Синдром первоклассника – как помочь ребенку адаптироваться к школе? Помощь ребенку в социально-психологической адаптации. Что такое адаптация к школе

1 сентября ваш ребенок - нарядный, серьезный и взволнованный - торжественно отправляется в первый класс. Пройдет несколько месяцев, вы понемногу привыкните к новым ролям: он к роли ученика, вы - родителей школьника. И окажется, что вас поджидали не только трудности с учебным процессом, но и некоторые психологические проблемы... Как адаптировать ребенка к школе? Как помочь первокласснику освоиться в новый условиях?

Психологическая помощь первоклашкам - дело, в котором родители обязаны
играть наиглавнейшие роли...

Как быстро все меняется...

Обычно все дети отправляются в школу с радостью и с желанием учиться. Но проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Многие милые и смышленые детишки со временем превращаются в злостных неуспевающих. Почему это происходит?

Не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Принято считать, что адаптационный, а иначе говоря, проблемный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике все совсем не так. Бывает, что ребенок и через год чувствует себя в школе неуютно.

Итак, существует четыре основных проблемы, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации.

Трудности в общении

Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. Имейте в виду, что в детском коллективе очень жесткие правила. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения - выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении - он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который воспитывался с родителями, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.

Советы родителям:

  • Как можно больше общения вне школы!
  • Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше - нескольких.
  • Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же достижения - вчера и сегодня.
  • Не настраивайте ребенка на отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.
  • Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.

Трудности восприятия и концентрации

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребенка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьезно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению. Родители все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек - телевизору. А это никому не идет на пользу.

Советы родителям:

  • Каждый вечер разговаривайте с ребенком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.
  • Если случилось так, что ребенок не хочет идти в школу, - немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, вместе вы легче найдете причину.
  • Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем - так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
  • Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

Трудности организационного характера

Первоклассник должен уметь обслужить себя, например переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. А то бывает, что родители купят рюкзак самый модный и дорогой, а ребенок его и открыть не может. Помнится, был у нас такой о-очень красивый пенал, который даже я с трудом открывала. Конечно, это может показаться мелочью для родителей, но не для ребенка. Первые дни в школе он и так находится в сильнейшем нервном возбуждении, так что каждая такая «мелочь» может запросто вывести его из себя.

Советы родителям:

  • Помогите ребенку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.
  • Всегда просите его переодеваться после школы - это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.
  • Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам».
  • Делайте уроки не более одного часа!
  • Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть - дневной сон пойдет ему только на пользу.

Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. - создают трудности в процессе учебы.

Советы родителям:

  • Попробуйте вместе с детьми танцевать и «писать» элементы букв руками в воздухе; неплохо писать на больших листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.
  • Одна из самых распространенных ошибок - заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?
  • Если вы видите, что ребенок начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.
  • При любых намеках на проблемы обращайтесь к специалистам-медикам.

Кроме того, существует еще несколько крайне важных аспектов, правильное родительское отношение к которым поможет вашим первоклассникам быстро адаптироваться к школе. Среди них:

Авторитет учителя

В детском саду у малыша было две воспитательницы, две няни, музработник и т. д. В школе все по-другому - «учительница первая моя!». И самое главное для малыша-первоклассника - установить контакт с преподавателем. Ведь личность первой учительницы задает тон всей дальнейшей его школьной жизни, отношению к учебе.

Если контакт налаживается, у ребенка может появиться даже некоторая зависимость ребенка от личности учителя. В ответ на все ваши замечания он запросто может заявить: «А вот нам в школе Ирина Петровна говорит, что это не так пишется (произносится, наклеивается и т. п.)...» Имейте мудрость не обижаться - это пройдет, как проходит любой период «культа личности» в детской жизни. Вспомните: сначала для него «всем и вся» была мама, затем папа, потом дедушка или любимый дядя, теперь вот первая учительница.

Особенно волнуются по поводу «новой любви» нежно любящие мамы первоклассников. Психологи в этом случае советуют не мучиться бессмысленной ревностью, а попробовать сформировать у ребенка объективный взгляд. Но не перегните палку - здоровый скепсис не должен превратиться в нездоровый цинизм!

И разумеется, ни в коем случае нельзя высмеивать или игнорировать озвученные ребенком рекомендации и оценки учителя. Недопустимы варианты: «Да что она понимает в аквариумных рыбках, твоя Марина Владимировна!» или «Вам велели покрасить это в золотой цвет? Вот пусть сама и красит - это же будет просто уродство какое-то, а не поделка». Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему подумать над рекомендациями, а не выполнять их слепо; порассуждать, чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель именно такого распоряжения и задания.

Зайчика - с собой?

Куколка в рюкзаке, медвежонок в кармане и т. п. - очень распространенные вещи для первоклассников. И девочки, и мальчики часто берут с собой в школу игрушки. Мамы обычно недоумевают: как реагировать? Психологи отвечают однозначно: спокойно. Игрушка, взятая в школу из дома, - «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям. Получается, что ребенок как бы приносит с собой часть своего дома, семьи, привычной дружелюбной обстановки. С медведем в кармане он чувствует себя более защищенным, сильным, смелым.

Самая неправильная родительская реакция - запрещать, подсмеиваться, стыдить: «Ну вот, ты уже такой большой, а все еще с зайчиками возишься!» Скорее всего ребенок все равно будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки, но только тайно от вас. А осадок в детской душе останется, доверие к маме будет несколько утеряно, авторитет самую малость, но пошатнется.

Привычка носить игрушки в школу, как правило, сама собой пропадает к концу первого учебного года. Но если ваш ребенок, уже будучи школьником со стажем, все равно продолжает усаживать в портфель кроликов и зайчиков - стоит задуматься. Это симптом дискомфорта, испытываемого им в коллективе, назревания проблем во взаимоотношениях с одноклассниками. Обязательно поговорите об этом с учительницей или со школьным психологом.

Трудотерапия

Современные дети очень устают в школе - сейчас нагрузка гораздо серьезнее, чем даже пять-семь лет назад. Поэтому большинство мам стараются сделать все возможное, чтобы дома ее ребенок полноценно отдыхал, и сами отстраняют детей даже от элементарных домашних обязанностей: помыть за собой тарелку с чашкой, вытереть пыль в комнате, вынести мусор, почистить ботинки. Конечно, все это быстрее и качественнее может сделать и сама мама, и бабушка, и домработница. Но ведь домашние обязанности необходимы прежде всего для самого ребенка - для развития его личности! Те же уборка и мытье посуды за собой дисциплинируют, учат ценить домашний труд (иначе как же можно ценить то, с чем ты незнаком), готовят девочку, да и мальчика к будущей самостоятельной взрослой жизни. Кстати, сейчас многие школы снова вводят «дежурства по классу», которые несколько лет назад отменяли как «советский пережиток», а сейчас реабилитировали под названием «трудотерапия».

Иными словами, совет родителям простой: не «отбирайте» у ребенка его нехитрые домашние обязанности только лишь потому, что он теперь первоклашка, который сильно устает в школе. Наоборот, необременительные и посильные домашние хлопоты помогут ему держаться в тонусе...

Школьные годы чудесные

Ну и самое главное. Дорогие родители, имейте в виду: первый учебный год самый трудный для школьника. Для ребенка началась новая жизнь - во всех смыслах этого слова, - и возврата к старому, «детскому» периоду уже не будет. И вам, родителям, следовало бы в этот год как никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми сферами жизни ребенка.

Не бойтесь перехвалить своего ученика! Каждый малейший успех вашего малыша сопровождайте бурной радостью, самое малозначительное (с вашей точки зрения) мероприятие, связанное со школой, превращайте в общесемейный праздник. Поддерживайте в своем первоклашке позитивный настрой, связанный со школьной жизнью.

