В каком возрасте мальчик должен хорошо говорить. Развитие мелкой моторики. Если ребенок не хочет говорить.

Когда ребенок начинает говорить? Этот вопрос один из главных в доме при появлении долгожданного чуда на свет. С появлением в доме малыша привычная жизнь домочадцев естественно меняется. Теперь главный человечек устанавливает правила, и все вокруг подчинено милому созданию. Родители завороженно наблюдают за всеми его достижениями и успехами, радуются каждому «агу» и каждой улыбке, каждому шажку, всего и не счесть. Особым трепетом, конечно же, проникнуто ожидание первых слов любимого ребенка.

Другим фактором, который следует учитывать, является влияние речи другого на ребенка. Если она прислушивается к речи других, нет никаких причин для большей озабоченности, чего не бывает, когда она реагирует так, как будто ее никто не слышал. Существуют элементы, которые используются при оценке языка для дифференциации задержки, требующей внимания от простой задержки, чтобы говорить, поскольку практически невозможно установить точный возраст, в котором эта задержка уже не является нормальной.

Драузио: И те дети, которые говорят так, как понимают только матери? Одним из таких случаев является обмен фонемами, например, что в фоноаудиологии называется фонологическим отклонением или артикуляторным расстройством. Вместо того, чтобы говорить «автомобиль», ребенок говорит «черствым»; Вместо «коровы» он говорит «нож».

Как только малыш начнет ощущать всю полноту звуков, дом заполнится руладами, а мама, папа, бабушки и дедушки будут стараться приложить все усилия для того, чтобы расслышать в лепете своего чада, что-то осмысленное. Как раз по этому поводу и ведется много споров, когда ребенок должен начать говорить полноценные слова, а не просто «гулить». О том, в каком возрасте дети начинают говорить, речь пойдет ниже.

В дополнение к обменам может также отсутствовать звук. Хотя установлено, что в возрасте четырех лет ребенок должен быть с системой приобретенных и стабилизированных звуков языка, в пределах нормы существует определенный разброс. Есть родители, которые приносят ребенка в этом возрасте, опасаясь, что она говорит так плохо, что посторонние не понимают, что она говорит. Это требует тщательного анализа, чтобы проверить, что звучит, что ребенок не производит или не обменивает на других, чтобы определить необходимость ухода или подождать немного дольше, поскольку он находится на заключительном этапе приобретения языка.

Каждая семья имеет какого-нибудь внимательного родственника, который начнет проявлять «заботу» и будет день-ночь твердить о том, что-то кроха долго молчит, неизвестно, когда ребенок начинает говорить? Этот доброжелатель обязательно начнет сравнивать малыша с соседскими детьми, которые с 9 месяцев уже во всю читают стихи. Родители должны быть упорными и игнорировать такую «заботу», если у малыша нет проблем с развитием, то бить тревогу не стоит. Не надо бежать в панике к психологу, логопеду или невропатологу. Первое, что должны сделать заботливые родители — это постараться получить максимум информации о том, в каком возрасте дети начинают говорить, и от чего зависит, со скольки начнут говорить дети. Самое главное осознать, что единого параметра, сроков, во сколько месяцев ребенок начинает говорить — нет. Итак, в каком возрасте дети начинают, время это индивидуально для каждого малыша.

Однако даже до четырехлетнего возраста может быть дезорганизация в звуковой системе, которая заслуживает раннего ухода за патологоанатом речевого языка. Драузио: Не могли бы вы привести пример? Когда они спросили его, как его зовут, она сказала А-а. Люди не поняли, снова спросили, повторила она, но она не поняла. Невозможность сказать это имя разумно нарушала их общественные отношения.

В таком случае забота указана даже до четырехлетнего возраста, чтобы избежать смущения для ребенка. В тот день, когда он покинул сессию, разговаривая с Какой, он был ликующим. Именно через речь люди предстают перед миром. Невозможность правильно произнести свое имя является неприятностью для ребенка.

