), сока или фрукта. На полдник предложите фрукты, булочку, печенье. Из напитков подавайте молоко, компот, сок, кефир или кисель. Чем накормить детей вечером, чтобы они крепко спали? Рекомендованы блюда из круп, творога, овощей за 1,5 час до сна.

Каши

Не знаете, чем накормить ребенка на ужин или завтрак? Сварите кашу. Крупы содержат много полезных веществ: крахмал, витамины B и E, железо, аминокислоты, растительные жиры. До 3 лет варите детям полувязкие и вязкие каши. В первом случае воды берется в 4 раза больше, чем крупы. Для вязкой каши соотношение составляет 3:1, соответственно. Также из круп можно готовить пудинги и суфле.

Для этого возьмем 4 ст. л. манки или риса, сварим полувязкую кашу. Добавим 4 ч. л. растопленного масла. Желток разотрем с 4 ч. л. сахара, разбавим немножко водой и вольем в смесь. Сделать блюдо вкуснее поможет тертая морковка, яблоко, пюре из персиков или абрикосов. Яичный белок взбиваем, осторожно вводим в массу. Для получения суфле смесь разливают по формочкам и готовят на водяной бане. Чтобы сделать пудинг, массу запекают в духовке.

Супы

Чем можно накормить ребенка, чтобы удовлетворить потребность организма в овощах, мясе и воде одновременно? Конечно же, супом. Правда, современные педиатры осторожно относятся к мясному бульону, так как при его варке выделяются экстрактивные вещества. Незрелому пищеварительному тракту трудно их усвоить. Поэтому до полутора лет варите вегетарианские супы. Позже для бульона используйте нежирную говядину, телятину или свинину без костей. Индейку или курицу можете варить целиком. Из рыбы лучше всего выбрать треску, окуня или судака.

Как сварить вегетарианский борщ? Потрите 50 г свеклы и 20 г кислого яблока, залейте водой, добавьте 0,5 ч. л. сливочного масла и тушите под крышкой четверть часа. Тем временем порежьте 40 г картофеля, нашинкуйте кружок морковки, лука, корня петрушки. Добавьте их в посуду и тушите еще 10 минут. Затем налейте полстакана воды, засыпьте 50 г нашинкованной капусты и четвертинку порезанной помидорки. Через 10 минут борщ готов. Для годовалого малыша его нужно пропустить через блендер, добавить сметану, зелень и подавать на стол.

Салаты

Чем накормить ребенка, чтобы его организм получил достаточное количество витаминов? Лучший вариант - салаты из свежих овощей. Их следует готовить ежедневно и подавать в качестве закуски. До полутора лет овощи натирают на мелкой терке, после - на крупной. Если вашему малышу более 2 лет, ингредиенты можно мелко шинковать. Для заправки подойдет сметана, растительное масло, лимонный сок, йогурт.

Вы можете приготовить следующие простые салаты:

  • "Зеленый". Для него берется огурец, две-три стрелки лука и листья салата.
  • "Свекольный". Его готовят из варенной свеклы и распаренного чернослива. В качестве заправки используйте растительное масло и капельку лимонного сока. Также можно добавить сахар.
  • Салат из яблок и моркови со сметаной.
  • Салат из капусты с брусникой. Добавьте туда немного зеленого лука и заправьте растительным маслом.

Мясные блюда

Ребятишки активно растут и нуждаются в белке. В течение недели им требуется 4-5 мясных блюд и 2-3 рыбных. Предпочтительнее использовать говядину, телятину, курицу, крольчатину и индейку. Жирное мясо (гусь, утка) лучше исключить. То же самое касается рыбы. Из субпродуктов рекомендуются печень, язык, мозги. Рассмотрим парочку несложных рецептов. Чем накормить детей, чтобы они уплетали мясо за обе щеки?