Договоритесь с бабушками-дедушками и прочими родственниками о том, чтобы они почаще и искренне интересовались успехами ребенка в школе: для первоклассника очень важны и радость мамы, и одобрение отца, и ласковое слово бабушки. Разрешайте ребенку приводить домой одноклассников и играть с ними, устраивайте детские праздники, принимайте участие в школьных мероприятиях и экскурсиях.

И тогда для вашего ребенка школьные годы действительно будут чудесными!

Тема выступления для родительского собрания:

«Адаптация ребенка к школе».

Подготовила педагог-психолог Костюшкина Ю.А.

Цель занятия: проинформировать родителей об особенностях

адаптации первоклассников к условиям школы.

Задачи:

Дать знания о понятии адаптации к школе;

Дать представления о видах адаптации;

Оборудование: лекционный материал, буклеты.

Ход мероприятия:

Вступительное слово педагога –психолога:

Есть родители, которые рассуждают примерно так: «Наше дело накормить-напоить, а школа научит!» это заблуждение, как заблуждение и то, что образование заканчивается с получением диплома или защитой кандидатской диссертации. Человек должен учиться всегда – с момента своего появления на свет до последнего вздоха. Хотя мы, к сожалению, имеем множественные примеры выросших детей, не обученных вовремя многому. Доказано, что дети, выросшие в обедненной домашней среде, о которых слабо заботились матери, отличаются низкими достижениями в образовании, а мужчины – низким заработком. Теже кто воспитывался, окруженный любовью и заботой о развитии и дошкольном обучении, отличаются успехами в образовании, относительно высоким доходом. И, что очень важно, получив от родителей эстафету заботы о развитии и образовании детей, они в большинстве случаев передают ее своему потомству.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? Знаем ли почему? А главное – готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам наших детей?

Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.Здесь многое зависит от нас, взрослых, от нашей помощи и нашей поддержки. Понимаем ли мы, взрослые, что учеба – серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Знаем ли, что начало года всегда наиболее трудно, особенно для первоклассников. Причем приспособление к школе не заканчивается через неделю-две, для этого требуется много времени. Поэтому в этом пособии мы хотим рассказать вам о том, как помочь ребенку преодолеть первые ступеньки на школьном пути.

Увы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы не были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания, все это – дополнительные стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создает новые проблемы. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда у ребенка, на которого вы возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Почему так трудно учиться? Почему сотни тысяч девчонок и мальчишек страдают от различных школьных проблем? Мы все больше сетуем на программы, методики, систему обучения. Но важно, чтобы это было не одна новая программа, методика, не один учебник, не жесткие сроки, когда все должны работать как один. Ведь все не могут как один. Они очень разные, наши дети. Один, будет слушать учителя, раскрыв рот и, поглощенный работой, аккуратно выпишет каждую буковку, другой и минуты не усидит спокойно, а мечта об аккуратных буковках так останется нашей мечтой. Один схватывает все на лету, другому придется объяснять не раз и не два. Один выбежит после уроков еще полный сил, а другой от непомерной усталости может уснуть даже на уроке.

Кому-то по силам все школьные нагрузки и в шесть лет, а кому-то полезнее еще годик провести дома или в детском саду. Не потому, что ребенок к учебе не готов, а потому, что он не готов к школе, к тому объему школьных нагрузок, с которыми он должен будет справиться. И дело здесь не только в уровне интеллектуального развития ребенка, сколько в возрастных особенностях его развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья.

Что такое адаптация к школе?

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того,чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс .

Оптимальное время для адаптации детей к школе - 1,5 – 2 месяца.

Некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.

При крайних случаях - весь учебный год.

Виды адаптации.

Различают физиологическую, психологическую и социальную адаптацию.

В физиологической адаптации выделяется три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивого приспособления, период относительно устойчивого приспособления.

    Ориентировочный этап («физиологическая буря») – длится 2-3 недели.

Когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с переходом в среднюю школу, системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением.

    Неустойчивое приспособление («затихание бури») – длится 3-4 недели.

Когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

    Относительно устойчивое приспособление – длится 5-9 недель.

Когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем (умственной работы, психической нагрузки общения).

В среднем на физиологическую адаптацию к школе уходит от 2 месяцев до полугода, а наиболее сложными являются первая - четвертая недели.

Физиологическая адаптация - во многом определяется состоянием здоровья ребенка. По степени приспособленности к школе различают группы детей: проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

У части детей адаптация в школе происходит тяжело . При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Психологическая адаптация детей к школе не менее важна. Именно от этого зависит, насколько ребенок будет готов принимать и понимать новые задачи, а также его желание учиться и понимать знания.

Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностью ребенка к обучению. Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Как только ребенок пошел в школу, чтородители ожидают от своего ребенка: в поведении и в оценках?

Чаще всего родители ждут от своих детей высоких оценок и прилежного поведения. Но далеко не всегда дети оправдывают эти ожидания. Особенно это может проявляться в период адаптации к школе.В возрасте 6-7 лет дети особенно чувствительны к реакции родителей и окружающих на их поведение, на их способности и возможности. Неудачи и провалы ребенок воспринимает наиболее остро. Кстати, именно поэтому в первом классе не ставят оценок. Тем не менее, оценить успеваемость ребенка, его поведение можно из отзывов учителя. Если учитель говорит о том, что ребенок невнимателен и мешает вести уроки, ни в коем случае его нельзя ругать. У ребенка необходимо выяснить, почему он ведет себя так? Что ему кажется непонятным? Объясните, как себя вести правильно.То же самое касается изменившегося поведения ребенка дома. Часто бывает так, что дисциплинированный и спокойный ребенок вдруг начинает грубить родителям и не слушаться. При этом, возможно, что такое поведение бывает только дома, а в школе ребенок ведет себя хорошо. Первая реакция родителей на грубость ребенка – наказание.Однако правильным было бы попытаться понять причину такого поведения. Скорее всего, причина кроется в том, что все свои силы ребёнок тратит на «правильное» поведение в школе. Спокойное поведение на уроке, послушание и внимание к предмету требует огромного напряжения, и, приходя домой, ребенок старается расслабиться, надеясь, что родители его поймут и поддержат.Наказывать ребенка в период адаптации к школе категорически нельзя. Но это не значит, что грубость нужно поощрять. Необходимо максимально корректно избегать конфликтных ситуаций. Если ребенок кричит и грубит, не стоит кричать в ответ или тут же применять штрафные санкции. Лучше сказать нейтральную фразу:

- Ты сейчас раздражен, и вряд ли у нас получится разговор. Мы вернёмся к нему, когда ты успокоишься.

Старайтесь лишний раз обнять и поцеловать ребенка. Ваша поддержка никогда не будет лишней. Важнопомочь ребенку справляться с трудностями обучения. В том числе и с домашними заданиями. Но тут есть один нюанс: надо, чтобы сначала ребенок попробовал сам, и только после того, как у него не получилось, обращался за помощью. Если же изначально садиться за уроки вместе, то у ребенка просто не будет привычки к самостоятельной работе.Очень часто родители, которые сами тяжело пережили адаптацию к школе, и, как следствие, все остальные школьные годы к учебному процессу были настроены негативно, свой эмоциональный настрой и отношение к школе могут передать детям, создавая тем самым для ребенка дополнительные психологические проблемы в период адаптации.

