Как сформулировать гипотезу в исследовательской работе. Гипотеза исследования: учимся формулировать по образцу

Гипотеза в дипломе задает направление исследования и определяет научную значимость работы. Формулировка предположения, требующего доказательств, занимает во введении не более абзаца, но вся ВКР пишется для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это допущение.

Что такое гипотеза диплома

Гипотеза в - это прогнозируемый результат исследования, научное предположение, которое надо проверить опытным путем или обосновать теоретически. Этой задаче подчинены отбор материала, ход изысканий и структура - обычно академического, реже прикладного характера.

Доказательством гипотезы в теоретических дипломных работах служат собранные для написания основной части факты, в практических - официально задокументированные результаты опытов, экспериментов, исследований, специально проведенные расчеты.

Все представленные сведения обобщаются в заключении диплома, на основании этого резюме делается вывод о состоятельности научного допущения: если оно подтверждается, то приобретает статус положения теории. Гипотеза в курсовой или ВКР может касаться объекта исследования в целом или его структуры, отдельных или общих свойств, связей между образующими его элементами.

Признаки правильной гипотезы

Корректная формулировка гипотезы не должна представлять собой очевидное утверждение или не вызывающий сомнений факт. В третьем веке до нашей эры высказывания Аристарха о том, что Земля вращается вокруг солнца, носили явно гипотетический характер. Теория о гелиоцентрическом устройстве мира все еще была бы великолепной гипотезой, даже если Копернику или Галилею в XVI-XVII столетиях пришлось бы писать диплом, но в XXI - это уже аксиома, неопровержимая истина, годящаяся для реферата третьеклашки по природоведению.

Атрибуты корректной гипотезы для диплома:

  • отсутствие в формулировке спорных или неуточненных понятий, которые сами могут послужить предметом исследования;
  • четкая соотнесенность с убедительными фактами;
  • возможность проверки имеющимися в науке теоретическими или эмпирическими методами;
  • связь с заявленной проблемой;
  • познавательная эффективность;
  • практическая полезность для разработки программы дальнейших исследований.
Основной критерий, которому должна соответствовать гипотеза диплома, - проверяемость.

Чтобы убедиться в том, что предположение удалось сформулировать верно, достаточно определить, надо его ли доказывать.

Как написать

Несмотря на то что гипотеза выдвигается во введении диплома, формулировать ее рациональнее только после того, как написана основная часть. На первом этапе исследования начисто это сделать невозможно хотя бы потому, что для начала надо тщательно изучить предмет, проанализировать источники и литературу, чтобы свободно ориентироваться в информационной базе, и только затем делать собственные прогнозы, касающиеся выявленной проблемы. Кроме того, если в дипломе предусмотрена практическая глава, то гипотеза предваряет эмпирические исследования, по результатам которых может потребоваться корректировка предварительного допущения, объекта, предмета, предмета или даже темы работы.

Гипотеза в курсовой работе или дипломе выдвигается после написания основной части.

Простой условный пример: кафедра предложила студенту рассмотреть непревзойденные диетические свойства бразильского ореха. В процессе подготовки выяснилось, что материала даже на не хватит, не то что на 65-страничную ВКР. Руководитель разрешил писать о кедровых орехах (изменился предмет). Изначальная гипотеза формулировалась так: они в три раза полезнее, чем импортируемые. Изучение лабораторных анализов показало, что пищевая ценность отечественных и экзотических продуктов абсолютно одинакова. Выход из создавшейся ситуации - перефразировать гипотезу, к примеру, следующим образом: кедровые орехи не менее полезны, чем заграничные. Если бы оказалось, что они недостаточно питательны или содержат мало микроэлементов, то пришлось бы менять тему на «заурядность диетических свойств кедровых орехов».

Схема этапов работы над гипотезой дипломной или курсовой работы

В формулировке гипотезы используются ключевые слова темы диплома или курсовой.

Недопустимо оперировать речевыми оборотами, подчеркивающими субъективность мнения: «я думаю, допускаю, считаю, полагаю…», «мне кажется…». Рекомендуемые клише: «следует ожидать…», «если… то…», «предполагается…».

Пример гипотезы в дипломной работе

Предполагается, что исследование конкретизирует особенности личностных профессиональных качеств преподавателя культурологии и выявит условия их формирования.

Следует ожидать, что в сфере консалтинга имеется ключевой пакет факторов успеха, благодаря целенаправленному задействованию которых возможно максимально эффективно сконцентрировать финансовые и технические ресурсы на приоритетных для компании направлениях с целью скорейшего завоевания лидирующих позиций на рынке.

