Как быстро определить азимут. Как найти азимут: разные способы

Компас и азимут.

Наверняка, вы не раз слышали о истинном и магнитном азимуте. Они кардинально отличаются друг от друга, а потому ориентироваться по той или иной местности вам необходимо, учитывая эти разницы. Это вам понадобится, чтобы вы в будущем не столкнулись со следующей проблемой – когда точка на карте, обозначенная при помощи компаса, будет иметь другие совершенно показатели, чем показатели, полученные при помощи карты.

Что такое магнитный и истинный азимут в географии?

Угол, расположенный между направлением в северную сторону и тем, который находится на определенно взятой точке – это азимут. Северное направление называют то, которое направлено прямо к Северному полюсу. Однако путь, направленный при этом к северу на компасе, конечно же, считается только направлением, указывающее на магнитный полюс. Но это вовсе не географическое местоположения. Следовательно, говоря про истинный полюс, речь касается географического, который связан непосредственно с формой нашей планеты. Плюс еще он связан с осью вращения Земли, которая проходит через 2 полюса.

Магнитный полюс связан тесно с магнитным полем нашей Земли, имеющее 2 полюса. Это поле не совпадает с истинными полюсами планеты, также, как соответствующие им поля не совпадают с меридианами: ни с истинным, ни с магнитными.

Проложив то или иное направление между меридианами, которое будет касаться непосредственно предмета выбранной местности, тогда угол между данными меридианами получится истинным азимутом, а также магнитным соответственно. Та разница, которая получится между этими азимутами – называется магнитным склонением. Это склонение может иметь несколько названий, все зависит от того, в какую именно сторону света она больше склоняется.

  • Склоняется в восточную сторону – значит склонение восточное
  • Склоняется в западную сторону – значит склонение западное

Склонение, идущее в восточную сторону, обозначается плюсом, а вот в восточную минусом.

Как определить азимут с помощью компаса?

Чтобы научиться правильно ориентироваться в той или иной местности и получить необходимое направление, нужно вычислить азимут при помощи компаса. Делается это очень просто:

  • Возьмите в левую ладонь компас, положите его горизонтально. При помощи правой руки отпустите тормоз, который удерживает стрелочку на компасе. Начните вращать компас, чтобы северный кончик стрелки показал на «0» шкалы. Потом поверните колечко с визиром, чтобы линия взгляда совпала с удаленным предметом и с тем, который хорошо видим. Отсчитайте нужное количество делений магнитного азимута именно на данный элемент. Сделайте отсчет от показателя «0», перемещайтесь так, как перемещается часовая стрелочка пока не попадете на ту цифру, которая находится напротив визира и его указателя.


  • Совместите указатель визира с указателем на заданный предмет. Выполните данную манипуляцию несколько раз: посмотрите для начала на указатель визира, потом посмотрите на указатель предмета, выполните процесс наоборот. Запомните важный момент: компас ни в коем случае нельзя подносить к лицу, а особенно к глазам, поскольку может ухудшиться точность будущих измерений азимута. Пользуйтесь специальным компасом, к примеру, компасом Андрианова. Таким образом вы получите более точные результаты.
  • Если вы будете передвигаться от выбранного предмета только в противоположном направлении, тогда попытайтесь вычислить обратный азимут. Показания прямого азимута равны менее 180 градусов, прибавляется 180 градусов. Но, а если эти показатели больше данной отметки – тогда отнимается 180 градусов.
  • Для определения указанного направления по старым значениям азимута, необходимо производить вращение колечка визира: указатель визира совмещается с показанием, расположенном на шкале, который равен заданному ранее значению азимута. После этого снимается тормоз стрелочки на компасе, вращается его корпус, пока северный краешек стрелочки не покажет на цифорку «0». Указатель визира покажет необходимый курс.

Как определить азимут с помощью транспортира по топографической карте?

Азимут отсчитывается от 0, движется по часовой стрелке до показателя 360 градусов. То есть от северной метки магнитного меридиана к заданной точке.

