Краткая биография и факты из жизни окуджавы. Творческий путь Б.Окуджавы. Его отец — Шалва Окуджава — был по национальности грузином, мать — Ашхен Налбандян — армянкой

Статья посвящена краткой биографии Булата Окуджавы - известного поэта, исполнителя и сценариста. Окуджава был представителем настоящей интеллигенции, глубоко чувствующим и понимающим происходящее в стране. Он по праву пользуется огромной народной любовью.

Биография Окуджавы: первые годы

Булат Шалвович Окуджава родился в 1924 г. на Арбате. Родившись в интернациональной партийной семье (родители - грузин и армянка), мальчик должен был получить имя Дориан. По партийной традиции детям часто давали имена известных личностей и литературных героев (Дориан Грей - герой романа О. Уайльда). Однако отец настоял на нормальном имени. Булат всегда с большой любовью и теплотой вспоминал Арбат и проведенные на нем детские годы. Тема Арбата часто использовался в дальнейшем творчестве поэта. В 1937 г. семья Булата в связи с начавшейся "Большой чисткой" была репрессирована: отца в результате расстреляли, а мать сослали в лагерь. С 1940 г. жил в Тбилиси.
Во время Великой Отечественной войны Окуджава пошел на фронт добровольцем, был минометчиком на Кавказе. В 1945 г. был ранен. После окончания войны Булат Окуджава поселился в Тбилиси. Военная тема тоже нашла свое отражение в его творчестве. Окуджава экстерном сдал экзамены и поступил в педагогический университет, несколько лет был учителем в калужской школе. Одновременно являлся корреспондентом в нескольких газетах. Булат пробовал писать стихи еще в детские годы и не прекращал этих попыток. Некоторые его стихи были опубликованы во время войны. В Калуге стихотворения Окуджавы уже постоянно появляются в газетах. Выходит первый сборник стихотворений - "Острова".
После смерти Сталина были родители Окуджавы были реабилитированы. Он переезжает в столицу, работает газетным редактором. В 1961 г. бросает работу и принимает решение полностью сосредоточиться на творческой деятельности.

Биография Окуджавы: творческая деятельность

Во время "хрущевской оттепели" стихи и песни Окуджавы начали пользоваться популярностью в определенных кругах. Песни широко расходились в народе, переписывались и заучивались наизусть. Творчество Окуджавы подвергалось резкой критике со стороны официальных государственных учреждений и было полулегальным. Однако, каких-то серьезных мер в отношении поэта не предпринималось. В 60-е гг. Окуджава написал большинство своих песен. В дальнейшем он отошел от этого вида творчества и занялся прозой. Песни продолжал писать для кинематографа. Песни для кино принесли ему настоящую славу, официальное признание и популярность в народе.
В Париже была выпущена первая официальная пластинка с записями песен Окуджавы, что вызвало протест в советском руководстве. Впоследствии пластинки Окуджавы стали выходить и на родине.
Окуджава не имел музыкального образования, иронически относился к своим песням. Однако, главное в его творчестве не музыкальное сопровождение, а глубокий философский смысл. Окуджава для многих стал символом свободной творческой личности, способной противостоять тоталитарной системе. Человек должен всегда оставаться самим собой и не подстраиваться под сложившиеся жизненные условия. Люди воспринимали его творчество как глоток свободы в душном, подчиненном предписаниями и цензуре, советском обществе. Его песни не содержат откровенных политических призывов и пропаганды, поэтому к поэту было не за что придраться суровому государственному оку. Но нестандартность, либерализм его творчества был очевиден.
С конца 60-х гг. Окуджава активно занимается прозой. В основном его произведения носят автобиографический характер. Не получив официального признания, Окуджава обращается к исторической прозе. Им были написаны повести о декабристском движении и романы о временах начала XIX в.
Перестройка вновь подтолкнула поэта на активную деятельность. Он совершает публичные выступления, участвует в политической жизни страны. В 1993 г. поддержал Ельцина в борьбе с оппозицией, о чем впоследствии сожалел. Окуджавы выступал во большинстве крупнейших стран мира. Его произведения также были переведены на многие языки и пользуются большой популярностью.
Скончался Булат Окуджава в 1997 г. Он оставил после себя свыше 200 песен и около 600 стихотворений. Стихи поэта использовались не только в собственных песнях, многие были положены на музыку известными композиторами.

Булат Шалвович Окуджава. Родился 9 мая 1924 года в Москве - умер 12 июня 1997 года в Кламаре, Франция. Советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-1980-е годы.

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии.

При рождении назван родителями Дорианом, в честь Дориана Грея.

Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, партийный деятель, мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница армянского поэта Ваана Терьяна.

Прадеда по отцовской линии звали Павел Перемушев. Он приехал в Грузию в середине XIX века, прежде отслужив 25 лет в рекрутах и получив за это земельный надел в Кутаиси. «Кто он был - то ли исконный русак, то ли мордвин, то ли еврей из кантонистов - сведений не сохранилось, дагерротипов тоже». Работал портным, был женат на грузинке Саломее Медзмариашвили. В браке родились три дочери. Старшая из них - Елизавета - вышла замуж за грузина Степана Окуджава, писаря, с которым у нее было восемь детей, в том числе и Шалва Степанович.

Вскоре после рождения Булата его отец был направлен на Кавказ комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тифлис, учился в русском классе.