  • Котлеты паровые "Мышки". Возьмите 50 г постной говядины. В молоке размочите 10 г белого хлеба. Прокрутите их на мясорубке дважды. Добавьте 2 г сливочного масла, соль, слепите продолговатые котлетки. Готовьте на пару в течение 25 минут. Перед подачей сделайте ушки из кружков моркови, глазки из зеленого горошка или перца, хвостик и усы из петрушки. Мышка готова.
  • Рис с мясом. Порежьте кусочками 150 г нежирного мяса, отварите и два раза прокрутите через мясорубку. 3 ст. л. риса сварите на воде. Все смешайте. Выложите блюдо на тарелку, сформировав туловище и голову овечки. Из зеленого лука сделайте ножки, из горошин - глазки, из разрезанного красного яблока - ушки и рот. Дети с удовольствием съедят веселого персонажа.

Молочные блюда

Каждый ребенок должен получать не менее 500 г молока и кисломолочных продуктов в день. Творог и сметану можно давать 3-4 раза в неделю. Все это предлагают малышам в натуральном виде, а также используют для приготовления каш, супов, запеканок и десертов.

Как сделать творожную запеканку? Налейте в миску четверть стакана молока, замочите в нем 1 ч. л. манки. Пока смесь набухает, 1/4 яйца разотрите с 1 ч. л. сахара. Смешайте с манкой. Добавьте протертый творог (5 ст. л.), немного яблока или банана. Выложите массу в форму, смазанную маслом, и запеките.

Сверху готовое блюдо можно полить молочным соусом. Для его приготовления потребуется полстакана молока. Первоначально возьмите совсем немного жидкости, разведите в ней 1 ч. л. муки. Размешайте, чтобы не было комочков. Остальное молоко вскипятите и влейте в мучной раствор. Положите 1 ч. л. сахара. Прокипятите ровно 5 минут, добавьте 1 ч. л. сливочного масла. Остудите и подавайте с творожной запеканкой, сырниками или варениками.

Десерты

Вместо конфет и пирожных полезнее приучить детей к фруктам. В день дошкольник должен съедать их в количестве 200-300 г. Также необходимы соки. С ягодами стоит быть осторожнее, особенно с аллергенной клубникой. Для разнообразия можно приготовить сладости своими руками.

Чем накормить ребенка, если он требует чего-нибудь вкусного? Научимся делать молочное желе. Возьмем 150 г горячего молока, положим в него сахар по вкусу, цедру лимона и немного ванилина. Пока напиток настаивается, холодной водой зальем 5 г желатина. Через час, когда он разбухнет, вольем его в кипящее молоко. Перемещаем, процедим и разольем по формочкам для дальнейшего застывания.

Очень быстро готовится сытный коктейль. Для него понадобятся ягоды, в том числе и замороженные, или мягкие фрукты (бананы, персики и т. п.). Складываем их в блендер. Засыпаем полстакана овсяных хлопьев, наливаем молоко, добавляем сахар по вкусу. Смесь хорошо взбиваем и подаем на стол.

Выпечка

Хлеб обязательно должен входить в рацион малыша. Из сладких вариантов выпечки годовалому крохе можно дать детское печенье или сухарик. С полутора лет познакомьте ребенка с бубликами, сушками, галетами и овсяным печеньем. Булочки, песочное тесто, крекеры лучше не давать до 3 лет. В них содержатся вредные жиры, много сахара или вкусовых добавок. Безусловно, самый лучший вариант - домашняя выпечка.

Чем накормить ребенка любящей маме? Предлагаем испечь классическое детское печенье. Для этого миксером взбиваются 3 яйца и неполный стакан сахарной пудры. Объем должен увеличиться в 2-3 раза. Перемешивая смесь, всыпаем около 160 г муки. Противень смазываем. Тесто выдавливаем на него из кондитерского шприца в виде длинных полосок. Если нет шприца, можно взять обычный полиэтиленовый пакет и сделать в нем отверстие в одном из углов. Между полосками нужно оставить свободное место.

Выпекается печенье на среднем огне до золотистого цвета. Полоски снимаются ножом. Им можно придать любую форму: заплести косичку, загнуть в любом направлении. Ребятишки постарше с удовольствием включаются в эту игру.

Откуда берутся "нехочухи"?

