История мировых религий. Конспект лекций. Мировые религии

Цель курса - дать слушателю общее представление о том, какие религии есть, каких нет, сколько у них последователей и где они живут и работают, во что верят (или не верят) эти люди, а также куда и с какой скоростью все это дело катится. Поговорим о глобальных проблемах, связанных с религией и религиозностью в XXI веке и понемногу о многих религиях мира - одним словом, попытаемся взглянуть на мир глазами религиозных людей.

Лекция предлагает краткое введение в современную религиозную ситуацию в мире. Как выглядит карта с точки зрения религиоведения? Какие религии лидируют по количеству последователей, какие страны наиболее, а какие - наименее религиозны? Каковы были последствия модернизации и какие концепты предлагают социологи для описания ситуации? Чем секулярное отличается от постсекулярного? Что такое религия «a la carte« и «рынок религий»? Какие проблемы сегодня лежат перед религиозными людьми разных вероисповеданий? Поговорим об этом и о многом другом, посмотрим на карту мира, таблицы и графики, выясним, кого же все-таки больше и какие изменения претерпевает религия и религиозность в XX и XXI веке.

На лекции мы попробуем поговорить о т.н. «ранних формах» т.н. «религиозного сознания» и выясним, какое отношение они имеют к нашей с вами повседневной жизни. Во что верили люди времен палеолита и неолита и во что сейчас верят представители неразвитых (в наших глазах) культур? Что такое анимизм, аниматизм, манизм, тотемизм? Может ли крокодил быть предком человека? Зачем меланезийцы в середине XX века делали деревянные самолеты, наушники, радиовышки и взлетно-посадочные полосы? В чем заключается проблема «минимума религии» и как ее решали и решают разные ученые? Является ли эволюционная теория религии столь же авторитетной сегодня, как и вчера? Зачем люди беседуют с системным блоком компьютера, о чем-то его просят и угрожают ему? Почему ураганы обычно называют женскими именами? Все это мы и обсудим.

На лекции мы поговорим о зороастризме - одной из самых древних религий мира, и об ее влиянии на иудаизм, христианство и ислам. Какой была религия индоиранцев до того, как пророк Заратуштра получил откровение? Кто такие Ахурамазда и Анграманью, Амешаспенту, язаты, фраваши? Почему зороастрийские жрецы ненавидели тараканов, мышей и крыс и сражались с ними, не щадя живота своего? Что такое «башни молчания»?

Какой была судьба зороастризма в Средние Века? Много ли осталось зороастрийцев и с какими вызовами им приходится сталкиваться в наши дни? Словом, разговор пойдет о зороастрийской космогонии и космологии, божествах, обрядах, праздниках, священных писаниях, а также об эволюции этой религии на протяжении веков.

На лекции мы поговорим об иудаизме, начиная с эпохи патриархов и заканчивая современностью. Откуда взялся народ «иври» и что заставило Авраама бросить все и пойти в Землю Обетованную? Являлась ли религия Моисея монотеизмом в строгом смысле слова? Был ли Храм Соломона единственным в своем роде и как был организован храмовый культ? Написал ли Моисей Пятикнижие и как складывался канон иудейского Писания? Как возникло пророческое движение и как иудаизм стал этической религией? Каким был иудаизм эпохи Второго Храма и как обеденный стол стал жертвенником? Как был написан Талмуд и как развивалась раввинистическая литература? Чем занимались и чему учили средневековые каббалисты? В каком виде иудаизм существует сейчас? Обо всем этом и пойдет речь.

На лекции мы начнем разговор о христианстве - мировой религии с наибольшим количеством последователей. Собирался ли сын мастерового из Галилеи основать новую религию и считал ли себя Сыном Божьим? Что нового привнес в христианство апостол Павел? Когда были написаны евангелия и как складывался канон Нового Завета? Что представляла собой раннехристианская церковь? Чему учили люди, которые называли себя гностиками? Каково было положение христиан в Римской Империи и за что их преследовали? Откуда взялась идея Троицы и сколько во Христе природ, ипостасей, энергий и воль? Кто такие несториане и монофизиты? Наконец, из-за чего произошел раскол между западной и восточной церквями? Обо всем этом мы и поговорим.

Лектор - Алексей Зыгмонт - религиовед, преподаватель.

Запись по телефону: +7 910 478 65 54 или на сайте http://punktum.ru/archives/14661 .

Дайте знать, что Вы придете

Разработан канд. экон. наук, доцентом

кафедры "Философия" Шеенко Л. В.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Лекция 1. Религия и общество. Эволюция и типология религий.

Лекция 2. Локальные религии.

Лекция 3. Мировые религии. Буддизм.

Лекция 4. Христианство.

Лекция 5. Ислам.

Лекция 6. Современная ситуация в мире и Украине в сфере религии.

ЛИТЕРАТУРА

    Академічне релігієзнавство. Підручник / За ред. А.Колодного. - До., 2000.

    Воецкая Т.В. В поисках истины. - Одесса, 1996.

    Воецкая Т.В. Буддизм: Методическое пособие. - Одесса, 2004.

    Воецкая Т.В. Нетрадиционные религии: Учебно-методическое пособие. - Одесса, 2006.

    Кислюк К.В., Кучер О.М. Релігієзнавство: Навч. посібник для студентів вузів/ Народ. укр. акад. - 3-є вид., перероб. і доп. - К., 2004.

    Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 т. - М., 1988.

    Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. - Мн., 1997.

    Основы религиоведения: Учебник/Под ред. Яблокова И.Н. - М., 1994.

    Релігіознавчий словник/Під ред. проф. Колодного А., Лобовика Б. - К., 1996.

    Релігієзнавство: Підручник/Під ред. Калініна Ю.А. - К., 2000.

    Релігієзнавство: Підручник/За ред. В.І.Лубського, В.І.Теремка. - К., 2000.

    Рибачук І.Ф. Релігієзнавство. - К., 1998.

