Сообщение о жизни и творчестве окуджава кратко. Творческий путь Б.Окуджавы. «Нас ждет огонь смертельный…»

Окуджава Булат Шалвович, (1924-1997), русский советский поэт, писатель

Родился в Москве в семье партийного работника. Окончил школу в 1941. В 1942 добровольцем ушёл на фронт. После войны учился в Тбилисском государственном университете. Работал учителем в сельской школе под Калугой.

Первый сборник его стихов «Лирика» вышел в 1955 в Калуге. В 1956 после реабилитации родителей возвратился в Москву. Сборники его лирики начали выходить один за другим: «Острова» (1959), «Весёлый барабанщик» (1964), «По дороге в Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967).

Известность приобрёл как исполнитель собственных песен, значительная часть которых посвящена впечатлениям военных лет.

В 1961 появилось его первое прозаическое произведение «Будь здоров, школяр». В 1965 он издал повесть для детей «Фронт приходит к нам», за ней последовали два исторических романа – «Бедный Авросимов» (1969) и «Похождения Шипова» (1971). Романы Окуджавы «Путешествие дилетантов» (1978) и «Свидание с Бонапартом» (1979-1983) поставили их автора в ряд лучших русских прозаиков.

Последний прижизненный поэтический сборник вышел в 1996.

Булат Окуджава – это целая эпоха в советской авторской песне. Он такой разный и в то же время узнаваемый. Среди его стихов каждый человек найдет какой-то свой текст, который затронет до глубины души.

Не о каждом поэте можно это сказать. Тексты его и просты, и сложны одновременно. В произведениях Булата Шалвовича нашли отражение хорошие и плохие моменты жизни автора.

Перемена имени

Булат Окуджава появился на свет 9 мая 1924 года в Москве. Родители, восхищавшиеся писателем Оскаром Уайльдом, и, особенно, его произведением «Портрет Дориана Грея», назвали новорожденного сына Дорианом. К моменту необходимой регистрации сына Шалва решил, что имя «Дориан» слишком помпезное для юного советского гражданина. И его сменили на более скромное и привычное для грузинского уха имя «Булат». Впоследствии Окуджава также назовет сына Булатом, но дома ребенка будут звать «Антошка», в честь любимой игрушки.

Детское прозвище

Детским прозвищем Окуджавы было «Кукушка ». Основных версий происхождения две. Первая говорит о том, что младенческое агуканье поэта напоминало крик кукушки. Так показалось его бабушке по отцу. А по второй версии Булата так назвали потому, что он постоянно кочевал по родственникам отца и матери. Об этом бард написал в своем автобиографическом романе «Упраздненный театр». Упреки в том, что Ашхен подбрасывает сына разным родственникам и не воспитывает его сама, приписывались тете Сильвии.

Лаврентий Берия и семья Окуджава

Согласно легенде семьи Окуджава в мать Булата Шалвовича, Ашхен, был влюблен Лаврентий Берия. Якобы одной из причин ненависти к Шалве Окуджаве и была эта влюбленность в красивую армянку. Именно из-за разногласий с Берией Шалву перевели из Грузии в Россию. Впрочем, конфликт произошел скорее на политической почве, чем по личным мотивам.

Впоследствии, в 1939 году, пребывая в полной неизвестности после ареста Шалвы, Ашхен обратится к Берии за помощью. Тот обещает помочь и быстро выпроваживает ее. Но Шалико Окуджава к этому моменту уже мертв (процесс по его делу состоялся 4 августа 1937 года, в тот же день приговор привели в исполнение). На следующий день после визита к Берии мать Булата арестуют, приговорят к пяти годам лагерей и к последующей ссылке.

Выстрел

О данном факте биографии поэта известно только из его романа «Упраздненный театр ». Но вряд ли такое придумывают намеренно.

Когда Булату было одиннадцать лет, он дружил с тринадцатилетним Афанасием Дергачем, работавшим на стройке. Дружба была несколько неравной, сын парторга Окуджава и оборванец Дергач. Но Афонька и Булат находили друг в друге каждый свое. Булат пересказывал Афоньке школьные уроки. А самого Булата привлекала в Дергаче некоторая «взрослость». Еще бы, работает на стройке, живет самостоятельной жизнью.