Многие взрослые задаются вопросом, как накормить маленького ребенка. Дети подолгу ковыряются в тарелке, вертятся на стуле и отказываются от вкусной еды. Родителям приходится разыгрывать перед капризулей целые театральные представления, включать мультики, чтобы отвлечь внимание и засунуть в рот очередную ложку с кашей.

Почему так происходит? Рассмотрим самые распространенные причины:

  • Болезнь. Ребенок может отказываться от еды, если плохо себя чувствует или испытывает боль (например, у него режется зуб).
  • Стресс. Многие малыши начинают плохо есть в период адаптации к детскому саду, при появлении в семье младшего брата, а также в случаях, когда обеденный стол становится местом "выяснения отношений".
  • Индивидуальные особенности. Худенькие дети едят меньше, чем их упитанные сверстники.
  • Неправильный режим. Если семья ведет малоподвижный образ жизни, если малыш всегда может перекусить конфеткой или печеньем, то он просто не чувствует голода.
  • Жара. Летом и дети, и взрослые едят меньше.

Как решить проблему?

Если у ребенка нет аппетита, действуйте по следующему плану:

  1. Сходите к врачу, сдайте анализы.
  2. Изучите нормы питания для детей. Возможно, вам только кажется, что ребенок ест мало.
  3. Каждая мама знает, чем накормить ребенка, если он ничего не ест. Хорошо идут шоколад, мороженое, чипсы, которые перебивают аппетит. Поэтому полностью исключаем перекусы.
  4. Малыш должен много двигаться и гулять на улице, тогда он успеет проголодаться.
  5. Купите привлекательную посуду, постелите на стол красивую салфетку, необычно оформите блюдо.
  6. Накладывайте маленькие порции, чтобы ребенок не испугался большого количества. Пусть лучше попросит добавки.
  7. Дети лучше едят в компании. Посадите кроху за общий стол или положите на стулья игрушки.
  8. Не заставляйте малыша есть насильно, не завлекайте его мультиками. Часто аппетит появляется, когда взрослые перестают нервничать и давить на ребенка.

Избирательный аппетит

Как накормить ребенка, если он отказывается от полезных овощей или вкусного супа? Проблема избирательного аппетита кроется в неправильном воспитании. Ребенок понял, что может манипулировать родителями, и требует только любимую пищу.

Лучшее решение, если малыш не хочет есть суп с морковкой, - спокойно отправить его играть. Через 2 часа предложите то же блюдо. Не сдавайтесь после второй или третьей попытки, доставая из закромов требуемые макароны с сыром. Будьте решительны, но доброжелательны. Только так можно победить маленького упрямца.

Хорошей традицией в семье станет правило пробовать все новые блюда. Если продукт не вызывает доверия у ребенка, пусть съест хотя бы одну ложку. Объясните, что тем самым мы благодарим человека, готовившего для нас обед.

Вкусно накормить ребенка - задача сложная, но выполнимая. Готовьте с любовью для своих малышей, садитесь за стол исключительно в хорошем настроении, и проблемы с питанием решатся сами собой.

Это становится настоящей трагедией для всей семьи. Хотя даже если малыш кушает достаточно, маме все равно может казаться, что он недоедает.

НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА КУШАТЬ

Если ребенок не хочет кушать сейчас, не настаивайте. Не рассчитывайте, что малыш осилит такую же порцию, как вы. Не ругайтесь, если он съел всего несколько ложек. Разве он виноват, что пока его животик не освободил место для новой пищи? Через некоторое время он сам захочет кушать.

ПОПРОБУЙТЕ КУЛИНАРНЫЕ СОВЕТЫ

В Сети много советов о том, как заинтересовать ребенка в еде. Например, вы можете разложить разноцветные овощи в тарелку в соответствии с цветом. Затем пересчитайте их и по одному отправляйте малышу в рот, при этом ведя счет. Так параллельно детки будут учиться считать. Поможет и всем известная игра, когда еда превращается в самолетик и летит на посадку - в рот малыша. Крохам такая игра точно понравится. Правда, вскоре может надоесть и вам придется придумывать другую. Но это часто помогает, если .

БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ

Уход за ребенком - не всегда простое дело. Иногда, чтобы накормить малыша, нужно быть очень терпеливым. Кроха не может съесть сразу много еды. Съел несколько ложек? Отлично. Пусть погуляет. Через некоторое время снова предложите ему покушать.

НЕ МАНИПУЛИРУЙТЕ И НЕ ПОДКУПАЙТЕ

Напишешь контрольную на пятерку, куплю тебе машинку. Скушаешь еще несколько ложек, куплю тебе игрушку. Неужели вы верите, что такие приемы работают? Да. Один раз, второй. Потом ребенок понимает, что так может получить все, что хочет. У вас будет накормлен малыш (в вашем понимании) и новые проблемы в семье в виде .

Еда – это естественная потребность человека, которую необходимо систематически удовлетворять. Взрослые люди, конечно, это понимают, а вот дети – пока что нет. Поэтому задачей родителей является процесс обучения этому своего ребенка на личном примере.

«Ложечка за маму, ложечка за мишку» – с подобной фразой, как правило, сталкиваются наверно все родители. Есть, конечно же дети, имеющие прекрасный аппетит, но так, увы, везет совсем не многим. И как часто бывает, что мамы зовут своих малышей к столу, по нескольку раз разогревая пищу, а те все никак не приходят. Как же избежать криков и, проявив настойчивость, накормить ребенка?

Как позвать ребенка к столу?

5 минут до обеда

В случае, когда малышу давно уже пора обедать или завтракать, а его никак не оторвать от интересных игрушек, советуем отнестись с пониманием к его занятиям. Здесь необходимо проявлять последовательность и одновременно упорство. Ведь малыш возможно действительно погружен в интересную игру всеми своими мыслями, и он просто не слышал вас или же слышал, но весьма отдаленно. Следовательно, и реакция его будет замедленная. Поэтому нужно предупреждать детей заранее, давая им около пяти или семи минут на завершение игры, а не звать их, когда уже давно накрыт обеденный стол. В некоторых случаях советуем не просто позвать ребенка, а слегка прикоснуться к его плечу, с целью того, чтобы он реально «услышал» вас. Ведь так он скорее вернется из страны своих детских фантазий в окружающий его мир.

В некоторых случаях можно также спросить ребенка, сколько ему самому понадобится времени на завершение игры и дать ему еще четыре-пять минут. Иногда, невзирая на все предложенные уговоры, малыш продолжает играть и игнорировать приглашения к обеду. Здесь родителям стоит ввести уже более строгие требования, например, «золотое» правило, что после третьего отказа ребенок может не подходить к обеденному столу вовсе, так как еды на нем уже не будет.

Сигнал на обед

Психологи считают, что так как ежедневно ребенок слышит слишком большое количество слов, то мало помалу он учится сопротивляться, закрывая автоматически свои ушки, и тем самым защищаясь от пока непосильного для него объема поступающей информации. Вот в чем причина того, что очень часто он не сразу воспринимает слова своих родителей и относится ко многим из них с меньшим вниманием. Поэтому, как советуют психологи, чтобы оказаться понятыми и услышанными, родителям надо звать ребенка кушать при помощи какого-то придуманного ими совместно сигнала . Но такого сигнала, который нельзя не услышать. К примеру при помощи дудки, колокольчика или барабана. Детям явно понравится эта «игра», и они охотно к ней присоединятся.

Зайчик зовет к обеду

Более того, у всех малышей есть возраст, когда упрямство становится преобладающей чертой их характера. Этот период даже выделяют как кризис трех лет . Дети вступают в период проявления своего собственного «Я» и будут твердо отстаивать свое мнение, демонстрируя тем самым свою индивидуальность самим себе и всем окружающим. И если малыш в возрасте трех лет говорит: «Не хочу» или «Не буду» – то большая половина вышеперечисленных методов воздействия на него, скорее всего, не будет эффективна. Поэтому детям этого возраста иногда бывает трудно подойти к столу, оторвавшись от своего занятия и не уронив при этом “свою самооценку”. Как выход психологами предлагается следующий вариант – ребенка зовет кушать его любимый зайчик, кукла или сказочная фея . Ну или кто-то, не участвовавший в «обеденном конфликте».