    Шеенко Л.В. Даосизм и конфуцианство. Учебное пособие для студентов всех специальностей.  Одесса, 2007.

    Шеенко Л.В. Три ветви христианства. Учебное пособие для студентов всех специальностей. - Одесса, 2008.

    Шеенко Л.В. Религия как важнейшая сфера культуры человечества: Материалы к лекциям. Для студентов всех специальностей. - Одесса, 2001.

    Шеенко Л.В. Словарь основных терминов по Религиеведению. Выпуск 1. Общие понятия. - Одесса, 2003.

    Шеенко Л.В. Словарь основных терминов по Религиеведению. Выпуск 2. Иудаизм и христианство. - Одесса, 2004.

    Шеенко Л.В. Словарь основных терминов по Религиеведению. Выпуск 3. Религии Востока. - Одесса, 2006.

Лекция 1. Религия и общество. Эволюция и типология религий

План лекции:

    Актуальность, предмет и цель дисциплины "Религиеведение".

    Важнейшие понятия религиеведения.

    Роль и функции религии в жизни человека и общества.

    Структура системы религии.

    Уровни и типы религий.

Актуальность, предмет и цель дисциплины "Религиеведение"

Почти столетие религия в нашей стране была отделена от государства, что, кстати|к слову|, справедливо, принимая во внимани|ввиду|е ее многонациональный и поликонфессиональный характер. В то же время,|одновременно| религия оказалась отделенной и от официальной культуры в целом, и от образования, в частности. Однако незнание, непонимание духовного мира того, кто рядом с тобой, нередко становится|стает| причиной противостояния и недоверия, шовинистических настроений и открытой вражды.

Мир|свет| меняется... Сегодняшний мир|свет| - это не мир|свет| изоляции, а мир|свет| коммуникаций и интеграции. Теснее становится|стает| взаимодействие стран и народов. "Диалог культур" постепенно перерастает|перерастающий| в "симфонию " [гр. simphonia – созвучие ], когда каждая культура, имея собственную партию, вплетает свой голос в|до| общий ансамбль. Только поняв, чем именно живет твой сосед, что движет его действиями и поступками, какие у него ценности и цели, можно надеяться на терпимость и взаимопонимание, мир и согласие в общем жилище. Именно поэтому знание|познание| о жизни и культуре других народов, их представлениях и верованиях, понимание специфических особенностей разнообразных|многообразных| духовных исканий человечества, объективных закономерностей становления и развития представлений человека о мире|свете| и своем месте в нем является необходимым условием дальнейшего|последующего| процветания, а порой|подчас| и выживания человеческого сообщества.

Для ХІХ-ХХ столетий характерно вытеснение религиозной картины мира|света| в сознании|осмысленности,сознательности| людей научной. Секуляризация , то есть отчуждение общества от религии, которая, хотя и имела объективные предпосылки, но носила принудительный характер, привела к тому, что многие граждане, для которых религия была сдерживающим или направляющим фактором, потеряли моральные ориентиры. Бенджамин Франклин как-то сказал: "Если люди так слабы, имея религию, что же они будут делать, когда окажутся без нее" ?

Современный этап на рубеже тысячелетий характеризуется повышенным интересом, в том числе, со стороны науки, к|до| проблемам духовности, активизацией одной из важнейших сфер культуры - религии. Однако этот процесс имеет и сомнительные (с позиций духовности), а порой просто уродливые формы. Достаточно вспомнить трагедию людей, которые стали жертвами "Белого Братства" или "Аум Синрикё", драки между православными верующими Московского и Киевского патриархатов, аферы лидера "Посольства Божьего" Сандея Аделаджи в Киеве и т.п.

Эти проблемы предельно обостряются в обществах, которые переживают кризисные явления в экономике, политике, культуре, когда духовная незрелость, материальные, социальные, психологические трудности толкают человека на поиск духовной опоры. Сегодня, когда потеряны традиционные способы передачи от поколения к|до| поколению духовных ценностей и идеалов, как никогда важно суметь сориентироваться в предлагаемом культурой многообразии путей духовного развития, разобраться, как именно формируются религиозные представления и почему они имеют настолько стойкие формы, в чем секрет феномена веры и, наконец, ведет ли избранная нами дорога|путь| "к |до| храму "?. Именно поэтому введение|ввод| к|до| учебные программы высшей школы дисциплины "Религиеведение" представляется своевременным и крайне|очень| необходимым.

Социокультурным процессам в современной Украине присущи явления сакрализации [от лат. sacralis, sacrum - священное ] - подчинение разных|различных| сфер жизни общества, социальных институтов и отношений религиозному влиянию: возобновляются|восстанавливают| и строятся храмы и монастыри, функционируют воскресные духовные школы, модными стали венчания (даже среди неверующих) и освящение светских мероприятий|мер|, средства массовой информации становятся|стают| популяризаторами религиозных идей, политики тесно взаимодействуют с религиозным деятелями и учреждениями.

Мода на религиозность… Аморально, но факт!

Общей Декларацией прав человека и большинством Конституций мира|света| провозглашена|проголосил| свобода совести и вероисповедания, то есть право каждого не только верить или не верить у бога, но и выбирать, какую именно религию исповедовать. И это - тоже примета времени, шаг навстречу духовной свободе.

Мы постепенно приближаемся к|до| пониманию того, что и религия, и свободомыслие, даже в такой его крайней форме, как атеизм , являются двумя сторонами единого процесса культурного развития общества, которые вносят каждый свой вклад в духовное развитие человечества путем познания мира и себя самого. Еще великий греческий ученый и философ Пифагор предрекал, что человечество ожидает|ждущий| два страшных бича: материализм ученых и невежество священников. Понимая это, многие религиозные деятели все активнее используют достижения науки для укрепления авторитета своей религии, стремясь достичь ее соответствия современным культурным представлениям и сознанию|осмысленности| цивилизованного человека. А ученые исследуют феномен веры и чудотворные реликвии, изучают памятники мировой религиозной мысли|мнения|, выявляя|обнаруживает| соответствия между постулатами разных|различных| учений и новейшими достижениями научного мнения (такова, к примеру книга Нобелевского лауреата в области физики Ф.Капра "Дао физики").