Если вам необходимо передвигаться именно по компасу, вам нужно на карте указать значения азимута. Такой методикой пользуются воздушные и морские судна, которые совершают длительные по расстоянию перелеты либо плавания. Также данным методом пользуются путешественники во время плохой видимости, к примеру, в ночное время, если нет вообще шансов передвигаться по специальному ориентиру.

Для правильного определения возьмите:

  • Путевую карту
  • Компас
  • Простой карандаш с линеечкой
  • Транспортир


  • Отметьте на своей карте собственное местоположение. Постарайтесь ориентироваться по обозначениям, которые есть на карте.
  • Отыщите ориентир, куда именно вы должны попасть. Прямолинейное передвижение можно осуществить исключительно по воздуху либо по морю. Есть правда и исключения на суше – это пустыня либо степь. Как правило, по земле передвижение происходит по ломанной, при этом учитываются все природные препятствия. Следовательно, вам придется во время передвижения регулярно корректировать азимут.
  • Положите на путевую карту линеечку так, чтобы место вашего расположения и конечный пункт были на этой линейке. Начертите при помощи простого карандаша полоску, пока она не пересечется с самым близким меридианом. К данной полоске приложите основание собственного транспортира. Дорисуйте риску, которая находится в центральной части, до места, где она пересекается с начерченной полоской – направление должно смотреть на ориентир. С дуги транспортира, где пересекается она с той полоской, возьмите показания. Азимут у вас готов.

Как определить азимут по координатам двух точек?

Определить координаты, расположенные между одной точкой и другой точкой, очень просто. Проведите меридиан от начальной точки. Этот меридиан должен быть параллельным восточной рамке либо западной рамке на бумаге. Относительно данному меридиану и вычисляется азимут. Поскольку начертить меридиан не так уже легко, тогда для начала необходимо определить дирекционный угол направления, которое требуется вычислить.

Чтобы измерить дирекционный угол полученной линии, необходимо провести через первую точку полоску, которая параллельна оси абсцисс, а потом померить дирекционный угол. А можно еще проложить полоску до того места, где она пересечется с координатной полоской. Там, где будет пересечение, нужно измерить дирекционный угол.

Какая разница между азимутом и дирекционным углом?

Дирекционный угол измеряется при помощи транспортира, а также при помощи путевой карты. Магнитный азимут измеряется при помощи компаса и местности. Если брать истинный азимут, то он вычисляется за счет двух основных элементов:

  • Первый – это магнитный азимут
  • Второй – это магнитное склонение

В каких единицах измеряется значение азимута?

Как было написано выше, азимут измеряется в градусах и может начинаться с показателя «0» и заканчиваться показателем «360».

Определите: каким направлениям сторон горизонта соответствуют азимуты юго-восточного, северо-восточного и северо-западного направления?

Юго-восточный равен 135 градусов

Северо-восточный равен 45 градусов

Северо-западный равен 315 градусов

Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 и 180 градусов?

90 градусов – это восточный азимут

180 градусов – это южный азимут

Ориентирование движения на местности по азимутам: углы ориентирования

Ориентировать линию – это означает вычислить то, куда именно направлена она относительно начального направления. К примеру, за счет меридианы либо оси абсцисс.

  • Угол, который вычисляется по специальной шкале по направлению часовой стрелочки – это азимут
  • Угол, который начинает отчисление от северной точки до конечного (заданного) пункта – магнитный азимут
  • Угол, расположенный между северным показателем меридиана и крайним (конечным) показателем – дирекционный угол

Видео: Азимут. Или как пользоваться компасом на местности?

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Так, на рис. 1 азимуты будут:

На лиственное дерево 50°

На фабричную трубу 135°

На указатель дорог 210°

На хвойное дерево 330°

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:

стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо :

установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:

изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа

Придя на исходный пункт, следует:

ориентироваться по компасу;
установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);
плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;
в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Ни рис. 196 направление "сарай - овраг" пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление "сарай - мост" пересекло линию под цифрой 60.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65 °, по направлению "сарай - мост" 274 ° (180°+94° =274°).

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
ориентированную таким образом карту закрепляют;
соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.


Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия опреде-лить любым способом и прибавить к пройденному рас-стоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. 198 это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой сто-роны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первона-чальному азимуту, по которому совершалось движе-ние до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по об-ратному азимуту направления от точки 1 до точки 2.

Обход препятствия по азимутам

на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (рис. 198 это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. am= 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориенти-рами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определе-ния его координат. Ошибка вызовет огонь средств по-ражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки сто-яния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозмож-но решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до обекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азитмуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Нанесение объекта на карту прямой засечкой

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х 3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте на-правление на объект, тогда пересечение прямых оп-ределяет местонахождение объекта (рис. 199).

Для удобства работы в полевых условиях жидкостный компас размещен на прозрачной пластине, оборудован угловой шкалой, миллиметровой и масштабной линейками, иногда лупой для чтения мелких деталей карты.

Как найти азимут на местности?

С помощью такого компаса удобно определять азимут на любой местный предмет.

Для этого нужно направить пластину компаса на предмет, азимут на который мы хотим измерить. Затем, не сбивая положение пластины, вращать колбу компаса, пока нулевая отметка шкалы не совпадет с северным концом стрелки. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

Измерение азимута по карте производится еще проще.

Нужно расположить пластину на карте так, чтобы край пластины расположился по направлению измеряемого азимута. Затем, не сдвигая пластины, необходимо повернуть колбу компаса так, чтобы линии, нанесенные на ее нижнюю сторону, были параллельны северным линиям карты, а нулевая отметка шкалы была направлена в сторону севера. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

Помните! При измерении азимута на карте не нужно обращать внимания на магнитную стрелку.

Дело в том, что при измерении азимута по карте достаточно иметь только транспортир, компас не нужен. Ведь необходимо измерить угол между двумя линиями - направлением на предмет и северной линией карты.

Другое дело на местности, где никто не нарисовал для нас северных линий, и нам необходимо воспользоваться помощью магнитной стрелки.

Как использовать азимут в спортивном ориентировании и спортивной радиопеленгации, вы узнаете немного позже. Но несколько примеров мы все же рассмотрим.

Например, нам необходимо нанести на карту заводскую трубу, расположенную на другом берегу реки. Стоя на развилке, мы измерим азимут на трубу. Затем возьмем карту, положим на нее компас так, чтобы край пластины проходил через нашу развилку. И не сбивая положения капсулы, повернем компас так, чтобы линии на дне колбы стали параллельны северным линиям стрелки, а 0° был направлен в сторону севера. Затем тонким карандашом проведем по пластине компаса линию за реку.

Теперь пройдем по дороге полкилометра до домика лесника. Стоя около угла дома, повторим наши действия.

Наши линии пересекутся в некоторой точке на другом берегу реки. И мы смело можем нарисовать там условный знак заводской трубы.

Рассмотрим теперь другой пример.

В сосновом бору, расположенном неподалеку от нас, есть лесное озеро изумительной красоты. Но, к сожалению, к заповедному озеру нет дорог. Только старожилы да лесник могут его отыскать. Но у нас есть карта. Измерим азимут от домика лесника на озеро по карте. Затем возьмем компас в руки (не сбивая положения капсулы) и, направив пластину вперед, повернемся вместе с компасом так, чтобы стрелка показала на 0°. Нам остается двигаться по направлению пластины, следя, чтобы стрелка все время показывала на 0°. Тогда мы дойдем до заповедного озера.

Задания для самостоятельной работы .

  • Во дворе определите азимуты на различные объекты.
  • Покажите объект, на который указывает заданный азимут.
  • Определите азимуты на различные ориентиры по карте.
  • Определите, на какой КП (Контрольный пункт - красно-белая трехгранная призма с размером каждой стороны 30×30 см. Обозначается на карте кружочком и устанавливается на местности) указывает заданный азимут.
  • На карте со множеством КП соедините КП в соответствии с указанной цепочкой азимутов.
  • Запишите цепочку азимутов для движения по заданному маршруту.
  • Расставьте во дворе КП. Пройдите по маршруту, заданному цепочкой азимутов, запишите номера КП.
  • Двигаясь от КП к КП в заданном порядке запишите цепочку азимутов.
  • Написал Алексей Абрамов kontur.tk
  • 1.4. Понятие масштаба. Измерение расстояний на местности и на карте.

