Дружба между людьми разных национальностей. Урок дружбы "национальность без границ". «Сказка о дружбе народов»

Приближается День единства народа Казахстана - еще один повод задуматься о ценности дружбы, несмотря на разные национальности, возраст, религиозные взгляды, социальный статус и так далее. Настоящая дружба выше обстоятельств.

Предлагаем вспомнить цитаты великих людей о том, что важно для каждого человека.

1. "У теперешних дружба - не дружелюбие, а вероломное коварство.
Вражда - не отстаивание истины, а просто неумение жить в согласии".

Абай

2. "Тот человек, у которого истинные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав".

Демокрит

3. "Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя".

Цицерон

4. "Истинный друг познается в несчастье".

Эзоп

5. "Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы".

Белинский В. Г.


Фото с сайта huffingtonpost.com

6. "У друзей все общее, и дружба есть равенство".

Пифагор

7. "Кто всякому друг, того я другом не считаю".

Мольер

8. "Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов".

Конфуций

9. "Дружба кончается там, где начинается недоверие".

Сенека

10. "Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже".

Сократ



Фото с сайта dgreetings.com

11. "Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди".

Герцен А. И.

12. "Настоящая дружба правдива и отважна".

Байрон Д.

13. "Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает".

Ницше Ф.

14. "Брат может не быть другом, но друг - всегда брат".

Франклин Б.

15. "...Остаться без друзей - самое горькое, после нищеты, несчастья".

Дефо Д.


Фото с сайта saymelove.net

16. "Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается".

Лермонтов М. Ю.

Леонардо да Винчи

18. "Будь каждый каждому такой опорой,
чтобы, избавляя друга от обузы,
к одной мечте идти одною волей".

Микеланджело

19. "Друзей не может быть слишком много".

Дюма А. (отец)

20. "Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия, завядшее из-за того, что его не поливали водой дружбы и не ухаживали за ним".

Ас-Самарканди

Об авторе

Кириллу 8 лет, он ученик МБОУ «Гимназия №3» города Астрахань.

Веселый, жизнерадостный мальчик, очень любит читать, пробует сочинять сказки. Занимается прикладным творчеством, его работы занимают первые места на школьных и на городских выставках. Город, где живет Кирилл, многонационален. Люди разных национальностей мирно живут не только в одном городе, но и в одной семье. Семья Кирилла русско - татарская. В своей сказке Кирилл рассказывает, что людям нужно жить в мире и чтить традиции друг друга.

«Сказка о дружбе народов»

Жил-был на свете русский богатырь Никита. Жил весело, и было у него много друзей.

Полюбил он однажды царевну и захотел на ней жениться. А царевна ему сказала, что выйдет за него замуж, если достанет он ей обручальное кольцо - перстень самоцветный. Перстень тот хранится у Змея Горыныча в башне до самых облаков. Вокруг той башни огненная стена, вокруг той стены кипящая река.

Делать нечего, пошел Никита искать - добывать самоцветное колечко. Долго ли, коротко ли он искал, набрел, наконец-то на кипящую реку. А перебраться через неё не может. Вернулся грустный на отчизну.

Встретил по дороге его давний друг армянин Арам и спрашивает:

Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать - через кипящую реку не перебраться. - отвечает ему Никита.

Не печалься, друг, - говорит ему Арам, - построю тебе я каменный мост через кипящую реку.

Сказано - сделано. Сказал Никита другу спасибо и пошел через мост колечко добывать. Перешел он реку и остановился - перед ним стена огненная. Ходил - ходил богатырь вокруг да около, так ни с чем домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего закадычного - калмыка Басанга, тот его и спрашивает:

Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать - через огненную стену не перебраться - отвечает ему Никита.

Не печалься, друг, - говорит ему Басанг, - дам тебе коня, перенесет он тебя через огненную стену.

Сказано - сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену. Скачет дальше - видит башню до облаков, а под ней Змея Горыныча о трех головах. Да, голыми руками такого не одолеть. Пришлось снова воротиться в родную сторонку.

Встретил по дороге друга своего, казаха Тагира, тот его и спрашивает:

Что, друг Никита, не весел? Что буйную голову повесил?

Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать - Змея Горыныча голыми руками не одолеть. - отвечает ему Никита.

Не печалься, друг, - говорит ему Тагир, - дам я тебе меч богатырский, вмиг им змея одолеешь.

Сказано - сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня, взял меч и поскакал Змею Горынычу головы рубить.

Одолел он Змея, а в башню - то попасть не может: нет в ней двери, только окошечко под самыми облаками. Снова богатырь домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего старинного - татарина Рустама, тот его и спрашивает:

Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать - в башне оно, окошечко под самыми облаками.

Не печалься, друг, - говорит ему Рустам, - дам я тебе веревку сто верст длиной, да лук тугой, привяжи веревку к стреле да пусти её в небо. А как зацепится стрела за башню, влезешь по веревке в окошечко.

Сказано - сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.

Очутился он в комнате, а в той комнате мешок золота и перстень самоцветный. Взял он и то, и другое.

Вернулся он на родину, женился на царевне, а золото раздал друзьям.

Оксана Александровна Белобородова
Развлекательно-игровая программа «Дружба народов мира»

Дружба народов мира .

(Развлекательно - игровая программа )

Ведущая : Здравствуйте друзья! Сегодня такой замечательный солнечный, прекрасный день. Сегодня мы с вами празднуем самый веселый праздник, который называется дружба народов мира .

