Что поставить на могилу? Советы по выбору надгробного памятника. Расследование: почему на памятнике Калашникову оказался "шмайсер"

Image caption Cхема расположена на задней части монумента

Скульптор Салават Щербаков, создавший памятник Михаилу Калашникову, в разговоре с Русской службой Би-би-си допустил, что на монументе могла быть по ошибке изображена схема немецкого автомата "Штурмгевер". Он выразил готовность внести правки в композицию, если ошибка будет подтверждена.

Накануне историк Юрий Пашолок на своей странице в "Фейсбуке" сообщил, что заметил на одном из элементов памятника знаменитому советскому оружейнику взрыв-схему немецкого автомата StG 44. Эта схема расположена на задней части монумента, где изображены различные модификации автомата Калашникова.

"Ошибка закрасться могла. Мы советовались со специалистами [при работе над памятником]. Но если появился еще какой-то специалист, который думает по-другому, мы с благодарностью примем от него информацию, если что-то неверно - подправим. Но никакого злого умысла, что кто-то подсунул какую-то козу, чертика или дьявола, такого нет", - заявил Щербаков.

"Ошибиться мог я? Мог. Может он [Пашолок] оказаться неправ? Пока у меня впечатление, что он неправ. Но я с ним не встречался", - добавил скульптор.

Он отметил, что при работе над памятником обращался в музеи и архивы, но "что-то брали и из интернета". "В интернете могли закрасться ошибки, уже было такое", - сказал Щербаков.

"Я думаю, он [указавший на ошибку] патриот, наверняка, поэтому мы с ним найдем общий язык. Может мы что-то даже внесем еще по его совету", - заключил скульптор.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Салават Щербаков на открытии памятника Калашникову в Москве

То, что на одном из элементов памятника изображена схема "Штурмгевера", подтвердил также эксперт по стрелковому оружию, официальный интернет-представитель концерна "Калашников" Максим Попенкер.

"Я не знаю, почему эта схема там оказалась - из-за чьей-то некомпетентности или по злому умыслу. Но ее нужно оттуда убрать. В идеале - взять "консультантов", которые это пропустили, дать им в руки наждачную бумагу, и пускай стирают дочиста", - написал он в "Фейсбуке".

В работах Щербакова не в первый раз находят ошибки. В 2014 году на памятнике его авторства - "Прощание славянки" у Белорусского вокзала в Москве - была замечена немецкая винтовка "Маузер". Впоследствии винтовку с памятника спилили.

Полезная ошибка

В Российском военно-историческом обществе (РВИО), выступившем заказчиком памятника Калашникову, уже признали, что ошибка имела место, и пообещали, что она будет исправлена.

"Мы хотим поблагодарить того человека, который заметил этот чертеж, поскольку до сегодняшнего дня специалистами в устройстве автоматов мы не были. И сейчас мы указали на это скульптору Салавату Щербакову. Он находится на месте и собирается эту плиту демонтировать, поскольку действительно он и его подмастерье что-то напутали", - заявил агентству Москва исполнительный директор РВИО Владислав Кононов.

Он добавил, что у заказчика было только одно требование - к той модели автомата, что находится в руках у Калашникова. "Все остальное - полет творческой фантазии скульптора и его помощников, поэтому пусть разбираются, они сейчас будут исправлять эту ошибку", - подчеркнул Кононов.

Вместе с тем он отметил, что произошедший инцидент подтверждает то, что Калашников был самостоятельным конструктором и не опирался на чужие разработки.

"Благодаря ошибке, сделанной по вине скульптора, каждый желающий видит, что StG и автомат Калашникова - это совершенное разные автоматы, и обвинять Калашникова в заимствовании категорически неверно", - заключил директор РВИО.

Калашников против Шмайссера

Версия, согласно которой Калашников скопировал свой автомат с немецкой штурмовой винтовки StG-44 конструкции Хуго Шмайссера, всплывает регулярно и сейчас вновь активно обсуждается в интернете.

Сторонники этой гипотезы указывают на внешнее сходство StG-44 и АК, а также на то, что конструкция советского автомата появилась в то послевоенное время, когда в Ижевске трудилась группа немецких инженеров во главе со Шмайссером.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Автомат Калашникова считается самым распространенным стрелковым оружием в мире

Потомственный оружейник Шмайссер, взятый в плен американцами, в 1946 году был принудительно направлен в СССР для передачи опыта. В 1949-м на вооружение советской армии был принят первый автомат системы Калашникова калибра 7,62 мм, который на Западе называют АК-47.