"Религиеведение " - это не Закон Божий, не история и не философия, не научный атеизм. Задача богословия - донести до верующего основы|основание| учения, любой ценой|по любой цене| обосновывая преимущества своей религии перед другими; историк заботится о более точном отражении фактов и событий, исследует динамику зарождения, развития и взаимодействия религий; философия стремится осмыслить феномен веры и механизм религиозного сознания|осмысленности,сознательности|, ищет закономерности развития разных религий.

Религиеведение - комплексная идеологически нейтральная научная дисциплина, которая изучает религию как социальное явление во всей совокупности ее проявлений, ее мировоззренческую, социальную и культурообразующую роль, свойственный только религии способ мировосприятия . Ведать на санскрите - знать . Религиоведение - это синтез всех наших знаний о религии.

Таким образом, предметом изучения "Религиоведения" является религия .

Цель учебной дисциплины: дать студенту представление о сущности религии как социального и культурного феномена, ее месте и роли в жизни общества и каждого из его членов, ознакомить с различными формами религий, которые сложились на протяжении |в течение| человеческой истории .

Важнейшие понятия религиеведения

Каждая религия основывается на убеждении в существовании чего-то или кого-то Высшего, Сверхъестественного|сверхприродного,сверхестественного|, Первоосновы|начала| (Бога, сонма божеств, Абсолюта и т.п.) и|и| его влиянии на жизнь человека и человечества, а также способности человека к общению, взаимодействию, единению с|с| этим Высшим .

    Слово "религия "происходит от глагола religare - букв. воссоединять [от лат. ligare - соединять + re - частичка, указывающая на возобновление, повторность действия]. Таким образом, религия - это воссоединение, воссоздание потерянной связи человека с Высшим (Богом). Хотя чаще слово religiо переводят как благочестие, набожность .

Существует целый ряд|ряд| опр|вереница|еделений религии|общественного|. Диапазон их достаточно|достаточно| широк: от представления о религии как "переживании |переживания| священного" |и|(философ И.Бах ) до "универсального невроза навязчивости в форме за |до| щиты от чувства |ощущения| внутренней неуверенности и |и| страха" (З.Фрейд) .

Атеистический словарь определяет религию как "одну из форм общественного сознания |осмысленности,сознательности| , отображения действительности в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях, важнейшим главным признаком которой является вера в сверхъестественное". Религия, соответственно марксизму, имеет преходящий характер, и рано или поздно должна отмереть (Атеистический словарь/Под общ. ред. М.П.Новикова. - М., 1986..

Таким образом|итак|, религия - один из самых давних способов самопознания и самосознания человека, в основе |основании| которого |какого| лежит механизм веры . В своих конкретно-исторических формах, которые сложились в культуре того или иного общества (племени, нации, государства), религия появляется как система взглядов, действий, отношений, которые отражают сокровенные представления членов этого общества о мире |свете| и месте человека в этом мире, отношении человека с Высшим . При этом, практически|практично| каждая религия настаивает на истинности предлагаемого именно ею пути к|до| единению с Высшим.

    Движущей|двигательной| силой любой|какой-нибудь| религии является вера . Не разобравшись с тем, что такое вера, сложно понять феномен религии, тем более, что для многих религия и вера являются едва ли не синонимами.

Вопрос "что такое вера "? давно волнует человека. Как рождается настолько сильное чувство, не подвластное доводам ума, которое нередко оказывается|проявляется| более могучей|мощной| силой, чем любовь, дружба, страх?

Вера - это убежденность человека в достоверности чего-нибудь, что не может быть (по крайней мере, на данном этапе) проверено эмпирически - с помощью |посредством| органов чувств - или путем логики и доказательств . Есть вера в себя, вера ученого в истинность своей еще не доказанной гипотезы, есть, наконец, вера религиозная.

Религиозная вера - это убежденность в существовании некоего Высшего, Сверхъестественного |сверхприродного,сверхестественного| , Которое определяет и направляет бытие человека в этом мире, и с которым может быть установленная связь .

Таким образом, религиозная вера является одной из форм веры как таковой. Но из-за свойственной ей яркой эмоциональной окраски и предоставления чувства порядка и защищенности, религиозная вера занимает особенное место в жизни человека и общества. Нередко религиозная вера воспринимается как высшее в жизни человека, рассматривается как главная|головная| цель человеческого бытия. Так, протестантское христианское направление кальвинизм именно веру считает|думает| единственным|единым|!!! условием спасения. Не добрые|хорошие| дела, не раскаяние в своих грехах, а вера, и только вера - вот гарант божьей благосклонности!

    На основе религиозной веры формируется особенная форма мировоззрения|миросозерцания| - религиозные верования , которые являются формой проявления религиозной культуры народа.

    Религиозные верования основываются на догматах - утверждениях, которые признаются верующими как неизменная |неизменяемая| богооткровенная истина, которая должна быть воспринята без критики, сомнений и доказательств , например, догмат о троичной природе христианского Бога - Троицы.

Из|с| самых главных догматов, которые раскрывают суть |сущность| вероучения той или иной религии, складывается|состоит| Символ веры . Например: Никео-константинопольский Символ Веры в христианстве, принятый на I-м Никейском и II-м Константинопольском Вселенских соборах в IV ст. и состоящий из 12 членов (параграфов); в буддизме - 4 Благородных Истины; в исламе - Акыда из|с| 6 догматов; в иудаизме|юдаизме| - 5 догматов.

    Религиозной вере противостоит атеизм - безбожие [от гр. theos - бог + a - частичка отрицания] - идеология, в основе|основании| которой|какой| лежит отрицание|возражение| существования бога и связанное с этим отрицание|возражение| религии.