Отец был повышен до секретаря Тифлисского горкома. Из-за конфликта с Берией он обратился с просьбой к Орджоникидзе направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем он стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

В 1937 году отец Окуджавы был арестован в связи с троцкистским делом на Уралвагонстрое. Арестованный директор завода Л. М. Марьясин дал "показания", что в августе 1934 года он и Окуджава во время приезда наркома тяжёлой промышленности Орджоникидзе на Уралвагонстрой пытались организовать на него покушение.

4 августа 1937 года Ш. С. Окуджава был расстрелян. Два брата отца также были расстреляны как сторонники Троцкого.

Вскоре после ареста отца, в феврале 1937 года, мать, бабушка и Булат переехали в Москву. Первое место жительства в Москве - улица Арбат, дом 43, кв. 12, коммунальная квартира на четвёртом этаже.

Мать Окуджавы была арестована в Москве в 1938 году и сослана в Карлаг, откуда вернулась в 1947 году. Сестра отца Ольга Окуджава (супруга поэта Галактиона Табидзе) была расстреляна под Орлом в 1941 году.

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван после достижения восемнадцатилетия в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион.

После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Закавказском фронте, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен.

После госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего в этот период границу с Турцией и Ираном.

Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового. Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году - орденом Отечественной войны I степени.

После демобилизации вернулся в Тбилиси. 20 июня 1944 года получил аттестат о среднем образовании. В 1945 поступил на филологический факультет Тбилисского университета.

Получив в 1950 году диплом, 2 с половиной года работал учителем в Калужской области.

Первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спа́лось» относится к периоду службы в артиллерийской бригаде , текст песни не сохранился.

Вторая была написана в 1946 году - «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям...»). Cтихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА» (позднее - «Ленинское знамя»), сначала под псевдонимом А. Долженов.


Работая в Калужской области, Окуджава сотрудничал с газетой «Молодой ленинец». В 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».

В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда КПСС Окуджава вступил в партию.

В 1959 переехал в Москву и начал выступать со своими песнями, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих известных песен Окуджавы: «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.

В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «катюша»» (Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с и А. А. Галичем), который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление. В 1967 году во время поездки в Париж он записал 20 песен на студии «Le Chant du Monde». На основе этих записей первая пластинка с песнями Окуджавы вышла в Париже в 1968 году под названием «Le Soldat en Papier». В том же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня - «Прощание с Польшей» - в нём была в исполнении автора.

С середины 1970-х годов пластинки Окуджавы выходили и в СССР. В 1974-1975 годах была записана долгоиграющая пластинка, его первая записанная в СССР, вышла она в 1976 году. За ней последовал второй советский диск-гигант в 1978 году. В середине 1980-х Окуджава записал ещё два диск-гиганта: «Песни и Стихи о Войне» и «Автор Исполняет Новые Песни».

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русской эмиграции. Песни «Возьмёмся за руки, друзья...», «Пока Земля ещё вертится...» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слётов КСП и фестивалей.

Кроме песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский. Вместе с композитором Исааком Шварцем Окуджава создал 32 песни. Наиболее известные - песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкино. В это время он выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.

Был членом учредительного совета газет «Московские новости» и «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб».

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира, а также за границей выходили его книги на русском языке.

В числе своих любимых писателей Булат Окуджава называл А.С. Пушкина, Э.Т. А. Гофмана и .

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

С 1989 года Окуджава член-учредитель русского ПЕН-центра. В 1990 году вышел из КПСС. С 1992 года член комиссии по помилованиям при Президенте РФ, с 1994 член комиссии по Государственным премиям РФ. Также был членом Совета общества «Мемориал».

К Сталину и Ленину относился отрицательно.

В интервью журналу «Столица» в 1992 году Окуджава говорил: «Взять наши споры с мамой, которая, несмотря на то, что девятнадцать лет провела в лагерях, оставалась убеждённой большевичкой-ленинкой. Что ж, и я сам какое-то время считал, что это Сталин всё испортил». В интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов.

В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над организаторами и участниками событий октября 1993 года в Москве.

Негативно высказался о сторонниках Верховного Совета (Хасбулатове, Макашове, Руцком) в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале. Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печерского монастыря.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья Булата Окуджавы:

Отец - Шалва Степанович Окуджава, партийный работник.

Мать - Ашхен Степановна Налбандян, родственница армянского поэта Ваана Терьяна.

Первая жена - Галина Васильевна Смольянинова (1926-1965).

Сын - Игорь Окуджава (1954-1997).

Дочь - умерла в раннем младенчестве.

Вторая жена - Ольга Владимировна Окуджава (урождённая Арцимович), племянница Льва Арцимовича.

Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава (р. 1965), музыкант, композитор.