Несмотря на внешнее сходство, по конструкции StG-44 и АК сильно отличаются. Принципиальные отличия - в конструкции ствольной коробки, устройстве узла запирания и ударно-спускового механизма, устройстве и креплении магазина, переводчика огня и предохранительного устройства.

Эксперты отмечают, что автомат Калашникова получился легче "Штурмгевера", более гибким конструктивно и более надежным, что и сделало его самым распространенным стрелковым оружием в мире.

Накануне историк Юрий Пашолок на своей странице в "Фейсбуке" сообщил, что заметил на одном из элементов памятника знаменитому советскому оружейнику взрыв-схему немецкого автомата StG 44. Эта схема расположена на задней части монумента, где изображены различные модификации автомата Калашникова.

"Ошибка закрасться могла. Мы советовались со специалистами [при работе над памятником]. Но если появился еще какой-то специалист, который думает по-другому, мы с благодарностью примем от него информацию, если что-то неверно - подправим. Но никакого злого умысла, что кто-то подсунул какую-то козу, чертика или дьявола, такого нет", - заявил Щербаков.

"Ошибиться мог я? Мог. Может он [Пашолок] оказаться неправ? Пока у меня впечатление, что он неправ. Но я с ним не встречался", - добавил скульптор.

Он отметил, что при работе над памятником обращался в музеи и архивы, но "что-то брали и из интернета". "В интернете могли закрасться ошибки, уже было такое", - сказал Щербаков.

"Я думаю, он [указавший на ошибку] патриот, наверняка, поэтому мы с ним найдем общий язык. Может мы что-то даже внесем еще по его совету", - заключил скульптор.

То, что на одном из элементов памятника изображена схема "Штурмгевера", подтвердил также эксперт по стрелковому оружию, официальный интернет-представитель концерна "Калашников" Максим Попенкер.

"Я не знаю, почему эта схема там оказалась - из-за чьей-то некомпетентности или по злому умыслу. Но ее нужно оттуда убрать. В идеале - взять "консультантов", которые это пропустили, дать им в руки наждачную бумагу, и пускай стирают дочиста", - написал он в "Фейсбуке".

В работах Щербакова не в первый раз находят ошибки. В 2014 году на памятнике его авторства - "Прощание славянки" у Белорусского вокзала в Москве - была замечена немецкая винтовка "Маузер". Впоследствии винтовку с памятника спилили.

Ошибка подтверждена

В Российском военно-историческом обществе (РВИО), выступившем заказчиком памятника Калашникову, уже признали, что ошибка имела место, и пообещали, что она будет исправлена.

"Мы хотим поблагодарить того человека, который заметил этот чертеж, поскольку до сегодняшнего дня специалистами в устройстве автоматов мы не были. И сейчас мы указали на это скульптору Салавату Щербакову. Он находится на месте и собирается эту плиту демонтировать, поскольку действительно он и его подмастерье что-то напутали", - заявил агентству исполнительный директор РВИО Владислав Кононов.

Он добавил, что у заказчика было только одно требование - к той модели автомата, что находится в руках у Калашникова. "Все остальное - полет творческой фантазии скульптора и его помощников, поэтому пусть разбираются, они сейчас будут исправлять эту ошибку", - подчеркнул Кононов.

Вместе с тем он отметил, что произошедший инцидент подтверждает то, что Калашников был самостоятельным конструктором и не опирался на чужие разработки.

"Благодаря ошибке, сделанной по вине скульптора, каждый желающий видит, что StG и автомат Калашникова - это совершенное разные автоматы, и обвинять Калашникова в заимствовании категорически неверно", - заключил директор РВИО.

Пару раз в году мы слышим жалобы наших клиентов о том, что спустя некоторое время после установки памятника на портрете появились пятна.

Причем голоса очень возбуждённые и гневные. Фирму обвиняют в том, что это мы виноваты, что камень у нас некачественный, портреты мы делать не умеем.
Наши объяснения никто слышать не хочет, а иногда даже судом грозятся!
В чем же дело?

На фото смотрите на левую щеку - это оно самое - пятно от губ.

