"Черный четверг" во Франции: как парижане добираются на работу. Забастовки во Франции: причины их возникновения и их последствия

Трудящиеся требуют вернуть сферу железнодорожных перевозок государству.

Причины и ход забастовки

Акция протеста началась 2 апреля и сразу охватила всю территорию страны. По данным администрации Национальной железнодорожной компании Франции SNCF и профсоюзов, в первых двух днях забастовки приняли участие 77% машинистов при поддержке более половины контролеров, техников, ремонтников и служащих офисов компании. В итоге было отменено 88% сверхскоростных экспрессов TGV, такое же количество междугородних поездов и 70% региональных электропоездов сети TER. На трассы не вышли до четверти поездов Eurostar, циркулирующих между Парижем и Лондоном, а также Брюсселем.

По информации руководства SNCF, каждый день забастовки обходится, в среднем, в 20 млн евро. Забастовка железнодорожников также привела к крупным потерям для туристической индустрии Франции, масштаб которых еще только предстоит оценить.

Железнодорожники ворвались в главный офис SNCF и устроили там митинг

По информации товарища из Коммунистической партии Франции Андрэ Бриана, в забастовке принимает участие три из четырёх профсоюзов трудящихся железных дорог. Тип забастовки необычен: железнодорожники останавливают работу на 2 дня, следующие 3 дня работают. Это позволяет ограничить финансовые последствия для трудящихся, вовлечь в забастовку всех членов профсоюзов (забастовщики не будут каждый раз одними и теми же) и протестовать длительное время. Благодаря выбранной тактике движение не проходит незамеченным: например, туристические фирмы и железнодорожные компании других стран вынуждены учитывать фактор протеста в свой деятельности, не говоря уже о самих французах.

Возможность для трудящихся отклонять реформы в парламенте ограничена. Правительство навязывает их «Постановлениями» (Ordonnances). Кроме того, большинство депутатов поддерживают правительство. Поэтому забастовки неизбежны, считает Андрэ Бриан.

Реформа касается сектора железнодорожного транспорта и уставов трудящихся железных дорог. Правительство планирует акционировать национальное государственное общество железных дорог.

«В случае проведения реформы французские железные дороги будут служить инструментом получения финансовой выгоды. Полезность для общества отойдёт на второй план. Правительство также планирует установить конкуренцию, разрешив использовать железнодорожный транспорт и другим предприятиям. Одновременно с этим проектом предполагается ликвидировать благоприятный статус трудящихся железных дорог, полученный ими после войны за активную революционную борьбу против нацистов»

Андрэ Бриан

Для справки. В 1997 года SNCF была разделена на две компании: SNCF Réseau, которая управляет дорогами, и SNCF Mobilités, отвечающая за поезда.

Для конкуренции открыты грузовые перевозки (с 2003 года — международные, а с 2006 года — внутрифранцузские). SNCF с тех пор потеряла 40% рынка.

С 2009 года частично открылся рынок для международных пассажирских перевозчиков. Но воспользовалась этим пока только компания Thello, которая в 2011 году запустила поезда из Франции в Италию.

План забастовки в июне

После проведения реформы монополию отменят для региональных электричек. Процесс начнется в 2019 году и завершится только к 2033 году.

С декабря 2020 года государство планирует открывать рынок скоростных перевозок TGV.

Высокий статус французских железнодорожников

Железнодорожники во Франции сейчас пользуются массой преимуществ. В частности, при поступлении на работу с ними заключается пожизненный рабочий контракт, согласно которому сотрудника SNCF можно уволить только за совершение служебной ошибки. Кроме того, работники имеют высокое социальное обеспечение и пенсию (в ряде случаев они имеют право досрочного выхода на пенсию). К тому же они и члены их семей пользуются правом бесплатного проезда в поездах. Средняя зарплата в компании выше, чем в целом по Франции — 3090 евро против 2912 евро. Национальная компания железных дорог Франции SNCF — государственный монополист в сфере железнодорожных перевозок. В компании работают около 150 тысяч человек, подвижной состав SNCF — 700 поездов. Длина сети железных дорог — 30 тысяч километров.

Митинг железнодорожников перед штаб-квартирой SNCF

О важнейшем значении для страны железных дорог, объединённых в единую сеть в 1938 году, говорил исполнительный директор Национальной железнодорожной компании Франции SNCF Гийом Пепи (Guillaume Pepy) в интервью “Financial Times” в августе 2015 года.

«...железная дорога построила Францию. До появления железной дороги Франция не была единой» , — заявил он.