Увы, довольно часто встречается ситуация, когда оказавшись наконец за столом, малыш опять начинает капризничать. Он вроде и не прочь поесть, но привередничать не перестает. «Наш ребенок не желает есть» – подобную фразу достаточно часто произносят озадаченные родители. И здесь в ответ возникают два постоянно задаваемых вопроса: кто виновен в том, что малыш не желает есть и что же в этом случае делать? Разберитесь для начала, есть ли действительно серьезная проблема. Ведь часто взрослые склонны к преувеличению масштабов трагедии.

Процесс кормления не так уж прост, как он на первый взгляд кажется и нужно заранее настроиться на то, что не всегда все получится сразу.

В чем кроются причины отказа?

При отказе ребенка от предложенной ему еды, важно выяснить причину. Почему? Возможно его не вполне устраивает именно «процесс» кормления? Либо малыш не любит данное блюдо? А может ему попросту скучно?

Существуют разные причины “плохого” аппетита у детей, ведь каждый человек индивидуален. Проанализируем некоторые из этих причин и разберемся в них.

  • Малыш очень огорчен. И для детей и для взрослых важно, чтобы в момент приема пищи малыш находился в хорошем настроении. Хорошее настроение является важнейшим фактором для процесса переваривания пищи, а также того, чтобы кормление не стало проблематичным само по себе. Ведь ребенок и без того не в настроении, а тут еще его заставляют кушать. В подобной ситуации советуем на некоторое время убрать обед со стола и потерпеть до момента возвращения к малышу хорошего настроения. Не хочет есть в данный момент – можно предложить чуть позже. Главное для взрослого – не показать, что вы раздражены или злитесь . Ведь вы так старались, покупая самые полезные продукты, готовили, а ребенок не хочет их есть. Любому на вашем месте было бы обидно, ведь то, как ведет себя ребенок совсем не соответствует родительским ожиданиям… Родителям в подобной ситуации можно посоветовать поменять свой взгляд на вещи и успокоиться.
  • Иногда дети говорят фразу – «Я наелся», что вполне логично. Ведь и вы сами не станете мучить себя, запихивая остатки еды, когда давно уже наелись? Точно также поступит и ваш ребенок. И когда он уже сыт, то в ответ на мамины уговоры все, что так и осталось недоеденным на детской тарелке, вдруг начнет летать по кухне. Позже, когда малыш немного подрастет, просто научите его говорить слова «я больше не хочу» . И тогда вы избежите криков и долгого мытья полов и стен на кухне.
  • Если детское самочувствие не вызывает никакого беспокойства у родителей и врачей, то рекомендуем обратить ваше внимание на тот факт, как принято кушать в данной семье. И в случае отсутствия в вашем семействе людей, отличающихся «отменным» аппетитом, пусть вам не кажется, что ваш ребенок будет кушать за двоих.
  • И не надо паниковать, если ваша дочка или сын всегда ели мало – и вчера, и месяц назад, но при этом малыш весел, активен и развит. Возможно ваш малыш просто «малоежка» и с аппетитом у него нет никаких проблем. Да, бывают и такие детки.
  • Замечено, что капризничают за столом, в основном, дети, семьи которых уделяют слишком много времени и внимания процессу ежедневного кормления. Для очень многих молодых мам главной задачей является то, чтобы их ребенок поел, и малыш, понимая это, устраивает цирк из процесса приема пищи. А видя, что родители являются самыми заинтересованными зрителями, дети устраивают спектакль, где все весело прыгают или даже читают стихи только для того, чтобы малыш съел хотя бы одну ложечку. И ведь на многих родителей это действует. Однако советуем уделять побольше внимания и сил ребенку не в это, а в другое, более подходящее время.
  • Имейте ввиду, что даже у маленького малыша уже могут наблюдаться и свои вкусовые “предпочтения”, сколь невозможным бы это не казалось нам, взрослым. Кроме того, откроем вам один секрет: дети – большие консерваторы, и все новое в еде зачастую вызывает в них сопротивление. К примеру, любимому малышу не нравится, когда все продукты перемешаны , поэтому он не станет есть борщ или салатик. Или же, наоборот, откажется есть блюдо, в котором продукты разложены по тарелке отдельно друг от дружки . Кто-то не прикасается к творогу, поскольку не выносит его консистенцию. Другим детям не по вкусу картофельное пюре, а некоторые не хотят есть круглую морковку в бульоне. Не надо расценивать подобное поведение дочери или сына как обычный каприз. Ведь ребенок может иметь те же права, что и его родители на то, чтобы есть то, что пожелает, и в том виде, который ему самому больше нравится.
  • Особый нюанс, который касается самых маленьких. Некоторые малыши напрочь отказываются от более плотной по составу пищи , к примеру котлеток, запеканок и других продуктов. Происходит это скорее оттого, что грудничок еще не научился пережевывать пищу самостоятельно. А причина кроется в том, что родители довольно долгое время предлагали крохе только очень измельченное пюре из баночек.
  • Однообразная пища также становится причиной потери аппетита. Ведь ребенку попросту надоели те продукты , которыми вы регулярно кормите его. Что же ему делать? Выбора-то у малыша нет. И побежать в магазин за чем-то вкусным он пока тоже, увы, не сможет. Вот он и мучается бедный за столом. А бывает и совсем наоборот. У ребенка появилось одно очень любимое им блюдо, которое он хочет есть круглый день. И если на обеденном столе нет его любимых продуктов, то малыш объявляет голодовку до той поры, пока наконец привычная для него еда не оказывается перед ним. Во многом здесь конечно есть ошибка взрослых, своевременно не предлагавших ребенку разнообразное сбалансированное питание. У крохи не были в свое время сформированы вкусовые «привычки», в результате чего он боится пробовать что-либо новое. Ситуация эта исправима, но сделать это в короткий срок не удастся, и родителям для этого нужно сильно постараться.

