Что может дать человеку общение с природой? Что природа дает человеку Что дает человеку общение с живой природой

То, от чего страдает большая часть сознательного человечества – это острая нехватка ПРИРОДЫ. Мы проводим 24 часа в сутки под квартирным и офисным арестом, работаем при искусственном свете, едим в помещении, передвигаемся из дома в офис в транспорте и вообще ногой не ступаем на природу. А если ступаем, то эта природа имеет вид предсказуемо-геометрического парка с цементными дорожками и лавочками по краям газонов, где написано: «По газонам не ходить!».

Большинство из нас еще помнит старые добрые времена, когда мы детьми играли в сыщика-разбойника во дворе и приходили домой только, чтобы поспать и поесть. Эти времена уже в далеком прошлом и наши дети вряд ли также беспечно побегут гулять во двор, потому, что это опасно и потому, что двор грязный или потому, что гейм-бой интереснее. А мы, офисные работники, привычно вдыхаем циркулируемый между носом и кондиционером воздух и немного выхлопных газов по дороге домой и считаем, что это счастье, что у нас есть эта работа (ведь наш уровень жизни настолько поднялся!).

Профилактика болезней без возвращения к природе просто не возможна. Для всех нас и особенно для детей. Дети более тонко чувствуют неполноценность городской жизни и высказывают это в виде аллергий, частых простуд, плохой успеваемости. Природа делает профилактику болезней и природа лечит, но кто из традиционных врачей приписывает лечение природой?!

Волшебные средства оздоровления это:

Солнечный свет

Без солнечного света не было бы нас с вами. Мы – дети солнца в буквальном смысле этого слова. Поэтому, нам нужны целительные лучи хотя бы минут 10 в день. Для выработки витамина Д3 (одного из самых удивительных веществ пока открытых человеком), который является естественной профилактикой рака, сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, увеличивает плотность костной ткани и улучшает иммунную функцию. А также предотвращает инфекционные болезни намного лучше, чем любые вакцины. Чтобы получить витамин Д в его естественной форме, нужно просто проводить больше времени на природе.

Звуки Природы

Пение птиц, шелест листьев, хруст веток, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, шорох травы под ногами – дает терапевтический эффект, снижает уровень гормонов стресса и кровяное давление.

Одними из самых целительных звуков считаются звуки воды: водопады, ручьи, дождь, гроза, море. Можно все это записать и слушать во время работы за компьютером, но разве сравнится аудио-море с настоящим?

Цвета Природы

Говоря научным языком, цвета – электромагнитное излучение, отличающийся по длине волн, которое попадает на сетчатку глаза и интерпретируется мозгом как цвета. Это электромагнитное излучение несет в себе исцеляющую энергию, энергию цвета. Очень хорошо, если каждый день вы можете соприкасаться с красками всего спектра, смотреть на цветы, растения, животных, небо. Это исцеляет вас и стимулирует мозг.

Если вы наблюдаете цвета и оттенки на природе, то ваш мозг начинает функционировать на более высоком когнитивном уровне. Люди, проводящие целый день в помещении, где ничего не меняется, не имеют такой возможности простимулировать свой интеллект.

Движение

Проводя время на природе, мы вынуждены двигаться: ходить, бегать, ехать на велосипеде, плавать, взбираться на гору. Красивый пейзаж делает любое физическое упражнение приятным. Если вы делаете утреннюю пробежку в лесу, то, кажется, это просто быстрая прогулка.

Движение нам дарит вторую молодость, улучшает циркуляцию крови, увеличивает плотность костей, делает нас более гибкими, подвижными, усиливает циркуляцию лимфы, улучшает настроение.

Воздух

Качественная разница между воздухом в помещении и свежим воздухом леса или луга огромная. Воздух в помещении испорчен газами, исходящими из синтетических материалов: ковров, мебели, красок, лаков, клеев и т.д., а также наполнен спорами плесени, обитающей в ванных комнатах, кухнях, на подоконниках и под обоями.

Лесной воздух совершенно другой по составу! В лесном воздухе больше жизни, бодрости, здоровья.

Микробы

Традиционная медицина вдалбливала нам, что стерильная чистота – залог здоровья. Мы верили, что можем быть здоровы, только когда все микробы в нашем окружении убиты моющими средствами, антибактериальным мылом, фармацевтическими препаратами.

Некоторые микробы являются неотъемлемой частью нашей жизни и нашего хорошего самочувствия! Подвергаясь воздействию микробов, мы тренируем наш иммунитет и приводим весь организм в равновесие. Лучший способ дать нашему телу ощутить микромир – это выход на природу.