Фильмография Булата Окуджавы:

Роли в кино:

1962 - Цепная реакция - пассажир автобуса
1963 - Застава Ильича («Мне двадцать лет») - участник поэтического вечера (нет в титрах)
1967 - Женя, Женечка и «катюша» - военный на встрече Нового Года (нет в титрах)
1975 - Звезда пленительного счастья - капельмейстер на балу (нет в титрах)
1976 - Ключ без права передачи - декламатор стихов о Пушкине
1976 - Строговы - офицер
1985 - Законный брак - пассажир в поезде
1986 - Храни меня, мой талисман - камео

Песни Окуджавы в кино:

1961 - «Горизонт» - текст песен
1961 - «Друг мой, Колька» - текст песен
1962 - «Цепная реакция» - первое появление на экране
1963 - «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»)
1967 - «Женя, Женечка и „катюша“» (соавтор сценария, эпизодическая роль)
1970 - «Кража» - песня «Лесной вальс» («Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс»)
1970 - «Белорусский вокзал» - автор песни «Нам нужна одна победа» (оркестровка Альфреда Шнитке)
1970 - «Белое солнце пустыни» - текст песни «Ваше благородие, госпожа удача»
1973 - «Кортик» - тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала»)
1974 - «Бронзовая птица» - текст песни «Ты гори, гори, мой костёр»
1974 - «Соломенная шляпка» - тексты песен
1975 - «Приключения Буратино» - тексты части песен
1977 - «Аты-баты, шли солдаты» - песня «Бери шинель, пошли домой»
1977 - «Ключ без права передачи»
1979 - «Жена ушла» - песня «Ещё один романс»
1981 - «Грибной дождь» - песня «Старинная солдатская песня»
1982 - «Покровские ворота» - песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
1982 - «Оставить след» - автор песни «Есть муки у огня»
1983 - «Из жизни начальника уголовного розыска» - песни «Пиратская лирическая» и «Песня про дураков»
1984 - Капитан Фракасс - песня «Дождик осенний», «Надежды крашенная дверь», «Ах, как летят за днями дни» (музыка Исаака Шварца), «Вот какая-то лошадка»
1984 - «Милый, дорогой, любимый, единственный» - песня «Стать богатеем иной норовит»
1985 - «Непрофессионалы» - песни «Живописцы», «Возьмёмся за руки, друзья»
1985 - «Законный брак» - песни «После дождичка небеса просторней...», «Эта женщина в окне („Не сольются никогда зимы долгие и лета...“)»
1986 - «Тайны мадам Вонг», автор песни «Солнышко сияет, музыка играет»
1993 - Эта женщина в окне... - звучит одноимённая песня
1999 - сериал «С новым счастьем!» - песня «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца)
2005 - «Турецкий гамбит» - песня «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца, исполнение Ольги Красько)
2013 - «До свидания, мальчики» - песня «Ах, война, что ж ты сделала, подлая».


Имя Булата Окуджавы известно многим бывшим советским гражданам, ведь это был певец и композитор того времени, подаривший невероятную атмосферу, ставший символом своей эпохи.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 года в Москве, но родственники его были из Армении и Грузии, из-за чего носил Булат не российскую фамилию. Детство Булата Окуджавы проходило совсем не в столице СССР, а в городе Тбилиси. В Тбилиси повезло отцу Булата Окуджавы, ведь он получил место в партии и стал одним из самых успешных партийных деятелей. Очень часто семья Булата переезжала, но длилось это не слишком долго, ведь по доносу, к сожалению, отец Булата попал в лагеря, а затем был приговорен к расстрелу (вот и партийная система).

Сначала Булат оставался с матерью, они пытались спастись бегством, вернувшись обратно в Москву, однако, их это не спасло и мать Булата попала также в лагерь для жён, которые были замужем для изменников родины. Пробыла мать Булата Окуджава в лагере двенадцать лет, а все это время мальчик пробыл у родственников в Тбилиси.

Карьера Булата Окуджава началась с работы токарем на заводе. Для среднестатистического советского человека – это была совершенно нормальная и обычная работа. В 1942 году он решил отправиться добровольцем на фронт. В 1943 году получил ранение, но все же, вылечившись, отправился на передовую. Свою первую песню Булат Окуджава написал именно на фронте. Она стала достаточно популярной, но после которой у него не было творческого взлета, а скорее, наоборот, затихание. Название этой песни -«Нам в холодных теплушках не спалось».

После войны Окуджава решил выучится в университете Тбилиси, а после получения диплома, успел поработать сельским учителем. Но свою творческую деятельность Булат Окуджава не забросил, он продолжал писать стихи, которые впоследствии использовал в качестве музыкальных текстов.

Первые стихи Булата Окуджавы были напечатаны в газете «Молодой ленинец» после весьма интересных событий. Старт его карьеры и признания был положен, когда на выступлении знаменитых литераторов Николая Панченко и Владимира Кобликова, Булат Окуджава просто подошел к ним и предложил прочесть его стихи, дать им оценку. Как видно, такой талант юного поэта нельзя было скрыть, поэтому признание пришло очень быстро.

В 1955 году Булат Окуджава начал зарабатывать, как автор песен. Первыми творческими успехами были «Сентиментальный марш», «На Тверском бульваре» и прочие, что принесло ему огромную популярность. Уже в 1961 году был первый концерт Булата Окуджавы в Харькове. Публика хороша оценила его творчество. После этого концерты стали распространенным явлением в жизни Булата Окуджавы, а его творчество начало признаваться повсеместно.

Булат Окуджава также давал концерты и во многих европейских странах, особенно часто это происходило после развала Советского союза. Последние годы своей жизни Булат провел в Париже, где в 1997 году скончался, из-за своей длительной болезни, однако, похоронили его на родине, в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Жизнь и творчество Булата Окуджавы

Доклад по литературе Данилова Павла

Я думаю, что все слышали имя Булат Окуджава. Я спрошу: «Кто он был?». Кто-то мне ответит: «поэт». Кто-то: «прозаик». Еще кто-нибудь: «киносценарист». Даже тот, кто скажет: «автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни», - все равно не ошибется.