И в один далеко не прекрасный день, видимо, желая мальчишески порисоваться, Окуджава утащил отцовский браунинг и вместе с Афонькой и его друзьями отправился в тайгу. В автобиографическом романе не объясняется, как произошел выстрел, но это случилось. На счастье сына парторга, пуля не задела жизненно важных органов Афоньки, прошла навылет. Но Дергач так и не простил Окуджаву. При встрече Афонька ударил Булата кулаком в нос. На этом их жизненные пути разошлись.

Школьный заводила

В двенадцать лет Окуджава был мальчиком далеко не тихим. Лидер класса, что называется, первый парень на деревне. То придумает занятия французской борьбой в прихожей своего дома, где и выступает азартным арбитром. То организует оркестр, и вот уже все ученики его школы изображают ксилофон, трубу или гавайскую гитару. Либо подговорит весь класс тихонько гудеть, раздражая учителя и срывая занятия.

Еще он организовал Союз Юных Писателей (СЮП), для вступления в который надо было написать рассказ. Все эти шалости закончились после ареста отца и объявления Булата «сыном врага народа». После этих событий что-то внутри поэта сломалось. И из лидера он превратился в незаметного и застенчивого мальчика.

Признание в «Огоньке»

Окуджава в интервью журналу «Огонек» вспоминает еще об одном своем неблаговидном поступке. В 1945 году он ушел из дома и поселился у одного из своих институтских приятелей. Друг был приезжим и снимал комнату. Жили однокурсники бедно, даже голодно. И когда приятель уехал ненадолго к родственникам, Булат украл у него спрятанный в чемодане отрез ткани.

Отрез он позже продал на рынке и очень быстро истратил деньги. Вернувшийся приятель пропажу обнаружил, но открыто Окуджаву в ней не обвинил. Но именно это обстоятельство впоследствии развело друзей.

Прощание с Анной Ахматовой

Мало кто знает об этом, но песня «Прощание с новогодней елкой» была написана памяти прекрасной поэтессы, Анны Ахматовой, которая умерла в марте 1966 года. Ее тонкий и яркий образ ясно читается в этих стихах.

«Нас ждет огонь смертельный…»

По признанию актера и режиссера Андрея Смирнова, соавтором музыки к песне «Мы за ценой не постоим…», прозвучавшей впервые в фильме «Белорусский вокзал», был композитор Альфред Шнитке, который практически полностью изменил музыкальный ряд произведения. При этом Шнитке настаивал, чтобы его имя не указывалось в титрах и авторство полностью принадлежало Булату Окуджаве.

Политическая деятельность Булата Окуджавы

По словам Александра Гинзбурга, поэт служил связным между фондом Солженицина в Париже и советскими политзаключенными. Он передавал им деньги из фонда.

Окуджава перевозил в брюках антисоветскую литературу и умело имитировал на таможне радикулит, если вдруг приходилось наклоняться. Пойман он никогда на этом не был.

В 1993 году, 4 октября, Булат Окуджава стал одним из тех, кто подписал «письмо сорока двух». То есть поддержал и, по-своему, одобрил действия правительства, ну или разделил с ним ответственность за эти деяния. После этого многие резко осудили барда, а Владимир Гостюхин публично растоптал пластинку с песнями Окуджавы. Эти события оставили существенный след не только в душе поэта, но и подорвали его здоровье. До самой смерти эти упреки преследовали сына Шалико.

Окуджава и Польша

Поэт всегда был любим в СССР, но далеко не так, как в Польше. Ведь самая первая пластинка Булата была издана как раз в Польше. Правда, исполнял песни не сам Булат Шалвович, а польские артисты. С 1995 года в Польше стали проводить ежегодные фестивали в честь барда.

Интересных событий в жизни поэта было много, их все не вместить в одну статью, да и в одну книгу тоже.

Окуджава Булат Шалвович - российский поэт, композитор, прозаик, литератор. Широко известен в качестве одного из самых ярких исполнителей авторской песни в СССР в 50-80-е годы прошлого века. Более двухсот различных композиций входили в репертуар, который исполнял Окуджава Булат. Биография этого человека, ставшего ярким символом так называемой эпохи шестидесятников, а также одним из самых ярких писателей и музыкантов своего поколения, предлагается вашему вниманию.

