Где получить заочное медицинское образование. Медицинское образование как второе высшее

Здоровье нации - забота, которая лежит не только на наших плечах, но еще и на государстве. Тысячи специалистов ежедневно находятся на своем посту, борясь и помогая своим соотечественникам преодолеть различные проблемы со здоровьем. Для подготовки специалистов здравоохранения в стране существует система образования, каждый год выпускающая квалифицированных медицинских работников различного уровня.

На данный момент производится обучение медицинских работников по следующим уровням;

Общее количество учебных заведений, проводящих образование среднего уровня, в России превышает 400. Количество медицинских кадров, задействованных в системе охраны здоровья, достигает полутора миллиона человек. Сложное положение со специалистами среднего медицинского звена требует незамедлительного реагирования на государственном уровне. Одной из идей для изменения текущей ситуации является решение постепенно передать часть функций, которые выполняют медработники высшего звена, на средний медицинский персонал.

Порядок получения заочного образования в колледже «Галактика»

Как вариант личностного развития человека, одной из его форм является заочное обучение выбранной специальности. Это прекрасная возможность получить новые знания и профессию и кардинально изменить свою жизнь. При этом человек продолжает трудиться и работать по основной специальности, посещая колледж по выходным. Такой подход дает возможность планировать свою неделю рационально, а также поучаствовать в непосредственном и живом общении с преподавателями колледжа.

Занятия построены таким образом, что предполагают, как теоретическую подготовку, так и практику. Среднее медицинское образование заочно отлично подойдет для тех работников сферы здравоохранения, которые решили совмещать свою работу с обучением для повышения личной квалификации или планируют изменить профиль деятельности.

Государственный стандарт медицинского образования

В колледже «Галактика» имеется возможность получения необходимого уровня знаний по утвержденным государственной программой 10 медицинским специальностям. Данный государственный стандарт был принят на основе опыта российских учебных заведений, уровня подготовки специалистов, уровня науки, опыта зарубежных коллег, перспектив и планов развития. Главное отличие заочной формы обучения от очной состоит как в большей степени свободы обучающегося, так и в его большей личной ответственности. Это утверждение исходит из того, что такая форма образования предполагает самостоятельное изучение необходимого учебного материала одновременно с постоянным контролем преподавателей колледжа.

В текущее время принято два уровня среднего медицинского образования:

  • базовый;
  • повышенный.

При базовом курсе обучения срок учебы равен 2 годам 10 месяцам. При этом происходит подготовка медицинских сестер с широким профилем, которые могут оказать как первую, так и неотложную медпомощь и обеспечить уход за пациентом. Повышенный уровень предполагает прохождение более углубленных программ, что дает возможность подготовить медработников специализированных отделений, учреждений социального обеспечения. Срок обучения составляет 3 года и 10 месяцев.

Особенностью государственного стандарта является возможность руководителей колледжей в каждом регионе строить свои образовательные программы с учетом его экономико-социального развития, статистики развития тех или иных заболеваний, этнических особенностей населения.

Среднее медицинское образование заочно и порядок поступления в колледж

Для прохождения этой формы образования необходимо иметь аттестат колледжа или вуза, верхний предел возраста не ограничен. Поступить могу как граждане России, так и лица стран ближнего и дальнего зарубежья, подав необходимые документы:

  • фотографии в количестве 4 штук;
  • ксерокопию документа, удостоверяющего личность и оригинал для сверки;
  • ксерокопию документа об образовании и оригинал для проверки подлинности.

Прохождение обучения в колледже «Галактика» дает отличную возможность изменить свою жизнь и жизнь людей в лучшую сторону благодаря прочным знаниям и системному подходу к образованию.

Подробности

Образование можно получать не только очно, учиться можно дистанционно и, конечно же, заочно. Но если речь заходит о медицине, то можно ли получить образование по медицинской специальности заочно? Давайте узнаем.

Что значит получать медицинские специальности заочно? Не все представляют себе, как можно заочно научиться этой сложной профессии. Конечно, никто не научит заочно, скажем, хирургии или стоматологии. Чтобы стать врачом, обязательно нужно учиться в вузе и только очно, со всей необходимой теорией и практикой. Странно представить стоматолога, который получил медицинскую специальность заочно. А если это хирург, кардиолог, гинеколог или терапевт? Кто рискнет доверить свою жизнь доктору, который учился заочно? Думается, таких отчаянных найдется немного.