    Конфессия или вероисповедание определяет принадлежность к определенной религиозной организации (религии или отдельному ее течению).

    Для установления связи с Высшим человечество изобретало разнообразные|многообразные| способы, действия, средства, сооружения. Местом присутствия богов (бога) на земле считается храм - обобщающий термин для обозначения культовых зданий и|и| сооружений, в которых|сооружений| проводятся|окаймлять| религиозные обряды и ри|выторачивать,оправлять|туалы, предназначенные для поклонения и общения людей с богами (богом). В каждой конфессии |и||имеется| свой тип храма: в христианстве - церковь |костел||Германии|; в буддизме - ступа , пагода и т.п.

В некоторых религиях присутствие бога возможно только в одном священном месте, поэтому и храм может быть только один: в иудаизме - храм Соломона или Иерусалимский храм , в исламе - Кааба в Мекке. В таком случае, остальные сооружения для проведения коллективных обрядов и ритуалов считаются не храмами, а молитвенными домами - мечеть в исламе, синагога в иудаизме.

      Основателей|учредителя| наиболее значимых религий называют Великими Духовными Учителями человечества. Духовные Учителя - это исторические и мифологические лица|личность,особа|, которые|какие| оказали значительное влияние на духовную жизнь народов, передали людям бесценные философские, этические, религиозные учения, утвердили основные принципы духовной и социальной жизни: в христианстве - Иисус Христос; в иудаизме|юдаизме| - Моисей|Мойсей|; в исламе - Мухаммед; в буддизме - Сиддхартха Гаутама, известный нам как Будда; в даосизме - Лао-цзы; в конфуцианстве - Конфуций; в зороастризме - Зороастр (Заратуштра; в джайнизме - Джина Махавира и др.

Роль и функции религии в жизни человека и общества

Религия - один из основных факторов социокультурной истории . Без религии человек, возможно, не стал бы|б| человеком

На протяжении тысячелетий религия выступала как самая значительная составляющая культуры, которая оказывала непосредственное влияние на состояние |стан| и развитие других сфер жизнедеятельности общества, формирование мировоззрения |миросозерцания| , была важнейшей |головной| воспитательной, социализирующей и контролирующей силой . На базе религии развивались политика и экономика, образование и искусство, быт|обиход| и гигиена, мораль и нравственность - все находилось под влиянием и неусыпным вниманием религии.

Даже наука, которая традиционно рассматривается как альтернатива религии, долгое время развивалась исключительно в рамках религиозных институтов. Так, в Древнем Египте главными|головными| хранителями знаний|познания|, недосягаемых для большинства людей, были жрецы , которые|какие| сочетали|совмещают| в себе функции священнослужителей, чиновников, государственных деятелей, ученых, летописцев и т.п.; в средневековой Европе официальная наука существовала преимущественно в монастырях, а первые высшие учебные заведения - университеты готовили богословов.

Религиозные реформы нередко превращались в общекультурные реформы , которые изменяли|меняют| весь ход развития государств и народов. Религиозная реформа фараона Эхнатона , заменившего многочисленный|несчетный| египетский пантеон культом единственного|единого| бога солнца Атона, дала толчок |до| развитию новой этики и эстетики, изменила|сменила| отношения между людьми и человека с окружающим миром. Другой пример|приклад|: после официального признания императором Константином христианства была создана новая столица Римской империи - Константинополь. Впоследствии этот город, теперь уже как столица Византии, стал религиозным и культурным центром всего православного мира. То же можно сказать об историческом акте Крещения Руси князем Владимиром , в результате|вследствие| которого|какого| Русь обрела письменность и науку, каменное строительство, изобразительное искусство. Создание Мухаммедом новой религии - ислама стало отправным|отправочным| пунктом развития неповторимой мусульманской культуры, которая|какая| не имеет разделения|раздела| на религиозную и светскую составляющие|складу|.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ|обществ| и|и| государств разное: одни живут по строгим законам рел|строгим|игии (например, большинство исламских стран); другие предоставляют своим гражданам полную|полную| свободу в вопросах веры и|и| вообще не вмешиваются в религиозную сферу (большинство современных развитых государств), третьи жестко ограничивают деятельность религиозных институтов, вплоть до запрета (современный Китай). Даже в одной и|и| той же стране на протяжении непродолжительного времен|в течение|и (как это случилось с Россией-СССР-постсоветск|произошло|ими государствами) отношения к|из| религии может изменяться.

Религии могут объединять или|меняться| разъединять людей; вдохновлять на творческий труд и подвиги |внушать,воодушевлять|или призывать|призывать| к пассивности и бездеятельности, непротивлению|до| обстоятельствам; способствовать повышению уровня образованности и|распространению| развитию искусства или |и|ограничивать какие-то сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки, искусства и т.п.|налагать|| Таким образом, значение и роль религии всегда следует рассматривать |рассматривать| конкретно в определенном обществе |обществе| и |и| в заданный период .

При этом, религии присущи некоторые|некие| универсальные функции , которые|какие| она выполняет|исполняет| в любом |каком-нибудь| обществе, в любую |какую-нибудь| эпоху .