Есть и обратная сторона. Излишне и слишком оптимистичное отношение родителей к школе, которое можетпорождать у ребенка толькорадужные представления о школьной жизни. В итоге он совсем не ожидает проблем, а столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе как таковой. Ведь он уверен, что все с поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается: ну как тут не обвинить в происходящем себя. У ребенка падает самооценка, пропадает желание учиться.Гораздо правильнее будет объяснить ребенку всё о преимуществах школы и обучения, знаний и умений, приобретаемых там, однако не забыть упомянуть о том, что это часто бывает трудной задачей. Что с трудностями сталкиваются все, и важно научиться их преодолевать, что вы поможете ему в любой ситуации. В итоге у ребенка сложится и положительное отношение к школе, и понимание предстоящих трудностей. Не всегда проявления стресса и напряжения оказываются деструктивными. В некоторых случаях неряшливые и непослушные дети наоборот начинают проявлять непривычную дисциплину: сами просыпаются и заправляют кровать, не перечат родителям и так далее. Родители не нарадуются таким изменениям, и не подозревают, что это свидетельствопроблем у ребенка. В какой-то корректировке такое поведение не нуждается, и, скорее всего, со временем все вернется «на круги своя». Вот тут-то и потребуется понимание от родителей. Не стоит упрекать ребенка за то, что он вернулся к своему «привычному»поведению.

Социальная адаптация.

При поступлении ребенка в школу, в его жизни появляется много новых людей и появляется новая социальная роль . Для успешной социальной адаптации к школе, ребенку необходимо будет включиться в новые условия школьной жизни, а именно, в отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная работа в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Это очень тяжелый период в жизни первоклассника,в первую очередь потому, что школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, которые не находят решения при использовании прежнего опыта ребенка, а, следовательно, требуют приложения физических и интеллектуальных сил.

В современных условиях усложнению данной ситуации способствуют: снижение воспитательного влияния семьи, быстрый темп жизни общества и поступление множества противоречивых сведений из средств массовой информации. Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Все это подрывает знания младшего школьника об окружающем мире. Нелегко ему будет в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем. В связи с этим требуется обязательная помощь в социальной адаптации к условиям школы не только школьного коллектива, но и родителей первоклашек.

При этом от того, как ребёнок покажет себя в коллективе в период адаптации, зачастую зависит его положение в классе на протяжении всего обучения.

Первоклассник должен обладать навыками общения со сверстниками, умением работать вместе и действовать сообща, уметь строить дружеские отношения. Поэтому не стоит ругать своих детей за то, что они часто созваниваются с одноклассниками не по делу, убегают гулять с ними или задерживаются после школы. В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Все это часть социальной адаптации, и не стоит мешать этому процессу.

Кроме того, п оложительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками,и ускоряют и облегчают его социальную адаптацию.

Также, первоклассник должен быть готов выполнять поставленные перед ним новые школьные задачи, уметь сознательно принимать новые требования, предъявляемые учителем, соблюдать правила и нормы поведения, режима

дня, иерархию дел и т. д. В начале школьной жизни выполнение и соблюдение новых правил, являются трудной задачей для первоклассника. Поэтому необходимо понимать, что требования соблюдения школьных правил и норм поведения первоклассником должны быть ему четко и конкретно представлены. Важным условием социальной адаптации детей служат одинаковые требования школы и родителей.

Каждый из родителей проходил обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Но необходимо помнить, что школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни первоклассника.

Сложнее дело обстоит с застенчивыми и замкнутыми детьми. Такие дети часто стремятся брать в школу свои любимые игрушки. Многие родители препятствуют этому, мотивируя тем, что ребенок уже вырос и стал учеником, что школа это не детский сад. Однако делать этого нестоит. Ребенок чувствует себя неуверенно в новой обстановке, а игрушка – как часть старого, привычного

мира – помогает ему чувствовать себя более благополучно. Так что пусть берет игрушку с собой, но только объясните ребенку, что ею играть можно только на переменках.

Не стоит забывать об особенностях адаптации к школе детей с особенностями развития, в частности, гиперактивныхдетей, с задержками в развитии, детей с расстройствами аутистического спектра и др. Родителям таких первоклассников будет значительно сложнее справиться с ситуацией, и им гораздо правильнее будет обратиться заблаговременно к специалистам. Только так родители смогут быть уверенными, что решат проблему наилучшим способом и помогут ребенку прожить период адаптации к школе менее болезненно.

Самое важное в этот период - соблюдение режима дня .Распорядок дня в это время сильно меняется, но это не значит, что от режима можно совсем отказаться.Важно, особенно, в первые месяцы обучения, ребенку организовать сон после уроков . Это оптимальный вариант позволяющий снять нервное напряжение. В любом случае, после школы нельзя нагружать ребенка учебными занятиями, пусть ребенок сначала отдохнет. В идеале - это время нужно провести с ним вместе, занятья тем, что он действительно любит и только после этого можно приниматься за выполнение домашнего задания.

С одной стороны, в первом классе его задавать не должны, с другой - бывает по-разному. Садиться за выполнение домашних заданий перед сном категорически нельзя. Лучше сделать это днем, пик мозговой активности у детей приходится на 15-16 часов. Перед сном лучше всего погулять на свежем воздухе.

Во время адаптации ребенка к школе, да и в остальное время, прогулка должна занимать не менее 3-4 часов в день , именно такую продолжительность советуют врачи. Это лучший способ выровнять баланс статической нагрузки и двигательной активности. Рассчитывать на уроки физкультуры не стоит, 2 часа в неделю – этого не достаточно.Согласно исследованиям, первокласснику необходимо 11 часов полноценного сна . Лучше всего укладывать ребенка в 9 часов вечера.Время подъема необходимо установить такое, чтобы первоклассник успел позавтракать утром, сделать зарядку и окончательно проснуться перед занятиями. Завтрак должен быть полноценным.

Правила, которые помогут ребёнку в общении:

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

    Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

    Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

    Не дерись без причины.

    Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

    Играй честно, не подводи своих товарищей.

    Не дразни никого, не «канючь», не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

    Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

    Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

    Старайся быть аккуратным.

    Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

    Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком:

Не рекомендуемые фразы для общения: - Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Советы родителям

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

22953

как правило, родителей первоклассника сильнее всего волнуют вопросы, связанные с учебой. это, безусловно, важно, но главная родительская задача в этот период – помочь ребенку адаптироваться к школе.

хотя для большинства детей поступление в школу – это радостное событие, которого они очень ждут (ведь для них это значит стать почти взрослыми), для любого ребенка это событие является большим стрессом, и требуется время, чтобы он адаптировался к такой глобальной перемене в своей жизни.

проявления стресса

первоклассники переживают состояние стресса. это происходит по-разному. часто это видно невооруженным глазом: ребенок становится вялым, бледным, у него могут появиться головные боли или боли в животе, нарушается сон, он часто болеет.

Не всегда родители понимают, что изменения в поведении их ребенка - это следствие стресса. у ребенка могут начаться капризы и истерики, или он вдруг начинает грубить и хамить родителям. если это произошло в первые месяцы посещения школы, не стоит списывать такое поведение на « ».

следует учитывать, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер. часто стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: без напоминаний с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу за полчаса до начала занятий. родители радуются: «замечательно! пошел в школу и сразу повзрослел!» но не следует впадать в иллюзии. такая несвойственная раньше малышу ответственность и дисциплинированность говорит о том, что он очень сильно переживает и волнуется.

родители в этот период должны быть особенно чутки и бережны по отношению к своему ребенку. любые изменения в поведении их малыша должны быть для них настораживающим сигналом, ведь наша задача не только в том, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили свое физическое и психическое здоровье.

адаптация к школе занимает от 2 до 6 месяцев. поговорим о том, как помочь ребенку пройти период адаптации к школе с наименьшими потерями.

оставлять ли на продленку?