Нужно отметить, что по заявленным планам правительства перемены должны коснуться лишь вновь нанятых работников, но профсоюзы считают, что это общая проблема.

Два года назад, несмотря на сопротивление трудящихся, правительству удалось протащить реформу Трудового кодекса. Суть реформы состояла в том, чтобы подчинить всю работу законам неолиберализма: установить во всех секторах экономики и общества конкуренцию и частную инициативу. Трудящиеся уверены, что это никак не способствует прогрессивным изменениям в обществе, а способствует лишь увеличению доходов капиталистов и возрастанию цен.

Правительство Франции стремится разрушить существующее устройство предприятия, изменив трудовые отношения в сторону ухудшения положения работников, лишив трудящихся всех средств защиты; стремится отменить государственную монополию на железнодорожном транспорте, как это было сделано ранее в сфере коммуникаций, газовой и энергетической сферах. Эти структуры и отношения были созданы после Второй мировой войны, когда во Франции и в мире социалистические идеи имели благоприятную почву для распространения, а Коммунистическая партия пользовалась поддержкой четверти населения страны. Это соотношение сил резко изменилось приблизительно 40 лет тому назад, когда неолиберальные идеи резко набрали популярность, а коммунистическое влияние регрессировало. Стоит отметить, что неолиберальная экономическая политика (приватизация) начала проводиться правительствами «социалистической» партии.

Секторы: энергетический, коммуникаций и транспорта — это секторы с сильными прогрессивными профсоюзами. Навязывание неолиберальных реформ позволит разрушить структуру этих последних бастионов рабочего, профсоюзного движения. Поэтому, уверены трудящиеся, нынешняя борьба имеет большое значение для них. Нельзя допустить проигрыша в этой борьбе. В 2009 году неудачей окончилась борьба относительно пенсий, а в 2017-м — относительно изменений в Трудовом кодексе Франции. С учётом этого профсоюзы избрали стратегию, сводящую, по их мнению, к минимуму вероятность нового поражения.

При этом неолиберальные реформы во всех сферах сопровождались массовыми увольнениями сотрудников. Например, в 2006 году из компании France Telecom , приватизированной в 2004 году, было уволено около 20 тыс сотрудников, в результате чего среди её работников произошёл всплеск суицидов.

«Мы живем в такое время, когда капитал неолиберальными догмами повсеместно навязывает обществу откат от цивилизации. Капиталисты хотят максимально сократить участие государства в экономике, заменив его "частной инициативой". Они атакуют систему здравоохранения, образования, университеты, транспорт, сокращают зарплаты и пенсии. А в это время побочные доходы капиталистов умножаются. Кризис был для них превосходным поводом для навязывания политики, благоприятной для плутократов» , — комментирует ситуацию Андрэ Бриан.

«Реакционные "реформы" не изобретены правительством Франции: они навязаны Евросоюзом, который следит и контролирует страны-члены ЕС. Клан, который руководит этим союзом, управляет с помощью неолиберальных догм, и ее цель состоит в том, чтобы навязать их везде» , — подытоживает он.

Опыт Германии

Следует отметить, что сторонники реформы в качестве основного аргумента используют то, что Национальная железнодорожная компания Франции SNCF имеет долг в 54,4 млрд евро, причём этот долг начал копиться сразу после основания компании в 1937 году, с момента первых инвестиций в развитие железных дорог.

В качестве причины называются требования общеевропейских директив к приватизации железных дорог «для повышения конкурентноспособности ».

Сторонники реформы ссылаются на опыт немецкого государственного железнодорожного оператора Deutsche Bahn, который был основан в 1993 году в результате слияния железнодорожных компаний ФРГ и ГДР. Согласно отчётам министерства транспорта Германии, в 1997 году железным дорогам требовалось 300 миллиардов евро субсидий в течение десяти лет. Но спустя 20 лет, в 2017 году, Deutsche Bahn показывает 2,2 миллиарда евро прибыли при обороте в 41 миллиард евро.

Однако, сторонники приватизации умалчивают о том, что немецкое государство не только открыло рынок железнодорожных перевозок для конкуренции, но и фактически провело политику приватизации прибыли и национализации убытков , переложив часть расходов на регионы, в частности то, что касается инфраструктуры и местного транспорта, связывающего железнодорожные станции с ближайшими населенными пунктами. Кроме того, штат компании был сокращён с 350 тысяч до 220 тысяч, из которых самих железнодорожных работников осталось только 40 тысяч на 40 тысяч километров железных дорог.