Пропавший у ребенка аппетит вернется при соблюдении следующих правил:

  • Установите и соблюдайте правильный режим питания с целью стабилизации работы органов пищеварения и своевременного выделения пищеварительных соков. Это поможет разыграться аппетиту у ребенка.
  • Предлагайте ребенку пищу последовательно и спокойно соответственно с режимом его питания. Не раздражайтесь, если ребенок отказался кушать. Просто уберите еду со стола и подождите до следующего часа кормления.
  • Не выходите из себя , увидев, что съедена всего лишь половина или часть необходимой порции. Позднее ребенок захочет поесть чуть побольше. Не надо волноваться, если малыш пропустит пару кормлений к примеру от 1 до 3-х. Как известно все нужные ребенку питательные вещества восполняются за счет внутренних ресурсов организма – так называемых «депо», которые находятся в печени, в мышцах и прочих органах.
  • Исключите столь любимые некоторыми детьми перекусы в промежутках между приемами пищи. Многие родители совершают такую же распространенную ошибку, позволяя детям перекусить между основной едой. Да и как откажешь ребенку, когда он просит у вас всего-то один кусок хлеба или маленькое печенье? И просьба, конечно же, незамедлительно выполняется. Но не тешьте себя надеждой, думая, что ваш малыш неосознанно выбрал столь распространенное нынче “дробное” питание. Дело тут обстоит совсем наоборот. Нахватавшись понемногу всего в течение суток, он, тем самым, откажется есть в обеденное время, так как уже не голоден.
  • Советуем почаще находиться на свежем воздухе . Регулярные прогулки в парке или игры на детской площадке “разожгут” детский аппетит. Долгое же пребывание в душном помещении, приводит к кислородному голоданию и снижению скорости обменных процессов, а вследствие этого – к уменьшению аппетита.
  • Специально для малыша приобретите веселую посуду . Можете сделать это, пойдя в магазин посуды совместно с ребенком. Уверены, что яркая веселая тарелочка с изображением любимого малышом Лунтика или Смешарика на дне также благотворно повлияет на ребенка. И для того, чтобы увидеть его любимых героев на дне посуды, придется съесть все до самого конца!
  • Разнообразьте питание ребенка, обязательно предлагая ему все новые на вкус продукты. Позвольте ему самому выбрать, что поесть, предлагая несколько разных блюд на его выбор. Как известно однообразное питание приводит к развитию различных заболеваний: дисфункции желудочно-кишечного тракта, анемии, гиповитаминозу и прочему.
  • Как вариант, советуем сажать своего ребенка обедать вместе с друзьями , и желательно с теми, которые хорошо кушают. А самим взрослым, сидя рядом с детьми, есть с неподдельным аппетитом. Ведь чужой пример, как известно, заразителен!
  • Давайте ребенку порции разумных размеров . Как часто родители, переоценив количество еды, которое в состоянии съесть малыш, предлагают ему огромные порции. Это относится, в частности, к пока не сильно любимым ребенком продуктам, в отношении которых вполне хватит нескольких столовых ложек. Не говоря уже о том, что слишком большие порции вызывают у малышей склонность к систематическому перееданию. И привычка эта, увы, сохраняется на протяжении последующей «взрослой» жизни.