в каждой семье этот вопрос решается, естественно, в соответствии с возможностями самой семьи, и все-таки, если есть хоть какая-то возможность, то в первые месяцы лучше, чтобы сразу же после уроков малыш уходил домой.

если вы работаете, то можно попытаться перейти на неполный рабочий день на пару-тройку месяцев. может быть, бабушка или еще кто-то из родственников смогут вам помочь? или вы договоритесь с соседкой-пенсионеркой, чтобы она забирала ребенка из школы? если есть возможность, то наймите на пару месяцев няню. если у вас или у папы есть отпуск, то лучше его взять сейчас, чтобы хотя бы в течение первых недель ребенок мог не посещать продленку.

если же такой возможности нет, то обязательно в первые же дни познакомьтесь поближе с воспитательницей группы продленного дня и внимательно присмотритесь к её отношению к детям.

не уповайте на то, что школа, в которую вы отдали ребенка, имеет хорошую репутацию.

даже в хорошей школе высокие требования предъявляются, как правило, к учителям, а не к воспитателям гпд, поэтому все зависит от личности конкретного воспитателя. кто-то относится к своим подопечным с душой, стремится организовать для них интересные игры, доброжелательно общается.

но бывают и такие, кто позволяет себе кричать на детей или может «забыть» ребенка на улице, а в ответ на жалобу родителей вымещает обиду на ребенке – только ему запрещает в течение всего времени, пока не придут родители, выходить из класса (мне известен такой случай). очевидно, что в период адаптации ребенка к школе пребывание «под крылом» такого педагога просто противопоказано.

физическая нагрузка

ем известно, как важна для развития ребенка физическая нагрузка. и именно ее катастрофически не хватает ребенку в школе! до школы малыш почти непрерывно находился в движении, а теперь он вынужден неподвижно сидеть на уроках, причем по несколько часов подряд.

переменки не в счет, во-первых, они короткие, а во-вторых, обычно в школе детям во время перемены не разрешают бегать или играть в слишком подвижные игры. два урока физкультуры в неделю тоже не восполняют дефицит двигательной активности. в результате, ребенок устает от неподвижности, которая постепенно становится хронической.

кроме того, в этот период ребенок испытывает высокую нервную и психическую нагрузку, а в этой ситуации двигательная активность является первым «лекарством».

обязательно организуйте досуг ребенка таким образом, чтобы он скомпенсировал своё долгое сидение за партой. это может быть , бассейна, езда на велосипеде или обычные подвижные игры во дворе. в среднем, ребенок этого возраста должен находиться в активном движении не менее 2 часов в день .

если есть возможность, то до школы и обратно лучше пройтись пешком. а если школа расположена рядом – можно выходить пораньше, чтобы, сделав небольшой крюк, прогуляться лишние 15 минут.

свежий воздух

замечено, что дети, посещающие школу, гуляют в среднем 15 минут в день. согласитесь, когда видишь такую цифру, испытываешь горечь. ведь первоклассник – еще маленький, и бывать на свежем воздухе ему необходимо так же, как и дошкольнику. ребенку, нервная система которого испытывает стресс от свалившихся на него нагрузок, это необходимо вдвойне.

Теперь, в связи с новым, школьным, режимом утренние прогулки отменяются, поэтому во второй половине дня желательно уместить 2 прогулки. лучше всего первую прогулку устраивать минут через 20 после обеда, а вторую – перед сном, вместо сидения за компьютером или телевизором. тем более, ребенку обычно не хватает общения наедине с мамой или папой, а гуляя перед сном, можно и поговорить по душам, и поиграть немного. так что такая прогулка будет служить сразу двум целям.

В выходные дни и в каникулы старайтесь гулять с ребенком в том же режиме, как это происходило до школы: утром и вечером, примерно, по 1.5 часа, а в хорошую погоду по 2 часа.

сон

очень важно, чтобы в этот период ребенок полноценно высыпался. если же ребенок будет испытывать дефицит сна, то «досыпать» он будет на первых двух уроках. понятно, что эффективность обучения при таких обстоятельствах будет не слишком высокой.

Если ребенок привык днем спать, то укладывайте его на послеобеденный сон.

Ребенок этого возраста должен спать примерно 11 часов в сутки. постарайтесь, чтобы вечером он укладывался не позже 9 часов.

Старайтесь, чтобы перед отходом ко сну ребенок не играл в шумные возбуждающие игры или не играл на компьютере.

Перед сном сделайте ему расслабляющий массаж, предложите принять теплую ванну. очень хорошее расслабляющее средство – чашка теплого молока, выпитая перед сном.

Выспавшийся ребенок встречает утро в радостном настроении. если ваш ребенок с утра выглядит хмурым или вялым, то значит отведенных для сна часов ему недостаточно.

Организуйте режим малыша так, чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. ребёнок не должен чувствовать спешки и нервничать, он должен спокойно привести себя в порядок, позавтракать и настроиться на «рабочий день».

домашние задания

в соответствии с законом нельзя задавать первоклассникам работу надом в первом полугодии, но не все учителя этого придерживаются. поэтому несколько рекомендаций и на эту тему.

Второй пик мозговой активности приходится на 14-17 часов (первый - от 9 до 12 часов утра), поэтому домашнее задание выполнять лучше в этот промежуток времени.

Перед выполнением домашней работы ребенок должен не только пообедать, но и в обязательном порядке погулять.

Первоклассник не должен сидеть над домашней работой больше часа. если это не получается, то есть смысл поговорить с учителем.

Бывает, что в начальной школе детям задается столько домашней работы, что о разумном времени ее выполнения и говорить не приходится. иной раз в этой работе, честно говоря, нет серьезной необходимости (например,ученик уже хорошо пишет, но учитель настаивает, чтобы все рабочие тетради по прописям были заполнены). допустим, вы видите, что ребенок в течение часа старательно сидел за уроками, явно уже устал, но тут выясняется, что еще нужно стихотворение к празднику выучить. в этом случае, я думаю, не грех помочь ему. этим вы не сделаете ребенка лентяем, зато сохраните его здоровье и не привьете отвращение к учебе.

Начинать домашнюю работу лучше всего с чтения, а потом делать остальные предметы. это поможет ребенку настроиться на выполнение заданий по другим предметам. если малыш хочет начать с задания, которое в данный момент кажется ему более интересным, то родителям необходимо предоставить ему в этом вопросе полную свободу.

Во время выполнения домашней работы устраивайте малышу «переменки» на 10 минут. и пусть он привыкнет, что домашняя «переменка» – это не сиденье перед телевизором или компьютером. лучше всего если он попрыгает, покувыркается или потанцует.

учеба

старайтесь в этот период поменьше волноваться на эту тему. интересуйтесь учебой своего малыша, но в меру.

не забывайте, что первокласснику очень сложно в течение всего учебного дня быть внимательным, старательным и аккуратным. поэтому не расстраивайтесь, если в первое время он будет что-то забывать или не успевать, палочки в прописях будут неровными, а цифры будут написаны наоборот. нормально развивающийся, здоровый ребенок непременно со временем научится читать, считать и писать.

учителям хорошо известно, что отлично успевающая в начальной школе девочка в дальнейшем может оказаться весьма посредственной ученицей, и, наоборот, мальчик, которому с трудом давалось чистописание, в старшей школе может выигрывать все олимпиады по математике и физике.

в этом возрасте самое важное – сохранить интерес к учебе и познанию нового.

Ни при каких обстоятельствах не упрекайте ребенка за то, что у него что-то плохо получается или он что-то прослушал, или забыл.

