Булат окуджава - биография, информация, личная жизнь. В помощь школьнику Биография окуджавы

Булат Окуджава - повелитель чувств вот уже на протяжении нескольких поколений. Впечатление доверительности и непринужденности производят его неповторимые песни. Однако непосредственность Окуджавы вовсе не синоним простоты. Окуджава - виртуоз поэтического стиля.

Булат Шалвович Окуджава - поэт и прозаик - один из основоположников жанра бардовской песни, родился и вырос в Москве.

Мой город носит высший чин и звание Москва,

Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в "Арбатство" и ритуал посвящения в свое "сословие".

Пускай моя любовь, как мир, стара,

Лишь ей одной служил и доверялся,

Я, дворянин с арбатского двора,

Своим двором введенный во дворянство.

В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя.

Ах, война - она не год еще протянет, -

На то она и война;

Еще много километров портянок

Выкроят из полотна.

Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944го. Ранения, госпитали..., и больше воевать не пришлось. "Бери шинель - пошли домой"... И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.

Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась на фронте в 1943 году. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения - 1946-й.

Неистов и упрям

Гори, огонь, гори!

На смену декабрям

Приходят январи.

После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 году выходит первый сборник стихов "Лирика". Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве "Молодая гвардия", впоследствии заведует отделом поэзии в "Литературной газете".

Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: "О Леньке Королеве", "Девочка плачет - шарик улетел", "Последний троллейбус", "До свидания, мальчики". Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.

Ты течешь, как река.

Странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое призвание.

Ты и радость моя, и моя беда.

Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, "когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди", можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат - и радость, и беда. Годом же раньше написана иная "арбатская" песня, менее восторженная, но еще более биографичная.

О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой,

Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?

Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют,

Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают.

Одно дело - песня, романс, совсем другое - поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.

Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений, "на заказ". "Социальные заказы" были не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы, важные для современников.

В нашей жизни, прекрасной и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.

Призыв "Давайте говорить друг другу комплименты" - не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов, как путеводная звезда - "надежды маленький оркестрик под управлением любви". Слово любовь употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет, в сущности, о жизни человека, основном принципе его бытия. Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.

Неожиданная смерть Булата Шалвовича Окуджавы в 1997 году потрясла нас, его современников. Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: "Виноградную косточку в теплую землю зарою..." Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом. "А иначе, зачем на земле этой грешной живу?"

Профессия поэта "опасна и трудна". Роль поэта в обществе, его назначение и судьба - этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк:

Поэтов травили, ловили на слове,

им сети плели; куражились,

корнали им крылья, бывало,

и к стенке вели...

Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется "Посвящается вам", то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.

Узкожанровая специализированность создателей поэтического слова, как общеизвестно, бытует не изначально. Драматург А. Володин совсем недавно еще раз напоминал об этом: "В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль - сама поэзия стала служить недостойным целям... Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня! В нашей стране первым это сделал Окуджава".

Вероятно, в конце данного высказывания присутствует какаято доля гиперболизации. Вероятно, не самым первым. Были Визбор, Анчаров. Однако остается фактом, если первенство считать не единственно по хронологии событий, от самых первых его песен, а учитывая их количество, имеющих известность в самых разнообразных кругах, словно по основному пику широчайшей популярности, то звание Первого барда по праву относится к Окуджаве.

У Окуджавы написано всего приблизительно полторы сотни замечательных песен о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в триумф здравого смысла и мудрости.

В.А. Зайцев

Имя Булата Окуджавы широко известно читателям и любителям поэзии. Его невозможно отделить не только от своеобразного социокультурного явления 1950-90-х годов - авторской песни, одним из основоположников которой он был, но и от главных путей развития отечественной лирической поэзии и - шире - литературы второй половины XX столетия. О его произведениях и творчестве опубликовано немало рецензий и критических статей, - быть может, особенно обильным в этом плане было «скорбное лето девяносто седьмого». И все же феномен Окуджавы, секрет воздействия его поэтического слова, специфика художественного мира во многом остаются тайной и загадкой и все еще нуждаются в тщательном изучении, привлекают и будут привлекать пристальное внимание исследователей.

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) родился в Москве. Детство его прошло на Арбате, в тех самых дворах и переулках, память о которых стала его поэтической памятью, несшей в себе не только светлые воспоминания, но и черты сложной, трагической эпохи. В 1937 году был арестован, обвинен в «троцкизме» и вскоре расстрелян его отец, мать была отправлена в лагеря. Мальчик остался с бабушкой.

Когда началась Великая Отечественная война, он жил у родственников в Грузии. В 1942 г. ушел добровольцем на фронт, воевал - сначала минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии, был ранен, и все это сказалось на его дальнейшей творческой судьбе. Впервые стихи его были опубликованы в армейских газетах Закавказского военного округа в 1945 г. После войны окончил Тбилисский университет и несколько лет работал учителем русского языка и литературы в Калужской области и затем в самой Калуге. Там и вышел его первый поэтический сборник «Лирика» (1956), о котором он позже вспоминал: «Это была очень слабая книга, написанная человеком, страдающим калужской провинциальной самонадеянностью». Вскоре он переезжает в Москву, где в 1959 г. выходит его книга «Острова», стихи которой привлекают внимание читателей и свидетельствуют о рождении большого художника со своим неповторимым поэтическим миром.

За годы творческой деятельности Окуджава ярко проявил себя как самобытный поэт и прозаик, автор ряда поэтических книг: «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихотворения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное» (1989), «Песни Булата Окуджавы» (1989), «Капли Датского короля» (1991), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), «Чаепитие на Арбате» (1996).

Его перу принадлежат исторические романы «Глоток свободы» («Бедный Авросимов»), «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (1961) и рассказы (книга «Девушка моей мечты», 1988), киносценарии «Верность», «Женя, Женечка и «катюша», роман - «семейная хроника» - «Упраздненный театр» (1995). Отвечая на вопросы, связанные с его обращением к прозе, поэт говорил: «Видите ли, между поэзией и прозой своей я принципиальной разницы не делаю: для меня это явления одного порядка... Потому что и там, и там я выполняю главную задачу, которая стоит передо мной, рассказывая о себе средствами, которые в моем распоряжении... Лирический герой у меня одинаковый и в стихах, и в прозе».

Творческая деятельность Окуджавы многообразна. Но наибольшую известность ему уже на раннем этапе принесли, как он сам их называл, «скромные городские песенки», которые в его собственном исполнении, под аккомпанемент гитары нашли пути к сердцам многочисленных слушателей, вызвав к жизни ряд других столь же самобытных явлений авторской песни (Н. Матвеева, А. Галич, В. Высоцкий, позднее В. Долина и др.).