Именно этим объясняются постоянные задержки и проблемы с трафиком, которыми «славится» Deutsche Bahn. Газета Libération приводит в пример недавний торжественный запуск нового скоростного поезда по маршруту Берлин-Мюнхен, который должен был сократить время в пути с шести до четырех часов. В результате даже первый торжественный поезд с почетными гостями сумел опоздать на два часа.

Во Франции же новые скоростные поезда, запущенные в прошлом году между Бордо и Парижем, проходят то же расстояние в 600 км всего за два часа. А, например, те же самые, что и у DB, скоростные поезда производства Siemens, курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом, проходят еще большее расстояние в 700 км за 3,5 часа.

Все это дополняется еще более дорогими, чем у SNCF, билетами, что делает поезда DB практически недоступными для некоторых категорий населения.

Французская газета Le Monde пишет, что немецкому государству по-прежнему периодически приходится оказывать железнодорожникам финансовую помощь.

Опыт других европейских стран

В Италии в 2000 году была создана организация для поддержки частных перевозчиков. Рынок высокоскоростных поездов стал конкурентным, после чего цены на билеты понизились. Но региональные линии остаются недофинансированными, и, как пишет Le Monde, именно на этих линиях чаще всего случаются аварии.

В Великобритании железнодорожные перевозки были приватизированы после 25 лет дебатов, однако поезда по-прежнему медленные, переполненные и дорогие. Le Monde приводит данные опроса, согласно которым 75% британцев хотели бы, чтобы железные дороги были вновь национализированы.

В Швеции процесс либерализации длился с 1988 по 2010 год. Сейчас в стране существует около 50 транспортных операторов, которые не могут изменять контракты железнодорожников. Цены стали ниже, поездов стало больше, но вложения в инфраструктуру существенно сократились, в результате чего она разрушается.

Промежуточные итоги забастовки

По планам профсоюзов акция протеста должна продлиться до 28 июня. Французское правительство, судя по всему, идти на уступки не собирается. 7 июня Сенат одобрил реформу, а президент Эммануэль Макрон пообещал довести её до конца. В свою очередь, сотрудники SNCF заявляют, что забастовка может продлиться до осени.

От редакции : Мы выражаем солидарность с работниками железнодорожной кампании SNCF в их борьбе за свои права и желаем им одержать победу. Редакция Рабочего Университета продолжит следить за событиями и по мере появлние чего-то интересного будем публиковать новые материалы. Мы выражаем благодарность нашему товарищу Андрэ Бриану за предосталенные комментарии и информацию.

Во Франции продолжаются мощные забастовки, из-за которых страна столкнулась с дефицитом бензина и транспортными проблемами, под угрозой проведения Евро-2016

На родине революций жгут шины, блокируют нефтеперерабатывающие заводы и останавливают транспортное сообщение. Президент Франсуа Олланд, который и так уже заслужил звание самого непопулярного президента Пятой Республики, столкнулся с мощнейшим протестом с тех пор, как пришел к власти в 2012 году.

Какова главная причина протестов?

Участники протестов требуют, чтобы правительство отказалось от планов изменить трудовое законодательство. Ключевые пункты, которые не устраивают демонстрантов — упрощение процедуры увольнения, повышение пенсионного возраста, разрешение корректировать 35-часовую рабочую неделю.

Протесты во многих местах перешли в насилие. В Париже 18 мая сожгли машину полиции. Также нередко протестующие забрасывают стражей порядка подручными средствами, жгут шины, а полиция отвечает слезоточивым газом и дубинками. Несколько особо агрессивных участников протестов задержаны.

Во Франции все время протесты. Сейчас все то же самое, или есть разница?

Действительно, много вопросов французы привыкли решать уличными акциями. Протесты против трудового законодательства длятся уже несколько месяцев. Но в последние две недели они заметно радикализировались.

Возмущение протестующих вызвало решение премьер-министра протолкнуть реформу без голосования в парламенте. Конституция это позволяет. Кроме того, профсоюзные лидеры надеются, что правительство будет более сговорчивым перед угрозой срыва Евро-2016.

Предыдущие протесты, организованные профсоюзами, не приводили к желаемому результату.

В 2010 году они не помешали правительству повысить пенсионный возраст на два года. В 2014 году — провести реорганизацию железной дороги. Количество членов профсоюзов и соответственно их влияние во Франции неуклонно падают.

Если лидеры не покажут сейчас, что способны побеждать, их популярность упадет еще ниже.

