Инь янь определение. Символ Инь и Янь – реальная помощь человеку

Теория Инь-Янь – это одна из главных теорий всех древних китайских учений. Традиционная китайская медицина, древние боевые искусства, Феншуй и вся космология даосизма основывается на динамике Инь и Янь.

Согласно данной теории все во Вселенной состоит из двух противоположных, но глубоко взаимосвязанных между собой начал – Инь (женское) и Янь (мужское).

Взаимодействие этих двух сил создает сущность жизни вокруг нас. Одно не может существовать без другого, так как в их кажущемся противодействии, они глубоко поддерживают и питают друг друга.

Символ тай цзи

Одно из самых распространенных изображений гармоничного взаимодействия Инь и Янь – это символ тай цзи, где черный цвет - женская энергия Инь, белый – мужская энергия Янь.

  • Энергия Инь – мягкая, медленная, рассеянная, влажная, пассивная и тихая. Подумайте о ритме и сущность женской энергии – мягкость воды, загадочность луны, темнота черной земли и глубокая тишина ночи.
  • Сила Янь выражена качествами, противоположными энергии Инь. Это огненная прямота солнца, агрессивная скорость гоночных машин, твердая каменная поверхность гор, сфокусированная энергия лазерного луча.

Практика использования Инь-Янь в доме

Поскольку в доме должна быть сбалансированная энергия Феншуй для поддержки вашего благосостояния, важно понимать, как применять теорию Инь-Янь на практике.

Инь (пассивная энергия) – это в Феншуй энергия расслабления, которая нужна вам в спальне или в ванной комнате. Инь – это спокойные цвета вокруг вас, мягкая музыка, звук воды и произведения искусства, которые успокаивают и умиротворяют.

Янь (активная энергия) характеризуется в Феншуй сильными, вибрирующими звуками и цветами, ярким светом, энергией, движущейся вверх и так далее. Такая энергия нужна в офисе или рабочем кабинете, в кухне, на вечеринке среди друзей.

Энергии Инь и Янь не могут существовать в изоляции, они определяют друг друга, поскольку одна всегда является условием существования другой. Это четко отражается в символе Инь Янь, где одна энергия порождает другую и этот процесс бесконечен.

Гармония энергии

Дом с хорошим Феншуй должен иметь гармоничный ритм обеих энергий – пассивной и активной, как в символе Инь Янь. В Западной культуре мы, как правило, испытываем дисбаланс энергий Феншуй. Мы живем в постоянной гонке, что усиливает энергию Янь и значительно ослабляет (или полностью подавляет энергию Инь).

Поэтому так важно создать дом, в котором бы отображался баланс энергий Инь и Янь, как в символе тай цзи. Понятно, что всегда будет преобладать одна энергия, обусловленная местом в доме, но, тем не менее, обе стихии должны быть представлены.

Как уже было сказано, в вашей спальне должна преобладать расслабляющая энергия Инь для вашего восстановления, поэтому нужно избавиться от всех доминирующих яньских элементов в спальне, например телевизор, тренажеры или офисные принадлежности.

Энергия Инь должна быть преобладающей в спальне, но сила Янь также должна присутствовать, например, через красные свечи, яркие мелочи, чтобы сбалансировать глубокие цвета. Тот же самый принцип нужно применять и к ванной комнате.

С другой стороны, гостиная, рабочий кабинет, кухня – это те места, которые только выиграют от присутствия энергии Янь. Выбирайте для этих комнат энергичные цвета , живую музыку и различный Феншуй декор для создания энергии активного качества (семейные фото, книги, игры и так далее). Для балансировки энергия Инь может быть представлена в таких местах несколькими картинами, элементами глубоких цветов, комфортными мягкими креслами.

Это всего лишь примеры, и вы сами должны чувствовать качество энергии в собственном доме и следить за балансом Инь и Янь , чтобы жить здоровой, полноценной жизнью.


Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле... Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь... Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает...
«Ней-цзин»

В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян («тай цзы», Великий Предел) — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображали в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян».