Не сравнивайте его школьные успехи с успехами других детей или своими собственными, когда вы были в его возрасте, ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Не пугайте его двойками, которые он будет получать, если не научится писать, считать и вообще быть внимательным и усидчивым, каким полагается быть прилежному ученику.

Не рассказывайте страшилок, типа, «будешь плохо учится, станешь дворником».

Не награждайте (и уж тем более не наказывайте) за успехи в учебе.

Но с интересом относитесь к тому, чему малыш научился, с радостью отмечайте, если что-то ему удалось хорошо сделать. спрашивайте, что интересного он сегодня узнал, что нарисовал на уроке рисования, во что играл с друзьями на перемене. если малыш поделился с вами чем-то из услышанного на уроке, что показалось ему интересным, постарайтесь развить тему, например, расскажите еще что-нибудь интересное об этом.

сто родители первоклассников подключают к своим наставлениям теперь еще один аргумент: «как тебе не стыдно, перепачкался весь! ты же большой - в школу ходишь!». или это становится новым аргументом для каких-то ограничений или побуждений: «уступи сестренке. ты ведь теперь школьник!» иногда родители считают, что, став первоклассником, ребенок перешел «в другой ранг» и поэтому должен отказаться от каких-то своих детских привычек.

на самом деле первоклассник и так страдает от того, что на него свалился целый ворох новых правил, требований и обязанностей, причем до конца ему не понятных и не известных.

малышу тяжело справиться с этим грузом, он переживает и волнуется, оказавшись в этой новой школьной жизни, и время от времени ему необходимо чувствовать себя маленьким ребенком, который никому ничем не обязан.

1) в первые месяцы адаптации к школе предоставляйте своему ребенку возможность чувствовать себя маленьким, если он этого хочет: сажайте к себе на колени, читайте давно известные и любимые стишки или сказочки, вместе с ним поползайте по полу, играя в машинки или куклы, разрешайте ему уснуть в вашей кровати и т.д.

2) не апеллируйте к тому, что он теперь школьник и «большой». вы же не станете спорить с тем, что человек не может повзрослеть или измениться вдруг, только потому, что у него теперь появилась новая роль (молодая жена не станет прекрасной домашней хозяйкой на следующий день после свадьбы). ребенок от таких слов не станет более сознательным, зато под гнетом подобных апелляций ему будет тяжелее привыкнуть к новой нагрузке.

3) в этот период снизьте уровень обычных требований, предъявляемых к ребенку.

4) в довесок к новым школьным обязанностям не нагружайте ребенка другими новыми требованиями, кроме тех, которые относятся к школе и являются обязательными. например, приходить в школу к началу уроков – обязательное требование (условно), а вот приготовить одежду к завтрашнему дню – это пока не обязательно.

5) на эти несколько месяце адаптации к школе, отложите посещение дополнительных кружков и секций, если они не спортивные.

6) если вы заметили, что ребенок устал, не бойтесь оставить его на один день дома, или позвольте не готовить домашнее задание. чтобы не возникло недоразумений, предупредите учителя звонком или запиской.

7) чтобы малыш чувствовал себя в школе более уверенно, давайте ему собой любимые игрушки (но не самые любимые, так как в школе они могут потеряться).

8) дайте ребенку мобильный телефон, чтобы в любой момент он мог с вами связаться, и вы могли ему помочь справиться с возникшей проблемой.

9) для психологического комфорта ребенку очень важно, чтобы у него в новом сообществе появились друзья и приятели. поговорите с самим ребенком, учителем, понаблюдайте за тем, как происходит общение ребенка с одноклассниками.

если вы убедитесь, что в этом вопросе вашему чаду нужна помощь, то окажите её:

Помогите детям обменяться телефонами;

Давайте ребенку с собой небольшое угощение для новых приятелей: конфетки, мармеладки и т.д.

Давайте ребенку с собой маленькие интересные игрушки, чтобы на перемене ему было проще вступить в игру с кем-то из других детей.

Материал к занятию.

Школа - самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь. Именно здесь он будет приобретать все необходимые знания, умения, получать навыки для дальнейшего творческого, профессионального и духовного развития.

Как показывает практика, даже успешные и лояльные в детском садике дети, тяжело воспринимают абсолютно новый для себя социум, с массой строгих требований, необходимостью полноценной и планомерной учебы, дисциплины, не говоря уже о тех будущих первоклассниках, кто вообще не посещал дошкольное учреждение. Для всех них нужна правильная, системная адаптация.

Необходимо начинать загодя, желательно со старшей группы детского сада. Естественно, в рамках ДОУ проводится работа местного социального педагога по ознакомлению детей с принципами школьной программы, поведения, дисциплины, осуществляется кратковременная симуляция рабочего процесса первоклассника. Однако как показывает практика, данных процедур зачастую явно недостаточно - малыш, все равно воспринимает вышеописанные мероприятия в сугубо игровой форме, этому же способствует регулярное посещение дошкольной группы.

Основные направления, по которым следует работать в данном контексте:

  • Создание правильной психологической атмосферы и нацеленность на комплексный обучающий процесс. Следует в доступной форме объяснить и регулярно повторять чаду, зачем нужна школа, что он будет там делать, каких правил необходимо придерживаться и как себя вести. Отдельно необходимо акцентировать внимание на явных плюсах школы перед ДОУ, особенно если малышу не нравились отдельные аспекты посещения дошкольного учреждения (необходимость спать днём, нахождение в заведении до позднего вечера и так далее);
  • Имитация школьного обучающего процесса в домашних условиях. При наличии выходных и свободных дней у ребенка, можно поиграть в школу дома. Роль учеников и учителя могут играть как дети, игрушки, взрослые;
  • Нормализация суточных ритмов и приведение их в соответствие со школьным расписанием. Данный нюанс особенно актуален для тех детей, кто не посещал ДОУ и не привык к стандартному расписанию с ранним вставанием, чётко обозначенными периодами для употребления пищи, сна и так далее;
  • Сопряжение усилий родителей и будущего учителя. С учителем, педагогическим коллективом и родителями других детей необходимо поддерживать обратную связь, совокупно обсуждая потенциальные проблемы и пути их разрешения в сфере адаптации ребенка, дисциплины и иных факторов;
  • Соблюдение классических медицинских рекомендаций. Чадо должно быть готово к школе не только психологически, но и физически.

Особенности адаптации ребенка к школе

Современные дети сложно адаптируются к школе. Ряд социальных и педагогических исследований показывает, что только каждый пятый первоклассник без особых проблем вливается в коллектив и практически сразу привыкает к стандартному учебному процессу. Около половины всех будущих первоклассников даже посещая регулярно ДОУ и имея хорошие психологические характеристики, а также удачно пройденные тесты на готовность к школе, в конечном итоге имеют проблемы с адаптацией, преимущественно связанные с дисциплиной и успеваемостью. Причина данных проблем при отсутствии других негативных факторов (негативная социальная ситуация в семье, наличие проблем со здоровьем и так далее) - сосредоточенность на игровой составляющей описанной социальной ячейки общества. Ребенок, не будучи правильно и заранее подготовленным, плохо приспосабливается к новым для себя условиям, как психически, так и социально.

Со всеми вышеозначенными проблемами можно справиться лишь комплексно, помогая ребенку правильно расставлять акценты в процессе обучения и познавания, поощряя его за любые успехи в образовании, формируя четкие дисциплинарные рамки поведения в школе.

Психологическая адаптация ребенка к школе

Если социальная адаптация ребенка к будущей школе во многом зависит от социума и детского окружения, а также педагогического влияния ДОУ, домашних условий, то психологический вектор приспособления представляет собой целостную сложную систему взаимосвязанных компонентов. Они включают в себя мотивацию, достаточность познавательного, речевого и интеллектуального развития, регуляции действий ребенка по отношению к ряду ситуаций, типовида отношений чада со сверстниками и взрослыми.

