Племена восточных славян: виды, особенности расселения. Основные восточно-славянские племена и места их расселения на восточно-европейской равнине

Восточнославянские племена и их соседи

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности. Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев І-ІІ вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Источников, проливающих свет на раннюю историю славян, немного. Это объясняется отсутствием у них письменности и удалённостью от крупных цивилизационных центров той эпохи. Фрагментарные сведения можно почерпнуть из работ римских, византийских, арабских, персидских историков и географов, а также благодаря данным археологических раскопок и сравнительному анализу славянских языков.

Происхождение славян

В современной исторической науке наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (ІІ-IV вв.) археологических культур.

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III-II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II-IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пестрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже І-ІІ вв. н. э., под давлением воинственных германских племён, они пересекли Вислу, а уже к IV-V вв. достигли Днепра.

Другая версия миграционной теории предполагала, что проникновение славян в восточноевропейский регион происходило от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Расселение славян

В период Великого переселения народов (II-VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

  • западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточные (русские, украинцы, белорусы).

Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.

Эти события, датированные концом IV-V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Все они имели общие этнические черты. Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело… У тех и других схожий язык... А ранее даже имя у славян и антов было единым». Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны... Все они и высокие, и очень сильные... Образ жизни (их) грубый и неприхотливый...».

После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI-IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II-V вв.) и Пеньковскую (VI-нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья. Позже поддерживали тесные отношения с племенами балтской группы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г.

В VII-VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того, как Болгарское царство распалось, часть его жителей отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала с проживавшими там племенами южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию). По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. Таким образом, между VI-IX вв. вследствие продолжительной и сложной перегруппировки славянских племён, находившихся в постоянном взаимодействии с полиэтничной средой их обитания (балтами, финно-уграми, потомками кочевников Северного Причерноморья, тюрками и др.) и соседними народами (арабами, византийцами, скандинавами), произошло формирование общих черт этнического облика восточных славян, проживавших на территории Восточной Европы.

Занятия

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, моркови, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.

В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась в качестве удобрения при посеве зерновых. В качестве орудий труда применяли мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. С помощью последних осуществлялось взрыхление почвы. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.

На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда были соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.

С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.

Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а так же украшений из драгоценных металлов, занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставалась на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.

Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.

Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности, имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, приходят территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать: вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI-VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам с целью сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг).

Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «…они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...».

К главным богам славян относятся:

  • Перун — бог грома, молнии, войны;
  • Сварог — бог огня;
  • Велес — покровитель скотоводства;
  • Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) — бог солнца;
  • Симаргл — бог подземного мира.

Союзы племен. К тому времени, когда название «Русь» стало применяться к восточным славянам, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.

В «Повести временных лет» отмечается, что накануне объединения большинства восточно-славянских племен под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен, объединенный названием поляне. Центром Полянских земель издавна был город Киев. На севере от полян жили новгородские словене, группирующиеся вокруг городов Новгород, Ладога. К северо-западу располагались древляне, т. е. жители лесов, главным городом которых был Искоростень. Далее, в лесной зоне, на территории современной Беларуси, сформировался племенной союз дряговичей, т. е. болотных жителей (от слова «дрягва» – болото, трясина). На северо-востоке, в лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, жили вятичи, в землях которых главными городами были Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, обитали кривичи, проникшие позднее в земли словен и вятичей. Их главным городом стал Смоленск. В бассейне Западной Двины обитали полочане, получившие имя от речки Полота, впадающей в Западную Двину, главным городом полочан позднее стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула и жившие к востоку от полян, прозвали северянами или обитателями северских земель; их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Буг, расселились волыняне и бужане; между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, чьи земли граничили с Болгарией.

В летописи упоминаются также племена хорватов и дулебов, обитавших в Подунавье и Прикарпатье.

Во всех древних описаниях расселения восточно-славянских племен говорится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных соседей.

Сильные восточно-славянские союзы племен подчиняли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения в основном были мирными и добрососедскими. Против внешнего врага славяне и их соседи зачастую выступали единым фронтом.

К концу VIII – началу IX в. полянское ядро восточных славян освобождается от власти хазар.

Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Что собой представляла в VIII–IX вв. жизнь восточно-славянских племенных союзов? Говорить о них однозначно невозможно. Знал об этом ещё летописец Нестор в XII в. Он писал, что наиболее развитыми и цивилизованными среди всех были поляне, чьи обычаи, семейные традиции находились на весьма высоком уровне. «А древляне, – заметил он, – живут звериным образом», это лесные жители; недалеко от них ушли и жившие в лесах радимичи, вятичи и северяне.


Конечно, киевский летописец особенно выделял полян. Но в его наблюдениях есть и доля истины. Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточно-славянских земель. Именно здесь, на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой «днепровской» дороге, прежде всего сосредоточивалось большинство населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетавшегося со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремесла.

В землях новгородских словен, с обилием рек, озер, хорошо разветвленной водной транспортной системой, ориентированной, с одной стороны, на Балтику, а с другой – на днепровскую и волжскую «дороги», бурно развивались мореходство, торговля, различные ремесла, производящие продукцию для обмена. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоевывая у нее каждую пядь земли для пашни, лугов.

Земли восточных славян были весьма различны по уровню развития, хотя люди медленно, но верно осваивали весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Но вот быстрота их внедрения зависела от природных условий, от количества населения, наличия ресурсов, скажем, железной руды.

Поэтому когда мы говорим об основных чертах хозяйства восточно-славянских племенных союзов, то имеем в виду прежде всего уровень развития Среднего Поднепровья, которое становилось в те дни хозяйственным лидером среди восточно-славянских земель.

Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стало «рало с полозом», с железным лемехом или плуг. Жернова заменили древние зернотерки, при уборке урожая использовались железные серпы. Каменные и бронзовые орудия труда отошли в прошлое. Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне прекрасно знали наиболее удобное время для тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних земледельцев.

А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно «спокойные века», когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Широко осваивались удобные для земледелия, лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли. Железными топорами рубили славяне вековые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчевывали пни в тех местах, где господствовал лес.

Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространенным явлением в славянских землях VII–VIII вв., заменяя собой подсечное земледелие, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Широко стало практиковаться унавоживание почвы. Это делало урожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Поднепровские славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. А рядом находились реки, озера, богатые рыбой. Рыболовство являлось для славян важным подсобным промыслом.

Пахотные участки перемежались лесами, которые становились гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником.

Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством (от слова «борть» – лесной улей). Оно давало предприимчивым промысловикам много меда, воска, который также высоко ценился при обмене.

Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Единое родовое хозяйство начало постепенно распадаться, огромные дома, вмещающие до ста человек, стали уступать свое место небольшим семейным жилищам. Общая родовая собственность, общая пахотная земля, угодья стали распадаться на отдельные участки, принадлежащие семьям. Родовая община спаяна и родством, и общим трудом, охотой. Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, дротики с железными наконечниками, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Теперь она стала соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Так зарождалось право частного владения, частной собственности, появлялась возможность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные их излишки, накопления.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство.

Ремесла. Торговля. Путь «из варяг в греки». Во многом этим процессам помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремесел, рост городов, торговых связей, потому что здесь также создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще всего попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными.

Среднее Поднепровье стало местом, где ремесла в VIII – начале IX в. достигли большого совершенства. Так, близ одного из сел во время археологических раскопок нашли 25 кузнечных горнов, в которых плавили железо и изготавливали из него до 20 видов орудий труда.

С каждым годом становилась разнообразнее продукция ремесленников. Постепенно их труд все более отделялся от труда сельского. Ремесленники теперь уже могли содержать этим трудом себя и свою семью. Они начинали селиться там, где им было удобней и легче продавать свои изделия или обменивать их на продукты питания. Такими местами, конечно, были поселения, расположенные на торговых путях, места, где жили племенные вожди, старейшины, где находились религиозные святыни, куда прибывало на поклонение множество людей. Так зарождались восточно-славянские города, которые становились и средоточием племенных властей, и центром ремесла и торговли, и местом отправления религиозного культа, и местом обороны от врага.

Города зарождались как поселения, которые выполняли одновременно все эти задачи – политические, хозяйственные, религиозные и военные. Только в этом случае они имели перспективы дальнейшего развития и могли превратиться в действительно крупные населенные центры.

Именно в VIII–IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который не только способствовал торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточно-славянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры – Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые сыграли позднее столь важную роль в истории Руси.

Но кроме этого, основного для восточных славян, торгового пути существовали и другие. Прежде всего это восточный торговый путь, осью которого были реки Волга и Дон.

К северу от Волжско-Донского пути пролегали дороги из государства болгар, располагавшегося на Средней Волге, через воронежские леса, на Киев и вверх по Волге, через Северную Русь, в районы Прибалтики. Из Окско-Волжского междуречья на юг, к Дону и Азовскому морю, вела Муравская дорога, названная так позднее. Наконец, существовали и западные, и юго-западные торговые пути, которые обеспечивали восточным славянам прямой выход в сердце Европы.

Все эти пути покрывали своеобразной сетью земли восточных славян, перекрещивались друг с другом и, по существу, накрепко привязывали восточно-славянские земли к государствам Западной Европы, Балкан, Северного Причерноморья, Поволжья, Кавказа, Прикаспия, Передней и Средней Азии.

Восточные славяне оказались по темпам хозяйственного, общественного, политического, культурного развития на среднем уровне. Они отставали от западных стран – Франции, Англии. Византийская империя и Арабский халифат с их развитой государственностью, высочайшей культурой, письменностью стояли для них на недосягаемой высоте, но восточные славяне шли вровень с чехами, поляками, скандинавами, значительно опережали ещё находившихся на кочевом уровне венгров, не говоря уже о кочевниках-тюрках, угро-финских лесных жителях или живущих изолированной и замкнутой жизнью литовцах.

Религия восточных славян. Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была и религия восточных славян. Как и другие древние народы, в частности древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог – бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

Его сыновья – Сварожичи – солнце и огонь – были носителями света и тепла. Бог солнца Дажьбог весьма почитался славянами. Этот культ был связан с земледелием и был поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя домашних животных, это был своеобразный «скотий бог». Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон.

Так, в VIII–IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который явно пришёл из иранских племен. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.

Единственным крупным женским божеством у славян была Мокошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.

Перун – молния, высшее божество – был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи – упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами». В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя – домового, чура – защитить его и говорил: «Чур меня, чур меня!»

Уже накануне нового года (год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Другой праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучела зимы, холода, смерти; начиналась Масленица с её блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

1–2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Ещё один всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождь. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды – начиналась «русальная неделя». Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.

Ночью вспыхивали костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

В купальские ночи совершались так называемые умыкания девиц, когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего.

С чего начинается история нашей родины, нашего народа? Откуда пошла Русская земля? Эти вопросы интересовали еще древнерусских летописцев, но до сих пор остаются слабоизученными областями исторической науки ввиду малого количества источников.

Наши далекие предки – славяне. Они жили в центральной Европе. Греки их называли антами и венедами. Славяне представляли собой не единый народ, а совокупность многочисленных мелких племен, то объединявшихся, то враждующих друг с другом. В VI-VII вв. произошло выделение восточной ветви славян, их отделение от западных и южных.

Где жили восточные славяне? Они занимали обширную территорию Восточной Европы: от Ладожского и от Онежского озер на севере до устья рек Буг, Прут, Днепр на юге и от верховий Волги на востоке до Карпат на за- паде. На этой территории расселилось до 15 племенных союзов: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, кривичи, вятичи, полочане, тиверцы, северяне, ильменские словене, волыняне, белые хорваты и т.д.

Кто жил по соседству с восточными славянами? В Восточной Европе славяне встречались с балтийскими и с финно-угорскими племенами: меря, весь, чудь, мурома и другие. Славяне не завоевывали эти племена, А смешались с ними, ассимилировались. Соседями славян на востоке были хазары и мадьяры (венгры) из Волжской Булгарии, а на юге – кочевники-скотоводы: скифы, сарматы, печенеги, половцы, часто совершавшие захватнические набеги на славян.

Чем занимались восточные славяне? За счет чего они жили? Они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой, ремеслом и бортничеством, т.е. сбором меда диких пчел. Основным занятием восточных славян было земледелие. В южных лесостепных районах оно было залежное. Участок целины осваивали и использовали несколько лет. Потом его забрасывали до восстановления плодородия, а через несколько лет снова обрабатывали. В северных лесных районах преобладала подсечная система земледелия. Деревья сначала подрубались, высушивались, а затем сжигались. Удобренная золой почва несколько лет давала хороший урожай. Потом обрабатывали новый участок.

Восточные славяне выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, гречку. Рожь они называли «жито», что в переводе с древнерусского языка означает жизнь. У славян издавна была высокая культура обработки земли. С глубокой древности они знали серп и плуг. Занимались славяне и скотоводством. Они разводили коров, коз, овец, свиней. Особенно бурно развивалось коневодство. Конь был и кормильцем – пахарем, и вещим другом воинов, что отразилось в народных былинах (в частности об Илье Муромце и Микуле Селяниновиче) и в сказках (например, о Сивке-Бурке).