«Концепция инь и ян — двух противоположных и взаимодополняющих начал — пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управления государством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную схему взаимоотношений между человеком и духовным миром... Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами и внешнего мира, и мира внутри себя». (А. Маслов)

По представлениям древних китайцев, все проявления Дао порождены динамическим чередованием и взаимодействием этих противоположных сил. Разделению Неба и Земли предшествовало состояние первозданной целостности мира. Этот исток всего сущего назывался Хаосом («хунъдунъ») или Беспредельным («у цзи»). Чтобы началось создание мира, хаос должен был дифференцироваться. Прежде всего, он распался на два основных элемента — ян и инь. Взаимодействие этих элементов привело к образованию предметов видимой природы.

«Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в „И цзине“) — и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные склоны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга; с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой — солнцем, которое поочередно освещает оба склона». (А. Маслов)

С эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю — инь. «Ци Неба и Земли, собираясь, образует единство, а разделяясь, образует инь и ян», — гласила традиционная формула. Солнце и Луна, «Тай Ян» и «Тай Инь», Великий Ян и Великий Инь, образуют пару противоположностей, дающих начало формам Неба.

Уже в древности ян и инь дали жизнь целому ряду космологических символов. Силу ян соотносили с небом, солнцем, теплом, светом, духом, жизнью, активным и мужским началом, левой стороной, нечетными числами. Ян символизирует все светлое, сухое и высокое: гора, небеса, солнечные животные и птицы. Инь — это изначальные воды, пассивное, женское начало, луна, душа, глубина, отрицательное, мягкое и уступчивое, север, тьма, смерть, четные числа. В области человеческого мышления инь — это интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь — неподвижность погруженного в созерцание мудреца, ян — созидательная деятельность правителя. Контраст инь и ян не только является принципом, организующим всю китайскую культуру, но также отражается в двух основных философских направлениях Китая. Конфуцианство отдает предпочтение всему рациональному, мужскому, активному. Даосизм же, напротив, предпочитает интуитивное, женское, мистическое.

Крайнее ян и крайнее инь соотносятся со стихиями Огня и Воды. Цикл их взаимных превращений включает две промежуточные стадии, символизируемые стихиями Металла и Дерева. Образуется круг трансформаций инь и ян, имеющий, как любая окружность, свой центр. Эмблемой центра выступает стихия Земли. Так Великий Предел разворачивается в пятеричную структуру, которая объединяет в себе двоичность инь-ян и триаду творения, а потому является емким символом мироздания.

Одно из важнейших понятий традиционного китайского мировоззрения — сань цай — «три материи», «три дара», «три богатства»: Небо, Земля и соединяющий их Человек. В цикле своего развития Хаос порождает два начала мироздания — Небо и Землю, а получает завершение в Человеке. В «Дао Дэ Цзин» сказано: «Одно рождает два; два рождает три; три рождает всю тьму вещей». Человек, по китайским понятиям, стоит в центре мироздания, на нем замыкается, им держится мировой поток бытия. «Из всеобъемлющего характера Дао, вмещающего в себя и макрокосм, и микрокосм, в „Каноне Перемен“ следует представление о человеке как центре событий: личность, осознающая свою ответственность, может быть на равных с силами космоса — Небом и Землей... В той мере, в какой личности, осознающей свою ответственность, дано влиять на ход вещей, изменчивость перестает быть коварной нераспознаваемой западней, становясь органическим миропорядком, который находится в согласии с человеческой природой. Поэтому человеку отводится далеко не ничтожная роль». (Гельмут Вильгельм, «Перемены»)

Таким образом, все сущее есть не что иное, как превращение единого потока бытия, проекция Великого Пути, в конечном счете — «превращенное единое». Оба начала — инь и ян — включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.

Символ Инь-Ян изображает вселенную, состоящую из двух противоположностей Инь и Ян, которые образуют целое лишь в единой комбинации. Две точки в символе означают, что каждая из двух энергий на высшей ступени своей реализации уже содержит в себе зерно своей противоположности и готова в нее преобразоваться.

Здоровое тело основывается на состоянии совершенного равновесия между Инь и Ян, а такжеПяти базовых элементов.

Восточная медицина – китайская, японская, тибетская, и др., – основанная, помимо прочего, на философии баланса Инь и Ян, помогает восстановить в организме гармонию, созданную природой. Когда гармония между Инь и Ян нарушается, состояние баланса может быть восстановлено с помощью медитации, акупунктуры, корректирующей диеты, цигун, тайцзи, шиацу или различными сочетаниями этих методов. Восточные врачи стремятся лечить не внешние симптомы болезней, а их первопричины, заключающиеся в нарушении внутреннего баланса, демонстрируя при этом такое «ясновидение», которое человеку с западным менталитетом может показаться волшебством.