Ожидается, что разработанный комплекс внешкольных мероприятий, основанный на формировании командного духа, послужит основой для повышения сплоченности классного коллектива.

Итак, гипотеза исследования в дипломной работе - это вероятный путь решения проблемы, требующий фундаментальной теоретической аргументации или практического подтверждения. Именно это предположение определяет научную значимость проведенной работы, так как способствует переходу от анализа фактов к новому знанию.

Дистанционный образовательный проект для учащихся 7-х-11-х классов «Лестница успехов». 2007 год

_____________________________________________________________________________


Гипотеза исследования. Методы исследования

Не бойся необычных идей и "сумасшедших" ответов!
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!

Установив необходимость проблемной ситуации для организации исследования и определения его (исследования) темы попробуем определиться с методами и приемами ее разрешения.

Нельзя разрешить проблему, не наметив пути ее разрешения. Мы можем найти пути решения проблемы, только, если допустим факт возможности или невозможности. То есть, для разрешения проблемы необходимо что-то предположить или допустить. Согласно, энциклопедическим данным, любым предположением или догадкой может выступать гипотеза. Следовательно, для того чтобы найти пути решения проблемной задачи, необходимо выдвинуть гипотезу.

Сначала попробуем разобраться, что такое гипотеза, какие гипотезы бывают, и какими характеристиками она должна обладать.

Гипотеза одновременно может быть научно-обоснованным предположением, совокупностью воздействий и системой мер по реализации задач исследования.

Приёмы построения гипотез различаются по форме, уровню, характеру, механизму формирования, логической структуре и функциональному назначению.


Форма

«если…, то…»

«если…, то…, так как...»



Уровень

Эмпирическое исследование

Теоретическое исследование



Характер

Модификационная

Революционизирующая



Механизм формирования

Простые: индуктивные или дедуктивные

Комплексные: индуктивно-дедуктивные



Логическая структура

Линейная (1 предположение)

Разветвлённая (возможные следствия)



Функциональное назначение

Объяснительная

Предсказательная

Смешанная

Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если..., то..., так как...". При этом выражение "так как", направленное на раскрытие сущности явления, построения причинно - следственных связей, применяется, как правило, для гипотез, соответствующих теоретическому уровню исследования.

Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического.

Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории.

Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое исследование, обобщающей и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между параметрами, подлежащими экспериментальному исследованию.

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.



По содержанию гипотезы делятся на:

  • гипотезы информационного характера

  • гипотезы инструментального характера.
Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...)

Переходя к формулировке многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования.

По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).


Механизм построения гипотезы

Простая гипотеза

Основа построения

Результат

Логическая цепочка

Индуктивная

Наблюдение факта или явления

Предсказание обобщения

От частного к общему

Дедуктивная

Анализ теоретического материала

Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности

От общего к частному

Кратко рассмотрим механизм построения индуктивной гипотезы. Он заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора - от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.

Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы-допущения. Ход мыслей экспериментатора - от абстрактного (общего) к конкретному.

Индуктивно-дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов - допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.

По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.

По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.


Главная характеристика гипотезы исследования

При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.

Как сформулировать гипотезу?

Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей). Назовём лишь некоторые из них. Это:

Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений.

Аналогия символическая - аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.

Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.

Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.

Попробуем разобрать проблемную ситуацию более конкретно. Попытаемся подойти к осмыслению объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.

Проблемная ситуация. Мне нравится не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье хранится очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не испортится?

Сформулируем некоторые возможные гипотезы. Попытаемся выдвинуть гипотезу, для чего воспользуемся несколькими приемами формулировки (построения) гипотезы из вышеуказанных.

Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.

Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.

Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье храниться дольше.

Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохранится.

Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.

Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?

Способы проверки гипотезы.


  1. на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,

  2. на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
Следующий этап работы - наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента.

Итак, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.

Методы исследования

Знания, не рожденные опытом,

матерью всякой достоверности,

бесплодны и полны ошибок .

Леонардо да Винчи

Метод - это совокупность способов и приемов развития научного знания. Методы исследования должны быть определены уже на этапе формирования гипотезы. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п. Следовательно, м етод - это инструмент , способствующий прогрессу в научном познании. Сформированность научных методов является показателем уровня развития той или иной научной дисциплины. При этом метод должен быть определен и заложен в гипотезу на уровне ee формирования.