Поясняем: внутри камня нет органики, которая могла бы вылезти на поверхность и испортить портрет. Все дефекты в виде пятен - это внешние факторы.

Чаще всего пятна появляются на лбу и на щеках портретов.
В 90% случаев такие разводы остаются после того, как вы целуетесь с портретами! Да-да, так и есть! Это следы от губной помады. Они проявляются не сразу, нужно некоторое время для того, чтобы микроскопические частички жира разошлись на большую поверхность. В летнее время, когда памятник нагревается, достаточно 2-3 дня и готово дело - пятно появилось. В холодное время года такого не происходит, памятник целую зиму может оставаться в первозданном виде, а пятна появятся весной, когда камень прогреется. Вы к тому времени уже забудете, что целовали портрет.

Избавиться от пятен просто. Возьмите ацетон, а еще лучше бензин для зажигалок и тщательно потрите проблемное место, жировое пятно смоется.
Видеоролик вам в помощь.

В следующий раз целуйте портреты через платочек или салфетку.

В остальных случаях пятна появляются от природных факторов, в основном от птиц. Такие пятна следует выводить пятновыводителем, который вы используете в быту.

После открытия 19 сентября памятника Михаилу Калашникову в центре Москвы грянул скандал с обнаруженными на нем чертежами немецкой штурмовой винтовки StG 44 (Sturmgewehr 44), разработанной в 1944 году.

Памятник, вызвавший огромное количество комментариев, установили на пересечении улиц Садово-Каретная и Долгоруковская. Высота монумента составила 7,5 метра, композиция изображает оружейника, держащего в руках автомат.

Появление скульптуры вызвало дискуссию в соцсетях. Музыкант Андрей Макаревич назвал ее бездарной и уродливой. В ответ на это автор памятника Салават Щербаков посоветовал певцу не лезть в чужую профессиональную сферу. Скульптурная композиция установлена Российским военно-историческим обществом при поддержке Мосгордумы и корпорации «Ростех». На открытии памятника министр культуры РФ Владимир Мединский назвал автомат Калашникова "культурным брендом России".

Как написал в своем Facebook военный историк Юрий Пашолок, "запилить памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову со взрыв-схемой Штурмгевера - это просто высший пилотаж!". Многие пользователи сети выразили беспокойство тем, что теперь начнется очередная волна заявлений, будто Калашников не изобрел свой автомат, а скопировал детище Хуго Шмайссера. Разумеется, шквал критики обрушился и на создателя памятника, и на правительство Москвы, и на самого создателя легендарного автомата.

Отметим, что StG 44 визуально схож с легендарным творением советского конструктора-оружейника АК-47, но узлы и детали у них различны, главное расхождение заключается в механизме запирания канала ствола. Фактически, у АК запирание происходит поворотом затвора вокруг продольной оси, у StG 44 - перекосом затвора в вертикальной плоскости.

Немецкий автомат был разработан немецким конструктором Хуго Шмайссером в первой половине 1940-х и поступил на вооружение Германии в 1944 году. Оружие было названо "штурмовой винтовкой" (Sturmgewehr) и фактически стало первым в мире автоматом современного типа, созданным под промежуточный патрон и выпускаемым серийно.

Сообщается, что представитель концерна "Калашников" подтвердил, что на фотографиях "в интернете действительно видна схема немецкого автомата. Как она там оказалась, я сказать не могу. Это либо чья-то ошибка, либо не знаю" - представитель концерна "Калашников". Исполнительный директор заказчика монумента Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов пояснил, что чертеж с немецким автоматом StG 44 уберут с барельефа памятника оружейному конструктору Михаилу Калашникову в ближайшее время.

"Мы хотим поблагодарить того человека, который заметил этот чертеж, поскольку до сегодняшнего дня специалистами в устройстве автоматов мы не были. И сейчас мы указали на это скульптору Салавату Щербакову. Он находится на месте и собирается эту плиту демонтировать, поскольку действительно он и его подмастерье что-то напутали. Важно понимать, что военно-историческое общество является заказчиком памятника, и у нас пожелание к оружию было только одно - к той модели автомата, которую держит в руках Михаил Тимофеевич. Все остальное - полет творческой фантазии скульптора и его помощников, поэтому пусть разбираются, они сейчас будут исправлять эту ошибку", - заявил Кононов.