Вот что рассказал о своей жизни корреспонденту «Огонька» Олегу Терентьеву сам Булат Шалвович:

Ну что я могу рассказать вам. Я родился в Москве, на Арбате в 24-м году. По происхождению я грузин. Но, как говорят мои московские друзья, грузин московского разлива. Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м году мой отец - партийный работник - был уничтожен здесь, в вашем замечательном городе (Свердловске). Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт. Воевал. Был рядовым. Минометчиком. Был ранен. Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил. Уехал в деревенскую школу Калужской области. Работал учителем. Преподавал русский язык и литературу. Ну, как большинство, писал стихи. Относился к этому, конечно, несерьезно. Но постепенно, постепенно это все во мне усиливалось. Стал публиковаться в "Калужской газете" областной. Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать в "Комсомольской газете" областной. Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге других поэтов не было, я считался самым лучшим. У меня очень кружилась голова. Я был очень самонадеян. Мне казалось, что я достиг уже самых больших высот. Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в Москву. Там попал в одно литературное объединение. Там были очень сильные молодые поэты, которые меня крепко побили. Сначала, в первые минуты, я подумал, что это они от зависти. Потом понял, что я сам в этом виноват. Год приблизительно ничего не писал в отчаянии. Но потом природа взяла свое. Стал писать. Хорошо или плохо - не мне судить. Но так, как я пишу до сегодняшнего дня. В конце 56-го года, то есть ровно тридцать лет тому назад, осенью 56-го года, я впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось больше, и, наконец, когда их стало уже шесть или семь, начали раздаваться... А в то время появились первые магнитофоны. И вот на работе - я работал в издательстве "Молодая гвардия" - стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек тридцать тихих интеллигентов. Я пел эти пять песен своих. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно - магнитофоны работали - это все распространялось очень стремительно, быстро. Ну и появились люди, которые сочли необходимым со мной бороться. Теперь я понимаю, что эти песни были очень непривычные после того, что мы пели обычно. Кому-то показалось это опасным. Ну и, как всегда, комсомол был застрельщиком. Первый фельетон обо мне был опубликован в ленинградской газете "Смена" по заданию из Москвы. Но так как он был наспех сделан, в нем было много смешного. Ну, например, там была такая фраза: "На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским". Такой способ определять качество литературы - за кем пойдут девушки. Сейчас это все смешно звучит, но мне тогда, поверьте, было очень не смешно. Было очень сложно. Значит, было много казусов, нелепостей. Я метался. Я чувствовал, что я делаю что-то интересное, но встречал противодействие. Однажды меня пригласили в очень высокую инстанцию. А у меня была такая одна из первых песен - "Песня про Леньку Королева". Может быть, приходилось слышать вам. Ну и мне сказали в высокой инстанции, человек, который был обременен большими знаниями о культуре, он сказал, что эту песню петь не надо, потому что она неправильно ориентирует молодежь. "Чем же она неправильно ориентирует?" - спросил я. - "А вот у вас там есть такие строчки: "он ушел воевать и погиб, и некому оплакать его жизнь". Как, то есть, некому? Остался ведь народ, всякие организации..."

Но я не поверил вкусу этого человека и продолжал петь эту песню. Года через три у меня появилась песня "О дураках". Меня снова пригласил этот человек и сказал мне: "Послушайте! У вас же была замечательная песня про Леньку Королева. Зачем вам петь про дураков?" Ну и я понял, что время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой. Искусство - такая вещь. Долготерпивое. Ну, затем, после того как стали появляться эти фельетоны и всякий шум, мои друзья в Союзе писателей решили меня обсудить. Очень было бурное обсуждение. И меня приняли в Союз писателей. Но после этого мне стало немножко легче, стали выходить книги стихов. Мои песни стали петь некоторые певцы. Хотя очень небольшое количество, потому что песни были непривычные, а им нужно было проходить через художественный совет. И художественные советы боялись этих песен и отвергали их. Но кое-кто пел. Потом эти песни зазвучали в фильмах, в некоторых, в спектаклях. Потом к ним стали больше привыкать. Я стал ездить по стране выступать. Потом меня послали за рубежи. Я выступал за границей. У меня стали выходить пластинки. Потом я стал писать прозу... И ко мне настолько привыкли, что даже однажды в один летний день, когда по традиции десятиклассники выходят ночью на набережные Москвы, чтобы проститься со школой, был такой случай. Телевизионная машина примчалась на набережную, чтобы записать песни вот этих молодых людей. Подъехали к одной группе. Там - рок-н-ролл. Подъехали к другой группе - там тоже что-то этого типа. Стали метаться. И наконец увидели - около собора Василия Блаженного стоит такая маленькая кучка с гитарой, и поют мою песню. Они так обрадовались, услышав свое, что записали и передали в эфир. И так я был узаконен. Ну вот. А потом наступила нормальная полоса литературной жизни. И теперь у меня уже за плечами пять романов и несколько книг стихов и пластинок. И вот сейчас должна выйти пластинка с новыми песнями. Так что я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь, и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер. И продолжаю работать. Жив и здоров.