Принцип Инь и Ян - восточное восприятие действительности, подразумевающее и матери­альный, и духовный мир как единство двух про­тивоположных и одновременно взаимозависи­мых сил.

Инь и Ян - это противоположности, образу­ющие целое, они зависят друг от друга, потому что существуют только во взаимосвязи со своей противоположностью.

Основные свойства Инь и Ян

ИНЬ ЯН
Женское начало Мужское начало
Материя Энергия
Пассивность Активность
Конец Начало
Земля Небо
Низ Верх
Ночь День
Зима Лето
Влажность Сухость
Мягкость Твердость
Горизонталь Вертикаль
Сжатие Расширение
Притяжение Отталкивание

Знак Инь-Ян символизирует всеобщий закон перемен. Он показывает нам, что одно, достигая своего наибольшего значения, неизменно перехо­дит в другое. Зима сменяется летом, а лето - зимой. Движе­ние сменяется покоем, а покой - движением.

Слезы превращаются в смех, а смех - в слезы. Жизнь ведет к смерти, а смерть вновь возрождает жизнь.

Знак Инь-Ян, каждая часть которого имеет в центре точку противоположного цвета, пред­ставляет два полюса, содержащих во внутреннем ядре сущность противоположности.

Другими словами, не существует абсолютно чистого Инь или Ян, белого или черного, женско­го или мужского, темного или светлого, доброго или злого.

В женщине обязательно есть и мужские каче­ства, а в мужчине - женские. И в белом, и в чер­ном всегда есть серые тона.

Плохой поступок никогда не бывает только плохим, а хороший поступок может иметь пло­хие последствия.

Проявления Инь и Ян в теле человека

ИНЬ ЯН

Передняя сторона Задняя сторона

Левая сторона Правая сторона

Нижняя часть туловища Верхняя часть туловища

Ноги Руки

Плотные органы Полые органы

Сгибание Разгибание

Покой Движение

Вдох Выдох

Инь и Ян не являются абсолютными понятиями. Они относительны, как и все в мире. Поэтому они могут использоваться при описании взаимосвязи между разнообразными явлениями мате­риального и духовного мира.

Например, грудь рассматривается как Инь в сравнении со спиной, но по отношению к тазу грудь - это Ян.

Или зима по отношению к лету рассматривается как Инь, но в сравнении с космическим холо­дом - это Ян.

Проявления Инь и Ян в психологических особенностях человека

ИНЬ Ян

Интуиция Интеллект

Созерцание Реагирование

Спокойствие Возбужденность

Интровертность Экстравертность

Пессимизм Оптимизм

Консервативность Прогрессивность

Молчаливость Разговорчивость

Знак Инь-Ян показывает изменение явлений. Это описание изменения явлений, а не суждение о них.

Знак отражает, каким образом противополож­ности зависят друг от друга, как они воздействуют ДРУГ на друга и как в конце концов переходят друг в друга.

Чтобы понять природу двух фундаментальных начал и их влияние на здоровье человека, нужно запомнить, какие заболевания и недомогания ки­тайская медицина относит к Инь и Ян.

Заболевания, характерные для Инь и Ян

ИНЬ ЯН

Хронические заболевания Острые заболевания

Внутренние болезни Болезни кожи и органов чувств

Дегенеративные заболевания Инфекционные заболевания

Отек Воспаление, лихорадка

Паралич Судороги

Понос Запор

Постоянная глубокая боль Приступы поверхностной боли

Распространенная боль Локализованная боль

Тупая и давящая боль Острая и пульсирующая боль

Ночные приступы боли, в покое Дневные приступы боли, при движении

Жизненная энергия Ци

Ци - это китайское название жизненной энер­гии, или жизненной силы. Японцы обозначают ее термином Ки, а в Йоге она называется Праной.

Понятие жизненной силы, циркулирующей в воздухе, растениях, животных и в человеческом организме, существовало уже в самых древних культурах. Это и есть энергия, которая обнаружи­вается во всех формах материи и концентрируется в живых организмах, «жизнь вне атома».