Хотя Окуджава и заявил о себе впервые в конце 50-х годов вместе с поэтами «оттепельной» поры - «шестидесятниками» (Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной и др.), но по сути он все же один из поэтов военного или фронтового поколения - тех, чей талант формировался в жестоких испытаниях, на переднем крае, под артиллерийским и пулеметным обстрелом, в окопах и землянках Отечественной войны.

Выступая перед слушателями еще в 1961 г., поэт отмечал: «Большинство стихов моих - и те, которые читаю, и те, которые пою, - на военную тему. Когда мне было 17 лет, я из девятого класса ушел на фронт. И я тогда стихов не писал, а потом, очевидно, эти впечатления юности были настолько сильны, что они до сих пор идут за мной по пятам. Вот чтоб вас не удивляло преобладание военной темы у меня». Поэтому естественно, что в его стихах и песнях столь важное место занимают опыт и впечатления, образы и мотивы, обусловленные войной. Сами названия стихов говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте», «Не верь войне, мальчишка», «Из фронтового дневника» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытание огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.

Для поэта и его героя характерно острое неприятие, отрицание войны - именно как гибели и разрушения, и в то же время - утверждение жизни, вера в ее торжество, в победу над смертью: «Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, / не жалейте ни пуль, ни гранат / и себя не щадите, / и все-таки / постарайтесь вернуться назад».

Но тематический и образный диапазон песен Окуджавы никак не исчерпывается войной. В его лирике утверждается красота и поэзия обычной будничной жизни. В ней хорошо ощутима земная основа, жизненная почва, на которой вырастает чувство-переживание, и вместе с тем - романтическая окрыленность в восприятии и творческом воссоздании самых обыденных явлений.

Мы земных земней. И вовсе к черту сказки о богах!
Просто мы на крыльях носим то, что носят на руках.
Просто нужно очень верить этим синим маякам,
и тогда нежданный берег из тумана выйдет к вам.

На протяжении всего творческого пути раскрывается, последовательно углубляясь и поворачиваясь разными гранями, целостный и динамический художественный мир Б. Окуджавы. Это вполне реальный, земной, но вместе с тем и возвышенный, романтический мир поэта, неустанно преображающего действительность творческой фантазией. По верному замечанию Л.А. Шилова, в его стихах «обыденное может мгновенно превратиться в сказочное», и это одно из существенных внутренних свойств его художнической манеры.

В художественной системе Окуджавы будничное и земное буквально на наших глазах претворяется в необычное и возвышенно-романтическое, образуя «свой поэтический мир, свой поэтический материк», наличие которого он так ценил в творчестве более молодых собратьев по поэтическому цеху, создателей авторской песни: В. Высоцкого, Н. Матвеевой, Ю. Кима и др.

Несомненна роль тропов в сотворении этого поэтического мира у самого Окуджавы. В его песнях перед нами предстает «Женщина, ваше величество», чьи глаза - «словно неба осеннего свод», «две холодных звезды голубых», они подобны «синим маякам», напоминают «нежданный берег», который становится «близким берегом». Т.е. необычное оказывается рядом: «она на нашей улице живет», у нее «обветренные руки и старенькие туфельки», «пальтишко... легкое на ней»...

В метафорах Окуджавы сливается, сопрягается обыденное, земное и романтическое, устремленное ввысь и вдаль, небесное и морское. В его стихах обычная московская улица течет, «как река», ее асфальт прозрачен, «как в реке вода». В них «Полночный троллейбус плывет по Москве, / Москва, как река, затухает...» Все происходящее воспринимается в окружении водной стихии: «за столом семи морей», и даже «Время идет, хоть шути - не шути, / как морская волна вдруг нахлынет и скроет...»

В поэтическом мире Окуджавы важнейшее место занимает тема и образ родины, родного дома и дороги, мотив движения и связанной с ним надежды, нравственно-философское осмысление жизни, самых основ бытия, и - уже как форма воплощения всего этого - музыкальное и живописное начало. Все это вместе и образует живую, целостную, движущуюся художественную систему.

Одна из ключевых для Окуджавы тема родины находит в его творчестве многогранное поэтическое воплощение. В этой связи надо, пожалуй, особо сказать о том, что можно назвать темой «малой родины», «страны детства», связанной с Москвой и Арбатом, которому у него посвящено столько стихов и песен разных лет («На арбатском дворе...», «Арбатские напевы», «Арбатский романс», «Арбатское вдохновение», цикл «Музыка арбатского двора» и др.).

«Моя историческая родина - Арбат», - говорил Окуджава в одном из своих поздних выступлений. А в другом случае он пояснял: «Арбат для меня не просто улица, а место, которое для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину».

Широко известна написанная еще в 50-е годы «Песенка об Арбате» («Ты течешь, как река. Странное название!..»). В ней за этой старинной московской улочкой для поэта встает нечто неизмеримо большее, необычайно раздвигается художественное пространство и время:

Пешеходы твои - люди не великие, каблучками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия, мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое отечество, никогда до конца не пройти тебя!

Комментируя свои стихи и, очевидно, осмысляя истоки собственного поэтического творчества и роль «малой родины» в его формировании, Окуджава замечал: «История Москвы по необъяснимой своей прихоти избрала именно этот район для наиболее полного самовыражения. У Арбата нет задворок, а есть вообще Арбат - район, страна, живая, трепещущая история, наша культура... Я даже подозреваю, что у него есть душа и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье».

Арбат, а вместе с ним и многие другие названия старинных московских улиц и площадей (Смоленская, Петровка, Волхонка, Неглинная, Малая Бронная, Тверская, Сивцев Вражек, Ильинка, Божедомка, Охотный ряд, Усачевка, Ордынка) не только воспроизводят складывавшуюся веками территорию, географическое пространство древней столицы, но и передают ее духовную атмосферу, внутренний мир ее жителя, ощутившего себя неотъемлемой частицей и живой, действенной силой многовековой истории страны и народа:

Не тридцать лет, а триста лет иду, представьте вы, по этим древним площадям, по голубым торцам. Мой город носит высший чин и звание Москвы, но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Процитированное стихотворение «Московский муравей» стоит в ряду многих, воссоздающих романтически окрашенный облик родного города: «Песенка о московских ополченцах», «Песенка о московском трамвае», «Песенка о ночной Москве»...

И не случайно в последней из названных «песенок» как бы воспроизводится сам процесс рождения стиха, ложащегося на музыку, и на наших глазах возникает удивительно емкий, «ключевой» для лирики Окуджавы образ, проходящий рефреном в конце каждой строфы:

Но не только Москва и Арбат - старый, довоенный и послевоенный, но никак не сегодняшний - реконструированный - так близки и дороги поэту. «Арбат - мой дом, но и весь мир - мой дом...» - как бы вскользь, но весьма многозначительно заметил он в одном из стихотворений 70-х годов. И в этом смысле «малая» и духовная родина поэта - эпицентр художественного мира, беспредельно расширяющегося в пространстве и времени.