Традиционная медицина повела нас по неправильному пути стерильности. Но ведь природа наполнена «грязными» бактериями, вирусами, инфекциями и прочими представителями микромира.

Биоэнергия

Эта энергия менее заметная. Задумайтесь, почему большой город опустошает нас, забирает энергию, а взамен дает суету, угловатая геометрия не дает покоя? И почему лес оставляет нас наполненными силами, радостью, жизнью?

Биоэнергия ощущается при соприкосновении с природой. Походить босиком, обнять дерево, дотронуться до цветка, созерцать рассвет или закат, полежать на траве или в снегу – это делает вас частью планеты. Говорят, что мы избавляемся от статического электричества, ходя по земле босиком, которое создает в нашем организме белый шум и препятствует исцелению. А ведь наши предки не носили кроссовки, они ходили босиком. И они не болели дегенеративными болезнями.

Дети особенно страдают без общения с природой

Жизнь наших детей проходит в замкнутом помещении, среди компьютерных игр и социальных сетей в интернете. Очень немного детей могут похвастаться тем, что проводят большую часть времени на свежем воздухе. Работающие родители могут в лучшем случае предложить своим чадам летний лагерь или съездить на недельку на море.

Мало кто может позволить себе сходить с ребенком на несколько дней в поход, спать в палатке, купаться в холодной реке, разводить костер. Мало кто хочет познакомить растущего человека с природой и вместе с ним окунуться в совершенно другой, живой и необыкновенный мир и научить некоторым полезным вещам.

Лучшее, что мы можем сделать для своих детей сейчас – это избавиться от телевизора. Телевизор – это наш враг. Враг, заменяющий настоящую реальность поддельной. Чем больше времени мы проводим, просматривая любимые сериалы, тем меньше времени у нас остается на пребывание на природе.

Идите на природу, общайтесь с реальными людьми напрямую, смотрите на небо, слушайте пение птиц, дышите свежим воздухом! Природа дарит здоровье!

  • Категория: Сочинения на свободную тему

Человек и природа всегда были вместе, но со времен начала индустриализации, роста технического прогресса и перехода на нанотехнологии, человек забыл свое место в природе, посадив себя в бетонные клетки, напичканные микроклиматом кондиционеров. Современный мир железа и бетона мало чем напоминает существование человека в прошлом. Еще каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, мы стремились хоть как-то наполнить жизнь зеленью, не разрывая связей с природой.

Сегодня человек окружен только полезными и нужными вещами: автомобили и всевозможные электронные устройства, кирпичные дома, металлические конструкции, асфальт, бетон. Неужели природа не вписывается в этот перечень рациональных элементов жизни? Прогресс дает человеку множество эффективных изобретений, но все больше отдаляет его от живой природы. Тем не менее, человек не должен забывать о своих корнях. Все мы являемся частью живой системы на планете Земля, наши предки жили практически под открытым небом и соприкасались с окружающим миром каждый день. Мы же отгородились от этого мира пластиком, сталью и бетоном, и эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику.

Далеко не у каждого современного обывателя имеется возможность окунуться в мир растений и животных, почувствовать единение с природой. Мы часто не замечаем, как тянемся к этому утраченного корням, стараясь время от времени прогуляться в парке, выбраться на отдых в лес или, даже, купить себе небольшой домик за городом. Человеку трудно бороться с естественным желанием видеть вокруг себя настоящую, а не синтетическую жизнь. Да и зачем это делать?

Да, ритм нашей жизни ускорился, и рутина ежедневных обязанностей поглощает нас, заставляет забывать о простых радостях и желаниях. Тем не менее, не стоит ограничивать себя в общении с природой, пусть даже это будут элементарные поступки и события. Стоит другими глазами взглянуть на окружение, лишний раз порадоваться весенней зелени в парке или лесу, покормить голубей, выбраться на праздничный пикник к реке или отправиться всей семьей за грибами. Даже традиционный отпуск можно организовать иначе – забыть на время о комфортных отелях и курортах, выбрав более дикие туристические маршруты.

Нетронутых уголков на нашей планете остается с каждым годом все меньше, и мы не отдаем себе отчет в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам еще есть что вспомнить, то возможно наши дети станут принимать такой железобетонный мир за норму. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой Земли, пока у нас есть такая возможность.