Если для одного карапуза в норме окликать своих родителей и в полгодика, то другие мамы и папы не могут никак дождаться, пока их кроха заговорит и в 9-10 месяцев.

Да даже по той причине, что не так мало деток не разделяют мнение, что первое, что они должны говорить — мама, для многих первым звукосочетанием становится слово «дай» или «туда». Но нельзя игнорировать момент живого разговора. Малыш должен чаще слышать разговоры между родителями и в первую очередь речь, обращенную в его адрес. Важно, чтобы общение было активным, эмоциональным, к примеру, от ТВ успешного эффекта не получится. Норма все-таки какая-то определена, считается, что кроха в 12 месяцев должен произносить от 2 до 10 слов. Но нередко дети и до 2 лет говорят неохотно и мало или совсем молчат. Но это не повод опять же для расстройства, в каком возрасте дети начинают говорить, зависит от 2-х составных моментов: активного и пассивного владения языка.

В отношении детства существует дисфункция речи, описанная как нормальная, которая является частью процесса овладения языком и, как правило, исчезает сама по себе. Это связано с тем моментом, когда ребенок начинает сами производить предложения и должен выбирать одно слово за другим. Как будто вы стоите перед несколькими дверями и застаиваетесь, не решаясь, куда идти.

Это неплохо и показывает движение ребенка при приобретении языка. Конечно, степень дисфункции варьируется от ребенка к ребенку, как и забота семей. Родители часто берут своего маленького ребенка, который заикается немного на встречу с логопедом, потому что боятся, что он может быть заикающимся.

Пассивная речь развивается быстрее, так как это понимание услышанного слова, фраз, предложений. А активная составляющая — чуть медленнее, так как это уже непосредственно произношение самих слов и формирование их в предложения.

Поэтому если родители видят, что малыш заинтересован, внимательно слушает взрослых, реагирует на речь и просьбы, то поводов для переживания быть не должно. Это норма развития речи.

Столкнувшись с нормальным колебанием, родители должны быть предупреждены, что если их реакция будет спокойной, проблема ребенка, естественно, исчезнет. Почему так важно это говорить? Потому что способ, которым родители справляются с этой диспутацией, может создать плохой образ себя в ребенке и фактически привести к заиканию. Когда она начинает говорить и останавливается, а взрослый вмешивается в советы о том, как говорить без заикания, он заваривает речь ребенка и создает напряжение, которого еще нет.

Поэтому важно, чтобы родители обращались к руководству о том, как лучше всего справляться с проблемой их детей, чтобы не усугублять картину, которая может пройти естественным образом. Драузио - В каком возрасте родители должны заботиться о заикании своих детей?

Как помочь крохе заговорить?

Мучаясь вопросом, когда ребенок начинает говорить, почему он никак не желает произносить такие долгожданные слова, мамы и папы не подразумевают, что отчасти сами принимают участие в столь длительной молчаливости своего крохи. Многие спросят, почему, в чем же связь? Все просто! Когда мама и папа угадывают каждый последующий шаг малыша, сразу выполняют все его желания, предугадывают дальнейшие действия, то у ребенка просто теряется стимул развивать навыки речи. Однако если кроха не начал говорить до 2 лет, это не повод для переживаний и уж тем более не факт развития проблем с речью в дальнейшем. Зачастую эти маленькие молчуны начинают говорить первые слова уже осмысленно и четко, выстраивая целые предложения и фразы.

Нормальное заикание имеет тенденцию к уменьшению после трех лет и не беспокоит или не подавляет ребенка. Проблема начинается, когда она избегает говорить в определенных ситуациях или с определенными людьми и отказывается произнести несколько слов. Это показывает, что он создает механизмы в попытке избежать дисфункции, что еще более усугубляет проблему.