Медицинские специальности заочно

Когда мы говорим о заочном обучении для медиков, то, как правило, имеется в виду повышение квалификации или переподготовка для тех, кто уже имеет диплом какого-либо медицинского образовательного учреждения. Но, все же, существуют некоторые специальности, которые можно условно отнести к медицинским, которым можно научиться и заочно. Например, «медицинская оптика» с присвоением квалификации «медицинский оптик». Такую специальность можно получить в колледже, заочно за 2 с небольшим года обучения. Также, к примеру, можно заочно получить специальность «Сестринское дело» с квалификацией менеджер.

Одна из немногих медицинских специальностей, которую можно получить заочно, т.к. она не связана напрямую с вмешательством в организм человека, а требуют больше хорошей теоретической подготовки, чем знания каких-то практических вещей, это фармацевтика. Сейчас в аптеках не делают лекарства самостоятельно, а торгуют готовыми лекарствами, но, тем не менее, фармацевт тоже должен знать многое об организме человека, о процессах в этом организме, отлично знать химию и биологию.

Заочное обучение на отделении фармацевтики можно получить, например, в Московском государственном университете им. И. М. Сеченова, это будет стоить примерно 70 000 руб. за учебный год. В МГУ обучение по этой специальности обойдется уже примерно в 200 000 руб., в Российском университете дружбы народов – около 75 000 руб. за учебный год.

Также можно получить заочную медицинскую специальность медсестра или медбрат. Например, медицинский факультет РУДН принимает абитуриентов по специальности «Сестринское дело». Срок обучения составит 4,5 года, форма обучения – контрактная, вступительные экзамены: биология, русский язык, химия.

К поступающим на заочное отделение не такие строгие требования как к студентам-очникам. Отмечают, что поступить в МГУ и Первый медицинский несколько сложнее, чем в другие московские вузы.

Что касается специальности «Лечебное дело», то здесь ответ однозначный. Никакого заочного обучения. Заочные медицинские специальности в России – это большая редкость, величина, стремящаяся к нулю. Можно с уверенностью сказать, что невозможно стать медиком (доктором, фельдшером) заочно. Только очное обучение, дневное или вечернее. В, как уже выше говорилось, основном заочное медицинское образование имеют возможность получить медицинские работники с уже имеющимся медицинским высшим или средним образованием.

Где обучают по медицинской специальности заочно?

Медицинские специальности заочно можно получить во многих учебных заведениях. К ним относятся все московские медицинские вузы и колледжи. Можно пройти курсы по сетринскому делу, акушерскому делу, первичной медицинской и профилактической помощи населению. Такие курсы предназначены для медицинских сестер поликлиник, стационаров, учреждений первичной медико-санитарной помощи.

Все более активно развиваются современные методы получения образования, в том числе, получения медицинских специальностей заочно. Существуют Интерактивные онлайн-курсы для медицинских работников «Интерактивная академия врача» на базе Первого меда (Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова). Заочно предлагается только комплекс циклов повышения квалификации общего либо тематического совершенствования. Короткие курсы (16-144 часа), где представлена актуальная и полезная информация. Сертификационные курсы и курсы по профессиональной переподготовке в очно-заочной форме.

Поступая на заочное отделение, нужно понимать, что учеба потребует от вас большей само организованности и ответственности, так как при такой форме обучения большой объем знаний студенты получают самостоятельно, из учебной литературы. И только от вашей способности собраться и сосредоточиться зависит то, насколько хорошо вы усвоите информацию и будете готовы применить ее на практике.

Медицинские специальности заочно получить гораздо труднее, чем какие-либо другие, не надо долго объяснять почему. Постоянная практика сможет помочь в учебе. Например, можно начать с младшего медицинского персонала, устроившись в больницу нянечкой или лаборантом. И в процессе работы уже будет несколько легче учиться и постигать теорию и получить квалификацию медсестры. Если же вы хотите стать врачом, то придется получать высшее очное образование.

Учиться, учиться и еще раз учиться - так ведь завещал Владимир Ильич Ленин. И достойны похвалы те люди, которые хотят получить медицинское образование заочно. Но здесь есть ряд своих нюансов и аспектов, которые необходимо учитывать каждому человеку, который решил идти по такому пути.