Более трех тысячелетий тому назад в Индии и Китае были разработаны системы лечения и ме­дитации, направленные на усиление жизненной энергии у людей с целью профилактики и лече­ния болезней. Китайцы выделяли различные виды жизненной силы Ци.

Для более глубокого понимания нам потребу­ются еще два важных понятия, связанных с энергией Ци, - Ши и Сю. Ши означает полноту или избыток энергии, что в большинстве случаев вы­зывает такие симптомы Ян, как воспаление, ост­рая боль и лихорадка.

Сю означает истощение или недостаток энер­гии и проявляется в симптомах Инь: озноб, хро­ническая боль и отеки.

С помощью упражнений для меридианов, опи­санных в этой книге, можно устранить избыток или недостаток энергии Ци и привести ее в равно­весие в различных меридианах и соответствую­щих им органах. Благодаря этому укрепляется здоровье, улучшается самочувствие и отодвига­ется старость.

Меридианы и Органы китайской медицины

Меридианы - это каналы, по которым течет жизненная энергия, Ци. Те места, где можно по­чувствовать этот поток энергии, называют точка­ми акупунктуры.

Традиционная китайская медицина рассмат­ривает меридианы как сеть, связывающую внут­реннее и внешнее: внутренние органы и поверх­ность тела, ткани и дух, Инь и Ян, землю и небо. Эта система состоит из энергетических каналов, расположенных преимущественно вдоль верти­кальной оси тела, сосудов Лю и особого канала Дай Май, который окружает талию как пояс.

Западные врачи сравнивают китайскую систе­му меридианов человеческого организма с систе­мой меридианов Земли: меридианы организма соответствуют меридианам Земли, сосуды Лю параллелям, а Дай Май - экватору.

Уже в «Хуанди Нэй Цзин», трактате о внут­ренних болезнях Желтого Императора Хуандд? датирующемся примерно IIIвеком до нашей эры, были точно описаны расположение меридианов и эффекты воздействия на точки акупунктуры. В этом трактате меридианы сравниваются с боль­шими реками Китая, омывающими землю.

Понятие меридиана выражено китайским ие­роглифом «цзин», означающим «река, дорога, путь» и «кровеносный сосуд». В систему меридиа­нов входят меридианы двенадцати Органов, назы­ваемые двенадцатью постоянными каналами.

Каждый из двенадцати меридианов связан с оп­ределенным Органом и соединяет его с другими Органами.

Двенадцать меридианов образуют пары. Каж­дый меридиан Инь связан с меридианом Ян той же стихии.

Эти пары называют Сдвоенными меридианами, так как поток Ци в меридианах уравновешивается двумя «воротами». Эти «ворота» и есть сосуды Лю. Главная их задача - обеспечение одинаково­го уровня потока энергии в Сдвоенных меридиа­нах. Это снижает риск образования избытка или недостатка Ци в одном из меридианов, а следова­тельно, и в соответствующем Органе.

Хорошее функционирование меридианов и со­судов Лю обеспечивает полноценную циркуляцию энергии Ци в организме и, значит, достаточное питание и сохранность всех Органов и согласованнность их работы. Нужно обязательно упомянуть, что китайские представления о внутренних органах и тканях человека отличаются от принятых на Западе. Это отличие обусловлено прежде всего тем, что ки­тайская традиция не разделяет тело и душу.

Китайская медицина утверждает, что в допол­нение к чисто физическим функциям каждый ор­ган обладает эмоциональной, ментальной и духов­ной функцией. То есть душа и разум существуют в каждой клетке организма и в его энергетиче­ском поле. Поэтому внутренние органы рассмат­риваются в большей степени как единство тела, разума и духа, чем как анатомические образова­ния с определенными физиологическими функ­циями. Каждый орган влияет на личность в це­лом, а взаимодействие всех органов определяет мыслительный и чувственный процессы.

Поскольку внутренние органы рассматривают­ся не с физиологической точки зрения, а исходя из единства тела, разума и духа, анатомические оп­ределения в китайской медицине отличаются от понятий, принятых в западной медицине.