Довоенное время

Жизнь Булата Окуджавы была драматичной и необычной. Немногим известно, что ему дали имя Дориан при рождении, назвав в честь героя романа Оскара Уайльда. Окуджава Булат, биография которого предлагается в этой статье, родился в Москве 9 мая 1924 года. Родители его были убежденными коммунистами. Шалва Окуджава, отец, был грузином, приехал в Москву, чтобы учиться в Коммунистической академии. Ашхен Налбаднян, мать, армянка, была в близком родстве с Ваганом Терьяном, известным поэтом из Армении.

В 1926 году, по окончании учебы родителей, семья вернулась в Тбилиси. Отец Булата сделал партийную карьеру: он работал в горкоме партии в этом городе, был комиссаром дивизии. Но после конфликта с Берией Шалва Окуджава попросил работу в России и был отправлен на Урал. Здесь он трудился сначала парторгом в Нижнем Тагиле при строительстве завода, после чего был назначен первым секретарем местного горкома партии.

Булат Окуджава свое обучение начал на русском языке в Тбилиси, а затем в Нижнем Тагиле, куда вместе с матерью переехал вслед за своими отцом. Карьеру Шалвы прервал Как и у многих других членов партии, считавшихся "ненадежными", его дальнейшая судьба была следующей: сначала ссылка в лагерь, после чего - расстрел. Это было тяжелое время, которое пережил Булат Окуджава. Биография, семья, происхождение поэта отразились позже в его творчестве. Мать мальчика вернулась вместе с сыном в Москву, и они стали жить на Арбате. Ее арестовали в 1938 году, отправили в специальный лагерь для жен "изменников Родины". Она вернулась оттуда лишь спустя 17 лет, в 1955 году.

Окуджава Булат, биография которого началась драматично, в течение своей жизни старался не вспоминать об этом времени. Лишь в 1993 году, на склоне лет, он рассказал о трагических семейных событиях в своем романе "Упраздненный театр".

Булат Окуджава в 1940 году вернулся в Тбилиси, где жили его родственники. После окончания школы он поступил на завод и работал некоторое время учеником токаря.

После наступления Великой Отечественной, в 1942 году, 17-летний юноша отправился добровольцем на фронт. Он служил радистом артиллерии, минометчиком, участвовал во многих боях. Именно в то время создал одну из своих первых песен под названием "Нам в теплушках не спалось". В 1943 году после серьезного ранения, полученного под Моздоком, Булат Шалвович был отправлен за линию фронта, в тыл.

Начало литературной деятельности

Демобилизовавшись по окончании войны, Булат Окуджава, краткая биография которого сейчас освещается, сдал экстерном экзамены за среднюю школу. Затем, в 1950 году, он окончил филологический факультет Тбилисского университета и уехал в Калужскую область, в село Шамордино, где преподавал литературу и русский язык в школе. Через шесть лет в местном издательстве Калуги был опубликован его первый стихотворный сборник под названием "Лирика". А в 1954 году в газете "Молодой ленинец" были напечатаны стихи, которые написал Окуджава Булат Шалвович. Биография его далее связана с Москвой.

Возвращение в столицу

После знаменитого XX съезда компартии, в 1956 году, когда был осужден ее членами реабилитировали мать Окуджавы. Вместе с сыном она переехала в Москву по разрешению правительства. В этом же году Булат Шалвович стал членом КПСС.

Активная деятельность его на литературном поприще началась с 1957 года. Он работал в то время в "Комсомольской правде", "Литературной газете" и "Молодой гвардии" редактором. Повесть Булата Окуджавы "Будь здоров, школяр" в 1961 году была включена в литературный альманах "Тарусские страницы", составлял который известный писатель (именно по этой повести режиссер В. Мотыль снял в 1965 году фильм "Женя, Женечка и Катюша").

Возросшая популярность

В данный период известность Окуджавы стала все возрастать. Его начинали узнавать и как исполнителя, и как автора своих песен. В 1956-1966 годах он сочинил множество композиций, пользующихся любовью и популярностью по настоящее время "Голубой шарик", "Полночный троллейбус", "О Леньке Королеве", "Песня о муравье", "Сентиментальный марш", "Не бродяги, не пропойцы" и многие другие).

Булат Шалвович в Москве работал, как мы уже упоминали, редактором, после чего - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". Он входил в объединение "Магистраль", был одним из наиболее активных его членов. В 1962 году Булат Шалвович был принят также в Союз писателей.