    Вспомним материал параграфа 1.2. Там говорилось о важнейших свойствах карты. Одно из них гласило: все объекты на карте уменьшены по сравнению с соответствующими объектами местности в одинаковое количество раз. А во сколько же раз карта уменьшена по сравнению с местностью? Наверное, разные карты уменьшены по-разному. Величина, характеризующая степень уменьшения карты, называется масштабом .

    Масштаб карты - это дробь, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - величина, показывающая, во сколько раз уменьшены объекты карты по сравнению с соответствующими объектами местности.

    Масштаб карты указывается в зарамочном оформлении. Знание масштаба позволяет нам измерять расстояния по карте и переводить их в расстояния на местности. В примере,рассмотренном в предыдущем параграфе, мы, двигаясь к лесному озеру, не знали, сколько нам до него идти. Вдруг мы отклонились от азимута и озеро давно уже позади? Такого вопроса не возникло, если бы мы, измерив расстояние от домика лесника до озера по карте, рассчитали это расстояние на местности.

    Нужно ли указывать на карте масштаб ? А как иначе? Ведь, если, масштаб не указан на карте , определить расстояние по карте невозможно.

    Пусть масштаб карты составляет 1:15000. Это означает, что все расстояния местности уменьшены при нанесении на карту в 15000 раз. Следовательно, расстояния, измеренные по карте, при переносе на местность должны быть увеличены в 15000 раз. Каждый сантиметр карты составляет 15000 сантиметров на местности или 150 метров. Таким образом, для карты масштаба 1:15000, 1 см на карте соответствует 150 метрам на местности, а 1 мм - 15 метрам.

    Как перевести расстояние, измеренное по карте, в расстояние на местности? Очень просто. Нужно расстояние в миллиметрах умножить на 15 (вспомните, ведь 1 мм это 15 м). И тогда мы получим расстояние в метрах.

    Обратите внимание, что в значении масштаба не указана единица измерения (1:15000). Это не случайно. Дело в том, что нет никакой разницы в каких единицах вести измерения.Хоть в попугаях и слоненках, как это делалось в известном мультфильме. Выражение масштаба показывает, что 1 единица на карте, будь то миллиметр, сантиметр, попугай, соответствует 15000 таких же единиц на местности (миллиметров, сантиметров, попугаев).

    Для удобства работы условимся измерять расстояния на карте в миллиметрах, а на местности в метрах. Тогда для перевода единиц карты в единицы местности можно воспользоваться таким соотношением:

    Запишем соотношение в виде формулы:

    где - F (m) - расстояние на местности в метрах,

    K (mm) - расстояние по карте в миллиметрах, M - знаменатель масштаба.

    Для особо любознательных напишу про измерение масштаба . Допустим, у вас есть карта, масштаб которой надо измерить. Измерение масштаба может понадобиться и при работе с чертежами, планами и схемами. Измерить масштаб не просто, а очень просто. Нужно выбрать на местности какой-нибудь отрезок, такой, чтобы его можно было однозначно опознать и на карте. Измерить длину отрезка на местности, затем измерить его по карте. После чего необходимо привести результаты измерения к одинаковой единице (например в мм) и разделить результат измерения по карте на результат измерения на местности. Это и будет масштаб в виде десятичной дроби.

    Ну а если нужно представить измеренный масштаб в традиционном виде - то длину отрезка на местности, надо поделить на длину такого же отрезка на карте. И мы получем знаменатель масштаба - то, что пишут после единицы с двоеточием. Скорее всего, из-за ошибок в измерении масштаба число будет не круглым и его надо будет округлить до ближайшего красивого числа.

Ориентирование – это установление своих координат на карте. Чаще всего определяется с помощью компаса и карты. При достаточных знаниях – по звездам, солнцу, подручным средствам (часам, самодельным компасам). Азимут – это угол между севером, и точкой на карте. Определение азимута понадобится в навыках ориентирования на местности. Особенно это умение может быть актуально в пеших, велопоходах по горам, лесам, а также в разных экстремальных ситуациях.