Со своей стороны, скульптор Щербаков подтвердил, что если в чертежах все-таки была ошибка, в памятник внесут изменения. "Это обязательно сделаем, такое бывает. Например, понимаем, что по портрету прядь не так лежит, тогда мы памятник меняем", - пояснил он.

Почему на памятнике «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного?

В центре новгородского кремля стоит памятник «Тысячелетие России». На нем изображены более ста самых известных деятелей первого тысячелетия русской истории. Многочисленные экскурсанты неизменно задают гидам один и тот же вопрос: почему среди них нет Ивана Грозного?

Ответ на этот вопрос кроется в трагических событиях 1570 года.

…Шел пятый год опричнины. Страна была поделена пополам. Наряду с обычным войском царь набрал целую армию телохранителей. Опричники носили черные одежды, к седлам привязывали метлу и собачью голову. Это означало намерение выметать из страны измену и насмерть грызть изменников. Перестали действовать законы. Обращаясь к судьям, царь определил новый принцип судопроизводства: «Судите праведно, но чтобы нашим урону не было». Начались массовые казни.

Но и царь не чувствовал себя в безопасности. Ему всюду мерещились заговоры. Не было мира и среди опричников. Прежним фаворитам Басмановым и Вяземскому противостояли быстро набиравшие силу худородные Василий Грязной и Малюта Скуратов. Опутав страну сетью осведомителей, эти двое настойчиво искали повод для большой интриги.

Осенью 1569 года такая интрига созрела. Был придуман грандиозный заговор против государя, который Грязной и Скуратов должны были с блеском разоблачить. Так они рассчитывали оттеснить прежних фаворитов и по трупам забраться на вершины власти.

Памятник «Тысячелетие России». Скульптор М.О. Микешин. 1862 г.

На заседании опричной думы Василий Грязной и Малюта Скуратов объявили о том, что в Новгороде раскрыта измена. По их словам, заговорщики собирались убить царя, посадить на трон князя Старицкого, а затем всем городом отойти к Литве. Приводились показания новгородского подьячего Свиязева, который под пыткой оговорил нескольких новгородских чиновников, скорбевших о безвинно убиенных Старицких. Заканчивая доклад, Скуратов и Грязной предложили полностью уничтожить Новгород вместе со всем его населением.

Предложение стереть с лица земли второй по величине город страны потрясло даже самых жестоких опричников. Против выступили Басмановы и Вяземский. Но царь поддержал Грязнова и Скуратова. Богатство Новгорода вошло на Руси в пословицу, а царь отчаянно нуждался в деньгах, поскольку Ливонская война полностью опустошила казну. Кроме того, он хотел преподать всей стране кровавый урок, окончательно подчинив ее своей единоличной власти.

С началом зимы в Александровской слободе было тайно собрано опричное войско численностью около пяти тысяч сабель. Под предлогом чумы перекрыли дороги, ведущие в Новгород. Высланные разъезды убивали всех, кого перехватывали в пути.

30 декабря 1569 года войско во главе с царем двинулось в поход. Первой жертвой опричников стала Тверь. Здесьбыли убиты несколько сот выходцев из Новгорода, сожжены их усадьбы. На окраине города в Отроч монастыре был заточен Филипп Колычев, в недавнем прошлом митрополит Московский и всея Руси, лишенный митры за то, что публично обличал царя за кровавые казни.

3 января 1570 года опричное войско вступило в Новгород. Сразу же начались аресты. Были схвачены самые состоятельные горожане, бояре и дети боярские, городские чиновники.

Через три дня приехал царь с сыном Иваном и личной охраной.

На Волховском мосту царя встречал архиепископ Пимен. В отличие от Филиппа Колычева и других иерархов Русской православной церкви Пимен поддерживал Ивана Грозного в его опричной политике, надеясь в награду получить из рук царя сан митрополита. Однако его ожидала совсем другая участь.

Торжественная церемония встречи была омрачена неслыханным скандалом. Когда Пимен поднял золотой крест, чтобы осенить им самодержца, царь оттолкнул его руку и публично обозвал владыку «волком в овечьей шкуре».