Драузио - В каких речевых языках патологи основаны на том, что определенное поведение по отношению к речи нормальное или заслуживает внимания? Реджеан Рубино - всегда начинается с интервью с родителями, в котором они спрашивают, почему они ищут заботы и рассказывают историю ребенка. Во второй момент контакт с ребенком. Есть профессионалы, которые решили применить тесты. Материал записывается, транскрибируется и анализируется для повышения ошибок и трудностей, которые могут быть кристаллизованы, симптомов расстройства, которые ребенок представляет и нуждается в помощи для преодоления.

Такие ребята обгоняют в развитии в последующем тех, кто начал говорить еще до года. Кстати мама и папа могут оказать помощь своему малышу, и он непременно заговорит. Это не значит, что надо заставлять кроху повторять за родителем каждое слово. Большую пользу принесет просмотр разных предметов. Осматривая предмет надо обязательно давать комментарии всему, что видит ребеночек. Надо стараться больше говорить с малышом, просить его подать игрушки, что-то выполнить. Никто не отменял чтение, надо как можно больше читать:

Драузио: Являются ли эти ошибки систематическими или случайными? Ошибки речи часто являются систематическими, а не в том смысле, что они фиксированы, но в том смысле, что они показывают систему самого языка. Например, ребенок, который говорит «нож» вместо «коровы», обменивает все звучные фонемы для глухих.

В этих случаях никто не работает со звуками в одиночку, но с противостоянием глухих и звучных звуков, шевелясь всей фонологической системой ребенка. Драузио: Это предполагает тщательную оценку, не так ли? Реджане Рубино - Осторожно. Необходимо выяснить, какие звуки обмениваются, каковы отношения между ними и анализировать другие факторы, чтобы выбрать наилучший способ работы с этим ребенком.

  • сказки;
  • стишки;
  • песенки;
  • загадки.

Чтение принесет пользу. Хорошо, если малыш будет стараться сказать последние строчки. Забавные игры с комментариями помогут малышу начать говорить. Внимание и забота, участие в воспитании обязательно принесут свои долгожданные плоды в виде первых звуков и слов в дальнейшем.

Драузио: И случаи тюремного языка, как они отправляются? Реджане Рубино - То, что мы обычно называем языком жертвы, не имеет никакого отношения к языку. Недавно был опубликован доклад, в котором говорилось, что президент Лула не имеет языка в тюрьме, у него свободный язык. Фактически, то, что он, как и другие люди, является лобовой проекцией языка, являющейся результатом вялости или гипотонии этого органа. Характерный характер его речи вызван плохим расположением языка, то есть он не содержится в пространстве или в правильном положении для обеспечения правильного тона.

Речь ребенка до 12 месяцев

Итак, во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Как только малышу исполняется 7 месяцев, он начинает с желанием гулить. Он повторяет слоги по несколько раз. Если в этом возрасте кроха почти не гулит, не лепечет, то маме и папе следует обратить на это внимание. В 8 месяцев кроха должен лепетать, родители должны даже услышать некоторые выразительные интонации. Также кроха должен отчетливо и грамотно произносить слоги, часто их повторять. Не нормальным считается:

Захваченный язык, напротив, прикреплен во рту сгибом, который ограничивает его движения. Например, ребенок с привязанным языком может испытывать трудности сосания в утробе матери. Поэтому иногда необходимо сделать небольшой разрез, чтобы освободить движения языка.

Таким образом, идеальным было бы для ребенка кормить грудью матери, но это не всегда возможно. Погрузившись в бутылку, важно, чтобы он заставлял себя сосать. Часто беспокоились о прибавке веса ребенка, мамы вырезали клюшки и молоко, без того, чтобы ребенок делал какие-либо усилия.

  • карапуз неактивно лепечет;
  • ребенок невыразительно гулит;
  • малыш лепечет без интонации.

Как только малыш начал лепетать, то спустя примерно, 30 дней, он должен уже стараться повторить за родителями несложные слова. Малыш должен имитировать слова, звуковое сочетание, интонацию. Не норма — это когда в речи малыша присутствуют только гласные и только грубые звуки. Также отклонением считается невнятная мелодичность имитации.