  • Будьте лучшим примером . Если в семье мама и папа едят так сказать на бегу, и в этом доме отсутствует традиция совместных семейных обедов, будет очень сложно говорить сыну и дочке о необходимости соблюдения режима питания. В данной ситуации ребенку труднее понять, что же ему делать и чему верить, а чему нет. Возьмите за привычку готовить полезную для всей вашей семьи еду. Так малышу будет проще попробовать новые продукты и поверить, что когда все члены семьи это едят, значит это очень вкусно. Да и как малыш станет есть «невкусные» каши и овощи, когда мама и папа с большим удовольствием едят колбасу и сосиски? А ребенку не советуем слишком рано познавать вкус чипсов и сладких конфет, а также других вкусностей. Ведь тогда он настойчиво станет требовать именно их, вместо богатой витаминами и полезной морковки или капусты.
  • Сделайте весь процесс еды более интересным . Так, для того, чтобы ваш малыш охотнее кушал, позаботьтесь также о том, чтобы подаваемая еда выглядела интересно и красиво. Иногда вполне достаточно украсить приготовленное блюдо ярко и необычно, для того, чтобы малыш заинтересовался, увидев ваш кулинарный “шедевр”. Ведь известно, что эстетически привлекательно оформленное блюдо скорее улучшит у ребенка аппетит, чем обычная скучная тарелка рисовой каши. К примеру, есть мамы, которые выкладывают из обыкновенных продуктов различные узоры. Или как вариант, легкий суп можно попробовать есть через цветную трубочку, а обычную морковку завернуть в шуршащий фантик и превратить в соблазнительную конфетку.
  • Привлекайте по возможности малыша к ежедневной сервировке стола . Даже самые маленькие дети в силах справиться с этим увлекательным занятием. С детьми “малоежками” можно попробовать сыграть в ресторан. Думаем, малыша заинтересует игра в составление меню и возможность самостоятельно красиво сервировать стол и раскладывать приборы: здесь все будет как у больших!
  • Предложите своему крохе приготовить что-то самому , конечно, под руководством кого-то из старших. И тогда малыш с большей охотой захочет попробовать самостоятельно сваренные пельмени и вареники, а также салат, который смешивал и солил он сам.
  • Появлению аппетита будет способствовать красивая яркая скатерть, интересная посуда , также как и то, что малыш сам пользуется ложечкой или вилочкой.
  • В качестве альтернативы иногда можно отправляться обедать в близлежащее детское кафе. Ведь дети так любят поесть вне своего дома.

В принципе, для того, чтобы вы не были вынуждены убеждать ребенка есть то, чего он не желает и не любит, заранее обсудите с ним предстоящее меню. Не заставляйте маленького человечка глотать то, что кажется ему неприятным.

Если же роковые слова «Не будешь это есть – ничего иного не получишь» все таки сорвались с ваших уст, тогда уж держитесь до последнего. В воспитании нужно быть последовательным. Однако дело до подобной ситуации лучше конечно не доводить…

Что категорически нельзя делать в процессе кормления ребенка

Нельзя кормить ребенка насильно . Подобные действия могут вызывать у него рвоту во время каждого следующего кормления, и возможно также отвращение. Далее может последовать отказ от приема пищи, как таковой.