Надеясь умилостивить царя, Пимен устроил в своих палатах роскошный пир, на который были приглашены все знатные новгородцы. Посреди пира царь вдруг «возопил гласом великим», дав сигнал к началу резни. Большая часть гостей была перебита, остальных повязали. Начался грабеж Софии. Опричники забрали софийскую казну, опустошили ризницу, содрали оклады с икон, вынесли драгоценную утварь, сняли даже Корсунские врата. Награбленное везли на Городище, где остановился царь. Всю ночь в Детинце продолжались убийства и насилия.

На следующий день начался царский суд. Первым перед ним предстал владыка Пимен. В качестве доказательства его измены фигурировала сфабрикованная опричниками грамота к польскому королю, якобы подписанная Пименом и «обнаруженная» за софийским иконостасом. Владыка отверг нелепые обвинения, но его участь была решена. Не желая делать из Пимена мученика, царь устроил для него шутовскую свадьбу. Новгородского архиепископа нарядили в шутовской колпак, дали волынку и, посадив задом наперед на белую кобылу, отправили в Москву.

Затем к царю подвели самых богатых и уважаемых новгородских купцов, братьев Сырковых. Чтобы выведать, где хранится их огромная казна, одного из братьев, Федора, обвязали веревкой и бросили в полынью. Когда полуживого купца вытащили из воды, царь издевательски спросил, что тот видел под водой. «Видел злых духов, ждут не дождутся тебя, кровопийцу», - ответил Федор Сырков. За этот ответ купца опустили в котел с кипящей водой, а затем четвертовали. Та же участь ожидала Алексея Сыркова.

Началась вакханалия казней. Царь и его подручные изощрялись в садистских фантазиях. Людей посыпали порохом и поджигали, превращая в живые факелы. Надев рыцарские доспехи, царь вместе с сыном Иваном верхом на конях копьями пронзали стариков, детей и женщин. Потом к Волховскому мосту потянулись длинные вереницы людей, привязанных к саням. На мосту приговоренных сотнями сбрасывали в ледяную воду. Детей привязывали к матерям. Тех, кто выплывал, опричники добивали баграми.

Казни при Иване Грозном. Гравюра начала XVIII в.

Следующий удар обрушился на монастыри. Царь объезжал обители и лично руководил грабежами и расправами. Простых монахов убивали, монахинь насиловали. Игуменов ставили на правеж на городскую площадь и били их железными палицами, добиваясь выкупа от сострадательных горожан.

Город нищал на глазах. Царь приказал всем убогим, больным и калекам собраться на Ярославов двор, обещая оказать им свою милость. Собралась огромная толпа, которую окружили конные опричники и плетьми погнали из города в ледяную стужу. Погибли все.

Расправа длилась шесть недель. В городе продолжалась обычная жизнь. Шла торговля, ремесленники производили товары, в церквах служили обедни, и тут же рядом на глазах горожан творились массовые убийства.

Простой люд до поры не трогали, вселяя надежду, что царь казнит только богатых и знатных. Но пришел черед и городского посада. По приказу царя армия опричников кинулась грабить торг. То, что не могли увезти, безжалостно сжигали. По улицам текли реки расплавленного воска, пылали горы льна и пеньки. Вооружившись топорами и секирами, опричники приступили к уничтожению домов и усадеб, убивая всякого, кто пытался им помешать.

На прощание царь устроил фарс. Собрав уцелевших горожан, он объявил, что «не держит на них зла», а вина за пролитую кровь лежит на владыке Пимене. Затем опричное войско двинулось на Псков.

Участь Пскова не была столь трагичной, как участь Новгорода. Здесь было меньше жертв и разрушений. Летописец объясняет это подвигом псковского юродивого Николы Саллоса, который напугал царя страшным предсказанием и тем отвел беду от своего города.

По преданию, юродивый поднес царю кусок мяса.

Нельзя нынче мяса, пост, - возразил царь.

Пост?! - закричал Никола. - А людей пожирать можно? Гляди, Иван, падет на тебя кара Господня!

Приехал ты верхом, а уйдешь пешком.

На следующий день пал любимый конь царя, и напуганный Грозный приказал прекратить казни.

Весной 1570 года карательный поход Ивана Грозного был завершен. Погибли многие тысячи русских людей, была подорвана экономика громадного региона, нарушены недавно восстановленные торговые связи с европейскими странами. Жесточайший удар получила новгородская епархия. Были разгромлены и сожжены десятки монастырей и храмов, перебита большая часть духовенства. Никакие захватчики и иноверцы не нанесли церкви такого страшного разорения, как это сделал собственный православный государь.