Характерны сами названия стихов: наряду с «Песенкой о ночной Москве» - «Ленинградская элегия», «Осень в Царском Селе», «По Смоленской дороге», «Разговор с рекой Курой», «Грузинская песня». За ними встает представление о большой, родной для него стране. Любви и верности ей посвящено стихотворение, которое так и называется «Родина». В стихах об Отечестве для поэта неразделимы природа, искусство, история, «вечные» темы и сами первоосновы бытия и творчества.

В «Грузинской песне» выразительна народно-поэтическая символика: животворящая и земная твердь, воздушная и водная стихии конкретизированы в зримых, пластически-живописных образах:

Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая, пусть опять и опять предо мною плывут наяву синий буйвол, и белый орел, и форель золотая... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Сам поэт как-то заметил: «Это, в общем, на самом деле не совсем грузинская песня, но она смыкается по символике с грузинским фольклором, и я ее так назвал...».

Вместе с тем проходящий рефреном образ «земли этой вечной» сообщает стихотворению общечеловеческое звучание. Именно с ним, с этим образом «теплой» и «вечной» земли соотносится, из нее вырастает, в нее уходит и неизменно возрождается мотив бренной и прекрасной человеческой жизни в ее глубинных проявлениях самых нежных и сокровенных дружеских и любовных чувств и взаимоотношений («...и друзей созову, на любовь свое сердце настрою...»; «...и заслушаюсь я, и умру от любви и печали...»).

В лирике Окуджавы подкупает глубина духовности, нравственная чистота, утверждение правды и справедливости в человеческих отношениях. В его стихах раскрываются цельность и богатство внутреннего мира личности, щедрая гамма живых человеческих чувств: любви, дружбы, товарищества, нежности, доброты. Об этом говорят многие строки стихотворений-песен («Часовые любви на Смоленской стоят...»; «Отступает одиночество, / возвращается любовь»; «Как много, представьте себе, доброты...»; «...эти самые нежность и робость, / эти самые горечь и свет....»; «Возьмемся за руки, друзья...»).

Чувство поэта - широко и многогранно. Это любовь к женщине, матери, родине, миру, жизни, любовь выстраданная, исполненная милосердия к людям. И не случайно стихотворение «Музыкант» (1983) завершается строками: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, / справедливей, милосерднее и праведней она».

«Я очень люблю эту личность (музыканта), - говорил Окуджава. - Люблю слова «музыка», «музыкант», «струна». Музыку я считаю важнейшим из искусств, даже выше, чем искусство слова». И действительно, музыка и ее создатель (исполнитель) музыкант является одним из центральных мотивов его поэзии.

Вспомним хотя бы стихотворение «Чудесный вальс», которое все от первой до последней строки «прошито» сквозными лейтобразами, несущими тему этого, по словам поэта, «важнейшего из искусств»: «Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс... Целый век играет музыка... Музыкант приник губами к флейте... А музыкант врастает в землю... Це­лый век играет музыка... А музыкант играет».

В стихах Окуджавы «задействованы» самые различные инструменты, образуя многозвучный оркестр, в котором каждый исполнитель ведет свою партию: звучат «ноты звонкие органа» и «трубы медные», голоса скрипки и флейты, кларнета и фагота... В его песнях «веселый барабанщик / в руки палочки кленовые берет», «выводит мелодию / какой-то грядущий трубач», «...кларнетист красив как черт! / Флейтист, как юный князь, изящен...» И сама музыка оживает на наших глазах, становясь одушевленным существом: «И музыка передо мной танцует гибко... / И музыки стремительное тело / плывет...» («Музыка»).

Художественный мир Окуджавы - движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро, разнообразно представлены образы и мотивы, связанные с живописью, творчеством художника. Об этом опять же свидетельствуют сами названия стихотворений («Живописцы», «Как научиться рисовать», «Фрески», «Батальное полотно», «Отчего ты печален, художник...»), - в последнем случае само слово получает расширительный смысл - это «живописец, поэт, музыкант», инструменты и орудие которого - «холст и краски, перо и смычок».

Очевидно, Окуджава мог бы повторить вслед за Н.Заболоцким: «Любите живопись, поэты!» В его стихах немало примеров мас­терства живописания словом - от программного «Живописцы, окуните ваши кисти / в суету дворов арбатских и в зарю...» - и до реализации этой программы, в частности, в уже цитированной «Грузинской песне», или, скажем, в стихотворении «Осень в Кахетии», отмеченном удивительной пластикой, живописностью, динамикой и одухотворенностью в изображении природы:

Вдруг возник осенний ветер, и на землю он упал. Красный ястреб в листьях красных словно в краске утопал. Были листья странно скроены, похожие на лица, - сумасшедшие закройщики кроили эти листья, озорные, заводные посшивали их швеи...

Листья падали на палевые пальчики свои.

И у самого порога, где кончается дорога, веселился, и кружился, и плясал хмельной немного лист осенний, лист багряный, лист с нелепою резьбой... В час, когда печальный ястреб вылетает на разбой.

Одним из определяющих в мире Окуджавы является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны в стихотворениях «До свидания, мальчики...», «Песенка о солдатских сапогах». Но это и дорога как символ жизненного пути, в котором сегодняшняя житейская реальность сплетается и сливается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»). Мотив движения был заявлен уже в первых стихах-песнях («Полночный троллейбус», «Часовые любви», «Веселый барабанщик»),

«Жизнь моя - странствие...» - писал Окуджава, и это относится не только к движению в пространстве. Не случайно его «Главная песенка» в одноименном стихотворении - «кружит над скрещеньем дорог», и потому столь значимы сами названия стихов: «Песенка о дальней дороге», «Дорожная песня», «Дорожная фантазия»...

Художественный мир поэта всегда реальный и вместе с тем - фантастический. Кроме «Дорожной фантазии», в творчестве Окуджавы, особенно в 80-е годы, возникает целый ряд, серия фантазий, в частности, связанных с поездками за рубеж, но и не только: «Парижская фантазия», а также «Дунайская», «Калужская», «Японская», «Турецкая», «Американская»... Вместе с тем еще в 70-е годы Окуджава пишет емкое и многозначительное стихотворение, которое можно рассматривать как ироническое размышление по поводу не оправдавших себя социальных утопий:

О фантазии на темы торжества добра над злом!
В рамках солнечной системы вы отправлены на слом.
Торжествует эта свалка и грохочет, как прибой...
Мне фантазий тех не жалко - я грущу о нас с тобой.