Кроме этого, кормление через силу зачастую приводит к ситуации, когда малыш сам не в состоянии определить, что он уже сыт. И это, как известно, верный путь, ведущий к перееданию и ожирению, а также к дисфункции желудочно-кишечного тракта.

Кормление ребенка, проводимое родителями в детстве через силу, может привести к неконтролируемой еде перед телевизором уже в старшем возрасте. Многие начинают «заедать» стресс, приобретая тем самым проблемы, связанные с лишним весом и различные психологические проблемы.

Нельзя развлекать ребенка в процессе еды. Веселые картинки, мультфильмы, или еда «наперегонки» не улучшат аппетит, а наоборот приучат малышей есть, но при этом не замечать самой пищи. В результате этого ребенок съест больше, чем необходимо, а это ведет к дискомфорту и к тяжести в желудке. Иногда даже к тошноте и рвоте. В будущем возможны переедание, ожирение или гастрит.

Нельзя оказывать на ребенка давление. Различные ультиматумы или угрозы, исходящие от родителей могут привести к отрицанию ребенком приема любого рода пищи. Малыш не сможет испытывать приятных эмоций от еды. Ведь вряд ли кто-либо станет возражать, что едим мы не только из-за жизненной необходимости, а во многом и для удовольствия.

Дети же, находящиеся под постоянным прессингом своих родителей, и поступающих только так, как те говорят, перейдя во взрослую жизнь, также будут допускать возможность эмоционального и физического насилия над собой.

Заключение

Аппетит заложен в человеке самой природой, и является неотъемлемой потребностью нашего организма. Поэтому желание потреблять пищу у ребенка обязательно должно возникать само собой.

Но происходить это будет только при условии, что ребенок здоров . И если вдруг вы обратили внимание, что ребенок отказывается от предложенной ему еды, то стоит внимательней к нему присмотреться. Возможно за последнее время он стал более вялым, бледным или плаксивым? Не заметили ли вы ничем не обусловленной раздражительности или сонливости? Или может быть ребенок жаловался на боль при глотании и на то, что ему стало тяжелей дышать? Измерьте ребенку температуру . Посмотрите, нет ли случайно покраснений либо высыпаний на детской коже. Вздутие живота или изменение детского стула также должно вас насторожить. Сигнализировать о начале какого-то заболевания может каждый из вышеперечисленных симптомов, поэтому при их выявлении обязательно обратитесь к детскому врачу.


Иногда отказ от еды может быть также и сигналом о ряде психологических проблем, возникших у детей. К примеру, при конфликтах между членами семьи, разводе родителей, проблемах при общении ребенка со сверстниками или воспитателями, смене школы. Часто некоторые дети тяжело переносят даже такие радостные на первый взгляд события, как рождение сестрички или братика. И все это вполне может вызвать очень сильные негативные переживания у детей, что, в свою очередь, отрицательно скажется на их аппетите. Помочь ребенку решить возникшие проблемы и устранить причины нервного напряжения должны, в первую очередь, именно родители.

Девиз здесь – «спокойствие, только спокойствие» и конечно терпение. Не надо нервничать или ругаться . Вы наверно не раз замечали, что дети довольно часто проверяют «на крепкость» нервы своих родителей и утраивают при этом бунт как против появления нового блюда, так и против установленных взрослыми норм поведения за обедом. Это вполне нормально и нужно просто усвоить ряд правил, делающих прием пищи ребенком намного интересней.

Для «деток-нехочушек» психологами был разработан довольно интересный метод, заключенный в следующем. Чтобы ребенок не заявлял свое любимое – «Я это не хочу есть, я хочу другое!», психологи советуют предложить ему, так сказать, выбор «без выбора» . Нужно поинтересоваться у ребенка: «Ты хочешь овсянку или рис? Компот или молоко?». И когда ребенок чувствует, что ему предоставляют право выбора, он с большим удовольствием ест то же, что и вся его семья. Ешьте с аппетитом или, как говорили на Руси, – кушайте в охотку!