Главная|головная| задача, которую|какую| должна решать|разрешать| любая|какая-нибудь| религия, - преобразование, совершенствование самого человека, одухотворение его животной, биологической сущности. В этом заключается ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСКАЯ функция религии. На решение этой задачи направлены следующие функции:

    мировоззренческая , которая формирует определенную систему мировосприятия, т.е. совокупность принципов, взглядов, идеалов и убеждений, представлений о возникновении и устройстве мира, месте человека в мире, его связи с Высшим и смысле жизни, характерные именно для данной религии;

    аксиологическая или ценностная, которая формирует систему духовных и иных ценностей, идеалов и эталонов. Человек, который опирается на определены религиозные идеалы и ценности, внутренне перерождается, ориентирует свою жизнь согласно им;

    воспитательная , задача которой|какой| - передача от поколения к|до| поколению накопленных обществом культурных образцов, навыков и умений с целью формирования качеств, которые провозглашены|проголосил| данной религией как эталонные, идеальные. Кроме того, религия предоставляет людям утешение|утеху|, надежду, служит духовной опорой - не случайно люди нередко обращаются к религии именно в сложные моменты своей жизни;

    |утіха| нормативно-регулятивная - п|какой|утем формирования системы морально-этических требований|востребования| (в|в, около||в, около| виде нор|возле|м принципо|возле|в, правил, запретов, заповедей, законов, табу) регулируются и контролируются деятельность и поступки человека, отношения в обществе и между сообществами. Религ|возле|ия помогает укреплению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов общественной жизни, поскольку является консервативнее любого другой общественного института.|какого-нибудь| Стремясь к сохранению фундаментальных основ, стабильности и спокойс|сбережению,сохранности|твию, именно религия чаще всего исполняет стабилизирующую роль в обществе;

    в ходе социокультурного развития создаются множество форм объединений людей по тому или иному признаку, в том числе, по религиозному, вырабатываются|выделывают,вырабатывают| определенные способы взаимодействия между членами социума, которые принадлежат к тому или иному религиозному сообществу, а также между разными религиозными сообществами. Эти задачи решают социализирующая и коммуникативная функции;

    социоинтегративная или просто интегративная функция направлена на сближение и объединение разных |различных| сообществ в ходе культурно-исторического процесса, способствует|содействует| формированию наций, созданию и укреплению государств. Так, едва ли не главной|головной| целью принятия христианства для князя Владимира было единение и укрепление Киевской Руси. В современном мире примером|прикладом| могут служить такие религиозные объединения, как Всемирный союз буддистов, национально-культурная интеграция христиан определенной конфессии или мусульман всего мира|света| и т.п.

Однако данный процесс протекает параллельно с обратным процессом социальной дезинтеграции , когда религия становится|стает| фактором разъединения, противостояния народов, наций, социальных групп, причиной религиозных войн. Проявлением этого процесса является также внутриконфессиональная дифференциация, т.е. дробление религий на течения, направления, секты (примером служит раскол христианства в 1054 и 1517 годах или раскол Русской православной Церкви в независимой Украине). Религиозный экстремизм, к сожалению, остается источником|истоком,родником| социального напряжения и в XXІ веке|столетии|;

    креативная функция - религия не только вдохновляет|внушает,воодушевляет| многих творцов и деятелей культуры на создание выдающихся памятников культуры и искусства, но и сохраняет|бережет| бесценное культурное наследие. Так, средневековые монастыри хранили|берегут| и изучали письменное наследие Античности и арабского мира|света|. Само слово "культура" происходит от понятия "культ " [лат. поклонение , почитание ]. Не менее важна роль и светского искусства, однако в определенные времена именно культовые (религиозные) памятники становились|стают| визитной карточкой эпохи. Таким образом, религия осуществляет|свершает,совершает| в обществе творческую культурную функцию .

Надо, однако, признать, что в истории немало примеров|приклада| разрушительной деятельности религиозных организаций, которые уничтожали не только памятники чужой конфессии или другой эпохи, но и собственных художников за свободомыслие или отказ следовать религиозным канонам.

Структура системы религии

Религия является сложнейшей системой , структура которой|какой| включает такие составляющие:

    вероучение;

    религиозное сознание|осмысленность|;

    религиозный культ;

    религиозные институты (организации).

Вероучение (учение о том, во что следует верить) - это основа|основание|, идейно-теоретическая база любой|какой-нибудь| религии, которая включает систему представлений о Высшем и связи человека с Ним .

Возможны разные|различные| пути формирования вероучения: когда основы|основание| учения складываются|состоят| постепенно, существуя и трансформируясь в течение|на протяжении| длительного времени в устной традиции - синтоизм, брахманизм; или когда Духовный Учитель (Моисей|Мойсей|, Будда, Христос, Мухаммед) излагают более-менее целостную|цельную| мировоззренческую систему, которая фиксируется их учениками, соратниками в виде Священных Писаний; возможно также, что абсолютно|сполна||вполне,целиком| светск|вполне|ие рассуждения, взгляды и деятельность конкретной исторической личности, например, китайского государственного чиновника Конфуция, сакрализуются его последователями в форме религиозного учения.

Любое вероучение включает:

    картину мира|света| (мифологическую, религиозную), которая дает представление о возникновении и устройстве мироздания;

    описание Высшего , которому|какому| поклоняются последователи данной религии - Бога, богов, духов, Абсолюта и т.п.;

    систему норм и правил ;

    систему ценностей и духовно-моральных идеалов ;

    рассказы об|некоих| исторических и мифологических событиях , жизнеописания Учителя, пророков, святых и т.п.

Кратко суть|сущность| вероучения может быть изложена|выложил| в виде догматов, объединенных в Символ веры .

религиозное сознание|осмысленность,сознательность| является специфической формой познания и освоения мира, основанной на вере в сверхъестественное . Это - одна из самых древних форм самосознания и самопознания человеком своей сущности и своего места в мире через соотношение себя с Высшим.

Религиозное сознание|осмысленность| включает:

    религиозную веру ;

    религиозное мировоззрение |миросозерцание|;

    психологию верующего - религиозные чувства, направление мыслей, способ переживания, специфические черты характера|мнения|;

    религиозную идеологию - систему идей, взглядов и представлений, созданных определенными социальными группами, и основанных на том или ином вероучении.

Специфические особенности религиозного сознания той или иной религии становятся решающим фактором при формирования религиозных отношений , как внутрикофессиональных, так и межконфессиональных. Так, миролюбивый, толерантный характер индуизма способствует мирному сосуществованию сотен религий и религиозных течений в Индии.

Религиозный культ является практической |практичной| реализацией отношений человека, общества с Высшим посредством выработанных в рамках данной религии способов и средств поклонения. Именно культовая деятельность наиболее наглядно|предметный| демонстрирует специфические особенности данной религии или конфессии.