Почему правительство взялось за реформу?

Главный аргумент инициаторов реформы — изменения в трудовом кодексе в пользу работодателей приведут в конечном итоге к падению уровня безработицы. Он уже три года превышает 10% .

В пример приводят Германию, где после аналогичной реформы в середине 2000-х годов уровень безработицы снизился с 10-11% до 4,5%. В Испании и Италии, которые также пошли путем либерализации правил для рабочих, уровень безработицы сократился.

В чем заключается реформа?

Французский Трудовой кодекс — это том на 4000 страниц. Как пишет Bloomberg , он контролирует все, от длительности перерывов на посещение туалета до размера окон в офисах.

В 2000 году предыдущее правительство социалистов ввело 35-часовую рабочую неделю, и это еще больше усложнило правила для работодателей.

В предложенном в феврале 2016 года законопроекте правительство предлагает оставить 35-часовую неделю, но как средний показатель. Компаниям предоставляется возможность договариваться с местными профсоюзами о более продолжительной или короткой рабочей неделе. Он не должен превышать 46 часов.

Меняются жесткие правила увольнения. Правительство надеется, что это поощрит работодателей активнее нанимать работников, потому что они будут знать, что уволить в случае необходимости их теперь можно не за несколько лет, а значительно быстрее и проще.

Также компании-работодатели получат больше возможностей для снижения зарплат. В частности, снижается порог минимальной зарплаты.

Также работодателям предоставят более широкие возможности обсуждать отпуска, в частности те, что для свадьбы, по уходу за ребенком и в случае беременности.

Масштаб протестов?

Из-за забастовки нефтяников из восьми нефтеперерабатывающих заводов Франции шесть или закрыты, или сильно сократили объемы производства. Участники протестов также заблокировали порты Марселя и Гавра.

Как следствие на заправках уменьшилось количество топлива и некоторые из них вообще закрылись. Полиция разблокировала некоторые нефтеперерабатывающие заводы и масштабного кризиса удалось избежать, но топлива все равно не хватает.

Также бастуют работники общественного транспорта. В ночь с 31 мая на 1 июня начинается забастовка железнодорожников.

Наполовину сократится количество скоростных международных поездов TGV, которыми управляет государственная компания. Количество местных поездов сократится на 60%. С 31 мая начинает бастовать парижское метро.

Также не выйти на работу собираются пилоты Air France. Они не довольны "чрезмерным снижением себестоимости", что отражается на условиях оплаты труда и социальных пакетах.

С пятницы по воскресенье собираются бастовать французские диспетчеры.

Кто организатор протестов?

Главный двигатель протестов — профсоюз Всеобщая конфедерация труда (CGT). Она вторая по количеству членов. Впрочем, это лишь 3% всех рабочих во Франции.

Как отмечает Bloomberg, она происходит из французской Компартии. Ее также поддерживает профсоюз Force Ouvriere, который является третим по численности и еще пять меньших.

Зато первый по численности профсоюз Французская демократическая конфедерация труда (CFDT) поддерживает планы правительства. На ее стороне также профсоюз CFE-CGC, объединяющий в основном "белых воротничков" — менеджеров и т.п.

Как относятся к забастовкам сами французы?

Согласно опросу, проведенному компанией Ifop для газеты Journal du Dimanche, протесты поддерживает 46% французов. Еще 40% желает, чтобы правительственный законопроект был изменен.

Опрос компании Odoxa для газеты Le Parisien свидетельствует, что 61% французов считает ответственным за рост жесткости протестов правительство. Еще 37% говорит, что это безответственность радикальных объединений. Две трети опрошенных считает, что правительство плохо справляется с ситуацией.

Интересно, что опрос Ifop показывает, что французы не доверяют и радикальному лидеру CGT Филиппу Мартинесу.

Или может из-за протестов сорваться проведение Евро-2016?

Правительство уверяет, что чемпионат все равно состоится. Полным ходом проводятся антитеррористические учения.

Профсоюз CGT другого мнения. Она прямо заявила, что в случае, если правительство не прислушается к требованиям участников протестов, они сорвут Евро-2016. И готовит массовые акции протесты во всех 10 городах, где будут проходить матчи.

В чем причина непопулярности правительства?

Франсуа Олланд пришел к власти как представитель Социалистической партии. Именно социалисты ввели в начале 2000-х годов жесткое трудовое законодательство, которое теперь пытается изменить Олланд, премьер-министр Мануэль Вальс и автор реформы — министр труда Мириам эль-Хомри.