Проводя много времени с людьми, имеющими ежедневный контакт с природой, можно заметить интереснейшую вещь – такие люди необычайно довольны жизнью и умиротворены. Они не сомневаются, что их жизнь имеет цель, направление и смысл. Давайте попробуем разобраться, почему так. И начнем с философии тщетности, фразы, придуманной в 1928 году преподавателем маркетинга Колумбийского университета Полом Нистромом для описания тенденций, созданных современностью.

Вот слова самого Пола Нистрома :

В настоящее время немало представителей западных наций отошли от стандартов религии и философии былых времен, но в связи с тем, что им не удалось разработать действенную систему мировоззрения для их замены, они начали придерживаться взглядов, которые за отсутствием более удачного определения можно назвать философией тщетности. Этот взгляд на жизнь (или недостаток взгляда на жизнь) подразумевает оценивание мотивов и целей основной деятельности человека. Всегда существовала тенденция искать саму по себе цель жизни. Этот недостаток жизненной цели имеет влияние на сферу потребления, что схоже на узкий жизненный интерес, то есть на концентрацию внимания человека на поверхностных вещах, которые включают в себя, в основном, великосветское потребление.

Немногое изменилось с тех пор, как были написаны эти слова. Только то, что неврологи недавно доказали, что Нистром прав только частично.

«Цель» - это сложное для исследования слово. Оно точно имеет обширную абстрактную составляющую, и большинство исследователей соглашаются, что понятие «счастье» является одним из основных. Когда Далай-лама говорит: «Целью жизни является быть счастливым», он буквально это и имеет в виду. Жить с целью в жизни означает быть счастливым – первое порождает второе и ни в коем случае не наоборот. Итак, пока мы мало можем сделать со сложной наукой о цели, мы все же знаем немного больше о счастье и можем, хотя бы в нестрогом смысле, выяснить его источники.

Есть ряд нейрохимических веществ, отвечающих за счастье, и в первую очередь это дофамин. Он связан с системой потребностей/вознаграждения организма, и это означает, что когда вы реализуете основную потребность, необходимую для выживания, мозг также дает вам порцию дофамина для стимулирования такого поведения.

И это отличное подкрепление рефлекса.


Кокаин, широко известный как наркотик, вызывающий самое быстрое привыкание, - это ничто иное, как вещество, вызывающее самозаполнение мозга дофамином, а затем блокирующее повторное поглощение (так же, как Прозак блокирует повторное поглощение серотонина). Основная идея всего этого – указать, что дофамин, очевидно, самый сильный из нейрохимических веществ, отвечающих за состояние счастья, при этом подчеркиваем, что употребление наркотиков смертельно опасно для здоровья.

Раньше ученые считали, что дофамин вырабатывается одновременно с вознаграждением, это означает, что вместе с давно желаемой вещью вы получаете также и порцию дофамина. Но несколько лет назад Рид Монтеге, невролог колледжа Бэйлор, используя мощную технологию визуализации мозга, выяснил, что мы не получаем дофамин, добиваясь объекта желания; дофамин вырабатывается, когда мы рискуем получить объект желаний.

Таким образом, дофамин – это вознаграждение за риск. Это значит, что идея Нистрома только частично правильная. Эволюционные физиологи давно подчеркивали, что во времена охоты и собирательства поиск пропитания было очень рискованным мероприятием. Поиски источников пищи означали исследование новых территорий, а освоение новых земель подразумевало неизвестные опасности. Могли напасть хищники. Можно было перевернуть камень в надежде на вкусную еду и получит укус скорпиона. Нужна была мотивация. Ею был дофамин.

И вот тут Нистром точно ошибся.

Почитайте любые мировые священные писания, начиная от Библии и до Бхагавад Гита, и вы сразу поймете, что древние люди обозревали мир и свои жизни поразительно циклично.

Фактически, это повторение часто праздновалось среди коренного населения и видоизмененной форме все еще празднуется сегодня – Рождество всегда было праздником зимнего солнцестояния, а Пасха – весенним обрядом (который, между прочим, объясняет, почему мы любим яйца и шоколадных кроликов на Пасху: весенние обряды – это ритуалы плодородия, а кролики любят …).


Дело в том, что современность не слишком монотонна, она слишком безопасна. Внешний мир – это живая окружающая среда, часто неистовая, всегда непредсказуемая. Отвергая тесный контакт с природой, современность лишает нас риска, и, как говорят неврологи, мы также теряем и часть счастья.

Логика немного извращенная, но факт тот, что поиски пищи были ежедневным опасным занятием; идя в продовольственный магазин, вы теряете шанс быть съеденным каким-нибудь хищником на обед и, таким образом, лишаете себя одного из основных химических веществ, необходимых для счастья.