Специальности, по которым возможно заочное обучение

Медицинское высшее образование (да и среднее) должно быть качественным, ведь это имеет большую важность для здоровья человека. Поэтому существует ряд ограничений. Так, у человека, желающего стать врачом, есть только один вариант - очное обучение в вузе, где преподают не только теорию, но и практику. И эти требования не удивительны - ведь кто захочет, чтобы им занимался хирург, терапевт, кардиолог или стоматолог, которые имеют только теоретическую подготовку? Поэтому специальностей, по которым можно получить медицинское образование заочно, немного. Это если говорить про первое образование. А вот на дистанции является делом вполне возможным.

Также возможным является среднее медицинское образование. Заочно здесь можно получить достаточно навыков, чтобы осуществлять успешную деятельность. Это была общая обрисовка ситуации, а сейчас давайте уделим ей внимание более детально.

Среднее образование

Наиболее популярными являются «сестринское дело» и «медицинский оптик». На вторую специальность можно потратить чуть больше 2 лет обучения. После этого человек получает квалификацию «медицинский оптик». О первой специальности можно сказать, что на её получение в уйдёт 4,5 года. В результате человек получит специальность медбрата или медсестры. К тем, кто поступает на заочное отделение, не выдвигают настолько строгих требований, как к очникам.

Важным для поступления является знание биологии, русского языка и химии. Выбирая, какое же образование получить, люди часто не интересуются доходностью специальности, а хотят, чтобы учиться и работать было легко. Поэтому уделяют внимание высшему медицинскому образованию. А как же здесь обстоят дела?

Высшее образование

Если есть желание получить специальность «Лечебное дело» - забудьте про это сразу. Здесь только (дневное или вечернее). Стать доктором или фельдшером, не имея практики, не выйдет. Но не всё так плохо. Есть специальность, которая требует хорошего знания теории (лучшего, чем практики) и не связана с вмешательством в организм человека (напрямую) - фармацевтика. Несмотря на то что в аптеках сейчас не создают лекарства самостоятельно, от такого специалиста требуется иметь достаточный багаж знаний про организм человека, процессы, которые в нём протекают, а также он должен ориентироваться в химии и биологии.

Где и за сколько получают медицинское образование заочно?

Это является возможным во всех вузах и колледжах. Благодаря развитию новых методов получения образования процесс подготовки может происходить и дистанционно. Но необходимо помнить, что если перед вами специальность «лечебное дело», то это значит, что предлагается исключительно повышение квалификации для общего или тематического совершенствования. Но если есть уже образование медсестры или медбрата, то человек заочно может расширить объем своих знаний и получить подготовку по профилактической и первичной медицинской помощи населению, по акушерскому делу.

Стоимость такой подготовки относительно невелика. Но если интересует высшее образование фармацевта, то выложить придётся от 70 тысяч рублей за год. При этом наибольшей популярностью пользуются МГУ и Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Что требуется от учащегося?

Если есть желание получать заочное медицинское образование, то следует понимать, что от человека в таком случае требуется высокий уровень самоорганизованности и ответственности. Это связано с тем, что значительное количество знаний студентами получается самостоятельно. В качестве источников выступает учебная литература: книги, научные журналы, энциклопедии и так далее. То есть, успех во многом зависит от того, как человек умеет собираться и сосредотачиваться. Ведь чем лучше будет усвоена информация, тем эффективнее она будет применена. При этом позитивно на результате учебы сказывается наличие практики.

Начинать можно и с положения младшего медицинского персонала, устроившись лаборантом в ближайшую больницу. В этом случае обучаться будет легче. На высшее медицинское образование (заочное) при желании стать доктором это никак не повлияет, кроме возможности посоветоваться насчет отдельных вопросов со специалистами. Но и в таких случаях можно усваивая новую информацию в процессе выполнения работы.

Медицинские курсы

Стандартные вопросы человека, который хочет получить высшее образование, уже были рассмотрены. Но заочное медицинское образование имеет и такие варианты, как курсы. О них ранее упоминалось исключительно мимоходом. Так давайте же исправим это. Проблем с выбором быть не должно. Если интересует медико-диагностическая специальность, то получение образования не составит труда.