В стихах и песнях Окуджавы всегда тесно переплетается социально-историческое и вечное, общечеловеческое. Его тяга к гармонии, к высветлению прекрасного в жизни и человеке, связанного с верой, надеждой и любовью, неотделима от ощущения драматизма и трагедийности бытия в мире.

В одном из сравнительно недавних стихотворений, посвященных Новелле Матвеевой, Окуджава так характеризовал время «оттепельных» надежд, породивших, в частности, и такое явление, как авторская песня: «Мы - романтики старой закалки / из минувшей и страшной поры. / Мы явились на свет из-под палки, / чтоб воспеть городские дворы». Романтическое мироощущение молодости, естественно, претерпело существенные изменения, впитав печаль и горечь «музы Иронии», побуждающей переосмыслить образы собственных стихов:

Покосился мой храм на крови, впрочем, так же, как прочие стройки. Новогодняя ель - на помойке.

Ни надежд, ни судьбы, ни любви...

Острое сопереживание вызывают страдания родной земли в трагедийно окрашенной элегико-романтической лирике Окуджавы последних лет. Вернувшемуся из зарубежной поездки поэту тяжелей всего было видеть «родины больной родимое лицо». Мысли о собственной жизни и судьбе отступают перед болью о судьбах страны и всего настрадавшегося мира. Отсюда - горестные строки: «Жалко лишь, что родина померкла, / что бы там ни пели про нее». Отсюда и скорбные раздумья о настоящем и будущем земли-планеты:

Пока еще жизнь не погасла, сверкнув, не исчезла во мгле...
Как было бы все распрекрасно на этой зеленой земле,
когда бы не грязные лапы, неправый вершащие суд,
не бранные клики, не залпы, не слезы, что речкой текут!

Остро социальные мотивы сплетаются в поздней лирике Окуджавы с философскими размышлениями. Печальный вывод и итог прожитых лет («Мгновенна нашей жизни повесть, / такой короткий промежуток...») не приводит к унынию, а лишний раз побуждает искать «золотое зерно» подлинной поэзии «меж вечным и меж быстротечным», «меж прожитым и меж грядущим...»

В стихотворной подборке-цикле «Уроки пальбы» («Знамя», 1997, №1) возникают новые мотивы, вобравшие опыт пережитого и выношенного в сердце. «Уроки пальбы бесполезны...», «...поля сражений нынче не по мне» - такова теперь гуманистическая и нравственно-эстетическая позиция поэта. Высшей ценностью для него еще и еще раз предстают «музыка стиха», «слова одинокого наплывы», «странной фразы тусклый силуэт», в которых он видит «особый смысл и вдохновенный свет». И сами истоки подлинной поэзии он находит в изначальных, вечных человеческих чувствах и переживаниях - простых и обычных, лишенных какой бы то ни было выспренности и патетики:

Держава! Родина! Страна! Отечество и государство! Не это в душах мы лелеем и в гроб с собою унесем, а нежный взгляд, а поцелуй - любови сладкое коварство, Кривоарбатский переулок и тихий треп о том, о сем.

Стихи Окуджавы, вошедшие в книги «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), наконец, в итоговый сборник «Чаепитие на Арбате» (1996), отличает, как и прежде, земная простота, порою будничность интонаций, обыденных слов и оборотов и - внутренняя красота, органичность художественно-изобразительных и выразительных средств, словесная, музыкальная целостность и завершенность его художественного мира.

Что касается поэтических «учителей», «именных» традиций русской и западноевропейской классики, то на вопросы о своих любимых поэтах Окуджава отвечал: «Из поэтов люблю я Пушкина, Киплинга, Франсуа Вийона, Пастернака», упоминая также еще имена Блока, Ахматовой, Заболоцкого. Относительно поэтов-современников он говорил: «Я очень люблю Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Олега Чухонцева, Беллу Ахмадулину, Юнну Мориц, Александра Кушнера...», неизменно положительно отзываясь о «шестидесятниках»: Е. Евтушенко, А. Вознесенском, Р. Рожденственском, как о «ярких талантах», людях «из моей стихотворной когорты», считал он также очень одаренными, замечательными поэтами И. Бродского, Н. Рубцова.

В основе лирического творчества Булата Окуджавы его нераздельность с народной жизнью и судьбой, органично впитанные опыт и традиции русской поэзии и, конечно же, фольклорные истоки (в том числе - городской романс). В самом соединении стиха, мелодии, а на раннем этапе и собственного исполнения под аккомпанемент гитары его стихов-песен сказалось обращение к древнейшим, исконным традициям поэтического творчества, смелое и оригинальное их продолжение и обновление.

Ключевые слова: Булат Окуджава,критика на творчество Булата Окуджавы,критика на произведения Булата Окуджавы,анализ произведений Булата Окуджавы,скачать критику,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Его отец — Шалва Окуджава — был по национальности грузином, мать — Ашхен Налбандян — армянкой.

В 1934 году с родителями переехал в Нижний Тагил, где отца назначили первым секретарем городского комитета партии, а мать — секретарем райкома.

В 1937 году родители Окуджавы были арестованы. 4 августа 1937 года Шалва Окуджава по ложному обвинению был расстрелян, Ашхен Налбандян сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году.
После ареста родителей Булат с бабушкой жил в Москве. В 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.

С 1941 года, с начала Великой Отечественной войны, работал токарем на оборонном заводе.

В 1942 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт. Служил на Северо-Кавказском фронте минометчиком, затем радистом. Был ранен под Моздоком.

«В сорок втором году, после девятого класса, семнадцати лет, я добровольно ушел на фронт. Воевал, был минометчиком, рядовым, солдатом. В основном — Северокавказский фронт. Ранен под Моздоком из немецкого самолета. А после излечения — тяжелая артиллерия резерва Главного командования…
Вот и все, что мне удалось повидать.

До Берлина я не дошел.

Я был очень смешной солдат. И, наверное, толку от меня было немножко. Но я очень старался делать так, чтобы все были довольны. Я стрелял, когда нужно было стрелять. Хотя честно вам скажу, что не с большой любовью я стрелял, потому что убивать людей — это не очень приятная вещь. Потом — я очень боялся фронта.

Первый день я попал на передовую. И я, и несколько моих товарищей, такие же, как я, семнадцатилетние, очень бодро и счастливо выглядели. И на груди у нас висели автоматы. И мы шли вперед в расположение нашей батареи. И уже представляли каждый в своем воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться.

И в тот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Но мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра.

Потом все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Все проходили по своим делам, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Подняли головы. Поняли, что пора уже вставать. Встали и тоже пошли.

Это было первое наше боевое крещение. Тогда я первый раз узнал, что я трус. Первый раз. Кстати, должен вам сказать, что до этого я считал себя очень храбрым человеком, и все, кто был со мной, считали себя самыми храбрыми.