Но вернемся к цели. Большинство считают, что проблема в том, что выбрать. «Я не знаю, какова моя цель» - повторение философии тщетности – самое знакомое высказывание. Но тут скрыто подразумевается причинная связь, и именно в этом может быть проблема.

Наша современная идея – это что мы сами ищем свой мотив (цель), а затем боремся за него – таков порядок вещей. Это подразумевает, что этап обдумывания (придумывание цели) предшествует этапу принятия риска (борьбе), но это современная адаптация.

В более примитивных обществах подростки участвовали в том, что называлось «костяные игры». Это были священные ритуалы принятия во взрослую жизнь, которые в рудиментарном виде еще существуют сегодня, хотя теперь они не подразумевают риск и называются «подтверждение» или «бар-мицва».

В обычной костяной игре претенденты на вступление во взрослую жизнь проходили проверку на остроту зрения, то есть они уходили в дикий лес с намерением противостоять опасности и возвращались они с целью. Так происходило всегда, и в этом тоже может быть задействован дофамин.

Дофамин ответственен не только за состояние счастья и время реакции, он еще и замедляет систему распознавания образов, которая является частью мозга, которая говорит вам, какова ваша цель.

Думается, «цель» может быть расплывчатым метафизическим словом, но все-таки с большой долей уверенности можно сказать, что за этой метафизикой стоит нейрохимия в виде дофамина. И контакт с природой является самым простым способом попасть в эту нейрохимию, что делает ее наиболее надежным путем к цели жизни и счастью.

Общаться с природой полезно - наверное, большинство из нас согласится с этим утверждением. При этом в понятие «общение с природой» каждый из нас вкладывает свое содержание. Для кого-то загородный пикник с обильным угощением и громкой музыкой из приемника - тоже отдых на свежем отдыхе. Вот только иногда после такого отдыха приходится основательно отдыхать…

Возможность зарядиться позитивной энергией, восстановить душевное равновесие дает совсем другое времяпрепровождение. Вы слышали о «зеленом» туризме? Это когда вокруг - природа, зелень, птицы поют, и никаких телевизоров и компьютеров , а по утрам - ранний подъем, зарядка и выход на маршрут с рюкзаком. Мы решили побеседовать с человеком, который на собственном опыте хорошо знает, как общение с природой меняет взгляд на окружающий мир. Наш собеседник - Эдуард Аркушин , психолог и организатор туристических походов по живописным уголкам Украины.

Когда ты ведешь группу в поход, какая у тебя цель? Дать возможность людям полюбоваться природными красотами, испытать свои силы; может быть, ты хочешь приобщить людей к туризму?

Я бы не сказал «приобщить», скорее, познакомить. Есть мнение, что в походе можно почувствовать нечто особенное. И чтобы это почувствовать, я стараюсь, чтобы люди получили не только удовольствие от чистой воды, чистого воздуха, красивых пейзажей, звуков природы, но и от общения. Это эмоциональная составляющая. Есть еще интеллектуальная. Если людям интересно, почему мы едим в походе вегетарианскую пищу, почему ложимся спать в десять вечера, а встаем рано утром - я рассказываю об этом.

Регулярное общение с природой накладывает отпечаток на образ жизни?

Общение с природой дает шаблон чистоты, которого достичь в городе очень трудно. Нам тяжело представить, насколько городской темп жизни влияет на нас, на наше настроение, отношение к миру и к себе. Город - это определенный фон, вибрации, которые создают дисгармонию, многим людям мешают понять, кто они и чего хотят. Природа имеет свойство успокаивать, гармонизировать, уравновешивать и радовать.

Можно ли сказать, что люди, которые регулярно общаются с природой, не могут сознательно причинять ей вред? С этой точки зрения «зеленый» туризм влияет на систему ценностей?

Сложно сказать, потому что сложно замерить, как было до и стало после. Безусловно, культура пребывания на природе есть, и ее можно сформулировать так: «После нас должно быть не так же, как было, а лучше». Мы говорим людям о том, что на переходах не нужно выбрасывать обертки от конфет и прочий мусор. Стоянки после нас остаются чистыми. Насколько эти ценности укореняются в людях… Думаю, многие осознают их до похода, многие - во время. Один поход, который длится, например, 4 дня - слишком короткий промежуток времени. Так что было бы очень смело утверждать, что за это время ценности человека могут кардинально измениться.


Что бы ты сказал человеку, который зеленым туристом никогда не был, но у которого есть интерес к походам? Почему имеет смысл попробовать?

