Симонов константин михайлович интересные факты из жизни. Литературно-исторические заметки юного техника

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (28 ноября 1915, Петроград - 28 августа 1979, Москва) - советский поэт, прозаик, киносценарист, журналист и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Участник боёв на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., полковник Советской Армии. Член КПСС с 1942 года. Заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР.
Родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела бывшего полковника Русской императорской армии А. Г. Иванишева. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. После окончания семи классов он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он, зарабатывая стаж, продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.
В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже написал несколько больших произведений - в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.
В том же 1938 году К. М. Симонов был принят в СП СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал поэму «Павел Чёрный».
В 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол, в институт не вернулся.
Незадолго до отъезда на фронт окончательно сменил имя и вместо родного Кирилл взял псевдоним Константин Симонов. Причина была в особенностях дикции и артикуляции Симонова: он не выговаривая «р» и твердого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним стал литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобрел всесоюзную популярность.
В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 году - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, получил воинское звание интенданта второго ранга.
С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».
После войны в течение трёх лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). В 1958-1960 годах жил и работал в Ташкенте в качестве собственного корреспондента «Правды» по республикам Средней Азии. В качестве специального корреспондента «Правды» освещал события на острове Даманский (1969 год).
Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем большая книга - «Живые и мёртвые» (1959). В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвёртый». В 1963-1964 годах пишет роман «Солдатами не рождаются», в 1970-1971 - «Последнее лето». По сценариям Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спааком и Э. Триоле), «Живые и мёртвые» (1964), «Двадцать дней без войны» (1976)
В 1946-1950 и 1954-1958 годах он был главным редактором журнала «Новый мир»; в 1950-1953 - главным редактором «Литературной газеты»; в 1946-1959 и 1967-1979 годах - секретарём СП СССР.
Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол», защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» - вот далекий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были ещё и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбе Алексея Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного неотвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов подённых усилий Симонова, названных им «Всё сделанное», содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии. Вместе с тем Симонов участвовал в кампании против «безродных космополитов», в погромных собраниях против Зощенко и Ахматовой в Ленинграде, в травле Бориса Пастернака, в написании письма против Солженицына и Сахарова в 1973 году.
Скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

28 ноября 1915 года в семье генерала русской императорской армии Михаила и княжны Александ-ры , в девичестве Оболенской , родился шестикратный лауреат Сталинской премии. По совместительству — русский Киплинг и Хемингуэй. Именно так впоследствии будут воспринимать поэта Константина Симонова.

Младенца назвали Кириллом. Позже мать Александра Леонидовна сокрушалась: «Испохабил своё имя. Выдумал какого-то Константина...» В его оправдание можно сказать, что причина для смены имени была веская: Симонов не выговаривал ровно половину букв своего первоначального имени. «Р» и «л» ему не давались, сливаясь в какую-то кашу.

Писатель Константин Симонов Фото: РИА Новости / Юрий Иванов

Какова цена мужества?

В европейской мифологии есть традиционный штамп описания героев древности: «Три недостатка было у него — он был слишком молод, слишком смел и слишком прекрасен». Если к этим «недостаткам» прибавить дефект речи, то получится достоверный портрет Константина Симонова.

Почти всякий, кто встречался с ним, прежде всего обращал внимание на его внешность. «Симонова я никогда прежде не видела. Он статен и красив. Читает прекрасно, полнозвучным музыкальным голосом» — это писатель и мемуарист Ирина Одоевцева . «Худощавый, стремительный, красивый, по-европейски элегантный» — это сотрудница журнала «Новый мир» Наталия Бианки . Оба воспоминания датированы 1946 г. — Одоевцева встречалась с Симоновым в Париже, Бианки — в Москве. Поэту 31 год, он в расцвете сил, женщины от него без ума, что вполне естественно.