К|до| религиозному культу относятся:

    культовые действия : обряды, ритуалы, молитвы, жертвоприношения, таинства, богослужения|священнослужение|, посты, паломничество, праздники и т.п.;

    культовая предметная среда - средства, с помощью|посредством| которых|каких| осуществляются культовые действия: здания и сооружения (храмы, святилища, алтари и пр.), талисманы, реликвии, произведения|сочинение| искусства (иконы, статуи|изваяния|, музыкальные произведения)|сочинение|, утварь, ритуальная одежда и еда, мощи и пр.;

    религиозная литература ;

    символы (крест в христианстве, звезда Давида в иудаизме и пр.).

Религиозные институты - это организации, сообщества и социальные институты, которые объединяют|совмещают| последователей той или иной религии для осуществления религиозной деятельности и решения определенных задач. К|до| ним относятся:

    общины, церкви (крупнейшие объединения верующих, например Православная Церковь), секты (отделившиеся от основной организации);

    институты священнослужителей (жрецы, духовенство - священники, диаконы) и монашества;

    духовные учебные заведения;

    общественные религиозные организации и союзы;

    государства (например, католическое государство Ватикан или арабское государство – халифат).

Кроме того, важную роль в процессе функционирования религии играет внекультовая религиозная деятельность , включающая образовательную, общественно-политическую, миссионерскую и др. виды деятельности.

Уровни и типы религий

Сегодня в мире сосуществует огромное количество религиозных конфессий, течений и сект. Наиболее значимыми и распространенными среди них являются: христианство (2 млрд. последователей), ислам (1,3 млрд.), буддизм (700-800 млн.), индуизм (около|порядка| 800 млн.), иудаизм|юдаизма|, конфуцианство и даосизм (Китай), синто или синтоизм (Япония).

Религия в своем историческом развитии прошла определенные ступени - уровни , которые характеризуют развитость|развитой| сознания|осмысленности,сознательности| верующих, - от наивных религиозных верований первобытного человека до веры в единого для всего человечества Бога.

1. На самых ранних этапах развития человеческого общества это были ранние религиозные верования или проторелигии :

    тотемизм ,основанный на вере в родство членов рода, племени с тотемом (животным, растением, которое считается их родоначальником);

    фетишизм , основанный на вере в сверхъестественную|сверхприродную,сверхестественную| силу предметов-фетишей (талисманов, амулетов, костей, камней и т.п.;

    анимизм , основанный на вере в наличие у человека, животных, растений души, в существование бестелесных сущностей - духов;

    магия - вера в сверхъестественные|сверхприродные,сверхестественные| возможности человека влиять на явления природы, людей, потусторонние силы и т.п.

Ранним религиозным верованиям присущ зооморфизм - придание божествам черт животных, в отличие от более позднего антропоморфизма - наделение божества чертами и свойствами человека.

Эти верования проявляются в формах идолопоклонства, колдовства (знахарства), заупокойного культа и культа предков, шаманизма (общения с духами) и др. Их характеризуют отсутствие института профессиональных служителей культа, магическая обрядность, синкретизм. (Более подробно речь о проторелигиях пойдет в следующей лекции).

2. Более высоким уровнем развития религий является политеизм - многобожие [от гр. poly - много + theos - бог ] или язычество . К политеистическим религиям относятся религии Древнего Мира Др. Египта, Др. Греции и Рима, славянское язычество и т.д., индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм. Всем им присущи отражение в религиозных представлениях и культе этнических и общекультурных особенностей социума; сложная специфическая обрядовость; наличие института служителей культа - жрецов.

3. Наиболее развитым уровнем религий является монотеизм [от гр. monos - один + theos - бог] - вера в единственного|единого| бога. К|до| монотеистическим религиям относятся: иудаизм |юдаизм| , христианство и ислам .

Все религии мира|света| можно разделить на несколько типов , в зависимости от локализации, численности последователей и степени развитости|развитой|:

1. Родоплеменные религии, которые локализованы в пределах одного племени, племенного союза, находящихся на низкой ступени социокультурного развития.

2. Национальные или этнические религии, последователями которых|каких| являются представители одного народа, нации, страны, и национально-государственные - т.е. такие, которые имеют официальный статус в том или иной государстве и ограничены рамками этого государства: иудаизм (религия еврейского народа)|юдаизм|, индуизм (Индия), конфуцианство и даосизм (Китай), синтоизм (Япония) и др.;

3. мировые религии, т.е. религии, которые имеют межнациональный|междунациональный|, межгосударственный характер. Таких религий три: буддизм, христианство, ислам.

Особое место в современном религиозном мире|свете| занимают нетрадиционные религии и модернизированные культы, которые нередко опираются на достижения науки, техники, психологии, и чаще всего имеют эклектический характер: Церковь Саентологии, Университет Трансцендентальной медитации Махариши, "космические" и "уфологические" культы и т.п.

Они также имеют собственную классификацию: неохристианские , основывающиеся на Библии и учении Христа, неоориенталистские , взявшие за основу восточные учения и культы, неоязыческие и др., речь о которых пойдет в последней лекции.

Подобьем итог. Современный взгляд на религию требует рассматривать ее, с одной стороны, как универсальный социокультурный феномен - одну из важнейших сфер человеческой культуры, присущую всем обществам и всем эпохам, в основе|основании| которой|какой| лежит особая форма общественного сознания|осмысленности,сознательности|, базирующаяся на вере в сверхъестественное.

В то же время,|одновременно| религия представлена в конкретно-исторических формах, сформировавшихся на определенном этапе в культуре того или иного общества - племени, народа, государства, и имеющих собственную систему взглядов, культовых действий, отношений, которые отражающих самые сокровенные представления членов этого общества об отношениях человека с Высшим: христианство, ислам и т.д.

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, – результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти – с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра – с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке «суе» – «напрасно, без пользы, попусту») – примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог – многобожие.