В любом случае имеет смысл познакомиться. Чтобы попробовать расстаться со слишком уж сильными привязанностями или страхами. Это полезный опыт преодоления. Хотя преодоление тоже должно быть разумным. В походе обычно бытовые трудности и нагрузки компенсируются удовольствием.

Время от времени общаться с природой нужно. В повседневной жизни нам трудно восстанавливать психологическую гармонию. Не имея ее внутри, мы тиражируем дисгармонию в общении с другими людьми.

Правда, что в горах особая атмосфера? Не напрасно ведь горы овеяны романтикой…

Горы определенным образом влияют на людей. Считается, что в горах сосредоточено много энергии. Здесь и физические нагрузки хорошо переносятся, и у людей хорошее,бодрое и оптимистичное настроение. Здесь люди становятся мягче, внимательнее к окружающим.

Какое место из тех, которые ты видел, произвело на тебя самое сильное впечатление?

Удивительных мест очень много. Не хочется обидеть ни одно из них. Они обладают особой силой, люди тянутся к ним, стараются там побывать, вспоминают эти места, когда хотят вернуться в определенное эмоциональное состояние. В Крыму это Большой Каньон, Демерджи, Ялтинская яйла… таких мест очень много.

Если нет возможности пойти в поход, можно устроить пикник… и это тоже общение с природой. Или нет?

Создать условия для внутренней гармонии можно и на речке, выехав туда на выходные. Правда, здесь есть риск, что если у человека много нереализованной энергии, она направится не в то русло. Поход с этой точки зрения полезен тем, что наполняет день здоровым содержанием. Утром гимнастика, сбор лагеря, постановка лагеря, сбор дров, переход, культурная программа, общение. В походе обычно очень небольшая дистанция между участниками, и люди обсуждают темы, которые им действительно интересны.

Тем не менее, для общения с природой место не так уж важно. При творческом подходе и разумной организации можно создать особую атмосферу, собравшись в парке.

В какие-то определенные периоды жизни почти у каждого человека бывает особо интенсивным общение с природой: морем, лесом, облаками, животными и растениями. По сути своей это не что иное как общение с собой. Еще в те времена, когда объекты природы обоготворялись, наделялись сверхъестественными силами и человек обращался к ним с теми или иными просьбами, просил совета или помощи в своих делах и заботах, закладывались психологические механизмы и структуры, вызывающие в нас тягу к общению с природой, ощущение себя ее частицей.

Индийский философ С. Радхакришнан, размышляя над этими вопросами, обратил внимание на тот факт что жизнь древнего индуса, теснейшим образом связанная с объектами живой и неживой природы находилась под ее сильнейшим и во многом определяющим его психику, нравственность влиянием. Исследуя истоки возникновения и развития мировоззрения индийцев, Радхакришнан в своей книге «Индийская философия» пишет о том, что уже древнейшие мудрецы эпохи ведийских гимнов бессознательно восхищались природой. Будучи по существу поэтами они взирали на объекты природы с такой полнотой чувств и силой воображения, что эти предметы стали ими одушевляться. Они умели любить природу, восхищались чудесами захода и восхода солнца - этими таинственными процессами, которые завершались как бы сближением человеческой души и природы. Для них природа была живой, с нею они могли общаться Величественные явления природы были творениями небес, сквозь которые большинство взирало на безбожную землю.

Как это ни покажется странным, но и в наше время в роли объекта общения для человека может выступать растение или животное, море или горы, даже обыкновенные вещи, окружающие нас в повседневной жизни. Происходит это тогда, когда на любой предмет неживой природы или вещь люди переносят собственные свои духовные качества, как бы очеловечивая их. Отсюда и наше стремление к уединению на лоне

природы, в котором она может стать обычным партнером общения, позволяя вести молчаливый, а то и словесный диалог с собой: речкой или океаном, деревом или небом. В эти моменты человеку кажется, что воспринимаемое им явление природы обладает «душой» и «свободой» (то есть основными чертами субъекта) и что оно поэтому способно отвечать «любовью» на его любовь, что оно владеет своеобразным «языком», на котором с ним можно общаться. Природа становится иллюзорным партнером общения.