Существуют многочисленные рейтинги, составленные по разным критериям и позволяющие оценить значимость излагаемых знаний. Тут уже выбор за человеком - необходимо определиться, что для него является важным, и на основании своих предпочтений подавать документы в определённый вуз. Более свободно дело обстоит с повышением квалификации. Здесь дистанционное обучение можно пройти практически по всем направлениям медицины. В таком случае во время образовательного процесса за его основу принимается интенсивная работа специалиста, которая весьма строго контролируется.

При этом важным является наличие специальных средств обучения. В качестве таковых выступают информационные цифровые носители, различные пособия, методические указания и учебники. Важным является построение общего учебного курса. Поэтому идёт широкое использование современных технологий (например, интернета), в рамках которых договариваются об используемых методах коммуникации между учащимся и его наставником. Это делается для того, чтобы основные вопросы можно было решать быстро и эффективно, а также улучшает конечный результат благодаря использованию обратной связи.

Особенности

Когда обучение преследует разные цели, то отличаются срок подготовки и цена. Так, наиболее дешевым и кратким является повышение квалификации. Затем идёт первичная специализация. Причем в данном случае лучше будет сказать «наступает на пятки». Затем идёт специализация. И замыкает, благодаря своей длительности и стоимости, профессиональная переподготовка. Также некоторые требования выдвигаются к технической обеспеченности учащегося. Так, ему необходимо обладать компьютером, бесперебойным выходов в интернет и очень желательно иметь скайп и веб-камеру.

Важным преимуществом и особенностью является наличие обучающих информационных систем, посредством которых студенты могут ознакомиться с учебным планом, расписанием, и дистанционно получают доступ к содержимому электронной библиотеки.

Заключения

Какие преимущества имеет получение дистанционного медицинского образования? Прежде всего, это гибкий график освоения учебной программы. Также отсутствует целый ряд трат (на общежитие или поездку к университету), как денежных, так и временных. Также перед оплатой образовательных услуг не лишним будет поинтересоваться наличием лицензии на их предоставление и проверить полученную информацию.

Директор - председатель Совета деканов медицинских факультетов Министерства образования и науки РФ

Директор Медицинского института Алексей Юрьевич Абрамов — председатель Совета деканов медицинских факультетов и директоров медицинских институтов государственных университетов Минобрнауки РФ.

Цель Совета деканов — объединение усилий и согласование совместных действий по развитию и совершенствованию системы медицинского образования в России на всех его этапах. Это первый руководитель, который вошел в состав Совета ректоров университетов Министерства здравоохранения РФ.

Понять душу пациента через театр

Одна из традиций института — проводить театральные сезоны. C 1999 г. года успешен театр «Гиппократ». Режиссеры, реквизиторы и актеры — это преподаватели, врачи, студенты и выпускники. В репертуар входят произведения Шекспира, Чехова, Булгакова, Дюма и других классиков мировой литературы. Через постановки раскрываются не только творческие, но и профессиональные таланты — студенты репетируют бок о бок с преподавателями и учатся понимать душу и психологию человека через роли.

Волонтеры-медики

В институте активно развивается центр «Волонтеры-медики». Силы студентов направлены на то, чтобы сформировать здоровый образ жизни у школьников, помогать в больницах, детских домах и домах престарелых. Волонтеры проходят дополнительные курсы и ассистируют бригадам скорой помощи на спортивных и массовых мероприятиях — студенты медики могут оказывать не просто первую помощь, а первую медицинскую помощь. Студенты разработали программу «Элементарная медицина — детям», которая стала популярна в школах и детских домах Москвы. Одна из находок волонтеров РУДН — содействие российским врачам при лечении иностранных пациентов: иностранные студенты задают пациентам специализированные вопросы и переводят жалобы и симптомы доктору, при необходимости — участвуют в терапии, хирургии и реабилитации.

Выпускник РУДН № 100 000 – врач из Непала

Юбилейный титул «100-тысячный выпускник РУДН» получил Баттарай Хари из Непала, который на «отлично» окончил Медицинский институт по специальности «Лечебное дело». По словам Баттарай Хари, всю жизнь он мечтал быть доктором. «Врач должен внушать победу над болезнью. Российский диплом поможет мне спасать жизни в Непале», — подчеркивает он. В 18 лет он участвовал в конкурсе на получение стипендии правительства Непала для обучения в медицинских университетах за границей. «Я победил и выбрал РУДН — это знаменитый университет, и многие друзья и родственники его рекомендовали, — рассказывает он. — Я приехал в Россию в 2010 году — я не знал ни одной русской буквы. Прямо в аэропорту меня встретили мои земляки. Я увидел Москву — и сразу почувствовал восторг». В ближайшем будущем у 100-тысячного выпускника РУДН серьезные планы: «В идеале, я хотел бы быть кардиологом в государственной больнице Непала, а потом — совмещать работы с преподаванием в университете».