Как вы знаете, наша страна, много национальна и в нашей стране, области, городе живут представители разных народных национальностей . И очень хорошо и прекрасно, что мы все дружно живем . И в стихотворении, которое я вам сейчас зачитаю, как рассказывается о дружбе и единстве наших народов .

Еврей и тувинец, бурт и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья ,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем!

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России!

Только уважая и помогая друг другу мы сможем быть сильными и будет сильна наша ДЕРЖАВА, СТРАНА, та что называется РОССИЯ.

Я предлагаю вам на празднике дружбе народов мира . Познакомиться с играми различных народов . Но мы не просто будем играть. Мы будем каждый раз проезжать, проплывать, скакать, лететь до каждой страны. Ребята вы готовы? Вы уверенны? Тогда…. ПОЕХАЛИ!

Ведущая : Первая страна, которая перед нами появилась, это Италия. Популярная итальянская игра называется : Укради знамя.

Ход игры:

Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий. Он держит косынку и выкрикивает номера. Игроки, чьи номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место. Тот и победил. И выбирает следующего ведущего.

(Проводится игра) .

(Звучит веселая музыка и дети изображают под музыку, какой либо вид транспорта).

Ведущая : Вторая страна, которая перед нами появилась, это Канада. Игра называется : Бег с платком.

Ход игры:

В этой игре могут участвовать от 10 человек и более. Сначала среди играющих необходимо выбрать ведущего. После этого игроки встают в круг, а ведущий с платком оббегает его 2 раза, дотрагивается до чьей-нибудь спины, кладет платок за его спиной и продолжает бежать. Суть игры заключается в том, что игрок, до которого дотронулся ведущий, должен поднять платок, обогнать ведущего и вернуться на свое место. В этом случае он побеждает. Если игрок не успеет обогнать ведущего, он проигрывает и занимает…

(Проводиться игра) .

Ведущая : И так все на борт, поехали, в следующую страну.

(Звучит веселая музыка и дети изображают под музыку, какой либо вид транспорта).

Ведущая : Третья страна, которая перед нами появилась, это Бразилия. Игра называется : Больная кошка.

Ход игры:

В данной игре могут принимать участие от 5 человек. Из игроков выбирается один, который будет "здоровой кошкой" и задача которого - поймать и запятнать остальных участников. Запятнанные участники должны помогать "здоровой кошке», держась одной рукой за то место, до которого она дотронулась. Пятнать оставшихся участников "больные кошки" могут только свободной рукой. Оставшийся незапятнанным участник становится «здоровой кошкой" в следующем туре игры.

(Проводится игра) .

Ведущая : И так мы отправляемся в следующую страну.

(Звучит веселая музыка и дети изображают под музыку, какой либо вид транспорта).

Ведущая : Четвертая страна, которая перед нами появилась, это Азербайджан. Игра называется : Дай платочек.

Ход игры:

Играют дети младшего и среднего школьного возраста, от 6 до 40 человек. Для игры требуются два маленьких платка. Играющие делятся на две равные по численности команды и выстраиваются шеренгами одна против другой вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 10 - 15м друг от друга. Руки держат за спиной. Выбранные капитаны команд, получив по платку, обходят свои шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому-нибудь из участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не заметили, кому отдан платок. Затем руководитель игры (вожак) говорит : "Дай платок!" Те, у кого находятся платки, стремительно выбегают и передают их руководителю, который стоит посредине у боковой линии. Кто из выбежавших участников первым передаст платок, тот получает 1 очко для своей команды. Выигрывает команда, у которой больше очков. Два раза одному и тому же игроку выбегать нельзя, то есть один и тот же игрок не должен получать платок более 1 раза. Без команды руководителя выбегать из шеренги не разрешается.

(Проводится игра) .

(Звучит веселая музыка и дети изображают под музыку, какой либо вид транспорта).

Ведущая : Пятая страна, которая перед нами появилась, это Туркмения. Игра называется : Акса - таук.

Ход игры:

Количество игроков в данной игре неограниченно (от 10 человек) . Участники должны разделиться на две равные по количеству команды, выбрать капитана. Затем команды встают на площадке длиной в 50 м друг напротив друга. Капитан должен направить одного человека в разведку . Разведчик в свою очередь должен дойти до линии соперников, быстро коснуться одного из них и бежать обратно. Если убегающий ушел от преследования, то он возвращается в свою команду. Если соперник успел до него дотронуться, разведчик становится пленником противоположной команды, и наоборот. Игра подходит к концу, когда в одной из команд останется меньше половины участников.

(Проводится игра) .

(Звучит веселая музыка и дети изображают под музыку, какой либо вид транспорта).

Ведущая : Шестая страна, и последняя которая перед нами появилась, это матушка Россия. Игра называется : Ручеек.

Ход игры:

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

(Проводится игра) .

Ведущая : Пусть радость живет на планете.

И яркое солнце встает

Плетут венок дружбы счастливые дети

Заводят большой хоровод.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку друг.

За руки возьмемся, пусть пойдет

По земле огромный хоровод!

(Исполняется хоровод – импровизация) .

Ведущая : Подошел к концу наш праздник. Я надеюсь, что вам понравился наш праздник. Что вы будете и дальше такими же дружными и веселыми . Как сейчас.

Публикации по теме:

«Новый год. Дружба народов». Стихи на новогодний утренник Читают дети в национальных костюмах Вот Новый год шагает по планете, Неся с собой любовь и радость детям! Пусть в странах разных весело.