В современной практике приоритетными считаются три компонента:

  • Личностная готовность. Указывает на то, хочет ли ребенок учиться, ходить в школу, устанавливать новые уровни отношений сотрудничества со сверстниками, реализовывать иные потребности в контексте общественно значимой деятельности;
  • Наличие воли и мотивации. Коррелирует со способностью контролировать поступки и действия усилием воли, слушать, понимать и вникать в указания учителя, действовать в рамках правил, удерживать внимание определенный промежуток времени;
  • Общий интеллектуальный уровень. Интерпретируется уровнем познавательного развития, способностью усваивать новые объективные знания, различать отдельные стороны предмета, уметь формировать собственное мнение, сравнивать, обобщать, проявлять иную умственную активность.

Итак, ребенок, наконец, пошел в начальный класс. Первые дни школы в рамках ознакомления учебным заведением обычно положительно воспринимаются любыми детьми - атмосфера праздника, новизны, новых ощущений через некоторое время сменяется классическим учебным процессом. Именно на данном этапе могут возникнуть первые проблемы - если их вовремя не разрешить, то у ученика начинаются наблюдаться признаки дезадаптации.

Комплексная работа по оказанию помощи в период привыкания к школе должна вестись в двух направлениях - это мероприятия со стороны педагогического коллектива, учительницы и психолога, а также оказание поддержки дома.

Основные процедуры в рамках школы:

  • Диагностика первоклассников и их семей на предмет готовности к учебному процессу;
  • Оказание персонифицированной помощи детям, с выраженными признаками дезадаптации;
  • Организация и правильная реализация психолого-педагогических занятий (как индивидуальных, так и групповых), которые направлены на освоение нового социального пространства, умения взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила и нормы школьной жизни;
  • Правильное позиционирование первой учительницы с акцентом на систематический учебный процесс, разбавленный периодами отдыха, непринуждённого общения и плавным переходом от концепции воспитательницы с амплуа преподавателя с точки зрения детей.

Домашние мероприятия:

  • Соблюдение максимально благоприятного психологического климата без ссор и истерик;
  • Поощрение даже малых успехов в первых этапах обучения;
  • Детальный разбор школьного дня - как он был проведен первоклассником;
  • Снижение требований к оценкам в контексте того, что ребенка любят не за хорошие оценки, а, безусловно;
  • Поиск и нахождение дополнительной сферы деятельности, где ребенок хочет себя проявить в рамках школьных кружков или иных занятий, естественно не в ущерб отдыху и развлечениям;
  • Максимальная оптимизация суточных ритмов отдыха и активной деятельности, обеспечение полноценного 8-ми часового сна;
  • Полноценное разнообразное и рациональное питание, а также организация дополнительных сухих рационов в школу (даже при наличии школьного обеда) - печенья, яблок, воды, сока;
  • Во время эпидемий ОРВИ (обычно они начинаются с октября месяца) - дополнительные витаминно-минеральные комплексы, профилактическое употребление анаферона.

Период адаптации ребенка в школе

Точных временных рамок, которые бы могли интерпретировать успешное окончание периода адаптации первоклассника попросту не существует - слишком много факторов влияют на данный комплексный процесс. Однако условно выделяют 3 основные категории детей в данном аспекте:

  • Группа 1. Дети адаптируются к школе на протяжении первых двух месяцев учебного процесса. Ребенок, относящийся к данной категории, быстро вливается в коллектив сверстников, осваивает азы поведения и учебы в школе, заводит новые знакомства. Психологический фон его устойчив, требования учителя выполняются без напряжения. Первые недели они могут ощущать некоторый дискомфорт в отношениях с детьми либо классным руководителем, однако уже к концу октября полностью осваиваются с новым для себя статусом, имеют преимущественно хорошее настроение, внешне и внутренне спокойны, доброжелательны и добросовестны;
  • Группа 2. Дети этой категории имеют больший период адаптации - как правило, до полугода. Они сложно воспринимают новый для себя процесс обучения, имеют проблемы с дисциплиной, часто играют на уроках, негативно реагируют на замечания учителя, имеют небольшие или средние трудности с усвоением базовой школьной программы, часто идут на конфликты со сверстниками. К концу первого полугодия основные негативные вышеозначенные проявления значительно ослабевают либо исчезают вовсе;
  • Группа 3. Социальная и психологическая адаптация этой группы детей сопряжена с серьезными трудностями. Негативные и отрицательные эмоции у них преобладают вне зависимости от обстоятельств, часто даже ко второму полугодию наблюдается частичное либо же полное невосприятие школьной программы и знаний. На уроках ребенок третьей группы практически не контролируем, более того, он систематически мешает учебному процессу и работе учителя. В данном случае классическими адаптационными мерами ощутимых результатов достичь не получается - необходима индивидуальная системная работа психолога и социального педагога, притом как в отношении первоклассника, так и его семьи (в подавляющем большинстве случаев именно семейный фактор оказывает ключевую роль в неприятии школы как таковой).

В первый год школьного обучения родители ребенка часто сталкиваются с системными трудностями адаптации чада к новому социуму. В ряде случаев их удаётся устранить безболезненно, отдельные же проблемы могут преследовать семью на протяжении длительного периода времени, вплоть до средней школы. Типичные негативные ситуации и методы их возможного разрешения:

  • Неуспеваемость. Следует разделять действительное невосприятие ребенком школьной программы и некоторое отставание от неё - в последнем случае основной негатив часто вносится самими родителями, которые ожидают от чада неоправданно высоких достижений. При их отсутствии даже скрытая демонстрация недовольства может негативно влиять на первоклассника. Неизбежные адаптационные трудности, связанные с вливанием в новый социум, индуцируются и развиваются завышенными требованиями, что в конечном итоге не позволяет усваивать новый материал. Вместо более длительного и плавного вхождения в учебный процесс, ребенок все сильнее отстаёт от основной программы. Решение данной проблемы заключается в более лояльном отношении к успеваемости детей младшего школьного возраста и поощрением любых, даже незначительных успехов на поприще обучения;
  • Лень. Данная проблема общеизвестна и причин её может быть множество. Чаще всего это невысокая потребность познавательных мотивов (ребенок увлечен чем-то другим), общая медлительность темпа собственной мыслительной деятельности из-за темперамента, тревожность и неуверенность в себе, отсутствие четкой мотивации, боязнь неудачи, а также избалованность. Побороть лень можно только длительной систематической работой с ребенком (в том числе и по выполнению домашних заданий), дополнительной мотивацией и иными методами без жесткого давления на психику ребенка и скандалов;
  • Уход от продуктивной деятельности. Ребенок присутствует на уроке, но при этом не занимается учебой? Типичная проблема может быть связана с повышенной отвлекаемостью, уходом в себя, а также отсутствием внимания, любви и теплых чувств со стороны родителей. Времяпровождение в школе он воспринимает как отдых от домашних проблем. Возможные пути исправления - это выделение ребенку большего количества внимания, минимизация ссор в семье;
  • Демонстративное непослушание. Если ребенок излишне требователен к вниманию, любит быть всегда в его центре, то он часто провоцирует ситуации, связанные с публичным непослушанием, в том числе и грубыми нарушениями общих норм дисциплины и правил поведения, несмотря на просьбы учителя. «Игра на публику» иногда приводит к срывам уроков и вынужденному вызову завуча, директора и родителей, которые своим персонифицированным вниманием частично удовлетворяют данную потребность. Истинное наказание в этом случае, которое часто помогает побороть проблему - это временное лишение внимание. При этом проводить воспитательную меру нужно комплексно, коррелируя усилия педагогического коллектива и родителей;
  • Вербализм. Очень противоречивая и глубинно проблемная ситуация, связанная с нарушением процессов адаптации ребенка к школе - это высокий уровень развития речи первоклассника наряду с задержкой мыслительных процессов. В дошкольном возрасте многие родители уделяют речи чада максимально возможное внимание, при этом, никак не работая с абстрактным, практическим, логическим мышлением малыша, в результате чего бойкая речь, завышенная самооценка со стороны родителей и самого учащегося не подкрепляется качественным усвоением знаний. Это порождает за собой много проблем, в том числе негативное отношение матери и отца ребенка к педагогическому коллективу - они не могут понять, почему их чадо, отлично говорящее и рассказывающее стихи, хронически не усваивает основную школьную программу. Разрешение этой ситуации заключается в форсированном развитии образного мышления (мозаика, аппликации, рисунки и так далее) со стимуляцией продуктивной деятельности и ингибиции речевого потока.

