Как выделяются окончания. Что такое нулевое окончание в русском языке. Грамматические значения окончаний

Одна из особенностей русского языка – наличие окончаний в словах. Окончание - это часть слова, стоящая после корня и суффиксов. Изменение окончаний для логической связки слов в предложении соответствует правилам русского языка, нормы которого отвечают на вопрос о том, как определить окончание. На коротком примере предложения из трех слов при изменении окончания в двух из них четко виден изменившийся смысл: настоящее время стало прошедшим, единственное число – множественным: "Я читаю книгу" – "Я читала книги". Изменились окончания глагола и существительного, изменив само предложение.

Окончания глаголов: как их определить

Являясь одним из главных членов предложения, глагол может изменяться, «приноравливаясь» к остальным словам. И тут на первое место выходит понятие о том, как определить окончание глагола. Оно зависит от спряжения. В русском языке два спряжения: I и II. У глаголов I спряжения слова заканчиваются на -у, -ю, -ем, -ет, -ешь, -ут, -ют, -ете. Возьмем глагол «думать» и проспрягаем его: думаЮ, думаЕМ, думаЕТ, думаЕШЬ, думаЮТ, думаЕТЕ. И лишь 11 глаголов входят в исключение. Их просто надо запомнить, чтобы правильно определять окончания: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

Если у глаголов окончания -у, -ю, -ит, -ишь, -им, -ат, -ят, -ите, то они относятся ко II спряжению. Например, шучУ, шутИТ, шутИШЬ, шутИМ, шутЯТ, шутИТЕ. Определить окончание глагола легко, если окончание является ударным. В остальных случаях приходится глагол спрягать. Но не все глаголы соответствуют I и II спряжению. Есть и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть и брезжить. Окончания этих глаголов подходят как к I, так и ко II спряжению: бегУ – бежИШЬ – бежИТ, но бежИМ – бежИТЕ – бегУТ; хочУ – хочЕШЬ, но хотИМ – хотИТЕ – хотЯТ. Если глагол повелительного наклонения, окончание всегда как у II спряжения: -ИТЕ. Надо запомнить глаголы - класть – ездить – ехать: с окончаниями в повелительном наклонении они так выглядят: клади – положите – поезжайте.

Определение окончания у существительного

Зная склонения, можно ответить на вопрос о том, как определить окончание существительного. В именительном падеже окончание не вызывает большого сомнения. Затруднения могут возникнуть, когда для связки слов в предложении это существительное надо изменить в роде, числе и падеже, т. е. просклонять его. В принципе, склоняются существительные по правилам. Но, например, слово-существительное мужского рода в именительном падеже множественного числа может иметь не такое, как гласит правило 1 склонения, окончание: вместо «И» или «Ы» окончание будет «А» или «Я». Пример: лес - леса; адрес - адреса; тополь - тополя.

Есть группа слов, имеющих несколько вариантов окончаний во множественном числе именительного падежа. Как правило, это ставшие литературными слова-профессионализмы: можно писать и говорить «конструкторы и конструктора», «инструкторы и инструктора» и т. д. А в родительном падеже множественного числа некоторые существительные получают нулевое окончание, -ОВ, -ЕВ или -ЕЙ. Вот эти слова: валенок (от валенки), мандаринов (от мандарины), гвоздей (от гвозди).

Чтобы не ошибиться в том, как правильно определить окончания еще нескольких слов, нужно помнить, что они разносклоняемые и их надо просто запомнить. Все они – среднего рода с окончанием на –МЯ: бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя и племя. Эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа закачиваются на –И, а в творительном падеже у них окончание, как у существительных II склонения: -ЕМ.

Тема: Окончание

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык» 3 класс часть. Просвещение 2017

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 3

Цель: Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью; воспитание любви к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.

Задачи:

1.Познакомить с новой частью слова- окончанием.

2.Находить окончание слова, путём изменения его по числам.

3.Выявить значение окончания.

4.Находить нулевое окончание

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окон­чания.

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

III . Актуализация знаний

Словарный диктант.

Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, погода, понедельник, ракета, трактор.

IV . Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)

- Измените форму слова лиса. Выделите окончания в словах.

Сформулируйте тему урока

V . Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Упр. 148 (с. 82).

(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

Упр. 149 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словарными словами.

(Ужин- прием пищи, приуроченный к вечеру, в отличие от завтрака и обеда.)

(Обед-прием пищи в середине дня.)

Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

(В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называется нулевым.)

Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Ну­левое.)

- Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

Запомните написание этих слов.

VI . Физкультминутка.

- Если вы услышите слово с окончанием А, то приседаете, а если с другим окончанием, то хлопнете в ладоши. (леса, росу, лиса, осина, ветры, мамой, ворона)

VII . Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 150 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните на­писание слов с орфограммами.

Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это не­проверяемые орфограммы.)

Упр. 151 (с. 83).

Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

Как можно озаглавить этот текст?

Выполните письменное задание к упражнению.

Прочитайте текст.

Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных».

Что нового вы узнали о словах в русском языке?

Составьте предложение с любым из данных слов.

Какие части речи не имеют окончаний?

VIII . Рефлексия.

Карточки

Спиши, изменяя окончания слов, данных в скобках.

Над (цветы) около дома летали (пчела, шмель, стрекоза). Трепетали на солнышке крыльями (бабочка ).

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

IX . Подведение итогов урока.

Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание.

Инструкция

Если вы испытываете затруднения при выявлении окончания, изменяйте форму слова и выявляйте ту часть, которая изменяется. Это и будет окончание. Например, вам нужно выделить окончание у слова "стол". Попробуйте изменить его форму: "стола", "столу", " " и т.д. Обратите внимание, что изменение происходит сразу после корня. Можно сделать вывод, что окончанием у слова "стол" нулевое.

Нулевые окончания - это такие части слова, которые не выражены звуками. Как правило, они встречаются у существительных в форме именительного падежа мужского рода первого склонения или в третьем склонении.

Если вам необходимо определить личные окончания у глаголов, обратите внимание на то, к какому спряжению он относится. Так, в "читает" окончанием будет "ет", так как относится к первому спряжению.

Научитесь различать окончания глаголов повелительного и изъявительного наклонений. Звучание в них может быть одинаковым, а вот части слова разными. Обратите внимание на глагол "крикните". Он употребляется в повелительном наклонении. Измените форму и сможете увидеть, что в слове "крикни" окончанием будет "и". Значит в глаголе "крикните" - "те".

Обратите внимание на предложение "Когда крикнете, сообщите". В нем глагол "крикнете" употреблен в изъявительном наклонении. Если измените форму слова, то увидите, что окончанием будет "ете".

Определяя окончание у прилагательных или причастий, можно поставить вспомогательный вопрос или узнать падеж, род и число. Например, в прилагательном "сильным" окончанием является "ым", так как оно относится к мужскому роду, единственному числу, творительному падежу.

Если вы определяете падежное окончание у существительного, выясните, в каком падеже и склонении употребляется оно. У существительного " в деревне" окончанием будет "е", так как слово относится к первому склонению, предложному падежу.

Источники:

  • Что такое окончание как часть слова?

Слова можно разделить на меньшие значимые единицы – морфемы. В самостоятельных изменяемых словах выделяются основа («читая», «вечер», «кашне», «около») и окончание («дом-а», «красив-ый», «берег-у»), а в неизменяемых – только основа.

Инструкция

Основа – это часть изменяемого слова без окончания. Например, в слове «дерев-о» - «дерев-» будет основой, а «-о» - окончанием. «Дерево – дерева – дереву». В основе слова заключается его лексическое значение, которое приводится в толковых словарях. Основы бывают двух видов: производные и непроизводные. Производные могут включать в семя помимо корня суффиксы и приставки, а непроизводные состоят только из корня.

В грамматике есть понятие окончания. Оно «физически» отсутствует в изменяемом слове (в виде букв и звуков), но даже его отсутствие несет определенную информацию о форме слова и его грамматических значениях. Например: «глуп-ый – глуп» (краткая мужского рода единственного числа); «купил-а – купил» (прошедшее время глагола мужского рода единственного числа).

Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.

Как найти окончание

Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.

Изменение по числам

Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:

  • Ребенку нужно определить окончание в слове «брала». Изменим его число, а именно: они брали. Изменилась только последняя буква, следовательно, это и будет окончанием.
  • Слово «красивая» изменим на «красивые». Сразу становится видно, что окончанием является связка «ая».
  • В существительном «белка» легко найти окончание, изменив его на «белки».

Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.

Изменение по родам

Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.

  • В слове «взяла» пропадает окончание, когда мы ставим его в мужской род «взял».
  • «Изумительный» раскрывает окончание, меняясь на «изумительная».
  • «Построило» отбрасывает последнюю букву в слове «построил».

Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.


Используйте родительный падеж

Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.

  • Слово «дача» так и просится стать полностью корнем, но подставьте его в родительный падеж и буква «а» пропадет: нет чего? - нет дач.
  • Слово «хвоя» больше не кажется таким сложным для разбора: нет чего? - нет хвои.
  • «Синица» тоже лишается окончания, при постановке в родительный падеж: «синиц».

Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.


Как найти основу слова

Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.

  • В слове «Красивый» окончанием является «ый», значит основой будет «красив».
  • В слове «Дома» убираем окончание «а» и выделяем «дом».

Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.

Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.