Долгосрочный творческий проект «Дружба народов мира» Актуальность проекта: Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания.

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира. Н. В. Лебедева, Д. Е. Макушкина,.

«Игры народов мира». Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе Цель: создание музыкальных и эмоциональных впечатлений, активизация полученных знаний через игровые ситуации Задачи: Обучающие (коммуникация,.

ОБНОВЛЕНИЕ 17.05.2009

Отчасти эта тема пересекается с постом о "дружбе народов" и темой на Библиогиде, но мне хочется предложить более узкие рамки: художественные книги, из которых можно узнать любопытные подробности о культуре, традициях, образе жизни разных народов,т.е. книги, которые в определенной степени являются познавательными, где национальный колорит присутствует в наиболее концентрированном виде. К сожалению, пока удалось собрать только довольно старые книжки:


Дошкольникам

Годунова М. "Тун и Ньюн - мальчишки из Бирмы" - небольшие, но запоминающиеся рассказы про праздники и будни детей из экзотической Бирмы. Многочисленные цветные иллюстрации рис. О.Зотова передают колорит и яркость тропиков.

Еще две книжки М.Годуновой - "Фиолетовый змей" и "Волшебная птичка Бая" - посвящены Афганистану и Индии. Рассказы о людях и обычаях этих стран сопровождаются яркими иллюстрациями (художники О.Зотов и С.Остров).

Идигорас К. М. "Ланда, сын шахтера" - повесть о жизни горняков испанской Астурии. Отец одиннадцатилетнего Ланды был среди шахтеров,погибших во время обвала в шахте. После его смерти мальчику пришлось стать подручным шахтера и испытать тяжелый,полный риска труд. Но мысль о том,что отец так и не нашли,не давала Ланде покоя...

Йоунсон С. "Сага о малыше Хьялти" - о жизни девятилетнего Хьялти, маленького сына батрачки в исландской деревне начала XX в. Поэтичные картины природы, рассказ о добрых и не очень людях, встречающихся мальчику, складываются в длинную, неторопливую сагу о суровой стране и ее народе.

Разус М. "Марошко" - повесть о детстве деревенского паренька из Словакии конца XIXв. отличает красочное изображение сельского быта, народных традиций, поверий.

Для старшего школьного возраста

Андерсен Л. Э. "Тебе этого не понять" - три повести, реалистичные и довольно жесткие, о жизни датских подростков в разные исторические эпохи: "Свободный и раб", "Охота за ведьмами", "Тебе этого не понять".

Бели-Кенум О. "Мальчик из Югуру" - повесть о детстве и юности юности мальчика Айао, прозванного в кругу семьи Малышкой, в Дагомее (Бенин), в ту пору французской колонии. Айао - сын зажиточного крестьянина Келанко. Тот никогда не учился и не умеет читать, но поскольку у него есть средства, Келанко отправил учиться всех своих детей. Жизнь семьи Келанко описана с любовью и очень подробно, со всеми повседневными делами и заботами, немало рассказывается и об учебе во французской колониальной школе. Аннотация изд-ва

Немцова Б. "Бабушка. Картины сельской жизни" -Божене Немцовой удалось запечатлеть величественные картины Чехии, ее людей, жизни и быта. Образ бабушки, простой крестьянки пленяет поэтичностью и правдой. О собственном произведении писательница сказала: "Это тихая деревенская жизнь, звуки, обычаи, праздники и поверья людей в окрестностях Находа. Представительница этого старочешского стиля жизни - бабушка, живущая в тихой домашней атмосфере, окруженная внуками, детьми ее дочери".

Радд С. "На нашей ферме" - юмористические рассказы о жизни семьи австралийских фермеров-пионеров. Герои повести, папаша Радд и его многочисленное семейство - работящие, милые, смешные и шумные люди. Они покоряют дикие заросли - австралийский буш - топором, мотыгой, огнем, своим потом, страданиями. Папа Радд то попадает в канаву, то его свалит корова, то у него уведут из под носа коня, а его сыну Дейву на старой кляче не дойти до финиша на соревнованиях. Но они унывают. Эта повесть автобиографична. Ее считают самой веселой и грустной книгой о жизни фермерской Австралии.

Рытхэу Ю. "Время таяния снегов" - Юрий Рытхэу родился в семье охотника-зверобоя, его дед был шаманом. Автобиографическая повесть рассказывает о жизни мальчика Ринтына в чукотском поселке 30-х гг., о нравах и обычаях его сородичей, во многом сохранивших традиционный уклад.

Раджаб М. "Я родом с острова Суматра" - автобиографическая повесть о жизни индонезийского мальчика. В повести рассказывается не только о детстве писателя, но и о своеобразном быте Индонезии, которая в то время была голландской колонией

Риццо Ф. "Среди лагун и болот По" - полная трагизма и мужества история семей итальянских рыбаков, живущих в долине реки По. Чтобы выжить, им приходится вести незаконный лов рыбы, скрываясь и сражаясь с инспекторами полиции, охраняющими места ловли. Природа тоже не балует бедняков: во время наводнения воды разбушевавшейся реки затопили множество селений.