Краткая биография

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. О. возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 г. демобилизовался.

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

Последнее интервью

Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.

Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?

Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый - быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.

Многие вас считают чуть ли не народным героем.

Если бы я жил на необитаемом острове, я делал бы то же самое - это моя профессия, мое призвание. Я иначе жить не могу, и потом, настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные, они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.

Вы что-нибудь сейчас пишете, я смотрю, у вас всюду разбросаны черновики стихов?

Я все время пишу и все время работаю.

А музыку пишете?

Музыку, в полном смысле слова, я никогда не писал: я не знаю нот. А сейчас я вообще потерял к этому интерес.

Не знаю, может потому, что исполнение своих стихов было не главной профессией, а хобби - мне нравилось, друзьям моим нравилось, ну я и пел. Потом играть на гитаре я так и не научился, может с этим связано отсутствие профессионального интереса, а может быть, с возрастом. Во всяком случае, последнюю песню я придумал года два назад. Я не могу сказать, что и раньше в этой области я работал очень активно - из ста стихотворений, которые я писал, в песни превращались максимум пять.

Значит, вы прежде всего поэт?

Прежде всего я человек, который пишет стихи, а поэт я или нет - не знаю.

У вас есть какое-нибудь специальное образование, музыкальное или литературное?

Нет-нет, я филолог, русист, закончил филологический факультет. Когда-то ребенком меня отдали в музыкальную школу, но на этом все и закончилось.

Каковы сейчас ваши отношения с кино?

Так сложились обстоятельства, что я был вовлечен в кино, у меня были прекрасные друзья-режиссеры, меня подключали к написанию сценариев, я писал сценарии в основном неумеючи, мучаясь, прибегая к помощи друзей. Кое-что получалось удачно. Но потом я возвращался домой, оставался один и писал свои романы и стихи, и это было главное.

Сейчас я из этого круга выбыл. Было время - мне предлагали, я отказывался, кончилось это время. Я свое предназначение выполнил, то, что мог, сделал. Потом перестали в кино употреблять песни этого жанра, этого стиля. Вообще искусство стало меняться. Везде уровень ресторана, но ресторанная песня - это ресторанная песня, и дай ей Бог здоровья, в ресторане ты не будешь слушать арию Каварадосси. Но когда эта музыка становится ведущей, это ужасно. Последнее время появились какие-то бездарные, безголосые, кривляющиеся исполнители, их называют звездами, они это всерьез в отношении себя воспринимают, вот эта пошлятина ресторанная - это плохо. Но думаю, пройдет.

Булат Шалвович, вам нравятся Юрий Шевчук или Борис Гребенщиков?

В рок-музыке я ничего не смыслю. Я не хочу сказать, что это плохо, но я ничего в этом не понимаю, я человек старомодный. Что касается Гребенщикова, я его давно знаю, и он мне интересен прежде всего как поэт, у него есть несколько вещей, которые меня просто очаровали. То же самое и Юрий Шевчук. Человек одаренный, яркий, своеобразный, но я воспринимаю только его стихи.

Вас не раздражает, когда актеры или музыканты вдруг становятся коммерсантами или политиками?

Нет, мне это совершенно безразлично и никак меня это не трогает, просто иногда мне их бывает жалко. Актеру быть политиком не следует. Участвовать в общественной жизни можно, но только на уровне гражданина. А куда-то избираться, переизбираться, лезть в депутаты - это все смешно и многие это уже поняли.

Что такое, на ваш взгляд, интеллигентный человек?

Интеллигентный человек - это прежде всего тот, кто стремится к образованию. Это человек, который против насилия. Бывает, что академик - жлоб, а рабочий - интеллигент. Вот говорят, Ленин интеллигентный человек. Никогда он не был интеллигентом, потому что интеллигент - противник насилия.

Какой смысл вы вкладываете в понятие "свобода"?

Свобода это, прежде всего, то, что в России неизвестно. Когда в России говорят свобода, подразумевают воля. Что значит воля? Делай, что хочешь, а свобода - это воля в рамках закона. У нас или воля, или полное холопство, поэтому мы сейчас и мучаемся. Свобода это прежде всего уважение к личности. Я живу в рамках собственного предназначения, но я никогда не позволю себе нарушать покой соседа или образ жизни другого человека ради себя - вот это и есть свобода. У нас сейчас кричат - демократия, свобода, да никакой у нас демократии нет, демократия - это состояние крови, это вырабатывается даже не десятилетиями, а поколениями, это должно быть внутри у человека.

Вы религиозный человек?

Я православный по своим предкам. Но в душе я абсолютный атеист и сегодня лукавить не стану. И я должен сказать, что у меня не вызывает трепета наша православная церковь, потому что она находится на том же уровне, на котором находится и наше общество, она мне не симпатична. Хотя против церкви я ничего не имею, я знаю священников - блистательных людей. Вот моя жена истинно верующий человек, я искренне уважаю ее пристрастие к вере.

Насколько я знаю, ваша жена - коллекционер кукол.

Нет, она не коллекционер, она создала Московский музей кукол и ее окружают нищие талантливые кукольщики.

Булат Шалвович, кто сейчас ваши друзья?

Вы знаете, я никогда не был широкообщительным человеком. Те, кто были моими друзьями, те и остались. Правда, теперь видимся мы очень редко. Это возрастное.