Классификация методов исследования


Методы или комбинация используемых методов должны быть отобраны так, чтобы проверить возможность применения гипотезы, теории, модели для конкретной ситуации.

Выбранные методы исследования должны обеспечить:


  • достоверность - достаточность для объективной характеристики явления или объекта;

  • валидность - адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить экспериментатор
В свою очередь, исследователь должен:

  • полностью владеть информацией о переменных и исследуемых факторах, их возможной группировке;

  • выбрать метод исследования и владеть им;

  • изучить все возможные ошибки, возникающие вследствие объективных и субъективных причин.
Таким образом, важной проблемой выбора методов исследования является обоснованность выбора, что обеспечивает корректность самого метода. Методы должны соответствовать цели исследования, а выводы, сделанные в работе, соответствовать выбранным методам. Об этом не стоит забывать в самом начале планирования исследования. Следующий момент, обеспечивающий корректность метода – это его доступность возрастной группе юных исследователей. Под доступностью в данном случае, мы подразумеваем и наличие необходимого оборудования или источников информации, и сформированность у исследователей умений этим оборудованием пользоваться, а также понять текст из источника информации.

Далее, выбранные методы должны обеспечивать достаточность получения информации и обеспечить её (информации) достоверность. При использовании метода должны выполняться ВСЕ требования методики. Элементарный пример: школьники проводят изучение качества очистки питьевой воды с целью выявления соответствия её требованиям СанПиН. При этом выбраны методы качественного и количественного анализа водопроводной воды. На первый взгляд всё правильно. Однако местом отбора проб служат домашние краны, а состояние водопроводных сетей в домах, где живут ребята, значительно отличается друг от друга. И по факту, школьники проводят исследование состояния водопровода в каждом конкретном доме.

Иногда корректность выбранных методов исследования плавно переходит в гуманность. Одно дело исследовать отрицательное влияние, предположим, некоторой вредной среды на некоторые живые организмы и хладнокровно констатировать факт гибели данных живых организмов, и совсем другое дело создавать условия, ведущие к гибели организмов самому. Это неизбежно при проведении научных исследований, наука требует не меньших жертв, чем красота. Практически любое коллекционирование, к примеру, связано с гибелью живых организмов. Но встречаются работы, в которых данные методы не обоснованы поставленными задачами и их результаты запрограммированы элементарной логикой и вряд ли нуждаются в подобного рода подтверждениях.
Анализ и синтез (теоретические методы исследования)

К теоретическим методам исследования относятся анализ и синтез.


Если в качестве примера взять традиционные действия учителя на уроке, то при проведении анализа исследователь может расчленить их на отдельные компоненты и проанализировать их порознь. Но для исследователя описания отдельных действий учителя на уроке мало, он должен объединить эти действия и отметить, какие изменения происходят в действиях учащихся при изменении действий учителя. То есть провести синтез.

! Анализ и синтез тесно связаны между собой.

При анализе документальных материалов опять же различают два способа:


  • традиционный , классический, под которым понимается интерпретация исследователем информации, содержащейся в документальных материалах и выявление их сути;

  • качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа.
При проведении исследования важна ещё одна теоретическая процедура – СРАВНЕНИЕ. При сравнении исследователь должен прежде всего определить основу сравнения - критерий – признак, по которому данное сравнение проводится.

В исследованиях школьников нам придётся чаще всего иметь дело преимущественно с тремя видами сравнения:


  • сравнение явлений или объектов по одному признаку (например, сравнение скорости падения предметов разной площади, но одной массы);

  • сравнение однородных явлений или объектов по нескольким признакам (например, сравнение знаний и умений учащихся из контрольных и экспериментальных групп по скорости усвоения знаний, прочности усвоения знаний, умению творчески использовать знания);

  • сравнение различных этапов в развитии одного явления (например, сравнение жизненного цикла у растений одного вида в городе и в лесу весной, летом и осенью).
! Надеемся, что Вы уже обратили внимание, что теоретические методы исследования необходимы и для проведения практического (эмпирического исследования).
Наблюдение (эмпирические методы исследования)

Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация явлений и процессов.


  • Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме.

  • Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими науками, в том числе педагогикой, психологией, социологией, физиологией.
Сущность метода наблюдения состоит в том, чтобы…

  • наблюдать,

  • замечать все мелочи,

  • следить за осуществлением определенной деятельности,

  • следить за развитием ситуации,

  • систематизировать и группировать факты.
П

лановость проявляется в:

    • предварительном изучении материалов и анализе явлений,

    • в подготовке к проведению наблюдения,

    • а также в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения,

    • определяются формы записей и т. п.
! Эти моменты нельзя недооценивать. Если их игнорировать, то может непроизвольно измениться целенаправленность наблюдения, приняв случайный и поверхностный характер.