Сборники :

"Дети мира" (М., Дет.Лит.,1970г.)- тридцать шесть рассказов писателей двадцати восьми стран о жизни детей и подростков в самых разных уголках мира: от суровой Норвегии до тропической Бразилии. Есть рассказ о рыбалке в Карибском море, о дне рождения немецкого мальчика, об индийской, корейской, словацкой школах, о том, как зарабатывают себе на жизнь дети из Перу, Ирана, Турции. О каждой стране дается географическая справка на отдельном листе. Илл. Г.Калиновского, В.Чапли, Р.Вольского, Е.Мешкова, В.Трубковича, А.Тамбовкина, Г.Алимова, Г.Епишина

Болгария: Георгий Мишев "Мальчишка"
Бразилия: Одетте Мутто "Все неправда!"
Великобритания: Герберт Бейтс "Ядовитые старухи"
Венгрия: Иштван Беде "Папин портфель"
Вьетнам: Ван Тхиен Сон "Фан Ты В зарослях сахарного тростника"
ГДР: Герхард Баумерт "Злоключения озорника"
Замбия: Питер Джойс "Тики"
Индия: Шанкар "Портрет"
Иран: Моваххед Дильмагани "Серебряные монетки"
Италия: Джулиана Болдрини "Ребята из Прато"
Корея: Ли Дон Сок "Рогатка"
Куба: Дора Алонсо "Опасное приключение"
Мартиника: Жозеф Зобель "Букварь"
Монголия: М.Гаадамба "Варенье"
Норвегия: Анне-Катрине Вестли "Будильник"
Пакистан: Ахмед Надим Касми "Малыш покупает грифельную доску"
Перу: Хулиан Уанай "Хуанито ищет удачи"
Польша: Стефания Гродзеньская "Подвиг Томаша Котэка"
Румыния: Э.Кэлдэрару "Русалка"
СССР:
Анатолий Мошковский "Федька с улицы Челюскинцев"
Александр Батров "Тюлька"
Спиридон Вангели "Парта Гугуцэ"
Камари Тоноян "Сказка маленькой феи"
Ахмедхан Абу-Бакар "Култум"
США: Роберт Макклоски "Еще более"
Турция: Фахри Эрдинч "Рюстем"
Уганда: Виолетта Коканда Кифа "Кейзана"
Финляндия: Ю.Пайле "Я знаю, с кем дружить"
Чехословакия: Винцент Шикула "Где же справедливость?"
Югославия:
Воя Царич "Поезд в снегу"
Глигор Поповски "Мать Миле"
Кристина Бренкова "Кружка каши"
ЮАР: Алан Пэйтон "Хайпенни"
Япония: Микико Суги "Красная шаль"

Несколько скромнее по содержанию, но все же неплохой сборник с тем же названием, "Дети мира" , изданный в 1965г. Художники: А.Васин, А.Кокорин, Р.Вольский, Е.Бургункер, А.Шмаринов, А.Иткин, Д.Хайкин, Б.Маркевич, А.Ермолаев, Е.Мешков, Н.Кнорринг, В.Каневский, А.Ливанов, В.Цигаль.

"Книга дружбы" - Сборник рассказов, стихов и сказок писателей разных стран.

Библиотека
материалов

«Проектная и исследовательская

деятельность в условиях реализации ФГОС"

Проектная работа

«В дружбе народов - единство России!»

Выполнили проект:

Кудряшова Светлана Николаевна

Абукова Нарживат Мурзабековна

Закирова Юлия Рамиловна

Консультант проекта:

Козлова Валентина Петровна

Губкинский, 2013г.

Организация:

МБОУ «СКОШ».

Руководители проекта:

Кудряшова Светлана Николаевна - учитель начальных классов

Абукова Нарживат Мурзабековна - учитель ИЗО

Закирова Юлия Рамиловна – учитель географии

Консультант проекта: Козлова Валентина Петровна- учитель технологии.

Учебные предметы : окружающий мир, изобразительное искусство, литература, история, литературное краеведение.

Участники:

учащиеся 3 а класса:

Далгатов Марсель

Соболева Ангелина

Якибчук Анна

Файрузов Арсен

Туякпаев Алмаз

Тип проекта : смешанный

Продолжительность проекта:

среднесрочный

Цели проекта: воспитание интернационализма и толерантности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, населяющих нашу Родину.

Задачи:

Целевая аудитория, на которую направлен проект:

Учащиеся МБОУ «СКОШ»

Обучающиеся школ города

Эмблема проекта:

Необходимое оборудование: бумага формата А4, ватман, цветные карандаши, гуашь, кисти, наборы белого и цветного картона.

Механизм реализации проекта.

Продукт проекта:

Фестиваль национальных культур «В дружбе народов – единство России»

Материалы:

Альбомные листы, ватман, маркеры, клей, цветные карандаши, ткань, нитки, иголки.

Проблемы:

Проблема отношений между людьми различных национальностей из-за отсутствия способностей, необходимых для толерантного взаимодействия, для жизни в условиях многообразия, для конструктивного и ответственного поведения в условиях конфликта. Достояние нашей страны составляют не только обширность её территории, её природные богатства, но и её многонациональность, и многообразие культур народов России. Сохранение исторического и культурного наследия народов – это и сохранение культурного богатства России, её единства и силы, обеспечение её будущего .

Вопросы проекта:

Указ президента Российской Федерации В.В. Путина «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

Что такое толерантность?

Что означают слова «многонациональное государство»?

Что такое национальность?

Почему говорят, что нет «больших» и «малых» народов?

Что означает «противостоять силам, направленным на разрушение России через разжигание национальной розни и вражды»?

Что такое «межнациональные конфликты»?