Стремление общаться с объектами природы особенно обостренно проявляется у человека в ситуациях кризиса, одиночества, вынужденного или намеренного. Глубоко залегают в нас эти чувства, в нашем сознании или, скорее, подсознании, может быть, в «генетической» еще, эмоциональной в своей основе памяти. В городском человеке структуры эти заглушены или неразвиты, точнее, не востребована в жизненной практике необходимость связи с этим мощным, но закрытым до поры пластом нашей психики. У сельских жителей, особенно у тех из них, кто по роду своих занятий много времени находится в одиночестве, эти связи обнаруживаются на поверхности их душевной жизни. Известный драматург Азат Абдуллин так описывает это качество у своих земляков. «Несколько лет назад,- пишет он,- я работал некоторое время скотоводом у моего сородича. Чтобы побыть в его шкуре. Однажды пришлые горожане спросили его. «С весны до осени ты на джайляу один. Не давит ли тебя одиночество?» Земляк мой ответил: «Когда начинает давить, я с цветами разговариваю». «Да ты шутник»,- те посмеялись над ним. Тогда он им: «А вы мне вот скажите, почему цветы и печальны, задумчивы, и приветливы, открыты?» И, видя, что тем нечего ответить, заключил: «Потому что они живут из самих себя. У них богатая душа. С ними поговорить можно».

В историческом своем развитии человечество с определенной периодичностью обращается к теме природы, общения с ней, к возможностям ее благотворного воздействия на формирование здоровой психики, всего образа жизни и деятельности человека. Романтизм, сентиментализм, классицизм и реализм - трудно назвать какое-либо из литературных или даже фи-лософских направлений и течений, которое бы в той или иной мере не отдало дань природе и человеческому общению с ней. Каждый раз это была реакция на избыточный рационализм и схематизм, «машинерию» и узость, эмоциональную скудость человеческой жизни. Особенно наглядно это прослеживается в сочинениях романтиков конца XVIII - начала XIX столетия. Европейский романтизм, выросший из отрицания просветительского механицизма, потеряв веру в способность разума установить справедливый порядок в обществе, испытывал недоверие и враждеб-ность к изощрённостям политических систем и уже заметно возросшим претензиям техники на существо жизнедеятельности людей. Обращаясь к природе, романтики искали в ней то, в чем им отказывало общество, и они обнаружили новый, прежде скрытый лик природы - лик всемогущего, талантливого и вдохновенного собеседника и друга.

Пылкое преклонение перед природой было свойственно Новалису, Колриджу, Шеллингу. Но пожалуй, ни один из писателей и философов не раскрыл так глубоко необходимость для нормального развития каждого человека воспитания у него потребности в самозабвенном отношении к диалогу с природой, как американский мыслитель-трансценденталист Г. Торо. Общение с природой, считал он, должно быть основано на пристальном ее наблюдении, на воспитании способности посредством воображения, памяти, предвидения сводить в фокус сознания все пространственные и временные характеристики мира. н полагал, что существует только единый миг глубокого подлинного мирочувствования, все остальное вторично, относительно, гипотетично. Именно воображение играет очень важную роль в освоении мира и в интимном общении с ним: «…я сам себе время и пространство… Во мне заключены лето и зима сельское бытие и повседневная рутина коммерции, чума и голод, освежающий ветер, радость, печаль жизнь и смерть».

Однако, по мысли Торо, настоящее общение с природой дается не всякому человеку. Нравственно несовершенные люди не могут войти в царство природы. Стоит человеку утратить духовность, как сразу же природа отделяется от него, из друга пре-вращается во врага; в холодное физическое тело, в коварного сфинкса. В этом пункте мысли Торо во многом тождественны высказываниям немецкого фило-софа-идеалиста Ф. Шеллинга, считавшего, что понять и полюбить природу может только свободный дух. Порабощенное же сознание не может увидеть в при-роде ничего, кроме материи-источника морального зла.

В теории другого американского философа-идеа-листа - Р. Эмерсона связь человека с природой получила особое название - «корреспонденции». Это трансценденталистское понятие трактовалось им доста-точно широко, как интимная связь между состоянием сознания и природными явлениями, создающими в своей совокупности огромный мир «бессловесного языка». Наиболее точное и образное представление о характере «корреспонденции» человека с природой дают стихи замечательного французского поэта Шарля Бодлера. Фрагмент одного из них мы здесь приводим:

«Природа - некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Когда их смутный хор един, как тьма и свет,

Перекликаются звук, запах, форма, цвет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье».

«Корреспонденция», утверждал Эмерсон, предпо-лагает, что по мере того, как человек погружается в переживания ландшафта, происходит восстановление оптимистического начала в его душе, а через это обновляется и восприятие им окружающего мира, поскольку не в природе, а в человеке «вся красота и все ценное, что он видит. Мир сам по себе пуст и всем своим великолепием обязан этой золотящей, возвышающей душе» .