Систематичность предполагает последовательную работу, исключающую фрагментарность наблюдений, при которой может:


  • возникнуть искаженное представление об объекте,

  • переоценка несущественных показателей,

  • произойти недооценка важных показателей
Такая опасность появляется преимущественно при наблюдении за явлениями, подверженными постоянным изменениям. Только систематическое наблюдение позволяет получить объективную оценку об объекте или явлении.

Основные требования к методу наблюдений.


  1. Наблюдение должно иметь определенную цель.

  2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану.

  3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.

  4. Явления или объекты следует наблюдать в реальных естественных условиях (если наблюдение не является фазой эксперимента).

  5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми.

  6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки времени.

  7. Желательно, чтобы наблюдатель знал (предвидел), какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждал их.
Анализ материалов наблюдения.

Надежность информации при наблюдении во многом зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи. Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме

Опрос (эмпирические методы исследования)
Одним из самых распространенных в исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы.

Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого.

Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках, мотивах поведения, организационном климате и т. д.

Различают три разновидности опроса:


  • анкетирование - письменный заочный опрос;

  • интервью - устная беседа, очный опрос;

  • социометрический опрос.
Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.
Анкетирование (эмпирические методы исследования)
Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов (items).

Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.


При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:

1. Вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования

2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

3. Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов, в том числе уровню наименее подготовленных.

4. Не следует задавать слишком длинных вопросов.

5. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали респондентов к активному участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме.

6. Вопрос не должен внушать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально.

7. Должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае вопрос может внушить респонденту направленность ответа.


Вопросы (эмпирические методы исследования)

По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.

В первую группу входят вопросы о поведении и деятельности респондента, а также вопросы, касающиеся его жизненного пути. Ко второй группе относятся оценочно-отношенческие вопросы типа: «Как бы Вы оценили...? Как вы относитесь...?»

Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой.

Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы. Нередки случаи, когда респонденты отказываются давать или намеренно искажают свою оценку тех или иных событий, затрудняются отвечать на вопросы о мотивах своего поведения.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов - отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов - уточнить правдивость ответов на основные вопросы.

Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Выделяют три разновидности закрытых вопросов:

1) «да-нет»;

2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;

3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

Такой вопрос может выглядеть следующим образом:

Укажите, в каких ситуациях у вас возникали конфликты с другими работниками в течение двух последних месяцев:

1) при выполнении моей непосредственной работы;

2) при необходимости делиться своим опытом;

3) при необходимости получения помощи от других сотрудников;

4) при необходимости заменять отсутствующих сотрудников;

5) в других случаях (укажите, каких).

Выбор ответа из набора предложенных вариантов предполагает возможность возникновения организационных конфликтов в целом ряде названных ситуаций.

Для более компактного расположения вопросов в анкете

их можно представить в табличной форме, хотя нередко заполнение анкеты с вопросами-таблицами вызывает у некоторых людей затруднения.

Анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, количество вопросов в ней, следует руководствоваться целью исследования, предвидеть результаты анкетирования и их практическое использование. Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Вводная часть - это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия анонимности опроса, направления использования его результатов, правила заполнения анкеты.

В основной части анкеты содержатся вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондентов.

Последняя часть анкеты включает вопросы о социально-демографических и биографических данных опрашиваемого.


Интервьюирование (эмпирические методы исследования)

Интервьюирование наиболее часто применяется в случаях:


  • при составлении программы организационно-психологического исследования (если в поле исследования включена организация);

  • если в исследовании принимает участие очень небольшое число респондентов;

  • если мнение респондента особо важно (его мнение является мнением эксперта в данном вопросе).

Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида:


  • стандартизированное

  • нестандартизированное
Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов

Важно выбрать удобное время и место проведения анкетирования и интервьюирования.

Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса.

К ним можно отнести присутствие других лиц, дефицит времени и т. п. В этих случаях опрашиваемые могут высказывать не свое личное мнение, а прятать его за наиболее распространенным.

Важно также создать дружескую атмосферу опроса. Для этого следует использовать вступительное слово эксперта и своеобразный психологический «разогрев».


Социометрический опрос (эмпирические методы исследования)

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос.

Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений.

Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней.

Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карта (социокарта), которая заполняется каждым членом организационной группы.