Ход проекта:

Проведение анкетирования среди учащихся МБОУ «СКОШ»;

Планирование исследовательской и практической работы,

Распределение обязанностей между участниками проекта;

Поиск доступных пониманию научных материалов из различных источников;

Обсуждение получившегося результата;

Подготовка к презентации.

Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе и сегодня не вызывает сомнений. Это прежде всего рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Сложности общественного развития в Российской федерации обусловлены следующими причинами:

1) Большим территориальным пространством и многонациональным народом, населяющим его;

2) отсутствием развитого правового демократического сознания;

3) не сформированность ценностей толерантности.

Президент В. В. Путин назвал среди ценностей, которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы «не можем себе представить нашу страну», такие: справедливость, свобода личная и национальная, свобода вероисповедания, выбора места жительства, межнациональный мир, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации. Мы живем в сильном государстве, в котором пока нет представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

В современной педагогической науке толерантность рассматривается как важнейшее гуманистическое качество личности, характеризующееся ценностное отношение к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании различного мировоззрения, разных ценностных ориентаций, стереотипов поведения представителей других культур, терпимости к другим народам.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Готовясь к введению ФГОС в начальной школе, изучив Программу духовно-нравственного воспитания, мы пришли к выводу, что именно в начальной школе, где закладываются основы обучения и воспитания, необходимо и возможно эффективное формирование толерантности. Это связано с их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности. Подчинение подражанию, старшим, доверительность, открытость, стремлениек послушанию, исполнительность способствуютбыстрому освоению существующих в обществе норм и социальных стереотипов. Поэтому младший школьный возраст можно считать благоприятным периодом для формирования толерантности.


В результате демографических особенностей расселения народов на территории нашей страны, исторически сложившихся с давних времен, ни одна нация или народность не живет обособленно от других в границах своего региона. Ямало-Ненецкий автономный округ не является исключением. В трудовых коллективах, учебных заведениях работают и учатся представители разных национальностей. На Ямальской земле пересекаются культуры русских, татар, ненцев, украинцев, белорусов – представителей более 100 народностей. Учет национального состава региона и изучение культурных особенностей соседствующих этносов является необходимым условием реализации регионального компонента содержания образования.

    Введение.

    Конституция и закон.

    Толерантность.

1.Что такое толерантность?

2. Воспитание молодого поколения в духе толерантности.

    Борьба с терроризмом.

Что такое терроризм?

Противостояние силам, направленным на разрушение России через

разжигание национальной розни и вражды

    Правила.

    Социологический опрос

    Монументы дружбы.

1.Что такое монумент ?

2.История создание монументов дружбы народов.

3. Монументы дружбы народов в республиках и городах .

    Заключение.

    Список литературы.

    Календарь работы над проектом.

    Отчет о проделанной работе.

    Введение.

Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках.

Он также считается государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 68 Конституции.

Согласно статье 5 Конституции, Российская Федерация состоит из субъектов, среди которых 21 республика, 48 областей, 7 краёв,

1 автономная область, 9 автономных округов. Все Республики, входящие

в состав России имеют равные права и могут устанавливать свои государственные языки.

Россия является светским государством, но в ней проживают люди разных вероисповеданий. В России представлены христианство, ислам, буддизм, иудаизм, язычество и другие религии. 80% верующего населения России считают себя православными христианами.

Наша великая страна Россия разнообразна, богата и многонациональна. Все её народы – одна большая семья, все мы, независимо от национальности и вероисповедания, называем себя «россияне». А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Веками складывались духовные традиции, объединяющие все нации и народности нашей страны. Этих традиций много.

Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И костюмы у каждого народа свои. Но все народы России связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба.

    Россия – многонациональная страна.

Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов,

населяющих его. Россия является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов .

На территории России в дружбе и согласии проживают многочисленные народы, что дает нам право с гордостью называть нашу Родину многонациональной страной. Несмотря на многонациональный состав населения нашей страны, все россияне прекрасно понимают друг друга, потому что всех нас связывает единый прекрасный русский язык, являющийся государственным языком Российской Федерации. Уважительное отношение народов друг к другу, основанное на принцах толерантности помогает гражданам нашей страны путешествовать по самым красивым уголкам России, работать в самых отдаленных регионах, получать.

образование вне зависимости от места рождения, создавать многонациональные семьи. Каждый из нас должен ценить и хранить столетиями выкристаллизованные отношения между российскими народами, основанными на дружбе и взаимной помощи.

Родина у нас одна, и все мы – её дети. Дружба народов России – это очень древняя и самая добрая традиция нашего многонационального народа.

В каждой республике сохранились свои национальные традиции, свой язык, своя религия, своя культура, а главное – в каждой республике сохранилась традиция дружбы народов.

Для России дорог каждый её уголок, каждая республика, каждый народ!

    Россия – единое многонациональное государство;

И с песней вдоль по улице пройти.

Есть на земле священные границы.

И есть на свете ДРУЖБА без границ!

    Конституция и закон.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободычеловека, гражданский мир и согласие, сохраняя историческисложившееся государственное единство, исходя из общепризнанныхпринципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя изответственности за свою Родину перед нынешним и будущимипоколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере президент Российской Федерации В.В. Путин в указе от 20 октября 2012 г. N 1416

«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» постановил:

1. Образовать в составе Администрации Президента Российской Федерации Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам.

2. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам.

3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации утвердить структуру и штатное расписание Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.