2. Проблема возникновения религии

Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами.

1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и описывается в Библии, должен был быть сотворен Богом в результате акта создания. Религия зародилась потому, что есть Бог и человек, который может воспринимать Бога. Приверженцы этой точки зрения считают, что если бы Бога не существовало, то не было бы и такого понятия в разуме человека. В таком случае делаем вывод, что религия существует исконно.

2. Религия – продукт формирования человеческого сознания, т. е. человек сам сотворил (придумал) Бога или богов, тем самым стараясь понять и объяснить окружающий его мир. Сначала древние люди не имели богов, т. е. были атеистами, но вместе с зарождением искусства, зачатков наук, языка у них стали формироваться и религиозные взгляды. Со временем они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого суждения является теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции.

Благодаря наличию разных точек зрения о происхождении религии, этот вопрос до сих пор остается открытым и вызывает множество споров.

На земле существует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству сторонников. Безошибочно подсчитать все религии мира, как и численность их последователей, весьма трудно. Тогда рождается вопрос: почему религий такое большое количество? Ответ вполне ясен: люди неодинаковы, они существуют в непохожих условиях в разных частях Земли, по-своему воспринимают окружающую действительность. Так же различны и их суждения о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как возводить храмы (и строить ли их вообще). Но, осваивая курс «Религии мира», вы поймете и то, что многие догматы разных вероисповеданий, содержание мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у различных народов, живущих в удаленных концах света, могут быть в чем-то очень схожи.

3. Структура религии

Точно и конкретно сформулировать понятие «религия» невозможно. В науке таких определений большое количество. Они в большей степени обусловливаются мировоззрением тех ученых, которые их строят. Если задать вопрос любому человеку, что такое вера, то во многих случаях он ответит: «Вера в Бога». Буквальное значение термина «религия» – связывание, запрягание, вторичное обращение (к чему-либо). Быть может, что сначала это выражение значило привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Попробуем выделить основные элементы религии.

1. Изначальной основой любой религии является вера. Верующим может быть как человек просвещенный, много знающий, так и не обладающий никаким образованием. По отношению к вере и тот и другой будут равны. Вера, исходящая от сердца, намного ценнее для религии, чем идущая от здравого смысла и логики! Полагаясь в первую очередь на религиозные чувства, настроения, эмоции, вера насыщается смыслом, питается от священных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Большую роль в этом смысле представляет общение людей, потому что знание о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет вылиться в четкие образы и систему, если человек существует в отдалении от сообщества себе подобных. Но настоящая вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может возникать бессознательно, интуитивно, из восприятия мира. Вера всегда пребывает с человеком, но в результате общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Создается образ Бога или богов, которые имеют конкретные имена, названия и атрибуты (свойства), и появляется возможность общения с Ним или с ними, устанавливается истинность Божественных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства. Вера всегда была и остается главнейшим качеством человеческого сознания, важнейшим методом и критерием духовной жизни людей.

2. Вместе с простой чувственной верой может быть и более упорядоченное, намеренно разрабатываемое для данной религии собрание принципов, идей, понятий, т. е. ее учение. Учение может быть о богах или Боге, о соотношениях Бога и мира, Бога и человека, о нормах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т. п. Основатели религиозного учения – специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают неповторимыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, принимать некую высшую информацию, недоступную другим людям. Религиозное вероучение выстраивается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может употребляться полный синоним слова «теология» – богословие. Если религиозные философы интересуются наиболее общими вопросами образования и функционирования Божьего мира, то богословы описывают и обосновывают конкретные мнения данного вероучения, изучают и объясняют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет разделы (например, нравственное богословие).

С. Ф. Панкин

История мировых религий. Конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры

1. Классификация религий

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, – результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти – с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра – с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке «суе» – «напрасно, без пользы, попусту») – примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог – многобожие.

2. Проблема возникновения религии

Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами.

1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и описывается в Библии, должен был быть сотворен Богом в результате акта создания. Религия зародилась потому, что есть Бог и человек, который может воспринимать Бога. Приверженцы этой точки зрения считают, что если бы Бога не существовало, то не было бы и такого понятия в разуме человека. В таком случае делаем вывод, что религия существует исконно.

2. Религия – продукт формирования человеческого сознания, т. е. человек сам сотворил (придумал) Бога или богов, тем самым стараясь понять и объяснить окружающий его мир. Сначала древние люди не имели богов, т. е. были атеистами, но вместе с зарождением искусства, зачатков наук, языка у них стали формироваться и религиозные взгляды. Со временем они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого суждения является теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции.

Благодаря наличию разных точек зрения о происхождении религии, этот вопрос до сих пор остается открытым и вызывает множество споров.

На земле существует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству сторонников. Безошибочно подсчитать все религии мира, как и численность их последователей, весьма трудно. Тогда рождается вопрос: почему религий такое большое количество? Ответ вполне ясен: люди неодинаковы, они существуют в непохожих условиях в разных частях Земли, по-своему воспринимают окружающую действительность. Так же различны и их суждения о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как возводить храмы (и строить ли их вообще). Но, осваивая курс «Религии мира», вы поймете и то, что многие догматы разных вероисповеданий, содержание мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у различных народов, живущих в удаленных концах света, могут быть в чем-то очень схожи.

3. Структура религии

Точно и конкретно сформулировать понятие «религия» невозможно. В науке таких определений большое количество. Они в большей степени обусловливаются мировоззрением тех ученых, которые их строят. Если задать вопрос любому человеку, что такое вера, то во многих случаях он ответит: «Вера в Бога». Буквальное значение термина «религия» – связывание, запрягание, вторичное обращение (к чему-либо). Быть может, что сначала это выражение значило привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Попробуем выделить основные элементы религии.