Но то же самое можно сказать и о мужчинах. Вот каким увидел уже изрядно постаревшего Симонова актёр Олег Табаков в 1973 г.: «Он был красив той несуетливой, спокойной мужской красотой, которой, каждый год прибавляя седины в волосы, прибавлял всё больше терпкости и обаяния. Пожалуй, очень немногие люди вызывали столь сильное желание подражать. И в быту, и в мужском человеческом поведении». Насчёт последнего с Табаковым согласен и Евгений Евтушенко : «Мужества ему было не занимать».

Как правило, мужество понимают несколько однобоко, имея в виду работу Симонова как журналиста в годы войны. Да, пулям он не кланялся. Под Могилёвом вырывался из окружения сквозь огонь немецких танков на изрешеченной осколками полуторке. Высаживался с десантом на Керченский полуостров. На Карельском фронте ходил в разведку по тылам финских частей. Летал бомбить Берлин. Но всегда повторял, что так в те суровые годы поступали многие его коллеги, и особого повода для гордости в этом не находил.

Корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов беседует с санитарками госпиталя. 1943 год Фото: РИА Новости / Яков Халип

Чем прогневал Хрущёва?

Новый лидер страны, Никита Хрущёв , взявший курс на разоблачение культа личности Сталина, любил и умел показать свой нрав. И решил надавить на Симонова, который к Сталину относился с подчёркнутым уважением. На встрече партийного руководства с писателями он грубо перебил выступавшего Константина Михайловича: «После XX съезда голос писателя Симонова звучит как-то невнятно!» На что тот ответил: «Никита Сергеевич! Даже шофёр не сразу может дать задний ход. Одни писатели изымают из собрания своих сочинений произведения о Сталине, другие спешно заменяют Сталина Лениным, а я этого делать не буду». Результат — смещение с поста секретаря правления Союза писателей, освобождение от должности главного редактора «Нового мира» и «творческая командировка», а по сути — ссылка в Ташкент.

Почему-то этот шаг считается доказательством то ли слепоты, то ли неразборчивости писателя. В сознании многих не укладывается, как мог уважать «кровавого тирана» человек, написавший такие строки:

«Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня».

А объясняется всё очень просто. Симонов так вспоминал детство: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Данное кому бы то ни было слово требовалось дер-жать; всякая, даже самая маленькая ложь презиралась». Честь. Долг. Верность. Неумение, как говорили в древности, «играть двумя щитами». А всё вместе — подлинный аристократизм духа.

На встрече советских кинематографистов. Слева-направо: кинорежиссер Григорий Александров, актриса Валентина Серова, писатель Константин Симонов и актрисы Любовь Орлова и Татьяна Окуневская. Москва, 1945 год. Фото: РИА Новости / Анатолий Гаранин

Что о нём запомнят?

Про стихотворение «Жди меня» тот же Евтушенко говорил: «Это произведение никогда не умрёт».

Видимо, подразумевая, что насчёт остальных стихов уверенным быть нельзя. Но вот интересный момент. В одной современной анти-утопии описано будущее, где Россия оккупирована Западом. Там действуют отряды сопротивления. На своих тайных сходках партизаны будущего поют под гитару. И не что-нибудь, а поэму Симонова «Ледовое побоище», где немцы приходят к нам очень пафосно, а заканчивается всё, как и положено:

Одни лежали, захлебнувшись
В кровавой ледяной воде,
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.

На сайтах с песнями и стихами в исполнении авторов Симонов присутствует и сейчас. «Жди меня» там, разумеется, лидирует. А в спину ему дышит стихотворение «Однополчане» со строчками:

Под Кёнигсбергом на рассвете
Мы будем ранены вдвоём,
Отбудем месяц в лазарете,
И выживем, и в бой пойдём.

А ведь написаны «Однополчане» были в 1938 г. До взятия Кёнигсберга оставалось ещё 7 лет.

Наверное, таким должен быть национальный поэт. Тонкая лирика. Сильные, до дрожи, образы. Пророческий дар. И — жизненное кредо, которое выразил сам Симонов в романе «Живые и мёртвые»: «Нет ничего трудней, чем гибнуть, не платя смертью за смерть».