    Толерантность.

16 ноября Международный день толерантности... (терпимости)

Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.

Признание, равенство и уважение,

Взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения,

Это и многое есть толерантность

Толерантность – путь к миру и согласию.

Толерантность – готовность мириться с чужим мнением.

Толерантность – уважение человеческого достоинства.

Толерантность – отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Толерантность – это милосердие.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение.

Толерантность – прощение.

Толерантность – это доброта души.

Толерантность – это терпение.

Толерантность – это дружба.

Толерантность - это гармония вмногообразии.

Толерантности способствуют: знания,

открытость, общение и свобода мыслей,совести, убеждений.

Будьте все толерантны друг к другу!

V . Борьба с терроризмом.

3 сентября – памятная дата трагедии в Беслане

Нужно отметить, что день 3 сентября является на сегодняшний день самой новой памятной датой России. Она была официально утверждена федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России», который был выпущен 6 июля 2005 года.

В нашей стране за последние десятилетия произошло большое количество страшных террористических актов. Но самым ужасным из них, без сомнения, можно назвать трагические события, произошедшие в Беслане (Северная Осетия), когда погибло множество детей. Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники, учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники целых три дня удерживали 1.128 человек.

Итогом этого террористического акта стала гибель более 350 человек, что составило около 1% населения города. Среди погибших были не только заложники и мирные жители, но также и военнослужащие. Половина погибших являлись несовершеннолетними лицами. Особая трагичность этого теракта заключается в том, что погибли в основном дети и женщины. Ранено было более 500 человек.

Вспоминают россияне 3 сентября также жертв и других терактов, происходивших в Москве, а также в Чечне, Дагестане, Буденновске, Первомайском и других регионах нашей страны.

В этот день традиционно проходят панихиды, возлагаются цветы к мемориалам погибших, проводится всероссийская минута молчания. Во время минуты молчания во многих российских городах в небо выпускают белых голубей, которые призваны символизировать мир. В школах нашей страны к этой дате приурочены специальные уроки, посвященные проблемам борьбы против терроризма и экстремизма.

Терроризм и террористы

Терроризм в настоящее время является одной из важнейших угроз безопасности человечества и современному миру в целом.

Дети и взрослые в России и во всем мире должны знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупреждать его возникновение. Только объединившись, все вместе мы сможем противостоять терроризму, не только национальному, но и международному.

А лучшей профилактикой экстремистских настроений в обществе являются толерантность и взаимоуважение. Мы должны уважать культурные и религиозные особенности всех тех народов, которые населяют нашу многонациональную страну.

Трагические события в Беслане потрясли весь мир и имели широкий общественный резонанс. Лидеры разных стран и простые люди выражали солидарность России в ее борьбе. Можно с уверенностью говорить, что борьба с терроризмом на сегодняшний день является одной из важнейших задач нашего государства.

Создание в нашей стране подобной памятной даты стало важным шагом на пути к увековечиванию памяти всех тех невинных людей, которые стали случайными жертвами жестоких террористических актов на всей территории России. Этот день призван символизировать объединение государства и общества в борьбе с общим врагом.

Напомним, что 3 сентября 2005 года органы государственной власти, общественные и религиозные объединения по всей территории России организовали и провели различные памятные мероприятия, включающие в себя богослужения и шествия со свечами по улицам городов. Состоялась и «Всероссийская вахта памяти».

Закон «О противодействии терроризму»

26 февраля 2006 Госдумой был принят закон «О противодействии терроризму». Он предусматривал создание государственной системы противодействия терроризму. Главные полномочия по борьбе с терроризмом были возложены на ФСБ. Во главе оперативного штаба поставлен директор ФСБ. Новый закон дает ФСБ возможность для борьбы с терроризмом привлекать вооружённые силы. Кроме того, президент РФ подписал закон, согласно которому военные могут быть также привлечены для нанесения ударов по базам террористов, расположенных вне территории нашей страны.

VI . Правила. (рекомендации, разработанные обучающимися)

    Говорить о какой-то хорошей или плохой нации - значит поступать некорректно.

    Унижать или возвышать какую-либо нацию - дело глупое и оскорбительное.

    Нет на свете плохих или хороших наций - есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки.

    Гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

    Старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности – обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

    Изучай культуру других народов – этим ты обогатишь свою собственную.

    Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов.

VII . Анкетирование .

«В дружбе народов – единство России»

    Согласен ли ты с выражением «В дружбе народов – единство России»?

    Есть ли у тебя друзья другой национальности?

    Можно ли говорить о людях другой национальности плохо?

    В чем состоит дружба народов России?

А) сплочение

Б) взаимопонимание

В) уважение к людям других наций

Г) оскорбление

Д) унижение

5. Знаком ли ты с культурой других народов?

6. Как ты понимаешь слово «толерантность»?

А) терпимость

Б) уважение

В) сострадание

Г) милосердие

7. Слышал ли ты о террористических актах в России?

8. Твое отношение к терроризму…

VIII .Монументы дружбы - произведения искусства, посвященные главной духовной традиции нашего народа – многовековой дружбе.



У нас – общая история и общее будущее. И мы с вами должны принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероиспо ве дания, убеждения и обычаев, учиться уважать друг друга.

И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ России, соединенныйобщей судьбой на своей земле . В каждой большой и маленькой республике или городах есть памятники, посвященные дружбе народов.