1. Изначальной основой любой религии является вера. Верующим может быть как человек просвещенный, много знающий, так и не обладающий никаким образованием. По отношению к вере и тот и другой будут равны. Вера, исходящая от сердца, намного ценнее для религии, чем идущая от здравого смысла и логики! Полагаясь в первую очередь на религиозные чувства, настроения, эмоции, вера насыщается смыслом, питается от священных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Большую роль в этом смысле представляет общение людей, потому что знание о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет вылиться в четкие образы и систему, если человек существует в отдалении от сообщества себе подобных. Но настоящая вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может возникать бессознательно, интуитивно, из восприятия мира. Вера всегда пребывает с человеком, но в результате общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Создается образ Бога или богов, которые имеют конкретные имена, названия и атрибуты (свойства), и появляется возможность общения с Ним или с ними, устанавливается истинность Божественных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства. Вера всегда была и остается главнейшим качеством человеческого сознания, важнейшим методом и критерием духовной жизни людей.

2. Вместе с простой чувственной верой может быть и более упорядоченное, намеренно разрабатываемое для данной религии собрание принципов, идей, понятий, т. е. ее учение. Учение может быть о богах или Боге, о соотношениях Бога и мира, Бога и человека, о нормах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т. п. Основатели религиозного учения – специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают неповторимыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, принимать некую высшую информацию, недоступную другим людям. Религиозное вероучение выстраивается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может употребляться полный синоним слова «теология» – богословие. Если религиозные философы интересуются наиболее общими вопросами образования и функционирования Божьего мира, то богословы описывают и обосновывают конкретные мнения данного вероучения, изучают и объясняют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет разделы (например, нравственное богословие).

Цель курса — дать слушателю общее представление о том, какие религии есть, каких нет, сколько у них последователей и где они живут и работают, во что верят (или не верят) эти люди, а также куда и с какой скоростью все это дело катится. Поговорим о глобальных проблемах, связанных с религией и религиозностью в XXI веке и понемногу о многих религиях мира — одним словом, попытаемся взглянуть на мир глазами религиозных людей.

  1. Религия вчера и сегодня

Лекция предлагает краткое введение в современную религиозную ситуацию в мире. Как выглядит карта с точки зрения религиоведения? Какие религии лидируют по количеству последователей, какие страны наиболее, а какие — наименее религиозны? Каковы были последствия модернизации и какие концепты предлагают социологи для описания ситуации? Чем секулярное отличается от постсекулярного? Что такое религия « a la carte « и «рынок религий»? Какие проблемы сегодня лежат перед религиозными людьми разных вероисповеданий? Поговорим об этом и о многом другом, посмотрим на карту мира, таблицы и графики, выясним, кого же все-таки больше и какие изменения претерпевает религия и религиозность в XX и XXI веке.

  1. «Ранние формы религиозного сознания» как конструктор

На лекции мы попробуем поговорить о т.н. «ранних формах» т.н. «религиозного сознания» и выясним, какое отношение они имеют к нашей с вами повседневной жизни. Во что верили люди времен палеолита и неолита и во что сейчас верят представители неразвитых (в наших глазах) культур? Что такое анимизм, аниматизм, манизм, тотемизм? Может ли крокодил быть предком человека? Зачем меланезийцы в середине XX века делали деревянные самолеты, наушники, радиовышки и взлетно-посадочные полосы? В чем заключается проблема «минимума религии» и как ее решали и решают разные ученые? Является ли эволюционная теория религии столь же авторитетной сегодня, как и вчера? Зачем люди беседуют с системным блоком компьютера, о чем-то его просят и угрожают ему? Почему ураганы обычно называют женскими именами? Все это мы и обсудим.

  1. Зороастризм: незнакомый знакомец

На лекции мы поговорим о зороастризме — одной из самых древних религий мира, и об ее влиянии на иудаизм, христианство и ислам. Какой была религия индоиранцев до того, как пророк Заратуштра получил откровение? Кто такие Ахурамазда и Анграманью, Амешаспенту, язаты, фраваши? Почему зороастрийские жрецы ненавидели тараканов, мышей и крыс и сражались с ними, не щадя живота своего? Что такое «башни молчания»?

Какой была судьба зороастризма в Средние Века? Много ли осталось зороастрийцев и с какими вызовами им приходится сталкиваться в наши дни? Словом, разговор пойдет о зороастрийской космогонии и космологии, божествах, обрядах, праздниках, священных писаниях, а также об эволюции этой религии на протяжении веков.

  1. Иудаизм: история их бедствий

На лекции мы поговорим об иудаизме, начиная с эпохи патриархов и заканчивая современностью. Откуда взялся народ «иври» и что заставило Авраама бросить все и пойти в Землю Обетованную? Являлась ли религия Моисея монотеизмом в строгом смысле слова? Был ли Храм Соломона единственным в своем роде и как был организован храмовый культ? Написал ли Моисей Пятикнижие и как складывался канон иудейского Писания? Как возникло пророческое движение и как иудаизм стал этической религией? Каким был иудаизм эпохи Второго Храма и как обеденный стол стал жертвенником? Как был написан Талмуд и как развивалась раввинистическая литература? Чем занимались и чему учили средневековые каббалисты? В каком виде иудаизм существует сейчас? Обо всем этом и пойдет речь.

  1. Христианство от Иисуса из Назарета до Великой схизмы

На лекции мы начнем разговор о христианстве — мировой религии с наибольшим количеством последователей. Собирался ли сын мастерового из Галилеи основать новую религию и считал ли себя Сыном Божьим? Что нового привнес в христианство апостол Павел? Когда были написаны евангелия и как складывался канон Нового Завета? Что представляла собой раннехристианская церковь? Чему учили люди, которые называли себя гностиками ? Каково было положение христиан в Римской Империи и за что их преследовали? Откуда взялась идея Троицы и сколько во Христе природ, ипостасей, энергий и воль? Кто такие несториане и монофизиты? Наконец, из-за чего произошел раскол между западной и восточной церквями? Обо всем этом мы и поговорим.

Лектор — Алексей Зыгмонт — религиовед, преподаватель