Даже если клюв ортодонтический, а маленькая дыра, всасывающая сундук, требует гораздо большей силы. Движение всасывания обеспечивает адекватный рост костных структур, челюстей и развивает соответствующий тон мускулатуры, который будет использоваться в речи.

Тот же принцип должен соблюдаться при прохождении в твердый корм. Нередко можно получить ребенка, мать которого предлагает только мягкие и вкусные продукты, даже если она достаточно взрослая, чтобы принимать взрослую пищу. Иногда люди спрашивают: «Значит ли это, что мой ребенок ест вмешивается в то, как он говорит?».

К 10 месяцам малыш уже должен произносить лепетные слова и добавлять в речь новые слоги, сочетать звуки. В этом возрасте отклонением считается неактивность лепета, отсутствие лепета, неэмоциональный лепет.

Еще одна важная забота - наблюдать, как ребенок дышит. Если вы дышите через рот, хорошо отнести его к оторино для оценки, поскольку дыхание рта может быть связано с провисанием мускулатуры и плохо расположенным языком. Драузио. Теоретически, ребенок рождается с мозговой схемой, которая позволяет научиться говорить на любом из сотен существующих языков.

Драузио - И дети, у которых есть родители разных национальностей, и изучают два языка. Это приводит к каким-либо недостаткам? Некоторые родители предпочитают помещать своих детей в иностранные школы, потому что им выгодно изучать более одного языка. Если ребенок, однако, проявляет какое-то языковое расстройство, такое отношение может вызвать смущение, поскольку она сталкивается с странным языком, когда она даже не говорит на родном языке.

К 11 месяцам малыш уже должен говорить осознанно слова, например, «папа», «деда», «дай», «туда», «сюда». Лепетать малыш должен, к примеру: «тятя», да-да». Ребенок должен с активностью повторять и подражать. Отклонения, если малыш не лепечет, не говорит слова за родителями и не старается произносить самостоятельно. В год у малыша должно быть около 10 слов в словарном запасе, если есть отклонения, родители должны насторожиться.

Ребенок от одного года до одного года и пяти месяцев

Говорят ли люди в семье и разговаривают с ребенком? Ребенок все больше и больше интересуется тем, что видит: предметы, растения, животные. Ей нравятся люди, чтобы показать ей и поговорить с ней о том, что она видит и ловит. Она также заботится о рисунках или картинах в журналах и книгах. Говоря имя того, что она видит, поощряя ее повторять и говорить с ней о повседневной деятельности, помогите ребенку научиться говорить.

Она уже может сказать несколько слов, таких как: мама, вода, мяч. Но он все еще использует жесты для общения: он играет поцелуями, качает головой, чтобы сказать «нет». Чтобы научиться говорить, ребенку нужны люди, чтобы поговорить с ней. Ей также нравится, когда семья разговаривает с ней с просьбой о помощи. Например: «Поднимите обувь папы под кровать». Таким образом, она изучает понятия места: вниз, вверх, близко, далеко.

Речь до 2-х летнего возраста и 3 лет

После года ребенок может говорить сложно. Должно возрасти понимание слов, которые он слышит. Еще через 3 месяца малыш может обобщать предметы по определенным признакам. К 2 годам кроха уже может комментировать свои действия. Ребенок может уже хорошо понимать и воспринимать недлинные истории, внимательно реагировать на рассказы взрослых, пытаться повторить. В этом возрасте малыш должен уметь составлять предложения и воспринимать знакомый рассказ без иллюстраций. По достижении 3 лет у малыша в словарном запасе появляются все новые и новые слова, к примеру: «куда», «где», «как», «почему», «когда». Если до 3 лет ребенок не говорит — это отклонение в развитии и повод для обращения к врачу. Если же малыш лепечет и делает попытки к составлению слов до 2 лет, но еще активно не говорит, то беспокоиться не стоит, так как все дети развиваются индивидуально.