А потом шла война. Я многое узнал и увидел… И еще узнал, что все, кто были со мной, они тоже боялись. Одни показывали вид, другие не показывали. Все боялись. Это немножечко утешило.

Впечатление от фронта было очень сильное, потому что я был мальчишкой. И потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».



Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось…», текст которой не сохранился.
Окуджава: «Ничего веселого в войне нет».
В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси, где экстерном сдал экзамены за среднюю школу.
В 1950 году окончил филологический факультет Тбилисского государственного университета, работал учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге.
Подрабатывал корреспондентом и литературным сотрудником калужских областных газет «Знамя» и «Молодой ленинец».

Первое стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 году в газете Закавказского военного округа «Боец РККА». Затем стихи поэта регулярно печатались и в других газетах.

В 1946 году Окуджава написал первую из сохранившихся песен «Неистов и упрям».

В 1956 году, после выхода в Калуге первого сборника стихов «Лирика», Булат Окуджава вернулся в Москву, работал заместителем редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда», редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Принимал участие в работе литобъединения «Магистраль».

В 1959 году в Москве вышел второй поэтический сборник поэта «Острова».

В 1962 году, став членом Союза писателей СССР, Окуджава ушел со службы и полностью посвятил себя творческой деятельности.
Автор сборников лирики «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976) и других.

В 1996 году вышел последний поэтический сборник Окуджавы — «Чаепитие на Арбате».

C 1960 х годов Окуджава много работал в жанре прозы. В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987 году), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку официальной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В 1965 году Владимиру Мотылю удалось экранизировать эту повесть, дав фильму название — «Женя, Женечка и «катюша». В последующие годы Окуджава писал автобиографическую прозу, составившую сборники рассказов «Девушка моей мечты» и «Заезжий музыкант», а также роман «Упраздненный театр» (1993).
В конце 1960 х годов Окуджава обратился к исторической прозе. Отдельными изданиями вышли повести «Бедный Авросимов» (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (1976 — первая часть; 1978 — вторая часть) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

Стихотворные и прозаические произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Со второй половине 1950 х годов Булат Окуджава начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель, став одним из общепризнанных основоположников авторской песни.
Окуджава является авторов более 200 песен
Наиболее ранние из известных песен Окуджавы относятся к 1957−1967 годам («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.). Магнитофонные записи его выступлений мгновенно разошлись по стране. Песни Окуджавы звучали на радио, телевидении, в кинофильмах и спектаклях.

Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, Германии, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии.

В 1968 году в Париже вышел первый диск с песнями Окуджавы. С середины 1970 х годов его диски выходили и в СССР. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевел на русский язык.
Концерты Окуджавы проходили в Европе, США, Канаде и Японии
Всенародную славу исполнителю принес фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970), в котором исполнялась песня на слова поэта «Здесь птицы не поют…».

Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов как «Соломенная шляпка» (1975), «Женя, Женечка и «катюша» (1967), «Белое солнце пустыни» (1970), «Звезда пленительного счастья» (1975). В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.

В 1994 году Окуджава написал свою последнюю песню — «Отъезд».

Во второй половине 1960-х Булат Окуджава выступил как соавтор сценария картин «Верность» (1965) и «Женя, Женечка и «катюша» (1967).

В 1966 году написал пьесу «Глоток свободы», которая через год была поставлена сразу в нескольких театрах.

В последние годы жизни Булат Окуджава был членом учредительного совета газеты «Московские новости», «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал», вице президентом русского ПЕН центра, членом комиссии по помилованиям при президенте РФ (с 1992 года), членом комиссии по Государственным премиям РФ (с 1994 года).

23 июня 1995 года состоялся последний концерт Окуджавы в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в одной из клиник Парижа. Согласно завещанию, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Окуджава был женат дважды.

От первого брака с Галиной Смольяниновой у поэта был сын Игорь Окуджава (1954−1997).

В 1961 году он познакомился со своей второй супругой — племянницей известного физика Льва Арцимовича — Ольгой Арцимович. Сын от второго брака Антон Окуджава (1965 года рождения) — композитор, аккомпаниатор отца на творческих вечерах последних лет.

В 1997 году в память о поэте указом Президента РФ было утверждено положение о Премии имени Булата Окуджавы, присуждаемой за создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру.

В октябре 1999 года открылся Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы в Переделкино.

В мае 2002 года в Москве у дома 43 на Арбате был открыт первый и самый известный памятник Булату Окуджаве.

Фондом Булата Окуджавы ежегодно проводится вечер «Заезжий музыкант» в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве. Фестивали имени Булата Окуджавы проходят в Колонтаево (Московская область), на Байкале, в Польше и в Израиле.

Булат Шалвович Окуджава, чья биография заслуживает огромного внимания, был знаменитым советским певцом, композитором, поэтом. На свои стихи талантливый исполнитель сам писал песни, являясь одним из наиболее известных представителей в жанре авторской песни. Его творчество вместило целую эпоху. Поэта и композитора уже давно нет в живых, а стихи и песни Булата Окуджавы до сих пор звучат в компаниях и с экранов телевизоров.

Булат Окуджава прожил сложную, но интересную жизнь. Он родился 9 мая 1924 года в Москве в семье грузина Шалвы Степановича Окуджавы и армянки Ашхен Степановны Налбандян. Его родители были коммунистами по убеждению: отец – видный партийный деятель, матери тоже нашлось место в партийном аппарате.

Когда Булату исполнилось два года, семья переехала в Тбилиси, затем – в Нижний Тагил. Они всегда следовали за отцом, который стремительно делал партийную карьеру. Шалва Степанович занимал важные должности, пока ссора с Берией и ложный донос не перевернули его жизнь. Окуджаву-старшего арестовали, отправили в лагерь и там расстреляли. Год Булат с мамой и бабушкой жили в Москве, в коммуналке на Арбате. В 1938 году мать Булата сослали в лагерь в Караганду как жену предателя родины, а вернуться оттуда Ашхен довелось только в 1947-ом.

После ареста матери Булат жил в семье родственников в Тбилиси. Мальчик учился в школе, затем поступил токарем на завод. В 1942 году юноша записался добровольцем на фронт, участвовал во многих жестоких боях. В 1943 году получил ранение под Моздоком. В этот период Окуджава и написал свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось».


Когда закончилась война, Булат Шалвович поступил в Тбилисский госуниверситет на педагогический факультет. Окончил вуз в 1950 году и начал работать учителем в сельской школе. По распределению на два с половиной года будущий бард попал в деревню Калужской области Шамордино. В это время Окуджава постоянно писал стихи, многие из которых затем стали песнями.