Первые его сочинения, надо сказать, были весьма прохладно встречены официальной критикой. Например, в повести "Будь здоров, школяр" усмотрели пацифистские настроения, выражающиеся в восприятии молодым человеком войны, события которой отразила и биография Булата Окуджавы. Краткое содержание этого произведения следующее: в нем рассказывается о попавшем на фронт 17-летнем юноше, о том, как мальчишки, еще недавно бывшие школьниками, пропускали через себя и понимали войну, как она меняла людей и разбивала иллюзии. Познакомиться с этой повестью можно и по вышеупомянутому фильму "Женя, Женечка, Катюша". Булат Окуджава, биография и творчество которого очень интересны, выразил в этом произведении свои мысли и чувства, пережитые им самим. Резкому осуждению в начале 1960-х годов подверглись почти все песни, так как Союз писателей высказал мысль, что они не изображают подлинные чаяния и настроение советской героической молодежи.

Окуджава в конце 1960-х годов обратился к изучению и осмыслению исторических событий. В это время он написал роман "Бедный Авросимов", посвященный Павлу Пестелю, а также пьесу "Глоток свободы" о Михаиле Бестужеве. В тот же период он заинтересовался биографией Толстого, в частности тем, почему этого писателя постоянно преследовали жандармы. "Похождения Шипова", авантюристический роман, стал итогом этих изысканий. Данные произведения получили весьма неоднозначную оценку со стороны официальной критики, однако среди интеллигенции были восприняты положительно, стали очень популярны.

Песни, написанные для кинофильмов

В 1962 году Булат Шалвович впервые участвовал в создании кино: он исполнил песню "Полночный троллейбус" собственного сочинения в фильме под названием "Цепная реакция". Всенародная слава пришла к Окуджаве в 1970 году, после того как вышла кинолента "Белорусский вокзал", в которой звучала композиция "А нынче нам нужна одна победа" - одна из самых лучших в его творчестве. Окуджава позднее рассказывал, что когда режиссер предложил ему написать для этого фильма песню, сначала он отказался.

Предстояло не просто создать композицию, но именно со стилизацией текста под поэтическое творчество периода Великой Отечественной войны, так как, согласно сюжету, исполнять ее должен был обычный солдат, сидящий в окопе фронтовой поэт, сочиняющий о своих друзьях нехитрые строки, а не профессионал. Такая задача Булату Шалвовичу показалась очень непростой, поскольку о войне он всегда писал с позиции человека, который живет уже в мирное время, а ведь на фронте по-другому думали, говорили, пели. Однако память подсказала музыкальную интонацию и верные слова. После такого опыта Булат Шалвович стал автором множества популярных песен, созданных для более чем восьмидесяти кинофильмов.

Вольнодумство

Окуджава с 1961 года оставил работу по найму, решив посвятить себя исключительно творчеству. В то время он любил этой независимостью бравировать. Стихи его издавались за границей, он подписал письмо в защиту Синявского и Даниэля. Как ни странно, наказания за подобное "вольнодумство" так и не последовало.

Песенное творчество

Биография этого автора будет неполной, если не указать на такую важную ветвь его творчества, как авторская песня. Первый концерт состоялся в Харькове в 1961 году. Первые пластинки появились в Польше и Париже в 1968 году, а с середины 1970-х записи песен стали выходить и в нашей стране.

Последние годы

Подошел к концу наш рассказ о таком великом человеке, как Окуджава Булат Шалвович. Краткая биография в аспекте последних лет его жизни неразрывно связана с перестройкой. В этот период он принимал в жизни страны активное участие. В 1990 году Окуджава Булат, биография которого была представлена в этой статье, покинул КПСС. Последний концерт исполнителя состоялся в Париже в июне 1995 года, а через два года Окуджава скончался в Кламаре, парижском пригороде.

Жизнь и творчество Булата Окуджавы

Доклад по литературе Данилова Павла

Я думаю, что все слышали имя Булат Окуджава. Я спрошу: «Кто он был?». Кто-то мне ответит: «поэт». Кто-то: «прозаик». Еще кто-нибудь: «киносценарист». Даже тот, кто скажет: «автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни», - все равно не ошибется.