Разве ребенок понимает, когда люди просят у нее что-то? Ребенок может понять некоторые приказы вроде: «Пойдем на улицу?», «Возьми свой ботинок». Не всегда она принимает заказы, которые она получает. Обычно он подчиняется только тогда, когда ему интересно делать то, что его просят сделать.

Ребенок показывает, чего хочет и не хочет делать. Когда он не может что-то делать, иногда он вызывает истерику, то есть он может плакать, кричать, бить ногами, бросаться на пол. Говорить «нет», ставить страх или бить не избегает истерик. Лучше всего подождать, пока истерика пройдет, не обращайте внимания на ребенка, пока он вызывает истерику, и сохраняйте твердость в отношении запрета. Увидев, что он не может, ребенок заканчивает тем, что сдался и начал делать что-то еще.

Отклонения в развитии речи

Проблемы развития речи характеризуются особенной симптоматикой. Если проблемы не существенные, то паниковать не стоит. Как уже говорилось выше, у всех детей развитие идет индивидуально, у кого-то раньше, у кого-то чуть позднее, и если других отклонений у ребенка нет, то волноваться не надо. Задержка речи случается и идет на фоне общего отставания в развитии. Симптомы серьезных отклонений следующие:

В игре с коробками, банками, чашами или контейнерами ребенок учится лучше использовать свои руки. Когда вы тянете и ставите одну вещь внутри другой, вы также изучаете понятия размера. Семья может воспользоваться этим интересом к рисованию и обучению ребенка тому, как хранить игрушки в сумке или коробке. Ребенок любит входить и выходить из ящиков, мисков и открытых шкафов. Она изучает размеры, формы и все больше контролирует свои движения.

Ребенок учится ходить без помощи другого человека. С помощью семьи вы будете чувствовать себя в безопасности и лучше и лучше ходить в окружении вокруг вас. Поскольку она может ходить по всему дому и очень любопытно, она перемещает все, что может получить. Если ребенок падает и получает травму, хорошо сделать пакеты со льдом или холодной водой, чтобы уменьшить боль и отек.

  1. В 12 месяцев кроха совсем не активен, он не лепечет, не эмоциональный.
  2. В 12 с половиной месяцев ребенок не понимает, что значит тот или иной предмет, не реагирует на имя, на звуки, не лепечет и не эмоционален. Малыш не сидит, не тянется ручками, не переворачивается.
  3. По достижении 2 лет малыш пользуется только отдельными словами, он не повторяет звуки, слоги, слова.
  4. По достижении 2 с половиной лет малыш не понимает, что означают те или иные слова, не понимает названия предметов, не показывает на предмет, когда просят его это сделать. Ребенок не может найти предмет, если не видит его, просьба не выполняется, так как он не понимает значения слова. Немного говорит, но не понятно, его просьбы спутанные.
  5. По достижении 3 лет малыш не говорит предложениями, даже самыми элементарными, которые состоят из 2-3 слов. Кроха не может понять элементарных вопросов, не понимает фразы о событиях, которые уже с ним произошли.

Речь формируется у каждого индивидуально и зависит это от многих факторов.

Речевые навыки развиваются по мере развития мозга и аппарата речи. Однако если не стимулировать процесс развития, если пустить все на самотек, то успешного результата не наступает.

Как уже говорилось, с крохой надо постоянно разговаривать, пытаться объяснять ему все, что происходит вокруг. Очень важно с самой первой минуты не обделять вниманием свое чадо, тогда малыш не заставит долго ждать и порадует любящих его людей первым звукосочетанием.

Именно родители оказывают прямое влияние на развитие своего долгожданного карапуза.

Вот приучили нас к тому, что на все, что касается психо-физического развития детей, в медицине существуют определенные нормы. Когда ребенок должен держать голову, сидеть, ходить, разговаривать… А между тем, все мы отличаемся друг от друга, и не всегда попадаем в среднюю статистику. А уж тем более малыши, которые только формируют свои умения и навыки. Поэтому Вы должны понимать, что ребенок никому ничего не должен. Если он не вписывается в общую картину успеваемости, это еще вовсе не значит, что имеют место какие-то отклонения. Между тем, вовсе игнорировать кажущиеся отставания нельзя, поскольку они могут иметь не безобидные причины.