Новгород так и не оправился от страшного разгрома, утратив свое былое значение, а вместе с ним и само свое имя - Господин Великий Новгород.

Между тем розыск по так называемой новгородской измене продолжался до конца лета и завершился массовыми казнями в Москве. Вместе с новгородцами были уничтожены самые влиятельные лица из царского окружения: отец и сын Басмановы, Афанасий Вяземский, канцлер Висковатый. На этой кровавой волне высоко вознесся Малюта Скуратов, ставший вторым человеком в государстве.

Расправа над Новгородом и московские казни потрясли страну. Все население было парализовано страхом. Царь добился своей цели, ради которой он совершил опричный переворот. Теперь никто уже не смел посягнуть на его власть. Отныне без царского соизволения в государстве не предпринималось ничего. Царю казалось, что теперь он достиг вершины могущества, стал земным богом.

Но его ожидало жестокое разочарование…

Крымский хан Девлет-Гирей воспользовался тем, что русская армия глубоко увязла в Ливонии, оставив незащищенными южные границы. Хан внезапно напал на Москву и сжег ее дотла. Грозный царь позорно бежал. Через год хан решил повторить нападение, и снова царь бросил столицу на произвол судьбы. Забрав с собой казну и новую, уже четвертую по счету жену, Анну Колтовскую, он приехал в разграбленный Новгород ждать вестей от воеводы Михаилы Воротынского.

Иван Грозный был уверен в поражении земского войска. Крымская орда во много раз превосходила армию Воротынского. В эти черные дни, опасаясь плена, царь стал носить с собой яд. Он много молился и здесь, в келье Хутынского монастыря, написал свое знаменитое завещание - истинный перл лицемерия. «Тело изнемогло, болезнует дух, струпы душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы меня исцелил. Ждал я, кто бы со мной поскорбел - и нет никого, утешающих я не сыскал, воздали мне злом за добро, ненавистью за любовь…»

Пока царь отсиживался в Новгороде, русское войско насмерть билось с превосходящими силами крымской орды. 25 июля 1572 года состоялась решающая битва при Молодях. Воевода Воротынский применил блестящий маневр, благодаря которому русские наголову разгромили неприятеля.

Узнав о победе, Грозный снова почувствовал себя богоравным владыкой. Приступ раскаяния быстро прошел. Он не простил Воротынскому своего унижения. Воеводу обвинили в колдовстве и положили связанного между пылающих бревен. Царь своим посохом подгребал угли. Затем полуживого Воротынского отправили в ссылку, но по дороге он умер.

В 1572 году Грозный был вынужден отменить опричнину, унесшую многие тысячи жертв и поставившую страну на грань полного разорения. Многих опричников казнили, а само упоминание этого слова было запрещено под страхом наказания кнутом.

Сам Иван Грозный прожил после описываемых событий еще десять лет, окончательно проиграв Ливонскую войну и лишившись выхода к Балтийскому морю. Незадолго до своей смерти царь в припадке ярости убил наследника Ивана.

Русский народ незлопамятен и часто старается приукрасить своих властителей. В народных песнях и сказаниях царь Иван грозен, но справедлив. В лютых казнях повинен не он, а его злые прислужники, и прежде всего Малюта Скуратов. Но, как говорил Карамзин, «история злопамятней народа». Свидетельство тому - красноречивое отсутствие Ивана Грозного на новгородском памятнике «Тысячелетие России». Потомки сочли его недостойным стоять среди лучших людей России.

Чудовищная расправа над Новгородом потрясла русский народ, эхом отозвалась во многих странах Европы и породила целый рой легенд.

Согласно одной из них в разгар опричной расправы из-за дальних морей после долгих странствий прилетел в Новгород голубь и сел на крест Софийского собора отдохнуть, но не смог больше подняться, ибо окаменел от ужаса. Далее легенда говорит о том, что когда наступит день кончины Новгорода, «Волхов пойдет вспять и зальет город, а голубь слетит на землю и трижды прокричит о гибели Новгорода».

Обычай ставить металлических голубей на церковные кресты пришел к нам из Византии. По учению церкви, голубь - символ Святого Духа, а крест, на котором сидит голубь, полон благодати и святости.