Анализ социометрических карточек позволяет установить различные проявления межличностных отношений:


    • предрасположенность

    • предпочтение (положительный выбор)

    • отвержение

    • избегание (отрицательный выбор)

    • оставление без внимания

    • игнорирование

Литература
1. Александр Пентин. Учебное исследование и то, что им не является. http://www.lgo.ru/model10.htm

2. КлименюкА.В., Калита А.А., Бережная Э.П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. К., 1988. – 100с.-С.37

3. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г.

4. http://www.abitu.ru/researcher/development/ist_0003.html – А.В. Леонтович. Материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования.

4. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) 4-е издание, М, 2004, общая редакция Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского.

5. Алхимия проекта: Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel ® «Обучение для будущего», под редакцией Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского, М, 2004.

6. http://www.zarealie.nm.ru/u15.htm - пирамида Блума

7. http://www.iteach.ru/ сайт образовательной программы Intel " TeachtotheFuture".

8. Презентационные материалы методиста МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» г. Тольятти Тиссен Елены Гергардовны.

9. http://www.iteach.ru/metodika/buharkina Дидактический материал «Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта»», старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО к.п.н Бухаркина М.Ю., Москва 2003 г.


10. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/4.htm МЕТОД ПРОЕКТОВ

д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО


11.http://www.researcher.ru/methodics/home/a_xmi1t.html Теоретические, эмпирические и фантастические темы исследования в домашнем обучении. Савенков Александр Ильич «Теоретические» исследования
12. http://www.researcher.ru/teor/teor_0007.html Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Борзенко Владимир Игоревич – кандидат физико-математических наук, Обухов Алексей Сергеевич – кандидат психологических наук.

МОУ ДПОС «Центр медиаобразования», г. Тольятти

Web -сайт проекта «Лестница успехов»: http://www.mec.tgl.ru/ раздел «Дистанционные проекты»

e-mail: [email protected]

Структура работы: Введение……………………………………………………………………………………………..3 1. Обзор литературы 1.1…………………………………. 1.2. 1.3 2. Экспериментальная часть 2.1 2.2 3. Выводы 4. Список литературы 5. Приложения

Введение - это самый ответственный раздел проектной или исследовательской работы. Введение пишется ещё до выполнения работы.

В главе "Введение" необходимо сжато представить основные идеи работы!
Введение - первый раздел проекта, располагается на третьем листе после Оглавления. В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе.

Актуальность доказывает значимость, современность, нужность результатов проекта или исследования.
Цель – модель желаемого конечного результата проекта или исследования.
Задачи - постепенные шаги, которые приводят вас к поставленной цели.

Во Введении исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.

Во введении может быть отражено:

Актуальность темы исследования

Проблема, на решение которой направлено исследование

Объект и предмет исследования

Цель исследовательской работы

Задачи исследовательской работы

Гипотеза (предположение)

Методы исследования

Теоретическая или практическая значимость работы

Каждый из перечисленных выше пунктов Введения в исследовательский проект описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка.

Желательно выделить жирным, курсивным, подчеркнутым шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п.

Объем раздела Введение - обычно 1-1,5 страницы .

Подробнее о некоторых пунктах Введения - ниже.

Актуальность работы
При обосновании актуальности необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать .
Актуальность проблемы - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.
Исследовательская работа

Актуальность темы обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта ;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.
Творческий проект
Актуальность проекта – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Обоснование актуальности творческого проекта - это объяснение необходимости , нужности и полезности выполнения данного творческого проекта. Обоснование выбора творческого проекта повышает значимость проекта и предполагаемых результатов и дает возможность использования и применения на практике разработки данного проекта.

Актуальность или обоснование актуальности творческого проектаобязательно и включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов.

Проблема

Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке - противоречивая ситуация , выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Объект и предмет исследования (для исследовательских работ)

Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо . Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается ?

Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности , которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается ?

Цель работы

Цель исследовательской или проектной работы - это желаемый конечный результат , который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель описывается простыми словами и одним-двумя предложениями!