В каком возрасте дети начинают говорить?

Осознанная речь или ее зачатки - это один из немногих аспектов, которые врачи не рекомендуют оценивать в ракурсе «когда ребенок должен». «Существует тенденция», «наблюдения и практика показывают» или же «чаще всего» детки начинают строить свои первые фразы, связывая между собой по смыслу сразу несколько звуков, в возрасте приблизительно около года. Их словарный запас к этому времени в норме «должен» состоять из 2-10 слов. К двум годам малыш активно пользуется уже 50 словами и способен составлять из них предложения (связывая между собой по 2-4 слова), используя при этом прилагательные и местоимения. Он уже активно сопровождает лепетом свои игровые занятия. Через полгода начинается период почемучки: детка начинает интересоваться, что, где, когда и почему, и выговаривает все легко-произносимые звуки. Но это весьма условные ориентиры.

Ребеночек может различать предметы и существа, узнавать их по определенным характерным чертам, понимать обращенные к нему реплики, но выразить вслух свое «мнение» или эмоцию у него еще не получается. Нужно понимать, что практически все дети в начале своего речевого развития многие звуки произносят неправильно, что уж говорить о словах! Это потешно, а не ненормально - не требуйте от ребенка слишком многого, но не сюсюкайтесь с ним: сами произносите слова и звуки правильно и четко. Полезно иногда полушутя поправить неправильно произнесенное малышом слово, но ни в коем случае нельзя ругать, стыдить или поучать его за это.

Сегодня мало кого удивишь тем, что ребенок в полтора года рассказывает стихи и поет песни. Впрочем, такие дети были всегда, но весь современный мир развивается быстрее, время идет быстрее, жизнь пролетает быстрее, чем еще 10-20 лет назад, а потому и детки тоже не отстают: они растут более смышлеными и развитыми, чем были мы в их возрасте. Вместе с тем, не становятся более редкими случаи, когда и в 2,5 года малыш не произносит ни одного связного набора слов. И это тоже нормально: если обследование показывает, что никаких нарушений со стороны нервной и прочих систем и органов у ребенка нет, он имеет право заговорить и в 3 года. И практика показывает, что такие молчуны начинают лепетать без устали: сразу много и по делу, правильно и четко, и что они могут даже опережать своих сверстников в умственном развитии. Если же и в 4 года ребенок молчит или же совершенно невозможно понять, что он говорит, то к логопеду необходимо обратиться незамедлительно. Это следует сделать раньше (года в два), если он не отзывается на свое имя, не узнает на картинках названные взрослым предметы и не показывает, чего хочет.

Определяющее значение в том, можно ли считать запоздание с речью нормой, имеет все же ключевое слово «обследование». Действительно, ребенка следует показать специалистам, если у Вас возникли подозрения вероятной задержки речи. Начните с ЛОРа: нужно проверить слух.

Также желательно посетить логопеда, поскольку дефекты строения речевого аппарата тоже могут препятствовать формированию речевых навыков у ребенка, а устранению они легче подлежат в раннем возрасте.

Вообще, чем раньше будет найдена проблема, тем легче и эффективнее ее удастся решить. Вот почему на всякий случай, если ребенок не заговорил к трем годам, его можно показать еще и невропатологу. Совершенно очевидно, что при задержке физического умственное развитие ребенка также будет несколько отставать.

Но выискивать патологии там, где их нет, тоже не стоит: чаще всего припозднившееся развитие активной речи ребенка обусловлено особенностями его характера и темперамента.

Почему ребенок не говорит?