Литература и музыка

Старт его литературной карьеры датируется 1954 годом. Булат Окуджава был на встрече литераторов Н. Панченко и В. Кобликова с читателями, а после окончания мероприятия набрался смелости и предложил им свои стихи. Стихи понравились – вскоре Окуджаву начала печатать калужская газета «Молодой ленинец».


В 1956 году там же, в Калуге, вышел сборник поэзии «Лирика». Стихи Булата Окуджавы понравились. В 1961 году альманах «Тарусские страницы» напечатал повесть писателя «Будь здоров, школяр». В 1987 году автобиографичное произведение было издано отдельным тиражом. Всего за четыре десятилетия было издано порядка 15 поэтических сборников, среди которых «Острова», «Веселый барабанщик», «Март великодушный», «Арбат, мой Арбат».


Не оставил в стороне Булат Окуджава и произведения для детей и юношества, самым известным из которых стала сказка «Прелестные приключения». Детскую повесть литератор создавал, описывая свои будни в Ялте сказочным языком в письмах к маленькому сыну. Есть в библиографии Булата Шалвовича и одна пьеса, которую тот написал в 1966 году, – «Глоток свободы».

Булат Окуджава занимался и переводами с арабского, шведского, финского языков, переводил в основном стихи. До 1961 года автор работал редактором издательства «Молодая гвардия» и заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Затем уволился и по найму больше никогда не работал – занимался творчеством.


Поэтом-песенником Булат Окуджава стал в 1958 году. К тому времени литератор уже вернулся в Москву – его родителей реабилитировали.

Концерты Окуджавы проходили с аншлагом: афиш в столице не было, зато отменно работало «сарафанное радио». В начале 60-х Булат Окуджава был одним из самых популярных советских бардов. Его песни «На Тверском бульваре», «Сентиментальный марш» и другие запомнились и полюбились слушателям. Отдал дань музыкант и своей исторической родине – Грузии, создав музыкальную композицию «Виноградная косточка».


Первый официальный концерт Окуджавы состоялся в Харькове в 1961 году. После этого поэт и певец начал гастролировать по городам СССР. Исполнитель стал ярким представителем русской авторской песни - это было его основным творческим направлением.

Творчество Булата Шалвовича повлияло на развитие бардовского течения, куда также вошли , . Две песни Окуджавы – «Возьмемся за руки, друзья…» и «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля еще вертится…») – получили статус гимнов слетов авторской песни. До сих пор проходят фестивали имени Булата Окуджавы в Москве, Перми, на Байкале, в Израиле, действует и слет авторов-исполнителей «И друзей созову...».


В 1962 году он написал первую песню для кинофильма – это была композиция для картины «Цепная реакция». К сожалению, фильм успехом не пользовался. Зато следующая песня для кино моментально стала суперхитом: «Нам нужна победа», исполненная в фильме «Белорусский вокзал», звучала по радио и с магнитофонных записей.

Булат Окуджава писал песни к картинам «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья», «Ключ без права передачи», «Покровские ворота». Песню «Ваше благородие, госпожа удача» к культовому фильму «Белое солнце пустыни» тоже написал Окуджава. В общей сложности песни барда прозвучали почти в 80 советских фильмах.

В 1967 году Окуджава был во Франции, где записал 20 своих композиций – они стали основой для пластинки, которая вышла в Париже через год. В 1974 году Окуджава записал первую долгоиграющую пластику в СССР, но вышла она через два года. В 1978-м был записан еще один диск, а в середине 1980-х вышли две пластинки песен о войне, куда вошли уже известные по фильмам музыкальные композиции «До свидания мальчики», «Бери шинель, пошли домой», «Песенка о пехоте» и другие.

Песни Булата Окуджавы до сих пор не забыты, их исполняют многие артисты эстрады – , .

Говоря о биографии Булата Окуджавы, следует также отметить его участие в кинематографе. Роли артиста были только эпизодическими, появлялся он в роли камео, а порой и вовсе не был указан в титрах. Это фильмы «Цепная реакция», «Ключ без права передачи», «Застава Ильича», «Храни меня, мой талисман». Более крупная роль досталась Окуджаве в восьмисерийном художественном фильме «Строговы», где Булат сыграл офицера.


Попробовал себя Окуджава и в качестве киносценариста. С его участием создавался сценарий к фильму «Верность», режиссером и вторым сценаристом которого стал . Фильм рассказывал историю молодого солдата, бывшего десятиклассника Юры Никитина (Владимир Четвериков), который встретил свою любовь – девушку Зою (), когда был уже студентом пехотного училища. Но спустя несколько дней после встречи юношу отправляют на фронт, где он погибает.

Фильм получил главный приз II Всесоюзного кинофестиваля, а также премию Венецианского фестиваля в номинации «За лучший дебют». В середине 60-х Окуджава участвовал также в создании сценариев к картине «Женя, Женечка и «Катюша» и не поставленному фильму об .

Личная жизнь

С ранних лет Окуджава отличался большой влюбчивостью. Еще в школе Булат проявлял романтические чувства к одноклассницам. Каждый раз из-за очередного переезда из города в город платонические отношения рушились.


Когда после войны Булат Окуджава на некоторое время вернулся в Москву, он познакомился с девушкой Валентиной, которая, как и он, жила на Арбате. Дама сердца училась в студии им. и не проявляла интереса к невысокому черноглазому парню. Позднее девушка стала не менее знаменитой на весь Советский Союз персоной – по праву называли легендой советского телевидения.

Остепениться Булату Окуджаве удалось рано. Сказывалась тоска по домашнему уюту, которого молодой человек был лишен из-за репрессий родителей, а затем и участия в войне.


Его первая супруга – Галина Смольянинова, училась с Булатом в одном вузе. Поженились студенты на втором курсе. В этом браке у супругов родились двое детей. Но дочь умерла в раннем возрасте, а сын Игорь, будучи взрослым, пристрастился к наркотикам, попал в тюрьму. В 1964 году семья распалась. Ровно через год, в день развода, Галина умерла от разрыва сердца: ей было 39 лет.

Второй женой Булата стала Ольга Арцимович, физик по образованию. В семье родился сын Антон, который пошел по стопам отца и стал музыкантом и композитором. Отношения в этом браке складывались счастливо, хотя фотографий и других свидетельств сохранилось мало.


С середины 80-х годов личная жизнь Булата Окуджавы была связана с еще одной женщиной, певицей Натальей Горленко. Они прожили в гражданском браке несколько лет, но бард так и не решился на расставание с Ольгой. В последние дни и часы жизни поэта именно Арцимович была рядом с Булатом.