Скажите, Булат Шалвович, что такое любовь?

Я не смогу объяснить, я могу любовь увидеть и сказать - о, это любовь, а классифицировать я не могу.

Вы любите людей?

Хороших - да, плохих - нет. Нельзя любить всех людей, бывают субъекты, которых не грех и ненавидеть. У меня есть такие строки в стихотворении: "Я люблю не народ, а отдельных его представителей".

Библиография

Поэзия и песни

Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджава регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.

Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождаются вместе с музыкой, песен уже насчитывается около 200.

Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие ему широкую популярность. Записи его песен разошлись по стране в тысячах экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.

В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.

На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой". Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля", "Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).

Книги (сборники стихов и песен): "Лирика" (Калуга, 1956), "Острова" (М., 1959), "Веселый барабанщик" (М., 1964), "По дороге к Тинатин" (Тбилиси, 1964), "Март великодушный" (М., 1967), "Арбат, мой Арбат" (М., 1976), "Стихотворения" (М., 1984, 1985), "Посвящается вам" (М., 1988), "Избранное" (М., 1989), "Песни" (М., 1989), "Песни и стихи" (М., 1989), "Капли Датского короля" (М., 1991), "Милости судьбы" (М., 1993), "Песенка о моей жизни" (М., 1995), "Чаепитие на Арбате" (М., 1996), "Зал ожидания" (H.Новгород, 1996).

Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр"(1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (Ч. 1. 1976; Ч. 2. 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).

Книги (проза): "Фронт приходит к нам" (М.,1967), "Глоток свободы" (М., 1971), "Прелестные приключения" (Тбилиси, 1971; М., 1993), "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (М., 1975, 1992), "Избранная проза" (М., 1979), "Путешествие дилетантов" (М., 1979, 1980, 1986, 1990; Таллинн, 1987, 1988), "Свидание с Бонапартом" (М., 1985, 1988), "Будь здоров, школяр" (М., 1987), "Девушка моей мечты" (М., 1988), "Избранные произведения" в 2 тт. (М., 1989), "Приключения секретного баптиста" (М., 1991), "Повести и рассказы" (М., 1992),

"Заезжий музыкант" (М., 1993), "Упраздненный театр" (М., 1995).

За рубежом

Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Книги поэзии и прозы, изданные за рубежом (на русском языке): "Песенка о дураках" (Лондон, 1964), "Будь здоров, школяр" (Франкфурт-на-Майне, 1964, 1966), "Веселый барабанщик" (Лондон, 1966), "Проза и поэзия" (Франкфурт-на-Майне, 1968, 1977, 1982, 1984), "Два романа" (Франкфурт-на-Майне, 1970), "Бедный Авросимов" (Чикаго, 1970; Париж, 1972), "Прелестные приключения" (Тель-Авив, 1975), "Песни" в 2 т. (ARDIS, т.1, 1980; т.2, 1986 (1988).

Звания и награды

Член КПСС (1955-1990).

Член Союза писателей СССР (1962).

Член учредительного совета газеты "Московские новости".

Член учредительного совета "Общей газеты".

Член редколлегии газеты "Вечерний клуб".

Член Совета общества "Мемориал".

Член-учредитель русского ПЕН - центра (1989).

Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (1992).

Член комиссии по Государственным премиям РФ (1994).

Медаль "За оборону Кавказа". ...

Орден Дружбы народов (1984).

Почетная медаль Советского фонда мира.

Государственная премия СССР (1991).

Премия "За мужество в литературе" им. А.Д.Сахарова независимой писательской ассоциации "Апрель" (1991).

Первая премия и приз "Золотой венец" на поэтическом конкурсе "Стружские вечера" в Югославии (1967).

Приз "Золотая гитара" на фестивале в г.Сан-Ремо в Италии (1985).

Почетная степень Доктора гуманитарных наук Норвичского университета в США (1990).

Премия "Пеньо Пенев" в Болгарии (1990).

Букеровская премия (1994).

Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).

Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г.Ямбол в Болгарии (1989-90).

Почетный гражданин г.Калуга (1996).

По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.

Постановки:

"Глоток свободы" (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск, ТЮЗ имени Ленинского комсомола, 1967; Чита, Театр драмы, 1971; М., МХАТ, 1980; Ташкент, русский драм. театр им. М.Горького, 1986);

"Мерси, или старинный водевиль" (Л., театр муз.комедии, 1974);

"Будь здоров, школяр" (Л., ТЮЗ, 1980);

"Музыка арбатского двора" (М., Камерный муз. театр, 1988).

Фильмы: кино и телевидение

С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимается сам.

Киносценарии:

"Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе" (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);

Песни в фильмах (наиболее известные работы):

на собственную музыку:

"Сентиментальный марш" ("Застава Ильича", 1963)

"Мы за ценой не постоим" ("Белорусский вокзал", 1971)

"Пожелание друзьям" ("Ключ без права передачи", 1977)

"Песня московских ополченцев" ("Великая Отечественная", 1979)

"Счастливый жребий" ("Законный брак", 1985)

на музыку И.Шварца:

"Капли Датского короля" ("Женя, Женечка и "катюша"", 1967)

"Ваше благородие" ("Белое солнце пустыни", 1970)

"Песня кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья", 1975)

песни к фильму "Соломенная шляпка", 1975

"Дорожная песня" ("Нас венчали не в церкви", 1982)

на музыку Л.Шварца:

"Веселый барабанщик" ("Друг мой, Колька", 1961)

на музыку В.Гевиксмана:

"Старый причал" ("Цепная реакция", 1963)

на музыку В.Левашова:

"Бери шинель, пошли домой" ("От зари до зари", 1975; "Аты-баты, шли солдаты...", 1976).