Как понять, что ребенок приспособился к новым для себя условиям и его процесс адаптации подходит к завершению? Для этого, стоит произвести качественную оценку чада по ряду критериев:

  • Школьные нормы поведения. Мониторингу поддаётся поведение ученика согласно нормам школьной дисциплины, усидчивость на занятиях, соблюдение режима;
  • Эффективность познавательной деятельности. Насколько сильные усилия необходимо прилагать ребенку для выполнения начальных школьных заданий, как проходит самостоятельная работа первоклассника над материалами, какие общие характеристики успешности обозначает учитель;
  • Наличие социальных контактов. Оценивается уровень взаимоотношений ребенка с одноклассниками и педагогическим коллективом;
  • Общее эмоциональное благополучие. Уровни спокойствия, благожелательности и настроя на учебный процесс, а также оценочные суждения ребенка о школе в целом.

Если по всем вышеописанным критериям вы можете поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности, ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.

Методика адаптации детей к школе

Существует множество методик адаптации детей к школе, в том числе специализированного характера для учащихся со специфическими потребностями (инклюзивные классы). Мы предлагаем наиболее простые общие подходы, которые могут помочь типичному ребенку без особых проблем со здоровьем (физических либо психических) быстро освоиться в школе. При серьезных затруднениях, связанных с особыми факторами социально-психологической интеграции детей в любом случае родителям требуется помощь квалифицированных специалистов.

Общая схема:

  • Хвалить, а не ругать. Временная неуспеваемость первоклассника, особенно на начальном этапе посещения школы, объяснима сложностями интеграции в новый для него социум. Нельзя ругать ребенка за плохие результаты или как-либо выражать недовольство - это вызовет в нём массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Хвалите чадо при малейшей возможности и даже малом успехе;
  • Сравнение с другими - недопустимо. Довольно часто, не слишком дальновидные родители начинают публично сравнивать способности и таланты своего ребенка с каким-либо другим (сыном подруги, дочерью знакомой и так далее), указывая на недостатки чада. Делать это не допустимо! Таким образом, существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении собственных результатов;
  • Щадящая оценка. Не ждите быстрых и высоких результатов в учебной деятельности ребенка - первый год познавательный процесс сформирован таким образом, чтобы привить ребенку интерес и любовь к школе, оценки же отходят на второй план. Более того, для смягчения процесса адаптации в 1 классе начальной школы вообще не проводится официальное оценивание, а домашние задания - минимальны;
  • Развитие скрытого потенциала. Если ребенок любит публичное внимание, очень любознателен и имеет нерастраченную в школе энергию, то стоит найти ему наиболее подходящую сферу, где он сможет реализовать себя в рамках продуктивного процесса. Это может быть спорт, танцы, различные кружки. Естественно, дополнительные занятия и род деятельности должны в обязательном порядке согласовываться с чадом и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению;
  • Награда. Лучшая награда для первоклассника - это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.

Признаки успешной адаптации детей к школе

Как можно понят, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!

Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с социальной интеграцией в новое для себя общество:

  • Ребенку нравиться ходит в школу, он с большим удовольствием рассказывает обо всех аспектах нахождения в классе, своих маленьких победах и неудачах;
  • Малыш хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые), редко болеет;
  • Чадо самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе), хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью;
  • У ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам;
  • Чадо положительно относится к основному учителю и иным преподавателям, а на предложение вернуться в дошкольное учреждение отвечает решительным отказом.

Как правильно пережить школьную адаптацию вместе со своим ребенком - первоклассником? Такая проблема волнует многих родителей, чьи дети стоят на пороге школы. Адаптация (лат. "adapto" приспособление, привыкание) - процесс, через который проходит практически каждый человек, попадая в новые условия, например, в связи с переменой места жительства или деятельности. У детей наиболее ярко адаптационные процессы проявляются во время их перехода к школьному обучению. Еще вчера - это дошкольник, маленький ребенок, которого надо опекать, а сегодня - уже школьник и ему предъявляются достаточно сложные требования: без опозданий приходить на уроки, выполнять самостоятельно домашние задания, четко придерживаться школьных правил. И много еще чего необходимо выполнять маленькому ученику, для этого от него требуется максимальное приспособление к новым условиям! Вот поэтому специалисты предупреждают родителей:

Чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстро и безболезненно, надо заранее подготовиться к школьному обучению.

Все, что важно знать о школьной адаптации

По мнению психологов особенности адаптации (сроки, характеристика) определяются многими факторами. Специалисты считают важными из них:

Если про значимость семейных отношений и правильное воспитание родители знают достаточно хорошо, то про совокупность психологической, физиологической и социальной готовности детей большинство из них имеет смутное представление. Учителя начальных классов отмечают, что в семьях порой не дооценивают эти виды готовности, направляя все свои силы на специальную подготовку (умение читать, писать, считать). Есть даже такие мамы и папы, которые не до конца понимают, что через адаптационный период проходят все маленькие школьники, и считают, что их чаду это не грозит. Между тем, один ребенок (подготовленный) адаптируется несколько дней, а у другого привыкание займет несколько месяцев. Характерны и изменения в поведении первоклашек: одни становятся капризными, раздражительными, другие - вялыми, уставшими, третьи - наоборот, агрессивными, возбужденными. Близким необходимо поддержать ребенка в этот момент, понять его настроение и помочь преодолеть все трудности привыкания. А для того, чтобы родителям было легче определить состояние младшего школьника в адаптационный период, можно использовать простой тест, помогающий и понаблюдать за своим учеником, и выявить проблемы приспособления к школьной жизни. Родителям предлагается определить позиции своего ребенка по следующим показателям:

Высокий уровень адаптации

Для высокого уровня будут характерны такие поведенческие реакции первоклассника, как:

  • позитив по отношению к школе;
  • соответствующее восприятие школьных правил и указаний педагога;
  • легкое освоение программного материала;
  • стремление к изучению более сложных знаний;
  • заинтересованность в уроках;
  • самостоятельное выполнение домашних заданий;
  • стремление к выполнению классных поручений;

Средний уровень адаптации

Этот уровень считается нормой, так как большинство детей адаптируются к школьным условиям именно таким образом. Для него характерны:

  • позитивное отношение к учебе без отрицательных переживаний;
  • усвоение учебного материала при его подробном и наглядном изложении;
  • овладение учебной программой;
  • самостоятельное решение типовых задач;
  • выполнение заданий, указаний под контролем учителя;
  • проявление высокой сосредоточенности только при выполнении интересного задания;
  • подготовка к урокам и выполнение домашних заданий под контролем взрослых;
  • добросовестное выполнение поручений класса;
  • хорошие взаимоотношения с одноклассниками.