Смерть

Последние годы жизни Окуджава провел в Париже. После трагической гибели старшего сына Игоря здоровье маэстро подкосилось – Окуджава всегда чувствовал вину за судьбу первенца. Поэта госпитализировали в больницу с гриппом, который дал осложнение на почки. Прогнозы врачей не обнадеживали. Окуджава всегда считал себя верующим человеком и за несколько часов до смерти принял крещение. Булата Шалвовича нарекли в честь .


Бард умер 12 июня 1997 года в возрасте 73 лет от почечной недостаточности в военном госпитале в пригороде Парижа. Похоронили Булата Окуджаву на Ваганьковском кладбище в Москве.

Библиография

  • 1956 – «Лирика»
  • 1959 – «Острова»
  • 1966 – «Глоток свободы»
  • 1967 – «Фронт приходит к нам»
  • 1967 – «Март великодушный»
  • 1971 – «Прелестные приключения»
  • 1976 – «Арбат, мой Арбат»
  • 1985 – «Свидание с Бонапартом»
  • 1987 – «Будь здоров, школяр!»
  • 1991 – «Приключения секретного баптиста»
  • 1993 – «Милости судьбы»

Песни

  • 1958 – «До свидания, мальчики»
  • 1966 – «Песенка о пехоте»
  • 1967 – «Виноградная косточка»
  • 1967 – Союз друзей»
  • 1967 – «Ваше Благородие, Госпожа Удача!…»
  • 1971 – «Нам нужна одна победа»
  • 1974 – «Женюсь»
  • 1975 – «Песенка кавалергарда»
  • 1975 – «Песня о Поле Чудес»
  • 1975 – «Пожелание друзьям»
  • 1982 – «Еще он не сшит, твой наряд подвенечный…»

Булат Окуджава известен в нашей стране как поэт и композитор, а также сценарист, прозаик и просто очень талантливый и интересный человек. Он утверждал, что создание песен - великая тайна, непостижимая, как любовь. О судьбе этого великого барда мы и поговорим в нашей статье.

Происхождение

Окуджава Булат, биография которого интересует многих, появился на свет в 1924 году, 9 мая. Он рос в семье убежденных большевиков. Его родители приехали в Москву из Тифлиса, чтобы учиться в Коммунистической академии. Папа будущей знаменитости - Шалва Степанович - грузин по национальности. Он был видным партийным деятелем. Мама - Ашхен Степановна - армянка по происхождению. Она являлась родственницей известного армянского поэта Ваана Терьяна. Со стороны матери у знаменитости были родственники с боевым и неоднозначным прошлым. Его дядя, Владимир Окуджава, будучи террористом, совершил покушение на губернатора Кутаиси. Позже ему довелось фигурировать в списках пассажиров загадочного пломбированного вагона, который доставлял ведущих революционных лидеров из Швейцарии в Россию в 2017 году.

Далекие предки

О судьбе своих предков был осведомлен с детских лет Окуджава Булат Шалвович. Его прадед по отцу Павел Перемушев поселился в солнечной Грузии в середине 19 века. Перед этим он 25 лет отслужил в российской армии. По национальности он был не то русским, не то молдаванином, не то евреем. Известно только, что Павел был портным, женился на грузинке по имени Саломея и произвел на свет трех дочерей. Старшая из них впоследствии вышла замуж за Степана Окуджаву. Тот служил писарем. В браке с ним родилось восемь детей. Среди них был и будущий отец нашего героя - Шалва Степанович.

Детство и юность

С детства терпел различные испытания Окуджава Булат. Биография будущего поэта была связана с постоянными переездами. Дело в том, что его отец был партийным деятелем. Сразу после рождения сына его направили на Кавказ командовать грузинской дивизией. Мама Булата между тем осталась в Москве. Она занимала должность в партийном аппарате. Учиться мальчик был направлен в Тифлис. Он посещал русскоязычный класс. Его отец вскоре получил повышение. Он стал секретарем Тифлисского горкома. Однако задержаться на этой должности ему не удалось из-за конфликтов с Берией. При содействии Орджоникидзе Шалву Степановича перевели на работу в Нижний Тагил. Он перевез на Урал всю свою семью. Булат учился в школе № 32. Привыкнуть к суровым сибирским условиям после жизни в дружелюбном и солнечном крае ему было нелегко.

Аресты

В 1937 году случилась трагедия. Отец мальчика был арестован. Его обвинили в связи с троцкистами, а также в покушении на жизнь Орджоникидзе. 4 августа того же года он был расстрелян. После этого Булат вместе с мамой и бабушкой переехал в Москву. Семья поселилась в коммунальной квартире на Арбате. Но на этом неприятности не закончились. В 1938 году под стражу взяли Ашхен Степановну. Ее сослали в Карлаг. Оттуда она вернулась только в 1947 году. Тетя Булата была расстреляна в 1941 году. В 1940 году наш герой переехал в Тбилиси. Здесь он окончил школу и устроился работать на завод учеником токаря.

Военные годы

Булат Окуджава, стихи которого известны каждому, в апреле 1942 года добивался призыва в армию. Однако был призван в ряды советских войск только по достижении совершеннолетия. В августе того же года он был направлен в десятый запасной миномётный дивизион. Через два месяца его отправили на Закавказский фронт минометчиком. Он служил в кавалерийском полку пятого гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. В конце 1942 года будущий поэт был ранен в битве под Моздоком. После лечения на передовую Булат Шалвович не вернулся. В 1943 году он поступил на службу в стрелковый запасной полк Батуми, позже был задействован в качестве радиста в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде, которая прикрывала в то время границу с Ираном и Турцией. Весной 1944 года наш герой был демобилизован. За добросовестную службу ему вручили две медали - «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией». В 1985 году он был удостоен ордена Отечественной войны первой степени.

Первые творческие опыты

После демобилизации вернулся в Тбилиси Окуджава Булат. Биография поэта была опалена войной. Однако он твердо решил вернуться к привычной жизни и заниматься любимым делом. Сначала молодой человек получил аттестат о среднем образовании. Затем, в 1945 году, он поступил на филологический факультет в Тбилисский университет. Успешно окончил его в 1950 году и два с половиной года проработал преподавателем в Калужской области. Все это время наш герой писал талантливые стихи. Его первой песней считается композиция «Нам в холодных теплушках не спа́лось». Она была создана в период службы поэта в артиллерийской бригаде. Текст произведения не сохранился. А вот второе творение дошло до наших дней. Это «Старинная студенческая песня», написанная в 1946 году. Сочинения автора были впервые опубликованы в гарнизонной газете под названием «Боец РККА». Он печатался под псевдонимом А. Долженов.