Что такое магнитный азимут

Это определенный угол между найденным севером на карте, компасе и точкой маршрута в которую нужно прийти. Магнитный азимут всегда определяется по часовой стрелке компаса. Для того, чтобы компас дал правильные показания, надо отойти на максимальное расстояние от магнитных предметов, которые могут дать неверные показания севера, то есть изначально неправильно задать маршрут.

Как определить азимут по карте и компасу

  • Для того, чтобы определить азимут понадобится исправный компас и карта местности.
  • Азимут охватывает все 360 градусов на отметках компаса по направлению часовой стрелки.
  • Для начала нужно выбрать правильное направление по которому будет происходить движение. По нему высчитается угол азимута.
  • Человек становится лицом по направлению ориентира. Держит карту и компас перед собой.
  • Стрелка компаса держится на тормозе. Следует отпустить этот тормоз, чтобы намагниченная стрелка самостоятельно нашла северный полюс. Не рекомендуется стоять вблизи железных сооружений, или иметь на себе железные предметы, во время работы с компасом. Есть большая вероятность, что стрелка компаса даст неправильные показания.
  • Компас лежит на карте, и его отметки севера совпадают с отметками карты.
  • Устанавливается свое местоположение и выбранного ориентира.
  • Далее используется визир. С его помощью на компасе фиксируется нужное направление, которого следует придерживаться.
  • Угол между стрелкой , указывающей на север и точкой ориентира будет называться азимутом.
  • Очень удобным и более правильным будет компас со встроенной линейкой и фиксатором выбранного направления.
  • Определение маршрута может колебаться в точности.


Как определить азимут – движение по азимуту

  • Для этого нужно осмотреть выбранную местность проходящую по маршруту. Определить, как правильнее можно двигаться, чтобы не потерять из виду ориентиры. Возможно стоит сделать небольшую разведку.
  • Для удобства делается нежирной пунктирной линией разметка маршрута на карте.
  • На отдельном листке бумаги отмечается прогресс движения.
  • Когда движение достигло очередной отметки, следует выбрать следующий ориентир, и также сделать пометки на листке прогресса.
  • Показания компаса время от времени сбиваются. Не нужно забывать обновлять настройки компаса дойдя до точки.


Как определить азимут – ориентиры

Насчитываются три вида ориентиров: точечные, линейные и площадные. На роль точечных ориентиров подойдут очень заметные одиноко стоящие деревья, столбы, ветряные мельницы. Точка постоянно статичная, без перемещения. Если идет речь о более масштабном ориентировании, то это могут быть населенные пункты, леса, озера, такие ориентиры называются площадными. Существуют еще линейные ориентиры – дороги, рощи, леса, идущие в длину, а не в ширину.

Очень важно заметить для себя правильные ориентиры ещё в дневное время суток. Если дело близится к вечеру, лучше подумать о размещении стоянки и ночлега. Есть огромная вероятность затеряться при перемещении в сумерках. Подобранные ориентиры для лучшего запоминания отмечаются на листе прогресса.

Не всегда получается продолжать движение по прямой линии. Поэтому делаются пометки всего своего возможного движения включая отклонения. Компас перенастраивается для каждого следующего участка. Схема действий в пути: столб – настройка – дерево – настройка .


Очень важным навыком будет правильно указание целей на местности или карте. Это умение особенно важно если нужно передавать данные по связи (рации) для определения своего местонахождения относительно другого человека. Правильно выбранный ориентир также может помочь соревнующимся находить нужные участки, указанные по заданному плану.

Всем привет! В продолжении темы по ориентированию на местности, как и обещал, предлагаю статью, азимут и как его определить. В любом походе, или путешествии, при использовании карты,если плохая видимость или ландшафт местности не позволяет сличить визуально карту и местность, определение азимута и движение по нему, значительно облегчит задачу по ориентированию. И так, что такое азимут?