Схема составления цели

Исследовательской работы (проекта) Творческого проекта
1. Выберите одно из слов типа:
  • изучение,
  • исследование,
  • выяснение,
  • выявление,
  • определение,
  • анализ,
  • установление,
  • показ,
  • проверка,
  • привлечение к проблеме,
  • обоснование,
  • обобщение,
  • описание,
  • знакомство и др.
1. Выберите одно из слов типа:
  • изготовление,
  • разработка,
  • создание,
  • усовершенствование,
  • выполнение,
  • изучение способов,
  • выполнение,
  • рисование,
  • вышвание,
  • освоение ремесла и др.
2.Добавьте название предмета исследования 2. Добавьте название продукта проекта (изделия)
3. Добавьте одну из фраз типа: - в какой технике будет выполнено, из чего, какими средствами? - каково применение изделия? - для кого будет предназначено? - из чего изделие? - полезность изделия? - чему или кому посвящено изделие?

Задачи

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начала до конца.

Задачи творческого проекта - это все последовательные этапы организации и изготовления продукта с начала до конца.

Чтобы определить задачи работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели?»

Обычно задачи перечисляются и начинаются словами:

Исследование Творческий проект
  • выяснить,
  • изучить,
  • провести,
  • узнать,
  • проанализировать,
  • исследовать,
  • определить,
  • рассмотреть,
  • найти,
  • предложить,
  • выявить,
  • измерить,
  • сравнить,
  • показать,
  • собрать,
  • сделать,
  • составить,
  • обобщить,
  • описать,
  • установить,
  • разработать,
  • познакомиться и т.п
  • научиться,
  • разработать,
  • усовершенствовать,
  • ознакомиться,
  • освоить,
  • определить,
  • выбрать,
  • подобрать,
  • провести,
  • изучить,
  • развить,
  • соблюдать,
  • проанализировать,
  • закрепить... и т.п

Гипотеза (обязательна для исследовательской работы)

Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение , предположение или догадка . Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно . Гипотезу впоследствии илидоказывают , превращая её в установленный факт, или же опровергают , переводя в разряд ложных утверждений.

Памятка по работе над исследовательским проектом.

Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир, который завораживает, притягивает своими тайнами. Ты можешь постичь тайны этого мира, сделать для себя удивительные открытия. В этом поможет тебе исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Что такое исследовательский проект?

Исследовательский проект – это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определённой проблемы, осуществляется с помощью взрослых.

Что необходимо, чтобы написать исследовательский проект?

Для этого необходимо:

1.Выбрать тему для исследования .

Чтобы правильно выбрать тему для проекта, надо ответить на вопрос «Что мне интересно?»

2. Правильно сформулировать тему проекта .

Тема – начало научной работы ученика.

Для правильного формулирования темы, соблюдай ряд правил:

    тема исследования формулируется в виде одного назывного предложения;

    в теме отражаются объект и предмет исследования;

    в теме исследования может быть отражена проблема исследования;

    количество слов в теме от 5 – 12;

    в конце темы ставится точка.

3. Определить цель и задачи проекта.

Цель исследовательской работы – это конечный результат, который достигает исследователь.

Для формулировки цели исследования можно использовать шаблоны:

определить…;

составить….;

выявить...;

установить...;

обосновать...;

уточнить...;

разработать...

Задачи исследования – это путь (пути), ведущие к достижению цели. Они уточняют цель, описывают работу. Оптимальное количество задач 3 – 5.

4. Сформулировать гипотезу проекта.

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

Быть проверяемой;

Содержать предположение;

Быть логически непротиворечивой;

Соответствовать фактам.

Для формулировок гипотез можно использовать шаблоны

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если...

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Помни! Одно исследование – одна гипотеза.

5. Выбрать методы исследования.

Метод - это способ достижения цели.

При выполнении исследовательского проекта чаще используют эмпирические и теоретические методы.

Эмпирические методы познания:

наблюдение - целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент - изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);

сравнение - выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Теоретические методы познания:

анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

классификация - объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования - абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

моделирование - создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

идеализация - создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

дедукция - движение от общего к частному;

индукция - движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Внимание! Отбор методов совершается при обязательном руководстве педагога.

6. Определить предмет и объект исследования.

Объект – реально существующий организм, явление, какой – либо предмет.

Предмет исследования - особенности объекта, которые будут исследованы в работе.

Пример Объект – вода Предмет – химические качества воды

Объект – воздух Предмет – микрофлора воздуха

7. Составить план исследования.

План исследования включает все основные части.

8. Составить список необходимой литературы.

Список литературы составляется совместно с руководителем проекта.

9. Работа с информацией.

Работа с информацией проходит несколько этапов.