В начале своего правления Олланд вел себя как типичный левый. Например, ввел 75% налог на сверхдоходы. Это привело к тому, что несколько французских богачей взяли себе бельгийское гражданство, чтобы избежать его уплаты.

Теперь Олланд больше похож на лоббиста интересов бизнеса . В 2014 году премьер Мануэль Вальс снизил размер отчислений в фонд зарплаты и налог на доходы. Фактически Олланд и его правительство предали профсоюзных лидеров, которые поддерживали его на выборах в 2012 году.

Пытается ли правительство договориться с участниками протестов?

Да. Как считает газета Journal du Dimanche, профсоюзам могут пойти на уступки, но такие, которые не касаются трудового законопроекта.

Премьер-министр Мануэль Вальс 26 мая заявил, что могут быть модификации и улучшения, но не уточнил, какие именно. Отзыв законопроекта невозможен, подчеркнул он. Президент Олланд заявил, что продолжит свой курс, потому что уверен в правильности реформ.

Почему протестам радуются в России?

Российская пропаганда освещает протесты с акцентом на угрозу Евро-2016. Их злорадство имеет простое объяснение — из-за допингового скандала и расследования в отношении взяток руководству ФИФА под угрозой оказался их собственный чемпионат Евро-2018.

А "Первый канал", освещая протесты, успел попасть в международный скандал.

Журналист кисельовського телеканала в своем сюжете выдал протесты против трудового законодательства за протесты евроскептиков против мигрантов. Он исказил в переводе слова людей, у которых брал интервью.

В передачи Le Petit Journal, что выходит на Canal+, по косточкам разобрали сюжет россиян и поговорили со всеми его героями. Киселев в ответ сделал вид, что все нормально. "Мы действительно иногда пропускаем заусеницы", — прокомментировал он ситуацию газете "Коммерсант".

Чем могут закончиться протесты?

Есть шансы, что большинство французов скоро переключатся на футбол и потеряют интерес к бастующим, считает BBC . Также профсоюзы рискуют нарваться на гнев публики, если сорвут футбольный чемпионат и продолжат вызывать нехватку топлива на заправках.

Снижению эффективности забастовок способствует законодательная норма, принятая в 2007 году. Она обязывает работников общественного транспорта во время протестов оставлять минимально необходимый для работы персонал. С тех пор забастовки вызывают неудобства, но не полный транспортный коллапс.

Как отмечает Bloomberg, нынешние протесты менее масштабные, чем те, что происходили в предыдущие годы из-за падения популярности профсоюзов. И это также играет в пользу правительства. Поэтому многие бизнес-аналитики прогнозируют, что реформа все-таки состоится.

В субботу во Франции началась серия акций протестов автомобилистов, прозванных «желтыми жилетами» за то, что выходящие на дорогу с протестами люди надевают светоотражающие автомобильные жилеты. Протестующие вышли на дороги во многих регионах страны - Марселе, Тулузе, на парижской кольцевой дороге, в Нормандии и Бретани и других регионах страны, передает Le Figaro.

По данным МВД Франции, по состоянию на утро в республике проходит более 1 тыс. акций автомобилистов, в которых участвуют более 50 тыс. человек. Об этом сообщает газета Le Monde. Никаких стратегически важных дорожных путей перекрыто не было, подчеркнул министр внутренних дел Кристоф Кастанер. Между тем в департаменте Савойя на юго-востоке Франции скончался протестующий. Его сбила женщина, которая везла свою дочь к доктору. Когда по окну ее авто начали стучать манифестанты, водитель запаниковала и въехала в толпу протестующих. Сейчас женщина находится в отделе полиции в состоянии шока, ее допросят полицейские.

Всего в результате наездов и других инцидентов в ходе протестов пострадали порядка 17 человек, включая полицейского, который был ранен в столкновении с разгневанными автомобилистами, передает телеканал BFMTV.

Новый вид протестов

Французы, выступающие против повышения цен на топливо, планировали организовать около 1,5 тыс. акций протеста по всей Франции, сообщало накануне AFP со ссылкой на неназванные источники в полиции. Манифестанты не координируют свои действия в рамках единой структуры, как обычно это происходит во Франции, а общаются через социальные сети. Поэтому понять, где и в каком количестве соберутся манифестанты, сложно, утверждали правоохранители. По их словам, это обстоятельство усложняло принимать меры для контроля за ситуацией. Существует серьезный риск перекрытия протестующими дорог в разных регионах и, как следствие, транспортного паралича Франции, передавал французский телеканал BFM TV.