Вот что рассказал о своей жизни корреспонденту «Огонька» Олегу Терентьеву сам Булат Шалвович:

Ну что я могу рассказать вам. Я родился в Москве, на Арбате в 24-м году. По происхождению я грузин. Но, как говорят мои московские друзья, грузин московского разлива. Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м году мой отец - партийный работник - был уничтожен здесь, в вашем замечательном городе (Свердловске). Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт. Воевал. Был рядовым. Минометчиком. Был ранен. Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил. Уехал в деревенскую школу Калужской области. Работал учителем. Преподавал русский язык и литературу. Ну, как большинство, писал стихи. Относился к этому, конечно, несерьезно. Но постепенно, постепенно это все во мне усиливалось. Стал публиковаться в "Калужской газете" областной. Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать в "Комсомольской газете" областной. Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге других поэтов не было, я считался самым лучшим. У меня очень кружилась голова. Я был очень самонадеян. Мне казалось, что я достиг уже самых больших высот. Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в Москву. Там попал в одно литературное объединение. Там были очень сильные молодые поэты, которые меня крепко побили. Сначала, в первые минуты, я подумал, что это они от зависти. Потом понял, что я сам в этом виноват. Год приблизительно ничего не писал в отчаянии. Но потом природа взяла свое. Стал писать. Хорошо или плохо - не мне судить. Но так, как я пишу до сегодняшнего дня. В конце 56-го года, то есть ровно тридцать лет тому назад, осенью 56-го года, я впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось больше, и, наконец, когда их стало уже шесть или семь, начали раздаваться... А в то время появились первые магнитофоны. И вот на работе - я работал в издательстве "Молодая гвардия" - стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек тридцать тихих интеллигентов. Я пел эти пять песен своих. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно - магнитофоны работали - это все распространялось очень стремительно, быстро. Ну и появились люди, которые сочли необходимым со мной бороться. Теперь я понимаю, что эти песни были очень непривычные после того, что мы пели обычно. Кому-то показалось это опасным. Ну и, как всегда, комсомол был застрельщиком. Первый фельетон обо мне был опубликован в ленинградской газете "Смена" по заданию из Москвы. Но так как он был наспех сделан, в нем было много смешного. Ну, например, там была такая фраза: "На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским". Такой способ определять качество литературы - за кем пойдут девушки. Сейчас это все смешно звучит, но мне тогда, поверьте, было очень не смешно. Было очень сложно. Значит, было много казусов, нелепостей. Я метался. Я чувствовал, что я делаю что-то интересное, но встречал противодействие. Однажды меня пригласили в очень высокую инстанцию. А у меня была такая одна из первых песен - "Песня про Леньку Королева". Может быть, приходилось слышать вам. Ну и мне сказали в высокой инстанции, человек, который был обременен большими знаниями о культуре, он сказал, что эту песню петь не надо, потому что она неправильно ориентирует молодежь. "Чем же она неправильно ориентирует?" - спросил я. - "А вот у вас там есть такие строчки: "он ушел воевать и погиб, и некому оплакать его жизнь". Как, то есть, некому? Остался ведь народ, всякие организации..."

Но я не поверил вкусу этого человека и продолжал петь эту песню. Года через три у меня появилась песня "О дураках". Меня снова пригласил этот человек и сказал мне: "Послушайте! У вас же была замечательная песня про Леньку Королева. Зачем вам петь про дураков?" Ну и я понял, что время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой. Искусство - такая вещь. Долготерпивое. Ну, затем, после того как стали появляться эти фельетоны и всякий шум, мои друзья в Союзе писателей решили меня обсудить. Очень было бурное обсуждение. И меня приняли в Союз писателей. Но после этого мне стало немножко легче, стали выходить книги стихов. Мои песни стали петь некоторые певцы. Хотя очень небольшое количество, потому что песни были непривычные, а им нужно было проходить через художественный совет. И художественные советы боялись этих песен и отвергали их. Но кое-кто пел. Потом эти песни зазвучали в фильмах, в некоторых, в спектаклях. Потом к ним стали больше привыкать. Я стал ездить по стране выступать. Потом меня послали за рубежи. Я выступал за границей. У меня стали выходить пластинки. Потом я стал писать прозу... И ко мне настолько привыкли, что даже однажды в один летний день, когда по традиции десятиклассники выходят ночью на набережные Москвы, чтобы проститься со школой, был такой случай. Телевизионная машина примчалась на набережную, чтобы записать песни вот этих молодых людей. Подъехали к одной группе. Там - рок-н-ролл. Подъехали к другой группе - там тоже что-то этого типа. Стали метаться. И наконец увидели - около собора Василия Блаженного стоит такая маленькая кучка с гитарой, и поют мою песню. Они так обрадовались, услышав свое, что записали и передали в эфир. И так я был узаконен. Ну вот. А потом наступила нормальная полоса литературной жизни. И теперь у меня уже за плечами пять романов и несколько книг стихов и пластинок. И вот сейчас должна выйти пластинка с новыми песнями. Так что я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь, и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер. И продолжаю работать. Жив и здоров.