"Женя, Женечка и "катюша"..." (М., 1968)

"Капли Датского короля". Киносценарии и песни из кинофильмов (М.: Киноцентр, 1991).

Работы в кадре:

Художественные (игровые) фильмы:

"Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), Киностудия им. М.Горького, 1963

"Ключ без права передачи", Ленфильм, 1977

"Законный брак", Мосфильм, 1985

"Храни меня, мой талисман", Киностудия им. А.П. Довженко, 1986

Документальные фильмы:

"Я помню чудное мгновенье" (Ленфильм)

"Мои современники", Ленфильм, 1984

"Два часа с бардами" ("Барды"), Мосфильм, 1988

"И не забудь про меня", Российское телевидение, 1992

Нотные издания песен

Первое нотное издание песен Б. Окуджавы вышло в Кракове в 1970 (повторные выпуски были и в более поздние годы). Музыковед В.Фрумкин не смог "пробить" выпуск сборника в СССР, и, уехав в США, выпустил ее там. В тот же год вышел большой сборник песен и у нас. Отдельные песни публиковались многократно в массовых сборниках песен.

Булат Окуджава. Песни / Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин.- Ann Arbor, Michigan: Ardis, 1989.- 120 c.

Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты / Составитель и автор вступительной статьи Л.Шилов.- М.: Музыка, 1989.- 224 с.; 100000 экз. (Музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора)

Грампластинки

В список не вошли зарубежные диски (самый известный из них выпустила в Париже фирма "Le Chant du Mond" в 1968). В 70-х годах очень понравившуюся Булату запись его песен сделали польские драматические актеры с очень бережной аранжировкой. Вместе с книгой о наших бардах "Поэты с гитарой" вышел диск песен в Болгарии ("Балкантон", Болгария, 1985. ВТК 3804).

Песни Булата Окуджавы. "Мелодия", 1966. Д 00016717-8

Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1973. 33Д-00034883-84

Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автор. "Мелодия", 1976. М40 38867

"Песни на стихи Булата Окуджавы". "Мелодия", 1978. М40 41235

Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1978. Г62 07097

Булат Окуджава. "Песни". Исполняет Булат Окуджава. "Мелодия", 1981. С60 13331

Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автор. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. "Мелодия", 1985. М40 46401 003

Булат Окуджава. "Новые песни". Запись 1986 г. "Мелодия", 1986. С60 25001 009

Булат Окуджава. "Песенка, короткая, как жизнь сама..." Исполняет автор. Запись 1986 г. "Мелодия", 1987. С62 25041 006

Компакт - диски

Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. SoLyd Records, 1994. SLR 0008

Булат Окуджава. "А как первая любовь..." По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Компакт - кассеты

Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. По лицензии SoLyd Records. ТОО "Московские окна", 1994. МО 005

Источники

http://koi8.deol.ru/culture/pesnya/okudj.htm

http://www.isc.rit.edu/~syr6220/okudzhavawin.html

http://www.bards.ru/Okoudjava/memory/books.htm

http://litera.ru/stixiya/authors/okudzhava.html

Булат Окуджава — бард, поэт, литератор и общественный деятель.

Несмотря на военные годы и репрессии, в ходе которых он потерял почти всю семью, он смог прожить яркую и насыщенную событиями жизнь.

Детство и молодые годы

Родился Булат Окуджава в день, который впоследствии вся страна будет отмечать как День Великой Победы — 9 мая в 1924 г. в Москва.

Его родители были уроженцами Тифлиса, в столицу прибыли для прохождения учебы в Академии коммунизма.

Отец — Шалва Степанович был коренным грузином. Его прадед за 25-летнюю военную службу получил земельный участок в Кутаиси.

А брат – Владимир Окуджава прославился как анархист-террорист, покушавшийся на жизнь губернатора Кутаиси.

Мама — Ашхен Степановна, армянка, являлась родственницей известного в Армении поэта В. Терьяна.

Булат Окуджава в детстве с матерью

В семье было 8 детей, включая Булата. Отца практически сразу после рождения сына отправили служить на Кавказ в грузинской дивизии.

А мама устроилась на работу в партийный аппарат в Москве.

Родители решили, что учиться Булат должен в их родном городе – Тифлисе. Там он был принят в русскоязычный класс.

Кроме того, уже в детском возрасте у Булата Окуджавы проявился совершенный музыкальный слух.

Параллельно он стал учиться в 2 школах: общеобразовательной и музыкальной. Однако музыкальную школу так и не смог окончить из-за постоянных переездов семьи.

Его отец, попав в конфликтную ситуацию с Берией, обращается к Орджоникидзе с прошением перевести его на службу в Россию.

Там семья оказалась на Урале, в Нижнем Тагиле. Булат перевелся в школу № 32.

В 1937 г. в семью пришло несчастье. Отец Булата и его дяди с отцовской стороны были арестованы по обвинению в покушении в 1934 г. на Орджоникидзе – наркома тяжелой промышленности.