Низкий уровень адаптации

Характерен для детей, на которых могут воздействовать определенные обстоятельства, например, ошибки воспитания (избалованность или, наоборот, отверженность ребенка), неблагоприятная семейная обстановка (разлад среди близких, пьющий родитель), непосещение детского сада, особенности нервной системы (гиперактивность, повышенная возбудимость или, наоборот, заторможенность). Дети с низким уровнем адаптации проявляют:

  • отрицательное или безразличное отношение к школе;
  • оправдание своего нежелания учиться жалобами на здоровье;
  • преобладание подавленного настроения;
  • частые нарушения дисциплины;
  • плохое усвоение учебных предметов;
  • неумение самостоятельно работать с учебником;
  • выполнение домашней работы только под нажимом взрослого;
  • постоянная помощь взрослых для понимания и усвоения новых знаний;
  • пассивность и уклонение от классных поручений;
  • непопулярность среди сверстников.

Школьная дезадаптация

Как крайне отрицательный и тяжелый момент в адаптационный период - школьная дезадаптация, которая проявляется в следующем поведении ученика:

  • неумение организоваться во время учебы;
  • полное отсутствие мотивации к учебе;
  • неумение регулировать внимание, процессы мышления, памяти;
  • нежелание приспособиться к темпам школьной жизни;
  • повышенная утомляемость, трудное вечернее засыпание и утреннее пробуждение;
  • постоянные жалобы на учителей и одноклассников, как причина нежелания учиться;
  • неуспешность в учебе.

Важно: Уважаемые родители! Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом привыкает к школе, и определили низкий уровень адаптации, постарайтесь воспользоваться рекомендациями специалистов, чтобы помочь первокласснику адаптироваться в новых условиях, как можно быстрее.

Как правильно подготовиться к школе

Чтобы близким было проще найти походы к маленькому ученику в непростой для него адаптационный период и поддержать его, специалисты разработали ряд важных рекомендаций. А если ребенок еще дошкольник, то рекомендации пригодятся для организации . Психологи утверждают, что степень адаптации зависит от того, насколько хорошо развиты все виды готовности (психологический, физиологический и социальный ). Что важно знать и стараться соблюдать в семейном воспитании?

Психологическая готовность

Школьные учителя постоянно напоминают родителям, что успешность обучения опирается на сформированность всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи) и их волевой регуляции. Практически все взрослые понимают важность психического развития детей и отправляют их в центры подготовки к школе, где с ребятками интенсивно занимаются квалифицированные педагоги. А дома порой забывают об этом, считая, что 2 - 3 раза в неделю достаточно для подготовки к школе. Между тем, работа над формированием психических процессов должна продолжаться и дома, так как мотивацию к учению надо постоянно поддерживать и совершенствовать. Это поможет маленькому ученику быстро адаптироваться к школе, легко усваивать учебные предметы и предотвратит переутомление, снижение интереса к учению. Учителя также отмечают, что важно поработать не только над развитием памяти, внимания, мышления, но и над умением управлять эмоциями, так как у младшего школьника процессы возбуждения пока еще преобладают над процессами торможения. Значит, надо научить первоклассника правильно реагировать на адекватные оценки, осознанно подчиняться правилам школы, управлять собственной работоспособностью, переключаясь с одного вида деятельности на другой.

Физиологическая готовность

Родителям важно знать, что во время учебных или домашних занятий физическая нагрузка на школьника увеличивается, так как они должны сидеть довольно длительное время в неподвижной позе, внимательно слушать, напрягать зрение, слух, много работать рукой. В этом плане двигательная активность первоклашек понижается, а потребность в движении остается прежней. Из-за такого несоответствия возникают проблемы в физиологической адаптации детей, учащимся необходимо время, чтобы адаптироваться. Поэтому специалисты выделяют несколько этапов привыкания:

В виде так называемой "физиологической бури" , которая приходится на первые три недели пребывания в школе. В этот момент нарастает максимальное напряжение детского организма и всех его систем, так как первоклассник сталкивается с большими нагрузками в виде сложных требований, новых учебных предметов, увеличения учебного времени. В частности, этим медики объясняют повышение заболеваемости у ребят, обострение хронических заболеваний, нарушение сна, снижение аппетита, именно в сентябре, после начала учебы.

Следующим этапом, длящимся три - четыре недели, специалисты считают пока еще "нестойкое приспособление" .В это время организм начинает вырабатывать защитные реакции на трудные условия привыкания, "буря" снижается. Чтобы у школьника выработались дополнительные ресурсы, помогающие в адаптационный период, родителям не надо паниковать, требовать высоких оценок, ревностно сравнивать с другими учениками. Наоборот, надо проявить терпение и помочь своему ребенку укрепить защитные силы организма, например, предоставить больше возможностей для отдыха, правильно организовать чередование занятий и прогулок, предложить отвлекающие мероприятия (игры, чтение веселых книг со школьным содержанием, просмотр мультиков, рассказы о собственном школьном детстве, в выходные дни экскурсии).

Главным этапом специалисты считают "относительно устойчивое приспособление" , когда детский организм реагирует на учебные нагрузки уже с меньшим напряжением, вырабатывает подходящие варианты приспособления к новым условиям, например, моторика руки становится более развитой, работоспособность и усидчивость увеличивается, развивается зрительно - пространственная координация "глаз и рука" дружат между собой.

Социальная готовность

Социальная адаптация младших школьников предполагает стремление первоклассника принять на себя более сложную социальную роль - роль школьника.Считается, что это заключительный этап адаптации, так как ученик уже умеет выстраивать свои отношения в коллективе одноклассников, признает авторитет учителя, приобрел некоторые навыки учебной деятельности, познакомился с критериями самооценки. Поэтому, если стремление к новой социальной роли отсутствует у ребенка, родителям в адаптационный период надо помочь ему адаптироваться. Специалисты предлагают:

  • Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, нужные для успешной учебы, (умение слушать и слышать учителя, планировать свою работу, самостоятельно искать пути, анализировать полученный результат, исправлять, если есть ошибки), можно использовать игры и упражнения, например, "Найди лишний предмет", "Отыщи клад по плану", "Да и нет не говорите", "Чего не хватает" и многие другие.
  • Для создания успешной позиции среди одноклассников, необходимо научить ребенка устанавливать контакты с другими ребятами, контактировать с учителем, быть общительным и интересным для одноклассников. В этом также помогут игровые задания, участие в школьных мероприятиях, праздниках, семейные вечера, чтение книг (веселые рассказы В. Драгунского, Н. Носова, И. Пивоваровой и др.), беседы с детьми.
  • Очень важно сформировать у младшего школьника умение адекватно оценивать свои действия и действия одноклассников (по знаниям, умениям, интересам). Такое умение поможет создать устойчивую учебную мотивацию и снизить тревожность школьника по поводу необоснованных притязаний на более высокую отметку, обиды за то, что не похвалили и т. д. Это поможет не только ребенку, но и родителям, которые порой предъявляют к школьнику высокие требования.

Важно: эмоциональные состояния (позитивные или негативные), выраженные учащимися, которые адаптируются к школе, будут главным показателем того, как идет их привыкание к учебе, одноклассникам, нормам поведения.

Что могут сделать родители, чтобы помочь первокласснику адаптироваться в школьной обстановке. Специалистами разработаны рекомендации, которыми можно воспользоваться в семье.

Важно: Уважаемые родители! Помните, что адаптация к школе - сложное время в жизни маленького школьника. Перед началом учения каждый ребенок испытывает волнение и тревогу, так как он вступает в новую жизнь. Ваша задача - помочь ему справиться со всеми трудностями адаптационного периода, тогда и учение станет для него интересным и увлекательным делом.