Становление карьеры

В Калужской области сотрудничал с изданием «Молодой ленинец» Булат Окуджава. Стихи поэта впервые вышли большим тиражом в 1956 году в сборнике «Лирика». В том же году были реабилитированы отец и мать поэта. После XX съезда КПСС он вступил в коммунистическую партию. Через три года перебрался в Москву и начал давать концерты авторской песни. Как бард он стал быстро завоевывать популярность. В период с 1956 по 1967 годы были написаны самые известные песни Булата Шалвовича - «На Тверском бульваре», «Песенка о комсомольской богине», «Песенка о голубом шарике» и прочие.

Официальное признание

Окуджава Булат Шалвович впервые выступил на своем официальном вечере в 1961 году. Бенефис прошел в Харькове. В 1962 году состоялся дебют поэта в качестве актера. Он сыграл в картине «Цепная реакция». Здесь ему довелось исполнить одну из самых известных своих песен - «Полночный троллейбус». В 1970 году советские зрители увидели фильм «Белорусский вокзал». В нем актеры спели негласный гимн советских граждан, преодолевших чудовищные испытания Великой Отечественной войны, - «Нам нужна одна победа». Окуджава стал автором и других всеми любимых песен из кинокартин «Соломенная шляпка» и «Женя, Женечка и «катюша». Автор написал музыкальные композиции к восьмидесяти картинам.

Пластинки

В 1967 году совершил поездку в Париж Булат Окуджава. Песни поэта стали известны не только в России, но и за рубежом. Во Франции он записал двадцать своих песен на студии «Le Chant du Monde». Через год на основе этих треков была выпущена первая пластинка барда. В этот же период увидел свет еще один альбом Окуджавы. В него вошли песни в исполнении польских певцов. Композиция «Прощание с Польшей» была записана в авторской интерпретации.

Творчество Булата Окуджавы набирало все большую популярность. В середине 1970-х годов его пластинки выпустили и в Советском Союзе. В 1976 и 1978 годах в продаже появились советские диски-гиганты с записями певца и поэта. Середина 1980-х годов также была очень плодотворной для Булата Шалвовича. Он создал еще два альбома - «Песни и стихи о войне» и «Автор исполняет новые песни».

Поэт Булат Окуджава сочинил несколько песен на тексты польского автора - Агнешки Осецкой. Он сам перевел на русский язык понравившиеся ему стихи. В соавторстве с композитором Шварцем наш герой создал тридцать две песни. Среди них - «Ваше благородие, госпожа Удача», «Кавалергарда век недолог…», «Любовь и разлука».

Культурное наследие

Стал одним из ярчайших представителей жанра авторской песни в России Окуджава Булат. Биография поэта сделалась предметом пристального изучения. Его творчеством восхищались, ему пытались подражать. С появлением магнитофонов проникновенные авторские композиции стали известны широкой аудитории. Владимир Высоцкий называл Булата Шалвовича своим учителем. А.А. Галич и Ю. Визбор стали его последователями. Автору и исполнителю удалось создать уникальное направление в российской песенной культуре.

Среди интеллигенции завоевал прочный авторитет Булат Окуджава. Песни знаменитости распространялись в магнитофонных записях. Сначала они стали известными в СССР, потом сделались популярными за рубежом среди русских эмигрантов. Некоторые композиции - «Возьмёмся за руки, друзья…», «Молитва Франсуа Вийона» - стали знаковыми. Их использовали в качестве гимнов на слетах и фестивалях.

Личная жизнь

Был женат дважды Булат Окуджава. Личная жизнь поэта складывалась непросто. Впервые он сочетался браком с Галиной Смоляниновой. Однако совместная жизнь супругов с самого начала не задалась. Их дочь скончалась еще будучи младенцем, а сын сделался наркоманом и в конце концов попал в тюрьму.

Вторая попытка была более удачной. Поэт женился на физике Ольге Арцимович. Сын Булата Окуджавы от второго брака - Антон - пошел по стопам отца, стал довольно известным композитором.

В жизни барда была еще одна любимая женщина. Его гражданской женой долгое время была Наталья Горленко. Она сама очень тонко чувствовала музыку, исполняла песни. С ней был счастлив Булат Окуджава. Личная жизнь этого замечательного человека в тот период связана с самыми приятными впечатлениями.

Общественная деятельность

Перестройка в Советском Союзе захватила Булата Шалвовича. Он стал принимать активное участие в политической жизни страны. Выказывал негативное отношений к Ленину и Сталину, отрицательно относился к тоталитарному режиму. В 1990 году бард вышел из КПСС. С 1992 года работал в комиссиях при президенте России. Занимался вопросами помилования и присвоения Государственных премий РФ. Был членом «Мемориала». Остро переряживал военные действия в Чечне.

Завершение жизни

В 1990-е годы поэт поселился на собственной даче в Переделкине. В этот период он активно гастролировал. Ездил с концертами в Москву, Санкт-Петербург, Канаду, Германию и Израиль. В 1995 году он вышел на сцену в последний раз. Выступление состоялось в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО.

В 1997 году поэт умер. Он скончался в 74 года в военном госпитале в пригороде Парижа. Перед смертью он принял крещение по именем Иоанн в честь святого мученика Иоанна Воина. Это случилось после благословения одного из духовных лидеров Псково-Печерского монастыря.

Наш герой похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Его могила оформлена просто и незатейливо - каменная глыба с именем барда, написанным рукописным шрифтом.

Памятники

Первый памятник Булату Окуджаве был открыт в 2002 году в столице. Он стоит на пересечении Арбата и Плотникова переулка. Его автор - Георгий Франгулян. Создание монумента было приурочено к двум памятным датам - Дню Победы и дню рождения поэта. Творцы воссоздали кусочек старого арбатского двора: подворотню, две скамейки, живое дерево… В центре композиции - фигура барда. Этот скульптурный комплекс напоминает о творчестве барда и его ностальгических воспоминаниях.

Второй памятник водружен на улице Бакулева. Монумент представляет молодого поэта. Он бесстрашно смотрит в будущее. На его плечах - залихватски накинутый пиджак. Из-под полов виднеется верная спутница - гитара. Композиция находится на возвышении. Постаментом служит холм-клумба. К его подножию ведут два пути. Это связано с незабываемыми строками барда о двух дорогах, одна из которых «прекрасна, но напрасна», а другая - «видимо, всерьёз».

Заключение

Теперь вы знаете о том, какую жизнь прожил Булат Окуджава. Семья поэта сохранила о нем самые лучшие воспоминания. Этот человек жил и творил по велению сердца. И его проникновенные стихи - о нас с вами. О любви, соблазнах, долге, личном участии, об умении сопереживать, преодолевать трудности, не бояться грядущих испытаний. О трепетной мечте, бесшабашной молодости и трогательной, овеянной воспоминаниями, зрелости. Наследие барда навсегда вошло в фонд российской и мировой культуры.