Как указывает газета Libération, у движения автомобилистов нет единого лидера и оно было организованно спонтанно через социальные сети, включая Facebook. В качестве одного из главных участников движения «желтых жилетов» французские СМИ упоминают Присциллу Людоски, предпринимателя c cевера страны. Ее обращение с призывом понизить цены на топливо собрало более 750 тыс. подписей. «Государство не должно забывать, что работает на простых людей, а не на лоббистов», - сказала Людоски в интервью газете Le Parisien. - Нельзя требовать от людей, чтобы они перестали пользоваться своими машинами и на следующий день взяли кредит на покупку электромобилей, которые, кстати, тоже загрязняют окружающую среду».

Министерство внутренних дел выделит дополнительно 30 отрядов быстрого реагирования, чтобы поддержать региональные силы правопорядка. МВД и Министерство транспорта будут тесно координировать свои действия, чтобы избежать трудностей при перемещениях по стране, уточняет Le Figaro. Власти не позволят протестующим нарушать права других граждан и их свободу передвижения, и полиция готова предотвратить такие попытки, заверил глава МВД Кристоф Кастанер. Правительство уважает право граждан на протест, но блокировать дороги недопустимо, подтвердил ​премьер-министр республики Эдуар Филипп.

Почему протестуют французы

Согласно планам правительства, в следующем году налог на дизельное топливо вырастет на 6,5%, а на бензин - на 2,9%. Такие действия власти предпринимают с целью борьбы с загрязнением атмосферы. «Еще в ходе президентской кампании мы говорили о намерениях прогрессивно повышать налог на бензин, а следовательно, на углероды, и таким образом будем препятствовать загрязнению окружающей среды», - объяснил позицию правительства премьер Эдуар Шарль Филипп (цитаты по Le Monde).

За последний год цены на бензин во Франции выросли на 10–15%, передает радио RFI. Наиболее популярное в стране дизельное топливо подорожало на 24%, сейчас стоимость литра часто превышает €1,6. В среднем по стране стоимость литра бензина SP-95 (примерный аналог АИ-95) и дизельного топлива составляет €1,48.

Президент Эмманюэль Макрон защищает решение повысить налоги. «Люди выступают против налогов на топливо, но призывают бороться с загрязнением окружающей среды из-за того, что их дети страдают от болезней», - обратил внимание президент. Макрон также напомнил, что цена бензина на 70% зависит от цен на нефть. ​

Введение экологического налога стоит рассматривать в контексте более масштабных преобразований Макрона, сказал РБК ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. Реформы президента затрагивают сферы социального страхования, образования, рынка труда, больниц и пенсий, напомнил эксперт. Кроме того, уточнил Федоров, эти изменения проводятся на фоне сокращения государственных расходов, чтобы снизить дефицит бюджета страны. «В целом такой комплекс мер привел к недовольству политикой Макрона в разных слоях населения, включая пенсионеров и госслужащих, - сказал Федоров. - Повышение налога на топливо, которое ударило по карману обычных французов, особенно в провинции, где люди чаще пользуются автомобилями, стало спусковым крючком новой волны протестов».

Как скажутся протесты на имидже Макрона

Протесты проходят на фоне падения рейтинга президента. Согласно опросу, подготовленному компанией YouGov для издания Huffington Post, положительно оценивает деятельность главы республики 21%. Негативное отношение к Макрону демонстрирует 61% французов - рекордно высокий показатель за полтора года его президентства, отмечается в исследовании, опубликованном 1 ноября.

В интервью телеканалу CNN Макрон отстаивает избранный им курс. По мнению президента, предлагаемые реформы могут быть непопулярными, однако являются необходимыми для Франции. «Меня избрали потому, что все мои предшественники или не смогли провести эти реформы, или даже не попытались их провести, - сказал он. - Я убежден, что в конце концов французы начнут постепенно осознавать смысл того, что мы делаем, и что это вносит позитивный вклад в развитие страны».

Макрон вложил много сил в реализацию реформ, и обратить этот курс вспять уже не представляется возможным, убежден Сергей Федоров. Опасность для президента сегодня представляют не только уличные протесты, но и возможное неудачное выступление на выборах в Европейский парламент в мае 2019 года. «Французы, вероятно, используют это голосование как возможность выразить протест действиям властей, а это ударит по планам Макрона по ускорению европейской интеграции», - пояснил Федоров. И указал, что свое представительство в Европарламенте на следующих выборах могут увеличить ультраправые партии, оппонирующие курсу французского лидера.