г. Майкоп – столица республики Адыгея

Монумент «Дружба» стал своеобразным символом Майкопа. Этот величественный памятник сооружен в честь 400-летия присоединения Адыгеи к России. На огромной белокаменной плите высечены цифры 1557-1957 года. Рядом на высоком постаменте, словно братья, стоят вылитые из бронзы русский витязь и адыгейский воин. Надпись на постаменте гласит: «Навеки с Россией». Воздвигнут памятник в 1968 году. Егоавторы – известный скульптор и художник Матвей Генрихович Манизер и его сын Гуго Матвеевич Манизер.

В XIII в. турецкие султаны и крымские ханы разрушали и опустошали адыгейскую землю, уводя в плен людей. Адыгам грозило полное разорение и разрушение, и они обратились за помощью к русскому царю Ивану Грозному. С 1557 года адыги присоединились к России. Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Темрюка, и после крещения в Москве она стала царицей Марией. Так и стала с тех пор Адыгея навеки с Россией.

г. Владикавказ – столица республики Северная Осетия – Алания

Монумент «Дружба народов» установлен во Владикавказе на площади Воссоединения в 1982 году в честь 200-летия добровольного присоединения Осетии к России. Авторы памятника: скульпторы Ч. Дзаганов, С.Санакоев, художник М.Царикаев, архитектор А.Арапов. Монумент символизирует дружбу осетинского и русского народов: два побратима на конях едут навстречу счастливой судьбе.

Документ о присоединении Осетии к России был подписан в 1774 году в крепости Моздок. Так Осетия вошла в состав Российской империи. В результате этого присоединения укреплялись дружественные отношения между осетинским и русским населением.

В 2009 года в республике проходили праздничные мероприятия, посвященные 235-летию присоединения Осетии к России. Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров в своём поздравлении сказал: «Независимая единая Осетия присоединилась к России. Это был добровольный, сознательный выбор нашего народа. Мы едины с Россией по духу, связаны с ней великой историей. Мы гордимся Россией и благодарны своему великому Отечеству за несгибаемое мужество, великодушие и гуманизм»

г. Грозный – столица Чеченской республики

Памятник дружбы народов открыт в 1973 году. Это памятник трём героям Гражданской войны: русскому - Николаю Гикало, чеченцу - АсламбекуШерипову и ингушу - ГапуруАхриеву

Николай Федорович Гикало был командующим советскими вооруженными силами в городе Грозном, во время Гражданской войны возглавлял вооруженную борьбу с белогвардейскими войсками Деникина.

АсланбекДжемалдиновичШерипов - по национальности чеченец. Был командующим чеченской Красной Армией. После захвата Северного Кавказа белогвардейцами вместе с Гикало создал вёл борьбу с деникинцами, был убит в бою.

ГапурСаидовичАхриев был членом Владикавказского совета, народным комиссаром национальной Терской республики, участником Гражданской войны.

Во время Первой Чеченской войны этот памятник был взорван. Вновь восстановленный по проекту известного в республике скульптора Абдуллы Сулейманова он станет символом возрождения новой жизни в Чеченской Республике

г. Уфа – столица Республики Башкортостан

Монумент Дружбы открыт в Уфе в 1965 г. Он посвящён 400-летию присоединения Башкирии к Русскому государству. Две вертикальные стелы, скрепленные тремя кольцами из серого гранита символизируют единство России и Башкирии.

У основания памятник величаво сидят две женские фигуры - русская и башкирка. Их руки направлены на рельеф, изображающий момент оформления принятия русского подданства. Они увенчивают этот рельеф лавровыми венками. Об этом событии напоминают слова и даты, высеченные на памятнике: «1557 – 1957», «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов». Авторы - скульпторы М.Ф.Бабурин, Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И.Кутырев, Г.И.Гаврилов.

На памятнике есть еще три рельефа: на одном из них изображено крепкое рукопожатие русского и башкирского рабочих, радость их трудовой победы, ещё два рельефа посвящены теме науки и культуры

г. Ижевск – столица Удмуртской Республики

Этот памятник – символ дружбы двух великих народов, русского и армянского. Он сделан из белого мрамора. Две женские фигуры прильнули друг к другу, а между ними находится крест. Это Россия и Армения, их соединяет общая судьба и боль, общая надежда, они вместе оберегают крест - символ вековой дружбы, общей христианской веры и духовности. Памятник, расположенный под елями, выглядит очень нежно и трогательно. Он стоит

в уютном скверике в самом центре Москвы.

История русско-армянских отношений имеет древние традиции. На протяжении веков Россия играла важную роль в судьбе армянского народа. Сегодня в России живёт братский армянский народ, для которого русская земля стала второй родиной. Поэтому очень важно

в наше время сохранить традицию христианской любви, братства и взаимопонимания двух

г. Саранск – столица Республики Мордовия

Аллея Дружбы была заложена в 1985 году в честь 500-летия добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства. Памятник «Навеки с Россией» открыт в 1986 году в честь многовековой дружбы мордовского народа с другими народами страны. Авторы - скульптор И.Д. Бродский и архитектор И.А. Покровский. Памятник представляет собой двух женщин в национальных одеждах, которые несут один колос пшеницы, олицетворяющий дары земли. Все мы живём на одной земле, все мы братья и сестры. Женские образы были выбраны из-за того, что Россия и Мордовия женского рода, вот и получается, что они - две сестры. Колени обеих женщин согнуты. Это означает, что они равны, что идут они в ногу и несут в будущее процветание и хлеб. Дружба, поддержка и взаимопонимание – вот главная идея этого памятника.