Константин Симонов - это знаменитый поэт, писатель, сценарист, драматург, общественный деятель и журналист. Он родился в Петербурге 28 ноября 1915 г. В детстве жил в Саратове и Рязани. Его воспитанием занимался отчим Александр Иванишев, который преподавал в училище военную тактику. В 1930 году Константин закончил школу. Дальше стал учиться на токаря. В 1931 году семья перебралась в Москву. Симонов закончил фабзавуч точной механики. До 1935 года его местом работы был авиационный завод. В Межрабпомфильме работает техником и параллельно пробует писать стихи. В 1934 году впервые были опубликованы работы Константина Симонова.

Биография Симонова в молодые годы довольна обширна. Высшее образование он получил в МИФЛИ и Литературном институте им. М.Горького (1938 год). Работал редактором в «Литературной газете». После того как закончил Литературный институт, решил поступать в аспирантуру при Институте истории, философии, литературы. Аспирантуру не закончил, ушел в Монголию на Халкин-гол военным корреспондентом. Это был 1939 год. На учебу больше не возвращался.

«История одной любви» - это первая пьеса Симонова, он написал ее в 1940 году. Премьера состоялась в Театре им.Ленинского комсомола. Потом на протяжении года он проходит курсы военного корреспондента при Военно-политической академии, по окончании ему присвоили воинское звание интендант второго ранга.

Во время ВОВ Константин был личным корреспондентом нескольких газет («Комсомольская правда», «Красная звезда», «Боевое знамя», «Правда» и др.). В 1942 году получил звание старшего батальонного комиссара, а в 1943 году ему присвоили звание подполковника. Затем он получил звание полковника, это было уже после окончания войны. Симонов ездил в Румынию, Югославию, Болгарию, Германию, Польшу по работе как военный журналист. Ему довелось быть очевидцем боев в Берлине.

По повести К. Симонова «Парень из нашего города» в 1942 году был снят первый черно-белый кинофильм. Война закончилась, и на протяжении трех лет он был в командировках в США, Японии и Китае. С 1950 по 1954 гг. его назначили на должность редактора «Литературная газета», а с 1954 по 1958 - журнала «Новый мир». Его деятельность как корреспондента имела продолжение в Ташкенте с 1958 по 1960 гг. Там он был журналистом газеты «Правда» по Средней Азии. Он создал свой первый роман в 1952 году, назвав его «Товарищи по оружию». Одна за одной, были написаны пьесы (всего 10) с 1940 по 1941 гг.

28 августа 1979 г. в Москве Константин Симонов скончался. Перед смертью он сказал, чтобы его прах развеяли в значимых для него местах периода Великой Отечественной войны. Посмертное желание писателя и журналиста было исполнено.

Политическая деятельность Константина Симонова:

1942 год - член КПСС;
1952-1956 гг. - его кандидатура рассматривалась в ЦК КПСС;
1956-1961 гг. и 1976 год - один из участников ЦК КПСС;
1946-1954 гг. - депутат в Верховном Совете СССР второго и третьего собрания;
1946-1954 гг. - в управлении Союза писателей СССР является помощником генерального секретаря;
1954-1959 гг. и 1967-1979 гг. - уже секретарь, а не помощник;
1949 год - участник органов Советского комитета по защите мира;

За свою профессиональную политическую деятельность Симонов был награжден медалями и орденами, в том числе тремя орденами Ленина. Он получил премию Ленина и Сталинскую премию СССР.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Симонова Константина Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Константин Симонов был не только великим писателем, но еще и киносценаристом, журналистом и активным общественным деятелем. Прошел всю Великую Отечественную Войну, участвовал в битве на Халхин-Голе. Был полковником армии СССР. Его биография яркая, красочная, полна воспоминаний, надежд, свершений.

Биография Константина Михайловича началась 15 ноября 1915 года, когда писатель появился на свет в городе Петрограде в семье военного и княжны. Однако своего отца он так и не видел никогда в жизни: он числился без вести пропавшим в Первой мировой войне. В 1919 году мать переехала вместе с ребенком в Рязань, где повторно вышла замуж за преподавателя военного дела.