забастовок железнодорожников, решается судьба президента. Во всяком случае, так считают эксперты. Протестующие выступают против реформы отрасли и отмены льгот. Эммануэль Макрон же заявил, что реформе – быть. О рельсовой войне рассказал корреспондент «МИР 24» Роман Гальперин.

Лионский вокзал – один из шести крупнейших железнодорожных терминалов Франции. В будни тут не протолкнуться, однако последние три недели под сводами транспортного хаба можно услышать пение птиц. Лишь изредка в терминал заходят локомотивы. Отменена большая часть скоростных и региональных поездов, а также пригородных электричек. Железнодорожники не выходят на работу. Причина забастовки – реформа железных дорог.

«Уважаемые коллеги, мы собрались здесь, чтобы наши железные дороги стали важным инструментом нашей повседневной мобильности, служили согражданам, нашим пассажирам, чтобы мы могли снова гордиться государственной службой железных дорог. Поэтому я приглашаю вас голосовать за эту железнодорожную реформу», – заявила член парламента Франции Лауриан Росси.

Правительство отменило монополию госкомпании, но главное – лишило железнодорожников некоторых льгот, таких, например, как досрочный выход на пенсию. В ответ профсоюзы пообещали бастовать каждую неделю, а пассажиры пересели на альтернативный транспорт.

«Что ж, я уверен, у каждой стороны есть своя правда. Но что в результате? Всеобщее неудобство», – сказал местный житель.

«Да я понимаю мотивы забастовки, но разве это необходимо? Разве у них маленькие зарплаты или льготы? Они большие», – подчеркнул местный житель.

Непонимание выплеснулось и за пределы вокзалов: нет пассажиров – нет клиентов. Владельцы ресторанов, которые расположены вблизи парижских железнодорожных терминалов, жалуются на убытки. Из-за забастовки их столики пустуют, а вместе с ними тает и прибыль заведений.

«Большая часть нашей деятельности связана с Лионским вокзалом в Париже. Наши клиенты – это люди, которые прибывают на поезде и уезжают на поезде. Поэтому, когда нет поездов, клиентов тоже нет», – отметил менеджер ресторана Франк Паки.

Железнодорожная забастовка собрала вокруг себя массу других недовольных. За последний месяц во Франции протестовали уборщики мусора, сотрудники аэропортовых служб, студенты. Даже жители деревни Бюре с населением 82 человека накануне швыряли камни в полицию. Они недовольны, что рядом с их домами собираются построить хранилище ядерных отходов.

С 2011 года Европейский союз принял уже четыре пакета законов о реформе железнодорожной отрасли. Ее провели все соседние с Францией страны.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Женщины идут сквозь дым от слезоточивого газа в Париже

Французское правительство и профсоюзы зашли в тупик в обсуждении нового трудового законодательства, поэтому для Парижа снова настало время протестов. В эти дни политика - главная тема разговоров в магазинах и за обедом, пишет корреспондент Би-би-си Джоанна Робертсон.

У Жозиан Бертран маленький семейный бизнес: магазинчик мясной кулинарии, где продаются колбасы, свиные рульки, паштеты и студень из поросячьих пятачков.

Как утверждает Жозиан, ее ветчина - лучшая в Париже, покупатели ежедневно выстраиваются к ней в длинную очередь.

Несмотря на бесконечный дождь - среди прочих бед, сейчас во Франции еще и наводнения, у кулинарии собирается общительная толпа, в которой то и дело слышны оживленные разговоры о забастовках.

Если верить редакционным статьям Le Monde, диалоги в очередях довольно точно отражают царящие в стране настроения. Мнения делятся примерно пополам - на тех, кто поддерживает новое трудовое законодательство, и тех, кто против него возражает.

Филиппу 28 лет. У него есть то, что многие французы называют работой мечты. Он - чиновник местного совета, государственный служащий.

На такой работе можно проработать всю жизнь: стабильная зарплата и четко оговоренные условия труда, строго нормированный рабочий день, хорошая пенсия, щедрый отпуск.

Таким образом, многие молодые французы вовсе не мечтают изменить мир - создавать нечто новое, творить, исследовать. В условиях, когда индивидуальная трудовая деятельность сопряжена со множеством трудностей, а система налогообложения делает ее невыгодной, они мечтают о том, чтобы стать стабильными бюрократами.

Правообладатель иллюстрации AP

Филипп знает, что ему повезло, и он против любых перемен.