Чтобы избежать путаницы, все названия органов в их китайском понимании на­писаны с большой буквы. Например, органы, ко­торые в западной медицине называются желуд­ком, двенадцатиперстной кишкой и начальным отделом тонкой кишки, в китайской медицине именуются просто Желудком, так как процесс пищеварения и транспорта питательных веществ из желудочно-кишечного тракта в кровь считает­ся главной задачей Желудка. А то, что в китай­ской медицине называется Селезенкой, включает не только селезенку, но и поджелудочную желе­зу» и всю лимфатическую систему, то есть органы, образующие иммунную систему человека. Физиологическое назначение Селезенки заклю­чается в общей защите организма.

Китайская медицина различает шесть органов Инь и шесть Ян.

Органы Инь называются Чжан, что означает твердый, плотный. Другое название органов Чжан - органы-хранилища, так как, кроме выполнения своих физиологических функ­ций, они еще вырабатывают, накапливают и трансформируют различные формы энергии Ци. Органы Чжан - это Сердце, Перикард, Печень, Почки, Легкие и Селезенка.

Органы Ян называются Фу, что означает по­лый. Главные задачи органов Фу - это прием и переваривание пищи, усвоение питательных ве­ществ и выделение шлаков. К органам Фу отно­сятся Желудок, Тонкая Кишка, Толстая кишка, Желчный Пузырь, Мочевой пузырь и Тройной Обогреватель.

Функция Тройного Обогревателя - регуляция температуры тела, координация деятельности систем дыхания и кровообраще­ния, пищеварительной и мочеполовой систем.

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства , особенно в учении о «ли» (кит. 禮 ) - абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян , которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян - непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В -III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя . Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются . В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё ) и Мидзу (вода, ин ).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции - ян и инь , которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь… Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Аналогичные понятия в других учениях

  • Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма . Мужское и женское начала.
  • Анима и анимус - термины, введённый в психологию Юнгом . Мужское и женское начала.
  • Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.

См. также

Примечания

Литература

  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь - Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. С. 209-221.ISBN 5-7525-0162-8
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.

Категории:

  • Философия Китая
  • Символы
  • Ицзин
  • Понятия даосизма
  • Аналитическая психология
  • Китайская мифология
  • Философия даосизма
  • Дуализм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инь и ян" в других словарях:

    - (кит., букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое,… … Философская энциклопедия

    В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при… … Энциклопедия мифологии

    - (или Шан), древнекитайское государство в XIV XI вв. до н. э. Было завоёвано племенем чжоу. * * * ИНЬ ИНЬ (Шан) (Yin, Shang), раннее государство на территории Китая. Около 1400 г. до н. э. иньцы представители группы племен носителей одной из… … Энциклопедический словарь

    ИНЬ ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в… … Энциклопедический словарь

    ЯН основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении … Большой Энциклопедический словарь

    Инь изображаеется в виде прерванной линии и олицетворяет женское начало. Ян изображается в виде непрерывной линии и символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и… … Словарь символов

    Основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей:… … Философская энциклопедия

    Одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др. кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн.… … Философская энциклопедия

Понятия Инь-Янь пришли к нам из Китая – то есть, с Востока. Ведь и западная, и восточная цивилизации испокон века соприкасались, дополняя друга. Но, к сожалению, не все понимают, что означает китайский символ Инь-Янь. И, тем более, многие не знают, как можно использовать учение о символе в своей жизни.

Чтобы понять, что может значить знак инь янь, следует обратиться к знаменитой «Книге перемен» — древнекитайскому трактату «И-цзин». Космогонический смысл, то есть, относящийся к мирозданию, лежит в основе знаков Инь и Янь. Понимание значения этого древнего символа – это понимание главного закона единства и борьбы противоположных начал.

Именно этот закон был ключевым в основе диалектического материализма, который изучали советские студенты не так давно! Значит, открыт он был вовсе не в наше время, а много раньше – где-то в 7 веке до нашей эры китайскими философами.

Древнекитайские мудрецы трактовали Инь-Янь как символ единства целого, как противоположные части его, взаимодействующие между собой, взаимопереходящие друг в друга, составляющие вместе общую, сильнейшую энергию «ци». Эта неразрывная связь частей определяет развитие энергии «ци».