Одним из условий для своевременного и непринужденного развития речи у ребенка является модель и способ общения с ним окружающих его взрослых. Если мама обращается к малышу как к равному интересному собеседнику, отвечает ему (пусть даже не на произносимые звуки, а лишь на его действия или выражение лица), поощряет его участие в совместных делах, комментирует свои действия вслух и прочее, то процесс идет гораздо быстрее и естественнее. При этом важно не торопить и не стыдить ребенка, если у него что-то получается не так, как Вам бы того хотелось. Обращаться к маленькому собеседнику всегда следует простыми, короткими, понятными ему фразами. Не забывайте читать ему детские книги и петь песенки, пусть у Вас совершенно нет ни слуха, ни голоса.

Если же взрослые игнорируют малыша, не обращаются к нему с просьбами и вопросами, или же напротив - подолгу вычитывают ему морали и «тарахтят» без перерыва, то малыш не испытывает потребности в общении или даже не может понять, о чем идет речь и что от него хотят - и замыкается в себе.

Несколько труднее освоить активную речь может оказаться ребенку, к которому воспитывающие его взрослые обращаются на разных языках. Беды в этом нет, но начать разговаривать такой малыш «имеет право» позже. А вот ускорить процесс развития речи помогут старшие братья или сестры: в семьях с несколькими детьми младший, обычно, заговаривает раньше.

Психологи говорят, что в темпах развития речи (как и развития ребенка в целом) важную роль играет поощрение инициативности и самостоятельности ребенка со стороны взрослых. Смысл заключается в том, чтобы ребенок мог действовать безнаказанно в определенных рамках самостоятельно и чтобы не проявлять над ним гиперопеку - это может затормозить естественные процессы развития навыков у детей. Даже если Вы научились понимать своего малыша с полуслова, не стоит вмиг подавать ему желаемую игрушку или сразу нести бутылочку с водой: дайте ребенку немного времени, чтобы как-то высказать свою просьбу.

Об этом знает, наверное, каждый современный родитель, но все же напомним, что развитие мелкой моторики способствует не только лучшему речевому, но и развитию умственных способностей ребятенка в целом. Следовательно, если с крохой не заниматься специально или не давать возможности поиграть с подручными материалами (крупами, пуговицами, шнурками), то он может начать разговаривать позже соседского Ванюши.

Не будем забывать и о наследственном факторе: в данном случае он тоже может проявиться.

Благотворно на развитие речи у детей влияет общение со сверстниками. Специальные уроки и занятия пойдут только на пользу (если не перегибать палку), но все же определяющей роли не играют. Очень многое здесь зависит от типа темперамента маленького собеседника. Замечено, что неторопливые уравновешенные малыши часто начинают говорить раньше своих гиперактивных сверстников. С другой стороны, если ребенок предпочитает созерцать мир, а не принимать во всех его событиях самое активное участие, то нет ничего удивительного в том, что и говорить он предпочтет со временем. Общительные дружелюбные дети, как правило, начинают говорить раньше, чем стеснительные и замкнутые.

Но нельзя все списывать только на индивидуальность. Психофизические нарушения и задержки в развитии также могут иметь место и, безусловно, будут влиять на темпы развития речи у ребенка. Если активная речь у ребенка задерживается более чем на 4-5 месяцев (по сравнению с «нормами»), то причиной могут быть какие-то нарушения, нередко - гидроцефалия. В группу риска попадают детки, рожденные в тяжелых родах, страдающие внутричерепным давлением, имеющие какие-то нарушения во внутриутробном периоде.

А потому родителям следует не только положиться на интуицию, но еще подключить рассудок и наблюдательность. Если осмотр у специалистов показал, что малыш хорошо слышит, не имеет никаких дефектов в строении и функционировании речевого аппарата, если нет никаких задержек физического развития, то дайте ему время почувствовать потребность и желание в активном общении. Игровые занятия послужат прекрасным стимулирующим инструментом, но всегда на первом плане будут стоять любовь к своему чаду, понимание, нежность и восприятие его таким, какой он есть - иногда не стоит торопить события.

Специально для - Екатерина Власенко