Краткая биография

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. О. возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 г. демобилизовался.

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

Последнее интервью

Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.

Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?

Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый - быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.

Многие вас считают чуть ли не народным героем.

Если бы я жил на необитаемом острове, я делал бы то же самое - это моя профессия, мое призвание. Я иначе жить не могу, и потом, настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные, они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.

Вы что-нибудь сейчас пишете, я смотрю, у вас всюду разбросаны черновики стихов?

Я все время пишу и все время работаю.

Булат Шалвович Окуджава (1924—1997) — русский поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, написанных на собственные стихи, один из основоположников и наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
Биография

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 г. в семье коммунистов, приехавших из Тбилиси для партийной учёбы в Комакадемии. Отец — Окуджава Шалва Степанович,грузин, мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка.

Первое место жительства — ул. Арбат, д.43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на вагоностроительный завод. Отец Булата выписал семью к себе на Урал.

После ареста родителей в 1937 — отец был расстрелян по ложному обвинению в 1937 г., мать сослана в карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 г. — Булат с бабушкой вернулся в Москву. В 1940 г. Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 г. Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной минометный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. В военных действиях участия практически не принимал; был случайно ранен под Моздоком.

К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спаМЃлось» (1943), текст которой не сохранился.

Вторая песня была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 г. начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге.

C 1955 года — член КПСС.

В 1956 г. Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару, быстро завоёвывая популярность.

Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

С 1962 — Член Союза писателей СССР.

В 1970 на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Окуджава — автор и других популярных песен для кинофильмов (кинофильм «Соломенная шляпка» и др.)

Первый диск с песнями Окуджавы вышел в Париже в 1968. С середины семидесятых годов диски Окуджавы выходили и в СССР.

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987).

Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. — 1976; часть 2. — 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).
Памятник на Арбате
Памятник на Арбате

С начала перестройки Булат Окуджава занимает активную демократическую позицию, участвует в текущей политике.

C 1989 — член-учредитель русского ПЕН-центра.

В 1990 выходит из КПСС.

С 1992 — член комиссии по помилованиям при президенте РФ; с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ.

* Член учредительного совета газеты «Московские новости».
* Член учредительного совета «Общей газеты».
* Член редколлегии газеты «Вечерний клуб».
* Член Совета общества «Мемориал».

С начала 90-х живёт в основном в Германии. 23 июня 1995 года состоялся концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 г. Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Сlamart), в военном госпитале.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, ему поставлен памятник.

Награды, звания

* Лауреат Государственной премии СССР. 1991.
* Букеровская премия 1994, за автобиографический роман «Упразднённый театр».

Сборники

* «Лирика» (Калуга, 1956),

«Март великодушный» (1967),

* «Арбат, мой Арбат» (1976),

«Стихотворения» (1984), «Избранное» (1989),

* «Посвящается вам» (1988),
* «Милости судьбы» (1993),

«Зал ожидания» (Нижний Новгород, 1996), «Чаепитие на Арбате» (1996),

* Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары.- Краков: Польское муз. изд-во, 1970.- 64 с.
* Булат Окуджава. 65 песен (Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин). Ann Arbor, Michigan: Ardis, т.1 1980, т.2 1986.
* Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты. Составитель и автор вступительной статьи Л. Шилов, музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора).- М.: Музыка, 1989.- 224 с.

Киносценарии

* «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; Постановка: Одесская киностудия, 1965);
* «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылем; Постановка: Ленфильм, 1967);
* «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
* «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).