В отличие от Эмерсона Торо подчеркивает объективный момент общения с природой. Он видит в природе тайну, которую человек должен разгадать. Природа для него не пуста, она есть своеобразный партнер по общению, имеющий самодовлеющее собственное живое бытие. Только как живая, обладающая глубокими тайнами, суверенностью природа может привлекать человека в качестве субъекта общения. Именно поэтому она нужна человеку для духовного обновления и для поддержания в душе его ощущения «жизненной силы». Человек же, высшее творение природы, представляет ее интересы как свои и, проявляя во взаимодействии с ней свою разумность, раскрывает смысл породившей его природы и своего существования.

Таким образом, делает вывод Торо, природа для человека - всемогущая и загадочная сила, а не просто проекция «не — Я» во внешний мир. Мир природы остается молчаливым и отстраненным до тех пор, пока человек не проникнет в ее суть, после чего она становится для него действительным собеседником и помощником.

Проникновение в природу, развивает свою мысль философ, должно идти через вдохновенный и исполненный творческого пыла чувственный опыт. При-близиться к природе можно, только если до конца ощутить ее и вжиться в нее. Человек должен быть достаточно чувствителен и одухотворен для восприятия

ландшафта. Общение требует от него усилий всего существа, физических и духовных. Для того чтобы Достичь максимального, пусть и временного, слияния с природой и погружения в ее мир, сам Торо, например, мог по несколько часов подряд почти недвижно стоять в лесной чаще или на берегу реки. усилия приближения к природе, работа души и тела подвигают человека к поиску духовного начала. Путь

высшему идеалу идет через возвышение идеального в самом индивиде, и достигается он с помощью слияния человека и природы. Постоянный контакт с природой, воплощающей трансцендентный идеал, красоту и чистоту, помогает, считал Г. Торо, человеку через сосредоточение на переживании природной гармоничности запечатлеть его в душе, заложить основы здорового, нравственного отношения к миру и самому себе, понять самого себя как часть природы и при-роду внутреннего своего «Я». Основательно и глубоко раскрыв взаимоотношение человека с природой, про-цесс их взаимовлияния, Г. Торо оставил исследова-телям человека много вопросов, требующих своего решения.

Один из них касается проблемы происхождения, изначальности чувства природы в человеке. Современ-ная наука в попытках дать ответ на этот вопрос начинает понимать, что основы единства человека и природы залегают значительно глубже, нежели счита-лось прежде.

Чувство природы, единства с ней вопреки широко бытовавшим представлениям вовсе не исчезло в нас. Просто это чувство в современной жизни мало востребуется, и потому мы редко замечаем его прояв-ления. Согласно последним исследованиям биологи-ческая память человека оказалась оттесненной глу-боко в подсознание. Конечно, эта память не те перво-зданные ощущения, которыми, наверное, обладали наши предки. У современного человека ощущение интимной связи с природой несколько иное, хотя где-то в глубине нашего существа сохраняется его биологи-ческая первооснова, которая позволяет чувствовать природу как начало всех начал. Случайная или на-меренная близость к природе, особенно жизнь в ней, весьма явственно обостряет наши первородные ощу-щения. Именно такое обостренное ощущение природы дало основание Генри Бестону, популярному амери-канскому писателю-натуралисту, написать следующие строки: «Проживая на дюнах… я находился в самой гуще обильной природной жизни, проявлявшейся днем и ночью, и благодаря этому оказался вовле-ченным в круговорот великой жизненной силы, чув-ствуя, как получаю от нее тайную питающую энергию. Наступило время - это было на пороге весны,- когда эта энергия стала ощущаться так же реально, как и тепло, излучаемое солнцем… Я полагаю, что те, кому

приходилось жить в окружении природы, стараясь не затворяться от нее, согласятся со мной. Жизнь - это вселенская энергия, подобная электричеству или земному тяготению; ее присутствие поддерживает саму жизнь. Эта сила может вмешиваться в отдельную жизнь, подобно мгновенному соединению лавины огня с пламенем свечи».