Как выглядит знаменитый китайский символ

Что же, всё-таки, означает знак Инь-Янь? Каждый, рассматривая этот символ, выделяет его основные черты характерные черты:

  1. Компоненты символа, Инь и Янь, заключены в замкнутый круг, что означает бесконечность всего сущего на Земле.
  2. Равное разделение круга на две половинки, окрашенные в противоположные цвета (белый и чёрный) подчёркивают равнозначность Инь и Янь, их противоположность.
  3. Разделение круга не прямой линией, а волнистой, создаёт как бы проникновение одной противоположности в другую, их взаимное влияние одного знака на другой. Ведь увеличь один знак – другой без сомнения будет уменьшен.
  4. Влияние одного знака на другой подчёркивается также симметричным расположением точек – «глаз» — противоположного цвета, то есть, цвета «противника». Это означает, что знак Инь «глядит на мир глазами» знака Янь, а знак Янь воспринимает жизнь «глазами» знака Инь.

То есть, мир создан из противоположностей, которые в сочетании могут составлять единое целое. В единстве ли, дружбе и согласии, находятся эти начала, в борьбе ли они находят консенсус – только неразрывное взаимодействие их несёт развитие.

История символа

Предполагается, что первоначальное значение символа с изображением Янь и Инь восходит к имитации горы: одна сторона освещена, а друга затенена. Но так не может продолжаться вечно: через какой-то период стороны поменяются освещённостью.

Например, существуют такие «расшифровки»:

  • земля – небо,
  • верх – низ,
  • тёплое – холодное,
  • мужское – женское,
  • доброе – злое,
  • хорошее – плохое,
  • вредное — полезное,
  • светлое — темное,
  • активное — пассивное

Кое-что в этих трактовках имеет определённый смысл. Но вот придавать символу этическое значение большинство учёных не рекомендует. Ведь символ имеет в виду космогонические природные противоположности, но никак не нравственные. Поэтому не стоит говорить о борьбе и единстве хорошего, доброго и полезного с одной стороны и плохого, злого и вредного – с другой.

Полее подробно о возникновении символа инь-янь:

Оберег с китайским символом Инь-Янь

Обереги и амулеты помогают людям, энергетически подпитывая их, защищая от всего злого. Одним из сильнейших амулетов считается тот, в котором присутствует символ Инь-Янь. Но важным условием помощи любого оберега является такой факт: хранитель (в данном случае амулет, талисман или оберег) должен быть «настроен» на того, кто им пользуется. В противном случае такой оберег может представлять угрозу, равноценную силе ожидаемой помощи.

Знак китайского символа Инь-Янь несёт в себе вселенские, непрерывно и вечно переходящие друг в друга силы. Он также значит активные начала, у которых знаку Янь соответствуют дерево и огонь, а знаку Инь – металл и вода. Земля является в этом учении нейтральной.

Кроме того следует учитывать, что знак Янь несёт значение светлого, активного, мужского, доминирующего. А знак Инь заключает в себе значение тёмного, тайного, женского, спокойного. Однако, помня о единстве противоположностей, даже одного, конкретно взятого, человека нельзя причислять к той или иной категории. В каждом из нас присутствует как сила Инь, так и силы Янь. И чем в большем равновесии находятся эти силы, тем успешнее личность.

Именно оберег с символом Инь-Янь помогает уравновешивать две противоположные энергии, подавляя доминирующую и усиливая слабую.

Амулет дарит носителю энергетическое равновесие, помогает найти вторую половинку, достичь успеха и гармонии. Ведь символ Инь-Янь несёт значение не только борьбы и единства, непрекращающегося движения и активной энергии, но и гармонии, красоты.

Силы Инь и Янь в обычной жизни

По большому счёту, повсюду присутствует борьба и единство Инь и Янь. Кому не ясно, что означает данное утверждения, следует вдуматься. Вот наше питание. Оно состоит из тёплой пищи и холодной, сладкой и горькой, белковой и растительной. И любые диеты, ограничивающие человека, например, только сырыми продуктами или только вегетарианскими блюдами, нарушают баланс, закрывают путь развития энергии «Ци».

Говоря о Инь и Янь, отмечают, что значение символа в плавном переходе одного знака в другой. Поэтому и в жилище человека оба направления должны плавно переходить один в другой. Иначе душевное состояние индивидуума подвергается сильному напряжению, что вовсе не способствует ни и успеха в жизни, ни улучшению его здоровья. Исключение составляют учреждения – там доминирует начало Инь либо Янь в чистом виде. В жилище же, которое должно помогать набираться энергии, отдыхать, получать удовольствие и наслаждаться гармонией, необходимо присутствие обоих начал.