В многочисленных реках и озерах водилось огромное количество различных видов рыбы. Рыболовство было важным хозяйственным занятием. Собирая мед диких пчел, славяне использовали его как сладость и как сырье для приготовления хмельных напитков. Археологические раскопки свидетельствуют о наличии у славян с глубокой древности различных видов ремесла: ткацкого, гончарного, кузнечного, вышивального, изготовление из стекла, металла и т.д. В VII-VIII вв. у восточных славян происходит выделение ремесленников как социальной группы.

Следствием этого стало возникновение городов как центров ремесла, торговли и административного управления. К IX в. у славян существовало более 20 городов. Обычно они строились на торговых путях (Киев, Новгород, Ладога и т.д.), важнейшим из которых был путь «из варяг в греки» и из Европы в Азию через Каспийское море. Эти пути являлись и путями распространения культуры. Предметами ввоза у восточных славян были вино, шелк, пряности, предметы роскоши (золотые и серебряные украшения). Вывозили славяне мед, воск, зерно, меха, пеньку, оружие.

Каковы были нравы и обычаи восточных славян? Об этом нам рассказали византийские и арабские историки и путешественники. Восточные славяне изображались им как сильные, храбрые, мужественные люди, которые легко переносили голод, холод, северную непогоду, всякую нужду. Питались они грубой сырой пищей, были выносливы, терпеливы. Славяне поражали византийцев своей ловкостью и быстротой, когда взбирались на крутизну, спускались в расщелины, бросались в болота и глубокие реки. Они могли долго находиться под водой, дыша через камышиную соломинку. Главным достоинством мужчины считалась сила, крепость, выносливость. Славяне мало заботились о своей наружности: в пыли и в грязи они могли появиться на многолюдном собрании.

Восточные славяне были вольнолюбивыми. В случае угрозы нападения на них захватчиков, а также во время военных походов несколько племен объединялись в союз под властью одного князя, т.е. военачальника. В качестве оружия славяне использовали лук, стрелы, копья. Стрелы, отравленные сильнодействующими ядами, широко применяли скифы. Славяне заимствовали это у них.
Восточные славяне были отважными воинами. Помимо обычной храбрости они обладали особым искусством биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятеля внезапным нападением. За это греки жестоко расправлялись со славянами, но все пытки и истязания они переносили мужественно, без стонов и воплей.

Славяне не знали ни лукавства, ни злости, гуманно обращались с пленниками. Они брали людей в рабство на определенное время, по истечении которого человека освобождали. Освобожденный мог либо вернуться на Родину, либо жить среди славян как свободный земледелец.

Славяне отличались исключительным гостеприимством. Путешественников они встречали с радостью, пышно угощали их и давали продукты на дорогу. Разрешалось даже украсть пищу у соседа для гостя. Путнику помогали безопасно доехать до ближайшего населенного пункта.

Подобно другим народам славяне на ранних стадиях развития имели и жестокие обычаи. Долгое время у них существовала кровная месть, выраженная в пословице «око за око, зуб за зуб». В многочисленных семьях мать имела право умертвить новорожденную дочь, но не сына – будущего воина. Дети имели право умертвить старых и больных родителей, обременительных для семьи.

Что представляли собой религиозные верования восточных славян? Они были язычниками и поклонялись множеству духов, которые делились на злых и добрых. Злые духи-вампиры якобы нападали на людей, сосали их кровь и могли нанести ущерб всему живому. Злым духам приносились жертвы, иногда человеческие, чтобы задобрить их. Добрых духов заклинали, молили о помощи. Чтобы уберечь себя от злых духов, славяне носили на груди набор бронзовых амулетов – миниатюрных изображений зверей, птиц, рыб. Боевые ладьи украшались головами драконов. Священные рощи украшали вышитыми полотенцами.
Для восточных славян храмом была вся природа. Землею он клялся как богом, положив ком земли на голову. Уходя на чужбину, он брал с собой горсть родной земли. Возвращаясь, он низко кланялся земле, припадая к ней, как к матери. Каждый лес, ручей, колодец, каждое дерево представлялись нашим далеким предкам одушевленными, т.е. имеющими душу. Каждый дом находился под покровительством духа – домового, приглядывавшего за скотиной, хранящего огонь в очаге, а по ночам выходящего из-под печки полакомиться пищей.

Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Петух, с изумительной точностью отмечавший часы и встречающий зарю своим пением, считался святой, вещей птицей. Бык, взрыхлявший землю, был олицетворением плодородия. Лесные звери представлялись врагами человека. Волками изображали колдунов. Заяц, перебежавший дорогу, предсказывал неудачу. В каждой реке жил водяной, в каждом лесу – леший. Десятками заговоров и магических обрядов пахарь- славянин пытался защититься от враждебных сил природы.

Обрядами была обставлена вся жизнь человека от рождения до смерти. Когда рождался ребенок, на него вешали амулеты. Мальчику в колыбель клали меч, чтобы он был храбрым воином. Умершему строили домовину, воспроизводившую жилье. В могилу клали пищу, орудия труда, оружие. Жен богатых людей убивали и хоронили в пышном подвенечном наряде. Труп сжигали на костре, а затем насыпали курган и водружали остатки оружия умершего. Родственники покойного ежегодно собирались на могиле, поминали его. Магические праздники у восточных славян были связаны с земледелием и сменой времен года. В декабре они встречали сурового бога зимы Коляду. Новый год был праздником заклинаний благополучия на весь год. Весной начинался радостный цикл праздников Солнца. На масленицу – в дни весеннего равновесия – пекли блины – символ Солнца, провожали соломенное чучело бога зимы и сжигали его за пределами села. К прилету птиц пекли жаворонков – булочки, изображавшие птиц.

Встреча лета проходила в русальную неделю. В эту неделю заключали браки, пели песни в честь Лады и Леля – покровителей любви. К летним праздникам относился день Купалы – 24 июня (7 июля по новому стилю).

Накануне праздника славяне обливались водой, прыгали через костры. Девушек бросали в реку, вымаливая у русалок и у Купалы дождя для урожая. К летним праздникам относился и день Перуна – бога грозы и грома. В жертву Перуну приносили быка. Праздник заключался в поедании мяса всей братией. Особенно радостными были осенние праздники урожая.

Каким был социальный строй у восточных славян в VI-VII в.? До VIв. они жили родовой общиной, где господствовала общественная собственность на средства производства, а собранный урожай делился на всех поровну. К IX в. родовая община распалась на семьи. На смену ей пришла соседская община – вервь. В ней сохранилась общественная собственность на землю, ле- са, поля, луга, водоемы, но пахотная земля делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала отдельно. Родовая община разрушилась в результате войн, освоения новых земель, включения в свой состав пленников-рабов. Расслоению общины способствовало развитие ремесла и торговли.
Высшим органом организации у восточных славян было вече – народное собрание. Оно обеспечивало полное равноправие всех членов племени за исключением женщин. Вече выбирало князя – военачальника. Когда войны были редкими, в них участвовало все мужское население. А когда они стали частыми, появились дружины и дружинники – профессиональные воины, которые не занимались земледелием, а занимались только военным делом. Дружины формировались из родоплеменной знати. Постепенно в руках князя стала сосредотачиваться вся власть. Князь и дружина стали эксплуатировать свободное земледельческое население, собирая с него дань, т.е. налог. Постепенно исчезло равноправие. Среди дружинников произошло разделение на отроков или молодь, недавно пришедших на службу, и на бояр – старослужащих воинов. Бояре имели вотчины – земельные наделы, передаваемые по наследству.
Итак, всеобщее вооружение народа, народное собрание, патриархаль- ное рабство и гостеприимство, накопление богатств в результате войн – все это свидетельствует о том, что восточные славяне в VII-VIIIвв. переживали период военной демократии или период разложения первобытного строя. К IX в. в их обществе появилось неравноправие, эксплуатация, т.е. созрели предпосылки для образования государства.

Образование древнерусского государства, его социально-политический строй

Центрами образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород. К IX в. на севере Восточной Европы сложилась своеобразная федерация – объединение племенных союзов с центром в Новгороде. В нее входили не только славяне, но меря, весь, чудь, мурома. Эта федерация пла- тила дань варягам – скандинавам. Другой союз восточных славян образовался с центром в Киеве. Он включал в себя полян, северян, радимичей и вятичей. Этот союз платил дань Хазарскому каганату. И скандинавы, и хазары стремились полностью подчинить себе славян, чтобы завладеть торговыми путями «из варяг а греки» и через Каспий а Азию.

Первая русская летопись – Повесть временных лет – сообщает нам, что в 859 г. члены северной федерации с центром в Новгороде изгнали варягов и отказались платить им дань. Но затем внутри федерации вспыхнула острая борьба за власть. Тогда группа славян отправилась к варягам и пригласила на княжеский престол в Новгороде Рюрика – одного из варяжских князей. Конечно, не все новгородцы были довольны приглашением варяга. Некоторые из них, как сообщает Никоновская летопись, подняли восстание под руководством Вадима Храброго. Тем не менее Рюрик утвердился на новгородском престоле.

После смерти Рюрика князем стал его сородич Олег. В 882 г. он совершил поход на Киев. Олег хитро выманил дружинников из города, убил их и захватил Киев. Он сумел объединить все восточнославянские земли Новго- рода до Киева. 882-й год принято считать годом образования древнерусского государства. Столицей его стал Киев, а государство получило название Киевской Руси.

Сведения Повести временных лет послужили основанием для создания так называемой норманской теории возникновения древнерусского государства (скандинавов славяне называли варягами, а европейцы – норманнами). Основоположниками этой теории явились приглашенные в XVIII в. из Гер- мании для работы в Петербургской Академии наук ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер. Опираясь исключительно на летопись, они утверждали, что восточные славяне были настолько дикие и отсталые, что оказались не способны к самостоятельному созданию государства: их государство было создано варягами. Сторонниками этой теории были русские ученые конца XIX- начала XX в.в. А.А. Шахматов, А.Е. Пресняков, а в наше время американский историк Р. Пайпс. Резким противником ее выступил М.В. Ломоно- сов. Он отрицал всякое участие варягов в процессе образования древнерусского государства. Так появилась антинорманистская теория.

Сегодня очевидна несостоятельность норманской теории. Она основана на тезисе о возможности «научить государству», «навязать государство». В действительности государство возникает только при наличии экономических, политических и социальных предпосылок, его нельзя навязать, принести извне. Не следует отрицать всякое участие варягов в образовании Киевской Руси. Славянские князья нередко приглашали варягов как опытных воинов для защиты границ и охраны торговых путей. Новгородцы пригласили Рюрика на княжие, чтобы он управлял ими, не нарушая славянских обычаев и защищая интересы славян.

Первые киевские князья – Рюрик, Олег, Игорь, Ольга – носили имена варяжского происхождения. Скандинавы дали правящую династию Киевской Руси, но сами они быстро растворились среди славянского населения. Сын Игоря и Ольги носил уже славянское имя – Святослав.

Как появилось название Русь? В повести временных лет сказано по этому поводу, что приглашенные в Новгород Рюриковичи были варягами из племени Русь, а потому их владение стало называться Русью. Но уже в Новгородской летописи содержится противопоставление Руси варягами. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях сказано, что не варяги были Русью. Сегодня большинство ученых считают, что слово «Русь» не скандинавского происхождения. Русью называлась область в районе среднего Приднепровья, близь реки Рось. Слово «Русь» было широко распространено в Европе, в том числе и в Восточной. По мнению Л.Н. Гумилева, Русью называли одно из южно-германских племен. Другие историки считают, что Русь – это название одного из балтийских племен, живших рядом с восточными славянами. Этот спор вряд ли удастся разрешить из-за крайне узкого круга источников.

Первым делом Олега в Киеве было расширение владений, Объединение восточных славян под своей властью. Согласно Повести временных лет Олег присоединял по одному племени ежегодно: в 883г. захватил древлян, в 884г. – северян, в 885г. – радимичей. Даты, возможно не точные, но сущность события передана летописцем правильно: Киевская Русь представляла собой насильственное объединение разноязычных племен. Покоренные племена платили дань (налог). Ежегодно в ноябре киевский князь со своими дружинниками отправлялся в полюдье, т.е. на сбор дани в земли древлян, дреговичей, кривичей и т.д. Кормясь там в течение всей зимы, они в апреле возвращались по Днепру в Киев. Собранная дань (мед, мех, воск) шли на продажу в Византию и в другие страны.
Олег неоднократно и успешно воевал с Византией, заключил с ней выгодный для Руси договор. Русь признавалась равноправным союзником Византии. Преемником Олега на киевском престоле стал Игорь, сын Рюрика (912-945). При нем были совершены два больших похода на Византию, а также в Закавказье. Игорь стремился укрепить свою власть над покоренными народами, подавляя восстания древлян, уличей и других племен.

Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них подробно сообщает Повесть временных лет. Дружинники Игоря пожаловались на то, что они бедны и предложили ему повторно собрать дань с древлян. Игорь согласился и тем самым нарушил договор (ряд) о сборе дани. Древляне этого нарушения не захотели терпеть. Они напали на князя, перебили его дружину. Сам Игорь был привязан к двум склоненным деревьям и разорван на части.

Вдова Игоря княгиня Ольга жестоко отомстила убийцам. Истребив сначала послов древлян (одних закопали живыми в землю, других сожгли в бане), она предприняла поход на столицу древлян Искоростень и сожгла ее дотла. Ольга отменила полюдье и заменила его систематической уплатой дани в строго определенном размере. Отныне налоги собирались специальными чиновниками в административных центрах в строго назначенные сроки.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) много времени провел в походах. Это был воин-спартанец, не желавший ничем отличаться от своих дружинников. Во время походов он спал на траве, подложив седло под голову, ел конину. Святослав продолжил захватническую политику своих предков. Его устремления были направлены в степь на восток, где господствовали хазары, взимая дань со славян-вятичей. В течение двух лет Святослав не только освободил вятичей от хазарской дани, но и разгромил Хазарский каганат. Святослав покорил ясов (предков осетин) и касогов (предков адыгейцев). На их территории образовалось Тмутараканское княжество. Византия использовала Святослава для борьбы с дунайскими булгарами. Разгромив булгар, Святослав захотел сам поселиться на Дунае. Это не понравилось грекам, и они натравили на него печенегов. В 972г. печенеги подстерегли Святослава у днепровских порогов и убили. Из черепа Святослава предводитель сделал себе чашу и пил из нее на пирах.

Каким был социальный строй Киевской Руси? В ней шел процесс формирования феодальных отношений. Основной феодального строя является полная собственность феодала на землю и неполная на крестьянина-производителя. Как появилась феодальная собственность? Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных земледельцев-смердов, а самих смердов обращали в зависимых работников. Вслед за княжеским появилось боярское и поместное землевладение. Бояре – долго и хорошо служившие дружинники – получали землю от князя в дар с правом передачи ее по наследству. Такое землевладение называлось вотчиной. Отроки, молодь – недолго служившие дружинники – тоже получали землю за службу, но без права наследования. Такое землевладение называлось поместьем. Итак, класс феодалов формировался прежде всего из князей, бояр, отроков, а позже и из церковнослужителей.

Постепенно формировались различные группы зависимых людей. Появились закупы – это люди, получившие купу у землевладельца, т.е. ссуду, помощь в виде семян, скота, участка земли, орудий труда и т.д. Купу нужно было вернуть или отработать с процентами. Другую группу зависимых людей составляли рядовичи-люди, заключившие договор (ряд) с землевладельцем и обязанные выполнять различные работы согласно этому договору. Третью группу несвободных людей составляли изгои – это изгнанные из общины люди. Они били изгнаны либо за преступление, либо по еще какой- либо причине. Изгоем мог стать и свободный человек, если он покидал об- щину после наводнения или пожара. Основную массу сельского населения Киевской Руси составляли свободные общинники-смерды, платившие налог князю.

В Киевской Руси наряду с формирующимися феодальными отноше- ниями существовало патриархальное рабство, не игравшее заметной роли в экономике. Рабы назывались холопами или челядью. Рабами в первую очередь становились пленники. Попадали в рабство и за неуплату долгов. Рабом мог стать свободный человек, если он поступал на службу к господину без специального договора или женился на рабыне, не оговорив своей свободы. Обычно холопы использовались в качестве домашней прислуги. Рабство в Киевской Руси было широко распространено, оно существовало в виде уклада.

Каким был политический строй Киевской Руси? Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе него стоял Великий Киевский князь. Великий Киевский князь пользовался большой властью: руководил войском, организовывал охрану границ, оборону страны, возглавлял все военные походы. Он руководил всей системой управления страной и судопроизводством.

Отдельными регионами страны или отдельными племенами руководили и управляли родственники великого киевского князя – удельные князья или посадники. В управлении страной великому киевскому князю помогала боярская дума – орган власти феодалов. В нее входили бояре, удельные князья, церковнослужители. Удельные князья имели свои дружины и боярские думы. Существовало в киевской Руси и вече, но его роль заметно падала.

Власть киевского князя передавалась родственникам по старшинству (брату, сыну). Родовой принцип наследования часто нарушался, что очень запутывало ситуацию. Постепенно все шире стал применяться принцип отчинности, т.е. передачи престола от отца к сыну. Но и это не способствовало укреплению великокняжеской власти. Созданная путем завоеваний разно- язычных племен, Киевская Русь не могла стать крепким единым государством. В XI в. она распалась на несколько самостоятельных княжеств.

Итак, в IX в. у восточных славян и проживавших с ними финно- угорских и балтийских племен образовалось государство – Киевская Русь. Оно представляло собой раннефеодальную монархию с многоукладной экономикой.

Принятие христианства и его значение.

Становление и укрепление древнерусского государства, борьба вели- кокняжеской власти с племенной разобщенностью, формирование феодальных отношений – все это порождало необходимость принятия новой идеологии, которая бы освятила бы происходящие на Руси процессы феодализации и способствовала бы укреплению власти великого киевского князя. Язычество не способствовало этому, поэтому его надо было заменить новой религией.

В 988г. Киевская Русь по инициативе князя Владимира приняла от Ви- зантии христианство в форме православия. Это было событие большой исторической важности. Князь Владимир еще в 980 г. пытался провести религиозную реформу с целью укрепления своей власти. Сущность ее заключалась в том, что бог Перун провозглашался единым верховным общегосударственным богом Руси. Но эта реформа не дала желаемых результатов, поэтому через несколько лет перед Владимиром встал вопрос: какую религию принять в качестве государственной – ислам, православие, католицизм или иудаизм.

В Повести временных лет приводится интересная легенда о введении христианства на Руси. Якобы князь Владимир разослал своих послов в разные страны, чтобы они ознакомились с различными религиозными идеями, обрядами, ритуалами и выбрали самую лучшую религию. Послы выполнили это задание. Возвратившись, они с восторгом рассказали о посещении византийской православной церкви. В Константинополе (ныне Стамбул) их повели в величественный Софийский собор, расписанный иконами, фресками, мозаикой. В нем под соответствующую музыку была проведена праздничная церковная служба. Послы выразили свое восхищение от нее следующими словами: «Мы и не знали на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой» (Древнерусская литература. М., 1993. С.48).

Но это легенда, а достоверно то, что одной из причин принятия христианства было развитие и укрепление отношений Киевской Руси с Византией. Князь Владимир захотел жениться на сестре византийского императора Анне, а ему поставили условие – принять христианство.

Принятие христианства – не единовременный акт. Оно началось задолго до 988г. Христианство приняла княгиня Ольга и многие дружинники побывавшие в Византии. Но в целом потребовалось не одно столетие, чтобы христианство прочно утвердилось на Руси. Люди с трудом принимали новую веру, сохраняли старые обряды и обычаи, продолжали отмечать языческие праздники, которые позже слились и смешались с христианскими: Коляда с Рождеством Христовым, масленица со Сретеньем, день Купалы и день Иоанна Крестителя и т.д. Особенно долго сохранялось язычество в северовосточной части Руси.

Какое значение имело принятие христианства?

1. Оно способствовало сплочению всех разноязычных восточнославян- ских племен в единую древнерусскую народность на основе единой веры.

2. Оно способствовало укреплению великокняжеской власти, утверждая ее божественное происхождение. Христианство стало на долгие века государственной религией и общественным мировоззрением.

3. Оно способствовало развитию феодальных отношений. Православная церковь освящала феодальные отношения (да убоится раб господина своего), защищала феодальные законы и порядки. Она скоро превратилась в крупного землевладельца и эксплуататора крестьян.

4. Принятие христианства привело к значительному смягчению царивших в древней Руси нравов. Православная церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов во время похорон богатых людей, а также боролась против работорговли. Христианство принесло в мораль и нравы древнерусского общества большой потенциал общечеловеческих ценностей (не убий, не укради, возлюби ближнего своего как самого себя). Православная церковь способствовала укреплению семейных связей, запрещала многоженство, опекала сирот, нищих, инвалидов. По распоряжению Владимира пищу для глубоких стариков, больных людей развозили по домам.

5. Принятие христианства дало мощный импульс к развитию культуры.

Начался перевод на древнерусский язык Священного писания (Библии) и другой богословской литературы. Началось строительство каменных зданий – храмов, монастырей. Монастыри в средневековье были не только религиозными, но и культурными центрами. Киевская Русь постепенно становилась государством высокой культуры.

6. С крещением Руси качественно изменилось ее международное положение. Вчерашняя языческая держава теперь на равных вошла в число европейских христианских государств, встала вровень со всем цивилизованным миром. Окрепли и расширились международные связи Руси.

Итак, наши далекие предки – восточные славяне – вплоть до IX в. жили родовым строем, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. В IX в. у них образовалось государство – Киевская Русь – представлявшее собой раннефеодальную монархию. Государственной религией Киев- ской Руси стало в 988 г. христианство. В X-XII вв. Русь находилась примерно на одном уровне с европейскими странами.

Часть общего славянского народа, заселившая в раннем Средневековье территорию Восточно-Европейской равнины, образовала группу восточнославянских племен (они заметно отличались от южных и западных славян). Этот конгломерат соседствовал с множеством самых разных народов.

Появление восточных славян

Современная археология располагает всеми необходимыми материалами для того, чтобы детально осветить, где и как жили восточнославянские племена и их соседи. Как сформировались эти раннесредневековые общины? Еще в римскую эпоху славяне заселили среднее течение Вислы, а также верховья Днестра. Отсюда началась колонизация на восток - на территорию современной России и Украины.

В V и VII вв. славяне, селившиеся в Поднепровье, соседствовали с антами. В VIII столетии в результате новой мощной миграционной волны сформировалась еще одна культура - роменская. Ее носителями были северяне. Эти восточнославянские племена и их соседи заселили бассейны рек Сейма, Десны и Сулы. От других «родственников» их отличали узкие лица. Северяне селились в перелесках и полях, перерезанных лесами и болотами.

Колонизация Волги и Оки

В VI веке началась колонизация восточными славянами будущего Русского Севера и междуречья Волги и Оки. Здесь переселенцы столкнулись с двумя группами соседей - балтами и финно-уграми. Первыми на северо-восток двинулись кривичи. Они заселили верховья Волги. Севернее проникли ильменские словене, которые остановились в регионе Белого озера. Здесь они столкнулись с поморами. Также ильменцы заселили бассейн Мологи и Ярославское Поволжье. Вместе с племенами смешивалась и обрядность.

Восточнославянские племена и их соседи поделили современное Подмосковье и Рязанский край. Здесь колонизаторами выступили вятичи, в меньшей степени - северяне и радимичи. Свой вклад внесли и донские славяне. Вятичи дошли до и расселились по берегам Характерной особенностью этих колонизаторов были По ним археологи и определили ареал расселения вятичей. Северо-Восточная Русь привлекала переселенцев стабильной сельскохозяйственной базой и ресурсами пушнины, к тому времени уже истощившимися в других регионах расселения славян. Местные жители - мерь (финно-угры) - были малочисленны и вскоре растворились среди славян или были вытеснены ими еще дальше на север.

Восточные соседи

Заселив верховья Волги, славяне стали соседями волжских болгар. Они жили на территории современного Татарстана. Арабы считали их самым северным народом мира, исповедовавшим ислам. Столицей царства волжских болгар был город Великий Булгар. Его городище сохранилось до наших дней. Военные столкновения между волжскими болгарами и восточными славянами начались уже в период существования единой централизованной Руси, когда ее общество перестало быть строго племенным. Конфликты чередовались с периодами мира. В это время прибыльная торговля по великой реке приносила обеим сторонам значительный доход.

Расселение восточнославянских племен на своих восточных рубежах также уткнулось в территорию, населенную хазарами. как и волжские болгары, был тюркским. В то же время хазары были иудеями, что было довольно необычно для тогдашней Европы. Они контролировали значительные территории от Дона до Каспия. Сердце находилось в низовьях Волги, где недалеко от современной Астрахани существовала хазарская столица Итиль.

Западные соседи

Западной границей расселения восточных славян считается Волынь. Оттуда до Днепра жили дулебы - союз нескольких племен. Археологи причисляют его к пражско-корчакской культуре. В союз входили волыняне, древляне, дреговичи и поляне. В VII веке они пережили аварское нашествие.

Восточнославянские племена и их соседи в этом регионе жили в степной полосе. Западнее начиналась территория западных славян, в первую очередь поляков. Отношения с ними обострились после создания Руси и принятия Владимиром Святославичем православия. Поляки были крещены по католическому обряду. Между ними и восточными славянами велась борьба не только за Волынь, но и за Галицию.

Борьба с печенегами

Восточные славяне в период существования языческих племен так и не смогли колонизировать Причерноморье. Здесь заканчивалась так называемая «Великая Степь» - степной пояс, расположенный в сердце Евразии. Причерноморье притягивало самых разных кочевников. В IX веке там поселились печенеги. Эти орды жили между Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией.

Закрепившись в Причерноморье, печенеги уничтожили в степях оседлые культуры. Исчезли приднестровские славяне (тиверцы), а также донские аланы. В X веке начались многочисленные русско-печенежские войны. Не могли ужиться друг с другом восточнославянские племена и их соседи. ЕГЭ уделяет печенегам немало внимания, что неудивительно. Эти свирепые кочевники жили только за счет грабежей и не давали покоя киевлянам и переяславцам. В XI веке на их место пришел еще более грозный враг - половцы.

Славяне на Дону

Славяне начали массово осваивать Среднее Подонье на рубеже VIII - IX вв. В это время здесь появляются памятники боршевской культуры. Ее важнейшие атрибуты (керамика, домостроительство, следы обрядов) показывают, что колонизаторы Подонья произошли из юга-запада Восточной Европы. Донские славяне не были ни северянами, ни вятичами, как предполагали исследователи до последнего времени. В IX веке в результате инфильтрации населения среди них распространился курганный обряд погребения, который был идентичен вятичскому.

В X столетии русские славяне и их соседи в этом регионе пережили грабительские набеги печенегов. Многие покинули Подонье и вернулись в Поочье. Именно поэтому можно сказать, что Рязанская земля заселялась с двух сторон - из южных степей и с запада. Возвращение славян в Донской бассейн произошло только в XII веке. На этом направлении на юге новые колонизаторы добрались до бассейна и полностью освоили бассейн реки Воронеж.

Рядом с балтами и финно-уграми

Радимичей и вятичей соседствовали с балтами - жителями современных Литвы, Латвии и Эстонии. Их культуры обзавелись некоторыми общими чертами. Это неудивительно. Восточнославянские племена и их соседи, кратко говоря, не только торговали, но и влияли на этногенез друг друга. Например, в городищах вятичей археологи находили неестественные для других родственных им племен шейные гривны.

Своеобразная славянская культура сложилась около балтов и финно-угров в области Псковского озера. Здесь появились длинные валообразные курганы, которые пришли на смену грунтовым могильникам. Такие строили только здешние восточнославянские племена и их соседи. История развития похоронных обрядов позволяет специалистам тщательнее познакомиться с прошлым язычников. Предки псковичей строили наземные срубные постройки с каменками или глинобитнами печами (вопреки южному обычаю полуземлянок). Также они занимались подсечно-огневым земледелием. Следует отметить, что псковские длинные курганы распространились до полоцкого Подвинья и смоленского Поднепровья. В их регионах влияние балтов было особенно сильным.

Влияние соседей на религию и мифологию

Как и многие другие славяне жили согласно патриархально-родовому строю. Из-за этого у них возник и поддерживался культ семьи и культ похорон. Славяне были язычниками. Самыми важными богами их пантеона считаются Перун, Мокошь и Велес. На славянскую мифологию повлияли кельты и иранцы (сарматы, скифы и аланы). Эти параллели проявлялись в образах богов. Так, Дажьбог похож на кельтское божество Дагду, а Мокошь сходна с Махой.

Много общего в верованиях имели язычники-славяне и их соседи. История балтийской мифологии оставила имена богов Перкунаса (Перуна) и Вельняса (Велеса). Мотив мирового древа и наличие драконов (Змея Горыныча) сближает славянскую мифологию с германо-скандинавской. После того как единая общность разделилась на несколько племен, верования стали обзаводиться региональными отличиями. Например, жители Оки и Волги испытали уникальное влияние мифологии финно-угров.

Рабство у восточных славян

Согласно официальной версии, у восточных славян раннего Средневековья было распространено рабство. Пленников брали, как водится, на войне. Например, арабские писатели того времени утверждали, что восточные славяне брали много рабов в войнах с венграми (а венгры, в свою очередь, брали в рабство захваченных славян). Этот народ находился в уникальном положении. Венгры по происхождению - финно-угры. Они мигрировали на запад и заняли территории вокруг среднего течения Дуная. Таким образом, венгры оказались ровно между южными, восточными и западными славянами. В связи с этим возникали регулярные войны.

Славяне могли продавать рабов в Византии, Волжской Болгарии или Хазарии. Хотя большая их часть состояла из захваченных в войнах иноземцев, в VIII веке появились невольники и среди своих же сородичей. Славянин мог попасть в рабство из-за преступления или нарушения нравственных норм.

Сторонники иной версии отстаивают свою точку зрения, согласно которой на Руси рабства как такового не существовало. Наоборот, в эти земли невольники стремились потому, что здесь каждый считался свободным, ибо славянское язычество не освящало несвободу (зависимость, рабство) и социальное неравенство.

Варяги и Новгород

Прообраз древнерусского государства возник в Новгороде. Его основали ильменские словене. До IX века их история известна довольно отрывочно и плохо. Рядом с ними жили варяги, которых в западноевропейских летописях называли викингами.

Скандинавские конунги периодически покоряли ильменских словен и заставляли их платить дань. Жители Новгорода искали у иноземцев защиты от других соседей, для чего звали их военачальников княжить у себя. Так на берега Волхова пришел Рюрик. Его преемник Олег покорил Киев и заложил основы Древнерусского государства.

Славянское государство ведет свою историю от IX века нашей эры . Но восточнославянские племена и их соседи заселили Восточно-европейскую равнину еще раньше. Как происходило формирование такой группы, как восточные славяне, почему произошло обособление славянских народов – ответы на эти вопросы найдутся в статье.

Вконтакте

Население Восточно-европейской равнины до прихода славян

Но еще до славянских племен на этой территории селились люди. На юге у Черного моря (Евксинского Понта) в I тысячелетии до нашей эры появляются греческие колонии (Ольвия, Корсунь, Пантикапей, Фанагория, Танаис).

Позднее римляне и греки превратят эти территории в мощное государство Византия . В степях, рядом с греками, жили скифы и сарматы, аланы и роксоланы (предки современных осетин).

Здесь же в I–III веках нашей эры пытались утвердиться готы (германское племя).

В IV веке нашей эры на эту территорию приходят гунны, которые в своем движении на Запад увлекли с собой и часть славянского населения .

А в VI – авары, которые образовали в южнорусских землях Аварский каганат и которых в VII веке уничтожили византийцы .

На смену аварам пришли угры и хазары, которые основали мощное государство в низовьях Волги – Хазарский каганат .

География расселения славянских племен

Восточные славяне (а также западные и южные) постепенно заселили всю Восточно-европейскую равнину , ориентируясь в своем движение на речные магистрали (карта расселения восточных славян наглядно показывает это):

  • поляне жили на Днепре;
  • северяне на Десне;
  • древляне и дреговичи на реке Припять;
  • кривичи на Волге и Двине;
  • радимичи на реке Соже;
  • вятичи на Оке и Доне;
  • словене ильменские в акватории р. Волохов, оз. Ильмень и оз. Белое;
  • полочане на р. Ловать;
  • дреговичи на р. Сож;
  • тиверцы и уличи на Днестре и Пруте;
  • уличи на Южном Буге и Днестре;
  • волыняне, бужане и дулебы на Западном Буге.

Одной из причин расселения восточных славян и оседания их на данной территории стало наличие здесь водных транспортных артерий – Невско-Днепровской и Шексно-Окско-Волжской. Наличие этих же водно-транспортных артерий привело к тому, что произошло частичное обособление славянских племен друг от друга.

Важно! Предками славян и некоторых других народов, их непосредственных соседей, скорее всего, были индоевропейцы, пришедшие сюда из Азии.

Еще одной прародиной славян считаются Карпатские горы (территория, расположенная к востоку от германских племен: от р. Одер до Карпатских гор), где они еще под именем венедов и склавинов были известны во времена готов и гуннов (упоминания об этих племенах есть в трудах римских историков: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея Клавдия). Протославянский язык, по мнению историков, начал формироваться в середине I т. до н.э .

Восточнославянские племена на карте.

Восточные славяне и их соседи

У славянских племен было много соседей, оказавших сильное влияние на их культуру и быт . Особенностью политической географии было отсутствие сильных государств (соседей восточных славян) с севера, северо-востока и северо-запада и их наличие на востоке, юго-востоке, северо-востоке и западе.

На северо-западе, севере и северо-востоке

На с севере, северо-востоке и северо-западе рядом со славянами жили угро-финские, прибалтийско-финские и литовские племена :

  • чудь;
  • сумь;
  • карела;
  • меря;
  • марийцы (черемисы);
  • литва;
  • ливы;
  • жемайты;
  • жмудь.

Места расселения угро-финских племен: они заняли территорию по Чудскому, Ладожскому, Онежскому озерам , рекам Свирь и Нева, Западная Двина и Неман на севере и северо-западе, по рекам Онега, Сухона, Волга и Вятка на север и северо-востоке.

Соседи восточных славян с севера оказали сильное влияние на такие племена, как дреговичи, полочане, словене ильменские и кривичи.

Они оказали влияние на формирование быта, хозяйственных приемов, религии (литовский бог грома Перкун вошел в пантеон славянских богов под именем Перуна) и языка этих славян.

Постепенно их территорию занимали славяне , расселявшиеся дальше на запад.

Также рядом жили скандинавы: варяги, викинги или норманны , которые активно использовали Балтийское море и будущий путь «из варяг в греки» (кто-то для торговли, а кто-то для военных походов на территории славян).

Историкам известно, что оплотам варягов на оз. Ильмень был остров Рюген, а Новгород и Старая Ладога (крупные города словен ильменских) имели тесные торговые связи с Упсалой и Хедыбю. Это приводило к культурному и экономическому сближению славян со странами Балтики.

Соседи славян на востоке и юго-востоке

На востоке и юго-востоке восточные славяне соседствовали с угро-финскими и тюркскими племенами:

  • булгары (тюркское племя, часть которого пришло на территорию Среднего Поволжье в VIII веке и основало мощное государство Волжскую Булгарию, «осколок» Великой Болгарии , государства, занимавшего территорию Северного Причерноморья и Подунавья);
  • мурома, мещера, мордва (угро-финские племена, близко соседствовавшие со славянами по рекам Ока, Волга, частично Дон; форт-пост кривичей, город Муром, частично заселяли представители угро-финских племён );
  • буртасы (возможно аланское, а возможно тюркское или угро-финское племя, учёные до конца так и не выяснили их этнолингвистическую принадлежность);
  • хазары (тюркское племя, расселившееся по рекам Волга, Дон, Северный Донец, Кубань, Днепр, и контролировавшие Приазовье и прикаспийские территории; хазары основали государство Хазарский каганат, столица г. Итиль; известно, что славянские племена платили дань Хазарскому каганату в VIII – начале IX веков);
  • адыге (касоги);
  • аланы (ясы).

Важно! Стоит упомянуть и Тюркский каганат (сосед славянских племен с востока), существовавший где – то на Алтае в VII-VIII веках. После его распада из Великой степи к южнославянским границам «выкатывались» волны кочевников. Сначала печенегов, позже половцев.

Мордва, булгары и хазары оказывали сильнейшие влияние на такие славянские племена, как кривичи, вятичи, северяне, поляне, уличи. Отношения славян со степью (какую они называли Великой) были очень прочные, хотя и не всегда мирные . Этих соседей славянские племена не всегда жаловали, периодически воюя на приазовье и прикаспийских землях.

Соседи восточных славян — схема.

Соседи славян на юге

Соседи восточных славян с юга – два сильных государства – , распространившая своё влияние на все Причерноморье, и Болгарское царство (просуществовало до 1048 года, распространила свое влияние на Подунавье). Славяне часто бывали в таких крупных городах этих государств, как Сурож, Корсунь, Царьград (Константинополь) Доростол, Преслав (столица Болгарского царства).

Какие племена соседствовали с Византией? Византийские историки, такие как Прокопий Кесарийский, впервые детально описали быт и нравы славян, которых они называли по-разному: анты, славяне, русы, венеды, склавины. Они также упоминали о формировавшихся на славянских территориях крупных союзов племен , таких как Антский племенной союз, Славия, Куявия, Артания. Но, скорее всего, лучше всех других славянских племен греки знали полян, живших по Днепру.

Соседи славян на юго-западе и западе

На юго-западе со славянами (тиверцы и белые хорваты) соседствовали с валахами (чуть позже, в 1000 году, здесь появилось королевство Венгрия ). С запада волыняне, древляне и дреговичи соседствовали с пруссами, ятвигами (балтийская племенная группа) и поляками (чуть позже, с 1025 года, образовалось королевство Польша), расселившимися по рекам Неман, Западный Буг и Висла.

Что известно о славянских племенах

Известно, что славяне жили крупными родами , постепенно трансформировавшимися в племена и союз племен.

Самыми крупными племенными союзами были Полянский, Древлянский, Словяноильменский , с центрами в Искоростене, Новгороде и Киеве.

В IV–V веках у славян начала складываться система военной демократии , которая привела к социальному расслоению и формированию феодальных отношений .

Именно к этому периоду относится первые упоминания о политической истории славян: Германарих (германский вождь) был разбит славянами, а его приемник, Винитар, уничтожил более 70 славянских старейшин , пытавшихся договориться с германцами (упоминания об этом есть и в « »).

Топоним «Русь»

Также необходимо поговорить об истории топонима «Русь» и «русские». Есть несколько версий происхождения данного топонима.

  1. Слово произошло от названия реки Рось , которая является притоком Днепра. Росью греки называли полянские племена.
  2. Слово произошло от термина «русины», что в переводе означает русые люди .
  3. «Русью» славяне называли варяжские племена , приходившие к славянам торговать, грабить или в качестве военных наемников.
  4. Возможно, существовало славянское племя «русь» или «рось» (скорее это было одно из полянских племен ), и позднее этот топоним распространился на всех славян.

Восточные славяне и их соседи

Восточные славяне в древности

Заключение

Восточнославянские племена и их соседи были земледельцами . В большом количестве выращивали зерно и другие технические культуры (например, лен). Также они активно занимались бортничеством (сбор меда) и охотой. Активно торговали с соседями . На экспорт шло зерно, мед и пушнина.

Славяне были язычниками и имели довольно обширный пантеон богов, главными из которых были Сварог, Род, Роженицы, Ярило, Даждьбог, Лада, Макош, Велес и другие. Славянские роды поклонялись Щурам (или предкам), а также верили в домовых, русалок, леших, водяных.