Изучаем анатомию по 1500 экспонатам и на интерактивном столе Anatomage

В РУДН находится коллекция из 1500 анатомических экспонатов. Занятия также проводятся на виртуальных анатомических столах, на которых доступны 3D-модели человеческого тела в реальном размере со всеми органами и тканями — доступно более 1000 анатомических структур. На сенсорном экране модель тела можно вращать во всех плоскостях. Можно сегментировать ткани для изучения отдельных органов и проводить операции виртуальным скальпелем.

Проект «Инкубатор международной медицинской науки»

В 2017 году создан проект «Инкубатор международной медицинской науки» (И2МН). Целью данного проекта является формирование студенческой группы для создания резерва научно-исследовательского и
профессорско-преподавательского состава РУДН путем создания всех условий для проявления свободного и творческого научного мышления, способности к самообразованию, развитию лидерских качеств и коммуникабельности. Приоритетной задачей проекта является не только дать талантливым студентам углубленные базовые знания и знания в инновационных областях медицины, но и вовлечь студентов в научно-исследовательские проекты по актуальным
научно-медицинским направлениям, соответствующим современным мировым тенденциям, расширить возможности для отработки практических и управленческих навыков, для реализации научных идей при использовании последних достижений в области медицины и фармации на базе научных лабораторий, центров, клинических баз и ЦСО РУДН.

Несмотря на плачевную ситуацию бюджетной части здравоохранения в России, высшее медицинское образование (особенно полученное в московских вузах) пользуется стабильной популярностью. , предлагающий абитуриентам подоготовку по разлычным специальностям высшего медицинского образования, содержит шесть государственных вузов.

Недосягаемый:

Если взглянуть на средний проходной балл ЕГЭ в 2011 году, можно понять, что самым престижным и практически недосягаемым для большинства абитуриентов (и России в целом) является Московский государственный медико-стоматологический университет. Для того чтобы стать студентом лучшего стоматологического вуза России, абитуриентам пришлось показать в среднем 84,3 балла по ЕГЭ. Особенно интересно то, что «Стомату» впервые удалось обогнать старейший медицинский - Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова.

Возможно, подобная ситуация сложилась из-за сравнительно небольшого количества бюджетных мест, распределяемых на конкурсной основе - 284 в «Стомате» против 990 в «Первом меде». Но стоит отметить, что и конкурс, и проходной балл на основные специальности в «Первый мед» всё-таки был выше (см. таблицы).

В Московский государственный медико-стоматологический университет можно поступить на три «медицинских» факультета: стоматологический, лечебный и факультет клинической психологии. Ситуация по данным факультетам складывалась следующим образом:

Факультет Бюджетное обучение Платное обучение
Кол-во мест Конкурс ЕГЭ Кол-во мест Конкурс ЕГЭ
Стоматологический (дневное отделение) 250 15,0 240 125 10,2 214 145 000
Стоматологический (вечернее отделение) 100 11,0 198 30 12,3 153 145 000
Лечебный (дневное отделение) 230 20,0 225 80 19,4 225 87 000
Лечебный (вечернее отделение) 180 8,3 172 30 15,5 179 79 000
Клинической психологии 25 50,4 169 15 25,8 217 75 000

На первый взгляд удивительно высоким может показаться конкурс на контрактную форму обучения в данный . Но дело в том, что почти все места в этой сфере были заняты «целевиками».

Старейший:

Название этого университета говорит само за себя: первый - а значит старейший, лучший и самый известный. Именно этот московский вуз является заветной целью большинства абитуриентов со всей России, мечтающих получить качественное медицинское образование. Оказавшись в 2011 году на втором месте среди московских медицинских институтов, «Первый мед» предъявил к своим абитуриентам, как обычно, строгие требования: 83,3 балла по ЕГЭ. В данном вузе Москвы можно получить высшее медицинское образование по шести специальностям: «лечебное дело», «стоматология», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «клиническая психология» и «фармация».

Конкурс и проходные баллы в Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова в 2011 году.

Специальность Бюджетное обучение Платное обучение
Кол-во мест Конкурс чел./место ЕГЭ Кол-во мест Конкурс чел./место Стоимость обучения руб./год
«Лечебное дело» (дневное отделение) 349 15,60 255 535 4,43 91 000
«Лечебное дело» (вечернее отделение) 80 10,86 181 30 11,23 91 000
«Стоматология» (дневное отделение) 68 37,25 242 115 9,06 127 000
«Стоматология» (вечернее отделение) 30 12,33 145 20 7,75 127 000
«Педиатрия» 13 173,08 248 15 49,73 75 000
«Клиническая психология» 10 56,90 202 15 15,80 60 000
«Медико-профилактическое дело» 88 17,51 186 15 27,27 65 000
«Фармация» (дневное отделение) 168 12,68 195 35 16,89 75 000
«Фармация» (вечернее отделение) 25 10,92 115 10 10,30 70 000
«Фармация» (заочное отделение) 75 2,21 152 25 3,60 71 000

Восставший из пепла:

Достаточно высоким был конкурс на факультет фундаментальной медицины - 10,16 человек на место. Факультет воссоздали в 1992 году, заменив тем самым отделившийся много лет назад «Первый мед». На факультете фундаментальной медицины МГУ ведётся подготовка по двум направлениям: «лечебное дело» (35 бюджетных мест) и «фармация» (15 бюджетных мест). При этом стать врачом в МГУ гораздо сложнее, чем фармацевтом. Для поступления на «лечебное дело» абитуриентам потребовалось набрать минимум 372 балла из 400 возможных, тогда как на фармацию - «всего» 336. Заметим, что при поступлении на факультет фундаментальной медицины МГУ засчитывают ЕГЭ по русскому языку, биологии и химии, однако абитуриентам необходимо сдавать один вступительный экзамен по химии (письменно). Для сдавших экзамен на положительную оценку, но не прошедших по конкурсу, предоставляется возможность получить высшее медицинское образование в МГУ за рекордную сумму 271 000 рублей в год.

Дающий возможности:

«Второй мед», как в народе называют РНИМУ им. Н.И. Пирогова, по степени популярности оказался далеко не вторым, а практически последним. Средний бал для поступления по ЕГЭ - 74,8. Интересно, что Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова даёт возможность абитуриентам, которые не уверены в своих силах для поступления на бюджет и при этом не могут платить за своё обучение. Дело в том, что в 1998 году Правительство Москвы начало финансировать подготовку кадров по специальностям «врач-терапевт» (100 мест на дневном отделении и 50 на вечернем) и «врач-педиатр» (100 мест на дневном отделении и 50 на вечернем). Особенностью данного факультета является то, что после окончания обучения выпускник должен отработать 3 года в московских муниципальных поликлиниках. Соответственно и конкурс на Московский факультет гораздо ниже среднего.

Факультеты, количество бюджетных мест и стоимость обучения в РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Обманчивый:

Достаточно обманчивой выглядит ситуация с поступлением на медицинский факультет не слишком престижного Российского университета дружбы народов. Подготовка здесь ведётся по трём направлениям: «лечебное дело», «стоматология» и «фармация». При этом проходной бал на бюджетные места в РУДН оказался выше, чем во многих «знаковых» медицинских институтах Москвы:

Стоит отметить неправдоподобно низкий конкурс на контрактную основу медицинского факультета РУДН. Впрочем, это можно связать с неправдоподобно же завышенной стоимостью обучения. С другой стороны, только РУДН даёт реальный шанс получить высшее медицинское образование в Москве, если результаты ЕГЭ совсем не радуют.

Если говорить о популярности специальностей, то в ТОР-3 стабильно входят: «лечебное дело», «стоматология» и «педиатрия». Чтобы получить медицинское образование в Москве по этим направлениям, абитуриенту придётся показать действительно выдающийся результат. На обратной стороне списка: «Фармация», «Клиническая психология» и «Медико-профилактическое дело». Однако выделить какую-то одну «лучшую» или «худшую» специальность нельзя. Вполне логичным представляется, что в «Первый мед» самый высокий конкурс по направлению «лечебное дело», а в «Стомат» - на стоматологический факультет. Так что абитуриенту мало правильно выбрать специальность, необходимо также оценить свои возможности поступления в конкретный .

Вероника Гебриаль

кандидат социологических наук