г. Москва – столица Российской Федерации Памятник был открыт в 1997 году дни празднования 850-летия Москвы. Это подарок Армении москвичам к празднику. Скульпторы: лауреаты Ленинской премии Фрид Согоян и Ваге Согоян.

Этот памятник – символ дружбы двух великих народов, русского и армянского. Он сделан из белого мрамора. Две женские фигуры прильнули друг к другу, а между ними находится крест. Это Россия и Армения, их соединяет общая судьба и боль, общая надежда, они вместе оберегают крест - символ вековой дружбы, общей христианской веры и духовности. Памятник, расположенный под елями, выглядит очень нежно и трогательно. Он стоит в уютном скверике в самом центре Москвы.

История русско-армянских отношений имеет древние традиции. На протяжении веков Россия играла важную роль в судьбе армянского народа. Сегодня в России живёт братский армянский народ, для которого русская земля стала второй родиной. Поэтому очень важно в наше время сохранить традицию христианской любви, братства и взаимопонимания двух народов Многовековой духовная традиция народов нашей многонациональной России, называется простым, понятным и таким замечательным словом – ДРУЖБА.

IX . Заключение.

Работая над нашим проектом, мы осознали необходимость и важность проделанной теоретической и практической работы, пришли к таким выводам и результатам:

1.Население нуждается в пропаганде воспитания у подрастающего поколения толерантного отношения к многонациональному обществу, потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

2. Повышение компетентности педагогов в формировании толерантной среды в образовательных учреждениях города.

3.Усвоив определенные знания, а главное – учащиеся узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

4.Для учащихся, родителей, педагогов были разработаны учащимися под руководством педагогов рекомендации;

5.Проделанная практическая работа способствовала повышению культурной грамотности учащихся, потребности принимать личное участие в сохранении многовековых традиций всех народов.

6.В целях совершенствования проделанной работы, решили провести фестиваль

«В дружбе народов – единство, сила, мощь нашей многонациональной Родины»

X .Список литературы.

    Плахова Т.В. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Самара, 2007 г.

    Маленкова Л.В. В Одном классе – два разных мира. Народное образование, № 1,2002 г.

    Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001 г.

    Степанов П. как воспитать толерантность? – Народное образование, № 9, 2001 г, № 9, 2002 г.

    Жиренко О. Я – гражданин России! – М., ВАКО, 2006 г.

    Палаткина Г. Формирование этнотолерантности у младших школьников» - «Начальная школа», № 11, 2003 г.

1. samarapedsovet.ru/load/prezentacii/..




XI . Отчет о проделанной работе

Группа теоретиков провела исследовательскую работу по сбору материала.

Теоретики провели среди учащихся нашей школы опрос «».

Из ответов узналиРоссия – единое многонациональное государство;

    Все республики и народы, проживающие на территории России, равны;

    Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры;

    В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.

    А главное – мы узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

Участники проекта пришли к выводу, что необходимо провести фестиваль в школе «Дружба народов – единство и сила»

Во время выполнения проектной работы:

    рассматривали проблему взаимоотношений;

    изучали традиции, обычаи, обряды, игры и др.;

    проработали материал о монументах дружбы – произведениях искусства, посвященные главной духовной традиции нашего народа – многовековой дружбе.

    Создали буклеты и распространяли среди учащихся, родителей, педагогов.

    разработали правила «Не оценивайте людей, а цените их!»

    посетили Музей освоения Севера, детскую городскую библиотеку;

    организовали конкурс творческих работ «В дружбе – сила!» (рисунков и костюмов);

    провели анкетирование;

    изучали костюмы разных народов;

    получали практические навыки по пошиву костюмов;

Были разработаны и пошиты костюмы разных народов. В помощь ребятам к выполнению данной работы были привлечены их родители. Многие ребята нашей школы проявили интерес к этой теме и оказывали посильную помощь по сбору информации, выполнению рисунков, пошиву костюмов.

Участники проекта провели общешкольное мероприятие «Дружба народов, проживающих в Российской Федерации, - это залог успешного развития страны и ее граждан!».

Ребята посетили Губкинский Музей освоения Севера, встретились с сотрудниками,

обсудили вопросы ооб обрядах и традициях лесных ненцев. Сотрудники музея провели познавательно – развлекательное мероприятие «Народы Севера земли», ребята с удовольствием посмотрели фильм о жизни лесных ненцев, познакомились с музейными экспонатами.

Провели подготовительную работу по проведению общешкольного внеклассного мероприятия.

В работу были вовлечены учащиеся, входящие в «группу риска».

Провели общешкольное мероприятие «Миру - да, терроризму- нет!»,

Общешкольный конкурс чтецов «Пусть всегда будетсолнце!»

Организовали мини – выставку творческих работ учащихся (рисунков и поделок, сообщений и рефератов, костюмов).

В результате проделанной работы ребята узнали:

    о разных народах со своими традициями и обычаями;

    а главное – мы узнали, что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

    о страшных террористических актах, о трагических событиях, произошедшие

в Беслане (Северная Осетия), когда погибло множество детей.

У детей возникла потребность принять личное участие в борьбе против терроризма. Дети и взрослые в России и во всем мире должны знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупреждать его.

Обучающиеся пришли к выводу, что "Дружба народов, проживающих в Российской Федерации, - это залог успешного развития страны и ее граждан!"

А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом.