Литовцы происхождение народа. Кто такие литвины и чем они отличаются от литовцев. Источники и дополнительные материалы

Литовцы

ЛИТО́ВЦЫ -ев; мн. Нация, основное население Литвы; представители этой нации.

Лито́вец, -вца; м. Лито́вка, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж.

лито́вцы

(самоназвание - летувяй), народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек, 1995). В Российской Федерации 70 тыс. человек, Латвии 34,6 тыс. человек; в США свыше 300 тыс. человек. Общая численность 3,45 млн. человек. Язык литовский. Верующие в основном католики.

ЛИТОВЦЫ

ЛИТО́ВЦЫ (лит. lietuviai), народ в Восточной Европе, основное население Литвы (2,904 млн. чел., 2004), живут также в Латвии (33,3 тыс. чел.). В Российской Федерации живет 45,5 тысяч литовцев (2002), из них в Калининградской области 13,9 тысяч человек. Значительное число лиц литовского происхождения живет в США (526 тыс. чел., 1990), в Канаде и Австралии. Большинство зарубежных литовцев (кроме живущих в России) - потомки эмигрантов конца 19 - начала 20 века. Язык литовский (см. ЛИТОВСКИЙ ЯЗЫК) . Верующие - в основном католики.
Литовцы говорят на литовском языке. Верующие литовцы - главным образом католики. Основой формирования народа были различные балтийские племена скотоводов и земледельцев, предки которых в конце третьего - начале второго тысячелетия до нашей эры проникли в бассейн рек Неман и Западной Двины, неся с собой развитую неолитическую культуру шлифованных ладьевидных боевых топоров. Полностью в состав литовской народности из этих племен вошли аукштайты (литва в русских летописях), жямайты (см. ЖЯМАЙТЫ) (жмудь), скальвы (шалавы) и надравы. Частично в состав литовцев вошли часть судавов (ятвяги), южные группы куршей, земгалов и селов.
Литовская народность складывалась в 9-12 веках. Этнической консолидации литовцев способствовало образование в первой половине 13 века Литовского государства, которое вело борьбу с Тевтонским орденом. Внутри литовского государства в течение 14-16 веков укреплялись связи литовцев со славянскими народами. Борьба с орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в конце 14 века литовской верхушкой католичества, долго остававшегося чуждым народным массам, способствовало полонизации литовской шляхты и распространению среди них польского языка. Однако большинство крестьян сохранило родной язык, самобытную материальную и духовную культуру. Литовцы Клайпедского края (Memelland), попавшие в 13 веке под власть Тевтонского ордена и подвергавшиеся на протяжении нескольких веков германизации, не утратили своего этнического самосознания.
В период феодализма с характерной для него экономической обособленностью отдельных районов внутри литовского народа выделились местные этнографические группы, различающиеся между собой по диалектам и некоторым культурно-бытовым особенностям. Кроме жямайтов и аукштайтов, сохранявших локализацию древних племен, такими группами были дзуки на юго-востоке Литвы (потомки части судавов), южные занеманцы - капсы и северные занеманцы - занавики. В 1795 и 1815 годах этническая территория Литвы (кроме Клайпедского края) вошла в состав Российской империи. В 1919-40 годах Литва была независимой республикой, при этом Виленский край в 1920-1939 годах был в составе Польши. В 1940-1991 Литва входила в состав СССР.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "литовцы" в других словарях:

    Литовцы … Википедия

    Современная энциклопедия

    - (самоназвание летувяй) народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек, 1992). В Российской Федерации 70 тыс. человек, в Латвии 34,6 тыс. человек; в США св. 300 тыс. человек Общая численность 3,45 млн. человек (1992). Язык литовский. Верующие… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИТОВЦЫ, литовцев, ед. литовец, литовца, муж. Народ, составляющий основное население Литвы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЛИТОВЦЫ, ев, ед. вец, вца, муж. Народ, составляющий основное коренное население Литвы. | жен. литовка, и. | прил. литовский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание летувяй), народ, основное население Литвы. В Российской Федерации 70 тыс. человек. Язык литовский балтийской группы индоевропейских языков. Верующие в основном католики. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Литовцы - (самоназвание летувяй) народ общей численностью 3450 тыс. чел., основное население Литвы (2924 тыс. чел.). Другие страны расселения: США 290 тыс. чел., Российская Федерация 70 тыс. чел., Латвия 35 тыс. чел., Канада 28 тыс. чел., Польша 15 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    литовцы - представители самой большой по численности нации среди народов Прибалтики. Вне своей республики литовцы расселены во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. Только за период 1886 1940 гг. из Литвы уехало около 25 процентов всего ее… … Этнопсихологический словарь

    литовцы - ЛИТОВЦЫ, ев, мн (ед литовец, вца, м). Народ, составляющий основное коренное население Литвы (Литовской Республики), государства в Вост. Европе; люди, принадлежащие к этому народу; офиц. яз. литовский, балтийской группы индоевропейской семьи… … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназв. лиетувяй (lietuviai)) нация, составляющая осн. часть населения Литовской Советской Социалистической Республики. Численность Л. в СССР 2326 тыс. чел. (1959); из них в Литовской ССР 2151 тыс. чел., в др. республиках (гл. обр. северо… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно , М.К. Любавский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Настоящий фундаментальный труд, обобщающий историю великого княжества Литовского до его вхождения в…

В 1845 г. немецкий языковед Георг Генрих Нессельман ввел в научный оборот термин «балты». Так ученые стали называть группы индоевропейских племен и народностей, которые поселились здесь примерно 4 тысячи лет назад и живут по сию пору на восточном берегу Балтики, – разумеется, видоизменившись за свою долгую историю.

Формироваться балты начали в конце третьего тысячелетия до нашей эры: именно тогда индоевропейцы, вторгшиеся на прибалтийские территории, были ассимилированы местными племенами. Потом настал час экспансии самих балтов – в первом тысячелетии (уже нашей эры) территория их расселения раскинулась от Днепра до Оки. Но последовал в конце того же тысячелетия «зеркальный эффект» – и экспансия с востока завершилась тем, что балтов ассимировали уже славянские племена.

«Котел» продолжал плавиться. Исследования историков показывают, что в начале второго тысячелетия началось формирование прусской, ятвяжской, литовской и латышской народностей. Со временем пруссы и ятвяги были покорены Тевтонским орденом и окончательно ассимилировались с основанием Прусского государства. А литовцы и латыши сохранились как особые этнические общности.

Обитавшие в начале первого тысячелетия на восточном побережье индоевропейские племена привлекали римских торговцев. О том, что обитавшие в I в. на территории современной Литвы племена астиев занимались собиранием янтаря у берегов моря, писал в 98 г. древнеримский историк Корнелий Тацит. Это считается первым историческим свидетельством об одном из тогдашних балтских племен.

Существует и другая теория происхождения литовцев. Предками литовцов ее апологеты считают римлян. Так, например, живший в XV в. польский историк и дипломат, архиепископ Львовский Ян Длугош название «Литуаниа» (Litvania или Lituania) возводил к искаженному «l"Italia». Но не только топонимы свидетельствовали, по Длугошу, о римском происхождении древних литовцев, а и сходство языка, обычаев и верований – почитание одинаковых богов огня, грома, леса, культ Эскулапа). Легенде, изложенной Длугошем, вторит средневековая литовская летопись, согласно которой во времена Нерона от его жестокостей бежали к берегам Балтики 500 римских семей, и вот от них-то, мол, произошла не только правящая династия, но и наиболее могущественные литовские фамилии.

Но исследования показывают все же индоевропейские корни литовцев. Например, автор фундаментального труда конца позапрошлого века Петр Брянцев писал в своей «Истории Литовского государства»: «Как потомки древних арийцев, литовцы, подобно всем индоевропейским народам (кельтам, грекам, римлянам, германцам и славянам) вынесли свои основные религиозные верования из Азии. Но так как они по выходе из Азии впоследствии заняли страну, покрытую могучими реками, дремучими лесами, а также огромными озерами и бездонными болотами, то со временем к своим прежним религиозным верованиям арийским прибавили новые верования соответственно этой окружающей природе. Сюда относятся: поклонение богу зайцев и богу медведей, обожание оленей, змей (ужей, собственно), лягушек, ящериц, дуба и вообще всех старых деревьев. Но, несмотря на эти прибавки, литовцы, благодаря долгой и уединенной жизни в стране, по своим физическим условиям мало доступной для соседей, сохранили религиозные верования своих предков ариев в более чистом и первобытном виде, чем остальные индоевропейские народы. Литовцы, имея общий корень, по своему происхождению, с кельтами, греками, римлянами, германцами и славянами, в своих философско-религиозных воззрениях на мир вообще и человека в частности и в мифологических преданиях сохранили много общего с подобными воззрениями и мифологическими преданиями означенных народов».

При схожести написания и звучания слов «литовцы» и «литвины» эти 2 понятия обозначают разные явления. Литовцами называют этнос, который сформировался за многие века из двух родственно-племенных групп. Первая ― аукштайты ― балтские племена, населявшие восточный регион и центр современной Литвы. Вторая группа племен ― жемайты, или жмудины ― обитавшие на ее западной части.

Аукштайты и жмудины

Из аукштайтов и жмудинов постепенно образовалась единый этнос, а затем и нация с общим языком, культурой и государственностью. Эту нацию сейчас и называют литовцами. Этнические литовцы могут проживать где угодно ― в Австралии, Сибири или Канаде, ― и оставаться при этом литовцами. Это понятие обозначает национальность, общие корни.

Кто такие литвины

Литвины ― это скорее «территориальный» термин. Он обозначает все население Великого Княжества Литовского (XIII ―XVIII века). Это могущественное в свое время княжество занимало обширную территорию. В него входили многие земли: вся современная Белоруссия, большая доля Литвы и Украины, некоторые области Латвии и Эстонии, часть Польши и Молдавии и весь запад России.

Таким образом, литвинами были не только собственно этнические литовцы, но и все белорусы, какая-то часть украинцев, молдаван, поляков и представителей других этносов , обитавших на перечисленных землях. Для того, чтобы считаться литвином, вообще не нужно было принадлежать к литовской нации.

Слово «литвин» нередко использовалось и в качестве противопоставления западных славян, проживающих в Великом Княжестве Литовском, восточным («русинам»), обитавшим в Великом Княжестве Московском. Эти 2 могущественных государства сильно враждовали в XV-XVI веках. Причиной вражды были серьезные территориальные претензии. Названия «русины» и «литвины» должны были еще больше подчеркнуть разницу между населением этих княжеств.

Современная история

Интересно, что в XXI веке появилось целое течение, имеющее целью возродить былое значение понятия «литвин». Исчезнувшее Великое Княжество Литовское представители этого течения переименовали на новый манер в «Великолитву » (GREAT LITHUANIA ). Ее считают наследницей давно не существующего княжества.

Литвином с полным правом может называться любой белорус, поляк, украинец, молдаванин, эстонец, латыш или этнический литовец, проживающий сейчас на территории Великолитвы (это те исторические области, которые входили много веков назад в Великое Княжество Литовское). Представители этого течения считают, что литвины ― это открытая нация (open nation ), принимающая в свою дружную семью любого человека, который ощущает потребность приобщиться к культуре этого народа.

Литовцы (лит. lietuviai, ед. ч. lietuvis) — европейский народ, большая часть которого проживает в Литве. Литовский язык относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи.

Некоторые факты указывают на то, что группа балтийских языков существовала обособленно от других индоевропейских языков уже с X века до н.э. Восточно-балтийские языки отделились от западно-балтийских (или, видимо, от гипотетического прото-балтийского языка) между 400-600 годами. Дифференциация между литовским и латышским языками началась в 800-ых годах, тем не менее они ещё долго оставались диалектами одного языка. Промежуточные диалекты существовали, как минимум, до XIV-XV веков, а по всей видимости, вплоть до XVII века.

Основой формирования литовского этноса были различные балтийские племена скотоводов и земледельцев, предки которых еще в начале 2-го тыс. до н.э. проникли с юго-запада в бассейн Немана и Западной Двины, неся с собой развитую неолитическую культуру шлифованных «боевых топоров». Некоторые современные исследователи связывают этническое происхождение литовцев с балтской археологической культурой штрихованной керамики (XIII в. до н.э. — III в. н.э.).

Археологические памятники и письменные источники 1 — нач. 2-го тыс. н.э. позволяют наметить районы расселения этих племен. Главнейшими из литовских племен были аукштайты («литва» в рус. летописях), и жемайты (жмудь). Вошли в состав литовцеы также часть судавов (ятвяги), южные группы куршей (корсь) и земгалов (земигола).

В IX-XII вв. с развитием производительных сил (пашенное земледелие, животноводство, металлургия железа и др. ремесла) усиливается взаимодействие между территориально-племенными группами литовцев, растет среди них социальная дифференциация, возникают раннефеодальные отношения, постепенно складывается литовская народность.

С XI-XIII вв. аукштайты и жемайты населяли почти всю нынешнюю Среднелитовскую низменность и прилегающую часть территории Балтийской гряды. Этнической консолидации литовцев способствовало образование в 1-й пол. XIII в. Литовского государства, которое окрепло в упорной борьбе с Тевтонским орденом. Внутри этого государства в течение XIV-XVI вв. развивались связи литовцев с восточно-славянскими народами — русскими и белорусами. С XIII по XVI в. в состав литовской народности, помимо собственно литвы, вошли часть ятвягов, всё племя носителей культуры грунтовых могильников Жемайтской возвышенности, южные части селов, земгалов и куршей, а также части скальвов, пруссов и некоторых других балтских племен.

Борьба с Тевтонским орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в конце XIV в. феодальной элитой католичества также способствовало полонизации литовских помещиков и распространению среди них польского языка. Однако большинство крестьян сохраняло свой родной язык, свою самобытную материальную и духовную культуру. Даже литовцы района Клайпеды (Мемеля), попавшие в XIII в. под власть Тевтонского ордена и подвергавшиеся на протяжении нескольких веков насильственной германизации, не утратили своего этнического самосознания.

В период феодализма с характерной для него экономической обособленностью отдельных районов внутри единого литовского народа выделились местные этнографические группы, различающиеся между собой по диалектам и некоторым культурно-бытовым особенностям. Кроме жемайтов и аукштайтов, сохранявших наименование и локализацию древних племен, такими группами были, например, дзуки на юго-востоке Литвы (потомки части судавов), восточные занеманцы — капсай и западные занеманцы — занавикай.

Великий князь Витаутас (Витовт) объясняет императору Сигизмунду в 1420 г., что значат названия аукштайтов и жемайтов на литовском языке: «...Вы сделали и объявили решение по поводу Жемайтской земли, которая есть наше наследство и вотчина из законного наследия наших предков. Ее и теперь мы имеем в своей собственности, она теперь есть и всегда была одна и та же самая Литовская земля, поскольку есть один язык и одни люди. Но поскольку земля жемайтов есть земля, более низкая, чем земля Литвы, по этой причине по-литовски Жемайтию называют нижней землей (terra inferior). А жемайты называют Литву Аукштайтией, то есть высшей землей (terra superior respectu) по отношению к Жемайтии. Также люди Жемайтии с древних времен называли себя литовцами, и никогда жемайтами, и из-за такого тождества мы в своем титуле не пишем о Жемайтии, так как все есть одно — одна земля и одни люди» (пер. по тексту: Codex epistolaris Vitoldi (1376-1430) / Ed. A. Prochaska. Cracoviae, 1882. № 861, 1882. S. 467).

Исторические данные позволяют утверждать, что в XVI в. современники относили к Литве прежде всего этнически литовские Виленский, Вилькомирский, Ковенский, Трокский и Упитский поветы (уезды), а также ряд белорусских поветов.

Литовский язык сложился в XVII в. на основе аукштайтского диалекта. Для него характерно сохранение архаических индоевропейских черт, главным образом системы гласных звуков и склонений. Наиболее ранний письменный памятник литовского языка датируется 1545 г. и представляет собой молитву, написанную от руки на последней странице выпущенной в Страсбурге книги «Tractatus sacerdotalis». Текст придерживается дзукийского диалекта и, по всей видимости, списан с более раннего оригинала. В 1547 г. пастор Мартин Мажвид (Мосвидиус), деятель Реформации, издал в Кёнигсберге первую книгу на языке местного населения (жмуди) — лютеранское наставление «Простые слова катехизиса», набранную латинским алфавитом. Книга содержит первый литовский учебник — «Лёгкая и скорая наука чтения и письма», в котором автор приводит алфавит и несколько предложенных им грамматических терминов. В 1620 г. появляется и первый учебник литовского языка, впоследствии переживший пять изданий — «Dictionarium trium linguarum» Константинаса Сирвидаса. В 1653 г. издаётся учебник грамматики — «Grammatica Litvanica» Даниэлюса Кляйнаса. Так в XVII веке начинается научное исследование литовского языка, которое стало с появлением в XIX веке сравнительного языкознания особенно интенсивным.

В 1795 и 1815 гг. этническая территория литовцев (кроме Клайпедского края) вошла в состав Российской империи. Во 2-й пол. XIX в. в Литве складывается современная литовская нация. диалект литовцев Занеманья в XIX в. лег в основу литовского литературного языка.

Литовцы принимали участие в польских восстаниях против российского правления в 1830-1831 и в 1863-1864 гг. После жестокого подавления второго восстания, не без ходатайства графа М.Н. Муравьёва-Виленского, генерал-губернатора Северо-Западного края Российской Империи, началось национальное становление жмудинов. 25 августа 1866 г. Император Александр II издал Указ гарантировавший литовскому языку гражданское право в школах Сувалкской и других литовских территорий. Прежде всего, было налажено начальное образование среди детей крестьян. Были организованы Литовская гимназия в Мариамполе, постоянный учительский семинар в Вейверах, а также был учреждён ряд стипендий в российских университетах, предназначенных специально для детей крестьян из этих трёх литовских губерний; целью было вывести местное население из-под влияния польской культуры. Начали работу школы, в которых обучение велось на местном жмудском языке, так тогда назвали нынешний литовский язык. На литовском языке (на кириллице) начали выходить печатные издания. На местах, в глубинке, его культивировали, прежде всего, католические священники — ксендзы, такие как, например, получивший образование в Петербургской духовной академии А. Баранаускас.

Многие молодые люди из более зажиточных семей поехала получать высшее образование в столичные высшие учебные заведения Российской Империи. Среди них, например, были Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона и другие основатели государства литовцев. Обучался в Московском университете и Йонас Яблонскис — создатель «Грамматики литовского языка», который был впервые им нормирован в 1901 году благодаря тому, что он ввёл оригинальный алфавит, основанный на латинице. Запрет латинского шрифта в литовском языке на территории Российской иимперии привел к широкому проникновению публикаций на латинице из литовского Клайпедского края, вошедшего в состав Восточной Пруссии. Запрет на латинский алфавит был снят только в 1904 г.

Русская революция 1905 вызвала рост национального самосознания литовцев, а 4-5 декабря 1905 г. в Вильнюсе собрался Национальный съезд из почти 2000 делегатов, который принял резолюцию, требовавшую создания автономии из районов, населенных этническими литовцами.

К концу 1915 г. большая часть литовской территории была оккупирована германскими войсками. Новые власти санкционировали в сентябре 1917 г. созыв Литовской ассамблеи в Вильнюсе. Ассамблея учредила Литовский совет из 20 членов, который 16 февраля 1918 г. провозгласил независимость Литвы. Немецкая оккупация Литвы продолжалась до ноября 1918 г., затем в пределы Литвы вошла красная армия, а в феврале 1919 г. была провозглашена Литовско-Белорусская советская республика. В апреле 1919 г. поляки заняли Вильнюс, а затем и всю территорию Литвы. Договором от 12 июля 1920 г. советская Россия признала независимое Литовское государство и освободила Вильнюс от польских войск.

3 августа 1940 г. Литва была включена в состав СССР как Литовская Советская Социалистическая Республика. Советизация всех сфер жизни включала в себя национализацию собственности и преобразование системы образования и культуры.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы провозгласил независимость страны, что знаменовало начало нового периода в развитии литовской нации как нации государственной.

В настоящее время литовцами себя считают около 4,2 миллиона человек (включая лиц, не владеющих литовским языком).

Прусские литовцы (летувининки) — особая группа литовцев, до 1945 г. населявшая север и восток Восточной Пруссии — Малую Литву (ныне Калининградская область России и Клайпедский край Литвы). По германской переписи 1890 г. их было 121 тыс. чел. В отличие от остальных литовцев они были в основном лютеранами и противопоставляли себя остальным литовцам (литовцам Большой Литвы), которых они называли жемайтами. Прусские литовцы спользовали для литовского языка другую орфографию и готический шрифт, по культуре были близки немцам. В 1945 г. прусские литовцы вместе с остальным населением Восточной Пруссии в основном переселились в Германию, где значительно ассимилировались с немцами, однако часть их осталась на территории Литвы.

Источники и дополнительные материалы:

  • Литва: Краткая энциклопедия. Вильнюс: Главная редакция энциклопедий, 1989. ISBN 978-5-420-01613-8;
  • dic.academic.ru — материал из Советской исторической энциклопедии;
  • dic.academic.ru — материал из энциклопедии Кольера;

Самая этнически плотная страна Балтики – это Литва. Еще в древние времена были заложены основы национального характера, они определялись географическим положением, экологией, религией и политикой. Нельзя отнести литовцев к динамическим или экспрессивным нациям, обычно это люди, которые склонны к упорному труду и сдержанности.

Литовцы – это нация земледельцев, живущих вблизи моря, так уж сложилось исторически. По описанию историков, это люди среднего роста, коренастые, добродушные и миролюбивые. Однако они известных своим небывалым мужеством, так как издавна вынуждены были защищать себя и свои семьи. Как упоминается в мифологии, страна поделена на 3 культурных района, взаимодействие которых напоминает дерево: корни находятся на западе, ствол - в центре Литвы, на а ветки - на востоке. Нельзя сказать, что литовцы этнографически едины. В состав нации входит 4 этнические группы, которые имели свои районы проживания исторически: на северо-востоке жили аукштейтийцы, на западе – жемайтийцы, на юго-востоке – дзуки, на юге - сувалкейчи. Каждая из данных групп имеет существенные различия в обрядах, национальных одеждах, песнях, и конечно, они отличаются темпераментом. Живущие на юго-востоке дзуки, самые экспрессивные, на западе проживают самые сдержанные, закрытые и настойчивые жемайтийцы. Отличительными чертами большинства аукштейчей являются рациональное мышление, аккуратность и бережливость. Но всем литовцам присущи главные черты характера – это верность данному слову, гостеприимность, любовь к правде и свободе. Эти черты не исчезли с развитием истории. Литовцы, как и все северные народы, всегда были несколько сдержанными в манере поведения и речи. Лиризмом слегка окрашены их склад ума (мышление) и восприятие мира. Эта лирика находит выражение в фольклорных произведениях.

Ну а сейчас мы хотим несколько отойти от общепризнанного восприятия литовца и взглянуть на него со стороны стороннего наблюдателя и человека, который волею судьбы оказался среди них.

При попытке представить себе литовца, перед нами возникнет слегка размытый образ прибалта, который в свою очередь был навеян анекдотами про медлительных эстонцев. В силу своей неграмотности мы привыкли подразумевать под литовцем эстонца, под эстонцем латыша и вообще, для нас все они - прибалты. Хотя мало кто догадывается, что эти три прибалтийские нации довольно сильно отличаются между собой. Если уж литовцы до сегодняшнего дня разделяют себя на аукштайтийцев, жемайтийцев, дзуков и сувалкечей, то, что уж можно говорить о нации в целом? Можно даже не сомневаться, что литовцы найдут множество различий и оскорбятся, если вы их перепутаете с латышами, а уж тем более, если спутаете с эстонцами. Свое представление об эстонцах россияне строят на основе анекдотов, хотя до сегодня непонятно откуда произошли эти анекдоты. Как уверяют литовцы, эстонцы сами рассказывают о себе такие анекдоты, дабы привлечь к себе внимание и запомниться, а вот литовцы очень скромны и не будут заострять не себе внимание. Лично у меня возникло подозрение, что анекдоты про эстонцев придумывают как раз литовцы, чтобы иностранцы, в конце–концов, научились различать их народ от другого. Не желают литовцы выглядеть в глазах дружественного народа - примороженными прибалтами, сродни нашего чукчи из схожих анекдотов. На фоне эстонцев, что там говорить, литовцы могут показаться итальянцами. И тут нужно сказать, что несколько оправдывает себя теория о том, что чем глубже продвигаться на север, тем меньше эмоций проявляют народы, живущие там. Об эстонцах общее представление не очень отличается от ледяной глыбы (хотя и эстонцы, скорее всего, найдут, что сказать в свое оправдание). А вот литовцы – это очень веселый народ, они всегда готовы петь и танцевать. Вряд ли эта тысяча километров, которая отделяет Литву от Эстонии, является фактом, обуславливающим такую разительную черту в характере, но на общем фоне все же, у литовцев больше замечено веселости и жизнерадостности.

И уж точно отдельного разговора заслуживает экспрессивность литовцев. Любой уважающий себя литовец непременно познакомит вас с возможностями своего речевого аппарата, и не думайте (в силу незнания языка), что так он выплескивает накопленные отрицательные эмоции на друзей или знакомых. Это как раз, первое заблуждение, с которым часто сталкиваются люди, впервые очутившиеся в Литве. Человек замирает в испуге и ждет, что сейчас начнется война или как минимум государственный переворот, а по факту выясняется, что молодые девушки всего лишь обсуждают, в чем же им пойти на вечеринку или где прогуляться вечером. Литовец будет не литовцем, если в телефонном разговоре на своем рабочем месте, на всю округу не огласит, что к нему в гости приехал любимый дядя или его ребенок по трубе залез на второй этаж, чтобы спасти кошку. И он не успокоится до тех пор, пока не удостоверится, что об этом знает каждый, даже кто е сильно то и хотел быть в курсе данных событий. Но если речь заходит о работе, то литовец сама выдержанность, обаяние, скромность и учтивость.

Любят литовцы и поспорить, хлебом литовца не корми – дай только оспорить любую вещь, любое поручение начальника, любое назначение. Любой уважающий себя литовец считает своим долгом озвучить весь перечень причин, почему то или другое действие, которое они должны произвести по поручению вышестоящего начальства, не может быть исполнено и какие жуткие последствия это может повлечь за собой. Когда весь список, наконец, оглашен и работники опускаются в изнеможении на свои рабочие места, всем становится понятно, что можно приниматься за дело, что они собственно, и начинают делать. Однако самое важное – это процесс обсуждения...

Мы, конечно, подошли к литовскому характеру с долей юмора и небольшим преувеличением, но в то же время мы старались внести посильный вклад в процесс развенчания мифа о примороженном, заторможенном прибалтийском характере. Уж литовцы то точно не такие.


Обсудить эту статью и любые другие вопросы Вам поможет наш .