Азимут - это угол, между направлением географического меридиана и направлением на любой удалённый обьект с точки наблюдения (обозначается как Аm). Азимут измеряется в градусах и может иметь значение от 0° до 360°, измеряется обычно по ходу часовой стрелки. Азимуты могут быть прямыми и обратными. Прямой азимут, отсчитывается от 0° по часовой стрелке, он показывает направление от наблюдателя к передмету. Обратный азимут, показывает направление, от предмета к наблюдателю. Чтобы получить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если прямой азимут меньше 180°, или вычесть эту величину если больше 180°. Пример: прямой азимут, до одиноко стоящего дерева 330°, тогда обратный азимут будет: 330°-180°=150°. Для быстрого определения ориентиров, нужно запомнить направления основных и промежуточных сторон горизонта в градусах, по часовой стрелке: Север - 0°(или 360°,если против часовой), Восток - 90°, Северо-восток - 45°, Юго-восток - 135°, Юг - 180°, Юго-запад - 225°, Запад - 270°, Северо-запад - 315°.

При определении, сторон света (горизонта), нужно учитывать, что географические и магнитные полюса земли не совпадают, они находятся на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому стрелка компаса указывает не точно на Север, а немного в сторону, на Северный магнитный полюс. Тоже самое происходит и с Южным полюсом, в южном полушарии земли. Чтобы не возникло путаницы в расчётах, нужно знать, что любая карта, сориентирована на географический полюс, а стрелка компаса указывает на магнитный полюс. Разница между ними составляет несколько градусов, этот угол называется, Магнитным склонением. Магнитное склонение, может быть Восточным,стрелка компаса отклоняется к востоку от истинного (географического) меридиана и обозначается "+". Или Западным, отклонение стрелки на запад и обозначение "-". Эту разницу нужно обязательно учитывать, при переносе азимута полученного на карте (истинный азимут) на азимут по которому вы будете идти, с помощью компаса (магнитный азимут). При переводе истинного азимута в магнитный, при восточном склонении, истинный азимут нужно уменьшить на величину склонения, при западном увеличить. Величина магнитного склонения, не одинакова в различной местности, например: для Московской области это +7, +8°(восточное склонение), а вообще на территории России оно меняется в значительных пределах. Есть сайт, где можно определить, магнитное склонение для любой точки земли.

Чтобы определить на местности азимут при помощи компаса, встают лицом к ориентиру, направление на который надо определить, вращая компас, совмещают северный конец стрелки компаса с нулевым делением на лимбе (циферблат компаса). Далее, оставляя корпус компаса неподвижным и следя за тем чтобы стрелка не отходила от нулевого деления, вращаем визирное преспособление до наведения целика на предмет, азимут которого нужно определить. Отмечаем около какой цифры на лимбе, остановился указатель-треугольник, совмещаем в одну линию, предмет, мушку и целик, получившийся угол между, стрелкой компаса и предметом ориентирования и будет искомый азимут.

Далее рассмотрим, приёмы движения по карте, с помощью заранее проложеного маршрута, по азимутам. Количество ориентиров и выбор маршрута движения, определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения. Главное, выбрать маршрут, который обеспечивал бы быстрый выход к назначеному ориентиру (обьекту). Поэтому желательно, выбирать маршрут без излишних поворотов, с участками наиболее удобными для движения с учётом обхода препятствий встречающихся на местности. И так, выбираем ориентиры и соединяем их прямыми линиями (пример на рисунке) если они не пересекают линий координатной сетки на карте, их нужно продолжить до пересечения, это делается для облегчения определения углов азимута. После этого, на карте, для каждого отрезка маршрута, определяем дирекционный угол и вводя поправку направления, переводим его в магнитный азимут, который записываем на карте напротив соответствующего участка. Этот угол замеряем по часовой стрелке, при помощи транспортира или компаса. Делается это так, ложим карту с прочерченым маршрутом на ровную поверхность, ориентируем её как можно точнее по компасу с учётом поправки направления. Затем, не меняя оринтировки карты, прикладываем компас, на первую линию маршрута, так чтобы направление Север - Юг совпало с прочерченым направлением, при этом Север должен быть направлен в сторону движения. После того как стрелка компаса успокоится, делаем отсчёт по лимбу компаса, под её северным концом, вычитаем полученое число из 360° и получаем магнитный азимут искомого направления. Для примера (на рисунке) на первом участке магнитный азимут равен: 360°-340°=20°, азимут второго участка:360°-30°=330°, таким же образом, последовательно, определяем азимуты всех остальных участков маршрута. Далее, измеряем длину каждого участка, на местности это можно сделать используя метод, пары шагов (средняя длина 2х пар шагов= 1,5метра), пример: если, расстояние участка 1200м, то в парах шагов это будет: 1200: 1,5=800 пар шагов. Так же желательно, засечь время прохождения каждого участка по часам. Все данные так же записываются на карте, на против своих участков.