Из книги Иван Грозный и Петр Первый [Царь вымышленный и Царь подложный] автора

3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» - покаяние за молодого царя Ивана Ивановича Мы подходим к концу эпохи «Грозного». В 1581 году умирает Иван Иванович. В связи с его смертью «будучи в состоянии глубокого душевного кризиса, царь совершил один из самых необычных в его

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Краткое напоминание об истории Ивана III Грозного = Ивана IV Грозного Мы неоднократно говорили о царе-хане Иване IV Грозном. Считается, что он правил в 1547–1584 годах, то есть был на престоле 37 лет. В то же время началом его правления вполне можно считать 1533 год, когда он был

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

14. Почему Клавдия отравили «белыми» грибами? Отвечаем: потому, что Ивана Грозного отравил боярин Вельский И Клавдия, и Грозного отравили. О версии, согласно которой, Грозный погиб от яда, мы уже говорили при анализе жизнеописания Тиберия - одного из отражений Грозного.

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного Светоний сообщает, что Гальба был, «бесспорно, муж великой знатности, из видного и древнего рода… сделавшись императором, выставил у себя в атрии

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 4. России в эпоху правления Ивана Грозного 4.1. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады (1548/9–1560) Наследником скончавшегося в 1533 г. Василия III стал его трехлетний сын Иван IV (1533–1584). Фактически за ребенка правила мать – Елена Глинская. Короткое регентство Елены

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Тысячелетие России На первый год после уничтожения крепостного права пришлось празднование важнейшей памятной даты в XIX веке – Тысячелетия России.Вместе с семьей царь прибыл в Новгород. На Новгородской земле тысячу лет назад варяжские князья основали Русское

Из книги Исторический маразм Кремля и «Болота» [Россией правят двоечники!] автора Нерсесов Юрий Аркадьевич

Иван Грозный - единственный из 106 русских государей, которого нет на памятнике «Тысячелетие России» Если вам придется побывать в Великом Новгороде, поглядите внимательно на памятник «Тысячелетие России», воздвигнутый в 1862 году. Среди 106 всех русских государей,

автора Носовский Глеб Владимирович

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов Центральной темой пародии Сервантеса является безумие Дон Кихота. С одной

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного) 20.1. Что известно о митрополите Филиппе Колычеве и его борьбе с Грозным Напомним вкратце данные из нашей

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

1. Почему историки сегодня пытаются «оторвать» имя Ивана Грозного от его известного трона В книге «Раскол Империи», гл. 2:24, мы показали, что Иван IV Грозный родился 9 февраля 1526 года, то есть на четыре года раньше, чем сегодня считается. Этот важный вывод мы смогли сделать

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

ЧЁТ И НЕЧЕТ. ИЗ ИСТОРИИ АСТРОЛОГИИ В РОССИИ ВРЕМЁН ИВАНА ГРОЗНОГО Астрологическая литература функционировала в России допетровских времен на протяжении нескольких столетий: и при этом она не была, по мнению ряда историков астрономии, порождением пришлой европейской

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

114. ИЗ ПЕРЕПИСКИ ИВАНА ГРОЗНОГО С АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВОЙ ЕЛИЗАВЕТОЙ ОБ АНГЛИЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ В РОССИИ (1581–1582) «Сборник Русского исторического общества», СПБ 1883, т. 38, стр. 8–10.И июля в 3 день приехал к Москве с морского пристанища с Холмогор, аглинские земли торговой человек,

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

3. Внешняя политика России в период правления Ивана Грозного 3.1. Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья. Причины. Стремление Москвы покорить Казанское и Астраханское ханства вызывалось:– необходимостью завоевания «подрайской землицы» на Волге, чтобы обеспечить

Из книги Наследие татар [Что и зачем скрыли от нас из истории Отечества] автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 12 «Казанская история» и «период Ивана Грозного». Фундаментальная ложь романовских сочинителей истории России – «окончательная победа над татарами в XVI веке». Продолжение «натиска на Восток» Иван Грозный не брал Казань… Спокойно, спокойно, это так, ибо он был

Из книги Великая Орда: друзья, враги и наследники автора Еникеев Гали Рашитович

Часть I Сокрытый во мраке «период Ивана Грозного» в истории