Для этого необходимо

А) подобрать по теме проекта необходимую литературу совместно с руководителем

Б) работа с литературными источниками

Отдельные высказывания, цитаты, цифровые данные должны иметь ссылки: автор, название произведения, издательство, год и место издания, страницы. Прежде чем приступить к работе над источником, необходимо в верхней части листа произвести его библиографическое описание, указать раздел плана по теме исследования, к которому относится выписка, а затем производить реферирование литературного источника.

В) систематизация и анализ, полученной информации из литературных источников.

10. Написать исследовательский проект, в соответствии с составленным планом и предъявляемыми требованиями.

формат бумаги – А 4;

цвет бумаги – белый;

цвет основного текста – черный;

цвет заголовков, выделений, схем, рисунков и т.д. – произвольный;

шрифт – Times New Roman размером 14 пт;

межстрочный интервал – одинарный;

поля: слева – 25 мм, справа – 15 мм, сверху – 15 мм, снизу – 15 мм;

выравнивание – по ширине страницы;

страницы должны быть пронумерованы.

11. Оформить проект в соответствии с требованиями

Титульный лист:

    наименование учебного учреждения

    тема проекта без кавычек

    под темой указать вид работы и название науки, в области которой проведено исследование

    сведение о научном руководителе.

Содержание.

Перечисляются разделы проекта.

Содержание можно оформить в виде нумерованного списка или просто название разделов. Обязательно указать номера страниц.

Помни, что номер страницы на титульном листе не ставится.

Введение.

актуальность

проблема

объект и предмет исследования

тема

цель и задачи исследования

гипотеза

методы

новизна и теоретическое основание.

Основная часть – основное содержание проекта.

В этой части подробно излагаются полученные результаты, которые иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.д.

Оформление таблиц . Таблица, занимающая не более 1/3 страницы, размещается прямо в тексте. Объёмные таблицы размещаются в Приложении, а в тексте указать ссылку на Приложение. Все таблицы имеют название и номер (если более одной; значок номера перед цифрой не ставится).

Оформление рисунков, графиков, диаграмм . Должны иметь название. Схемы, графики, диаграммы необходимо пронумеровать (схемы – отдельно, графики – отдельно, рисунки – отдельно).

При оформлении схем указываются условные обозначения и их расшифровка.

При оформлении графиков, диаграмм подписать название осей и указать цену деления каждой оси.

Материал проекта может быть иллюстрирован фотографиями . Их тоже необходимо пронумеровать и они должны иметь название. Если фотография не принадлежит автору проекта, то необходимо указать автора данной фотографии.

Весь наглядный материал располагается по ходу изложения теоретического материала. Если рисунки, графики, схемы, диаграммы объёмные, то их лучше поместить в конце исследовательской работы, в Приложении.

Заключение .

Подводим общие итоги работы.

Библиография.

Указываем источники информации. Они могут быть на русском и иностранном языках. Источники информации должны быть современными. В списке источники располагаем в алфавитном порядке, номеруются. В начале записываем книги, затем статьи, сайты и в конце списка – источники на иностранном языке.

В списке книг указываем автора, название книги, год издания, издательство, количество страниц. Если источником информации является журнал, то вначале пишем автора статьи, потом название статьи, название журнала, год издания, номер журнала и страницы, на которой расположена статья.

Приложение (не обязательная часть).

    Гипотеза - это предположения, которые надо доказать;

    Гипотеза - это метод развития научного знания;

    Гипотеза - это структурный элемент теории;

    Гипотеза – это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления.

В гипотезе необходимо показать «новообразования» в старом известном научном знании и практическом опыте решения изучаемой проблемы.

Гипотеза – это система различных высказываний, где каждый последующий элемент вытекает из предыдущего и доказывает, что только при сочетании данных условий может быть достигнут положительный результат в решении данной проблемы.

Формулировка гипотезы включает предложение, раскрывающее основной смысл темы исследования, затем высказывается утверждение, что при соблюдении определенных условий, факторов, обстоятельств, а, главное, при использовании конкретной системы средств можно достичь положительного результата в решении данной проблемы.

Например: проблема наркозависимости младших подростков будет успешно решена, если …

Будут созданы следующие условия …;

Например: При использовании следующей системы условий можно достичь положительного результата в решении проблемы подростковой преступности среди девушек, если:

Будут использоваться …;

В качестве примера формулировки задач и гипотезы см. приложение 2.

Разработка структуры исследовательской работы в соответствии с научным аппаратом

Структура исследовательской работы – это определение основных частей исследовательской работы (курсовой, выпускной, дипломной или диссертации), т.е. главы и параграфы, в которых исследователь представляет:

в первой главе - материал теоретического анализа исследуемой проблемы и анализ опыта решения данной проблемы в практической деятельности;

во второй главе – материал опытно-экспериментальной работы.