В августе 1937 г. их расстреляли, как сторонников Троцкого. Через полгода после смерти отца, семья возвращается в Москву.

Воспитанием Булата теперь полностью занимались только бабушка и мама.Первое время они жили в коммунальной квартире на Арбате.

Через год, в 1938 г., была арестована мать и сослана в исправительно-трудовой лагерь – Карлаг. После войны, в 1947 г. была отпущена.

Это время детьми занималась бабушка – Мария Вартановна. Булат был уже подростком, и чтобы он совсем не отбился от рук, его отправляют к родственникам в Тбилиси.

Там он сначала учился, а потом пошел работать на завод учеником токаря. В это же время Булат начинает писать свои первые стихи.

В 1941 г. сестра Булата – Ольга Окуджава, к тому времени жена поэта Г. Табидзе, была также расстреляна.

Великая Отечественная Война началась, когда Булату еще не было 18 лет, и он не подлежал призыву.

Тем не менее, он с приятелем постоянно приходил в военкомат с просьбой отправить их на фронт добровольцами.

Вскоре в военкомате сдались под их напором, и в 1942 г. им было выписано направление в 10-й минометный дивизион.

Военные годы

Перед отправкой на фронт Булат прошел 2-х месячные курсы на Закавказском фронте. Был определен минометчиком в кавалерийский полк 5-го казачьего корпуса.

Однако служил он не долго. Зимой 1942 г. был ранен под Моздоком и отправлен в госпиталь. Выздоровев, он решил не возвращаться в действующие войска.

Сначала проходил службу в Батуми в запасном стрелковом полку, после был радистом на Закавказском фронте.

По некоторой информации тогда он написал стихи для своей первой песни «Нам в холодных теплушках не спалось».

В 1944 г. Булат в звании гвардии рядового покидает армию по состоянию здоровья. После войны Булат в ускоренном режиме получает аттестат о среднем (полном) образовании.

В 1945 г. становится студентом филологического факультета Университета Тбилиси.

В университете все смотрели на него, как на фронтовика, героя войны. Он вызывал уважение и восхищение у своих сокурсников.

Деятельность поэта и литератора

Во время учебы (1946 г.) пишет свою вторую песню с логичным названием «Старинная студенческая песня».

После получения диплома переезжает в Калужскую область. Там Булат Окуджава начинает сотрудничество с газетой «Молодой ленинец».

В 1956 г. выходит его первый сборник стихов «Лирика».

В 1959 г. возвращается в столицу. С этого время он начинает представлять свои песни публике, и приобретает своих первых поклонников

В период с 1956 – 1967 г. Булат Окуджава пишет свои наиболее популярные песни – «Не бродяги, не пропойцы», «На Тверском бульваре», «Московский муравей» и другие.

В это же время развивается его деятельность как литератора. Его принимают во Всесоюзный Союз писателей, он активно участвует в деятельности литературной организации «Магистраль».

В 1962 г. устраивается редактором в издательство «Молодая гвардия», чуть позже возглавляет отдел поэзии в «Литературной газете».

Вскоре его песни начинают звучать с экрана телевизора. В 1970 г. выходит фильм «Белорусский вокзал», где впервые звучит песня, написанная Б. Окуджавой – «Нам нужна одна победа».

Песни на его стихи звучат в других довольно известных кинофильмах – «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка, Катюша».

Булат написал тексты песен более чем для полусотни фильмов.

Он был наравне с В.С. Высоцким, Ю. Визбором, А.А. Галичем. В 1967 г. он уезжает во Францию.

На парижской студии он записывает около 20 песен, которые лягут в основу его первой пластинки «Le Soldat en Papier». Выйдет она в 1968 г. также во Франции.

В это же время в Польше данные песни будут выпущены в исполнении польских певцов. Только композицию «Прощание с Польшей» исполнит сам Булат Окуджава.

Возвращение в столицу России приходится на начало 90-х годов. Булат поселяется в загородном доме.

Он выступает с концертами и в России, и за границей – Германии, США, Канаде и Израиле. Летом 1995 г. в ЮНЕСКО в Париже он дает свой последний концерт.

Кроме того, Булат Окуджава входил в редколлегию газеты «Вечерний клуб», состоял в совете учредителей таких изданий, как «Московские новости», «Общая газета».

Большинство его произведений были изданы на многочисленных языках, и выходили также на русском языке за границей.

Личная жизнь

Первый брак Булат Окуджава заключил в 23 года. Во время учебы в университете он познакомился с девушкой Галей, которая была немного младше его.

В 1947 г. они сыграли свадьбу, тем более, что к тому времени Булат уже снимал отдельное жилье в коммунальной квартире.

Булат Окуджава с сыном Игорем

По окончании учебы, молодые специалисты по распределению уезжают в Калугу, где устраиваются на работу в среднюю школу.

Вспоминать об этих годах, Булат не любит. Говорит, что жили они на окраине деревни, и дети его не любили, собственно, как и он не отвечал им взаимностью.

Однако именно здесь в семье появился первенец – Игорь.

Официально брак продлится до 1965 г, но уже в 1962 г. он встретит свою вторую супругу – Ольгу Арцимович.

С ней он уедет в Ленинград, где в 1964 г. она родит ему еще одного сына, названного в честь отца Булатом.