Детство и юность Константина проходили в военных городках. Воспитывал его отчим. После школы парень поступил в училище, затем устроился на работу токарем на завод. В 1931 году вместе со всей семьей переехал жить в Москву.

В 1938 году Константин Симонов оканчивает литературный институт, однако к этому времени у него уже было написано несколько собственных произведений. Интересно, что при рождении ему дано было имя Кирилл, однако впоследствии писатель решил сменить его и взял псевдоним Константин Симонов.

С началом войны писателя направляют на фронт в качестве военного корреспондента, он проходит всю войну от начала до конца, бывает во многих осадных городах и «горячих точках». Несколько раз был представлен к наградам. По окончании войны все ее трудности и ужасы были описаны в его произведениях.

Константин Симонов ушел из жизни в августе 1979 года. Причиной смерти стал рак. Прах писателя развеян над Буйничским полем согласно его завещанию.

В своей жизни Константин Симонов был официально женат четыре раза. Первой его супругой стала Наталья Гинзбург, также писательница. Именно ей посвящена поэма «Пять страниц».

Второй женой Константина Михайловича стала Евгения Ласкина, филолог и литературный редактор. В 1939 году у семьи родился сын Алексей. Однако уже в 1940 году Симонов расстается с Евгенией и увлекается актрисой Валентиной Серовой , подарившей ему в 1950 году дочь Марию.

Последней его официальной супругой стала Лариса Жадова, искусствовед. К моменту их женитьбы у Ларисы уже была дочь Екатерина, которую Константин удочерил. Несколько позже в семье родилась совместная дочь Александра. После смерти Лариса также завещала развеять ее прах над Буйничским полем, чтобы быть рядом с мужем.

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович - поэт, прозаик, драматург, журналист, редактор, общественный деятель; Герой Социалистического Труда (27 сентября 1974), лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, член ЦК КПСС в 1952-1956 годах, депутат Верховного Совета СССР, заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР.

Симонов происходил из военной семьи, что определило в молодые годы его интерес к военной истории России, а позднее - к армии и ее людям. Окончив школу и фабзавуч топкой механики (1932), учился в Литературном институте им. М. Горького. Начал печататься в 1936 г. В студенческие годы выпустил сборники стихов «Настоящие люди» (1938), «Дорожные стихи» (1939), поэмы «Ледовое побоище» (1938), «Пять страниц» (1938), «Победитель» (1938), «Суворов» (1940). Закончив Литературный институт, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ, но был отправлен летом 1939 г. Политуправлением Красной Армии в Монголию, на Халхин-Гол, где шли бои с японцами, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Первые военные впечатления стали основой цикла стихотворений «Соседям по юрте» (1939) и широко поставленной театрами пьесы «Парень из нашего города» (1941).

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Симонов Константин Михайлович

С первых дней Великой Отечественной войны Симонов - фронтовой корреспондент центральной армейской газеты «Красная звезда». Его очерки и корреспонденции из горячих точек были замечены читателями, но знаменитым его сделали стихи, когда 14 января 1942 г. «Правда» опубликовала стихотворение «Жди меня». К этому стихотворению прибавилось напечатанное в следующем месяце «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» и через полгода - «Убей его! («Если дорог тебе твой дом...»). Они стали поэтическими символами идущей войны.

Как военный корреспондент, Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

Послевоенная карьера Симонова была головокружительной. Ему еще не было 30, когда он стал одним из руководителей Союза Писателей, был назначен редактором журнала «Новый мир» (1940-1950), затем «Литературной газеты» (1950-1954). Он стал депутатом Верховного Совета СССР, кандидатом в члены ЦК КПСС. Свою роль сыграла огромная популярность его произведений военных лет и фантастическая работоспособность.

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). С 1958 по 1960 гг. жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.

Симонов вновь возвращается к теме войны - в 1952 г. увидел свет роман «Товарищи по оружию», затем большая книга - «Живые и мертвые» (1959). В 1963-1964 гг. пишет роман «Солдатами не рождаются». (В 1970-1971 будет написано продолжение - «Последнее лето».)