Каждая глава в своем содержании может включать отдельные части, т.е. разделяться на параграфы, но объединенные одной научной идеей.

Каждая глава и каждый параграф должны иметь собственное название, отражающее основное содержание, представленное в тексте, в соответствии с конкретным аспектом, разработанного научного аппарата.

В качестве примера разработки структуры и содержания исследовательской работы в соответствии с научным аппаратом см. приложение 3.

При определении структуры и содержания работы можно воспользоваться следующейсхемой :

Научный аппарат и его условные обозначения :

Объект А

Предмет Б

Цель В

Глава 1. (в названии главы можно использовать основные понятия и термины,

используемые в формулировке и названии объекта (А )

      (в названии используются термины первой задачи (Г )

      (в названии используются термины второй задачи (Д )

Глава 2.

(в названии используются термины и понятия формулировки предмета и цели (Б и В)

2.1. (в названии используются термины третьей задачи (Е)

2.2. (в названии используются термины четвертой задачи (Ж)

Итоговое задание 7. по первой части предмета

«Методы исследования в социальной работе»:

Используя теоретический и методический материал, а также приложения, примеры и схемы-образцы, выполнить следующие задания:

    Определить (выбрать) проблему исследования;

    Доказать актуальность проблемы исследования;

    Сформулировать тему исследовательской работы;

    Разработать научный аппарат;

    Определить структуру и содержание исследовательской работы.

Приложение 1.

Введение

Актуальность проблемы исследования . Социально – экономические реформы в России привели к снижению уровня жизни значительной части населения, изменили привычный уклад и нравственно – ценностные ориентации человека.Резкие переменыпривели …

(текст – краткий анализ социально-экономической или политической ситуации в России …)

Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в Рос­сии свыше …(текст с указанием источника )

Эти данные показывают, что для современной России решение проблемы … (свой самостоятельный вывод о значимости и необходимости решения данной проблемы)

Анализ эмпирических фактов показывает, что основными причинами …

Степень изученности проблемы в различных отраслях научного знания. Анализ научной литературы в области философии (социологии) показывает, что исследований, так или иначе связанных с проблемой …(проблемами …), проводилось и проводится достаточно много: исследуются…(указать, что конкретно и кем) (научные работы ф.и.о. …), изучаются … (исследования ф.и.о.) . В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются … (научные работы психологов ф.и.о….. педагогов… ф.и.о.).

Проблема (проблемы) … стали объектом внимания ученых …(перечислить …) специалистов, занимающихся изучением теоретических основ социально-педагогической работы в сфере …

Анализ Российского и международного опыта социальной работы в решении проблемы … показывает, что, несмотря на достаточное количество теоретических исследований в данной сфере, необходимо осуществлять целенаправленное изучение …, разрабатывать…

Тем более, что как показывает изучение опыта практической деятельности, социальные педагоги и специалисты социальной работы испытывают трудности проблемы … сложности … затруднения… в организации … при оказании помощи… в условиях … Поэтому, …

Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости теоретической разработки и практической апробации форм, методов и программ социальной профилактики …

Актуальность и недостаточная разработанность решения проблемы … определили выбор темы исследовательской работы : «____________________________».

Объект исследования –

Предмет исследования –

Цель исследования –

Задачи исследования:

4 - ….

Приложение 2.

Схема-образец

Объект исследования – ...

Предмет исследования – …

Цель исследования – …

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Изучить научную литературу и систематизировать научные знания о проблеме …

    Проанализировать и обобщить зарубежный и российский практический опыт социальной работы с … в решении проблемы …

    Разработать и апробировать систему диагностических методов, выявляющих основные проблемы .. . причины… особенности… склонности… характер…

    Разработать и реализовать программу (проект, систему средств, …) социальной (на примере использования средств художественно-творческой деятельности).

Гипотеза исследования : организация социальной профилактики.. … … …, будет более эффективной, если:

    в качестве теоретических основ … будут использоваться … …;

    будет проведена социальная, психологическая и педагогическая диагностика, позволяющая выявить особенности жизненной ситуации и возможности подростка самостоятельно и при помощи специалиста преодолеть конфликтную ситуацию;

    процесс социальной профилактики будет реализован в индивидуальной и групповой формах;

    в процессе социальной профилактики будут применяться … ….

Приложение 3.

Тема исследовательской работы : «Социальная профилактика насилия в подростковой среде».