"Я счастлив. Я знаю точно, чем я занимаюсь сейчас и чем буду заниматься через 40 лет с хорошей пенсией", - говорит он.

Элеоноре слегка за 40, она учитель средней школы. У нее четверо детей, двое из них танцуют вокруг магазина, пока мама стоит в очереди.

Учитель - тоже стабильная работа с щедрыми государственными гарантиями и компенсациями. Однако она всецело поддерживает перемены.

"Это не может больше продолжаться. На каждого человека как я, есть двадцать или больше таких, у которых совсем нет надежды", - говорит Элеонора.

Четверть французов младше 25, многие из которых имеют высокую квалификацию, - безработные.

Многие из них - выходцы из иммигрантских семей, и это делает их шансы на трудоустройство еще более призрачными.

На президентских выборах 2012 года эти люди голосовали за Франсуа Олланда, который обещал покончить с безработицей в стране.

Правообладатель иллюстрации AFP

Сегодня Олланд дает новые обещания, которые ставят под угрозу его дальнейшую политическую карьеру: он пойдет на перевыборы следующей весной только в том случае, если сумеет добиться сокращения безработицы. Довольно смелый шаг для президента, чьи действия одобряет лишь 14% населения страны, раздираемой трудовыми конфликтами.

Реформа трудового законодательства Франции, основные пункты:

  • 35-часовая рабочая неделя остается, но в качестве среднего показателя.
  • Компании могут договариваться с местными профсоюзами о более короткой или более длинной рабочей неделе. Но она не должна быть больше 46 часов.
  • Компаниям предоставляются более широкие права снижать зарплату.
  • Закон смягчает условия увольнения работников, которые во Франции сильно зарегулированы.
  • Правительство надеется, что компании будут более охотно принимать на работу сотрудников, если они будут знать, что смогут их уволить в случае необходимости сокращения производства.
  • Работодателям дадут больше возможностей обсуждать с работниками их отпуска, в том числе отпуск по беременности и по случаю свадьбы, которые также жестко регулируются законом.

__________________________________________________________________

Вместе с премьер-министром страны Мануэлем Вальсом и главой федерации работодателей Medef Пьером Гаттасом Олланд выступает против объединенной мощи двух крупнейших в стране профсоюзов.

Предлагаемый на рассмотрение законопроект содержит более 500 страниц. Он призван упростить и либерализовать действующий французский Трудовой кодекс, насчитывающий 3689 страниц, - лабиринт, полный ловушек для работодателей.

Профсоюзы не хотят даже вести переговоры до тех пор, пока законопроект не будет отозван из парламента. Президент и его союзники отказываются внести в предложенный к обсуждению документ даже малейшие правки.

"Это хороший закон, хороший для Франции", - говорит Олланд. Результат? Полный тупик, бесконечная забастовка.

После часа дня на застекленной террасе популярного ресторана на бульваре Монпарнас все стихает. Дорожное движение останавливается, появляются кордоны спецназа, за ними следуют бронированные фургоны. Над головой слышится рокот вертолетов.

Правообладатель иллюстрации EPA

В отдалении с криками и ревом появляются демонстранты. Шум становится оглушительным. Спецназ занимает позиции. Официант Фредерик временно закрывает двери на замок, и обедающие на террасе оказываются заперты в некоего рода прозрачной гастрономической витрине, на фоне запеченной на гриле рыбы, бутылок вина и ассорти из десертов.

Мимо по бульвару, заглядывая внутрь, проходят сотни участников протестов - кто-то марширует, кто-то фланирует, некоторые танцуют под музыку, рвущуюся из динамиков с сопровождающей демонстрантов платформы.

Изнутри наружу глядят граждане, застигнутые за ланчем, отпускают комментарии по поводу демонстрантов. Те, в свою очередь, приветливо им машут. За трапезой поддерживается оживленная беседа: "Ну, вот опять...", "Как на этот раз все закончится?", а также самокритичные комментарии вроде "Любим же мы, французы, протестовать..."

Наконец стихает музыка, последние митингующие удаляются прочь, оставляя за собой улицу, усыпанную мусором. Фредерик отпирает двери. Разговоры от политики возвращаются к темам личным.

Аналогичные реформы трудового законодательства были проведены в Италии и Испании. Германия сделала это много лет назад, безработица там составляет 5% - чуть ли не вполовину меньше, чем во Франции, которая, по мнению некоторых аналитиков, остается "последним бастионом европейского социализма в духе XX века".