Как видит читатель, в данном случае общение с природой представляет уже не просто удовлетворе-ние эстетических чувств, а непосредственную энерге-тическую подзарядку из каких-то неявных, неизвест-ных нам

источников. Интересно, что для того, чтобы осуществилась такого рода «корреспонденция», чело-век, как пишет Бестон, должен не «затворяться» от природы, а быть по-доброму открытым для тех впечат-лений, которые она доставляет. Во многом наши отно-шения с природной средой так же загадочны, как и она сама, как загадочен наш собственный мир, наше тело, мозг, душа. То таинство отношений, что было «понят-ным» дикарю, во многом утрачено. Самые древние, глубокие, возможно, и богатые пласты нашей психики не задействованы, а ведь им многие миллионы лет. «Даже звери замечают, что человеку совсем не так уж уютно в созданном им мире значений и знаков»,- сказал Р. Рильке, одним из первых почув-ствовавший надвигающееся на человека одиночество из-за излишнего рационализма его бытия.

Особые отношения складывались у человека с жи-вотными. Общение с ними было более динамичным и наглядным: своим поведением, позами, издаваемыми звуками животное могло достаточно определенно «высказать» свое отношение к человеку, с которым оно контактирует. На глубокие размышления могут навести, например, материалы этнографических исследований одной из народностей, населяющих высокогорные районы Кавказа,- сванов. В условиях замет-ной изоляции от других культур и обычаев сохра-нились почти в своем первозданном виде отношения человека с домашними животными.

В каменном доме свана на некотором расстоя-нии от его стен строятся деревянные щиты с окошками, украшенными резным орнаментом. За этими Щитами и находятся животные (коровы, быки, лошади), которые имеют возможность через окошки всю долгую зиму рассматривать жилую часть дома и его обитателей. Таким образом, вся жизнь людей с их по-вседневными хлопотами вокруг семейных очагов, раз-водимых прямо на полу, большую часть года проте-кает буквально на глазах у животных, делая их как бы причастными ко всем делам человека. Более того, у сванов до наших дней сохранился обычай в определен-ный день года совершать перед животными тради-ционные ритуальные действия, разыгрывая сцениче-ские картинки, из которых животные должны «узнать», какое их поведение угодно хозяевам.

В своем ежедневном общении с животным сваны постоянно наблюдают внимательные глаза безмолв-ных, беззащитных, но преданных существ. Поэтому и относятся к ним как к самим себе, приписывают животным человеческие свойства и способности, оду-хотворяют их, то есть субъективируют и тем самым делают возможным взаимное общение с ними.

Этот вид общения психологически обеспечивается тем, что животное обладает рядом качеств, сходных с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные

инициативы человека. Только у совсем уж пустого человека не возникают в ответ чувства привязанности, предан-ности, любви. Наконец, многим сугубо человеческим качествам может научить человека дружба с живот-ными. Способности понимать и сочувствовать, состра-дать, а подчас и преподать пример надежности, вер-ности и преданности.

Сформировавшаяся сравнительно недавно наука этология (этос - нрав, характер), изучающая пове-дение животных в естественных условиях, значи-тельно расширила наши представления об умствен-ных способностях животных, убедительно показала, что наряду с инстинктами, присущими им от рож-дения, их поведение определяется еще и навыками, приобретенными в результате индивидуального опыта. Ряд исследований по сравнительной оценке принятия правильных решений у животных и у детей двух — трехлетнего возраста показал, что «умные» животные справляются с поставленной перед ними зада-чей лучше, чем дети. Это обстоятельство свидетель-ствует о том, что «разумность» не является достоинством исключительно человека. Существенные про-явления этого качества в различной степени свойственны и нашим «братьям меньшим». Главный же вывод, важный для темы нашего исследования, за-ключается в том, что психика животных при всем сходстве с нашей не просто значительно отличается от психики человека, она совершенно не сравнима с нашей (как, например, психика детей младшего возраста отличается от психики взрослого человека). И именно в этом ее достоинство, достоинство большей непосредственности и искренности, чем это бывает у человека, в силу практически полного отсутствия рациональности (но не разумности).

Трудно глубже и содержательнее сказать на этот счет, чем сделал это Г. Бестон: «Мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления: ведь по сравнению с нами они весьма несовершенны. Но мы заблуждаемся, жестоко заблуж-даемся. Ибо нельзя к животным подходить с челове-ческой меркой. Их мир старше нашего и совершен-нее, и сами они - существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Они сохранили многие из чувств, которые человек растерял: они живут, при-слушиваясь к голосам, которые недоступны нашему слуху. Животные - не меньшие братья и не бедные родственники, они - иные народы, вместе с нами попавшие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий».

Из всего сказанного подчеркнем еще раз, что об-щение с природой, с животными, по сути дела, пред-ставляет собою своеобразные варианты остро необхо-димых для нас актов автокоммуникации, позволяю-щих глубже познать себя, проявить и активировать в себе эстетические и гуманистические начала.