При движении по азимутам, на местности, могут встречатся всякого рода препятствия (лесные завалы, болота, озёра и тп) которые легче обойти чем преодолеть. Поэтому нужно уметь, обходить препятствия не теряя ориентировки. Рассмотрим два способа, обхода препятствий, 1 когда противоположная сторона препятствия видна (рис. а), 2 когда противоположная сторона препятствия не видна (рис. б). В первом случае, всё просто: замечаем ориентир по направлению движения, на противоположной стороне препятствия, и не теряя его из вида, обходим препятствие, продолжаем движение по запланированному маршруту, от ориентира, который использовали при обходе (рис. а). Второй случай сложнее, действуем следующим образом, пример: (рис. б) допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием было пройдено 340 пар шагов. После изучения местности, было принято решение, обходить препятствие с левой стороны. Определяем по компасу, азимут направления вдоль препятствия (от точки А до точки В), продолжаем движение в этом направлении, при этом ведя счёт, парам шагов, до правой границы препятствия. На рисунке, азимут от точки А до точки Б, равен 320°, а пройденое расстояние 142 пары шагов. Останавливаемся в точке Б, определяем по компасу, направление первоначального азимута, по которому вы двигались, до встречи с препятствием 50°, продолжаем движение до выхода за препятствие и ведём счёт парами шагов, от точки В до выхода за препятствие до точки С, на рисунке, расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С двигаемся в право, у нас уже есть данные азимута движения из точки А в точку В, переводим их в обратный азимут (на рисунке обратный азимут равен 140°) и двигаемся из точки С, по обратному азимуту, отсчитывая ровно 142 пары шагов, это будет точка Д, на точке Д, снова определяем по компасу, направление азимута первоначального движения 50° и продолжаем движение по намеченому маршруту. Обязательно, сохраняйте, данные об обходе препятствий и добавляйте расстояния в маршрут, это поможет расчитать расстояние пройденого пути, при обратном движении по тем же азимутам.

Если позволяет обстановка, обходить препятствия лучше всего по линейным ориентирам, это могут быть просеки, реки, ручьи, линии электропередач, их азимуты определяются и отмечаются на карте заранее, это заметно облегчит ориентирование вашего движения на ходу. При малейшем сомнении, в правильности движения, в обоих, вышеперечисленых случаях, необходимо, остановиться и уточнить ваше местоположение, путём тщательного сличения карты с местностью, пример правильного сличения карты с месностью, показан на рисунке выше.

Для точного ориентирования карты, можно использовать, обычный карандаш, приложив его к условному знаку ориентира на карте, (пример на рисунке, мост), совмещают его направление, с направлением ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположеные на местности, справа и слева от моста, имеют такое же расположение на карте. Если все условия совпадают, карта ориентирована правильно. И последнее, основные причины, ошибок ориентирования, заключаются не в неисправном оборудовании, а в отсутствии навыков и опыта применения этого оборудования, постоянные тренировки и совершенствование своих знаний в этой области, помогут в критической ситуации найти дорогу в нужное вам место. Для начала тренировок по ориентированию, не обязательно даже выходить из дома, достаточно определить точку своего нахождения в комнате и от неё определить, азимуты предметов находящихся в этой комнате.